Гипертекстовая фантастика
Гипертекстовая фантастика | |
---|---|
Функции | Повествовательная литература, состоящая из разделов текста, связанных ссылками; обычно цифровой. Жанр электронной литературы. |
Связанные жанры | |
Электронная литература , Интерактивная фантастика , Цифровая поэзия , Генеративная литература , Романы для мобильных телефонов , Инстапоэзия , Кибертекст , Крипипаста , Фанфики , Блог-фантастика |
Гипертекстовая художественная литература — жанр электронной литературы , характеризующийся использованием гипертекстовых ссылок, которые создают новый контекст нелинейности в литературе и взаимодействии читателей. Читатель обычно выбирает ссылки для перехода от одного узла текста к другому и таким образом организует историю из более глубокого пула потенциальных историй. Его дух также можно увидеть в интерактивной фантастике .
Этот термин также можно использовать для описания традиционно издаваемых книг, в которых нелинейное и интерактивное повествование достигается за счет внутренних ссылок. » Джеймса Джойса ( «Улисс 1922), Энрике Жардиэля Понсела ( «Турне Диоса» (1932), Хорхе Луиса Борхеса » «Сад расходящихся троп 1941), Владимира Набокова » «Бледный огонь (1962), Хулио Кортасара » «Рауэла (1963; переведено как Hopscotch ) и Итало Кальвино ( «Замок перекрещенных судеб» 1973) являются ранними примерами, появившимися еще до появления слова «гипертекст», в то время как распространенным примером поп-культуры является серия «Выбери свое собственное приключение» в молодежной художественной литературе и другие подобные книги-игры или Джейсона Сиги «Тем временем » , графический роман, который позволяет читателям выбирать из 3856 возможных линейных повествований. [1]
В 1969 году IBM и Тед Нельсон из Университета Брауна получили разрешение от издателя Набокова использовать «Бледный огонь» в качестве демонстрации ранней системы гипертекста и, в целом, потенциала гипертекста. От нетрадиционной формы демонстрации отказались в пользу более технически ориентированного варианта. [2]
Определения
[ редактировать ]Существует мало единого мнения относительно определения гипертекстовой литературы. [3] Подобный термин «кибертекст» часто используется как синоним гипертекста. [4] В гипертекстовой художественной литературе читатель берет на себя значительную роль в создании повествования. Каждый пользователь получает разный результат в зависимости от сделанного им выбора. Кибертексты можно приравнять к переходу между линейным произведением литературы, например романом , и игрой . В романе у читателя нет выбора, сюжет и персонажи выбираются автором; нет никакого «пользователя», есть только «читатель». Это важно, потому что это означает, что человек, работающий над романом, не является активным участником. В игре человек принимает решения и решает, какие действия предпринять, какие удары нанести или когда прыгнуть.
Для Эспена Ошета не является жанром кибертекст сам по себе ; Чтобы классифицировать традиции, литературные жанры и эстетическую ценность , тексты следует рассматривать на более локальном уровне. [5] Для Ошета гипертекстовая художественная литература — это своего рода эргодическая литература :
В эргодической литературе требуются нетривиальные усилия, чтобы позволить читателю перемещаться по тексту. Чтобы эргодическая литература имела смысл как концепция, должна существовать и неэргодическая литература, в которой усилие пройти по тексту тривиально, и на читателя не возлагается никакая экстраноэматическая ответственность, за исключением (например) движения глаз и периодического или произвольного поворота головы. страницы. [6]
По мнению Ошета, процесс чтения иммерсивного повествования, напротив, включает в себя «тривиальные» усилия, то есть просто перемещение глаз по строкам текста и перелистывание страниц; текст не сопротивляется читателю.
История
[ редактировать ]Первые гипертекстовые художественные произведения были опубликованы до появления Всемирной паутины с использованием таких программ, как Storyspace и HyperCard . Известными пионерами в этой области являются Джуди Маллой и Майкл Джойс . [7]
Среди первых гипертекстовых произведений, опубликованных в сети, можно назвать » Оли Лялиной « Мой парень вернулся с войны (1996), [8] в котором использовались изображения, слова и веб-фреймы для пространственного развертывания в веб-браузере читателя, и Эдриен Эйзен гипертекстовая новелла «Шесть сексуальных сцен» (1996), где читатели перемещались между лексиями , выбирая ссылки внизу каждого экрана. Первым гипертекстовым художественным романом, или гипертекстовым романом, был « Роберта Арельяно , Солнечный свет 69» опубликованный 21 июня 1996 года, с навигационными картами обстановки, нелинейным календарем сцен и «чемоданом» персонажей, позволяющим читателям примерить девять различных точек зрения. [9] [8] Вскоре после этого, в 1997 году, Марк Америка выпустил «ГРАММАТРОН» — многолинейную работу, которая со временем была выставлена в художественных галереях. В 2000 году оно было включено в Биеннале американского искусства Уитни . [10]
Стюарта Моултропа Некоторые другие веб-примеры гипертекстовой художественной литературы включают «Хегираскоп» (1995, 1997), «Неизвестное» (получившее награду trAce/Alt X в 1998 году), «Терапевт компании» (1996–1999) (выигравшее премию журнала Net Magazine «Развлекательный сайт Кейтлин Фишер Год») и «Эти волны девушек» (2001) (которая получила премию ELO в области художественной литературы в 2001 году). Стивена Марша Среди более поздних работ - «Пропавший период Люси Хардин» (2010). [11] и » Поля Ла Фаржа «Светящиеся самолеты (2011).
В 1990-е годы женщины и художницы-феминистки воспользовались преимуществами гипертекста и создали десятки работ, часто публикуемых на компакт-дисках. Линды Демент ( Cyberflesh Girlmonster 1995) представляет собой гипертекстовый компакт-диск, который включает в себя изображения частей женского тела и смешивает их для создания новых форм. [12] [13] Действие гипертекстовой новеллы доктора Кейтлин Фишер «Эти волны девушек » (2000), упомянутой выше, разворачивается в трех временных периодах, в которых главная героиня исследует свою странную личность через память. История написана как дневник размышлений взаимосвязанных воспоминаний детства, юности и взрослой жизни. Он состоит из связанной мультимодальной коллекции узлов, включая связанный текст, неподвижные и движущиеся изображения, управляемые изображения, анимацию и звуковые клипы. Он получил награду Организации электронной литературы .
(ELO) , базирующаяся в США, Международная организация электронной литературы была основана в 1999 году для содействия созданию электронной литературы и ее использованию. Другие организации, занимающиеся продвижением электронной литературы, включают trAce Online Write Community, британскую организацию, основанную в 1995 году и способствующую развитию электронной литературы в Великобритании, Dichtung Digital, журнал критики электронной литературы на английском и немецком языках, и ELINOR, сеть электронной литературы в странах Северной Европы, которая предоставляет каталог электронной литературы стран Северной Европы. В Справочнике электронной литературы перечислено множество произведений электронной литературы на английском и других языках.
Характеристики
[ редактировать ]Гипертекстовая художественная литература характеризуется объединением узлов текста, составляющих вымышленную историю. Часто в каждом узле есть несколько опций, которые указывают, куда читатель может идти дальше. В отличие от традиционной художественной литературы, читатель не ограничен чтением художественной литературы от начала до конца, в зависимости от сделанного им выбора. В этом смысле он похож на энциклопедию: читатель читает узел, а затем выбирает ссылку, по которой следует перейти. Хотя на бумаге это сделать проще, на экране все выглядит совсем по-другому. Читатель может запутаться, поскольку не все ссылки объясняются своим названием. Художественная литература может содержать текст, цитаты и изображения.
Гипертекстовая художественная литература может принимать разные формы. Эти формы бывают осевые, древесные и сетевые. Осевые гипертекстовые произведения имеют центральную сюжетную линию со ссылками, которые разветвляются и возвращаются к центральной сюжетной линии. Древовидные произведения разветвляются на взаимоисключающие сюжетные линии, а сетевые произведения имеют несколько отправных точек и не всегда имеют фиксированный финал. Одно гипертекстовое художественное произведение может сочетать в себе эти три формы.
Критика
[ редактировать ]В 2013 году Стивен Джонсон , основатель интернет-журнала FEED статью, , одного из первых издателей гипертекстовой художественной литературы, написал для Wired в которой подробно описал, почему гипертекстовая художественная литература не стала популярной, утверждая, что нелинейные истории сложно писать, поскольку каждый раздел в работе необходимо будет представить персонажей или концепции. [14]
Наследие
[ редактировать ]Художественные произведения о шпагате часто называют прямыми потомками гипертекстовых произведений. [15] [16]
См. также
[ редактировать ]- 34 Север 118 Запад
- 253 (роман)
- 17776
- Кибертекст
- Истгейт Системс
- Электронная литература
- Книга-игра
- застрял в доме
- Гипертекстовая поэзия
- Интерактивная фантастика (ИФ)
- Фонд SCP
- Пространство историй
- Шпагат (программное обеспечение)
- Визуальный роман
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лю, Джонатан Х. «Выбирай, Джейсон Сига» . Проводной . ISSN 1059-1028 . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 г. Проверено 03 января 2024 г.
- ^ Роуберри, Саймон (6 июня 2011 г.). «Бледный огонь Владимира Набокова» . Материалы 22-й конференции ACM по гипертексту и гипермедиа (PDF) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: ACM. стр. 319–324. дои : 10.1145/1995966.1996008 . ISBN 9781450302562 . S2CID 11631986 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа 2023 г. Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Йеллолис, Джейн Дуглас (2001). Конец книг — или книги без конца?: Чтение интерактивных повествований . Издательство Мичиганского университета. п. 3. ISBN 0472088467 .
- ^ «Введение: эргодическая литература» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2000 г. Проверено 03 января 2024 г.
- ^ «Джей Дэвид Болтер» . www.uv.es. Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 г. Проверено 03 января 2024 г.
- ^ Дж., Осет, Эспен (1997). Кибертекст: взгляд на эргодическую литературу . Университет Джонса Хопкинса. Нажимать. ISBN 0-8018-5578-0 . OCLC 243885064 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Реттберг, Джилл Уокер (2012). «Электронная литература на расстоянии: начало поля» . Дихтунг Цифровой . 41 . S2CID 107042276 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Реттберг, Скотт (2019). Электронная литература . Кембридж, Великобритания. стр. 78–80. ISBN 978-1-5095-1677-3 . OCLC 1028213515 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Чиккарелло, Лиза. «Поворачиваю бедрами через межъярусную койку (и отлично провожу время)». Архивировано 24 мая 2022 г. в Wayback Machine . Журнал Pif: январь 2000 г.
- ^ «Художники, выбранные для участия в биеннале Уитни 2000 года» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 г. Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Пропавшие месячные Люси Хардин | Морж» . 11 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2019 г. Проверено 10 декабря 2017 г.
- ^ Уиллис, Холли; Халпин, Микки (1 января 1996 г.). «Когда личное становится цифровым: Линда Демент и Барбара Хаммер движутся в лесбийское киберпространство» . Женщины и производительность: журнал феминистской теории . 9 (1): 233–238. дои : 10.1080/07407709608571262 . ISSN 0740-770X .
- ^ Смелик, А.М. (2007). «Киберпанковский лабиринт. Фрагментированная память в цифровом искусстве Линды Демент» . 99 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 г. Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Почему никто не нажал на великую гипертекстовую историю, заархивированную 9 декабря 2022 г. в Wayback Machine , 16 марта 2013 г.
- ^ Моултроп, Стюарт (3 июля 2020 г.). «Шпагат и вызов чтению» . Конференция по организации электронной литературы 2020 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2023 г. Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Солтер, Анастасия; Моултроп, Стюарт (2021). Твининг: критические и творческие подходы к гипертекстовым повествованиям . Издательство Амхерстского колледжа. hdl : 20.500.12657/57785 . ISBN 978-1-943208-24-1 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 г. Проверено 10 апреля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чиккони, Серджио (2000). «Формирование гипертекстового повествования» . Интегрированная медиа-машина: теоретическая основа, под ред. М. Ила-Котола, Дж. Суоранта, С. Инкинен и Дж. Ринне. Хельсинки: Университет Лапландии. 101-120 .
- Аллен, Майкл (2003). «Это не гипертекст, а...: Сборник лексий по текстуальности» . CТеория .
- «Гипертекстовая страница Тристрама Шенди», страница Дэвида Р. Хэммонтри.
- Нелинейная традиция в литературе из «Электронного лабиринта» Кристофера Кипа, Тима Маклафлина и Робина Пармара
- Маллой, Джуди (1998). «Гипернарратив в эпоху Интернета» . Части из которых были опубликованы на веб-сайте Национального фонда искусств .
- Энслин, Астрид (2007). Канонизация гипертекста: исследования и конструкции . Лондон: Континуум.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Формирование гипертекстового повествования (Серджио Чиккони)