Jump to content

Кастовая система в Непале

Страница полузащищена

Непальская кастовая система была традиционной системой расслоения Непала . социального Непальская кастовая система в общих чертах заимствует классическую индуистскую модель Чатурварнашрама , состоящую из четырех широких социальных классов или варн : браминов , кшатриев , вайшьев , шудр .

Кастовая система определяет социальные классы посредством ряда иерархических эндогамных групп, часто называемых джаат . Этот обычай традиционно был распространен только в трех индоарийских обществах: хас , мадхеси и невары . Однако после объединения Непала в 18 веке различные неиндуистские этнические национальности и племена Непала, ранее называвшиеся «матвалис» (пьющие алкоголь), а теперь называемые «адиваси / джанаджати» (коренные народности), были включены в состав Непала. внутри кастовой иерархии с разной степенью успеха. Несмотря на насильственную интеграцию государства в паниндуистскую социальную структуру, традиционно неиндуистские группы и племена не обязательно придерживаются обычаев и практик кастовой системы. [ 1 ]

В 1963 году правительство Непала законодательно отменило и криминализировало любую кастовую дискриминацию, включая « неприкасаемость » (остракизм определенной касты). [ 2 ] С шагом Непала к свободе и равенству Непал, ранее находившийся под властью индуистской монархии, стал индуистской нацией, которая теперь стала светским государством . [ 3 ] 28 мая 2008 года она была провозглашена республикой. [ 4 ] окончание периода индуистского королевства. [ 5 ]

История

Древние племена, проживавшие на северной территории современного Непала, по-видимому, находились под меньшим влиянием четырехчастной Варны системы индуизма . Вместо этого поклонение природе, шаманизм и поклонение предкам были более распространены в соответствии с тибетской духовностью среди китайско-тибетских групп. Даже Кхас /Парбатия, которые сегодня в подавляющем большинстве объединены в структуру четырех Варн , с древних времен следуют традиции Масто, согласно которой божества-покровители Масты, известные как банге-маста, бахирамаста, тадо-маста, бахра-маста, атахра-маста, вызываются и поклоняются им. . Эта форма поклонения Масто среди кхасов , по-видимому, не связана ни с какими ведическими писаниями и традициями Гангских равнин Индии и кажется более близкой к добуддийской шаманской бон практике в Тибете . [ 6 ]

Самые ранние подробные записи о кастовой системе в Непале были найдены в долине Катманду в V веке нашей эры в период Личчави (400–750 гг. Н. Э.) с упоминаниями о присутствии брахманов (ведических священников) и Чандалы (неприкасаемых). [ 7 ] Существующая кастовая структура, введенная Личхави, позже была фундаментально реструктурирована во время правления короля Джаястити Маллы (1380-1394). [ 8 ] Эта реструктуризация была результатом более чем тысячелетий новых арийских иммигрантов с равнин со времен Личчави. Серия арийских миграций в Катманду привела к увеличению населения и формированию сложного городского и кастового общества. [ 8 ] Среди них наиболее заметной миграцией было появление более поздних Маллы и Чатарии/ Кшатриев и их майтильских брахманов и других, таких как Хаджис (мясники), Добхи и других, с завоеванием королевства Карнат в 1324 году н. э. Гият ад-Дином Туглуком , основатель династии Туглаков и султан Дели. [ 9 ] Реструктуризация Джаястхити Маллы также превратила соблюдающих целомудрие буддийских монахов в статус домохозяев и впервые вошла в иерархическую структуру, сформировав касту Ваджрачарьи и Шакья . [ 10 ] Это также укрепило превосходство каньякубджа-брахманов, потомков таких как брахманы Раджопадхьяя , над другими священниками, такими как брамины Майтхил. Кармачарьи и Джоши были полностью лишены своего статуса браминов этими новыми и, возможно, более начитанными браминами, и ассимилировались с кшатриями/чатхариями. Реструктуризация также дала власть недавно сформированной аристократии Малла из Чатария Шрестха, которая сформировала новую могущественную аристократическую касту королевства Малла. [ 11 ] Следовательно, основа нынешнего неварского общества твердо стоит на этой реструктуризации, проведенной Маллой, поскольку неварское общество продолжает включать 4 варны и 64 различные кастовые группы, которые были иерархически распределены во времена Джаястхити Маллы в соответствии с классическими и религиозными индуистскими писаниями, такими как Манусмрити. [ 1 ] [ 12 ] Горкхи Известно, что король Чаубиси княжества Рам Шах (1609-1636) ввел некоторые правила и положения, касающиеся отношений между различными группами людей в королевстве Горкха. По мере того как шахские правители завоевали все больше территорий и людей, концепция кастовой иерархии все более прочно применялась в качестве организующего принципа для консолидации различных людей под своей властью. В 1854 году, в начале периода правления Раны, был провозглашен Национальный правовой кодекс (Мулуки Айн), в котором подробно излагались кодексы межкастового поведения и определялись наказания за их нарушение. [ 11 ]

Традиционная кастовая система

Хотя кастовая или племенная иерархия была отличительной чертой всех этнических групп Непала, только три общества традиционно были частью четырехварнской концепции социального разделения и иерархии. Этими обществами/этническими группами были: хас/парбатия и невары на холмах и мадхеси на равнинах.

Группы горных индуистов кастового происхождения / Кхас

Члены общины Хас

Социальная структура кастового происхождения горных индуистов или групп хасов проста по сравнению с двумя другими обществами и отражает только три группы в иерархии с явным отсутствием варн вайшьев и шудр. Большая часть ранее анимистского/племенного населения хас западного региона Непала приобрела статус «чхетри» в 1850-х годах по провозглашению премьер-министра Раны Юнга Бахадура Раны, что сделало чхетрис самой густонаселенной кастой/племенем Непала. Родным языком этих групп является кумаони, непальский и его диалекты, такие как байтадели и дотели. В 2001 году CBS зафиксировало только девять групп кастового происхождения горных индуистов. [ 13 ]

Парбатия/Хас
Дваждырожденный /Хас-Арья: ( Брахман ): Каньякубджа Бахун
( Кшатрии ) : Чхетри , Тхакури
Отрекшийся: Дашнами Саньяси и Канпхата Йог
Касты-служители (ранее неприкасаемые) : Мы
Мир
Король
Бади

кастового происхождения Непальские группы мандалы / невары

Случай Невара является исключительным. Эта группа представляет собой сложную социальную структуру, которая не только отражает модель четырех индуистских категорий варн и нечистых каст за ее пределами, но также четко разделена на высшие и низшие буддийские касты. В настоящее время невары разделены на группы, состоящие из более чем 25 профессиональных кастовых категорий, которые имеют общий язык (родной язык) непал-бхаса или говорят на непальском языке. [ 13 ]

Невар (Непал Мандал)
Дваждырожденные индусы: ( Брахман ): Каньякубджа Раджопадхьяя
( Кшатрия ): Чатхария Срестха
( Вайшья ): Панчтария Срестха, другие Срестхи и т. д.
Дваждырожденные буддисты: Ваджрачарья /Шакья (священники и ювелиры)
Урай ( Туладхарс / Бания ) (торговцы и ремесленники)
Другие чистые касты: Махарджан /Джьяпу (фермеры)
Индуистский Тамракар , Шилпакар и т. д. (рабочие по металлу и дереву, торговцы)
Индус Халвай (кондитеры)
Кумха / Праджапати (гончары и фермеры)
Ранджиткар (красильщики тканей)
Фермеры
Манандхар/Саями/Тели (маслоотжиматели и пивовары)
Малакар/Мали (флористы)
Нау/Напит (парикмахеры/ногтерезчики)
Балами (фермеры с окраин)
Пахари/Нагаркоти (фермеры с окраин)
Кау/Накарми (кузнецы по железу)
Дали/Путувар (перевозчики)
Чхипа / Ранджиткар (красильщики)
Касты служащих (ранее Нечистые или Неприкасаемые): Бха/Каранджит (похоронные священники)
Хаджи, Найе, Касаи (мясники и музыканты)
Джоги, Капали , Даршандхари (потомки секты Канпхата йогов, портные, музыканты)
Дхоби , Раджак, Сангат (прайщики)
Кулу, Дом/Дусад (кожевники)
Дьяла, Поде, Чьямаха/Чамахар (подметальные машины, рыбаки)

Индуистские группы Мадхеша кастового происхождения

кастового происхождения Социальная структура индуистских групп мадхеси сложна и отражает четыре группы варн с четкой иерархической структурой внутри них. Эти различные культурные группы принадлежат к четырем различным языковым группам: майтхили , баджика, бходжпури и авадхи . В 2001 году CBS зафиксировало в Мадхеше 43 индуистские группы кастового происхождения . [ 13 ] Кастовые предрассудки сегодня гораздо менее распространены в городах, хотя в сельской местности ничего не изменилось. В результате профессиональных изменений, повышения уровня образования, их собственных усилий по подражанию высшим кастам и консолидации политической власти городские далиты в Тераи поднялись в своем статусе. В Национальном докладе говорится: «За последние 15-20 лет три группы, а именно Суди, Калвар и Тели, повысили свой социальный статус с неприемлемой воды до приемлемой для воды общины в рамках индуистских кастовых групп тарайского происхождения». [ 14 ] [ 15 ]

Индуистское величие
Дваждырожденный : ( Брамин ): Майтил Брамин , Каньякубджа Брамин , Бхумихар Брамин
( Кшатрии ): Раджпут
Раджбхат, Каястха
( Вайшья ): Торговец
Другие чистые касты: Ядав (фермеры)
Халвай (Кондитеры)
Ювелиры (Goldsmiths)
Кушваха / Собаки (Фермеры)
Лохар (Кузнецы по железу)
Гончары (Potters)
Курми (Фермеры)
Малла (Рыбаки)
Кеват (Рыбак)
Мали (Флористы)
Касты служащих (ранее Нечистые или Неприкасаемые): Калвар (производители/торговцы алкоголем)
Тели (Маслоотжиматели)
Парикмахеры / Тхакур (Парикмахеры)
Юг (Брюэрс)
Пасван , Дусад (изготовители корзин)
Разнорабочие (Labourers)
Чамар , Хариджан, Рам (кожевники)
Дхоби (шайбы)
Хатаве

Мулуки Айн (1854)

Непала Гражданский кодекс Мулуки Айн был принят по заказу Юнга Бахадура Раны после его европейского турне и принят в 1854 году. Он основывался на традиционном индуистском праве и кодифицировал социальные практики в Непале на протяжении нескольких столетий. [ 16 ] Закон также включал Праяшчитту (избегание и устранение греха) и Ачару (обычное право различных каст и общин).

Это была попытка включить все индуистское, а также неиндуистское население Непала того времени в единый иерархический гражданский кодекс с точки зрения правителей Хаса. Тераи и неварские брахманы и кшатрии официально ставились ниже своих кхасских эквивалентов. Точно так же серьезные ограничения и упущения этого кодекса включают полное исключение крупных групп Тераи среднего ранга. Наиболее заметным противоречием является включение в иерархическую структуру ранее неиндуистских племен «Адиваси Джанаджати», а также ненепальцев, включая мусульман и европейцев. [ 1 ] [ 12 ]

Иерархия основных каст / этнических групп в Непале согласно Мулуки Айну: [ 17 ] [ 18 ]

Кастовое разделение Касты и этнические группы
« Тагадхари » (Носители Святой Нити) Кхас брамин , Тхакури , Чхетри ;

Невар брамин и Чатхария Срестха ;

Тераи - брамин (в кодексе упоминается как индийский / дези-брамин) (нет упоминания о группах кшатриев Тераи)

«Намасинья Матвали» (Непорабощенные алкоголики) Невар - индуистские Панчтария Срестхас и буддисты Губхаджу/Баре ( Ваджрачарья /Шакья), Урай ( Туладхар и другие), Джьяпу , Манандхар и другие более мелкие чистые профессиональные касты.

гуркхов Кланы — Гурунг , Магар , Кират ( Рай и Лимбу )

«Масинья Матвали» (Порабощенные алкоголики) Таманг , Шерпа , Такали , Чепанг , Гарти или Бхуджель , Хаю, Кумаль и Тару .
«Пани На Чалне Чойхито Хаалну Напарне» (Вода неприемлема, но осязаема) Неварские низшие нечистые профессиональные касты – Бха, Капали , Хаджи/Касай, Дхоби , Кулу.

Млехха : мусульмане и европейцы

«Пани На Чалне Чхоичхито Хаалну Парне» (Вода неприемлема и неприкасаема) Типичные профессиональные касты – Ками , Сарки , Дамаи , Бади.

Профессиональные касты Тераи – Дхоби, Халхор, Чамар, Душад, Дом, Мусахары и др.

Неварские низшие профессиональные касты – Дом, Подхья, Чьямаха/Чандала и т. д.

Однако социальные ценности, проповедуемые Мулуки Айн, были ограничительными, анахроничными и не соответствовали духу времени. Эти ценности рассматривались как мощный инструмент политических репрессий Рана. После режима Рана кастовые правила, касающиеся еды, питья и межкастовых браков, открыто попирались, но Мулуки Айн не был отменен. В 1963 году Юридический кодекс был заменен Новым Юридическим кодексом 1964 года. Юридическое признание касты и все дискриминационные законы, принятые по признаку касты, были прекращены.

Кастовая система сегодня

Кастовая система сохранилась и сегодня, но правила не такие строгие, как в прошлом. В 1963 году был принят закон (Новый Мулуки Айн-1963), запрещающий дискриминацию других каст, что привело к равному обращению со всеми кастами со стороны закона. [ 19 ] Образование бесплатное и открыто для всех каст.

Кастовая система сочетается с сохраняющимся структурным классовым разделением, при котором низшие касты/этнические группы, как правило, в социально-экономическом отношении не равны таковым у высших каст/этнических групп. Недавние исследования также показали, что, когда речь идет о впечатлениях непальцев от социальных перемен, «Бедность, человеческие ресурсы и регион» объясняют больше различий, чем «Этническая принадлежность, каста или религиозная принадлежность», т.е. восприятие людьми своей собственной социальной ситуации имеет большее значение. иметь дело с географией и объективным социальным классом, а не с их ассоциацией с группами, на которых государство основывало свою внутреннюю социальную политику. [ 20 ]

Участие хас-брахманов на государственной службе составляет 41,3%, несмотря на численность населения в 12,2%. Население неваров (все касты) составляет около 5%, но их занятость на государственной службе составляет более одной трети (33,2%), хотя подавляющее большинство этой доли приходится на сегменты меньшинств высших каст Чатария и Панчтария. Шреста Ньюарс. Невары из высшей касты остаются наиболее перепредставленной общиной с точки зрения социально-политического доступа. Население Хас-Четриса составляет 17,6%, но его участие составляет всего 14,7%. Если эти три основные общины (высшая каста кхас (бахун и чхетри) и высшая каста неваров (шрестха) или «BCN» объединят свои доли в правительстве Непала, занятость на государственной службе составит 89,2% в 1991 году. Их доминирование будет отражено в образовании, управлении и экономической деятельности страны. Среди получивших высшее образование 73,8% принадлежат BCN, 22,0% Джанаджатис и 2,9% Далит. [ 21 ]

Они стали главными лицами, принимающими решения, в бюрократии Непала стало кристально ясно. С точки зрения заработка / получения дохода у жителей Ньюаров самый высокий доход на душу населения - рупий. 38 193. Следующими идут кхас-брамины со средним доходом в рупиях. 24 399 человек, Адиваси Джанажатис занимает третье место со средним доходом рупий. 15 630 далитских рупий. 12 114, а мусульманин занимает самое низкое место - 11 014 рупий». [ 22 ] Демократические переходы также не смогли обеспечить инклюзивное управление и эффективное управление, главным образом потому, что правительство было неспособно понять и сформулировать дух всего непальского народа, независимо от его касты, пола, этнической принадлежности и религии.

В этом процессе оставшимися в стороне были угнетенный класс (далиты), женщины, беднейшие из бедных, бесправные и граждане второго сорта и коренные национальности (адиваси джанаджатис). В Непале высшие касты занимают 91,2% видных должностей в политике и бюрократии. Далиты, составляющие 12,8 процента от общей численности населения страны, не представлены в высших эшелонах власти» (Гурунг, Х. 2006). Точно так же Джанаджати составляют 32,0% (исключая неваров) от общей численности населения страны, их представительство составляет 7,1%. [ 23 ] Что касается образования, 88,0% хас-брахманов, чхетрис и неваров имеют доступ к школе, 12,0% никогда не ходили в школу. Более пятидесяти (52,0%) горных далитов, 47,0% тарайских далитов, 48,0% мусульман и 30 процентов горных адиваси-джанаджати никогда не ходили в школу (перепись, 2001 г.).

В последнее время, после свержения непальской монархии и перехода к федеративной республике, этническая и кастовая принадлежность оказались в центре внимания: коренным народам ( адиваси джанаджати ), составляющим треть страны, были гарантированы права, которые еще не были реализованы. выполнено. На это наблюдается заметная реакция среди некоторых групп Хас-Браминов и Чхетри, стремящихся не допустить, чтобы групповые права стали важным фактором в стране, в которой ранее существовала политическая система, связанная с групповой дискриминацией. Некоторые сторонние аналитики предположили, что «поиск баланса в подходе требует устранения как конкретной исторической несправедливости коренных народов, так и создания общего гражданства для всех маргинализированных граждан, независимо от идентичности, что остается особенно сложной проблемой для Непала». [ 24 ]

По словам профессора Мадхусудана Субеди, экономические и политические достижения подтолкнули кастовую систему выйти из застоя и статус-кво. Новые разделения и различия породили новые антагонизмы и социальные нормы. Представители рабочего класса в городских районах, которым приходится зарабатывать на жизнь продажей своей рабочей силы. Традиционные кастовые барьеры были разрушены в результате такой социальной мобильности. В сельской местности традиционная система натурального сельского хозяйства и вековая кастовая структура существенно изменились, и развиваются отношения, основанные на наемном труде на земле. [ 25 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б с Хофер, Эндрю (1979). Кастовая иерархия и государство Непал: исследование Мулуки Айн 1854 года . Университетский опрос Вагнера.
  2. ^ Ну, Дойче. «Непал: Смертельные нападения на кастовой основе вызывают протесты по поводу социальной дискриминации | DW | 16.06.2020» . DW.COM . Проверено 28 февраля 2021 г.
  3. ^ «Король Непала лишен большинства полномочий» . CNN . 18 мая 2006 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
  4. ^ «Непал голосует за отмену монархии» . Новости Би-би-си . 28 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 7 января 2017 г. . Проверено 18 апреля 2020 г.
  5. ^ Кроссетт, Барбара (3 июня 2001 г.). «Биренда, 55 лет, правитель индуистского королевства Непала» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 апреля 2020 г.
  6. ^ Дхунгель, Рамеш (2010). «Понимание истории Непала в контексте изменения политической ситуации». Журнал CNAS . 37 : 174–175.
  7. ^ «Гаутамаваджра Ваджрачарья, «Недавно обнаруженные надписи Личчави, Непал», Катманду Кайлаш - Журнал гималайских исследований. Том 1, номер 2, 1973. (стр. 117-134)» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2008 года . Проверено 20 октября 2006 г.
  8. ^ Jump up to: а б Геллнер, Д.; Пфафф-Чарнецка, Дж.; Велптон, Дж. (6 декабря 2012 г.). Национализм и этническая принадлежность в индуистском королевстве: политика и культура… Рутледжа. п. 243. ИСБН  9781136649561 . Проверено 19 февраля 2017 г.
  9. ^ Сингх, RSN (2010). Разрушение Непала . Издательство Лансер. п. 29. ISBN  9781935501282 . Проверено 19 февраля 2017 г.
  10. ^ Питер Джексон (16 октября 2003 г.). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. стр. 199–200. ISBN  978-0-521-54329-3 .
  11. ^ Jump up to: а б Беннетт, Л.; доктор Дахал; Говиндасами, П. (2008). «Кастовая этническая и региональная идентичность в Непале: дальнейший анализ Непальского демографического и медицинского обследования 2006 года». S2CID   156124648 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  12. ^ Jump up to: а б Гунератне, Арджун (2002). Много языков, один народ: формирование идентичности тхару в Непале . Издательство Корнельского университета. ISBN  9780801487286 .
  13. ^ Jump up to: а б с МОПЭ (2002). Отчет о народонаселении Непала, 2002 г. Катманду: Министерство народонаселения и окружающей среды, Ее Величество, Непал.
  14. ^ Угнетенный Непал: нация изо всех сил пытается найти способ избавить 4,5 миллиона далитов от клейма «неприкасаемости». п. 6.
  15. ^ Далиты и труд в Непале: дискриминация и принудительный труд. п. 40.
  16. ^ Стиллер, LF (1993). Непал: рост нации. Исследовательский центр развития человеческих ресурсов, Катманду.
  17. ^ Гурунг, Х. (2005). Социальная изоляция и маоистское восстание. Документ, представленный на конференции национального диалога по Конвенции МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, Катманду, 19–20 января 2005 г.
  18. ^ «Насколько дискриминационным был первый Мулуки Айн по отношению к далитам?» . 21 августа 2015 г.
  19. ^ «История движений далитов в Непале: многого удалось достичь, но дискриминация все еще существует» . Онлайн Хабар. 1 августа 2020 г. Проверено 20 мая 2022 г.
  20. ^ Осланд, Аадне и Марит Хауг: класс, каста или местоположение? Как разные люди оценивают социальные изменения в Непале? Международный блог НИБР , 27.05.2011
  21. ^ Доктор. Гурунг, Х. 2006 г.
  22. ^ НЛСС II, 2004 г.
  23. ^ Г. Неупан, 2000.
  24. Джонс, Перис С.: Углубление демократии: Конвенция № 169 Международной организации труда и переход Непала к демократии Международный блог NIBR , 11.06.2011
  25. ^ Субеди, Мадхусудан. (2011). Кастовая система: теории и практики в Непале. Гималайский журнал социологии и антропологии. 4. 10.3126/hjsa.v4i0.4672.

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b89deef61123127975f194759c99c19d__1721355420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/9d/b89deef61123127975f194759c99c19d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Caste system in Nepal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)