Племена Apache на протяжении веков боролись с вторжением испанских и мексиканских народов. Первые рейды Apache на Сонору , по -видимому, состоялись в конце 17 -го века. В конфронтациях 19-го века во время войн американских индейцев армия США обнаружила, что Апач является жестоким воином и умелыми стратегами.
Современные племена
Южные племена, разбирающиеся в Атабаскане, ок. 18 -й век:
Девять племен Apache сформировали некоммерческую организацию, альянс Apache. Племенные лидеры собираются на вершинах альянса Apache, встречи, проводимые различным племенем Apache каждый раз. [ 12 ] Племена-члены-племя апаче в Оклахоме, Форт Макдауэлл Явапай Нация, племя Форт-Силл Апач, племя джикариллы, племени апаче Мескалеро, племя Сан-Карлос Апач, племя Тонто Апач, племя белой горы, народ Явапай-Апач, [ 12 ] В 2021 году «Апачи Липана присутствовали» на вершине. [ 13 ]
Имя
Апачи впервые столкнулись с европейским и африканским народом, когда они встретились с Конкистадорами из испанской империи , и, таким образом, термин Apache имеет свои корни на испанском языке. В первую очередь испанцы использовали термин Apachu de Nabajo (навахо) в 1620 -х годах, ссылаясь на людей в регионе Чама к востоку от реки Сан -Хуан . К 1640 -м годам они применили этот термин к южным атабасканским народам от чамы на востоке до Сан -Хуана на западе. Конечное происхождение неясно и утрачено из -за испанской истории. [ Цитация необходима ]
Первая известная письменная запись на испанском языке - Хуан де О -Онате в 1598 году. Наиболее широко принятая теория происхождения предполагает, что Апач был заимствован и транслитерирован из Zuni слова ʔa · paču, означающего «навахос» (множество пачу «наваджо»). [ Примечание 1 ] [ 14 ] JP Harrington сообщает, что či 3. Kʷe также может использоваться для обозначения Apache в целом.
Другая теория предполагает, что термин исходит от yavapai ʔpačə, что означает «враг». [ 15 ] Источники Zuni и Yavapai менее уверены, потому что Oñate использовал этот термин, прежде чем он столкнулся с каким -либо Zuni или Yavapai. [ 14 ] Менее вероятное происхождение может быть от испанского мапейча , что означает «енот». [ 14 ]
Современные люди Apache используют испанский термин, чтобы ссылаться на себя и племенные функции, как и правительство США. Тем не менее, говорящие на языке Apache также относятся к себе и своим людям в термине Apache Indé , означающего «человека» или «людей». Связанное южное племя, прокативное в Атабаскане, навахо, называют себя Дине . [ 16 ]
Слава упорства и боевых навыков племен, вероятно, подкрепленной романами Dime , была широко известна среди европейцев. В начале 20 -го века парижское общество слово Apache было принято на французский, по сути, означает преступник. [ 17 ]
Термин Apachean включает в себя связанных людей навахо .
Многие из исторических названий групп Apache, которые были записаны без apache, трудно соответствовать современным племенам или их подгруппам. На протяжении веков многие испанские, французские и англоязычные авторы не различали апач и других полуномадических народов, не достойных, которые могли бы пройти через одну и ту же область. Чаще всего европейцы научились идентифицировать племена, переводив свой экзоним , что другая группа, с которой впервые столкнулись европейцы, назвали народами Apache. Европейцы часто не узнали, как называли сами народы, их аутонимы .
В то время как антропологи согласны с некоторой традиционной крупной подгрупп апачей, они часто использовали разные критерии, чтобы назвать более тонкие подразделения, и они не всегда соответствуют современным группам Apache. Некоторые ученые не считают, что группы, находящиеся в том, что сейчас Мексика является Apache. Кроме того, у индивидуума Apache есть разные способы идентификации с группой, такими как полоса или клан, а также более крупное племя или языковая группировка, что может добавить к трудностям у постороннего, понимающего различия.
В 1930 -х годах антрополог Гринвилл Гудвин классифицировал Западный Апач на пять групп (на основе взглядов своих информаторов на диалекты и культурные различия): Белая гора, Сибеку, Сан -Карлос, Северный Тонто и Южный Тонто. С тех пор другие антропологи (например, Альберт Шредер ) рассматривают классификацию Гудвина, несовместимую с культурными подразделениями до задержания. Willem de REUSE находит лингвистические доказательства, подтверждающие только три основные группы: Белая гора, Сан -Карлос и Дилцхеи (Tonto). Он считает, что Сан -Карлос является самым расходящимся диалектом, и что Dilzhe'e является остатком, промежуточным членом диалектного континуума, который ранее охватывал от западного языка Apache до навахо.
Джон Аптон Террелл классифицирует Apache на западные и восточные группы. В западной группе он включает Toboso, Cholome, [ 20 ] Jocome, Sibolo или Cibola, Pelone, Manso и Kiva или Kofa. Он включает в себя Chicame (более ранний термин для латиноамериканского чикано или новых мексиканцев испанского/ латиноамериканского происхождения и апаче) среди них, имеющих определенные соединения Apache или имена, которые испанцы ассоциировали с Apache.
В подробном исследовании записей католической церкви в Нью -Мексико Дэвид М. Бругге определяет 15 имен племен, которые испанцы использовали для обозначения Apache. Они были взяты из записей около 1000 крещений с 1704 по 1862 год. [ 21 ]
Племена и группы
Приведенный ниже список основан на Foster and McCollough (2001), Opler (1983b, 1983c, 2001) и De reuse (1983).
Термин Apache относится к шести основным группам, говорящим на апаче: Chiricahua, Jicarilla, Lipan, Mescalero, Plains и Western Apache. Исторически термин также был применен к командам , моджаву , Hualapais и Yavapais , ни один из которых не говорит на языках Apache.
Chiricahua - Mimbreño - ndendahe
Чирикахуа исторически прожил в юго -восточной Аризоне и северной Соноре и Чихуахуа. Chíshí (также chishi) - это слово навахо, означающее «chiricahua, южные апачи в целом». [ 22 ]
Gileño (также Apaches de Gila, Apaches de Xila, Apaches de la Sierra de Gila, Xileños, Gilenas, Gilans, Gilanians, Gila Apache, Gilleños), ссылались на несколько различных групп Apache и не нажатых в разное время. Гила ссылается либо на реку Гила , либо на горы Гила . Некоторые из апачей Гила, вероятно, были позже известны как апачи Моголлона, центральная суб-банда Apache, в то время как другие, вероятно, объединились в собственно чирикахуа. Но, поскольку этот термин использовался без разбора для всех апачевых групп к западу от Рио -Гранде (то есть в юго -восточной Аризоне и западной части Нью -Мексико), ссылка в исторических документах часто неясна. После 1722 года испанские документы начинают различать эти различные группы, и в этом случае апачес де Гила относится к западному апаче, проживающему вдоль реки Гила (синоним с Койотеро ). Американские писатели впервые использовали термин для обозначения Mimbres (еще одно центральное подразделение Apache).
Mimbreño - это тцихенде, не группа Chiricahua , а центральное подразделение Apache, разделяющее один и тот же язык с дивизиями Chiricahua и Mescalero . Albert Schroeder Mimbres , или теплые пружины и медные рудники "Chiricahua" [ 23 ] на юго -западе Нью -Мексико.
Медные рудные шахты Mimbreño (также Coppermine) были расположены на верхних границах реки Гила, штат Нью -Мексико, имея центр в районе Pinos Altos. (См. Также Дейлееньо и Мимбреньо .)
Теплые источники Mimbreño (также Warmspring) были расположены на верхних границах реки Гила, штат Нью -Мексико, имея центр в районе Оджо Кальенте. (См. Также Дейлееньо и Мимбреньо .)
Нендахе были дивизией, входящей в группу Бедонкохе (Моголлон) и группу Недхни (Карризале и Янеро), неправильно называемой, иногда южным Чиричуа .
Моголлон Schroeder считал, что представляет собой отдельную группу по чирикахуа до задержания, в то время как Оплер считал, что Моголлон является частью своей восточной группы Chiricahua в Нью-Мексико. Это не путается с культурой Mogollon перед предварительным предварительным .
Недхни была самой южной группой центральной апачей, имевшейся в районах Карризала (Карризале) и Яноса (Янеро) в мексиканском штате Чихуахуа.
Джикарилла в основном живет в северной части Нью -Мексико и южного Колорадо. Термин Jicarilla происходит от испанского слова «маленькая тыква».
Карлана [ 25 ] (Также Сьерра Бланка) - Ратон Меса в юго -восточном Колорадо . В 1726 году они присоединились к Куарлехо и Паломе, и к 1730 -м годам они жили с Джикариллой. Группа Llanero of the Jicarilla или Dáchizh-ó-Zhn Jicarilla (определяемая Джеймсом Муни ) может быть потомками Карланы, Куартележо и Паломы. Части группы назывались липианами или Llaneros. В 1812 году термин «Карлана» использовался для значения Jicarilla. Флехи де Пало мог быть частью или поглощенной Карланой (или Куартележо).
Они были упомянуты в 1718 году, которые находятся рядом с недавно созданным городом Сан -Антонио, штат Техас . [ 14 ] Они расширились до Техаса и на юге Мексиканского залива и Рио -Гранде. В середине 18-го века некоторые Липан поселились в испанских миссиях и вблизи испанских миссий в Техасе . [ 27 ] Столкновения с Comanche заставили их в южный Техас и северную Мексику. [ 27 ]
Вкратце, в конце 1830 -х годов Липан связан с Республикой Техас ; Однако после того, как Техас получил государственность в 1846 году, американцы провели жестокую кампанию против Липана, разрушая деревни Липана и пытаясь заставить их из Техаса. Большинство из них были вынуждены в резервации Мескалеро, а некоторые отправились в Оклахому. [ 26 ] [ 27 ]
Пелены («лысые») жили далеко от Сан-Антонио и далеко к северо-востоку от Ипандес возле Красной реки к югу от северо-центрального Техаса, хотя они могли выставить 800 воинов, больше, чем Ипандес и Натагес вместе, они были вместе, они были вместе, больше, чем Ипандес и Натаге , они были , их население оценивалось от 1600 до 2400 человек у равнин Липан подраздел , у них было меньше лошадей , воины. Описано как менее воинственное , были чем потому что Используемые испанскими для любой техасской группы Apache, Pelones бежали в Comanche South и Southwest, но никогда не смешивались с подразделом Plains Lipan - сохранив свою особую личность, так что Моррис Опелер в 1935 году сказал Моррису Опелеру, что их их Племенное название было «народ леса») [ Цитация необходима ]
Мескалеро
Мескалеро в основном живут в восточной части Нью -Мексико.
Фараоны (также Фаханос, [ 28 ] Апачи Фараоне, Параонез, фараоны, тараоны или тараконы) получены из испанского Фараона, означающего «фараон». До 1700 года название было расплывчатым. Между 1720 по 1726 год он ссылался на Apache между Рио -Гранде , рекой Пекос , районом вокруг Санта -Фе и рекой Кончос . После 1726 года Faraones ссылался только на группы северных и центральных частей этого региона. Фараоны, подобные, были частью современного Мескалеро или объединены с ними. После 1814 года термин Faraones исчез и был заменен Mescalero .
Сьерра -Бланка Мескалерос были северной группой Мескалеро из гор Сьерра -Бланка, которые бродили в том, что сейчас является восточной частью Нью -Мексико и Западного Техаса.
Сакраменто Мескалерос были северной группой Мескалеро из гор Сакраменто и Орган, которые бродили в том, что сейчас является восточной частью Нью -Мексико и Западного Техаса.
Гвадалупе Мескалерос . были северной группой Мескалеро из гор Гуадалупе, которые бродили в том, что сейчас является восточной частью Нью -Мексико и Западного Техаса.
Limpia Mescaleros были южной группой Mescalero из гор Лимпии (позже названные горами Дэвис) и бродили в том, что сейчас является восточной частью Нью -Мексико и Западного Техаса.
Natagés (также Natagees , Apaches del Natafé , Natagêes , Yabipais natagé , Natageses , Natajes ) - это термин, используемый с 1726 по 1820 год для обозначения апачей Фараон, Сьерра -Бланка и Siete Ríos в юго -восточной части Нью -Мексико. В 1745 году, как сообщается, Натаге состояли из Мескалеро (вокруг Эль -Пасо и горов органов ) и Салинеро (вокруг Рио Саладо ), но это, вероятно, та же группа, часто называемые самими испанскими и апачами истинными апачами , оказал значительное влияние на принятие решений некоторых групп Западного Липана в 18 веке. После 1749 года этот термин стал синонимом Mescalero, который в конечном итоге заменил его.
Петканы Apaper (Oa Kmegach, имя, ʼon, ʼonzoin malawer в Вилолах. , диаки Акципипновая инвестиция И есть Scuean Sí: Я-Тай, Мут, Мут-лам, Намо, хромает, Сумад, чья мамба, чья мамм, чей-это ящик, имя. Ай -Олао, и я Шумер.
Керехос, на который ссылается Коронадо в 1541 году, возможно, на равнинах апачи, иногда, возможно, навахо. Другие ранние испанцы могли бы также назвать их Vaquereo или Llanero.
Западный Апач
Женщина из западного Apache из группы Сан -Карлос
Западный Apache включают в себя северный Тонто, Южный Тонто, Сибеку, Белую гору и Сан -Карлос. По словам Гудвина, в то время как эти подгруппы говорили на одном и том же языке и имели связки родства, западные апачи считали себя отдельными друг от друга. Другие авторы использовали этот термин для обозначения всех неважо-апачевых народов, живущих к западу от Рио-Гранде (таким образом, не удалось отличить чирикахуа от других апачеев). Формулировка Гудвина: «Все те народы Апача, которые жили в нынешних границах штата Аризона в исторические времена, за исключением чирикахуа, теплых источников и союзников, а также небольшая полоса апачей, известных как Апач Мансос, который жил в окрестностях Тусона . " [ 29 ]
Cibecue - это западная группа Apache, по словам Гудвина, с севера от Солт -Ривер между Tonto и Beate Mountain Apache, состоящей из полос Ceder Creek, Carrizo и Cibecue (Propect).
Сан -Карлос . Западная группа Apache, которая находилась ближе всего к Тусону, по словам Гудвина. Эта группа состояла из полос Apache Peaks, Arivaipa, Pinal, San Carlos (Supple).
Arivaipa (также Aravaipa) - это группа Apache Сан -Карлос. Шредер считает, что Ариваипа была ректатом во время остаточного задержания. Arivaipa - латиноамериканское слово с О'Дхэма языка Arivaipa известны как Цежхине («Черный рок») на апаче западном языке
Пинал (также Пиналеньо ). Одна из групп группы San Carlos of Western Apache, описанная Гудвином. Также используется вместе с Койотеро , чтобы направиться в более общее количество в одну из двух крупных западных подразделений Apache. Некоторые Pinaleño были названы Gila Apache .
Тонто . Гудвин разделился на северные группы Тонто и Южный Тонто, живущие в северных и западных районах западных групп Apache, по словам Гудвина. Это к северу от Феникса, к северу от реки Верде. Шредер предположил, что Tonto изначально являются явапаи, которые ассимилировали культуру Западного Апача. Tonto является одним из основных диалектов языка западного апача. Спикеры Tonto Apache традиционно двуязычные в западном апаче и Yavapai . Северный Тонто Гудвина состоял из лысой горы, ископаемого ручья, озера Мормона и Оук -Крик; Southern Tonto состоял из группы мазатзала и неопознанных «полу-банд».
Белая гора - самая восточная группа западного апаче, по словам Гудвина, который включал Восточную Белую гору и западную белую гору Апаш.
Coyotero ссылается на южную группу белой горы до южной до охраны западного апаче, но также использовалась более широко для обозначения Apache в целом, Western Apache или полосе Apache на высоких равнинах южного Колорадо в Канзас .
Llanero -это испаноязычный заимствование, означающее «житель равнин». Название относилось к нескольким различным группам, которые охотились на Буффало на Великих равнинах . (См. Также Карланас .)
Липиянес (также Липиян, липилланы). Коалиция сплестных групп Надахенде (Натагес), Гулькахенде и Липана 18-го века под руководством пикакс-ан-ins-tinsle («сильная рука»), который сражался с команчами на равнинах. Этот термин не следует путать с Липаном .
История
Вход на юго -запад
Apache Rawhide играет карты c. 1875–1885, коллекция NMAI .
Апач и навахо говорят на языках семейства атабаскинских языков. [ 30 ] Другие атабасканские люди в Северной Америке продолжают проживать на Аляске , Западной Канаде и на северо-западном побережье Тихого океана . [ 30 ] Антропологические данные свидетельствуют о том, что народы Apache и навахо жили в тех же северных районах, прежде чем переехать на юго -запад где -то между 1200 и 1500 г. н.э. [ 30 ]
Котовой образ жизни апачей усложняет точное датирование, в первую очередь потому, что они создали менее существенные жилища, чем другие юго -западные группы. [ 31 ] С начала 21 -го века был достигнут существенный прогресс в знакомствах и различении их жилищ и других форм материальной культуры. [ 32 ] Они оставили более строгий набор инструментов и материальных товаров, чем другие юго -западные культуры. [ Цитация необходима ]
Группа, говорящая на Атабаска, вероятно, перешла в районы, которые были одновременно заняты или недавно заброшены другими культурами. Другие ораторы Атабаска, возможно, включая южного атабаскинского, адаптировали многие из технологий и практики своих соседей к своим собственным культурам. Таким образом, участки, где ранние южные атабаскинцы, возможно, прожили, трудно найти, и еще труднее твердо идентифицировать себя как культурно южного атабасканского. Недавние достижения были достигнуты в отношении в дальней южной части американского юго -запада. [ Цитация необходима ]
Есть несколько гипотез о миграции Apache. Один [ ВОЗ? ] утверждает, что они переехали на юго -запад от Великих равнин. В середине 16-го века эти мобильные группы жили в палатках, охотились на бизона и другую игру, и использовали собак, чтобы привлечь Травуа, загруженные своими владениями. Значительное количество людей и широкий ассортимент были зарегистрированы испанцами в 16 веке. [ Цитация необходима ]
После семнадцати дней путешествия я наткнулся на «ранчеров» индейцев, которые следуют за этим скотом (бизон). Эти туземцы называются Querechos. Они не выращивают землю, но едят сырое мясо и пьют кровь скота, которого они убивают. Они одеваются в шкуры крупного рогатого скота, с которой все люди на этой земле сами одеваются, и у них очень хорошо построенные палатки, сделанные из загорелых и смазанных смазанными коровьем, в которых они живут, и которые они берут с собой, когда следуют скоту Полем У них есть собаки, которые они загружают, чтобы нести свои палатки, столбы и вещи. [ 33 ]
Испанские описывали собак Плейнса как очень белых, с черными пятнами и «не намного больше, чем водные спавцы». [ 34 ] Собаки Plains были немного меньше, чем те, которые использовались для перевозки нагрузков современными инуитскими и северными людьми из первых наций в Канаде. Недавние эксперименты показывают, что эти собаки, возможно, вытащили нагрузки до 50 фунтов (20 кг) в длинных поездках, со скоростью до двух или трех миль в час (от 3 до 5 км/ч). [ 34 ] Теория миграции равнин связывает народов Апача с мрачной речной культурой , археологической культурой, известной в основном из керамики и домашних остатков, от 1675–1725 годов, которая была раскопана в Небраске , Восточном Колорадо и Западном Канзасе . [ Цитация необходима ]
Хотя в первых документальных источниках упоминается Apache, и историки предположили, что некоторые отрывки указывают на запись 16-го века с севера, археологические данные указывают на то, что они присутствовали на равнинах задолго до этого первого контакта. [ Цитация необходима ]
Конкурирующая теория [ ВОЗ? ] Покладывает миграцию на юг через Скалистые горы , в конечном итоге достигая американского юго -запада к 14 веку или, возможно, ранее. Археологическая материаловая культура, идентифицированная в этой гористой зоне как наследственная апаче, называлась «комплексом Cerro Rojo». [ 35 ] Эта теория не исключает прибытия по маршруту равнинов, возможно, одновременно, но до настоящего времени на гористом юго -западе было найдено самые ранние доказательства. [ Цитация необходима ] Apache Apache оказывает значительное культурное влияние на южных равнин.
Когда испанцы прибыли в этот район, торговля между давно установленными народами Пуэбло и южным атабасканом была хорошо известна. Они сообщили, что Пуэбло обменялся кукурузой и ткаными хлопковыми изделиями на мясо бизона, а также шкуры и материалы для каменных инструментов. Коронадо заметил, что люди, зимующие возле Пуэбло в устоявшихся лагерях. Позднее испанский суверенитет над области нарушил торговлю между Пуэбло и расходящимися группами Apache и Navajo. Apache быстро приобрела лошадей, улучшая их подвижность для быстрых набегов на поселения. Кроме того, Пуэбло был вынужден работать в испанских землях миссии и заботиться о стаях миссии; У них было меньше избыточных товаров для торговли со своими соседями. [ 36 ]
В 1540 году Коронадо сообщил, что современный западный район Апач был необитаемым, хотя некоторые ученые утверждают, что он просто не видел американских индейцев. Другие испанские исследователи впервые упоминают «Querechos», живущие к западу от Рио -Гранде в 1580 -х годах. Для некоторых историков это подразумевает, что апачи переехали на их нынешние юго -западные родины в конце 16 и начале 17 -го веков. Другие историки отмечают, что Коронадо сообщил, что женщины и дети Пуэбло часто эвакуировали к тому времени, когда его партия напала на их жилища, и что он видел, как некоторые жилища были недавно заброшены, когда он поднялся на Рио -Гранде. Это может указывать на полу-номадический южный Атабаскан, предварительный предупреждение о его враждебном подходе и уклонялась от встречи с испанским. Археологи находят достаточные доказательства раннего присутствия прото-апаша в юго-западной горной зоне в 15-м веке и, возможно, ранее. Присутствие Apache на равнинах и на горном юго -западе указывает на то, что люди выбрали несколько ранних маршрутов миграции. [ Цитация необходима ]
В целом, недавно прибывшие испанские колонисты, поселившиеся в деревнях, и группы Apache разработали схему взаимодействия в течение нескольких веков. Оба совершали набег и торговали друг с другом. Записи периода, кажется, указывают на то, что отношения зависят от конкретных деревень и групп: группа может дружить с одной деревней и набегать на другую. Когда произошла война, испанцы отправили войска; После битвы обе стороны «подписывают договор» и пойдут домой.
Традиционные, а иногда и коварные отношения продолжались после независимости Мексики в 1821 году. К 1835 году Мексика поместила награду на скальпах Apache (см. Скальпинг ), но некоторые деревни все еще торговались с некоторыми группами. Когда Хуан Хосе Компир , лидер медных шахт Мимбреньо , был убит за наградные деньги в 1837 году, Мангас Колорадас (красные рукава) или Дасода-хе (он только что сидит там) стал главным вождем и военным лидером; Также в 1837 году Soldado Fiero (он же Fuerte), лидер Апачей Мимбрено Мимбрено , был убит мексиканскими солдатами возле Яноса, а его сын Кухилло Негро (черный нож) стал главным вождем и лидером войны. Они (теперь, будучи Мангас Колорадас, первым вождем и Кучельо Негро, вторым вождем всего народа Чихенде или Мимбрено) провели серию ответных рейдов против мексиканцев. К 1856 году власти в богатых лошадью Дуранго утверждают, что индийские рейды (в основном команч и апач) в их штате покончили с собой почти 6000 жизней, похитили 748 человек и вынудили оставление 358 поселений в течение предыдущих 20 лет. [ 37 ]
Когда Соединенные Штаты пошли на войну против Мексики в 1846 году, многие группы Apache пообещали нам, солдатам, безопасно пройти через свои земли. Когда США претендовали на бывшие территории Мексики в 1846 году, Мангас Колорадас подписал мирский договор с нацией, уважая их как завоеватели земли мексиканцев. Неставленный мир с гражданами США удерживался до 1850 -х годов. Приток золотых шахтеров в горы Санта -Рита привел к конфликту с Apache. Этот период иногда называют войнами Apache .
Концепция резервирования Соединенных Штатов не использовалась испанскими, мексиканцами или другими соседями Apache. Бронирование часто испытывало плохое управление, и группы, у которых не было родственных отношений, были вынуждены жить вместе. Никаких заборов не существовало, чтобы удержать или уйти. Для группы было разрешено уходить в течение короткого периода времени. В других случаях группа уходила без разрешения, чтобы совершить набег, вернуться на родину на корм или просто уйти. У военных США обычно были форты поблизости, чтобы держать группы в резервациях, обнаружив и возвращая тех, кто ушел. Политика резервирования США вызвала конфликт и войну с различными группами Apache, которые оставили оговорки почти еще на четверть века.
Война между апачами и евроамериканцами привела к стереотипному сосредоточению на определенных аспектах культур Apache. Они часто искажались из -за недопонимания их культур, как отмечает антрополог Кит Бассо :
Из сотен народов, которые жили и процветали в родной Северной Америке, немногие были так последовательно искажены, как апачеи Аризоны и Нью -Мексико. Прославляется романистами, сенсационными историками и искажаемой за пределами доверчивости коммерческих кинопроизводителей, популярным изображением «Апаче»-жестокого, ужасающего полуродового, склонного к бессмысленной смерти и разрушениям-почти полностью продукт безответственной апартаменты и преувеличения Полем Действительно, не может быть никаких сомнений в том, что Apache был преобразован из коренного американца в американскую легенду, причудливое и ошибочное создание неиндийских граждан, чья неспособность признать массовое предательство этнических и культурных стереотипов была сопоставлена только его готовность поддерживать и раздувать их. [ 38 ]
Принудительное удаление
В 1875 году военные Соединенных Штатов вынудили удаление около 1500 явапай и дильцхеапа (более известных как Tonto Apache ) из индийского заповедника Рио -Верде и его несколько тысяч акров договорных земель, обещанных им правительством Соединенных Штатов. В распоряжениях индийского комиссара Ле Дадли войска армии США заставили людей, молодых и старых, проходить через реки, нанесенные зимой, горные перевалы и узкие тропы каньона, чтобы добраться до индийского агентства в Сан-Карлосе , в 180 милях (290 км). Полем Поход убил несколько сотен человек. Люди были интернированы там в течение 25 лет, в то время как белые поселенцы захватили свою землю. Только несколько сотен когда -либо возвращались на свои земли. В резервации Сан -Карлоса солдаты Буффало 9 -го кавалерийского полка - переполняя 8 -й кавалерию , которые были размещены в Техасе, - оказали апахи с 1875 по 1881 год. [ 39 ]
Начиная с 1879 года, восстание Apache против системы резервирования привело к войне Викторио между вождя Викторио группой апачей и 9 -й кавалерией.
Поражение
Большинство историй Соединенных Штатов этой эпохи сообщают о том, что окончательное поражение группы Apache произошло, когда 5000 американских войск заставили группу Геронимо из 30–50 мужчин, женщин и детей сдаться 4 сентября 1886 года в Скелетон -Каньоне , Аризона Полем [ 40 ] Армия послала эту группу и разведчиков из чирикахуа, которые отслеживали их до военного заключения во Флориде во Форт -Пикенс и, впоследствии, Ft. СИЛЛ , Оклахома.
Многие книги были написаны об историях охоты и ловушки в конце 19 -го века. Многие из этих историй включают рейды Apache и провал соглашений с американцами и мексиканцами. В послевоенную эпоху правительство США организовало для детей Apache, чтобы быть взяты из своих семей для усыновления белыми американцами в программах ассимиляции. [ 41 ]
Культура до задержания
Социальная организация
Apache Bride
Все народы Apache жили в расширенных семейных подразделениях (или семейных кластерах ); Они обычно жили близко друг к другу, с каждой ядерной семьей в отдельных жилищах. Расширенная семья, как правило, состояла из мужа и жены, их незамужних детей, их женатых дочерей, их женатых дочерей и детей их женатых дочерей. Таким образом, расширенная семья связана через линию женщин, которые живут вместе (то есть, матрилокальная резиденция), в которую мужчины могут вступить в брак (оставив позади семью своих родителей).
Когда дочь вышла замуж, поблизости было построено новое жилище для нее и ее мужа. Среди навахо права на жительство в конечном итоге получены от главной матери. Хотя Западный Апач обычно практиковал матрилокальную резиденцию, иногда старший сын предпочитал привести свою жену, чтобы жить с родителями после свадьбы. Все племена практиковали сорерации и левирата браки .
Апаче индийская девушка, несущая оллу (водяную корзину) на голове, c. 1900
Мужчины Apache практиковали различную степень «избегания» близких родственников его жены, практика часто наиболее строго наблюдается расстоянием между свекровью и зятем. Степень избегания отличалась от Apache Group. Самая сложная система была среди чирикахуа, где мужчины должны были использовать косвенную вежливую речь, и им не разрешалось находиться в пределах визуального взгляда на родственников жены, которых он должен был избежать. Его женщина -родственники Чирикахуа через брак также избегали его.
Несколько расширенных семей работали вместе как «местная группа», которая проводила определенные церемонии, а также экономическая и военная деятельность. Политический контроль присутствовал в основном на местном уровне группы. Местные группы возглавлялись вождем, влиятельным человеком с впечатляющей репутацией. Эта должность не была наследственной и часто была заполнена членами разных расширенных семей. Влияние вождя было таким же сильным, как он был оценен, чтобы быть - ни один член группы не был обязан следовать за начальником. Критерии Western Apache для хорошего вождя включали: трудолюбие, щедрость, беспристрастность, терпение, добросовестность и красноречие на языке.
Многие народы Apache присоединились к нескольким местным группам в « группы ». Бандинг был самым сильным среди чирикахуа и западного апаче и слабым среди Липана и Мескалеро. Навахо не организовался в группы, возможно, из -за требований экономики овец . Тем не менее, у Навахо была «наряд», группа родственников, которая была больше, чем расширенная семья, но меньшая, чем местное групповое сообщество или группа.
На более высоком уровне западные полосы Apache организовали то, что Гренвилл Гудвин назвал «группами». Он сообщил о пять групп для Западного Апача: Северный Тонто, Южный Тонто, Сибеку, Сан -Карлос и Белая гора. Джикарилла сгруппировала свои группы в « фрагменты », возможно, под влиянием северо -восточного Пуэбло . Западный Апач и Навахо также имели систему матрилинейных « кланов », которые далее организовались в фратрии (возможно, под влиянием западного Пуэбло).
Понятие племени в культурах Apache очень слабо развито; По сути, это было лишь признание, «которое обязательно задолжало гостеприимство с той же речи, одеждой и обычаями». [ 42 ] Шесть племен Apache имели политическую независимость друг от друга [ 43 ] и даже боролся друг против друга. Например, Липан когда -то боролся с Мескалеро.
Системы родства
Племена Apache имеют две совершенно разные системы родственных терминов : тип Chiricahua и тип Jicarilla . [ 44 ] Система тирикахуа используется Chiricahua, Mescalero и Western Apache. Система родной родства Western Apache немного отличается от двух других, но разделяет сходство с системой Navajo.
Тип Jicarilla, похожий на Дакоты - системы родства Ирокеа , используется Jicarilla, навахо, Липаном и Plains Apache. Система навахо более расходятся среди четырех, имеет сходство с системой тирикахуа. Системы Apache Lipan и Plains очень похожи.
Чирикахуа
Скрыть живопись, изображающую церемонию полового созревания Apache Girl, Найш (Chiricahua Apache), c. 1900, исторический центр штата Оклахома
На языке чирикахуа есть четыре слова для бабушки: -Chú [ Примечание 2 ] «Бабушка по материнской линии», -touyé «дедушка по материнской линии», « бабушка по отцовской линии», « Дедушка по отцовской линии». Кроме того, братья и сестры бабушки идентифицируются одним и тем же словом; Таким образом, бабушка по материнской линии, сестры бабушки по материнской линии и братья бабушки по материнской линии называются -чо . Кроме того, термины внуков являются взаимными, то есть использует тот же термин для обозначения их внука. Например, бабушка по материнской линии человека называется -чо , и эта бабушка также называет эту внучку -чо (то есть -ку может означать ребенка либо вашей собственной дочери, либо дочь вашего брата.)
Кузены из чирикахуа не отличаются от братьев и сестер через родственные термины. Таким образом, одно и то же слово относится либо к брату или сестру или двоюродному брату (нет отдельных терминов для параллельно-кузины и поперечного кузена ). Термины зависят от пола спикера (в отличие от английских терминов брата и сестры ): -К- «однополый брат или однополый двоюродный брат», «--ląh » «противоположный полос брат или двоюродный брат противоположного пола». Это означает, что если кто -то мужчина, то его называют братом -К , а сестра называется - -л . Если кто -то является женщиной, то называется человеком - -ląh , а его сестра называется -К . Чирикахуа в отношениях - -ląh наблюдали великую сдержанность и уважение к этому родственнику; Двоюродные братья (но не братья и сестры) в отношениях - -ląh могут практиковать полное избегание .
Два разных слова используются для каждого родителя в соответствии с полом: -mááʼ «Мать», -taa «Отец». есть два слова для ребенка родителей в соответствии с сексом: -иахэ «дочь», Точно так же «Сын».
A parent's siblings are classified together regardless of sex: -ghúyé "maternal aunt or uncle (mother's brother or sister)", -deedééʼ "paternal aunt or uncle (father's brother or sister)". These two terms are reciprocal like the grandparent/grandchild terms. Thus, -ghúyé also refers to one's opposite-sex sibling's son or daughter (that is, a person will call their maternal aunt -ghúyé and that aunt will call them -ghúyé in return).
Джикарилла
В отличие от системы Chiricahua, у Jicarilla есть только два срока для бабушки и дедушки в соответствии с сексом: -чо «бабушка», -tsóyé «дедушка». У них нет отдельных условий для материнской или отцовской бабушки и дедушки. Термины также используются для братьев и сестер бабушки и бабушки в соответствии с сексом. Таким образом, -Chóó относится к бабушке или великой дюйме (материнской или отцовской); -Тойе относится к дедушке или дедушке. Эти термины не являются взаимными. Есть одно слово для внука (независимо от секса): -tsóyí̱̱̱ .
Есть два термина для каждого родителя. Эти термины также относятся к однополым сестрам этого родителя: - «Мать или тетя матери (сестра матери)», « Отец или дядя по отцовской линии (брат отца)». Кроме того, есть два термина для родного брата родителей, в зависимости от пола: -дана «дядя по материнской линии (брат матери)», -бейже »отцовской тети (сестра отца).
Два термина используются для однополых и противоположных братьев и сестер. Эти термины также используются для параллельных кузенов : -Kʼisé «однополый брат или однополый параллельный двоюродный брат (т.е. ребенок однополого отца или ребенок сестры матери)», «-ла » с сестрой напротив секса или противоположной параллели двоюродный брат (т.е. ребенок против брата отца напротив пола или ребенок сестры матери) ». Эти два термина также могут быть использованы для кросс-кузенов . Есть также три термина сестра, основанные на возрасте, относительно спикера: -ndádé «старшая сестра», - -нана «старший брат», -сдадха «младший брат (то есть младшая сестра или брат)». Кроме того, существуют отдельные слова для кросс-кузенов: -ZEEDń «Кросс-кузин (либо однополые или противоположные полы оратора)», -iłnaaʼaash «мужской кросс-кузин» (используется только говорящими мужчинами).
Ребенок родителя классифицируется со своим однополым братом или сестроем-сестрой или сестроем-демо-сестрой: -заче , «дочерью однополой брата, сестра, дочь однополого двоюродного брата», -ghe , сын, однополый сын, сын однополых, однополые. Сын двоюродного брата ". Существуют разные слова для ребенка-сестра противоположного пола: -дана «дочь сестра на противоположной полости», . «Сын сестры» на противоположной сексе »
Апач жил в трех типах домов. Типи были распространены на равнинах. Википы были обычным явлением в высокогорье; Это были 8 футов (2,4 м), обрамленные из дерева, удерживаемые вместе с волокнами Юкки и покрыты кистью. Если член семьи умер, Викип будет сожжен. Апач пустыни Северной Мексики жил в Хогане , земляне для сохранения прохладного.
Ниже приведено описание Chiricahua Wickiups, записанного антропологом Моррисом Опелером:
Дом, в котором живет семья, производится женщинами и обычно является круговой купольной кистью, с полом на уровне земли. Он высотой семь футов в центре и примерно восемь футов в диаметре. Чтобы построить его, длинные свежие столбы дуба или ивы везжают в землю или помещаются в отверстия, сделанные с копающей палкой. Эти полюсы, которые образуют структуру, расположены с интервалами в однофутом и связаны наверху с пряди юкка. Над ними соломенные пакеты с большой голубой травой или медвежьей травой связаны, в стиле гальки, с струнами Юкки. Дымовая дыра открывается над центральным камином. Шкура, подвешенная у входа, зафиксирована на поперечном луче, чтобы ее можно было взять вперед или назад. Дверной проем может столкнуться в любом направлении. Для гидроизоляции кусочки шкуры бросают над внешним выводом, и в дождливую погоду, если огонь не нужен, даже дымовая дыра покрыта. В теплой, сухой погоде большая часть внешней кровли урезана. Требуется приблизительно три дня, чтобы установить крепкое жилище такого типа. Эти дома «теплые и удобные, хотя есть большой снег». Интерьер выстлана щеткой и травяными кроватями, на которые распределяются одежды ...
Человек из чирикахуа в Викиупе с семьей
Женщина не только делает мебель дома, но и отвечает за строительство, техническое обслуживание и ремонт самого жилища, а также за расположение всего в нем. Она обеспечивает траву и кровати и заменяет их, когда они становятся слишком старыми и сухими ... однако, ранее «у них не было постоянных домов, поэтому они не беспокоились о уборке». Куполообразное жилище или Wickiup, обычный домашний тип для всех групп Chiricahua, уже описан ... сказал центральный информатор по чирикахуа.
Как вигва, так и овальный дом использовались, когда я был мальчиком. Овальная хижина была покрыта шкурой и была лучшим домом. Более устойчиво имел такой вид. Тип типа был только из кисти. У него было место для пожара в центре. Это было просто объединено. Оба типа были обычными еще до моего времени ...
Форма дома, которая отходит от более распространенного купольного сорта, зарегистрирована и для южного чирикахуа:
... когда мы успокоились, мы использовали Wickiup; Когда мы многое переезжали, мы использовали этот другой вид ... [ 45 ]
Недавние исследования задокументировали археологические останки Chiricahua Apache Wickiups, найденных на протоисторике и на исторических местах, таких как Canon de Los Embudos, где CS Fly сфотографировал геронимо, его народ и жилища во время переговоров о капитуляции в 1886 году, демонстрируя их ненавязчивую и импровизированную природу. " [ 46 ]
Еда
Различные контейнеры Apache: корзины, миски и банки. Женщины Apache разворачивали YUCCA , листья ивы или кору можжевельника в корзины, которые могут удерживать тяжелые нагрузки. [ 47 ]
Люди Apache получили пищу от охоты, собирали дикие растения, выращивали внутренние растения, торговля или совершали набег на соседние группы для скота и сельскохозяйственных проектов. [ 48 ]
Особые виды продуктов, съеденных группой в зависимости от их соответствующей среды.
Охота
Охота была совершена в первую очередь мужчинами, хотя иногда были исключения в зависимости от животного и культуры (например, женщины Липана могли помочь в охоте на кроликов, а мальчики из чирикахуа также были разрешены охотиться за кроликами).
Апач кувшин
У охоты часто были сложные препараты, такие как пост и религиозные ритуалы, выполняемые медициной мужчины до и после охоты. В культуре Липана, поскольку олени были защищены горными духами, в ритуалах горного духа была воспринята большая забота, чтобы обеспечить плавную охоту. Убоя следует религиозным руководящим принципам (многие из которых записаны в религиозных историях), предписывающая резку, молитвы и утилизацию костей. Охотники за южными атабасканами часто распределяли успешно убитую игру. Например, среди Mescalero, который, как ожидается, охотники поделится до половины своего убийства с помощью охотника и нуждающихся людей в лагере. Чувства людей об этой практике говорили о социальных обязательствах и спонтанной щедрости.
Наиболее распространенным охотничьим оружием до введения европейского оружия было лук и стрела . Были использованы различные методы охоты. Некоторые участвовали в масках для головы животных в качестве маскировки. При свистках иногда использовались, чтобы привлечь животных ближе. Другим методом был метод ретрансляции, в котором охотники, расположенные в различных точках, будут преследовать добычу по очереди, чтобы утомлить животное. Аналогичный метод включал в себя погоню за добычей по крутому обрыву.
Употребление определенных животных было табу. Хотя в разных культурах были разные табу, общие примеры включали медведей, пекари, индеек, рыбу, змеи, насекомые, совы и койоты. Пример табу различий: Черный медведь был частью диеты Липана (хотя и реже, как буйвол, оленя или антилопа), но джикарилла никогда не ела медведя, потому что оно считалось злым животным. Некоторые табу были региональным явлением, таким как рыба, которая была табу по всему юго -западу (например, в некоторых культурах Пуэбло, таких как Хопи и Зуни ) и считается напоминанием змеи (злого животного) в внешнем виде. [ 49 ] [ 50 ]
Западный Апач охотился на оленей и пронгорнов в основном в идеальной поздней осенью. После того, как мясо было курировано в резкое ноябрь, они мигрировали с фермерских участков в горах вдоль берегов ручья в зимние лагеря в соль , черная , река Гила и даже долины реки Колорадо.
Чирикахуа в основном охотился на оленей, за которым следуют пронгорн. Малая игра включала кроликов в котттон , опоссумы , белки, избыточные лошади, избыточные мулы, вапити (лось), дикий крупный рогатый скот и деревянные крысы .
Мескалеро в основном охотился на оленя. Другая игра включает в себя Bighorn Oher , Buffalo (для тех, кто живет ближе к равнинам), кроликов для стоттонга, лося, лошадей, мулов, опоссумов, пронгорнов, диких рулевых и деревянных крыс. Бобры, норки, мускараты и ласки охотились за их шкуры, но не ели.
Джикарилла в основном охотилась на Bighorn Oher, Buffalo, Deer, Elk и Pronghorn. Другая игра включала в себя бобров, биверов, вождем зайцев, бурундуков, голубей, сурок, грушных, пекари, дикобранов, собак -прерий, перепелов, кроликов, скунсов, снежных птиц, белок, индюков и деревянных крыс. Бурро и лошадей ели только в чрезвычайных ситуациях. Норки, ласки, дикие кошки и волки не ели, а охотились за частями тела.
Липан ел в основном Буффало с трехнедельной охотой во время осени и меньшими охотами до весны. Вторым наиболее используемым животным было оленей. Свежая кровь оленей была пьяна для здоровья. Другие животные включали бобров, бигхорнов, черных медведей, бурро, уток, лося, рыбы, лошадей, горных львов, траурных голубей, мулов, прерий, пронгорнов, перепелов, кроликов, белок, индюков, черепах и древесных крыс. Скунки были съедены только в чрезвычайных ситуациях.
Плейнс Апач Охотники охотились в основном в Буффало и оленях. Другая игра включала барсуки, медведей, бобров, птицы (включая гусей), опоссумы, выдр, кроликов и черепах.
Одежда
Под влиянием индейцев равнинов западные апачи носили одежду, сшитую из шкур животных, украшенные семенами для одежды. Эти бисерные дизайны исторически напоминали конструкцию великого бассейна Paiute и характеризуются линейным паттерном. Апач из бисера была граничала с узкими полосами стеклянных бусин в диагональных полосах чередующихся цветов. [ 51 ] Они делали рубашки из оскабрики, пончо, юбки и мокасины и украсили их разноцветным изделий из бисера.
Недооцененные растения и другие источники пищи
Apache Girl с корзиной, 1902
Собрание растений и других пищи было сделано в основном женщинами. Мужская работа обычно заключалась в том, чтобы охотиться на животных, таких как оленя, буйвол и небольшая игра. Тем не менее, мужчины помогли в определенных мероприятиях по сбору, таким как тяжелые короны агавы . Многочисленные растения использовались в качестве пищи и медицины и в религиозных церемониях. Другие растения использовались только для их религиозной или лекарственной ценности.
Обильная агава (MESCAL) также была важна для Мескалеро, [ Примечание 3 ] который собрал короны поздней весной после того, как появились красноватые цветочные стеблы. Меньшие короны Sotol также были важны. Короны обоих растений были выпечены и высушены. Другие растения включают в себя: желуди, ягоды агариты, стебли амоле (жареные и очищенные), внутренняя кора Аспена (используется в качестве подсластителя), стебли медвежьи травы (жареные и очищенные), ящик -старший кора (используется в качестве подсластителя), банановые фрукты Юкка. , Banana Yucca Flowers, Box Older Sap (используемый в качестве подсластителя), кактусовые фрукты (различных сортов), подводные изделия из хвостов , хокхири, смородины, семена травы с капельницей (используемые для лепешки ), бузина , крытна ( рибель лептант и р . , виноград, хакберри , фрукты Хоторна и хмель (используется в качестве приправы).
Они также использовали всадку (в качестве приправы), ягоды можжевельника, листья ягненка, листья саранчи, саранча, стручки, мескьютские стручки, мята (в качестве приправы), шелковина, Пеннирояль (в качестве приправы), семена свиньи (для лепешки), Pennyroyal (в качестве приправы), семена свиньи (для лепешки), Pennyroyal (в качестве приправы), семена свиньи (для лепешки). Сосновая внутренняя кора (в качестве подсластителя), кедровые орехи пиньенов, плоды колючей груши (освоились и жареные), листья преследования , малину, шалфей (в качестве приправы), винтовые штуки, салотные клубни, листья овчарки , клубника, семена подсолнечника, семена кубика (Для плоского хлеба), стручки визита , грецкие орехи, западно -белые кедровые орехи, западные желтые кедровые орехи, белые вечерние фрукты приматрозы, дикий сельдерей (как приправа), дикий лук (в качестве приправы), стручки дикого гороха, дикий картофель и древесина Окорочный листья.
Джикарилла использовала желуди, чокехерри, ягоды можжевельника, фасоль, орехи пиньенов, фрукты колючей груши, фрукты юкки и многие другие виды фруктов, желудей, зеленых, орехов и трав семян.
Липан сильно использовал агаву (MESCAL) и SOTOL. Другие растения включают в себя агариту, ежевику, рововые хвосты, дьявольский когтя, бузина, саранча, саранча, месбейт, туфл, дуб, пальто , пекан, пинкин, колючи Клубника, сумак, подсолнухи, техасские хурмы , грецкие орехи, западная желтая сосна, дикая вишня, дикий виноград, дикий лук, дикие сливы, дикий картофель, дикие розы , цветы Юкки и фрукты Юкки. Другие собранные продукты включают соль, полученную из пещер и меда.
Apache Plains собрала чокехерри, ежевики, виноград, прерий, репу, дикий лук и дикие сливы, а также многие другие фрукты, овощи и клубня.
Этноботаника
Список из 198 этноботании, используемого для чирикахуа, можно найти по адресу http://naeb.brit.org/uses/tribes/11/ , которая также включает в себя Mescalero.
Навахо практиковал наибольшее выращивание сельскохозяйственных культур, западную апаче, джикариллу и липан меньше. Одна группа по чирикахуа (из Опелера) и Мескалеро практиковали очень мало культивирования. Две другие группы Chiricahua и Plains Apache не выращивали зерновых культур.
Торговля, рейды и война
Внутренние обмены между исследователями Apache и European Descessed и поселенцами включали торговлю. Апач обнаружил, что они могут использовать европейские и американские товары.
Апачи отличали рейдование от войны. Рейдинг был проведен в небольших вечеринках с определенной экономической целью. Война велась в больших вечеринках (часто членах клана), обычно для достижения возмездия. Рейдинг был традиционным для Apache, но мексиканские поселенцы возражали против того, чтобы их запасы были украдены. По мере роста напряженности между Apache и поселенцами мексиканское правительство приняло законы, предлагающие денежные вознаграждения за скальпы Apache. [ 53 ]
Религия
Апач религиозные истории связаны с двумя героями культуры (одно из солнца/огня: «Убийца-убийца/убийца монстров», а также один из воды/луна/гром: «Детская вода/родилась за воду») которые уничтожают несколько существ, вредных человечеству. [ 54 ]
Другая история о скрытой игре с мячом, где добрые и злые животные решают, должен ли мир быть навсегда темным. Койот , обманщик , является важным существом, которое часто имеет неуместное поведение (например, жениться на своей дочери и т. Д.), В котором он отменяет социальную конвенцию. Навахо, Западный Апач, Джикарилла и Липан имеют историю появления или творения, в то время как этого не хватает в Чирикахуа и Мескалеро. [ 54 ]
Большинство южных богов Атабаска - олицефицированные природные силы, которые проходят через вселенную. Они могут использоваться для человеческих целей через ритуальные церемонии. Ниже приведена формулировка антрополога Кейта Бассо Western Apache из концепции Diyí :
Термин «Diyí» относится к одному или ко всему набору абстрактных и невидимых сил, которые, как говорят, происходят из определенных классов животных, растений, минералов, метеорологических явлений и мифологических фигур во вселенной Западной Апаче. Любая из различных способностей может быть приобретена человеком и, если их правильно обрабатывать, используется для различных целей. [ 55 ]
Медицинские мужчины изучают церемонии, которые также могут быть приобретены путем прямого откровения для человека. Различные культуры Apache имели разные взгляды на церемониальную практику. Большинство церемоний Chiricahua и Mescalero были изучены благодаря передаче личных религиозных видений, в то время как Jicarilla и Western Apache использовали стандартизированные ритуалы в качестве более центральной церемониальной практики. Важные стандартизированные церемонии включают церемонию полового созревания (Dance Sunrise) молодых женщин, песнопения навахо, церемонии Jicarilla "Long Life" и церемонии Apache Apache "Sacred-Bundle.
Определенные животные - писания, змеи, медведи и койоты - считаются духовно злыми и подверженными болезням для людей.
Многие церемонии Apache используют маскированные представления о религиозных духах. Песчаная планка является важной церемонией в традициях Навахо, Западного Апача и Джикариллы, в которых целители создают временное, священное искусство из цветных песков. Антропологи считают, что использование масок и песчаника являются примерами культурной диффузии из соседних культур Пуэбло. [ 56 ]
Апачи участвуют во многих религиозных танцах, включая танцы дождя, танцы для урожая и урожая, а также духовный танец. Эти танцы были в основном для влияния на погоду и обогащение их пищевых ресурсов.
История населения
Хосе де Уррутиа оценил население Apache в 1700 году до 60 000 человек (или 12 000 воинов). Индийские дела в 1837 году оценили популяцию Apache в 1837 году в 20 280 человек, эта оценка позже была повторена официальными сообщениями об индийских делах 1841 и 1844 гг. Население 90 000) до 300. Многие оценки не включали весь тело племени и направлены только на некоторые полосы или в часть области, которую они воспроизводили. В 1875 году уже было оговорки 9 248 апачей (Индийские дела 1875), это число не включает тех, кто все еще не был в оговорках. Перепись 1890 года вернула не менее 7 218 (в том числе 4041 в Аризоне), а перепись 1910 года вернула не менее 6119. [ 57 ]
В течение 20 -го и 21 -го веков население Apache восстановилась, достигнув 148 936 в США в соответствии с переписью 2020 года. [ 58 ]
Hoijer (1938) разделил подсемейство Apache на восточную ветвь, состоящую из Jicarilla, Lipan и Plains Apache и западной ветви, состоящей из наваджо, западного апаче (Сан-Карлос), Чирикахуа и Мескалеро, основанного на слиянии прото-апачя *T и *K до K в восточной ветви. Таким образом, как можно увидеть в примере ниже, когда западные языки имеют существительные или стебли глагола, которые начинаются с t , связанные формы на восточных языках начнутся с k :
Западный
Восточный
Навахо
Западный Апач
Чирикахуа
Мескалеро
Джикарилла
Сороконожка
Равнины Апач
"вода"
долговечный
шаг
ты
ты
писать
писать
ушел
"огонь"
Kǫ '
Kǫ '
так же
из чего
Кольцо
kǫǫ
Kǫ '
Позже он пересмотрел свое предложение в 1971 году, когда обнаружил, что Apache не участвовал в слиянии *k̯/ *C, чтобы рассматривать Apache Plains как языковой эквидиаспорт из других языков, которые теперь называются юго -западными апачеями. Таким образом, некоторые стебли, которые изначально начались с *k̯ в прото-атабаскане, начинаются с CH в Apache, в то время как другие языки начинаются с TS .
Поэтому- Атабаскан
Навахо
Чирикахуа
Мескалеро
Джикарилла
Равнины Апач
* k̯aʔx̣ʷ
"большой"
-Tsaa
-Tsaa
-Tsaa
-Tsaa
-E
Моррис Оплер (1975) отметил культурное сходство Джикариллы и Липана с языковыми носителями восточного апача и отличиями от ораторов Западного Апача, поддерживая первоначальную классификацию Ходжиера. Другие лингвисты, в частности Майкл Краусс (1973), отметили, что классификация, основанная только на первоначальных согласных существительных и глагольных стеблей, является произвольной, и когда другие звуковые соответствия считаются тем, что отношения между языками кажутся более сложными.
Языки Apache - тональные . Что касается тональной разработки, все языки Apache с низким уровнем маркировки , что означает, что связано с «сутяным» слогом, в протоязычке, разработанном низким тоном, в то время как все другие Rimes развивали высокий тон. Другие северные атабасканские языки с высоким уровнем маркировки : их тональное развитие наоборот. В приведенном ниже примере, если навахо с низким маркой и чирикахуа имеют низкий тон, то на северных атабасканских языках маркиров с высоким уровнем низкий тон.
Низкомечатый
Отмечен
Поэтому- Атабаскан
Навахо
Чирикахуа
Рабов
Киллотин
*taʔ
"отец"
-что
-Taa
-táʼ
-Ты
*TU ·
"вода"
долговечный
ты
тюрьма
тюрьма
Примечательный исторический апач
Современные люди Apache перечислены под их конкретными племенами, см. Категорию: Apache People . Исторический Apache также перечислены под их группами:
^ Другие слова Zuni, идентифицирующие конкретные группы Apache, являются wilacʔu · kʷe "Белая гора Апач" и Чишэ "kʷe " San Carlos Apache ".
^ Все термины родства на языках апаче по своей природе одержимы , что означает, что им должен предшествовать притяжательный префикс . Это означает предыдущий дефис.
^ Имя Мескалеро , на самом деле, происходит от слова MESCAL , ссылка на их использование этого растения в качестве пищи.
^ Брюс, Барбара (19 ноября 2021 г.). «13 -й ежегодный альянс Apache состоялся в Сан -Карлосе» . Белая гора независимо . Получено 25 июня 2024 года . Согласно сообщению [Терри] Рамблера на его странице в Facebook, «представители племени Apache White Mountain, нации форта McDowell Yavapai, племя Fort Sill Apache, племени Mescalero Apache и апачей Липана».
^ Jump up to: а беременный в дюймовый Стэнли Ньюман. (1958). Зуни словарь . Блумингтон: издательство Университета Индианы; Стэнли Ньюман. (1965). Zuni Grammar . Альбукерке: Университет Нью -Мексико Пресс. (Newman, pp. 32, 63, 65; de reuse, p. 385)
Бассо, Кит Х. (1969). «Western Apache Колдовство», Антропологические документы Университета Аризоны (№ 15). Тусон: Университет Аризоны Пресс,
Бругге, Дэвид М. (1968). Навахо в католической церкви записи Нью -Мексико 1694–1875 . Window Rock, Аризона: исследовательский раздел, племя навахо.
Бругге, Дэвид М. (1983). «Предыстория и история навахо до 1850 года», в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: юго -запад (том 10, с. 489–501). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Корделл, Линда С. Древние Пуэбло . St. Remy Press и Smithsonian Institution, 1994. ISBN 0-89599-038-5 .
Etulain, Richard W. New Mexican Lives: биографическая история , Центр американского запада Университета Нью -Мексико, Университет Нью -Мексико Пресс, 2002. ISBN 0-8263-2433-9
Фостер, Моррис W; & McCollough, Martha. (2001). «Plains Apache», в RJ Demallie (ред.), Справочник по североамериканским индейцам: равнины (том 13, с. 926–939). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Gatewood, Charles B. (под редакцией Луи Крафта). Лейтенант Чарльз Гейтвуд и его мемуары Apache Wars. Университет Небраски Пресс, 2005. ISBN 978-0-8032-2772-9 .
Гудвин, Гринвилл (1969) [1941]. Социальная организация Западного Апача . Тусон, Аризона: Университет Аризоны Пресс. LCCN 76-75453 .
Ганнерсон, Джеймс Х. (1979). «Южная атапасканская археология», в А. Ортис (ред.), Справочник по североамериканским индейцам: Юго -Запад (том 9, с. 162–169). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Хейли, Джеймс Л. Апачес: портрет истории и культуры . Университет Оклахома Пресс, 1997. ISBN 0-8061-2978-6 .
Хаммонд, Джордж П. и Рей, Агапито (ред.). (1940). Повествования об экспедиции Коронадо 1540–1542. Альбукерке: Университет Нью -Мексико Пресс.
Хендерсон, Ричард. (1994). «Репликация собаки« Травуа »путешествует на северных равнинах», Plains Anthropologogity , 39 , 145–59.
Ходж, FW (ред.). (1907). Справочник американских индейцев . Вашингтон.
Хойер, Гарри. (1971). «Позиция апачеровских языков в атапасканском запасе», в KH Basso & Me Opler (ред.), История и этнологии культуры Апачея (стр. 3–6). Антропологические документы Университета Аризоны (№ 21). Тусон: Университет Аризоны Пресс.
Hold, Martin E. (1983). 49 ( 2 , 186–1 )
Краусс, Майкл Э. (1973). «Na-Dene», в Ta Sebeok (ed.), Лингвистика в Северной Америке (стр. 903–978). Тенденции тока в лингвистике (том 10). Гаага: Мутон. (Перепечатано 1976).
Ландар, Герберт Дж. (1960). «Потеря атапасканских слов для рыбы на юго -западе», Международный журнал американской лингвистики , 26 (1), 75–77.
Майлз, генерал Нельсон Эпплтон. (1897). Личные воспоминания и наблюдения генерала Нельсона А. Майлза, охватывающего краткий обзор гражданской войны, или, от Новой Англии до Золотых Ворот, и историю его индийских кампаний, с комментариями о разведке, развитии и прогрессе нашего великого западного империя . Чикаго: компания Werner.
Opler, Morris E. (1936a). «Краткое изложение культуры Jicarilla Apache», Американский антрополог , 38 (2), 202–223.
Opler, Morris E. (1936b). «Системы родства южных атапасканских племен», американский антрополог , 38 (4), 620–633.
Opler, Morris E. (1941). Apache Life-Way: экономические, социальные и религиозные институты индейцев хирикахуа . Чикаго: Университет Чикагской Прессы.
Opler, Morris E. (1975). «Проблемы в истории культуры Апачея, с особой ссылкой на Апач Липана», Антропологический квартал , 48 (3), 182–192.
Opler, Morris E. (1983a). «Образец апачевой культуры и ее происхождение», в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: Юго -Запад (том 10, с. 368–392). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Opler, Morris E. (1983b). "Chiricahua Apache", в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: юго -запад (том 10, с. 401–418). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Opler, Morris E. (1983c). «Mescalero Apache», в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: юго -запад (том 10, с. 419–439). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Opler, Morris E. (2001). «Липан Апач», в RJ Demallie (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: равнины (том 13, с. 941–952). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Повторное использование, Willem J., De. (1983). «Образец апачевой культуры и ее происхождение: синонимия», в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: юго -запад (том 10, с. 385–392). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Schroeder, Albert H. (1963). "Navajo and Apache relationships west of the Rio Grande", Шредер, Альберт Х. (1963). , 70Полем
Schroeder, Albert H. (1974a). «Изучение индейцев Apache: части 1–3», в этнологии американских индейцев: индейцы юго -запада . Нью -Йорк: Гарленда.
Schroeder, Albert H. (1974b). «Изучение индейцев Apache: части 4–5», Этнология американских индейцев: индейцы юго -запада . Нью -Йорк: Гарленда.
Schroeder, Albert H. (1974c). «Jicarilla Apache», Этнология американских индейцев: индейцы юго -запада . Нью -Йорк: Гарленда.
Seymour, Deni J. (2004) «Ranchería в Большой Апачерии: свидетельство межкультурного взаимодействия на участке Серро Рохо», Plains Anthropologotogogital 49 (190): 153–1
Seymour, Deni J. (2009a) «Apache девятнадцатого века Wickiups: Исторически документированные модели для археологических подписей жилищных людей», Antiquity 83 (319): 157–164.
Seymour, Deni J. (2009b) «Оценка счетов очевидцев на народах вдоль тропы Коронадо от международной границы до Cibola», Нью -Мексико Исторический обзор 84 (3): 399–435.
Seymour, Deni J. (2010a) «Контекстуальные несоответствия, статистические выбросы и аномалии: нацеливание на незаметные профессиональные события», Американская древность 75 (1): 158–176.
Seymour, Deni J. (2010b) «Циклы обновления, транспортные активы: аспекты родовного жилья», Антрополог Plains (весна или летний выпуск)
Sweete, Edwin R. (1998). Коллеры: Эдуктор апачей Ciricaua Университет Оклахома Пресс. ISBN 0-8061-3063-6
Террелл, Джон Аптон. (1972). Apache Chronicle . World Publishing. ISBN 0-529-04520-6 .
Tiller, Veronica E. (1983). «Jicarilla Apache», в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: юго -запад (том 10, с. 440–461). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Уизерспун, Гэри . (1983). «Социальная организация Навахо», в А. Ортис (ред.), Справочник по североамериканским индейцам: Юго -Запад (том 10, с. 524–535). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Вустер, Дональд Э. (1992). Апачи: Орлы Юго -Запада , издательство Оклахома. ISBN 0-8061-1495-9 .
† extinct language / ≠ extinct tribe / >< early, obsolete name of Indigenous tribe / ° people absorbed into other tribe(s) / * headquartered in Oklahoma today
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 47141711525677e0d185b7cf4e606fb9__1725452580 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/b9/47141711525677e0d185b7cf4e606fb9.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Apache - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)