Alouette II Aerospace
SE 313/SA 318 Alouette II | |
---|---|
![]() SE.3130 Alouette II (Ex- Swiss Air Force ) | |
Общая информация | |
Тип | Легкий вертолет |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Sud Aviation Аэрокосмическая |
Статус | Ограниченный сервис |
Основные пользователи | Французская армия |
Номер построен | 1,300+ |
История | |
Производится | 1956–1975 |
Дата введения | 2 мая 1957 года |
Первый полет | 12 марта 1955 года |
Варианты | Aerospace SA 315b лама |
Превратился в | Alouette III Aerospace |

Zu-Alo; Частный оператор в Южной Африке

Аэрокосмическая алуэт II ( Французское произношение: [alwɛt] , " Lark "; Обозначения компании SE 313 и SA 318 ) - это французский свет -вертолет, первоначально изготовленный Sud Aviation , а затем Aérospatiale . Это был первый производственный вертолет, приводимый в систему газового турбинного двигателя вместо более тяжелой традиционной поршневой силовой установки .
12 марта 1955 года прототип SE 3130 выполнил свой девичий рейс . Alouette II был широко используемым типом и популярным среди операторов, причем более 1300 роторных построек в конечном итоге были построены между 1956 и 1975 годами. Тип был преимущественно использован для военных целей в наблюдениях, фотографии, спасении воздуха , связи и обучения, но он имеет Также несут противотанковые ракеты и домашние торпеды. В качестве гражданского вертолета Alouette II использовался для эвакуации пострадавших (с двумя внешними штучками), распылением урожая и в качестве летающего крана с 500-килограммой (1100 фунтов) внешней недоверчивой нагрузкой.
Высокая производная, SA 315B Lama , была разработана и вступила в эксплуатационную службу в июле 1971 года. Alouette II также был дополнительно развит в более крупный и более мощный Alouette III . В 1975 году было прекращено производство типа, что было эффективно сменито этим более новым роторным корпусом. Несмотря на то, что он давно не вышел из производства, значительное количество Alouette II все еще находилось на службе в начале 21 -го века.
Разработка
[ редактировать ]Несмотря на предыдущую конструкцию вертолета Sud-Est, Alouette SE 3120 , разбитые вертолетные записи и дистанционные записи в июле 1953 года, он был слишком сложным самолетом на рынке. В связи с падением записей французское правительство начало проявлять интерес, но с их финансовой поддержкой государство дало ультиматум, что в течение двух лет вертолет должен был быть в производстве, в противном случае все виды вращения крыла прекратится. SNCASE разработал семь конструкций вертолета, оснащенных двигателями Turboshaft : X.310A - X.310G. Ранее Джозеф Шидловски , основатель Turbomeca , успешно сумел разработать Artaste , 260 л.с. (190 кВт) турбинный двигатель, полученный из его турбины Oredon . Дизайн X.310G был выбран, и вместе с улучшенной версией двигателя Artouste был быстро отстранен на производство как SE 3130 Alouette II . [ 1 ]

12 марта 1955 года прототип SE 3130 выполнил свой девичий рейс; [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В течение трех месяцев, 6 июня, предварительный продукт Alouette II, который летал Джин Булером , установил новый рекорд высоты вертолета в размере 8 209 м (26 932 фута). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] По словам производителя, такие ранние демонстрации Alouette II послужили продвижению производительности и преимуществ турбинных вертолетов по сравнению с их коллегами по поршневым двигателям. [ 1 ]
В апреле 1956 года был завершен первый производственный Alouette II, что сделало его первым вертолетом на производственной турбине в мире. [ 1 ] [ 4 ] По завершении, некоторые из первоначальных моделей производства были отправлены для серии оценочных полетов в Альпах . [ 1 ] 13 июня 1958 года, один SE 3130, снова пролетевший Boulet, повторно выпустил рекорд высоты, достигая высоты 10 984 м (36 027 футов). [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] В 1964 году была представлена новая версия Alouette II, SA 3180 Alouette II Astazou (первоначально называемый «Alouette Astazou»), используя двигатель Turbomeca astazou iia вместо Artouste II. В 1975 году производство Alouette II закончилось после того, как было построено более 1300; В 1969 году был разработан новый высоко высокий вариант, Aérospatiale SA 315b Lama, чтобы заменить его в этой нишевой способности. был разработан [ 1 ] [ 10 ] Немного больший и более мощный вертолет в форме Aérospatiale Alouette III также вступил в производство, что негативно повлияло на спрос на старую модель II. [ 11 ]
Дизайн
[ редактировать ]Aérospatiale Alouette II - это французский легкий вертолет, включающий много инноваций своего времени. [ 7 ] Он был оснащен одним Artaste II, двигателем турбомека способным генерировать максимальную мощность 400 л.с. Скорость основного ротора контролируется автоматизированным губернатором подачи топлива , что устраняет необходимость дроссельной заслонки закручивания и обычной связи между дроссельной заслонкой и коллективным шагом. [ 7 ] Вместо этого Alouette II использует простое расположение рычага управления, которое действует для непосредственного регулирования коллективного шага и привлечения губернатора, немедленно и автоматически применяя правильный уровень власти для соответствия условиям полета. Без сцепления передача значительно упрощается как в аспектах проектирования, так и в аспектах обслуживания. [ 7 ]
Несмотря на то, что он является легким вертолетом, Alouette II обладает разумной подъемной способностью и может нести недостаточные нагрузки на внешнюю строчку; Во время одной громкого общественного демонстрации один вертолет смог поднимать компактный грузовик Citroen , весом более половины тонны без видимой трудности. Во время полета на уровне моря Alouette II использует только 300 доступных 400 л.с. силовой установки; Соответственно, производительность может быть поддержана при работе на высокой высоте и в тропических условиях, где дополнительная мощность вступит в игру. [ 7 ] Он был способен летать на высотах до 2286 метров над уровнем моря, одновременно имея среднюю скорость подъема 250 метров в минуту и типичный максимальный диапазон 563 мили. [ 12 ] Могут быть установлены различные альтернативные конфигурации шасси , включая скиды, колеса или понтоны . [ 10 ]
Alouette II способен разместить расположение мест до пяти сотрудников, включая пилота; Доступ в салон был предоставлен через пару дверей с боковыми шестернами. [ 7 ] Компактная кабина была предоставлена с купольным ветровым стеклом, которое обеспечивало отличный уровень внешней видимости. [ 12 ] Alouette II также сделал инновационное использование вооружений. Это был первый вертолет по всему миру, который был оснащен антитанковыми боеприпасами в виде SS.11 MCLOS с проволокой противотанковой ракеты . [ 13 ] [ 3 ] В дополнение к противотанковым ракетам, французская армия решила вооружить свои алуэт, пулемет , в то время как военно-морской флот Франции оснащал их воздушными торпедами для выполнения обязанностей по борьбе с подкоренными военными (ASW). [ 4 ]
В условиях эксплуатации Alouette II часто оказался относительно интенсивным обслуживающим роторным корпусом. [ 14 ] Это потребовало высокого уровня регулярной смазки, основной только роторголовый голов с 20 смазскими сосками, которые необходимо было повторно смазывать через каждые пять летных часов, в то время как приводной вал для хвостового ротора требовался. Из -за его высокой восприимчивости к приеме пыли некоторым операторам придется удалить прямоугольные песочные фильтры Alouette после каждой посадки, чтобы очистить их. [ 14 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
3 июля 1956 года, до даже вступления в государственную службу, Alouette II отвечал за то, что он вырвал новую почву, когда стал первым вертолетом который выполнил спасательную миссию по горным , М (13 000 футов). [ 15 ] 3 января 1957 года Alouette II был снова призван, чтобы спасти экипаж разбитого Sikorsky S-58 , который искал пропавших альпинистов Жана Винсендона и Франсуа Генри на Мон Блан . [ 1 ]
2 мая 1957 года, после серии воздушных испытаний, Alouette II был удостоен французского внутреннего сертификата о летной годности , которое очистило тип для участия в обслуживании с гражданскими операторами. [ 4 ] Первоначальное производство было выделено для выполнения тех заказов, размещенных французскими военными, а также гражданскими клиентами. В течение 1957 года первые поставки Alouette II были сделаны французской армии. [ 16 ] Вскоре после этого крупномасштабные заказы на этот тип были получены от нескольких иностранных стран, включая Великобритания , Федеративная Республика Германия и Австрия . [ 10 ]
Почти сразу после вступления в службу французские войска начали активные боевые операции, используя свой флот из молодого Alouette II; Тип используется в тяжелом использовании в алжирской войне , во время которой он внес свой вклад в деятельность Франции в театре. [ 17 ] При использовании в качестве транспорта войск до четырех полностью оборудованных солдат можно было забрать по воздуху за раз. Кроме того, некоторые из них были изменены, чтобы стать тем, что некоторые утверждали, что некоторые были первыми в мире вертолетными боевыми кораблями ; В этом качестве было бы обычно вооружено Nord Aviation -Build Ss.10 или Ss.11 противотанковые ракеты. [ 17 ]

Нация Родезии стала плодовитым пользователем как Alouette II, так и его увеличенного брата, Alouette III. [ 17 ] Ранние операции были выполнены с акцентом на его использование армией и британской полицией Южной Африки , включая военизированные и воздушные разведывательные операции. На протяжении 1960-х годов тип постепенно распространялся на дополнительные роли, включая воздушное снабжение , эвакуацию пострадавших , реле коммуникации и транспортировки войск. [ 18 ] Родезийские воздушные операции, как правило, включают в себя полеты в относительно высоких и горячих условиях, что в целом снижало эффективность самолета; Тем не менее, Alouette II оказался как выносливым, так и относительно устойчивым к боевым повреждениям. [ 12 ] Чтобы расширить неадекватный диапазон типа, топливные кэши были стратегически развернуты по всей стране, которые будут использоваться в целях заправки. [ 18 ]
Чтобы улучшить производительность, флот Rhodesia Alouette II подвергался обширным модификациям, включая изменения в их дозаправке, прицелах для оружия, фитингах в кабине, вырубке и вооружениях. [ 19 ] Со временем силы безопасности Родезии разработали инновационную тактику развертывания быстро окружающих и окутывающих врагов, известных как пожарная сила , для которой Alouette II служил основным компонентом. [ 17 ] Батальоны Fireforce с быстрой реакцией были сосредоточены на столетии и горе Дарвин ; Акцент был сделан на поиске как роторных, так и войск как можно ближе к нынешнему или ожидаемому театру операций, насколько это возможно. [ 20 ]
К 1975 году, в этот момент производство типа была прекращена, было построено более 1300 алуэт IIS. Роторство также использовалось в более чем 80 странах, в том числе 47 отдельных вооруженных сил. [ 15 ] Alouette II был произведен и продан по лицензии Бразилией, Швецией, Индией и в Соединенных Штатах. [ 10 ] В то время как в некоторых отношениях преуспел в SA 315B Lama , который сам был производным от Alouette II; В конечном итоге французская армия заменила свой флот Alouette II недавно развитым наблюдением и разведыванием вертолета в форме Aérospatiale AS350 Ecureuil . [ 21 ]
В течение июля 2018 года один алуэт II был вовлечен в тюрьму вертолета французского гангстера Rédoine Faïd . Роторкрафт, который был захвачен членами банды, которые держали пилотного заложника под дулом пистолета, прилетел во двор Пенсион Реау , прежде чем летать в Роисси в северо-восточных пригородах Парижа; Событие якобы произошло менее чем через десять минут от взлета, чтобы сбежать. [ 22 ] [ 23 ]
Варианты
[ редактировать ]- SE 3130 Alouette II - Первоначальная версия, оснащенная двигателем серии Turbomeca Artouste II, оцененной на 300 кВт (400 л.с.) для взлета, с максимальным весом 1500 кг (3300 фунтов). [ 24 ] [ 25 ]
- SE 313B Alouette II - Версия SE 3130, оснащенная Turbomeca Artouste IIC5 или двигателем IIC6, оцененной при 300 кВт (400 л.с.) для взлета, с максимальным весом, поднятым до 1600 кг (3500 фунтов). [ 24 ] [ 25 ]
- SE 3131 Gouverneur - изысканная исполнительная версия с закрытым туалетом, [ 26 ] который был отброшен в пользу Alouette III . [ 27 ]
- SE 3140 Alouette II - предложенная версия, она будет оснащена двигателем Turbome II Turmo II 298 кВт (400 л.с.). Никто не был построен.
- HKP 2 II - шведское лицензирование SE 3130
- SA 3180 Alouette II Astazou - Версия, оснащенная Turbomeca Astazou IIA или IIA2 двигателя, оцениваемым в 390 кВт (523 л.с.) для взлета и 353 кВт (473 л.с.). Вес 1500 кг (3300 фунтов). [ 24 ] [ 25 ] [ 28 ]
- SA 318B Alouette II Astazou - Версия SA 3180 с максимальным весом, поднятым до 1600 кг (3500 фунтов). [ 24 ] [ 25 ] [ 28 ]
- SA 318C Alouette II Astazou - Версия SA 3180 с максимальным весом, повышенным до 1650 кг (3650 фунтов) [ 24 ] [ 25 ] [ 28 ]
- SA 315B LAMA - предназначен для удовлетворения требований индийских вооруженных сил для работы в «горячих и высоких» условиях; Он объединил систему силовой установки Artouste и ротора Alouette III с усиленным планером Alouette II.
- Республиканский Lark: Предлагаемая производство в Соединенных Штатах Самолетом Республики , приводимое в действие 600 SHP (447 кВт) Airesearch TSE-331-7 [ 29 ] турбоссафт.
Операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]
Французские воздушные и космические силы [ 44 ]
Французская армия [ 45 ]
Французский флот [ 46 ]
Национальный жандармеров [ 47 ]
Календарь [ 48 ] [ 49 ]


Технические характеристики (SE 313B Alouette II)
[ редактировать ]

Данные из All The World's Alult's All Morla 1966–67 гг. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 4 пассажира
- Длина: 9,66 м (31 фут 8 дюймов) (в целом, сложенные лезвия)
- Высота: 2,75 м (9 футов 0 дюймов)
- Пустой вес: 895 кг (1 973 фунта)
- Максимальный вес взлета: 1600 кг (3527 фунтов)
- Топливная емкость: 580 л (150 США Гал; 130 IMP GAL)
- Силовая установка: 1 × Turbomeca Artuste IIC6 Turboshaft , 400 кВт (530 Shp) Deert до 269 кВт (360 л.с.)
- Главный диаметр ротора: 10,20 м (33 фута 6 дюймов)
- Основная область ротора: 81,7 м. 2 (879 кв. Футов)
Производительность
- Максимальная скорость: 185 км/ч (115 миль в час, 100 кН) на уровне моря
- Скорость круиза: 170 км/ч (110 миль в час, 92 кН)
- Диапазон: 565 км (351 миль, 305 нми) (с максимальным топливом)
- Выносливость: 4,1 часа
- Потолок обслуживания: 2300 м (7500 футов)
- Скорость подъема: 4,2 м/с (820 футов/мин)
Смотрите также
[ редактировать ]
Связанная разработка
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон "1955: SE3130" Alouette II ". Архивировано 22 декабря 2015 года в Machine Wayback Eurocopter , извлеченном: 20 декабря 2015 года.
- ^ Jump up to: а беременный Тейлор 1966, с. 61.
- ^ Jump up to: а беременный Boyne 2011, с. 74
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый McGowen 2005, p. 74
- ^ " FAI Record ID #9876-Высота без полезной нагрузки. Класс E-1 (вертолеты), турбина архивирована 17 декабря 2014 года на The Wayback Machine " Fédération Aéronautique Internationale (FAI). Получено: 21 сентября 2014 года.
- ^ Jump up to: а беременный «История мировых рекордов Rotorcraft, подкласс: E-1 (вертолеты), категория: Общая, группа 2: турбина», архивировав 11 июня 2007 года в Archive.Today . Fédération Aéronautique Internationale (FAI) . Получено 3 ноября 2010 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Полет 8 июля 1955 г., с. 54
- ^ " FAI Record ID #9874-Высота без полезной нагрузки. Класс E-1 (вертолеты), турбина архивирована 17 декабря 2014 года на The Wayback Machine " Fédération Aéronautique Internationale (FAI). Получено: 21 сентября 2014 года.
- ^ Тейлор 1966, с. 2
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый McGowen 2005, p. 75
- McGowen 2005, p. 227
- ^ Jump up to: а беременный в Петухи 2015, с. 19
- ^ Вертолеты на войне - Blitz Editions, p. 63, ISBN 1-85605-345-8 .
- ^ Jump up to: а беременный Петухи 2015, с. 22–23.
- ^ Jump up to: а беременный Boyne 2011, с. 101.
- ^ Петуши 2015, с. 18–19.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Петухи 2015, с. 18
- ^ Jump up to: а беременный Петухи 2015, с. 20
- ^ Петуши 2015, с. 20–22.
- ^ Петуши 2015, с. 21–22.
- McGowen 2005, p. 124
- ^ Мудрец, Энди. «Хоргливое испытание пилота -вертолета, используемое для прорыва тюрьмы Rédoine Faïd». Thetimes.co.uk , 4 июля 2018 года.
- ^ «Преступный перерыв: французский пилот захваченного вертолета говорит о страшном испытании». Thelocal.fr . 4 июля 2018 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Федеральное авиационное управление (FAA) (10 января 2014 г.). «Тип сертификата листа данных № 7H1» .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Генеральный директор гражданской авиации (DGAC) (май 1977 г.). «Лист навигализации № 24» (по -французски).
- ^ «Деловые и туристические самолеты: авиация суда» . Полет , 11 октября 1957 г., с. 585.
- ^ "Вертолеты мира: SE.3160 Alouette III" . Полет , 15 мая 1959 г., с. 684.
- ^ Jump up to: а беременный в Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) (14 февраля 2017 г.). «Тип сертификата Спектакля № EASA.R.124» (PDF) .
- ^ Уилкинсон, Пол Х. (1964). Авиационные двигатели мира 1964/65 (20 -е изд.). Лондон: сэр Исаак Pitman & Sons Ltd. p. 43
- ^ «Всемирные воздушные силы 2018» . Полезной проницательности. 2018 . Получено 4 августа 2018 года .
- ^ @emtetikgm (14 марта 2019 г.). «Полицейский вертолет авиационного департамента, Голбаси/Анкара, 1990 #tbt» ( твит ) . Получено 22 ноября 2020 года - через Twitter .
- ^ «Полис» .
- ^ «Ӧsteryienian поднимает тысячи сил SE3130 Alounet II» . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ «Легкая авиация наземной силы Алуэт II» . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ "Gendarmerie Alouette II" . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1981 стр. 328» . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «Всемирные воздушные силы 1971 стр. 924-925» . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ Джоветт, Филипп (2016). Современные африканские войны (5): Нигерийская биафранская война 1967-70 . Оксфорд: Osprey Publishing Press. п. 18. ISBN 978-1472816092 .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1981 стр.329» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1981 стр.330» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1981 стр. 332» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 50» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1981 стр. 333» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ "Air Force Alouette II" . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ «Легкая авиация армии Алуэт II» . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 56» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Мировой рынок вертолетов, стр. 51» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ "Исторический в отношении безопасности гражданской » helisecours.com Получено 14 марта
- ^ "Гражданский Юг-Са-318c " Спросите СМИ Получено 14 марта
- ^ "Heeresflieger Alouette II" . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ "Bundespolizei Alouette II" . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1975 стр. 298» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 59» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Всемирные воздушные силы 1981 стр. 347» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1975 стр. 302» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1981 стр. 351» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Конго, часть 1; 1960–1963» . Ациг 2003 . Получено 9 августа 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1971 стр. 932» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 68» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1975 стр. 305» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1975 стр. 305» . FlightGlobal.com . Получено 2 февраля 2014 года .
- ^ «Королевские воздушные силы SA 313» . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «World Air Sorces 2013» (PDF) . Полезной проницательности. 2013 . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Воздушный воздушный воздушный воздушный воздушный дерево воздуха воздуха воздуха воздуха " Получено 12 марта
- ^ Нельсон, Гарольд. Зимбабве: страновое исследование . С. 237–317.
- ^ "Alouette II" . Арипи Аргитя (на румынском языке). Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года.
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 81» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ "Южноафриканский алуэт II" . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ Юг, Европа (6 марта 2016 г.). «Algeciras работает, чтобы стать основой полицейской подразделения вертолетов » . Южная Европа (на европейском испанском) . Получено 30 июля 2023 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 91» . FlightGlobal.com . Получено 14 марта 2013 года .
- ^ «Переключение Luftwaffe Aloouette II» . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ «Армейский воздушный корпус Alouette II» . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ «ВВС типов самолетов Зимбабве» .
Библиография
[ редактировать ]- Бойн, Уолтер (2011). Как вертолет изменил современную войну . Pelican Publishing Company. ISBN 1-58980-700-6 .
- Петухи, Керрин (2015). Родезийские пожарные силы 1966–80 . Хелион и Компания. ISBN 1-91029-405-5 .
- «Вертолеты в Европе: четырнадцать различных типов, которые можно увидеть в Париже» . Полет . 8 июля 1955 года. С. 54–55.
- Тейлор, Джон В.Р. (1966). Джейн все мировые самолеты 1966–67 . Лондон, Великобритания: Сэмпсон Лоу, Марстон и Компания.
- McGowen, Stanley S. (2005). Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. ISBN 1-85109-468-7 .
- «Пентагон над островами: тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Энтузиаст воздуха ежеквартально (2): 154–162. ND ISSN 0143-5450 .