Кастовая система в Непале
Непальская кастовая система была традиционной системой расслоения Непала . социального Непальская кастовая система в общих чертах заимствует классическую индуистскую модель Чатурварнашрама , состоящую из четырех широких социальных классов или варн : браминов , кшатриев , вайшьев , шудр .
Кастовая система определяет социальные классы посредством ряда иерархических эндогамных групп, часто называемых джаат . Этот обычай традиционно был распространен только в трех индоарийских обществах: хас , мадхеси и невары . Однако после объединения Непала в 18 веке различные неиндуистские этнические национальности и племена Непала, ранее называвшиеся «матвалис» (пьющие алкоголь), а теперь называемые «адиваси / джанаджати» (коренные народности), были включены в состав Непала. внутри кастовой иерархии с разной степенью успеха. Несмотря на насильственную интеграцию государства в паниндуистскую социальную структуру, традиционно неиндуистские группы и племена не обязательно придерживаются обычаев и практик кастовой системы. [ 1 ]
В 1963 году правительство Непала законодательно отменило и криминализировало любую кастовую дискриминацию, включая « неприкасаемость » (остракизм определенной касты). [ 2 ] С шагом Непала к свободе и равенству Непал, ранее находившийся под властью индуистской монархии, стал индуистской нацией, которая теперь стала светским государством . [ 3 ] 28 мая 2008 года она была провозглашена республикой. [ 4 ] окончание периода индуистского королевства. [ 5 ]
История
Древние племена, проживавшие на северной территории современного Непала, по-видимому, находились под меньшим влиянием четырехчастной Варны системы индуизма . Вместо этого поклонение природе, шаманизм и поклонение предкам были более распространены в соответствии с тибетской духовностью среди китайско-тибетских групп. Даже Кхас /Парбатия, которые сегодня в подавляющем большинстве объединены в структуру четырех Варн , с древних времен следуют традиции Масто, согласно которой божества-покровители Масты, известные как банге-маста, бахирамаста, тадо-маста, бахра-маста, атахра-маста, вызываются и поклоняются им. . Эта форма поклонения Масто среди кхасов , по-видимому, не связана ни с какими ведическими писаниями и традициями Гангских равнин Индии и кажется более близкой к добуддийской шаманской бон практике в Тибете . [ 6 ]
Самые ранние подробные записи о кастовой системе в Непале были найдены в долине Катманду в V веке нашей эры в период Личчави (400–750 гг. Н. Э.) с упоминаниями о присутствии брахманов (ведических священников) и Чандалы (неприкасаемых). [ 7 ] Существующая кастовая структура, введенная Личхави, позже была фундаментально реструктурирована во время правления короля Джаястити Маллы (1380-1394). [ 8 ] Эта реструктуризация была результатом более чем тысячелетий новых арийских иммигрантов с равнин со времен Личчави. Серия арийских миграций в Катманду привела к увеличению населения и формированию сложного городского и кастового общества. [ 8 ] Среди них наиболее заметной миграцией было появление более поздних Маллы и Чатарии/ Кшатриев и их майтильских брахманов и других, таких как Хаджис (мясники), Добхи и других, с завоеванием королевства Карнат в 1324 году н. э. Гият ад-Дином Туглуком , основатель династии Туглаков и султан Дели. [ 9 ] Реструктуризация Джаястхити Маллы также превратила соблюдающих целомудрие буддийских монахов в статус домохозяев и впервые вошла в иерархическую структуру, сформировав касту Ваджрачарьи и Шакья . [ 10 ] Это также укрепило превосходство каньякубджа-брахманов, потомков таких как брахманы Раджопадхьяя , над другими священниками, такими как брамины Майтхил. Кармачарьи и Джоши были полностью лишены своего статуса браминов этими новыми и, возможно, более начитанными браминами, и ассимилировались с кшатриями/чатхариями. Реструктуризация также дала власть недавно сформированной аристократии Малла из Чатария Шрестха, которая сформировала новую могущественную аристократическую касту королевства Малла. [ 11 ] Следовательно, основа нынешнего неварского общества твердо стоит на этой реструктуризации, проведенной Маллой, поскольку неварское общество продолжает включать 4 варны и 64 различные кастовые группы, которые были иерархически распределены во времена Джаястхити Маллы в соответствии с классическими и религиозными индуистскими писаниями, такими как Манусмрити. [ 1 ] [ 12 ] Горкхи Известно, что король Чаубиси княжества Рам Шах (1609-1636) ввел некоторые правила и положения, касающиеся отношений между различными группами людей в королевстве Горкха. По мере того как шахские правители завоевали все больше территорий и людей, концепция кастовой иерархии все более прочно применялась в качестве организующего принципа для консолидации различных людей под своей властью. В 1854 году, в начале периода правления Раны, был провозглашен Национальный правовой кодекс (Мулуки Айн), в котором подробно излагались кодексы межкастового поведения и определялись наказания за их нарушение. [ 11 ]
Традиционная кастовая система
Хотя кастовая или племенная иерархия была отличительной чертой всех этнических групп Непала, только три общества традиционно были частью четырехварнской концепции социального разделения и иерархии. Этими обществами/этническими группами были: хас/парбатия и невары на холмах и мадхеси на равнинах.
Группы горных индуистов кастового происхождения / Кхас
Социальная структура кастового происхождения горных индуистов или групп хасов проста по сравнению с двумя другими обществами и отражает только три группы в иерархии с явным отсутствием варн вайшьев и шудр. Большая часть ранее анимистского/племенного населения хас западного региона Непала приобрела статус «чхетри» в 1850-х годах по провозглашению премьер-министра Раны Юнга Бахадура Раны, что сделало чхетрис самой густонаселенной кастой/племенем Непала. Родным языком этих групп является кумаони, непальский и его диалекты, такие как байтадели и дотели. В 2001 году CBS зафиксировало только девять групп кастового происхождения горных индуистов. [ 13 ]
Парбатия/Хас | |
---|---|
Дваждырожденный /Хас-Арья: | ( Брахман ): Каньякубджа Бахун |
( Кшатрии ) : Чхетри , Тхакури | |
Отрекшийся: | Дашнами Саньяси и Канпхата Йог |
Касты-служители (ранее неприкасаемые) : | Мы |
Мир | |
Король | |
Бади |
кастового происхождения Непальские группы мандалы / невары
Случай Невара является исключительным. Эта группа представляет собой сложную социальную структуру, которая не только отражает модель четырех индуистских категорий варн и нечистых каст за ее пределами, но также четко разделена на высшие и низшие буддийские касты. В настоящее время невары разделены на группы, состоящие из более чем 25 профессиональных кастовых категорий, которые имеют общий язык (родной язык) непал-бхаса или говорят на непальском языке. [ 13 ]
Невар (Непал Мандал) | |
---|---|
Дваждырожденные индусы: | ( Брахман ): Каньякубджа Раджопадхьяя |
( Кшатрия ): Чатхария Срестха | |
( Вайшья ): Панчтария Срестха, другие Срестхи и т. д. | |
Дваждырожденные буддисты: | Ваджрачарья /Шакья (священники и ювелиры) |
Урай ( Туладхарс / Бания ) (торговцы и ремесленники) | |
Другие чистые касты: | Махарджан /Джьяпу (фермеры) |
Индуистский Тамракар , Шилпакар и т. д. (рабочие по металлу и дереву, торговцы) | |
Индус Халвай (кондитеры) | |
Кумха / Праджапати (гончары и фермеры) | |
Ранджиткар (красильщики тканей) | |
Фермеры | |
Манандхар/Саями/Тели (маслоотжиматели и пивовары) | |
Малакар/Мали (флористы) | |
Нау/Напит (парикмахеры/ногтерезчики) | |
Балами (фермеры с окраин) | |
Пахари/Нагаркоти (фермеры с окраин) | |
Кау/Накарми (кузнецы по железу) | |
Дали/Путувар (перевозчики) | |
Чхипа / Ранджиткар (красильщики) | |
Касты служащих (ранее Нечистые или Неприкасаемые): | Бха/Каранджит (похоронные священники) |
Хаджи, Найе, Касаи (мясники и музыканты) | |
Джоги, Капали , Даршандхари (потомки секты Канпхата йогов, портные, музыканты) | |
Дхоби , Раджак, Сангат (прайщики) | |
Кулу, Дом/Дусад (кожевники) | |
Дьяла, Поде, Чьямаха/Чамахар (подметальные машины, рыбаки) |
Индуистские группы Мадхеша кастового происхождения
кастового происхождения Социальная структура индуистских групп мадхеси сложна и отражает четыре группы варн с четкой иерархической структурой внутри них. Эти различные культурные группы принадлежат к четырем различным языковым группам: майтхили , баджика, бходжпури и авадхи . В 2001 году CBS зафиксировало в Мадхеше 43 индуистские группы кастового происхождения . [ 13 ] Кастовые предрассудки сегодня гораздо менее распространены в городах, хотя в сельской местности ничего не изменилось. В результате профессиональных изменений, повышения уровня образования, их собственных усилий по подражанию высшим кастам и консолидации политической власти городские далиты в Тераи поднялись в своем статусе. В Национальном докладе говорится: «За последние 15-20 лет три группы, а именно Суди, Калвар и Тели, повысили свой социальный статус с неприемлемой воды до приемлемой для воды общины в рамках индуистских кастовых групп тарайского происхождения». [ 14 ] [ 15 ]
Индуистское величие | |
---|---|
Дваждырожденный : | ( Брамин ): Майтил Брамин , Каньякубджа Брамин , Бхумихар Брамин |
( Кшатрии ): Раджпут | |
Раджбхат, Каястха | |
( Вайшья ): Торговец | |
Другие чистые касты: | Ядав (фермеры) |
Халвай (Кондитеры) | |
Ювелиры (Goldsmiths) | |
Кушваха / Собаки (Фермеры) | |
Лохар (Кузнецы по железу) | |
Гончары (Potters) | |
Курми (Фермеры) | |
Малла (Рыбаки) | |
Кеват (Рыбак) | |
Мали (Флористы) | |
Касты служащих (ранее Нечистые или Неприкасаемые): | Калвар (производители/торговцы алкоголем) |
Тели (Маслоотжиматели) | |
Парикмахеры / Тхакур (Парикмахеры) | |
Юг (Брюэрс) | |
Пасван , Дусад (изготовители корзин) | |
Разнорабочие (Labourers) | |
Чамар , Хариджан, Рам (кожевники) | |
Дхоби (шайбы) | |
Хатаве |
Мулуки Айн (1854)
Непала Гражданский кодекс Мулуки Айн был принят по заказу Юнга Бахадура Раны после его европейского турне и принят в 1854 году. Он основывался на традиционном индуистском праве и кодифицировал социальные практики в Непале на протяжении нескольких столетий. [ 16 ] Закон также включал Праяшчитту (избегание и устранение греха) и Ачару (обычное право различных каст и общин).
Это была попытка включить все индуистское, а также неиндуистское население Непала того времени в единый иерархический гражданский кодекс с точки зрения правителей Хаса. Тераи и неварские брахманы и кшатрии официально ставились ниже своих кхасских эквивалентов. Точно так же серьезные ограничения и упущения этого кодекса включают полное исключение крупных групп Тераи среднего ранга. Наиболее заметным противоречием является включение в иерархическую структуру ранее неиндуистских племен «Адиваси Джанаджати», а также ненепальцев, включая мусульман и европейцев. [ 1 ] [ 12 ]
Иерархия основных каст / этнических групп в Непале согласно Мулуки Айну: [ 17 ] [ 18 ]
Кастовое разделение | Касты и этнические группы |
---|---|
« Тагадхари » (Носители Святой Нити) | Кхас – брамин , Тхакури , Чхетри ;
Невар – брамин и Чатхария Срестха ; Тераи - брамин (в кодексе упоминается как индийский / дези-брамин) (нет упоминания о группах кшатриев Тераи) |
«Намасинья Матвали» (Непорабощенные алкоголики) | Невар - индуистские Панчтария Срестхас и буддисты Губхаджу/Баре ( Ваджрачарья /Шакья), Урай ( Туладхар и другие), Джьяпу , Манандхар и другие более мелкие чистые профессиональные касты. |
«Масинья Матвали» (Порабощенные алкоголики) | Таманг , Шерпа , Такали , Чепанг , Гарти или Бхуджель , Хаю, Кумаль и Тару . |
«Пани На Чалне Чойхито Хаалну Напарне» (Вода неприемлема, но осязаема) | Неварские низшие нечистые профессиональные касты – Бха, Капали , Хаджи/Касай, Дхоби , Кулу.
Млехха : мусульмане и европейцы |
«Пани На Чалне Чхоичхито Хаалну Парне» (Вода неприемлема и неприкасаема) | Типичные профессиональные касты – Ками , Сарки , Дамаи , Бади.
Профессиональные касты Тераи – Дхоби, Халхор, Чамар, Душад, Дом, Мусахары и др. Неварские низшие профессиональные касты – Дом, Подхья, Чьямаха/Чандала и т. д. |
Однако социальные ценности, проповедуемые Мулуки Айн, были ограничительными, анахроничными и не соответствовали духу времени. Эти ценности рассматривались как мощный инструмент политических репрессий Рана. После режима Рана кастовые правила, касающиеся еды, питья и межкастовых браков, открыто попирались, но Мулуки Айн не был отменен. В 1963 году Юридический кодекс был заменен Новым Юридическим кодексом 1964 года. Юридическое признание касты и все дискриминационные законы, принятые по признаку касты, были прекращены.
Кастовая система сегодня
Кастовая система сохранилась и сегодня, но правила не такие строгие, как в прошлом. В 1963 году был принят закон (Новый Мулуки Айн-1963), запрещающий дискриминацию других каст, что привело к равному обращению со всеми кастами со стороны закона. [ 19 ] Образование бесплатное и открыто для всех каст.
Кастовая система сочетается с сохраняющимся структурным классовым разделением, при котором низшие касты/этнические группы, как правило, в социально-экономическом отношении не равны таковым у высших каст/этнических групп. Недавние исследования также показали, что, когда речь идет о впечатлениях непальцев от социальных перемен, «Бедность, человеческие ресурсы и регион» объясняют больше различий, чем «Этническая принадлежность, каста или религиозная принадлежность», т.е. восприятие людьми своей собственной социальной ситуации имеет большее значение. иметь дело с географией и объективным социальным классом, а не с их ассоциацией с группами, на которых государство основывало свою внутреннюю социальную политику. [ 20 ]
Участие хас-брахманов на государственной службе составляет 41,3%, несмотря на численность населения в 12,2%. Население неваров (все касты) составляет около 5%, но их занятость на государственной службе составляет более одной трети (33,2%), хотя подавляющее большинство этой доли приходится на сегменты меньшинств высших каст Чатария и Панчтария. Шреста Ньюарс. Невары из высшей касты остаются наиболее перепредставленной общиной с точки зрения социально-политического доступа. Население Хас-Четриса составляет 17,6%, но его участие составляет всего 14,7%. Если эти три основные общины (высшая каста кхас (бахун и чхетри) и высшая каста неваров (шрестха) или «BCN» объединят свои доли в правительстве Непала, занятость на государственной службе составит 89,2% в 1991 году. Их доминирование будет отражено в образовании, управлении и экономической деятельности страны. Среди получивших высшее образование 73,8% принадлежат BCN, 22,0% Джанаджатис и 2,9% Далит. [ 21 ]
Они стали главными лицами, принимающими решения, в бюрократии Непала стало кристально ясно. С точки зрения заработка / получения дохода у жителей Ньюаров самый высокий доход на душу населения - рупий. 38 193. Следующими идут кхас-брамины со средним доходом в рупиях. 24 399 человек, Адиваси Джанажатис занимает третье место со средним доходом рупий. 15 630 далитских рупий. 12 114, а мусульманин занимает самое низкое место - 11 014 рупий». [ 22 ] Демократические переходы также не смогли обеспечить инклюзивное управление и эффективное управление, главным образом потому, что правительство было неспособно понять и сформулировать дух всего непальского народа, независимо от его касты, пола, этнической принадлежности и религии.
В этом процессе оставшимися в стороне были угнетенный класс (далиты), женщины, беднейшие из бедных, бесправные и граждане второго сорта и коренные национальности (адиваси джанаджатис). В Непале высшие касты занимают 91,2% видных должностей в политике и бюрократии. Далиты, составляющие 12,8 процента от общей численности населения страны, не представлены в высших эшелонах власти» (Гурунг, Х. 2006). Точно так же Джанаджати составляют 32,0% (исключая неваров) от общей численности населения страны, их представительство составляет 7,1%. [ 23 ] Что касается образования, 88,0% хас-брахманов, чхетрис и неваров имеют доступ к школе, 12,0% никогда не ходили в школу. Более пятидесяти (52,0%) горных далитов, 47,0% тарайских далитов, 48,0% мусульман и 30 процентов горных адиваси-джанаджати никогда не ходили в школу (перепись, 2001 г.).
В последнее время, после свержения непальской монархии и перехода к федеративной республике, этническая и кастовая принадлежность оказались в центре внимания: коренным народам ( адиваси джанаджати ), составляющим треть страны, были гарантированы права, которые еще не были реализованы. выполнено. На это наблюдается заметная реакция среди некоторых групп Хас-Браминов и Чхетри, стремящихся не допустить, чтобы групповые права стали важным фактором в стране, в которой ранее существовала политическая система, связанная с групповой дискриминацией. Некоторые сторонние аналитики предположили, что «поиск баланса в подходе требует устранения как конкретной исторической несправедливости коренных народов, так и создания общего гражданства для всех маргинализированных граждан, независимо от идентичности, что остается особенно сложной проблемой для Непала». [ 24 ]
По словам профессора Мадхусудана Субеди, экономические и политические достижения подтолкнули кастовую систему выйти из застоя и статус-кво. Новые разделения и различия породили новые антагонизмы и социальные нормы. Представители рабочего класса в городских районах, которым приходится зарабатывать на жизнь продажей своей рабочей силы. Традиционные кастовые барьеры были разрушены в результате такой социальной мобильности. В сельской местности традиционная система натурального сельского хозяйства и вековая кастовая структура существенно изменились, и развиваются отношения, основанные на наемном труде на земле. [ 25 ]
См. также
- Гендерное неравенство в Непале
- Этнические группы в Непале
- Неварская кастовая система
- Кастовая система в Индии
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с Хофер, Эндрю (1979). Кастовая иерархия и государство Непал: исследование Мулуки Айн 1854 года . Университетский опрос Вагнера.
- ^ Ну, Дойче. «Непал: Смертельные нападения на кастовой основе вызывают протесты по поводу социальной дискриминации | DW | 16.06.2020» . DW.COM . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ «Король Непала лишен большинства полномочий» . CNN . 18 мая 2006 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ «Непал голосует за отмену монархии» . Новости Би-би-си . 28 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 7 января 2017 г. . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Кроссетт, Барбара (3 июня 2001 г.). «Биренда, 55 лет, правитель индуистского королевства Непала» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Дхунгель, Рамеш (2010). «Понимание истории Непала в контексте изменения политической ситуации». Журнал CNAS . 37 : 174–175.
- ^ «Гаутамаваджра Ваджрачарья, «Недавно обнаруженные надписи Личчави, Непал», Катманду Кайлаш - Журнал гималайских исследований. Том 1, номер 2, 1973. (стр. 117-134)» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2008 года . Проверено 20 октября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Геллнер, Д.; Пфафф-Чарнецка, Дж.; Велптон, Дж. (6 декабря 2012 г.). Национализм и этническая принадлежность в индуистском королевстве: политика и культура… Рутледжа. п. 243. ИСБН 9781136649561 . Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ Сингх, RSN (2010). Разрушение Непала . Издательство Лансер. п. 29. ISBN 9781935501282 . Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ Питер Джексон (16 октября 2003 г.). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. стр. 199–200. ISBN 978-0-521-54329-3 .
- ^ Jump up to: а б Беннетт, Л.; доктор Дахал; Говиндасами, П. (2008). «Кастовая этническая и региональная идентичность в Непале: дальнейший анализ Непальского демографического и медицинского обследования 2006 года». S2CID 156124648 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Гунератне, Арджун (2002). Много языков, один народ: формирование идентичности тхару в Непале . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801487286 .
- ^ Jump up to: а б с МОПЭ (2002). Отчет о народонаселении Непала, 2002 г. Катманду: Министерство народонаселения и окружающей среды, Ее Величество, Непал.
- ^ Угнетенный Непал: нация изо всех сил пытается найти способ избавить 4,5 миллиона далитов от клейма «неприкасаемости». п. 6.
- ^ Далиты и труд в Непале: дискриминация и принудительный труд. п. 40.
- ^ Стиллер, LF (1993). Непал: рост нации. Исследовательский центр развития человеческих ресурсов, Катманду.
- ^ Гурунг, Х. (2005). Социальная изоляция и маоистское восстание. Документ, представленный на конференции национального диалога по Конвенции МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, Катманду, 19–20 января 2005 г.
- ^ «Насколько дискриминационным был первый Мулуки Айн по отношению к далитам?» . 21 августа 2015 г.
- ^ «История движений далитов в Непале: многого удалось достичь, но дискриминация все еще существует» . Онлайн Хабар. 1 августа 2020 г. Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Осланд, Аадне и Марит Хауг: класс, каста или местоположение? Как разные люди оценивают социальные изменения в Непале? Международный блог НИБР , 27.05.2011
- ^ Доктор. Гурунг, Х. 2006 г.
- ^ НЛСС II, 2004 г.
- ^ Г. Неупан, 2000.
- ↑ Джонс, Перис С.: Углубление демократии: Конвенция № 169 Международной организации труда и переход Непала к демократии Международный блог NIBR , 11.06.2011
- ^ Субеди, Мадхусудан. (2011). Кастовая система: теории и практики в Непале. Гималайский журнал социологии и антропологии. 4. 10.3126/hjsa.v4i0.4672.
Дальнейшее чтение
- Кастовая дискриминация . Южноазиатский центр документации по правам человека
- Нэнси Э. Левин. Кастовые, государственные и этнические границы в Непале. Журнал азиатских исследований, Vol. 46, № 1 (февраль 1987 г.), стр. 71–88. дои : 10.2307/2056667
- Непал: На пути к Демократической Республике: каста, этническая принадлежность и неравенство в Непале . Экономический и политический еженедельник