Т-26
Т-26 | |
---|---|
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации |
|
Используется | См . Операторы |
Войны | |
История производства | |
Дизайнер | Виккерс-Армстронг , ОКМО завода «Большевик » в Ленинграде |
Разработанный | 1928–31 |
Производитель | K.E. Voroshilov factory No. 174, Leningrad, Stalingrad Tractor Factory |
Произведено | 1931–41 |
№ построено | 10300 танков и 1701 другая техника [ 1 ] |
Технические характеристики (Т-26 обр. 1933 г. [ 2 ] ) | |
Масса | 9,6 тонны (10,6 коротких тонн ) |
Длина | 4,65 м (15 футов 3 дюйма) |
Ширина | 2,44 м (8,0 футов) |
Высота | 2,24 м (7 футов 4 дюйма) |
Экипаж | 3 (командир, наводчик, водитель) |
Основной вооружение | 45 мм 20К мод. Танковая пушка 1932–34 гг. (122 патрона). |
вторичный вооружение | 7,62-мм пулемет ДТ (2961 патрон) |
Двигатель | Рядный 4-цилиндровый бензиновый с воздушным охлаждением 6,6-литровый Т-26 Armstrong Siddeley ) ( типа 90 л.с. (67 кВт) при 2100 об/мин |
Мощность/вес | 9,38 л.с./т |
Передача инфекции | коробка передач с пятью передачами |
Приостановка | четвертьэллиптические рессоры |
Дорожный просвет | 380 мм (15 дюймов) |
Запас топлива | 290 л (64 имп галлона; 77 галлонов США) с дополнительным топливным баком на 110 л (24 имп галлона; 29 галлонов США) |
Оперативный диапазон |
|
Максимальная скорость |
|
Танк Т-26 — советский лёгкий танк , использовавшийся во многих конфликтах межвоенного периода и во Второй мировой войне . Он представлял собой развитие британского 6-тонного танка «Виккерс» и был одной из самых успешных конструкций танков 1930-х годов, пока его легкая броня не стала уязвимой для новых противотанковых орудий . [ 3 ] Он был произведен в большем количестве, чем любой другой танк того периода: было выпущено более 11 000 единиц, что дало ему звание самого производимого танка в межвоенный период . [ 4 ] В 1930-е годы в СССР было разработано 53 варианта Т-26, включая огнеметные танки, саперные машины, дистанционно управляемые танки, САУ, артиллерийские тягачи и бронетранспортеры. Двадцать три из них производились серийно, остальные представляли собой экспериментальные модели. [ 5 ]
Т-26 и БТ были основными танками бронетанковых войск Красной Армии в межвоенный период. Т-26 был самым важным танком Гражданской войны в Испании и сыграл значительную роль во время битвы на озере Хасан в 1938 году, а также в Зимней войне 1939–40 годов. Хотя Т-26 почти устарел к началу Второй мировой войны , он был самым многочисленным танком в бронетанковых силах Красной Армии во время немецкого вторжения в Советский Союз в июне 1941 года. [ 6 ] Т-26 сражался с немцами и их союзниками во время битвы под Москвой в 1941–42, Сталинградской битвы и битвы на Кавказе в 1942–1943 годах; некоторые танковые части Ленинградского фронта использовали свои Т-26 до 1944 года. Последний раз советские легкие танки Т-26 применялись в августе 1945 года, во время разгрома японской Квантунской армии в Маньчжурии. [ 7 ]
Т-26 экспортировался и широко использовался Испанией, Китаем и Турцией. Трофейные Т-26 использовались финской, немецкой, румынской и венгерской армиями. [ 8 ] Танк был надежным и простым в обслуживании, а его конструкция постоянно модернизировалась в период с 1931 по 1941 год. После 1940 года новые модели Т-26 не разрабатывались.
Британское происхождение
[ редактировать ]Т-26 (наряду с польским 7ТП ) — советская разработка британского 6-тонного танка Vickers (вариант Vickers Mk.E), разработанного компанией Vickers-Armstrongs в 1928–29. Простой и удобный в обслуживании Vickers 6-Ton предназначался для экспорта в менее технически развитые страны: Советский Союз , Польшу , Бразилию , Аргентину , Японию , Таиланд , Китай и многие другие. «Виккерс» рекламировал танк в военных изданиях, а интерес к конструкции «Виккерс» проявили как Советский Союз, так и Польша. [ нужна ссылка ]
В начале 1930 года советская закупочная комиссия под руководством Семена Гинзбурга прибыла в Великобританию для отбора танков, тракторов и автомобилей для использования в Красной Армии . Vickers 6-Ton был среди четырех моделей танков, выбранных советскими представителями во время посещения Vickers-Armstrongs . По контракту, подписанному 28 мая 1930 года, предприятие поставило в СССР 15 двухбашенных танков Vickers Mk.E (Тип А, вооруженных двумя пулеметами калибра .303 дюйма (7,71 мм) с водяным охлаждением Vickers ) вместе с полной технической документацией. обеспечить возможность серийного производства танка в СССР. Способность двух башен «Типа А» независимо поворачиваться позволяла вести огонь одновременно как влево, так и вправо, что считалось выгодным при прорывах полевых окопов. [ 9 ] Несколько советских инженеров участвовали в сборке танков на заводе «Виккерс» в 1930 году. [ 10 ]
Первые четыре 6-тонных танка «Виккерс» поступили в СССР в конце 1930 года. Последние танки поступили в 1932 году, когда уже шло серийное производство Т-26. Британские танки отправлялись на советские заводы для изучения в рамках подготовки к серийному производству, а также в военно-учебные заведения и учебные части. Позже часть танков была передана на военные склады и полигоны. [ 11 ] 6-тонные танки производства Vickers в СССР назывались В-26. Три британских танка испытывались на проходимость на небольшом подмосковном полигоне на Поклонной горе в январе 1931 года. Климент Ворошилов приказал создать «Особую комиссию по новым танкам Красной Армии (РККА)» под руководством С. Гинзбургу определить тип танка, пригодный для Красной Армии. Легкий пехотный танк Т-19 массой 8 тонн, разработанный С. Гинзбургом по этой программе на «Большевик» заводе в Ленинграде , был конкурентом британскому 6-тонному «Виккерсу». Первый прототип сложного и дорогого Т-19 был готов в августе 1931 года. Поскольку оба танка имели преимущества и недостатки, С. Гинзбург предложил разработать более мощный гибридный танк (так называемый «улучшенный» Т-19) с корпус, двигатель и вооружение отечественной разработки от отечественного Т-19, а трансмиссия и шасси от английского Vickers 6-Ton. [ 9 ] [ 12 ]
26 января 1931 г. начальник Управления механизации и моторизации РККА И. Халепский написал С. Гинзбургу письмо с полученной через разведку информацией о том, что польское правительство решило закупить 6-тонные легкие пехотные танки «Виккерс». а также кавалерийские танки Christie M1931 и начать их серийное производство при содействии как Великобритании, так и Франции. Поскольку Польша тогда считалась в советской военной доктрине главным врагом СССР, Советский Реввоенсовет решил передать иностранные танки на вооружение Красной Армии, начав их производство немедленно, не дожидаясь завершения опытно-конструкторских работ, чтобы противодействовать возможной агрессии. На тот момент в составе РККА имелось всего несколько десятков устаревших тяжелых танков Mark V и танков Medium Mk.A и Renault FT , захваченных в годы Гражданской войны в России , а также различные бронеавтомобили и морально устаревшие отечественные МС-1 (Т-18). легкие пехотные танки танки. 13 февраля 1931 года 6-тонный легкий пехотный танк «Виккерс» под обозначением Т-26 официально поступил на вооружение Красной Армии как «основной танк непосредственной поддержки общевойсковых частей и танковых частей резерва Главного командования». [ 9 ] [ 12 ]
Один из 6-тонных танков «Виккерс» (оснащенный башнями советского производства для опытной партии танков Т-26) испытывался на огнестойкость в августе 1931 года. Корпус подвергался огню из винтовки и пулемета «Максим» с применением штатных винтовок. и бронебойные пули на дальности 50 м (160 футов). Было установлено, что броня выдержала обстрел с минимальными повреждениями (повреждены лишь некоторые заклепки). Химический анализ показал, что лобовые бронелисты были изготовлены из высококачественной цементированной брони («Sta Plat» по классификации Виккерса-Армстронга), тогда как однородные бронелисты крыши и днища были изготовлены из посредственной стали. Несмотря на это, британская броня была лучше, чем броня Ижорского завода для первых Т-26 из-за нехватки современного металлургического оборудования в СССР в то время. [ 13 ]
В то же время на факультете механизации и моторизации Военно-технической академии имени Ф.Э. Дзержинского были разработаны две модели танков (ТММ-1 и ТММ-2) на основе конструкции 6-тонного танка «Виккерс», но с американским «Геркулесом» мощностью 95 л.с. ( 71 кВт) шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения, улучшенная лобовая броня (до 15–20 мм), место механика-водителя с левой стороны. ТММ расшифровывается как танк малой мощности или «танк малой мощности». ТММ-1 оснащалась деталями трансмиссии от родного -5 шаровой установкой для танкового пулемета ДТ в передней части корпуса, тогда как ТММ-2 оснащалась усовершенствованной коробкой передач, бесмуфтовым рулевым управлением. устройство и 37-мм пушка Гочкиса в правой башне. Представители основных советских танкопроизводителей вместе с чиновниками мобилизационного управления РККА сочли двигатель «Геркулес» слишком сложным в производстве, и двигатель имел склонность к перегреву внутри моторного отделения. Испытания опытных образцов ТММ-1 и ТММ-2, проведенные в начале 1932 года, не выявили преимущества перед 6-тонным «Виккерсом» и Т-26 (у ТММ-2 маневренность оказалась еще хуже). [ 14 ] [ 15 ]
Дизайн
[ редактировать ]Советы не просто копировали 6-тонный «Виккерс». [ 16 ] Однако, как и его британский аналог, Т-26 обр. 1931 г. имел двухбашенную конфигурацию и был рассчитан на установку двух пулеметов, по одному в каждой башне. Основным отличием было то, что советский Т-26 обр. 1931 г. имел более высокие башни (со смотровой щелью), чем у британской 6-тонной машины. Советские башни имели круглый огневой порт для ручного пулемета Дегтярева , в отличие от прямоугольных портов, используемых в оригинальной британской конструкции для пулемета Виккерс. Немного видоизменилась и лобовая часть корпуса. [ 17 ]
Корпуса двухбашенных Т-26 собирались из бронелистов, приклепанных к каркасу из металлических уголков. Некоторые танки выпуска 1931 года имели уплотнительные цинковые в днище корпуса между броневыми листами прокладки для преодоления водных преград. После проблем с попаданием дождя в моторное отделение после марта 1932 года над воздуховыпускным окном была установлена специальная крышка. Некоторые Т-26 выпуска конца 1932–1933 годов имели клепано-сварной корпус. Т-26 мод. 1931 г. имел две цилиндрические башни, установленные на шарикоподшипниках; каждая башня поворачивалась независимо на 240 °. Обе башни могли вести общий огонь по передней и задней дугам обстрела (по 100° каждая). Недостатком такой конфигурации было то, что не всю огневую мощь танка можно было использовать сразу на одной стороне. Существовало четыре модификации башен, и они устанавливались на танки в разных сочетаниях (например, танк с клепаным корпусом мог иметь клепаные и сварные башни). [ 18 ]
Корпус и башня Т-26 обр. 1931 г. имел максимальную толщину брони 13–15 мм (до 1938 г., см. ниже), что было достаточно, чтобы выдержать огонь ручного пулемета . Многие двухбашенные танки первых серий имели 10-мм броневые листы низкого качества, которые могли пробиваться бронебойными пулями калибра 7,62 мм со 150 м (490 футов). [ 19 ] [ 20 ]
В 1933 году Советы представили модификацию Т-26. 1933 г. Модель, имевшая новую одноцилиндровую башню с одной 45-мм пушкой L/46 ( длина в калибрах , что означало достаточно высокую начальную скорость, свыше 700–800 м/с в зависимости от боекомплекта) и одним 7,62-мм пулеметом. , [ 3 ] стал самым распространенным вариантом Т-26. 45-мм танковая пушка 20К была создана на основе советской 45-мм противотанковой пушки М1932 (19-К) и была одной из самых мощных противотанковых пушек своего времени. Т-26 мог нести до трех вспомогательных 7,62-мм пулеметов ДТ в спаренной, кормовой и зенитной установках. Эта увеличенная огневая мощь была призвана помочь экипажам победить специализированные противотанковые группы, поскольку исходное пулеметное вооружение оказалось недостаточным. [ 21 ] Задняя шаровая установка башни для дополнительного танкового пулемета ДТ устанавливалась на танки Т-26 с конца 1935 по 1939 год. [ нужна ссылка ]
Т-26 образца 1933 года нес 122 выстрела 45-мм боеприпасов, стрелял бронебойными 45-мм снарядами с начальной скоростью 820 м/с (2700 футов/с) или осколочно-фугасными боеприпасами меньшей скорости. [ 4 ] Танки, предназначенные для командиров рот, оснащались радиостанцией и поручнем радиоантенны на башне (так называемые «радиотанки»). Позже поручневую антенну заменили на штыревую , поскольку опыт Гражданской войны в Испании и битвы при озере Хасан показал, что поручневая антенна привлекала огонь к командирским танкам. [ нужна ссылка ]
Танк был оснащен рядным 4-цилиндровым воздушного охлаждения бензиновым двигателем ГАЗ Т-26 мощностью 90 л.с. (67 кВт) , который представлял собой полную советскую копию двигателя Armstrong Siddeley , использовавшегося в Vickers 6-Ton. Двигатель располагался в кормовой части корпуса. Ранние танковые двигатели советского производства были плохого качества, но начиная с 1934 года они стали лучше. Двигатель не имел ограничителя превышения оборотов, что часто приводило к перегреву и поломке клапанов двигателя, особенно летом. Топливный бак на 182 л (40 имп галлонов; 48 галлонов США) и масляный бак на 27 л (5,9 имп галлонов; 7,1 галлонов США) размещались рядом с двигателем. Двигателю требовался бензин высшего качества; использование второсортного бензина может привести к повреждению клапанных блоков из-за детонации двигателя. С середины 1932 года были введены более вместительный топливный бак - 290 л (64 имп галлона; 77 галлонов США) вместо 182 л (40 имп галлонов; 48 галлонов США) - и упрощенный масляный ящик. Над двигателем в специальном кожухе устанавливался вентилятор охлаждения двигателя. С начала 1932 года глушитель крепился тремя хомутами вместо двух. [ 18 ]
Трансмиссия Т-26 состояла из однодискового главного сухого сцепления , соединенного с пятиступенчатой коробкой передач в передней части машины карданным валом, проходящим через машину. Управление осуществлялось посредством рулевых фрикционов и ленточных тормозов . Рычаг переключения передач крепился непосредственно на коробке передач. [ 18 ]
Подвеска (на каждый борт) состояла из двух тележек , четырех обрезиненных возвратных катков, гусеничного ведущего колеса и гусеничного натяжного колеса. Каждая тележка состояла из литой коробки с четырьмя сдвоенными обрезиненными опорными катками, соединенными балансировочными рычагами и двумя четвертьэллиптическими листовыми рессорами . Ведущее колесо литой гусеницы со съемной звездочкой располагалось спереди, а натяжное устройство гусеницы с кривошипно-натяжным устройством - сзади машины. Гусеница была изготовлена из хромоникелевой стали шириной 260 мм (10 дюймов) и состояла из 108–109 звеньев. [ 18 ] [ 22 ]
Т-26 мод. 1931 г. радиостанции не было. Командир танка общался с механиком-водителем по переговорной трубке, которую в 1932 году заменили сигнальной лампой. Т-26 оснащался огнетушителем, комплектом запасных частей, инструментов и приспособлений (в том числе домкратом), брезентовой укладкой, и буксировочная цепь, закрепленная на корме корпуса. [ 18 ]
Т-26 мог преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,75 метра (2,5 фута) и траншеи шириной 2,1 метра (6,9 фута), переходить вброд воду глубиной 0,8 метра (2,6 фута), прорезать 33 сантиметра (13 дюймов). толстые деревья и подъемы под углом 40°. Излишне говорить, что управлять им было легко. [ 2 ]
Начиная с 1937 года, многие танки пытались оборудовать вторым пулеметом в кормовой части башни и зенитным пулеметом наверху, а также над орудием установили два прожектора для ночной артиллерийской стрельбы. новая система управления ВКУ-3 и переговорное устройство ТПУ-3. Некоторые танки имели оптический прицел пушки ТОП-1 с вертикальной стабилизацией. Боекомплект основного орудия увеличен со 122 до 147 патронов. [ 23 ] В 1938 году цилиндрическую башню заменили на коническую с той же 45-мм пушкой образца 1934 года. [ 24 ] Некоторые Т-26 мод. 1938/1939 г., оснащен радиостанцией, имел панорамный прицел командира ПТК. [ 25 ]
В 1938 году Т-26 был модернизирован до версии образца 1938 года, имевшей новую коническую башню с лучшей противопульной стойкостью, но такой же сварной корпус, как у Т-26 модели. 1933 г. выпуска 1935–1936 гг. [ 26 ] в 1938 году этого оказалось недостаточно В битве на озере Хасан , поэтому в феврале 1939 года танк был еще раз модернизирован, получив подбашенную коробку с наклоненными (23°) 20-мм бортовыми броневыми листами. Башня имела увеличение до 20 мм при наклоне 18 градусов. [ 27 ] На этот раз он получил обозначение Т-26-1 (в современных источниках — Т-26 обр. 1939 г.). В дальнейшем предпринимались попытки утолщать лобовую плиту, но производство Т-26 вскоре закончилось в пользу других конструкций, таких как Т-34 . [ нужна ссылка ]
Серийное производство
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]В 1931 году единственным советским заводом, пригодным для производства Т-26, был завод «Большевик» в Ленинграде , имевший с 1927 года опыт производства лёгких танков МС-1 (Т-18). Планировалось также использовать Сталинградский тракторный завод. , который в то время строился. Но производство Т-26 оказалось гораздо сложнее полукустарной сборки МС-1, поэтому запланированное производство 500 Т-26 в 1931 году оказалось невозможным. Заводу «Большевик» необходимо было перевести все чертежи танков из имперских единиц измерения в метрические, чтобы разработать технологию производства, специальные инструменты и оборудование. Первые 10 Т-26 были собраны в июле 1931 года — они были идентичны британским 6-тонным танкам «Виккерс», за исключением вооружения. Советские танки были вооружены 37-мм пушкой Гочкиса (ПС-1) в правой башне и 7,62-мм танковым пулеметом ДТ в левой башне. Эти Т-26 из опытной партии были низкого качества и изготовлены из мягкой стали, но это было важным испытанием новой технологии производства танков. [ 28 ]
Серийное производство Т-26, оснащенного новыми более высокими башнями со смотровым окном, началось в августе 1931 года. Такие башни оказались более пригодными для серийного производства. Производство Т-26 столкнулось с множеством проблем: многие бронекорпуса и башни, поставленные Ижорским заводом, были низкого качества (с трещинами) и имели толщину 10 мм вместо запланированных 13 мм. Плохое производство было причиной частых отказов танковых двигателей, коробок передач, рессор подвески, гусениц и обрезиненных опорных катков первых Т-26. Тридцать пять из 100 Т-26, выпущенных заводом «Большевик» в 1931 году, имели корпуса и башни из мягкой стали. В дальнейшем планировалось заменить эти корпуса на броневые, а также установить более качественные двигатели. Бизнес-план на 1932 год предусматривал поставку 3000 Т-26. Для этого в феврале 1932 года танковый цех завода «Большевик» был реорганизован в завод № 174 имени К.Е. Ворошилова. Директором танкового завода стал К. Сиркен, главным инженером — С. Гинзбург. Проблемы с организацией сложных новых технологических процессов, плохое планирование производства поставщиками комплектующих, большая нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров и необходимого оборудования по-прежнему приводили к тому, что многие танки оказались бракованными и не были приняты представителями армии. 26 октября 1932 года для решения проблемы танкового производства в СССР был создан Трест специального машиностроения в составе четырех заводов. Плановое производство Т-26 на 1932 год было значительно сокращено, особое внимание уделялось повышению качества танков. В середине 1933 года было запущено производство новой модели однобашенного Т-26, вооруженного 45-мм пушкой. [ 29 ] [ 30 ]
Завод № 174 также изготовил несколько Т-26 для военно-учебных заведений. Это были танки в разобранном виде, чтобы продемонстрировать взаимное расположение и функции компонентов танка во время тренировок танкистов. [ 31 ] [ 32 ]
1931 | 1932 | 1933 | 1934 | 1935 | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | Общий | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Т-26 двухбашенный | 100 | 1361 | 576 | 1 | — | — | — | — | — | — | — | 2,038 |
Т-26 с однобашенной башней | — | — | 693 | 489 [ б ] | 553 | 447 | — | — | 945 | 1,018 | 47 [ с ] | 4,192 |
Т-26 с одноместной башней (и радиостанцией) | — | — | 20 | 457 | 650 | 826 | 550 | 716 | 350 [ д ] | 318 [ и ] | — | 3,887 |
Общий | 100 | 1,361 | 1,289 | 947 | 1,203 | 1,273 | 550 | 716 | 1,295 | 1,336 | 47 | 10,117 |
|
Производство в Сталинграде
[ редактировать ]Сталинградский тракторный завод (СТЗ) рассматривался как один из заводов по производству Т-26 с 1932 года, но производство в Сталинграде началось только в августе 1933 года. Этот процесс шел очень медленно, с большими трудностями из-за задержек с поставками механообрабатывающее оборудование и пресс-инструмент для вновь построенного завода. В 1936–1939 годах Конструкторское бюро СТЗ разработало несколько опытных танков (6 ТК, 4 ТГ, СТЗ-25, СТЗ-35) на базе танка Т-26 и транспортного тягача СТЗ-5 . Например, СТЗ-25 ( Т-25 ) имел башню, кормовую часть корпуса, двигатель и некоторые детали трансмиссии от модели Т-26. 1938 г., но колесно-гусеничный танк СТЗ-25 весил 11,7 тонны (12,9 коротких тонны ) и имел наклонную броню 16–24 мм. Руководители заводов пытались продвигать танки собственной разработки, а не производить Т-26. В результате на СТЗ не удалось организовать серийное производство Т-26, но этот опыт помог запустить Т-34 в производство в Сталинграде в 1941 году. Т-26 производства СТЗ не имели визуальных отличий от других Т-26. 26, но сталинградские танки были менее надежны и дороже. [ 34 ]
1933 | 1934 | 1935 | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Т-26 | 5 | 23 | 115 | ? | — | 30 [ а ] | ? | 10 |
|
Модернизация и ремонт
[ редактировать ]Некоторые ранние танки Т-26 ремонтировались в танковых частях или на заводах с использованием деталей более позднего производства. Это подразумевало замену цельнорезиновых опорных катков (кроме передних) и гусеничных направляющих на новые усиленные. Была добавлена броня фары, увеличена толщина брони нижней двери люка механика-водителя двухбашенных танков с 6 до 10 мм и установлены бронированные приборы наблюдения ПТ-1 или ПТК. С мая 1940 года устанавливался общий люк над двигателем, маслобаком и топливным баком. В 1940 году таким способом было модернизировано 255 Т-26, а в первой половине 1941 года усовершенствовано еще 85 танков. были Завод транспортно-транспортных машин имени С. Кирова в Ленинграде и завод № 105 имени Л. Кагановича в Хабаровске. Центральными заводами, ответственными за ремонт и модернизацию Т-26, с начала Великой Отечественной войны до 1945 года. [ 35 ]
Производство 1941 года.
[ редактировать ]Последние танки Т-26 завод № 174 выпустил в феврале 1941 года. После этого завод начал перевооружение на выпуск нового, гораздо более сложного легкого танка Т-50 . Эти работы тормозились задержками с поставками новой техники, а серийное производство Т-50 не началось в срок (запланированный на 1 июня 1941 г.). В результате руководство завода приняло решение возобновить производство Т-26, используя уже имеющиеся на складе корпуса, башни и другие детали Т-26. завод был переведен из Ленинграда в Челябинск В июле-августе 1941 г. было собрано около 47 танков Т-26 и отремонтировано 77, а в конце августа 1941 г. в Чкалов. , а затем в сентябре 1941 г. Завод № 174 производил двигатели и запасные части к ним. для Т-26, на некоторых Т-26 установлены дополнительные бронелисты, заменены огнеметы на 45-мм танковые пушки в башни 130 ХТ-133 огнеметных танков , отремонтировали танки в армейских частях (846 Т-26 с начала 1941 года) и смонтировали около 75 башен от Т-26 и Т-50 в качестве ДОТов для обороны Ленинграда. [ 36 ]
Боевая история
[ редактировать ]Т-26 поступил на вооружение Красной Армии (РККА) в 1932 году; он использовался во многих конфликтах 1930-х годов, а также во время Второй мировой войны . Т-26 вместе с БТ был основным танком бронетанковых войск РККА в межвоенный период. [ нужна ссылка ]
В 1930-е годы легкие танки Т-26 были поставлены в Испанию (281 обр. 1933 г.), Китай (82) и Турцию (60 обр. 1933 г. и 4 обр. 1931 г.). [ 37 ]
Т-26 впервые участвовал в боевых действиях во время гражданской войны в Испании . Т-26 использовались почти во всех военных операциях гражданской войны в Испании против националистов с 1936 по 1939 год и продемонстрировали превосходство над немецкими легкими танками Panzer I и итальянскими танкетками CV-33 , оба из которых были вооружены только пулеметами. Во время битвы за Гвадалахару Т-26 превзошли итальянские танкетки, вдохновив на создание первого итальянского среднего танка Fiat M13/40 . [ 38 ] Во время войны националистические силы атаковали танки бомбами с зажигательной смесью , это был первый раз, когда такое оружие использовалось на войне. [ 39 ]
Они использовались во Второй китайско-японской войне китайцами с 1938 по 1944 год, особенно в битве при перевале Куньлунь . [ нужна ссылка ]
Следующей боевой операцией, в которой участвовал легкий танк Т-26, стал советско-японский пограничный конфликт, начавшийся с боя на озере Хасан в июле 1938 года. В составе 2-й механизированной бригады совместно с 32-м и 40-м отдельными танковыми батальонами имелось 257 Т- 26, из которых к концу боя 76 танков были повреждены и 9 сгорели. [ 40 ] Небольшое количество танков Т-26, а также некоторые огнеметные танки на базе шасси Т-26 участвовали в битве на Халхин-Голе против японских войск в 1939 году. Т-26 был уязвим для японских танковых команд. вооружен коктейлями Молотова ; некачественные сварные швы оставляли бреши в бронелисте, а горящий бензин легко просачивался в боевое и моторное отделение. 37-мм пушка японского легкого танка Тип 95 , несмотря на свои посредственные характеристики, также была эффективна против Т-26. Части брони на более ранних моделях Т-26 имели клепаную конструкцию и были очень уязвимы для обоих типов атак. Использование клепаной брони на некоторых старых моделях Т-26 приводило к « расслоению », когда попадание снарядов противника, даже если им не удавалось вывести танк из строя или убить экипаж самостоятельно, заклепки отрывались и превращались в снаряды. внутри танка. [ 41 ]
Накануне Великой Отечественной войны Т-26 служили в основном в отдельных легкотанковых бригадах (в каждой бригаде было по 256–267 Т-26) и в отдельных танковых батальонах стрелковых дивизий (одна рота Т-26 состояла из 10–15 танки). Именно такие танковые части участвовали в советском вторжении в Польшу в сентябре 1939 года и в Зимней войне с декабря 1939 по март 1940 года. Зимняя война доказала, что Т-26 устарел и его конструкторский задел полностью исчерпан. Финские 37-мм противотанковые пушки и даже 20-мм противотанковые ружья легко пробивали тонкую противопульную броню Т-26, а танковые части, оснащенные Т-26, понесли значительные потери при прорыве линии Маннергейма , на которой базировались огнеметные танки. на шасси Т-26 сыграли значительную роль. [ 42 ] [ 43 ]
К середине 1941 года большая часть огромного количества танков Красной Армии серьезно изношена. Плохое качество дорог, недостатки конструкции путей в начале 1930-х годов и неадекватные услуги по техническому обслуживанию, восстановлению и ремонту - все это сказалось. В некоторых передовых бронетанковых частях до половины танков Т-26, Т-28 и БТ имели основные узлы трансмиссии (двигатель, трансмиссия или подвеска), которые были сломаны или изношены, и эти вышедшие из строя танки стояли на стоянке. и разобрали на запчасти, чтобы все остальное работало. Танки, поврежденные во время Зимней войны с Финляндией 1939 года, также были разобраны на запчасти. [ нужна ссылка ]
На 1 июня 1941 года на вооружении Красной Армии имелось 10 268 лёгких танков Т-26 всех моделей, включая боевые бронированные машины на базе шасси Т-26. Т-26 составляли большую часть боевых машин советских мехкорпусов приграничных военных округов. Например, в Западном особом военном округе на 22 июня 1941 года имелось 1136 танков Т-26 (52 процента всех танков округа). [ 44 ] Т-26 (особенно модели 1938/39) мог противостоять большинству немецких танков в 1941 году, но уступал Panzer III и Panzer IV, участвовавшим в операции «Барбаросса» в июне 1941 года, и все модели танков Красной Армии понесли серьезные потери из-за господство в воздухе немецких люфтваффе . Большая часть Т-26 Красной Армии была потеряна в первые месяцы германо-советской войны, главным образом от артиллерийских и авиационных атак противника. Многие танки вышли из строя по техническим причинам и из-за отсутствия запчастей. [ нужна ссылка ]
По мере того, как война прогрессировала и более легкие танки Германии были заменены Panzer III, Panzer IV и более тяжелыми танками, такими как Panther , Т-26 постепенно заменялся из-за истощения значительно превосходящим его Т-34 . Остальные Т-26 участвовали в боях с немцами и их союзниками в ходе Московской битвы с 1941 по 1942 год, Сталинградской битвы и битвы за Кавказ с 1942 по 1943 год. Некоторые танковые части Ленинградского фронта использовали свои Т-26. 26 танков до 1944 года. [ 45 ] [ 46 ]
Разгром японской Квантунской армии в Маньчжурии в августе 1945 года стал последней военной операцией, в которой использовались советские Т-26. [ нужна ссылка ]
Финская армия использовала трофейные Т-26 разных моделей во время Войны-продолжения , а некоторые танки служили в Финляндии для различных небоевых целей до 1961 года. Трофейные Т-26 также использовались немецкой, румынской и венгерской армиями. [ 47 ] Захваченные Румынией машины претерпели некоторые модификации (см. ниже ).
Варианты
[ редактировать ]Масса, т | Лобовая броня, мм | Бортовая и задняя броня, мм | Бронирование крыши, мм | Броня башни, мм | Вооружение | Боеприпасы (пулеметные патроны/пулеметные патроны) |
Мощность двигателя, л.с. | Запас хода (по шоссе/бездорожью), км | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Двухбашенный Т-26, 1931 г. | 8.2 | 13–15 | 13–15 | 6 | 13–15 | 2 × 7,62-мм ДТ | —/ 6615 | 90 | 130–140 /70–80 |
Двухбашенный Т-26, пушка+пулемет, 1932 г. | 8.7 | 13–15 | 13–15 | 6 | 13–15 | 1 х 37 мм+ 1 × 7,62 мм ДТ |
222/3528 | 90 | 130–140 /70–80 |
Т-26 цил. турель и радиостанция, 1933–1934 гг. | 9.4 | 15 | 15 | 6–10 | 15 | 1 × 45 мм + 1 × 7,62 мм ДТ |
124 (84) /2961 | 90 | 130–140 /70–80 |
Т-26 цил. башня, дополнительный топливный бак, радиостанция, 1935–1936 гг. | 9.6 | 15 | 15 | 6–10 | 15 | 1 × 45 мм + 1 × 7,62 мм ДТ |
122 (82) /2961 | 90 | 220–240 /130–140 |
Т-26 цил. башня заднего пулемета, 1935–1936 гг. | 9.65 | 15 | 15 | 6–10 | 15 | 1 × 45 мм + 2 × 7,62-мм ДТ |
102/2961 | 90 | 220–240 /130–140 |
Т-26 цил. турель, радиостанция, пулемет П-40 АА, 1937 г. | 9.75 | 15 | 15 | 6–10 | 15 | 1 × 45 мм + 2 × 7,62-мм ДТ |
111 (107) /2772 (3024) | 93 | 220–240 /130–140 |
Т-26 кон. башня, задний пулемет, рация, прямые борта подбашенной коробки, 1938 г. |
9.8 | 15 | 15 | 6–10 | 15 | 1 × 45 мм + 2 × 7,62-мм ДТ |
107/2772 | 95 | 220–240 /130–140 |
Т-26 кон. башня, задний пулемет, наклонные борта подбашенной коробки, 1939 г. |
10.25 | 15–20 | 15 | 6–10 | 15–20 | 1 × 45 мм + 2 × 7,62-мм ДТ |
185/3528 | 95 | 220–240 /130–140 |
Двухбашенные танки
[ редактировать ]- Т-26 образца 1931 года : [ 48 ] Двухбашенный вариант , вооруженный двумя танковыми пулеметами ДТ. Первый серийный вариант Т-26, оснащенный башнями, отличными от исходной конструкции «Виккерса» (советские башни были выше и имели смотровое окно). Танки выпуска с 1931 по март 1932 года имели клепаный корпус и башни, глушитель, крепившийся двумя хомутами, и отсутствовали крышки над воздуховыпускным окном. Около 1177 Т-26 обр. В 1931 г. танки, вооруженные пулеметами, были приняты на вооружение Красной Армии, имевшей на 1 апреля 1933 г. 1015 таких двухбашенных танков.
- Т-26 образца 1931 года с пушечно-пулеметным вооружением : [ 49 ] [ 50 ] двухбашенный вариант с 37-мм пушкой в правой башне (в некоторых современных источниках этот танк упоминается как Т-26 образца 1932 года ). В СССР существовало в то время две модели 37-мм пушек, пригодных для установки на легкие танки, — пушка Гочкиса (или ее советский улучшенный вариант ПС-1) и более мощная пушка ПС-2 разработки П. Сячентова. Последний был лучше, но существовали только экспериментальные модели. Поэтому первые 10 предсерийных Т-26, имевших конструкцию, идентичную 6-тонному «Виккерсу», были оснащены пушкой Гочкиса в правой башне для увеличения огневой мощи по сравнению с танком «Виккерс», вооруженным пулеметом. Опытная пушка ПС-2 была установлена всего на трех танках Т-26, правые башни которых были заменены небольшими орудийными башнями от Т-35-1 (прототип тяжелого танка Т-35 ). [ нужна ссылка ]
Поскольку серийное производство орудия ПС-2 затянулось, Главное артиллерийское управление РККА отдало предпочтение новому орудию. Он был разработан Артиллерийским конструкторским бюро завода Большевик» « , построен из деталей, взятых от ранее закупленной немецкой 37-мм противотанковой пушки разработки компании «Рейнметалл» и пушки ПС-2. Эта система прошла успешные испытания и Артиллерийский завод № 8 имени М. Калинина приступил к ее серийному производству под обозначением Б-3 (5К). Пушка Б-3 имела меньшую отдачу и меньший по размеру затвор по сравнению с ПС-2, поэтому ее можно было легко установить в обычную пулеметную башню Т-26. Первый двухбашенный Т-26 был вооружен пушкой Б-3 в правой башне в конце 1931 года. К сожалению, серийное производство пушки Б-3 шло медленно из-за плохой технологии производства (ни одна из 225 орудий, выпущенных в 1931 году, не была приняты представителями армии, чтобы выполнить первоначальный заказ на 300 орудий, размещенный в августе 1931 года, потребовалось до 1933 года). Готовые орудия Б-3 устанавливались на Легкие танки БТ-2 после середины 1932 года. Это означало, что двухбашенные танки Т-26 продолжали оснащаться старыми 37-мм пушками Гочкиса (ПС-1). Поскольку производство пушки ПС-1 было прекращено, часть орудий была изъята со складов военного снабжения и отправлена на слом МС-1 (Т-18) . танков [ нужна ссылка ]
Первоначально планировалось вооружить каждый пятый Т-26 37-мм пушкой в правой башне, но в итоге пропорция оказалась несколько выше. Около 450 двухбашенных Т-26 обр. В 1931–1933 гг. выпускались танки 1931 г. с 37-мм пушкой в правой башне (из них только 20–30 танков с пушкой Б-3). Всего было 392 Т-26 обр. Танки образца 1931 года с пушечно-пулеметным вооружением в Красной Армии на 1 апреля 1933 года. [ 49 ] [ 50 ]
- Т-26 (БПК) [ 51 ] [ 52 ] (БПК — батальонная пушка Курчевского или «батальонная пушка Курчевского»): двухбашенный вариант с 76,2-мм безоткатным орудием (или «пушкой динамического реагирования», как ее тогда называли) в правой башне. В конце 1933 года М. Тухачевский предложил оснастить некоторые Т-26 обр. Танки образца 1931 г. с 76,2-мм безоткатным орудием БПК конструкции Л. В. Курчевского в правой башне для повышения огневой мощи. Один прототип танка был построен в 1934 году. БПК имел начальную скорость 500 м/с (1640 футов/с) и дальность действия 4 км (2,5 мили). Танк был способен нести 62 выстрела по 4 кг. Испытание, проведенное 9 марта 1934 года, продемонстрировало значительное увеличение огневой мощи, однако безоткатное орудие оказалось трудно перезаряжать на ходу, а мощный взрыв, исходивший за орудием при выстреле, был опасен для пехотинцев, стоящих за танком. Недостатки наблюдались и в конструкции самого орудия, поэтому плановое перевооружение двухбашенных танков Т-26 на безоткатные орудия не состоялось. [ нужна ссылка ]
- Т-26 ТУ [ 53 ] (ТУ — танк управления или «командирский танк»): двухбашенный вариант с симплексной радиостанцией № 7Н (дальность связи — 10 км) и поручневой рамочной антенной на корпусе. Антенный вывод располагался в передней части крыши подбашенной коробки между башнями. Машина предназначалась для командиров взводов (и выше). Три таких танка прошли успешные испытания в сентябре 1932 года и еще семь радиостанций были поставлены на завод № 174, но неизвестно, устанавливались ли они когда-либо на двухбашенные танки Т-26. Серийное производство двухбашенных командирских радиотанков планировалось начать 1 января 1933 года, однако этого не произошло из-за нехватки радиостанций № 7Н и из-за внедрения однобашенных Т-26 с серийно выпускаемыми 71 танками. -Радиостанции ТК-1. [ нужна ссылка ]
Один двухбашенный Т-26 был передан в НИИ связи в марте 1932 года для разработки специальных танковых средств связи. Планировалось оснастить каждый танк телефонной клавиатурой, а танк командира взвода - телефонным коммутатором на шесть абонентов (четыре для танков во взводе, один для связи с пехотой и один для связи со штабом). На задней части танка устанавливалась специальная клеммная колодка для подключения проводов связи. Работа оставалась экспериментальной. [ 53 ]
Однобашенные танки
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2024 г. ) |
- Т-26 образца 1933 года : однобашенный вариант, вооруженный 45-мм танковой пушкой 20К и танковым пулеметом ДТ. Эта версия имела новую цилиндрическую башню с большой задней нишей. Некоторые танки оснащались радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг башни (так называемые радиотанки). В 1935 году их модернизировали со сварным корпусом и башней, а в 1936 году — с задним танковым пулеметом ДТ в башне. В 1937 году некоторые танки были оснащены зенитным пулеметом и прожектором. Модель 1933 года была самым массовым вариантом. [ нужна ссылка ]
- Т-26 образца 1938 года : новая коническая башня, небольшие изменения в деталях корпуса, увеличен объем топливных баков. Танковая пушка мод. 1937 г. и обр. 1938 г. оснащались электрическим затвором и вертикально-стабилизированным оптическим прицелом ТОП-1 (или оптическим прицелом ТОС на модели 1938 г.).
- Т-26 образца 1939 года ( Т-26-1 ) : подбашенная коробка с наклонными броневыми листами, на некоторых танках убран задний пулемет, двигатель мощностью 97 л.с. Танки выпуска после 1940 года оснащались подбашенной коробкой из 20-мм гомогенной брони, унифицированным прибором наблюдения и новым подбашенным погоном. Некоторые танки были оснащены бронеэкранами. Всего было выпущено около 1975 танков Т-26 с конической башней (Т-26 обр. 1938 г., Т-26 обр. 1939 г.). [ 54 ]
- Т-26 экранирован : [ 55 ] танк с дополнительным бронированием (накладная броня). В некоторых современных источниках этот танк упоминается как Т-26Э (Э — экранированный или «экранированный»). Завод № 174 разработал конструкцию накладной брони толщиной 30–40 мм для всех типов однобашенных Т-26 в годы Зимней войны . 30 декабря 1939 года заводские испытания показали, что Т-26 с накладной броней успешно противостоит огню 45-мм противотанковой пушки на дальности от 400 до 500 метров. Бортовые и лобовые бронелисты крепились с помощью тупых болтов и электросварки. К середине февраля 1940 года РККА получила 27 экранированных Т-26 обр. 1939 танков и 27 ХТ-133 огнеметных танков ; дополнительно 15 Т-26 обр. В начале марта 1940 года в мастерских 8-й армии в Суоярви было забронировано 1939 танков . Всего за время Зимней войны было использовано 69 Т-26 с накладной броней и еще 20 поступило в танковые части после окончания войны. . Боевое применение доказало, что финские легкие противотанковые пушки не могут пробить броню этих танков. [ нужна ссылка ]
Т-26 мод. 1939 г. с аппликацией брони весил 12 тонн (13 коротких тонн ), что вызывало перегрузку ходовой части, трансмиссии и двигателя легкого танка. Водителям рекомендовали использовать только пониженные передачи.
В годы Великой Отечественной войны установка аппликационной брони толщиной 15–40 мм на около сотни различных Т-26 производилась местными заводами Ленинграда в 1941–1942 годах, во время блокады Одессы (1941) , битвы за Москву и Блокада Севастополя (1941–1942) . Раскрой бронелистов был более грубым, чем сложившийся во время Зимней войны; Большинство этих модифицированных танков не имели подвижной бронемаски орудия, как это было в оригинальной конструкции завода № 174, а некоторые танки имели только переднюю накладную броню. [ 55 ]
Артиллерийские танки
[ редактировать ]- Т-26 с башней А-43 : [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] артиллерийский Т-26 или «танк огневой поддержки» с башней, разработанный изобретателем-самоучкой Н. Дыренковым в Опытно-конструкторском бюро Управления механизации и моторизации РККА (УММ РККА). Два типа башен, вооруженных 76-мм полковой пушкой обр. 1927 года и танковый пулемет ДТ в шаровой установке, собирались Ижорским заводом . Они были частично прессованы и сварены. Первая разновидность устанавливалась на Т-26 обр. 1931 г. - в феврале 1932 г., а второй тип - в ноябре 1932 г. (в последнем случае задний бронелист подбашенной коробки был выполнен наклонным). [ нужна ссылка ]
Выяснилось, что башня А-43 очень тесна для двух членов экипажа; у него было недостаточно поля наблюдения; отсутствовала вентиляция башни, что затрудняло непрерывную стрельбу; и вращать башню вручную было сложно. В начале 1933 года появилась новая 76-мм танковая пушка КТ обр. 1927/32 г. с уменьшенной (с 900 мм до 500 мм) длиной отката был установлен в башне А-43. Башня по-прежнему была очень тесным местом для членов экипажа. Боекомплект на 54 снаряда оказался неудачным, и от башни А-43 военные отказались. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
- Т-26-4 : [ 59 ] артиллерийский танк с увеличенной башней, вооруженный 76,2-мм танковой пушкой КТ обр. 1927/32 г. (в некоторых современных источниках этот танк упоминается как Т-26А , А — артиллерийский или «артиллерийский»). Башня разработана заводом «Большевик» (с февраля 1932 г. — КБ созданного завода № 174) в 1931–1932 гг.; он устанавливался на Т-26 обр. 1931 г., ноябрь 1932 г. В отличие от башни А-43, башня завода № 174 была гораздо удобнее для экипажа. Башня Т-26-4 во многом напоминала главную башню среднего танка Т-28 . [ нужна ссылка ]
Т-26-4 с танковой пушкой КТ успешно прошел испытания, в 1933–1934 годах в качестве опытной партии было построено пять машин. Первоначально планировалось вооружить три таких Т-26-4 76,2-мм танковой пушкой КТ обр. 1927/32 г. и два других танка с 76,2-мм танковой пушкой ПС-3. Танковая пушка ПС-3 была разработана в Опытном инженерно-механическом отделении (ОКМО) завода № 174 инженером П. Сячентовым. ПС-3 имел лучшие характеристики по сравнению с серийной танковой пушкой КТ, а также имел ряд технических новшеств (ножной переключатель стрельбы, оригинальное учебное снаряжение, фиксацию походного положения, бинокулярный оптический прицел). Т-26-4, вооруженный танковой пушкой ПС-3, прошел испытания в октябре 1933 года, но выяснилось, что ПС-3 слишком мощный для легкого танка Т-26 — при стрельбе из пушки деформировалось кольцо башни и крыша корпуса. и пружины подвески были повреждены. Было решено вооружить Т-26-4 только 76,2-мм танковой пушкой КТ. Все пять опытных артиллерийских танков Т-26-4 прошли испытания в ходе войсковых учений под Ленинградом в сентябре 1934 года до запланированного серийного производства 50 таких машин в 1935 году. Но 19 сентября 1934 года произошел инцидент с Т-26-4: удар -обратно из-за разрушения гильзы при обстреле. Несмотря на то, что этот дефект не был связан с конструкцией башни, военные представители отменили заказ на производство Т-26-4. Также ведутся работы по проектированию безбашенных Тогда же началось производство артиллерийских танков АТ-1, вооруженных мощной 76,2-мм танковой пушкой ПС-3. Конструкция башни Т-26-4 повторяла конструкцию серийного артиллерийского танка БТ-7А . [ 59 ]
В 1939 году Бронетанковое управление Красной Армии (АБТУ РККА) приказало разработать для Т-26 новую коническую башню, аналогичную башне БТ-7 , и вооружить ее 76,2-мм танковой пушкой Л-10. Инженеры завода № 174 посчитали невозможным реализацию этого проекта, поскольку это привело бы к значительной перегрузке шасси Т-26. [ 59 ]
Боевые бронированные машины
[ редактировать ]На базе Т-26 в 1930-е годы было разработано большое количество различных боевых бронированных машин. Среди них были огнеметные (химические) танки ХТ-26, ХТ-130 и ХТ-133 (выпущено 552, 401 и 269 машин соответственно); артиллерийские тягачи Т-26Т (выпущено 197 штук); дистанционно управляемые танки ТТ-26 и ТУ-26 (выпущено 162 телетанка всех моделей); танки-мостоукладчики СТ-26 (выпущено 71 шт.); САУ СУ-5 (выпущено 33); экспериментальные БТР, разведывательные машины и многие другие. Большинство этих машин было разработано на Ленинградском заводе экспериментального машиностроения (с 1935 года - завод № 185 имени С.М. Кирова) талантливыми советскими инженерами П.Н. Сячентовым, С.А. Гинзбургом, Л.С. Трояновым, Н.В. Цейцем, Б.А. Андрихевичем, М.П. Зигель и др. Для Т-26 было разработано различное бортовое оборудование, в том числе приспособления для разминирования, надувные понтоны и система шноркеля для преодоления водных преград, устройства для преодоления препятствий и многое другое. Легкие танки Т-26 также модифицировались в различные боевые бронированные машины в полевых условиях во время войны. [ 60 ]
Иностранные варианты
[ редактировать ]- 7,5 cm Pak 97/38(f) auf Pz.740(r) : десять Pak 97/38 противотанковых орудий со щитами были экспериментально установлены на шасси трофейного советского легкого танка Т-26, в результате чего были получены машины, получившие обозначение 7,5 cm Pak 97/. 38(f) для Pz.740(r). Эти САУ служили в составе 3-й роты 563-го противотанкового дивизиона, а 1 марта 1944 года были заменены на Marder III.
- Т-26К К=Коулутус (Инструкция): финский вариант, используемый для обучения водителей. Похож на артиллерийский тягач Т-26Т, но с более квадратной надстройкой. 5 построено на базе трофейных Т-26 с 1947 по 1952 год. [ 61 ]
- Т-26В V=Vetäjä (Буксировка): предлагается финский вариант для буксировки противотанковых орудий. Аналог артиллерийского тягача Т-26Т. 3 прототипа переоборудованы из трофейных Т-26 в 1944 году. [ 61 ]
- Т-26/37 : предложение Румынии перевооружить трофейные Т-26 37-мм пушками «Шкода» и 7,92-мм пулеметами ZB. [ 62 ] [ 63 ]
- Vânătorul de care R35 : румынский истребитель танков на базе Renault R35 , использующий 45-мм пушку 20-К Т-26. Первый прототип даже использовал башню трофейного Т-26. [ 64 ]
Выжившие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2024 г. ) |
В различных музеях и военных училищах (в основном российских, испанских, турецких и финских) сохранилось около 45 танков Т-26 различных моделей. [ 65 ] [ 66 ] Наиболее заметные из них:
- Двухбашенный Т-26 обр. 1931 г. в Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве (Россия): этот танк 115-й стрелковой дивизии с пробоинами был поднят со дна реки на месте переправы через Невский Пятачок в июле 1989 года водолазным клубом "Катран" . Машина восстановлена в Пярнуском учебном танковом полку Ленинградского военного округа . В дар музею он был передан в феврале 1998 года. В настоящее время сохранилось всего два таких автомобиля.
- Двухбашенный Т-26 обр. 1931 года с пушечно-пулеметным вооружением и клепаным корпусом в Кубинке Танковом музее в Московской области (Россия). Единственный сохранившийся двухбашенный Т-26, вооруженный 37-мм пушкой.
- Т-26 мод. 1933 г. в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве (Россия): вариант позднего производства был передан из Кубинского танкового музея в 1980-х годах.
- Т-26 мод. 1933 год в музее-диораме «Прорыв Ленинградской блокады» в деревне Марьино под Кировском Ленинградской области (Россия): этот танк был поднят со дна реки на Невском Пятачке в мае 2003 года, без башни и с большим снарядом. отверстие на правой стороне корпуса. Теперь он отображается с башней, но пробоина в корпусе все еще присутствует.
- Т-26 мод. 1933 г. в Музее Северо-Западного фронта в Старой Руссе Новгородской области (Россия): этот танк был поднят из реки Ловать в 1981 году и стал памятником советским танкистам в деревне Коровичино (Новгородская область). Машина передана музею в мае 2004 года. У танка неаутентичные гусеницы.
- Т-26 мод. 1933 год в музее казарм Эль-Голосо в Мадриде (Испания): танк (испанский тактический номер 135) с националистической испанской маркировкой с прижатой маской орудия вооружен пулеметом Гочкиса вместо танкового пулемета ДТ. Выпуска 1936 года. Зенитный пулемет и поручневая радиоантенна - поздние макеты.
- Т-26 мод. 1933 г., в Museo Histórico Militar de Cartagena, Испания, с националистической испанской маркировкой, в пригодном для эксплуатации состоянии.
- Т-26 мод. 1933 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): финский тактический номер Ps 163–33, в ходовом состоянии.
- Т-26 мод. 1933 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): во многих источниках этот танк описывается как ранняя версия Т-26 обр. 1933 г. Но на самом деле это финская военная модернизация (финский тактический номер Пс 163–16) корпуса от ХТ-26 огнеметного танка (который можно узнать по заклепкам для крепления бака горючей смеси, заклепкам для петли заправочного люка слева и приварного сливного отверстия справа за передней гусеничной тележкой) с навесной клепаной башней с небольшой задней нишей с самого начала БТ-5 . Легкий танк [ 67 ]
- Т-26 мод. 1933 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): финская модернизация военного времени (финский тактический номер Ps 163–28) корпуса огнеметного танка ХТ-26 с навесной башней от легкого танка БТ-7 .
- Т-26 мод. 1933 год перед Военным музеем Стамбула (Турция). Один из 64 танков Т-26, закупленных у России в 1934 году. Т-26 оставался на вооружении турецкой армии до 1943 года.
- Т-26 мод. 1939 г. в Танковом музее Кубинки, Московская область (Россия): танк с прессованным лобовым бронелистом башни находится в работоспособном состоянии (двигатель ГАЗ-41 от БРДМ-2 установлен в 2005 г.). Танк имеет боевые повреждения, полученные в годы Великой Отечественной войны (множество следов от бронебойных пуль и заваренная пробоина на правом борту башни от 50-мм снаряда).
- Т-26 мод. 1939 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): финская модернизация военного времени (финский тактический номер Ps 164–7); корпус от ХТ-133 огнеметного танка с навесной башней от Т-26 обр. 1938/1939 г. и шаровую установку для танкового пулемета ДТ в лобовом бронелисте корпуса.
- Огнеметный танк ХТ-130 в Танковом музее Кубинки, Московская область (Россия): на самом деле это телетанковая машина управления ТУ-26 с макетом огнемета.
- Огнеметный танк ХТ-130 в в/ч № 05776 в Борзя городе Читинской области (Россия): памятник (с 1995 года) с некомплектным шасси (отсутствует одна гусеничная тележка; гусеницы и ведущие колеса взяты от М3 «Стюарт» американского ). легкий танк). До 1990 года машина стояла на территории одной из воинских частей 39-й советской армии (расположенной в Монголии) Забайкальского военного округа . Единственный сохранившийся ХТ-130 в настоящее время.
- Т-26 образца 1933 года в танковом музее Бовингтона , Великобритания. Автомобиль Т-26А. Восстановлен, переоборудован в Т-26Б и использован финскими войсками.
Операторы
[ редактировать ]- Националистический Китай — под управлением 200-й дивизии. [ 68 ]
- Финляндия — захвачена во время Зимней войны. [ 69 ]
- Нацистская Германия — Захваченная советская техника [ 70 ]
- Королевство Венгрия – Захваченная советская техника [ 70 ]
- Королевство Румыния – Захваченная советская техника [ 70 ]
- Советский Союз — Т-26 эксплуатировались еще в августе 1945 года. [ 71 ]
- Испанская Республика — около 300 танков были поставлены Советским Союзом и использовались в гражданской войне в Испании. [ 72 ] [ 73 ]
- Испанские националисты — ограниченное использование трофейных республиканских танков в гражданской войне в Испании. [ 74 ]
- Турция − 64 Т-26 мод. 1933-е годы [1934-1943] (В 1932 году получены два Т-26 обр. 1931 г. и Т-27). [ 75 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Коломиет 2007 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с Коломиет 2007 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Франко, Танк гражданской войны в Испании , с. 74. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Кандил 1999 , стр. 34.
- ^ Свирин и Коломиец 2000 , с. 4.
- ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 34–35.
- ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 44–57.
- ^ Коломиет 2007 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Коломиет 2007 , с. 6–9.
- ^ Baryatinskiy 2003 , p. 2.
- ^ Коломиет 2007 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б Свирин 2007 , стр. 162–172.
- ^ Свирин 2007 , стр. 173–174.
- ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 3–4.
- ^ Солянкин и др. 2002 , стр. 89–91.
- ^ Baryatinskiy 2003 , p. 20.
- ^ Baryatinskiy 2003 , p. 24.
- ^ Jump up to: а б с д и Коломиет 2007 , с. 16–17.
- ^ Baryatinskiy 2003 , p. 4.
- ^ Коломиет 2007 , с. 11.
- ^ Baryatinskiy 2003 , p. 25.
- ^ Baryatinskiy 2003 , p. 6.
- ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 30–31.
- ^ Baryatinskiy 2003 , p. 31.
- ^ Baryatinskiy 2003 , p. 17.
- ^ Коломиет 2007 , с. 50.
- ^ Солянкин и др. 2002 , с. 76.
- ^ Коломиет 2007 , с. 10.
- ^ Коломиет 2007 , стр. 11–14.
- ^ Свирин 2007 , стр. 172–180.
- ^ Коломиет 2007 , с. 61.
- ^ Свирин 2007 , стр. 177–178.
- ^ Baryatinskiy 2006 .
- ^ Коломиет 2007 , стр. 60–61.
- ^ Коломиет 2007 , с. 62.
- ^ Коломиет 2007 , стр. 64–65.
- ^ Маэ 2011 .
- ^ Барятинский 2006а , с. 81.
- ^ Пейн и Паласиос, 2014 , с. 174.
- ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 45–46.
- ^ Барятинский 2006а , с. 84–85.
- ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 48–49.
- ^ Коломиет 2001 , стр. 48–49.
- ^ Барятинский 2006а , с. 96–97.
- ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 57–58.
- ^ Барятинский 2006а , с. 100–101.
- ^ Барятинский 2006а , с. 62–63.
- ^ Коломиет 2007 , стр. 10–15.
- ^ Jump up to: а б Коломиет 2007 , с. 18–21.
- ^ Jump up to: а б Baryatinskiy 2003 , pp. 6–9.
- ^ Коломиет 2007 , с. 21.
- ^ Солянкин и др. 2002 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Коломиет 2007 , с. 14.
- ^ Коломиет 2007 , стр. 48–60.
- ^ Jump up to: а б Коломиет 2007 , с. 66–77.
- ^ Jump up to: а б Коломиет 2007 , с. 22–24.
- ^ Jump up to: а б Свирин 2007 , стр. 333–336.
- ^ Jump up to: а б Солянкин и др. 2002 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с Коломиет 2007 , с. 23–27.
- ^ Коломиет 2007 , стр. 82–123.
- ^ Jump up to: а б «Птрофейные танки» . Сайт егерского взвода . Проверено 30 декабря 2013 г.
- ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 253.
- ^ Мартинес, Джошуа (16 октября 2016 г.). «Т-26/37 мм» . танки-энциклопедия.com . Проверено 1 июля 2021 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ Эксуорси, Скафеш и Крэчунойу 1995 , стр. 227.
- ^ Дриг, Евгений. Сохранившаяся до наших дней техника 30-х – начала 40-х годов [Сохранившиеся автомобили 30-х – начала 40-х годов]. mechcorps.rkka.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 25 июля 2013 г. Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ «Выжившие легкие танки Т-26» (PDF) . the.shadock.free.fr . 11 мая 2010 года . Проверено 19 мая 2010 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ Коломиет 2007 , стр. 78–81.
- ^ Несс и Ши, 2016 , стр. 110–115.
- ^ Сокиера 2014 , с. 846.
- ^ Jump up to: а б с Барятинский 2006а , с. 62−63.
- ^ Хистанд, Уильям Э. «Советские танки в Маньчжурии, 1945 год: последний безжалостный блицкриг Красной Армии во Второй мировой войне» . Блог Оспри . Издательство Оспри . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ Сокиера 2014 , с. 845.
- ^ Кандил 2021 , с. 81−85.
- ^ Кандил 2021 , стр. 84.
- ^ Орикс. «Отсутствие Второй мировой войны: немецкая и союзническая техника, используемая Турецкой Республикой» . Орикс . Проверено 23 марта 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]Опубликованные источники
[ редактировать ]- Аппель, Эрик; и др. (2001). Экберг, Хенрик (ред.). Финляндия и криг 1939–1940 - första delen (на шведском языке). Эспоо, Финляндия: Schildts förlag Ab. стр. 261. ISBN 951-50-1182-5 .
- Эксуорси, Марк; Скафеш, Корнел; Крэчунойу, Кристиан [на румынском языке] (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941-1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 9781854092670 .
- Барятинский, Михаил (2003). Легкий Танк Т-26 (Легкий Танк Т-26) . Москва: Моделист-Конструктор. Спецвыпуск №2. Подписной индекс в каталоге Роспечати 73474.
- Барятинский, Михаил (2006). Легкие танки: Т-27, Т-38, БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70 . Хершам, Суррей: Ян Аллан. ISBN 0-7110-3163-0 .
- Baryatinskiy, Mikhail (2006a). Sovetskie tanki v boyu. Ot T-26 do IS-2 (Soviet tanks in action. From T-26 to IS-2) (in Russian). Moscow: YAUZA, EKSMO. ISBN 5-699-18740-5 .
- Кандил, Антонио Дж. (1 марта 1999 г.). «Миссия по оказанию помощи республиканцам проверила доктрину и оборудование». Броня . Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. ISSN 0004-2420 .
- Дейли, Джон (1999). «Советские и немецкие советники проверяют доктрину» в журнале «Армор» , 1 мая 1999 года. Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. ISSN 0004-2420.
- Франко, Лукас Молина (2005). Panzer I: Начало саги (на испанском языке). Мадрид, Испания: AF Editores. ISBN 978-84-96016-51-4 .
- Франко, Лукас М. (2006). «Танк гражданской войны в Испании». История Старой Иберии (на испанском языке). № 13. ISSN 1699-7913 .
- Гарсия, Хосе Мария; Лукас Молина Франко (2005). Ла Брюнете (на испанском языке). Вальядолид: Quiron Ediciones. п. 80. ИСБН 84-96016-28-5 .
- Гарсиа, Хосе Мария; Франко, Лукас Молина (2006). Оружие гражданской войны в Испании (на испанском языке). Мадрид: Сфера книг. п. 613. ИСБН 84-9734-475-8 .
- Гланц, Дэвид М. (1998). Спотыкающийся Колосс . Лоуренс, Канзас: Канзас Пресс. п. 374. ИСБН 0-7006-0879-6 .
- Гланц, Дэвид М.; Джонатан М. Хаус (1995). Когда столкнулись титаны: Как Красная Армия остановила Гитлера . Лоуренс, Канзас: Канзас Пресс. п. 414 . ISBN 0-7006-0899-0 .
- Хаус, Джонатан М. (1984). На пути к общевойсковой войне: обзор тактики, доктрины и организации XX века . Форт Ливенворт, Канзас: Колледж командования и генерального штаба армии США. п. 231.
- Хьюз-Уилсон, Джон (2006). «Снег и резня в Суомуссалми» в журнале «Военная история» , 1 января 2006 г. ISSN 0889-7328.
- Йоргенсен, Кристер; Манн, Крис (2001). Стратегия и тактика: Tank Warfare . Оцеола, США: Издательская компания MBI. п. 176 . ISBN 0-7603-1016-5 .
- Кантакоски, Пекка (1998). Красные танки: Бронетанковые войска Красной Армии 1918–1945 [ Красные танки: Бронетанковые войска Красной Армии 1918–1945 ] (на финском языке). Хямеенлинна: Ilves-Paino Oy. п. 512. ИСБН 951-98057-0-2 .
- Коломиец, Максим (2001). Танки в Зимней войне 1939–1940 (Танки в Зимней войне 1939–1940). Фронтовая иллюстрация № 3 (на русском языке). Москва: Стратегия КМ. п. 82. ИСБН 978-5-699-20928-6 .
- Kolomiets, Maxim; Svirin Mikhail (2003). Legkiy tank T-26. 1931–1941 (The Light Tank T-26. 1931–1941). Frontline Illustration No. 1 (in Russian). Moscow: Strategiya KM. p. 79. ISBN 5-901266-01-3 .
- Kolomiets, Maxim; Svirin Mikhail (2003). T-26: mashiny na ego base (T-26: The Vehicles on its Base). Frontline Illustration No. 4 (in Russian). Moscow: Strategiya KM. p. 80. ISBN 5-901266-01-3 .
- Kolomiets, Maxim (2007). T-26. Tyazhelaya sud'ba legkogo tanka (T-26. The Heavy Fate of the Light Tank) (in Russian). Moscow: Yauza, Strategiya KM, EKSMO. ISBN 978-5-699-21871-4 .
- Макси, Кеннет (1970). Танки: история боевой бронированной машины . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 160. СБН 684-13651-1.
- Маэ, Янн (февраль 2011 г.). «Блиндорама: Ла Тюрки, 1935–1945». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 41. Характер. стр. 4–7. ISSN 1765-0828 .
- Миллер, Дэвид (30 июня 2000 г.). Иллюстрированный справочник танков и боевых машин: от Первой мировой войны до наших дней . Зенит Пресс. п. 480. ИСБН 0-7603-0892-6 .
- Мошнягу, Мариан [на румынском языке] ; Боцогина, Юлиан-Стелиан; Манолеску, Мариана-Даниела; Стойка, Леонтин-Василе; Сойтариу, Михай-Космин (2012). Румынская армия и эволюция танкового вооружения. Документы (1919–1945) (PDF) (на румынском языке). Питешть, Румыния: Издательство Государственного университета Питешть. ISBN 978-606-560-252-6 .
- Муикку, Эса; Юкка Пурхонен (1998). Финская бронетехника 1918–1997 гг. (на финском и английском языках). Ювяскюля: Апали. п. 208. ИСБН 952-5026-09-4 .
- Пейн, Стэнли Г.; Паласиос, Хесус (2014). Франко: Личная и политическая биография . Университет Висконсина Пресс. ISBN 9780299302139 .
- Раус, Эрхард (2002). Питер Г. Цурас (ред.). Танки на Восточном фронте: генерал Эрхард Раус и его танковые дивизии в России, 1941–1945 гг . Соединенные Штаты Америки: Greenhill Books. п. 253. ИСБН 0-7394-2644-3 .
- Регенберг, доктор Вернер; Хорст Шайберт (1990). Трофейные танки под немецким флагом . Соединенные Штаты Америки: Шиффер. п. 49 . ISBN 0-88740-201-1 .
- Rybalkin, Yuriy (2000). Operatsiya "X". Sovetskaya voennaya pomoshch respublikanskoy Ispanii 1936–1939 (Operation X. The Soviet Military Aid to Republican Spain 1936–1939) (in Russian). Moscow: AIRO-XX. p. 149. ISBN 5-88735-067-9 .
- Solyankin, Alexander; Pavlov, Ivan; Pavlov, Mikhail; Zheltov, Igor (2002). Otechestvennye bronirovannye mashiny. XX vek. Tom 1: 1905–1941 (Native Armoured Vehicles. 20th century. Vol. 1: 1905–1941) (in Russian). Moscow: Exprint. ISBN 5-94038-030-1 .
- Свирин Михаил; Коломиец, Максим (2000). Легкий танк Т-26 (Легкий танк Т-26) . Армада (на русском языке). Том. 20. Москва: Экспринт. ISBN 5-94038-003-4 .
- Svirin, Mikhail (2007). Bronya krepka. Istoriya Sovetskogo tanka 1919–1937 (The armour is strong. A history of Soviet tank 1919–1937) (in Russian). Moscow: Yauza, EKSMO. p. 384. ISBN 978-5-699-13809-8 .
- Уикс, Джон (1975). Мужчины против танков: история противотанковой войны . Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки: Мейсон Чартер. п. 189 . ISBN 9780884051305 .
- Вудел, Розмари К. (апрель 2003 г.). Замерзание в аду в «Военной истории» , Том. 20 Выпуск 1. ISSN 0889-7328
- Залога, Стивен Дж. « Операции советских танков во время гражданской войны в Испании. Архивировано 5 октября 2009 г. в Wayback Machine », в Журнале славянских военных исследований , том 12, № 3, сентябрь 1999 г.
- Сток, Стивен Дж. , Джеймс Грандсен (1981). Советские тяжелые танки . Лондон: Издательство Osprey. ISBN 0-85045-422-0 .
- Залога, Стивен Дж., Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-606-8 .
- Кандил, Энтони Дж. (3 мая 2021 г.). Танковые бои в Испании: танковая война во время гражданской войны в Испании 1936–1939 гг . Каземат. ISBN 978-1-61200-971-1 .
- Сокиера, Джейсон М. (2 декабря 2014 г.). Даулинг, Тимоти К. (ред.). Россия в войне [2 тома]: От монгольского завоевания до Афганистана, Чечни и за его пределами [2 тома] . Издательство Блумсбери США. стр. 845–846. ISBN 978-1-59884-948-6 .
- Несс, Лиланд; Ши, Бин (16 сентября 2016 г.). Канчжан: Путеводитель по сухопутным войскам Китая 1937–45 . Гелион, Лимитед. ISBN 978-1-912174-46-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Т-26: История разработки и боевое применение. Архивировано 19 декабря 2013 г. на Wayback Machine , краткая информация о Т-26.
- Т-26 мод. 1931 г. Архивировано 2 марта 2009 г. в Wayback Machine , фотографии двухбашенного Т-26.
- Т-26 мод. 1933 г. Архивировано 2 марта 2009 г. в Wayback Machine , фотографии Т-26 обр. 1933 год
- Т-26 мод. 1938/39. Архивировано 2 марта 2009 г. в Wayback Machine , фотографии Т-26 обр. 1938 г. и обр. 1939 год
- Т-26 с дополнительной броней. Архивировано 4 марта 2010 г. на Wayback Machine , фотографии Т-26 с аппликацией брони.
- Легкий танк Т-26 , боевое применение Т-26 (на русском языке), много фотографий Т-26.
- Иностранные танки на вооружении Финляндии , Справочник по истории Оси, История Оси
- Российские легкие танки Т-26 , www.wwiivehicles.com
- Феррис, Дэйв (2000–2003). « Русский/советский раздел I (1915–1944) Русский/советский раздел I (1915–1944) », в «Книге танков: портативное руководство для варгеймеров по танкам, самоходным орудиям, бронемашинам и бронетранспортерам времен мировой войны». Я в 1990-е годы , самостоятельная публикация, URL-адрес доступен 10 ноября 2006 г.
- Танки Т-26 , Танки Т-26 в музеях и памятниках
Видео
[ редактировать ]- Танк Т-26 , Т-26 мод. 1939 г. в рабочем состоянии из Танкового музея в Кубинке, Россия (с краткой исторической справкой о бронетанковых войсках СССР того времени, на русском языке)
- Танк Т-26 , Т-26 мод. 1939 года в рабочем состоянии из Танкового музея в Кубинке (Россия).
- Танк Т-26 , копия Т-26 мод. 1933 год (с исторической сценой, на русском языке)
- Танк Т-26 , Т-26 мод. 1939 г. в рабочем состоянии из Танкового музея Парола (Финляндия).
- Танк Т-26 , Т-26 мод. 1939 г. в рабочем состоянии из Танкового музея Парола (Финляндия).
- Легкие танки Советского Союза
- Межвоенные танки Советского Союза
- Танки Советского Союза времен Второй мировой войны.
- Многобашенные танки
- Военная техника, представленная в 1930-х годах.
- Отношения Советского Союза и Великобритании
- Автомобили, представленные в 1931 году.
- Легкие танки межвоенного периода
- Легкие танки времен Второй мировой войны