Знание о Холокосте в нацистской Германии и оккупированной немцами Европе
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Август 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

Вопрос о том, насколько немцы (и другие европейцы) знали о Холокосте во время его проведения, является предметом споров историков. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Что касается нацистской Германии , некоторые историки утверждают, что это была тайна полишинеля среди населения. Питер Лонгерих утверждает, что к началу 1943 года Холокост был секретом Полишинеля, но некоторые авторы считают, что это было даже раньше. [ 5 ] Однако после войны многие немцы утверждали, что они не знали о преступлениях, совершенных нацистским режимом, - утверждение, связанное со стереотипной фразой «Davon haben wir nichts gewusst» («Мы ничего об этом не знали»).
Что касается оккупированной немцами Европы , историки подчеркивают, что правительства остро осознавали последствия своего соучастия, и что население в той или иной степени обычно не осознавало последствий геттоизации и депортации . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Утверждается, что такие правительства, как правительство Виши во Франции, остро осознают свое соучастие в политике геноцида нацистов. [ 8 ] Что касается населения в целом, общий консенсус среди историков, похоже, заключается в том, что многие знали о ненависти к евреям, но не настолько, чтобы было достигнуто существенное понимание политики геноцида нацистов. [ 6 ] [ 7 ]
Нацистская Германия
[ редактировать ]Знание о Холокосте в нацистской Германии является постоянной исторической проблемой. Точное количество людей, знавших об « Окончательном решении», неизвестно. Большая часть населения, по крайней мере, остро осознавала антисемитизм нацистской партии , если не сама была сторонниками этого движения. Многочисленные точки зрения возникают при изучении того, в какой степени население осознавало, что антисемитские действия, проводимые нацистской партией, приведут к этническим чисткам еврейского населения. Однако многие историки утверждают, что немцам была предоставлена достаточно явная информация, указывающая на то, что еврейский народ подвергался резне.
Хотя массовые убийства евреев происходили за пределами Германии, массовые убийства советских военнопленных происходили внутри нее и довольно рано. К середине 1942 года около 227 000 человек умерли после депортации в Германию. Многие немцы знали об этих убийствах. Некоторые немцы пытались помочь пленным, кормя их или даже помогая беглецам. По данным Службы безопасности , многие немцы призывали к смерти этих заключенных из опасения, что их кормление уменьшит их собственный паек. [ 9 ]
Доступность политики геноцида для немецкой общественности
[ редактировать ]
Нацистская политика была широко доступна населению. [ 10 ] Многочисленные речи Гитлера в 1942 году намекают на уничтожение евреев. [ 11 ] Примечательно, что речь Гитлера 24 февраля 1942 года, посвященная созданию нацистской партии, отсылает к его пророчеству от 30 января 1939 года, в котором он предвидел уничтожение европейских евреев. [ 12 ] Об этой речи на следующий день было сообщено в газете Niedersaechsische Tageszeitung . В 1942 году Гитлер публично ссылался на свое первоначальное пророчество 1939 года как минимум четыре раза. [ 13 ] Такие историки, как Конфино и Кунц, утверждают, что акцент Гитлера на этом пророчестве в разгар Холокоста означал, что оно стало общим идеалом в обществе. [ 14 ] [ 15 ]
Из анализа первоисточников, циркулировавших во время Второй мировой войны, историк Ян Кершоу приходит к выводу, что районы Германии, расположенные ближе к Польше и России, имели больше знаний о продолжающемся истреблении евреев, поскольку они были физически ближе к местам уничтожения. [ 16 ] Названия лагерей смерти редко упоминаются в первоисточниках западной части Рейха. [ 16 ] Для сравнения, в регионах на востоке Европы упоминаются лагеря. В частности, первоисточники сообщают, что польское движение Сопротивления сравнивает Катынскую резню с концентрационным лагерем Освенцим . [ 16 ]
Понимание последствий депортации
[ редактировать ]Кершоу утверждает, что существует большая вероятность того, что немцы осознали последствия депортации для эвакуированных евреев. [ 12 ] Поступали многочисленные сообщения о массовых расстрелах, проводившихся в Советском Союзе , и широкой немецкой общественности было известно, что именно сюда будут депортировать немецких евреев. [ 17 ] Точно так же Кершоу утверждает, что местные отчеты СД предоставили достаточно информации, так что немцы, которые хотели добиться цели депортации, скорее всего, нашли ответ. [ 17 ] В июле 1942 года Карл Дюркефаэльден, инженер Целле, отметил в своей повседневной жизни три случая, когда ходили слухи о депортации. [ 18 ] Разговор с голландским водителем грузовика, новости BBC и жена еврея — все это говорило о депортации евреев и возможных последствиях смерти. [ 19 ]
Знание массовых расстрелов
[ редактировать ]В отчете Миндена в декабре 1941 года описывалось, как евреев депортировали в Варшаву в вагонах для скота, а по прибытии они работали на фабриках, в то время как старых и больных расстреливали. [ 12 ] В отчетах СД за апрель 1942 года также описывается, как Sicherheitspolizei было поручено истреблять евреев на оккупированных немцами территориях, где жертвы копали себе могилы перед расстрелом. Эта информация достигла района Эрфурта в Германии. [ 20 ] Кершоу также исследует доступность этой информации, ссылаясь на дневники немцев. [ 20 ] Немецкие люди, которые путешествовали на работу, с большей вероятностью могли получить доступ к информации о массовых расстрелах. Шурин Карла Дюркефаэльдена, поехавший в Днепр, рассказал ему об информаторах, которые своими глазами видели массовые расстрелы. [ 21 ] Один информант рассказал о массовом расстреле 118 евреев, больше не способных работать, и о двух разных массовых захоронениях 50 000 и 80 000 евреев по дороге домой. [ 21 ] Другая поездка включала общение с людьми на фронте, которые заявили, что все евреи на Украине мертвы. [ нужна ссылка ]

Знание концентрационных лагерей
[ редактировать ]По словам Геллатели, немецкая общественность изначально понимала, что нацистские концентрационные лагеря были воспитательными учреждениями для преступников. [ 22 ] Однако, несмотря на цензуру, немецкая общественность в конце концов осознала вероятность гибели в случае отправки в концентрационный лагерь. [ 23 ] Заключенные начали появляться в общественных местах, таких как фабрики и улицы городов, и часто носили отличительную одежду со значками , обозначавшими их национальность и преступление. [ 23 ] Природа концентрационных лагерей стала еще более очевидной после СС по отношению к заключенным. публичных проявлений насилия со стороны [ 23 ] В многочисленных интервью с немцами упоминается либо жестокий, либо убийственный инцидент между охранниками и заключенными. Обычно заключенного избивали до смерти или расстреливали либо за неподчинение, либо за неспособность работать. [ 24 ]
Знание газовых камер.
[ редактировать ]Лонрейх утверждает, что об уничтожении евреев с помощью газовых камер не было широко известно . [ 25 ] Банкир утверждает, что к 1943 году газ как метод убийства широко обсуждался, хотя были неточности, которые привели к неправильным представлениям о том, как применялся газ. [ 25 ] В отчетах и интервью есть лишь расплывчатые и редкие упоминания о жертвах отравления газом в вагонах для скота или поездах в туннелях. Эта информация, если и распространялась, то через зарубежные радиопередачи и слухи от солдат. Обвинения немцев показывают, что часть общественности знала о газовых камерах, но подверглась цензуре. [ 25 ] В 1943 году в Специальном суде Мюнхена женщина вспоминает, как обсуждала со своей соседкой зарубежные передачи, в которых рассказывалось, как еврейских женщин и детей отделяли от арийского населения, а затем убивали газом. [ 26 ] В 1944 году, также в Особом суде Мюнхена, аугсбургскому специалисту по переезду мебели было предъявлено обвинение в том, что он заявил, что « фюрер » был массовым убийцей , который погрузил евреев в фургон и уничтожил газом. [ 26 ]
Оккупированная немцами Европа
[ редактировать ]Нидерланды
[ редактировать ]Среди историков существуют противоречивые мнения относительно осведомленности голландской общественности о Холокосте. Некоторые историки утверждают, что большинство голландцев полностью понимали Холокост. Проанализировав речи королевы Вильгельмины во время войны, социолог Йорд Шаап пришел к выводу, что о Холокосте было известно в Нидерландах между 1940 и 1945 годами. По мнению Шаапа, ключевым вопросом было то, поверят ли голландцы этой информации. [ 3 ] [ 27 ] Точно так же Вуйсье в своей книге « Против лучшего знания: самообман и отрицание в голландской историографии преследований евреев » утверждает, что общественные знания были обширными, но голландская общественность отрицала эту информацию из-за своей неспособности действовать вопреки реальности. [ 3 ] [ 28 ] Другие историки утверждают, что многие голландцы имели фрагментарные знания о Холокосте. Ло де Йонг, директор Голландского государственного института военной документации и голландский историк, утверждает, что, хотя информация о Холокосте была доступна широкой публике, значительная часть голландских евреев считала непостижимым, что их депортация приведет к смерти от отравления газом. Де Йонг утверждает, что знания о массовом истреблении были приобретены только после окончания Второй мировой войны. [ 29 ] [ 30 ] Точно так же историк Фридлендер утверждает, что даже те, кто находился в непосредственной близости от мест убийств, мало что знали о том, что случилось с депортированными евреями. [ 31 ]
Осведомленность общественности о нацистской политике систематических убийств
[ редактировать ]Анализ голландских дневников, проведенный Ван дер Бумом, показывает, что общественность знала, что еврейский народ был намеренно выбран для отправки в концентрационные лагеря в Польше . [ 3 ] Еврейский народ также знал о желании нацистов осуществить геноцид . Многие авторы дневников, особенно из Амстердама , приходят к выводу, что смерть евреев будет неминуема. [ 3 ] В дневниках Этти Хиллесум , начинающей писательницы, и Йоопа Воэта, молодого бухгалтера, обсуждалось признание того, что евреи являются врагами Германии и что нацисты будут стремиться к их уничтожению . [ 32 ] [ 33 ] Депортация была описана Анной Франк как марш смерти. [ 34 ] Однако большинство авторов дневников были убеждены, что, хотя с ними будут обращаться жестко и потенциально им грозит смерть, они не думали, что их убьют сразу по прибытии. [ 3 ]
Осведомленность о нацистских методах обращения с заключенными
[ редактировать ]Некоторые из голландцев слышали о смерти заключенных в результате экспериментов нацистов, то есть о том, что евреев заставят стать объектами предполагаемых научных экспериментов. [ 3 ] Эта история распространилась в начале 1940-х годов в ответ на уровень смертности в Маутхаузене . Эту историю упомянули четыре автора дневника, проанализированные ван дер Бумом. [ 3 ]
Информация о массовых расстрелах впервые появилась в репортаже BBC в 1942 году. Позже в том же году очевидцев два дневника записали рассказы о евреях, которых заставляли рыть себе могилы. Десять других авторов дневников также говорили о массовых расстрелах. [ 35 ]
О том, что нацисты умерщвляли газом, говорили авторы дневников, и многие поверили этой информации. Тридцать пять из 164 авторов дневников написали об отравлении евреев газом. Эти знания возникли из подробных отчетов об Освенциме, депортации венгерских евреев , новостей и рассказов очевидцев об освобождении лагерей. [ 36 ] [ 37 ] Ряд авторов дневников не верили в реальную практику нацистов, поскольку считали, что доказательств либо недостаточно, либо они ненадежны. [ 38 ] [ 3 ]
Знания о концентрационных лагерях
[ редактировать ]Ван дер Бум утверждает, что, исследуя послушание жертв, можно прийти к выводу, что немедленное убийство не было известно голландскому еврейству. Авторам дневников оставалось неясным, будет ли скрываться менее опасно, чем депортация в концентрационные лагеря. [ 3 ] Половина еврейских авторов дневников и четверть нееврейских авторов дневников называли пункты назначения депортационных поездов великим неизвестным. [ 35 ] [ 3 ] Из 164 дневников, исследованных Ван дер Бумом, только в 24 предполагалось, что депортированные евреи будут интернированы в лагеря. Из оставшихся дневников 61% открыто обсуждают труд, а еще 24% подразумевают пребывание в лагерях. [ 3 ]
Другой автор дневников, Филипп Механикус , предположил, что существует три типа лагерей. Во-первых, он считал, что существуют лагеря для привилегированных, такие как Терезиенштадт или Берген-Бельзен . [ 39 ] Во-вторых, он считал, что для большинства депортированных существуют трудовые лагеря, а в-третьих, концентрационные лагеря для евреев, которые должны быть наказаны по какой-либо причине. [ 39 ] Йооп Воэт, похоже, также неправильно понял природу концентрационных лагерей, написав, что он будет скрывать своих детей, потому что он, вероятно, не сможет должным образом заботиться о них в лагерях, а суровость лагерей убьет его детей. [ 3 ] Многие евреи, похоже, думали, что депортированные все еще смогут выжить в концентрационных лагерях. Круизинга, нотариус, до которого дошли многочисленные слухи об отравлении газом, выразил в своих дневниках удивление, когда не смог связаться с депортированным евреем для обсуждения деловых вопросов: «Легче пробудить дух Юлия Цезаря , чем получить письмо от клиента-еврея в трудовой лагерь в Восточной Германии». [ 3 ] Ван дер Бум утверждает, что если бы жертвы знали о своей судьбе после депортации, они наверняка действовали бы иначе и попытались бы спрятаться. [ 3 ]
Беларусь
[ редактировать ]Ольга Баранова утверждает, что нельзя отрицать тот факт, что народ Беларуси четко осознавал намерения нацистского геноцида, поскольку был свидетелем из первых рук . [ 40 ] Она утверждает, что, изучая действия белорусов, можно сделать вывод, что широкая общественность осознавала неминуемость смерти, связанную с геттоизацией . [ 40 ]
Соавторы
[ редактировать ]Изучая, как некоторые белорусы сотрудничали с нацистами, Баранова обнаруживает четкое понимание политики геноцида нацистов. [ 40 ] Люди, участвовавшие в раскрытии информации, понимали бы последствия своих действий, поскольку политика коллективной ответственности нацистов привела бы к казни целых семей. [ 41 ] Некоторые белорусы считали, что, сотрудничая с нацистами, они повысят свои шансы на выживание. [ 42 ] Соучастие белорусской общественности варьировалось от: принятия нацистской политики, игнорирования еврейских соседей, которые нуждались в помощи с едой и кровом, а также раскрытия нацистским властям информации о скрывающихся евреях. [ 43 ] Некоторые белорусы участвовали в облавах на белорусское еврейство и охраняли гетто и концентрационные лагеря. [ 43 ] В массовых расстрелах также участвовали местные полицейские. [ 43 ] Такое сотрудничество происходило в западной части Белоруссии, находившейся под гражданской администрацией ( Генералкомиссариат Вайсрутениен ), и в Восточной Белоруссии, которой курировала немецкая группа армий «Центр» . [ 44 ]
Спасатели
[ редактировать ]Баранова также исследует, что, глядя на действия тех, кто помогал евреям бежать из гетто, можно показать, что белорусы знали о неминуемой смерти при переселении в гетто. [ 45 ] Георгия В мемуарах , Элпера, пережившего Холокост описываются его переживания в Минском гетто и спасение белоруской женщиной. [ 45 ] [ 46 ] В его мемуарах также вспоминается, как он и другие депортированные слышали о евреях, истребляемых эскадронами смерти и отправляемых в городские гетто. [ 47 ] Также известно несколько случаев, когда отдельные лица соглашались на назначение на должности в местной администрации с намерением защитить евреев в Беларуси. [ 47 ] Элпер вспоминает, как услышал, как белорусский полицейский рассказал еврейской девушке о готовящемся погроме . [ 48 ] [ 47 ] Благодаря этому предупреждению была построена секретная кладовая, которая спрятала и спасла жизни многим евреям. Другие средства помощи также включали подделку документов , чтобы евреи могли покинуть гетто. [ 47 ]
нацистские союзники
[ редактировать ]Венгрия
[ редактировать ]
Реализация политики Германии не происходила без ведома венгерского правительства. Венгерские национальные и местные чиновники принимали ключевые решения, касающиеся реализации антиеврейских мер, и знали о намерениях нацистов совершить геноцид. [ 50 ] [ 51 ] Венгры, работавшие вблизи концентрационных лагерей, были свидетелями депортаций и казней. [ 52 ]
Элитное понимание нацистской политики
[ редактировать ]Историки Ваги, Чос и Кадар утверждают, что правительство четко понимало политику геноцида нацистов и активно сотрудничало с режимом. [ 53 ] Доклад Дьердя Оттлика Министерству иностранных дел Венгрии за 1944 год отражает осознание изменения в нацистской политике, то есть перехода от дискриминации к системному геноциду. [ 54 ] В его отчете описывается, как нацисты начали оправдывать геноцид, чтобы убедить штойаев сотрудничать с их политикой. [ 54 ] В докладе Оттлика также обсуждается, как Франция уже сотрудничала с нацистской политикой на момент написания доклада. [ 54 ] [ 55 ] В меморандуме Хорти Штойаю описывается, как он был вынужден оказаться в ситуации, когда ему не разрешили вмешиваться в политику Германии. [ 56 ] Хорти описывает еврейский вопрос как жестокий и бесчеловечный. [ 56 ] Венгерская элита также имела значительные знания о политике геноцида нацистов. [ 57 ] Комитет помощи и спасения в Будапеште, возглавляемый сионистскими активистами, торговался с нацистскими чиновниками за жизни евреев. [ 58 ] Комитет предлагал деньги, ценности, контакты и обещания алиби в обмен на жизни более тысячи евреев. [ 58 ]
геттоизация
[ редактировать ]В частности, Министерство внутренних дел Венгрии издало конфиденциальный приказ о создании гетто, а также определило параметры. [ 59 ] Чиновники округа отвечали за принятие решения о том, в каких городах будут гетто. В письме префекта округа Ваш, написанном в мае 1944 года главным административным должностным лицам и мэрам, говорилось, что заместитель префекта округа Ваш решил создать в округе семь гетто. [ 51 ] Тогда мэры отвечали за определение точного местоположения гетто. В Корменде руководители администрации и заместители префекта встретились и решили, что границами гетто должны быть улицы, окружающие синагогу: улица Сечени, улица Грофа Аппони, улица Диенеса Лайоша и улица Рабамеллек. [ 51 ]
Венгерская общественность
[ редактировать ]Венгерские солдаты и трудовые военнослужащие были первыми представителями венгерской общественности, узнавшими о политике геноцида нацистов; они своими глазами видели казни евреев на Восточном фронте. [ 52 ] Журналы Миксы Феньё, редактора «Нюгат» («Запад»), литературного журнала, ставшего катализатором современных движений, демонстрируют, что евреи имели доступ к информации о Холокосте. [ 60 ] В одной из своих записей он описывает визит одного из своих источников и рассказывает о том, как стал свидетелем того, как 600 000 евреев утащили на смерть. [ 61 ] Источник Fenyo также упоминает, что убийства совершают как гестапо, так и венгерская охрана. [ 62 ] В своих показаниях отец Иоанн С. рассказал, что видел поезда с венгерскими евреями, когда заглянул через забор и увидел, как одного человека сбил охранник СС. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] Изучив около 5000 венгерских свидетельств, сотрудники венгерской еврейской организации помощи Национальному комитету помощи депортированным (DEGOB) смогли прийти к выводу, что большинство венгерских евреев, депортированных в Освенцим, не знали, что их убьют по прибытии. [ 66 ] Беженцы из Польши и Словакии пытались предупредить венгерских евреев о последствиях депортации. Студент из Мункача, Т.Ф. узнал об Освенциме от своего словацкого двоюродного брата. [ 67 ]
Словакия
[ редактировать ]К концу 1941 года высшие уровни словацкого правительства были осведомлены о массовых убийствах евреев на оккупированных немцами территориях. [ 68 ] [ 69 ] В июле 1941 года Вислицени организовал визит словацких правительственных чиновников в несколько лагерей, находящихся в ведении организации Шмельт , которая заключала евреев в восточную часть Верхней Силезии для использования их на принудительных работах на рейхсаавтобане . Посетители понимали, что евреи в лагерях жили в условиях, которые в конечном итоге привели к их смерти. [ 70 ] [ 71 ] Словацкие солдаты участвовали во вторжениях в Польшу и Советский Союз ; [ 72 ] они сообщили о массовых расстрелах евреев и участвовали как минимум в одной из массовых убийств. [ 73 ] Некоторые словаки знали о резне в Каменце-Подольском в 1941 году , в ходе которой на западе Украины были расстреляны 23 600 евреев, многие из которых были депортированы из Венгрии. [ 74 ] [ 75 ] Министр обороны Фердинанд Чатлош и генерал Юзеф Туранец о массовых убийствах в Житомире сообщили президенту Юзефу Тисо к февралю 1942 года. [ 68 ] [ 76 ] И епископ Кароль Кметко , и папский поверенный в делах Джузеппе Бурцио предъявили президенту достоверные сообщения о массовых убийствах мирных евреев на Украине. [ 76 ] [ 77 ] В начале 1942 года Ханс Людин , посол Германии в Словакии, сообщил, что словаки с энтузиазмом относятся к депортации своего еврейского населения. [ 78 ] В конце концов, словацкое правительство согласилось выплатить по 500 рейхсмарок каждому за депортацию двух третей еврейского населения. [ 79 ]
См. также
[ редактировать ]- Доказательства и документация Холокоста
- Хорошие немцы – немцы, которые после войны отрицали, что знали о Холокосте.
- Историография немецкого сопротивления нацизму
- Международный ответ на Холокост
- Отчет Пилецкого , отчет Витольда Пилецкого , который сам был заключен в тюрьму в Освенциме для сбора информации.
- Виктор Мартин
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кершоу 2008 , с. 147.
- ^ Визен, SJ (1 января 2007 г.). «Еврейский враг: нацистская пропаганда во время Второй мировой войны и Холокоста, Джеффри Херф (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2006), ткань 29,95 долларов». Исследования Холокоста и геноцида . 21 (2): 303–305. дои : 10.1093/hgs/dcm024 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот ван дер Бум, Барт (2017). « «Резервация Освенцим»: голландские жертвы и свидетели и их знания о Холокосте» . Исследования Холокоста и геноцида . 31 (3): 385–407. дои : 10.1093/hgs/dcx042 .
- ^ Фриче 2008 .
- ^ Ланге, Кэролин Дороти (2020). «После их ухода: разграбленные еврейские квартиры и частное восприятие Холокоста». Исследования Холокоста и геноцида . 34 (3): 431–449. дои : 10.1093/hgs/dcaa042 .
- ^ Jump up to: а б Baranova 2016 .
- ^ Jump up to: а б Коул, Тим (июнь 2005 г.). «Более активное внесение «свидетелей» в историю Холокоста: участие «неевреев» в геттоизации, Венгрия, 1944 год» . Исследования Холокоста . 11 (1): 55–74. дои : 10.1080/17504902.2005.11087139 . ISSN 1750-4902 . S2CID 142829111 .
- ^ Jump up to: а б Вайсберг, Ричард Х. (18 октября 2013 г.). Закон Виши и Холокост во Франции . дои : 10.4324/9781315078014 . ISBN 9781134376629 .
- ^ Герлах 2016 , стр. 233–234.
- ^ Фридлендер, Саул (2001). Массовые убийства и немецкое общество в Третьем рейхе: интерпретации и дилеммы: представлено в Ройал Холлоуэй, Лондонский университет, 6 марта 2001 г. Лондонский университет. Ройал Холлоуэй. Лондон: Ройал Холлоуэй, Лондонский университет. ISBN 0-902194-57-7 . OCLC 1001026597 .
- ^ Кершоу 2008 , с. 223.
- ^ Jump up to: а б с Кершоу 2008 , с. 141.
- ^ Кершоу 2008 , с. 104.
- ^ Конфино 2014 , с. 154.
- ^ Кунц 2003 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б с Кершоу 2008 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Кунц 2003 , с. 141.
- ^ Кунц 2003 , с. 143.
- ^ Кунц 2003 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Кершоу 2008 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Кершоу 2008 , с. 143.
- ^ Gellately 2001 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Геллатели 2001 , с. 208.
- ^ Gellately 2001 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б с Фриче 2008 , с. 611.
- ^ Jump up to: а б Кершоу 2008 , с. 203.
- ^ Йорд Шаап, Право на предупреждение: о речах королевы Вильгельмины на Radio Oranje (Амстердам: Антос, 2007), 151.
- ^ Вуийсье, I (2010). «Против лучших знаний: самообман и отрицание в голландской историографии преследований евреев», 102, 124, 146.
- ^ де Йонг, Л. (1969–1991), «Королевство Нидерланды во Второй мировой войне » , Гаага: Sdu, 12:1110.
- ^ де Йонг, Л. (1990), «Гарвард: Нидерланды и нацистская Германия », Кембридж: издательство Гарвардского университета, 6.
- ^ Фридлендер, С. (2007), «Нацистская Германия и евреи: годы истребления 1939–1945 », Нью-Йорк: Харпер Коллинз, xxii, 438, 441.
- ^ Этти Хиллесум, Прерванная жизнь: Дневники и письма Этти Хиллесум 1941–1943 (Лондон: Персефона, 1999), 187.
- ^ Йооп Воэт, «Еврейский совет», Институт исследований войны, Холокоста и геноцида (NIOD), Сборник документов II, файл 366a, 113.
- ^ Дневник Анны Франк: Пересмотренное критическое издание (Нью-Йорк: Doubleday, 2003), 336.
- ^ Jump up to: а б ван дер Бум, Б. (2012). Мы ничего не знаем об их судьбе: обычные голландцы и Холокост. Амстердам, с. 378. ISBN 978 94 6105 477 7 .
- ^ «Бельзен-Берген. Дневник. Май 1945 г.» , Берген-Бельзен, 1945 г. , IMPERIAL COLLEGE PRESS, стр. 1–87, 18 сентября 2013 г., doi : 10.1142/9781783263219_0001 , ISBN 978-1-78326-320-2 , получено 28 мая 2021 г.
- ^ Габриэль Италия, Хетский военный дневник доктора. Г. Италия: Гаага, Барневельд, Вестерборк, Терезиенштадт, Гаага 1940–1945 , изд. Уолли М. де Ланг (Амстердам: Контакт, 2009), 553.
- ↑ Дневник Круинги, 12, 23 июля, 8, 18 августа 1942 г.; 20 февраля, 16 октября 1943 г.
- ^ Jump up to: а б Механикус, П. (1968) Год страха: еврейский узник ждет Освенцима. Перевод Ирен С. Гиббонс стр.24.
- ^ Jump up to: а б с Baranova 2016 , p. 89.
- ^ Baranova 2016 , p. 92.
- ^ Baranova 2016 , p. 93.
- ^ Jump up to: а б с Baranova 2016 , p. 90.
- ^ Baranova 2016 , p. 97.
- ^ Jump up to: а б Baranova 2016 , p. 98.
- ^ Эпштейн, Барбара (28 июля 2008 г.), «Минское гетто» , Минское гетто 1941–1943 гг., Еврейское сопротивление и советский интернационализм , University of California Press, стр. 77–109, doi : 10.1525/california/9780520242425.003.0004 , ISBN 978-0-520-24242-5 , получено 31 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Музей. Мемориал Холокоста США (2010-). Документирование жизни и разрушений: источники Холокоста в контексте . Альтамира. ОСЛК 839307441
- ^ Baranova 2016 , p. 100.
- ^ Федеральный архив, изображение 101I-680-8285A-26 / Faupel / CC-BY-SA 3.0
- ^ Карсай, Э. (1985), «Депортация и управление в Венгрии», в книге « Холокост в Венгрии: сорок лет спустя» , изд. Рэндольф Л. Брэм и Бела Ваго, Нью-Йорк: Монографии по социальным наукам, стр. 139–46.
- ^ Jump up to: а б с Коул, Т. (1 марта 2009 г.). «Строительство и нарушение границ гетто: краткая история ограждения гетто в Корменде, Венгрия, 1944 год» . Исследования Холокоста и геноцида . 23 (1): 54–75. дои : 10.1093/hgs/dcp005 . ISSN 8756-6583 .
- ^ Jump up to: а б «Холокост в Венгрии: часто задаваемые вопросы — Мемориальный музей Холокоста в США» . www.ushmm.org . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Ваги, Золтан (2013). Холокост в Венгрии – эволюция геноцида . АльтаМира Пресс. ISBN 978-0-7591-2198-0 . OCLC 892850946 .
- ^ Jump up to: а б с Музей. Мемориал Холокоста США (2010 г.). Документирование жизни и разрушений: источники Холокоста в контексте . Альтамира. OCLC 839307441 .
- ↑ Отчет Дьёрдя Оттлика Министерству иностранных дел, 10 октября 1942 г., HNA, серия K 64, выпуск 96, позиция 41, файл 437/1942.1
- ^ Jump up to: а б Меморандум Хорти Стохаю, июнь 1944 г., в Миклоше Синай и Ласло Шуче, ред., Секретные документы Миклоша Хорти (Будапешт: Кошут, 1962), 450–54.
- ^ Сандерс, Пол (3 ноября 2015 г.). «Странный мистер Кастнер» – этика лидерства в Венгрии времен Холокоста в свете серых зон и грязных рук» . Лидерство . 12 (1): 4–33. дои : 10.1177/1742715015614878 . ISSN 1742-7150 .
- ^ Jump up to: а б Сандерс, Пол (3 ноября 2015 г.). «Странный мистер Кастнер» - этика лидерства в Венгрии времен Холокоста в свете серых зон и грязных рук». Лидерство . 12 (1): 4. дои : 10.1177/1742715015614878. ISSN 1742-7150.
- ^ См. конфиденциальный приказ Министерства внутренних дел 6163/1944 (7 апреля 1944 г.) и приказ Министерства внутренних дел 1600/1944 (28 апреля 1944 г.) в Обвинительном заключении против нацизма: Dokumentumok a a Magyarországi jedúlözés torténetéhéd , ed. Илона Беношофски и Элек Карсай (Будапешт: Публикация Национального представительства венгерских евреев, 1958), 1: 124–27, 244–50.
- ^ Прекрасно, Майя Дж. (11 октября 2016 г.). «Журнал Холокоста Миксы Феньё » Венгерские культурные исследования . 9 : 60–71. дои : 10.5195/AHEA.2016.230 . hdl : 10831/66120 . ISSN 2471-965X .
- ↑ Прекрасно, Майя Дж. (11 октября 2016 г.). «Журнал Холокоста Миксы Феньё» Венгерские культурные исследования . 9:64 . дои :10.5195/AHEA.2016.230. ISSN 2471-965Х.
- ↑ Прекрасно, Майя Дж. (11 октября 2016 г.). «Журнал Холокоста Миксы Феньё» Венгерские культурные исследования . 9:66 . дои :10.5195/AHEA.2016.230. ISSN 2471-965Х.
- ^ Путеводитель по видеосвидетельствам о Холокосте в библиотеке Йельского университета, Видеоархив свидетельств о Холокосте Фортуноффа: т. 1 . 1 октября 1990 года.
- ^ Стир, Орен Барух (1966-). (2009). Памяти: культурное посредничество во время Холокоста . Издательство Массачусетского университета. ISBN 978-1-55849-408-4 . OCLC 1066106617 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Коул, Тим (июнь 2005 г.). «Более активное внесение «свидетелей» в историю Холокоста: участие «неевреев» в геттоизации, Венгрия, 1944 год» . Исследования Холокоста . 11 (1): 55–74. дои : 10.1080/17504902.2005.11087139 . ISSN 1750-4902 . S2CID 142829111 .
- ^ «degob.org» . degob.org . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Протокол 123 с сайта http://degob.org/index.php?showarticle=2025#_edn4.
- ^ Jump up to: а б Хутцельманн 2018 , с. 31.
- ^ Хуцельманн 2016 , с. 175.
- ^ Хуцельманн 2016 , с. 170.
- ^ Хуцельманн 2018 , стр. 30–31.
- ^ Хуцельманн 2018 , с. 23.
- ^ Хуцельманн 2016 , с. 176.
- ^ Хуцельманн 2018 , с. 39.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б Райчан, Вадкерти и Главинка 2018 , с. 847.
- ^ Уорд 2013 , с. 232.
- ^ Нижнянский 2011 , с. 116.
- ^ Хуцельманн 2018 , с. 34.
Источники
[ редактировать ]- Баранова, Ольга (2016). «Коллаборационисты, свидетели или спасатели? Роль местных жителей в Холокосте в оккупированной нацистами Беларуси». Холокост и европейские общества: социальные процессы и социальная динамика . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 89–103. ISBN 978-1-137-56984-4 .
- Фриче, Питер (2008). «Холокост и знание об убийстве». Журнал современной истории . 80 (3): 594–613. дои : 10.1086/589592 . S2CID 145269269 .
- Герлах, Кристиан (2016). Уничтожение европейских евреев . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-70689-6 .
- Хутцельманн, Барбара (2016). «Словацкое общество и евреи: взгляды и модели поведения». В Баджоре, Фрэнк; Лёв, Андреа (ред.). Холокост и европейские общества: социальные процессы и социальная динамика . Лондон: Спрингер. стр. 167–185. ISBN 978-1-137-56984-4 .
- Хутцельманн, Барбара (2018). «Введение: Словакия» [Введение: Словакия]. В Хюцельманне, Барбара; Хаусляйтнер, Мариана; Хазан, Сузана (ред.). Словакия, Румыния и Болгария [ Словакия, Румыния и Болгария ]. Преследование и убийство европейских евреев нацистской Германией 1933–1945 гг. (на немецком языке). Том 13. Мюнхен: Де Грюйтер . стр. 18–45. ISBN 978-3-11-049520-1 .
- Лонгерих, Питер (2010). Холокост: нацистское преследование и убийство евреев . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-280436-5 .
- Нижнянский, Эдуард (2011). «Дискуссии нацистской Германии по поводу депортации евреев в 1942 году – примеры Словакии, Румынии и Венгрии» (PDF) . Исторический час . 59 (Приложение): 111–136. ISSN 0018-2575 .
- Раджчан, Ванда; Вадкерти, Мэдлин; Главинка, Ян (2018). "Словакия". В Мегарджи, Джеффри П .; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Лагеря и гетто европейских режимов, связанных с нацистской Германией . Энциклопедия лагерей и гетто. Том. 3. Блумингтон: Мемориальный музей Холокоста США . стр. 842–852. ISBN 978-0-253-02373-5 .
- Уорд, Джеймс Мейс (2013). Священник, политик, сотрудник: Юзеф Тисо и создание фашистской Словакии . Итака: Издательство Корнельского университета . ISBN 978-0-8014-6812-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баджор, Фрэнк; Пол, Дитер (2006). Холокост как секрет Полишинеля: немцы, нацистское руководство и союзники [ Холокост как секрет Полишинеля: немцы, нацистское руководство и союзники ] (на немецком языке). Бек. ISBN 978-3-406-54978-6 .
- Банкир, Дэвид (1996). Немцы и окончательное решение: общественное мнение при нацизме . Уайли. ISBN 978-0-631-20100-7 .
- Бауэр, Иегуда (1994). Евреи на продажу?: Нацистско-еврейские переговоры, 1933-1945 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06852-8 .
- Конфино, Алон (2014). Мир без евреев: нацистское воображение от преследований до геноцида . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-19046-5 .
- Геллатели, Роберт (2001). Поддержка Гитлера: согласие и принуждение в нацистской Германии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-160452-2 .
- Гордон, Сара Энн (1984). Гитлер, немцы и «еврейский вопрос» . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-10162-0 .
- Херф, Джеффри (2006). Еврейский враг: нацистская пропаганда во время Второй мировой войны и Холокоста . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674038-59-2 .
- Джерсак, Тобиас (2008) [2004]. «Решения об убийстве и лжи: Немецкое военное общество и Холокост». Немецкое общество военного времени 1939-1945: политизация, дезинтеграция и борьба за выживание . Германия и Вторая мировая война . Том. IX/I. Кларендон Пресс. стр. 287–370. ISBN 978-0-19-160860-5 .
- Каплан, Мэрион А. (1999). Между достоинством и отчаянием: еврейская жизнь в нацистской Германии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513092-8 .
- Кершоу, Ян (2008). Гитлер, немцы и окончательное решение . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-14823-7 .
- Кунц, Клаудия (2003). Нацистская совесть . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01172-4 .
- Лонгерих, Питер (2009). «Мы об этом не знали!»: Немцы и преследования евреев 1933–1945] на ( немецком языке). Издательство Поселенца. ISBN 978-3-641-02398-0 .
- Найтцель, Зонке ; Вельцер, Харальд (2012). Солдаты: немецкие военнопленные о боях, убийствах и смерти . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-95815-0 .
- Ван дер Бум, Барт. «Резервация Освенцима»: голландские жертвы и свидетели и их знания о Холокосте». Исследования Холокоста и геноцида (2017) 31 (3) 385-407.