Альбрехт Ритчль
Альбрехт Ритчль | |
---|---|
Рожденный | Берлин , Пруссия | 25 марта 1822 г.
Умер | 20 марта 1889 г. | (66 лет)
Национальность | немецкий |
Супруг |
Ида Ребек
|
Академическое образование | |
Альма-матер | Университет Галле |
Влияния | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Теология |
Субдисциплина | Систематическое богословие |
Школа или традиция | Тюбингенская школа |
Учреждения | |
Под влиянием |
Альбрехт Беньямин Ритчль (25 марта 1822 — 20 марта 1889) — немецкий протестантский богослов .
Начиная с 1852 года Ритчль читал лекции по систематическому богословию . Согласно этой системе, вера понималась как несводимая к другим переживаниям, выходящим за рамки разума. Вера, по его словам, исходит не из фактов, а из оценочных суждений. Божественность Иисуса, утверждал он, лучше всего понимать как выражение «ценности откровения» Христа для общества, которое доверяет ему как Богу. Он считал, что послание Христа должно быть передано обществу. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ритчль родился в Берлине . Его отец, Георг Карл Беньямин Ритчль (1783–1858), стал в 1810 году пастором церкви Святой Марии в Берлине , а с 1827 по 1854 год был генеральным суперинтендантом и евангелистским епископом Померании . Альбрехт Ритчль учился в Бонне , Галле , Гейдельберге и Тюбингене . В Галле он попал под влияние Гегеля благодаря обучению Юлиуса Шаллера и Иоганна Эрдмана . В 1845 году он стал последователем тюбингенской школы , и в своей работе Das Evangelium Marcions und das kanonische Evangelium des Lukas , опубликованной в 1846 году и в которой он утверждал, что Евангелие от Луки основано на апокрифическом Евангелии Маркиона , [ 2 ] он появляется как ученик гегельянского исследователя Нового Завета Фердинанда Баура . Однако это продлилось у него недолго, поскольку второе издание (1857 г.) его наиболее важного труда о происхождении Старой католической церкви ( Die Entstehung der alt-kathol. Kirche ) показывает значительное расхождение с первым изданием ( 1850), и обнаруживает полное освобождение от метода Баура. [ 3 ]
Ритшль был профессором богословия в Бонне (экстраординарий 1852 г.; ординарий 1859 г.) и Геттингене (1864 г.; Консисторират также в 1874 г.), его речи о религии, произнесенные в последнем университете, показывают впечатление, произведенное на его ум восторженными исследованиями Иммануила Канта и Фридриха. Шлейермахер . Наконец, в 1864 году на Ритчля пришло влияние Германа Лотце . Он написал большой труд по христианскому учению об оправдании и искуплении, Die Christliche Lehre von der Rechtfertigung und Versöhnung , опубликованный в 1870–1874 годах, а в 1882–1886 годах — историю пиетизма ( Die Geschichte des Pietismus ). Его система богословия содержится в первой. Он умер в Геттингене в 1889 году. Его сын Отто Ритшль также был теологом. [ 3 ]
Теология
[ редактировать ]Ритчль утверждал, что продолжает работу Лютера и Шлейермахера, особенно в избавлении веры от тирании схоластической философии . Его система показывает влияние деструктивной критики Кантом требований Чистого Разума , признания ценности морально обусловленного знания и учения о царстве целей; историческая трактовка христианства Шлейермахером, регулятивное использование идеи религиозного братства, акцент на важности религиозного чувства; и теории познания и лечения личности Лотце. Он попытался продемонстрировать, что эпистемология Канта совместима с лютеранством. [ 4 ] Работа Ритчля произвела глубокое впечатление на немецкую мысль и придала новое доверие немецкому богословию, но в то же время вызвала бурю враждебной критики. Несмотря на это сопротивление, ритчлианская «школа» росла с поразительной быстротой, и ее последователи доминировали на немецких богословских факультетах в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Возможно, это происходит главным образом из-за смелого религиозного позитивизма, с которым он предполагает, что духовный опыт реален и что вера имеет не только законное, но даже первостепенное право на высшую интерпретацию мира. Жизнь с доверием Богу — это факт, который нужно не столько объяснять, сколько объяснять все остальное. Точка зрения Ритчля не является точкой зрения отдельного субъекта. Объективной основой, на которой он основывает свою систему, является религиозный опыт христианской общины. «Непосредственным объектом богословского познания является вера общества», и на основе этих позитивных религиозных данных теология конструирует «тотальный взгляд на мир и человеческую жизнь». Таким образом, суть работы Ритчля — систематическая теология. И при этом он не трудится над достижением своей мастер-категории, поскольку она дается в знании Иисус открылся обществу. То, что Бог есть любовь и что целью Его любви является нравственная организация человечества в «Царстве Божием» – эта идея с ее огромным диапазоном применения – применяется в исходных данных Ритчля. [ 5 ]
С этой точки зрения Ритчль критикует использование аристотелизма и спекулятивной философии в схоластическом и протестантском богословии. Он считает, что такая философия слишком поверхностна для богословия. Гегельянство пытается втиснуть всю жизнь в категории логики : аристотелизм занимается «вещами вообще» и игнорирует радикальное различие между природой и духом. Ни гегельянство, ни аристотелизм не являются достаточно «жизненными», чтобы ощутить глубины религиозной жизни. Ни один из них не считает Бога «соответствующим человеческому доверию» (ср. «Теология и метафизика »). Но отдача Ритчля заводит его так далеко, что он остается один на один с лишь «практическим» опытом. «Вера» знает Бога в его активном отношении к Царству», но вовсе не как «самосуществующего». [ 6 ]
Его ограничение богословских знаний пределами человеческих потребностей могло бы, если на него логически надавить, опасно приблизиться к феноменализму ; и его гносеология («мы знаем вещи только в их деятельности») не прикрывает этой слабости. Ища предельную реальность в кругу «активного сознательного ощущения», он исключает всякую «метафизику». Действительно, многое из того, что является частью нормальной христианской веры – например, Вечность Сына – игнорируется как выходящее за рамки его метода. Теория «ценностных суждений» Ритчля ( Werthurtheile ) иллюстрирует эту форму агностицизма . Религиозные ценностные суждения определяют объекты в соответствии с их влиянием на наше моральное и духовное благополучие. Они подразумевают живое чувство радикальных человеческих потребностей. Этот вид знания стоит совершенно отдельно от того, который производится посредством «теоретических» и «бескорыстных» суждений. Первый движется в мире «ценностей» и судит о вещах так, как они связаны с нашим «фундаментальным самоощущением». Последний движется в мире причин и следствий. (Обратите внимание: Ричль, по-видимому, ограничивает метафизику категорией причинности.) [ 6 ]
Сформулированная теория имеет настолько серьезную двусмысленность, что его теология, которая, как мы видели, полностью основана на бескомпромиссном религиозном реализме , фактически была обвинена в индивидуалистическом субъективизме . Если бы Ритчль ясно показал, что ценностные суждения обволакивают и трансформируют другие виды знания, подобно тому, как «духовный человек» включает в себя и преображает, но не уничтожает «естественного человека», то в рамках этого духовно обусловленного знания все остальные знания оказались бы в пределах этого духовно обусловленного знания. иметь функцию и дом. Теория оценочных суждений также является частью его ультрапрактического направления: и «метафизика», и «мистицизм» безжалостно осуждаются. Знание веры, кажется, вырвано из своей оси и подвешено посреди океана. Возможно, если бы он дожил до прогресса психологии воли, он мог бы приветствовать надежду на более духовную философию. [ 6 ]
Наглядные примеры
[ редактировать ]Несколько примеров проиллюстрируют позитивное систематическое богословие Ритчля. Представление о Боге как Отце дано обществу в Откровении. Его следует рассматривать в Его активном отношении к «царству», как духовную личность, раскрывающуюся в духовной целесообразности. Его «Любовь» — это Его воля, направленная на реализацию Его цели в Царстве. Его «Праведность» — это Его верность этой цели. Бог как Первопричина или «Моральный Законодатель» богословия не интересует; его не интересуют и спекулятивные проблемы, на которые указывает традиционное учение о Троице. Естественное богословие не имеет никакой ценности, кроме тех случаев, когда оно опирается на веру. Опять же, Христос имеет для религиозной жизни общества уникальную ценность Основателя и Искупителя. Он — совершенное Откровение Бога и Образец истинной религии. Его труд по основанию Царства был личным призванием, дух которого Он передает верующим, «таким образом, как возвышенный царь», поддерживая жизнь Своего Царства. Его Воскресение является необходимой частью христианской веры ( Дж. Экке , стр. 198–99). «Божественность» — это предикат, применяемый верой к Иисусу в Его учредительной и искупительной деятельности. Здесь мы отмечаем, что, хотя Ритчль дает Иисусу уникальную и неприступную позицию в Его активном отношении к Царству, он отказывается подняться над этим относительным учением. Проблема «двух естеств» и вечное отношение Сына к Отцу не имеют никакого отношения к опыту и потому стоят вне круга богословия. [ 6 ]
Опять же, в доктрине греха и искупления руководящей идеей является отеческий замысел Бога для Своей семьи. Грех — это противоречие этой цели, а вина — это отчуждение от семьи. Искупление, оправдание, возрождение, усыновление, прощение, примирение – все это означает одно и то же – восстановление разрушенных семейных отношений. Все зависит от Посредничества Христа, который сохранил сыновние отношения даже до Своей смерти и передал их братству верующих. Все определяется идеей семьи. Весь аппарат «судебно-медицинских» идей (закон, наказание, удовлетворение и т. д.) категорически отвергается как чуждый Божьей цели любви. Ритчль настолько верен точке зрения религиозного сообщества, что ему нечего сказать определенного по многим вопросам. важные вопросы, такие как отношение Бога к нехристианам. Его школа, в которой Вильгельм Херрман , Юлиус Кафтан и Адольф Гарнак главными именами являются , расходится с его учением во многих направлениях; например, Кафтан ценит мистическую сторону религии, критика Гарнака сильно отличается от экзегезы Ритчля. Их объединяет ценность религиозного знания в отличие от «метафизики». [ 6 ]
Библиография
[ редактировать ]- Христианская доктрина оправдания и примирения . Эдинбург: Т&Т Кларк, 1900.
- Христианское учение об оправдании и примирении . Бонн: Маркус, 1882.
- История пиетизма в реформатской церкви . Том 1 Истории пиетизма. Бонн: Маркус, 1880.
- История пиетизма в лютеранской церкви 17-18 веков . Том 2 и Том 3 Истории пиетизма. Бонн: Маркус, 1884/1886.
- Возникновение Старокатолической церкви: монография по истории церкви и догматам . 2-е изд. Бонн: Маркус, 1857.
- Сборник сочинений . Фрайбург: Мор, 1896.
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Ритчль, Альбрехт." Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Герберманн 1913 .
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 367.
- ^ Стивен Палмквист (1989) Иммануил Кант: христианский философ? , стр. 71
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 367–368.
- ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 , с. 368.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ритчль, Альбрехт ». Британская энциклопедия . Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 367–368. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Ритшлианство ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барт, Карл . «Ритшль» в протестантской теологии от Руссо до Ритчля . Нью-Йорк: Харпер, 1959. Гл. XI, стр. 390–398.
- Гарви, Альфред Э. Ричлианская теология, критическая и конструктивная: изложение и оценка . Эдинбург: Т&Т Кларк, 1902.
- Джодок, Даррелл, изд. Ритчль в ретроспективе: история, сообщество и наука (Издательство Аугсбургской крепости, 1995)
- Мюллер, Дэвид Ливингстон. Введение в теологию Альбрехта Ритчля (Westminster Press, 1969)
- Ричмонд, Джеймс. Ритчль, переоценка: исследование систематического богословия (Коллинз, 1978).
- Ритчль, Отто. « Ритшль, Альбрехт Бенджамин », в Новой энциклопедии религиозных знаний Шаффа-Герцога, том. X. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс, 1911. стр. 43–46.
- Свинг, Альберт Т. Теология Альбрехта Ритчля . Нью-Йорк: Лонгманс, Грин и компания, 1901.
- Захубер, Йоханнес. Теология как наука в Германии девятнадцатого века: от Ф.К. Баура до Эрнста Трёльча (Oxford University Press, 2013)
- 1822 рождения
- 1889 смертей
- Писатели из Берлина
- Люди из провинции Бранденбург
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие протестантские богословы XIX века
- Немецкие философы XIX века
- Выпускники Боннского университета
- Академический состав Боннского университета
- Выпускники Университета Мартина Лютера Галле-Виттенберг
- Выпускники Гейдельбергского университета
- Выпускники Тюбингенского университета
- Академический состав Геттингенского университета
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Систематические богословы
- Лютеране XIX века