чувашский народ
чувашский народ Чавассем | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 1,1 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия ( Чувашия ) | 1,067,139 684,930 [1] |
Казахстан | 22,305 [2] |
Украина | 10,593 [3] |
Узбекистан | 10,074 [4] |
Таджикистан | 3,904 [5] |
Туркменистан | 2,281 [6] |
Беларусь | 2,242 [7] |
Молдавия | 1,204 [8] |
Языки | |
чувашский Русский | |
Религия | |
Большинство: Православное христианство Меньшинство: Ваттисен Ялы Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Волжские татары |
Чувашский народ ( Великобритания : / ˈ tʃ uː v ɑː ʃ / CHOO -vahsh , [9] США : / tʃ ʊ ˈ v ɑː ʃ / chuu- ВАХШ ; [10] Чувашский : чӑваш [tɕəˈʋaʃ] ; çăваш ), множественное число: чӑвашсем , çăвашсем ; Русский : чува́ши [tɕʊˈvaʂɨ] ) — тюркская этническая группа, ветвь огуров , обитающая на территории, простирающейся от Идель-Уральского (Волго-Уральского) региона до Сибири .
Большинство из них проживает в Чувашии и прилегающих территориях, хотя чувашские общины можно встретить на всей территории Российской Федерации . Они говорят на чувашском языке , тюркском языке , который отделился от других языков этой семьи более тысячелетия назад. Среди верующих чувашей большинство составляют православные христиане, хотя меньшинство исповедует суннитский ислам или Ваттисен Ялы .
Этимология
[ редактировать ]Общепринятой этимологии слова чуваш не существует , но существуют две теории. Одна из теорий предполагает, что слово «чуваш» может происходить от общетюркского jăvaš («дружественный», «мирный»), в отличие от şarmăs («воинственный»).
Другая теория состоит в том, что это слово происходит от Табгач , раннесредневекового клана Сяньбэй и основателей династии Северная Вэй в Китае. Древнетюркское ) имя Табгач ( Туоба на мандаринском языке использовалось некоторыми народами Внутренней Азии для обозначения Китая спустя долгое время после этой династии. Джерард Клосон показал, что в результате регулярных звуковых изменений название рода Табгач могло трансформироваться в этноним чуваш. [11]
Язык
[ редактировать ]Чувашский — тюркский язык , на котором говорят в европейской части России , прежде всего в Чувашской Республике и прилегающих территориях. Это единственный сохранившийся член огурской ветви тюркских языков, одной из двух основных ветвей тюркской семьи. [12] [13]
Хотя прямых доказательств нет, некоторые ученые полагают, что чуваши могут быть потомками диалекта волжско-булгарского языка. [14] в то время как другие поддерживают идею о том, что чувашский язык - еще один отдельный огурский тюркский язык. [15] Поскольку сохранившиеся литературные записи нечувашских членов огурской семьи ( булгар и, возможно, хазар ) скудны, точное положение чувашей внутри огурской семьи определить невозможно.
Некоторые ученые предполагают, что гунны имели прочные связи с Булгаром и современными чувашами. [16] и относят эту расширенную группу к отдельным гунно-булгарским языкам. [17] [18] Однако такие предположения не основаны на надлежащих лингвистических данных, поскольку язык гуннов почти неизвестен, за исключением нескольких засвидетельствованных слов и личных имен. Ученые обычно считают гуннский язык не поддающимся классификации. [19] [20] [21] [22]
Итальянский историк и филолог Игорь де Рахевильц отметил существенное отличие чувашского языка от других тюркских языков. По его словам, чувашский язык не имеет некоторых общих черт с тюркскими языками до такой степени, что некоторые ученые рассматривают чувашский язык как самостоятельную ветвь тюркского и монгольского языков. Тюркская классификация чувашей рассматривалась как компромиссное решение для целей классификации. [23] [24] [а]
Несмотря на грамматическое сходство с остальной частью тюркской языковой семьи, наличие изменений в чувашском произношении (которые трудно согласовать с другими членами тюркской семьи) побудило некоторых ученых рассматривать чувашский язык как происходящий не от пратюркского , а от другого прототюркского языка. -язык, на котором говорили в то время, был прототюркским (в этом случае чувашский и все остальные тюркские языки были бы частью более крупной языковой семьи). [25]
Огурская ветвь отличается от остальной части тюркской семьи ( общетюркских языков ) двумя звуковыми изменениями : r соответствует общетюркскому z и l соответствует общетюркскому š . [26] Первое научное полевое описание чуваша, сделанное Августом Альквистом в 1856 году, позволило исследователям установить его правильную принадлежность. [27]
Чувашский язык настолько отличается от основной части тюркских языков, что сначала чувашский язык считался тюркифицированным финно-угорским языком или промежуточной ветвью между тюркскими и монгольскими языками. [28] [29] Русский язык и соседние марийские и волжские татары оказали сильное влияние на чувашский язык. [30] [31]
Монгольский , арабский и персидский языки также оказали влияние на чувашей. [32] [33] Чувашский язык имеет два-три диалекта. [34] [35] Хотя чувашский язык преподается в школах и иногда используется в средствах массовой информации, ЮНЕСКО считает его угрозой исчезновения находящимся под . [36] [37] потому что русский язык доминирует в большинстве сфер жизни, и немногие дети, изучающие язык, скорее всего, станут его активными пользователями.
Подразделение чувашей следующее:
- Virjal ( вирьял, туры , 'upper')
- Anat jenchi ( анат енчи , 'mid-lower')
- Anatri ( анатры , 'lower')
- Хирти ( хирти , «степь») (это подгруппа, признанная некоторыми исследователями)
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Существуют две конкурирующие школы взглядов на происхождение чувашей. Во-первых, они возникли в результате смешения племен сабиров и финно-угров . [38] Во-вторых, они являются потомками волжских булгар. На протяжении всей истории они испытывали значительное вливание и влияние не только со стороны русских и других тюркских народов, но и со стороны соседних уральских племен, с которыми их настойчиво и ошибочно отождествляли на протяжении веков. [24]
Сабиры , предположительно пришедшие из Сибири , жили там по крайней мере в конце третьего тысячелетия до нашей эры. [39] [40] [41] Они были искусны в военном деле, использовали осадную технику, [42] имела большую армию (в том числе женщин [43] ) и были судостроителями. Сабиры возглавляли вторжения в Закавказье в конце 400-х — начале 500-х годов , но быстро начали служить солдатами и наемниками во время византийско-сасанидских войн с обеих сторон. Их союз с византийцами положил начало более позднему хазарско -византийскому союзу. [44]
Ранняя история
[ редактировать ]В начале первого века нашей эры булгары , которые, возможно, связаны с чувашами, начали продвигаться на запад через Жетысу и степи современного Казахстана , достигнув Северного Кавказа во 2-3 веках нашей эры. Там они основали несколько государств ( Старая Булгария на Черноморском побережье и Суарское княжество на территории современного Дагестана). Старая Болгария распалась во второй половине VII века после серии успешных хазарских нашествий. Сабиры , которые были племенем в составе Хазарского ханства , впоследствии предприняли миграцию в Волго-Камский регион вместе с другими огурскими племенами , в конечном итоге основали Волжскую Булгарию , которая со временем стала чрезвычайно богатой: ее столица тогда была 4-м по величине городом в мире. .
Вскоре после этого другое государство, основанное сабирами на Кавказе, известное как Суарское княжество, было вынуждено стать вассальным государством Хазарии. Примерно полвека спустя суары приняли участие в арабо-хазарских войнах 732–737 гг. Принятие ислама в начале X века в Волжской Булгарии привело к тому, что большая часть ее населения приняла эту религию. [45]
После того, как монголы разрушили Волжскую Булгарию в 1236 году, Золотая Орда сохраняла контроль над регионом до ее медленного распада с ок. 1438 г. Казанское ханство стало новой властью региона и чувашей. Современное название «чуваш» стало появляться в записях начиная с XVI века из русских и других зарубежных источников. [46]
В 1552 году русские завоевали Казанское ханство и его территории. Чуваши, обязанные платить ясак , постепенно лишились большей части своей земли. Многие чуваши, традиционно занимавшиеся сельским хозяйством, были вынуждены стать подневольными в лесной промышленности или работать на баржах из-за растущей бедности. [47] Последующие столетия стали свидетелями христианизации и русификации чувашей. В этот период большая часть чувашей приняла православие , но цари так и не добились полной русификации. [46] [ нужна цитата для проверки ]
После обращения российский историк Василий Никитич Татищев лично посетил земли Волжской Булгарии и в 1768 году писал, что булгары также мигрировали в Башкортостан и к северу от Казани (т. е. современная Чувашия ).
Вниз по Волге чуваши, древние булгары , заселили всю Казанскую и Симбирскую губернию . Теперь, после принятия крещения, их осталось очень мало, потому что многие, не желая креститься, перешли к башкирам и расселились в других уездах.
— V. N. Tatishchev. "Russian History". Part I. Chapter 22. [48]
Современная история
[ редактировать ]В восемнадцатом и девятнадцатом веках произошло возрождение чувашской культуры и публикация многих образовательных, литературных и лингвистических произведений, а также открытие школ и других программ. Чувашский язык стал использоваться в местных школах, а в 1871 году была создана специальная письменная письменность для чувашского языка. [46]
24 июня 1920 года большевистское правительство РСФСР учредило Чувашскую автономную область ; она стала Чувашской Автономной Советской Социалистической Республикой. 21 апреля 1925 года Примерно в это же время вырос чувашский национализм, но советские власти попытались подавить националистические движения, перекроив границы республики, в результате чего многие чуваши проживали в соседних республиках или в России. районы. На протяжении большей части советского периода 1917–1991 годов чуваши подвергались кампаниям русификации. [49]
Чувашский язык исчез из образовательного и общественного обихода. В 1989 году началось очередное чувашское культурное возрождение. [50] - отчасти в ответ на эти изменения. Вскоре чувашский язык вновь вошёл в обиход в образовательной, общественной и политической жизни. [46] По состоянию на 2005 год [update]В школах Чувашской Республики и за ее пределами, где проживает большое количество чувашей, преподают чувашский язык и культуру. Чуваши по всей России также имеют доступ к средствам массовой информации в своих местных сообществах. [46] [ нужна цитата для проверки ]
Генетика
[ редактировать ]Физические антропологи, использующие расовые концепции начала 20 века, рассматривали чувашей как смешанный финно-угорский и тюркский народ. [52] [24] Аутосомный анализ (2015 г.) выявил признаки огурского и, возможно, булгарского происхождения у современных чувашей. Эти огурские племена принесли с собой чувашский язык. [53] Другое исследование выявило некоторые финно-угорские компоненты в составе чувашей. [54]
Фенотипически среди чувашей особых различий нет, поскольку среди всех подгрупп можно обнаружить больше европеоидных или больше монголоидных фенотипов. [55] [56] В 2017 году исследование полного генома показало, что чуваши в значительной степени демонстрируют финно-угорский генетический компонент, несмотря на небольшой общий тюркский компонент с башкирским и татарским народами. Это исследование подтвердило гипотезу о языковом сдвиге среди чувашского населения. [57]
Культура
[ редактировать ]Они говорят на чувашском языке и имеют некоторые дохристианские традиции . У чувашей в вышивке используются специфические узоры, которые присутствуют в их традиционной одежде. [58] Многие люди также используют русский и татарский язык, на котором говорят в Чувашии и близлежащих регионах по среднему течению реки Волги, в центральной части Европейской России.
Религия
[ редактировать ]Большинство чувашей являются православными христианами и принадлежат к Русской православной церкви, тогда как меньшинство составляют мусульмане-сунниты или практикующие Ваттисен Ялы . После покорения чувашей Россией в XVI веке началась кампания христианизации. Однако большинство чувашей были обращены в христианство только в середине XIX века. [59] некоторые дохристианские и доисламские традиции шаманизма . Чуваши сохраняют в своей культурной деятельности [59] [46] Параллельно молятся в святынях, называемых керемет , и приносят там в жертву гусей. Одна из главных святынь находится в городе Билярске. Ваттисен ялы – современное возрождение этнической религии чувашей.
Меньшая часть чувашей, возможно, подверглась исламу еще в эпоху Волжской Булгарии, но большинство из этих ранних чувашей, вероятно, приняли ислам в период Золотой Орды. [47] Надпись, датированная 1307 годом, указывает на то, что часть чувашей обратилась в ислам, а религиозные термины встречаются в чувашском языке в виде татарских заимствований. [60] Однако источники не уточняют обычаи чувашей в этот период. Некоторые чуваши, принявшие христианство после российского завоевания, обратились в ислам в XIX и начале XX века. [47] В этот период несколько чувашских общин подверглись влиянию татар и стали мусульманскими. Это заставило некоторых чувашей-мусульман назвать себя татарами, но они сохранили свой язык и некоторые чувашские обычаи. [61] [62]
См. также
[ редактировать ]- Список чувашей
- Чувашский национальный конгресс
- Чувашский национальный музей
- Чувашские национальные символы
- Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца
- Чувашская Arc.Ask3.Ru
- Чувашский Тет
- Булгаризм
- Чувашские цифры
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Этнические группы России в переписи 2021 года . (на русском языке)
- ^ "Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей" . Demoscope.ru . 2013-03-21. Archived from the original on 2011-06-04 . Retrieved 2016-02-09 .
- ^ "Всеукраинская перепись населения 2001 - English version - Results - Nationality and citizenship - The distribution of the population by nationality and mother tongue - Selection" . 2001.ukrcensus.gov.ua .
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Чуваш» . Этнолог . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ "Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей" . Demoscope.ru . 2013-03-21. Archived from the original on 2012-03-14 . Retrieved 2016-02-09 .
- ^ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (ETHNIC COMPOSITION OF POPULATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS)" . Archived from the original on February 7, 2009 . Retrieved October 21, 2009 .
- ^ "Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей" . Demoscope.ru . 2013-03-21. Archived from the original on 2016-01-25 . Retrieved 2016-02-09 .
- ^ «Чуваш» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 12 июня 2020 года.
- ^ «Чуваш» . Lexico UK English Dictionary Американский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 12 июня 2020 года.
- ^ Джерард Клосон, Исследования по тюркской и монгольской лингвистике . Рутледж, 2002, с. 23.
- ^ Клосон, Джерард (2002). Исследования по тюркскому и монгольскому языкознанию . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-415-29772-9 .
- ^ Прайс, Гланвилл (2000). Энциклопедия языков Европы . Уайли-Блэквелл. ISBN 0-631-22039-9 .
- ^ Агьягаси, К. (2020). «Волжско-булгарский классификатор: историческое и географическое лингвистическое исследование» . Университет Дебрецена . 3 : 9.
Современный чувашский язык — единственный язык-потомок огурской ветви. Предки его носителей покинули Хазарскую империю в VIII веке и мигрировали в регион у слияния рек Волги и Камы, где основали Волжскую Булгарию. Империя в 10 веке. В Центральном Поволжье развились три волжско-булгарских диалекта, а чувашский является потомком 3-го диалекта волжско-булгарского (Агягаси 2019: 160–183). Источники называют его отдельным языком, начиная с 1508 г.
- ^ Йоханссон, Ларс; Чато, Ева А, ред. (2021). Тюркские языки . Рутледж. дои : 10.4324/9781003243809 . ISBN 9781003243809 .
Другим тюркским народом Поволжья являются чуваши, которые, как и татары, считают себя потомками волжских булгар в историческом и культурном смысле. Ясно, что чувашский язык принадлежит к огурской ветви тюркского языка, как и язык волжских булгар, но прямых доказательств диахронического развития между ними не установлено. Поскольку в средние века существовало несколько различных огурских языков, волжский булгар мог представлять один из них, а чувашский — другой.
- ^ Прицак, Омельян (1982). «Гуннский язык рода Аттилы» . Гарвардские украинские исследования . IV (4). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский украинский исследовательский институт : 470. ISSN 0363-5570 . JSTOR 41036005 .
Язык имел сильные связи с булгарским языком и современным чувашским языком, но также имел некоторые важные связи, особенно лексические и морфологические, с османским турецким и якутским языками.
- ^ Рамер, Алексис Манастер. «Протобулгарский/Дунайский Булгар/Гунно-Булгарский Беквен» .
Предложение Гранберга о возрождении термина «гунно-булгар» вполне может стать такой заменой — как только станет ясно, что гунны и булгары были близкими родственниками и, возможно, даже одним и тем же языком.
- ^ ПРИЦАК, ОМЕЛЬЯН (1982). «Гуннский язык рода Аттилы» . Гарвардские украинские исследования . 6 (4): 428–476. ISSN 0363-5570 . JSTOR 41036005 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 г. Проверено 23 апреля 2023 г.
п. 430 «Мне удалось установить дунайско-булгарский именительный падеж-суффикс /А/ из согласных основ. Вспоминая, что дунайско-болгарский язык был гуннским».
- ^ Савельев Александр (27 мая 2020 г.). Чуваши и булгарские языки . Издательство Оксфордского университета. п. 448. ИСБН 978-0-19-880462-8 . Проверено 30 марта 2024 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Тюркологика. Висбаден: О. Харрасовиц. стр. 88 89. ISBN 978-3-447-03274-2 .
- ^ РОНА-ТАС, АНДРАШ (1 марта 1999 г.). Венгры и Европа в раннем средневековье . Издательство Центральноевропейского университета. п. 208. дои : 10.7829/j.ctv280b77f . ISBN 978-963-386-572-9 .
- ^ Синор, Денис (1997). Исследования по средневековой Внутренней Азии . Серия сборников исследований. Олдершот, Хэмпшир: Эшгейт. п. 336. ИСБН 978-0-86078-632-0 .
- ^ Рахевильц, Игорь де. Введение в алтайскую филологию: тюркскую, монгольскую, маньчжурскую / Игорь де Рахевильц и Фолькер Рыбацкий; при сотрудничестве Хун Чин-фу. п. см. — (Справочник по востоковедению = Handbuch der Orientalistik. Раздел 8, Центральная Азия; 20). — Лейден; Бостон, 2010. — С. 7.
- ^ Jump up to: а б с Крюгер, Джон Р. (1961). Чувашское руководство. Введение, грамматика, чтение и словарный запас . Гаага. стр. 7–8.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Энциклопедия лингвистики . п. 39.
- ^ Йохансон (1998); ср. Йохансон (2000, 2007) и статьи по этой теме в Johanson & Csató (редактор, 1998).
- ^ Корхонен, Микко (1986). Изучение финно-угорского языка в Финляндии 1828-1918 гг . Хельсинки: Финское общество наук. п. 80. ИСБН 951-653-135-0 .
- ^ Савельев Александр (июнь 2020 г.). «Чуваши и булгарские языки» . п. 446-464 . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ «Чувашский язык | Алфавит, народ и значение | Британника» . Проверено 25 апреля 2024 г.
Раньше ученые считали чувашский тюркизированным финно-угорским (уральским) языком или промежуточной ветвью между тюркским и монгольским. На особый характер чувашского языка указывает также его отсутствие взаимопонимания с другими тюркскими языками.
- ^ Йоханссон, Ларс; Чато, Ева А, ред. (2021). Тюркские языки . Рутледж. п. 7. дои : 10.4324/9781003243809 . ISBN 9781003243809 .
У чувашей совершенно иная история, чем у их соседей татар, но они находились с ними в культурном контакте, как это видно из лингвистических данных.
- ^ Матти Мьестамо; Энн Тамм; Беата Вагнер-Надь (24 июня 2015 г.). Отрицание в уральских языках . Издательство Джона Бенджамина. п. 646. ИСБН 978-90-272-6864-8 .
- ^ «Чуваш» . Энциклопедия .
Чувашский язык в силу ряда особенностей шире других отличается от тюркских языков. Много чувашских слов есть в марийском, удмуртском, русском и других языках. Аналогично, чувашский язык имеет заимствования из арабского, персидского, кыпчакско-татарского, финно-угорского и русского языков.
- ^ Поппе, Николас (1977). «О чувашско-монгольских языковых контактах» . Журнал Американского восточного общества . 97 (2): 111–114. дои : 10.2307/598999 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 598999 .
- ^ Карл Скутч; Мартин Райл (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 1-57958-392-Х . OCLC 56420105 .
- ^ Савельев, Александр (30.06.2020). «Чуваши и булгарские языки» . Оксфордский путеводитель по трансевразийским языкам . стр. 446–464. дои : 10.1093/oso/9780198804628.003.0028 . ISBN 978-0-19-880462-8 .
- ^ «Желтов, Павел. Система атрибутивно-образцовой базы данных для описания чувашских аффиксов» (PDF) . mt-archive.info . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 года . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Тапани Салминен (22 сентября 1999 г.). «Красная книга ЮНЕСКО по языкам, находящимся под угрозой исчезновения: Европа» .
- ^ Граф, Орион М; Джон Митчелл; Стивен Уилкокс; Григорий Лившиц; и Майкл Х. Кроуфорд. Чувашское происхождение: данные маркеров мтДНК. (2010) .
Их материнские маркеры, по-видимому, больше всего напоминают говорящих на финно-угорских языках, а не на других тюркских говорящих.
- ^ Синор, Денис (март 1990 г.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. стр. 200–201. ISBN 978-0-521-24304-9 .
- ^ Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов . п. 104.
- ^ Голден, Питер Б. Исследования народов и культур евразийских степей . п. 146.
- ^ Голден, Питер Б. Исследования народов и культур евразийских степей . п. 112.
- ^ Голден, Питер Б. Исследования народов и культур евразийских степей . п. 91.
- ^ Голден, Питер Б. Хазарские исследования . п. 35.
- ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 312, 313. ISBN. 1-57958-468-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 312, 313. ISBN. 1-57958-468-3 .
- ^ Jump up to: а б с Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза (С приложением о немусульманских тюркских народах Советского Союза . Routledge. С. 70–77. ISBN 978-1-136-14274-1 .
- ^ Tatishchev, Vasily Nikitich (1768). Russian History (in Russian). АСТ. ISBN 9785170182688 .
- ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Routledge (опубликовано в 2013 г.). п. 313. ИСБН 9781135193881 . Проверено 13 августа 2021 г.
В советское время чуваши [...] подвергались кампаниям русификации.
- ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Routledge (опубликовано в 2013 г.). п. 313. ИСБН 9781135193881 . Проверено 13 августа 2021 г.
В результате перемен 1989 года началось новое чувашское возрожденческое движение [...].
- ^ Кушнеревич Алена; Утевская, Ольга; Чухряева Марина; Агджоян, Анастасия; Дибирова, Хадижат; Уктверите, Ингрида; Мёлс, Мярт; Мулахасанович, Лейла; Пшеничнов Андрей; Фролова Светлана; Шанко, Андрей; Мецпалу, Эне; Рейдла, Маере; Тамбетс, Кристина; Тамм, Эрика (2015). Калафель, Франческ (ред.). «Генетическое наследие балто-славяноязычного населения: синтез аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомных данных» . ПЛОС Один . 10 (9): e0135820. Бибкод : 2015PLoSO..1035820K . дои : 10.1371/journal.pone.0135820 . ISSN 1932-6203 . ПМК 4558026 . ПМИД 26332464 .
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). » энциклопедия Британская Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 350.
- ^ Юнусбаев, Баязит; Мецпалу, Мейт; Мецпалу, Эне; Валеев, Альберт; Литвинов, Сергей; Валиев, Руслан; Ахметова, Вита; Балановская, Елена; Балановский Олег; Турдикулова, Шахло; Далимова, Дильбар; Нимадава, Пагбаджабин; Бахманимер, Ардешир; Саакян, Оганес; Тамбетс, Кристина; Федорова, Сардана; Барашков, Николай; Хидиятова Ирина; Михайлов, Эвелина; Хусаинова, Рита; Дамба, Лариса; Деренко, Мирослава; Малярчук Борис; Осипова, Людмила; Воевода Михаил; Епископосян, Левон; Кивисилд, Тоомас; Хуснутдинова, Эльза; Виллемс, Ричард (21 апреля 2015 г.). «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии» . ПЛОС Генет . 11 (4): e1005068. дои : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN 1553-7404 . ПМК 4405460 . ПМИД 25898006 .
- ^ Суслова Т.А.; Бурмистрова А.Л.; Чернова, М.С.; Хромова Е.Б.; Лупар, Э.И.; Тимофеева С.В.; Девальд, IV; Вавилов, М.Н.; Дарк, К. (1 октября 2012 г.). «Частоты гена и гаплотипов HLA у русских, башкир и татар, проживающих в Челябинской области (Южный Урал России)». Международный журнал иммуногенетики . 39 (5): 394–408. дои : 10.1111/j.1744-313X.2012.01117.x . ISSN 1744-313X . ПМИД 22520580 . S2CID 20804610 .
- ^ http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?question=chuvashi-kto-oni-na-samom-dele Чуваши — кто они на самом деле
- ^ Антропологический материал о происхождении чувашей.
- ^ Триска, Петр; Чеканов, Николай; Степанов Вадим; Хуснутдинова Эльза К.; Кумар, Ганеш Прасад Арун; Ахметова, Вита; Бабалян Константин; Булыгина Евгения; Харьков, Владимир; Губина, Марина; Хидиятова Ирина; Хитринская Ирина; Храмеева Екатерина Евгеньевна; Хусаинова, Рита; Коновалова, Наталья (28 декабря 2017 г.). «Между Байкалом и Балтийским морем: геномная история ворот в Европу» . БМК Генетика . 18 (1): 110. дои : 10.1186/s12863-017-0578-3 . ISSN 1471-2156 . ПМК 5751809 . ПМИД 29297395 .
- ^ "Неведомый, чудный узор" [Unknown, Wonderful Pattern. History of cross stitch in the Russian Empire]. pattern.rusneb.ru . Retrieved 2022-10-14 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Коул, Джеффри (2011). Этнические группы Европы: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 74. ИСБН 978-1-59884-302-6 .
- ^ «Чувашская | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Ягафова Екатерина; Бондарева, Валерия (01.06.2020). «Чувашское «язычество» на рубеже XXI века: традиционные обряды в религиозной практике волжско-уральских чувашских групп» . Журнал этнологии и фольклористики . 14 (1): 111–120. дои : 10.2478/jef-2020-0007 . ISSN 2228-0987 .
В ряде случаев чуваши воспринимали татарскую этническую идентичность как параллельную исламу, хотя и сохранили чувашский язык и некоторые элементы чувашской культуры как в быту, так и в обрядах.
- ^ Арик, Дурмуш (1 апреля 2007 г.). «Ислам среди чувашей и его роль в изменении чувашской национальности» . Журнал по делам мусульманских меньшинств . 27 (1): 37–54. дои : 10.1080/13602000701308814 . ISSN 1360-2004 .
Чуваши, принявшие ислам, впоследствии становились имамами, муэдзинами, преподавателями медресе и другими религиозными деятелями. Многие чуваши находились под влиянием татар, которые были яркими представителями ислама в Волго-Уральском регионе. Это заставило чувашей назвать себя татарами.