Скат пение
Зародившееся в вокальном джазе скат -пение или скаттинг – это вокальная импровизация с бессловесными вокалистами , бессмысленными слогами или вообще без слов. [ 2 ] [ 3 ] В скат-пении певец импровизирует мелодии и ритмы, используя голос исключительно как инструмент, а не как средство разговора . Это отличается от вокала , в котором используются узнаваемые тексты, исполняемые под уже существующие инструментальные соло.
Характеристики
[ редактировать ]Структура и выбор слогов
[ редактировать ]Хотя скат-пение является импровизационным, мелодические линии часто представляют собой вариации гаммы и фрагментов арпеджио , стандартных паттернов и риффов , как это бывает у инструментальных импровизаторов. Кроме того, скаттинг обычно включает в себя музыкальную структуру . Все Эллы Фицджеральд скат-исполнения в песне « How High the Moon », например, используют один и тот же темп : начинаются с припева с прямым чтением текста, переходят к «специальному припеву», вводящему скат-припев, а затем сам скат. [ 4 ] Уилл Фридвальд сравнил Эллу Фицджеральд с Чаком Джонсом, снимавшим мультфильм «Roadrunner» — каждый из них использует заранее определенные формулы новаторскими способами. [ 4 ]
Сознательный выбор скат-слогов также является ключевым элементом вокальной джазовой импровизации. Выбор слога влияет на высоту звука, артикуляцию , окраску и резонанс исполнения. [ 5 ] Выбор слогов также отличал личный стиль джазовых певцов: Бетти Картер была склонна использовать звуки типа «луи-уи-ла-ла-ла» (тихие звуки или жидкости), в то время как Сара Вон предпочитала «шу-ду-шу-би». -ооо-пчела» ( фрикативные , взрывные и открытые гласные ). [ 6 ] Выбор скат-слогов также можно использовать для отражения звучания разных инструментов. Сравнение стилей скаттинга Эллы Фицджеральд и Сары Вон показывает, что импровизация Фицджеральда имитирует [ а ] звуки эпохи свинга биг-бэндов , с которыми она выступала, а подражания Воана [ б ] это ее аккомпанирующие небольшие комбо эпохи бопа . [ 10 ]
Юмор и цитата
[ редактировать ]Юмор – еще один важный элемент скат-пения. Руководитель оркестра Кэб Кэллоуэй продемонстрировал использование юмористического скаттинга. [ 11 ] Другие примеры юмористического скаттинга включают песню Слима Гайяра , Лео Уотсона и Бэма Брауна 1945 года «Avocado Seed Soup Symphony», в которой певцы на протяжении большей части записи скатывают вариации слова «авокадо». [ 12 ]
Помимо такого бессмысленного использования языка, юмор передается в скат-пении с использованием музыкальных цитат . Лео Уотсон, выступавший до того, как стал каноном американской популярной музыки, в своих скетчах часто использовал детские стишки. Это называется использованием сжатия. [ 13 ] Точно так же, например, скаттинг Эллы Фицджеральд во многом опирался на популярную музыку. В своей записи « How High the Moon » в Берлине в 1960 году она цитирует более дюжины песен, в том числе « The Peanut Vendor », « Heat Wave », « A-Tisket, A-Tasket » и « Smoke Gets in Your ». Глаза ." [ 14 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Импровизационное пение бессмысленных слогов встречается во многих культурах, например, надувательство или мелодия в Ирландии, немецкий йодлинг , саамский йойк и говорение на языках в различных религиозных традициях.
Хотя Луи Армстронга запись « Heebie Jeebies » 1926 года часто называют первой современной песней, в которой используется скаттинг, [ 15 ] [ 16 ] есть много более ранних примеров. [ 17 ] Одним из первых мастеров скат-пения в стиле рэгтайм был Джин Грин , который записал скат-припевы в своей песне «King of the Bungaloos» и нескольких других в период с 1911 по 1917 год. [ 18 ] Артист Эл Джолсон пробежал несколько тактов в середине своей записи «That Haunting Melody» 1911 года. [ 19 ] «Отсюда в Шанхай» Джина Грина 1917 года, в котором использован псевдокитайский скаттинг. [ 18 ] а «Scissor Grinder Joe» и «Some of This Days» Джина Родемича 1924 года также предшествовали Армстронгу. [ 20 ] Клифф «Укулеле Айк» Эдвардс включил интерлюдию в свою песню «Old Fashioned Love» 1923 года вместо использования солиста-инструменталиста. [ 21 ] [ 22 ] Одной из первых певиц, использовавших скат, была Эйлин Стэнли , которая включила его в конце дуэта с Билли Мюрреем в свою хитовую запись 1924 года « It Had To Be You » (Victor 19373).
Джазовый пианист Джелли Ролл Мортон назвал Джо Симса из Виксбурга, штат Миссисипи , создателем ската на рубеже 20-го века. [ 23 ] В разговоре между Аланом Ломаксом и Джелли Роллом Мортон Мортон рассказал историю ската: [ 2 ]
Ломакс : А как насчет еще нескольких скат-песен, которые ты тогда пел?
Мортон : «О, я спою тебе несколько скат-песен. Это было задолго до Луи Армстронга. Кстати, скат – это то, чего многие люди не понимают, и они начинают верить, что первые скат-номера были когда-либо сделанный, был сделан одним из парней из моего родного города, Луи Армстронгом. Но я должен забрать эту заслугу, поскольку я знаю лучше. Первым человеком, который когда-либо делал скат-номер в истории этой страны, был человек из Виксбурга. Миссисипи, по имени Джо Симс, старый комик. И благодаря этому Тони Джексон , я и еще несколько человек схватили его в Новом Орлеане и обнаружили, что это очень хорошо для вступления к песне».
Ломакс : «Что значит скат?»
Мортон : «Скат ничего не значит, а просто придаёт песне изюминку». [ 2 ]
Мортон также однажды похвастался: «Мы с Тони Джексоном использовали скат для новизны еще в 1906 и 1907 годах, когда Луи Армстронг еще находился в приюте». [ 24 ] Дон Редман и Флетчер Хендерсон также использовали скат-вокал в своей записи «My Papa Doesn't Two-Time No Time» 1925 года за пять месяцев до записи Армстронгом «Heebie Jeebies» в 1926 году. [ 25 ]
Хиби Джибис
[ редактировать ]Однако поворотным моментом для медиума считается исполнение Армстронгом «Heebie Jeebies» в феврале 1926 года. [ 15 ] Из записи "Heebie Jeebies" 1926 года возникли техники, которые легли в основу современного ската. [ 15 ] В возможно апокрифической истории, [ 26 ] Армстронг утверждал, что, когда он записывал "Heebie Jeebies" со своей группой The Hot Five , его ноты упали со стойки на землю. [ 17 ] Не зная текста песни, он придумал тарабарскую мелодию, чтобы заполнить время, ожидая, что в конце концов отрывок будет выброшен, но именно этот дубль песни и был выпущен: [ 17 ]
«Я уронил бумажку со словами — прямо на середине мелодии... И мне не хотелось останавливаться и портить пластинку, которая так чудесно шла... Поэтому, когда я уронил бумажку, я сразу повернул назад. в трубку и начал скатить... Как будто ничего не произошло. Когда я закончил запись, я просто знал, что записывающие люди выбегут из контрольной будки. сказал: «Оставь это». [ 17 ]
«Heebie Jeebies» Армстронга стала национальным бестселлером, и, следовательно, практика скаттинга «стала тесно связана с Армстронгом». [ 19 ] Песня послужила образцом для Кэба Кэллоуэя , чьи скат-соло 1930-х годов вдохновили Джорджа Гершвина на использование этого средства в его опере 1935 года «Порги и Бесс» . [ 27 ]
Широкое распространение
[ редактировать ]После успеха "Heebie Jeebies" Армстронга в ряде популярных песен использовалось скат-исполнение. В июне 1927 года Гарри Баррис и Бинг Кросби из группы » лидера группы Пола Уайтмана « The Rhythm Boys записали несколько песен, включая « Mississippi Mud », сочиненную Баррисом. [ 28 ]
26 октября 1927 года Дюка Эллингтона оркестр записал « Creole Love Call », в котором Аделаида Холл . беззвучно пела [ 29 ] Бессловесный вокал и «запоминающееся рычание» Холла были названы «еще одним инструментом». [ 30 ] Хотя творчество должно быть разделено между Эллингтоном и Холлом, поскольку он знал, какой стиль исполнения он хотел, именно Холл был в состоянии создать звук. [ 29 ] Год спустя, в октябре 1928 года, Эллингтон повторил эксперимент в одной из своих версий « The Mooche », где Гетруда «Бэби» Кокс пела скат после приглушенного аналогичного тромбонного соло Джо «Трикки Сэма» Нэнтона . [ 31 ]
Во время Великой депрессии такие группы, как The Boswell Sisters, регулярно использовали скаттинг в своих пластинках, включая высокую сложность одновременного скаттинга, в гармонии. [ 32 ] Примером может служить их версия « Это ничего не значит (если нет такого поворота) ». [ 32 ] «Изобретательное использование скат-пения сестрами Босвелл послужило источником для Эллы Фицджеральд ». [ 32 ] В юности Фицджеральд часто часами тренировалась имитировать скеттинг Конни Босуэлл. [ 33 ]
Сама Фицджеральд стала талантливой скат-певицей, а позже заявила, что она «лучший вокальный импровизатор, когда-либо существовавший в джазе», и с тех пор критики почти все согласны с ней. [ 1 ] В эпоху 1930-х годов среди других известных скат-певцов был Скэтмэн Кротерс. [ 34 ] — который впоследствии прославится в кино и на телевидении [ 34 ] — и британской танцевальной группы трубач и вокалист Нэт Гонелла. [ 35 ] чьи записи скат-пения были запрещены [ с ] в нацистской Германии . [ 35 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]С годами, по мере того как джазовая музыка развивалась и усложнялась, развивалось и скат-пение. В эпоху бопа 1940-х годов популярность более развитой вокальной импровизации резко возросла. [ 27 ] Энни Росс , боп-певица, выразила общее мнение среди вокалистов того времени: «[Скат] музыка была настолько захватывающей, что все хотели ее сделать». [ 36 ] И многие так и сделали: Эдди Джефферсон , Бетти Картер , Анита О'Дэй , Джо Кэрролл , Сара Вон , Кармен Макрей , Джон Хендрикс , Бэбс Гонсалес , Мел Торм и Диззи Гиллеспи - все были певцами этой идиомы. [ 27 ]
Фри-джаз и влияние мировых музыкантов на эту среду приблизили джазовое пение к авангардной художественной музыке. [ 27 ] В 1960-е годы Уорд Свингл получил необычайно либеральное музыкальное образование. Он взял идею скат-пения и применил ее к произведениям Баха, создав The Swingle Singers . Скат-пение также использовалось Луи Примой и другими в песне « I Wan'na Be Like You » в диснеевской «Книге джунглей » (1967).
Возрождение бопа в 1970-х годах возобновило интерес к боп-скет-пению, и молодые скат-исполнители считали себя продолжателями классической традиции бопа. Среда продолжает развиваться, и вокальная импровизация теперь часто развивается независимо от изменений в инструментальном джазе. [ 27 ]
В середине 1990-х годов джазовый исполнитель Джон Пол Ларкин (более известный как Скэтмен Джон ) ненадолго возобновил интерес к этому жанру, когда он начал сочетать джазовое пение с поп-музыкой и электроникой , добившись мирового хита с песней « Scatman (Ski Ba). Bop Ba Dop Bop) » в 1994 году. Выступления вокального импровизатора Бобби Макферрина показали, что «бессловесное пение ушло далеко от концепций, продемонстрированных Луи Армстронгом, Глэдис Бентли, Кэбом Кэллоуэем, Анитой О’Дэй и Лео Уотсоном». [ 37 ]
Вокальный бас
[ редактировать ]Вокальный бас — это форма скат-пения, предназначенная для имитации инструментальных басовых партий , которые обычно исполняются басистами. Техника, наиболее часто используемая бас-певцами в группах а капелла, заключается в имитации инструментальной ритм-секции, часто вместе с вокальным перкуссионистом или битбоксером . Некоторые известные вокалисты-басисты - Тим Фауст , Адам Ченс , Бобби Макферрин , Эл Джарро , Реджи Уоттс , Элвин Чеа , Джо Сантони , Ави Каплан , Мэтт Салли , Крис Мори , Джефф Кастеллуччи .
Использование в хип-хопе
[ редактировать ]Многие хип-хоп исполнители и рэперы используют скат-пение, чтобы придумать ритмы своего рэпа. [ 38 ] Таджай из группы Souls of Mischief следующее утверждает в книге « Как читать рэп» : «Иногда мои ритмы возникают из скаттинга. Обычно я делаю скат своего рода скелет, а затем заполняю слова. Сначала я делаю скелет потока, а затем затем я вкладываю в это слова». [ 38 ] Группа Lifesavas описывает аналогичный процесс. [ 38 ] Рэпер Tech N9ne был записан, демонстрируя, как именно работает этот метод. [ 39 ] и гангста-рэпер Eazy-E широко использовал его в своей песне « Eazy Street ».
Исторические теории
[ редактировать ]Некоторые писатели предполагают, что скат имеет корни в африканских музыкальных традициях . [ 27 ] В большей части африканской музыки «человеческий голос и инструменты принимают своего рода музыкальное равенство» и «иногда настолько близки по тембру и настолько неразрывно переплетены в музыкальной ткани, что почти неразличимы». [ 41 ] Дик Хиггинс также приписывает скат-пение традициям звуковой поэзии в афроамериканской музыке. [ 42 ] В западноафриканской музыке типично превращать барабанные ритмы в вокальные мелодии; общим ритмическим рисункам присваиваются конкретные слоговые переводы. [ 27 ] Однако эта теория не объясняет существование – даже в самых ранних зарегистрированных примерах скаттинга – свободной импровизации вокалиста. [ 27 ] Поэтому более вероятно, что скат-пение в Соединенных Штатах развилось независимо. [ 27 ]
Другие предполагают, что скат-пение возникло в результате практики джазовых музыкантов формулировать риффы вокально перед их инструментальным исполнением. [ 40 ] (Поговорка «Если ты не можешь это спеть, ты не сможешь это сыграть» была распространена на ранней джазовой сцене Нового Орлеана. [ 40 ] Таким образом, такие солисты, как Луи Армстронг, получили возможность выступать в качестве вокалистов, легко переключаясь между инструментальными соло и скаттингом. [ 40 ]
Скат-пение также напоминает ирландско-шотландскую практику мелодии или надувательства, тип вокальной музыки, который предполагает использование бессмысленных слогов для пения невокальных танцевальных мелодий. [ 43 ]
Критическая оценка
[ редактировать ]Скэт-пение может предоставить джазовым певцам те же возможности для импровизации, что и джазовым инструменталистам: скаттинг может быть ритмичной и гармоничной импровизацией, не заботясь о лирике. [ 44 ] Особенно когда развивался бибоп , певцы считали скат лучшим способом достойно заняться исполнением джаза. [ 36 ]
Скэттинг может быть желателен, поскольку он «не портит музыку нечистотой смысла». [ 45 ] Вместо того, чтобы передавать языковое содержание и указывать на что-то вне себя, скат-музыка, как и инструментальная музыка, является самореференциальной и «делает то, что она означает». [ 46 ] Комментаторы пишут, что благодаря этому бессловесию скат-пение может описать вещи, выходящие за рамки слов. [ 45 ] [ 47 ] Музыкальный критик Уилл Фридвальд писал, что скаттинг Луи Армстронга, например, «затронул его собственную суть эмоций», высвобождая эмоции «настолько глубокие, настолько реальные», что их невозможно выразить; его слова «обходят наши уши и наш мозг и попадают прямо в наши сердца и души». [ 47 ]
Скат-пение никогда не было общепринятым, даже среди энтузиастов джаза. Писатель и критик Леонард Физер предлагает крайнюю точку зрения; однажды он сказал, что «скэт-пение — за некоторыми исключениями — должно быть запрещено». [ 36 ] Он также написал текст к джазовой песне « Whisper Not », которую Элла Фицджеральд затем записала на своем одноименном альбоме Verve 1966 года. Многие джазовые певцы, в том числе Бесси Смит , Билли Холидей , Джимми Рашинг и Дина Вашингтон , полностью избегают ската. [ 48 ]
См. также
[ редактировать ]- Асемическое письмо – бессловесная открытая смысловая форма письма.
- Чоппер (рэп) – стиль рэпа в жанре хип-хоп.
- Тарабарщина – бессмысленный язык
- Глоссолалия – явление, при котором люди произносят слова, очевидно, на неизвестных им языках.
- Идиоглоссия
- Список скат-певцов
- Литературный бред - Жанр литературы
- Мамбл-рэп – микрожанр хип-хопа.
- ритмичный
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В своем исполнении «Flyin' Home» в 1949 году Фицджеральд чередует двугубные взрывные звуки «b» и «p» с альвеолярным взрывным звуком «d». [ 7 ] Звуки «б» и «п» формируются аналогично звукам джазовых духовых инструментов, которые звучат за счет выпуска на трость повышенного давления воздуха изо рта, а звук «ре» подобен звукам джазовых духовых инструментов. инструменты. [ 7 ] Уильям Стюарт, исследователь из Сиэтла, предположил, что это чередование имитирует обмен риффами между духовыми и духовыми секциями, что часто встречается в биг-бэндах. [ 8 ]
- ^ Сара Вон имеет тенденцию использовать фрикативную согласную «ш» вместе с низкой гласной «ах», расположенной в задней части рта. «Ш» очень напоминает звук щеток по пластикам барабанов, распространенный в эпоху бопа; Гласная «ах» резонирует так же, как большой барабан. [ 9 ]
- ^ Скотт 2017 , с. 302: В 1930-е годы «в нацистской Германии пластинки британского трубача и руководителя оркестра Ната Гонеллы были там запрещены, а скат-пение считалось уголовным преступлением». [ 35 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фридвальд 1990 , с. 282
- ^ Перейти обратно: а б с Хилл 2014
- ^ Эдвардс 2002 , с. 622
- ^ Перейти обратно: а б Фридвальд 1990 , с. 145
- ^ Берлинер 1994 , с. 125
- ^ Berliner 1994 , стр. 125–126.
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт 1987 , с. 65
- ^ Стюарт 1987 , с. 66
- ^ Стюарт 1987 , с. 69
- ^ Стюарт 1987 , с. 74.
- ^ Кроутер и Пинфолд 1997 , с. 129
- ^ Эдвардс 2002 , с. 627
- ^ Фридвальд 1990 , с. 140
- ^ Эдвардс 2002 , с. 623
- ^ Перейти обратно: а б с Кроутер и Пинфолд 1997 , с. 32
- ^ Эдвардс 2002 , с. 618
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдвардс 2002 , стр. 618–619.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс 2002 , с. 619
- ^ Перейти обратно: а б Радость 2011 , с. 59
- ^ Эдвардс 2002 , с. 619
- ^ Эдвардс 2002 , с. 620
- ^ Фридвальд 1990 , с. 16
- ^ Николсон 1993 , с. 89
- ^ Эдвардс 2002 , с. 620
- ^ Эдвардс 2002 , с. 619
- ^ Гиддинс 2000 , с. 161
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Робинсон 2007 г.
- ^ Хендрикс 2003 , с. 66
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2003 , с. 113
- ^ Хентофф 2001
- ^ Лоуренс 2001 , с. 136
- ^ Перейти обратно: а б с Уилсон 1981 , с. 4
- ^ Николсон 1993 , стр. 10–12.
- ^ Перейти обратно: а б Нью-Йорк Таймс, 1986 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Скотт 2017 , с. 302
- ^ Перейти обратно: а б с Кроутер и Пинфолд 1997 , с. 130
- ^ Кроутер и Пинфолд 1997 , с. 135
- ^ Перейти обратно: а б с Эдвардс 2009 , с. 114
- ^ Годфри 2010
- ^ Перейти обратно: а б с д Берлинер 1994 , с. 181
- ^ Берлинер 1994 , с. 68
- ^ Хиггинс 1985
- ^ Нуллан 2002 , стр. 306–307
- ^ Кроутер и Пинфолд 1997 , с. 132
- ^ Перейти обратно: а б Грант 1995 , с. 289
- ^ Леонард 1986 , с. 158
- ^ Перейти обратно: а б Фридвальд 1990 , с. 37
- ^ Гиддинс 2000 , с. 162
Библиография
[ редактировать ]- Берлинер, Пол (1994). Мышление в джазе: бесконечное искусство импровизации . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-04381-4 .
- Кроутер, Брюс; Пинфолд, Майк (1997). Поющий джаз . Лондон: Миллера Фримена Книги . ISBN 0-87930-519-3 .
- Эдвардс, Брент Хейс (2002). «Луи Армстронг и синтаксис ската». Критический запрос . 28 (3): 618–649. дои : 10.1086/343233 . ISSN 0093-1896 . S2CID 224798051 . . Краткий отрывок доступен в Интернете.
- Эдвардс, Пол (2009). Как читать рэп: искусство и наука хип-хоп MC . Чикаго Ревью Пресс . п. 114. ИСБН 978-1-4481-3213-3 .
- Фридвальд, Уилл (1990). Джазовое пение: великие голоса Америки от Бесси Смит до бибопа и не только . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . ISBN 0-684-18522-9 .
- Гиддинс, Гэри (2000). Ритм-А-Нинг: джазовые традиции и инновации . Кембридж, Массачусетс : Da Capo Press . ISBN 0-306-80987-7 .
- Джоя, Тед (9 мая 2011 г.). «Век джаза». История джаза . Издательство Оксфордского университета . п. 59 . ISBN 978-0-19-539970-7 .
- Годфри, Сара (15 апреля 2010 г.). « Как читать рэп» и оценка преподавателей хип-хопа» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 8 сентября 2012 года . Проверено 10 марта 2020 г.
- Грант, Барри Кейт (1995). «Фиолетовые пассажи или синие праздники? Заметки к эстетике вокала». В Габбарде, Крин (ред.). Представитель джаза . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка . ISBN 978-0-8223-1594-0 .
- Хендрикс, Джон (2003). «Вокальная джазовая группа: история» . В Башаке, Марк; Коэн, Эдвард (ред.). Такой сладкий гром: взгляды на музыку чернокожих американцев . Издательство Массачусетского университета . п. 66. ИСБН 0972678506 .
- Хентофф, Нат (1 апреля 2001 г.). Из любви к Айви . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 10 марта 2020 г.
- Хиггинс, Дик (1985). «Таксономия звуковой поэзии». В Костеланце, Ричард ; Скоби, Стивен (ред.). Точно Полный . Архейские издания. ISBN 0-932360-63-7 .
- Хилл, Майкл (2014). «Рассказ Библиотеки Конгресса. Джелли Ролл Мортон и Алан Ломакс» . Звуковая студия Монровии .
- Леонард, Нил (весна – лето 1986 г.). «Вербальное употребление джазмена». Литературный форум чернокожих американцев . 20 (1/2). Университет Сент-Луиса: 151–159. дои : 10.2307/2904558 . ISSN 0148-6179 . JSTOR 2904558 .
- Лоуренс, AH (2001). Дюк Эллингтон и его мир . Нью-Йорк: Рутледж . п. 136. ИСБН 0-415-93012-Х .
- Николсон, Стюарт (1993). Элла Фицджеральд: Биография первой леди джаза . Кембридж, Массачусетс : Da Capo Press . ISBN 0-306-80642-8 .
- Нуллан, Шон (2002). «О тональности в ирландской музыке». В Маккевитте, Пол; О'Нуллен, Шон; Малвихилл, Коннектикут (ред.). Язык, видение и музыка . Издательство Джона Бенджамина. стр. 306–307. ISBN 9027297096 .
- Прессинг, Джефф (1988). «Импровизация: методы и модели». В Слободе, Иоанн (ред.). Генеративные процессы в музыке . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 978-0-19-850846-5 .
- Робинсон, Дж. Брэдфорд (2007). «Скат-пение» . В Мэйси, Л. (ред.). Музыкальный онлайн-словарь New Grove . Проверено 30 октября 2007 г.
- «Скэтмен Кротерс умирает в 76 лет» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . 23 ноября 1986 года . Проверено 17 марта 2020 г.
Один из первых мастеров техники импровизации бессмысленных слогов под джазовую мелодию, г-н Кротерс сказал: «Я сказал ему называть меня Скэтменом, потому что я много пою скат».
- Скотт, Дерек Б. (2017). Музыкальный стиль и социальное значение . Рутледж . п. 302. ИСБН 978-1-351-55686-6 .
- Стюарт, Милтон Л. (1987). «Стилистическая среда и стили скат-пения Эллы Фицджеральд и Сары Воган». Jazzforschung/Джазовые исследования . 19 : 61–76. ISSN 0075-3572 .
- Уильямс, Иэн Кэмерон (2003). Под Гарлемской луной: от Гарлема до Парижа, годы Аделаид-холла . Континуум. ISBN 0-8264-5893-9 .
- Уилсон, Джон С. (19 июня 1981 г.). «Мюзикл: «Хиби Джибис», «Жизнь Босуэлла в песнях»» . Нью-Йорк Таймс . п. 4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Видео примеры: