кровное родство
Родство - это элемент конфуцианства, на который ссылаются в современных дискуссиях по китайской философии для описания акцента на родственных узах и сыновней почтительности в конфуцианской этике. Фраза «кровнородственная привязанность» была популяризирована ученым Лю Цинпином в серии эссе, написанных на протяжении 2000-х годов, и с тех пор она стала основным предметом текущих дебатов о корреляции между конфуцианской этикой и тенденциями коррупции в современном китайском обществе. Хотя термин « кровное родство » просто относится к кровным связям между членами семьи и их предками, многие интерпретируют его в контексте конфуцианства, подразумевая, что эти узы служат высшей ценностью, на которой должны основываться все моральные решения.
Происхождение
[ редактировать ]В современной китайской философии
[ редактировать ]Концепция кровного родства возникла из серии эссе, написанных Лю Цинпином в начале 2000-х годов. В статье 2007 года, опубликованной в китайском философском журнале « Дао» , Лю утверждает, что концепция «родственной привязанности» является «отличительным духом конфуцианства», жизненно важным для достижения конфуцианской цели «мудрости». [1] Это утверждение привлекло много внимания как ключевая часть более широкой дискуссии о современной конфуцианской этике, которая продолжается и по сей день. [2]
По определению Лю, кровное родство имеет два «существенных элемента». Первым элементом является широко понимаемая идея о том, что конфуцианцы считают сыновнюю почтительность основой человеческой жизни и отношений. Вторым элементом является вера в то, что конфуцианцы считают ценность сыновней почтительности первостепенной и ставят ее выше всех других добродетелей, когда сталкиваются с этической дилеммой. [1]
В том же выпуске журнала «Дао» за 2007 год известный новый конфуцианец Го Циюн опубликовал ответ на критику конфуцианской этики Лю Цинпином. В результате собственной важности Го в сообществе китайской философии, он и его эссе (под названием «Является ли конфуцианская этика «кровнокровным») выдвинули этот термин и дебаты вокруг него на передний план современных китайских философских дискуссий. [3]
В «Аналектах» и «Мэн-цзы»
[ редактировать ]Хотя концепция, лежащая в основе термина «кровнородство», никогда напрямую не использовалась ни в одном из текстов, ее можно проследить до идей сыновней почтительности, обсуждаемых в традиционных конфуцианских сочинениях. И в « Аналектах », и в «Мэн-цзы» несколько отрывков посвящены иллюстрации важности семейных связей в конфуцианском этическом кодексе. В «Аналектах» 1.2 ученик Конфуция Ю Ру утверждает, что «сыновняя почтительность и братское уважение являются корнем гуманности». [4] Это утверждение также поддерживается самим Конфуцием в разделе 1.6, когда он добавляет, что «молодёжь должна быть почтительной дома и уважать старших за границей». [4] Аналогичный акцент на родственных связях делается во всем « Мэн-цзы» . В разделе 4A27 Мэн-цзы утверждает, что суть гуманности и праведности можно найти в служении родителям и старшим братьям. [5] Мэн-цзы также утверждает, что кровное родство следует рассматривать как единственный корень всей человеческой жизни. [1] Лю ссылается на эти и многие другие отрывки в своих обсуждениях современной идеи кровнородственной привязанности и использует их, чтобы показать, насколько глубоко укоренилась эта концепция в традиционном конфуцианстве.
Споры вокруг кровного родства
[ редактировать ]Переписка между Лю Цинпином и Го Циюном в выпуске журнала «Дао» за 2007 год вызвала более масштабные дебаты в сфере современной китайской философии относительно очевидной связи между этическим кодексом, изложенным в конфуцианских текстах, и наличием коррупции и кумовства в китайском обществе. В центре этой дискуссии находится использование термина «кровнородство» для описания природы конфуцианских ценностей. Эта тема стала одной из самых заметных дискуссий в сфере современной китайской философии, распространяясь не только на различных китайских философов, но и на более широкое сообщество исследователей китайской философии во всем мире.
Родство как критика конфуцианства
[ редактировать ]Критики конфуцианских добродетелей используют идею кровного родства, чтобы разоблачить этические приоритеты, которые, по мнению многих, подразумеваются в различных конфуцианских текстах и учениях. Большинство этих критиков, особенно Лю Цинпин, полагают, что конфуцианцы рассматривают концепцию кровнородственной привязанности как высшую добродетель, имеющую приоритет над всеми другими принципами жизни. [1] Лю также сравнил этот принцип с христианской идеей сохранения веры в Бога превыше всего, заявив, что конфуцианцы видят в сыновней почтительности корень гуманности и поэтому не могут критиковать кого-либо, действующего в соответствии с этим принципом, даже если они нарушают другие конфуцианские добродетели. [6] В ответ на более общепринятые интерпретации конфуцианских текстов, которые утверждают, что концепции доброжелательности и гуманности имеют большее значение, чем сыновняя почтительность, критики утверждают, что такие интерпретации прямо противоречат случаям, когда Мэн-цзы и Конфуций поощряют лояльность к семье, а не приверженность более высоким общественным интересам. справедливость. В частности, в нескольких моральных дискуссиях, представленных в Мэн-цзы, говорится, что мудрый царь Шунь, считающийся образцом надлежащего человеческого поведения и доброжелательности, предпочел поддерживать членов семьи, а не строго соблюдать закон. [5] Критики приводят эти аргументы как свидетельство того, что конфуцианская этика способствует тенденциям кумовства и коррупции в современном китайском обществе, поскольку их можно рассматривать как оправдание такого поведения (Лю 2007). [1]
Защита конфуцианства
[ редактировать ]В ответ на различные эссе Лю Цинпина, критикующие конфуцианство, Го Циюн утверждает, что понимание кровнородственной любви как корня человечности является результатом неправильной интерпретации конфуцианских текстов. Го уделяет больше внимания рассуждениям Мэн-цзы о человеческом сердце-разуме и его врожденной склонности к добру как корне человеческого поведения, цитируя историю человека, склонного спасти ребенка от падения в колодец, потому что это его непосредственная интуиция. реакция на это. По мнению различных конфуцианских и неоконфуцианских ученых, вещи, рожденные с небес и из сердца-разума, являются истинным корнем конфуцианской этики, и поэтому именно сыновняя почтительность является результатом большей конфуцианской заботы о человечестве, а не честность, являющаяся результат практики сыновней почтительности. [7] Стивен Энгл предлагает дополнительную идею о том, что, хотя некоторые конфуцианские добродетели можно рассматривать как более важные, чем другие, наиболее целесообразно использовать ситуативный подход к анализу их важности для достижения гармонии в различных контекстах. Энгл указывает на акцент в конфуцианстве на избегании решений «или-или» и утверждает, что гармонию не следует интерпретировать как «компромисс между двумя конкурирующими ценностями». [3] Этот анализ используется для поддержки идеи о том, что кровнородственная привязанность не является высшей добродетелью конфуцианства, а скорее ситуативно важной. Другие аргументы в защиту конфуцианства утверждают, что коррупция, связанная с семейными связями, не является явлением, специфичным для современного Китая. В статье, написанной совместно с Го Циюном, Гун Цзяньпин утверждает, что отказ сообщать о преступлениях как попытка защитить членов семьи — это ситуация, которая наблюдалась во всем мире на протяжении всей истории. Он указывает, что в Древней Греции считалось, что раскрытие преступлений членов семьи вызывает гнев богов, в то время как в некоторых современных европейских странах существуют законы, которые дают людям возможность отказаться давать показания против члена семьи в суде. Гун считает, что коррупция, наблюдаемая в современном Китае, является не столько продуктом конфуцианских ценностей, сколько продуктом естественной человеческой склонности защищать кровных родственников. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Лю, Цинпин (23 марта 2007 г.). «Конфуцианство и коррупция: анализ двух действий Шуня, описанных Мэн-цзы». Дао . 6 :1–19. дои : 10.1007/s11712-007-9000-6 . S2CID 145610836 .
- ^ Угол, Стивен К. (20 февраля 2008 г.). «Нет высшего принципа: гармонизация множественных ценностей конфуцианства». Дао . 7 : 35–40. дои : 10.1007/s11712-008-9038-0 . S2CID 143207685 .
- ^ Jump up to: а б Энгл, Стивен К. «Нет высшего принципа: гармонизация множества ценностей конфуцианства». Дао . 7 .
- ^ Jump up to: а б Слингерленд, Эдвард (2003). Аналекты Конфуция с отрывками из традиционных комментариев . Индианаполис/Кембридж: Hackett Publishing Company, Inc.
- ^ Jump up to: а б Ван Норден, Брайан В. (2009). Неотъемлемый Мэнцзы . Индианаполис/Кембридж: Hackett Publishing Company, Inc.
- ^ Лю, Цинпин (20 февраля 2017 г.). «Можно ли убить невиновного ради веры в Бога или сыновней почтительности к родителям? Сравнительное исследование историй Авраама и Го». Азиатская философия . 27 (1): 43–58. дои : 10.1080/09552367.2017.1289661 . S2CID 152122446 .
- ^ Го, Циюн (23 марта 2007 г.). «Является ли конфуцианская этика« кровным родством »?». Дао . 6 .
- ^ Гун, Цзяньпин (2007). «О сокрытии семейных преступлений в контексте правила добродетели: ответ Му Нанке». Современная китайская мысль . 39 (1): 63–74. дои : 10.2753/CSP1097-146390106 . S2CID 144757864 .