Jump to content

Чувашский народ

(Перенаправлено с чувашей )
чувашский
Чувашский народ
Чавассем
Старики-чуваши, начало 20 века.
Общая численность населения
в. 1,1 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
 Россия
(  Чувашия )
1,067,139
684,930 [1]
 Казахстан 22,305 [2]
 Украина 10,593 [3]
 Узбекистан 10,074 [4]
 Таджикистан 3,904 [5]
 Туркменистан 2,281 [6]
 Беларусь 2,242 [7]
 Молдавия 1,204 [8]
Языки
чувашский
Русский
Религия
Большинство:
Православное христианство
Меньшинство:
Ваттисен Ялы
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
Волжские татары

Чувашский народ ( Великобритания : / ˈ v ɑː ʃ / CHOO -vahsh , [9] США : / ʊ ˈ v ɑː ʃ / chuu- ВАХШ ; [10] Чувашский : чӑваш [tɕəˈʋaʃ] ; çăваш ), множественное число: чӑвашсем , çăвашсем ; Русский : чува́ши [tɕʊˈvaʂɨ] ) — тюркская этническая группа, ветвь огуров , обитающая на территории, простирающейся от Идель-Уральского (Волго-Уральского) региона до Сибири .

Большинство из них проживает в Чувашии и прилегающих территориях, хотя чувашские общины можно встретить на всей территории Российской Федерации . Они говорят на чувашском языке , тюркском языке , который отделился от других языков этой семьи более тысячелетия назад. Среди верующих чувашей большинство составляют православные христиане, хотя меньшинство исповедует суннитский ислам или Ваттисен Ялы .

Этимология

[ редактировать ]

Общепринятой этимологии слова чуваш не существует , но существуют две теории. Одна из теорий предполагает, что слово «чуваш» может происходить от общетюркского jăvaš («дружественный», «мирный»), в отличие от şarmăs («воинственный»).

Другая теория состоит в том, что это слово происходит от Табгач , раннесредневекового клана Сяньбэй и основателей династии Северная Вэй в Китае. Древнетюркское ) имя Табгач ( Туоба на мандаринском языке использовалось некоторыми народами Внутренней Азии для обозначения Китая спустя долгое время после этой династии. Джерард Клосон показал, что в результате регулярных звуковых изменений название рода Табгач могло трансформироваться в этноним чуваш. [11]

Чувашский — тюркский язык , на котором говорят в европейской части России , прежде всего в Чувашской Республике и прилегающих территориях. Это единственный сохранившийся член огурской ветви тюркских языков, одной из двух основных ветвей тюркской семьи. [12] [13]

Хотя прямых доказательств нет, некоторые ученые полагают, что чуваши могут быть потомками диалекта волжско-булгарского языка. [14] в то время как другие поддерживают идею о том, что чувашский язык - еще один отдельный огурский тюркский язык. [15] Поскольку сохранившиеся литературные записи нечувашских членов огурской семьи ( булгар и, возможно, хазар ) скудны, точное положение чувашей внутри огурской семьи определить невозможно.

Некоторые ученые предполагают, что гунны имели прочные связи с Булгаром и современными чувашами. [16] и относят эту расширенную группу к отдельным гунно-булгарским языкам. [17] [18] Однако такие предположения не основаны на надлежащих лингвистических данных, поскольку язык гуннов почти неизвестен, за исключением нескольких засвидетельствованных слов и личных имен. Ученые обычно считают гуннский язык не поддающимся классификации. [19] [20] [21] [22]

Чувашская женщина в традиционной одежде

Итальянский историк и филолог Игорь де Рахевильц отметил существенное отличие чувашского языка от других тюркских языков. По его словам, чувашский язык не имеет некоторых общих черт с тюркскими языками до такой степени, что некоторые ученые рассматривают чувашский язык как самостоятельную ветвь тюркского и монгольского языков. Тюркская классификация чувашей рассматривалась как компромиссное решение для целей классификации. [23] [24] [а]

Несмотря на грамматическое сходство с остальной частью тюркской языковой семьи, наличие изменений в чувашском произношении (которые трудно согласовать с другими членами тюркской семьи) побудило некоторых ученых рассматривать чувашский язык как происходящий не от пратюркского , а от другого прототюркского языка. -язык, на котором говорили в то время, был прототюркским (в этом случае чувашский и все остальные тюркские языки были бы частью более крупной языковой семьи). [25]

Огурская ветвь отличается от остальной части тюркской семьи ( общетюркских языков ) двумя звуковыми изменениями : r соответствует общетюркскому z и l соответствует общетюркскому š . [26] Первое научное полевое описание чуваша, сделанное Августом Альквистом в 1856 году, позволило исследователям установить его правильную принадлежность. [27]

Чувашский язык настолько отличается от основной части тюркских языков, что сначала считали, что чувашский язык является тюркизированным финно-угорским языком или промежуточной ветвью между тюркскими и монгольскими языками. [28] [29] русский язык и соседние марийские и волжские татары . На чувашский язык сильно повлияли [30] [31]

Монгольский , арабский и персидский языки также оказали влияние на чувашей. [32] [33] Чувашский язык имеет два-три диалекта. [34] [35] Хотя чувашский язык преподается в школах и иногда используется в средствах массовой информации, ЮНЕСКО считает его угрозой исчезновения находящимся под . [36] [37] потому что русский язык доминирует в большинстве сфер жизни, и немногие дети, изучающие язык, скорее всего, станут его активными пользователями.

Подразделение чувашей следующее:

  • Virjal ( вирьял, туры , 'upper')
  • Anat jenchi ( анат енчи , 'mid-lower')
  • Anatri ( анатры , 'lower')
  • Хирти ( хирти , «степь») (это подгруппа, признанная некоторыми исследователями)

Происхождение

[ редактировать ]

Существуют две конкурирующие школы взглядов на происхождение чувашей. Во-первых, они возникли в результате смешения племен сабиров и финно-угров . [38] Во-вторых, они являются потомками волжских булгар. На протяжении всей истории они испытывали значительное вливание и влияние не только со стороны русских и других тюркских народов, но и со стороны соседних уральских племен, с которыми их настойчиво и ошибочно отождествляли на протяжении веков. [24]

Сабиры , предположительно пришедшие из Сибири , жили там по крайней мере в конце третьего тысячелетия до нашей эры. [39] [40] [41] Они были искусны в военном деле, использовали осадную технику, [42] имела большую армию (в том числе женщин [43] ) и были судостроителями. Сабиры возглавляли вторжения в Закавказье в конце 400-х — начале 500-х годов , но быстро начали служить солдатами и наемниками во время византийско-сасанидских войн с обеих сторон. Их союз с византийцами положил начало более позднему хазарско -византийскому союзу. [44]

Ранняя история

[ редактировать ]
Чувашские девушки в традиционных костюмах.

В начале первого века нашей эры булгары , которые, возможно, связаны с чувашами, начали продвигаться на запад через Жетысу и степи современного Казахстана , достигнув Северного Кавказа во 2-3 веках нашей эры. Там они основали несколько государств ( Старая Булгария на Черноморском побережье и Суарское княжество на территории современного Дагестана). Старая Болгария распалась во второй половине VII века после серии успешных хазарских нашествий. Сабиры , которые были племенем в составе Хазарского ханства , впоследствии предприняли миграцию в Волго-Камский регион вместе с другими огурскими племенами , в конечном итоге основали Волжскую Булгарию , которая со временем стала чрезвычайно богатой: ее столица тогда была 4-м по величине городом в мире. .

Вскоре после этого другое государство, основанное сабирами на Кавказе, известное как Суарское княжество, было вынуждено стать вассальным государством Хазарии. Примерно полвека спустя суары приняли участие в арабо-хазарских войнах 732–737 гг. Принятие ислама в начале X века в Волжской Булгарии привело к тому, что большая часть ее населения приняла эту религию. [45]

После того, как монголы разрушили Волжскую Булгарию в 1236 году, Золотая Орда сохраняла контроль над регионом до ее медленного распада с ок. 1438 г. Казанское ханство стало новой властью региона и чувашей. Современное название «чуваш» стало появляться в записях начиная с XVI века из русских и других зарубежных источников. [46]

В 1552 году русские завоевали Казанское ханство и его территории. Чуваши, обязанные платить ясак , постепенно лишились большей части своей земли. Многие чуваши, традиционно занимавшиеся сельским хозяйством, были вынуждены стать подневольными в лесной промышленности или работать на баржах из-за растущей бедности. [47] Последующие столетия стали свидетелями христианизации и русификации чувашей. В этот период большая часть чувашей приняла православие , но цари так и не добились полной русификации. [46] [ нужна цитата для проверки ]

После обращения российский историк Василий Никитич Татищев лично посетил земли Волжской Булгарии и в 1768 году писал, что булгары также мигрировали в Башкортостан и к северу от Казани (т. е. современная Чувашия ).

Вниз по Волге чуваши, древние булгары , заселили всю Казанскую и Симбирскую губернию . Теперь, после принятия крещения, их осталось очень мало, потому что многие, не желая креститься, перешли к башкирам и расселились в других уездах.

—  V. N. Tatishchev. "Russian History". Part I. Chapter 22. [48]
Чувашская диаспора в Приволжском федеральном округе.

Современная история

[ редактировать ]

В восемнадцатом и девятнадцатом веках произошло возрождение чувашской культуры и публикация многих образовательных, литературных и лингвистических произведений, а также открытие школ и других программ. Чувашский язык стал использоваться в местных школах, а в 1871 году была создана специальная письменная письменность для чувашского языка. [46]

24 июня 1920 года большевистское правительство РСФСР учредило Чувашскую автономную область ; она стала Чувашской Автономной Советской Социалистической Республикой. 21 апреля 1925 года Примерно в это же время вырос чувашский национализм, но советские власти попытались подавить националистические движения, перекроив границы республики, в результате чего многие чуваши проживали в соседних республиках или в России. районы. На протяжении большей части советского периода 1917–1991 годов чуваши подвергались кампаниям русификации. [49]

Чувашский язык исчез из образовательного и общественного обихода. В 1989 году началось очередное чувашское культурное возрождение. [50] - отчасти в ответ на эти изменения. Вскоре чувашский язык вновь вошёл в обиход в образовательной, общественной и политической жизни. [46] По состоянию на 2005 год В школах Чувашской Республики и за ее пределами, где проживает большое количество чувашей, преподают чувашский язык и культуру. Чуваши по всей России также имеют доступ к средствам массовой информации в своих местных сообществах. [46] [ нужна цитата для проверки ]

Генетика

[ редактировать ]
По данным Кушняревича и др., аутосомные пропорции предков чувашей и некоторых других популяций. (2015). [51]

Физические антропологи, использующие расовые концепции начала 20 века, рассматривали чувашей как смешанный финно-угорский и тюркский народ. [52] [24] Аутосомный анализ (2015 г.) выявил признаки огурского и, возможно, булгарского происхождения у современных чувашей. Эти огурские племена принесли с собой чувашский язык. [53] Другое исследование выявило некоторые финно-угорские компоненты в составе чувашей. [54]

Фенотипически среди чувашей нет особых различий, поскольку среди всех подгрупп можно обнаружить больше европеоидных или больше монголоидных фенотипов. [55] [56] В 2017 году полное геномное исследование показало, что чуваши в значительной степени демонстрируют финно-угорский генетический компонент, несмотря на небольшой общий тюркский компонент с башкирским и татарским народами. Это исследование подтвердило гипотезу о языковом сдвиге среди чувашского населения. [57]

Культура

[ редактировать ]
Группа чувашских детей в традиционной одежде (Анат женчи - Средненижние чуваши)

Они говорят на чувашском языке и имеют некоторые дохристианские традиции . У чувашей в вышивке используются специфические узоры, которые присутствуют в их традиционной одежде. [58] Многие люди также используют русский и татарский язык, на котором говорят в Чувашии и близлежащих регионах по среднему течению реки Волги, в центральной части Европейской России.

Крещенные чуваши, 1870 г.

Большинство чувашей являются православными христианами и принадлежат к Русской православной церкви, тогда как меньшинство составляют мусульмане-сунниты или практикующие Ваттисен Ялы . После покорения чувашей Россией в XVI веке началась кампания христианизации. Однако большинство чувашей были обращены в христианство только в середине XIX века. [59] некоторые дохристианские и доисламские традиции шаманизма . Чуваши сохраняют в своей культурной деятельности [59] [46] Параллельно молятся в святынях, называемых керемет , и приносят там в жертву гусей. Одна из главных святынь находится в городе Билярск. Ваттисен ялы – современное возрождение этнической религии чувашей.

Меньшая часть чувашей, возможно, подверглась исламу еще в эпоху Волжской Булгарии, но большинство из этих ранних чувашей, вероятно, приняли ислам в период Золотой Орды. [47] Надпись, датированная 1307 годом, указывает на то, что часть чувашей обратилась в ислам, а религиозные термины встречаются в чувашском языке в виде татарских заимствований. [60] Однако источники не уточняют обычаи чувашей в этот период. Некоторые чуваши, принявшие христианство после российского завоевания, обратились в ислам в XIX и начале XX века. [47] В этот период несколько чувашских общин подверглись влиянию татар и стали мусульманскими. Это заставило некоторых чувашей-мусульман назвать себя татарами, но они сохранили свой язык и некоторые чувашские обычаи. [61] [62]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Этнические группы России в переписи 2021 года . (на русском языке)
  2. ^ "Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей" . Demoscope.ru . 2013-03-21. Archived from the original on 2011-06-04 . Retrieved 2016-02-09 .
  3. ^ "Всеукраинская перепись населения 2001 - English version - Results - Nationality and citizenship - The distribution of the population by nationality and mother tongue - Selection" . 2001.ukrcensus.gov.ua .
  4. ^ [1] [ мертвая ссылка ]
  5. ^ «Чуваш» . Этнолог . Проверено 26 сентября 2023 г.
  6. ^ "Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей" . Demoscope.ru . 2013-03-21. Archived from the original on 2012-03-14 . Retrieved 2016-02-09 .
  7. ^ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (ETHNIC COMPOSITION OF POPULATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS)" . Archived from the original on February 7, 2009 . Retrieved October 21, 2009 .
  8. ^ "Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей" . Demoscope.ru . 2013-03-21. Archived from the original on 2016-01-25 . Retrieved 2016-02-09 .
  9. ^ «Чуваш» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 12 июня 2020 года.
  10. ^ «Чуваш» . Lexico UK English Dictionary Американский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 12 июня 2020 года.
  11. ^ Джерард Клосон, Исследования по тюркской и монгольской лингвистике . Рутледж, 2002, с. 23.
  12. ^ Клосон, Джерард (2002). Исследования по тюркскому и монгольскому языкознанию . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  0-415-29772-9 .
  13. ^ Прайс, Гланвилл (2000). Энциклопедия языков Европы . Уайли-Блэквелл. ISBN  0-631-22039-9 .
  14. ^ Агьягаси, К. (2020). «Волжско-булгарский классификатор: историческое и географическое лингвистическое исследование» . Университет Дебрецена . 3 : 9. Современный чувашский — единственный язык-потомок огурской ветви. Предки его носителей покинули Хазарскую империю в VIII веке и мигрировали в регион у слияния рек Волги и Камы, где основали Волжскую Булгарию. Империя в 10 веке. В Центральном Поволжье развились три волжско-булгарских диалекта, а чувашский является потомком 3-го диалекта волжско-булгарского (Агягаси 2019: 160–183). Источники называют его отдельным языком, начиная с 1508 г.
  15. ^ Йохансон, Ларс; Чато, Ева А, ред. (2021). Тюркские языки . Рутледж. дои : 10.4324/9781003243809 . ISBN  9781003243809 . Другим тюркским народом Поволжья являются чуваши, которые, как и татары, считают себя потомками волжских булгар в историческом и культурном смысле. Ясно, что чувашский язык принадлежит к огурской ветви тюркского языка, как и язык волжских булгар, но прямых доказательств диахронического развития между ними не установлено. Поскольку в средние века существовало несколько различных огурских языков, волжский булгар мог представлять один из них, а чувашский — другой.
  16. ^ Прицак, Омельян (1982). «Гуннский язык рода Аттилы» . Гарвардские украинские исследования . IV (4). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский украинский исследовательский институт : 470. ISSN   0363-5570 . JSTOR   41036005 . Язык имел сильные связи с булгарским языком и современным чувашским языком, но также имел некоторые важные связи, особенно лексические и морфологические, с османским турецким и якутским языками.
  17. ^ Рамер, Алексис Манастер. «Протобулгарский/Дунайский Булгар/Гунно-Булгарский Беквен» . Предложение Гранберга о возрождении термина «гунно-булгар» вполне может стать такой заменой — как только станет ясно, что гунны и булгары были близкими родственниками и, возможно, даже одним и тем же языком.
  18. ^ ПРИЦАК, ОМЕЛЬЯН (1982). «Гуннский язык рода Аттилы» . Гарвардские украинские исследования . 6 (4): 428–476. ISSN   0363-5570 . JSTOR   41036005 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 г. Проверено 23 апреля 2023 г. п. 430 «Мне удалось установить дунайско-булгарский именительный падеж-суффикс /А/ из согласных основ. Вспоминая, что дунайско-булгарский язык был гуннским».
  19. ^ Савельев Александр (27 мая 2020 г.). Чуваши и булгарские языки . Издательство Оксфордского университета. п. 448. ИСБН  978-0-19-880462-8 . Проверено 30 марта 2024 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  20. ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Тюркологика. Висбаден: О. Харрасовиц. стр. 88 89. ISBN  978-3-447-03274-2 .
  21. ^ РОНА-ТАС, АНДРАШ (1 марта 1999 г.). Венгры и Европа в раннем средневековье . Издательство Центральноевропейского университета. п. 208. дои : 10.7829/j.ctv280b77f . ISBN  978-963-386-572-9 .
  22. ^ Синор, Денис (1997). Исследования по средневековой Внутренней Азии . Серия сборников исследований. Олдершот, Хэмпшир: Эшгейт. п. 336. ИСБН  978-0-86078-632-0 .
  23. ^ Рахевильц, Игорь де. Введение в алтайскую филологию: тюркскую, монгольскую, маньчжурскую / Игорь де Рахевильц и Фолькер Рыбацкий; при сотрудничестве Хун Чин-фу. п. см. — (Справочник по востоковедению = Handbuch der Orientalistik. Раздел 8, Центральная Азия; 20). — Лейден; Бостон, 2010. — С. 7.
  24. ^ Jump up to: а б с Крюгер, Джон Р. (1961). Чувашское руководство. Введение, грамматика, чтение и словарный запас . Гаага. стр. 7–8. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  25. ^ Энциклопедия лингвистики . п. 39.
  26. ^ Йохансон (1998); ср. Йохансон (2000, 2007) и статьи по этой теме в Johanson & Csató (редактор, 1998).
  27. ^ Корхонен, Микко (1986). Изучение финно-угорского языка в Финляндии 1828-1918 гг . Хельсинки: Финское общество наук. п. 80. ИСБН  951-653-135-0 .
  28. ^ Савельев Александр (июнь 2020 г.). «Чуваши и булгарские языки» . п. 446-464 . Проверено 25 апреля 2023 г.
  29. ^ «Чувашский язык | Алфавит, народ и значение | Британика» . Проверено 25 апреля 2024 г. Раньше ученые считали чувашский тюркизированным финно-угорским (уральским) языком или промежуточной ветвью между тюркским и монгольским. На особый характер чувашского языка указывает также его отсутствие взаимопонимания с другими тюркскими языками.
  30. ^ Йоханссон, Ларс; Чато, Ева А, ред. (2021). Тюркские языки . Рутледж. п. 7. дои : 10.4324/9781003243809 . ISBN  9781003243809 . Чуваши имеют совершенно иную историю, чем их соседи татары, но они находились с ними в культурном контакте, о чем свидетельствуют лингвистические данные.
  31. ^ Матти Мьестамо; Энн Тамм; Беата Вагнер-Надь (24 июня 2015 г.). Отрицание в уральских языках . Издательство Джона Бенджамина. п. 646. ИСБН  978-90-272-6864-8 .
  32. ^ «Чуваш» . Энциклопедия . Чувашский язык в силу ряда особенностей шире других отличается от тюркских языков. Много чувашских слов есть в марийском, удмуртском, русском и других языках. Аналогично, чувашский язык имеет заимствования из арабского, персидского, кыпчакско-татарского, финно-угорского и русского языков.
  33. ^ Поппе, Николас (1977). «О чувашско-монгольских языковых контактах» . Журнал Американского восточного общества . 97 (2): 111–114. дои : 10.2307/598999 . ISSN   0003-0279 . JSTOR   598999 .
  34. ^ Карл Скутч; Мартин Райл (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  1-57958-392-Х . OCLC   56420105 .
  35. ^ Савельев, Александр (30.06.2020). «Чуваши и булгарские языки» . Оксфордский путеводитель по трансевразийским языкам . стр. 446–464. дои : 10.1093/oso/9780198804628.003.0028 . ISBN  978-0-19-880462-8 .
  36. ^ «Желтов, Павел. Система атрибутивно-образцовой базы данных для описания чувашских аффиксов» (PDF) . mt-archive.info . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 года . Проверено 21 марта 2018 г.
  37. ^ Тапани Салминен (22 сентября 1999 г.). «Красная книга ЮНЕСКО по языкам, находящимся под угрозой исчезновения: Европа» .
  38. ^ Граф, Орион М; Джон Митчелл; Стивен Уилкокс; Григорий Лившиц; и Майкл Х. Кроуфорд. Чувашское происхождение: данные маркеров мтДНК. (2010) . Их материнские маркеры, по-видимому, больше всего напоминают говорящих на финно-угорских языках, а не на других тюркских говорящих.
  39. ^ Синор, Денис (март 1990 г.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. стр. 200–201. ISBN  978-0-521-24304-9 .
  40. ^ Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов . п. 104.
  41. ^ Голден, Питер Б. Исследования народов и культур евразийских степей . п. 146.
  42. ^ Голден, Питер Б. Исследования народов и культур евразийских степей . п. 112.
  43. ^ Голден, Питер Б. Исследования народов и культур евразийских степей . п. 91.
  44. ^ Голден, Питер Б. Хазарские исследования . п. 35.
  45. ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 312, 313. ISBN.  1-57958-468-3 .
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 312, 313. ISBN.  1-57958-468-3 .
  47. ^ Jump up to: а б с Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза (С приложением о немусульманских тюркских народах Советского Союза . Routledge. С. 70–77. ISBN  978-1-136-14274-1 .
  48. ^ Tatishchev, Vasily Nikitich (1768). Russian History (in Russian). АСТ. ISBN  9785170182688 .
  49. ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Routledge (опубликовано в 2013 г.). п. 313. ИСБН  9781135193881 . Проверено 13 августа 2021 г. В советское время чуваши [...] подвергались кампаниям русификации.
  50. ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Routledge (опубликовано в 2013 г.). п. 313. ИСБН  9781135193881 . Проверено 13 августа 2021 г. В результате перемен 1989 года началось новое чувашское возрожденческое движение [...].
  51. ^ Кушнеревич Алена; Утевская, Ольга; Чухряева Марина; Агджоян, Анастасия; Дибирова, Хадижат; Уктверите, Ингрида; Мёлс, Мярт; Мулахасанович, Лейла; Пшеничнов Андрей; Фролова Светлана; Шанко, Андрей; Мецпалу, Эне; Рейдла, Маере; Тамбетс, Кристина; Тамм, Эрика (2015). Калафель, Франческ (ред.). «Генетическое наследие балто-славяноязычного населения: синтез аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомных данных» . ПЛОС Один . 10 (9): e0135820. Бибкод : 2015PLoSO..1035820K . дои : 10.1371/journal.pone.0135820 . ISSN   1932-6203 . ПМК   4558026 . ПМИД   26332464 .
  52. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Чуваши » энциклопедия Британская Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 350.
  53. ^ Юнусбаев, Баязит; Мецпалу, Мейт; Мецпалу, Эне; Валеев, Альберт; Литвинов, Сергей; Валиев, Руслан; Ахметова, Вита; Балановская, Елена; Балановский Олег; Турдикулова, Шахло; Далимова, Дильбар; Нимадава, Пагбаджабин; Бахманимер, Ардешир; Саакян, Оганес; Тамбетс, Кристина; Федорова, Сардана; Барашков, Николай; Хидиятова Ирина; Михайлов, Эвелина; Хусаинова, Рита; Дамба, Лариса; Деренко, Мирослава; Малярчук Борис; Осипова, Людмила; Воевода Михаил; Епископосян, Левон; Кивисилд, Тоомас; Хуснутдинова, Эльза; Виллемс, Ричард (21 апреля 2015 г.). «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии» . ПЛОС Генет . 11 (4): e1005068. дои : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN   1553-7404 . ПМЦ   4405460 . ПМИД   25898006 .
  54. ^ Суслова Т.А.; Бурмистрова А.Л.; Чернова, М.С.; Хромова Е.Б.; Лупар, Э.И.; Тимофеева С.В.; Девальд, IV; Вавилов, М.Н.; Дарк, К. (1 октября 2012 г.). «Частоты гена и гаплотипов HLA у русских, башкир и татар, проживающих в Челябинской области (Южный Урал России)». Международный журнал иммуногенетики . 39 (5): 394–408. дои : 10.1111/j.1744-313X.2012.01117.x . ISSN   1744-313X . ПМИД   22520580 . S2CID   20804610 .
  55. ^ http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?question=chuvashi-kto-oni-na-samom-dele Чуваши — кто они на самом деле
  56. ^ Антропологический материал о происхождении чувашей.
  57. ^ Триска, Петр; Чеканов, Николай; Степанов Вадим; Хуснутдинова Эльза К.; Кумар, Ганеш Прасад Арун; Ахметова, Вита; Бабалян Константин; Булыгина Евгения; Харьков, Владимир; Губина, Марина; Хидиятова Ирина; Хитринская Ирина; Храмеева Екатерина Евгеньевна; Хусаинова, Рита; Коновалова, Наталья (28 декабря 2017 г.). «Между Байкалом и Балтийским морем: геномная история ворот в Европу» . БМК Генетика . 18 (1): 110. дои : 10.1186/s12863-017-0578-3 . ISSN   1471-2156 . ПМК   5751809 . ПМИД   29297395 .
  58. ^ "Неведомый, чудный узор" [Unknown, Wonderful Pattern. History of cross stitch in the Russian Empire]. pattern.rusneb.ru . Retrieved 2022-10-14 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  59. ^ Jump up to: а б Коул, Джеффри (2011). Этнические группы Европы: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 74. ИСБН  978-1-59884-302-6 .
  60. ^ «Чувашская | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 21 апреля 2023 г.
  61. ^ Ягафова Екатерина; Бондарева, Валерия (01.06.2020). «Чувашское «язычество» на рубеже XXI века: традиционные обряды в религиозной практике волжско-уральских чувашских групп» . Журнал этнологии и фольклористики . 14 (1): 111–120. дои : 10.2478/jef-2020-0007 . ISSN   2228-0987 . В ряде случаев чуваши воспринимали татарскую этническую идентичность как параллельную исламу, хотя и сохранили чувашский язык и некоторые элементы чувашской культуры как в быту, так и в обрядах.
  62. ^ Арик, Дурмуш (1 апреля 2007 г.). «Ислам среди чувашей и его роль в изменении чувашской национальности» . Журнал по делам мусульманских меньшинств . 27 (1): 37–54. дои : 10.1080/13602000701308814 . ISSN   1360-2004 . Чуваши, принявшие ислам, впоследствии становились имамами, муэдзинами, преподавателями медресе и другими религиозными деятелями. Многие чуваши находились под влиянием татар, которые были яркими представителями ислама в Волго-Уральском регионе. Это заставило чувашей назвать себя татарами.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Классификация Рахевильца предполагает, что чувашский язык представляет собой отдельную ветвь более широкой « алтайской » языковой группы, которая сама по себе является спорной и не имеет общего согласия в лингвистических кругах.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c681ca1d53262e6e2ba6c695d798da75__1719877560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/75/c681ca1d53262e6e2ba6c695d798da75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chuvash people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)