Дом Мудрости
Дом Мудрости | |
---|---|
بَيْت الْحِكْمَةДом Мудрости | |
Расположение | Багдад , Аббасидский халифат (ныне Ирак) |
Тип | Библиотека |
Учредил | в. 8 век н.э. |
Растворенный | 1258 г. ( монгольское завоевание ) |
Дом Мудрости ( араб . بَيْت الْحِكْمَة Байт аль-Хикмах ), также известный как Великая библиотека Багдада , считался крупной общественной академией и интеллектуальным центром эпохи Аббасидов в Багдаде . Популярно, что во время Золотого века ислама она действовала как одна из крупнейших публичных библиотек в мире . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] и была основана либо как библиотека для коллекций пятого аббасидского халифа Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ) в конце 8 века, либо как частная коллекция второго аббасидского халифа аль-Мансура ( годы правления 754–775 ). ) для размещения редких книг и коллекций на арабском языке. Во время правления седьмого халифа Аббасидов аль-Мамуна ( годы правления 813–833 гг. н.э. ) он был превращен в публичную академию и библиотеку. [ 1 ] [ 4 ]
Окончательно он был разрушен в 1258 году во время осады Багдада монголами . [ 4 ] Первоисточники, лежащие в основе повествования о Доме Мудрости, датируются периодом с конца восьми по тринадцатый век и, что наиболее важно, включают ссылки в « Ибн ан-Надима (ум. 995) Аль-Фихристе» . [ 5 ]
Совсем недавно рассказ о Доме Мудрости Аббасидов, выступающем в качестве крупного интеллектуального центра, университета и игравшего значительную роль в переводческом движении, был воспринят некоторыми историками как миф, первоначально созданный в течение девятнадцатого и начала XIX в. двадцатого века востоковедами и через их работы распространялся в научных и национально-ориентированных работах до более поздних повторных исследований доказательств. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Фон
[ редактировать ]Греко-арабское переводческое движение
[ редактировать ]Дом Мудрости существовал как часть крупного Движения Переводчиков, имевшего место в эпоху Аббасидов, переводя произведения с греческого и сирийского на арабский язык , но маловероятно, что Дом Мудрости существовал как единственный центр такой работы, как основной перевод. усилия возникли в Каире и Дамаске даже раньше, чем предполагалось создание Дома Мудрости. [ 9 ] Это переводческое движение придало импульс большому количеству оригинальных исследований, проводимых в мусульманском мире, которые имели доступ к текстам из греческих, персидских и индийских источников. Рост передовых исследований в области математики, астрономии, философии и медицины положил начало арабской науке и вызвал спрос на новые и обновленные переводы. [ 10 ]
Приток ученых
[ редактировать ]Создание Дома Мудрости стало возможным благодаря постоянному притоку арабских, персидских и других ученых исламского мира в Багдад благодаря положению города как столицы Аббасидского халифата. [ 11 ] Об этом свидетельствует большое количество ученых, которые, как известно, учились в Багдаде между 8 и 13 веками, такие как аль-Джахиз , аль-Кинди и аль-Газали среди других, каждый из которых внес бы свой вклад в активное академическое сообщество. в Багдаде, написав множество выдающихся работ, несмотря на существование формальной академии. [ 11 ] [ 9 ] Области, в которые внесли свой вклад ученые, связанные с Домом Мудрости, включают, помимо прочего, философию , математику , медицину , астрономию и оптику . [ 12 ] [ 11 ] Первоначальное название библиотеки, Хизанат аль-Хикма (буквально «Хранилище мудрости»), происходит от ее функции как места для хранения редких книг и поэзии, что было основной функцией Дома Мудрости до ее разрушения. [ 1 ] Внутри Дома Мудрости писатели, переводчики, авторы, ученые, писцы и другие люди ежедневно встречались для перевода, письма, бесед, чтения и диалога. [ 13 ] В этом доме были переведены многочисленные книги и документы, охватывающие различные научные концепции и философские темы, на разные языки. [ 14 ]
История
[ редактировать ]Истоки и создание
[ редактировать ]На протяжении IV-VII веков научная работа на арабском языке либо начиналась заново, либо продолжалась с эллинистического периода . Центры обучения и передачи классической мудрости включали такие колледжи, как школа Нисибиса , а затем школа Эдессы , а также знаменитая больница и медицинская академия Гондишапура ; библиотеки включали Александрийскую библиотеку и Императорскую библиотеку Константинополя ; и другие центры перевода и обучения действовали в Мерве , Салониках , Нишапуре и Ктесифоне , расположенных к югу от того, что позже стало Багдадом. [ 15 ] [ 16 ]
В Омейядов эпоху Муавия I начал собирать коллекцию книг в Дамаске. Затем он сформировал библиотеку, получившую название «Байт аль-Хикма». [ 17 ] Книги, написанные на греческом, латинском и персидском языках в области медицины, алхимии , физики, математики, астрологии и других дисциплин, также собирались и переводились мусульманскими учёными того времени. [ 18 ] Омейяды также переняли методы изготовления бумаги у китайцев и присоединились ко многим древним интеллектуальным центрам, находившимся под их властью, а также нанимали христианских и персидских ученых как для перевода произведений на арабский язык, так и для развития новых знаний. [ 19 ] [ 20 ] Это были фундаментальные элементы, которые непосредственно способствовали расцвету науки в арабском мире . [ 18 ]
В 750 году династия Аббасидов сменила Омейядов в качестве правящей династии Исламской империи, а в 762 году халиф аль-Мансур (годы правления 754–775) построил Багдад и сделал его своей столицей вместо Дамаска. Местоположение Багдада и космополитическое население сделали его идеальным местом для создания стабильного коммерческого и интеллектуального центра. [ 18 ] Династия Аббасидов имела сильный персидский уклон. [ 21 ] и перенял многие практики Сасанидской империи , в том числе перевод иностранных произведений, за исключением того, что теперь тексты переводились на арабский язык. С этой целью аль-Мансур основал дворцовую библиотеку по образцу Сасанидской императорской библиотеки и оказывал экономическую и политическую поддержку работавшим там интеллектуалам. [ 22 ] Он также пригласил делегации ученых из Индии и других мест поделиться своими знаниями по математике и астрономии с новым двором Аббасидов. [ 18 ]
В империи Аббасидов многие зарубежные произведения были переведены на арабский язык с греческого, китайского , санскрита , персидского и сирийского языков. Движение переводчиков получило большой размах во время правления халифа Харуна ар-Рашида , который, как и его предшественник, лично интересовался наукой и поэзией. Первоначально тексты касались главным образом медицины, математики и астрономии; но вскоре последовали и другие дисциплины, особенно философия. Библиотека Ар-Рашида, прямая предшественница Дома Мудрости, была также известна как Байт аль-Хикма или, как ее назвал историк аль-Кифти , Хизанат Кутуб аль-Хикма (по-арабски «Хранилище Книг Мудрости»). . [ 17 ]
Правление Аль-Мамуна
[ редактировать ]При поддержке халифа аль-Мамуна (годы правления 813–833) экономическая поддержка Дома Мудрости и науки в целом значительно возросла. Аль-Мамун под опекой своего отца, халифа Харуна ар-Рашида, выучил Коран слово в слово под руководством ведущего придворного религиозного учёного. Ошибки Аль-Мамуна были мгновенно исправлены. Среди мусульманских поэтов, учёных и писателей было обычной чертой запоминать оригинальные тексты для публичных лекций, которые обычно проводились в мечети. Эта практика, похоже, укоренилась в интеллектуальных способностях аль-Мамуна. [ 23 ]
Его любовь к науке была настолько велика, что говорили, что он предпочитал научные тексты военным трофеям. [ 2 ] Более того, само общество Аббасидов пришло к пониманию и оценке ценности знаний, а поддержка также исходила от купцов и военных. [ 18 ] Ученым и переводчикам было легко зарабатывать на жизнь, а академическая жизнь свидетельствовала о высоком статусе в обществе; научные знания считались настолько ценными, что книги и древние тексты иногда отдавались предпочтение военной добыче, а не богатству. [ 17 ] Действительно, был Альмагест Птолемея заявлен аль-Мамуном как условие мира после войны между Аббасидами и Восточной Римской империей . [ 24 ]
Дом Мудрости был гораздо большим, чем академический центр, изолированный от общества в целом. Его эксперты выполняли несколько функций в Багдаде. Ученые из Байт аль-Хикма обычно выполняли функции инженеров и архитекторов на крупных строительных проектах, вели точный официальный календарь и были государственными служащими. Они также часто были медиками и консультантами. [ 18 ]
Аль-Мамун лично участвовал в повседневной жизни Дома Мудрости, регулярно посещая его ученых и расспрашивая об их деятельности. Он также участвовал и выступал в качестве арбитра в академических дебатах. [ 18 ] Говорят, что одна из причин, по которой аль-Мамун любил стремление к знаниям, связана с мечтой, которая ему когда-то приснилась. Говорят, что во сне его посетил Аристотель , где они обсуждали, что хорошо. [ 25 ] Вдохновленный Аристотелем, аль-Мамун регулярно инициировал дискуссионные сессии и семинары среди экспертов по Каламу ; Калам - это искусство философских дебатов, которое аль-Мамун продолжил от своего персидского наставника Джафара. Во время таких дебатов ученые обсуждали свои фундаментальные исламские убеждения и доктрины в открытой, интеллектуальной атмосфере. [ 2 ] Он часто организовывал группы мудрецов из Байт аль-Хикма для участия в крупных исследовательских проектах для удовлетворения своего интеллектуального любопытства. Например, он поручил картографирование мира, подтверждение данных Альмагеста и вычисление реальных размеров Земли (см. раздел об основных видах деятельности Дома). Он также пропагандировал египтологию и лично участвовал в раскопках пирамид Гизы . [ 26 ] Аль-Мамун построил первые астрономические обсерватории в Багдаде, а также был первым правителем, который финансировал и контролировал ход крупных исследовательских проектов с участием групп ученых и ученых. Таким образом, он был первым правителем, который финансировал «большую науку». [ 27 ]
Следуя своим предшественникам, аль-Мамун отправлял экспедиции ученых из Дома Мудрости для сбора текстов из зарубежных стран. был отправлен один из директоров Палаты Фактически с этой целью в Константинополь . В это время Сахл ибн Харун, персидский поэт и астролог, был главным библиотекарем Байт аль-Хикмы. Хунайн ибн Исхак (809–873), арабский врач и ученый- несторианец христианский , был самым продуктивным переводчиком, написавшим для арабов 116 произведений. Как «шейх переводчиков» халиф поручил ему отвечать за переводческую работу. Хунайн ибн Исхак перевел всю коллекцию греческих медицинских книг, включая знаменитые произведения Галена и Гиппократа . [ 28 ] Сабиан Сабит ибн Курра (826–901) также перевел великие произведения Аполлония , Архимеда , Евклида и Птолемея. Переводы этой эпохи превосходили более ранние, поскольку новая научная традиция Аббасидов требовала все лучших и лучших переводов, и упор много раз делался на включение новых идей в переводимые древние произведения. [ 18 ] [ 29 ] Ко второй половине девятого века Байт аль-Хикма аль-Мамуна был величайшим хранилищем книг в мире и одним из величайших центров интеллектуальной деятельности в эпоху Средневековья , привлекая самых блестящих арабов и персов. умы. [ 17 ] Дом Мудрости в конечном итоге приобрел репутацию центра обучения, хотя университетов в их современном виде в то время еще не существовало — знания передавались напрямую от учителя к ученику без какой-либо институциональной среды. Мактабы вскоре начали развиваться в городе, начиная с 9 века, а в 11 веке Низам аль-Мульк основал Аль-Низамийю в Багдаде , одно из первых высших учебных заведений в Ираке.
Правление Аль-Мутаваккиля
[ редактировать ]Дом Мудрости процветал при преемниках аль-Мамуна аль-Мутасиме (годы правления 833–842) и его сыне аль-Ватике (годы правления 842–847), но значительно пришел в упадок во время правления аль-Мутаваккиля (годы правления 842–847). . 847–861). Хотя аль-Мамун, аль-Мутасим и аль-Ватик следовали секте Мутазили , которая поддерживала широту взглядов и научные исследования, аль-Мутаваккиль поддерживал более буквальное толкование Корана и хадисов . Халиф не интересовался наукой и отошел от рационализма, видя распространение греческой философии антиисламским. [ 30 ]
Разрушения монгольской армии
[ редактировать ]13 февраля 1258 года монголы вошли в город халифов, начав целую неделю грабежей и разрушений.
Вместе со всеми другими библиотеками Багдада Дом Мудрости был разрушен армией Хулагу во время осады Багдада . [ 31 ] Книги из багдадских библиотек были брошены в реку Тигр в таких количествах, что, как говорят, река почернела от чернил с их страниц. [ 32 ] Согласно хронике XVI века об осаде Кутб ад-Дина ан-Нахравали: «В реку Евфрат было брошено так много книг, что они образовали мост, который мог поддержать человека верхом на лошади». По словам историка Михала Бирана, эта цитата была литературным образцом, связанным с осадой Багдада и преувеличением монгольского варварства. [ 33 ] Насир ад-Дин ат-Туси спас около 400 000 рукописей, которые он вывез в Мараге перед осадой. [ 34 ]
Многие книги также были разорваны грабителями, чтобы из кожаных переплетов можно было сделать сандалии. [ 35 ]
Основная деятельность
[ редактировать ]Дом Мудрости включал в себя общество ученых и академиков, переводческий отдел и библиотеку, хранившую знания, приобретенные Аббасидами на протяжении веков. [ 18 ] Там же проводились исследования и изучение алхимии, которая позже была использована для формирования структуры современной химии. Кроме того, это также было связано с астрономическими наблюдениями и другими крупными экспериментальными начинаниями.
Академия, учрежденная аль-Мамуном, поощряла транскрипцию греческих философских и научных усилий. Кроме того, он импортировал в библиотеку рукописи важных текстов, которые были недоступны исламским странам из Византии.
Дом Мудрости был гораздо больше, чем просто библиотекой, и ученые и интеллектуалы создали огромное количество оригинальных научных и философских работ, связанных с ним (хотя многие из них были утеряны из-за разрушения библиотеки). Это позволило мусульманским ученым проверить астрономическую информацию, переданную от ученых прошлого. [ 2 ]
Переводы из Греции, Индии и Персии
[ редактировать ]Движение переводчиков просуществовало два столетия и стало важным фактором, способствовавшим росту научных знаний в золотой век арабской науки. Идеи и мудрость других культур по всему миру, Греции, Индии и Персии были переведены на арабский язык, способствуя дальнейшему развитию Исламской империи. Важной целью в то время было создание всеобъемлющей библиотеки, содержащей все знания, полученные в ходе этого движения. Достижения были достигнуты в таких областях, как математика, физика, астрономия, медицина, химия, философия и инженерия. Влиятельные достижения перевода открыли ученым империи безграничный объем ранних знаний о Древнем Ближнем Востоке и греческих традициях, положив начало рождению первичной науки за пределами философии и науки. Взаимодействие между искусством и наукой сортирует и расширяет сферы интеллекта и способствует развитию новых методов понимания. Это было достигнуто посредством академических знаний и творческих репетиций. [ 36 ] Дом Мудрости был известен как место для научного роста и вклада, который в то время внес большой вклад в Движение переводчиков. [ 37 ]
Движение переводчиков зародилось в этом Доме мудрости и продолжалось более двух столетий. За полтора столетия в Доме Мудрости в первую очередь сирийские христианские ученые Ближнего Востока и Востока перевели все научные и философские греческие тексты на арабский язык. [ 38 ] [ 39 ] Переводческое движение в Доме Мудрости началось с перевода «Тем» Аристотеля . Ко времени аль-Мамуна переводчики вышли за рамки греческих астрологических текстов, и греческие произведения уже находились в своих третьих переводах. [ 1 ] Среди авторов перевода: Пифагор , Платон , Аристотель , Гиппократ , Евклид , Плотин , Гален , Сушрута , Чарака , Арьябхата и Брахмагупта . Во время этого движения было переведено множество важных текстов, в том числе книга о составе лекарственных препаратов, книга об этом смешивании и свойствах простых лекарств, а также книга по медицинским вопросам Педания Диоскорида . Эти и многие другие переводы способствовали развитию медицины, сельского хозяйства, финансов и техники.
Более того, новые открытия побудили пересмотреть переводы и комментарии, исправив или дополнив работы древних авторов. [ 18 ] В большинстве случаев имена и терминология были изменены; Ярким примером этого является название «Альмагеста» Птолемея , которое представляет собой арабскую модификацию оригинального названия произведения: Megale Syntaxis . [ 18 ]
Оригинальные вклады
[ редактировать ]Помимо переводов более ранних работ и комментариев к ним, ученые Байт аль-Хикма провели важные оригинальные исследования. Например, известный математик аль-Хорезми работал в Доме мудрости аль-Мамуна и известен своим вкладом в развитие алгебры.
Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди [ 40 ] был также еще одной исторической фигурой, работавшей в Доме Мудрости. Он изучал криптоанализ, но также был великим математиком. Аль-Кинди наиболее известен как первый человек, представивший арабскому народу философию Аристотеля. Он объединил философию Аристотеля с исламской теологией, что создало интеллектуальную платформу для дискуссий философов и богословов на протяжении более 400 лет. Другим экспертом по Аристотелю был Абу Усман аль-Джахих , который родился в Басре около 776 года, но провел большую часть своей жизни в Багдаде. Аль-Мамун нанял аль-Джахиха в качестве личного наставника для своих детей, но ему пришлось уволить его, потому что аль-Джахих был «пучеглазым», то есть у него были широко раскрытые глаза, из-за которых на него было страшно смотреть. Аль-Джахих был одним из немногих мусульманских ученых, глубоко интересовавшихся биологией. Он написал «Книгу животных», в которой обсуждается, как животные приспосабливаются к окружающей среде, подобно « Истории животных» Аристотеля . [ 41 ] В своей книге аль-Джахих утверждал, что такие животные, как собаки, лисы и волки, должно быть, произошли от общего предка, поскольку у них были схожие характеристики и особенности, такие как четыре ноги, мех, хвост и так далее.
Муса ибн Шакир был астрологом и другом сына халифа Харуна ар-Рашида, аль-Мамуна. Его сыновья, известные под общим названием Бану Муса (Сыновья Моисея), также внесли свой вклад своими обширными познаниями в математике и астрологии. Когда их отец умер, аль-Мамун стал их опекуном. Между 813 и 833 годами три брата преуспели в своих работах в области науки, техники и меценатства. [ 42 ] Абу Джафар, Мухаммад ибн Муса ибн Шакир (до 803 г. - февраль 873 г.), Абу аль-Касим, Ахмад ибн Муса ибн Шакир (ум. 9 век) и аль-Хасан ибн Муса ибн Шакир (ум. 9 век) широко известны их «Книга гениальных устройств» , в которой описано около сотни устройств и способы их использования. Среди них был «Инструмент, который играет сам по себе», самый ранний пример программируемой машины. [ 43 ] [ нужна ссылка ] а также «Книга по измерению плоских и сферических фигур» . Мохаммад Муса и его братья Ахмад и Хасан внесли свой вклад в астрономические обсерватории Багдада под руководством аббасидского халифа аль-Мамуна, в дополнение к исследованиям Дома мудрости. [ 44 ] Проявив большой потенциал, братья были зачислены в библиотеку и центр переводов Дома мудрости в Багдаде. Они начали переводить древнегреческий язык на арабский после того, как быстро освоили язык, а также заплатили большие суммы за получение рукописей из Византийской империи для перевода. [ 45 ] Они также внесли много оригинального вклада в астрономию и физику. Мохаммад Муса , возможно, был первым человеком в истории, который указал на универсальность законов физики. [ 2 ] В 10 веке Ибн аль-Хайсам (Альхазен) провел несколько физических экспериментов, в основном в оптике, достижения, которые отмечаются и сегодня. [ 46 ]
В медицине Хунайн написал важный трактат по офтальмологии. Другие ученые также писали об оспе, инфекциях и хирургии. Обратите внимание, что эти работы позже станут стандартными учебниками медицины в эпоху европейского Возрождения. [ 47 ]
Под руководством аль-Мамуна наука впервые увидела широкомасштабные исследовательские проекты с участием больших групп ученых. Чтобы проверить наблюдения Птолемея, халиф приказал построить в Багдаде первую астрономическую обсерваторию (см. раздел «Обсерватории» ниже). Данные, предоставленные Птолемеем, были тщательно проверены и проверены группой высококвалифицированных географов, математиков и астрономов. [ 18 ] Аль-Мамун также организовал исследование окружности Земли и заказал географический проект, в результате которого была создана одна из самых подробных карт мира того времени. Некоторые считают эти усилия первыми примерами крупных исследовательских проектов, финансируемых государством. [ 48 ]
Астрономические обсерватории
[ редактировать ]Создание первой астрономической обсерватории в исламском мире было заказано халифом аль-Мамуном в 828 году в Багдаде. Руководили строительством учёные Дома Мудрости: старший астроном Яхья ибн Аби Мансур и младший Санад ибн Али аль-Аляхуди. [ 49 ] Она располагалась в аль-Шаммасийе и называлась обсерваторией Маумтахан. После первого раунда наблюдений Солнца, Луны и планет была построена вторая обсерватория на горе Касьюн , недалеко от Дамаска. Результаты этих усилий были обобщены в работе, известной как аз-Зидж аль-Мумтахан, что переводится как «Проверенные таблицы». [ 48 ] [ 50 ]
Теория спора Дмитрия Гутаса
[ редактировать ]Йельского университета Арабист Дмитрий Гутас оспаривает существование Дома Мудрости, а также его форму и функции. В своей книге 1998 года он утверждает, что «Дом мудрости» — это ошибка перевода слова «Хизанат аль-Хикма» , которое, как он утверждает, просто означает «хранилище», и что есть несколько источников эпохи Аббасидов, в которых упоминается Дом мудрости. имя Байт аль-Хикма. [ 1 ] Гутас утверждает, что без последовательных соглашений об именах, физических руин или подтверждающих текстов фраза «Дом мудрости» с таким же успехом могла быть метафорой более широкого академического сообщества в Багдаде, а не физической академии, специализирующейся на переводческой работе. [ 1 ] Гутас упоминает, что во всех греко-арабских переводах ни один из них не упоминает Дом Мудрости, включая известного Хунайна ибн Исхака. [ 51 ] Также нет никаких доказательств того, что султан когда-либо проводил открытые дебаты среди ученых в библиотеке, поскольку это было бы неприемлемо в обществе. [ 1 ] Эта теория является спорной из-за разрушения Круглого города Багдада и противоречивых источников как в академических текстах, так и в поэзии. [ 52 ] [ 4 ] Вполне вероятно, что, учитывая покровительство аббасидских халифов искусству и науке, в Багдаде существовала обширная библиотека и что ученые могли иметь доступ к таким текстам, судя по объему работ, выполненных учеными, сосредоточенными в Багдаде. [ 4 ] Существует большая вероятность того, что библиотека использовалась только для сохранения истории Сасанидской династии, а переводы, которые там делались, были сделаны только для достижения этой цели. [ 53 ] Когда к власти пришли Аббасиды, они, скорее всего, продолжили эту традицию с дополнительной целью заниматься как астрологией, так и астрономией. [ 1 ]
Известные интеллектуалы
[ редактировать ]Это список известных людей, связанных с Домом Мудрости. [ 11 ]
- Абу Машар аль-Балхи (786–886) — ведущий персидский астролог при дворе Аббасидов , переведший труды Аристотеля.
- Аверроэс (1126–1198) — родился в исламской Иберии (современная Испания ). Он был мусульманским философом, прославившимся своими комментариями к Аристотелю.
- Авиценна (980–1037) — персидский философ и врач, известный автором «Канона медицины» , преобладающего медицинского текста в исламском мире и Европе до 19 века. [ 9 ]
- Аль-Газали (1058–1111) — персидский богослов, автор книги «Непоследовательность философов» , бросившей вызов философам, сторонникам аристотелизма.
- Мухаммад аль-Идриси (1099–1169) - арабский географ, работавший при Роджере II Сицилийском и внесший вклад в составление Карты мира .
- Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (ум. 850) — персидский эрудит , глава Дома Мудрости, основатель алгебры, в его честь было названо слово «алгоритм».
- Аль-Кинди (ум. 873) - считается одним из первых арабских философов, он объединил идеологию Аристотеля и Платона.
- Маслама аль-Маджрити (950–1007) — арабский математик и астроном, переводивший греческие тексты.
- Хунайн ибн Исхак (809–873) — арабский ( христианский несторианский ) ученый и философ, который был назначен руководителем Дома Мудрости. За свою жизнь он перевел более 116 произведений многих наиболее выдающихся ученых в истории.
- Братья Бану Муса — выдающиеся инженеры и математики персидского происхождения .
- Сахл ибн Харун (ум. 830) - философ и эрудит.
- Аль-Хаджадж ибн Юсуф ибн Матар (786–833) — сабийский математик и переводчик, известный своими переводами . произведений Евклида
- Сабит ибн Курра (826–901) — сабийский математик, астроном и переводчик, реформировавший систему Птолемея . Считается отцом-основателем статики . [ 54 ]
- Юсуф аль-Хури (ум. 912) — математик и астроном, нанятый переводчиком братьями Муса . Бану
- Куста ибн Лука (820–912) — математик и врач, переводивший греческие тексты на арабский язык.
- Абу Бишр Матта ибн Юнус (870–940) — христианский врач, ученый и переводчик.
- Яхья ибн аль-Батрик (796–806) — ассирийский христианский астроном и переводчик.
- Яхья ибн Ади (893–974) - сирийский якобитский христианский философ, теолог и переводчик.
- Синд ибн Али (ум. 864) - астроном, переведший и переработавший Зидж аль-Синдхинд.
- Аль-Джахиз (781–861) - писатель и биолог, известный благодаря Китаб аль-Хаявану и многочисленным литературным произведениям.
- Исмаил аль-Джазари (1136–1206) — физик и инженер, наиболее известный своей работой по написанию «Книги знаний об изобретательных механических устройствах» в 1206 году.
- Омар Хайям (1048–1131) — персидский поэт, математик и астроном, наиболее известный своим решением кубических уравнений.
Другие «Дома мудрости»
[ редактировать ]Важным вкладом Дома мудрости в Багдаде является влияние, которое он оказал на другие библиотеки исламского мира. Благодаря своим образовательным и исследовательским компонентам оно было признано фактором, связавшим множество разных людей и империй. Дом мудрости пользовался признанием и уважением на протяжении всей исламской истории и был образцом для многих библиотек во время и после своего функционирования. В течение и после этого времени появилось большое количество библиотек, и было очевидно, что эти библиотеки базировались на Доме Мудрости в Багдаде. Эти библиотеки намеревались воспроизвести полезные и полезные характеристики, известные во всем мире благодаря Дому Мудрости. [ 55 ]
Некоторые другие места также называются Домом мудрости , и их не следует путать с багдадским Байт аль-Хикма:
- В Каире , Дар аль-Хикма «Дом мудрости», было еще одним названием Дома знаний , основанного фатимидским халифом в аль-Хакимом би-Амр Аллахом 1004 году. [ 2 ] В этот Дом Знаний входила библиотека с настолько обширной коллекцией, что ее называли «Чудом Света». Начало основанию Каирского Дома Мудрости положил Фатимид аль-Азиз Биллах, который был любителем книг и собрал их огромное количество. Он был полон решимости собрать все книги, написанные или переведенные в Багдадском Доме Мудрости. Фактический основатель аль-Хаким би-Амр Аллах собрал группу ученых для работы в библиотеке, создавая книги и внося свой вклад в научные знания, приобретенные в этом месте. Он предоставил большое количество расходных материалов, таких как чернила, бумага и все остальное, что могло понадобиться ученым для внесения своего вклада. [ 55 ]
- Раккаде Амиром Дом мудрости Аглабидов, основанный в Ибрагимом ибн Мохаммадом аль-Аглаби. Ибрагима увлекало приобретение знаний, и он знал, какие положительные качества образование, ученость и инновационные идеи приносят обществам по всему миру. Здесь было найдено множество научных рукописей, научных журналов и книг с намерением создать библиотеку с репутацией, равной Багдадскому Дому Мудрости. Группа ученых ежегодно отправлялась в Багдад, чтобы забрать важные литературные произведения и другие произведения и вернуть их в библиотеку, что помогло внести свой вклад в уникальные и редкие материалы, найденные в Доме мудрости Аглабидов. [ 55 ]
- Андалузский Дом Мудрости, основанный в Андалусии халифом Омейядов аль-Хакамом аль-Мустансиром, который был известен как выдающийся ученый благодаря своим знаниям во многих различных научных категориях. Он собрал одну из крупнейших коллекций рукописей, сочинений и книг, состоящую из множества жанров и научных категорий. Андалузский Дом Мудрости был построен на основе Багдадского Дома Мудрости и использовался для хранения огромного количества знаний, полученных аль-Мустансиром. В этот период росли и процветали научные разработки, искусство, архитектура и многое другое. [ 55 ]
- В Багдаде есть исследовательский институт под названием Байт аль-Хикма, в честь исследовательского центра эпохи Аббасидов. В состав комплекса входит медресе 13 века ( 33 ° 20'32 "N 44 ° 23'01" E / 33,3423 ° N 44,3836 ° E ), это не то же самое здание, что и средневековый Байт аль-Хикма . Он был поврежден во время вторжения в Ирак в 2003 году .
- Бейт аль-Хикма (Дом Мудрости), Тунис , Тунис , основан в 1983 году.
- Главная библиотека Университета Хамдарда в Карачи , Пакистан, называется «Бейт аль-Хикма» .
- La Maison de Sagesse (Дом Мудрости), международная неправительственная организация, базирующаяся во Франции. [ 56 ] [ 57 ]
- Дом мудрости, Дар Аль-Хекма С , Тегеран , Иран , основанный в 2017 году Алирезой Мохаммади.
- Дом мудрости, Фес , Марокко , основанный в 2018 году кардиналом Барбарином и Халом Торабулли. [ 58 ] [ 59 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дмитрий Гутас (1998). Греческая мысль, арабская культура: греко-арабское переводческое движение в Багдаде и раннее общество Аббасидов (2–4/8–10 века) . Психология Пресс. стр. 53–60. ISBN 978-0415061322 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джим Аль-Халили (2011). «5: Дом мудрости» . Дом мудрости: как арабская наука спасла древние знания и подарила нам эпоху Возрождения . Издательская группа «Пингвин». п. 53. ИСБН 978-1101476239 .
- ^ Чандио, Абдул Рахим (январь 2021 г.). «Дом мудрости (Бейт аль-Хикма): Знак славного периода халифата Аббасидов и развития науки» . Международный журнал инженерных и информационных систем . ISSN 2643-640X . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брентьес, Соня ; Моррисон, Роберт Г. (2010). «Науки в исламских обществах». Новая Кембриджская история ислама . Том. 4. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 569. ISBN 978-0521838245 .
- ^ Ихсаноглу, Экмеледдин (2023). Дом мудрости Аббасидов: между мифом и реальностью . Лондон, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. стр. 9, 25. ISBN 978-1-032-34745-5 .
- ^ Ихсаноглу, Экмеледдин (2023). Дом мудрости Аббасидов: между мифом и реальностью . Лондон, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-032-34745-5 .
- ^ Халеб, Дана (2023). «Экмеледдин Ихсаноглу, Дом мудрости Аббасидов» . Альмагест . 14 (1): 210–214. дои : 10.1484/J.ALMAGEST.5.134615 . ISSN 1792-2593 .
- ^ Ханнэм, Джеймс (2023). Глобус: как Земля стала круглой . Лондон: Книги о реакциях. п. 182. ИСБН 978-1-78914-758-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Порманн, Питер Э.; Сэвидж-Смит, Эмили (2007). Средневековая исламская медицина . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. стр. 20–29. ISBN 978-1589011601 . OCLC 71581787 .
- ^ Лайонс, Джонатан (2008). Дом Мудрости . п. 64. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Перейти обратно: а б с д Лайонс, Джонатан (2009). Дом мудрости: как арабы изменили западную цивилизацию . Нью-Йорк: Блумсбери Пресс. ISBN 9781596914599 .
- ^ Аль-Халили 2011, с. 88
- ^ Алжирани, Адель Абдул-Азиз; Мохади, Маулуд (11 сентября 2017 г.). «Дом мудрости (Байт аль-Хикма) и его цивилизационное влияние на исламские библиотеки: историческая перспектива» . Средиземноморский журнал социальных наук . 8 (5): 179–187. дои : 10.1515/mjss-2017-0036 . S2CID 55170291 . Архивировано из оригинала 16 июля 2022 года . Получено 16 июля 2022 г. - через CORE .
- ^ «Дом мудрости: интеллектуальная электростанция Багдада» . 1001 изобретение . 22 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 4 декабря 2021 года . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Касер, Карл Балканы и Ближний Восток: введение в общую историю. Архивировано 28 ноября 2015 г. в Wayback Machine, стр. 135.
- ^ Язбердыев, д-р Алмаз Библиотеки древнего Мерва. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine. Доктор Язбердыев — директор библиотеки Академии наук Туркменистана, Ашхабад.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аль-Халили 2011, стр. 67–78
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Лион, 2008 г., стр. 55–77.
- ^ Мери, Йозеф В. и Джере Л. Бахарах. «Средневековая исламская цивилизация». Том. 1 Индекс А–К . 2006, с. 304.
- ^ Браг, Реми (2009). Легенда средневековья: философские исследования средневекового христианства, иудаизма и ислама . Издательство Чикагского университета. п. 164. ИСБН 9780226070803 .
Среди переводчиков девятого века также не было мусульман. Почти все они были христианами различных восточных конфессий: якобиты, мельхиты и, прежде всего, несториане.
- ^ «Вит. Багдад» . Архивировано из оригинала 7 января 2010 года . Проверено 22 декабря 2006 г.
- ^ Мохади, Маулуд (февраль 2019 г.). «Дом мудрости (Байт аль-Хикма), образовательное учреждение во времена династии Аббасидов. Историческая перспектива» . Пертаника Журнал социальных и гуманитарных наук . 27 (2): 1297–1313.
- ^ Лайонс, Джонатан (2008). Дом Мудрости . п. 65.
- ^ Джозеф А. Анджело (2014). Энциклопедия космоса и астрономии . Издательство информационной базы. п. 78. ИСБН 978-1438110189 .
- ^ Брентьес, Соня; Моррисон, Роберт Г. (1 января 2000 г.). «Науки в исламских обществах (750–1800)» . В Ирвине, Роберт (ред.). Новая Кембриджская история ислама (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 564–639. дои : 10.1017/chol9780521838245.024 . ISBN 978-1139056144 . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Аль-Халили 2011, с. 64
- ^ Аль-Халили 2011, с. 58
- ^ Искандар, Альберт З. (2008). «Хунайн ибн Исхак». В Селин, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . стр. 1081–1083. дои : 10.1007/978-1-4020-4425-0_9796 . ISBN 978-1402045592 .
- ^ Джинджериш, Оуэн (апрель 1986 г.). «Исламская астрономия». 4 . 254 : 74–83.
- ^ Аль-Халили 2011, с. 135
- ^ Аль-Халили 2011, с. 233
- ^ «Нашествие монголов и разрушение Багдада» . Утерянная исламская история . Архивировано из оригинала 14 августа 2016 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ Михал Биран, «Библиотеки, книги и передача знаний в Ильханиде Багдаде», Журнал экономической и социальной истории Востока 62, 2-3 (2019): 470-471.
- ^ Салиба 2007, с. 243
- ^ Мюррей, Стюарт (2019). Библиотека: иллюстрированная история . Skyhorse Publishing Company, Inc., стр. 33–43. ISBN 978-1628733228 .
- ^ Сьюзи, Эльхафез (14 июля 2017 г.). «Дом мудрости: междисциплинарность в арабо-исламской империи» . Академическая платформа . Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 года . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ Аль-Халили 2011, стр. 107–133
- ^ Розенталь, Франц Классическое наследие в исламе. Издательство Калифорнийского университета, Беркли и Лос-Анджелес, 1975, с. 6 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Адамсон, Лондон Средневековые мыслители Петра Великого: Издательство Оксфордского университета Аль-Кинди, Нью-Йорк, 2007, с. 6. Лондон [ ISBN отсутствует ] Питер Адамсон — преподаватель поздней античной философии в Королевском колледже.
- ^ Аль-Халили 2011, с. 88
- ^ Аль-Джахиз, Китаб аль-Хайван , том. 4 (Аль-Матбаа аль-Хамидия аль-Мисрия, Каир, 1909), с. 23
- ^ Низамоглу, Джем (10 августа 2007 г.). «Механика Бану Муса в свете современных систем и техники управления» . Мусульманское наследие.com (обзор книги). Манчестер, Великобритания: Фонд науки, технологий и цивилизации. Архивировано из оригинала 25 апреля 2018 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Кетсер 2001
- ^ Хосеп Касуллерас (2007). «Бану Муса» . В Вирджинии Тримбл; Томас Р. Уильямс; Кэтрин Брейчер; Ричард Джаррелл; Джордан Д. Марше; Ф. Джамиль Рагеп (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Springer Science & Business Media. стр. 92–93. ISBN 978-0387304007 .
- ^ Эхсан Масуд (2009). Наука и ислам: история . Иконка Букс Лимитед. стр. 161–163. ISBN 978-1848311602 .
- ^ Аль-Халили 2011, стр. 152–171
- ^ Мур 2011
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Халили 2011, стр. 79–92
- ^ Хоккей 2007, с. 1249
- ^ Заимече 2002, с. 2
- ^ Гутас, Дмитрий (1998). Греческая мысль, арабская культура: греко-арабское переводческое движение в Багдаде и раннее общество Аббасаидов (2-4/5-10 вв.) (арабская мысль и культура) . п. 59.
- ^ Лайонс, Джонатан (2014). «Бейт аль-Хикма». В Калине, Ибрагим (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Хайреттин Ючесой (2009). «Перевод как самосознание: древние науки, допотопная мудрость и движение переводов Аббасидов» . Журнал всемирной истории . 20 (4): 523–557. дои : 10.1353/jwh.0.0084 . ISSN 1527-8050 . S2CID 145580480 .
- ^ Холм, Аудун (2010). Геометрия: наше культурное наследие (2-е изд.). Берлин: Шпрингер. ISBN 9783642144417 . OCLC 676701072 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Алжирани, Адель Абдул-Азиз; Мохади, Маулуд (1 сентября 2017 г.). «Дом мудрости (Байт аль-Хикма) и его цивилизационное влияние на исламские библиотеки: историческая перспектива» . Средиземноморский журнал социальных наук . 8 (5): 179–187. дои : 10.1515/mjss-2017-0036 . ISSN 2039-2117 .
- ^ «La Maison de Sagesse» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2016 года.
- ^ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕМИЯ ПАМЯТИ ДЕМОКРАТИИ И МИРА 2016: Дом мудрости в шорт-листе | Le Mauricien» . www.lemauricien.com (на французском языке). 12 апреля 2016. Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ УТРО, ВКЛ (17 февраля 2018 г.). «Le Matin – Новые Шелковые пути, призыв к Конвивенсии» . Утро . Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ «Потомитан-Самарканд: Международный институт исследований Центральной Азии (МИЦАИ) и MDS Фес-Гранада, исторический знак конвивенсии» . www.potomitan.info . Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 19 апреля 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аль-Халили, Джим (2011). Дом мудрости: как арабская наука спасла древние знания и подарила нам эпоху Возрождения . Нью-Йорк: Penguin Press . ISBN 978-1594202797 .
- Лайонс, Джонатан (2009). Дом мудрости: как арабы изменили западную цивилизацию . Нью-Йорк: Блумсбери Пресс . ISBN 978-1596914599 .
- Мери, Джозеф; Бахарах, Джер (2006). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж . ISBN 978-0415966900 .
- Хоккей, Томас (2007). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер . ISBN 978-0387304007 .
- Коэтсьер, Теун (2001). «О предыстории программируемых машин: музыкальных автоматов, ткацких станков, калькуляторов». Теория механизма и машин . 36 (5): 589–603. дои : 10.1016/S0094-114X(01)00005-2 .
- Мишо, Франсуаза. Научные учреждения средневекового Ближнего Востока . в Morelon & Rashed, 1996 , стр. 985–1007.
- Мур, Венди (28 февраля 2011 г.). «Все знания мира». БМЖ . 342 : d1272. дои : 10.1136/bmj.d1272 . ПМИД 21357350 . S2CID 5972745 .
- Маккенсен, Рут Стеллхорн 1932. «Четыре великие библиотеки средневекового Багдада». Ежеквартальный журнал библиотеки 2 (январь): 279–99.
- Морелон, Режис; Рашид, Рошди (1996). Энциклопедия истории арабской науки . Том. 3. Рутледж . ISBN 978-0415124102 .
- Джордж Салиба (2007), Исламская наука и становление европейского Возрождения , MIT Press
- Заимече, Салах (2002). «Краткий обзор мусульманских обсерваторий» (PDF) . Манчестер: Фонд науки, технологий и цивилизации.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Заведения 9-го века в Аббасидском халифате
- Здания и сооружения в Багдаде
- Несуществующие библиотеки
- Багдад под властью халифата Аббасидов
- Учебные заведения, основанные в 8 веке
- Наука в средневековом исламском мире
- Арабская архитектура
- Библиотеки в Ираке
- Снесенные здания и сооружения в Ираке
- Харун ар-Рашид
- Переводческие организации
- История перевода
- 9 век в Аббасидском халифате
- Древние университеты
- Аббасидская литература
- Историография Ирака
- История образования в Багдаде
- Легенды