Jump to content

Т-26

(Перенаправлено с ХТ-26 )

Т-26
Т-26 мод. 1933 год, музей «Прорыв Ленинградской блокады » под Кировском Ленинградской области . Этот танк был поднят со дна реки на Невском Пятачке в мае 2003 года.
Тип Легкий танк
Место происхождения Советский Союз
История обслуживания
В эксплуатации
Используется См . Операторы
Войны
История производства
Дизайнер Виккерс-Армстронг , ОКМО завода «Большевик » в Ленинграде
Разработанный 1928–31
Производитель K.E. Voroshilov factory No. 174, Leningrad, Stalingrad Tractor Factory
Произведено 1931–41
построено 10300 танков и 1701 другая техника [ 1 ]
Технические характеристики (Т-26 обр. 1933 г. [ 2 ] )
Масса 9,6 тонны (10,6 коротких тонн )
Длина 4,65 м (15 футов 3 дюйма)
Ширина 2,44 м (8,0 футов)
Высота 2,24 м (7 футов 4 дюйма)
Экипаж 3 (командир, наводчик, водитель)

Основной
вооружение
45 мм 20К мод. Танковая пушка 1932–34 гг. (122 патрона).
вторичный
вооружение
7,62-мм пулемет ДТ (2961 патрон)
Двигатель Рядный 4-цилиндровый бензиновый с воздушным охлаждением 6,6-литровый Т-26 Armstrong Siddeley ) ( типа
90 л.с. (67 кВт) при 2100 об/мин
Мощность/вес 9,38 л.с./т
Передача инфекции коробка передач с пятью передачами
Приостановка четвертьэллиптические рессоры
Дорожный просвет 380 мм (15 дюймов)
Запас топлива 290 л (64 имп галлона; 77 галлонов США) с дополнительным топливным баком на 110 л (24 имп галлона; 29 галлонов США)
Оперативный
диапазон
  • Дорога: 220–240 км (140–150 миль)
  • Бездорожье: 130–140 км (81–87 миль)
Максимальная скорость
  • С твердым покрытием: 31,1 км/ч (19,3 миль в час)
  • Гравий: 22 км/ч (14 миль в час)
  • Бездорожье: 16 км/ч (9,9 миль в час)

Танк Т-26 советский лёгкий танк , использовавшийся во многих конфликтах межвоенного периода и во Второй мировой войне . Он представлял собой развитие британского 6-тонного танка «Виккерс» и был одной из самых успешных конструкций танков 1930-х годов, пока его легкая броня не стала уязвимой для новых противотанковых орудий . [ 3 ] Он был произведен в большем количестве, чем любой другой танк того периода: было выпущено более 11 000 единиц, что дало ему звание самого производимого танка в межвоенный период . [ 4 ] В 1930-е годы в СССР было разработано 53 варианта Т-26, включая огнеметные танки, саперные машины, дистанционно управляемые танки, САУ, артиллерийские тягачи и бронетранспортеры. Двадцать три из них производились серийно, остальные представляли собой экспериментальные модели. [ 5 ]

Т-26 и БТ были основными танками бронетанковых войск Красной Армии в межвоенный период. Т-26 был самым важным танком Гражданской войны в Испании и сыграл значительную роль во время битвы на озере Хасан в 1938 году, а также в Зимней войне 1939–40 годов. Хотя Т-26 почти устарел к началу Второй мировой войны , он был самым многочисленным танком в бронетанковых силах Красной Армии во время немецкого вторжения в Советский Союз в июне 1941 года. [ 6 ] Т-26 сражался с немцами и их союзниками во время битвы под Москвой в 1941–42, Сталинградской битвы и битвы на Кавказе в 1942–1943 годах; некоторые танковые части Ленинградского фронта использовали свои Т-26 до 1944 года. Последний раз советские легкие танки Т-26 применялись в августе 1945 года, во время разгрома японской Квантунской армии в Маньчжурии. [ 7 ]

Т-26 экспортировался и широко использовался Испанией, Китаем и Турцией. Трофейные Т-26 использовались финской, немецкой, румынской и венгерской армиями. [ 8 ] Танк был надежным и простым в обслуживании, а его конструкция постоянно модернизировалась в период с 1931 по 1941 год. После 1940 года новые модели Т-26 не разрабатывались.

Британское происхождение

[ редактировать ]

Т-26 (наряду с польским 7ТП ) — советская разработка британского 6-тонного танка Vickers (вариант Vickers Mk.E), разработанного компанией Vickers-Armstrongs в 1928–29. Простой и удобный в обслуживании Vickers 6-Ton предназначался для экспорта в менее технически развитые страны: Советский Союз , Польшу , Бразилию , Аргентину , Японию , Таиланд , Китай и многие другие. «Виккерс» рекламировал танк в военных изданиях, а интерес к конструкции «Виккерс» проявили как Советский Союз, так и Польша. [ нужна ссылка ]

В начале 1930 года советская закупочная комиссия под руководством Семена Гинзбурга прибыла в Великобританию для отбора танков, тракторов и автомобилей для использования в Красной Армии . Vickers 6-Ton был среди четырех моделей танков, выбранных советскими представителями во время посещения Vickers-Armstrongs . По контракту, подписанному 28 мая 1930 года, предприятие поставило в СССР 15 двухбашенных танков Vickers Mk.E (Тип А, вооруженных двумя пулеметами калибра .303 дюйма (7,71 мм) с водяным охлаждением Vickers ) вместе с полной технической документацией. обеспечить возможность серийного производства танка в СССР. Способность двух башен «Типа А» независимо поворачиваться позволяла вести огонь одновременно как влево, так и вправо, что считалось выгодным при прорывах полевых окопов. [ 9 ] Несколько советских инженеров участвовали в сборке танков на заводе «Виккерс» в 1930 году. [ 10 ]

Первые четыре 6-тонных танка «Виккерс» поступили в СССР в конце 1930 года. Последние танки поступили в 1932 году, когда уже шло серийное производство Т-26. Британские танки отправлялись на советские заводы для изучения в рамках подготовки к серийному производству, а также в военно-учебные заведения и учебные части. Позже часть танков была передана на военные склады и полигоны. [ 11 ] 6-тонные танки производства Vickers в СССР назывались В-26. Три британских танка испытывались на проходимость на небольшом подмосковном полигоне на Поклонной горе в январе 1931 года. Климент Ворошилов приказал создать «Особую комиссию по новым танкам Красной Армии (РККА)» под руководством С. Гинзбургу определить тип танка, пригодный для Красной Армии. Легкий пехотный танк Т-19 массой 8 тонн, разработанный С. Гинзбургом по этой программе на «Большевик» заводе в Ленинграде , был конкурентом британскому 6-тонному «Виккерсу». Первый прототип сложного и дорогого Т-19 был готов в августе 1931 года. Поскольку оба танка имели преимущества и недостатки, С. Гинзбург предложил разработать более мощный гибридный танк (так называемый «улучшенный» Т-19) с корпус, двигатель и вооружение отечественной разработки от отечественного Т-19, а трансмиссия и шасси от английского Vickers 6-Ton. [ 9 ] [ 12 ]

Прототип легкого пехотного танка ТММ-1 на испытаниях в начале 1932 года.

26 января 1931 г. начальник Управления механизации и моторизации РККА И. Халепский написал С. Гинзбургу письмо с полученной через разведку информацией о том, что польское правительство решило закупить 6-тонные легкие пехотные танки «Виккерс». а также кавалерийские танки Christie M1931 и начать их серийное производство при содействии как Великобритании, так и Франции. Поскольку Польша тогда считалась в советской военной доктрине главным врагом СССР, Советский Реввоенсовет решил передать иностранные танки на вооружение Красной Армии, начав их производство немедленно, не дожидаясь завершения опытно-конструкторских работ, чтобы противодействовать возможной агрессии. На тот момент в составе РККА имелось всего несколько десятков устаревших тяжелых танков Mark V и танков Medium Mk.A и Renault FT , захваченных в годы Гражданской войны в России , а также различные бронеавтомобили и морально устаревшие отечественные МС-1 (Т-18). легкие пехотные танки танки. 13 февраля 1931 года 6-тонный легкий пехотный танк «Виккерс» под обозначением Т-26 официально поступил на вооружение Красной Армии как «основной танк непосредственной поддержки общевойсковых частей и танковых частей резерва Главного командования». [ 9 ] [ 12 ]

Один из 6-тонных танков «Виккерс» (оснащенный башнями советского производства для опытной партии танков Т-26) испытывался на огнестойкость в августе 1931 года. Корпус подвергался огню из винтовки и пулемета «Максим» с применением штатных винтовок. и бронебойные пули на дальности 50 м (160 футов). Было установлено, что броня выдержала обстрел с минимальными повреждениями (повреждены лишь некоторые заклепки). Химический анализ показал, что лобовые бронелисты были изготовлены из высококачественной цементированной брони («Sta Plat» по классификации Виккерса-Армстронга), тогда как однородные бронелисты крыши и днища были изготовлены из посредственной стали. Несмотря на это, британская броня была лучше, чем броня Ижорского завода для первых Т-26 из-за нехватки современного металлургического оборудования в СССР в то время. [ 13 ]

В то же время на факультете механизации и моторизации Военно-технической академии имени Ф.Э. Дзержинского были разработаны две модели танков (ТММ-1 и ТММ-2) на основе конструкции 6-тонного танка «Виккерс», но с американским «Геркулесом» мощностью 95 л.с. ( 71 кВт) шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения, улучшенная лобовая броня (до 15–20 мм), место механика-водителя с левой стороны. ТММ расшифровывается как танк малой мощности или «танк малой мощности». ТММ-1 оснащалась деталями трансмиссии от родного -5 Я грузовика и шаровой установкой для танкового пулемета ДТ в передней части корпуса, тогда как ТММ-2 оснащалась усовершенствованной коробкой передач, бесмуфтовым рулевым управлением. устройство и 37-мм пушка Гочкиса в правой башне. Представители основных советских танкопроизводителей вместе с чиновниками мобилизационного управления РККА сочли двигатель «Геркулес» слишком сложным в производстве, и двигатель имел склонность к перегреву внутри моторного отделения. Испытания опытных образцов ТММ-1 и ТММ-2, проведенные в начале 1932 года, не выявили преимущества перед 6-тонным «Виккерсом» и Т-26 (у ТММ-2 маневренность оказалась еще хуже). [ 14 ] [ 15 ]

Техническое обслуживание Т-26 обр. 1931 г. (с клепаным корпусом и башнями). Танк выпуска первой половины 1932 года — глушитель крепится двумя хомутами и крышкой над воздуховыпускным окном. Московский военный округ . Середина 1934 года.

Советы не просто копировали 6-тонный «Виккерс». [ 16 ] Однако, как и его британский аналог, Т-26 обр. 1931 г. имел двухбашенную конфигурацию и был рассчитан на установку двух пулеметов, по одному в каждой башне. Основным отличием было то, что советский Т-26 обр. 1931 г. имел более высокие башни (со смотровой щелью), чем у британской 6-тонной машины. Советские башни имели круглый огневой порт для ручного пулемета Дегтярева , в отличие от прямоугольных портов, используемых в оригинальной британской конструкции для пулемета Виккерс. Немного видоизменилась и лобовая часть корпуса. [ 17 ]

Корпуса двухбашенных Т-26 собирались из бронелистов, приклепанных к каркасу из металлических уголков. Некоторые танки выпуска 1931 года имели уплотнительные цинковые в днище корпуса между броневыми листами прокладки для преодоления водных преград. После проблем с попаданием дождя в моторное отделение после марта 1932 года над воздуховыпускным окном была установлена ​​специальная крышка. Некоторые Т-26 выпуска конца 1932–1933 годов имели клепано-сварной корпус. Т-26 мод. 1931 г. имел две цилиндрические башни, установленные на шарикоподшипниках; каждая башня поворачивалась независимо на 240 °. Обе башни могли вести общий огонь по передней и задней дугам обстрела (по 100° каждая). Недостатком такой конфигурации было то, что не всю огневую мощь танка можно было использовать сразу на одной стороне. Существовало четыре модификации башен, и они устанавливались на танки в разных сочетаниях (например, танк с клепаным корпусом мог иметь клепаные и сварные башни). [ 18 ]

Корпус и башня Т-26 обр. 1931 г. имел максимальную толщину брони 13–15 мм (до 1938 г., см. ниже), что было достаточно, чтобы выдержать огонь ручного пулемета . Многие двухбашенные танки первых серий имели 10-мм броневые листы низкого качества, которые могли пробиваться бронебойными пулями калибра 7,62 мм со 150 м (490 футов). [ 19 ] [ 20 ]

В 1933 году Советы представили модификацию Т-26. 1933 г. Модель, имевшая новую одноцилиндровую башню с одной 45-мм пушкой L/46 ( длина в калибрах , что означало достаточно высокую начальную скорость, свыше 700–800 м/с в зависимости от боекомплекта) и одним 7,62-мм пулеметом. , [ 3 ] стал самым распространенным вариантом Т-26. 45-мм танковая пушка 20К была создана на основе советской 45-мм противотанковой пушки М1932 (19-К) и была одной из самых мощных противотанковых пушек своего времени. Т-26 мог нести до трех вспомогательных 7,62-мм пулеметов ДТ в спаренной, кормовой и зенитной установках. Эта увеличенная огневая мощь была призвана помочь экипажам победить специализированные противотанковые группы, поскольку исходное пулеметное вооружение оказалось недостаточным. [ 21 ] Задняя шаровая установка башни для дополнительного танкового пулемета ДТ устанавливалась на танки Т-26 с конца 1935 по 1939 год. [ нужна ссылка ]

Интерьер Т-26 мод. Башня 1933 года. Размещение боеприпасов находится на левом борту. Виден боковой смотровой прибор, а также огневое отверстие револьвера, закрытое заглушкой. Танковый музей Парола в Финляндии.
Интерьер Т-26 мод. Башня образца 1933 года, вид вперед на казенную часть 45-мм танковой пушки 20К. Слева расположен телескопический прицел ТОП-1, справа — спаренный танковый пулемет ДТ и панорамный прицел командира ПТ-К. Танковый музей Парола в Финляндии.

Т-26 образца 1933 года нес 122 выстрела 45-мм боеприпасов, стрелял бронебойными 45-мм снарядами с начальной скоростью 820 м/с (2700 футов/с) или осколочно-фугасными боеприпасами меньшей скорости. [ 4 ] Танки, предназначенные для командиров рот, оснащались радиостанцией и поручнем радиоантенны на башне (так называемые «радиотанки»). Позже поручневую антенну заменили на штыревую , поскольку опыт Гражданской войны в Испании и битвы при озере Хасан показал, что поручневая антенна привлекала огонь к командирским танкам. [ нужна ссылка ]

Танк был оснащен рядным 4-цилиндровым воздушного охлаждения бензиновым двигателем ГАЗ Т-26 мощностью 90 л.с. (67 кВт) , который представлял собой полную советскую копию двигателя Armstrong Siddeley , использовавшегося в Vickers 6-Ton. Двигатель располагался в кормовой части корпуса. Ранние танковые двигатели советского производства были плохого качества, но начиная с 1934 года они стали лучше. Двигатель не имел ограничителя превышения оборотов, что часто приводило к перегреву и поломке клапанов двигателя, особенно летом. Топливный бак на 182 л (40 имп галлонов; 48 галлонов США) и масляный бак на 27 л (5,9 имп галлонов; 7,1 галлонов США) размещались рядом с двигателем. Двигателю требовался бензин высшего качества; использование второсортного бензина может привести к повреждению клапанных блоков из-за детонации двигателя. С середины 1932 года были введены более вместительный топливный бак - 290 л (64 имп галлона; 77 галлонов США) вместо 182 л (40 имп галлонов; 48 галлонов США) - и упрощенный масляный ящик. Над двигателем в специальном кожухе устанавливался вентилятор охлаждения двигателя. С начала 1932 года глушитель крепился тремя хомутами вместо двух. [ 18 ]

Трансмиссия Т-26 состояла из однодискового главного сухого сцепления , соединенного с пятиступенчатой ​​коробкой передач в передней части машины карданным валом, проходящим через машину. Управление осуществлялось посредством рулевых фрикционов и ленточных тормозов . Рычаг переключения передач крепился непосредственно на коробке передач. [ 18 ]

Подвеска (на каждый борт) состояла из двух тележек , четырех обрезиненных возвратных катков, гусеничного ведущего колеса и гусеничного натяжного колеса. Каждая тележка состояла из литой коробки с четырьмя сдвоенными обрезиненными опорными катками, соединенными балансировочными рычагами и двумя четвертьэллиптическими листовыми рессорами . Ведущее колесо литой гусеницы со съемной звездочкой располагалось спереди, а натяжное устройство гусеницы с кривошипно-натяжным устройством - сзади машины. Гусеница была изготовлена ​​из хромоникелевой стали шириной 260 мм (10 дюймов) и состояла из 108–109 звеньев. [ 18 ] [ 22 ]

Т-26 мод. 1931 г. радиостанции не было. Командир танка общался с механиком-водителем по переговорной трубке, которую в 1932 году заменили сигнальной лампой. Т-26 оснащался огнетушителем, комплектом запасных частей, инструментов и приспособлений (в том числе домкратом), брезентовой укладкой, и буксировочная цепь, закрепленная на корме корпуса. [ 18 ]

Т-26 мог преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,75 метра (2,5 фута) и траншеи шириной 2,1 метра (6,9 фута), переходить вброд воду глубиной 0,8 метра (2,6 фута), прорезать 33 сантиметра (13 дюймов). толстые деревья и подъемы под углом 40°. Излишне говорить, что управлять им было легко. [ 2 ]

Начиная с 1937 года, многие танки пытались оборудовать вторым пулеметом в кормовой части башни и зенитным пулеметом наверху, а также над орудием установили два прожектора для ночной артиллерийской стрельбы. новая система управления ВКУ-3 и переговорное устройство ТПУ-3. Некоторые танки имели оптический прицел пушки ТОП-1 с вертикальной стабилизацией. Боекомплект основного орудия увеличен со 122 до 147 патронов. [ 23 ] В 1938 году цилиндрическую башню заменили на коническую с той же 45-мм пушкой образца 1934 года. [ 24 ] Некоторые Т-26 мод. 1938/1939 г., оснащен радиостанцией, имел панорамный прицел командира ПТК. [ 25 ]

В 1938 году Т-26 был модернизирован до версии образца 1938 года, имевшей новую коническую башню с лучшей противопульной стойкостью, но такой же сварной корпус, как у Т-26 модели. 1933 г. выпуска 1935–1936 гг. [ 26 ] в 1938 году этого оказалось недостаточно В битве на озере Хасан , поэтому в феврале 1939 года танк был еще раз модернизирован, получив подбашенную коробку с наклоненными (23°) 20-мм бортовыми броневыми листами. Башня имела увеличение до 20 мм при наклоне 18 градусов. [ 27 ] На этот раз он получил обозначение Т-26-1 (в современных источниках — Т-26 обр. 1939 г.). В дальнейшем предпринимались попытки утолщать лобовую плиту, но производство Т-26 вскоре закончилось в пользу других конструкций, таких как Т-34 . [ нужна ссылка ]

Серийное производство

[ редактировать ]

В 1931 году единственным советским заводом, пригодным для производства Т-26, был завод «Большевик» в Ленинграде , имевший с 1927 года опыт производства лёгких танков МС-1 (Т-18). Планировалось также использовать Сталинградский тракторный завод. , который в то время строился. Но производство Т-26 оказалось гораздо сложнее полукустарной сборки МС-1, поэтому запланированное производство 500 Т-26 в 1931 году оказалось невозможным. Заводу «Большевик» необходимо было перевести все чертежи танков из имперских единиц измерения в метрические, чтобы разработать технологию производства, специальные инструменты и оборудование. Первые 10 Т-26 были собраны в июле 1931 года — они были идентичны британским 6-тонным танкам «Виккерс», за исключением вооружения. Советские танки были вооружены 37-мм пушкой Гочкиса (ПС-1) в правой башне и 7,62-мм танковым пулеметом ДТ в левой башне. Эти Т-26 из опытной партии были низкого качества и изготовлены из мягкой стали, но это было важным испытанием новой технологии производства танков. [ 28 ]

Серийное производство Т-26, оснащенного новыми более высокими башнями со смотровым окном, началось в августе 1931 года. Такие башни оказались более пригодными для серийного производства. Производство Т-26 столкнулось с множеством проблем: многие бронекорпуса и башни, поставленные Ижорским заводом, были низкого качества (с трещинами) и имели толщину 10 мм вместо запланированных 13 мм. Плохое производство было причиной частых отказов танковых двигателей, коробок передач, рессор подвески, гусениц и обрезиненных опорных катков первых Т-26. Тридцать пять из 100 Т-26, выпущенных заводом «Большевик» в 1931 году, имели корпуса и башни из мягкой стали. В дальнейшем планировалось заменить эти корпуса на броневые, а также установить более качественные двигатели. Бизнес-план на 1932 год предусматривал поставку 3000 Т-26. Для этого в феврале 1932 года танковый цех завода «Большевик» был реорганизован в завод № 174 имени К.Е. Ворошилова. Директором танкового завода стал К. Сиркен, главным инженером — С. Гинзбург. Проблемы с организацией сложных новых технологических процессов, плохое планирование производства поставщиками комплектующих, большая нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров и необходимого оборудования по-прежнему приводили к тому, что многие танки оказались бракованными и не были приняты представителями армии. 26 октября 1932 года для решения проблемы танкового производства в СССР был создан Трест специального машиностроения в составе четырех заводов. Плановое производство Т-26 на 1932 год было значительно сокращено, особое внимание уделялось повышению качества танков. В середине 1933 года было запущено производство новой модели однобашенного Т-26, вооруженного 45-мм пушкой. [ 29 ] [ 30 ]

Завод № 174 также изготовил несколько Т-26 для военно-учебных заведений. Это были танки в разобранном виде, чтобы продемонстрировать взаимное расположение и функции компонентов танка во время тренировок танкистов. [ 31 ] [ 32 ]

Производство танков Т-26 на заводе № 174 имени К.Э. Ворошилова [ а ] [ 1 ] [ 33 ]
1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 Общий
Т-26 двухбашенный 100 1361 576 1 2,038
Т-26 с однобашенной башней 693 489 [ б ] 553 447 945 1,018 47 [ с ] 4,192
Т-26 с одноместной башней (и радиостанцией) 20 457 650 826 550 716 350 [ д ] 318 [ и ] 3,887
Общий 100 1,361 1,289 947 1,203 1,273 550 716 1,295 1,336 47 10,117
  1. ^ Без учета машин на базе шасси Т-26 (см. варианты Т-26 ).
  2. Ворошиловский завод также изготовил шесть разобранных комплектов танков Т-26, которые были отправлены на Сталинградский тракторный завод.
  3. ^ По данным РККА, в середине 1941 года с завода было принято 116 танков Т-26, но в эти данные входят танки после капитального ремонта с возможной установкой башен от огнеметных танков ХТ-133 с 45-мм пушками.
  4. ^ В том числе 267 танков с зенитными пулеметами.
  5. ^ В том числе 204 танка с зенитными пулеметами.

Производство в Сталинграде

[ редактировать ]
Прототип колесно-гусеничного легкого танка СТЗ-25 (Т-25) во время испытаний на в Кубинке танковом полигоне . Сентябрь 1939 года.

Сталинградский тракторный завод (СТЗ) рассматривался как один из заводов по производству Т-26 с 1932 года, но производство в Сталинграде началось только в августе 1933 года. Этот процесс шел очень медленно, с большими трудностями из-за задержек с поставками механообрабатывающее оборудование и пресс-инструмент для вновь построенного завода. В 1936–1939 годах Конструкторское бюро СТЗ разработало несколько опытных танков (6 ТК, 4 ТГ, СТЗ-25, СТЗ-35) на базе танка Т-26 и транспортного тягача СТЗ-5 . Например, СТЗ-25 ( Т-25 ) имел башню, кормовую часть корпуса, двигатель и некоторые детали трансмиссии от модели Т-26. 1938 г., но колесно-гусеничный танк СТЗ-25 весил 11,7 тонны (12,9 коротких тонны ) и имел наклонную броню 16–24 мм. Руководители заводов пытались продвигать танки собственной разработки, а не производить Т-26. В результате на СТЗ не удалось организовать серийное производство Т-26, но этот опыт помог запустить Т-34 в производство в Сталинграде в 1941 году. Т-26 производства СТЗ не имели визуальных отличий от других Т-26. 26, но сталинградские танки были менее надежны и дороже. [ 34 ]

Производство танков Т-26 на Сталинградском тракторном заводе. [ 1 ]
1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940
Т-26 5 23 115 ? 30 [ а ] ? 10
  1. ^ 15 с цилиндрической турелью и радиостанцией, 5 с конической турелью и радиостанцией и 10 с конической турелью.

Модернизация и ремонт

[ редактировать ]

Некоторые ранние танки Т-26 ремонтировались в танковых частях или на заводах с использованием деталей более позднего производства. Это подразумевало замену цельнорезиновых опорных катков (кроме передних) и гусеничных направляющих на новые усиленные. Была добавлена ​​броня фары, увеличена толщина брони нижней двери люка механика-водителя двухбашенных танков с 6 до 10 мм и установлены бронированные приборы наблюдения ПТ-1 или ПТК. С мая 1940 года устанавливался общий люк над двигателем, маслобаком и топливным баком. В 1940 году таким способом было модернизировано 255 Т-26, а в первой половине 1941 года усовершенствовано еще 85 танков. были Завод транспортно-транспортных машин имени С. Кирова в Ленинграде и завод № 105 имени Л. Кагановича в Хабаровске. Центральными заводами, ответственными за ремонт и модернизацию Т-26, с начала Великой Отечественной войны до 1945 года. [ 35 ]

Производство 1941 года.

[ редактировать ]

Последние танки Т-26 завод № 174 выпустил в феврале 1941 года. После этого завод начал перевооружение на выпуск нового, гораздо более сложного легкого танка Т-50 . Эти работы тормозились задержками с поставками новой техники, а серийное производство Т-50 не началось в срок (запланированный на 1 июня 1941 г.). В результате руководство завода приняло решение возобновить производство Т-26, используя уже имеющиеся на складе корпуса, башни и другие детали Т-26. завод был переведен из Ленинграда в Челябинск В июле-августе 1941 г. было собрано около 47 танков Т-26 и отремонтировано 77, а в конце августа 1941 г. в Чкалов. , а затем в сентябре 1941 г. Завод № 174 производил двигатели и запасные части к ним. для Т-26, на некоторых Т-26 установлены дополнительные бронелисты, заменены огнеметы на 45-мм танковые пушки в башни 130 ХТ-133 огнеметных танков , отремонтировали танки в армейских частях (846 Т-26 с начала 1941 года) и смонтировали около 75 башен от Т-26 и Т-50 в качестве ДОТов для обороны Ленинграда. [ 36 ]

Боевая история

[ редактировать ]

Т-26 поступил на вооружение Красной Армии (РККА) в 1932 году; он использовался во многих конфликтах 1930-х годов, а также во время Второй мировой войны . Т-26 вместе с БТ был основным танком бронетанковых войск РККА в межвоенный период. [ нужна ссылка ]

В 1930-е годы легкие танки Т-26 были поставлены в Испанию (281 обр. 1933 г.), Китай (82) и Турцию (60 обр. 1933 г. и 4 обр. 1931 г.). [ 37 ]

Т-26, принадлежавший республиканским войскам во время битвы при Бельчите в 1937 году.

Т-26 впервые участвовал в боевых действиях во время гражданской войны в Испании . Т-26 использовались почти во всех военных операциях гражданской войны в Испании против националистов с 1936 по 1939 год и продемонстрировали превосходство над немецкими легкими танками Panzer I и итальянскими танкетками CV-33 , оба из которых были вооружены только пулеметами. Во время битвы за Гвадалахару Т-26 превзошли итальянские танкетки, вдохновив на создание первого итальянского среднего танка Fiat M13/40 . [ 38 ] Во время войны националистические силы атаковали танки бомбами с зажигательной смесью , это был первый раз, когда такое оружие использовалось на войне. [ 39 ]

Они использовались во Второй китайско-японской войне китайцами с 1938 по 1944 год, особенно в битве при перевале Куньлунь . [ нужна ссылка ]

Следующей боевой операцией, в которой участвовал легкий танк Т-26, стал советско-японский пограничный конфликт, начавшийся с боя на озере Хасан в июле 1938 года. В составе 2-й механизированной бригады совместно с 32-м и 40-м отдельными танковыми батальонами имелось 257 Т- 26, из которых к концу боя 76 танков были повреждены и 9 сгорели. [ 40 ] Небольшое количество танков Т-26, а также некоторые огнеметные танки на базе шасси Т-26 участвовали в битве на Халхин-Голе против японских войск в 1939 году. Т-26 был уязвим для японских танковых команд. вооружен коктейлями Молотова ; некачественные сварные швы оставляли бреши в бронелисте, а горящий бензин легко просачивался в боевое и моторное отделение. 37-мм пушка японского легкого танка Тип 95 , несмотря на свои посредственные характеристики, также была эффективна против Т-26. Части брони на более ранних моделях Т-26 имели клепаную конструкцию и были очень уязвимы для обоих типов атак. Использование клепаной брони на некоторых старых моделях Т-26 приводило к « расслоению », когда попадание снарядов противника, даже если им не удавалось вывести танк из строя или убить экипаж самостоятельно, заклепки отрывались и превращались в снаряды. внутри танка. [ 41 ]

Колонна Т-26 обр. 1939 г. и Т-26 обр. 1933 г. Легкие танки 20-й танковой бригады движутся к линии фронта. Западный фронт , битва под Москвой . Декабрь 1941 года.

Накануне Великой Отечественной войны Т-26 служили в основном в отдельных легкотанковых бригадах (в каждой бригаде было по 256–267 Т-26) и в отдельных танковых батальонах стрелковых дивизий (одна рота Т-26 состояла из 10–15 танки). Именно такие танковые части участвовали в советском вторжении в Польшу в сентябре 1939 года и в Зимней войне с декабря 1939 по март 1940 года. Зимняя война доказала, что Т-26 устарел и его конструкторский задел полностью исчерпан. Финские 37-мм противотанковые пушки и даже 20-мм противотанковые ружья легко пробивали тонкую противопульную броню Т-26, а танковые части, оснащенные Т-26, понесли значительные потери при прорыве линии Маннергейма , на которой базировались огнеметные танки. на шасси Т-26 сыграли значительную роль. [ 42 ] [ 43 ]

К середине 1941 года большая часть огромного количества танков Красной Армии серьезно изношена. Плохое качество дорог, недостатки конструкции путей в начале 1930-х годов и неадекватные услуги по техническому обслуживанию, восстановлению и ремонту - все это сказалось. В некоторых передовых бронетанковых частях до половины танков Т-26, Т-28 и БТ имели основные узлы трансмиссии (двигатель, трансмиссия или подвеска), которые были сломаны или изношены, и эти вышедшие из строя танки стояли на стоянке. и разобрали на запчасти, чтобы все остальное работало. Танки, поврежденные во время Зимней войны с Финляндией 1939 года, также были разобраны на запчасти. [ нужна ссылка ]

На 1 июня 1941 года на вооружении Красной Армии имелось 10 268 лёгких танков Т-26 всех моделей, включая боевые бронированные машины на базе шасси Т-26. Т-26 составляли большую часть боевых машин советских мехкорпусов приграничных военных округов. Например, в Западном особом военном округе на 22 июня 1941 года имелось 1136 танков Т-26 (52 процента всех танков округа). [ 44 ] Т-26 (особенно модели 1938/39) мог противостоять большинству немецких танков в 1941 году, но уступал Panzer III и Panzer IV, участвовавшим в операции «Барбаросса» в июне 1941 года, и все модели танков Красной Армии понесли серьезные потери из-за господство в воздухе немецких люфтваффе . Большая часть Т-26 Красной Армии была потеряна в первые месяцы германо-советской войны, главным образом от артиллерийских и авиационных атак противника. Многие танки вышли из строя по техническим причинам и из-за отсутствия запчастей. [ нужна ссылка ]

Танки Т-26 Китайской националистической армии во время Второй мировой войны

По мере того, как война прогрессировала и более легкие танки Германии были заменены Panzer III, Panzer IV и более тяжелыми танками, такими как Panther , Т-26 постепенно заменялся из-за истощения значительно превосходящим его Т-34 . Остальные Т-26 участвовали в боях с немцами и их союзниками в ходе Московской битвы с 1941 по 1942 год, Сталинградской битвы и битвы за Кавказ с 1942 по 1943 год. Некоторые танковые части Ленинградского фронта использовали свои Т-26. 26 танков до 1944 года. [ 45 ] [ 46 ]

Разгром японской Квантунской армии в Маньчжурии в августе 1945 года стал последней военной операцией, в которой использовались советские Т-26. [ нужна ссылка ]

Финская армия использовала трофейные Т-26 разных моделей во время Войны-продолжения , а некоторые танки служили в Финляндии для различных небоевых целей до 1961 года. Трофейные Т-26 также использовались немецкой, румынской и венгерской армиями. [ 47 ] Захваченные Румынией машины претерпели некоторые модификации (см. ниже ).

Варианты

[ редактировать ]
Технические характеристики Т-26 разных моделей (по данным Завода № 174) [ 2 ]
Масса, т Лобовая броня, мм Бортовая и задняя броня, мм Бронирование крыши, мм Броня башни, мм Вооружение Боеприпасы
(пулеметные патроны/пулеметные патроны)
Мощность двигателя, л.с. Запас хода (по шоссе/бездорожью), км
Двухбашенный Т-26, 1931 г. 8.2 13–15 13–15 6 13–15 2 × 7,62-мм ДТ —/ 6615 90 130–140 /70–80
Двухбашенный Т-26, пушка+пулемет, 1932 г. 8.7 13–15 13–15 6 13–15 1 х 37 мм+
1 × 7,62 мм ДТ
222/3528 90 130–140 /70–80
Т-26 цил. турель и радиостанция, 1933–1934 гг. 9.4 15 15 6–10 15 1 × 45 мм +
1 × 7,62 мм ДТ
124 (84) /2961 90 130–140 /70–80
Т-26 цил. башня, дополнительный топливный бак, радиостанция, 1935–1936 гг. 9.6 15 15 6–10 15 1 × 45 мм +
1 × 7,62 мм ДТ
122 (82) /2961 90 220–240 /130–140
Т-26 цил. башня заднего пулемета, 1935–1936 гг. 9.65 15 15 6–10 15 1 × 45 мм +
2 × 7,62-мм ДТ
102/2961 90 220–240 /130–140
Т-26 цил. турель, радиостанция, пулемет П-40 АА, 1937 г. 9.75 15 15 6–10 15 1 × 45 мм +
2 × 7,62-мм ДТ
111 (107) /2772 (3024) 93 220–240 /130–140
Т-26 кон. башня, задний пулемет,
рация, прямые борта подбашенной коробки, 1938 г.
9.8 15 15 6–10 15 1 × 45 мм +
2 × 7,62-мм ДТ
107/2772 95 220–240 /130–140
Т-26 кон. башня, задний пулемет,
наклонные борта подбашенной коробки, 1939 г.
10.25 15–20 15 6–10 15–20 1 × 45 мм +
2 × 7,62-мм ДТ
185/3528 95 220–240 /130–140

Двухбашенные танки

[ редактировать ]
  • Т-26 образца 1931 года : [ 48 ] Двухбашенный вариант , вооруженный двумя танковыми пулеметами ДТ. Первый серийный вариант Т-26, оснащенный башнями, отличными от исходной конструкции «Виккерса» (советские башни были выше и имели смотровое окно). Танки выпуска с 1931 по март 1932 года имели клепаный корпус и башни, глушитель, крепившийся двумя хомутами, и отсутствовали крышки над воздуховыпускным окном. Около 1177 Т-26 обр. В 1931 г. танки, вооруженные пулеметами, были приняты на вооружение Красной Армии, имевшей на 1 апреля 1933 г. 1015 таких двухбашенных танков.

  • Т-26 образца 1931 года с пушечно-пулеметным вооружением : [ 49 ] [ 50 ] двухбашенный вариант с 37-мм пушкой в ​​правой башне (в некоторых современных источниках этот танк упоминается как Т-26 образца 1932 года ). В СССР существовало в то время две модели 37-мм пушек, пригодных для установки на легкие танки, — пушка Гочкиса (или ее советский улучшенный вариант ПС-1) и более мощная пушка ПС-2 разработки П. Сячентова. Последний был лучше, но существовали только экспериментальные модели. Поэтому первые 10 предсерийных Т-26, имевших конструкцию, идентичную 6-тонному «Виккерсу», были оснащены пушкой Гочкиса в правой башне для увеличения огневой мощи по сравнению с танком «Виккерс», вооруженным пулеметом. Опытная пушка ПС-2 была установлена ​​всего на трех танках Т-26, правые башни которых были заменены небольшими орудийными башнями от Т-35-1 (прототип тяжелого танка Т-35 ). [ нужна ссылка ]
Двухбашенный Т-26 обр. 1931 г., с клепаным корпусом и башней, вооружен 37-мм пушкой Гочкиса (ПС-1) в правой башне. Битва при Толвоярви . Декабрь 1939 года.

Поскольку серийное производство орудия ПС-2 затянулось, Главное артиллерийское управление РККА отдало предпочтение новому орудию. Он был разработан Артиллерийским конструкторским бюро завода Большевик» « , построен из деталей, взятых от ранее закупленной немецкой 37-мм противотанковой пушки разработки компании «Рейнметалл» и пушки ПС-2. Эта система прошла успешные испытания и Артиллерийский завод № 8 имени М. Калинина приступил к ее серийному производству под обозначением Б-3 (5К). Пушка Б-3 имела меньшую отдачу и меньший по размеру затвор по сравнению с ПС-2, поэтому ее можно было легко установить в обычную пулеметную башню Т-26. Первый двухбашенный Т-26 был вооружен пушкой Б-3 в правой башне в конце 1931 года. К сожалению, серийное производство пушки Б-3 шло медленно из-за плохой технологии производства (ни одна из 225 орудий, выпущенных в 1931 году, не была приняты представителями армии, чтобы выполнить первоначальный заказ на 300 орудий, размещенный в августе 1931 года, потребовалось до 1933 года). Готовые орудия Б-3 устанавливались на Легкие танки БТ-2 после середины 1932 года. Это означало, что двухбашенные танки Т-26 продолжали оснащаться старыми 37-мм пушками Гочкиса (ПС-1). Поскольку производство пушки ПС-1 было прекращено, часть орудий была изъята со складов военного снабжения и отправлена ​​на слом МС-1 (Т-18) . танков [ нужна ссылка ]

Первоначально планировалось вооружить каждый пятый Т-26 37-мм пушкой в ​​правой башне, но в итоге пропорция оказалась несколько выше. Около 450 двухбашенных Т-26 обр. В 1931–1933 гг. выпускались танки 1931 г. с 37-мм пушкой в ​​правой башне (из них только 20–30 танков с пушкой Б-3). Всего было 392 Т-26 обр. Танки образца 1931 года с пушечно-пулеметным вооружением в Красной Армии на 1 апреля 1933 года. [ 49 ] [ 50 ]

Двухбашенный Т-26, вооруженный 76,2-мм безоткатным орудием конструкции Л. В. Курчевского в правой башне. 1934 год.

  • Т-26 (БПК) [ 51 ] [ 52 ] (БПК — батальонная пушка Курчевского или «батальонная пушка Курчевского»): двухбашенный вариант с 76,2-мм безоткатным орудием (или «пушкой динамического реагирования», как ее тогда называли) в правой башне. В конце 1933 года М. Тухачевский предложил оснастить некоторые Т-26 обр. Танки образца 1931 г. с 76,2-мм безоткатным орудием БПК конструкции Л. В. Курчевского в правой башне для повышения огневой мощи. Один прототип танка был построен в 1934 году. БПК имел начальную скорость 500 м/с (1640 футов/с) и дальность действия 4 км (2,5 мили). Танк был способен нести 62 выстрела по 4 кг. Испытание, проведенное 9 марта 1934 года, продемонстрировало значительное увеличение огневой мощи, однако безоткатное орудие оказалось трудно перезаряжать на ходу, а мощный взрыв, исходивший за орудием при выстреле, был опасен для пехотинцев, стоящих за танком. Недостатки наблюдались и в конструкции самого орудия, поэтому плановое перевооружение двухбашенных танков Т-26 на безоткатные орудия не состоялось. [ нужна ссылка ]
Двухбашенный Т-26 (с 37-мм пушкой Гочкиса (ПС-1) в правой башне), оснащенный радиостанцией № 7Н и поручневой рамочной антенной на корпусе. Военные учения. 1934 год.
  • Т-26 ТУ [ 53 ] (ТУ — танк управления или «командирский танк»): двухбашенный вариант с симплексной радиостанцией № 7Н (дальность связи — 10 км) и поручневой рамочной антенной на корпусе. Антенный вывод располагался в передней части крыши подбашенной коробки между башнями. Машина предназначалась для командиров взводов (и выше). Три таких танка прошли успешные испытания в сентябре 1932 года и еще семь радиостанций были поставлены на завод № 174, но неизвестно, устанавливались ли они когда-либо на двухбашенные танки Т-26. Серийное производство двухбашенных командирских радиотанков планировалось начать 1 января 1933 года, однако этого не произошло из-за нехватки радиостанций № 7Н и из-за внедрения однобашенных Т-26 с серийно выпускаемыми 71 танками. -Радиостанции ТК-1. [ нужна ссылка ]

Один двухбашенный Т-26 был передан в НИИ связи в марте 1932 года для разработки специальных танковых средств связи. Планировалось оснастить каждый танк телефонной клавиатурой, а танк командира взвода - телефонным коммутатором на шесть абонентов (четыре для танков во взводе, один для связи с пехотой и один для связи со штабом). На задней части танка устанавливалась специальная клеммная колодка для подключения проводов связи. Работа оставалась экспериментальной. [ 53 ]

Однобашенные танки

[ редактировать ]
Т-26 мод. 1933 г., с аппликацией брони после испытаний в начале 1940 г.
  • Т-26 образца 1933 года : однобашенный вариант, вооруженный 45-мм танковой пушкой 20К и танковым пулеметом ДТ. Эта версия имела новую цилиндрическую башню с большой задней нишей. Некоторые танки оснащались радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг башни (так называемые радиотанки). В 1935 году их модернизировали со сварным корпусом и башней, а в 1936 году — с задним танковым пулеметом ДТ в башне. В 1937 году некоторые танки были оснащены зенитным пулеметом и прожектором. Модель 1933 года была самым массовым вариантом. [ нужна ссылка ]
  • Т-26 образца 1938 года : новая коническая башня, небольшие изменения в деталях корпуса, увеличен объем топливных баков. Танковая пушка мод. 1937 г. и обр. 1938 г. оснащались электрическим затвором и вертикально-стабилизированным оптическим прицелом ТОП-1 (или оптическим прицелом ТОС на модели 1938 г.).
  • Т-26 образца 1939 года ( Т-26-1 ) : подбашенная коробка с наклонными броневыми листами, на некоторых танках убран задний пулемет, двигатель мощностью 97 л.с. Танки выпуска после 1940 года оснащались подбашенной коробкой из 20-мм гомогенной брони, унифицированным прибором наблюдения и новым подбашенным погоном. Некоторые танки были оснащены бронеэкранами. Всего было выпущено около 1975 танков Т-26 с конической башней (Т-26 обр. 1938 г., Т-26 обр. 1939 г.). [ 54 ]
  • Т-26 экранирован : [ 55 ] танк с дополнительным бронированием (накладная броня). В некоторых современных источниках этот танк упоминается как Т-26Э (Э — экранированный или «экранированный»). Завод № 174 разработал конструкцию накладной брони толщиной 30–40 мм для всех типов однобашенных Т-26 в годы Зимней войны . 30 декабря 1939 года заводские испытания показали, что Т-26 с накладной броней успешно противостоит огню 45-мм противотанковой пушки на дальности от 400 до 500 метров. Бортовые и лобовые бронелисты крепились с помощью тупых болтов и электросварки. К середине февраля 1940 года РККА получила 27 экранированных Т-26 обр. 1939 танков и 27 ХТ-133 огнеметных танков ; дополнительно 15 Т-26 обр. В начале марта 1940 года в мастерских 8-й армии в Суоярви было забронировано 1939 танков . Всего за время Зимней войны было использовано 69 Т-26 с накладной броней и еще 20 поступило в танковые части после окончания войны. . Боевое применение доказало, что финские легкие противотанковые пушки не могут пробить броню этих танков. [ нужна ссылка ]

Т-26 мод. 1939 г. с аппликацией брони весил 12 тонн (13 коротких тонн ), что вызывало перегрузку ходовой части, трансмиссии и двигателя легкого танка. Водителям рекомендовали использовать только пониженные передачи.

В годы Великой Отечественной войны установка аппликационной брони толщиной 15–40 мм на около сотни различных Т-26 производилась местными заводами Ленинграда в 1941–1942 годах, во время блокады Одессы (1941) , битвы за Москву и Блокада Севастополя (1941–1942) . Раскрой бронелистов был более грубым, чем сложившийся во время Зимней войны; Большинство этих модифицированных танков не имели подвижной бронемаски орудия, как это было в оригинальной конструкции завода № 174, а некоторые танки имели только переднюю накладную броню. [ 55 ]

Артиллерийские танки

[ редактировать ]
Т-26 мод. 1931 г. со сварной башней А-43 разработки Н. Дыренкова. Видна шаровая установка танкового пулемета ДТ. Ленинград, 1933 год.
  • Т-26 с башней А-43 : [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] артиллерийский Т-26 или «танк огневой поддержки» с башней, разработанный изобретателем-самоучкой Н. Дыренковым в Опытно-конструкторском бюро Управления механизации и моторизации РККА (УММ РККА). Два типа башен, вооруженных 76-мм полковой пушкой обр. 1927 года и танковый пулемет ДТ в шаровой установке, собирались Ижорским заводом . Они были частично прессованы и сварены. Первая разновидность устанавливалась на Т-26 обр. 1931 г. - в феврале 1932 г., а второй тип - в ноябре 1932 г. (в последнем случае задний бронелист подбашенной коробки был выполнен наклонным). [ нужна ссылка ]

Выяснилось, что башня А-43 очень тесна для двух членов экипажа; у него было недостаточно поля наблюдения; отсутствовала вентиляция башни, что затрудняло непрерывную стрельбу; и вращать башню вручную было сложно. В начале 1933 года появилась новая 76-мм танковая пушка КТ обр. 1927/32 г. с уменьшенной (с 900 мм до 500 мм) длиной отката был установлен в башне А-43. Башня по-прежнему была очень тесным местом для членов экипажа. Боекомплект на 54 снаряда оказался неудачным, и от башни А-43 военные отказались. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]

  • Т-26-4 : [ 59 ] артиллерийский танк с увеличенной башней, вооруженный 76,2-мм танковой пушкой КТ обр. 1927/32 г. (в некоторых современных источниках этот танк упоминается как Т-26А , А — артиллерийский или «артиллерийский»). Башня разработана заводом «Большевик» (с февраля 1932 г. — КБ созданного завода № 174) в 1931–1932 гг.; он устанавливался на Т-26 обр. 1931 г., ноябрь 1932 г. В отличие от башни А-43, башня завода № 174 была гораздо удобнее для экипажа. Башня Т-26-4 во многом напоминала главную башню среднего танка Т-28 . [ нужна ссылка ]

Т-26-4 с танковой пушкой КТ успешно прошел испытания, в 1933–1934 годах в качестве опытной партии было построено пять машин. Первоначально планировалось вооружить три таких Т-26-4 76,2-мм танковой пушкой КТ обр. 1927/32 г. и два других танка с 76,2-мм танковой пушкой ПС-3. Танковая пушка ПС-3 была разработана в Опытном инженерно-механическом отделении (ОКМО) завода № 174 инженером П. Сячентовым. ПС-3 имел лучшие характеристики по сравнению с серийной танковой пушкой КТ, а также имел ряд технических новшеств (ножной переключатель стрельбы, оригинальное учебное снаряжение, фиксацию походного положения, бинокулярный оптический прицел). Т-26-4, вооруженный танковой пушкой ПС-3, прошел испытания в октябре 1933 года, но выяснилось, что ПС-3 слишком мощный для легкого танка Т-26 — при стрельбе из пушки деформировалось кольцо башни и крыша корпуса. и пружины подвески были повреждены. Было решено вооружить Т-26-4 только 76,2-мм танковой пушкой КТ. Все пять опытных артиллерийских танков Т-26-4 прошли испытания в ходе войсковых учений под Ленинградом в сентябре 1934 года до запланированного серийного производства 50 таких машин в 1935 году. Но 19 сентября 1934 года произошел инцидент с Т-26-4: удар -обратно из-за разрушения гильзы при обстреле. Несмотря на то, что этот дефект не был связан с конструкцией башни, военные представители отменили заказ на производство Т-26-4. Также ведутся работы по проектированию безбашенных Тогда же началось производство артиллерийских танков АТ-1, вооруженных мощной 76,2-мм танковой пушкой ПС-3. Конструкция башни Т-26-4 повторяла конструкцию серийного артиллерийского танка БТ-7А . [ 59 ]

В 1939 году Бронетанковое управление Красной Армии (АБТУ РККА) приказало разработать для Т-26 новую коническую башню, аналогичную башне БТ-7 , и вооружить ее 76,2-мм танковой пушкой Л-10. Инженеры завода № 174 посчитали невозможным реализацию этого проекта, поскольку это привело бы к значительной перегрузке шасси Т-26. [ 59 ]

Боевые бронированные машины

[ редактировать ]

На базе Т-26 в 1930-е годы было разработано большое количество различных боевых бронированных машин. Среди них были огнеметные (химические) танки ХТ-26, ХТ-130 и ХТ-133 (выпущено 552, 401 и 269 машин соответственно); артиллерийские тягачи Т-26Т (выпущено 197 штук); дистанционно управляемые танки ТТ-26 и ТУ-26 (выпущено 162 телетанка всех моделей); танки-мостоукладчики СТ-26 (выпущено 71 шт.); САУ СУ-5 (выпущено 33); экспериментальные БТР, разведывательные машины и многие другие. Большинство этих машин было разработано на Ленинградском заводе экспериментального машиностроения (с 1935 года - завод № 185 имени С.М. Кирова) талантливыми советскими инженерами П.Н. Сячентовым, С.А. Гинзбургом, Л.С. Трояновым, Н.В. Цейцем, Б.А. Андрихевичем, М.П. Зигель и др. Для Т-26 было разработано различное бортовое оборудование, в том числе приспособления для разминирования, надувные понтоны и система шноркеля для преодоления водных преград, устройства для преодоления препятствий и многое другое. Легкие танки Т-26 также модифицировались в различные боевые бронированные машины в полевых условиях во время войны. [ 60 ]

Иностранные варианты

[ редактировать ]
  • 7,5 cm Pak 97/38(f) auf Pz.740(r) : десять Pak 97/38 противотанковых орудий со щитами были экспериментально установлены на шасси трофейного советского легкого танка Т-26, в результате чего были получены машины, получившие обозначение 7,5 cm Pak 97/. 38(f) для Pz.740(r). Эти САУ служили в составе 3-й роты 563-го противотанкового дивизиона, а 1 марта 1944 года были заменены на Marder III.
  • Т-26К К=Коулутус (Инструкция): финский вариант, используемый для обучения водителей. Похож на артиллерийский тягач Т-26Т, но с более квадратной надстройкой. 5 построено на базе трофейных Т-26 с 1947 по 1952 год. [ 61 ]
  • Т-26В V=Vetäjä (Буксировка): предлагается финский вариант для буксировки противотанковых орудий. Аналог артиллерийского тягача Т-26Т. 3 прототипа переоборудованы из трофейных Т-26 в 1944 году. [ 61 ]
  • Т-26/37 : предложение Румынии перевооружить трофейные Т-26 37-мм пушками «Шкода» и 7,92-мм пулеметами ZB. [ 62 ] [ 63 ]
  • Vânătorul de care R35 : румынский истребитель танков на базе Renault R35 , использующий 45-мм пушку 20-К Т-26. Первый прототип даже использовал башню трофейного Т-26. [ 64 ]

Выжившие

[ редактировать ]
Т-26 мод. 1931 г., с клепаным корпусом и башнями. Центральный музей Великой Отечественной войны в Москве, Россия. 2008.
Т-26 мод. 1933. Музей Эль Голосо в Мадриде, Испания. 2007.
Модифицированный ХТ-26 с ранней башней БТ-5, часто ошибочно обозначаемый как «Т-26 обр. 1933 г.». Танковый музей Парола , Финляндия. 2006.

В различных музеях и военных училищах (в основном российских, испанских, турецких и финских) сохранилось около 45 танков Т-26 различных моделей. [ 65 ] [ 66 ] Наиболее заметные из них:

  • Двухбашенный Т-26 обр. 1931 г. в Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве (Россия): этот танк 115-й стрелковой дивизии с пробоинами был поднят со дна реки на месте переправы через Невский Пятачок в июле 1989 года водолазным клубом "Катран" . Машина восстановлена ​​в Пярнуском учебном танковом полку Ленинградского военного округа . В дар музею он был передан в феврале 1998 года. В настоящее время сохранилось всего два таких автомобиля.
  • Двухбашенный Т-26 обр. 1931 года с пушечно-пулеметным вооружением и клепаным корпусом в Кубинке Танковом музее в Московской области (Россия). Единственный сохранившийся двухбашенный Т-26, вооруженный 37-мм пушкой.
  • Т-26 мод. 1933 г. в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве (Россия): вариант позднего производства был передан из Кубинского танкового музея в 1980-х годах.
  • Т-26 мод. 1933 год в музее-диораме «Прорыв Ленинградской блокады» в деревне Марьино под Кировском Ленинградской области (Россия): этот танк был поднят со дна реки на Невском Пятачке в мае 2003 года, без башни и с большим снарядом. отверстие на правой стороне корпуса. Теперь он отображается с башней, но пробоина в корпусе все еще присутствует.
  • Т-26 мод. 1933 г. в Музее Северо-Западного фронта в Старой Руссе Новгородской области (Россия): этот танк был поднят из реки Ловать в 1981 году и стал памятником советским танкистам в деревне Коровичино (Новгородская область). Машина передана музею в мае 2004 года. У танка неаутентичные гусеницы.
  • Т-26 мод. 1933 год в музее казарм Эль-Голосо в Мадриде (Испания): танк (испанский тактический номер 135) с националистической испанской маркировкой с прижатой маской орудия вооружен пулеметом Гочкиса вместо танкового пулемета ДТ. Выпуска 1936 года. Зенитный пулемет и поручневая радиоантенна - поздние макеты.
  • Т-26 мод. 1933 г., в Museo Histórico Militar de Cartagena, Испания, с националистической испанской маркировкой, в пригодном для эксплуатации состоянии.
  • Т-26 мод. 1933 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): финский тактический номер Ps 163–33, в ходовом состоянии.
  • Т-26 мод. 1933 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): во многих источниках этот танк описывается как ранняя версия Т-26 обр. 1933 г. Но на самом деле это финская военная модернизация (финский тактический номер Пс 163–16) корпуса от ХТ-26 огнеметного танка (который можно узнать по заклепкам для крепления бака горючей смеси, заклепкам для петли заправочного люка слева и приварного сливного отверстия справа за передней гусеничной тележкой) с навесной клепаной башней с небольшой задней нишей с самого начала БТ-5 . Легкий танк [ 67 ]
  • Т-26 мод. 1933 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): финская модернизация военного времени (финский тактический номер Ps 163–28) корпуса огнеметного танка ХТ-26 с навесной башней от легкого танка БТ-7 .
  • Т-26 мод. 1933 год перед Военным музеем Стамбула (Турция). Один из 64 танков Т-26, закупленных у России в 1934 году. Т-26 оставался на вооружении турецкой армии до 1943 года.
  • Т-26 мод. 1939 г. в Танковом музее Кубинки, Московская область (Россия): танк с прессованным лобовым бронелистом башни находится в работоспособном состоянии (двигатель ГАЗ-41 от БРДМ-2 установлен в 2005 г.). Танк имеет боевые повреждения, полученные в годы Великой Отечественной войны (множество следов от бронебойных пуль и заваренная пробоина на правом борту башни от 50-мм снаряда).
  • Т-26 мод. 1939 г. в Танковом музее Парола (Финляндия): финская модернизация военного времени (финский тактический номер Ps 164–7); корпус от ХТ-133 огнеметного танка с навесной башней от Т-26 обр. 1938/1939 г. и шаровую установку для танкового пулемета ДТ в лобовом бронелисте корпуса.
  • Огнеметный танк ХТ-130 в Танковом музее Кубинки, Московская область (Россия): на самом деле это телетанковая машина управления ТУ-26 с макетом огнемета.
  • Огнеметный танк ХТ-130 в в/ч № 05776 в Борзя городе Читинской области (Россия): памятник (с 1995 года) с некомплектным шасси (отсутствует одна гусеничная тележка; гусеницы и ведущие колеса взяты от М3 «Стюарт» американского ). легкий танк). До 1990 года машина стояла на территории одной из воинских частей 39-й советской армии (расположенной в Монголии) Забайкальского военного округа . Единственный сохранившийся ХТ-130 в настоящее время.
  • Т-26 образца 1933 года в танковом музее Бовингтона , Великобритания. Автомобиль Т-26А. Восстановлен, переоборудован в Т-26Б и использован финскими войсками.

Операторы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Коломиет 2007 , с. 125.
  2. ^ Jump up to: а б с Коломиет 2007 , с. 124.
  3. ^ Jump up to: а б Франко, Танк гражданской войны в Испании , с. 74. [ нужна полная цитата ]
  4. ^ Jump up to: а б Кандил 1999 , стр. 34.
  5. ^ Свирин и Коломиец 2000 , с. 4.
  6. ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 34–35.
  7. ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 44–57.
  8. ^ Коломиет 2007 , с. 5.
  9. ^ Jump up to: а б с Коломиет 2007 , с. 6–9.
  10. ^ Baryatinskiy 2003 , p. 2.
  11. ^ Коломиет 2007 , стр. 7–8.
  12. ^ Jump up to: а б Свирин 2007 , стр. 162–172.
  13. ^ Свирин 2007 , стр. 173–174.
  14. ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 3–4.
  15. ^ Солянкин и др. 2002 , стр. 89–91.
  16. ^ Baryatinskiy 2003 , p. 20.
  17. ^ Baryatinskiy 2003 , p. 24.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Коломиет 2007 , с. 16–17.
  19. ^ Baryatinskiy 2003 , p. 4.
  20. ^ Коломиет 2007 , с. 11.
  21. ^ Baryatinskiy 2003 , p. 25.
  22. ^ Baryatinskiy 2003 , p. 6.
  23. ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 30–31.
  24. ^ Baryatinskiy 2003 , p. 31.
  25. ^ Baryatinskiy 2003 , p. 17.
  26. ^ Коломиет 2007 , с. 50.
  27. ^ Солянкин и др. 2002 , с. 76.
  28. ^ Коломиет 2007 , с. 10.
  29. ^ Коломиет 2007 , стр. 11–14.
  30. ^ Свирин 2007 , стр. 172–180.
  31. ^ Коломиет 2007 , с. 61.
  32. ^ Свирин 2007 , стр. 177–178.
  33. ^ Baryatinskiy 2006 .
  34. ^ Коломиет 2007 , стр. 60–61.
  35. ^ Коломиет 2007 , с. 62.
  36. ^ Коломиет 2007 , стр. 64–65.
  37. ^ Маэ 2011 .
  38. ^ Барятинский 2006а , с. 81.
  39. ^ Пейн и Паласиос, 2014 , с. 174.
  40. ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 45–46.
  41. ^ Барятинский 2006а , с. 84–85.
  42. ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 48–49.
  43. ^ Коломиет 2001 , стр. 48–49.
  44. ^ Барятинский 2006а , с. 96–97.
  45. ^ Baryatinskiy 2003 , pp. 57–58.
  46. ^ Барятинский 2006а , с. 100–101.
  47. ^ Барятинский 2006а , с. 62–63.
  48. ^ Коломиет 2007 , стр. 10–15.
  49. ^ Jump up to: а б Коломиет 2007 , с. 18–21.
  50. ^ Jump up to: а б Baryatinskiy 2003 , pp. 6–9.
  51. ^ Коломиет 2007 , с. 21.
  52. ^ Солянкин и др. 2002 , с. 92.
  53. ^ Jump up to: а б Коломиет 2007 , с. 14.
  54. ^ Коломиет 2007 , стр. 48–60.
  55. ^ Jump up to: а б Коломиет 2007 , с. 66–77.
  56. ^ Jump up to: а б Коломиет 2007 , с. 22–24.
  57. ^ Jump up to: а б Свирин 2007 , стр. 333–336.
  58. ^ Jump up to: а б Солянкин и др. 2002 , с. 91.
  59. ^ Jump up to: а б с Коломиет 2007 , с. 23–27.
  60. ^ Коломиет 2007 , стр. 82–123.
  61. ^ Jump up to: а б «Птрофейные танки» . Сайт егерского взвода . Проверено 30 декабря 2013 г.
  62. ^ Мосниагу и др. 2012 , с. 253.
  63. ^ Мартинес, Джошуа (16 октября 2016 г.). «Т-26/37 мм» . танки-энциклопедия.com . Проверено 1 июля 2021 г. [ ненадежный источник? ]
  64. ^ Эксуорси, Скафеш и Крэчунойу 1995 , стр. 227.
  65. ^ Дриг, Евгений. Сохранившаяся до наших дней техника 30-х – начала 40-х годов [Сохранившиеся автомобили 30-х – начала 40-х годов]. mechcorps.rkka.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 25 июля 2013 г. Проверено 19 мая 2010 г.
  66. ^ «Выжившие легкие танки Т-26» (PDF) . the.shadock.free.fr . 11 мая 2010 года . Проверено 19 мая 2010 г. [ ненадежный источник? ]
  67. ^ Коломиет 2007 , стр. 78–81.
  68. ^ Несс и Ши, 2016 , стр. 110–115.
  69. ^ Сокиера 2014 , с. 846.
  70. ^ Jump up to: а б с Барятинский 2006а , с. 62−63.
  71. ^ Хистанд, Уильям Э. «Советские танки в Маньчжурии, 1945 год: последний безжалостный блицкриг Красной Армии во Второй мировой войне» . Блог Оспри . Издательство Оспри . Проверено 2 октября 2023 г.
  72. ^ Сокиера 2014 , с. 845.
  73. ^ Кандил 2021 , с. 81−85.
  74. ^ Кандил 2021 , стр. 84.
  75. ^ Орикс. «Отсутствие Второй мировой войны: немецкая и союзническая техника, используемая Турецкой Республикой» . Орикс . Проверено 23 марта 2023 г.

Опубликованные источники

[ редактировать ]
  • Аппель, Эрик; и др. (2001). Экберг, Хенрик (ред.). Финляндия и криг 1939–1940 - första delen (на шведском языке). Эспоо, Финляндия: Schildts förlag Ab. стр. 261. ISBN  951-50-1182-5 .
  • Эксуорси, Марк; Скафеш, Корнел; Крэчунойу, Кристиан [на румынском языке] (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941-1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  9781854092670 .
  • Барятинский, Михаил (2003). Легкий Танк Т-26 (Легкий Танк Т-26) . Москва: Моделист-Конструктор. Спецвыпуск №2. Подписной индекс в каталоге Роспечати 73474.
  • Барятинский, Михаил (2006). Легкие танки: Т-27, Т-38, БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70 . Хершам, Суррей: Ян Аллан. ISBN  0-7110-3163-0 .
  • Baryatinskiy, Mikhail (2006a). Sovetskie tanki v boyu. Ot T-26 do IS-2 (Soviet tanks in action. From T-26 to IS-2) (in Russian). Moscow: YAUZA, EKSMO. ISBN  5-699-18740-5 .
  • Кандил, Антонио Дж. (1 марта 1999 г.). «Миссия по оказанию помощи республиканцам проверила доктрину и оборудование». Броня . Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. ISSN   0004-2420 .
  • Дейли, Джон (1999). «Советские и немецкие советники проверяют доктрину» в журнале «Армор» , 1 мая 1999 года. Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. ISSN 0004-2420.
  • Франко, Лукас Молина (2005). Panzer I: Начало саги (на испанском языке). Мадрид, Испания: AF Editores. ISBN  978-84-96016-51-4 .
  • Франко, Лукас М. (2006). «Танк гражданской войны в Испании». История Старой Иберии (на испанском языке). № 13. ISSN   1699-7913 .
  • Гарсия, Хосе Мария; Лукас Молина Франко (2005). Ла Брюнете (на испанском языке). Вальядолид: Quiron Ediciones. п. 80. ИСБН  84-96016-28-5 .
  • Гарсиа, Хосе Мария; Франко, Лукас Молина (2006). Оружие гражданской войны в Испании (на испанском языке). Мадрид: Сфера книг. п. 613. ИСБН  84-9734-475-8 .
  • Гланц, Дэвид М. (1998). Спотыкающийся Колосс . Лоуренс, Канзас: Канзас Пресс. п. 374. ИСБН  0-7006-0879-6 .
  • Гланц, Дэвид М.; Джонатан М. Хаус (1995). Когда столкнулись титаны: Как Красная Армия остановила Гитлера . Лоуренс, Канзас: Канзас Пресс. п. 414 . ISBN  0-7006-0899-0 .
  • Хаус, Джонатан М. (1984). На пути к общевойсковой войне: обзор тактики, доктрины и организации XX века . Форт Ливенворт, Канзас: Колледж командования и генерального штаба армии США. п. 231.
  • Хьюз-Уилсон, Джон (2006). «Снег и резня в Суомуссалми» в журнале «Военная история» , 1 января 2006 г. ISSN 0889-7328.
  • Йоргенсен, Кристер; Манн, Крис (2001). Стратегия и тактика: Tank Warfare . Оцеола, США: Издательская компания MBI. п. 176 . ISBN  0-7603-1016-5 .
  • Кантакоски, Пекка (1998). Красные танки: Бронетанковые войска Красной Армии 1918–1945 [ Красные танки: Бронетанковые войска Красной Армии 1918–1945 ] (на финском языке). Хямеенлинна: ​​Ilves-Paino Oy. п. 512. ИСБН  951-98057-0-2 .
  • Коломиец, Максим (2001). Танки в Зимней войне 1939–1940 (Танки в Зимней войне 1939–1940). Фронтовая иллюстрация № 3 (на русском языке). Москва: Стратегия КМ. п. 82. ИСБН  978-5-699-20928-6 .
  • Kolomiets, Maxim; Svirin Mikhail (2003). Legkiy tank T-26. 1931–1941 (The Light Tank T-26. 1931–1941). Frontline Illustration No. 1 (in Russian). Moscow: Strategiya KM. p. 79. ISBN  5-901266-01-3 .
  • Kolomiets, Maxim; Svirin Mikhail (2003). T-26: mashiny na ego base (T-26: The Vehicles on its Base). Frontline Illustration No. 4 (in Russian). Moscow: Strategiya KM. p. 80. ISBN  5-901266-01-3 .
  • Kolomiets, Maxim (2007). T-26. Tyazhelaya sud'ba legkogo tanka (T-26. The Heavy Fate of the Light Tank) (in Russian). Moscow: Yauza, Strategiya KM, EKSMO. ISBN  978-5-699-21871-4 .
  • Макси, Кеннет (1970). Танки: история боевой бронированной машины . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 160. СБН 684-13651-1.
  • Маэ, Янн (февраль 2011 г.). «Блиндорама: Ла Тюрки, 1935–1945». Battailles & Blindés (на французском языке). Нет. 41. Характер. стр. 4–7. ISSN   1765-0828 .
  • Миллер, Дэвид (30 июня 2000 г.). Иллюстрированный справочник танков и боевых машин: от Первой мировой войны до наших дней . Зенит Пресс. п. 480. ИСБН  0-7603-0892-6 .
  • Мошнягу, Мариан [на румынском языке] ; Боцогина, Юлиан-Стелиан; Манолеску, Мариана-Даниела; Стойка, Леонтин-Василе; Сойтариу, Михай-Космин (2012). Румынская армия и эволюция танкового вооружения. Документы (1919–1945) (PDF) (на румынском языке). Питешть, Румыния: Издательство Государственного университета Питешть. ISBN  978-606-560-252-6 .
  • Муикку, Эса; Юкка Пурхонен (1998). Финская бронетехника 1918–1997 гг. (на финском и английском языках). Ювяскюля: Апали. п. 208. ИСБН  952-5026-09-4 .
  • Пейн, Стэнли Г.; Паласиос, Хесус (2014). Франко: Личная и политическая биография . Университет Висконсина Пресс. ISBN  9780299302139 .
  • Раус, Эрхард (2002). Питер Г. Цурас (ред.). Танки на Восточном фронте: генерал Эрхард Раус и его танковые дивизии в России, 1941–1945 гг . Соединенные Штаты Америки: Greenhill Books. п. 253. ИСБН  0-7394-2644-3 .
  • Регенберг, доктор Вернер; Хорст Шайберт (1990). Трофейные танки под немецким флагом . Соединенные Штаты Америки: Шиффер. п. 49 . ISBN  0-88740-201-1 .
  • Rybalkin, Yuriy (2000). Operatsiya "X". Sovetskaya voennaya pomoshch respublikanskoy Ispanii 1936–1939 (Operation X. The Soviet Military Aid to Republican Spain 1936–1939) (in Russian). Moscow: AIRO-XX. p. 149. ISBN  5-88735-067-9 .
  • Solyankin, Alexander; Pavlov, Ivan; Pavlov, Mikhail; Zheltov, Igor (2002). Otechestvennye bronirovannye mashiny. XX vek. Tom 1: 1905–1941 (Native Armoured Vehicles. 20th century. Vol. 1: 1905–1941) (in Russian). Moscow: Exprint. ISBN  5-94038-030-1 .
  • Свирин Михаил; Коломиец, Максим (2000). Легкий танк Т-26 (Легкий танк Т-26) . Армада (на русском языке). Том. 20. Москва: Экспринт. ISBN  5-94038-003-4 .
  • Svirin, Mikhail (2007). Bronya krepka. Istoriya Sovetskogo tanka 1919–1937 (The armour is strong. A history of Soviet tank 1919–1937) (in Russian). Moscow: Yauza, EKSMO. p. 384. ISBN  978-5-699-13809-8 .
  • Уикс, Джон (1975). Мужчины против танков: история противотанковой войны . Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки: Мейсон Чартер. п. 189 . ISBN  9780884051305 .
  • Вудел, Розмари К. (апрель 2003 г.). Замерзание в аду в «Военной истории» , Том. 20 Выпуск 1. ISSN 0889-7328
  • Залога, Стивен Дж. « Операции советских танков во время гражданской войны в Испании. Архивировано 5 октября 2009 г. в Wayback Machine », в Журнале славянских военных исследований , том 12, № 3, сентябрь 1999 г.
  • Сток, Стивен Дж. , Джеймс Грандсен (1981). Советские тяжелые танки . Лондон: Издательство Osprey. ISBN   0-85045-422-0 .
  • Залога, Стивен Дж., Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN   0-85368-606-8 .
  • Кандил, Энтони Дж. (3 мая 2021 г.). Танковые бои в Испании: танковая война во время гражданской войны в Испании 1936–1939 гг . Каземат. ISBN  978-1-61200-971-1 .
  • Сокиера, Джейсон М. (2 декабря 2014 г.). Даулинг, Тимоти К. (ред.). Россия в войне [2 тома]: От монгольского завоевания до Афганистана, Чечни и за его пределами [2 тома] . Издательство Блумсбери США. стр. 845–846. ISBN  978-1-59884-948-6 .
  • Несс, Лиланд; Ши, Бин (16 сентября 2016 г.). Канчжан: Путеводитель по сухопутным войскам Китая 1937–45 . Гелион, Лимитед. ISBN  978-1-912174-46-1 .
[ редактировать ]
  • Танк Т-26 , Т-26 мод. 1939 г. в рабочем состоянии из Танкового музея в Кубинке, Россия (с краткой исторической справкой о бронетанковых войсках СССР того времени, на русском языке)
  • Танк Т-26 , Т-26 мод. 1939 года в рабочем состоянии из Танкового музея в Кубинке (Россия).
  • Танк Т-26 , копия Т-26 мод. 1933 год (с исторической сценой, на русском языке)
  • Танк Т-26 , Т-26 мод. 1939 г. в рабочем состоянии из Танкового музея Парола (Финляндия).
  • Танк Т-26 , Т-26 мод. 1939 г. в рабочем состоянии из Танкового музея Парола (Финляндия).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a3a6cfe402cb9c46cca725d115bcbef__1720760100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/ef/7a3a6cfe402cb9c46cca725d115bcbef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
T-26 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)