Jump to content

Британское аэрокосмическое море Harrier

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлен из Sea Harrier FRS1 )

Морский Харриер
Sea Harrier FA2 801 NAS в полете в Royal International Air Tattoo .
Общая информация
Тип V/STOL strike fighter
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Хоукер Сиддей
Британская аэрокосмическая промышленность
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Королевский флот (исторический)
Индийский флот (исторический)
Номер построен 98
История
Дата введения 20 августа 1978 г. (FRS1)
10 декабря 1983 г. (FRS51)
2 апреля 1993 г. (FA2)
Ушедший на пенсию Март 2006 г. ( Королевский флот );
6 марта 2016 г. ( ВМС Индии ) [ 1 ]
Разработан из Хоукер Сиддей Харриер

Британское аэрокосмическое море Harrier -это военно-морской короткий взлет и вертикальный посадку / вертикальный взлет и истребитель для посадки , разведывательные и атакующие самолеты . Это второй член семьи Харриер , разработанной. Впервые он вступил в службу в Королевском флоте в апреле 1980 года как Sea Harrier FRS1 и стал неофициально известным как « Shar ». [ 2 ] Необычные в эпоху, в которой большинство боевиков превосходства военно-морского и наземного воздуха были большими и сверхзвуковыми , главной ролью дозвукового моря Harrier было обеспечить противовоздушную оборону для рабочих групп Королевского флота, сосредоточенных вокруг авианосцев.

Морский Харриер служил в войне Фолклендс и конфликтах на Балканах ; Во всех случаях он в основном работал из авианосцев, расположенных в зоне конфликта. Его использование в войне Фолклендс было ее самым высоким и важным успехом, когда он был единственным борцом с фиксированным крылом, доступным для защиты британской целевой группы. Морские борцы сбили 20 самолетов врага во время конфликта; 2 морских борильщика были потеряны для вражеского наземного огня. Они также использовались для запуска наземных атак так же, как и Харриеры, управляемые Королевскими ВВС .

Sea Harrier был продан для продаж за рубежом, но Индия была единственным другим оператором после попыток продать самолет Аргентине и Австралии, которые были неудачными. [ 3 ] [ 4 ] Вторая обновленная версия для Королевского флота была сделана в 1993 году как Sea Harrier FA2 , улучшая свои способности и совместимость с воздухом и оружие, а также более мощный двигатель; Эта версия была изготовлена ​​до 1998 года. Самолет был снят с службы рано Королевским флотом в 2006 году, но оставался в эксплуатации в индийском флоте на еще десятилетие до выхода на пенсию в 2016 году.

Разработка

[ редактировать ]
Harrier Frs.1 из 800 NAS с использованием лыжного прыжка во время взлета с HMS Invincible в 1990 году
Harrier FA2 парят. Заправочный зонд заправки, верхний справа

В эпоху после Второй мировой войны Королевский флот начал сокращаться в размерах. К 1960 году последний линку , HMS Vanguard , вышел на пенсию из военно -морского флота, работая на службе менее пятнадцати лет. [ 5 ] запланированный CVA-01 . класс крупных авианосцев В 1966 году был отменен [ 6 ] В течение этого времени требования в рамках Королевского флота начали формироваться для перевозчика с вертикальным и/или коротким взлетом и посадкой (V/STOL) на основе перевозчика для замены морской лисицы De Havilland . Первые тесты на V/STOL на корабле начались с Hawker Siddeley P.1127 на HMS Ark Royal в 1963 году. [ 7 ] [ 8 ]

Вторая концепция будущего военно -морской авиации появилась в начале 1970 -х годов, когда был запланирован первый из нового класса «через палубные крейсеры». Они были очень тщательно и политически обозначены как крейсеры, сознательно избегая термина «авианосца» [ 9 ] увеличить шансы на финансирование в политическом климате, враждебном дорогому капитальным кораблям . [ 10 ] Получившиеся непобедимые носители были значительно меньше , чем дизайн CVA -01, но стали широко признаны авианосцами. [ 11 ] [ 12 ] Почти сразу после их строительства лыжный прыжок , что позволило носителям эффективно управлять небольшим количеством Jets V/STOL. к концу 170-метровой палубы добавлялся [ 10 ] [ 13 ]

Военно-морской персонал смог построить эффективный политический аргумент в пользу приобретения самолетов V/Stol на том основании, что антиловолосные группы, действующие в Атлантическом районе НАТО , предполагаемой главной роли крейсеров через палуб, будут уязвимы для атаки Советского Союза. противокорабельные ракеты . Они могут быть запущены на значительном расстоянии подводной лодкой или поверхностным кораблем, но им нужно руководствоваться на морском патрульном самолете ; Быстрые самолеты, переносимые на борту, смогут снять их. Не было упоминаться о других возможностях, которые будут иметь эти самолеты. [ 14 ]

Хоукер Королевских ВВС Сиддели Гарриер Г.Р1с разработал военно -морской вариант Харриера, вступил в службу в апреле 1969 года. Хоукер Сиддели чтобы служить на предстоящих кораблях; Это стало морским борцом. В 1975 году Королевский флот заказал 24 Sea Harrier Frs.1 (стоит за «борцом, разведыванием, ударом» [ 13 ] ) самолет, [ 9 ] Первый из которых вступил в службу в 1978 году. [ 10 ] В течение этого времени Хоукер Сиддели стал частью британской аэрокосмической промышленности благодаря национализации в 1977 году. [ 15 ] К тому времени, когда прототип Sea Harrier был доставлен в Dunsfold 20 августа 1978 года, приказ был увеличен до 34. [ 16 ] Sea Harrier был объявлен введением в эксплуатацию в 1981 году на борту первого непобедимого корабля HMS HMS Invincible , и дальнейший самолет присоединился к стареющему HMS Hermes в этом году. авианосцу [ 17 ]

В 1984 году было предоставлено одобрение для обновления флота до FRS2 стандарта (позже известного как FA2 ) после уроков, извлеченных во время развертывания самолета в войне Фолклендс 1982 года. Первый рейс прототипа состоялся в сентябре 1988 года, и в декабре того же года был подписан контракт на 29 модернизированных самолетов. [ 18 ] В 1990 году военно-морской флот заказал 18 новых Build FA2 [ 19 ] За единицу стоимости около 12 миллионов фунтов стерлингов в 1994 году было заказано еще четыре модернизированных самолета. Первый самолет был доставлен 2 апреля 1993 года. [ 20 ]

Sea Harrier FA2 ZA195 (обновление) векторная насадка - отличительная особенность Jump Jet
Расположение сопла
Места четырех сопла на боковых сторонах двигателя Пегаса.

Sea Harrier - это самолет, предназначенный для забастовки , разведки и истребителей. [ 21 ] Он оснащен одним двигателем Rolls-Royce Pegasus турбовантованным с двумя потребляющимися и четырьмя векторируемыми сопла. [ 9 ] У него есть два шасси на фюзеляже и два шасси на крыльях. Морский Harrier оснащен четырьмя крылами и тремя пилонами фюзеляжа для переноски оружия и внешних топливных баков. [ 22 ] Использование прыжков с лыжными лыжными подъемами позволило самолету взлетать с короткой палубы с более тяжелой полезной нагрузкой, чем в противном случае, хотя он также может взлететь, как обычный нагруженный боец ​​без вектора от толка с обычной взлетно -посадочной полосы аэропорта. [ 23 ]

Sea Harrier был в значительной степени основан на Harrier GR3, но был модифицирован, чтобы иметь поднятую кабину с навесом « пузырька » для большей видимости и расширенной форвардной фюзеляжа для размещения радара Ferranti Blue Fox . [ 13 ] [ 9 ] Части были изменены, чтобы использовать коррозионные сплавы , или были добавлены покрытия, чтобы защитить от морской среды. [ 24 ] После войны с Фолклендами Морский Харриер был оснащен Морской орлиной» . анти-кораблем « [ 25 ]

Некоторые критики были замечены в радаре Blue Fox, имея сравнительно низкую производительность для того, что было доступно во время закупок. [ 25 ] Sea Harrier FA2 был оснащен синим виксеновым радаром, который был описан как одна из самых передовых импульсных доплеровских радиолокационных систем в мире. [ 26 ] Blue Vixen сформировал основу Eurofighter Typhoon каптора -радара . [ 27 ] Sea Harrier FA2 несла ракету AIM-120 Amraam , первую британскую самолету с этой возможностью. [ 28 ] Обновленная модель двигателя Pegasus, Pegasus MK 106 , использовалась в FA2 FA2. В ответ на угрозу радиолокационного зенитного оружия были добавлены электронные контрмеры. [ 25 ] Другие улучшения включали повышенную нагрузку с воздухом-воздушным оружием, радар для осадков, увеличение диапазона и улучшенные дисплеи кабины. [ 18 ]

В кабину морского гарриера включает обычную центральную палочку и дроссельную заслонку левой руки. В дополнение к обычным управлениям полета, у Harrier есть рычаг для управления направлением четырех векторации. Сотенки точка сзади с рычагом в переднем положении для горизонтального полета. С обратным рычагом насадки указывают на вертикальный взлет или посадку. [ 29 ] [ 30 ] Полезность вертикальной посадочной способности морского Харриера была продемонстрирована в инциденте , когда субъерпентинг Ян Уотсон потерял контакт с авианосцем HMS Lidleis июня 1983 года 6 Полем [ 31 ] [ 32 ]

В 1998 году Агентство по оценке и исследованиям в области обороны Великобритании , основанное на FA2 с Avpro UK Ltd Pods Exint , небольшими подразделениями, предназначенными для использования для развертывания спецназа. [ 33 ] [ 34 ]

В 2005 году был изменен морской гарриер с помощью системы « Autoland », чтобы истребитель выполнил безопасную вертикальную посадку без какого -либо пилотного взаимодействия. Несмотря на подачу корабля, создающего естественную проблему, система была разработана, чтобы знать о таких данных и успешно выполнила посадку в море в мае 2005 года. [ 35 ]

Оперативная история

[ редактировать ]

Королевский флот

[ редактировать ]

Вход в обслуживание

[ редактировать ]

Первые три морских гарриера были партией разработки и использовались для испытаний на очистке. [ 16 ] Первый производственный самолет был доставлен в RNAS Yeovilton в 1979 году, чтобы сформировать интенсивное подразделение по летающим испытаниям, 700A Naval Air Squadron . [ 16 ] В марте 1980 года подразделение интенсивных летных испытаний стало 899 военно -морской эскадрильей и станет подразделением штаб -квартиры земли для этого типа. [ 16 ] Первая оперативная эскадрилья, 800 военно -морской эскадрильи , также была сформирована в марте 1980 года, изначально для работы с HMS Invincible до того, как она была передана HMS Hermes . [ 16 ] В январе 1981 года была сформирована вторая оперативная эскадрилья 801 военно -морской эскадрилья для работы с HMS Invincible . [ 16 ]

Фолклендские войны

[ редактировать ]
Состав моря Harrier Jet самолетов, обращенный к левой части фотографии. На расстоянии высокий, тусклый склад.
SEA Harrier в RNAS YEOVILTON . Схема военной краски до Фолкленда, которую здесь была изменена, была изменена покраскими над белыми нижней стороной и маркировками на пути к островам.

Sea Harriers приняли участие в войне Фолклендс ( испанский : Герра -де -Лас Малвинс ) 1982 года, вылетев из HMS Invincible и HMS Hermes . [ 36 ] Морские борцы исполнили главную роль противовоздушной обороны с вторичной ролью наземной атаки; RAF Harrier GR3 обеспечил основную силу атаки. В театре были развернуты 28 морских борильщиков и 14 Harrier GR3. [ 37 ] Эскадрильи Sea Harrier сбили 20 аргентинских самолетов в бою с воздухом-эфиром без потерь с воздухом-эфиром, хотя два морских гарриеры были потеряны из-за наземного огня и четырех несчастных случаев. [ 38 ] Из общих потерь воздуха аргентинца 28% были сбиты Харриерами. [ 36 ] Один из моря Харриера, пролетавший лейтенантом РАФ Дэвид Морган , сбил двух Скайхокс за одну встречу. [ 39 ]

Ряд факторов способствовал неспособности аргентинских бойцов сбить морского боритория. Хотя Mirage III и кинжал были быстрее, морской гарриер был значительно более маневренным. [ 40 ] [ 41 ] Более того, Harrier использовал последние ракеты Sidewinder AIM-9L и Blue Fox радар . [ 40 ] [ 42 ] Вопреки современным сообщениям о том, что « Viffing » оказался решающим в боях собаки , [ 40 ] Маневр не использовался пилотами RN в Фолклендах [ 43 ] так как он использовался только в чрезвычайных ситуациях против врагов, не знающих с самолетом. [ 44 ] Британские пилоты заметили, что аргентинские пилоты иногда выпускают оружие за пределами своих операционных параметров. В настоящее время считается, что это было Мираж ( IAI NESHERS ), освобождая внешние топливные баки, чтобы улучшить их маневренность для воздушного боя. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

Серые реактивные самолеты с черным радио и большим входом двигателя, парящих с простираемой шарикой. Это скрывает еще одну идентичную струю на расстоянии. Рядом с нижней частью фотографии, снятой в море, находится горизонт
800 NAS SEA Harrier FRS1 из HMS Lidsious в схеме с низкой видимостью войны после Файлэндса.

Британские самолеты получили борьбу с истребителями от военных кораблей в Сан -Карлос , хотя его эффективность была ограничена тем, что они размещены рядом с островами, что сильно ограничило эффективность их радара. [ 46 ] Различия в тактике и обучении между 800 эскадрилья и 801 эскадрилья были критикой, что позволяет предположить, что потери нескольких кораблей можно было предотвратить, если бы морских борцов. были более эффективно использоваться [ 48 ]

Самолет обе стороны работали в неблагоприятных условиях. Аргентинские самолеты были вынуждены работать с материка, потому что аэродромы на Фолклендах подходили только для самолетов, управляемых пропеллером. [ 46 ] Бомбардировка аэропорта Порт -Стэнли британским вулканским бомбардировщиком также была рассмотрена в решении аргентинцев управлять ими издалека. [ 49 ] Поскольку большинству аргентинских самолетов не хватало заправки в полете , они были вынуждены работать на пределе своего диапазона. [ 46 ] Морские борцы также имели ограниченные резервы топлива из -за тактического решения для размещения британских перевозчиков из ракетного диапазона экзокета и рассеяния флота. [ 50 ] В результате аргентинский самолет имел только пять минут на островах, чтобы искать и атаковать цель, в то время как морской гарриер мог оставаться почти до 30 минут в ожидании в аргентинских коридорах и обеспечить покрытие боевого воздушного патруля в течение часа. [ 46 ]

Морские борбиеры были в меньшинстве доступными аргентинскими самолетами [ 46 ] и иногда сдерживались деятельностью Эскадрона Феникса или гражданских реактивных самолетов, используемых аргентинскими ВВС. Им пришлось работать без флота в воздухе раннего предупреждения и контроля (AEW & C), которая была бы доступна для полного флота НАТО, в котором Королевский флот должен был действовать, что было значительной слабостью в операционной среде. [ 46 ] В настоящее время известно, что британские подразделения, базирующиеся в Чили, действительно предоставили радарному предупреждению целевой группе. [ 51 ] [ 52 ] Тем не менее, отсутствие покрытия AEW & C приводило к превосходству воздуха, а не к воздушному превосходству ; Морские борцы не могли предотвратить атаки аргентинцев днем ​​или ночью, и не могли полностью остановить ежедневные ночные полеты Hercules C-130 на острова. [ 46 ] [ 53 ]

Операции в 1990 -х годах

[ редактировать ]
Британское аэрокосмическое море Harrier FA2 Королевского флота на полете HMS Invincible HMS

Морский Харриер снова увидел действие на войне, когда он был развернут в боснийской войне 1992–1995 годов . [ 20 ] Он запустил рейды на сербские войска и предоставил воздушную поддержку международным подразделениям целевой группы, проводящих операции, отрицание бегства и преднамеренной силы против армии Республики Српска . [ 54 ] [ 55 ] морской эскадрилья 801 года, работающий от Ark Roy HMS авианосца 16 апреля 1994 года морской гарриер военно - [ 56 ] Уволен армией Республики Српска, пытаясь бомбить два боснийских сербских танка. [ 57 ] Пилот, лейтенант Ник Ричардсон, выбрасывал и приземлился на территории, контролируемой дружелюбными боснийскими мусульманами. [ 58 ]

Он снова использовался в кампании НАТО 1999 года против Федеративной Республики Югославия в операции «Союзные силы» , где морские боритории, действующие из Invincible, часто патрулировали воздушное пространство, чтобы оставить югославские MIGS на земле. [ 59 ] [ 60 ] Они также были развернуты на борту прославленного в 2000 году в рамках операции Palliser , британского вмешательства в Сьерра -Леоне . [ 20 ] [ 61 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]
Sea Harrier FA2 выставлен в Национальном морском музее в мае 2006 года

Великобритания закупит Stovl F -35B, который будет работать у королевы Королевского флота Элизабет авианосцев . [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]

Sea Harrier был снят с службы в 2006 году, а последний оставшийся самолет из 801 Naval Air Squadron был выведен из эксплуатации 29 марта 2006 года. [ 65 ] [ 66 ] MOD утверждал, что для обновления флота потребуются значительные расходы на обновление флота всего на шесть лет, чтобы встретиться с F-35, а затем планировалась дата работы. [ 67 ]

Обе версии Харриера испытали снижение производительности двигателя (Pegasus MK 106 в FA2 и MK 105 в GR7) в более высоких температурах окружающей среды на Ближнем Востоке, что ограничивало вес полезной нагрузки, которую Харриер мог вернуться к носителю в «вертикальных» извлечениях. [ 20 ] Это было связано с факторами безопасности, связанными с весами посадки самолетов. Возможность установки двигателей Pegasus с более высоким рейтингом не была бы такой же простым, как в обновлении Harrier GR7, и, вероятно, было бы дорогим и медленным процессом. [ 20 ] Кроме того, морские борильщики подвергались в целом более враждебной среде, чем сухопутные боритории, причем коррозийный соляный аэрозоль особая проблема. Ряд самолетов был сохранен Школой палубной палубы в RNAS Culdrose . [ 68 ]

Королевского флота Воздушная рука Флота будет продолжать делиться другим компонентом совместных сил Харриера . [ 69 ] Harrier GR7 и модернизированные Harrier GR9 были переведены в эскадрильи Королевского флота в 2006 году, но были на пенсии в 2010 году из -за сокращения бюджета. [ 20 ] [ 70 ]

Несмотря на то, что сняты из активной службы Королевского военно -морского флота, Sea Harriers используются для обучения обработчиков военно -морских самолетов в Школе операций Королевского флота по борьбе с палубой. [ 71 ]

Индийский флот

[ редактировать ]
Два похожих самолета серых реактивных самолетов с высоким содержанием крыла в формировании с еще одним истребителем с красным хвостом, который является ведущим и является самым дальним от фото. Ведущий самолет несет внешний топливный бак под фюзеляжем.
Пара индийских морских борторов летает рядом с супер Хорнетом F/A-18F военно-морского флота США во время Malabar 2007 .

В 1977 году правительство Индии утвердило планы по приобретению морского харриера для военно -морского флота Индии. В ноябре 1979 года Индия разместила свой первый заказ на шесть морских FRS MK 51 Fighters и двух T -MK 60 тренеров; Первые три морских аэродиментальных зарождения прибыли в аэропорт Даболима 16 декабря 1983 года и были введены в тот же год. [ 72 ] [ 73 ] В ноябре 1985 года было приобретено еще десять морских гарриьеров; [ 74 ] В конечном итоге было закуплено 30 Harriers, 25 для оперативного использования, а оставшаяся часть в качестве двойного самолета. [ 75 ] До 1990 -х годов в Британии проводились значительные части пилотных тренировок из -за ограниченной доступности самолетов. [ 76 ]

Внедрение Sea Harrier позволило уйти на пенсию предыдущих истребителей Индии, The Hawker Sea Hawk , а также для авианосца военно -морского флота INS Vikrant , который будет широко модернизирован в период с 1987 по 1989 год. [ 72 ] Индия управляла морскими авианосцами как из авианосцев, в так и Инс Вираате . [ 77 ] Sea Harrier позволил ввести несколько современных ракет в военно-морские операции, такие как Sea Eagle , анти-корабль [ 78 ] и ракета Matra Magic Air-Air. [ 76 ] Другие боеприпасы включали 68 мм ракет, взлетно-посадочные бомбы, кластерные бомбы и мощные 30 мм пушки. [ 76 ]

Было значительное количество несчастных случаев с участием морского грилера; Этот показатель несчастного случая привел к потере примерно половины флота, оставшиеся только 11 бойцов. После аварии в августе 2009 года все морские борцы были временно основаны на осмотре. [ 79 ] С момента начала оперативной службы в военно -морском флоте Индии семь пилотов погибли в 17 авариях с участием морского грилера, обычно во время обычных вылетов. [ 80 ]

Индийский авианосец Ins Vikrant в начале 1980 -х годов с морскими атмосферами, морскими ястребами , алуэтами и вертолетами Sea King и Alisé ASW самолетами

В 2006 году военно -морской флот Индии выразил заинтересованность в приобретении до восьми недавно вышедших на пенсию Королевского флота FA2, чтобы сохранить свой операционный флот Sea Harrier. [ 81 ] Ни синий лисичный радар FA2, ни радар, ни радар -предупреждающий приемник или возможность Amraam не были бы включены; Некоторое американское программное обеспечение также будет удалено до отгрузки. [ 81 ] К октябрю 2006 года появились сообщения о том, что сделка не осуществлялась из -за стоимости ремонта планера. [ 82 ]

В 2006 году индийский военно-морской флот начал обновлять до 15 морских борторов, установив радар Elta El/M-2032 и ракету среднего уровня Rafael 'Derby' Air-Air BVR. [ 83 ] Это позволило Sea Harrier остаться на индийской службе за пределами 2012 года. К 2009 году аварии сократили флот Индии до 12 (от первоначального 30). [ 84 ]

Индия приобрела деактивированный российский авианосец адмирала Горшкова в 2004 году. После ремонта и испытаний корабль был официально введен в военно -морской флот Индии в качестве Ins Vikramaditya в июне 2014 года. [ 85 ] Sea Harriers работали из INS Viraat в последний раз 6 марта 2016 года. [ 86 ]

11 мая 2016 года была проведена церемония в INS HANSA, DABOLIM, Гоа, чтобы ознаменовать постепение из морских борторов из INAS 300 «белых тигров» и их замены истребителями MIG-29K/KUB . Самолеты обоих типов выполняли воздушную демонстрацию на церемонии, отмечая последний рейс морских гарриеры после 33 лет службы в ВМС Индии. [ 87 ] [ 73 ] Индийский флот управляет MIG-29K/Kub Stobar бойцами из Vikramaditya .

Варианты

[ редактировать ]
Черно-белая фотография реактивных самолетов, выполняющих взлет в море, приближаясь к лыжным прыжкам, который является изогнутым поверхностным самолетом при взлете
Морский Harrier Frs 1 на HMS Invincible
Sea Harrier Fr.1
57 FRS1 были доставлены между 1978 и 1988 годами; Большинство выживших преобразованы в спецификации FA2 Sea Harrier с 1988 года. [ 9 ]
Sea Harrier Frs.51
Одноместные истребители, разведывательные и атакующие самолеты, сделанные для индийского флота, похожие на британский FRS1. В отличие от FRS1 Sea Harrier, он оснащен ракеты Matra R550 Magic Air-Air. [ 88 ] Эти самолеты были позже модернизированы с помощью радара Elta EL/M-2032 и ракет Rafael Derby Bvraam. [ 89 ]
Sea Harrier F (A) .2
Обновление флота FRS1 в 1988 году, в котором представлены радар Blue Vixen Pulse Doppler и ракету AIM-120 Amraam. [ 9 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Индия
 Великобритания

Выживший самолет

[ редактировать ]
Sea Harrier FA2 ZE694 в музее Midland Air
Sea Harrier T MK. 60 в 654 году в Военном колледже Раштрии Индии

Несколько выживших морских гарриьеров находятся у музеев и частных владельцев, а некоторые находятся в Школе операций Королевского флота летных палуб в RNAS Culdrose и других военных базах для обучения. [ 90 ] Ниже приведен список тех, которые не использовались военными для обучения.

На дисплее

Великобритания

[ редактировать ]
В использовании
  • Школа RNAS Culdrose по -прежнему использует Harriers для обучения обработчиков самолетов на фиктивной палубе в RNAS Culdrose . [ 94 ] [ 71 ] Многие находятся в рабочем состоянии, хотя и в ограниченной обстановке. [ 94 ] Хотя они не могут летать, они все еще производят громкий звук, чтобы помочь тренировать.
На дисплее
Хранится или находится в восстановлении
  • Sea Harrier FA.2 ZH803 , ранее в SFDO в RNAS Culdrose, принадлежит Fly Harrier Ltd. и получил гражданскую регистрацию в CAA 7 августа 2019 года в качестве G-RNFA . [ 104 ] По состоянию на июль 2020 года он указан в аэропорту Святого Атан в Уэльсе. [ 105 ]
  • Sea Harrier FA.2 XZ497 с частной коллекцией в Чарльвуде, Суррей [ 106 ]
  • Sea Harrier FA.2 XZ499 с музея флота Air Arm Cobham Hall, Yeovilton хранением [ 107 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZD582 с частной коллекцией в Aynho, Northamptonshire [ 108 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZD612 с частной коллекцией в Topsham, Devon [ 109 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZD614 с частной коллекцией Walcott, Lincolnshire [ 110 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZE697 в бывшем RAF Binbrook, Lincolnshire (по состоянию на 2016 год) [ 111 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZE698 с частной коллекцией в Чарльвуде, Суррей [ 106 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZH798 , ранее в RNAS Culdrose, был продан с аукциона в 2020 году [ 112 ] в Jet Art Aviation, который восстановил самолет, чтобы быть так же настолько и наземным. [ 113 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZH799 с частной коллекцией в Балларате, Австралия.
  • Sea Harrier FA.2 ZH806 , ZH810 и ZH812 с дилером возле Ипсвича, Саффолк [ 114 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Airworhy
  • Sea Harrier FA2 зарегистрировал N94422 (ранее серийный номер Королевского флота XZ439) Nalls Aviation, округ Святой Марии , штат Мэриленд. [ 115 ] Бывший FA2 Королевского флота FA2 был приобретен в 2006 году Art Nalls , который провел следующие два года, восстанавливая его в условиях полета. В декабре 2007 года он был поврежден в жесткой посадке, когда проходила испытания на военно -морской авиационной станции Патуксент и должна была быть отремонтирована. [ 116 ] Самолет впервые выступил на авиасалоне в Калпепере, штат Вирджиния , в октябре 2008 года. [ 117 ] Самолет является единственным частным, охваченным гражданским жильем в мире. [ 118 ]

Технические характеристики (Sea Harrier FA.2)

[ редактировать ]
Самолет реактивного самолета на палубе авианосца. Его заправка на кусочке расширяется рядом с навесом пилота
SEA Harrier FRS51. индийского флота взлетает из INS Viraat

Данные из Jane's All The World Aircraft 1999-00, [ 119 ] Уилсон, [ 120 ] Bull, [ 121 ] Дональд [ 122 ] Поджигание [ 123 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 46 футов 6 в (14,17 м)
42 фута 10,25 дюйма (13 м) со сложенным носом
  • Размах крыльев: 25 футов 3 в (7,70 м)
  • Высота: 12 футов 2 дюйма (3,71 м)
  • Область крыла: 201,1 кв. Фута (18,68 м. 2 )
  • Аэродинамическая профиль : корень: Хоукер 10%; Совет: Хоукер 3,3% [ 124 ]
  • Пустой вес: 14 585 фунтов (6616 кг)
  • Максимальный вес топлива
    • Внутренний: 5,182 фунта (2351 кг)
    • 2 × 100 IMP GAL (120 US GAL; 455 л) Капляные резервуары: 6 762 фунта (3067 кг)
    • 2 × 190 IMP GAL (228 US GAL; 864 л) Drop Tanks: 8,184 фунта (3712 кг)
    • 2 × 330 IMP GAL (396 US GAL; 1500 л) капельные резервуары: 10 396 фунтов (4716 кг)
  • Максимальный вес взлета: 26 200 фунтов (11 884 кг) СТО
17,620 lb (7,992 kg) VTO
  • Топливная емкость: 630 IMP GAL (757 US GAL; 2864 л) Внутреннее топливо в 5 фюзеляже и два интегральных бака крыла; Предоставление для 2 × 100 IMP GAL (120 US GAL; 455 л) Боевые резервуары или 2 × 190 IMP GAL (228 US GAL; 864 л) Боевые резервуары или 2 × 330 IMP GAL (396 US GAL; 1500 л) Ферри Капля танки только на бортовых крылах.
1 × 50 IMP GAL (60 US GAL; 227 л) Деминерализованная вода в корме двигателя

Производительность

  • Максимальная скорость: 618 кН (711 миль в час, 1145 км / ч) / Маха 0,94 на уровне моря
578 кН (665 миль в час; 1070 км / ч) / Маха 0,97 на высоте
  • Диапазон боевых действий: 400 нми (460 миль, 740 км) Высокий перехват с 3-минутными боями и резервами для VL
250 нми (288 миль; 463 км) для миссий по атаке на земле
  • Боевые профили: от носителя с рампой 12 ° при ISA + 15 ° C, с 20 кН (23 миль в час; 37 км/ч) WOD
  • Боевой воздушный патруль:
  • До 1 часа 30 минут на станции со скоростью 100 нми (115 миль; 185 км), несущая 4 × amraam или 2 × amraam + 2 × aden cannon + 2 × 190 Imp gal (228 US GAL; 864 л) боевые резервуары; Палуба пробегает 450 футов (137 м)
  • Разведка:
  • Покрытие низкого уровня 130 000 кв. NMI (172 158 кв. МИ; 445 888 км 2 ) при радиусе 525 нми (604 миль; 972 км), выезд и возвращается на среднем уровне, несущий 2 × Аден Кэннон + 2 × 190 IMP GAL (228 US GAL; 864 л) боевые резервуары; Палуба пробегает 350 футов (107 м)
  • Поверхностная атака:
  • (hi-lo-hi) радиус действия 200 нми (230 миль; 370 км) до запуска ракета с 2 × Bae Sea Eagle + 2 × Aden Cannon ; Палуба пробегает 300 футов (91 м)
  • Перехват:
  • Забитый на палубе против мишени M0,9 в 116 нми (133 миль; 215 км), или цель M1,3 при 95 нми (109 миль; 176 км), с начальным обнаружением радара при 230 нми (265 миль; 426 км) , при 2 -минутном статусе предупреждения, несущего 2 × Амраам .
  • Диапазон паром: 1,740 нми (2000 миль, 3,220 км)
  • Потолок обслуживания: 51 000 футов (16 000 м)
  • G Ограничения: +7,8 -4,2
  • Скорость подъема: 50 000 футов/мин (250 м/с)
  • Загрузка крыла: 130,28 фунта/кв. Фута (636,1 кг/м 2 )
  • Тяга/вес : 0,822 [ 125 ]
  • Взлетный забег Sto: 1000 футов (305 м) на MTOW без рампа

Вооружение

Авионика

  • Ferranti Blue Vixen Allweather Airborne радар
  • BAE Systems AD2770 Тактическая авиационная система
  • Микроволновое цифровое управление Thales Madge
  • Союзный сигнал AN/APX-100 MK12 IFF
  • Marconi Sky Guardian 200 RWR
  • / ALE- Dispensers 40 Systems AN 2 × BAE

Примечательные выступления в СМИ

[ редактировать ]

Уникальные характеристики Харриера привели к тому, что он был показан ряд фильмов и видеоигр.

Смотрите также

[ редактировать ]

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Индия выходит на пенсию морских борильщиков» . 8 августа 2017 года.
  2. ^ Уорд, с. 50
  3. ^ Мисон, Грэм. "Sea Harrier Down Under" . Harrier.org.uk . Архивировано из оригинала 12 декабря 2010 года . Получено 26 апреля 2010 года .
  4. ^ «Лондон почти продал оружие до BA до войны: удивительный план продаж оружия для Аргентины» . Buenos Aires Herald . 29 июня 2005 года. Архивировано с оригинала 5 июня 2013 года . Получено 4 января 2014 года .
  5. ^ «Нет V для могущественного авангарда» . Los Angeles Times . 20 августа 1959 года. Архивировано с оригинала 26 октября 2012 года.
  6. ^ «Анализ: ВМС Великобритании с тревогой ждет перевозчиков» . United Press International . 3 июля 2002 года. Архивировано с оригинала 2 января 2014 года . Получено 2 января 2014 года .
  7. ^ Jenkins 1998, p. 51
  8. ^ Булл 2004, с. 119
  9. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Nordeen 2006, p. 11
  10. ^ Jump up to: а беременный в Grove 1987, с. 319–320.
  11. ^ Мур 1987, с. 22.
  12. ^ Мур Р.Н., капитан Джон Э. Военные корабли Королевского флота . Издательство Джейн, 1981, ISBN   0-7106-0105-0 .
  13. ^ Jump up to: а беременный в Bull 2004, p. 120.
  14. ^ Роджер 1996, с. 221
  15. ^ "Хоукер Сиддей" . Американская Комиссия по полету. Архивировано из оригинала 25 августа 2009 года . Получено 26 апреля 2010 года .
  16. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Orbis '1985, с. 3306-3312
  17. ^ Форд, Терри (1981). "Sea Harrier - новое измерение" . Авиационные инженерии и аэрокосмические технологии . 53 (6). Брэдфорд, Англия: Emerald Group Publishing: 2–5. doi : 10.1108/eb035729 . ISSN   1758-4213 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года.
  18. ^ Jump up to: а беременный «Первый рейс для Sea Harrier FRS2» . 10 (13). Джайнс обороны еженедельно. 1 ноября 1988: 767. {{cite journal}}: CITE Journal требует |journal= ( помощь ) [ мертвая ссылка ]
  19. ^ Flight International 1990, p. 9
  20. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Грейвс, Дэвид (2 апреля 2002 г.). «Sea Harrier Cuts оставляет флот разоблачить решение уйти в отставку решающее оружие конфликта Фолклендских островов означает, что военно -морской флот должен будет полагаться на Америку для поддержки авиации» . Телеграф . Архивировано с оригинала 22 февраля 2014 года . Получено 1 января 2014 года .
  21. ^ Jenkins 1998, p. 52
  22. ^ Spick 2000, pp. 366–370, 387–392.
  23. ^ Булл 2004, с. 121.
  24. ^ Jenkins 1998, pp. 51–55.
  25. ^ Jump up to: а беременный в «Военно -морской флот наносит больше ударов в своих боритовых» . Новый ученый . 98 (1362). Лондон, Великобритания: Reed Business Information: 780. 16 июня 1983 года. ISSN   0262-4079 . Архивировано из оригинала 9 мая 2018 года.
  26. ^ Хойл, Крейг (9 мая 2006 г.). "Harrier High" . Flightglobal . Архивировано с оригинала 1 января 2014 года . Получено 31 декабря 2013 года .
  27. ^ «Радар -похититель (международный), воздушные радиолокационные системы» . Авионика Джейн. 30 марта 2010 года.
  28. ^ «Нехватка пилота поражает Harriers» . Глазго Геральд . 31 июля 1987 года. Архивировано с оригинала 23 октября 2021 года . Получено 25 ноября 2020 года .
  29. ^ Markman and Holder 2000, с. 74–77.
  30. ^ Jenkins 1998, p. 25
  31. ^ «Современный ветеран» . Airsceneuk.org.uk . Архивировано с оригинала 6 августа 2015 года . Получено 30 января 2015 года .
  32. ^ Райт, Тим (ноябрь 2008 г.). «Старые и странности: инцидент Альрайго» . Воздух и космос . Архивировано из оригинала 19 июля 2014 года . Получено 4 января 2014 года .
  33. ^ Cenciotti, Дэвид (6 декабря 2013 г.). «[Фото], несущие человека, подпрыгивающие стручки, способные быть установленными к истребителям и вертолетам» . Авиационный . Архивировано с оригинала 27 января 2019 года . Получено 27 января 2019 года .
  34. ^ «Тест Великобритании подходит Avpro Exint Pod на Harrier» . Flight International . 23 сентября 1998 года. Архивировано с оригинала 27 января 2019 года . Получено 27 января 2019 года - через Flight Global.
  35. ^ «Sea Harrier Jets приземляется на автопилоте» . Новый ученый (2501). Лондон, Великобритания: информация о бизнесе Reed. 28 мая 2005 г. ISSN   0262-4079 . Архивировано с оригинала 29 апреля 2015 года.
  36. ^ Jump up to: а беременный Даффнер, Роберт В. (март -апрель 1984). «Конфликт в Южной Атлантике: влияние воздушной силы» . Air University Review . Максвелл ВВС База, Алабама: Департамент ВВС. ISSN   0002-2594 . Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Получено 23 июня 2010 года .
  37. ^ «AV-8B Harrier Operations» . Globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 8 июня 2010 года . Получено 21 апреля 2010 года .
  38. ^ Грант 2005, с. 38
  39. ^ Поузи, Карл А (1 сентября 2002 г.). «Воздушная война в Фолклендах» . Воздушное пространство. Архивировано из оригинала 27 августа 2018 года . Получено 27 августа 2018 года .
  40. ^ Jump up to: а беременный в «Эта великолепная летающая машина» . ВРЕМЯ . 7 июня 1982 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2007 года.
  41. ^ Дайер, Гвинн (28 апреля 1982 г.). «Британская воздушная блокада? Эти горы могут выполнять работу» . Sarasota Herald-Tribune . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Получено 25 ноября 2020 года .
  42. ^ Поузи, Карл (сентябрь 2002 г.). «Воздушная война в Фолклендах» . Воздух и космос . Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Получено 4 января 2013 года .
  43. ^ Боевой бой Джейн - бой в реактивном возрасте, ISBN   0004708229
  44. ^ Парсонс, Гэри (2007). "Гарриер -герои" . Air-Scene UK. Архивировано из оригинала 4 августа 2015 года . Получено 1 августа 2015 года . Никто не использовал Viffing в бою-это очень много маневрирования последней реки. Это может быть полезно, если парень позади не видел этого раньше и не знает, что вы собираетесь делать. Вы можете замедлить от 450 узлов до 150 за три или четыре секунды, и этого достаточно, чтобы вылететь людей впереди - однако, если он увидит, что он должен быть ты. У вас вообще нет энергии, и у него есть все время в мире, чтобы вывести вас.
  45. ^ Уорд, с. 209
  46. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Корум, Джеймс С. (20 августа 2002 г.). «Аргентинская авиабаха в войне Фолклендс» . Air & Space Power Journal . XVI (3). Maxwell AFB, Алабама: Air University Press. ISSN   1555-385X . Архивировано с оригинала 2 января 2014 года . Получено 2 января 2014 года .
  47. ^ "Entrevista Al Halcón" Talo "Moreno - YouTube" . YouTube . 16 мая 2017 года. Архивировано с оригинала 12 августа 2020 года . Получено 28 июня 2020 года .
  48. ^ «Соперничество, которое стоило жизни» . Северный Эхо . 5 апреля 2007 года. Архивировано с оригинала 4 января 2014 года . Получено 4 января 2014 года .
  49. ^ «Британские самолеты, бомбардировщик, попал в аэродромы Фолклендс; ключевой сайт под названием« Кратерин » » . ТОЛЕДО КЛАДЕ . 2 мая 1982 года. [ Постоянная мертвая ссылка ]
  50. ^ Бланш, изд (21 мая 1982 г.). «Британские следующие« боксерские »стратегии в Фолклендах» . Kingman Daily Miner . [ Постоянная мертвая ссылка ]
  51. ^ Чилийские военно -воздушные силы Архивировали 26 мая 2011 года на машине Wayback . Edant.clarin.com
  52. ^ «Официальная история кампании Фолклендс» архивировала 30 апреля 2012 года на машине Wayback сэром Лоуренсом Фридманом. spyflight.co.uk
  53. ^ Шахта, Дуглас Грант (15 апреля 1982 г.). «Аргентинские войска управляют британской блокадой по воздуху, море» . Miami News . [ Постоянная мертвая ссылка ]
  54. ^ «Погода беспокоит пилоты, готовящиеся к Боснии рейду» . Сент-Луис Пост-Диспетч . 18 февраля 1994 года. Архивировано с оригинала 9 июня 2011 года . Получено 21 апреля 2010 года .
  55. ^ «Беженцы бежат от нападений на Бихак» . Milkwaukee Sentinel . 24 ноября 1994. [ мертвая ссылка ]
  56. ^ «Мощная сила ракета Igla» . 13 августа 2003 года. Архивировано с оригинала 8 февраля 2018 года . Получено 9 мая 2018 года - через News.bbc.co.uk.
  57. ^ Кук, Ник (1 марта 2002 г.). «Плюс изменение CA ..? Самолеты НАТО по -прежнему особенно уязвимы для атаки от определенных форм управляемых ракет» . Interavia Business & Technology . Архивировано с оригинала 4 ноября 2012 года . Получено 21 апреля 2010 года .
  58. ^ «Пилот британского самолета спасен в Боснии» . Питтсбург Пост-Газета . 17 апреля 1994 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Получено 21 апреля 2010 года .
  59. ^ Кемпстер, Норман; Краул, Крис (11 апреля 1999 г.). «Мы отправляют больше самолетов на Балканы» . Los Angeles Times . Архивировано с оригинала 2 января 2014 года . Получено 2 января 2014 года .
  60. ^ Тегель, Симеон (13 мая 1999 г.). «Игра кошек и мыши Харриерса с MIGS» . Бирмингемский пост . Архивировано с оригинала 4 ноября 2012 года . Получено 21 апреля 2010 года .
  61. ^ «Британские военно -морские корабли прибывают в Сьерра -Леоне» . Новые времена пролива . 15 мая 2000 года. [ Постоянная мертвая ссылка ]
  62. ^ Адамс, Кристофер (25 июля 2007 г.). «Мод дает кивок для авианосцев» . Финансовые времена . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Получено 2 января 2014 года .
  63. ^ Хойл, Крейг (13 июля 2010 г.). «Farnborough: Bae, чтобы увеличить работу по производству JSF» . Flightglobal . Архивировано с оригинала 30 октября 2013 года . Получено 31 декабря 2013 года .
  64. ^ «Обеспечение Великобритании в эпоху неопределенности: стратегическая оборона и обзор безопасности». Архивировано 22 декабря 2010 года в Wayback Machine правительстве , 19 октября 2010 года. Получено 19 октября 2010 года.
  65. ^ Киммонс, Шон (10 февраля 2006 г.). «В последний раз морские борильщики летают с F-15s» . Звезды и полосы . Архивировано с оригинала 2 января 2014 года . Получено 2 января 2014 года .
  66. ^ «Последний полет морских гарерье на базе» . BBC News . 29 марта 2006 г. Архивировано с оригинала 2 января 2014 года . Получено 4 января 2014 года .
  67. ^ Кук, Ник (1 апреля 2002 г.). «Королевский флот: морские борцы FA2 Stovl, чтобы быть на пенсии» . Interavia Business & Technology . Архивировано с оригинала 4 ноября 2012 года . Получено 21 апреля 2010 года .
  68. ^ «RNAS Culdrose: Королевская школьная палуба в Королевском флоте» . Королевский флот. Архивировано с оригинала 29 ноября 2009 года . Получено 24 апреля 2010 года .
  69. ^ «2000 | 1029 | Архив летного» . Архивировано с оригинала 4 января 2014 года . Получено 3 января 2014 года .
  70. ^ «Последняя поездка для одного из знаковых самолетов Великобритании» . BBC News . 15 декабря 2010 года. Архивировано с оригинала 16 декабря 2010 года . Получено 15 декабря 2010 года .
  71. ^ Jump up to: а беременный «Школа операций по летной палубе» . Королевский флот. Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Получено 16 января 2013 года .
  72. ^ Jump up to: а беременный Hiranrani 2000, p. 276
  73. ^ Jump up to: а беременный «Индийский военно -морской флот, чтобы подать заявку на боевики морских борцов» . Индийский флот . Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года . Получено 9 мая 2016 года .
  74. ^ Капур, Хариш (октябрь 1987). «Внешняя политика Индии при Радживе Ганди». Круглый стол . 76 (304): 469–480. doi : 10.1080/00358538708453838 .
  75. ^ Теллис, Эшли Дж. (1985). «Военно -морской баланс на индийском субконтиненте: требовательные миссии для индийского флота». Азиатское обследование . 25 (12). Беркли, Калифорния: издательство Калифорнийского университета: 1186–1213. doi : 10.2307/2644281 . ISSN   0004-4687 . JSTOR   2644281 .
  76. ^ Jump up to: а беременный в Хиранран Антани 2012, с. 154
  77. ^ Нордин 2006, с. 14
  78. ^ Hiranranarandani 2000, p. 287
  79. ^ «Флот военно -морского флота после аварии» . The Times of India . 26 августа 2009 г. Архивировано с оригинала 24 октября 2012 года . Получено 1 января 2014 года .
  80. ^ Ганди, Джатин (25 декабря 2007 г.). «Sea Harrier Cass, Pilot Safe» . Времена Hindustan . Архивировано с оригинала 9 января 2014 года . Получено 4 января 2014 года .
  81. ^ Jump up to: а беременный «Навис и выход: Королевский флот Великобритании уходит на морской гарриер» . Flightglobal . 28 марта 2006 года. Архивировано с оригинала 1 января 2014 года . Получено 31 декабря 2013 года .
  82. ^ «Военно -морской флот не для покупки использованных истребительных истребителей Королевского флота Harrier» . Индийская оборона. 13 октября 2006 года. Архивировано с оригинала 26 октября 2006 года.
  83. ^ «Нехватка моря в Индии» . Оборонная индустрия ежедневно. 2 ноября 2010 года. Архивировано с оригинала 31 декабря 2013 года . Получено 31 декабря 2013 года .
  84. ^ «В этом году с третьим морем Харриером, истребителем военно -морского флота до 12» . Индийский экспресс . 25 декабря 2007 года. Архивировано с оригинала 30 мая 2020 года . Получено 4 января 2013 года .
  85. ^ «PM Modi побуждает Ins vikramaditya в флот, посвящает его нации» . Времена Hindustan . Архивировано из оригинала 14 июня 2014 года . Получено 14 июня 2014 года .
  86. ^ Индийский флот выходит на пенсию Sea Harriers 21 марта 2016 года. Доступ 3 апреля 2016 года.
  87. ^ «Морский Харриер склоняется из индийского флота». Flight International . 17 мая 2016 года.
  88. ^ «Взвешивание оружия следующего поколения» . Financial Express . 7 февраля 2007 года. Архивировано с оригинала 2 января 2014 года . Получено 1 января 2014 года .
  89. ^ Bharat-rakshak.com Архивировал 7 июня 2014 года на машине Wayback : Белые тигры Ревы
  90. ^ A. Horrex, M. Ray, M. Boulanger, R. Dunn, T. McGhee & T. Wood. "Sea Harrier". Demobbed - вне службы британские военные самолеты архивировали 18 сентября 2011 года на машине Wayback . demobbed.org.uk
  91. ^ Обзор, An. «Музей военно -морской авиации - обзор» . Warbirdsofindia.com . Архивировано с оригинала 11 марта 2016 года . Получено 9 мая 2018 года .
  92. ^ Гангули, N (8 сентября 2022 г.). «Отдых в Висакхапатнаме Раджив Смрути Бхаван является последним из морских истребителей военно -морского флота» . Индус . Архивировано из оригинала 28 сентября 2022 года . Получено 15 апреля 2023 года .
  93. ^ Фернандо, б (30 апреля 2022 года). «Арт -стрит: отдых в Бандра Мумбаи - последний из морских истребителей военно -морского флота» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Получено 15 апреля 2023 года .
  94. ^ Jump up to: а беременный Обзор AirShow-RNAS Culdrose Day 2014 2014 https://www.globalaviationresource.com/v2/2014/08/06/airshow-review-rnas-culdrose-air-12014/ Архивировано 20 апреля 2020 года на машине Wayback
  95. ^ Ellis 2016, с. 284
  96. ^ Ellis 2016, с. 211
  97. ^ Ellis 2016, с. 205
  98. ^ Ellis 2016, с. 186
  99. ^ Ellis 2016, с. 189
  100. ^ Ellis 2016, с. 306
  101. ^ Ellis 2016, с. 35
  102. ^ Ellis 2016, с. 276
  103. ^ Ellis 2016, с. 2700
  104. ^ Дарио Леоне, «Два бывших матча Королевского флота моря Харриер могут скоро снова летать». Aviation Geek Club, 12 августа 2019 года. Доступ 2021-06-01. https://theaviationgeekclub.com/two-former-royal-navy-sea-harrier-jump-jets-could-fly-again-soon/ архивировал 2 июня 2021 года на машине Wayback
  105. ^ "Святой Атан, долина Гламоргана, Уэльс". Демобил - вне службы британские военные самолеты. Доступ 2021-06-01. http://www.demobbed.org.uk/locations.php?location=2267 Архивировал 2 июня 2021 года на машине Wayback
  106. ^ Jump up to: а беременный Ellis 2016, с. 264
  107. ^ Ellis 2016, с. 212
  108. ^ Ellis 2016, с. 177
  109. ^ Ellis 2016, с. 49
  110. ^ Ellis 2016, с. 76
  111. ^ Ellis 2016, с. 139
  112. ^ Novus (30 ноября 2020 г.). «British Aerospace FA2 Sea Harrier - ZH798 - для продажи | Обеспечение гибкости и государственных служб» . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Получено 20 октября 2021 года .
  113. ^ Twitter https://twitter.com/jetartaviation/status/1449075760665350145 . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Получено 20 октября 2021 года . {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  114. ^ Ellis 2016, с. 258
  115. ^ «Найла авиация - дом моря» . Nalls Aviation. Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Получено 21 апреля 2010 года .
  116. ^ Дженна, Джонсон (2 января 2008 г.). «Полетает назад во времени, в его собственном военном плане» . Вашингтон пост . Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Получено 2 января 2013 года .
  117. ^ Скотт, Фил. Воздух и пространство . Январь 2009 «Обновления» с. 12
  118. ^ «Найла авиация» . Архивировано из оригинала 21 января 2013 года.
  119. ^ Мансон, Кеннет, изд. (1999). Jane's All мировой самолет 1999-00 (90-е изд.). Кулсдон, Суррей, Великобритания: информационная группа Джейн. С. 515–516. ISBN  978-0710618986 .
  120. ^ Уилсон 2000, с. 23
  121. ^ Bull 2004, с. 220–221.
  122. ^ Дональд 1997, с. 215–216.
  123. ^ Spick 2000, pp. 391–92, 414.
  124. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано с оригинала 26 марта 2019 года . Получено 16 апреля 2019 года .
  125. ^ "PII: S0376-0421 (00) 00011-7" (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 30 октября 2021 года . Получено 28 апреля 2021 года .
  126. ^ Уитни, Николас К.Дж. (1994). «Британская ядерная политика после холодной войны». Выживание . 36 (4). Лондон, Великобритания: Институт стратегических исследований: 96–112. ISSN   1555-385X .

Библиография

[ редактировать ]
Дальнейшее чтение
  • Хантер, Джейми (2005). SEA HARRIER: Последний все-британский боец . Midland Publishing. ISBN  978-1857802078 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec44be1a5e8768b9c5e405e6683ad5f7__1725748740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/f7/ec44be1a5e8768b9c5e405e6683ad5f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
British Aerospace Sea Harrier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)