Обнаженная майя
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на турецком языке . (Февраль 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Обнаженная Майя | |
---|---|
Русский : Обнаженная майя | |
![]() | |
Художник | Франсиско Гойя |
Год | 1797–1800 |
Середина | масло Холст, |
Размеры | 97 см × 190 см (38 × 75 дюймов) |
Расположение | Музей Прадо , Мадрид |
Обнаженная Майя или Обнаженная Майя [ 1 ] Франсиско и де La maja desnuda [la ˈmaxa ðesˈnuða] ) — картина, написанная маслом на холсте, написанная примерно в 1797–1800 годах испанским художником Гойей сейчас находящаяся в Музее Прадо в Мадриде. На ней изображена обнаженная женщина, лежащая на кровати из подушек, и, вероятно, она была заказана Мануэлем де Годой и повешена в его частной коллекции в отдельном шкафу, отведенном для картин обнаженной натуры. Гойя создал кулон с изображением той же женщины в идентичной позе, но одетой, известную сегодня как La maja Вестида ( «Маха в одежде» ), также в Прадо и обычно висевшую рядом с La maja desnuda . Субъект идентифицирован как маха или модная мадридская женщина из низшего сословия, судя по ее костюму в «Маха Вестида» .
Картина известна прямым и бесстыдным взглядом модели на зрителя. Его также называют одним из самых ранних западных произведений искусства, изображающих лобковые волосы обнаженной женщины без явного негативного подтекста (например, в изображениях проституток ). [ 2 ] Этой работой Гойя не только расстроил церковные власти, но и взволновал публику и расширил художественный горизонт того времени. С 1901 года он находится в Музее Прадо в Мадриде .
Описание
[ редактировать ]
Хотя две версии Майи имеют одинаковый размер, натурщик в одетой версии занимает немного большую часть живописного пространства; по словам историка искусства Дженис Томлинсон, она, кажется, почти «смело нажимает на границы своей рамы», что делает ее более наглой по сравнению со сравнительно «робким» обнаженным портретом. [ 3 ]
Картина несет в себе многие традиции изображения обнаженной натуры в испанском искусстве, но во многом знаменует собой явный разрыв, особенно в ее смелом взгляде. Кроме того, сопровождающий кулон, изображающий женщину в современном платье, ясно дает понять, что в центре внимания работы находится не мифологический сюжет, как в « » Веласкеса Венере Рокби , а на самом деле обнаженная испанка. [ 3 ] Более очевидно, что в то время как Веласкес нарисовал свою Венеру, обнажая только ее спину, портрет Гойи представляет собой полностью анфас. [ 4 ] Фигура Гойи короткая и угловатая, в то время как фигура Веласкеса вытянутая и изогнутая, а его фигура помещена на богато окрашенный атлас, который резко контрастирует с голыми белыми тканями, на которых покоится майя Гойи. [ 5 ]
Инквизиция
[ редактировать ]
Личность модели и причины создания картин сегодня неизвестны. Обе картины впервые были внесены в список «непопулярного и неудачного искусства» премьер-министра Мануэля де Годой , герцога Алькудии , в 1800 году, когда они были повешены в отдельной комнате, отведенной для картин обнаженной натуры, рядом с такими работами, как «Венера Рокби » Веласкеса . [ 5 ] Годой хранил картину в течение шести лет, прежде чем она была обнаружена следователями испанской инквизиции в 1808 году вместе с другими его «сомнительными фотографиями». [ 4 ] Годой и куратор его коллекции дон Франсиско де Гаривай предстали перед судом и были вынуждены раскрыть имена художников, стоящих за конфискованными произведениями искусства, которые были «настолько неприличными и наносящими ущерб общественному благу».

Споры носили популистский характер и были вызваны политическими мотивами после того, как толпа потребовала смещения Годоя с поста премьер-министра. В результате Гойя был назван и привлечен к ответственности по обвинению в моральном разложении. [ 6 ] Поскольку у Годоя была обнаружена только картина, Гойю попросили указать, почему «он это сделал», а также «по чьей просьбе и какое внимание направляло его». [ 7 ] Его ответы не сохранились, но известно, что директор по конфискациям признал, что Гойя следовал и подражал Тициана » « Даная серии Веласкеса и «Рокби Венера» ; два художника, чьи работы, включая их обнаженные тела, вызывали восхищение при дворе и церкви, а инквизиция ранее не нашла в « Венере Рокби» ничего предосудительного .
Гойя избежал судебного преследования, когда трибунал признал, что он следовал традиции и подражал картине Веласкеса, которой отдавал предпочтение Филипп IV Испанский . [ 8 ] Более раннее изображение Венеры также хранилось вне поля зрения этого любящего искусство короля в отдельной комнате, «комнате, где Его Величество удаляется после еды». [ 9 ] Фактически, к 1808 году инквизиция приближалась к концу своего влияния, и хотя она могла привлечь внимание к «опасным» формам выражения, будь то книги, пьесы или картины, она обычно не могла полностью их подавить. [ 7 ]
Провенанс
[ редактировать ]
La maja desnuda всегда висела рядом, над или перед своим спутником. Они дважды находились в коллекции Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо , также в Мадриде, и были «изолированы» инквизицией между 1814 и 1836 годами, прежде чем были возвращены. Они находились в Прадо с 1901 года. [ 10 ]
Неизвестно, планировалось ли повесить эти две работы вместе. В одном из ранних отчетов изображена Одетая Майя , помещенная перед текущей работой; потянув за шнур, мы увидели обнаженную версию. Сегодня они висят рядом, хотя другие предполагают, что их планировалось разместить на расстоянии друг от друга и смотреть последовательно. [ 3 ]
Айдентика модели
[ редактировать ]Было высказано предположение, что изображенная женщина была молодой любовницей премьер-министра Годоя Пепитой Тудо . Также было высказано предположение, что этой женщиной была Мария дель Пилар Тереза Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо, 13-я герцогиня Альба , с которой, по слухам, у Гойи были романтические отношения и чей портрет он писал дважды (в 1795 и 1797 годах). Однако многие учёные отвергли эту возможность, в том числе австралийский искусствовед Роберт Хьюз в своей биографии «Гойя» 2003 года . Многие согласны с тем, что Пепита Тудо является более вероятным кандидатом. Другие полагают, что женщина представляет собой смесь нескольких разных моделей.
Слово maja — это женская форма слова majo , испанца низшего сословия XVIII и XIX веков.
Влияние
[ редактировать ]
Работа вдохновила других художников. Джеффри Мейерс в своей книге « Квартет импрессионистов: сокровенный гений Мане и Моризо, Дега и Кассат » полагает, что Мане » «Олимпия » Гойи «смело намекает на другой шедевр, «Обнажённую маху ». [ 11 ]
Два набора марок с изображением La maja desnuda в память о творчестве Гойи были выпущены в частном порядке в 1930 году и позже одобрены Почтовым управлением Испании. [ 12 ]
Роман «Обнаженная Майя» ( Сэмюэл Эдвардс , 1959) [ 13 ] основан на отношениях Гойи с герцогиней. фильм совместного производства Италии, Франции и Америки по этому роману (с тем же названием сняли Позже в том же году компании SGC, Titanus Films и United Artists ) .
Картина фигурирует в сюжете фильма «Тото в Мадриде» , итальянской комедии 1959 года режиссера Стено по сценарию Витторио Мец в главных ролях с Тото и Луи де Фюнесом .
В комедии «Игрушка» (фильм 1982 года) У. С. Бэйтс имеет портрет своей молодой жены, позирующий в подражание La Maja Vestida . Скрытый переключатель на столе Бейтса заставляет одежду фигурки соскальзывать, делая ее теперь похожей на La maja desnuda .
См. также
[ редактировать ]- Список работ Франсиско Гойи
- 100 великих картин , сериал BBC, 1980 г.
Ссылки и источники
[ редактировать ]- ^ Это имя было дано позже; Гойя обычно не давал названий своим произведениям.
- ^ Лавджой, Бесс (11 июля 2014 г.). «Портрет г-жи Руби Мэй: картина Лины МакКолл сталкивается с полицейскими по лобковым волосам» . Slate.com . Проверено 11 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Томлинсон, 149 лет
- ^ Jump up to: а б Коннелл, 196 лет
- ^ Jump up to: а б Томлинсон, 148 лет
- ↑ Ему было предъявлено отдельное обвинение в сотрудничестве с французами, то есть в государственной измене. См. Коннелл 196.
- ^ Jump up to: а б Хьюз, 333 года
- ^ Коннелл, 197
- ^ Портус, 62–63.
- ^ Страница Прадо
- ^ Джеффри Мейерс, Квартет импрессионистов: Сокровенный гений Мане и Моризо, Дега и Кассат . Нью-Йорк: Харкорт, 2005. с. 35. ISBN 0-15-101076-5
- ^ "Одетая и обнаженная Майя Гойи"
- ^ «Обнаженная Майя» в Сэмюэля Эдвардса Google Книгах.
Источники
[ редактировать ]- Коннелл, Эван С. Франсиско Гойя: Жизнь . Нью-Йорк: Контрапункт, 2004. ISBN 1-58243-307-0
- Хьюз, Роберт . Гойя . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2004. ISBN 0-394-58028-1
- Портус, Хавьер. Обнаженные и рыцари: контекст Венеры , Карр, Доусон В. Веласкес . Эд. Доусон В. Карр; также Ксавье Брей, Хавьер Портус и другие. Национальная галерея Лондона, 2006. ISBN 1-85709-303-8
- Томлинсон, Янис А. Гойя в сумерках Просвещения . Издательство Йельского университета , 1992. ISBN 0-300-05462-9
- Апдайк, Джон (3 ноября 2003 г.). «Упрямый выживший» . Житель Нью-Йорка . Проверено 9 августа 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница Prado на The Naked Maja
СМИ, связанные с La Maja Desnuda, на Викискладе?