Руаль Амундсен
Руаль Амундсен | |
---|---|
Рожденный | Роальд Энгельбрегт Раскопки Амундсена 16 июля 1872 г. [1] Борге, Эстфолд , Норвегия |
Исчезнувший | 18 июня 1928 г. (55 лет) Баренцево море |
Занятие | Исследователь |
Известный |
|
Награды |
|
Подпись | |
Роальд Энгельбрегт Грейв Амундсен (англ. Великобритания : / ˈ ɑː m ʊ n d s ən / , США : / мен - ; s - / [3] [4] Норвежский: [ˈrùːɑɫ ˈɑ̂mʉnsən] ; 16 июля 1872 г. - ок. 18 июня 1928 ) — норвежский исследователь полярных регионов . Он был ключевой фигурой периода, известного как Героическая эпоха исследования Антарктики .
Амундсен родился в Борге, Эстфолд , Норвегия. Он начал свою карьеру в качестве полярного исследователя в качестве первого помощника капитана Адриена де Жерлаша Бельгийской антарктической экспедиции 1897–1899 годов. С 1903 по 1906 год он возглавлял первую экспедицию, успешно пересекшую Северо-Западный проход на шлюпе «Йёа» . В 1909 году Амундсен начал планировать экспедицию на Южный полюс . Он покинул Норвегию в июне 1910 года на корабле «Фрам» и достиг Антарктиды в январе 1911 года. Его группа разбила лагерь в Китовой бухте и несколько складов снабжения на Барьере (ныне известном как шельфовый ледник Росса ), прежде чем отправиться на полюс в октябре. Группа из пяти человек во главе с Амундсеном стала первой, кто достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года.
После неудачной попытки в 1918 году достичь Северного полюса, пересекая Северо-Восточный проход на корабле «Мод» , Амундсен вместо этого начал планировать воздушную экспедицию. 12 мая 1926 года Амундсен и еще 15 человек на дирижабле «Норвегия» стали первыми исследователями, достигшими Северного полюса. [5] [6] Амундсен пропал в июне 1928 года во время полета по спасению дирижабля «Италия» в Арктике. Поиски его останков, которые так и не были найдены, были прекращены в сентябре того же года.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Амундсен родился в семье норвежских судовладельцев и капитанов в Борге , между городами Фредрикстад и Сарпсборг . Его родителями были Йенс Амундсен и Ханна Сальквист. Роальд был четвертым сыном в семье. Его мать хотела, чтобы он избегал семейной морской торговли, и поощряла его стать врачом - обещание, которое Амундсен сдержал до тех пор, пока его мать не умерла, когда ему был 21 год. Он быстро бросил университет и посвятил жизнь морю. [7]
Амундсен жил в окрестностях Ураниенборга и время от времени был товарищем по играм новатора-исследователя Антарктиды Карстена Борхгревинка . [8] [9]
Когда ему было пятнадцать лет, Амундсен был очарован чтением сэра Джона Франклина рассказов о его сухопутных арктических экспедициях. Амундсен писал: «Я читал их с пылким увлечением, которое определило всю мою жизнь». [10]
Полярные походы
[ редактировать ]Бельгийская антарктическая экспедиция
[ редактировать ]Амундсен присоединился к Бельгийской антарктической экспедиции в качестве первого помощника капитана в возрасте 25 лет в 1897 году. Эта экспедиция, возглавляемая Адриеном де Жерлашем на корабле RV Belgica , стала первой экспедицией, перезимовавшей в Антарктиде. [11] « Бельжика » , то ли по ошибке, то ли намеренно, застряла в морском льду на 70°30’ю.ш. у острова Александра , к западу от Антарктического полуострова . Экипаж пережил зиму, к которой был плохо подготовлен.
По собственной оценке Амундсена, врач экспедиции, американец Фредерик Кук , вероятно, спас команду от цинги , охотясь на животных и кормя команду свежим мясом. В тех случаях, когда цитрусовых не хватает, сырое мясо – особенно субпродукты животных – часто содержит достаточно витамина С, чтобы предотвратить цингу. [12]
Северо-Западный проход
[ редактировать ]В 1903 году Амундсен возглавил первую экспедицию, успешно пересекшую Северо-Западный проход Канады между Атлантическим и Тихим океанами. он запланировал небольшую экспедицию из шести человек на 45-тонном рыболовном судне Gjøa Чтобы иметь гибкость, . Его корабль имел сравнительно небольшую осадку. Его техника заключалась в том, чтобы использовать небольшой корабль и обнять берег. Амундсен оснастил корабль небольшим одновинтовым парафиновым (дизельным) двигателем мощностью 13 лошадиных сил. [13]
Они прошли через Баффинов залив , пролив Парри , а затем на юг через пролив Пил , пролив Джеймса Росса , пролив Симпсона и пролив Рэй . Они провели две зимы на острове Кинг-Уильям , в гавани того места, где сегодня находится Йьоа-Хейвен . [11] [13] За это время Амундсен и команда узнали от местного нетсилик-инуита о навыках выживания в Арктике , которые он нашел неоценимыми в своей более поздней экспедиции на Южный полюс. Например, он научился использовать ездовых собак для перевозки грузов и носить шкуры животных вместо тяжелых шерстяных парк, которые не защищали от холода, когда намокли.
Покинув Йоа-Хейвен, он поплыл на запад и миновал Кембриджский залив , до которого с запада добрался Ричард Коллинсон в 1852 году. Продолжая движение к югу от острова Виктория , корабль 17 августа 1905 года миновал архипелаг Канадский Арктический . Ему пришлось остановиться на зиму, прежде чем отправиться в Ном на тихоокеанском побережье Аляски. Ближайшая телеграфная станция находилась в 500 милях (800 км) в Игле . Амундсен отправился туда по суше, чтобы 5 декабря сообщить об успехе, а затем вернулся в Ном в 1906 году. Позже в том же году он был избран в Американское антикварное общество . [14]
В это время Амундсен узнал о расторжении унии между Норвегией и Швецией и о том, что у него появился новый король. Исследователь отправил новому королю Хокону VII известие о том, что его пересечение Северо-Западного прохода «было большим достижением для Норвегии». [15] Он сказал, что надеется сделать больше, и подписал его: «Ваш верный подданный Руаль Амундсен». [15] Экипаж вернулся в Осло в ноябре 1906 года, после почти трех с половиной лет за границей. Йёа была возвращена в Норвегию в 1972 году. После 45-дневного путешествия из Сан-Франциско на балкере ее высадили на сушу возле музея Фрама в Осло. [15] где она сейчас находится в своем собственном здании музея.
Экспедиция Южного полюса
[ редактировать ]Затем Амундсен планировал совершить экспедицию на Северный полюс и исследовать Арктический бассейн . Испытывая трудности со сбором средств, когда в 1909 году он услышал, что американцы Фредерик Кук и Роберт Пири заявили, что достигли Северного полюса в результате двух разных экспедиций, он решил изменить маршрут в Антарктиду. [16] Он не совсем ясно понимал свои намерения, и Роберт Ф. Скотт и норвежские сторонники почувствовали себя введенными в заблуждение. [16] В том же году Скотт планировал свою собственную экспедицию на Южный полюс. На корабле «Фрам» , ранее использовавшемся Фритьофом Нансеном , Амундсен 3 июня 1910 года покинул Осло и направился на юг. [16] [17] На Мадейре Амундсен предупредил своих людей, что они направляются в Антарктиду, и отправил Скотту телеграмму: «Прошу сообщить вам, что Фрам направляется в Антарктику – Амундсен». [16]
Почти шесть месяцев спустя экспедиция прибыла к восточному краю шельфового ледника Росса (тогда известного как «Большой ледяной барьер»), в большом заливе под названием Китовый залив , 14 января 1911 года. Амундсен разбил там свой базовый лагерь. , назвав его Фрамхейм . Амундсен отказался от тяжелой шерстяной одежды, которую носили во время предыдущих попыток Антарктики, в пользу шкур с мехом в стиле инуитов . [7]
Используя в качестве транспорта лыжи и собачьи упряжки, Амундсен и его люди создали склады снабжения на 80°, 81° и 82° южной широты на Барьере, вдоль линии, ведущей непосредственно на юг к полюсу. [7] Амундсен также планировал убить по дороге большую часть своих собак и использовать их в качестве источника свежего мяса. По пути он зарезал нескольких собак и скормил их оставшимся собакам, а некоторых съел сам. [18] Небольшая группа, в которую входили Ялмар Йохансен , Кристиан Преструд и Йорген Стубберуд , отправилась в путь 8 сентября, но была вынуждена отказаться от похода из-за экстремальных температур. Болезненное отступление вызвало ссору внутри группы, и Амундсен отправил Йохансена и двух других мужчин исследовать Землю короля Эдуарда VII .
Вторая попытка, с командой из пяти человек, состоящей из Олава Бьяаланда , Хельмера Ханссена , Сверре Хасселя , Оскара Вистинга и Амундсена, покинула базовый лагерь 19 октября. Они взяли с собой четыре нарты и 52 собаки. Используя маршрут вдоль ранее неизвестного ледника Аксель-Хейберг , они достигли края Полярного плато 21 ноября после четырехдневного восхождения. Команда и 16 собак прибыли на полюс 14 декабря, на месяц раньше группы Скотта. [а] Амундсен назвал свой лагерь на Южном полюсе Полхейм . Амундсен переименовал Антарктическое плато в Плато короля Хокона VII. Они оставили небольшую палатку и письмо с описанием своих достижений на случай, если им не удастся благополучно вернуться во Фрамхейм.
Команда прибыла во Фрамхейм 25 января 1912 года с 11 выжившими собаками. Они покинули континент и направились в Хобарт , Австралия, где Амундсен публично объявил о своем успехе 7 марта 1912 года. Он телеграфировал новости сторонникам.
Экспедиция Амундсена выиграла от его тщательной подготовки, хорошего снаряжения, соответствующей одежды, простой основной задачи, понимания собак и обращения с ними, а также эффективного использования лыж. В отличие от неудач команды Скотта, путь Амундсена оказался относительно гладким и без происшествий.
Северные полярные экспедиции и Северо-Восточный проход
[ редактировать ]Северо-Восточный проход
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2021 г. ) |
В 1918 году экспедиция Амундсена началась с новым кораблем «Мод» , продолжавшаяся до 1925 года. Мод осторожно провела сквозь льды с запада на восток через Северо-Восточный проход . Вместе с ним в этой экспедиции были Оскар Вистинг и Хельмер Ханссен, оба входили в состав команды, достигшей Южного полюса. Кроме того, Хенрик Линдстрём был задействован в качестве повара. У него случился инсульт, и он был настолько ослаблен физически, что не мог участвовать.
Целью экспедиции было исследование неизвестных районов Северного Ледовитого океана, вдохновленной более ранней экспедицией Фритьофа Нансена с «Фрамом» . План состоял в том, чтобы плыть вдоль побережья Сибири и зайти во льды дальше на север и восток, чем это сделал Нансен. В отличие от предыдущих экспедиций Амундсена, ожидалось, что эта экспедиция принесет больше материала для академических исследований, и он взял на борт геофизика Харальда Свердрупа .
Плавание совершалось в северо-восточном направлении через Карское море . Амундсен планировал вморозить « Мод» в полярную ледяную шапку и дрейфовать к Северному полюсу – как Нансен сделал с « Фрамом» – и он сделал это у мыса Челюскин . Но лед стал настолько толстым, что корабль не смог вырваться на свободу, хотя он был рассчитан на такое путешествие во льдах. В сентябре 1919 года экипаж освободил корабль ото льдов, но через одиннадцать дней он снова замерз где-то между Новосибирскими островами и островом Врангеля .
За это время Амундсен сломал руку и подвергся нападению белого медведя. [20] В результате он мало участвовал в работах на открытом воздухе, таких как катание на санях и охота. Он, Ханссен и Вистинг вместе с двумя другими мужчинами отправились в экспедицию на собачьих упряжках в Ном, Аляска, на расстоянии более 1000 километров (620 миль). не замерз Но они обнаружили, что лед в Беринговом проливе , и его невозможно пересечь. Они отправили телеграмму из Анадыря , чтобы сообщить о своем местонахождении.
После двух зим, проведённых во льдах, так и не добившись цели дрейфовать через Северный полюс, Амундсен решил отправиться в Ном, чтобы починить корабль и закупить провизию. Некоторые члены экипажа, находившиеся на берегу, в том числе Ханссен, не вернулись вовремя на корабль. Амундсен посчитал, что Ханссен нарушил контракт, и уволил его из команды.
Третьей зимой Мод замерзла в западной части Берингова пролива. Наконец она стала свободной, и в 1921 году экспедиция отправилась на юг, достигнув Сиэтла на северо-западе Тихого океана Америки для ремонта. Амундсен вернулся в Норвегию, ему нужно было привести в порядок свои финансы. Он взял с собой двух молодых девочек из числа коренных народов, усыновленную им четырехлетнюю Какониту и ее спутницу Камиллу. Однако, когда два года спустя Амундсен обанкротился, он отправил девочек на попечение отца Камиллы, который жил на востоке России. [21]
В июне 1922 года Амундсен вернулся на «Мод» , который направлялся в Ном. [22] Он решил перейти от запланированной морской экспедиции к воздушной и организовал чартер самолета. Он разделил команду экспедиции на две части: одна часть, возглавляемая им, должна была перезимовать и подготовиться к попытке перелета через полюс в 1923 году. Вторая команда на Мод под командованием Вистинга должна была возобновить первоначальный план. дрейфовать над Северным полюсом во льдах. Корабль три года дрейфовал во льдах к востоку от Новосибирских островов, так и не достигнув Северного полюса. В конце концов кредиторы Амундсена конфисковали его в качестве залога по его растущему долгу.
Хотя им не удалось достичь Северного полюса, научные результаты экспедиции, главным образом работы Свердрупа, оказались весьма ценными. Большая часть тщательно собранных научных данных была утеряна во время злополучного путешествия Питера Тессема и Пола Кнутсена , двух членов экипажа, отправленных с миссией Амундсена. Научные материалы были позже извлечены в 1922 году русским ученым Николаем Урванцевым оттуда, где они были брошены на берегу Карского моря . [23]
Воздушные экспедиции на Северный полюс
[ редактировать ]Попытка пролететь над полюсом в 1923 году провалилась. Амундсен и Оскар Омдал из Королевского военно-морского флота Норвегии пытались перелететь из Уэйнрайта, Аляска , на Шпицберген через Северный полюс. Когда их самолет был поврежден, они отказались от путешествия. Чтобы собрать дополнительные средства, Амундсен в 1924 году путешествовал по Соединенным Штатам с лекционным туром.
В 1925 году в сопровождении Линкольна Эллсворта , пилота Ялмара Рисер-Ларсена , бортмеханика Карла Фойхта и двух других членов команды Амундсен поднялся на две Dornier Do J летающие лодки , N-24 и N-25, на 87°44′ северной широты. На тот момент это была самая северная широта, до которой можно было добраться самолетом. Самолеты приземлились в нескольких милях друг от друга без радиосвязи, однако экипажам удалось воссоединиться. Н-24 получил повреждения. Амундсен и его команда более трех недель работали над очисткой взлетно-посадочной полосы для взлета со льда. [24] Они расчистили 600 тонн льда, потребляя при этом всего один фунт (450 г) ежедневного рациона питания. В итоге шесть членов экипажа поместились в Н-25. Совершив выдающийся подвиг, Рисер-Ларсен взлетел, и они едва смогли подняться в воздух над треснувшим льдом. Они вернулись с триумфом, когда все думали, что они потеряны навсегда.
В 1926 году Амундсен и еще 15 человек (в том числе Эллсуорт, Рисер-Ларсен, Оскар Вистинг и итальянский летный экипаж под руководством авиационного инженера Умберто Нобиле ) совершили первое пересечение Арктики на дирижабле «Норге» , спроектированном Нобиле. [25] Они покинули Шпицберген 11 мая 1926 года, 12 мая пролетели над Северным полюсом. [26] и на следующий день приземлился на Аляске.
Споры по поводу полярного приоритета
[ редактировать ]Три предыдущих утверждения о прибытии на Северный полюс американца Фредерика Кука в 1908 году; Роберт Пири в 1909 году; и Ричарда Э. Берда в 1926 году (всего за несколько дней до « Норвегии »), некоторые оспаривают как имеющие сомнительную точность или откровенно мошеннические. [27] [28] Если эти другие утверждения ложны, то экипаж « Норвегии» станет первыми исследователями, которые, как подтверждено, достигли Северного полюса, когда они проплывали над ним в Норвегии в 1926 году. [5] [26] Если норвежская экспедиция была первой экспедицией на Северный полюс, то Амундсен и Оскар Вистинг были первыми людьми, достигшими обоих географических полюсов по земле или по воздуху.
Исчезновение и смерть
[ редактировать ]Амундсен пропал 18 июня 1928 года во время спасательной операции в Арктике. В его команду входили норвежский пилот Лейф Дитрихсон , французский пилот Рене Гильбо и еще трое французов. Они искали пропавших без вести членов экипажа Нобиле, чей новый дирижабль «Италия» разбился при возвращении с Северного полюса. Амундсена Latham 47 Французская летающая лодка так и не вернулась . [29]
были обнаружены поплавок крыла и нижний бензобак от самолета, приспособленные в качестве замены поплавка крыла Позже у побережья Тромсё . Предполагается, что самолет разбился в Баренцевом море . [30] и что Амундсен и его команда погибли в результате крушения или умерли вскоре после этого. Поиски Амундсена и его команды были прекращены в сентябре 1928 года норвежским правительством, и тела так и не были найдены. [31]
В 2004 году и в конце августа 2009 года Королевский флот Норвегии использовал беспилотную подводную лодку Hugin 1000 для поиска обломков самолета Амундсена. Поиски были сосредоточены на территории площадью 40 квадратных миль (100 км2). 2 ) площади морского дна и были задокументированы немецкой продюсерской компанией ContextTV. [32] [33] С самолета Амундсена ничего не нашли.
Личная жизнь
[ редактировать ]Амундсен всю жизнь был холостяком, хотя у него были давние отношения с уроженкой Норвегии Кристиной Элизабет («Поцелуй») Беннетт, женой англичанина Чарльза Пето Беннета . [34] Он встретил ее в Лондоне в 1907 году, и они оставались близкими на протяжении многих лет, хотя Амундсен держал свои отношения в секрете от всех, кто не входил в его интимный круг. Позже он обручился с Бесс Магидс, разведенной американкой, которую он встретил на Аляске. [35] Хотя доказательств мало, говорят, что у Амундсена был короткий роман со своей хозяйкой в Антверпене , пока он не вернулся домой и не нашел ее мертвой в результате очевидного самоубийства. [36] Его биограф Тор Боманн-Ларсен также предполагает романтические отношения между Амундсеном и Сигрид Кастберг, женой адвоката Лейфа Кастберга из Йёвика , за годы до экспедиции на Южный полюс, отношения Амундсена разорвались после этой экспедиции в пользу Кисс Беннетт. [37]
Писатель Джулиан Санктон отметил, что в молодые годы Амундсен, как говорят, игнорировал романтические отношения ради достижения своих целей. Он «находил мало применения в деятельности, которая не помогала ему реализовать его полярные амбиции». [38]
Ордена и награды
[ редактировать ]- Норвегия :
- Большой крест Королевского норвежского ордена Святого Олафа , 20 ноября 1906 г. [2] [39]
- Памятная медаль за экспедицию «Фрама» на Южный полюс 1910–1911 гг ., 20 августа 1912 г. [40]
- Медаль «За выдающуюся гражданскую службу» 1-й степени (золотая), 1925 г.
- Австро-Венгрия : Большой крест Императорского австрийского ордена Франца-Иосифа , 1907 г. [41]
- Бельгия : Кавалер Ордена Леопольда (гражданская дивизия) [40]
- Дания :
- Медаль «За заслуги » в золоте и с короной, 1907 г. [40]
- Медаль Ганса Эгеде , 1925 г. [42]
- Франция :
- Королевство Италия : Великий кавалер Ордена Короны Италии. [40]
- Королевство Пруссия : [б]
- Кавалер Королевского Ордена Короны 1-й степени. [2]
- 1878 г. Медаль Александра фон Гумбольдта, 1912 г. [45]
- Российская Империя : Кавалер Императорского Ордена Святой Анны I степени. [40]
- Швеция : [40]
- Кавалер Большого креста Королевского ордена Полярной звезды , 1912 г. [46]
- Медаль Вега , 1913 г. [47]
- Великобритания : Медаль Ливингстона , 1925 г. [48]
- Соединенные Штаты :
- Медаль Хаббарда , 1907 год.
- Медаль Чарльза П. Дейли , 1912 г. [49]
- Золотая медаль Конгресса , 29 мая 1928 г. [50]
Наследие
[ редактировать ]Благодаря многочисленным значительным достижениям Амундсена в полярных исследованиях, многие места как в Арктике, так и в Антарктике названы в его честь. , Южнополярная станция Амундсен-Скотт управляемая Антарктической программой США , была названа совместно в честь Амундсена и его британского соперника Роберта Фалькона Скотта . [51] Имя Амундсена достигло и Луны. Кратер Амундсена был назван в его честь, и НАСА рассматривает край этого кратера как потенциальное место посадки лунного корабля «Артемида-3» . [52]
В фильме 1969 года «Красная палатка» рассказывается история экспедиции Нобиле и исчезновения Амундсена. Шон Коннери играет роль Амундсена. [53]
Книга Скотт и Амундсен» « Роланда Хантфорда была адаптирована для телесериала « Последнее место на Земле» . Он вышел в эфир в 1985 году, и в роли Амундсена выступил Сверре Анкер Усдал . [54]
биографический норвежский фильм «Амундсен » режиссёра Эспена Сандберга . 15 февраля 2019 года вышел [55]
Заявления потомков европейцев-инуитов
[ редактировать ]По крайней мере, двое инуитов европейского происхождения в гавани Йёа заявили, что являются потомками Амундсена во время их длительного зимнего пребывания на острове Кинг-Уильям с 1903 по 1905 год. [56] В отчетах участников экспедиции рассказывается об их отношениях с женщинами-инуитками, а историки предполагают, что Амундсен также мог взять себе партнера. [57] хотя он и написал против этого предупреждение. [58]
В частности, сводные братья Боб Конона и Пол Икуаллак говорят, что их отец Люк Икуаллак на смертном одре сказал им, что он сын Амундсена. Конона сказал, что их отец Икуаллак был оставлен на льду умирать после своего рождения, поскольку его европейское происхождение сделало его незаконнорожденным для инуитов, что поставило под угрозу их общину. Его спасли бабушка и дедушка-инуиты.
В 2012 году анализ Y-ДНК , проведенный с разрешения семей, показал, что Икуаллак не соответствует прямой мужской линии Амундсена. [58] Не все потомки, заявляющие о своем европейском происхождении, были проверены на предмет совпадения с Амундсеном, и не проводилось сравнения ДНК Икуаллака с ДНК других европейских членов команды Амундсена. [58]
Работы Амундсена
[ редактировать ]- Северо-Западный проход; Запись об исследовательском путешествии корабля «Йёа» . Том. 1. Нью-Йорк: EP Dutton and Co., 1908. OCLC 971379351 .
- Северо-Западный проход; Запись об исследовательском путешествии корабля «Йёа» . Том. 2. Нью-Йорк: Э.П. Даттон и компания, 1908.
- Южный полюс: отчет о норвежской антарктической экспедиции в «Фраме» . 1912. OCLC 727260901 .
- Северо-восточный проход: путешествие Мод вдоль побережья Азии 1918–1920 гг . Кристиания: Гильдендаль. 1921. OCLC 576654047 .
- Наш полярный полет: Полярный полет Амундсена – Элсворта . Нью-Йорк: Додд, Мид. 1926. OCLC 918183295 .
- Первый перелет через Полярное море . Лондон: Хатчинсон. 1927. OCLC 1026703671 .
- Моя жизнь исследователя . Нью-Йорк: Даблдей. 1927. OCLC 3657624 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В некоторых источниках указана дата 15 декабря. «Фрам» пересек международную линию перемены дат незадолго до прибытия в Китовый залив и тем самым «потерял» день. Поскольку западное и восточное полушария соединены на Южном полюсе, любую дату можно считать правильной, хотя Амундсен указывает 14 декабря как в своем первом телеграфном отчете о прибытии в Хобарт, так и в своем более полном отчете «Южный полюс» . [19]
- ↑ Вернулся 24 октября 1917 года в знак протеста против неограниченной подводной войны Германии. [44]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Округ Эстфолд, Борге-ин-Борге, Приходская книга (официальная) № I 6 (1861–1874), Записи о рождении и крещении 1872 года, стр. 114» . Архивировано из оригинала 6 октября 2013 года . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Den kongelige norske Sanct Olavs Orden» , Norges Statskalender (на норвежском языке), 1910, стр. 907–08, заархивировано из оригинала 17 ноября 2021 г. , получено 17 ноября 2021 г. - через Hathitrust.org
- ^ «Амундсен, Роальд» (США) и «Амундсен, Роальд» . Lexico UK английский словарь . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года.
- ^ «Амундсен» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тирни, Джон (7 сентября 2009 г.). «Кто был первым на Северном полюсе?» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 мая 2022 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Холланд, Ева (18 августа 2017 г.). «Полететь на Северный полюс на дирижабле было легко. Вернуться было бы не так просто» . Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 4 мая 2022 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Томас, Генри; Дана Ли Томас (1972). Живые приключения в науке . Айер Паблишинг. стр. 196–201. ISBN 978-0-8369-2573-9 .
- ^ «Эта маленькая скала хранит историю исследования Антарктики до героической эпохи» . Музеи Виктории . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Хантфорд ( Последнее место на Земле ), с. 28
- ^ Амундсен, Роальд (1927). Моя жизнь исследователя . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, Page & Company.
- ^ Перейти обратно: а б Биографический словарь Хоутона Миффлина . Справочники Houghton Mifflin. 2003. стр. 43, 1696. ISBN. 978-0-618-25210-7 .
- ^ Фергюсон, Донна (16 мая 2021 г.). «Тайна того, как Амундсен победил Скотта в гонке к Южному полюсу? Диета из сырых пингвинов» . Хранитель . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года . Проверено 21 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дерри, Томас Кингстон (1979). История Скандинавии: Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия и Исландия . Университет Миннесоты Пресс. п. 298. ИСБН 978-0-8166-3799-7 . Архивировано из оригинала 19 января 2023 года . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ «MemberListA | Американское антикварное общество» . www.americanantiquarian.org . Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Руаль Амундсен и исследование Северо-Западного прохода . Осло: Музей Фрама . 2008. стр. 63–65. ISBN 978-8282350013 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Симпсон-Хаусли, Пол (1992). Антарктида: исследование, восприятие и метафора . Рутледж. стр. 24–37. ISBN 978-0-415-08225-9 . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 2 января 2016 г.
- ^ Амундсен, Роальд (1913). Южный полюс: отчет о норвежской антарктической экспедиции.. . Л. Кидик. п. 1.
- ^ «Собаки-компаньоны» . Кентерберийский музей . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Амундсен , Том. я, с. XVIII.
- ^ Карпофф, Джонатан М. «Роаль Амундсен: эссе, подготовленное для Энциклопедии Арктики» (PDF) . Университет Вашингтона. Архивировано из оригинала (PDF) 20 мая 2013 года . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ См. Роальда Амундсена. Архивировано 20 октября 2012 года в Wayback Machine , Store Norske Leksikon . По состоянию на 17 апреля 2011 г.
- ^ «Исследователь Севера Руаль Амундсен» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2020 года . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ Барр, Уильям (1919). Последнее путешествие Питера Тессема и Пола Кнутсена .
- ^ Кеннет П. Чех (12 июня 2006 г.). «Роаль Амундсен и экспедиция на Северный полюс 1925 года» . Журнал «История авиации». Архивировано из оригинала 16 мая 2019 года . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ «Роаль Амундсен» . PBS.org. Архивировано из оригинала 15 января 2010 года . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Трой Леннон (12 мая 2016 г.). «Покоритель Южного полюса Руаль Амундсен выиграл воздушную гонку к Северному полюсу» . Дейли Телеграф. Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Хендерсон, Брюс (2005). Истинный Север: Пири, Кук и гонка к полюсу . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32738-0 . OCLC 63397177 .
- ^ Роулинз, Деннис (январь 2000 г.). «Героический полет Берда в 1926 году и его фальшивый последний этап» (PDF) . DIO, Международный журнал научной истории . 10 : 69–76, а также страницы 54, 84–88, 99, 105. ISSN 1041–5440 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 февраля 2012 года . Проверено 13 июля 2007 г.
- ^ «Катастрофическое полярное спасение Latham-47 из Кодебек-ан-Ко» . Нормандия тогда и сейчас . 1 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 18 ноября 2020 г. .
- ^ Алексей Сергеевич Трубецкой (2011). Одержимость Арктикой: Приманка Крайнего Севера Дандурн. п. 232. ИСБН 978-1-55488-855-9 . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 29 ноября 2020 г.
- ^ «Знаменитые исследователи Антарктики: Руаль Амундсен» . 20 октября 2017 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Ринкон, Пол (24 августа 2009 г.). «Би-би-си» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 12 июня 2012 года . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ «В поисках Амундсена» . Архивировано из оригинала 8 января 2010 года . Проверено 30 апреля 2011 г.
- ^ Ганс Олав Тиволд (2012). Руаль Амундсен . Шрифт Форлаг AS. стр. 46. ISBN 978-82-8169-179-7 . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Тор Боманн-Ларсен (2011). Руаль Амундсен . История Пресс. стр. 189, 355–358. ISBN 978-0-7524-6682-8 . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Санктон, стр. 149 (сноска); Боманн-Ларсен, стр. 20.
- ^ Боманн-Ларсен, Тор (2006). Руаль Амундсен . Phoenix Mill: Sutton Publishing. стр. 72–73, 117, 139. ISBN. 0-7509-4343-2 .
- ^ Санктон, Джулиан (2021). Сумасшедший дом на краю земли . Корона/Случайный Дом. п. 149. ИСБН 978-1-9848-2433-2 .
- ^ «Линдстрем, Адольф Хенрик (1866–1939)» . Музей Фрама . Архивировано из оригинала 14 мая 2024 года . Проверено 16 мая 2024 г.
[Осенью] 1906 года... Амундсен получил Большой крест ордена Святого Олафа.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Поэты, художники и ученые» , Norges Statskalender (на норвежском языке), 1922, стр. 253–54, заархивировано из оригинала 18 ноября 2021 г. , получено 18 ноября 2021 г. - через Hathitrust.org.
- ^ «Рыцарский орден» , Судебный и государственный справочник Австро-Венгерской монархии , 1918, с. 264 , заархивировано из оригинала 10 апреля 2021 года , получено 9 апреля 2021 года.
- ^ «Эгеде медайлен» . Geografisk Tidsskrift (на датском языке). 84 . 1984. Архивировано из оригинала 10 февраля 2017 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Большая золотая медаль за исследования и открытия» (на французском языке). Географическое общество. Архивировано из оригинала 6 декабря 2014 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ Холаас, Одд ; Barlaup, Асбьёрн ; Шторм, Хеннинг; Сольхейм, Джон (1957). Норвегия при Хоконе VII 1905–1957 (на норвежском языке) (3-е, исправленное издание). Осло: Каппелен. стр. 172. Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Герхард Штеблайн и другие. (1978), «Традиции и современные задачи полярных исследований», Die Erde (на немецком языке), 109 : 229–67.
- ^ Sveriges statskalender (на шведском языке), 1915, с. 726, заархивировано из оригинала 18 ноября 2021 г. , получено 18 ноября 2021 г. - через runeberg.org.
- ^ «Тидигаре медальёрер» (PDF) (на шведском языке). Шведское общество антропологии и географии. Август 2018. Архивировано (PDF) из оригинала 4 декабря 2020 года . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ «РСГС» . 3 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 19 ноября 2021 года . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ «Американское географическое общество: Медаль Чарльза П. Дейли» . Архивировано из оригинала 22 мая 2018 года . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Офис секретаря. «Получатели золотой медали Конгресса: (с 1776 г. по настоящее время)» . Палата представителей США . Архивировано из оригинала 17 января 2018 года . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Южнополярная станция Амундсен-Скотт - Национальный научный фонд. Архивировано 2 августа 2018 г. на Wayback Machine. Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Поттер, Шон (19 августа 2022 г.). «НАСА определяет регионы-кандидаты для высадки следующих американцев на Луну» . НАСА . Архивировано из оригинала 2 ноября 2022 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «Красная палатка (1971)» . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 26 марта 2019 г. - через www.rottentomatoes.com.
- ^ О'Коннор, Джон Дж. (20 октября 1985 г.). «Телевидение; «Последнее место на Земле» - не только об Антарктике» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 мая 2015 года . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ Трейлер (norsk tekst) (на норвежском языке), заархивировано из оригинала 5 сентября 2019 г. , получено 22 февраля 2019 г.
- ^ «Потомок полярника нашел родственников в Нунавуте | CBC News» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2019 года . Проверено 14 апреля 2019 г. .
- ^ «Мы потомки Амундсена». Архивировано 4 ноября 2007 г. в Wayback Machine , Aften Posten.
- ^ Перейти обратно: а б с «Потомки Роальда Амундсена в Йоа-Хейвене?» Архивировано 16 апреля 2013 г. в Wayback Machine , Музей Фрама, 27 января 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Амундсен, Роальд ; Нильсен, Торвальд ; Преструд, Кристиан ; Чейтер, А.Г. (тр.) (1976) [1912]. Южный полюс: отчет о норвежской экспедиции на корабле «Фрам» , 1910–1912 гг. (Тома I и II) . Лондон: К. Херст и компания. ISBN 978-0-903983-47-1 . Впервые опубликовано в 1912 году Джоном Мюрреем, Лондон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стивен Баун. Последний викинг: Жизнь Руаля Амундсена: покорителя Южного полюса . (Лондон, Aurum Press, 2012 г.)
- Тор Боманн-Ларсен. Руаль Амундсен . (Издательство Саттон, 2006 г.)
- Гарт Кэмерон. От полюса к полюсу: путешествие Руаля Амундсена в полете . (Нью-Йорк, Skyhorse Publishing, 2014 г.)
- Гарт Кэмерон. Умберто Нобиле и арктические поиски дирижабля «Италия» . (Страуд, Fonthill Media, 2017 г.)
- Хьюго Деклер. Дневник Роальда Амундсена «Бельжика»: первая научная экспедиция в Антарктику . (Эрскин Пресс, 1999)
- Роланд Хантфорд. Последнее место на Земле: гонка Скотта и Амундсена к Южному полюсу . (1979)
- Хантфорд, Роланд (1985). Последнее место на Земле . Лондон и Сидней: Pan Books. ISBN 978-0-330-28816-3 .
- Райнер К. Лангнер. Скотт и Амундсен: Ледовая дуэль . (Лондон, Haus Publishing, 2007 г.)
- Джулиан Санктон. Сумасшедший дом на краю Земли: Путешествие Бельгики в темную антарктическую ночь. (Нью-Йорк, Crown Publishing, 2021 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Роальда Амундсена в Библиотеке наследия биоразнообразия
- Работы Роальда Амундсена в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Роальда Амундсена в Открытой библиотеке
- Работы Роальда Амундсена в Project Gutenberg
- Работы Роальда Амундсена или о нем в Internet Archive
- Вырезки из газет о Роальде Амундсене в архив ZBW XX веке. Пресс -
- 1872 рождения
- Дела о пропавших без вести 1920-х годах
- 1928 смертей
- Экспедиция Амундсена на Южный полюс
- Жертвы нападения медведя
- Бельгийская антарктическая экспедиция
- Обладатели золотой медали Конгресса
- Командоры Большого креста ордена Полярной звезды.
- Норвежские исследователи Антарктиды
- Исследователи Антарктиды
- Исследователи Канады
- Исследователи Арктики
- Исследователи Сибири
- Члены Американского антикварного общества
- Пропавшие авиаторы
- Норвежские полярники
- Люди из Фредрикстада
- Кавалеры медали «За авиационную доблесть».
- Скандинавские исследователи Северной Америки
- Большие кресты ордена Франца-Иосифа
- Лауреаты медали «За заслуги» (Дания)
- Великие офицеры Почетного легиона
- Кавалеры Ордена Короны (Италия)
- Кавалеры ордена Святой Анны I степени.
- Жертвы авиационных происшествий или инцидентов в международных водах