1985 год, катастрофа в аэропорту Манчестера.
![]() Задействованный самолет, G-BGJL по имени Ривер Оррин , сфотографирован за три месяца до пожара. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 22 августа 1985 г., 07:13 МСК |
Краткое содержание | Пожар на земле, вызванный неконтролируемым отказом двигателя при взлете |
Сайт | Манчестер аэропорт Манчестер , Англия 53 ° 21'4 "с.ш. 2 ° 16'54" з.д. / 53,35111 ° с.ш. 2,28167 ° з.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 737-236 Расширенный |
Название самолета | Река Оррин (ранее Щегол ) |
Оператор | Британские авиатуры |
Номер рейса ИАТА. | КТ328 |
Номер рейса ИКАО. | БКТ28М |
Позывной | БИТУРС 28 МАЙК |
Регистрация | G-BGJL |
Начало рейса | Манчестер аэропорт |
Место назначения | Международный аэропорт Корфу |
Оккупанты | 137 |
Пассажиры | 131 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 55 [ 1 ] |
Травмы | 15 |
Выжившие | 82 |

Катастрофа в аэропорту Манчестера в 1985 году произошла, когда международный пассажирский рейс British Airtours Flight 28M (официально известный как рейс 328 ) следовал из аэропорта Манчестера в международный аэропорт Корфу . 22 августа 1985 года он загорелся при взлете, в результате чего погибло 55 человек.
Самолет, Боинг 737-236 с регистрационным номером G-BGJL и названный River Orrin , эксплуатировался компанией British Airtours , дочерней компанией British Airways . числился 131 пассажир и шесть членов экипажа В манифесте . Во время разбега послышался громкий стук, и взлет был прерван. Отказ двигателя привел к возгоранию, и капитан приказал эвакуироваться. Позже выяснилось, что отказ двигателя произошел из-за неправильно отремонтированной камеры сгорания, в результате чего диск турбины разбился и пробил крыльевые топливные баки. Большинство смертей произошло из-за отравления дымом, а не от ожогов; Выжило 82 человека.
Авария была описана как «во многом определяющий момент в истории безопасности гражданской авиации». Это привело к общеотраслевым изменениям в расположении сидений возле аварийных выходов, огнестойким чехлам на сиденьях, напольному освещению, огнестойким стеновым и потолочным панелям, большему количеству огнетушителей и более четким правилам эвакуации.
Самолет
[ редактировать ]Самолет представлял собой Boeing 737-236(A) , регистрационный номер G-BGJL, заводской серийный номер (MSN) 22033, строковый номер 743. Оснащенный двумя двигателями PW JT8D-15 , он был построен на заводе Boeing Renton и впервые совершил полет на 26 февраля 1981 г. Он был доставлен в компанию British Airtours новым 2 апреля 1981 г. со 130-местным салоном. общеэкономичная конфигурация под названием Goldfinch . В 1985 году она была переименована в реку Оррин . На момент аварии ему было 4,5 года. [ 2 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]Попытка взлета
[ редактировать ]
Летный экипаж, капитан Питер Террингтон (39 лет) и первый помощник Брайан Лав (52 года), были опытными пилотами с налетом 8 441 и 12 277 часов (в том числе 1 276 и 345 часов на Боинге 737) соответственно. [ 3 ] : 9–11 В 07:13 BST (06:13 UTC ) на взлетно-посадочной полосе 24 в международном аэропорту Манчестера во время взлета пилоты услышали громкий удар из-под самолета. Подумав, что лопнула шина , капитан приказал прервать взлет , а затем активировал реверсоры тяги . Первый офицер, который в тот момент управлял самолетом, применил «резкое» торможение примерно на пять секунд. Капитан, обеспокоенный разрывом шины, дал указание первому помощнику меньше тормозить колесами, что и было сделано. [ 3 ] : 4, 175 Предупреждения о пожаре прозвучали в кабине экипажа через девять секунд после того, как был услышан удар (примерно за 36 секунд до остановки самолета). Десять секунд спустя диспетчер башни подтвердил: «Да, там много огня». Через двадцать пять секунд после того, как раздался стук (примерно за 20 секунд до остановки самолета), диспетчер вышки предложил эвакуировать пассажиров на правую сторону. [ 3 ] : 5 Диспетчер вышки активировал сирену пожарной сигнализации аэропорта в тот момент, когда он впервые увидел дым, идущий из самолета, но пожарные, работающие в пожарной службе аэропорта, услышали «хлопок», сами увидели дым и огонь и уже начали реагирование. самостоятельно. [ 3 ] : 45
Передовая эвакуация
[ редактировать ]
Самолет свернул с взлетно-посадочной полосы на короткую рулежную дорожку под названием «D» и полностью остановился лицом на северо-запад. [ 3 ] : 5, 7, 30 Эвакуация началась немедленно, но возникла ряд трудностей. экипажа Стюард, который был старшим бортпроводником , примерно за 10 секунд до остановки самолета попытался открыть правую переднюю выходную дверь, но ее заклинило из-за конструктивной неисправности системы аварийных сдвижных створок, и он отказался от попыток ее открыть. [ 3 ] : 102 Примерно через 25 секунд казначей открыл левую переднюю дверь и успешно развернул аварийный трап . первые две пожарные машины В это время прибыли . Один начал обливать фюзеляж и открытую дверь пеной, чтобы предотвратить распространение огня на дверь и трап во время эвакуации пассажиров, а также обеспечить охлаждение и защиту пассажиров, все еще находящихся внутри.
Когда прибыла вторая пожарная машина, первая сосредоточила свое внимание на горящем реактивном топливе и левом двигателе. Второй распылил пену на фюзеляж и открытую дверь. [ 3 ] : 46 В это время «стюардесса № 4», Джоанна Тофф, не позволяла пассажирам заходить в переднюю зону камбуза , чтобы дать казначею время открыть дверь. Когда левая боковая дверь была открыта, выходящие пассажиры застряли в узком проходе шириной 57 см (22,5 дюйма) между двумя передними переборками камбуза. Тофф физически вытаскивала пассажиров по одному, пока не разобралась с затором. [ 3 ] : 49, 102 Тем временем казначей возобновил работу над правой входной дверью и успешно полностью открыл дверь и развернул аварийный трап примерно через минуту после остановки самолета. [ 3 ] : 176 Шестнадцать пассажиров и Тофф сбежали через левую входную дверь, одного из которых Тофф вытащил без сознания. Служащий и 34 пассажира скрылись через правую входную дверь. [ 3 ] : 102, 221
Эвакуация через крыло
[ редактировать ]
Больше трудностей возникло на фланговых выходах . Выход из левого крыла был заблокирован дымом и пламенем. Пассажир, сидевший у правого выхода на крыло, с трудом понимал, как пользоваться люком. В то время не существовало требования, чтобы пассажиры выходного ряда получали инструктаж о том, как и когда открывать люк. [ 3 ] : 135 Как только люк весом 22 кг (48 фунтов) был освобожден, он упал внутрь на сидевшую рядом с ним пассажирку, заперев ее в ловушку. Два пассажира подняли люк и положили его на сиденье в следующем ряду назад, сделав выход доступным для использования через 45 секунд после остановки самолета. [ 3 ] : 136 После того, как люк был снят, пассажиры по-прежнему сталкивались с трудностями при доступе к этому выходу и его использовании. Сиденья выходного ряда позволяли пройти только 27 см (10,5 дюйма), подлокотники между этими сиденьями оставались опущенными, а выход находился прямо над сиденьем, что требовало от пассажиров неловких маневров, чтобы выбраться. [ 3 ] : 43, 136–137, 180 Пассажиры в задней части самолета запаниковали, когда дым и, в конечном итоге, пламя заполнили горячую кабину примерно в то же время, когда был открыт правый выход на крыло. Пассажиры перелезли через спинки сидений, чтобы добраться до правого крыла, а также до двух передних выходов; некоторые выжившие рассказали следователям, что проход был завален телами. [ 3 ] : 137–138
Это вызвало застревание на всех выходах, а сиденье, над которым располагался выход на крыло, вышло из строя так, что спинка сиденья рухнула вперед, создав еще одно препятствие. Мужчина, сидевший в 16C, был найден мертвым, лежащим напротив этого выхода, и следователи не были уверены, что обрушение спинки сиденья задержало его. [ 3 ] : 138 Пожарные нашли 14-летнего мальчика лежащим на спине мужчины, сидящего на месте 16C. Через 1/2 минуты после остановки самолета. Он был жив, получив лишь поверхностные ожоги рук. Он был последним из 27 выживших, которым удалось спастись через этот выход, и последним эвакуированным, пережившим аварию. [ 3 ] : 8, 139 Большинство из 38 тел были найдены сгруппированными вокруг выхода из крыла. [ 3 ] : 138 Этот выход был первым выходом, доступным для 76 пассажиров, сидевших за ним или даже рядом с ним, и ближайшим выходом для 100 пассажиров. [ 3 ] : 137
Пожар и потеря кормовых выходов
[ редактировать ]

Топливо вылилось из левого крыла с того момента, как послышался первый громкий шум. Это топливо загорелось при контакте с пламенем из отверстия в камере сгорания двигателя, когда самолет начал замедляться на взлетно-посадочной полосе. Когда самолет остановился, топливо все еще вытекало из 270-сантиметрового бака. 2 (42 квадратных дюйма) открывается со скоростью 450–680 литров в минуту ( 98–149 британских галлонов , 118–179 галлонов США ), подпитывая растущий огонь. [ 3 ] : 211 Примерно к этому времени огонь уже проник в обшивку самолета из алюминиевого сплава ниже уровня пола в пассажирском салоне. По оценкам AAIB, от пяти секунд до и 13 секунд после остановки самолета. для того, чтобы огонь проник в обшивку фюзеляжа, потребовалось [ 3 ] : 122 Пассажиры, сидевшие с левой стороны прохода и сзади, почувствовали сильное лучистое тепло от огня и с нетерпением ждали возможности спастись, многие из них стояли и толпились в проходах, пока самолет находился в движении. [ 3 ] : 5, 48
Когда самолет начал разворачиваться вправо от взлетно-посадочной полосы, примерно за десять секунд до остановки, одна из двух стюардесс в задней части самолета, вероятно, стюардесса № 3, открыла правую заднюю дверь и выпустила аварийный парашют, но не один сбежал через эту дверь, потому что она была заблокирована дымом и пламенем. [ 3 ] : 102–103, 175 Когда самолет остановился, он был обращен на северо-запад, а с запада дул легкий ветер скоростью 6–7 узлов (7–8 миль в час; 11–13 км / ч), несущий густой дым, а иногда и пламя. в эту дверь. Когда дверь впервые открыли, самолет был направлен против ветра, и выход был свободен. [ 3 ] : 103 Когда левая передняя дверь была открыта, это создавало поток воздуха из передней части самолета в заднюю часть и наружу через правую заднюю дверь, которая, вероятно, удерживала дым в задней части самолета. [ 3 ] : 124 При открытии правого надкрыльного выхода и правого переднего выхода этот поток терялся, и вся кабина быстро заполнялась дымом. [ 3 ] : 48–50, 124, 138 Левый задний выход оставался закрытым. [ 3 ] : 7
Огонь проник в заднюю часть пассажирского салона через пол и вдоль левой стены через одну минуту после остановки самолета. [ 3 ] : 122 Расследователи авиационных происшествий заявили, что такое быстрое проникновение огня в кабину, похоже, «явно противоречит ожиданиям авиатранспортной отрасли» в отношении этого типа пожара, которая в то время ожидала, что для эвакуации потребуется от одной до трех минут, прежде чем пожар погаснет. в состоянии напрямую угрожать оккупантам». [ 3 ] : 126
Когда пожарные определили, что пассажиры больше не покинут самолет без посторонней помощи, они вошли в пассажирский салон с пожарными шлангами и попытались потушить пламя внутри самолета, но борьба с огнем внутри самолета стала бесполезной и небезопасной. [ 3 ] : 154 Один пожарный получил легкие ранения, когда взрыв выбросил его за дверь на асфальт. [ 3 ] : 46–47 Причина взрыва не установлена, но предполагается, что возникло избыточное давление, вызванное перегревом, и произошел разрыв аэрозольного баллончика или баллона с терапевтическим кислородом. [ 3 ] : 154
Потери
[ редактировать ]Токсичный дым и пожар стали причиной гибели 53 пассажиров и двух бортпроводников, 48 из них от отравления дымом . Семьдесят восемь пассажиров и четыре члена экипажа спаслись, 15 человек получили серьезные ранения. Один пассажир, мужчина, спасенный через 33 минуты после начала пожара, был найден без сознания в проходе, но через шесть дней скончался в больнице от травм легких и возникшей пневмонии. [ 3 ] : 139
Причины
[ редактировать ]В отчете Отдела по расследованию авиационных происшествий (AAIB) перечислены причина происшествия и отдельная причина гибели людей, а также четыре способствующих фактора: [ 3 ] : 170
- Уязвимость панелей доступа к крыльевым бакам к ударам
- Отсутствие эффективных средств борьбы с крупными пожарами в салоне самолета.
- Уязвимость корпуса самолета к внешнему огню
- Чрезвычайно токсичный характер выбросов от горящих материалов салона.
Позже авиационный аналитик сказал об аварии: «Это был определяющий момент в истории безопасности гражданской авиации. В частности, расследование показало, что многие материалы внутри пассажирского салона выделяют высокотоксичные пары, и авиакомпаниям пришлось еще раз проверить и пересмотреть ситуацию». — изобрести велосипед, так сказать». [ 4 ] Это привело к общеотраслевым изменениям в расположении сидений возле аварийных выходов, огнестойким чехлам на сиденьях, напольному освещению, огнестойким стеновым и потолочным панелям, большему количеству огнетушителей и более четким правилам эвакуации. [ 5 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]Последующее расследование инцидента показало, что камера сгорания № 9 на левом двигателе лопнула, и часть банки была с силой выброшена в панель доступа к топливному баку под крылом. Эта панель была сломана, в результате чего топливо вылилось на горячие газы сгорания из двигателя. Возникший пожар развивался катастрофически, в первую очередь из-за ориентации самолета и огня по ветру, «хотя ветер был слабый». [ 3 ] : 170
Погибшие
[ редактировать ]В AAIB пришли к выводу, что «основной причиной гибели людей стала быстрая потеря работоспособности из-за вдыхания плотной токсичной/раздражающей дымной атмосферы внутри кабины, что усугублялось задержками при эвакуации, вызванными неисправностью передней правой двери и ограничением доступа к выходам». [ 3 ] : 170
Предыдущий ремонт двигателя
[ редактировать ]Записи показали, что рассматриваемый двигатель Pratt & Whitney JT8D -15 ранее имел трещины в камере сгорания № 9, которая была отремонтирована в 1983 году сваркой плавлением. Ремонт не включал термообработку на раствор , которая была обязательной процедурой для данного вида ремонта. [ 3 ] : 161 AAIB оценил противоречивые данные о влиянии термической обработки раствором и «счел, что она не оказала бы существенного влияния на усталостный срок службы банки». [ 3 ] : 162 Окружные края оторванной носовой части № 9 могли совпадать с некоторыми трещинами, заваренными во время того ремонта. Некоторые трещины находились в тех местах, где на момент ремонта не было обнаружено трещин, а края трещин были серьезно повреждены во время разрушения и последовавшего за ним пожара. [ 3 ] : 161 Таким образом, AAIB не смог прийти к выводу, что качество ремонта стало причиной или способствовало аварии. [ 3 ] : 170
Последствия и поминки
[ редактировать ]Ранее Управление гражданской авиации подверглось критике за несоблюдение строгих правил безопасности. [ 6 ]
Быстрое проникновение огня в фюзеляж и компоновку самолета затруднили эвакуацию пассажиров, при этом такие зоны, как носовая кухня, стали особым узким местом . [ 3 ] : 135–137 Из тех, кто не смог спастись, 48 человек погибли в результате выведения из строя и впоследствии смертельного отравления токсичным газом и дымом. [ 3 ] : 44–45 некоторые очень близко к выходам, шестеро умерли от ожогов. Также было рассмотрено использование дымовых зонтов или систем туманообразования. [ 3 ] : 64–76
Трагедия преследовала капитана Питера Террингтона, который всю оставшуюся жизнь боролся с чувством вины выжившего и обсуждал происшествие со своей семьей «почти каждый день». [ 7 ] По словам его жены Джоан, он был «полностью опустошен тем, что пассажиры погибли», и всегда задавался вопросом, стоило ли ему делать больше. Он ушел из полетов в 52 года, проработав 32 года пилотом, и стал консультантом для пожилых людей, страдающих депрессией и одиночеством. [ 7 ] Он постоянно присутствовал на ежегодной панихиде в аэропорту Манчестера по жертвам авиакатастрофы, по-прежнему обеспокоен тем, что все уроки, извлеченные из аварии, должны быть полностью реализованы на практике. Террингтон, которому в последние годы жизни поставили диагноз «болезнь Паркинсона» , умер в феврале 2016 года в возрасте 70 лет после непродолжительной болезни. [ 7 ]
В августе 2018 года рядом с местом аварии был открыт мемориал высотой 5 м (16 футов) в память жертв. [ 8 ] [ 9 ]
Награды
[ редактировать ]Выжившие бортпроводники, Артур Брэдбери и Джоанна Тофф, а также два члена пожарной службы аэропорта Манчестера , пожарный Сэмюэл Литтл и пожарный Эрик Артур Вествуд, были награждены Медалью королевы за доблесть , а две погибшие бортпроводники, Шэрон Форд и Жаки Урбанский получил такую же награду посмертно . В их коллективной цитате говорилось:
«Мистер Брэдбери, мисс Форд, мисс Тофф и миссис Урбански проявили хладнокровие, выдающееся мужество и преданность долгу. Они остались на своих постах и спасли много жизней. Пожарные Литтл и Вествуд также проявили выдающуюся храбрость и пренебрежение к собственной безопасности, когда они установили крыло, чтобы спасти пассажиров». [ 10 ]
Появление в СМИ
[ редактировать ]Авария стала предметом расследования World in Action 1985 года . [ 11 ]
В 2010 году эта авария была реконструирована для эпизода 9-го сезона сериала «Mayday» (« Расследование авиакатастроф ») под названием « Паника на взлетно-посадочной полосе » или «Катастрофа на взлетно-посадочной полосе в Манчестере», в котором показаны компьютерные симуляции инцидента, а также интервью с капитаном Террингтоном, выжившими. и следователи авиакатастроф. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 2708 Корейских авиалиний
- Рейс 521 Эмирейтс
- Рейс 2276 British Airways
- Рейс 1492 Аэрофлота
- Рейс 383 American Airlines (2016)
- Рейс 1288 авиакомпании Delta Air Lines
- Рейс 501 авиакомпании Pacific Western Airlines
- Рейс 9833 Тибетских авиалиний
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ «Служба в честь авиакатастрофы в Манчестере 1985 года» . Новости Би-би-си . 22 августа 2010 г. Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ «G-BGJL British Airtours Боинг 737-236(А)» . www.planespotters.net . 1 апреля 2021 г. Проверено 3 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап Отчет AAIB №: 8/88 — Боинг 737-236, G-BGJL, в аэропорту Манчестера . Отдел по расследованию авиационных происшествий . 1989. ISBN 0-11-550892-9 . Проверено 23 июля 2010 г.
- ^ «Уроки, извлеченные из катастрофы на взлетно-посадочной полосе в Манчестере в 1985 году» . Новости Би-би-си . 23 августа 2010 г.
- ^ «Выжившие в катастрофе самолета встречаются с пилотом 25 лет спустя» . Манчестерские вечерние новости . 23 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2010 года . Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ «Сэр Джон Дент» . Телеграф . 28 июня 2002 года . Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кокс, Шарлотта (6 февраля 2016 г.). «Капитан самолета-катастрофы Манчестера скончался через несколько месяцев после 30-й годовщины фатального пожара» . Манчестерские вечерние новости . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Мэгилл, Питер (3 августа 2018 г.), «Новый мемориал жертвам трагедии на взлетно-посадочной полосе» , Wigan Today
- ^ «Новый мемориал жертвам катастрофы в аэропорту Манчестера 1985 года» . Новости Би-би-си . 22 августа 2018 г. Проверено 22 августа 2018 г.
- ↑ London Gazette , 5 августа 1987 г., стр. 9973.
- ^ «Рейс 28M British Airtours (Пожар в аэропорту Манчестера)» . Мир в действии . 21 октября 1985 г.
- ^ «Паника на взлетно-посадочной полосе» . Воздушные катастрофы . Сезон 2. Эпизод 4. Смитсоновский канал . Проверено 20 августа 2018 г.
Библиография
- Вера, Николас (1998). Черный ящик: Последние расследования . Соединенное Королевство: Бокстри. стр. 80–90. ISBN 0-7522-2118-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешний образ | |
---|---|
![]() |
- Отчет №: 8/1988. Отчет о катастрофе Боинга 737-236, G-BGJL, в аэропорту Манчестера 22 августа 1985 года ( Отдел по расследованию авиационных происшествий ).
- Пэрри, Гарет, Том Шаррат и Гарольд Джексон. 54 человека погибли в результате возгорания Боинга , Guardian . Пятница, 23 августа 1985 г. – репортаж во время аварии.
- Катастрофы 1985 года в Соединенном Королевстве
- 1985 год в Англии
- Авиационные происшествия и происшествия в Англии
- Авиационные происшествия и происшествия в 1985 г.
- Аварии и инциденты с участием Boeing 737 Original
- Аварии и происшествия с British Airtours
- Пожары самолетов
- Авиационные происшествия и инциденты в аэропорту Манчестера
- События августа 1985 года в Великобритании.
- Пожары 1980-х годов в Великобритании
- 1985 пожары
- Аварии и происшествия с авиалайнерами в Соединенном Королевстве
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с неконтролируемым отказом двигателя
- 1980-е в Манчестере
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные пожарами в полете