Дегустация вин
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (июнь 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Дегустация вин – это органолептическое исследование и оценка вина . Хотя практика дегустации вин столь же древняя, как и ее производство, с 14 века постепенно утвердилась более формализованная методология. Современные профессиональные дегустаторы вин (например, сомелье или закупщики розничных продавцов ) используют постоянно развивающуюся специализированную терминологию, которая используется для описания диапазона воспринимаемых вкусов, ароматов и общих характеристик вина. В более неформальной, развлекательной дегустации может использоваться аналогичная терминология, обычно предполагающая гораздо менее аналитический процесс для более общей, личной оценки. [ 1 ]
Результаты, полученные в результате научной слепой дегустации вин, свидетельствуют о ненадежности дегустации вин как со стороны экспертов, так и со стороны потребителей, например, о непоследовательности в идентификации вин в зависимости от региона и цены. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Шумерские в 3-м тысячелетии до нашей истории о Гильгамеше эры отличают популярное пиво Месопотамии , а также вина из гор Загрос или Ливана . [ 3 ] В четвертом веке до нашей эры Платон перечислил основные вкусы вина и классифицировал ароматы как «виды» или семейства.
Аристотель предложил сенсорную дегустацию, определяемую четырьмя элементами (воздух, вода, огонь и земля), которую еще больше углубил римский философ Лукреций в первом веке до нашей эры.
Хотя практика дегустации стара, как история вина, термин «дегустация» впервые появился в 1519 году. [ 4 ] Методика дегустации вин была формализована в 18 веке, когда Линней , Понселе и другие обновили понимание дегустации.
В 2004 году Ричард Аксель и Линда Б. Бак получили Нобелевскую премию по медицине за вклад в знание чувств вкуса и обоняния. [ 5 ]
Этапы дегустации
[ редактировать ]Результаты четырех признанных этапов дегустации вин:
- появление
- «в бокале» аромат вина
- ощущения «во рту»
- «финиш» ( послевкусие ) [ 6 ]
– объединяются с целью установления следующих свойств вина:
- сложность и характер
- потенциал (пригодность к выдержке или употреблению алкоголя)
- возможные неисправности
Общая оценка качества вина, основанная на этой проверке, следует за дальнейшим тщательным описанием и сравнением с признанными стандартами как по отношению к другим винам в этом ценовом диапазоне, так и в соответствии с известными факторами, относящимися к региону или году урожая; если он типичен для региона или отличается по стилю; если в нем используются определенные методы виноделия , такие как бочковое или яблочно -молочное брожение , или любые другие замечательные или необычные характеристики. [ 7 ]
В то время как вина регулярно дегустируются изолированно, оценка качества вина является более объективной, когда она проводится вместе с несколькими другими винами, в ходе так называемых дегустационных «полетов». Вина могут быть намеренно выбраны по урожаю («горизонтальная» дегустация) или произведены на одной винодельне («вертикальная» дегустация), чтобы лучше сравнивать виноградник и годы урожая соответственно. В качестве альтернативы, чтобы способствовать объективному анализу, бутылки и даже стаканы могут быть замаскированы во время «слепой» дегустации, чтобы исключить любую предвзятую осведомленность о винтаже или винодельне.
Слепая дегустация
[ редактировать ]Чтобы обеспечить беспристрастную оценку вина, его следует подавать вслепую , то есть так, чтобы дегустатор(и) не видел этикетку или форму бутылки. Слепая дегустация может также включать подачу вина из черного бокала, чтобы замаскировать цвет вина. На суждение дегустатора может повлиять знание деталей вина, таких как географическое происхождение, цена, репутация, цвет или другие факторы.
Научные исследования уже давно продемонстрировали силу внушения в восприятии , а также сильное влияние ожиданий. Например, люди ожидают, что более дорогое вино будет иметь более желательные характеристики, чем менее дорогое вино. Когда им дают вино, о котором им ошибочно говорят, что оно дорогое, они практически всегда сообщают, что оно вкуснее, чем то же самое вино, когда им говорят, что оно недорогое. [ 8 ] Французский исследователь Фредерик Броше «представил бордо среднего класса в двух разных бутылках: на одной было написано как дешевое столовое вино, а на другой — этикетка гран крю». Дегустаторы описали предполагаемое гран крю как «древесное, сложное и округлое», а предполагаемое дешевое вино — как «короткое, легкое и дефектное».
Точно так же у людей есть ожидания относительно вин в зависимости от их географического происхождения , производителя , года урожая, цвета и многих других факторов. Например, когда Броше подавал белое вино, он получал все обычные описания: «свежее, сухое, медовое, живое». Позже он подавал то же самое вино, окрашенное в красный цвет и получившее обычные красные термины: «интенсивное, пряное, гибкое, глубокое». [ 9 ]
Один из самых известных случаев слепой дегустации известен как « Суд Парижа» — винный конкурс, проводившийся в 1976 году, на котором французские судьи дегустировали вслепую вина из Франции и Калифорнии . Вопреки всем ожиданиям, по мнению судей, калифорнийские вина превзошли французские вина , что было бы маловероятно в неслепом конкурсе. Это событие было изображено в фильме 2008 года « Бутылочный шок» .
Смещение цены
[ редактировать ]Еще один широко разрекламированный двойной слепой тест на вкус был проведен в 2011 году Ричардом Уайзманом из Университета Хартфордшира . В эксперименте по дегустации вин с участием 400 участников Уайзман обнаружил, что большинство представителей общественности не могли отличить дорогие вина от недорогих. [ 10 ] «Люди просто не могли отличить дешевое вино от дорогого». [ 11 ]
Цветовой уклон
[ редактировать ]В 2001 году Университет Бордо попросил 54 студентов попробовать два бокала вина: красное и белое. Участники охарактеризовали красный цвет как «джемовый» и прокомментировали его измельченные красные плоды. Участники не смогли распознать, что оба вина были из одной бутылки. Единственная разница заключалась в том, что один из них был окрашен в красный цвет безвкусной краской. [ 12 ] [ 13 ]
Предвзятость по географическому происхождению
[ редактировать ]В течение шести лет Техасский университет A&M приглашал людей попробовать вина с этикетками «Франция», «Калифорния», «Техас», и хотя почти все считали французские вина лучшими, на самом деле все три были одним и тем же техасским вином. Конкурс построен на простой теории: если люди не знают, что они пьют, они начисляют баллы иначе, чем если бы они знали, что пьют. [ 14 ]
Вертикальная и горизонтальная дегустация
[ редактировать ]Вертикальные и горизонтальные дегустации вин — это дегустационные мероприятия, которые организуются для того, чтобы подчеркнуть различия между похожими винами. [ нужна ссылка ]
- При вертикальной дегустации вина одного и того же типа, дегустируются произведенные на одной и той же винодельне. Это подчеркивает различия между разными винтажами.
- При горизонтальной дегустации все вина одного урожая, но произведены на разных винодельнях. Сохранение одного и того же сорта или типа вина и винодельческого региона помогает подчеркнуть различия в стилях винодельни.
Дегустационные полеты
[ редактировать ]Дегустационный полет — это термин, используемый дегустаторами вин для описания выбора вин, обычно от трех до восьми бокалов, но иногда и до пятидесяти, представленных с целью отбора проб и сравнения. [ нужна ссылка ]
Дегустационные заметки
[ редактировать ]Дегустационная записка — письменное свидетельство дегустатора об аромате, вкусовых характеристиках, кислотности, структуре, текстуре и балансе вина. Винные онлайн-сообщества, такие как Bottlenotes, позволяют участникам сохранять свои дегустационные заметки в Интернете и для справки другим. [ нужна ссылка ]
Температура подачи
[ редактировать ]Температура, при которой подается вино, может сильно повлиять на его вкус и запах. Более низкие температуры подчеркивают кислотность и танины , приглушая ароматику . Более высокие температуры минимизируют кислотность и танины, одновременно увеличивая ароматику.
Тип вина | Примеры | Температура (по Цельсию) | Температура (по Фаренгейту) |
---|---|---|---|
Легкие сладкие десертные вина | Трокенберенауслезе , Сотерн | 6–10 °С | 43–50 ° F |
Белые игристые вина | Шампанское , прочие игристые вина | 6–10 °С | 43–50 ° F |
Ароматный, легкий белый | Рислинг , Совиньон блан | 8–12 °С | 46–54 ° F |
Красные игристые вина | Игристый Шираз , немного игристого Ламбруско. | 10–12 °С | 50–54 ° F |
Белые вина средней полноты | Шабли , Семильон | 10–12 °С | 50–54 ° F |
Полнотелые десертные вина | Олоросо Шерри , Мадейра | 8–12 °С | 46–54 ° F |
Легкие красные вина | Божоле , Прованс розовое | 10–12 °С | 50–54 ° F |
Полнотелые белые вина | Дубовое Шардоне , Роны белые вина | 12–16 °С | 54–61 ° F |
Среднетелые красные вина | Гран Крю Бургундии , Санджовезе | 14–17 °С | 57–63 ° F |
Полнотелые красные вина | Каберне Совиньон , Неббиоло вина на основе | 15–18 °С | 59–64 ° F |
Рекомендации WSET
[ редактировать ]Организация Wine & Spirit Education Trust использует следующие рекомендации по температуре подачи: [ 15 ]
- Сладкие вина , например, сладкие мускаты , вина позднего сбора (хорошо охлажденные) от 6 °C (43 °F) до 8 °C (46 °F)
- Игристые вина , например, Просекко , Шампанское (хорошо охлажденные) от 6 °C (43 °F) до 10 °C (50 °F)
- Светлые/средние белые вина, например, Фино Шерри , Мюскаде (охлажденные) от 7 °C (45 °F) до 10 °C (50 °F).
- Дубовые белые вина средней/полноты, например, белое бургундское (слегка охлажденное) от 10 °C (50 °F) до 13 °C (55 °F)
- Легкие красные вина , например, Божоле, Вальполичелла , Бардолино (слегка охлажденные) 13 °C (55 °F)
- Средние/насыщенные красные вина, например, Винтажный портвейн , Риоха , Бордо , Бургундия (комнатная температура) от 15 °C (59 °F) до 18 °C (64 °F).
Посуда
[ редактировать ]Форма бокала может оказать тонкое влияние на восприятие вина, особенно на его букет. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Обычно идеальной формой считается более широкая нижняя часть и более узкое отверстие вверху (тюльпан или яйцо). Наименее идеальными считаются очки с самой широкой верхней частью. На многих дегустациях вин используются бокалы ISO XL5. [ нужна ссылка ] которые имеют форму яйца. Влияние формы стекла, по-видимому, не связано с тем, приятно ли на него смотреть. [ 18 ]
Эталонным стаканом является бокал для вина INAO , инструмент, определенный спецификациями Французской ассоциации по стандартизации (AFNOR), который был принят INAO в качестве официального бокала в 1970 году, получил свой стандарт AFNOR в июне 1971 года и стандарт ISO 3591 в 1972. [ 19 ] INAO не подала файл в Национальный институт промышленной собственности, поэтому он массово копируется и постепенно вытесняет другие дегустационные бокалы в мире. [ 20 ]
Стекло должно быть свинцовым хрусталем (9% свинца). Его размеры дают общий объем от 210 до 225 мл. Они определяются следующим образом:
- Диаметр обода: 46 мм.
- Высота чашечки: 100 мм
- Высота ножки: 55 мм.
- Диаметр плеча: 65 мм
- Диаметр стопы: 9 мм
- Диаметр основания: 65 мм.
Отверстие уже выпуклой части, чтобы сконцентрировать букет. Емкость составляет примерно 215 мл, но рассчитана на 50 мл. [ 21 ] Некоторые очки похожей формы, но разной емкости можно условно назвать очками ISO, но они не входят в спецификацию ISO.
Цвет вина
[ редактировать ]Не попробовав вина, невозможно узнать, например, белое вино тяжелое или легкое. Прежде чем сделать глоток, дегустатор пытается определить порядок, в котором следует оценивать вина только по внешнему виду и аромату. Тяжелые вина имеют более глубокий цвет и, как правило, более насыщенный аромат. [ нужна ссылка ] Более сладкие вина, будучи более плотными, при вращении оставляют толстые вязкие полосы (так называемые ножки или слезы ) на внутренней стороне бокала. [ нужна ссылка ]
Процесс
[ редактировать ]Дегустация вина состоит из пяти основных этапов: цвет, завихрение, запах, вкус и аромат. [ 22 ] Они также известны как шаги «пяти S»: посмотреть, покружиться, понюхать, выпить, насладиться. В ходе этого процесса дегустатор должен обращать внимание на ясность, сортовой характер, целостность, выразительность, сложность и связность. [ 23 ]
О цвете вина лучше судить по его белому фону. Бокал для вина ставят под углом, чтобы увидеть цвета. Цвета могут дать дегустатору подсказку о сорте винограда и о том, выдерживалось ли вино в дереве.
Характеристики оцениваются во время дегустации
[ редактировать ]Сортовой характер описывает, насколько вино демонстрирует присущие ему виноградные ароматы. [ 23 ] Дегустатор вина также ищет интеграцию, то есть состояние, в котором ни один из компонентов вина ( кислота , танин, алкоголь и т. д.) не находится в дисбалансе с другими компонентами. Когда вино хорошо сбалансировано, говорят, что оно достигло гармоничного слияния. [ 23 ]
Еще одно важное качество вина, на которое следует обращать внимание, — это его выразительность. Выразительность — это качество, которым «вино обладает, когда его ароматы и вкусы четко выражены и четко выражены». [ 24 ] На сложность вина влияет множество факторов, одним из которых может быть разнообразие его вкусов. Связность вина, довольно абстрактное и трудно поддающееся определению качество, описывает связь между вином и землей его происхождения (терруаром). [ 23 ]
Знаток дегустации вин
[ редактировать ]О качестве вина можно судить по его букету и вкусу. Букет – это полное ароматическое ощущение вина. Оценка букета вина также может выявить такие недостатки, как запах пробки ; окисление из-за возраста, чрезмерного воздействия кислорода или отсутствия консервантов; и дикие дрожжи или бактериальное загрязнение, например, вызванное дрожжами Acetobacter или Brettanomyces . Хотя низкий уровень ароматических характеристик Brettanomyces может быть положительным признаком, придающим вину отличительный характер, обычно их считают дрожжами, вызывающими порчу вина.
Букет вина лучше всего раскрывается, если аккуратно покрутить вино в бокале, чтобы оно подверглось воздействию большего количества кислорода и высвободило больше ароматов. [ 25 ] молекулы эфирных, сложных эфиров и альдегидов, которые составляют основные компоненты букета вина. [ 22 ] Игристое вино не следует взбалтывать до появления пузырьков. [ 26 ]
Пауза, чтобы ощутить букет вина, помогает дегустатору предугадать вкус вина. «Нос» вина – его букет или аромат – является основным фактором, определяющим восприятие вкуса во рту. Попав во рот, ароматические вещества далее высвобождаются под воздействием тепла тела и передаются ретроназально к обонятельным рецепторам . Именно здесь начинается сложное вкусовое ощущение, характерное для вина.
Тщательная дегустация вина включает в себя восприятие множества его вкусовых качеств и ощущений во рту , которые включают сочетание текстуры, аромата, веса и общей «структуры». Оценив его обонятельные характеристики, дегустатор пробует вино, удерживая его во рту на несколько секунд, чтобы насытить вкусовые рецепторы . Если сжать губы и дышать через это маленькое отверстие, кислород проходит через вино и выделяет еще больше эфиров. Когда вину позволяют медленно проходить через рот, оно представляет знатоку наиболее полный вкусовой профиль, доступный человеческому вкусу.
Паузы и сосредоточенность на каждом этапе отличают дегустацию вина от простого опьянения. Благодаря этому процессу полный набор ароматических молекул улавливается и интерпретируется примерно 15 миллионами обонятельных рецепторов. [ 25 ] включает несколько сотен классов обонятельных рецепторов. Однако при дегустации нескольких вин подряд ключевыми аспектами этого более полного ощущения (продолжительностью и послевкусием) обязательно приходится жертвовать из-за отхаркивания.
Хотя известно, что вкусовые качества широко распространены по всей полости рта, концепция анатомической « карты языка » все еще сохраняется в сфере дегустации вин, где считается, что разные вкусы соответствуют различным участкам языка. Широко распространенным примером является ошибочное мнение, что кончик языка однозначно определяет, насколько сладко вино, а верхние края говорят о его кислотности. [ 25 ]
Оценка вина
[ редактировать ]В рамках процесса дегустации и в качестве способа сравнения достоинств различных вин винам присваиваются баллы в соответствии с относительно установленной системой. Это может быть либо путем явного взвешивания различных аспектов, либо путем общего суждения (хотя будут учитываться одни и те же аспекты). Этими аспектами являются 1) внешний вид вина, 2) аромат или запах, 3) вкус или вкус и 4) в целом. [ 27 ] В разных системах они оцениваются по-разному (например, внешний вид 15%, нос 35%, нёбо 50%). Как правило, ни одно современное вино не может получить оценку ниже половины по любой шкале (что фактически указывает на очевидную ошибку). Чаще всего вина получают баллы по 20 баллам (включая половинные баллы) в Европе и некоторых частях Австралазии и по 100 баллам в США. Однако разные критики склонны иметь свою предпочтительную систему, а некоторые оценки выставляются и из 5 (опять же с половинными баллами). [ 28 ]
Посещение виноделен
[ редактировать ]Путешествие в винодельческие регионы — один из способов повысить мастерство дегустации. Многие производители вина в винодельческих регионах мира предлагают дегустации своего вина. В зависимости от страны или региона за дегустацию на винодельне может взиматься небольшая плата, позволяющая производителю покрыть расходы.
На винодельне не считается грубостью выплеснуть вино, даже в присутствии винодела или владельца. Обычно плевательница предоставляется . В некоторых регионах мира дегустаторы просто плюют на пол или на гравий, окружающий бочки. Прежде чем приступить к дегустации, вежливо поинтересоваться, куда плюнуть.
Посещение винных школ
[ редактировать ]Растет число винных школ, предлагающих публике уроки дегустации вин. Эти программы часто помогают дегустаторам вин отточить и развить свои способности в контролируемых условиях. Некоторые также предлагают профессиональную подготовку сомелье и виноделов. С помощью электронного обучения можно даже научиться методично оценивать вино. [ 29 ]
Отхаркивание
[ редактировать ]Поскольку опьянение может повлиять на суждение потребителя, дегустаторы вина обычно выплевывают вино после того, как оценили его качество на официальных дегустациях, где могут быть оценены десятки вин. Однако, поскольку вино впитывается через кожу во рту, дегустация от двадцати до двадцати пяти проб все равно может произвести опьяняющий эффект, в зависимости от содержания алкоголя в вине. [ 30 ]
Сенсорный анализ
[ редактировать ]Дегустация играет важную роль в сенсорном анализе (также называемом органолептическим анализом) вина. Нанимая обученную группу или группу потребителей, энологи могут проводить различные тесты на вкус, аромат, ощущение во рту и привлекательность вин. Тесты на различия важны для определения того, изменяют ли различные условия ферментации или новые обработки виноградников характер вина, что особенно важно для производителей, которые стремятся к постоянству. Тестирование предпочтений устанавливает потребительские предпочтения, а описательный анализ определяет наиболее характерные черты вина, некоторые из которых украшают этикетку. Слепая дегустация и другие лабораторные методы контроля помогают уменьшить предвзятость и обеспечить статистически значимые результаты. Многие крупные винодельческие компании теперь могут похвастаться собственной сенсорной командой, оптимально состоящей из докторов наук. учёный-сенсоролог, химик-ароматолог и обученная комиссия.
Сорта винограда
[ редактировать ]Сорта винограда оцениваются по-разному в соответствии с широким спектром дескрипторов, которые сравнивают с другими, невиноградными вкусами и ароматами. [ 31 ] [ 32 ] В следующей таблице представлен краткий и ни в коем случае не исчерпывающий обзор типичных дескрипторов наиболее известных сортов.
|
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пейно, Эмиль (1996) Вкус вина: искусство и наука оценки вина , Лондон: Macdonald Orbis, стр. 1 .
- ^ Ходжсон, Роберт Т., «Насколько эксперты являются «экспертными» винными судьями?» , Журнал экономики вина , Vol. 4; Выпуск 02 (зима 2009 г.), стр. 233–241.
- ^ Эмиль Пейно, Вкус вина , с. 1 Dunod, 2013 г. Ссылка на книги Google .
- ^ «Дегустация: определение и этимология» . cnrtl.fr . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Бак, Л.; Аксель, Р. (5 апреля 1991 г.). «Новое мультигенное семейство может кодировать рецепторы запахов: молекулярная основа распознавания запахов» . Клетка . 65 (1): 175–87. дои : 10.1016/0092-8674(91)90418-x . ПМИД 1840504 .
- ^ Рональд С. Джексон, Дегустация вин: Профессиональный справочник , стр. 2–3 .
- ^ Пейно, Эмиль (1996). = Вкус вина: искусство и наука оценки вина , Лондон: Macdonald Orbis, стр. 2 .
- ^ Представление химических объектов в области сознания - Фредерик Броше .
- ^ Скандал с винными снобами - работа Броше над окрашенным вином .
- ^ Георгиу, Марулла (15 апреля 2011 г.). «Исследования показывают, что дорогие и недорогие вина имеют одинаковый вкус» . Физ.орг .
- ^ Сэмпл, Ян (14 апреля 2011 г.). «Дорогое вино и дешевая еда для большинства людей одинаковы на вкус» . Хранитель .
- ^ «Дегустация вин: это мусорная наука»; «Гардиан» ; 22 июня 2013 г.
- ^ Моррот, Гил; Броше, Фредерик; Дюбурдье, Дени (28 августа 2001 г.). «Цвет запахов» (PDF) . Мозг и язык . 79 (2). Академическая пресса: 309–320. дои : 10.1006/brln.2001.2493 . ПМИД 11712849 . Проверено 23 марта 2023 г.
Взаимосвязь цветового зрения и определения запаха исследуется посредством лексического анализа комментариев экспертов по дегустации вин. Анализ показывает, что запахи вина по большей части представлены предметами, имеющими цвет вина. Предположение о существовании перцептивной иллюзии между запахом и цветом подтверждается психофизическим экспериментом. Белое вино, искусственно окрашенное в красный цвет с помощью красителя без запаха, было охарактеризовано комиссией из 54 дегустаторов как красное вино. Следовательно, из-за визуальной информации дегустаторы не учитывали обонятельную информацию. Наши результаты вместе с недавними психофизическими данными и данными нейровизуализации позволяют предположить, что вышеупомянутая иллюзия восприятия возникает на этапе вербализации определения запаха.
- ^ «Ликвидные активы - Честная конкуренция»; Остин Хроника ; 8 апреля 2005 г.
- ^ Образовательный фонд вина и спиртных напитков «Вино и спиртные напитки: понимание качества вина» с. 66, второе исправленное издание (2012 г.), Лондон, ISBN 978-1905819157
- ^ Хуттенбринк, К.; Шмидт, К.; Делвич, Дж.; Хаммел, Т. (2001). «Аромат красного вина меняется в зависимости от формы бокала». Ларино-Рино-Отология . 80 (2): 96–100. дои : 10.1055/s-2001-11894 . ПМИД 11253572 .
- ^ Делвич, Дж.; Пельчат, М. (2002). «Влияние формы бокала на аромат вина». Журнал сенсорных исследований . 17 (1): 19–28. дои : 10.1111/j.1745-459x.2002.tb00329.x .
- ^ Jump up to: а б Хаммель, Т.; Делвич, Дж.; Шмидт, К.; Хуттенбринк, К. (2003). «Влияние формы бокалов на восприятие ароматов вина: исследование на неподготовленных субъектах». Аппетит . 41 (2): 197–202. дои : 10.1016/s0195-6663(03)00082-5 . ПМИД 14550318 . S2CID 9626855 .
- ^ «Посмотрите ISO или посмотрите INAO» . verres-a-vin.fr . Проверено 12 декабря 2016 .
- ^ Бокал и вино от погреба до стола с 17 века по настоящее время ) Кристоф Буно, Мишель Фижак, 2007. Центр исследований современного и современного мира. На французском языке
- ^ «ИСО 3591:1977» . ISO.org . Проверено 9 февраля 2012 года . (требуется оплата)
- ^ Jump up to: а б Зралы, Кевин (2006). Окна в мир: полный курс вина . Стерлинг Паблишинг. ISBN 978-1-4027-3928-6 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д МакНил, Карен (2022). Винная Библия (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Workman Publishing. ISBN 9781523510092 . [ нужна страница ]
- ^ МакНил, Карен (2001). Винная Библия ; Издательство Workman Publishing, Нью-Йорк, с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Глюкстерн, Вилли (1998). Винный мститель . Саймон и Шустер, Инк.
- ^ «Избегайте ошибок Энциклопедия винограда с удовольствием» (на французском языке). Maisons-champagne.com.
- ^ Профессиональные друзья вина
- ^ Искатель вина
- ^ Wine Campus предлагает получение диплома с отличием посредством электронного обучения.
- ^ Уолтон, Стюарт (2005) [2002]. Энциклопедия вина Кука . Аннесс Паблишинг Лимитед. стр. 10, 11 . ISBN 0-7607-4220-0 .
- ^ Профили сортов | Профессиональные друзья вина
- ^ Объяснение сортов винограда
- ^ "Совиньон Блан | Виноградный сорт" . JancisRobinson.com . Проверено 7 января 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеффорд, Эндрю (2008). Винный курс Эндрю Джеффорда . Лондон: Райланд Питерс и Смолл. ISBN 978-1-84597-723-8 .
- Шустер, Майкл (2009). Essential Winetasting: Полный практический курс дегустации вин . Лондон: Митчелл Бизли. ISBN 978-1-84533-498-7 .
- Бродбент, Майкл (2003). Дегустация вин Майкла Бродбента . Лондон: Митчелл Бизли. ISBN 1-84000-854-7 .
- Эмиль Пейно; Жак Блуэн (1996). Вкус вина: художественная наука оценки вина . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-471-11376-8 .
- Робинсон, Дженсис (1999). Дегустационное удовольствие . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-027001-9 .
- Саймон, Пэт (2000). Логика дегустаторов . Лондон: Митчелл Бизли. ISBN 978-0-571-20287-4 .
- Супп, Экхард (2005). Вино Брокгауз . Мангейм: Ф.А. Брокгауз. ISBN 3-7653-0281-3 .
- Табер, Джордж М. (2005). Суд Парижа: Калифорния против Франции и историческая парижская дегустация 1976 года, которая произвела революцию в вине . Нью-Йорк: Книжная компания Scribner. ISBN 0-7432-4751-5 .
- Уолтон, Стюарт (2005) [2002]. Энциклопедия вина Кука . Китай: Anness Publishing Limited. ISBN 0-7607-4220-0 .
- Джексон, Рональд С. (2002). Дегустация вин: Профессиональный справочник (1-е изд.). США: Академическая пресса. ISBN 0-12-379076-Х .
- Херли, Джон (2005). Вопрос вкуса: история употребления вина в Великобритании (1-е изд.). Великобритания: Темпус. ISBN 0-7524-3402-0 .