Jump to content

Гипертекстовая фантастика

(Перенаправлено с «Гиперфикции »)
Гипертекстовая фантастика
Функции Повествовательная литература, состоящая из разделов текста, связанных ссылками; обычно цифровой. Жанр электронной литературы.
Связанные жанры
Электронная литература , Интерактивная фантастика , Цифровая поэзия , Генеративная литература , Романы для мобильных телефонов , Инстапоэзия , Кибертекст , Крипипаста , Фанфики , Блог-фантастика

Гипертекстовая художественная литература — жанр электронной литературы , характеризующийся использованием гипертекстовых ссылок, которые создают новый контекст нелинейности в литературе и взаимодействии читателей. Читатель обычно выбирает ссылки для перехода от одного узла текста к другому и таким образом организует историю из более глубокого пула потенциальных историй. Его дух также можно увидеть в интерактивной фантастике .

Этот термин также можно использовать для описания традиционно издаваемых книг, в которых нелинейное и интерактивное повествование достигается за счет внутренних ссылок. » Джеймса Джойса ( «Улисс 1922), Энрике Жардиэля Понсела ( «Турне Диоса» (1932), Хорхе Луиса Борхеса » «Сад расходящихся троп 1941), Владимира Набокова » «Бледный огонь (1962), Хулио Кортасара » «Рауэла (1963; переведено как Hopscotch ) и Итало Кальвино ( «Замок перекрещенных судеб» 1973) являются ранними примерами, появившимися еще до появления слова «гипертекст», в то время как распространенным примером поп-культуры является серия «Выбери свое собственное приключение» в молодежной художественной литературе и другие подобные книги-игры или Джейсона Сиги «Тем временем » , графический роман, который позволяет читателям выбирать из 3856 возможных линейных повествований. [1]

В 1969 году IBM и Тед Нельсон из Университета Брауна получили разрешение от издателя Набокова использовать «Бледный огонь» в качестве демонстрации ранней системы гипертекста и, в целом, потенциала гипертекста. От нетрадиционной формы демонстрации отказались в пользу более технически ориентированного варианта. [2]

Определения

[ редактировать ]

Существует мало единого мнения относительно определения гипертекстовой литературы. [3] Подобный термин «кибертекст» часто используется как синоним гипертекста. [4] В гипертекстовой художественной литературе читатель берет на себя значительную роль в создании повествования. Каждый пользователь получает разный результат в зависимости от сделанного им выбора. Кибертексты можно приравнять к переходу между линейным произведением литературы, например романом , и игрой . В романе у читателя нет выбора, сюжет и персонажи выбираются автором; нет никакого «пользователя», есть только «читатель». Это важно, потому что это означает, что человек, работающий над романом, не является активным участником. В игре человек принимает решения и решает, какие действия предпринять, какие удары нанести или когда прыгнуть.

Для Эспена Ошета не является жанром кибертекст сам по себе ; Чтобы классифицировать традиции, литературные жанры и эстетическую ценность , тексты следует рассматривать на более локальном уровне. [5] Для Ошета гипертекстовая художественная литература — это своего рода эргодическая литература :

В эргодической литературе требуются нетривиальные усилия, чтобы позволить читателю перемещаться по тексту. Чтобы эргодическая литература имела смысл как концепция, должна существовать и неэргодическая литература, в которой усилие пройти по тексту тривиально, и на читателя не возлагается никакая экстраноэматическая ответственность, за исключением (например) движения глаз и периодического или произвольного поворота головы. страницы. [6]

По мнению Ошета, процесс чтения иммерсивного повествования, напротив, включает в себя «тривиальные» усилия, то есть просто перемещение глаз по строкам текста и перелистывание страниц; текст не сопротивляется читателю.

Первые гипертекстовые художественные произведения были опубликованы до появления Всемирной паутины с использованием таких программ, как Storyspace и HyperCard . Известными пионерами в этой области являются Джуди Маллой и Майкл Джойс . [7]

Среди первых гипертекстовых произведений, опубликованных в сети, можно назвать » Оли Лялиной « Мой парень вернулся с войны (1996), [8] в котором использовались изображения, слова и веб-фреймы для пространственного развертывания в веб-браузере читателя, и Эдриен Эйзен гипертекстовая новелла «Шесть сексуальных сцен» (1996), где читатели перемещались между лексиями , выбирая ссылки внизу каждого экрана. Первым гипертекстовым художественным романом, или гипертекстовым романом, был « Роберта Арельяно , Солнечный свет 69» опубликованный 21 июня 1996 года, с навигационными картами обстановки, нелинейным календарем сцен и «чемоданом» персонажей, позволяющим читателям примерить девять различных точек зрения. [9] [8] Вскоре после этого, в 1997 году, Марк Америка выпустил «ГРАММАТРОН» — многолинейную работу, которая со временем была выставлена ​​в художественных галереях. В 2000 году оно было включено в Биеннале американского искусства Уитни . [10]

Стюарта Моултропа Некоторые другие веб-примеры гипертекстовой художественной литературы включают «Хегираскоп» (1995, 1997), «Неизвестное» (получившее награду trAce/Alt X в 1998 году), «Терапевт компании» (1996–1999) (выигравшее премию журнала Net Magazine «Развлекательный сайт Кейтлин Фишер Год») и «Эти волны девушек» (2001) (которая получила премию ELO в области художественной литературы в 2001 году). Стивена Марша Среди более поздних работ - «Пропавший период Люси Хардин» (2010). [11] и » Поля Ла Фаржа «Светящиеся самолеты (2011).

В 1990-е годы женщины и художницы-феминистки воспользовались преимуществами гипертекста и создали десятки работ, часто публикуемых на компакт-дисках. Линды Демент ( Cyberflesh Girlmonster 1995) представляет собой гипертекстовый компакт-диск, который включает в себя изображения частей женского тела и смешивает их для создания новых форм. [12] [13] Действие гипертекстовой новеллы доктора Кейтлин Фишер «Эти волны девушек » (2000), упомянутой выше, разворачивается в трех временных периодах, в которых главная героиня исследует свою странную личность через память. История написана как дневник размышлений взаимосвязанных воспоминаний детства, юности и взрослой жизни. Он состоит из связанной мультимодальной коллекции узлов, включая связанный текст, неподвижные и движущиеся изображения, управляемые изображения, анимацию и звуковые клипы. Он получил награду Организации электронной литературы .

(ELO) , базирующаяся в США, Международная организация электронной литературы была основана в 1999 году для содействия созданию электронной литературы и ее использованию. Другие организации, занимающиеся продвижением электронной литературы, включают trAce Online Write Community, британскую организацию, основанную в 1995 году и способствующую развитию электронной литературы в Великобритании, Dichtung Digital, журнал критики электронной литературы на английском и немецком языках, и ELINOR, сеть электронной литературы в странах Северной Европы, которая предоставляет каталог электронной литературы стран Северной Европы. В Справочнике электронной литературы перечислено множество произведений электронной литературы на английском и других языках.

Характеристики

[ редактировать ]

Гипертекстовая художественная литература характеризуется объединением узлов текста, составляющих вымышленную историю. Часто в каждом узле есть несколько опций, которые указывают, куда читатель может идти дальше. В отличие от традиционной художественной литературы, читатель не ограничен чтением художественной литературы от начала до конца, в зависимости от сделанного им выбора. В этом смысле он похож на энциклопедию: читатель читает узел, а затем выбирает ссылку, по которой следует перейти. Хотя на бумаге это сделать проще, на экране все выглядит совсем по-другому. Читатель может запутаться, поскольку не все ссылки объясняются своим названием. Художественная литература может содержать текст, цитаты и изображения.

Гипертекстовая художественная литература может принимать разные формы. Эти формы бывают осевые, древесные и сетевые. Осевые гипертекстовые произведения имеют центральную сюжетную линию со ссылками, которые разветвляются и возвращаются к центральной сюжетной линии. Древовидные произведения разветвляются на взаимоисключающие сюжетные линии, а сетевые произведения имеют несколько отправных точек и не всегда имеют фиксированный финал. Одно гипертекстовое художественное произведение может сочетать в себе эти три формы.

В 2013 году Стивен Джонсон , основатель интернет-журнала FEED статью, , одного из первых издателей гипертекстовой художественной литературы, написал для Wired в которой подробно описал, почему гипертекстовая художественная литература не стала популярной, утверждая, что нелинейные истории сложно писать, поскольку каждый раздел в работе необходимо будет представить персонажей или концепции. [14]

Наследие

[ редактировать ]

Художественные произведения о шпагате часто называют прямыми потомками гипертекстовых произведений. [15] [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лю, Джонатан Х. «Выбирай, Джейсон Сига» . Проводной . ISSN   1059-1028 . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 г. Проверено 03 января 2024 г.
  2. ^ Роуберри, Саймон (6 июня 2011 г.). «Бледный огонь Владимира Набокова» . Материалы 22-й конференции ACM по гипертексту и гипермедиа (PDF) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: ACM. стр. 319–324. дои : 10.1145/1995966.1996008 . ISBN  9781450302562 . S2CID   11631986 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа 2023 г. Проверено 7 августа 2023 г.
  3. ^ Йеллолис, Джейн Дуглас (2001). Конец книг — или книги без конца?: Чтение интерактивных повествований . Издательство Мичиганского университета. п. 3. ISBN  0472088467 .
  4. ^ «Введение: эргодическая литература» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2000 г. Проверено 03 января 2024 г.
  5. ^ «Джей Дэвид Болтер» . www.uv.es. Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 г. Проверено 03 января 2024 г.
  6. ^ Дж., Осет, Эспен (1997). Кибертекст: взгляд на эргодическую литературу . Университет Джонса Хопкинса. Нажимать. ISBN  0-8018-5578-0 . OCLC   243885064 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Реттберг, Джилл Уокер (2012). «Электронная литература на расстоянии: начало поля» . Дихтунг Цифровой . 41 . S2CID   107042276 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Реттберг, Скотт (2019). Электронная литература . Кембридж, Великобритания. стр. 78–80. ISBN  978-1-5095-1677-3 . OCLC   1028213515 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Чиккарелло, Лиза. «Поворачиваю бедрами через межъярусную койку (и отлично провожу время)». Архивировано 24 мая 2022 г. в Wayback Machine . Журнал Pif: январь 2000 г.
  10. ^ «Художники, выбранные для участия в биеннале Уитни 2000 года» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 г. Проверено 2 марта 2017 г.
  11. ^ «Пропавшие месячные Люси Хардин | Морж» . 11 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2019 г. Проверено 10 декабря 2017 г.
  12. ^ Уиллис, Холли; Халпин, Микки (1 января 1996 г.). «Когда личное становится цифровым: Линда Демент и Барбара Хаммер движутся в лесбийское киберпространство» . Женщины и производительность: журнал феминистской теории . 9 (1): 233–238. дои : 10.1080/07407709608571262 . ISSN   0740-770X .
  13. ^ Смелик, А.М. (2007). «Киберпанковский лабиринт. Фрагментированная память в цифровом искусстве Линды Демент» . 99 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 г. Проверено 10 апреля 2023 г.
  14. ^ Почему никто не нажал на великую гипертекстовую историю, заархивированную 9 декабря 2022 г. в Wayback Machine , 16 марта 2013 г.
  15. ^ Моултроп, Стюарт (3 июля 2020 г.). «Шпагат и вызов чтению» . Конференция по организации электронной литературы 2020 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2023 г. Проверено 10 апреля 2023 г.
  16. ^ Солтер, Анастасия; Моултроп, Стюарт (2021). Твининг: критические и творческие подходы к гипертекстовым повествованиям . Издательство Амхерстского колледжа. hdl : 20.500.12657/57785 . ISBN  978-1-943208-24-1 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 г. Проверено 10 апреля 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6303ec8dd0b85b15dbb1bc238b69fc3__1720787040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/c3/b6303ec8dd0b85b15dbb1bc238b69fc3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hypertext fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)