Нантский эдикт
( Нантский эдикт французский : édit de Nantes ) был подписан в апреле 1598 года королём Генрихом IV и предоставил -кальвинистам протестантам Франции, также известным как гугеноты , значительные права в нации, которая была преимущественно католической .
Поддерживая католицизм как установленную религию и требуя восстановления католического богослужения в тех местах, где оно утратило силу, [1] : 721 он предоставил религиозную терпимость протестантским гугенотам, которые вели долгую и кровавую борьбу за свои права во Франции. Основное содержание было: [2] [3]
- Свобода совести и право исповедовать свою религию (протестантизм) в определенных городах и поселках по всей Франции.
- Право занимать государственные должности, включая право работать судьями и администраторами, без необходимости отказываться от своей религии.
- Право содержать свои собственные школы и университеты и получать для них государственное финансирование.
- Право укреплять свои города и поселки для собственной защиты.
- Право содержать свои собственные вооруженные силы (известные как «гугенотское ополчение»), которые должны были оплачиваться французским правительством.
- Право заниматься определенными специальностями и профессиями, включая производство и продажу текстиля и оружия.
- Право свободно передвигаться по Франции, не подвергаясь обыскам или конфискации своего имущества.
- Право хоронить своих умерших на собственных кладбищах.
Нантский эдикт помог положить конец религиозным войнам во Франции, которые бушевали десятилетиями. Это также гарантировало, что протестантское меньшинство во Франции будет иметь определенную религиозную и политическую свободу, и помогло сделать Францию более толерантным и плюралистическим обществом. Однако в конечном итоге Указ был отменен королем Людовиком XIV в 1685 году, что привело к массовому исходу гугенотов из Франции и потере талантов и ресурсов для страны.
В этом указе Генрих стремился в первую очередь способствовать гражданскому единству. [а] Указ отделил гражданское единство от религиозного, впервые рассматривал некоторых протестантов как нечто большее, чем просто раскольников и еретиков, и открыл путь секуляризму и толерантности. Предлагая людям общую свободу совести , указ предлагал протестантам множество конкретных уступок, таких как амнистия и восстановление их гражданских прав , включая право работать в любой области, даже на благо государства, и подавать жалобы напрямую. королю. Это успешно ознаменовало конец французских религиозных войн , поразивших Францию во второй половине 16 века.
, Сен-Жерменский эдикт обнародованный 36 годами ранее Екатериной Медичи , предоставил ограниченную терпимость к гугенотам, но был отодвинут на второй план событиями, поскольку он не был официально зарегистрирован до резни в Васси 1 марта 1562 года, которая вызвала первую из Религиозные войны во Франции.
Эдикт Фонтенбло , отменивший Нантский эдикт в октябре 1685 года, был обнародован Людовиком XIV, внуком Генриха IV. Этот акт вызвал исход протестантов и усилил враждебность протестантских стран, граничащих с Францией.
Фон
[ редактировать ]Указ был направлен прежде всего на то, чтобы положить конец длительным французским религиозным войнам . [б]
У короля Генриха IV также были личные причины поддержать указ. До вступления на престол в 1589 году он поддерживал протестантизм и оставался сочувствующим протестантскому делу. Широко распространено мнение, что он обратился в католицизм в 1593 году только для того, чтобы закрепить за собой положение короля. Указу удалось восстановить мир и внутреннее единство Франции , но он не удовлетворил ни одну из сторон. Католики отвергли очевидное признание протестантизма как постоянного элемента французского общества и все еще надеялись обеспечить религиозное единообразие. Протестанты стремились к полному паритету с католиками, чего указ не предусматривал. Джордж А. Ротрок писал: «Толерантность во Франции была королевской идеей, и религиозное урегулирование зависело от постоянной поддержки короны». [4]
Восстановление королевской власти во Франции требовало внутреннего мира, основанного на ограниченной терпимости, навязанной короной. Поскольку королевские войска не могли находиться повсюду, гугенотам нужно было предоставить строго ограниченные возможности самообороны. [4]
Условия
[ редактировать ]Нантский эдикт, подписанный Генрихом IV, состоял из четырех основных текстов, в том числе основного текста, состоящего из 92 статей, который в значительной степени был основан на неудачных мирных договорах, подписанных во время недавних войн. В указ также вошли 56 «частных» (секретных) статей, касающихся прав и обязанностей протестантов. Например, французское государство гарантировало защиту французских протестантов, выезжающих за границу, от инквизиции . «Это меня распинает», - возразил Папа Климент VIII , услышав об указе. Последние две части состояли из бреветов ( патентных грамот ), которые содержали военные статьи и пастырские статьи. Оба бревета были отозваны Людовиком XIII в 1629 году после последней религиозной гражданской войны.
на две буквы Патент [5] Дополняя указ, он предоставил протестантам безопасные убежища ( места безопасности ), которые представляли собой военные опорные пункты, такие как Ла-Рошель , на поддержку которой король платил 180 000 экю в год, а также еще 150 экстренных фортов ( места убежища ), которые должны были быть содержался за счет гугенотов. Подобный акт терпимости был необычен для Западной Европы . [с] где стандартная практика заставляла подданных следовать религии своего правителя в соответствии с принципом cuius regio, eius religio .
Хотя указ предоставил гугенотам определенные привилегии , он поддержал положение католицизма как официальной религии Франции. Протестанты не получили освобождения от уплаты десятины. [д] и должен был уважать католические праздники и ограничения, касающиеся брака. Власти ограничили протестантскую свободу вероисповедания определенными географическими районами. Указ касался только сосуществования протестантов и католиков и не упоминал евреев или мусульман , которым было предложено временное убежище во Франции, когда марраны и мориски были изгнаны из Испании. [и]
Первоначальный акт, обнародовавший указ, исчез. В Национальном архиве Парижа хранится только текст более короткого документа, измененного благодаря уступкам, полученным от короля духовенством и Парижским парламентом , которые отложили десять месяцев, прежде чем окончательно подписали и скрепили печатью документ в 1599 году. Копия первого эдикт, отправленный на хранение в протестантскую Женеву , сохранился. Провинциальные парламенты воспротивились этому указу. Самым непокорным из них был Руанский парламент , безоговорочно зарегистрировавший эдикт только в 1609 году. [7]
Место подписания неизвестно. В самом указе просто говорилось, что он «дан в Нанте в апреле месяце от Рождества Христова одна тысяча пятьсот девяносто восьмой год». К концу 19 века католическая традиция [8] В качестве примера можно привести подписание соглашения в Maison des Tourelles, доме преуспевающего испанского торговца Андре Руиса, который был разрушен бомбардировками во время Второй мировой войны .
отзыв
[ редактировать ]Эдикт остался неизменным по сути и был зарегистрирован парламентами как «основной и безотзывный закон», за исключением бреветов , которые были предоставлены сроком на восемь лет и были продлены Генрихом в 1606 году и в 1611 году Марией де Медеси , который подтвердил Указ через неделю после убийства Генриха, успокоив протестантские опасения перед новой резней в День Святого Варфоломея . Субсидии постепенно сокращались по мере того, как Генрих получал больший контроль над страной. [9] По Монпельескому миру 1622 года, завершившему восстание гугенотов в Лангедоке, укрепленные протестантские города были сокращены до двух: Ла-Рошели и Монтобана . Бреветы Людовиком были полностью отменены в 1629 году XIII после осады Ла-Рошели , во время которой кардинал Ришелье блокировал город на четырнадцать месяцев.
В течение оставшейся части правления Людовика XIII, и особенно в период меньшинства Людовика XIV, исполнение Эдикта менялось из года в год, выражаясь в декларациях и приказах, а также в решениях Совета, колеблясь в зависимости от тенденций внутренней политики и политических событий. Отношения Франции с зарубежными державами. [10]
В октябре 1685 года Людовик XIV , внук Генриха IV, отказался от Эдикта и объявил протестантизм незаконным Эдиктом Фонтенбло . Этот акт, обычно называемый « отменой Нантского эдикта », имел очень разрушительные последствия для Франции. Хотя религиозные войны не возобновились, продолжались интенсивные преследования протестантов. Всем протестантским священникам было дано две недели на то, чтобы покинуть страну, если они не перейдут в католицизм, а всем остальным протестантам было запрещено покидать страну. Несмотря на запрет, возобновившиеся преследования, в том числе многочисленные примеры пыток, привели к тому, что около 400 000 человек бежали из Франции, рискуя своей жизнью. [11] [12] Большинство переехало в Великобританию , Пруссию , Голландскую Республику , Швейцарию , Южную Африку , а также в новые французские колонии и Тринадцать колоний в Северной Америке. [13] Некоторые переехали в Данию, где город Фредерисия , опустошенный после шведского завоевания в 1656 году, нуждался в новых поселенцах, а специальный пункт городского постановления позволял протестантам, кроме лютеран, жить в городе. [14] Этот исход лишил Францию многих наиболее квалифицированных и трудолюбивых людей. [ нужна ссылка ] некоторые из них впоследствии помогали соперникам Франции в Нидерландах и Англии. Отмена Нантского эдикта также еще больше повредила восприятию Людовика XIV за рубежом, сделав протестантские страны, граничащие с Францией, более враждебными по отношению к его режиму. После отмены указа Фридрих Вильгельм, курфюрст Бранденбурга, издал Потсдамский эдикт , который поощрял протестантов приезжать в Бранденбург-Пруссию .
Свобода вероисповедания и гражданские права некатоликов во Франции не были восстановлены до подписания Версальского эдикта , также известного как Эдикт о терпимости , Людовиком XVI 102 года спустя, 7 ноября 1787 года. Этот указ был принят парламентом. два месяца спустя, менее чем за два года до конца « Старого режима» и Декларации прав человека и гражданина 1789 года полностью устранили религиозную дискриминацию во Франции. [15]
Перевод избранных отрывков
[ редактировать ]Вот основные и наиболее важные положения эдикта, обнародованного в Нанте, Бретань, вероятно, 30 апреля 1598 года: [16]
Анри, милостью Божией король Франции и Наварры, всем, кому приходят эти подарки, приветствие:
Среди бесконечных благ, которые Богу угодно было излить на нас, самым знаменательным и драгоценным является то, что Он даровал нам силу и способность противостоять ужасным беспорядкам и бедам, которые преобладали во время нашего пришествия в это Царство. Царство было настолько раздирано бесчисленными фракциями и сектами, что число наиболее легитимных партий было наименьшим. Бог дал нам силы противостоять этой буре; мы наконец преодолели волны и сделали нашу безопасную гавань — мир для нашего государства. За что ему да будет слава во всем, а нам - свободное признание Его благодати в использовании наших средств в добром деле... Мы умоляем и ожидаем от Божественной Доброты той же защиты и благосклонности, которую Он когда-либо даровал. в это царство с самого начала....
Этим вечным и бесповоротным указом мы установили и провозгласили и устанавливаем и провозглашаем:
I. Во-первых, что воспоминания обо всем, что было сделано той или иной партией между мартом 1585 года и нашим восшествием на корону, а также в течение всего предшествующего периода смут, остаются стертыми и забытыми, как будто ничего подобного никогда не случалось. ....
III. Мы постановляем, что католическая, апостольская и римская религия должна быть восстановлена и восстановлена во всех местах и местностях нашего королевства и стран, находящихся под нашей властью, где ее осуществление было прервано, чтобы ее можно было исповедовать мирно и свободно. , без каких-либо проблем и препятствий; категорически запрещая всем лицам, любого сословия, качества или положения беспокоить, приставать или беспокоить священнослужителей во время совершения богослужения, пользования или сбора десятины, плодов или доходов от их бенефициаров, а также всех других прав и принадлежащие им взносы; и что все те, кто во время смуты завладел церквями, домами, имуществом или доходами, принадлежащими указанным священнослужителям, должны передать им все владение и мирное пользование такими правами, свободами и поручительствами, которые они имели до того, как были лишены из них....
VI. И чтобы не оставлять повода для беспокойств или разногласий между нашими подданными, мы разрешили и настоящим разрешаем представителям указанной религии, называемым реформатскими, жить и проживать во всех городах и местах этого нашего королевства и стран, находящихся под нашим влиянием, не раздражаясь, не приставая и не принуждаясь делать что-либо в отношении религии вопреки своей совести... при условии, что они будут вести себя в других отношениях согласно тому, что содержится в этом нашем нынешнем указе.
VII. Всем лордам, джентльменам и другим лицам, исповедующим указанную религию, называемую реформатской, и обладающим правом высшего правосудия [или определенным феодальным владением], разрешено исповедовать указанную религию в своих домах...
IX. Мы также разрешаем исповедующим указанную религию совершать и продолжать ее исповедовать во всех деревнях и местах нашего владения, где она была основана ими и публично пользовалась несколько раз в 1597 году, до конца месяца. августа, несмотря на все указы и постановления об обратном...
XIII. Мы категорически запрещаем всем представителям указанной религии ее осуществление, как в отношении служения, регулирования, дисциплины или публичного обучения детей, так и в других целях в этом нашем королевстве и землях наших владений, кроме как в разрешенных местах. и предоставлено настоящим указом.
XIV. Запрещается также выполнять какие-либо функции указанной религии при нашем дворе или свите, или в наших землях и территориях за горами, или в нашем городе Париже, или в пределах пяти лье от указанного города...
XVIII. Мы также запрещаем всем нашим подданным, любого качества и состояния, увозить силой или уговорами, против воли их родителей, детей указанной религии, чтобы добиться их крещения или конфирмации в Католической Апостольской и Римская церковь; и то же самое запрещено исповедующим указанную религию, называемую реформатской, под страхом особо строгого наказания...
XXI. Книги, касающиеся указанной религии, называемой реформатской, не могут печататься и публично продаваться, за исключением городов и мест, где разрешено публичное исповедание указанной религии.
XXII. Мы постановляем, что не должно быть никаких различий или различий в отношении указанной религии при приеме учеников для обучения в университетах, колледжах и школах; ни в приеме больных и бедных в больницы, приюты и общественные благотворительные организации.
См. также
[ редактировать ]- Эдикт толерантности
- Свобода религии
- Мишель де Лопиталь , предшественник политики Генриха IV
- Вервинский мир
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1898 году отмечалось трёхсотлетие этого указа как основы наступающей Эры Терпимости; юбилей 1998 года, напротив, был отмечен выпуском книги эссе под названием « Сосуществование в нетерпимости» (Мишель Гранжан и Бернар Руссель, редакторы, Женева, 1998).
- ^ Подробный хронологический отчет о переговорах, которые привели к обнародованию Указа, был предложен Джанин Гарриссон, L'Édit de Nantes: Chronique d'une paix attue (Париж: Fayard) 1998.
- ↑ Для Восточной Европы см. « Фирман Мехмеда II о свободе боснийских францисканцев или Варшавской Конфедерации» .
- ↑ Король согласился поддержать протестантских министров в качестве частичной компенсации.
- ↑ Постановление от 22 февраля 1610 г. предусматривало, что беженцы должны поселиться к северу от Дордони , в безопасном месте от манипуляций испанских агентов, и принять католическую веру; тем, кто не желал этого сделать, было предоставлено право прохода во французские порты на Средиземном море, чтобы сесть на корабль в Барбарию . [6] К моменту приказа Генрих IV был убит. публикации
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Луальди, Кэтрин Дж. (2004). «Настойчивость в вере: католическое богослужение и общинная идентичность после Нантского эдикта» . Журнал шестнадцатого века . 35 (3): 717–734. дои : 10.2307/20477042 . ISSN 0361-0160 . JSTOR 20477042 .
- ^ Джеффри Трежер, Гугеноты (Йельский университет, 2015), стр. 226–229.
- ^ Чарльз Тайлор. Гугеноты в семнадцатом веке (1892), стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б Джордж А. Ротрок-младший , «Некоторые аспекты ранней политики Бурбонов в отношении гугенотов» Church History 29 .1 (март 1960: 17–24), с. 17.
- ^ Тексты, опубликованные в Benoist 1693 I: 62–98 (отмечено Ротроком).
- ^ LP Харви, Мусульмане в Испании, с 1500 по 1614 год , 2005:318.
- ^ Ротрок 1960:23, примечание 6.
- ↑ Сообщено в Бедекере, Северная Франция , 1889 г.
- ^ Точка зрения, высказанная Ротроком 1960:19.
- ^ Рут Кляйнман, «Изменение интерпретации Нантского эдикта: административный аспект, 1643–1661» Французские исторические исследования 10.4 (осень 1978: 541–71.
- ^ «Справочники по истории Интернета» . www.fordham.edu .
- ^ Морисон, Сэмюэл Элиот (1972). Оксфордская история американского народа . Нью-Йорк: Наставник . стр. 220 . ISBN 0-451-62600-1 .
- ^ См . Историю французов в Луисвилле .
- ^ Городское постановление от 11 марта 1682 г.
- ↑ Энциклопедия эпохи политических идеалов, Версальский эдикт (1787 г.). Архивировано 14 июля 2012 г. на Wayback Machine , загружено 29 января 2012 г.
- ↑ Путеводитель по истории, Нантский эдикт (1598 г.). Архивировано 24 сентября 2018 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]Источником, которому следуют большинство современных историков, является беженца-гугенота Эли Бенуа » «Histoire de l'édit de Nantes , 3 тома. (Делфт, 1693–95). Э.Г. Леонар посвящает главу Нантскому эдикту в своей «Истории протестантизма» , 2 тома. (Париж) 1961:II:312–89.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алкок, Энтони. История защиты региональных культурных меньшинств в Европе: от Нантского эдикта до наших дней (Springer, 2000). [ ISBN отсутствует ]
- Баумгартнер, Фредерик Дж. «Католическая оппозиция Нантскому эдикту, 1598–1599». Библиотека гуманизма и Возрождения 40.3 (1978): 525–536. онлайн
- Кавендиш, Ричард. «Нантский эдикт». История сегодня 48.4 (1998): 35+.
- Шампо, Грегори. «Пуатье-эдикт и Неракский договор, или два шага к Нантскому эдикту». Журнал шестнадцатого века (2001): 319–334. онлайн
- Дэвис, Стивен М. Французские гугеноты и религиозные войны: три столетия сопротивления свободе совести (2021) [ ISBN отсутствует ]
- Гринграсс, Марк. «Нантский эдикт (1598 г.)». в Справочнике «Мир в Европе раннего Нового времени» (2021): 897–910. онлайн на английском языке [ постоянная мертвая ссылка ]
- Кляйнман, Рут. «Изменение интерпретации Нантского эдикта: административный аспект, 1643–1661». Французские исторические исследования 10.4 (1978): 541–571 онлайн.
- Герсон, Ноэль Б. Нантский эдикт (Гроссет и Данлэп, 1969) [ ISBN отсутствует ]
- Луальди, Катарина Дж. «Упорство в вере: католическое богослужение и общинная идентичность после Нантского эдикта». Журнал шестнадцатого века (2004): 717–734. онлайн
- Орсибаль, Жан. «Людовик XIV и Нантский эдикт». в «Людовике XIV и абсолютизме» (Palgrave Macmillan, 1976), стр. 154–176. [ ISBN отсутствует ]
- Парсонс, Джотэм, изд. Нантский эдикт: пять эссе и новый перевод (Национальное общество гугенотов, 1998).
- Пью, Вильма Дж. «Социальное обеспечение и Нантский эдикт: Лион и Ним». Французские исторические исследования 8.3 (1974): 349–376. онлайн
- Сазерленд, Никола М. «Корона, гугеноты и Нантский эдикт». в книге «Связь с гугенотами: Нантский эдикт, его отмена и ранняя миграция французов в Южную Каролину» (Springer, Dordrecht, 1988), стр. 28–48. [ ISBN отсутствует ]
- Сазерленд, Никола Мэри. «Гугеноты и Нантский эдикт 1598–1629 гг.». в «Гугенотах в Британии и их французском происхождении», 1550–1800 (Palgrave Macmillan, 1987), стр. 158–174. [ ISBN отсутствует ]
- Сокровище, Джеффри. Гугеноты (Йельский университет, 2015) [ ISBN отсутствует ]
- Тайлор, Чарльз. Гугеноты в семнадцатом веке: включая историю Нантского эдикта, от его вступления в силу в 1598 году до его отмены в 1685 году (1892 г.)
- Уилан, Рут. Толерантность и религиозная идентичность: Нантский эдикт и его последствия во Франции, Великобритании и Ирландии (2003 г.) [ ISBN отсутствует ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Нантским эдиктом , на Викискладе?
- Нантский эдикт. Архивировано 14 декабря 2012 г. в Wayback Machine.
- Нантский эдикт. Архивировано 16 сентября 2018 г. в Wayback Machine. Рукопись и французская транскрипция Нантского эдикта.
- Нантский эдикт с его секретными статьями и бреветами, перевод Джотама Парсонса