История христианства в Британии
История христианства в Британии охватывает религиозные организации, политику, теологию и народную религиозность со времен древней истории .
Римско -католическая церковь была доминирующей формой христианства в Британии с VI века до периода Реформации в средние века. ( Англиканская ) Церковь Англии стала независимой установленной церковью в Англии и Уэльсе в 1534 году в результате английской Реформации . В Уэльсе упразднение произошло в 1920 году, когда Церковь в Уэльсе стала независимой от англиканской церкви. В Шотландии ( Пресвитерианская ) церковь Шотландии , созданная в ходе отдельной шотландской Реформации в 16 веке, признана национальной церковью , но не учреждена.
После Реформации приверженность католической церкви продолжалась на разных уровнях в разных частях Британии, особенно среди непокорных и на севере Англии. [1] В частности, с середины 17 века формы протестантского нонконформизма , включая конгрегационалистов , баптистов , квакеров и, позже, методистов , выросли за пределами официальной церкви. [2]
Римская Британия
[ редактировать ]Люди в Римской Британии обычно верили в широкий спектр богов и богинь и поклонялись нескольким из них, вероятно, выбирая некоторые местные и племенные божества, а также некоторые из основных божеств, почитаемых по всей Империи. [3] В регионе почитались как коренные британские божества, так и завезенные римские аналоги, иногда синкретизируясь вместе, как в таких случаях, как Аполлон - Куномагл и Сулис - Минерва . [4] : 5 Романо-британские храмы иногда возводились в местах, которые ранее были культовыми местами в доримской Британии железного века . [4] : 2–3 Был разработан новый стиль « романо-кельтского храма », находящийся под влиянием как железного века, так и имперского римского архитектурного стиля, но отличающийся от обоих; здания в этом стиле использовались до IV века. [5] В Римскую Британию также были привнесены культы различных восточных божеств, в том числе Исиды , Митры и Кибелы ; Христианство было одним из таких восточных культов. [4] : 6 Археолог Мартин Хениг предположил, что, чтобы «почувствовать что-то от духовной среды христианства того времени», можно сравнить ее с современной Индией, где индуизм , «основная политеистическая система», остается доминирующим, и «где церкви содержат изображения Христа». и Богородицы находятся в ничтожном меньшинстве против множества храмов богов и богинь». [6]
Англия
[ редактировать ]Кельты
[ редактировать ]Позднее романо-британское было в основном христианским население, по-видимому, в субримский период . Великий заговор 360-х годов и усиление набегов примерно во время ухода римлян из Британии привели к тому, что некоторые из них были порабощены. Поздние средневековые легенды о преобразовании острова при короле Луции. [8] или из миссии апостола Филиппа [10] или Иосиф Аримафейский [примечание 1] были дискредитированы как « благочестивые подделки », пытающиеся установить независимость [12] или стаж [11] в церковной иерархии норманнского времени. Первые археологические свидетельства и достоверные записи, показывающие, что сообщество было достаточно большим, чтобы содержать церкви и епископов, относятся к III и IV векам. Эти более формальные организационные структуры возникли из материально скромного начала: британской делегации на 353-м Ариминском соборе пришлось просить финансовую помощь у своих товарищей, чтобы вернуться домой. [13] Саксонские вторжения в Британию по мере своего развития разрушили большую часть формальных церковных структур на востоке Британии, заменив христианство формой германского политеизма . Похоже, что в экспансии саксов на запад наступило затишье, традиционно приписываемое битве при Бадоне , но после прихода Юстиниановой чумы около 547 года экспансия возобновилась. Однако к тому времени, когда Корнуолл был порабощен Уэссексом в Хингстон-Дауне в 838 году, он в значительной степени был предоставлен местным жителям и обычаям. который оставался по своей сути христианским. Ораторское искусство Святого Пирана датируется VI веком, что делает его одним из старейших сохранившихся христианских памятников в Великобритании. [14]
Англосаксы
[ редактировать ]Хотя христианство постоянно выживало на бриттонском западе в культурном отношении, оно было уничтожено на востоке с приходом саксов, пока оно не было повторно введено в восточную Британию Григорианской миссией , ок . 600 . Из резиденции своей архиепископии в Кентербери. [ сломанный якорь ] миссионеров Августин Кентерберийский , с помощью кельтских , таких как Эйдан и Катберт , успешно основал церкви в Кенте, а затем в Нортумбрии : две провинции английской церкви продолжают управляться из соборов Кентербери и Йорка ( основан в 735 г.). Однако Августину не удалось установить свою власть над валлийской церковью в Честере . Из-за важности шотландских миссий Нортумбрия первоначально последовала за местной церковью в расчете Пасхи и пострига , но затем присоединилась к Кентербери и Риму на Синоде Уитби 664 года . VII века. Ранние английские христианские документы, сохранившиеся с этого времени, включают иллюминированные Линдисфарнские Евангелия [18] и исторические отчеты, написанные Достопочтенным Бедой .
норманны
[ редактировать ]Христианство после норманнского завоевания в целом носило сепаратистский характер, его короли претендовали на право отклонять решение Папы при назначении епископов. [19]
К 11 веку норманны захватили Англию и начали вторжение в Уэльс . Осмунд , епископ Солсбери , кодифицировал Сарумский Устав , и ко времени его преемника Роджера была разработана система наделенных пребендов , которая оставила церковные должности независимыми от епископа. Во время правления Генриха II растущая популярность мифов о Граале совпала с возрастающей центральной ролью причастия в церковных ритуалах. [19] Терпимость к похвальным бенефициям позволяла людям с хорошими связями занимать несколько должностей просто ради своих духовных и светских доходов, передавая обязанности по должности низшим священнослужителям или просто рассматривая их как синекуры. Важность таких доходов вызвала инвестиционный кризис , который разразился в Великобритании из-за борьбы, вызванной отказом короля Иоанна принять Папы Иннокентия III на кандидата пост архиепископа Кентерберийского. В 1208 году Англия была подвергнута интердикту Иоанн был отлучен от церкви , а в следующем году ; он наслаждался конфискацией доходов церкви, но в конце концов уступил из-за внутренних и внешних конкурентов, усиленных папской оппозицией. [20] Хотя Джон быстро отказался от выплат, [20] После этого Иннокентий встал на его сторону и резко осудил Великую хартию вольностей , назвав ее «не только постыдной и унизительной, но и незаконной и несправедливой». [21] Главным реформаторским движением или ересью 14-го века был Лолларди , возглавляемый Джоном Уиклифом , который перевел Библию на английский язык . Посмертно осужденный , его тело было эксгумировано и сожжено , а пепел брошен в реку Свифт . [22]
Еще до завоевания Эдуард Исповедник вернулся из Нормандии с каменщиками, которые построили Вестминстерское аббатство (1042 г.) в романском стиле. Крестообразные церкви нормандской архитектуры часто имели глубокие алтари и квадратную перекрестную башню , которая осталась особенностью английской церковной архитектуры. В Англии много ранних соборов, в первую очередь Винчестерский собор (1079 г.), Йоркский собор (1080 г.), Даремский собор (1093 г.) и (Новый) Солсберийский собор (1220 г.). После пожара, повредившего Кентерберийский собор в 1174 году, нормандские каменщики ввели готический развился в английскую готику в соборах Уэллса и Линкольна стиль, который примерно в 1191 году . Оксфорд и Кембридж начинались как религиозные школы в 11 и 13 веках соответственно.
Английская Реформация
[ редактировать ]VIII был назван Защитником веры ( Defensor ) за его оппозицию реформации Лютера Fidei Генрих . Однако тот факт, что у него не было живого сына, и неспособность Папы разрешить ему развод с женой, пока ее племянника армии удерживали Рим , побудили Генриха созвать Реформационный парламент и применить статут praemunire против английской церкви. , что в конечном итоге привело к Подчинению духовенства 1532 года и Актам о верховенстве 1534 года , которые сделали Англиканскую церковь независимой национальной церковью, больше не находящейся под управлением Папы Римского, а с Королем в качестве Верховного губернатора. (Иногда ошибочно утверждают, что Англиканская церковь была основана в это время. Англиканская церковь была провинцией Католической церкви, по крайней мере, с 600 года нашей эры, когда Августин стал первым архиепископом Кентерберийским. Поэтому англиканская церковь не могло быть создано в то время, когда оно существовало более 900 лет.) Закон, принятый в том же году, объявил государственным предательством публичное противодействие этим мерам; Джон Фишер , Томас Мор и многие другие приняли мученическую смерть за свой продолжающийся католицизм. Страх перед иностранным вторжением вызывал беспокойство до разгрома Испанской Армады в 1588 году , но продажа земли после роспуска меньших больших и монастырей объединила большую часть аристократии в поддержку перемен. Религиозные восстания в Линкольншире и Йоркшире в 1536 году, в Камберленде в 1537 году, а также в Девоне и Корнуолле в 1549 году были быстро подавлены. Доктрина английской Реформации поначалу мало отличалась , за исключением королевской власти над каноническим правом : лютеранство оставалось осужденным, а Джон Фрит , Роберт Барнс и другие протестанты также были замучены, в том числе Уильям Тиндейл , чье «Послушание христианина» вдохновило Генриха на разрыв. с Римом и чей перевод Библии лег в основу авторизованной Генрихом Великой Библии . Между тем законы 1535 и 1542 годов полностью объединили Уэльс с Англией.
В течение следующих 150 лет религиозная политика менялась в зависимости от правителя: Эдуард VI и его регенты выступали за усиление протестантизма, включая новые книги «Общая молитва» и «Общий порядок» . Его сестра Мария восстановила католицизм после переговоров с Папой , положившим конец притязаниям Рима на бывшие церковные земли. [23] но две ложные беременности оставили ее сестру Елизавету I ее наследницей. После вознесения Елизаветы на престол в соответствии с Актом о единообразии 1558 года , Актом и клятвой верховенства 1559 года и Тридцатью девятью статьями 1563 года было образовано Религиозное поселение , которое восстановило протестантскую церковь Англии. Превратности духовенства того периода были высмеяны в « Викарии Брея ». Папская булла Regnans in Excelsis, восстание Севера и ирландское восстание Десмонда , но столь же неэффективными были и марианские изгнанники , вернувшиеся из кальвиновской поддерживающая Женевы пуританами против Елизаветы, оказалась неэффективной . Яков I поддержал епископов англиканства и выпуск авторитетной английской Библии, одновременно ослабив преследования католиков; несколько покушений на него, в том числе « Пороховой заговор» и «Пороховой заговор» , в конечном итоге привели к ужесточению мер. Карл I спровоцировал епископские войны в Шотландии и, в конечном итоге, гражданскую войну в Англии. Победивший Длинный парламент реструктурировал Церковь в 1643 году. Вестминстерская ассамблея и издал новое исповедание веры . ( Английские баптисты разработали свои собственные законы в 1689 году .) После Реставрации были приняты обременительные уголовные законы против инакомыслящих , включая Кодекс Кларендона . Карл II и Яков II пытались объявить королевские индульгенции другим вероисповеданиям в 1672 и 1687 годах ; первый был отозван в пользу первого Закона об испытаниях , который — наряду с папским заговором — привел к кризису исключения , а второй способствовал Славной революции 1688 года.
1689–1945
[ редактировать ]Религиозное поселение 1689 года определяло политику вплоть до 1830-х годов. [24] [25] Англиканская церковь не только доминировала в религиозных делах, но и не позволяла посторонним занимать ответственные посты в национальных и местных органах власти, бизнесе, профессиях и научных кругах. На практике доктрина божественного права королей сохранялась. [26] старая враждебность уменьшилась, и повсюду царил новый дух терпимости. Ограничения для нонконформистов по большей части либо игнорировались, либо медленно снимались. Протестанты, в том числе квакеры, стремившиеся свергнуть короля Якова II, были вознаграждены. Закон о толерантности 1688 года разрешил нонконформистам иметь свои собственные часовни, учителей и проповедников, а цензура была смягчена. [27]
Антикатолицизм
[ редактировать ]Суровые наказания в отношении католицизма сохранялись до тех пор, пока не исчезла угроза французской реставрации католических королей Стюартов, но они редко применялись в жизнь, а затем медленно отменялись, пока в 1829 году не было достигнуто освобождение католиков . Провал прокатолических восстаний якобитов и папы признание Георга III после смерти JFE Стюарта в 1766 году разрешил постепенное устранение антикатолических законов, процесс, известный как католическая эмансипация, которая включала восстановление английской иерархии . [28] [29]
Евангелическое возрождение
[ редактировать ]Евангелическое . движение внутри и за пределами англиканской церкви набрало силу в конце 18 - начале 19 века Движение бросило вызов традиционным религиозным чувствам, которые подчеркивали кодекс чести для высшего класса и подходящее поведение для всех остальных, а также добросовестное соблюдение ритуалов. Джон Уэсли (1703–1791) и его последователи проповедовали религию возрождения , пытаясь обратить людей к личным отношениям со Христом посредством чтения Библии, регулярных молитв и особенно опыта пробуждения. Сам Уэсли проповедовал 52 000 раз, призывая мужчин и женщин «выиграть время» и спасти свои души. Уэсли всегда действовал внутри англиканской церкви, но после его смерти она создала внешние учреждения, которые стали Методистской церковью . [30] Он стоял рядом с традиционным нонконформизмом пресвитериан, конгрегационалистов, баптистов, унитаристов и квакеров. Однако более ранние нонконформисты находились под меньшим влиянием возрождения. [31]
Англиканская церковь оставалась доминирующей, но у нее росла евангелистская фракция возрожденцев: «Низкая церковь». Среди ее лидеров были Уильям Уилберфорс и Ханна Мор . Оно достигло высшего класса через секту Клэпхема . Оно стремилось не к политической реформе, а, скорее, к возможности спасти души посредством политических действий путем освобождения рабов, отмены дуэлей, запрета жестокого обращения с детьми и животными, прекращения азартных игр и избегания легкомыслия в субботу. Они читают Библию каждый день. В глазах Бога все души были равны, но не все тела, поэтому евангелисты не бросали вызов иерархической структуре английского общества. [32]
Перепись 1851 года
[ редактировать ]В рамках регулярной переписи населения 1851 года правительство провело в Англии и Уэльсе перепись посещаемости религиозных служб 30 марта 1851 года. Отчеты были собраны у местных священников, которые сообщили о посещении их служб 30 марта 1851 года. многочисленные службы (утром/днем/вечером) не могли быть полностью учтены, но оценочное количество людей, посетивших службу в какой-то момент дня, составило 7 261 032 человека. Количество человек, посетивших утренние службы, составило 4 647 482 человека, а общее количество присутствующих (с учетом дублей) – 10 896 066 человек. [33] [34] Общая численность населения в то время составляла 17,9 миллиона человек.
Миссионерская деятельность
[ редактировать ]В период расцвета Первой Британской империи в XVIII веке англиканские и методистские миссионеры действовали в 13 американских колониях. Методисты, возглавляемые Джорджем Уайтфилдом , были наиболее успешными, и после революции возникла совершенно отдельная американская методистская деноминация, которая стала крупнейшей протестантской деноминацией в новых Соединенных Штатах. [35] Серьезной проблемой для колониальных властей было требование англиканской церкви назначить американского епископа; против этого решительно выступило большинство американцев, но этого так и не произошло. Колониальные чиновники все чаще занимали нейтральную позицию по религиозным вопросам, даже в таких колониях, как Вирджиния, где была официально основана англиканская церковь, но на практике она контролировалась мирянами в местных приходах. После того, как американцы вырвались на свободу, британские чиновники решили усилить власть и богатство англиканской церкви во всех колониях поселенцев, особенно в Британской Северной Америке (Канаде). [36]
Во время Нового Империализма 19-го века Лондонское миссионерское общество и другие подобные ему действовали в Британской империи по всему миру, в частности, включая работу шотландца Дэвида Ливингстона в Африке . Новые религиозные ордена были также созданы внутри англиканской церкви.
В миссиях XIX века участвовали все основные конфессии, включая Англиканскую церковь, пресвитерианство Шотландии и нонконформистов. Большая часть энтузиазма возникла из-за евангелического возрождения. В англиканской церкви в 1799 году возникло Общество церковной миссии (CMS). [37] и продолжил деятельность по всему миру, в том числе на территории, которая стала известна как «Ближний Восток». [38] [39]
Миссионерские общества финансировали свои собственные операции, которые не контролировались и не направлялись Управлением по делам колоний. Возникла напряженность между миссионерами и колониальными властями. Последний опасался, что миссионеры могут создать проблемы или побудить туземцев бросить вызов колониальной власти. В целом, колониальным чиновникам было гораздо удобнее работать с устоявшимся местным руководством, включая местные религии, а не вносить разъединяющую силу христианства. Это оказалось особенно проблематичным в Индии, где христианство привлекало очень мало местной элиты. В Африке миссионеры обратили особенно много людей. К 21 веку в Нигерии было больше англиканцев, чем в Англии, и они были гораздо более консервативными в культурном и теологическом отношении. [40] [41]
Миссионеры все чаще обращали внимание на образование, медицинскую помощь и долгосрочную модернизацию личности коренного населения, чтобы привить ценности европейского среднего класса. Они основали школы и медицинские клиники. Христианские миссионеры играли общественную роль, особенно в развитии санитарии и общественного здравоохранения. Многие получили медицинское образование или прошли специальные курсы по общественному здравоохранению и тропической медицине в Ливингстонском колледже в Лондоне. [42]
1900–1945
[ редактировать ]В 20 веке важным событием стали литургическое и экуменическое движения . Рэндалл Дэвидсон , архиепископ Кентерберийский с 1903 по 1928 год, был, пожалуй, самым влиятельным из церковников. [43]
Любопытным примером был Эрнест Барнс (1874–1953), англиканский епископ Бирмингема , который был весьма заметным модернистом, выступавшим против англо-католических практик и ритуалов. Он проповедовал дарвинизм и высмеивал многие христианские верования, особенно таинство Святого Причастия и телесного Воскресения Христа . Это привело к призывам уйти с поста епископа; он отказался, но Дэвидсон мягко напал на Барнса в открытом письме. [44] [45]
Хотя общая численность населения неуклонно росла, а число католиков не отставало, протестанты отставали. Из 30–50 миллионов взрослых их число медленно сократилось с 5,7 миллиона членов в 1920 году и 5,4 миллиона в 1940 году до 4,3 миллиона в 1970 году. [46] : 273–65 Упадок англиканской церкви был параллельным. Методизм, крупнейший из нонконформистов, достиг пика в 841 000 членов в Великобритании в 1910 году, упал до 802 000 в 1920 году, 792 000 в 1940 году, 729 000 в 1960 году и 488 000 в 1980 году. [47] Нонконформисты создали прочную базу в промышленных районах, которые специализировались на горнодобывающей промышленности, текстильном сельском хозяйстве и рыболовстве; это были отрасли, находящиеся в упадке, доля которых в общей численности мужской рабочей силы неуклонно снижалась с 21 процента в 1921 году до 13 процентов в 1951 году. Когда семьи мигрировали в южную Англию или в пригороды, они часто теряли связь со своей детской религией. . [46] : 282 Политические последствия были наиболее серьезными для Либеральной партии, которая в основном базировалась на нонконформистском сообществе и которая быстро потеряла членство в 1920-х годах, поскольку ее руководство ссорилось, ирландские католики и многие представители рабочего класса перешли в Лейбористскую партию, а часть представителей среднего класса перешли в Консервативную партию. [48] Надеясь остановить сокращение числа членов, три основные методистские группы объединились в 1932 году . [49] В Шотландии две основные пресвитерианские группы, Шотландская церковь и Объединенная свободная церковь, объединились в 1929 году по той же причине. Тем не менее устойчивое снижение продолжалось. [46] : 284–85 Нонконформисты продемонстрировали не только сокращение числа членов, но и резкое падение энтузиазма. Посещаемость воскресной школы резко упала; новых министров было гораздо меньше. Антагонизм по отношению к англиканству резко снизился, и многие видные нонконформисты стали англиканами, в том числе некоторые ведущие министры. Произошло сокращение размеров и рвения общин, меньший интерес к финансированию миссионеров, упадок интеллектуализма и постоянные жалобы на нехватку денег. [50] Комментатор Д. У. Броган сообщал в 1943 году:
В поколении, которое прошло после великого либерального обвала 1906 года, одним из величайших изменений в английском религиозном и социальном ландшафте стал упадок нонконформизма. Частично этот упадок был вызван общим ослаблением влияния христианства на англичан, частично — сравнительной неуместностью особенно нонконформистского (как части христианского) взгляда на современный мир и его проблемы. [51]
Одним из аспектов долгосрочного снижения религиозности было то, что протестанты проявляли все меньший интерес к отправке своих детей в религиозные школы . В населенных пунктах Англии велись ожесточенные бои между нонконформистами, англиканами и католиками, каждая из которых имела свою собственную школьную систему, поддерживаемую налогами, а также светскими школами и налогоплательщиками. Нонконформисты уже давно возглавили борьбу с англиканами, которые веком ранее практически монополизировали образование. Доля англиканцев в начальной школе упала с 57 процентов в 1918 году до 39 процентов в 1939 году. [52] По мере постепенного снижения энтузиазма нонконформистов их школы закрывались одна за другой. В 1902 году методистские церкви управляли 738 школами; в 1996 году осталось только 28. [53]
Британия продолжала считать себя христианской страной; было несколько атеистов или неверующих, и, в отличие от континента, здесь не было заслуживающего внимания антиклерикализма. Треть или более молились каждый день. Подавляющее большинство использовало официальные церковные службы, чтобы отметить рождение, бракосочетание и смерть. [46] : 280–90 Подавляющее большинство верило в Бога и рай, хотя вера в ад отпала после всех смертей во время мировой войны. [54] После 1918 года службы англиканской церкви практически прекратили обсуждение ада. [55]
Поскольку после 1910 года уровень антикатолицизма резко снизился, католическая церковь росла в численности, быстро росла по количеству священников и сестер и расширяла свои приходы из междугородных промышленных районов в более пригородные районы. Хотя католические таланты были недостаточно представлены на более высоких уровнях социальной структуры, за исключением нескольких старых аристократических католических семей, они появлялись в журналистике и дипломатии. Поразительным событием стал всплеск широко разрекламированного обращения интеллектуалов и писателей, включая наиболее известного Г. К. Честертона , а также Кристофера Доусона , Мориса Бэринга , Рональда Нокса , Шейлу Кэй-Смит , Уильяма Э. Орчарда , Альфреда Нойеса , Розалинду Мюррей , Арнольда Ланна. , Эрик Гилл , Дэвид Джонс , Ивлин Во , Грэм Грин , Манья Харари и Фрэнк Пакенхэм . [56]
С 1945 года
[ редактировать ]Нынешние дебаты касаются рукоположения женщин и принятия гомосексуализма внутри Церкви и духовенства. В официальной церкви по-прежнему насчитывается гораздо больше крещеных членов, хотя иммиграция из других стран означает, что восстановленная католическая церковь в Англии и Уэльсе теперь чаще посещает свои еженедельные службы. [57] [58]
Выявив значительное снижение статистических данных о посещаемости церкви, начиная с 1950-х годов, Пол Бэкхолер, автор книги «Британия, христианская страна» , обнаружил заметные исключения из этого снижения, которые включают до двух миллионов человек, которые посетили кампании Билли Грэма в Соединенном Королевстве с 1954 года. -55. Поскольку стадион «Уэмбли» был переполнен 120 000 человек, собрание Грэма в воскресенье 23 мая 1954 года было названо «крупнейшим религиозным собранием Великобритании всех времен». [59] Последующие движения обновления включают пятидесятническое движение, харизматическое обновление и, в последнее время, быстрый рост церквей этнических меньшинств. Хотя посещаемость церкви продолжает снижаться, он приходит к выводу, что Великобритания остается «исторически и культурно христианской по своей природе», что, как он отмечает, признается влиятельными лидерами религиозных меньшинств в Британии как выражение толерантности. [60]
католики
[ редактировать ]Английский католицизм продолжал расти на протяжении первых двух третей 20-го века, когда он был связан в первую очередь с элементами английского интеллектуального класса и этническим ирландским населением. Уровень посещения мессы оставался очень высоким, что резко контрастировало с англиканской церковью и протестантскими церквями-нонконформистами. [61] Численность духовенства, которая в начале 20 века составляла менее 3000 человек, в 1971 году достигла максимума в 7500 человек. [62]
К концу 20-го века небольшое количество призваний также повлияло на церковь. [63] количество рукоположений в священство сократилось с сотен в конце 20 века до подростковых в 2006–2011 годах; В 2011 году в епархиальный священство рукоположено 20 мужчин, в 2012 году — 31. [64]
Восходящее социальное движение ирландских католиков из рабочего класса в пригородный мейнстрим среднего класса часто означало их ассимиляцию с более широким светским английским обществом и потерю отдельной католической идентичности. За Вторым Ватиканским собором , как и в других западных странах, последовали расколы между традиционным католицизмом и более либеральной формой католицизма, вдохновленной собором. Это вызвало трудности у многих новообращенных до собора, хотя другие все же присоединились к Церкви в последние десятилетия (например, Малкольм Маггеридж и Джозеф Пирс ), а также общественные деятели (часто потомки непокорных семей), такие как Пол Джонсон ; Питер Экройд ; Антония Фрейзер ; Марк Томпсон , генеральный директор BBC ; Майкл Мартин , первый католик, занявший пост спикера Палаты общин со времен Реформации; Крис Паттен , первый католик, занявший пост канцлера Оксфорда со времен Реформации; Пирс Пол Рид ; Хелен Лиддел, Верховный комиссар Великобритании в Австралии; и жена бывшего премьер-министра, Шери Блер без труда заявляют о своем католицизме в общественной жизни. Бывший премьер-министр Тони Блэр был принят в полное общение с католической церковью в 2007 году. [65] Кэтрин Пепинстер , редактор журнала Tablet , отмечает: «Влияние ирландских иммигрантов является одним из них. Есть множество выдающихся активистов, ученых, артистов (например, Дэнни Бойл, самый успешный католик в шоу-бизнесе благодаря своему фильму «Миллионер из трущоб »), политики и писатели. Но потомки непокорных семей по-прежнему представляют собой силу на земле». [66] [67] [68]
Шотландия
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Шотландская Реформация
[ редактировать ]В течение 16-го века Шотландия претерпела протестантскую Реформацию , которая создала кальвинистский национальный Кирк , который стал пресвитерианским по мировоззрению и серьезно сократил полномочия епископов. Однако остатки католической и епископальной религии остались. В начале века учения сначала Мартина Лютера , а затем Жана Кальвина начали оказывать влияние на Шотландию, особенно через шотландских ученых, часто готовившихся к священству и посещавших континентальные университеты. [69] Лютеранский проповедник Патрик Гамильтон был казнен за ересь в Сент-Эндрюсе в 1528 году. [70] Казнь других, особенно находившегося Цвингли под влиянием Джорджа Уишарта , сожжённого на костре по приказу кардинала Битона в 1546 году, возмутила протестантов. Сторонники Уишарта вскоре после этого убили Битона и захватили замок Сент-Эндрюс, который они удерживали в течение года, прежде чем потерпели поражение с помощью французских войск. Выжившие, в том числе капеллан Джон Нокс , были приговорены к рабству на галерах во Франции, что разжигало недовольство французов и создавало мучеников за протестантское дело. [71] Ограниченная терпимость и влияние изгнанных шотландцев и протестантов в других странах привели к расширению протестантизма: группа лэрдов объявила себя лордами Конгрегации в 1557 году и представляла их интересы политически. Распад французского союза и английская интервенция в 1560 году означали, что относительно небольшая, но весьма влиятельная группа протестантов оказалась в состоянии провести реформу Шотландской церкви. Исповедание веры, отвергающее папскую юрисдикцию и мессу, было принято парламентом в 1560 году , когда юная Мария, королева Шотландии , еще находилась во Франции. [70] : 120–1
Нокс, сбежавший с галер и проведший время в Женеве как последователь Кальвина, стал самой значительной фигурой того периода. Кальвинизм реформаторов во главе с Ноксом привел к соглашению, которое приняло (частичное) пресвитерианское государство и отвергло большинство сложных атрибутов средневековой церкви. Реформированный Кирк предоставил значительную власть местным лордам, которые часто контролировали назначение духовенства. Были широко распространенные, но в целом упорядоченные вспышки иконоборчества . На тот момент большая часть населения, вероятно, все еще была католиком по убеждениям, и Кирку было трудно проникнуть в Хайленд и на острова, но они начали постепенный процесс обращения и консолидации, который, по сравнению с реформациями в других местах, проводился с относительно небольшими преследованиями. [70] : 121–33
В 1690-х годах пресвитерианский истеблишмент очистил страну от членов епископальной церкви и еретиков и объявил богохульство преступлением, караемым смертной казнью. Томас Эйткенхед, сын эдинбургского хирурга, 18 лет, по приказу Тайного совета был обвинен в богохульстве за то, что назвал Новый Завет «Историей Христа-Самозванца»; его повесили в 1696 году. [72] : 64–65 Их экстремизм привел к реакции, известной как «умеренные», которая в конечном итоге возобладала и открыла путь либеральному мышлению в городах.
18 век
[ редактировать ]В начале XVIII века началось дробление Шотландской церкви была воссоздана на полностью пресвитерианской , которая после Славной революции основе . Эти расколы были вызваны проблемами правительства и покровительства, но отражали более широкий раскол между сторонниками жесткой линии евангелистов и богословски более толерантной Умеренной партией . Битва велась из-за опасений фанатизма со стороны первых и продвижения идей Просвещения со стороны вторых. Закон о патронаже 1712 года стал серьезным ударом для евангелистов, поскольку он означал, что местные землевладельцы могли выбирать министра, а не членов общины. [72] : 73–75 Расколы вспыхнули, когда евангелисты покинули основную часть, начиная с 1733 года с Первого отделения, возглавляемого такими фигурами, как Эбенезер Эрскин . Второй раскол в 1761 году привел к основанию независимой Церкви милосердия . [73] Эти церкви набрали силу в эпоху евангелического возрождения конца 18 века. [74] Ключевым результатом стало то, что главная пресвитерианская церковь оказалась в руках фракции умеренных, которая оказывала решающую поддержку Просвещению в городах.
Спустя долгое время после триумфа Шотландской церкви в низменностях горцы и островитяне цеплялись за старомодное христианство, пропитанное анимистическими народными верованиями и обычаями. [ нужна ссылка ] Удаленность региона и отсутствие духовенства, говорящего на гэльском языке, подорвали миссионерские усилия официальной церкви. [ нужна ссылка ] В конце XVIII века наблюдался некоторый успех благодаря усилиям миссионеров SSPCK и разрушению традиционного общества. [75] Католицизм был сведен к окраинам страны, особенно к гэльскоязычным районам Хайленда и островов. Условия для католиков также ухудшились после восстаний якобитов, и католицизм превратился в не более чем плохо управляемую миссию. Также важным было шотландское епископальное движение , которое сохранило сторонников во время гражданских войн и смены режима в 17 веке. Поскольку большинство членов епископальной церкви поддержали восстания якобитов в начале 18 века, их состояние также упало. [73]
19 век
[ редактировать ]После долгих лет борьбы в 1834 году евангелисты получили контроль над Генеральной Ассамблеей и приняли Закон вето, который позволял общинам отклонять нежелательные «навязчивые» представления покровителей живым людям. Последующий «Десятилетний конфликт» юридических и политических споров закончился поражением сторонников невмешательства в гражданских судах. Результатом стал раскол в церкви со стороны некоторых сторонников невторжения во главе с доктором Томасом Чалмерсом, известный как «Великий разрыв 1843 года» . Примерно треть духовенства, в основном выходцы с Севера и Хайленда, образовали отдельную Свободную церковь Шотландии . Евангелические свободные церкви, которые более терпимо относились к гэльскому языку и культуре, быстро росли в Хайленде и на островах, привлекая гораздо больше внимания, чем устоявшаяся церковь. [75] Идеи Чалмерса сформировали отколовшуюся группу. Он подчеркнул социальное видение, которое возродило и сохранило общинные традиции Шотландии в период напряжения в социальной структуре страны. Идеализированные Чалмерсом небольшие эгалитарные, основанные на кирках, автономные сообщества, признававшие индивидуальность своих членов и необходимость сотрудничества. [76] Это видение также затронуло основные пресвитерианские церкви, и к 1870-м годам оно было ассимилировано официальной церковью Шотландии. Идеалы Чалмерса продемонстрировали, что Церковь озабочена проблемами городского общества, и представляли собой настоящую попытку преодолеть социальную раздробленность, имевшую место в промышленных городах. [77]
В конце 19 века основные дебаты велись между фундаменталистами-кальвинистами и богословскими либералами, отвергавшими буквальное толкование Библии. Это привело к дальнейшему расколу в Свободной церкви, поскольку в 1893 году жесткие кальвинисты откололись и образовали Свободную пресвитерианскую церковь . [73] Однако были и шаги к воссоединению, начиная с объединения некоторых сепаратистских церквей в Объединенную сецессионскую церковь в 1820 году, которая объединилась с Церковью помощи в 1847 году и образовала Объединенную пресвитерианскую церковь , которая, в свою очередь, присоединилась к Свободной церкви в 1847 году. В 1900 году образовалась Объединенная свободная церковь Шотландии . Отмена закона о покровительстве мирян позволила бы большинству Свободной церкви воссоединиться с Шотландской церковью в 1929 году. В результате расколов остались небольшие конфессии, включая Свободных пресвитерианцев , и остаток, который не объединился в 1900 году в Свободную церковь . [73]
Католическая эмансипация в 1829 году и приток большого числа ирландских иммигрантов, особенно после голодных лет конца 1840-х годов, главным образом в растущие низменные центры, такие как Глазго, привели к трансформации в судьбе католицизма. В 1878 году, несмотря на сопротивление, в стране была восстановлена римско-католическая церковная иерархия, и католицизм стал значительной конфессией в Шотландии. [73] Епископализм также возродился в 19 веке, когда вопрос о преемственности отступил, и в 1804 году он был основан как Епископальная церковь в Шотландии как автономная организация, находящаяся в общении с Англиканской церковью . [73] Баптистская , конгрегационалистская и методистская церкви появились в Шотландии в 18 веке, но не начали значительного роста до 19 века. [73] отчасти потому, что более радикальные и евангелические традиции уже существовали в Шотландской церкви и свободных церквях. С 1879 года к ним присоединилась евангелическая партия возрождения Армии Спасения , которая попыталась добиться серьезных вторжений в растущие городские центры. [74]
20 и 21 века
[ редактировать ]В 20 веке к существующим христианским конфессиям присоединились другие организации, в том числе Братская и пятидесятническая церкви. Хотя некоторые конфессии процветали, после Второй мировой войны наблюдалось устойчивое общее снижение посещаемости церкви, что привело к закрытию церквей для большинства конфессий. [74] Переговоры начались в 1950-х годах с целью грандиозного слияния основных пресвитерианских, епископальных и методистских организаций в Шотландии. Переговоры завершились в 2003 году, когда Генеральная ассамблея Шотландской церкви отклонила эти предложения. [78] Религиозная ситуация также изменилась в результате иммиграции, что привело к росту нехристианских религий. По данным переписи 2001 года, 42,4 процента населения отождествляли себя с Шотландской церковью, 15,9 процента — с католицизмом и 6,8 — с другими формами христианства, что составляет примерно 65 процентов населения (по сравнению с 72 процентами по Великобритании в целом). ). Из других религий ислам составлял 0,8 процента, буддизм , сикхизм , иудаизм и индуизм — около 0,1 процента. Представители других религий вместе взятые составили 0,6% респондентов, а 5,5% не указали свою религию. 27,5% заявили, что у них нет религии (по сравнению с 15,5% по Великобритании в целом). [79] [80] Другие более поздние исследования показывают, что число тех, кто не идентифицирует себя с какой-либо конфессией или считает себя нерелигиозным, может быть намного выше – от 42 до 56 процентов, в зависимости от формы задаваемого вопроса. [81]
Уэльс
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Валлийская Реформация
[ редактировать ]Епископ Ричард Дэвис и протестантский священнослужитель-диссидент Джон Пенри познакомили кальвинистской Уэльс с теологией. Они использовали модель Дортского синода 1618-1619 гг. Кальвинизм развивался в пуританский период, после восстановления монархии при Карле II, а также внутри методистского движения Уэльса. Однако до середины XIX века было доступно лишь несколько экземпляров работ Кальвина. [82] В 1567 году Дэвис, Уильям Сейлсбери и Томас Юэт завершили первый современный перевод Нового Завета и первый перевод Книги общей молитвы ( валлийский : Y Llyfr Gweddi Gyffredin ). В 1588 году Уильям Морган завершил перевод всей Библии. Эти переводы были важны для выживания валлийского языка и придали валлийскому статус литургического языка и средства поклонения. Это сыграло значительную роль в его дальнейшем использовании в качестве средства повседневного общения и литературного языка вплоть до наших дней, несмотря на давление английского языка.
Несоответствие
[ редактировать ]Нонконформизм имел значительное влияние в Уэльсе с 18 по 20 века. Возрождение валлийских методистов XVIII века было одним из самых значительных религиозных и социальных движений в истории Уэльса. Пробуждение началось внутри англиканской церкви в Уэльсе и вначале оставалось как группа внутри нее, но валлийское возрождение отличалось от методистского возрождения в Англии тем, что его богословие было кальвинистским, а не арминианским . Валлийские методисты постепенно создавали свои собственные сети, структуры и даже молитвенные дома (или часовни), что в конечном итоге привело к отделению в 1811 году и формальному созданию кальвинистской методистской пресвитерианской церкви Уэльса в 1823 году. [83]
Возрождение валлийских методистов также оказало влияние на более старые нонконформистские церкви, или инакомыслящие — баптистов и конгрегационалистов , — которые, в свою очередь, также испытали рост и обновление. В результате к середине девятнадцатого века Уэльс стал преимущественно нонконформистской страной.
было Валлийское возрождение 1904–1905 годов крупнейшим полномасштабным христианским возрождением Уэльса в 20 веке. Считается, что во время возрождения 1904–1905 годов христианами стали не менее 100 000 человек, но, несмотря на это, оно не остановило постепенный упадок христианства в Уэльсе, а лишь слегка его задержало.
Секуляризация
[ редактировать ]Историки сходятся во мнении, что в конце 1940-х годов Британия была преимущественно христианской страной, а ее религиозность подкреплялась опытом военного времени. Питер Форстер обнаружил, что, отвечая на опросы общественного мнения, англичане сообщали о своей подавляющей вере в истинность христианства, о высоком уважении к нему и о сильной связи между ним и моральным поведением. [84] Питер Хеннесси утверждал, что устоявшиеся взгляды не остановили перемен; к середине века: «Британия все еще оставалась христианской страной лишь в смутном смысле, а вера в целом была скорее остаточной оболочкой, чем ядром убеждений». [85] Кеннет О. Морган согласился, отметив, что: «Протестантские церкви. Англиканские церкви, и особенно нонконформисты, все ощущали давление падения численности населения и светских проблем… Даже серая суббота в Уэльсе и Шотландии находилась под некоторой угрозой. , с давлением на открытие кинотеатров в Уэльсе и полей для гольфа в Шотландии». [86]
Харрисон сообщает, что силы секуляризации быстро росли, и к 1990-м годам протестантизм отбрасывал тонкую тень своей силы 1945 года. По сравнению с Западной Европой Великобритания находилась на нижнем уровне посещаемости религиозных служб и на самом верху по числу людей, заявляющих, что они «не верят». В то время как в 1950 году 80 процентов британцев заявили, что они христиане , в 2000 году это сделали только 64 процента. Брайан Харрисон утверждает:
По всем параметрам (количество церквей, численность приходского духовенства, посещаемость церкви, количество причастников на Пасху, число церковных браков, доля членства в составе взрослого населения) англиканская церковь после 1970 года находилась в упадке. В 1985 году ее было только половина. столько же приходского духовенства, сколько в 1900 году. [87] Кроме того, хотя по переписи 2001 года 72 процента британского населения считали себя христианами, в 2011 году это сделали только 59 процентов. [88] [89]
Согласно опросу британских социальных отношений 2018 года , в котором спрашивается: «Есть ли у вас религия, и если да, то какая?», большинство населения Британии является нерелигиозным . [90] Перепись населения Соединенного Королевства 2021 года , в ходе которой задается вопрос «Какая ваша религия?», зафиксировала меньшие цифры, чем BSA, для нерелигиозных людей, но также и то, что христианство опустилось ниже половины населения.
См. также
[ редактировать ]- Религия в Соединенном Королевстве
- Свобода религии в Соединенном Королевстве
- Религия в Англии , Шотландии и Уэльсе
- Антикатолицизм в Соединенном Королевстве
- Католическая церковь в Соединенном Королевстве
- Католические школы в Соединенном Королевстве
- Христианство в Корнуолле
- Дезистэблиментарианство
- Английский пакт
- История христианства в Сассексе
- Безверие в Соединенном Королевстве
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Впервые засвидетельствовано в книге Уильяма Малмсберийского « О древности церкви Гластонбери» , написанной в 1130-х годах, хотя отрывки, касающиеся Иосифа, по-видимому, являются более поздними дополнениями к тексту. [11]
- ↑ Имя в нимбе, написанное более поздней рукой. Фигура идентифицируется как святой по его церковному постригу и является самым ранним из сохранившихся исторических инициалов . [15] Мнение о том, что оно представляет Грегори, изложено Дугласом Дейлсом в недавней статье. [16] [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джоллифф, Джон, изд. (2008). Английские католические герои . Лондон: Издательство Gracewing. ISBN 978-0-85244-604-1 .
- ^ Парсонс, Г. (1988). Религия в викторианской Британии: традиции . Манчестер: Издательство Манчестерского университета . п. 71. ИСБН 0-7190-2511-7 .
- ^ Петтс, Дэвид (2003). Христианство в римской Британии . Страуд: Темпус. стр. 9−10. ISBN 0-7524-2540-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уоттс, Дороти (1991). Христиане и язычники в Римской Британии . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 0-415-05071-5 .
- ^ Уоттс 1991 , с. 4.
- ^ Хениг, Мартин (1984). Религия в римской Британии . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 121. ИСБН 0-312-67059-1 .
- ^ Найт, Дэвид (2008). «1» . Король Британии Луций . Страуд: Историческая пресса. ISBN 9780752474465 .
- ↑ Впервые засвидетельствовано в рукописи 9-го века Папы Бонифация II ок . 530 «Фелицианское» издание Папской Книги. [7]
- ^ Мальмесбириенсис, Виллельми (1847 г.). «Gesta Regum Anglorum 1125 и след. » [Деяния королей Англии 1125 и след. ]. «Хроники королей Англии» Уильяма Малмсберийского. От древнейшего периода до правления короля Стефана. С примечаниями и иллюстрациями (на латыни). Перевод Джайлза, Дж. А. Лондон: Генри Г. Бон. п. 21.
- ^ С разрешения Уильяма Малмсберийского . [9]
- ^ Перейти обратно: а б Робинсон, Джозеф Армитидж (1921). «Уильям Малмсберийский «О древности Гластонбери» » . . Лондон: Издательство Оксфордского университета – через Wikisource .
- ^ Джеральд Уэльский . Переведено У.С. Дэвисом как Книга оскорблений Гиральда Камбренсиса в Y Cymmrodor: Журнал Почетного общества Киммродориона , Vol. ХХХ, стр. 16 ф. Джордж Симпсон и компания (Девайзес), 1920 год.
- ^ Труды Почетного общества Киммродорианцев . 1893. с. 65 – через Google Книги .
- ^ «Ораторий Святого Пирана» . Британия Экспресс . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Шапиро, Мейер . «Украшение ленинградской рукописи Беды». Избранные статьи . Том. 3. С. 199, 212–214.
- ^ Дейлс «Апостол англичан» Духовное наследие Григория Великого между Западом и Востоком с. 299
- ^ Уилсона Англосаксонское искусство с. 63
- ^ «Линдисфарнское Евангелие» . Британская библиотека . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Пруденс. История языческой Европы . Рутледж. п. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Харпер, Билл (2007). «Иоанн и Римская церковь». Король Джон: новые интерпретации . Вудбридж: Boydell Press . стр. 307–308. ISBN 978-0-85115-947-8 .
- ^ Тернер, Ральф В. (2009). Король Джон: злой король Англии? . Страуд: History Press. п. 190. ИСБН 978-0-7524-4850-3 .
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Лолларды ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Портер, Линда (2007). Мария Тюдор: Первая королева . Лондон: Литтл, Браун. п. 331. ИСБН 978-0-7499-0982-6 .
- ^ Хоппит, Джулиан (2002). Земля свободы? Англия 1689-1727 гг . Издательство Оксфордского университета . стр. 30–39.
- ^ Гилли, Шеридан; Шейлс, Уильям Дж. , ред. (1994). История религии в Британии: практика и вера с доримских времен до наших дней . стр. 168–274.
- ^ Кларк, JCD (1985). Английское общество 1688-1832 годов: идеология, социальная структура и политическая практика при старом режиме . стр. 119–198.
- ^ Кларк, Джордж (1956). Поздние Стюарты: 1616–1714 (2-е изд.). стр. 153–60.
- ^ Хейдон, Колин (1993). Антикатолицизм в Англии восемнадцатого века, около 1714–1780 годов: политическое и социальное исследование .
- ^ Шейлс, Уильям Дж . (1994). «Католицизм в Англии от Реформации до Законов о помощи». В Гилли, Шеридан; Шейлс, Уильям Дж. (ред.). История религии в Британии: практика и вера с доримских времен до наших дней . стр. 234–51.
- ^ Армстронг, Энтони (1973). Англиканская церковь: методисты и общество, 1700-1850 гг .
- ^ Бриггс, Аса (1959). Эпоха усовершенствования, 1783-1867 гг . стр. 66–73.
- ^ Правило, Джон (1992). «2–6». Люди Альбиона: английское общество 1714-1815 гг .
- ^ Чедвик, Оуэн (1966). Викторианская церковь, часть первая: 1829–1859 гг . стр. 363–69.
- ^ Манн, Гораций (1854). Перепись Великобритании 1851 года: Религиозное поклонение в Англии и Уэльсе . Ге. Рутледж . п. 87 .
- ^ Нолл, Марк А. (2010). Подъем евангелизма: эпоха Эдвардса, Уайтфилда и Уэсли .
- ^ Портер, Эндрю (1999). «Религия, миссионерский энтузиазм и империя». Портер , Эндрю (ред.). Оксфордская история Британской империи . Том. 3. С. 223–24.
- ^ Уорд, Кевин (2006). История глобального англиканства . Издательство Кембриджского университета . п. 34.
- ^ Торн, Сьюзен (1999). «1». Конгрегационалистские миссии и создание имперской культуры в Англии девятнадцатого века . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 9780804765442 – через Google Книги .
- ^ Портер, Эндрю (2004). Религия против Империи?: Британские протестантские миссионеры и зарубежная экспансия, 1700–1914 гг .
- ^ Этерингтон, Норман, изд. (2008). Миссии и Империя . Оксфордская серия публикаций по истории Британской империи. Издательство Оксфордского университета .
- ^ Портер, Эндрю (1999). «Религия, миссионерский энтузиазм и империя». Портер , Эндрю (ред.). Оксфордская история Британской империи . Том. 3.
- ^ Джонсон, Райан (2010). «Колониальная миссия и имперская тропическая медицина: Ливингстонский колледж, Лондон, 1893–1914». Социальная история медицины . 23 (3): 549–566. дои : 10.1093/shm/hkq044 .
- ^ Адриан Гастингс, История английского христианства: 1920-1985 (1986), стр. 60-63.
- ^ PT Merricks, «Бог и ген: Э. У. Барнс о евгенике и религии», Politics, Religion & Ideology 13 # 3 (2012): 353-374.
- ^ Сидней Дарк, архиепископ Дэвидсон и английская церковь (1929), стр. 214-20.
- ^ Перейти обратно: а б с д Росс МакКиббен, Классы и культуры: Англия 1918-1951 (1998)
- ^ Дэвид Хэмптон, Методизм: Империя духа (2005). стр 214.
- ^ Глейзер, Джон Ф. (1958). «Английское нонконформизм и упадок либерализма». Американский исторический обзор . 63 (2): 352–363. дои : 10.2307/1849549 . JSTOR 1849549 .
- ^ Викерс, Джон А. (ред.). «Методистский союз» . DMBI: Словарь методизма в Великобритании и Ирландии . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ Гастингс, История английского христианства: 1920-1985 (1986), стр. 264-72.
- ^ Цитируется в Дэвис, Руперт Э.; и др. (2017). История методистской церкви в Великобритании, том третий . стр. 309–10. ISBN 9781532630507 – через Google Книги .
- ^ Паркер, Дэвид (1999). « Поэтому стойте!» - Епископ Майкл Болтон Фёрс, епархия Сент-Олбанса и споры в церковных школах, 1919–1939». История образования ежеквартально . 39 (2): 161–192. дои : 10.2307/370037 . JSTOR 370037 . S2CID 147651066 .
- ^ Смит, Джон Т. (2010). «Экуменизм, экономическая необходимость и исчезновение методистских начальных школ в Англии в двадцатом веке». История образования . 39 (4): 631–657. дои : 10.1080/00467601003749406 . S2CID 144704648 .
- ^ Райт, Северная Каролина (2008). Удивленный надеждой: переосмысление небес, воскресения и миссии церкви . ХарперКоллинз . п. 8. ISBN 9780061551826 – через Google Книги .
- ^ Мюррей Паркс, Колин; и др. (2015). Смерть и утрата в разных культурах: 2-е издание . п. 221. ИСБН 9781317520924 – через Google Книги .
- ^ Гастингс, История английского христианства: 1920-1985 (1986), стр. 279.
- ^ Бен Клементс, Религия и общественное мнение в Великобритании (Palgrave Macmillan, 2015)
- ^ Грейс Дэви, Религия в Великобритании с 1945 года: вера без принадлежности (Wiley-Blackwell, 1994).
- ^ Бэкхолер, Пол (2015). Британия, христианская страна: нация, определяемая христианством и Библией, и социальные изменения, бросающие вызов этому библейскому наследию . Великобритания: ByFaith Media. п. 19. ISBN 978-1-907066-45-0 .
- ^ Бэкхолер, Пол (2015). Британия, христианская страна: нация, определяемая христианством и Библией, и социальные изменения, бросающие вызов этому библейскому наследию . Великобритания: ByFaith Media. п. 19. ISBN 978-1-907066-45-0 .
- ^ Британская энциклопедия. Статистика предназначена для «полноправных членов некоторых церквей в Англии и Уэльсе». В издании 1929 года зарегистрировано 2 294 000 англиканцев, 1 939 700 других протестантов (методистов, конгрегационалистов, баптистов и т. д.), 1 930 000 католиков и «около 300 000» евреев. В издании 1953 года зарегистрировано 3 186 093 англиканца, 2 528 200 католиков, 1 709 245 других протестантов и «около 400 000» евреев.
- ^ Посмотреть статистику
- ^ Даффи, Имон (11 сентября 2010 г.). «Визит Папы: визит, отражающий наши перемены» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 14 сентября 2010 года.
- ^ «Хиротонии в Англии и Уэльсе: извинения» . Комментарий католических голосов . 30 апреля 2013 года . Проверено 10 мая 2021 г.
- ↑ Патрисия Лефевер «Вера Тони Блэра», The Catholic Reporter, 6 марта 2009 г., 11
- ^ Пепинстер, Кэтрин (18 марта 2006 г.). «100 лучших католиков-мирян в Великобритании». Планшет . стр. 25–32.
- ^ Джон Джоллифф, редактор, Английские католические герои Лондона: Gracewing Publishing, 2008 ISBN 0-85244-604-7
- ^ "Католик в красном плаще" Табличка 28 февраля 2009 г., 18
- ^ Доусон, JEA (2007). Реформированная Шотландия, 1488-1587 гг . Издательство Эдинбургского университета .
- ^ Перейти обратно: а б с Вормальд, Дженни (1991). Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 гг . Издательство Эдинбургского университета . стр. 102–4.
- ^ Грэм, МФ (2000). "Шотландия". В Петтегри, А. (ред.). Реформационный мир . Рутледж . п. 414.
- ^ Перейти обратно: а б Божественное, ТМ (1999). Шотландская нация .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кох, Дж.Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия, тома 1-5 . АВС-КЛИО . стр. 416–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Дитчфилд, генеральный директор (1998). Евангелическое возрождение . п. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Робб, Г. (1990). «Популярная религия и христианизация Шотландского нагорья в восемнадцатом и девятнадцатом веках». Журнал истории религии . 16 (1): 18–34. дои : 10.1111/j.1467-9809.1990.tb00647.x .
- ^ Стюарт, Дж. Браун (1982). Томас Чалмерс и благочестивое Содружество в Шотландии .
- ^ Мечи, С. (1960). Церковь и социальное развитие Шотландии, 1780–1870 гг .
- ^ «Кирк отвергает предложение сформировать «суперцерковь» » . Шотландец . 20 мая 2003 года . Проверено 2 декабря 2011 г.
- ^ «Анализ религии в переписи 2001 года» , Правительство Шотландии , 17 мая 2006 г., заархивировано из оригинала 7 июня 2011 г.
- ^ «Религиозное население» , Управление национальной статистики , 11 октября 2004 г., заархивировано из оригинала 4 июня 2011 г.
- ^ «Религия и вера: некоторые опросы и статистика» , Британская гуманистическая ассоциация , 24 июня 2004 г., заархивировано из оригинала 6 августа 2011 г.
- ^ Морган, Д. Денсил (2009). «Кальвинизм в Уэльсе: около 1590–1909». Валлийский журнал истории религии . 4 : 22–36.
- ^ Викерс, Джон А. (ред.). «Валлийский кальвинистский методизм (или пресвитерианская церковь Уэльса)» . dmbi.online . DMBI: Словарь методизма в Великобритании и Ирландии . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Форстер, Питер Г. (1972). «Секуляризация в английском контексте: некоторые концептуальные и эмпирические проблемы». Социологическое обозрение . 20 (2): 153–68. дои : 10.1111/j.1467-954X.1972.tb00206.x . S2CID 144987310 .
- ^ Хеннесси, Питер (1993). Никогда больше: Великобритания в 1945–1951 годах . п. 436.
- ^ Морган, Кеннет О. (1985). Лейбористская партия у власти, 1945-1951 гг . Издательство Оксфордского университета . п. 299. ИСБН 9780192851505 – через Google Книги .
- ^ Харрисон, Брайан (2012). В поисках роли?: Соединенное Королевство, 1970–1990 гг . стр. 371–72.
- ^ «Перепись 2011 года: христианство сокращается или просто меняется?» . Новости Би-би-си . 11 декабря 2012 года . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ «Перепись 2011 года: KS209EW Религия, местные власти в Англии и Уэльсе (лист Excel, 270 КБ)» (xls) . Управление национальной статистики. Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 7 июля 2014 г.
- ^ Кертис, Дж.; Клери, Э.; Перри, Дж.; Филлипс, М.; Рахим, Н. (2019). «Религия: идентичность, поведение и убеждения за два десятилетия» (PDF) . Британские социальные отношения: 36-й отчет . Лондон: Национальный центр социальных исследований . Проверено 25 апреля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беббингтон, Дэвид В. Евангелизм в современной Британии: история с 1730-х по 1980-е годы (Routledge, 2003)
- Браун, Каллум Г. Смерть христианской Британии: понимание секуляризации (2-е изд. 2009 г.) , отрывок
- Браун, Каллум Г. «Секуляризация, рост воинственности и духовная революция: религиозные изменения и гендерная власть в Великобритании, 1901–2001 гг.», Исторические исследования 80 № 209 (2007), стр. 393–418.
- Чедвик, Оуэн, Викторианская церковь: Том 1, 1829–1859 (1966); Викторианская церковь: Часть вторая 1860–1901 (1979); крупный научный опрос
- Кокс, Джеффри. Британское миссионерское предприятие с 1700 года (2008 г.).
- Дэви, Грейс. Религия в Великобритании с 1945 года: вера без принадлежности (Блэквелл, 1994).
- Дэвис, Руперт Э. и др. История методистской церкви в Великобритании (3 тома Wipf & Stock, 2017). онлайн
- Гилли, Шеридан и У. Дж. Шейлс. История религии в Британии: практика и верования от доримских времен до наших дней (1994), отрывок, 608 стр., текстовый поиск
- Гастингс, Адриан. История английского христианства: 1920-1985 (1986) 720 стр., крупный научный обзор.
- Моррис, Джереми. «Секуляризация и религиозный опыт: аргументы в историографии современной британской религии» Исторический журнал 55 № 1 (2012), 195–219, онлайн
- Обелькевич, Дж. Религия и сельское общество (Oxford University Press, 1976)
- Шоу, Дункан, изд. «Что такое история религии?» History Today (1985) 35 # 8 онлайн , комментарии 8 ученых
- Солоуэй, Ричард Аллен. «Церковь и общество: последние тенденции в истории религии девятнадцатого века». Журнал британских исследований 11.2 1972, стр. 142–159. онлайн
Англия и англиканская церковь
[ редактировать ]- Гилберт, Алан. Религия и общество в индустриальной Англии. Церковь, часовня и социальные перемены, 1740–1914 (Лонгман, 1976).
- Глассон, Трэвис. Освоение христианства: миссионерское англиканство и рабство в атлантическом мире (2011).
- Гастингс, Адриан. История английского христианства, 1920–1985 гг. (HarperCollins, 1986).
- Хилсон-Смит, Кеннет. Церкви в Англии от Елизаветы I до Елизаветы II (1996 г.).
- Маршалл, Питер. «(Пере) определение английской Реформации», Журнал британских исследований, июль 2009 г., Том. 48 № 3 стр. 564–586
- Мартин, Мэри Клэр. «Церковь, школа и местность: пересмотр историографии «государственной» и «религиозной» образовательной инфраструктуры в Англии и Уэльсе, 1780–1870». Историческая педагогика 49.1 (2013): 70-81.
- Томас, Кейт. Религия и упадок магии: исследования народных верований в Англии шестнадцатого и семнадцатого веков (1991), весьма влиятельное исследование популярного религиозного поведения и верований.
Шотландия и пресвитерианство
[ редактировать ]- Браун, Каллум Г. Социальная история религии в Шотландии с 1730 года (Метуэн, 1987).
- Браун, С. Дж., «Религия и общество до 1900 года», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормолде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Oxford University Press, 2012).
- Хендерсон, GD Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века (Cambridge University Press, 2011)
- Пигготт, Чарльз А. «География религии в Шотландии». Шотландский географический журнал 96.3 (1980): 130–140.
Уэльс
[ редактировать ]- Чемберс, Пол и Эндрю Томпсон. «Примириться с прошлым: религия и идентичность в Уэльсе». Социальный компас 52.3 (2005): 337-352.
- Дэвис, Эбнезер Томас. Религия в промышленной революции Южного Уэльса (U. of Wales Press, 1965)
- Дженкинс, Герайнт Х. Литература, религия и общество в Уэльсе, 1660–1730 (University of Wales Press, 1978)
- Морган, Дерек Ллуид. Великое пробуждение в Уэльсе (Epworth Press, 1988)
- Уокер, Р.Б. «Рост уэслианского методизма в викторианской Англии и Уэльсе». Журнал церковной истории 24.03 (1973): 267–284.
- Уильямс, Гланмор. История Уэльса, Том. 3: Восстановление, переориентация и Реформация: Уэльс, ок. 1415-1642 (1987) 528с.
- Уильямс, Гланмор. Валлийская церковь от завоевания к реформации (University of Wales Press, 1976)
- Уильямс, Гланмор. Валлийская церковь от Реформации до упадка: 1603-1920 (University of Wales Press, 2007)
- Уильямс, Гланмор, изд. Очерки валлийской реформации (University of Wales Press, 1967)
- Ялден, Питер. «Ассоциация, сообщество и истоки секуляризации: английское и валлийское нонконформизм, ок. 1850–1930». Журнал церковной истории 55.02 (2004): 293-324.