Jump to content

Супермариновый ятаган

(Перенаправлено с Supermarine Type 544 Scimitar F.1 )

Ятаган
Ятаганы 736-й морской авиационной эскадрильи в Фарнборо , 1962 год.
Роль Морской ударный истребитель
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Супермарин
Первый полет 19 января 1956 г.
Введение 1957
Ушедший на пенсию 1969
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь Королевский флот
Количество построенных 76

Supermarine Scimitar — одноместный военно-морской ударный самолет, разработанный и произведенный британской авиастроительной компанией Supermarine . Эксплуатируемый исключительно Королевского флота , авиацией флота это был последний самолет, полностью спроектированный и изготовленный Supermarine. [ 1 ]

Scimitar был разработан на основе более ранней разработки, получившей внутреннее обозначение Type 505 , истребителя без шасси, предназначенного для управления с резиновых палуб . Многие особенности самолета, в том числе его нестандартное V-образное хвостовое оперение (или «хвост-бабочка») и тонкое прямое крыло, были унаследованы от этого предка; однако Адмиралтейство пересмотрело свои требования и рекомендовало использовать обычную ходовую часть. Соответственно, Supermarine выпустила близкородственный Type 508 , оснащенный увеличенным крылом и убирающейся ходовой частью. 31 августа 1951 года Тип 508 совершил свой первый полет , за ним последовали модернизированные Тип 529 и Тип 544 , последний послужил прямым прототипом серийной модели, совершив свой первый полет в январе 1956 года.

В 1957 году был поставлен первый серийный самолет, что позволило Scimitar поступить на вооружение Королевского флота в следующем году. Самолет эксплуатировался Королевским флотом как ударный самолет малой высоты, который потенциально был вооружен ядерным оружием и был заменен в качестве истребителя еще до его появления другими самолетами, такими как de Havilland Sea Venom и de Havilland Sea. Виксен . В нем наблюдался относительно высокий уровень истощения из-за серии аварий. В последние годы эксплуатации этот тип часто использовался в качестве воздушного заправщика . В 1969 году Scimitar был окончательно снят с вооружения, его заменили на более новые и боеспособные самолеты, такие как Blackburn Buccaneer .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Scimitar возник на основе ряда проектов Supermarine для военно-морского реактивного самолета. Работа над тем, что в конечном итоге привело к созданию Scimitar, официально началась в 1945 году после появления требований к истребителю без шасси, который должен был приземляться на гибкие «подрессоренные» резиновые палубы . [ 1 ] По словам авторов в области авиации К. Ф. Эндрюса и Э. Б. Моргана, среди чиновников широко распространено мнение, что такая схема позволит строить самолеты с более легкой и простой конструкцией и, таким образом, иметь более высокие характеристики по сравнению с их обычными аналогами, особенно среди эксплуатируемые с авианосцев . В частности, снижение веса, достигнутое за счет отказа от усиленной ходовой части, используемой на военно-морских самолетах, приведет к значительно большей скороподъемности и ускорению. [ 1 ] Стремясь сохранить планер компактным и достаточно легким, было также желательно использовать самые мощные доступные силовые установки, ограничив при этом его диаметр и, следовательно, общий размер; Было быстро установлено, что размещение пары двигателей в конфигурации бок о бок привело к относительно плоскому поперечному сечению фюзеляжа, что обеспечило благоприятные характеристики для посадки без шасси. [ 2 ]

Конструкция Supermarine, отвечающая этому требованию и получившая внутреннее обозначение Type 505 , отличалась необычным V-образным хвостовым оперением (или «хвост-бабочка»), которое удерживало поверхности хвостового оперения вдали от выхлопных газов реактивных двигателей. Управление по тангажу осуществлялось за счет движений всего хвостового оперения, при этом рули высоты могли работать в тандеме, обеспечивая дополнительный контроль по тангажу, а также заменяли руль направления обычного хвостового оперения при дифференциальной работе. с широкой хордой элероны Для бокового управления были установлены передней и задней кромки закрылки , а также были установлены , в том числе закрылки пикирования , помогающие восстанавливаться во время полета на высокой скорости за счет восстановления подъемной силы. [ 3 ] [ 4 ] Кабина, похожая на более ранний Supermarine Attacker , была расположена в носовой части самолета. Она находилась под давлением, чтобы облегчить полет на высоте. В качестве силовой установки был выбран двигатель Rolls-Royce Avon турбореактивный , пара которых была установлена ​​рядом в фюзеляже; Доступ к нему осуществлялся через съемные панели в верхней части фюзеляжа. [ 5 ] Также можно было использовать относительно тонкое крыло, избавленное от необходимости несущих элементов ходовой части; Хотя рассматривалась возможность конфигурации стреловидного крыла , этот вариант был отклонен, поскольку на тот момент он представлял слишком много неизвестных факторов. Вместо него было принято прямое крыло с постоянным сечением профиля; его передняя часть была настолько большой, насколько это было возможно, чтобы свести к минимуму преждевременный отрыв воздушного потока - явление, которое могло привести к остановке . [ 5 ]

Редизайн

[ редактировать ]

В 1948 году Адмиралтейство передумало по поводу истребителя без ходовой части, что привело к тому, что Supermarine переработала свою конструкцию, включив в нее ходовую часть с носовым колесом , в результате чего была изменена конструкция, получившая обозначение Тип 508 . [ 6 ] Это привело к использованию убирающейся ходовой части с носовым колесом; Работе по модернизации способствовали соображения, которые уже учитывались при установке обычной ходовой части на Тип 505 во время его первых испытательных полетов. Кроме того, в это время также была снижена возможная посадочная скорость, что потребовало различных изменений, таких как увеличение толщины крыла с семи до девяти процентов для более высокого коэффициента подъемной силы, а также увеличение площади крыла. [ 7 ]

Тип 508 был первым предком Scimitar; он имел общую компоновку нелетающего Типа 505, оба имели прямое крыло в паре с V-образным хвостовым оперением и сдвоенные реактивные двигатели. [ 8 ] Модернизация была проведена таким образом, чтобы при желании конфигурация без ходовой части оставалась жизнеспособной; более того, он был спроектирован таким образом, чтобы его можно было легко адаптировать Королевских ВВС и к требованиям (RAF). Основное структурное изменение между двумя конструкциями коснулось лонжеронов крыла, которые были перенаправлены под двигатели, чтобы разместить ходовую часть. [ 8 ] В ноябре 1947 года Supermarine получила первоначальный заказ на три Type 508 для выполнения спецификации N.9/47 . [ 4 ]

31 августа 1951 года первый Тип 508 совершил свой первый полет с авиабазы ​​Королевских ВВС Боскомб Даун ; к маю 1952 года самолет начал палубные испытания на борту HMS Eagle . [ 9 ] Второй самолет имел существенные отличия, имел пушечное вооружение и отличался настолько в деталях, что был переименован в Тип 529 . Первый полет он совершил 29 августа 1952 года. [ 4 ] Одной из необычных модификаций был увеличенный хвостовой обтекатель, который был реализован для того, чтобы предлагаемый радар предупреждения о хвостовом оперении . можно было разместить [ 10 ] Максимальная скорость Типа 508 и 529 с прямым крылом была относительно скромной: Тип 529 достигал 607 миль в час (977 км/ч), и еще во время первого полета Типа 508 было решено перепроектировать третий прототип со стреловидным крылом. для улучшения производительности. [ 11 ] Получившийся в результате Тип 525 также имел обычное стреловидное оперение, а также закрылки для снижения посадочной скорости и совершил первый полет 27 апреля 1954 года. [ 12 ]

Хотя впоследствии самолет был потерян в результате крушения, были отмечены многочисленные положительные улучшения характеристик, в том числе снижение скорости сваливания, уменьшение угла атаки, повышение устойчивости и управляемости на низких скоростях, а также более стабильный поток воздуха над крылом. задний край. [ 13 ] Таким образом, базовая конструкция считалась достаточно обоснованной до такой степени, что официальные лица решили приступить к созданию внешне довольно похожего самолета Тип 544 , соответствующего Спецификации N.113. [ 14 ] Всего было заказано 100 самолетов, хотя Королевский флот изменил спецификацию на ударный самолет низкого уровня с ядерным потенциалом , несмотря на то, что изначально он проектировался как истребитель. [ 15 ]

Первый из Тип 544, послуживший прототипом для более поздней серийной серии, поднялся в воздух 19 января 1956 года. С третьим Типом 544 самолет еще больше изменился, включив в себя различные аэродинамические изменения и более прочный планер для новой роли на низком уровне - цитируя Flight . ; «Чтобы обеспечить беспрепятственное маневрирование в густом турбулентном воздухе на малых высотах при переноске тяжелых грузов ударного вооружения, конструкция чрезвычайно прочна». [ 14 ] Различные аэродинамические «исправления» были внесены, чтобы противостоять нежелательным эффектам увеличения тангажа, возникающим во время полета на высокой скорости и на больших высотах; в их число входили расширенные законцовки крыла и ограждения крыла, а хвостовое оперение также было изменено с двугранного на двугранное. Эти комбинированные модификации привели к тому, что окончательный тип 544 стал считаться «производственным стандартом». Первый серийный Scimitar поднялся в воздух 11 января 1957 года. [ 16 ]

В Scimitar впервые были реализованы системы пропорционального расхода топлива и встроенные баки основного самолета, а также «выдувные» летающие поверхности для снижения посадочной скорости. Он также показал первое использование дублированных полноприводных органов управления полетом на самолете британских военно-морских сил. [ 17 ]

Операционная история

[ редактировать ]
803 NAS Scimitar с корабля HMS Hermes с самолетами A-4 , F-8 и F-4 ВМС США над Средиземным морем.

На момент своего появления Scimitar был самым большим, тяжелым и мощным самолетом, поступившим на вооружение авиации флота. [ 18 ] В июне 1958 года эксплуатационная подготовка этого типа началась в 803-й военно-морской авиационной эскадрилье авиабазы ​​Лоссимаут перед их посадкой на авианосец HMS Victorious в сентябре того же года. Вскоре после этого вокруг Scimitar сформировалось несколько эскадрилий, что привело к его использованию на авианосцах HMS Ark Royal , HMS Centaur , HMS Eagle и HMS Victorious . [ 19 ]

На заре летной карьеры Scimitar большинство авианосцев Королевского флота были относительно небольшими, тогда как Scimitar был сравнительно большим и мощным самолетом. Эта комбинация, вероятно, во многом способствовала частым авариям при приземлении этого типа; возможно, наиболее громкие из них произошли во время появления этого типа. Это был несчастный случай со смертельным исходом, унесший жизнь командира Джона Рассела, командира 803-й морской авиационной эскадрильи, первой эскадрильи, использовавшей Scimitar. [ 20 ] В целом Scimitar пострадал от большого количества потерь; 39 из них погибли в результате несчастных случаев, что составляет 51% от общего объема производства Scimitar. [ 21 ]

Хотя Scimitar мог действовать как истребитель, роль перехватчика выполняли de Havilland Sea Venom , а затем de Havilland Sea Vixen . [ 22 ] Сам Scimitar был заменен на Blackburn Buccaneer . [ 23 ] Первоначально его использовали как танкер, чтобы можно было запускать с авианосцев маломощный Buccaneer S.1 с полезным вооружением. Чтобы снизить вес, «Буканьер» должен был взлетать с уменьшенным запасом топлива, а затем сразу же после этого дозаправляться от «Ятагана». [ 24 ] В конце эксплуатационной карьеры Scimitar в период с 1965 по 1970 год было запущено 16 экземпляров Группой требований к флоту (FRU), базирующейся в аэропорту Борнмута (Хурн). [ 25 ] [ 26 ] FRU находился под управлением Airwork Services и обеспечивал реалистичные полеты для наземных и морских учебных подразделений ВМФ. [ 27 ]

Варианты

[ редактировать ]
Исследовательский самолет Supermarine 508

Предшественники

[ редактировать ]
Тип 508
Исследовательский самолет с прямым крылом.
Тип 529
Исследовательский самолет с прямым крылом.
Тип 525
Исследовательский самолет со стреловидным крылом.

Прототипы

[ редактировать ]
Тип 544
Прототип Scimitar F.1, 3, построенный экспериментальным отделом Виккерс-Армстронг в Херсли-парке.

Производственная модель

[ редактировать ]
Ятаган F.1
Одноместный многоцелевой истребитель, 76 штук построено компанией Vickers-Armstrong в Саут-Марстоне . Первоначальный заказ был на 100 самолетов в 1952 году, позже сократился до 76.

Операторы

[ редактировать ]
 Великобритания

Несчастные случаи

[ редактировать ]
  • Октябрь 1958 года: после идеальной посадки на только что вновь введенный в строй HMS Victorious и на виду у прессы один из тормозных тросов оборвался, в результате чего Scimitar командира Джона Рассела (серийный XD240) упал в море. Не имея возможности катапультироваться через купол и несмотря на все усилия экипажа вертолета воздушной охраны Westland Whirlwind спасти его, Рассел утонул, когда его Scimitar опустился на дно. [ 20 ] Позже об инциденте рассказала британская служба Pathé News. [ 34 ] Когда самолет был обнаружен, выяснилось, что Расселу удалось открыть фонарь после того, как самолет затонул, но ему не удалось успешно выбраться из-за того, что он был привязан ремнями для ног катапультируемого сиденья и шнурком шлюпки. [ 35 ]
  • 19 ноября 1958 г.: потеряв высоту над Блэк-Айлом, младший лейтенант Ч.Р. Крессвелл катапультировался из своего «Ятагана» (серийный номер XD247). [ 36 ] Однако его парашют раскрылся лишь частично, и он рухнул на землю. «Ятаган» разбился примерно в двух милях от места приземления. Его доставили в ближайшую больницу Рэйгмор , где он скончался от полученных травм на следующий день. [ 37 ] [ 38 ]

Выжившие

[ редактировать ]
XD220 в Музее моря, авиации и космонавтики Intrepid в 2009 году.

Технические характеристики

[ редактировать ]

Данные Supermarine Aircraft с 1914 года. [ 42 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 55 футов 3 дюйма (16,84 м)
  • Размах крыльев: 37 футов 2 дюйма (11,33 м)
  • Высота: 17 футов 4 дюйма (5,28 м)
  • Площадь крыла: 485 кв. футов (45,1 м 2 )
  • Пустой вес: 23 962 фунта (10 869 кг)
  • Полная масса: 34 200 фунтов (15 513 кг)
  • Силовая установка: 2 двигателя Rolls-Royce Avon 202 турбореактивных с тягой 11 250 фунтов силы (50,0 кН) каждый. [ 43 ]

Производительность

  • Максимальная скорость: 640 узлов (740 миль в час, 1190 км/ч) на уровне моря.
  • Диапазон: 1237 миль (1424 миль, 2291 км)
  • Практический потолок: 46 000 футов (14 000 м)
  • Скорость набора высоты: 6751 фут/мин (34,30 м/с).
  • Время набора высоты: 45 000 футов (14 000 м) за 6 минут 39 секунд.
  • Нагрузка на крыло: 70,515 фунтов/кв. футов (344,28 кг/м). 2 ) (вес брутто)

Вооружение

  • Орудия: четыре 30-мм пушки ADEN с боекомплектом по 160 снарядов на ствол. [ 44 ]
  • Узлы подвески: 4, с возможностью перевозки комбинаций:
    • Ракеты: до 16 двух- или трехдюймовых (51 или 76 мм) неуправляемых ракет (по 4 на пилон).
    • Ракеты: четыре AGM-12 Bullpup или AIM-9 Sidewinder. ракеты
    • Бомбы: четыре бомбы по 1000 фунтов (454 кг) или одна Red Beard. ядерная бомба свободного падения [ 44 ]

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Jump up to: а б с Эндрюс и Морган 1981, с. 297.
  2. ^ Эндрюс и Морган 1987, стр. 297–298.
  3. ^ Эндрюс и Морган 1987, с. 298.
  4. ^ Jump up to: а б с Баттлер 2001, стр. 158–159.
  5. ^ Jump up to: а б Эндрюс и Морган 1981, с. 298.
  6. ^ Мейсон 1992, с. 375.
  7. ^ Эндрюс и Морган 1981, стр. 298-299.
  8. ^ Jump up to: а б Эндрюс и Морган 1981, с. 299.
  9. ^ Мейсон 1992, с. 376.
  10. ^ Баттлер 2008, с. 56.
  11. ^ Эндрюс и Морган 1981, стр. 299-300.
  12. ^ Баттлер 2001, стр. 159–160.
  13. ^ Эндрюс и Морган 1981, с. 300.
  14. ^ Jump up to: а б «Супермаринский ятаган». Полет , 1957 г. Дата обращения: 5 августа 2013 г.
  15. ^ Эндрюс и Морган 1981, стр. 300, 303.
  16. ^ Баттлер 2008, стр. 62–63.
  17. ^ Эндрюс и Морган 1981, с. 303.
  18. ^ Эндрюс и Морган 1981, с. 304.
  19. ^ Эндрюс и Морган 1981, стр. 304-305.
  20. ^ Jump up to: а б «Летчик и авиаинженер». Рейс Интернэшнл , 2593, октябрь 1958 г.
  21. ^ "История ятагана". Thunder-and-lightnings.co , 5 апреля 2009 г. Дата обращения: 23 марта 2010 г.
  22. ^ Эндрюс и Морган 1981, стр. 305-306.
  23. ^ Эндрюс и Морган 1981, с. 306.
  24. ^ Баттлер 2001, с. 167
  25. ^ Баттлер 2001, с. 168
  26. ^ Бертлз 1992, с. 96
  27. ^ «Лебединая песня Морского Ястреба» . navalairhistory.com . 22 мая 2013 года . Проверено 13 апреля 2023 г.
  28. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 16.
  29. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 58.
  30. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 125.
  31. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 138.
  32. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 141.
  33. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 152.
  34. ^ «Пилот, попавший в ловушку, тонет в тонущем самолете (1958)» . Британский Пате. 29 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 21 апреля 2018 г. - через YouTube.
  35. ^ «Открытый клапан привел к обрыву провода» . Новости ВМФ . Декабрь 1958 г. с. 1 . Проверено 13 апреля 2023 г.
  36. ^ «Забытые самолеты (и реквизит) — сайт ресурсной группы Warbirds» . www.forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org . Проверено 27 февраля 2024 г.
  37. ^ «Пилот пострадал в авиакатастрофе Росс-Шайр» . Глазго Геральд . 20 ноября 1958 г. с. 9 . Проверено 27 февраля 2024 г.
  38. ^ «Пилот разбившегося самолета погиб» . Глазго Геральд . 21 ноября 1958 г. с. 8 . Проверено 27 февраля 2024 г.
  39. ^ МакГихан, Патрик. «Ожидая прибытия космического корабля, старые военные самолеты улетают». Нью-Йорк Таймс, 18 апреля 2012 г.
  40. ^ «Виккерс Супермарин Скимитар F1» . Музей авиации флота . Проверено 12 января 2021 г.
  41. ^ «Виккерс Супермарин Тип 525 и 544 Ятаган» . БАЕ Системс . Проверено 12 января 2021 г.
  42. ^ Эндрюс и Морган 1987, с. 306.
  43. ^ Тетфорд 1978, с. 339.
  44. ^ Jump up to: а б Баттлер 2001, с. 164.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эндрюс, К.Ф. и Э.Б. Морган. Супермарины с 1914 года . Лондон: Патнэм, 1981. ISBN   0-370-10018-2 .
  • Эндрюс, К.Ф. и Э.Б. Морган. Супермарины с 1914 года . Лондон: Патнэм, 1987. ISBN   0-85177-800-3 .
  • Бертлз, Филип. Supermarine Attacker, Swift и Scimitar (послевоенный военный самолет 7) . Лондон: Ян Аллан, 1992. ISBN   0-7110-2034-5 .
  • Баттлер, Тони. «База данных: Супермариновый Ятаган». Самолет . Том 36, № 12, выпуск № 428, декабрь 2008 г.
  • Баттлер, Тони. «Анализ типа: супермариновый ятаган». Международный обзор авиации . Норуолк, Коннектикут, США: AIRtime Publishing. Том второй, осень 2001 г., стр. 158–173. ISBN   1-880588-34-X , ISSN 1473-9917.
  • Баттлер, Тони. X-Planes of Europe II: военные прототипы самолетов золотого века 1946–1974 гг . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2015. ISBN   978-1-90210-948-0
  • Форд, Джон (октябрь 2022 г.). «Дело о ятагане: новый взгляд на истребитель времен холодной войны Королевского флота». Историк авиации (41): 68–72. ISSN   2051-1930 .
  • Гиббингс, Дэвид и Дж. А. Горман. Ятаган . RNAS Йовилтон, Сомерсет, Великобритания: Музей авиации Общества друзей флота, 1988. ISBN   0-948251-39-5 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN   1-55750-082-7 .
  • Морган, Эрик и Джон Стивенс. Ятаган-файл . Танбридж Уэллс, Кент, Великобритания: Air Britain (Историки), 2000. ISBN   978-0-85130-323-9 .
  • Стоддарт, Пол Дж. (январь 2022 г.). «Заточка ятагана: мог ли морской реактивный истребитель Supermarine когда-либо быть мирового класса?». Историк авиации (38): 78–32. ISSN   2051-1930 .
  • Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, 1978. ISBN   0-370-30021-1 .
  • Стертивант, Рэй; Балланс, Тео (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Кент: Air-Britain (Историки). ISBN  0-85130-223-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3600a01312ab7d2976c5a00c0e711d67__1716969900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/67/3600a01312ab7d2976c5a00c0e711d67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Supermarine Scimitar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)