Постлиберальная теология
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
Христианский портал |
Постлиберальная теология (часто называемая нарративной теологией ) — христианское теологическое движение, которое сосредотачивается на повествовательном представлении христианской веры как регулирующего фактора для развития последовательного систематического богословия . Таким образом, христианство — это всеобъемлющая история со своей собственной встроенной культурой, грамматикой и практиками, которые можно понять только с учетом собственной внутренней логики христианства. [ 1 ]
Движение стало популярным в конце двадцатого века, прежде всего среди учёных, связанных с Йельской школой богословия . [ 2 ] Сторонники оспаривают предположения Просвещения и современности , такие как фундаментализм и вера в универсальную рациональность . [ 3 ] говоря в терминах Людвига Витгенштейна концепции языковых игр . [ 4 ] Они утверждают, что библейское повествование бросает вызов доминирующим предпосылкам либерализма и либерального христианства , включая его акцент на автономной личности. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Постлиберальная теология возникла среди ученых, которые либо преподавали, либо учились в Йельской школе богословия , таких как Джордж Линдбек , Ганс Вильгельм Фрей и выпускник Стэнли Хауэрвас . Иногда ее называют «Йельской школой» или «нарративной теологией». [ 6 ] Термин «постлиберальная теология» появился вскоре после публикации книги Линдбека « Природа доктрины: религия и теология в постлиберальную эпоху» (1984). [ 7 ]
Движение находится под богословским влиянием Карла Барта , Фомы Аквинского и, в некоторой степени, новой теологии французских католиков, таких как Анри де Любак . Однако явное философское влияние оказали Людвига Витгенштейна , философия языка моральная философия Аласдера Макинтайра и социологические идеи Клиффорда Гирца и Питера Бергера о природе сообществ. Философы науки, такие как Томас Кун , и теоретики литературы, такие как Эрих Ауэрбах, также повлияли на новый подход. [ 8 ]
Это движение повлияло на другие движения, такие как радикальная ортодоксия , библейское рассуждение , палеоортодоксальность , зарождающееся церковное движение и постлиберальные выражения евангелического протестантизма и римского католицизма . Его экуменический дух берет начало в работе Линдбека, которая была частично оживлена его участием в качестве лютеранского наблюдателя на Втором Ватиканском соборе . [ 8 ]
Богословская платформа
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Отчасти являясь реакцией на тенденции теологического либерализма , постлиберальная теология укореняет рациональность не в уверенности индивидуального мыслящего субъекта ( cogito ergo sum , «Я мыслю, следовательно, существую»), а в языке и культуре живой традиции общественной жизни. . Постлибералы утверждают, что христианскую веру нельзя приравнивать ни к религиозным чувствам романтизма , ни к положениям рационалистического или фундаменталистского подхода к религии и теологии. Скорее, христианская вера понимается как культура и язык, в котором доктрины сравниваются с «глубинной грамматикой» языка и культуры первого порядка (практики, навыки, привычки) церкви, исторически сформированной непрерывным , регулирующее чтение библейского повествования с течением времени. Таким образом, в дополнение к критике теологического либерализма и акценту на Библии , существует также упор на традиции, а также на язык, культуру и понятность, присущие христианскому сообществу. В результате постлиберальные теологии часто ориентируются на библейское повествование как на сценарий, который необходимо выполнить, понимают ортодоксальные догмы (особенно вероучения) как глубинные грамматики христианской жизни и рассматривают такие библейские и традиционные грамматики как ресурс как для христианской жизни, так и для христианской жизни. самокритика и культурная критика.
Ранние постлибералы следовали мнению Карла Барта о том, что лучшая апологетика — это хорошая систематика, и поэтому считали, что христианам «не следует заниматься систематической апологетикой. Постлиберальные теологи будут устанавливать специальные связи с философией, искусством или разнообразным опытом окружающих их культур. , но они не верят, что какие-либо нехристианские рамки, философские или культурные, задают контекст, в котором христианские претензии должны быть защищены». Однако более поздние постлибералы смягчили это отвращение и серьезно смягчили первоначальные опасения как по поводу апологетики, так и по поводу метафизики. [ а ] Таким образом, постлиберальная теология во многом повторила дебаты начала 20-го века вокруг понятия «аналогия бытия» (ср. Ганс Урс фон Бальтазар, «Теология Карла Барта »). В отличие от предшествующей ей плюралистической либеральной тенденции, постлиберальная теология также склонна подчеркивать различия между религиозными мировоззрениями. [ 8 ] и часто будет наносить удары по доминирующим культурным тенденциям.
Интерпретация Священного Писания остается фундаментальной для постлиберальной теологии. Существует по крайней мере четыре ключевых экзегетических различия между либеральной и постлиберальной теологией. Во-первых, либеральная интерпретация Священного Писания осуществляется с учетом исторического контекста, тогда как постлиберальная интерпретация представляет собой «акт воображения», интерпретирующий текст с учетом потребностей читающего подсообщества на переднем плане. Либеральная теология стремится понять текст так, как он был бы применен к прошлому. Используя нефундационалистский подход, постлиберальная интерпретация направлена на интерпретацию текста так, как он должен применяться сейчас и в будущем. Во-вторых, либеральные богословы подчеркивают зависимость от беспристрастного разума, позволяющего найти объективный смысл текста. Постлиберальные богословы, однако, основывают свой подход на позиции, согласно которой чтение невозможно без навязывания читателю субъективной интерпретации текста, поэтому такое представление об объективном чтении распадается. В-третьих, «мы читаем тексты как полноценные интерпретаторы, полностью находящиеся в каком-то политическом теле». То есть каждое значение в определенной степени зависит от читателя и его собственного набора контекстов. Наконец, поскольку чтение всегда осуществляется с заботой о подсообществе, постлиберальная интерпретация всегда содержит нормативный элемент, поощряющий активную реакцию. Либеральная интерпретация, с другой стороны, сосредоточена на истинах, не зависящих от времени и ситуации, которые не обязательно побуждают читателя к действию. [ 9 ] Однако более типичным для сегодняшней постлиберальной теологии является возврат к святоотеческим и средневековым герменевтическим моделям богословского прочтения Священного Писания, объединяющего историко-грамматические и духовно-образно-аллегорические смыслы в связное и верное понимание Священного Писания. Бразосский богословский комментарий к Библии является одним из примеров постлиберальной интерпретации Священных Писаний в действии.
Рональд Т. Миченер утверждает, что среди выражений постлиберальной теологии есть пять характеристик:
- Неосновательный
- Внутритекстовый
- Социально ориентированный
- Уважает плюрализм и разнообразие
- Принимает щедрую ортодоксальность [ 10 ]
Критика
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Критики постлиберализма часто обеспокоены его «постосновополагающими» аспектами. Подобно критике постмодернистских философских систем , критики [ ВОЗ? ] задаемся вопросом, как можно сравнить одну постлиберальную теологию с другой, чтобы определить, какая из них лучше, более уместна и ближе к истине. Отход постлиберальной теологии от исторической необходимости и объективных соображений рассматривается многими консервативными христианами негативно. [ ВОЗ? ] Кроме того, критики задаются вопросом, какие последствия такие якобы релятивистские взгляды, такие как возможность религиозного плюрализма, могут иметь для христианства. [ 11 ] Несмотря на влияние на поколение молодых пасторов, движение с трудом находит поддержку на низовом уровне в основных протестантских конфессиях, многие из которых сталкиваются с порочным либерально-консервативным давлением и разногласиями, что движение склонно отвергать как признак культурного приспособления. . Некоторые критики предполагают, что, поскольку движение в значительной степени отвергло «посредническую» теологию (таким образом, сделав ее по большей части недоступной для мирян), его принципы трудно реализовать на уровне местных общин, поэтому постлиберализм остается в значительной степени академической специальностью, во многом подобно предшествующие движения, такие как неоортодоксальность . Однако более поздние постлиберальные теологии сделали посредничество центральной проблемой. [ б ] и можно увидеть, что массовые группы, такие как « Проект Экклесия», игнорируют подобную критику.
Дебаты были сосредоточены на вопросах несоизмеримости , сектантства , фидеизма , релятивизма , истины и онтологической ссылки. В ряде работ были предприняты попытки решить эти вопросы с разной степенью удовлетворения. [ с ] и дебаты продолжаются во всех богословских дисциплинах. Более того, критики [ ВОЗ? ] утверждали, что модель внутренней согласованности, которую принимают постлиберальные теологи, трудно согласовать с достижениями современной науки, которые, казалось бы, бросают вызов принципам традиционного, ортодоксального христианства (например, новой физики или эволюции). Постлибералы отвечают на такую критику, утверждая, что они пренебрегают тем, как постлиберальный взгляд на доктрины как на глубинные грамматики (записывающие правила веры, сформулированные в Никее и Халкидоне) обеспечивает динамические способы соотнесения истин веры с истинами научных открытий. . Точно так же Брюс Д. Маршалл и другие разработали постлиберальные подходы к истине, которые напоминают «умеренный реализм» средневековой корреспондентной теории истины (например, Фома Аквинский).
См. также
[ редактировать ]- Библейское богословие
- Постмодернистское христианство
- Методологический индивидуализм - Метод анализа в социальных науках.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, см. Griffiths 1991 и Hauerwas 2002 .
- ^ Например, см. Milbank 1990 .
- ^ Например, см. Pecknold 2005 , Vanhoozer 2005 и DeHart 2006 .
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Дорриен, Гэри (2001). «Третий путь в теологии? Истоки постлиберализма» . Христианский век . Том. 118, нет. 20. ISSN 0009-5281 . Проверено 9 марта 2018 г. - через Religion Online.
- ^ Газаль 2016 , с. 487.
- ^ Олсон, Роджер Э. (1996). «Назад к Библии (почти)» . Христианство сегодня . Том. 40, нет. 6. ISSN 0009-5753 . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Эшфорд 2007 .
- ^ Уиллимон, Уильям Х. (1987). «Отвечая Пилату: Истина и постлиберальная церковь» . Христианский век . Том. 104, нет. 3. С. 82–85. ISSN 0009-5281 . Проверено 9 марта 2018 г. - через Religion Online.
- ^ Плэчер, Уильям К. (1999). «Быть постлибералом: ответ Джеймсу Густавсону» . Христианский век . Том. 116, нет. 11. С. 390–392. ISSN 0009-5281 . Проверено 9 марта 2018 г. - через Religion Online.
- ^ Линдбек 1984 .
- ^ Jump up to: а б с Плэчер 1997 .
- ^ Брюггеманн 2005 .
- ^ Миченер 2013 , с. 4.
- ^ Густафсон, Джеймс М. (1999). «Что такое постлиберальная теология» . Христианский век . Том. 116, нет. 10. С. 353–355. ISSN 0009-5281 . Проверено 9 марта 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эшфорд, Брюс Р. (2007). «Богословы Витгенштейна? Обзор влияния Людвига Витгенштейна на теологов» (PDF) . Журнал Евангелического богословского общества . 50 (2): 357–375. ISSN 1745-5251 . Проверено 9 марта 2018 г.
- Брюггеманн, Вальтер (2005). «Возрождение Священного Писания: постлиберализм». В Балларде, Пол; Холмс, Стивен Р. (ред.). Библия в пастырской практике: чтение вместо и функции Священного Писания в церкви . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс.
- ДеХарт, Пол (2006). Суд над свидетелями: взлет и упадок постлиберальной теологии . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 978-1-4051-3295-4 .
- Газаль, Андре (2016). «Богословие двадцатого века». В Куриане Джордж Томас; Лэмпорт, Марк А. (ред.). Энциклопедия христианства в Соединенных Штатах . Том. 5. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 487–488. ISBN 978-1-4422-4432-0 .
- Гриффитс, Пол Дж . (1991). Апология апологетики: исследование логики межрелигиозного диалога . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books. ISBN 978-0-88344-762-8 .
- Хауэрвас, Стэнли (2002). С зерном Вселенной: Свидетельство Церкви и естественное богословие . Лондон: СКМ Пресс. ISBN 978-0-334-02864-2 .
- Линдбек, Джордж (1984). Природа доктрины: религия и теология в постлиберальную эпоху . ISBN 978-0-664-24618-1 .
- Миченер, Рональд Т. (2013). Постлиберальная теология: Путеводитель для растерянных . Лондон: Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-24541-0 .
- Милбанк, Джон (1990). Богословие и социальная теория: за пределами светского разума . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-14573-8 .
- Пекнольд, CC (2005). Трансформация постлиберальной теологии: Джордж Линдбек, Прагматизм и Священное Писание . Лондон: Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-03034-4 .
- Плэчер, Уильям К. (1997). «Постлиберальная теология». В Форде, Дэвид Ф. (ред.). Современные богословы: введение в христианское богословие двадцатого века . Молден, Массачусетс.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ванхузер, Кевин Дж. (2005). Драма доктрины: канонически-лингвистический подход к христианскому богословию . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22327-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альтер, Роберт (1981). Искусство библейского повествования . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-00427-0 .
- Бэррон, Роберт (2007). Приоритет Христа: на пути к постлиберальному католицизму .
- Кэмпбелл, Чарльз Л. (1997). Проповедь Иисуса: новые направления гомилетики в постлиберальной теологии Ганса Фрея .
- Донахью, Джон Р. (1990). Евангелие в притче: метафора, повествование и богословие в синоптических евангелиях . Филадельфия: Фортресс Пресс. ISBN 978-0-8006-2480-4 .
- Фрей, Ганс (1980). Затмение библейского повествования: исследование герменевтики восемнадцатого и девятнадцатого веков . ISBN 978-0-300-02602-3 .
- Гольдберг, Майкл (1982). Богословие и повествование: критическое введение . Филадельфия: Тринити Пресс Интернэшнл. ISBN 978-1-56338-010-5 .
- Грин, Джоэл Б .; Паскарелло, Майкл III, ред. (2003). Повествовательное чтение, повествовательная проповедь . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN 978-0-8010-2721-5 .
- Харинк, Дуглас (2003). Пол среди постлибералов . ISBN 978-1-58743-041-1 .
- Хауэрвас, Стэнли (1981). Сообщество характеров . ISBN 978-0-268-00735-5 .
- ——— (1993). Раскрытие Священного Писания: освобождение Библии из плена в Америке . ISBN 978-0-687-31678-6 .
- Хауэрвас, Стэнли ; Джонс, Л. Грегори , ред. (1989). Почему повествование? Чтения по нарративному богословию . ISBN 978-1-57910-065-0 .
- Хауэрвас, Стэнли ; Уиллимон, Уиллимон Х. (1989). Resident Aliens: Жизнь в христианской колонии . Нэшвилл, Теннесси: Abingdon Press. ISBN 978-0-687-36159-5 .
- Ланкастер, Сара Хинер (2002). Женщины и авторитет Священного Писания: повествовательный подход . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 978-1-56338-356-4 .
- Лодал, Майкл (1994). История Бога: Уэслианское богословие и библейское повествование . ISBN 978-0-8341-1479-1 .
- Мангина, Джозеф (2004). Карл Барт: теолог христианского свидетельства .
- Маршалл, Брюс Д. «Фома Аквинский как постлиберальный богослов», Томист 53, вып. 3 (1989): 353–402.
- ______ «Фома, томизмы и истина». Томист 56, вып. 3 (1992): 499–524.
- ______ Троица и истина (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000).
- Найнхэм, Деннис (1976). Использование Библии и злоупотребление ею: изучение Библии в эпоху быстрых культурных изменений . ISBN 978-0-333-10489-7 .
- Окс, Питер (2011). Другая Реформация: постлиберальное христианство и евреи . ISBN 978-0-8010-3940-9 .
- Филлипс, Тимоти Р.; Охолм, Деннис Л., ред. (1996). Природа исповеди: евангелисты и постлибералы в разговоре .
- Плачер, Уильям К. (1994). Повествования об уязвимом Боге: Христос, теология и Священное Писание . ISBN 978-0-664-25534-3 .
- ——— (1996). Приручение трансцендентного: как современное мышление о Боге пошло не так . ISBN 978-0-664-25635-7 .
- ——— (2007). Триединый Бог: очерк постлиберальной теологии . ISBN 978-0-664-23060-9 .
- Строуп, Джордж (1997). Обещание повествовательного богословия: восстановление Евангелия в церкви . ISBN 978-1-57910-053-7 .
- Тиманн, Рональд Ф. (1985). Откровение и теология: Евангелие как изложенное обещание . ISBN 978-1-59752-358-5 .
- Райт, Джон В., изд. (2012). Постлиберальная теология и католическая церковь: беседы с Джорджем Линдбеком, Дэвидом Барреллом, Стэнли Хауэрвасом . ISBN 978-0-8010-3982-9 .
- Йодер, Джон Ховард (1972). Политика Иисуса . ISBN 978-0-8028-0734-2 .