Супермариновый ятаган
Ятаган | |
---|---|
![]() | |
Ятаганы 736-й морской авиационной эскадрильи в Фарнборо , 1962 год. | |
Роль | Морской ударный истребитель |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Супермарин |
Первый полет | 19 января 1956 г. |
Введение | 1957 |
Ушедший на пенсию | 1969 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Королевский флот |
Количество построенных | 76 |
Supermarine Scimitar — одноместный военно-морской ударный самолет, разработанный и произведенный британской авиастроительной компанией Supermarine . Эксплуатируемый исключительно Королевского флота , авиацией флота это был последний самолет, полностью спроектированный и изготовленный Supermarine. [ 1 ]
Scimitar был разработан на основе более ранней разработки, получившей внутреннее обозначение Type 505 , истребителя без шасси , предназначенного для управления с резиновых палуб . Многие особенности самолета, в том числе его нестандартное V-образное хвостовое оперение (или «хвост-бабочка») и тонкое прямое крыло, были унаследованы от этого предка; однако Адмиралтейство пересмотрело свои требования и рекомендовало использовать обычную ходовую часть. Соответственно, Supermarine выпустила близкородственный Type 508 , оснащенный увеличенным крылом и убирающейся ходовой частью. 31 августа 1951 года Тип 508 совершил свой первый полет , за ним последовали модернизированные Тип 529 и Тип 544 , последний послужил прямым прототипом серийной модели, совершив свой первый полет в январе 1956 года.
В 1957 году был поставлен первый серийный самолет, что позволило Scimitar поступить на вооружение Королевского флота в следующем году. Самолет эксплуатировался Королевским флотом как ударный самолет малой высоты, который потенциально был вооружен ядерным оружием и был заменен в качестве истребителя еще до его появления другими самолетами, такими как de Havilland Sea Venom и de Havilland Sea. Виксен . В нем наблюдался относительно высокий уровень истощения из-за серии аварий. В последние годы эксплуатации этот тип часто использовался в качестве воздушного заправщика . В 1969 году Scimitar был окончательно снят с вооружения, его заменили на более новые и боеспособные самолеты, такие как Blackburn Buccaneer .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Scimitar возник на основе ряда проектов Supermarine для военно-морского реактивного самолета. Работа над тем, что в конечном итоге привело к созданию Scimitar, официально началась в 1945 году после появления требований к истребителю без шасси, который должен был приземляться на гибкие «подрессоренные» резиновые палубы . [ 1 ] По словам авторов в области авиации К. Ф. Эндрюса и Э. Б. Моргана, среди чиновников широко распространено мнение, что такая схема позволит строить самолеты с более легкой и простой конструкцией и, таким образом, иметь более высокие характеристики по сравнению с их обычными аналогами, особенно среди эксплуатируемые с авианосцев . В частности, снижение веса, достигнутое за счет отказа от усиленной ходовой части, используемой на военно-морских самолетах, приведет к значительно большей скороподъемности и ускорению. [ 1 ] Стремясь сохранить планер компактным и достаточно легким, также было желательно использовать самые мощные доступные силовые установки, ограничив при этом его диаметр и, следовательно, общий размер; Было быстро установлено, что размещение пары двигателей в конфигурации бок о бок привело к относительно плоскому поперечному сечению фюзеляжа, что обеспечило благоприятные характеристики для посадки без шасси. [ 2 ]
Конструкция Supermarine, отвечающая этому требованию и получившая внутреннее обозначение Type 505 , отличалась необычным V-образным хвостовым оперением (или «хвост-бабочка»), которое удерживало поверхности хвостового оперения вдали от выхлопных газов реактивных двигателей. Управление по тангажу осуществлялось за счет движений всего хвостового оперения, при этом рули высоты могли работать в тандеме, обеспечивая дополнительный контроль по тангажу, а также заменяли руль направления обычного хвостового оперения при дифференциальной работе. с широкой хордой элероны Для бокового управления были установлены передней и задней кромки закрылки , а также были установлены , в том числе закрылки пикирования , помогающие восстанавливаться во время полета на высокой скорости за счет восстановления подъемной силы. [ 3 ] [ 4 ] Кабина, похожая на более ранний Supermarine Attacker , была расположена в носовой части самолета. Она находилась под давлением, чтобы облегчить полет на высоте. В качестве силовой установки был выбран двигатель Rolls-Royce Avon турбореактивный , пара которых была установлена рядом в фюзеляже; Доступ к нему осуществлялся через съемные панели в верхней части фюзеляжа. [ 5 ] Также можно было использовать относительно тонкое крыло, избавленное от необходимости несущих элементов ходовой части; Хотя рассматривалась возможность конфигурации стреловидного крыла , этот вариант был отклонен, поскольку на тот момент он представлял слишком много неизвестных факторов. Вместо него было принято прямое крыло с постоянным сечением профиля; его передняя часть была настолько большой, насколько это было возможно, чтобы свести к минимуму преждевременный отрыв воздушного потока - явление, которое могло привести к остановке . [ 5 ]
Редизайн
[ редактировать ]В 1948 году Адмиралтейство передумало по поводу истребителя без ходовой части, что привело к тому, что Supermarine переработала свою конструкцию, включив в нее ходовую часть с носовым колесом , в результате чего была изменена конструкция, получившая обозначение Тип 508 . [ 6 ] Это привело к использованию убирающейся ходовой части с носовым колесом; Работе по модернизации способствовали соображения, которые уже учитывались при установке обычной ходовой части на Тип 505 во время его первых испытательных полетов. Кроме того, в это время также была снижена возможная посадочная скорость, что потребовало различных изменений, таких как увеличение толщины крыла с семи до девяти процентов для более высокого коэффициента подъемной силы, а также увеличение площади крыла. [ 7 ]
Тип 508 был первым предком Scimitar; он имел общую компоновку нелетающего Типа 505, оба имели прямое крыло в паре с V-образным хвостовым оперением и сдвоенные реактивные двигатели. [ 8 ] Модернизация была проведена таким образом, чтобы при желании конфигурация без ходовой части оставалась жизнеспособной; более того, он был спроектирован таким образом, чтобы его можно было легко адаптировать Королевских ВВС и к требованиям (RAF). Основное структурное изменение между двумя конструкциями коснулось лонжеронов крыла, которые были перенаправлены под двигатели, чтобы разместить ходовую часть. [ 8 ] В ноябре 1947 года Supermarine получила первоначальный заказ на три Type 508 для выполнения спецификации N.9/47 . [ 4 ]
В полет
[ редактировать ]31 августа 1951 года первый Тип 508 совершил свой первый полет с авиабазы Королевских ВВС Боскомб Даун ; к маю 1952 года самолет начал палубные испытания на борту HMS Eagle . [ 9 ] Второй самолет имел существенные отличия, имел пушечное вооружение и отличался настолько в деталях, что был переименован в Тип 529 . Первый полет он совершил 29 августа 1952 года. [ 4 ] Одной из необычных модификаций был увеличенный хвостовой обтекатель, который был реализован для того, чтобы предлагаемый радар предупреждения о хвостовом оперении . можно было разместить [ 10 ] Максимальная скорость Типа 508 и 529 с прямым крылом была относительно скромной: Тип 529 достигал 607 миль в час (977 км/ч), и еще во время первого полета Типа 508 было решено перепроектировать третий прототип со стреловидным крылом. для улучшения производительности. [ 11 ] Получившийся в результате Тип 525 также имел обычное стреловидное оперение, а также закрылки для снижения посадочной скорости и совершил первый полет 27 апреля 1954 года. [ 12 ]
Хотя впоследствии самолет был потерян в результате крушения, были отмечены многочисленные положительные улучшения характеристик, в том числе снижение скорости сваливания, уменьшение угла атаки, повышение устойчивости и управляемости на низких скоростях, а также более стабильный поток воздуха над крылом. задний край. [ 13 ] Таким образом, базовая конструкция считалась достаточно обоснованной до такой степени, что официальные лица решили приступить к созданию внешне довольно похожего самолета Тип 544 , соответствующего Спецификации N.113. [ 14 ] Всего было заказано 100 самолетов, хотя Королевский флот изменил спецификацию на ударный самолет низкого уровня с ядерным потенциалом , несмотря на то, что изначально он проектировался как истребитель. [ 15 ]
Первый из Тип 544, послуживший прототипом для более поздней серийной серии, поднялся в воздух 19 января 1956 года. С третьим Типом 544 самолет еще больше изменился, включив в себя различные аэродинамические изменения и более прочный планер для новой роли на низком уровне - цитируя Flight . ; «Чтобы обеспечить беспрепятственное маневрирование в густом турбулентном воздухе на малых высотах при переноске тяжелых грузов ударного вооружения, конструкция чрезвычайно прочна». [ 14 ] Различные аэродинамические «исправления» были внесены, чтобы противостоять нежелательным эффектам увеличения тангажа, возникающим во время полета на высокой скорости и на больших высотах; в их число входили расширенные законцовки крыла и ограждения крыла, а хвостовое оперение также было изменено с двугранного на двугранное. Эти комбинированные модификации привели к тому, что окончательный тип 544 стал считаться «производственным стандартом». Первый серийный Scimitar поднялся в воздух 11 января 1957 года. [ 16 ]
В Scimitar впервые были реализованы системы пропорционального расхода топлива и встроенные баки основного самолета, а также «выдувные» летающие поверхности для снижения посадочной скорости. Он также показал первое использование дублированных полноприводных органов управления полетом на самолете британских военно-морских сил. [ 17 ]
Операционная история
[ редактировать ]
На момент своего появления Scimitar был самым большим, тяжелым и мощным самолетом, поступившим на вооружение авиации флота. [ 18 ] В июне 1958 года эксплуатационная подготовка этого типа началась в 803-й военно-морской авиационной эскадрилье авиабазы Лоссимут перед их посадкой на авианосец HMS Victorious в сентябре того же года. Вскоре после этого вокруг Scimitar сформировалось несколько эскадрилий, что привело к его использованию на авианосцах HMS Ark Royal , HMS Centaur , HMS Eagle и HMS Victorious . [ 19 ]
На заре летной карьеры Scimitar большинство авианосцев Королевского флота были относительно небольшими, тогда как Scimitar был сравнительно большим и мощным самолетом. Эта комбинация, вероятно, во многом способствовала частым авариям при приземлении этого типа; возможно, наиболее громкие из них произошли во время появления этого типа. Это был несчастный случай со смертельным исходом, унесший жизнь командира Джона Рассела, командира 803-й морской авиационной эскадрильи, первой эскадрильи, использовавшей Scimitar. [ 20 ] В целом Scimitar пострадал от большого количества потерь; 39 из них погибли в результате несчастных случаев, что составляет 51% от общего объема производства Scimitar. [ 21 ]
Хотя Scimitar мог действовать как истребитель, роль перехватчика выполняли de Havilland Sea Venom , а затем de Havilland Sea Vixen . [ 22 ] Сам Scimitar был заменен на Blackburn Buccaneer . [ 23 ] Первоначально его использовали как танкер, чтобы можно было запускать с авианосцев маломощный Buccaneer S.1 с полезным вооружением. Чтобы сэкономить вес, «Буканьер» должен был взлететь с уменьшенным запасом топлива, а затем сразу же после этого дозаправиться от «Ятагана». [ 24 ] В конце эксплуатационной карьеры Scimitar в период с 1965 по 1970 год было запущено 16 экземпляров Группой требований к флоту (FRU), базирующейся в аэропорту Борнмута (Хурн). [ 25 ] [ 26 ] FRU находился под управлением Airwork Services и обеспечивал реалистичные полеты для наземных и морских учебных подразделений ВМФ. [ 27 ]
Варианты
[ редактировать ]
Предшественники
[ редактировать ]- Тип 508
- Исследовательский самолет с прямым крылом.
- Тип 529
- Исследовательский самолет с прямым крылом.
- Тип 525
- Исследовательский самолет со стреловидным крылом.
Прототипы
[ редактировать ]- Тип 544
- Прототип Scimitar F.1, 3, построенный экспериментальным отделом Виккерс-Армстронг в Херсли-парке.
Производственная модель
[ редактировать ]- Ятаган F.1
- Одноместный многоцелевой истребитель, 76 штук построено компанией Vickers-Armstrong в Южном Марстоне . Первоначальный заказ был на 100 самолетов в 1952 году, позже сократился до 76.
Операторы
[ редактировать ]- Королевского военно-морского флота Авиация
- 700X военно-морская авиационная эскадрилья [ 28 ]
- 736-я морская авиационная эскадрилья [ 29 ]
- 800-я морская авиационная эскадрилья [ 30 ]
- 803-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 31 ]
- 804-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 32 ]
- 807-я военно-морская авиационная эскадрилья [ 33 ]
- Группа требований к флоту
Несчастные случаи
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2021 г. ) |
- Октябрь 1958 года: после идеальной посадки на только что вновь введенный в строй HMS Victorious и на виду у прессы один из тормозных тросов оборвался, в результате чего Scimitar командира Джона Рассела (серийный XD240) упал в море. Не имея возможности катапультироваться через купол и несмотря на все усилия экипажа вертолета воздушной охраны Westland Whirlwind спасти его, Рассел утонул, когда его Scimitar опустился на дно. [ 20 ] Позже об инциденте рассказала британская служба Pathé News. [ 34 ] Когда самолет был обнаружен, выяснилось, что Расселу удалось открыть фонарь после того, как самолет затонул, но ему не удалось успешно выбраться из-за того, что он был привязан ремнями для ног катапультируемого сиденья и шнурком шлюпки. [ 35 ]
- 19 ноября 1958 г.: потеряв высоту над Блэк-Айлом, младший лейтенант Ч.Р. Крессвелл катапультировался из своего «Ятагана» (серийный номер XD247). [ 36 ] Однако его парашют раскрылся лишь частично, и он рухнул на землю. «Ятаган» разбился примерно в двух милях от места приземления. Его доставили в ближайшую больницу Рэйгмор , где он скончался от полученных травм на следующий день. [ 37 ] [ 38 ]
Выжившие
[ редактировать ]
- Scimitar F1 XD220 в Эмпайр-стейт-музее аэронауки , ранее находившемся в Intrepid Sea, Air & Space Museum , Нью-Йорк, США (взято из Музея авиации флота). [ 39 ]
- Scimitar F1 XD317 в Музее авиации флота , Йовилтон, Англия. [ 40 ]
- Scimitar F1 XD332 в Музее неба Солент , Саутгемптон, Англия. В настоящее время хранится на внешнем хранении в музеях и не выставляется напоказ. [ 41 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Supermarine Aircraft с 1914 года. [ 42 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 55 футов 3 дюйма (16,84 м)
- Размах крыльев: 37 футов 2 дюйма (11,33 м)
- Высота: 17 футов 4 дюйма (5,28 м)
- Площадь крыла: 485 кв. футов (45,1 м 2 )
- Пустой вес: 23 962 фунта (10 869 кг)
- Полная масса: 34 200 фунтов (15 513 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя Rolls-Royce Avon 202 турбореактивных с тягой 11 250 фунтов силы (50,0 кН) каждый. [ 43 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 640 узлов (740 миль в час, 1190 км/ч) на уровне моря.
- Диапазон: 1237 миль (1424 миль, 2291 км)
- Практический потолок: 46 000 футов (14 000 м)
- Скорость набора высоты: 6751 фут/мин (34,30 м/с).
- Время набора высоты: 45 000 футов (14 000 м) за 6 минут 39 секунд.
- Нагрузка на крыло: 70,515 фунтов/кв. футов (344,28 кг/м). 2 ) (вес брутто)
Вооружение
- Орудия: четыре 30-мм пушки ADEN с боекомплектом по 160 снарядов на ствол. [ 44 ]
- Узлы подвески: 4, с возможностью перевозки комбинаций:
- Ракеты: до 16 двух- или трехдюймовых (51 или 76 мм) неуправляемых ракет (по 4 на пилон).
- Ракеты: четыре AGM-12 Bullpup или AIM-9 Sidewinder. ракеты
- Бомбы: четыре бомбы по 1000 фунтов (454 кг) или одна Red Beard. ядерная бомба свободного падения [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Эндрюс и Морган 1981, с. 297.
- ^ Эндрюс и Морган 1987, стр. 297–298.
- ^ Эндрюс и Морган 1987, с. 298.
- ^ Jump up to: а б с Баттлер 2001, стр. 158–159.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс и Морган 1981, с. 298.
- ^ Мейсон 1992, с. 375.
- ^ Эндрюс и Морган 1981, стр. 298-299.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс и Морган 1981, с. 299.
- ^ Мейсон 1992, с. 376.
- ^ Баттлер 2008, с. 56.
- ^ Эндрюс и Морган 1981, стр. 299-300.
- ^ Баттлер 2001, стр. 159–160.
- ^ Эндрюс и Морган 1981, с. 300.
- ^ Jump up to: а б «Супермаринский ятаган». Полет , 1957 г. Дата обращения: 5 августа 2013 г.
- ^ Эндрюс и Морган 1981, стр. 300, 303.
- ^ Баттлер 2008, стр. 62–63.
- ^ Эндрюс и Морган 1981, с. 303.
- ^ Эндрюс и Морган 1981, с. 304.
- ^ Эндрюс и Морган 1981, стр. 304-305.
- ^ Jump up to: а б «Летчик и авиаинженер». Рейс Интернэшнл , 2593, октябрь 1958 г.
- ^ "История ятагана". Thunder-and-lightnings.co , 5 апреля 2009 г. Дата обращения: 23 марта 2010 г.
- ^ Эндрюс и Морган 1981, стр. 305-306.
- ^ Эндрюс и Морган 1981, с. 306.
- ^ Баттлер 2001, с. 167
- ^ Баттлер 2001, с. 168
- ^ Бертлз 1992, с. 96
- ^ «Лебединая песня Морского Ястреба» . navalairhistory.com . 22 мая 2013 года . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 16.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 58.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 125.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 138.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 141.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 152.
- ^ «Пилот, попавший в ловушку, тонет в тонущем самолете (1958)» . Британский Пате. 29 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 21 апреля 2018 г. - через YouTube.
- ^ «Открытый клапан привел к обрыву провода» . Новости ВМФ . Декабрь 1958 г. с. 1 . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Забытые самолеты (и реквизит) — сайт ресурсной группы Warbirds» . www.forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Пилот пострадал в авиакатастрофе Росс-Шайр» . Глазго Геральд . 20 ноября 1958 г. с. 9 . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Пилот разбившегося самолета погиб» . Глазго Геральд . 21 ноября 1958 г. с. 8 . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ МакГихан, Патрик. «Ожидая прибытия космического корабля, старые военные самолеты улетают». Нью-Йорк Таймс, 18 апреля 2012 г.
- ^ «Виккерс Супермарин Скимитар F1» . Музей авиации флота . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Виккерс Супермарин Тип 525 и 544 Ятаган» . БАЕ Системс . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Эндрюс и Морган 1987, с. 306.
- ^ Jump up to: а б Баттлер 2001, с. 164.
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, К.Ф. и Э.Б. Морган. Супермарины с 1914 года . Лондон: Патнэм, 1981. ISBN 0-370-10018-2 .
- Эндрюс, К.Ф. и Э.Б. Морган. Супермарины с 1914 года . Лондон: Патнэм, 1987. ISBN 0-85177-800-3 .
- Бертлз, Филип. Supermarine Attacker, Swift и Scimitar (послевоенный военный самолет 7) . Лондон: Ян Аллан, 1992. ISBN 0-7110-2034-5 .
- Баттлер, Тони. «База данных: Супермариновый Ятаган». Самолет . Том 36, № 12, выпуск № 428, декабрь 2008 г.
- Баттлер, Тони. «Анализ типа: супермариновый ятаган». Международный обзор авиации . Норуолк, Коннектикут, США: AIRtime Publishing. Том второй, осень 2001 г., стр. 158–173. ISBN 1-880588-34-X , ISSN 1473-9917.
- Баттлер, Тони. X-Planes of Europe II: военные прототипы самолетов золотого века 1946–1974 гг . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2015. ISBN 978-1-90210-948-0
- Форд, Джон (октябрь 2022 г.). «Дело о ятагане: новый взгляд на истребитель времен холодной войны Королевского флота». Историк авиации (41): 68–72. ISSN 2051-1930 .
- Гиббингс, Дэвид и Дж. А. Горман. Ятаган . RNAS Йовилтон, Сомерсет, Великобритания: Музей авиации Общества друзей флота, 1988. ISBN 0-948251-39-5 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN 1-55750-082-7 .
- Морган, Эрик и Джон Стивенс. Ятаган-файл . Танбридж Уэллс, Кент, Великобритания: Air Britain (Историки), 2000. ISBN 978-0-85130-323-9 .
- Стоддарт, Пол Дж. (январь 2022 г.). «Заточка ятагана: мог ли морской реактивный истребитель Supermarine когда-либо быть мирового класса?». Историк авиации (38): 78–32. ISSN 2051-1930 .
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, 1978. ISBN 0-370-30021-1 .
- Стертивант, Рэй; Балланс, Тео (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Кент: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-223-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ятаган при громе и молниях
- «Новый истребитель супермарины - военно-морской N.113», статья 1956 года летная о самолете, который позже будет назван «Ятаганом».