Маулана Азад
Бесплатно | |
---|---|
![]() | |
1 -й министр образования | |
В офисе 15 августа 1947 - 2 февраля 1958 г. | |
премьер-министр | Джавахарлал Неру |
Предшествует | Офис создан |
Преуспевает | KL Shrimali |
Член парламента Лок Сабха | |
В офисе 21 февраля 1952 - 22 февраля 1958 г. | |
Избирательный округ | Рампур , Уттар -Прадеш |
В офисе 14 марта 1957 - 22 февраля 1958 г. | |
Избирательный округ | Гургаон , Пенджаб (современная Харьяна ) |
Член Учредительного собрания Индии | |
В офисе Ноябрь 1946 - 26 января 1950 г. | |
Провинция | Объединенные провинции |
Президент Индийского национального конгресса | |
В офисе 1940–1946 | |
Предшествует | Раджендра Прасад |
Преуспевает | JB Kripalani |
В офисе 1923–1924 | |
Предшествует | Мохаммад Али Джаухар |
Преуспевает | Махатма Ганди |
Личные данные | |
Рожденный | [ 1 ] Красный , Хеджаз , Империя (современная Саудовская Аравия ) | 11 ноября 1888 г.
Умер | 22 февраля 1958 г. Дели , Индия | (в возрасте 69 лет)
Причина смерти | Гладить |
Место отдыха | Джама Масджид, Дели |
Политическая партия | Индийский национальный конгресс |
Супруг | Зулайха Бегум |
Занятие | Богослов, ученый, политический активист |
Награды | Западный (посмертно в 1992 году) |
Подпись | ![]() |
Абул Калам Гулам Мухиюддин Ахмед бен Хайруддин Аль- Хуссейни Азад ( ( ; 11 ноября 1888 г. - 22 февраля 1958 года) был ) активистом по независимости Индии , писателем и старшим лидером Индийского национального конгресса . После независимости Индии он стал первым министром образования в правительстве Индии. Его обычно помнят как Маулана Азад ; Слово Маулана - это почетное значение «наш Мастер», и он принял Азада ( свободно ) в качестве своего псевдонимы. Его вклад в создание образования в Индии признается празднованием своего дня рождения как Национальный день образования по всей Индии. [ 2 ] [ 3 ]
Будучи молодым человеком, Азад сочинил поэзию в урду , а также трактаты о религии и философии. Он стал известен благодаря своей работе в качестве журналиста, публикуя работы, критикующие британского раджа и поддерживая причины индийского национализма . Азад стал лидером движения Хилафата , во время которого он вступил в тесное контакт с индийским лидером Махатмой Ганди . После провала движения Хилафата он стал ближе к Конгрессу. [ 4 ] Азад стал энтузиазмом-сторонником представлений Ганди о ненасильственном гражданском неповиновении и работал над организацией неконфессионального движения в знак протеста против актов Роулатта 1919 года . Азад посвятил себя идеалам Ганди, в том числе продвижение продуктов свадеши (коренных народов) и причины Swaraj ( самоуправление ) для Индии. В 1923 году, в возрасте 35 лет, он стал самым молодым человеком, который стал президентом Индийского национального конгресса .
В октябре 1920 года Азад был избран членом комитета Фонда для создания Джамии Миллиа Исламии в Алигархе , не обращаясь на помощь британскому колониальному правительству. Он помог в переводе в кампус университета из Алигарха в Нью -Дели в 1934 году. Главные ворота (ворота № 7) в главном кампусе университета названы в честь него.
Азад был одним из главных организаторов Дхарасаны Сатьяграхи в 1931 году и стал одним из самых важных национальных лидеров того времени, что выступало в качестве индуистских мусульманских единств , а также поддерживает секуляризм и социализм. Он занимал пост президента Конгресса с 1940 по 1945 год, во время которого было начато восстание в Индии . Азад был заключен в тюрьму вместе со всем руководством Конгресса. Он также работал в индуистском единстве через газету «Аль-Хилал» . [ 5 ]
Биография
Ранний период жизни
Азад родился 11 ноября 1888 года в Мекке , в то время как часть Османской империи , в настоящее время часть Саудовской Аравии . Его настоящее имя было Сайид Гулам Мухиюддин Ахмед бен Хайруддин Аль Хуссейни, но в конечном итоге он стал известен как Маулана Абул Калам Азад. [ 6 ] Предки Азада приехали в Индию из Герата . Его отец был мусульманским ученым, который жил в Дели со своим дедушкой по материнской линии, поскольку его отец умер в очень молодом возрасте. [ 7 ] Во время индийского восстания 1857 года он покинул Индию и поселился в Мекке. Его отец Мухаммед Хайруддин бин Ахмед Аль Хуссейни написал двенадцать книг, имел тысячи учеников, и он заявил о благородном происхождении, [ 8 ] В то время как его мать была Шейха Алия Бинт Мохаммад, дочь шейха Мохаммада бин Захер Алватри, сам известный ученый из Медины , у которого была репутация, которая простиралась даже за пределами Аравии. [ 6 ] [ 7 ]
Азад поселился в Калькутте со своей семьей в 1890 году. [ 9 ] [ 10 ]
Образование и влияние
Азад был домашним обучением и самоучкой. [ 11 ] После беглости на арабском языке как на первом языке, Азад начал овладеть несколькими другими языками, включая бенгальских , хиндустани , персидский и английский. [ 6 ] Он также был обучен мазахибам Ханафи , Малики , Шафии и Ханбали Фикха , Шариата , Математики, Философии, Всемирной истории и науки, нанятых его семьей. Заядкий и решительный ученик, преждевременный Азад управлял библиотекой, читальным залом и дискуссионным обществом, прежде чем ему было двенадцать; хотел написать о жизни Аль-Газали в двенадцать; вносил ученые статьи в Махзан (литературный журнал) в четырнадцать; [ 12 ] преподавал класс студентов, большинство из которых были вдвое большим возрастом, когда ему было пятнадцать; и завершил традиционный курс обучения в возрасте шестнадцати лет, на девять лет опережая его современников, и выпустил журнал в том же возрасте. [ 13 ] В возрасте тринадцати лет он был женат на молодой мусульманской девушке, Зулайха Бегуме. [ 10 ] Азад собрал много трактатов, интерпретирующих Коран , Хадис и принципы Фикха и Калама . [ 9 ]
Ранняя журналистская карьера
Азад начал свои журналистские усилия в раннем возрасте. В 1899 году в возрасте одиннадцати лет он начал публиковать поэтический журнал Nairang-e-Aalam в Калькутте и уже был редактором еженедельной аль-Мисбы в 1900 году. [ 14 ] Он внесла статьи в журналы и журналы урду, такие как Махзан , Ахсанул Ахбар и Хаданг Езар . [ 14 ]
В 1903 году он выпустил ежемесячный журнал « Лиссан-US-Sidq» . Он был опубликован в период с декабря 1903 года по май 1905 года до его закрытия из -за нехватки средств. [ 15 ] Затем он присоединился к Аль-Надве , исламскому богословскому журналу Nadwatu L-Ulama по Шибли Номани . приглашению [ 16 ] Он работал редактором Vakil , газеты из Амритсара с апреля 1906 года по ноябрь 1906 года. Он переехал в Калькутту на короткий период, когда был связан с Дар-Уль-Солтанатом . Через несколько месяцев он вернулся в Амритсар и возобновил редакцию Вакила , продолжая работать там до июля 1908 года. [ 17 ]
Борьба за независимость Индии
В 1908 году он совершил поездку из Египта, Сирии, Турции и Франции, где он вступил в контакт с несколькими революционерами, такими как последователи Камала Мустафа -Паша, члены молодого движения Турка и иранских революционеров. [ 18 ] Азад развил политические взгляды, считающиеся радикальными для большинства мусульман того времени, и стал полноценным индийским националистом. [ 9 ] В своем письме Азад оказался жестоким критиком как британского правительства, так и мусульманских политиков; Первый из-за расовой дискриминации и отказов обеспечить потребности индийской общественности, а затем сосредоточиться на общинных вопросах до того, как интересовался общим интересом (Азад явно отклонил общий сепаратизм мусульманской лиги Индии ). Тем не менее, его взгляды значительно изменились, когда он встретил этнически ориентированных суннитских революционных активистов в Ираке [ 19 ] и находился под влиянием их пылкого антиимпериализма и арабского национализма . [ 9 ] Против общего мусульманского мнения о том времени Азад выступил против разделения Бенгалии в 1905 году и становился все более активным в революционных мероприятиях , на которые он был представлен выдающимися индуистскими революционерами Ауробиндо Гош и Шьям Сундар Чакраварти . Первоначально Азад вызвал удивление со стороны других революционеров, но Азад завоевал их похвалу и уверенность, тайно работая над организацией революционеров и встреч в Бенгалии , Бихаре и Бомбее (теперь называется Мумбаи). [ 9 ]
Движение Аль-Хилала и Хилафата
В 1912 году он создал еженедельную газету урду под названием «Аль-Хилал» из Калькутты и открыто напал на британскую политику, исследуя проблемы, с которыми сталкиваются простые люди. Поддерживая идеалы индийского национализма, публикации Азада были направлены на то, чтобы побудить молодых мусульман борьбы за независимость и индуистскую мусульманскую единство. [ 20 ] С началом Первой мировой войны британцы усилили цензуру и ограничения на политическую деятельность. Следовательно, Азад Аль-Хилал был запрещен в 1914 году в соответствии с Законом о прессе . [ 21 ]
В 1913 году он был членом Анжуман -и-Улама-и-Бангала , который станет в 1921 году Джамиат Улема-и-Бангала в 1921 году. Его работа помогла улучшить отношения между индусами и Мусульмане в Бенгалии, которые были испорчены спорами, связанными с разделением Бенгалии и проблемой отдельных общинных избирателей .
В этот период Азад также стал активным в своей поддержке агитации Хилафата , чтобы защитить положение султана Османской Турции , которого считали халифом или халифой для мусульман во всем мире. Султан встал на сторону британцев на войне, и преемственность его правления оказалась под серьезной угрозой, вызвав страдания среди мусульманских консерваторов. Азад увидел возможность зарядить индийских мусульман и достичь крупной политической и социальной реформы в результате борьбы.
Азад основал новый журнал « Аль-Балаг» , который также был запрещен в 1916 году [ 21 ] в соответствии с Законом о правилах защиты Индии , и он был арестован. Правительства президентства Бомбея , Объединенные провинции , Пенджаб и Дели запретили его въезд в провинции, а Азад был перенесен в тюрьму в Ранчи , где он был заключен в тюрьму до 1 января 1920 года. [ 22 ]
Неконфессиональное движение
В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( февраль 2021 г. ) |
После его освобождения Азад вернулся в политическую атмосферу, обвиняемую в чувствах возмущения и восстания против британского правления. Индийская общественность была возмущена принятием актов Роулатта в 1919 году, которые сильно ограничивали гражданские свободы и индивидуальные права. Следовательно, тысячи политических активистов были арестованы, и многие публикации запрещены. Убийство безоружных гражданских лиц в Джаллианвале Баг в Амритсаре 13 апреля 1919 года вызвало интенсивное возмущение по всей Индии, оттолкнув большинство индейцев, включая давних сторонников британцев, от властей. Борьба с Хилафатом также достигла пика с поражением Османской империи в Первой мировой войне и бушующей Турецкой войны за независимость , которая сделала позицию Халифата ненадежной. Главная политическая партия Индии, Индийский национальный конгресс, попал под руководство Махатмы Ганди, которая вызвала волнение по всей Индии, когда он привел фермеров Шампарана и Хеды в успешное восстание против британских властей в 1918 году. Ганди организовал народ региона региона. и впервые Сатьяграха -Сочетание массового гражданского неповиновения с полным ненасильственным насилием и самообеспечением.
Взяв на себя ответственность за Конгресс, Ганди также протянул руку, чтобы поддержать борьбу Хилафата, помогая преодолеть индуистские мусульманские политические разделители. Азад и братья Али-Маулана Мохаммад Али и Шаукат Али -тепло приветствовали поддержку Конгресса и начали совместно работать над программой неконтролирования, прося всех индейцев бойкотировать британские школы, колледжи, суды, общественные службы, гражданские Служба, полиция и военные. Ненасилие и единство индуистских мусульман были повсеместно подчеркнуты, в то время как бойкот иностранных товаров, особенно одежда, был организован. Азад присоединился к Конгрессу, а также был избран президентом Комитета по всему Индии Хилафат . Хотя Азад и другие лидеры были вскоре арестованы, движение вытащило миллионы людей в мирных шествиях, забастовках и протестах.
Этот период ознаменовал трансформацию в собственной жизни Азада. Вместе с коллегами -лидерами Хилафатом Мухтаром Ахмадом Ансари , Хакимом Аджмалом Хан и другими, Азад лично приблизился к Ганди и его философии. Трое мужчин основали Jamia Millia Islamia в Дели в качестве института высшего образования, полностью управляемого индейцами без какой -либо британской поддержки или контроля. И Азад, и Ганди разделили глубокую страсть к религии, а Азад завел с ним тесную дружбу. Он принял идеи Исламского Пророка Мухаммеда, живя просто, отвергая материальные имущества и удовольствия. Став глубоко приверженным ахимсе ( ненасилию ), Азад приблизился к таким же националистам, как Джавахарлал Неру , Читтаранджан Дас и Субхас Чандра Бозе . [ 22 ] Он сильно критиковал постоянное подозрение в Конгрессе среди мусульманских интеллектуалов из мусульманского университета Алигарх и Мусульманской лиги.
В 1921 году он начал еженедельный Paigham , который также был запрещен к декабрю 1921 года. [ 23 ] Вместе с редактором Пагама Абдул Раззак Махилабади был арестован правительством [ 24 ] и приговорен к одному году тюремного заключения. [ 25 ]
В течение 1922 года как Хилафат, так и не сотрудничество получили удар, в то время как Азад и другие лидеры, такие как братья Али, находились в тюрьме. [ 26 ] Движение произошло внезапное снижение с растущими случаями насилия; В 1922 году националистическая толпа убила 22 полицейских в Чаури Чауре. Опасаясь дегенерации в насилие, Ганди попросил индейцев приостановить восстание и предпринять пятидневный пост, чтобы покаяться и побудить других остановить восстание. Хотя движение остановилось по всей Индии, несколько лидеров и активистов Конгресса были разочарованы Ганди. К 1923 году братья Али стали отдаленными и критичны Ганди и Конгрессом. Близкий друг Азада Читтаранджан Дас соучредил партию Свараджа , выходя от руководства Ганди. Несмотря на обстоятельства, Азад оставался твердо приверженным идеалам и лидерству Ганди.
В 1923 году он стал самым молодым человеком, который был избран президентом Конгресса . Азад возглавил усилия по организации флага Сатьяграха в Нагпуре . Азад занимал пост президента Конференции Unity 1924 года в Дели, используя свою позицию для того, чтобы воссоединить свараджисты и лидеров Хилафата под общим баннером Конгресса. В годы, последовавшие за движением, Азад путешествовал по Индии, широко работая над продвижением видения, образования и социальной реформы Ганди.
Лидер Конгресса
Азад много раз работал в рабочем комитете Конгресса и в офисах генерального секретаря и президента. Политическая среда в Индии переекла в 1928 году, когда националистическое возмущение против Комиссии Саймона была назначена для предложения конституционных реформ. Комиссия не включала индийских членов и даже не консультировалась с индийскими лидерами и экспертами. В ответ Конгресс и другие политические партии назначили Комиссию при Мотилал Неру для предложения конституционных реформ из мнений Индии. В 1928 году Азад поддержал доклад Неру , который подвергся критике со стороны братьев Али и политика мусульманской лиги Мухаммед Али Джинна . Азад одобрил окончание отдельных избирателей на основе религии и призвал к тому, чтобы независимая Индия была посвящена секуляризму . На сессии Конгресса 1928 года в Гувахати Азад поддержал призыв Ганди к статусу Доминиона для Индии в течение года. Если бы не было предоставлено, Конгресс примет цель полной политической независимости для Индии. Несмотря на его близость к Ганди, Азад также приблизился к молодым радикальным лидерам Джавахарлалу Неру и Субхаш Бозе, которые критиковали задержку в требовании полной независимости. У Азада была тесная дружба с Неру и начал поддерживать социализм как средства борьбы с неравенством, бедностью и другими национальными проблемами. Азад решил название мусульманской политической партии Маджлис-и-Ахрар-уль-Ислам . Он также был другом Сайеда Ата Улла Шах Бухари , основателя всей Индии Маджлис-и-Ахрара. Когда Ганди отправился на марш Данди , который открыл соль Сатьяграху в 1930 году, Азад организовал и возглавлял националистический рейд, хотя и ненасильственно на дхарасана, чтобы протестовать против солевого налога и ограничения его производства и продажи. Самые большие националистические потрясения за десять лет, Азад был заключен в тюрьму вместе с миллионами людей и часто будет заключен в тюрьму с 1930 по 1934 год в течение длительных периодов времени. После Пакта Ганди -Ирвина в 1931 году Азад был среди миллионов освобожденных политических заключенных. Когда выборы были вызваны в соответствии с Законом о правительстве Индии 1935 года , Азад был назначен для организации избирательной кампании Конгресса, сбора средств, выбора кандидатов и организации добровольцев и митингов по всей Индии. [ 22 ] Азад раскритиковал этот акт за то, что он включил высокую долю не избранных членов в центральном законодательном органе и сам не оспаривал место. Он снова отказался участвовать в выборах в 1937 году и помог возглавить усилия партии по организации выборов и сохранения координации и единства между правительствами Конгресса, избранными в разных провинциях. [ 22 ]
На сессии Конгресса 1936 года в Лакхнау Азад был втянут в спор со Сардаром Валлабхбхай Патель , доктором Раджендрой Прасадом и К. Раджагопалачари, касающимися самоуправления социализма в качестве цели Конгресса. Азад поддержал выборы Неру в качестве президента Конгресса и поддержал резолюцию, подтверждающую социализм. При этом он присоединился к социалистам Конгресса, такими как Неру, Субхаш Бозе и Джаяпракаш Нараян . Азад также поддержал переизбрание Неру в 1937 году в ужасе многих консервативных конгрессменов. Азад поддержал диалог с Джинной и Мусульманской лигой в период с 1935 по 1937 год по поводу коалиции Конгресс-Лиги и более широкого политического сотрудничества. Азад, менее склонный к тому, чтобы назвать лигу обструктивным, Азад присоединился к явному отказу Конгресса от требования Джинны, чтобы лига была замечена исключительно как представитель индийских мусульман.
Выйти из движения Индии
В 1938 году Азад служил посредником между сторонниками и фракцией Конгресса во главе с президентом Конгресса Субхашем Бозе, который раскритиковал Ганди за то, что он не начал другое восстание против англичан и стремился отодвинуть Конгресс от руководства Ганди. Азад стоял рядом с Ганди с большинством других лидеров Конгресса, но неохотно одобрил выход Конгресса от собраний в 1939 году после включения Индии во Второй мировой войны. Националисты были в ярости, что вице -король Лорд Линлитгоу вступил в Индию в войну без консультации с национальными лидерами. Несмотря на желание поддержать британские усилия в обмен на независимость, Азад встал на сторону Ганди, когда британцы проигнорировали Конгресс. Критика Азада в отношении Джинны и Лиги усилилась, поскольку Джинна назвала правилом Конгресса в провинциях «индуистским Радж», называя отставку министерств Конгресса «днем освобождения » для мусульман. Джинна и сепаратистская повестка дня лиги получили популярную поддержку среди мусульман. Мусульманские религиозные и политические лидеры раскритиковали Азада как слишком близкий к Конгрессу и ставят политику перед благосостоянием мусульман. [ 22 ] Поскольку мусульманская лига приняла резолюцию, призывающую к отдельному мусульманскому государству ( Пакистан ) на своем заседании в Лахоре в 1940 году, Азад был избран президентом Конгресса на его сессии в Рамгархе . Джинны Выступая категорически против теории двух наций -представление о том, что индусы и мусульмане были различными народами-из-за того, что религиозный сепаратизм сзадался, и призывали всех мусульман сохранить объединенную Индию, поскольку все индусы и мусульмане были индийцами, которые разделили глубокие узы братства и государственного исхода. В своем президентском обращении Азад сказал:
«С тех пор прошло полные одиннадцать столетий. Ислам теперь имеет столь же великое требование о земле Индии, как и индуизм. Если индуизм был религией людей здесь в течение нескольких тысяч лет, ислам также был их религией на тысячу тысяч Годы. Скажи с гордостью, что он индиец и следит за религией Индии, а именно христианством ». [ 22 ]

В лицо растущего народного разочарования у британцев по всей Индии, Ганди и Патель выступали за тотальное восстание, требующее немедленной независимости. Азад настороженно и скептически относился к этой идее, осознавая, что мусульмане Индии все чаще стремятся к Джинне и поддерживали войну. Чувство, что борьба не заставит британского выхода, Азад и Неру предупредили, что такая кампания разделит Индию и сделает военную ситуацию еще более ненадежной. Интенсивные и эмоциональные дебаты состоялись между Азадом, Неру, Ганди и Пательем на заседаниях рабочего комитета Конгресса в мае и июне 1942 года. обеспечить лидерство для народа Индии и потеряет свое положение, если это не так.
Поддерживая призыв британцев « покинуть Индию », Азад начал призывая тысячи людей на митингах по всей стране, чтобы подготовиться к окончательной, всеобъемлющей борьбе. Будучи президентом Конгресса, Азад путешествовал по Индии и встретился с местными и провинциальными лидерами Конгресса и активистами на низовом уровне, выступив с выступлением и планировал восстание. Несмотря на их предыдущие различия, Азад тесно сотрудничал с Пательем и доктором Раджендрой Прасадом, чтобы сделать восстание максимально эффективным. 7 августа 1942 года в The Gowalia Tank в Мумбаи президент Конгресса Азад открыл борьбу с громкой речи, призывая индейцев в действие. Всего два дня спустя британцы арестовали Азада и все руководство Конгресса. В то время как Ганди был заключен в тюрьму во дворце Ага -Хана в Пуне , Азад и Рабочий комитет Конгресса были заключены в тюрьму в форте в Ахмеднагаре , где они останутся под изоляцией и интенсивной безопасностью в течение почти четырех лет. Внешние новости и общение были в значительной степени запрещены и полностью подвергнуты цензуре. Несмотря на то, что Азад и его спутники разочаровались в их тюремном заключении и изоляции. [ 27 ]
Азад занял время, играя на мосту и выступая в качестве рефери в теннисных матчах, в которых играют его коллеги. Рано утром Азад начал работать над своей классической работой урду, Губхар-и-Хатир . Деляя ежедневные обязанности, Азад также преподавал языки персидского и урду, а также индийскую и мировую историю для нескольких его спутников. Лидеры, как правило, избегают говорить о политике, не желая вызывать любые аргументы, которые могут усугубить боль их тюремного заключения. Однако каждый год 26 января , который затем считался Днем Пурны Сварадж (полная независимость), лидеры собирались, чтобы вспомнить свое дело и молиться вместе. Азад, Неру и Патель кратко рассказывали о нации и будущем. Азад и Неру предложили инициативу по заключению соглашения с англичанами в 1943 году. Утверждая, что восстание было заманировано, Азад попытался убедить своих коллег, что Конгресс должен согласиться с британцами и призвать к приостановлению непослушания, если британцы согласится договориться о переговорах и призвать к приостановлению непослушания, если британцы согласился перенести электроэнергию. Хотя его предложение было в подавляющем большинстве отвергнуто, Азад и несколько других согласились с тем, что Ганди и Конгресс не сделали достаточно. Когда они узнали о Ганди, проводящий переговоры с Джинной в Мумбаи в 1944 году, Азад раскритиковал ход Ганди как контрпродуктивный и нездоровый. [ 28 ]
Разделение Индии

С окончанием войны британцы согласились передать власть в руки индийских рук. Все политические заключенные были освобождены в 1946 году, и Азад возглавил Конгресс на выборах на новое избирательное собрание Индии , которое составит конституцию Индии. Он возглавил делегацию, чтобы договориться с британской миссией кабинета министров на шестом курсе президента Конгресса. Атакуя требование Джинны о Пакистане и предложение миссии от 16 июня 1946 года, которое предусматривало разделение Индии, Азад стал сильным сторонником более раннего предложения миссии от 16 мая. Предложение выступало за федеральную систему с ограниченным центральным правительством и автономией для провинций. Центральное правительство будет иметь защиту, иностранные дела и общение, в то время как провинции выиграют все другие предметы, если они добровольно отказались от выбранных предметов центральному правительству. Кроме того, предложение призвано к «группировке» провинций по религиозным линиям, которая неофициально объединила бы провинции мусульманского большинства на Западе как Группа B, провинции мусульманского большинства Бенгалии и Ассам как группа C и остальная часть Индии как Индия как Индия как Индия как Индия как Индия как Индия Группа А. В то время как Ганди и другие выразили скептицизм в этом пункте, Азад утверждал, что требование Джинны о Пакистане будет похоронен, а обеспокоенность мусульманской общины будет смягчено. [ 29 ] Под поддержкой Азада и Пателя, [ Цитация необходима ] Рабочий комитет утвердил резолюцию против совета Ганди. Азаду также удалось выиграть соглашение Джинны с предложением, ссылаясь на большее блага всех индийских мусульман. [ 7 ]
Азад был президентом Конгресса с 1939 года, поэтому он вызвался уйти в отставку в 1946 году. Он назначил Неру, который заменил его президентом Конгресса и привел Конгресс к временному правительству. Азад был назначен руководителем образования. Тем не менее, агитация Джинны в День действий для Пакистана, запущенная 16 августа, вызвала насилие в обществе по всей Индии. Тысячи людей были убиты, когда Азад путешествовал по Бенгалии и Бихару, чтобы успокоить напряженность и исцелять отношения между мусульманами и индусами. Несмотря на призыв Азада к индуистско-мусульманскому единству, популярность Джинны среди мусульман взлетела, и лига вступила в коалицию с Конгрессом в декабре, но продолжала бойкотировать избирательное собрание. Позже в своей автобиографии Азад указал, что Патель стал более профилацией, чем мусульманская лига, в основном из-за того, что Лига не сотрудничает с Конгрессом в предварительном правительстве по какому-либо вопросу. [ 7 ]
Азад становился все более враждебным по отношению к Джинне , который назвал его «мусульманским лордом Хоу-Хоу » и «шоубором Конгресса». [ 30 ] [ 31 ] Политики мусульманской лиги обвинили Азада в том, что он позволил мусульманам быть культурно и политически доминировать индуистской общиной. Азад продолжал провозглашать свою веру в индуистскую мусульманскую единство: [ 32 ]
«Я горжусь тем, что являюсь индейцем. Я являюсь частью неделимого единства, которое является индийским гражданством. Я незаменим для этого благородного здания, и без меня эта великолепная структура неполна. Я является важным элементом, который пошел в строительство Индии. Я никогда не смогу сдать это утверждение ».
Среди большего количества случаев насилия в начале 1947 года коалиция Конгресса-Лиги изо всех сил пыталась функционировать. Провинции Бенгальского и Пенджаба должны были быть разделены по религиозным линиям, и 3 июня 1947 года британцы объявили о предложении разделения Индии по религиозным линиям, причем княжеские штаты могут выбирать между любого доминиона. Это предложение было горячо обсуждено в комитете по всему Индии Конгресса , когда мусульманские лидеры Сайфуддин Китлью и Хан Абдул Гаффар Хан выражали жестокую оппозицию. Азад в частном порядке обсудил это предложение с Ганди, Пательем и Неру, но, несмотря на то, что его оппозиция не смогла отрицать популярность лиги и неспособность любой коалиции с лигой. Столкнувшись с серьезной возможностью гражданской войны, Азад воздержался от голосования по резолюции, оставаясь молчаливым и не выступая на протяжении всей сессии AICC, что в конечном итоге одобрило план. [ 33 ]
Азад, совершивший объединенную Индию до своей последней попытки, был осужден адвокатами Пакистана, особенно Мусульманской лиги. [ 34 ]
Карьера после независимости

Разделение и независимость Индии 15 августа 1947 года принесли с собой бред насилия, который охватил Пенджаб, Бихар, Бенгалию, Дели и многие другие части Индии. Миллионы индусов и сикхов покинули недавно созданный Пакистан для Индии, и миллионы мусульман бежали в Западный Пакистан и Восточный Пакистан , созданные из Восточной Бенгалии . Насилие погибли около миллиона человек, почти полностью в Пенджабе. Азад взял на себя ответственность за безопасность мусульман в Индии, гастролируя о пострадавших районах в Бенгалии, Бихаре, Ассаме и Пенджабе, направляя организацию лагерей беженцев, поставки и безопасности. Азад выступил с речами крупных толпам, поощряющим мир и спокойствие в пограничных районах и поощряя мусульман по всей стране оставаться в Индии и не бояться за их безопасность. Сосредоточив внимание на возвращении столицы Дели в мир, Азад организовал усилия по обеспечению безопасности и оказанию помощи, но был привлечен к спору с заместителем премьер -министра и министром внутренних дел Сардара Валлабхбхай Патель, когда потребовал увольнения комиссара полиции Дели, который был Сикх обвиняется мусульманами в упущенных атаках и пренебрежении их безопасностью. [ 35 ] Патель утверждал, что комиссар не был предвзятым, и если его увольнение было вынуждено, это спровоцирует гнев среди индусов и сикхов и разделит городскую полицию. На встречах в кабинете и дискуссиях с Ганди, Патель и Азад столкнулись с проблемами безопасности в Дели и Пенджабе, а также о распределении ресурсов для помощи и реабилитации. Патель выступил против предложения Азада и Неру зарезервировать дома, освобожденные мусульманами, которые отправились в Пакистан для мусульман в Индии, перемещенных насилия. [ 35 ] Патель утверждал, что светское правительство не может предложить преимущественную обращение для какой -либо религиозной общины, в то время как Азад по -прежнему стремился обеспечить реабилитацию мусульман в Индии, секуляризм , религиозное свободу и равенство для всех индейцев. Он поддерживал положения для мусульманских граждан, чтобы воспользоваться личным законом мусульман в судах. [ 36 ]
Азад оставался близким доверенным лицом, сторонником и советником премьер -министра Неру и сыграл важную роль в создании национальной политики. Азад руководил созданием национальных программ строительства школы и колледжа и распространяя зачисление детей и молодых людей в школы, чтобы способствовать универсальному начальному образованию. Он был избран в нижнюю палату индийского парламента , Лок Сабха в 1952 году с Рампура Лок Сабха места . В 1957 году он переоценил Рампур, а также двойно оспаривал место Гургаон Лок Сабха в Пенджабе (современная Харьяна), где он выиграл на обоих местах. У Гургаона было значительное население мусульманского MEO, которое стало безопасным местом для Азада.
Азад поддержал социальную экономическую и промышленную политику Неру, а также развивающиеся социальные права и экономические возможности для женщин и обездоленных индейцев. В 1956 году он занимал пост президента Генеральной конференции ЮНЕСКО в Дели. Азад провел последние годы своей жизни, сосредоточившись на написании своей книги, выигрывает свободу , исчерпывающий рассказ о борьбе за свободу Индии и ее лидерах, которая была опубликована в 1959 году.
Как первый министр образования Индии, он подчеркнул, что обучение сельской бедноты и девочек. Будучи председателем Центрального консультативного совета по образованию, он дал стремление к грамотности для взрослых, универсальное начальное образование, бесплатное и обязательное для всех детей до 14 лет, образование девочек и диверсификацию среднего образования и профессиональной подготовки. [ 37 ] Обращаясь к конференции по всему индийскому образованию 16 января 1948 года, подчеркнула Маулана Азад, [ 37 ]
Мы не должны на мгновение забывать, это право первородства для каждого человека, чтобы получить хотя бы базовое образование, без которого он не может полностью выполнить свои обязанности в качестве гражданина.
Он наблюдал за созданием Центрального института образования, Дели, который впоследствии стал факультетом образования Дели в качестве «исследовательского центра для решения новых образовательных проблем страны». [ 38 ] Под его руководством Министерство образования создало первый Индийский технологический институт в 1951 году и Комиссию по грантам университетов в 1953 году. [ 39 ] [ 40 ] Он также сделал акцент на развитии Индийского института науки, Бангалора и технологического факультета Университета Дели . [ 41 ] Он предвидел отличное будущее в ИИТ для Индии: [ 41 ]
Я не сомневаюсь, что создание этого института станет ориентиром в прогрессе более высокого технологического образования и исследований в стране.
Литературные произведения
Офис проводит переговоры с богатыми членами главы борьбы, сказал г -н Рас Юй г -н Кали , Хуссейн
Ghubar-e-Khapitir
Ghubar-e-khatir ( Sallies of Mind ), ( урду : غُبارِخاطِر ) является одной из самых важных произведений Азада, написанных главным образом в 1942 году по 1946 год, когда он был заключен в тюрьму в форте Ахмеднагар в Махараштре британским Радж , когда он был в Бомбее ( Теперь Мумбаи) председательствует на заседании всех рабочих комитета Конгресса всех Индии . [ 34 ]
Книга - это в основном коллекция из 24 писем, которые он написал, обращающийся к его близкому другу Маулане Хабибур Рахман Хан Шервани. Эти письма никогда не были отправлены ему, потому что во время заключения не было никакого разрешения во время заключения, и после освобождения в 1946 году он дал все эти письма своему другу Аджмалу Хану, который позволил ему опубликовать впервые в 1946 году.
Хотя книга представляет собой коллекцию писем, но кроме одного или двух букв, все остальные буквы уникальны, и большинство букв касаются сложных вопросов, таких как существование Бога, [ 42 ] Происхождение религий, происхождение музыки и ее места в религии и т. Д.
Книга - это в первую очередь книга по языку урду; Тем не менее, существует более пятисот куплетов, в основном на персидских и арабских языках. Это потому, что Маулана родилась в семье, где арабский язык и персидский язык использовались чаще, чем урду. Он родился в Мекке, учитывая формальное образование на персидских и арабских языках, но его никогда не учили урду.
Часто говорят, что его книга Индия выигрывает свободу о его политической жизни, а Губар-и Хатир имеет дело с его социальной и духовной жизнью. [ 43 ]
Наследие и влияние

Министерство по делам меньшинств Центрального правительства Индии создало Фонд образования Маулана Азад в 1989 году по случаю его столетия по рождению для содействия образованию среди образовательных отставных участков общества. [ 44 ] Министерство также предоставляет Национальную стипендию Маулана Абул Калам Азад, интегрированную пятилетнюю стипендию в форме финансовой помощи студентам из общин меньшинств для обучения, такого как M.Phil. и докторскую степень [ 45 ] В 1992 году правительство Индии удостоило посмертно Бхарат Ратна . [ 46 ]
Многочисленные учреждения по всей Индии также были названы в его честь. Некоторые из них - Медицинский колледж Маулана Азад в Нью -Дели, Национальный технологический институт Маулана Азад в Бхопале , Национальный университет Урду Урду Маулана Азад в Хайдарабаде , Центр начального и социального образования Маулана Азад ( Университет Макеса Дели ), колледж Маулана Азад. , Маулана Абул Калам Азад Институт азиатских исследований и Технологический университет Маулана Абул Калам Азад , в Калькутте , Баб - Е - Маулана Абул Калам Азад (Ворота № 7), Джамия Миллия Исламия, Центральный (меньшинство) Университет в Нью -Дели , Библиотека Маулана Азад в мусульманском университете Алигарх на Алигарх и стадионе Маулана Азад в Джамму . В его доме ранее находился Институт азиатских исследований Маулана Абул Калам Азад , и в настоящее время является музеем Маулана Азад. [ 47 ] Национальный День образования (Индия) Годовой соблюдение в Индии, посвященное годовщину рождения Мауланы Абул Калам Азад, первого министра образования в Индии, который прослужил с 15 августа 1947 года по 2 февраля 1958 года. Национальный день образования Индии отмечается 11 Ноябрь каждый год в Индии.
Он отмечается как один из основателей и величайших покровителей Исламии Джамия Миллиа. Могила Азада расположена рядом с Джама Масджид в Дели. В последние годы многие в Индии выражали большую обеспокоенность по поводу плохого обслуживания гробницы. [ 34 ] 16 ноября 2005 года Высокий суд Дели распорядился, чтобы гробница Маулана Азад в Нью -Дели была отремонтирована и восстановлена в качестве крупного национального памятника. Могила Азада является главной достопримечательностью и ежегодно получает большое количество посетителей. [ 48 ]
Джавахарлал Неру назвал его Мир-И-Караван (лидер каравана), «очень смелый и доблестный джентльмен, готовый продукт культуры, который в эти дни относится к немногим». [ 34 ] Махатма Ганди отметил об Азаде, считая его «человеком калибра Платона, Аристотеля и Пифагора». [ 37 ]
Азад был изображен актером Вирендрой Расданом в биографическом фильме 1982 года Ганди , режиссером Ричарда Аттенборо . [ 49 ]
Телесериал, Маулана Абул Калам Азад , вышел в эфир на DD National в 1990 -х годах и снялся в главной роли Мангала Диллона в главной роли. [ 50 ] [ 51 ] Д.Д. Урду в эфир Сетер Хон Так , документальный телесериал Лавлина Тадани на основе его жизни и политической карьеры, а Амир Башир изображает роль Азада. Позже он был сокращен и переиздан как фильм «Аасик-и-ватан»-Маулана Азад . [ 52 ] Woh Jo Tha Ek Massiah Maulana Azad , биографический фильм 2019 года об Азаде, снял Раджендру Гупта Санджай и Санджай Сингх Неги, а Linesh Fanse играет главную роль. [ 53 ]
Его день рождения 11 ноября отмечается как Национальный день образования в Индии. [ 54 ]
Печальные марки, выпущенные India Post (к году) -
-
1966
-
1988
-
2015
Смотрите также
- Сайр Великий как Дхул-Карнайн , теория, впервые предложенная Азадом
- Индийский совет по культурным отношениям , Международная организация по продвижению культуры, основанная AZAD
Ссылки
- ^ Фахад, Обайдулла (2011). «Отслеживание плюралистических тенденций в литературе Сира: изучение некоторых современных ученых». Исламские исследования . 50 (2): 238. JSTOR 41932590 .
- ^ «Международная конференция урду от 10 ноября» . Индус . 7 ноября 2010 года. Архивировано с оригинала 11 ноября 2010 года . Получено 13 апреля 2012 года .
- ^ Чавла, Мухаммед (2016). «Маулана Азад и спрос на Пакистан: переоценка» . Журнал Пакистанского исторического общества . 64 (3): 7–24.
- ^ Анил Чандра Банерджи (1981). Две нации: философия мусульманского национализма . Концептуальная издательская компания. п. 211.
- ^ «Биография Маулана Абул Калам Азад - Маулана Азад Индийский боец свободы - информация о Маулане Азад - История Маулана Абул Калам Азад» . www.iloveindia.com . Получено 3 ноября 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «Вспоминая Маулана Абул Калам Азад: короткая биография» . Институт азиатских исследований . Получено 1 января 2013 года .
Маулана Абул Калам Азад родился 11 ноября 1888 года в Мекке. Он вернулся в Калькутту со своей семьей в 1890 году.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Азад, Абул Калам (2003) [впервые опубликовано 1959]. Индия выигрывает свободу: автобиографический повествование . Нью -Дели: Ориент Лонгман. С. 1–2. ISBN 978-81-250-0514-8 .
- ^ Биография Мауланы Азад . Iccrindia.net. Получено 7 декабря 2018 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Ислам (2012). «Азад, народ Абула Харла » . Ислам , Сираджаль ; Миа, Центральный; Визит, Махфуза ; Ахмед, все.) БАНГЛАДА: Натист Ларкопеды Бангладеш (только изд.). Нарисовано, Банглады: Ремесла, Ашная Ассоциация Бангладеш ISBN 984-32-0576-6 Полем OCLC 52727562 . OL 30677644M . Получено 22 сентября 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный Ганди, Раджмохан (1986). Восемь жизней: изучение индус-мусульманской встречи . США: Государственный университет Нью -Йорк Пресс. п. 219. ISBN 978-0-88706-196-7 .
- ^ Ayoob, Мухаммед (25 мая 2018 г.), вспоминая Маулана Азад . Индус. Получено 7 декабря 2018 года.
- ^ Ikram, SM (1995). Индийские мусульмане и раздел Индии . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 139 ISBN 9788171563746
- ^ Маулана Абул Калам Азад - строитель современной Индии . Indiaedunews.net (11 ноября 2008 г.). Получено 7 декабря 2018 года.
- ^ Jump up to: а беременный Qaiyoom 2012 , с. 678
- ^ Qaiyoom 2012 , с. 678, 679
- ^ Qaiyoom 2012 , с. 679
- ^ Qaiyoom 2012 , с. 679, 680
- ^ Qaiyoom 2012 , с. 680
- ^ Османи, Ахмед. Политическая история Мауланы Азада . С. 67–85
- ^ Qaiyoom 2012 , с. 680, 681
- ^ Jump up to: а беременный Qaiyoom 2012 , с. 683
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Хук, Муширул (23 июля 2006 г.). «Президент Азад» . Архивировано из оригинала (PHP) 9 апреля 2009 года . Получено 23 июля 2006 года .
- ^ Пант 2010 , с. 1314
- ^ Дуглас 1993 , с. 180
- ^ Дуглас 1993 , с. 189
- ^ Дуглас 1993 , с. 190
- ^ Нандуркар. Сардаршри Ке Патра (2) . П. 390.
- ^ Ганди , с. 330–32
- ^ Менон, вице -президент (1998). Передача власти в Индии . Ориент Блэксван. п. 235. ISBN 9788125008842 .
- ^ Азад (2007). Слон, тигр и мобильный телефон: размышления об Индии в двадцать первом веке . Пингвин Индия. ISBN 9780670081455 .
- ^ «Человек, который остался позади» . Индус . 11 ноября 2007 г. Получено 6 июля 2015 года .
- ^ Хасан, Муширул (январь 2000 г.). «Сто человек, которые сформировали Индию в 20 -м веке, Маулана Абул Калам Азад - II» . India Today, Специальный выпуск тысячелетия, январь 2000 года. Архивировано из оригинала (PHP) 22 ноября 2008 года . Получено 14 июня 2007 года .
- ^ Ганди , с. 402
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Азад, Абул Калам (2010). Губар-и-Хатир . Нью -Дели: Сахитья Академи. п. 5.7 ISBN 978-81-260-0132-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Ганди , с. 432–33
- ^ Ганди , с. 502–05
- ^ Jump up to: а беременный в Выступление министра человеческих ресурсов Hon'ble на Национальный день образования 2009 года, Министерство HRD, правительство Индии, архивировав 7 октября 2010 года на машине Wayback
- ^ «О нас Центральный институт образования» . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Получено 1 апреля 2010 года .
- ^ UGC Genesis Arackied 6 января 2010 года на машине Wayback
- ^ IIT KHARAGPUR, История архивировала 13 августа 2007 года на машине Wayback
- ^ Jump up to: а беременный Материалы 19 -го заседания Центрального консультативного совета по образованию, Нью -Дели, 15 и 16 марта 1952 г. Архивировано 16 апреля 2009 года на машине Wayback
- ^ Азад, Абул Калам (2010). Губар-и-Хатир . Нью -Дели: Сахитья Академи. п. 106. ISBN 978-81-260-0132-3 .
- ^ Дуглас, Ян Х. (1972). " Абул Калам Азад и Пакистан" Пост-Бангладеш пересмотрение противодействия индийскому мусульманинам ». Журнал Американской академии религии . 40 (4): 458–479. doi : 10.1093/jaarel/xl.4.458 . JSTOR 1460895 .
- ^ Maulana Azad Foundation Foundation . Maef.nic.in. Получено 7 декабря 2018 года.
- ^ Шри Салман Хуршид запускает Национальную стипендию Маулана Абул Калам Азад , Бюро по информационным вопросам, правительство Индии, 22 декабря 2009 года.
- ^ «Национальный день образования праздновал» . Индус . Кришнагири. 14 ноября 2011 года. Архивировано с оригинала 25 марта 2014 года . Получено 11 октября 2015 года .
- Шарма, Арун Кумар (7 ноября 2010 г.). «Дайдседжник» . Трибуна . Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 11 октября 2015 года .
- ^ «Маулана Абул Калам Азад Институт азиатских исследований-Музей» . makaias.gov.in . Получено 8 ноября 2019 года .
- ^ «Восстановите могилу Мауланы Азада: ХК» . Служба экспресса, ExpressIndia.com. 17 ноября 2005 года. Архивировано из оригинала (PHP) 4 декабря 2007 года . Получено 6 ноября 2006 года .
- ^ «Вирендра Раздан мертв» . Deccan Herald , журнал Free Press . Министерство информации и вещания (Индия) Бюллетень на томе фильма XLVII № 6. 15 июня 2003 г. Получено 28 ноября 2012 года .
- ^ Мазахир Рахим (21 апреля 2016 года). «Маулана Абул Калам Азад - EP 1» . YouTube . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года.
- ^ Национальный кинофестиваль . Директорат кинофестивалей . 1993. с. 125
- ^ "Aashiq -e -Vatan Maulana Azad" . Explara.com .
- ^ Purkayastha, Pallabi Dey (18 января 2019 г.). "Woh Jo Tha Ek Massiah Maulana Azad Review {2.5/5}" . Times of India .
- ^ «Маулана Абул Калам Азад вспомнил в Национальный день образования» . Индийский экспресс . 12 ноября 2008 г. Получено 8 ноября 2019 года .
Цитируемые источники
- Ганди, Р. (1990). Патель: жизнь . Навадживан, Ахмедабад .
- Пант, Виджай Пракаш (2010). «Маулана Абул Калам Азад: критическая жизнь и работа» . Индийский журнал политологии . 71 (4): 1311–1323. ISSN 0019-5510 . JSTOR 42748956 .
- Qaiyoom, Nishat (2012). «Журналистический крестовый поход Мауланы Азада против колониализма» . Труды Индийского исторического конгресса . 73 : 678–685. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44156263 .
- Дуглас, Ян Хендерсон (1993). Абул Калам Азад: интеллектуальная и религиозная биография . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-563279-8 .
Дальнейшее чтение
- Ашраф, Мухаммед Арслан. Почему раздел Индии?: Ганди, Джинна, Неру, Азад - Конгресс и мусульманская лига (2016) онлайн , 20pp, 20pp
- Комментарий Азада Азада о Коран - Ал
- Политическая воля в Индии 1900–1960 гг .; 1965 г. Дитмар Ротермунд
- Жизнь и работы Мауланы Абул Калам Азад из Равиндры Кумар, опубликованная Atlantic Publishers & Distributors, 1991
- Маулана Абул Калам Азад , Махадев Харибхай Десаи
- Образовательные идеи Мауланы Абул Калам Азад , Г. Расул Абдуху, опубликованный Sterling Publishers, 1973
- Индийский Молна Абул Калам Азад , Абулкалам Азад, Ситер Симайн Хамид , Муджиб Ризви, Сафра Махди, публично, Индийский Совет по режиссеру культуры , 1990
- Maulana Azad Ek Muttala от Hakim Syed Zillur Rahman , Jawahar Aur Azad , под редакцией профессора Абдула Кави Деснави , Saifia College, Bhopal, 1990.
- Maulana Azad Aur Bhopal от Hakim Syed Zillur Rahman , Fikro Nazar (Maulana Azad Number), Мусульманский университет Алигарха , Алигарх, 1989, П. 107–112.
- Маулана Азад: жизнь [1] , С. Ирфан Хабиб , Алеф , Нью -Дели, 2023. Паттабхи, Ситарамайя (1946). Перья и камни "мои учебные окна" . PADMA Publications.
- Nandurkar, GM (1981). Письма Сардара, в основном неизвестные . Сардар Валлабхабхай Патель Смарак Бхаван.
- «Краткий набросок жизни и размышления о Маулане Азад» . LiveIndia.com .
- «Жизнь Азада» . Cis-Ca . Архивировано из оригинала 19 апреля 2003 года . Получено 26 ноября 2005 года .
- «Маулана Абул Калам Азад: Странный секулярист» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 18 октября 2006 года . Получено 6 ноября 2006 года .
Внешние ссылки

- Абул Калам Азад в Encyclopædia Britannica
- APJ Абдул Калам стипендия архивировал 30 апреля 2019 года на машине Wayback
- Карьера Азада - дороги и дороги, не пройденные - линии настоящего: идеология и политика в современной Южной Азии Айджаз Ахмад
- Введение в Абул Калам Азад и коллекция его цитат - выдающиеся индийские борцы за свободу Vol2 Глава 11 с. 310 от SK Sharma
- Абул Калам Азад, глава 44, с. 325–333, модернистский ислам, 1840–1940 гг.
- Национальный день образования 2012 года отмечается в Университете Сангам Бхильвара Раджастхан
- Некоторые редкие речи Мауланы Азад в аудио -архиве bhatkallys.com
- Первое министерство Неру
- 1888 Рождения
- 1958 Смерть
- Активисты независимости Индии из Дели
- Индийские религиозные писатели
- Мусульманские ученые из ислама 20-го века
- Индийский народ арабского происхождения
- Жалоба
- Президенты Индийского национального конгресса
- Получатели ратна Бхарата
- Индийские мусульмане 20-го века
- Hashemite People
- Индийские националисты
- Индийские депутаты 1952–1957 гг
- Члены Учредительного собрания Индии
- Индийские депутаты 1957–1962 гг
- Заключенные и задержанные британской Индии
- Основатели индийских школ и колледжей
- Индийские редакторы
- Индийские мужские журналисты
- Журналисты из Дели
- Люди из Мекки
- Писатели-урду
- Переводчики Корана на урду
- Министры образования Индии
- Члены Кабинета Индии
- Индийские журналисты 20-го века
- Активисты независимости Индии из Бенгалии
- Члены Lok Sabha из Уттар -Прадеш
- Люди из Рампурского района
- Члены Совета генерального губернатора Индии
- Индийский национальный конгресс политики из Уттар -Прадеш