Ислам в Испании
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
В абсолютных частотах: Каталония , Андалусия , Мадридское сообщество , Валенсийское сообщество , регион Мурсия. | |
Религии | |
Большинство сунниты , меньшинство шииты | |
Языки | |
Основные: испанский , арабский , берберский и другие. |
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Испания является страной с христианским большинством, а ислам является религией меньшинства, которую исповедуют в основном иммигранты из стран с мусульманским большинством и их потомки.
Ислам был основной религией на Пиренейском полуострове , начиная с завоевания Испании Омейядами и заканчивая (по крайней мере открыто) его запретом со стороны современного испанского государства в середине 16 века и изгнанием мориско в начале 17 века. этническое и религиозное меньшинство численностью около 500 000 человек. [ 2 ] Хотя значительная часть мориско вернулась в Испанию или избежала изгнания, к 19 веку практика ислама ушла в безвестность. [ 3 ] после многих лет криптомусульманами своей веры. тайного исповедания [ нужна ссылка ]
Хотя официальная оценка Центра социальных исследований (СНГ) на 2022 год показывает, что 2,8% населения Испании исповедуют иную религию, чем католицизм, [ 4 ] По неофициальной оценке Союза исламских общин Испании (UCIDE) на 2020 год, мусульманское население Испании составляет 4,45% от общей численности населения Испании по состоянию на 2019 год, из которых 42% были гражданами Испании (большинство из них имеют иностранные семьи). происхождения), 38% марокканцев и 20% представителей других национальностей. [ 5 ] По данным Исламской комиссии Испании, в 2024 году в Испании проживают 2,5 миллиона мусульман, что составляет около 5,32 процента населения из 47 миллионов испанцев. Число новообращенных, по данным комиссии, за последние три десятилетия увеличилось примерно в 10 раз. [ 6 ]
История
[ редактировать ]
Завоевание
[ редактировать ]Hispania — латинское название, которое было дано всему Пиренейскому полуострову , а после падения Западной Римской империи (476 г.) — германское. [ 7 ] племя вестготов , принявшее христианство, управляло всем полуостровом вплоть до исламского завоевания (за это время они вытеснили другое германское племя — вандалов — и завоевали другое — свевов ). В исторических источниках часто утверждается, что Испания была одной из бывших римских провинций, где латинский язык и культура пустили глубокие корни. После падения Империи вестготы продолжили эту традицию, став, вероятно, самым романизированным тевтонским племенем. Под властью вестготов Испания была наполнена крайней нестабильностью из-за отсутствия связи между коренными испанцами и новыми правителями, которые следовали германским представлениям о королевской власти. Короли вестготов считались первыми среди равных (дворянства), и их можно было легко свергнуть, если бы они не радовали различные фракции.
Новости о политических волнениях, существовавших с конца VI по начало VIII веков, в конечном итоге были получены правителями растущей исламской империи, существовавшей вдоль побережья Северной Африки. В нескольких исторических источниках утверждается, что исламский халифат на самом деле не нацелился на Вестготское королевство для завоевания, но политические разногласия внутри него создали возможность, которая была успешно использована армией, возглавляемой мусульманским генералом Тариком ибн-Зиядом . Последний король вестготов, Родерик , не считался законным правителем всеми жителями Испанского королевства, и некоторые вестготские дворяне помогали исламскому завоеванию Испании. Одно из часто упоминаемых имен — граф Юлиан Сеутский , который пригласил Тарика ибн-Зияда вторгнуться в южную Испанию, потому что его дочь была изнасилована королем Родериком.

30 апреля 711 года мусульманский генерал Тарик ибн-Зияд высадился в Гибралтаре , и к концу кампании большая часть Пиренейского полуострова (за исключением небольших территорий на северо-западе, таких как Астурия и территория Басков ) оказалась под властью ислама. . [ 8 ] Поворотным моментом этой кампании стала битва при Гвадалете , где последний король вестготов Родерик потерпел поражение от генерала Тарика ибн-Зияда. Родерик покидает трон в 711 году и позже казнен Тариком ибн-Зиядом. После поражения Родерика владычество вестготов над Пиренейским полуостровом сложилось и распалось на северное побережье Пиренейского полуострова и провинцию Септимания (территория Франции, идущая от Пиренеев до Прованса), все территории, ранее находившиеся под властью вестготов теперь находились под властью ислама. Мусульманские войска попытались двинуться на северо-восток через Пиренеи в сторону Франции, но потерпели поражение от франкского христианина Карла Мартелла в битве при Туре в 732 году.

Исламское правление на Пиренейском полуострове длилось в течение разных периодов времени: от 28 лет на крайнем северо-западе (Галисия) до 781 года на территории, окружающей город Гранада на юго-востоке. Эта Империя внесла вклад в развитие общества, такой как библиотеки, школы, общественные туалеты, литература, поэзия и архитектура. Эта работа в основном развивалась через объединение людей всех вероисповеданий. [ 9 ] Хотя три основные монотеистические религиозные традиции, безусловно, заимствовали друг друга в Аль-Андалусе , чему особенно способствовал расцвет философии и средневековых наук на мусульманском Ближнем Востоке, недавние исследования поставили под сомнение представление о том, что мирное сосуществование мусульман, Евреев и христиан, известных как конвивенсия , можно определить как «плюралистические». [ 10 ] Люди других религий могли внести свой вклад в общество и культуру, развивавшуюся в это время. Одной из причин такого большого успеха в этой империи были юридические условия, предлагаемые общественности, которые отличались от условий, которые применялись в предшествующем ей Вестготском королевстве. [ 9 ]
Более того, появление суфизма на Пиренейском полуострове особенно важно, поскольку «величайший шейх» суфизма Ибн Араби сам был родом из Мурсии . Суфийский орден Накшбанди - широко распространенный суфийский орден в Испании. [ 11 ]

Тема Конвивенсии остается очень горячо обсуждаемой среди ученых: некоторые из них считают, что Испания была плюралистической под властью мусульман, в то время как другие полагают, что это было очень трудное место для жизни немусульман. плюралистический акцент на аудиоповествование в Музее трех культур в Кордове, Испания, где в аудиоповествовании говорится, что «когда Восток не был отделен от Запада, мусульмане не были отделены от евреев или христиан». [ 12 ] Другой ученый утверждает, что «стало возможным быть благочестивым евреем, который мог читать доисламские оды или серьезно относиться к странствующим традициям, в значительной степени потому, что это делали благочестивые мусульмане». [ 12 ] Мусульманский правитель Абд-ар-Рахман III «работал непосредственно с мозарабами (спорный термин, который обычно используется для обозначения христиан, живших под властью мусульман), и поставил их на руководящие посты. Более того, евреи и христиане могли практиковать свои религии, не опасаясь притеснений или преследований». [ 13 ] Мусульманские правители Испании «полагались на евреев в дипломатии и государственном управлении, которые заняли торговые должности и сыграли важную роль в таких городах, как Толедо и Кордова». [ 13 ]
С другой стороны дебатов, многие ученые полагают, что мусульманское правление в Испании было далеко от утопического общества, в котором все религии относились друг к другу с уважением. Фактически, «восстания в Кордове в 805 и 818 годах были ответили массовыми казнями и разрушением одного из пригородов города». [ 12 ] Кроме того, что касается евреев и христиан в Андалусии, «один юридический текст XI века называл их членами «партии дьявола», и они «облагались специальными налогами и, зачастую, дресс-кодом». [ 12 ] Многие ученые полагают, что этот более мягкий взгляд на convivencia «маскирует само присутствие институционального фундаментализма в средневековой Испании - как его еврейских, так и мусульманских проявлений в характере насильственного обращения в другую веру, изгнания, более низких стандартов гражданства, более высокого налогообложения и насилия». [ 13 ] Похоже, что классовые различия также сыграли свою роль в конвивенции . Фактически, «многие из низших слоев еврейского и христианского общества оставались сегрегированными или находились в конфликте со своими авраамическими коллегами». [ 13 ] Другие ученые полагают, что к христианам и евреям относились как к гражданам второго сорта, поскольку «при мусульманском правлении, особенно после прихода Альморавидов и Альмохадов , и христианство, и иудаизм почти не терпели и считались явно «низшими» религиями». [ 14 ]
Правило
[ редактировать ]История Аль-Андалуса |
---|
Мусульманское завоевание (711–732) |
Омейядский штат Кордова (756–1031) |
Первый национальный период (1009–1110) |
Правило Альморавидов (1085–1145) |
Второй период Таифы (1140–1203) |
Правило подушки (1147–1238) |
Третий национальный период (1232–1287) |
Эмират Гранада (1232–1492) |
Похожие статьи |
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2010 г. ) |
Со временем исламские мигранты из таких разных мест, как Северная Африка, Йемен , Сирия и Иран, вторглись на территории Пиренейского полуострова. Исламские правители называли Пиренейский полуостров «Аль-Андалус».
Какое-то время Аль-Андалус был одной из великих мусульманских цивилизаций, достигнув своего пика с Омейядов халифатом в 10 веке. Аль-Андалус [ 8 ] имел следующие хронологические этапы:
- Провинция Аль-Андалус Халифата Омейядов в Дамаске (711–756 гг.)
- Независимый эмират Омейядов Кордова (756–929 гг.)
- Омейядский халифат Кордовы (929–1031 гг.)
- Первый Тайфа (1031–1091 гг.)
- Правило Альморавидов (ок. 1091–1145 гг.)
- Второй Тайфа (ок. 1145–1151 гг.)
- ( Правило Альмохадов ок. 1151–1212)
- Третий Тайфа (1212–1238 гг.)
- Королевство Гранада (1238–1492)
- Позднее восстание Альпухарраса последовательно назначили двух монархов. Мориско (1568–1571), когда повстанцы
(Примечание: даты аннексии различных королевств таифа Альморавидами и Альмохадами различаются)
Медресе Гранады было основано монархом Насридов династии Юсуфом I, султаном Гранады, в 1349 году и в нем проживали многие из самых выдающихся ученых того периода. [ 15 ]
Реконкиста
[ редактировать ]
После распада Халифата исламский контроль постепенно был подорван христианской Реконкистой . Реконкиста (Реконкиста) — это процесс, посредством которого католическим королевствам северной Испании в конечном итоге удалось победить и завоевать мусульманские государства Пиренейского полуострова. Первым крупным городом, захваченным католическими властями, был Толедо в 1085 году. [ 16 ] что вызвало вмешательство Альморавидов. После битвы при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году большая часть Аль-Андалуса перешла под контроль католических королевств, за исключением династии Насридов Гранадского эмирата . Гранадская война ( Guerra de Granada ) Реконкисты началась в 1482 году против Гранадского эмирата . Лишь в 1492 году Гранадский эмират с городом Гранада и дворцами Альгамбра и Хенералифе , последняя оставшаяся мусульманская территория в Аль-Андалусе, пал в битве при Гранаде перед войсками католических монархов (los Reyes Catolicos) , королевы Изабелла I Кастильская и ее муж, король Фердинанд II Арагонский .
После Реконкисты
[ редактировать ]Завоевание сопровождалось Гранадским договором, подписанным эмиром Гранады Мухаммедом XII , который давал новым мусульманским подданным испанской короны большую степень религиозной терпимости. Им также было разрешено продолжать использовать свой собственный язык, школы, законы и обычаи. [ нужна ссылка ] Но толкование королевского указа в значительной степени было оставлено на усмотрение местных католических властей. Эрнандо де Талавера, первый архиепископ Гранады после ее католического завоевания, придерживался довольно терпимой точки зрения. [ нужна ссылка ]
Однако в 1492 году монархия начала отмену свобод, начиная с Указа об Альгамбре . Это продолжилось, когда архиепископа Талавера сменил нетерпимый кардинал Сиснерос , который немедленно организовал кампанию по массовому насильственному обращению в другую веру и публично сжег тысячи арабских книг (рукописей). [ 17 ] Возмущенные этим нарушением веры, в 1499 году мудехары подняли Первое восстание Альпухаррас , которое оказалось безуспешным и лишь дало Фердинанду и Изабелле предлог для отмены обещания терпимости. В том же году мусульманским лидерам Гранады было приказано передать почти все оставшиеся книги на арабском языке, большая часть которых была сожжена. (Сохранились только медицинские рукописи; эти рукописи находятся в библиотеке Эскориала .) Начиная с Валенсии в 1502 году мусульманам предлагался выбор: крещение или изгнание. Вариант изгнания на практике зачастую был невозможен из-за трудностей с изгнанием своей семьи и совершением поездки в мусульманские земли в Северной Африке, невозможностью уплатить пошлину, требуемую властями за безопасный проход, а также общей тенденцией властей препятствовать и препятствовать такому исходу. [ 18 ]

Поэтому большинство вынуждено принять обращение, став известными как «новые христиане». Многие из новых христиан (также называемых «мориско»), хотя внешне были католиками, продолжали придерживаться своих старых убеждений в частном порядке как криптомусульмане. [ 19 ] Отвечая на призыв своих единоверцев в Испании, в 1504 году Ахмад ибн Аби Джума , исламский учёный из Северной Африки, издал фетву , обычно называемую « Оранской фетвой », в которой говорилось, что мусульмане могут также внешне исповедовать христианство. как пить вино, есть свинину и другие запрещенные вещи, если они находились под «принуждением» к подчинению или «преследованиями». [ 20 ]

Тайная практика ислама продолжалась вплоть до 16 века. В 1567 году король Филипп II наконец объявил незаконным использование арабского языка и запретил исламскую религию, одежду и обычаи, шаг, который привел ко Второму восстанию Альпухарраса , включавшему в себя жестокие действия со стороны мусульманских повстанцев против местных христиан. . В результате мориски Гранады были рассеяны по всей Испании. «Эдикты об изгнании» морисков были наконец изданы Филиппом III в 1609 году против оставшихся мусульман в Испании. Изгнание было особенно эффективным в восточном регионе Валенсии, где они составляли 33% населения, а этническая напряженность между мусульманским и немусульманским населением была высокой, поскольку местные жители подвергались преследованиям со стороны мусульманских разбойников. Соответствующее изгнание мусульман из Королевства Кастилия и Андалусия было официально завершено в 1614 году. В отличие от Королевства Арагон и Валенсия, мориски были высоко интегрированы в остальную часть Испании, значительное число из них избежало изгнания или массово возвратилось под защиту соседи, не являющиеся мориско, и местные власти.
Последнее массовое судебное преследование морисков за криптоисламскую практику произошло в Гранаде в 1727 году, при этом большинство осужденных получили относительно легкие приговоры. Говорят, что некоторые представители общины Мориско, включая этих последних осужденных, сохранили свою идентичность, по крайней мере, до конца восемнадцатого века. [ 3 ]
Тем не менее, общины мавританских освобожденных рабов, известные как «moros cortados», продолжали присутствовать в различных частях Испании, многие из которых были освобождены в результате взаимного соглашения с Марокко в 1767 году. Такие бывшие рабы, хотя и были крещены, продолжали незаметно исповедуют свою религию. В результате второго договора с Марокко в 1799 году король Испании официально гарантировал право марокканцев в Испании исповедовать свою религию в обмен на предоставление испанским католикам таких же прав в Марокко. [ 21 ]
Демография и этническое происхождение
[ редактировать ]Конституция Испании 1978 года гласит в ст. 16, что « никто не может быть принужден к заявлениям относительно своей религии, убеждений или идеологий ». [ 22 ] а это значит, что все данные о религиозных убеждениях приблизительны. Эволюция мусульманского населения была связана с увеличением иммиграции за последние два десятилетия, которое началось со вступлением Испании в Европейское экономическое сообщество (1986 г.) после экономического роста и закрытия европейских границ с третьими странами. [ 23 ] По официальным оценкам Центра социологических исследований (СНГ), 2,9% верующих других религий, из которых около 2% будут мусульманами.
Автономными сообществами с наибольшим мусульманским населением в абсолютном выражении являются Каталония , Андалусия , Мадридское сообщество и регион Мурсия . Однако по отношению к общей численности населения автономных сообществ города Сеута и Мелилья выделяются самым высоким процентом мусульман после регионов Мурсия, Каталония и Ла-Риоха . Более того, стоит отметить, что мусульманское население городов Сеута и Мелилья, имеющее тесные связи с марокканским населением, активно участвует в создании ассоциаций и является пионером в реализации мер, связанных с исламом, в различных политических областях. [ 24 ] Неофициальные источники последующих таблиц и графиков: [ 5 ] [ 25 ]
Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
2003 | 525,000 | — |
2004 | 801,284 | +52.6% |
2005 | 1,064,904 | +32.9% |
2006 | 1,080,478 | +1.5% |
2007 | 1,145,424 | +6.0% |
2008 | 1,310,148 | +14.4% |
2009 | 1,446,939 | +10.4% |
2010 | 1,498,707 | +3.6% |
2011 | 1,595,221 | +6.4% |
2012 | 1,671,629 | +4.8% |
2013 | 1,732,191 | +3.6% |
2014 | 1,858,409 | +7.3% |
2015 | 1,887,906 | +1.6% |
2016 | 1,919,141 | +1.7% |
2017 | 1,946,300 | +1.4% |
2018 | 1,993,675 | +2.4% |
2019 | 2,091,656 | +4.9% |
2020 | 2,216,513 | +6.0% |
2021 | 2,250,486 | +1.5% |
2022 | 2,349,288 | +4.4% |
Источник: [ 26 ] Информацию о мусульманском населении можно найти на первой странице каждого годового отчета (например, Informe 2003 ). Для этого необходимо скачать годовые отчеты. |

Автономный Сообщества |
мусульманин население 2019 |
Процент |
---|---|---|
![]() |
44,958 | 51.98 |
![]() |
36,822 | 43.43 |
![]() |
112,527 | 7.53 |
![]() |
564,055 | 7.35 |
![]() |
19,462 | 6.14 |
![]() |
59,418 | 5.17 |
![]() |
59,821 | 4.53 |
![]() |
29,563 | 4.52 |
![]() |
299,311 | 4.49 |
![]() |
221,355 | 4.42 |
![]() |
341,069 | 4.05 |
![]() |
75,662 | 3.51 |
![]() |
69,914 | 3.44 |
![]() |
62,466 | 2.83 |
![]() |
19,858 | 1.86 |
![]() |
41,275 | 1.72 |
![]() |
5,526 | 0.95 |
![]() |
8,623 | 0.84 |
![]() |
19,971 | 0.74 |
Испания | 2,091,656 | 4.45 |
Этническое происхождение испанского мусульманского населения включает две основные национальности: испанскую и марокканскую, за которыми следуют пакистанская и сенегальская национальности. Среди мусульманского населения иностранного происхождения можно выделить четыре географические зоны: Магриб , Сахель , Индийский субконтинент и Ближний Восток .
Страна происхождения | Население |
---|---|
![]() |
879,808 |
![]() |
812,412 |
![]() |
88,783 |
![]() |
70,879 |
Другие | 63,286 |
![]() |
63,051 |
![]() |
39,241 |
![]() |
24,965 |
![]() |
20,354 |
![]() |
18,093 |
![]() |
10,784 |
Общая численность населения | 2,091,656 |
В разделе « Другие » мы можем найти следующие страны: Мавритания (8165), Сирия (7321), Камерун (6232), Иран (5913), Турция (5000), Гвинея-Бисау (4413), Кот-д'Ивуар (4249), Египет (4020), Албания (3004), Казахстан ( 2438), Тунис (2287), Ливан (2116), Индонезия (1764), Ирак (1554), Иордания (1315), Буркина-Фасо (1276), Саудовская Аравия (745), Сьерра-Леоне (685), Того (451), Бенин (338).
Исламские организации
[ редактировать ]Создание исламских общин в качестве юридических лиц стало для мусульман инструментом самоорганизации с целью взаимодействия с государственными учреждениями и достижения прав, установленных правовыми договоренностями. С момента подписания Соглашения о сотрудничестве между государством и Исламской комиссией Испании в 1992 году и увеличения миграционных потоков произошел значительный рост организаций в форме религиозных общин, ассоциаций и федераций. Местные сообщества и ассоциации могут включаться непосредственно в Исламскую комиссию или через уже интегрированную федерацию. В 2019 году в Управлении религиозных объединений Министерства юстиции (УРО) было зарегистрировано 49 исламских федераций, 1704 общины и 21 ассоциация. Всего за пределами Исламской комиссии остались 365 религиозных организаций.

Автономный Сообщества |
исламский сущности (IE) 2019 |
IE курс (за 10 тыс. Мусульманское жилье.) |
---|---|---|
![]() |
67 | 18.20 |
![]() |
116 | 16.59 |
![]() |
46 | 15.56 |
![]() |
28 | 14.10 |
![]() |
80 | 13.37 |
![]() |
26 | 13.36 |
![]() |
53 | 12.84 |
![]() |
11 | 12.76 |
![]() |
25 | 12.52 |
![]() |
77 | 12.33 |
![]() |
128 | 11.38 |
![]() |
235 | 10.62 |
![]() |
62 | 10.43 |
![]() |
5 | 9.05 |
![]() |
265 | 7.77 |
![]() |
54 | 7.14 |
![]() |
340 | 6.03 |
![]() |
142 | 4.74 |
![]() |
14 | 3.11 |
Общий | 1.774 | 8.48 |
Источник: Андалузская обсерватория. [ 27 ] |
Отношения между исламом и государством
[ редактировать ]В Испании ислам считается религией меньшинства, хотя и «глубоко укоренившейся» вместе с иудаизмом , Евангелической церковью , Церковью Иисуса Христа Святых последних дней , Свидетелями Иеговы , буддизмом и Восточной православной церковью . [ 28 ] В этом смысле испанское государство создало правовую основу для включения этих замечательных религий в правовые рамки сотрудничества церкви и государства. До сих пор только еврейская , евангелическая и мусульманская общины подписали официальное соглашение с государством.
Мусульмане и государство в 20 веке.
[ редактировать ]
Колониалистская политика, проводимая испанским государством в 19 и 20 веках, главным образом в Северной Африке, также сформировала политику в отношении исламской религии в метрополии. После гражданской войны в Испании (1936–1939) диктатор Франсиско Франко вознаградил участие марокканских войск в своей армии строительством первой современной мечети на Пиренейском полуострове со времен мусульманского присутствия в Аль-Андалусе в средние века , а именно Мечеть Аль-Морабито в Кордове. [ 29 ] Кроме того, в начале гражданской войны на кладбище Сан-Фернандо в Севилье (Cementerio de San Fernando) было выделено место для захоронения мусульманских солдат, которое было закрыто после конфликта. [ 30 ] Однако испанское государство во время диктатуры Франко определялось как католическое конфессиональное государство и не признавало никакого публичного выражения других религий до принятия Закона о религиозной свободе в 1967 году. [ 31 ] это означает, что с 1939 по 1967 год мусульмане могли исповедовать свою религию только в частной сфере. С тех пор мусульманская община начала организовываться в ассоциации. В 1971 году Риай Татари Бакр , впоследствии ставший президентом Исламской комиссии Испании, помог создать Ассоциацию мусульман Испании (AME) со штаб-квартирой в Мадриде, которая построила Центральную мечеть Мадрида или мечеть Абу Бакра на частные средства, в основном из Саудовской Аравии. . [ 32 ]
Правовая база религиозного разнообразия
[ редактировать ]В случае с Испанией правовая основа управления религиозным многообразием основана на исторической модели церкви и государства. В политологии теория, объясняющая, как исторические закономерности могут влиять на результаты новой политики, называется зависимостью от пути . Точно так же было проведено множество исследований, связывающих управление исламом в европейских странах с ранее существовавшими моделями церкви и государства. [ 33 ] Во время диктатуры Франко испанское государство подписало Конкордат 1953 года с Ватиканом, который предоставил католической церкви некоторые привилегии, такие как государственное финансирование и освобождение от государственного налогообложения. При переходе Испании к демократии правительство повторило ту же модель, подписав новые соглашения в 1976 году. [ 34 ] и 1979 г., [ 35 ] что придало конкордату статус международного договора .

В статье 16 Конституции 1978 года предусмотрено, что все убеждения испанского общества будут приниматься во внимание, и государство будет поддерживать отношения сотрудничества с Католической церковью, а также с другими религиозными конфессиями. [ 36 ] Кроме того, в статье 7 Органического закона о религиозной свободе (LOLR) 1980 года указано, что государство должно заключать соглашения о сотрудничестве с теми « церквями, конфессиями и общинами », которые достигли «глубоких укоренений» ( Notorio arraigo ) в испанском обществе, благодаря их масштабам и числу верующих. [ 37 ] Критерии были следующие: [ 38 ]
- Достаточное количество членов, относящихся к федерации или организации, объединяющей различные церкви или конфессии запрашивающей конфессии.
- Соответствующая и обязательная юридическая организация для всех лиц, собранных в рамках организации.
- Исторические корни в Испании, как законные, так и тайные, с определенного времени, которое считается подходящим.
- Важность социальной, уходовой и культурной деятельности, проводимой запрашивающим исповеданием.
- Объем исповедания оценивается его территориальной протяженностью, количеством поместных храмов, культовых сооружений и т.п.
- Институционализация служителей религии, т.е. пропорциональность по отношению к членам конфессии, свидетельство об учебе, стабильность...
Этот закон позволил государству подписать соглашения о сотрудничестве с еврейской , евангелической и мусульманской общинами, которые ранее признавались «глубоко укоренившимися» религиями. Определение требований и порядок получения «глубокой укорененности» были переформулированы в Королевском указе 593/2015. [ 39 ] В 1984 году Консультативная комиссия по свободе вероисповедания (CARL), административный орган Министерства юстиции , признала как евангелическую, так и еврейскую конфессии, а в 1989 году исламская религия также добилась своего признания. [ 40 ]
Соглашение о сотрудничестве между испанским государством и Исламской комиссией Испании
[ редактировать ]Следуя модели «церковь-государство», соглашение будет подписано двумя сторонами: с одной стороны, Министерством юстиции, представляющим испанское государство, а с другой стороны, по одному представительному органу для каждой религиозной конфессии. Это обязывало различные религиозные общины организоваться централизованно и иерархически в течение короткого периода времени. Более того, эта модель не учитывала разнородный характер общин, особенно исламской религии. [ 41 ] В 1989 году, после признания ислама «глубоко укоренившейся» религией, была создана Испанская федерация исламских религиозных образований (FEERI), в которую вошли 15 федеративных ассоциаций, чтобы выступать в качестве единого посредника с государством. Однако в 1991 году группа общин покинула Федерацию и сформировала новую под названием Союз исламских общин Испании (UCIDE). До сих пор существовало две конкурирующие исламские федерации, которые хотели монополизировать связь с государством. Запрос на заключение Соглашения о сотрудничестве должен быть выполнен религиозной конфессией, а затем рассмотрен государственной администрацией. Обе федерации приступили к разработке соглашения параллельно. Наконец, решение было найдено в создании Исламской комиссии Испании, основанной FEERI и UCIDE и учрежденной 18 февраля 1992 года. [ 42 ] Смыслом его существования были « переговоры, подписание и выполнение Соглашения о сотрудничестве с государством », как написано в первой статье его устава. [ 43 ]
1992 год был выбран годом подписания Соглашений о сотрудничестве в связи с 500-летием завоевания Насридского королевства Гранады и изгнания евреев из Испании . По этой причине многие ученые рассматривают Соглашения как символический акт, а не как инструмент управления религиозным разнообразием. [ 44 ] Тем не менее, соглашения были направлены на то, чтобы приравнять соглашение, подписанное к Католической церкви, и, таким образом, учесть религии, упомянутые в государственных учреждениях и школьной системе, гарантировать освобождение от налогов и участие религиозных общин в сохранении связанного с ними культурного наследия. . [ 45 ] Соглашение о сотрудничестве между государством и Исламской комиссией Испании включает 14 статей и три дополнительных положения, которые можно обобщить в 9 темах: юридические вопросы, места отправления культа , имамы , брак и праздники , религиозная помощь, религиозное образование, финансовые льготы, культурное наследие. и халяльная продукция . В следующих разделах представлено краткое изложение соответствующих фактов: [ 46 ]
- Юридические вопросы (ст. 1, 6): Исламская комиссия Испании утверждает включение сообществ и федераций в свой орган. Общины также должны быть зарегистрированы в Управлении религиозных объединений Министерства юстиции . Сертификация религиозных целей для создания религиозных образований может быть выдана принадлежащей им федерацией в соответствии с Исламской комиссией Испании или непосредственно комиссией.
- Места отправления культа (статья 2): мечети или места отправления культа будут сертифицированы соответствующей общиной в соответствии с CIE. Эти места поклонения пользуются неприкосновенностью в соответствии с условиями, установленными законом. Более того, эта тема включает в себя право тех исламских общин, которые интегрированы в CIE, на предоставление участков на общественных кладбищах или владение частными кладбищами.
- Имамы (ст. 3, 4, 5): с одной стороны, Исламская комиссия Испании является органом, который может сертифицировать имамов и исламских религиозных лидеров. С другой стороны, Министерство юстиции должно сначала признать эти центры религиозного обучения. Кроме того, лица, отвечающие этим требованиям, будут охвачены Генеральным планом социального обеспечения .
- Брак и торжества (статьи 6, 12): брак, заключенный в соответствии с исламским правом, будет действительным, если заявители соответствуют критериям, требуемым Гражданским кодексом. Кроме того, члены исламских общин, входящих в Исламскую комиссию Испании, могут подать заявление о прекращении своей работы каждую пятницу, в день коллективной обязательной молитвы, с 13:30 до 16:00, а также о прекращении рабочего дня в первый день. за час до захода солнца в месяц Рамадан .
- Религиозная помощь (ст. 8, 9): религиозная помощь признается правом мусульман в вооруженных силах и в общественных центрах, таких как больницы , пенитенциарные центры и центры интернирования иностранцев (CIES). Эти общественные центры несут ответственность за покрытие расходов на религиозную помощь.
- Религиозное образование (статья 10): испанская школьная система уже включает возможность изучения католической религии в качестве обязательного предмета. Таким образом, статья 10 открывает мусульманам возможность требовать исламского религиозного обучения на уровнях дошкольного, начального и среднего образования. Общины, входящие в Исламскую комиссию Испании, будут назначать учителей в соответствии со своей федерацией.
- Фискальные льготы (статья 11): Исламская комиссия Испании, а также общины, помимо других фискальных льгот, будут освобождены от налогов на имущество и других специальных взносов, от налогов на прибыль корпораций и налогов на передачу активов и юридических документов.
- Культурное наследие (статья 13): как государство, так и Исламская комиссия Испании обязуются сотрудничать в целях сохранения и развития исторического, культурного, художественного и исламского наследия, которое будет продолжать служить обществу для его созерцания и изучения.
- Халяльная продукция (статья 14): Исламская комиссия Испании разработает специальную маркировку для халяльной продукции, чтобы гарантировать, что она произведена в соответствии с исламским законодательством. Тем не менее, жертвоприношение животных должно соответствовать действующим санитарным нормам. Что касается снабжения продовольствием в общественных центрах и воинских частях, то будет предложено адаптировать питание и график питания к исламским заповедям.
Реализация Соглашения о сотрудничестве
[ редактировать ]
Реализация Соглашения о сотрудничестве представляет собой длительный процесс, который еще не завершен. Когда Соглашение было подписано в 1992 году, непосредственно впоследствии не было определено никаких других положений, касающихся его конкретной реализации, или финансовых средств. Более того, поскольку Испания является полуфедеральным государством, полномочия в отношении согласованных мер соответствуют различным административным уровням: центральному правительству, автономным сообществам и муниципальным советам. Однако Соглашение не содержало каких-либо ссылок на юрисдикцию этих мер.
Места поклонения
[ редактировать ]Соглашение о сотрудничестве определяет мечети и кладбища как места исламского богослужения. В Испании имеется 13 больших мечетей в городах Мадрид (2), Валенсия (1), Кордова (2), Гранада (1), Сеута (2), Мелилья (2), Фуэнхирола (1), Марбелья (1). ) и Малага (1). [См.: Список мечетей в Испании ]. Однако на практике наиболее распространенными местами отправления культа являются небольшие молельни, расположенные в коммерческих помещениях, гаражах и частных квартирах. Религиозные общины в основном арендуют эти заведения, лишь небольшая часть находится в частной собственности. Исследование религиозной ситуации в Кастилии-Ла-Манче, проведенное в 2009 году , выявило 46 религиозных общин, из которых только 4 имели частную собственность. На автономном уровне Мадридское сообщество подписало соглашение с UCIDE в 1998 году. [ 47 ] в третьем пункте которого говорится о содействии передаче земли для строительства мечетей и культовых сооружений в Мадриде. В Каталонии , с другой стороны, в 2009 году был принят закон, регулирующий выдачу лицензий муниципальными советами. [ 48 ] Особенно в Каталонии было много случаев социального противодействия мечетям. По данным исследования, проведенного Ави Стором, в Каталонии в период с 1990 по 2013 год был зарегистрирован 41 случай, общее количество случаев в Испании составило 74 с 1985 по 2013 год. [ 49 ]

Автономный Сообщества |
Поклонение места в 2019 году |
Кладбища в 2019 году |
---|---|---|
![]() |
324 | 5 |
![]() |
271 | 11 |
![]() |
227 | 4 |
![]() |
131 | 1 |
![]() |
121 | 1 |
![]() |
109 | 0 |
![]() |
78 | 1 |
![]() |
75 | 1 |
![]() |
63 | 1 |
![]() |
57 | 1 |
![]() |
53 | 3 |
![]() |
51 | 3 |
![]() |
45 | 1 |
![]() |
28 | 0 |
![]() |
25 | 1 |
![]() |
23 | 0 |
![]() |
14 | 1 |
![]() |
10 | 1 |
![]() |
5 | 0 |
Испания | 1710 | 36 |
Источник: Обсерватория религиозного плюрализма в Испании. [ 50 ] |
Религиозная помощь
[ редактировать ]Компетенция в отношении религиозной помощи варьируется в зависимости от участвующих учреждений. Например, центральное правительство отвечает за религиозную помощь в пенитенциарных центрах, за исключением Каталонии . Религиозная помощь в центрах интернирования иностранцев испанского правительства под управлением Генерального управления полиции (CIES) также находится под юрисдикцией (DGP). С другой стороны, автономные сообщества обладают компетенцией в области здравоохранения, поэтому им приходится управлять религиозной помощью в больницах и других медицинских центрах. В 2006 году был принят указ, регулирующий религиозную помощь в пенитенциарных учреждениях, а в 2007 году было подписано экономическое соглашение о ее финансировании. [ 51 ] Кроме того, Женералитат Каталонии подписал в 2008 году соглашение о сотрудничестве с Исламским и культурным советом Каталонии , чтобы гарантировать религиозную помощь в каталонских пенитенциарных центрах через Главное управление по делам религий (DGAR). [ 52 ] Это соглашение о сотрудничестве было обновлено в 2015 и 2019 годах, на этот раз при участии Исламского совета Федерации Каталонии. [ 53 ] До 2019 года в пенитенциарных центрах Испании работало 20 имамов по религиозной помощи, 8 из них работали в каталонских тюрьмах. Что касается религиозной помощи в CIES, то в 2019 году сообщалось о 7 имамах. [ 5 ] Кроме того, отсутствуют данные о трудоустройстве имамов в медицинские центры. Наконец, религиозная помощь в Вооруженных силах, находящихся в ведении Министерства обороны , до сих пор не реализована.
Религиозное образование
[ редактировать ]Образование является сложным вопросом, поскольку не существует точного распределения полномочий между государством и автономными сообществами . Государство устанавливает некоторые основные правила применения статьи 27 Конституции . [ 54 ] а сообществам предстоит разработать законодательную базу и реализовать образовательные программы. Хотя образовательные компетенции были переданы большинству автономных сообществ, Министерство образования по-прежнему несет ответственность за компетенции в Андалусии , Арагоне , Канарских островах , Кантабрии , Сеуте и Мелилье .
Что касается нормативно-правовой базы, правительство Испании подписало соглашение о назначении и экономическом режиме учителей исламской религии, которое вступило в силу в 1996–1997 учебном году. [ 55 ] Это соглашение касалось только государственных школ начального и среднего образования, хотя в Соглашении о сотрудничестве прямо упоминались получастные школы, софинансирование которых осуществляется государственной администрацией. В 2000 году 20 учителей были назначены для городов Сеута и Мелилья , а в 2005 году еще 20 учителей будут заниматься исламским религиозным обучением в общинах, компетенция которых осталась за испанским государством. [ 56 ] С тех пор Исламская комиссия Испании подписала различные соглашения с остальными автономными сообществами о внедрении исламского религиозного учения. Однако не всегда существовала необходимость в соглашении на автономном уровне, поскольку некоторые общины ввели исламское религиозное преподавание в свои школьные системы на основе Соглашения о сотрудничестве 1992 года, как в случае с исламским религиозным обучением в начальной школе Андалусии. . [ 57 ] Сообщалось, что в 2019 году в общей сложности было 80 исламских религиозных учителей. [ 5 ] В следующей таблице перечислены автономные сообщества с указанием соответствующего года изучения предмета «Исламская религия» и общего количества учителей для каждого из них в 2019 году. В то время как Наварра , Галисия и Астурия открыли возможность изучать этот предмет, если соответствуют требованиям. выполнены, регион Мурсия пока не ответил на петиции Исламской комиссии Испании. [ 58 ] Каталония начала пилотную программу на 2020–2021 учебный год. [ 59 ]
Автономный Сообщества |
Год выполнение |
исламский религиозный учителя в 2019 году [ 5 ] |
---|---|---|
![]() |
2000 [ 60 ] | 14 |
![]() |
2000 [ 60 ] | 10 |
![]() |
2005 [ 61 ] | 23 |
![]() |
2005 [ 61 ] | 5 |
![]() |
2005 [ 61 ] | 5 |
![]() |
2005 [ 62 ] | 1 |
![]() |
2005 [ 61 ] | 0 |
![]() |
2016 [ 63 ] | 6 |
![]() |
2016 [ 64 ] | 3 |
![]() |
2018 [ 65 ] | 5 |
![]() |
2018 [ 66 ] | 3 |
![]() |
2018 [ 67 ] | 3 |
![]() |
2018 [ 68 ] | 2 |
![]() |
2020 [ 69 ] | 0 |
![]() |
открыт [ 70 ] | 0 |
![]() |
открыт [ 71 ] | 0 |
![]() |
открыт [ 71 ] | 0 |
![]() |
2020 | 0 |
![]() |
отрицание | 0 |
Испания | 80 |
Поддержка программ интеграции
[ редактировать ]Соглашение о сотрудничестве установило финансовые льготы и налоговые льготы для исламских религиозных общин, но не предусматривало финансовый механизм, аналогичный механизму для католической церкви. Однако после взрывов в Мадриде в 2004 году испанское правительство увидело необходимость в интеграции мусульман в испанское общество, помимо разработки политики по обеспечению национальной безопасности. [ 72 ] В декабре 2004 года был создан Фонд плюрализма и сосуществования (FPC) для поддержки программ, связанных с культурной, образовательной и социальной интеграцией религий с «глубокими корнями», то есть евангелической церкви, иудаизма и ислама. [ 73 ] Региональное правительство Каталонии уже в 2000 году создало Главное управление по делам религий (DGAR), а в 2004 году это государственное учреждение запустило программу по обеспечению доступа к государственному финансированию мероприятий по интеграции религий меньшинств, которая была разработана до создания ФПК на национальном уровне. [ 74 ]
Халяльная продукция
[ редактировать ]Соглашение предусматривало, что Исламская комиссия Испании будет организацией, ответственной за получение гарантийного знака «Халяль» из Реестра промышленной собственности. На практике именно Исламский комитет Испании ( Junta Islámica de España ), одно из сообществ, интегрированных в FEERI, в 2003 году создал Институт Халяль для регулирования и сертификации продуктов питания и продуктов в соответствии с требованиями исламских ритуалов в соответствии с товарный знак «Гарантия Халяль, знак отличия Исламского комитета» ( Marca de Garantía Halal de Junta Islámica ). [ 75 ] Однако их заявление о том, что они являются единственным официальным учреждением в Испании, гарантирующим халяльную продукцию, не было реализовано, поскольку на сегодняшний день на веб-сайте Испанского ведомства по патентам и товарным знакам можно найти 45 национальных товарных знаков. [ 76 ] которые относятся к одним и тем же категориям продуктов ( Ниццкая классификация : 1, 5, 29–33, 39, 43), не считая европейских и международных продуктов, реализуемых в Испании. Кроме того, один из этих товарных знаков был зарегистрирован Исламской комиссией Испании в 2018 году, ссылаясь на свой официальный мандат, установленный Соглашением о сотрудничестве. [ 77 ]
Радикализация и терроризм
[ редактировать ]Джихадисты пришли в Испанию с 1994 года, когда была создана ячейка Аль-Каиды. В 1996 году Вооруженная исламская группа Алжира (ВИГ), организация, связанная с «Аль-Каидой», основала ячейку в провинции Валенсия . В период 1995–2003 годов за преступления, связанные с воинствующим салафизмом , было арестовано чуть более 100 человек, в среднем по 12 в год. [ 78 ]
В 2004 году пассажиры Мадрида пострадали от взрывов поездов в Мадриде в 2004 году , которые были совершены остатками первой ячейки Аль-Каиды, членами Марокканской исламской боевой группы (GICM), а также бандой преступников, превратившихся в джихадистов. [ 78 ]
В период 2004–2012 годов было произведено 470 арестов, в среднем 52 в год, что в четыре раза превышает средний показатель до взрывов в Мадриде, что указывает на сохранение джихадистской угрозы после нападения в Мадриде. В годы после нападения в Мадриде 90% всех осужденных в Испании джихадистов были иностранцами, в основном из Марокко , Пакистана и Алжира, а 7 из 10 проживали в мегаполисах Мадрида или Барселоны. Подавляющее большинство из них были вовлечены в ячейки, связанные с такими организациями, как «Аль-Каида», GICM , алжирская салафитская группа «Группа проповеди и борьбы» , пришедшая на смену GIA, и «Техрик-и-Талибан Пакистан» . [ 78 ]
В период 2013 года джихадизм в Испании стал меньше ассоциироваться с иностранцами. Аресты 2013–2017 годов показывают, что четверо из 10 арестованных были гражданами Испании, а трое из 10 родились в Испании. Большинство других стран считали Марокко страной гражданства или рождения, причем основное внимание уделялось марокканским потомкам, проживающим в североафриканских городах Сеута и Мелилья . Наиболее заметным присутствием джихадистов была провинция Барселона. В 2013 и 2014 годах существовали ячейки, связанные с Фронтом Ан-Нусра , Исламским Государством Ирака и Леванта .
Отношение к мусульманам
[ редактировать ]Опрос, опубликованный в 2019 году Исследовательским центром Pew, показал, что 54% испанцев положительно относятся к мусульманам, тогда как 42% относятся к ним отрицательно. [ 79 ]
См. также
[ редактировать ]- Ислам в Европе
- Турки в Испании
- Список мечетей в Испании
- Исламская Федерация Канарских островов
- Ахмадия в Испании
- Список бывших мечетей в Испании
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ↑ Дадсон, Тревор Дж. (15 октября 2018 г.). «Толерантность и сосуществование в Испании раннего Нового времени: старые христиане и мориски на Кампо-де-Калатрава». Boydell & Brewer Ltd – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Сория Меса, Энрике (1 января 2012 г.). «Оставшиеся мориски. Постоянство населения исламского происхождения в современной Испании: Королевство Гранада, 17-18 века» [Оставшиеся мориски. Постоянство населения исламского происхождения в Испании раннего Нового времени: Гранадское королевство, XVII-XVIII вв. Ссылки истории (на испанском языке) (1): 205–230. hdl : 10396/11147 . ISSN 2254-6901 . Архивировано из оригинала 15 июля 2017 года . Получено 18 мая 2019 г. - через Dialnet .
- ^ СНГ . «Январский барометр 2022» , 3777 респондентов. Вопрос был следующим: «Как вы определяете себя в религиозных вопросах: практикующий католик, непрактикующий католик, приверженец другой религии, агностик, безразличный или неверующий или атеист?»
- ^ Jump up to: а б с д и «Демографическое исследование мусульманского населения. Статистическая эксплуатация переписи граждан-мусульман в Испании по состоянию на 31 декабря 2019 года» (PDF) . Союз исламских общин Испании . Андалузская обсерватория: 14. 2020 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ «В поисках мира»: почему ислам становится популярным на юге Испании» . TRTWORLD. 2024 . Проверено 11 апреля 2024 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Фулк, Роберт Деннис (2018). Сравнительная грамматика ранних германских языков . Исследования по германской лингвистике (SiGL). Амстердам Филадельфия: Издательство Джона Бенджамина. п. 19. ISBN 978-90-272-6312-4 .
[А] ряд названных ранних германских групп следует причислить к восточногерманским народам ... Обычно в эту группу входят готы (к которым, вероятно, следует причислить гепидов, грейтингов и тервингов), бастарнов, бургундцев, герулов, Ругии, Скири, Силинги и Вандалы.
- ^ Jump up to: а б Бушар, Констанс Бриттен, главный консультант. (Заслуженный профессор истории средневековья, Университет Акрона) «Рыцари в истории и легендах», Firefly Books Ltd., 2009 г. ISBN 978-1-55407-480-8 . Страница 202
- ^ Jump up to: а б «BBC – Религии – Ислам: Мусульманская Испания (711–1492)» . www.bbc.co.uk. Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 г. Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ О'Ши, Стивен (2006). Море веры: ислам и христианство в средневековом средиземноморском мире . Нью-Йорк: Уокер и компания. ISBN 9780802714985 .
- ^ Санчес Алонсо, Фернандо (30 января 2015 г.). «Тихая преданность суфиев Испании» . ЭЛЬ-ПАИС . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ротштейн, Эдвард (27 сентября 2003 г.). «Был ли ислам старой Испании по-настоящему толерантным?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 03.11.2019 . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Томас, Сара-Мэй. «Конвивенсия в исламской Испании» . Fountainmagazine.com . Архивировано из оригинала 03.11.2019 . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Миф о золотом веке толерантности в средневековой мусульманской Испании» . www.newenglishreview.org . Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 г. Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Робинсон, Синтия; Пине, Симона (10 декабря 2008 г.). Ухаживание за Альгамброй: междисциплинарные подходы к потолкам Зала правосудия . БРИЛЛ. п. 52. ИСБН 978-90-474-2688-2 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Мусульманская Испания (711–1492): упадок и падение» . Би-би-си . 4 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2009 г. . Проверено 13 августа 2008 г.
- ^ Айзенберг, Дэниел (1992). «Сиснерос и сожжение гренадинских рукописей» . Журнал латиноамериканской филологии (16): 107–124. из оригинала 15 октября. Архивировано Получено 7 августа.
- ^ Харви 2005 , с. 48.
- ^ Харви 2005 , с. 270.
- ^ Харви 2005 , с. 60.
- ^ Мартинес Альмира, Магдалена (2013). Масферрер, Анисето; Обарио Морено, Хуан А.; Рамос Васкес, Изабель; Франко Часан, Хосе; Эйцлин, Анна; Каньисарес, Хуан Б.; Миров, Мэтью; Симпсон, Эндрю (ред.). «Обмен мавров Кортадос между Испанией и Марокко после подписания договора 1767 года. Сообщество мусульман Картахены» [Спасение мавров (Морос Кортадос) Между Испанией и Марокко после договора 1767 года. Случай мавританской общины Картахены] (PDF) . Глоссы. Европейский журнал истории права (на испанском языке) (10). Институт социальных, политических и правовых исследований: 226–252. Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ «Конституция Испании» (PDF) . Официальный государственный бюллетень . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Планета Контрерас, Ана И. (2013). Организация ислама в Испании (PDF) . Ороско де ла Торре, Оливия и Алонсо Гарсиа, Габриэль (ред.), Ислам и мусульмане сегодня. Международное измерение и отношения с Испанией. Тетради дипломатической школы, № 48. С. 265–280 (с. 266). Архивировано из оригинала (PDF) 2 июля 2021 г. Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Планета Контрерас, Ана И. (2013). Организация ислама в Испании (PDF) . Ороско де ла Торре, Оливия и Алонсо Гарсия, Габриэль (ред.), «Ислам и мусульмане сегодня». Международное измерение и отношения с Испанией. Тетради дипломатической школы, № 48. С. 265–280 (с. 267). Архивировано из оригинала (PDF) 2 июля 2021 г. Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Демография и население» . Национальный институт статистики . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ «Годовые отчеты» . Андалузская обсерватория . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ «Демографическое исследование мусульманского населения. Статистическая эксплуатация переписи граждан-мусульман в Испании по состоянию на 31 декабря 2019 года» (PDF) . Союз исламских общин Испании . Андалузская обсерватория. 2020.
- ^ «Печально известные корни» . Обсерватория религиозного плюрализма . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Морерас, Хорди (1999). Мусульмане в Барселоне. Общественные пространства и динамика . Барселона: издания CIDOB. п. 86.
- ^ Валенсия, Рафаэль (1995). «Мусульманское кладбище Севильи» (PDF) . ILU, Журнал наук о религии : 263–270.
- ^ «Закон 22/1967 от 28 июня, регулирующий осуществление гражданского права на свободу в вопросах религии» . Официальный государственный вестник . Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ Морерас, Хорди (1999). Мусульмане в Барселоне. Общественные пространства и динамика . Барселона: издания CIDOB. стр. 87–88.
- ^ Фюсс, Альбрехт (2016). Ислам в Европе и Америке . Бруннер, Райнер (ред.), Ислам: единство и разнообразие мировой религии. стр. 550–573.
- ^ «Ратификационная грамота Испании к Соглашению между Святым Престолом и Испанским государством, заключенному в Ватикане 28 июля 1976 года» (PDF) . Официальный государственный вестник . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ «Инструмент о ратификации Соглашения между Испанским государством и Святым Престолом по экономическим вопросам, подписанного в Ватикане 3 января 1979 года» (PDF) . Официальный государственный вестник . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ «Конституция Испании» (PDF) . Официальный государственный бюллетень .
- ^ «Органический закон 7/1980 от 5 июля о свободе вероисповедания» (PDF) . Официальный государственный вестник . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Хименес-Айбар, Иван (2004). Ислам в Испании: институциональные аспекты его правового статуса . Наварра Графика Эдиционес.
- ^ «Печально известный Аррайго [глубокая укоренённость]» . Обсерватория религиозного плюрализма в Испании . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ «Королевский указ 593/2015 от 3 июля, который регулирует декларацию об устоявшихся корнях религиозных конфессий в Испании» . Официальный государственный вестник . стр. 66716–66720 . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Астор, Ави; Гриера, март (2016). «Управление религиозным разнообразием. Управление религиозным разнообразием» . Иммиграционный ежегодник CIDOB 2015–2016 : 248–270 (стр. 254). doi : 10.24241/AnuarioCIDOBInmi.2016.248 .
- ^ Хименес Эстевес, Дженнифер (2016). «Проблемы Исламской комиссии Испании. Трудности Исламской комиссии Испании» (PDF) . Академические работы . Университет Кантабрии, юридический факультет. стр.21.
- ^ «Устав CIE 2015» (PDF) . Исламская комиссия Испании . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Астор, Ави; Гриера, март (2016). «Управление религиозным разнообразием. Управление религиозным разнообразием» . Иммиграционный ежегодник CIDOB 2015–2016 : 248–270 (стр. 253). doi : 10.24241/AnuarioCIDOBInmi.2016.248 .
- ^ Мантекон, Хоакин (2016). «Испания: соглашения государства со Святым Престолом и конфессиями меньшинств» . Латиноамериканский журнал права и религии . 2 (2): 1–32 (с.7). дои : 10.7764/RLDR.3.28 . hdl : 10902/9310 .
- ^ «Закон 26/1992 от 10 ноября, утверждающий Соглашение о государственном сотрудничестве с Исламской комиссией Испании» . Официальный государственный вестник . стр. 38214–38217 . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «Соглашение о сотрудничестве между Мадридским сообществом и Союзом исламских общин Испании» . Официальный государственный вестник . Ежегодник государственного церковного права. 1998 год . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Официальный вестник правительства Каталонии, DOGC. «ЗАКОН 16/2009 от 22 июля о местах отправления культа» . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Астор, Ави (2016). «Социальная позиция и действия по защите территорий в новом иммиграционном контексте: понимание кампаний против мечетей в Каталонии». Обзор международной миграции . 50 (1): 95-132 (с.131-132). дои : 10.1111/imre.12115 . S2CID 145806179 .
- ^ «Справочник культовых мест» . Обсерватория религиозного плюрализма в Испании . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ «Специальный отчет 2018. Институт по наблюдению и мониторингу положения граждан-мусульман и исламофобии в Испании» (PDF) . Союз исламских общин Испании . Андалузская обсерватория. 2019.
- ^ «Соглашение о сотрудничестве между администрацией Женералитата Каталонии через Министерство юстиции и Департамент вице-президента и Культурным исламским советом Каталонии с целью гарантировать право заключенных на религиозную помощь в пенитенциарных центрах Каталонии. " (PDF) . 2008 Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции и Исламской федерацией Каталонии, гарантирующее право на духовное развитие и религиозную помощь заключенным в каталонских тюрьмах в рамках их реабилитации» (PDF) . 2019 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Конституция Испании» (PDF) . Официальный государственный бюллетень . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ «Постановление заместителя министра от 23 апреля 1996 года, которое предусматривает публикацию Соглашения Совета министров от 1 марта 1996 года и Конвенции о назначении и экономическом режиме лиц, ответственных за исламское религиозное образование, в государственных центрах начального и среднего образования» (PDF) . Официальный государственный вестник . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Мантекон, Хаокин (2006). «Правовой статус ислама в Испании». Закон и религия (1): 165–208 (стр. 189).
- ^ Рамахо, Хавьер (17 мая 2017 г.). «Андалусия не считает целесообразным преподавать исламскую религию в средней школе и бакалавриате, несмотря на то, что законы гарантируют это » . Eldiario.es . Проверено 17 мая 2017 г.
- ^ «В регионе Мурсия исламская религия не преподается, несмотря на ее юридическое признание» . Мнение Мурсии . 2019 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «В этом году Каталония реализует пилотный план по преподаванию исламской религии» . Страна 2 сентября 2020 г. Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хименес Гамес, Рафаэль (2006). «Преподавание ислама в образовательных центрах Сеуты» (PDF) . Университет Кадиса : 52.
- ^ Jump up to: а б с д Хименес Айбар, Иван (2006). «Диагностика социально-правовой интеграции ислама в Испании под сенью 11-М». Гесперия Культуры Средиземноморья . 1 (5): 235–256 (с. 251).
- ^ «Ежегодный отчет о ситуации со свободой вероисповедания в Испании 2014» . Министерство юстиции . 2015 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Сория станет пионером в преподавании исламской религии в КиЛ в следующем году» . Вестник . 2016 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Правительство НП соглашается преподавать ислам в школах» . Радиоя . 2017 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Соглашение об исламском религиозном образовании в Ла-Риохе подписано» . Исламская комиссия Испании . 2018 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Преподавание ислама в школах Валенсии начнется со следующего года» . Исламская комиссия Испании . 2017 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Соглашение об обучении исламу подписано с Департаментом образования правительства Эстремадуры» . Исламская комиссия Испании . 2018 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Встреча Министерства образования, культуры и спорта автономного сообщества Кастилия-Ла-Манча и Исламской комиссии Испании» . Ислам Испания . 2018 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Исламское сообщество предвидит массовый ответ на предложение ислама в школах на Балеарских островах» . Феррагут . Март 2019 года . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Информационный бюллетень, апрель 2018» (PDF) . Исламская комиссия Испании . 2018 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Ежегодный отчет о ситуации со свободой вероисповедания в Испании 2017» . Министерство юстиции . 2018 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Астор, Ави (2014). «Религиозное управление и размещение ислама в современной Испании». Журнал этнических и миграционных исследований . 40 (11): 1716–1735 (с.1725). дои : 10.1080/1369183X.2013.871493 . S2CID 144977412 .
- ^ Мантекон, Хаокин (2006). «Правовой статус ислама в Испании». Закон и религия (1): 165–208 (стр. 191).
- ^ Гарсиа-Ромерал, Глория; Гриера, Мария дель Мар (2011). «Создание ислама как объекта государственной политики в Каталонии [Создание ислама как объекта государственной политики в Каталонии]» . Каталонское общество 2011 : 231–253 (стр. 248).
- ^ Мантекон, Хаокин (2006). «Правовой статус ислама в Испании». Закон и религия (1): 165–208 (стр. 194).
- ^ «Бренды и торговые наименования» . Испанское ведомство по патентам и товарным знакам . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Исламская комиссия регистрирует бренд «Халяль Испания» и работает с правительством и CCAA, чтобы охватить школы» . Европа Пресс . 2018 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Дерадикализация в Средиземноморье: сравнение проблем и подходов» (PDF) .
- ^ «Европейское общественное мнение через три десятилетия после падения коммунизма - 6. Группы меньшинств» . Исследовательский центр Пью . 14 октября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Харви, LP (16 мая 2005 г.). Мусульмане в Испании, 1500–1614 гг . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-31963-6 .
- У. Монтгомери Ватт и Пьер Качья, История исламской Испании. Пискатауэй, Нью-Джерси: Transaction Publishers, 2007.
- Брайан А. Катлос, «Королевства веры: новая история исламской Испании» Херст/Basic Books, 2018. Обзор: Никола Кларк: «Потомки Авраама в любви, жизни и войне». История сегодня Том. 68/10, октябрь 2018 г., стр. 98–99.
- Лопес Гарсия, Бернабе и Планета Контрерас, Ана И.: Ислам в Испании Хантер, Ширин Т. (редактор), Ислам, вторая религия Европы. Новый социальный, культурный и политический ландшафт. Коннектикут, Лондон: Прегер, 2002.