Jump to content

Седер Олам Раба

(Перенаправлено из Седер Олам Рабба )

Седер Олам Рабба ( иврит : סדר עולם רבה , «Великий мировой порядок») — это хронология на иврите II века нашей эры , подробно описывающая даты библейских событий от сотворения мира до Александром Македонским завоевания Персии . Он не добавляет никаких историй, выходящих за рамки библейского текста, и затрагивает такие вопросы, как возраст Исаака при его связывании и количество лет, в течение которых Иисус Навин руководил израильтянами. Традиция считает, что оно было написано около 160 г. н.э. Хосе бен Халафтой . [ 1 ] но, вероятно, он был дополнен и отредактирован и в более поздний период. [ 2 ]

В Вавилонском Талмуде эта летопись несколько раз упоминается просто как Седер Олам , [ 3 ] и именно так его цитируют более древние библейские комментаторы, включая Раши . Но начиная с XII века его стали обозначать как Седер Олам Рабба, чтобы отличить его от более поздней, меньшей летописи, Седер Олам Зута ; Впервые это было обозначено так Авраамом бен Натаном Ха-Ярхи . [ 4 ]

Структура

[ редактировать ]

В своем нынешнем виде Седер Олам Раба состоит из 30 глав, каждые 10 глав образуют раздел или «врата».

Работа представляет собой хронологическую запись, простирающуюся от Адама до восстания Бар-Кокбы во время правления Адриана , причем персидский период сжат до 52 лет. [ 2 ] Летопись полна только до времени Александра Великого ; период от Александра до Адриана занимает очень небольшую часть произведения — конец 30-й главы.

Многие отрывки, цитируемые в Талмуде, издании Седер Олам отсутствуют в дошедшем до нас .

Методология

[ редактировать ]

Автор, вероятно, спроектировал произведение для календарных целей, чтобы определить эпоху создания ; его система, принятая еще в III веке нашей эры, соблюдается до сих пор. [ 5 ] Придерживаясь фарисейских толкований библейских текстов, он стремился не только разъяснить многие отрывки, но и определить некоторые даты, которые не указаны в Библии, но которые можно вывести расчетным путем. [ нужна ссылка ] Он также признавал важность юбилейных и субботних циклов как долгосрочной календарной системы и пытался в различных местах вписать субботние и юбилейные годы в ее хронологическую схему.


Однако во многих случаях он приводил даты в соответствии с традицией и, кроме того, включал высказывания и галахот предшествующих раввинов и своих современников. Обсуждая библейскую хронологию, он следовал трем принципам: [ 5 ]

  1. Предполагать, что намерением библейского автора было, где это возможно, указать точные даты.
  2. Присвоить каждому из серии событий как можно более короткую продолжительность времени, где это необходимо, чтобы обеспечить согласие с библейским текстом.
  3. Принять меньшее из двух возможных чисел.

Хронология

[ редактировать ]
Точкой отсчета еврейского календаря традиционно считается примерно за год до сотворения мира.

Современная система нумерации лет еврейского календаря , которая отсчитывает годы с момента создания , используется уже более 1000 лет. [ 6 ] Система датировки нумерации лет от творения была принята где-то до 3925 года Anno Mundi (165 г. н.э.) и основана на расчетах раввина Йосе бен Халафты примерно в 160 г. н.э. в книге «Седер Олам Рабба» . [ 7 ]

Эти годы основаны на вычислениях дат и периодов, найденных в еврейской Библии . В еврейской традиции считается, что «первый год» начался 25 элула , за 5 дней до начала «второго года» первого тишрея , когда Адам был создан . Новолуние первого месяца (Тишрей) обозначается молад тоху (что означает новолуние хаоса или ничего). По расчетам Халафты, Адам году был создан в 3761 до нашей эры . [ 8 ] Однако Седер Олам Раба рассматривает сотворение Адама как начало «нулевого года». Это приводит к двухлетнему расхождению между годами, указанными в Седер Олам Раба , и еврейским годом, используемым сейчас. Например, в Седер Олам Раба год Исхода из Египта указан как 2448 утра ; но, согласно нынешней системе, год будет 2450 утра.

Несмотря на расчеты Йосе бен Халафты, долгое время сохранялась путаница относительно того, как следует применять эти расчеты. [ 9 ] Например, в 1000 году мусульманский хронолог аль-Бируни отметил, что различные еврейские общины использовали три разные эпохи, которые были на один, два или три года позже современной эпохи. [ 10 ] Эпоха, по-видимому, была определена к 1178 году, когда Маймонид в своей работе «Мишне Тора » описал все современные правила еврейского календаря, включая современный эпохальный год. Его работа была принята евреями как окончательная, хотя она и не соответствует научным расчетам. Например, еврейский год разрушения Первого Храма традиционно считается 3338 AM или 423/2 до н.э. [ 11 ] Это отличается от современного научного года, который обычно выражается с использованием пролептического юлианского календаря как 587 г. до н.э. Научная дата учитывает данные древнего вавилонского календаря и астрономические наблюдения. Точно так же, согласно еврейским расчетам, разрушение Второго Храма произошло в лунном месяце Ав в 68 году нашей эры, а не в 70 году нашей эры. [ 12 ] В этом и подобных случаях разница между традиционным еврейским годом и научной датой в григорианском году или датой в пролептическом юлианском календаре возникает из-за разногласий относительно того, когда произошло событие, а не просто из-за разницы между еврейским и григорианским календарями ( см. «Недостающие годы» в еврейском календаре и ниже «Экскурс: еврейская хронология в свитке Антиоха» ).

В еврейской мысли отсчет обычно ведется от сотворения мира, как это подчеркивается во многих древних текстах, посвященных хронологии творения, а именно : что шесть дней сотворения до появления человека являются буквальными днями, включая дни до сотворения Солнца и Земли. [ 13 ] [ 14 ] Однако некоторые понимают эти дни метафорически. [ 15 ]

Бытие до периода Судей

[ редактировать ]

Согласно Бытию , смешение языков произошло во времена Фалека . [ 16 ] Седер Олам пытается определить, когда именно в жизни Фалека это произошло. Делается вывод, что нельзя иметь в виду первый год жизни Фалека (так как во время смуты у Фалека был младший брат Иоктан, имевший несколько детей); и это не могло произойти в средние годы его жизни (поскольку обозначение «средние годы» не является точным; если бы Библия намеревалась указать только общий период, она использовала бы фразу «во дни Фалека и Джоктан»). Следовательно, Библия должна означать, что смешение языков произошло в последний год жизни Фалека, который (исходя из дат предыдущих поколений в книге Бытия) произошел через 340 лет после Потопа , или через 1996 лет после сотворения мира. [ 17 ]

Разобравшись в первых 10 главах с хронологией периода от сотворения мира до смерти Моисея , писатель переходит к определению дат событий, произошедших после того, как израильтяне во главе с Иисусом Навином вошли в Святую Землю . Здесь библейская хронология представляет много трудностей, даты не указаны четко, и во многих случаях Седер Олам использовался более поздними библейскими комментаторами в качестве основы для толкования. Известно, что от входа израильтян в Святую Землю до времен Иеффая прошло 300 лет. [ 18 ] Подсчитав периоды жизни судей и предположив, что Иеффай отправил свое послание (имея в виду 300 лет) во второй год своего правления, Седер Олам приходит к выводу, что правление Иисуса Навина длилось 28 лет. Работа помещает два события в Книге Судей, дата которых неясна (создание изображения Михея [ 19 ] и битвы при Гиве эпизод [ 20 ] ) во времена Гофониила .

В Третьей книге Царств говорится, что Соломон начал строить Храм в Иерусалиме на четвертом году своего правления, через 480 лет после Исхода . [ 21 ] то есть через 440 лет после того, как израильтяне вошли в Святую Землю . Таким образом, от второго года Иеффая до строительства Храма прошло 140 лет. Седер Олам заключает, что сорок лет, в течение которых израильтяне подвергались преследованиям со стороны филистимлян, [ 22 ] началось не после смерти Авдона , как казалось бы, а после смерти Иеффая , и закончилось смертью Самсона . прошло 83 года , Следовательно, от второго года Иеффая до смерти Илия , который правил 40 лет, [ 23 ] последний год Самсона был первым годом судейства Илия. В то время Скиния была перенесена из Силома , куда она была перенесена из Галгала , где находилась 14 лет при Иисусе Навине ; следовательно, он оставался в Силоме в течение 369 лет, стоя все это время на каменном фундаменте. Также следует заключить, что Самуил судил Израиль 11 лет, а вместе с двумя Саула годами [ 24 ] 40 лет правления Давида, [ 25 ] а четыре царствования Соломона составляют 57 лет, в течение которых Скиния находилась сначала в Номве , затем в Гаваоне .

Период монархии

[ редактировать ]

Хронология царей была более сложной, поскольку между книгой царей и книгой Паралипоменон существовали различия, которые необходимо было примирить . Здесь автор особенно применил принцип «фрагментов лет» («шаним мекуттаот»), согласно которому он считал остаток последнего года правления любого царя идентичным первому году правления его преемника. В главе 20, закрывающей вторую часть («Баба Меция»), автор рассказывает о сорока восьми пророках, процветавших в земле Израиля . Начиная с Иисуса Навина , автор рассматривает весь пророческий период, который завершился Аггеем , Захарией и Малахией , поясняя по ходу дела многие неясные моменты. Таким образом, пророком, упомянутым в книге Судей 6:8, согласно Седеру Оламу, был Финеес и человек Божий, пришедший к Илию. [ 26 ] была Елкана .

Согласно Седер Оламу , пророчество Авдия произошло во времена Амасии. [ 27 ] и дела Иоиля , Наума и Аввакума в царствование Манассии . Посвятив 21-ю главу пророкам, жившим до завоевания земли, семи пророчицам и семи пророкам язычников, Седер Олам возобновляет хронологию царей. Так продолжается до конца 27 главы, где подсчитано, что разрушение Храма произошло после того, как он просуществовал 410 лет, или 3338 лет после сотворения мира.

II века предоставили несколько важных подсказок Авторы «Седер Олам» и «Тосефта» относительно расположения событий по отношению к юбилею и семилетнему циклу. Хотя в древних записях даты не указаны, общие временные рамки определенных событий определяются на основании их связи либо со строительством Первого Храма, либо с разрушением Первого Храма, а также о том, что Храм простоял 410 лет. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Поскольку, согласно еврейской устной традиции, разрушение Первого Храма произошло в 422 г. до н. э., [ 31 ] [ 32 ] год, который также соответствовал 1-му году семилетнего цикла, [ 33 ] [ 34 ] ученые стремились построить все события, описанные в Еврейских Писаниях, на основе этих ориентиров. Другие упоминания включают такие факты (приведенные в Седер Олам), что 11-й год правления Соломона , когда он завершил строительство Первого Храма, приходился на 4-й год семилетнего цикла, [ 35 ] или, аналогично, что изгнание Иехонии началось за 25 лет до следующего Юбилея и в четвертый год субботнего года, [ 36 ] или что 18-й год правления Иосии был годом юбилея , [ 37 ] и что 14-й год после разрушения Первого Храма также был Юбилеем. [ 38 ]

Более того, интервал между разрушением Первого Храма в 422 г. до н.э. и разрушением Второго Храма в 68 г. н.э. оценивается в 490 лет. [ 39 ] [ 40 ]

По еврейскому обычаю вспоминать годы царствования царей, 1-й день лунного месяца Нисан отмечает Новый год царей, т. е. от этой даты отсчитывались годы правления израильских царей; таким образом, если царь был возведен на трон в предыдущем месяце Адаре , он начинает свой второй год правления в следующем лунном месяце, следующем за 1-м нисана. [ 41 ] Согласно этому уникальному способу отсчета лет правления, если король X умер в лунный месяц нисан в 2022 году, а король XX сменил его на троне в нисане 2022 года, считается, что оба короля правили один год в 2022 году. Все Таким образом, даты, представленные в следующей таблице, показывающие линию преемственности царя Давида, подлежат этому предостережению.

Семьдесят лет изгнания

[ редактировать ]

Согласно Седер Оламу, 70-летний период, о котором говорится в Иеремии 25:11 , Иеремии 29:10 и Данииле 9:2, начался в первый год правления Навуходоносора, в 441 году до нашей эры. [ 93 ] и завершился в 370 году до н. э., с началом возвращения изгнанников при Кире . [ 94 ]

Помимо несоответствия между традиционным еврейским методом датировки года вознесения Навуходоносора (отнесенным к 441 г. до н. э.) и традиционным методом датировки первого года правления Навуходоносора (отнесенным к 605 г. до н. э.) – разница в 164 года, существуют также исторические неточности в хронологическом списке последующих вавилонских царей, упомянутых Седер Оламом. Установленные Седер Оламом годы правления вавилонских царей в этот период отличаются от тех, которые назначил Берос Халдейский на тот же период. Основное отличие состоит в том, что в хронологии Седер Олама (которому учению соответствует Вавилонский Талмуд , Мегилла 11б) семидесятилетний период определялся только тремя вавилонскими царями, а именно: Навуходоносором, который правил 45 лет, Эвил-Меродахом, который правил 23 года. и Валтасар, который правил 3 (всего 71 год, за вычетом одного года) [ 95 ] [ 96 ] ), тогда как Берос упоминает пять вавилонских царей того же периода и что Навуходоносор правил всего 43 года, [ 97 ] за ним следовал Эвил-Меродах, царствовавший 2 года, которого, в свою очередь, сменил Нериглиссар , царствовавший 4 года, за ним следовал Лаборосоарход , царствовавший 9 месяцев, и, наконец, Набоннед ( также известный как Валтасар) [ 98 ] царствовавший 17 лет (всего 67 лет). Предполагается, что автор Седер Олам не видел древних хронологических записей Бероса, в котором перечислены имена этих пяти вавилонских царей, и что автор Седер Олам скопировал только те имена вавилонских царей, которые он мог почерпнуть из Еврейских Писаний: без какого-либо знания того факта, что Еврейские Писания просто упомянули тех царей, которые напрямую связаны с основными событиями еврейской истории, опуская при этом остальных. [ 99 ] Более того, фактическое количество лет, отведенное для индивидуального правления царей, не упоминается в Еврейских Писаниях и может быть получено либо из записей Бероса, переданных Иосифом Флавием , либо из противоречивых цифр, приведенных в Талмуде.

Список вавилонских царей в Седер Олам объясняется средневековым библейским экзегетом Саадией Гаоном (892–942). В своем иудео-арабском комментарии к Книге Даниила (9:2) он начинает с объяснения того, что означает «семьдесят лет опустошения Иерусалима», говоря, что этот семидесятилетний период относится не к разрушению Иерусалима. , как такового , а скорее в Вавилонское царство, [ 100 ] в соответствии с библейским стихом: «Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, Я вспомню о тебе, и исполню тебе обещание Мое, и верну тебя в это место» (Иеремия 29:10) . [ 100 ] Саадия писал, что эти семьдесят лет начинаются с восшествия Навуходоносора на престол и что он правил 45 лет, и что его сын Эвил-Меродах царствовал после него 23 года, и что сын его сына после него царствовал 3 года, всего семьдесят лет. . [ 100 ] [ 101 ] Раввины вычислили 45 лет правления Навуходоносора, вычислив начало правления Эвил-Меродаха, которое, как предполагалось, приходилось на 37-й год пленения Иехонии , в соответствии со стихом (Иеремия 52:31 ). ) : «В тридцать седьмом году изгнания Иоякина, царя Иудейского, в двенадцатом месяце, в двадцать пятый день месяца, Евил-Меродах, царь Вавилонский, в год царствования своего освободил Иехонию царя Иудеи и вывел его из темницы». То же самое событие объясняется во 2 Царств 25:27 как означающее, что Иоякин был освобожден «в тот год, когда он (Зло-Меродах) начал царствовать» ( иврит : בשנת מלכו ). [ 102 ] Когда Иехония был впервые изгнан в 433 г. до н. э., Навуходоносор, царь Вавилона, уже находился у власти восемь лет; [ 100 ] [ 103 ] (отсюда: 8+37=45). Во всяком случае, Седер Олам считает, что Эвил-Меродах начал свое правление в 396 г. до н. э., когда Иехония был освобожден из своих оков.

Более того, Саадия объясняет, как Седер Олам получил 23 года вместо 2 лет Бероса для правления Эвил-Меродаха, говоря, что, поскольку третий год правления Валтасара упоминается в Священном Писании, [ 104 ] и автор «Седер Олам» считает, что он умер на третьем году своего правления, [ 105 ] хотя в Книге Даниила прямо не говорится, что Валтасар умер на третьем году своего правления, [ 106 ] само собой разумеется, что годы между 45-летним правлением Навуходоносора и 3-летним правлением Валтасара, по крайней мере, составляют 23 года, в течение которых правил Эвил-Меродах. [ 107 ] Талмуд ) называет это «дедуктивным рассуждением» ( . גמרא ивр . [ 108 ] Автор Седер Олам считал Валтасара просто внуком Навуходоносора, основываясь на Священном Писании: «Все народы будут служить ему (т.е. Навуходоносору) и его сыну (т.е. Эвил-Меродаху) и его внуку и т. д.». (Иеремия 27:7) . [ 95 ] Летописцы в значительной степени отвергли метод Седер Олама по определению лет правления вавилонских царей и вместо этого полагались на Бероса и другие археологические записи. [ 109 ] Тем не менее, 164–165-летнее несоответствие между событиями, описанными в раввинской традиции, и теми же событиями, полученными с использованием традиционных методов датирования, было предметом интенсивных споров, причем еврейские ученые иногда принимали чью-либо сторону.

Персидский период

[ редактировать ]

Согласно одной еврейской традиции, семидесятилетний период изгнания начинается с началом правления Навуходоносора и заканчивается приходом Кира Великого , который приказал восстановить Иерусалим. [ 110 ] [ 111 ] Другая еврейская традиция утверждает, что она началась с разрушения Иерусалима в 19-м году правления Навуходоносора: [ 112 ] продолжающееся после этого еще 52 года запустения, за которым следует 19-летний персидский период, в течение которого Кир, как утверждается, правил 3 года, за которым следует Ахашверош, который, как говорят, правил 14 лет, и, наконец, Дарий, во 2-м веке которого В год правления семидесятилетний период завершился восстановлением Иерусалима. [ 113 ] Согласно Седер Оламу, гегемонистская власть Персии над народом Израиля продолжалась до прихода к власти Александра Великого . Седер Олам называет только трех персидских царей в этот период времени, а именно : Кира (говорят, что он правил еще 3 года после завоевания Вавилона, [ 114 ] и который правил совместно с Дарием Мидянином), за ним следовал Ахашверош (который, как говорят, правил 14 лет), [ 115 ] и, наконец, Дарий, сменивший Артаксеркса, [ 116 ] и на втором году правления которого было заложено основание Второго Храма. [ 117 ] Эти три персидских царя, начиная с конца изгнания Израиля под властью вавилонян и до закладки фундамента Храма в 356 г. до н. э., прожили 19 лет. Со времени строительства Второго Храма (в 352 г. до н.э.) под властью персов до прихода к власти Александра Великого, который положил конец персидскому владычеству над Израилем, период оценивается в 34 года, а именно. , с 352 по 318 год до нашей эры. [ 118 ] Некоторые ученые предположили, что допуск (вопреки историческим фактам) всего на 34 года персидского господства необходим для того, чтобы хронология согласовалась с фарисейской талмудической интерпретацией ( Даниил 9:24), согласно которой второе изгнание должно было произойти после 70 субботних лет (= 490 лет) от «издания слова» о восстановлении Иерусалима. Если из этого периода в 490 лет вычесть 70 лет первого пленения и положить начало правления Александра над Землей Израиля (в соответствии с талмудической традицией) за 386 лет до разрушения Второго Храма, тогда для персидского правления останется только 34.

С другой стороны, то, что кажется исторической неточностью в Седер Олам, объясняется по-другому. По словам Раши , [ 119 ] 34-летний персидский период — это промежуток времени между строительством Второго Храма при Дарии в 352 году до нашей эры (согласно еврейским расчетам ) и Александра Великого приходом к власти в 318 году до нашей эры. Таким образом, эти временные рамки означают не конец династий в Персии, а, скорее, их правление и гегемонию над Израилем до прихода к власти Александра Великого. Однако трудность, мешающая этому объяснению, заключается в том, что от Дария I , заложившего фундамент Второго Храма , до Александра Великого, положившего конец персидской гегемонии над Израилем, собрано не менее 190 лет. [ 120 ] [ 121 ] Это позволяет предположить, что автор Седер Олам перепутал Дария I с Дарием III Кодоманом , причем последний Дарий был современником Александра Великого. [ 122 ] [ 123 ]

Как и в случае с записью Седер Олама о вавилонских царях, существует трудность согласовать рассказы в Седер Олам с историческими записями, в которых упоминаются сменявшие друг друга персидские цари, такие как тот, который был задокументирован Геродотом , Птолемеем и Манефоном , начиная с преемника Кира, Камбиса. (Артаксеркс) сын Кира (царствовал 5 лет), [ 124 ] за ними следовали волхвы (царствовавшие 7 месяцев), [ 125 ] за ним следовал Дарий, сын Гистаспа (правил 36 лет), [ 126 ] и которого, в свою очередь, сменил Ксеркс (Артаксеркс) б. Дарий (правил 21 год). [ 127 ] Его, в свою очередь, сменил Артабан (правивший всего 7 месяцев). [ 128 ] за ним следовал Артаксеркс , сын Ксеркса Великого, царствовавший 41 год. [ 127 ] Говорят, что он также носил имя Артаксеркс . [ 129 ] Таким образом, год воцарения последнего царя, названного здесь (Агасфер), должен был наступить намного позже того, как Второй Храм уже был построен. [ 130 ]

Азария деи Росси , один из первых, кто обратил внимание на несоответствие между воспоминаниями Седера Олама только о трех персидских царях (в период персидской гегемонии над Израилем) и традиционной хронологией, согласно которой в тот же период существовало более 10 персидских царей, предполагает, что Мудрецы Израиля, возможно, решили включить в свою хронологию только те годы периода персидского владычества, которые были ясно выражены или подразумевались в Библии . [ 131 ]

Седер Олам против традиционной хронологии
Последующие халдейские правители Обычная хронология [ 132 ] Хронология Седера Олама [ 133 ]
Навуходоносор 43 года [ 134 ] [ 135 ] 45 лет [ 133 ] [ 136 ] [ а ]
Амель-Мардук 2 года [ 137 ] 23 года [ 133 ] [ 138 ]
Здесь следует отметить, что там, где традиционная хронология приводит еще трех последовательных халдейских царей (охватывающих период почти 22 лет), талмудическая хронология цитирует только одного халдейского царя, который правил после Амель-Мардука, а именно Бальтасара (соправителя с Набонидом ), и который, согласно талмудическим записям, правил всего 3 года.
Нериглиссар 4 года [ 139 ] ---
Лабосордак 9 месяцев [ 140 ] ---
Набонид (Бальтазар) [ 141 ] ( Примечание: другие считают Бальтасара Набонида .) сыном и соправителем [Набонидус]
17 лет [ 142 ] [ 143 ] [ б ]
[Бальтазар]
3 года [ 133 ] [ 144 ] [ с ]
Общее количество лет: 67 лет 71 год
Последующие персидские правители Обычная хронология [ 132 ] Хронология Седера Олама [ 145 ]
Геродот отмечает в своей «Истории» , что Кир Великий правил 29 лет. [ 146 ] Однако от взятия Киром Вавилона на 17-м году правления Набонида до 29-летнего правления Кира осталось всего 9 лет. [ 132 ] Эту точку зрения подтверждает Канон Птолемея . Девять лет правления Кира, упомянутые им, отражают лишь количество лет правления, оставшихся после того, как Кир Великий завоевал Вавилон в 539 году до нашей эры. Считается, что Кир умер в 530 году до нашей эры. [ 147 ]
Кир Великий 29 лет [ 148 ] [ д ] 3 года [ 149 ] [ и ]
Камбис ( Примечание: в Талмуде ( Мегилла 11б) Камбис не упоминается, но его заменяет Артаксеркс, который, как полагают, стал преемником Кира Великого) [Камбиз]
7 лет и 5 месяцев [ 150 ] [ ж ]
[Агасфер]
14 лет [ 151 ] [ г ]
Волхвы 7 месяцев [ 152 ] ---
Дарий , сын Гистаспа 36 лет [ 153 ] [ 127 ] 2 года [ ч ]
[36 лет] [ 154 ] [ я ]
Ксеркс (Артаксеркс), Великий, р. Дариус [ Дж ] 21 год [ 127 ] ---
Артабан 7 месяцев [ 127 ] ---
Артаксеркс (Кир) б. Ксеркс Великий
(Агасфер) [ к ]
41 год [ 127 ] ---
Ксеркс 2 месяца [ 127 ] [ 157 ] ---
Согдиан 7 месяцев [ 127 ] ---
Дарий , сын Ксеркса 19 лет [ 127 ] [ 158 ] ---
Артаксеркс II Мнемон [ л ] 46 лет [ 160 ] ---
Артаксеркс III Ох 21 год [ 161 ] ---
Артаксеркс IV Асс 2 года [ 162 ] ---
Дарий III Кодоманн 4 года [ 163 ] [ 164 ] ---
Общее количество лет: 228 лет + 4 мес. [ м ] 53 года

Второй Храм и период после разрушения

[ редактировать ]

Повествование продолжается после 70 лет вавилонского плена строительством Второго Храма , простоявшего 420 лет и разрушенного, как видно, в 3828 году от творения. 420 лет Второго Храма делятся на следующие периоды: 34 года персидского правления, пока стоял Храм; 180 лет греков ; 103 года Маккавеев ; 103 года Ирода . Период правления Ирода над Израилем, а именно 103 года, относится просто к его гегемонии над Израилем, пока Храм еще стоял. Начало этого периода отсчитывается во время правления Ирода Великого в 35 г. до н. э. и заканчивается в 68 г. н. э. разрушением Второго Храма (по еврейским расчетам).

От разрушения Второго Храма, которое (согласно Седер Олам , гл. 30) произошло в конце субботнего года (имеется в виду начало 1-го года в семилетнем цикле), до подавления Восстание Бар-Кохбы (или разрушение Бетара ) рассчитано на период в 52 года. Но текст здесь очень запутанный и породил различные поправки и интерпретации, поскольку исторической датой разрушения Второго Храма является 70 г. н. э., а завершения восстания Бар-Кохбы — 135 г. н. э. [ 166 ]

Авторство

[ редактировать ]

Полагая, что этот Седер Олам — то же самое, что и Седер Олам, упомянутый в Талмуде , еврейские власти обычно приписывают его авторство известному талмудисту Хосе б. Халафта , на основании Р. Йоханана заявления : « Танна Седер Олама был Р. Хосе». [ 1 ] Комментарий Йоханана подтверждается тем фактом, что Хосе был известен как человек, занимавшийся еврейской хронологией ; далее, многие высказывания Р. Хосе, приведенные в Талмуде, имеют параллели в Седер Олам. [ 5 ]

Однако Ратнер [ 167 ] сказал, что Седер Олам часто противоречит мнениям Хосе в Талмуде, что в нем говорится о Хосе в третьем лице («Р. Хосе сказал») и, наконец, в нем упоминаются талмудисты, жившие позже Хосе. По этим причинам он пришел к выводу, что Хосе не был его автором; он говорит, что Хосе был лишь главным авторитетом Седер Олам, и что заявление Йоханана, упомянутое выше, похоже на другое его заявление: «Любое анонимное мнение в Мишне принадлежит рабби Меиру », [ 168 ] хотя редактором Мишны был Иуда I. Ратнер далее предполагает, что Р. Йоханан сам составил работу, следуя в целом мнению Р. Хосе. Он пытается доказать это, показывая, что многие изречения Р. Йоханана взяты из Седер Олама. [ 5 ]

Другие учёные говорят, что в Седер Олам Хосе сохранил общепринятые мнения, даже когда они противоречили его собственным, как указано в Нидде 46б, и что, как и все произведения древних талмудистов , оно претерпело изменения при переписывании. Иногда, обнаруживая, что высказывание более позднего раввина совпадает с Седер Олам, переписчики вставляли имя этого раввина. Тщательное изучение показывает, что некоторые дополнения появились позднее, чем последние мидраши, и, возможно, Авраам ибн Ярхи , [ 169 ] Исаак Латтес , [ 170 ] и Менахем Меири , [ 171 ] которые, по-видимому, относят редакцию Седер Олам к тому времени, когда были составлены Массектот (трактаты) Дерек Эрец Рабба , Дерек Эрец Зута , Соферим и другие более поздние трактаты, возможно, ссылались на эту работу в ее нынешней форме. [ 5 ]

Использование в более поздних раввинских текстах

[ редактировать ]

Помимо прямого цитирования Седер Олама , Талмуд часто ссылается на него. Отрывок из Седер Олам (глава 30), описывающий 420 лет существования четырех гегемонистских держав (персидской, греческой, хасмонейской и иродианской), появляется почти дословно в Вавилонском Талмуде. [ 172 ] Часто встречаются фразы «таня» (= «мы учились»), «тана» (= «он учился»), «тану раббанан» (= «наши учителя учились») и «амар мар» (= «учитель сказал «) представить предложения, также встречающиеся в Седер Олам . Кроме того, многие из ее отрывков были включены в Мишну без каких-либо упоминаний об их источнике. Седер Олам не упоминается в Иерусалимском Талмуде , хотя несколько отрывков в последнем основаны на нем. Наконец, многие высказывания Седер Олам были взяты в Мехилта , Сифра и Сифре . [ 5 ]

Принятие хронологии Седер Олам Рабба не было универсальным. Среди домодернистских источников, хронология которых противоречит Седер Олам Рабба, - Пиркей рабби Элиезера , Иосиппон , Мидраш Леках Тов , источник, цитируемый Раши , Ибн Эзрой , Баалем ХаМаором , Радаком , Рашбой , Ритвой , Ралбагом и Исааком Абарбанелем . [ 173 ]

  • Седер Олам Рабба (в печати) впервые появился в Мантуе в 1514 году вместе с Седер Олам Зута , Мегилат Таанит и Авраама ибн Давида . Сефер ха-Каббала С тех пор его несколько раз переиздавали.
  • В 1577 году Седер Олам Рабба и Седер Олам Зута были опубликованы в Париже с латинским переводом Жильбера Женебрара . Первый был отредактирован на латинский язык , примечаниями и введением (Амстердам, 1699 г.). Джоном Мейером с переводом
  • Комментарии к произведению написал Джейкоб Эмден . [ 174 ] Элайджа Уилна , [ 175 ] и Енох Цундель б. Джозеф . [ 176 ]
  • Три последних издания до 1906 года принадлежат Ратнеру. [ 177 ] А. Маркс (опубликовавший первые десять глав, взяв за основу текст различных рукописей и снабдив его переводом на немецкий язык и введением; Берлин, 1903 г.), и Иерохам Меир Лейнер (содержащий комментарии Якоба Эмдена и Элайджи Вильны, и редакторские примечания под названием Me'r 'Ayin, Варшава, 1904).
  • Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. ОСЛК   233091049 .
  • Генрих В. Гуггенхаймер (2005), Седер Олам: раввинистический взгляд на библейскую хронологию , Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд ( ISBN   978-0-7657-6021-0 )
  • Хаим Миликовский (2013), Седер Олам: критическое издание, комментарии и введение (2 тома), Яд Бен-Цви: Иерусалим ( OCLC   857371834 )( ISBN   9789652173591 )

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Согласно одной еврейской традиции, семидесятилетний период изгнания начинается с началом правления Навуходоносора и заканчивается возвышением Кира Великого , который приказал восстановить Иерусалим.
  2. Ученые, расшифровавшие «Вавилонские хроники» (написанные на табличках) и проанализировавшие записанные в них годы, отнесли падение Вавилона к 17-му году правления Набонида в 539 году до нашей эры.
  3. В Талмуде имя Набонид не упоминается, тогда как предполагаемая преемственность перешла от Навуходоносора к его сыну Амел-Мардуку, а от Амель-Мардука к его сыну Бальтасару. Хотя полные годы правления этого человека не упоминаются в еврейской Библии, тем не менее, в Даниила 8: 1 есть ссылка на третий год правления Бальтасара, включая ссылку на смерть Бальтасара в Даниила 5: 30–31. . Согласно Рабейну Хананель в BT Мегила 11б, семидесятилетний период, о котором говорят Иеремия (25:11–12; 29:10) и Даниил (9:1–2), относится к периоду времени после разрушения Иерусалима. во дни Навуходоносора до второго года правления Дария Великого , причем этот же год был третьим и последним годом правления Валтазара.
  4. ^ В «Вавилонской хронологии» Паркера и Дубберштейна , 626 г. до н.э. – 75 г. н.э. , стр. 14, правление Кира начинается там, где заканчивается правление Набонида. Девять лет, отведенные Киру, отражают только количество лет правления, оставшихся после того, как Кир Великий завоевал Вавилон в 539 г. до н.э., положив конец семнадцатилетнему правлению Набонида. Считается, что Кир умер в 530 году до нашей эры.
  5. Единственное упоминание в еврейской Библии, в котором упоминаются годы правления Кира Великого, находится в Даниила 10:1, а именно : « В третий год Кира, царя Персидского , и т. д.». Нет никаких указаний на то, как долго он правил.
  6. ^ Следует отметить, что историки расходятся во мнениях относительно количества лет его правления. Манефон утверждает, что этот царь правил 5 лет в своем царстве в Персии и 6 лет в Египте. Канон Птолемея пишет, что он правил 8 лет.
  7. ^ Годы правления этого царя (14 лет согласно Талмуду) не указаны явно в еврейской Библии и, как полагают, были выведены только на основе четырех явных временных рамок, упомянутых в Свитке Эстер, и одного, который неявно: во-первых, Артаксеркс устроил большой пир для своих вельмож и правителей, который длился 180 дней в течение третьего года его правления [Есфирь 1:3]; во-вторых, он выбрал Эстер (Хадассу) своей супругой на 7-м году своего правления [Есфирь 2:16]; и в-третьих, на 12-м году своего правления [Есфирь 3:7] Аман желал истребить весь еврейский народ и умудрился начать убийства в определенный день определенного месяца следующего года. В следующем году [Есфирь 9:1], уже 13-м году правления Артаксеркса, эти приказы были отменены по указу царя, и евреи обрели передышку. Говорят, что с этого времени Мордехай процветал, поскольку он и Эстер разослали инструкции о том, как народ Израиля должен соблюдать Фестиваль Пурим : намек на 14-й год.
  8. Эти два года упоминаются в Талмуде ( Мегилла 11б) только для того, чтобы отметить завершение 70-летнего периода разрушения Иерусалима, когда Дарий на втором году своего правления заложил фундамент для восстановления Второго Храма. Это не подразумевает полные годы правления Дария.
  9. Согласно Талмуду ( Мегилла 11б), этот Дарий считается сыном Артаксеркса, основываясь на стихе из Даниила 9:1. Седер Олам ошибочно считает этого Дария современником Александра Великого и последним из персидских царей. В общепринятой хронологии Дарий Великий был не сыном Ахашвероша, а, скорее, сыном Гистаспа , и, как говорят, правил 36 лет, и ему наследовал его сын Ксеркс. Однако в хронологии Седер Олама Дарий упоминается только в связи со вторым годом его правления, когда он заложил фундамент Второго Храма (356 г. до н.э.), что является решающей точкой отсчета, учитывая, что считается, что это ознаменовало конец семидесятилетний период разрушения Иерусалима. Согласно Ездре 6:15 , Дарий полностью завершил строительство Храма на 6-м году своего правления (352 г. до н.э.), но поскольку весь период персидской гегемонии над Израилем во времена Второго Храма считался Седер Оламом. прошло всего 34 года (с 352 г. до н.э. по 318 г. до н.э.), [ 155 ] это означало бы, что греческая (македонская) гегемония над Израилем началась в 318 г. до н. э., в конце правления Дария Великого, или же в начале правления Ксеркса , когда персидская армия потерпела поражение от Александра Великого. Современные ученые устранили явное несоответствие в хронологии Седер Олама, заявив, что ученые-таннаисты путали Дария Великого с Дарием III , и это заставило раввинов исключить десять других царей, последовавших за ним после Дария Великого.
  10. ^ Согласно Иосифу Флавию ( Древности 11.5.1-5), Ездра восходит в Землю Израиля на 7-м году своего правления.
  11. По некоторым сведениям, он также носил имя Артаксеркс , современник Есфири и Мардохея . [ 156 ]
  12. По мнению Исаака Абарбанеля , этот правитель — тот же, что и Артаксеркс ( אחשורוש ‎), царствовавший во дни Эстер и Мардохея . По словам Абарбанеля, одни говорят, что он правил 14 лет, другие говорят, что он правил 40 лет. [ 159 ]
  13. ^ Годы могут различаться в зависимости от используемого источника. Большинство авторитетов считают, что персидский период в Земле Израиля начался в 539 году до нашей эры и закончился в 332 году до нашей эры победой Александра Великого над персами. [ 165 ] Митчелл Ферст, который считает персидский период равным 207 годам, отсчитывает эти годы от того, когда Кир впервые взял Вавилон в 539 г. до н. э., а не от первого года правления Кира.
  1. ^ Перейти обратно: а б Есть. 82б; Нида 46б
  2. ^ Перейти обратно: а б ( Страк 1991 )
  3. ^ Шаб. 88а; Да. 82б; Назира 5а; Мэг. 11б; Аб. Зара 8б; Нида 46б
  4. ^ Ха-Манхиг, с. 2а, Берлин, 1855 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Еврейская энциклопедия, Седер Олам Раба
  6. ^ Маймонид (Times: Законы 7-го года, глава 10): Например, этот год... и который также считается 4936 годом творения... является годом Шмиты ".
  7. ^ стр.107, Кантор. Обратите внимание, что книга «Седер Олам Раба» постоянно редактировалась на протяжении веков и, по словам историка Леопольда Цунца, вероятно, достигла своей нынешней версии около 806 года нашей эры .
  8. ^ Бытие 2:7
  9. ^ Леопольд Цунц О времени и литературе истории и литературы . . Вступительная глава
  10. ^ См . «Оставшиеся признаки прошлых столетий» .
  11. ^ Сар-Шалом, Рахамим (1984). Ше'харим Ла'Луа Ха'иври (Врата еврейского календаря) (на иврите). Тель-Авив. п. 161. OCLC   854906532 . {{cite book}}: CS1 maint: location отсутствует издатель ( ссылка ) , который написал там, в разделе под названием «Традиционная хронология, основанная на Седер Олам», что Первый Храм был разрушен в 3338 году anno mundi , году, соответствующем 423/422 году до нашей эры.
  12. ^ Сар-Шалом, Рахамим (1984). Ше'харим Ла'Луа Ха'иври (Врата еврейского календаря) (на иврите). Тель-Авив. п. 161. OCLC   854906532 . {{cite book}}: CS1 maint: location отсутствует издатель ( ссылка ) , который написал там, в разделе под названием «Традиционная хронология, основанная на Седер Олам», что Второй Храм был разрушен в 3828 году anno mundi , году, соответствующем 67/68 году нашей эры.
  13. ^ например, Маймонид «Путеводитель для растерянных» (глава 25): Однако по двум причинам мы не сделали этого и не приняли вечность Вселенной.... [A] Простой аргумент в пользу определенной теории не является достаточное основание для того, чтобы отвергнуть буквальное значение библейского текста и объяснить его образно, когда противоположная теория [буквализма] может быть поддержана столь же хорошим аргументом. SacredTexts.com
  14. ^ например , Рамбан в Бытие 1:3, И стал свет : ... Вы должны знать, что «дни», упомянутые в рассказе о Творении, относительно сотворения неба и земли, были настоящими днями, состоящими из часов и минут. , и их было шесть, как [обычных] шести дней работы [недели], в соответствии с простым пониманием стиха. (Сноска переводчика:) Хотя в первые три дня не было ни солнца, ни луны, поэтому «дневных» циклов, какими мы их знаем сегодня, тогда не существовало, тем не менее шесть дней творения представляли собой шесть периодов по двадцать четыре часа каждый. Тора: с переведенными, аннотированными и разъясненными комментариями Рамбана. Перевод раввина Яакова Биндера в сотрудничестве с раввином Йосефом Каменецким. Artscroll Mesorah Publications, Ltd.
  15. ^ Раввин А. Кук (Орот Хакодеш, Книга 2, Глава 537): Если бы эти шесть дней были просто шестью днями, почему тогда их называли бы «Тайнами творения» и почему было бы запрещено изучать их, пока они не будут правильно подготовлены... Теория эволюции в настоящее время все больше завоевывает мир и в большей степени, чем все другие философские теории, соответствует каббалистическим тайнам мира. Эволюция, идущая по пути восхождения, обеспечивает оптимистическую основу для мира. Как можно отчаиваться в то время, когда мы видим, что все развивается и возносится? ... Мои еврейские знания. Архивировано 11 октября 2008 г. в Wayback Machine.
  16. ^ Бытие 10:25
  17. Согласно Бытию, в этом году Аврааму исполнилось 48 лет. Когда Авраам вошел в Египет ( Бытие 12:10 ), ему, вероятно, было от 80 до 90 лет. Таким образом, Седер Олам подразумевает, что менее чем за 40 лет был образован Египет с фараонами и чиновниками.
  18. ^ Судьи 11:26
  19. ^ Судей 27:1
  20. ^ Судьи 19–21
  21. ^ 3 Царств 6:1
  22. ^ Судей 13:1
  23. ^ 1 Царств 4:18
  24. ^ 1 Царств 13:2
  25. ^ 3 Царств 2:11
  26. ^ 1 Царств 2:27
  27. Сравните, однако, Ялкут Шимони , Авдия
  28. ^ Тосефта ( Зевахим 13:6)
  29. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 93 (глава 28). ОСЛК   233090728 .
  30. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. стр. 99-100 (глава 30). ОСЛК   233090728 . В еврейской диаспоре они писали в своих контрактах: «По подсчетам греков, прошла тысяча [лет с момента исхода из Египта]». Это загадочное заявление объясняет Элияху Виленский в своем комментарии к Седер Олам. следующим образом: «Быть ​​тысяча. То есть от исхода Египта отсчитывается тысяча лет. То есть 480 [лет прошло] до постройки [первого] ​​храма, и 410 [лет являлось] временем его продолжительности, и 52 [года прошло] до того, как Персидское царство [узурпировало власть над Вавилонским царством ], и 52 [года — продолжительность] Персидского царства [пока их гегемония над Израилем не была захвачена Македонией], и 6 [лет] Греческого царства (т. е. 312 г. до н.э., который считается 6-м годом правления Александра). царствование) – всего всего, тысяча лет. Именно в это время в контрактах стали отсчитывать дату «по царству Греции».
  31. ^ Сар-Шалом, Рахамим (1984), с. 161. Сар-Шалом писал там, в разделе, озаглавленном «Традиционная хронология, основанная на Седер Олам », что Первый Храм был разрушен в 3338 году мира , году, соответствующем 422 году до нашей эры.
  32. ^ Йерушалми, доктор медицинских наук, изд. (1971), «Седер Олам Зутта», Седер Олам Рабба (на иврите), Gil Publishers, при поддержке Молодежной организации харедим, стр. 109 , OCLC   233091049 , который писал, что Навуходоносор изгнал народ Иуды из их земли в 11-й год правления Седекии, который выпал на 3338 год от года (= 422 г. до н. э.).
  33. ^ Вавилонский Талмуд ( Таанит 29а, Арахин 11б); Иерусалимский Талмуд ( Таанит 24а); Мидраш Теилим 94 (конец); Седер Олам, гл. 30 (с. 100 ).
  34. ^ Нойснер, Дж. , изд. (2002). Тосефта, перевод с иврита с новым введением . Том. 1. Перевод Джейкоба Нойснера. Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson. п. 632 ( Таанит 3:9). ISBN  9781565636422 . OCLC   711874263 . Когда Храм был разрушен в первый раз, это был день после субботы и год после субботнего года.
  35. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 49 (глава 15). ОСЛК   233090728 .
  36. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 81 (глава 25). ОСЛК   233090728 .
  37. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 77 (глава 24). ОСЛК   233090728 .
  38. ^ Седер Олам, гл. 11 (стр. 39 ), где цитируется Иезекииль 40:1 ; Вавилонский Талмуд ( Арахин 12б)
  39. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 93 (глава 28). ОСЛК   233090728 . Рабби Йосе говорит: «Семьдесят недель» [о которых говорил Даниил] — это время со времени разрушения Первого Храма до разрушения последнего [Храма], [которое время включает] семьдесят [лет] его разрушения, и четыреста десять (так в оригинале) [двадцать] лет его постройки
  40. ^ Салех, Ю. (1979). Шимон Цалах (ред.). Полный «Тикляль Эш Хаим» (на иврите). Том. 2. Иерусалим: Херен Агудат ха-Махаритс. п. 173. OCLC   122866057 . Комментарий: В лунном месяце Ав 5566 года мира (соответствует 1806 году н.э.) разрушение Второго Храма произошло 1738 лет назад (т.е. в 68 году н.э.), а разрушение Первого Храма произошло 2228 лет назад (т.е. в 422 году до н.э.).
  41. ^ Дэнби, Х. , изд. (1977), Мишна , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , стр. 188 (примечание 4) , ISBN  0-19-815402-Х , s.v. Rosh Hashannah 1:1
  42. ^ 3 Царств 2:11 ; 2 Царств 2:1–4
  43. ^ Седер Олам, гл. 15
  44. ^ 2 Царств 5: 1–5.
  45. ^ 3 Царств 2: 11–12 ; 1 Паралипоменон 29:27–28.
  46. ^ Седер Олам, гл. 16 (с. 51 ); 3 Царств 11:42
  47. ^ 3 Царств 6:1 ; 3 Царств 6:37 .
  48. ^ Седер Олам, гл. 15 (стр. 51 )
  49. ^ Авраам ибн Дауд (1971), «Седер ха-Каббала ле-Равад», в Йерушалми, Мэриленд (редактор), Седер Олам Рабба (на иврите), Gil Publishers, в сотрудничестве с Молодежной организацией харедим, стр. 4, OCLC   233091049 , который написал, что Первый Храм был построен в 2909 году anno mundi , год, соответствующий 852/851 году до нашей эры.
  50. ^ 3 Царств 14:21 ; Седер Олам, гл. 16 (стр. 51 ), на основе исправления Виленским Гаоном ошибки переписчика.
  51. ^ 2 Паралипоменон 12: 2–4.
  52. ^ 3 Царств 15: 1–2 ; Седер Олам, гл. 16 (с. 51 )
  53. ^ 3 Царств 15: 9–10 ; Седер Олам, гл. 16 (с. 52 )
  54. ^ 3 Царств 22:42 ; 2 Паралипоменон 20:31 ; Седер Олам, гл. 17 (с. 56 ); Иосиф Флавий , Древности 9.3.2. ( Антик . 37.44)
  55. ^ 4 Царств 8:17 ; Седер Олам, гл. 17 (стр. 56–57 )
  56. ^ 4 Царств 8:26 ; Седер Олам, гл. 17 (с. 57 )
  57. ^ 2 Царств 11: 1–3.
  58. ^ 2 Царств 12:2 ; Седер Олам, гл. 18 (с. 58 )
  59. ^ Седер Олам, гл. 18 (с. 58 )
  60. ^ 2 Царств 14:2 ; Седер Олам, гл. 19 (с. 59 )
  61. ^ 2 Царств 15:2 ; Седер Олам, гл. 19 (с. 60 )
  62. ^ 2 Царств 15:33 ; 2 Паралипоменон 27:1 ; Седер Олам, гл. 22 (с. 70 )
  63. ^ 2 Царств 16:2 ; Седер Олам, гл. 22 (с. 70 )
  64. ^ 2 Царств 18:2 ; 2 Паралипоменон 29:1
  65. ^ Йерушалми, доктор медицинских наук, изд. (1971), «Седер Олам Зутта», Седер Олам Рабба (на иврите), Gil Publishers, в сотрудничестве с Молодежной организацией харедим, стр. 108, OCLC   233091049
  66. ^ Седер Олам, гл. 22 (с. 73 )
  67. ^ 2 Царств 18: 9–11.
  68. ^ Сар-Шалом, Рахамим (1984), с. 161, который писал: «Разрушение Самарии и второе изгнание Десяти колен [произошло] в 3205 году мира », дата, соответствующая 556/555 году до нашей эры.
  69. ^ 2 Царств 18:13 ; Исаия 36:1
  70. ^ 2 Царств 21:1 ; Седер Олам, гл. 24 (с. 77 )
  71. ^ 4 Царств 21:19 ; Седер Олам, гл. 24 (с. 77 )
  72. ^ 2 Царств 22:1 ; Седер Олам, гл. 24 (с. 77 )
  73. ^ Перейти обратно: а б Седер Олам, гл. 24 (с. 77 )
  74. ^ 4 Царств 23:31 ; 2 Паралипоменон 36:1–4 ; Седер Олам, гл. 24 (с. 78 )
  75. ^ 4 Царств 23:36
  76. ^ Седер Олам, гл. 24 (с. 78 )
  77. ^ Седер Олам, гл. 25 (стр. 79–80 )
  78. ^ См. Вавилонский Талмуд (Мегила 11б).
  79. ^ 4 Царств 24:8 ; Седер Олам, гл. 25 (с. 81 )
  80. ^ 4 Царств 24:18 ; Седер Олам, гл. 25 (с. 82 )
  81. ^ Седер Олам, гл. 25 (стр. 81 ) сообщает, что Иехония был изгнан из страны в половине Юбилея, на 4-м году семилетнего цикла. Действительно, в этот самый год до следующего Юбилея в 408 г. до н.э. оставалось еще 25 лет.
  82. Этот же год упоминается в Вавилонском Талмуде ( Мегилла 11б), где говорится: «Они были изгнаны в седьмом [году] , [и] они были изгнаны в восьмом [годе] . Они были изгнаны в восемнадцатом [ год], [и] они были изгнаны в девятнадцатом [году]. [Значение] они были изгнаны в седьмой год после завоевания [Навуходоносором] Иоакима, что было [тот же год] изгнания Иоакима, который [год] это восьмой [год] правления Навуходоносора». Упоминание об этом изгнании также упоминается в Иеремии 52:28–29.
  83. ^ Иеремия 52:4 ; Седер Олам, гл. 27 (стр. 86 ; Иосиф Флавий ( Древности 10.7.3-4.)
  84. ^ 2 Царств 24:18
  85. ^ Иосиф Флавий ( Древности 10.7.3-4.)
  86. ^ 2 Царств 25: 8–9 ; Иеремия 52:12
  87. Этот год упоминается в Вавилонском Талмуде ( Мегилла 11б), где говорится: «Они были изгнаны в седьмом [году] [и] они были изгнаны в восьмом [годе]. Они были изгнаны в восемнадцатом [году] [и] они были изгнаны в девятнадцатом [году] [Значение], они были изгнаны в восемнадцатом году, начиная с завоевания [Навуходоносором] Иоакима [в 440 г. до н.э. до настоящего года, 422 г. до н.э.], то есть в [тот же год]. ] изгнания Седекии, который [год] соответствует девятнадцатому [году] правления Навуходоносора». Упоминание об этом изгнании также упоминается в Иеремии 52:28–29 .
  88. ^ См. Авраам ибн Дауд (1971), «Седер ха-Каббала ле-Равад», в Йерушалми, Мэриленд (редактор), Седер Олам Рабба (на иврите), Gil Publishers, в сотрудничестве с Молодежной организацией харедим, стр. 5, OCLC   233091049 , который отклоняется от описаний, написанных в Еврейских Писаниях и Вавилонском Талмуде, и вместо этого пишет, что на 23-м году правления Навуходоносора он (Навуходоносор) изгнал Седекию и разрушил Храм.
  89. ^ Сар-Шалом, Рахамим (1984), с. 161. Сар-Шалом писал там, в разделе, озаглавленном «Традиционная хронология, основанная на Седер Олам », что Первый Храм был разрушен в 3338 году мира , году, соответствующем 422 году до нашей эры.
  90. ^ Тосефта ( Таанит 3:9); Вавилонский Талмуд ( Арахин 11б)
  91. ^ Иеремия 52:30
  92. ^ Седер Олам, гл. 11 (стр. 39 ), где цитируется Иезекииль 40:1 ; Вавилонский Талмуд ( Арахин 12б)
  93. ^ Вайншток, Моше Яир, изд. (1990). Седер Олам Рабба Ха-Шалем: Диврей ха-ямим миамот адам харишон ад хабайт хашени (с комментариями Йемот Олам) (на иврите). Том. 1. Бене-Берак: Мисор. п. 429. OCLC   24066916 . (перепечатано в Иерусалиме, 1962 г.). Следует отметить, что комментатор в «Йемот Олам» пишет, что Навуходоносор начал свое правление в 3319 году года , что соответствует 441 году до нашей эры.
  94. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. стр. 95-96 (глава 29). ОСЛК   233090728 .
  95. ^ Перейти обратно: а б Саадия Гаон (1981). Йосеф Кафих (ред.). Даниил и Свиток Антиоха с комментарием раввина Саадиа Гаона (Дэниел Таргум у-Феруш Саадья бен Йосеф Фаюми.) (на иврите). Иерусалим: Комитет по публикации произведений Саадиа. п. 162. OCLC   214650444 .
  96. Саадия Гаон объясняет в своем комментарии к Даниилу 9:2, что год вознесения каждого царя вводит в заблуждение, поскольку это лишний год, назначенный как для уходящего царя, так и для нового короля. Следовательно, за каждых двух королей следует вычесть один год.
  97. ^ Иосиф Флавий , Против Апиона 1. §20; этого мнения придерживался и Птолемей Александрийский в своем Каноне.
  98. Иосиф Флавий в своих «Древностях» (10.11.2–4) писал, что Валтасар — это просто другое имя Набоннеда.
  99. ^ В соответствии с учением Вавилонского Талмуда ( Баба Батра 131а; Синедрион 6б): «Судья не имеет ничего, на чем можно было бы основывать свое суждение, кроме того, что было представлено ему перед глазами» ( иврит : אין לדיין אלא מה שעיניו רואות ). Это означает, что если судья выносит неправильный приговор, его можно отнести только к ошибочному разбирательству. Если человек ошибается в своем понимании истории, это объясняется отсутствием у него хороших источников.
  100. ^ Перейти обратно: а б с д Саадия Гаон (1981). Йосеф Кафих (ред.). Даниил и Свиток Антиоха с комментарием раввина Саадиа Гаона (Даниил Таргум у-Феруш Саадья бен Йосеф Фаюми) (на иврите). Иерусалим: Комитет по публикации произведений Саадиа. п. 161. OCLC   214650444 . , св Даниил 9:2
  101. Всего этих лет насчитывается 71 год, но Саадия Гаон объясняет в своем комментарии к Даниилу 9:2, что год вознесения каждого царя вводит в заблуждение, поскольку это лишний год, поскольку он был назначен уходящему царю, а также для нового короля. Следовательно, за каждых двух королей следует вычесть один год.
  102. ^ Саадия Гаон (1981). Йосеф Кафих (ред.). Даниил и Свиток Антиоха с комментарием раввина Саадиа Гаона (Даниил Таргум у-Феруш Саадья бен Йосеф Фаюми) (на иврите). Иерусалим: Комитет по публикации произведений Саадиа. п. 161 (примечание 4). OCLC   214650444 .
  103. ^ В соответствии с 4 Царств 24:12.
  104. ^ Даниил 5:1-и далее.
  105. ^ Путем объединения двух стихов: Даниила 8:1 и Даниила 5:30.
  106. ^ Вайншток, Моше Яир, изд. (1990). Седер Олам Рабба Ха-Шалем: Диврей ха-ямим миамот адам харишон ад хабайт хашени (с комментариями Йемот Олам) (на иврите). Том. 1. Бене-Берак: Мисор. п. 431. OCLC   24066916 . (перепечатано в Иерусалиме, 1962 г.)
  107. ^ Саадия Гаон (1981). Йосеф Кафих (ред.). Даниил и Свиток Антиоха с комментарием раввина Саадиа Гаона (Дэниел Таргум у-Феруш Саадья бен Йосеф Фаюми.) (на иврите). Иерусалим: Комитет по публикации произведений Саадиа. стр. 100-1 161–162. OCLC   214650444 .
  108. ^ Вавилонский Талмуд ( Мегилла 11б)
  109. ^ Паркер, РА ; Дубберштейн, Уолдо Х. (1956). Вавилонская хронология, 626 г. до н. э. – н. э. 75 . Провиденс: Издательство Университета Брауна. стр. 28–29. OCLC   460027103 . , которые пишут, что Эвил-Меродах (также называемый Амель-Мардук) правил всего 2 года и что после правления Эвил-Меродаха на трон взошел Неглиссар (Нериглиссур) вместо Валтасара.
  110. ^ Бен Халафта, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 91 (глава 28). ОСЛК   233090728 . (перепечатка издания 1955 года, Иерусалим)
  111. ^ Бен Соломон Залман, Элияху (1905). Кол Элияху (на иврите). Петркув, Польша: Нассан Нейт Кроненберг. п. 2а (Рош ха-Шана). OCLC   1140887617 .
  112. ^ Комментарий Ибн Эзры к Даниилу 9: 1–2; ср. Вавилонский Талмуд ( Мегила 11б)
  113. ^ Бен Халафта, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 96 (глава 29). ОСЛК   233090728 . (перепечатка издания 1955 года, Иерусалим)
  114. ^ Седер Олам (гл. 29) говорит об этих трех годах, что «Кир правил три фрагментированных года» ( иврит : כורש מלך ג' שנים מקוטעות ), и что Раши объясняет в Мегиле 11б как означает, что год (или два года) поглощены правлением других королей, особенно короля, который был до него, и короля, который пришел после него, и год правления которого (отмечающий воцарение одного короля и кончину другого короля) делится поровну. Однако в Геродот (1975). Г. П. Гулд (ред.). Геродот: Персидские войны . Том. 1 (Книги I – II). Перевод А.Д. Годли. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; Уильям Хайнеманн Лтд. с. 269 ​​(Книга I). ISBN  0-674-99130-3 . ( ISBN   0-434-99117-1 — британский), в нем говорится, что Кир правил в общей сложности 29 лет, что может объяснить, почему Седер Олам назвал три года своего правления (начиная с возвращения Израиля из вавилонского плена ) «фрагментированными годами».
  115. ^ Rashi , in his commentary on Megillah 11b, s.v. איהו כמה מלך ארביסר ‎ считает, что этот Артаксеркс — это тот же Артаксеркс, упомянутый в Свитке Есфири , поскольку там (Есфирь 3:7) говорится: «...в двенадцатый год царя Артаксеркса отлили Пур , то есть бросали жребий», и что в следующем году произошло чудо избавления Израиля, что было на 13-м году его правления, а в следующем году (14-м году его правления) Мардохей и Есфирь повелели народу Израиль сохранит праздник Пурим .
  116. ^ См. Даниил 9:1 , где Дарий назван сыном Артаксеркса и, предположительно, принял на себя царствование после смерти своего отца. Видеть Саадия Гаон (1981). Йосеф Кафих (ред.). Даниил и Свиток Антиоха с комментарием раввина Саадиа Гаона (Даниэль им таргум у-феруш Саадья бен Йосеф Фаюми.) (на иврите). Иерусалим: Комитет по публикации произведений Саадиа. п. 160. OCLC   214650444 . , где он указывает, что этого Артаксеркса не следует путать с царем Артаксерксом, который связан с Аманом , Мардохеем и Эстер Свитке Эстер ), но был скорее другим царем. И наоборот, Раши в Мегиле 11б, св. איהו כמה מלך ארביסר ‎ утверждает, что этот Артаксеркс был тем же Артаксерксом из свитка Эстер, поскольку там (Есфирь 3:7) говорится: «... в двенадцатый год царя Артаксеркса отлили Пур , что то есть бросили жребий», тогда как в следующем году произошло чудо избавления Израиля, что было на 13-м году его правления, а в следующем году (14-м году его правления) Мардохей и Есфирь повелели народу Израиля соблюдать праздник Пурим .
  117. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 96 (глава 29). ОСЛК   233090728 .
  118. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 99 (глава 30). ОСЛК   233090728 .
  119. ^ Комментарий Раши к Вавилонскому Талмуду ( Авода Зара 9а, св Малхут Перс перед домом)
  120. ^ На основе лет правления последовательных персидских царей, свергнутых Геродотом , Манефоном и Птолемеем в его «Каноне царей» , а именно. Дарий I (36 лет) → Ксеркс (Артаксеркс), Великий, р. Дарий (21 год) → Артабан (7 месяцев) → Артаксеркс (Кир) б. Ксеркс Великий (41 год) → Ксеркс (2 месяца) → Согдиан (7 месяцев) → Дарий, сын Ксеркса (19 лет) → Артаксеркс II Мнемон (46 лет) → Артаксеркс III Ох (21 год) → Артаксеркс IV Асс (2 года) → Дарий III Кодоман (6 лет, но который в конце 4-го года жизни Александр Македонский узурпировал власть над Сирией, принадлежавшей Персидской империи).
  121. ^ Паркер, РА ; Дубберштейн, Уолдо Х. (1956). Вавилонская хронология, 626 г. до н. э. – н. э. 75 . Провиденс: Издательство Университета Брауна. п. 36. ОСЛК   460027103 . . Там они приходят к выводу, что этот же период длился от первого года правления Дария I в 522 г. до н. э. до шестого года правления Александра Великого в 331 г. до н. э., то есть длился 191 год.
  122. ^ См. рабейну Хананеля Заявление в Авода Зара 9а о том, что от строительства Второго Храма (352 г. до н. э.) до 6-го года правления Александра Великого (312 г. до н. э.) прошло 40 лет, это же утверждение повторяет раввин Натан бен Авраам : во введении к комментарию к Мишне .
  123. ^ Согласно Паркера и Дубберштейна «Вавилонской хронологии» , стр. 36 год, 6-й год правления Александра Македонского над Македонией, распавшегося в 331 г. до н.э., был 5-м годом правления Дария III. В том же году македонцы положили конец персидской гегемонии над Израилем.
  124. ^ Кори, IP (1828 г.). Древние фрагменты . Лондон: Уильям Пикеринг. п. 65. ОСЛК   1000992106 . . Согласно «Вавилонской хронологии» Паркера и Дубберштейна 626 г. до н.э. – 75 г. н.э. , стр. 30, который составил хронологию вавилонских и персидских царей на основе древних календарных таблиц, период правления Камбиса оценивается в 8 лет. Геродот, однако, оспаривает эти цифры, считая правление Камбиса продолжительностью 7 лет и 5 месяцев. Видеть Геродот (1921). Г. П. Гулд (ред.). Геродот: Персидские войны . Том. 2 (книги III–IV). Перевод А.Д. Годли. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; Уильям Хайнеманн Лтд. с. 87 с. 65–68 (Книга III).
  125. ^ Геродот (1921). Г. П. Гулд (ред.). Геродот: Персидские войны . Том. 2 (книги III–IV). Перевод А.Д. Годли. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; Уильям Хайнеманн Лтд. с. 87 с. 65–68 (Книга III).
  126. ^ Геродот (1971). Э. Х. Уормингтон (ред.). Геродот: Персидские войны . Том. 3 (Книги V – VII). Перевод А.Д. Годли. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; Уильям Хайнеманн Лтд. с. 305 (Книга VII). ISBN  0-674-99133-8 . ( ISBN   0-434-99119-8 - британский)
  127. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кори, IP (1828 г.). Древние фрагменты . Лондон: Уильям Пикеринг. п. 65. ОСЛК   1000992106 . Манефона (Список восьми последовательных персидских царей )
  128. ^ Манефон. На это также ссылается Геродот в «Истории» как царь, убитый до того, как Артаксеркс взошел на престол.
  129. В Септуагинте в Книге Эстер царь упоминается как «Артаксеркс» (древнегреческий: Ἀρταξέρξης); Иосиф Флавий , Древности 11.6.1–13.
  130. ^ см . Во-первых, Митчелл (1997). Еврейская история в конфликте: исследование основного расхождения между раввинистической и традиционной хронологией . Лэнхэм: Джейсон Аронсон. п. 178 (примечание 13). ISBN  978-1-56821-970-7 . OCLC   845250409 .
  131. ^ Во-первых, Митчелл (1997). Еврейская история в конфликте . Нортвейл, Нью-Джерси / Иерусалим: Джейсон Аронсон. п. 48. ИСБН  1-56821-970-9 .
  132. ^ Перейти обратно: а б с Паркер, РА ; Дубберштейн, Уолдо Х. (1956). Вавилонская хронология, 626 г. до н. э. – н. э. 75 . Провиденс: Издательство Университета Брауна. OCLC   460027103 .
  133. ^ Перейти обратно: а б с д Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. стр. 89, 91 (глава 28). ОСЛК   233090728 . (перепечатка издания 1955 года, Иерусалим)
  134. ^ Паркер, РА ; Дубберштейн, Уолдо Х. (1956). Вавилонская хронология, 626 г. до н. э. – н. э. 75 . Провиденс: Издательство Университета Брауна. п. 12. ОСЛК   460027103 .
  135. ^ Иосиф Флавий , Против Апиона 1:19–20 ( 1.146 ), цитируя Бероса .
  136. ^ Вавилонский Талмуд ( Мегилла 11б)
  137. ^ См. Паркер, РА ; Дубберштейн, Уолдо Х. (1956). Вавилонская хронология, 626 г. до н. э. – н. э. 75 . Провиденс: Издательство Университета Брауна. п. 28. ОСЛК   460027103 . , который записал этому королю только два года правления; Иосиф Флавий , Против Апиона 1:19–20, цитирует Бероса . (Следует отметить, что Иосиф Флавий в другом месте противоречит сам себе, говоря, что Амель-Мардук правил 18 лет.)
  138. ^ Вавилонский Талмуд ( Мегилла 11б)
  139. ^ См. Паркер, РА ; Дубберштейн, Уолдо Х. (1956). Вавилонская хронология, 626 г. до н. э. – н. э. 75 . Провиденс: Издательство Университета Брауна. п. 29. ОСЛК   460027103 . , который назначил этому царю только четыре года правления и которого они называют Нергал-Шар-Усур ; Иосиф Флавий , Против Апиона 1.147 . (Следует отметить, что Иосиф Флавий в другом месте противоречит сам себе, говоря, что Нериглиссар правил 40 лет).
  140. ^ Иосиф Флавий , Против Апиона 1.148
  141. Иосиф Флавий в своих «Древностях» (10.11.2–4) писал, что Бальтасар (Валтасар) — это просто другое имя Набонида.
  142. ^ Паркер, РА ; Дубберштейн, Уолдо Х. (1956). Вавилонская хронология, 626 г. до н. э. – н. э. 75 . Провиденс: Издательство Университета Брауна. стр. 13–14. OCLC   460027103 .
  143. ^ Иосиф Флавий , Против Апиона 1.150–151.
  144. ^ Вавилонский Талмуд ( Мегилла 11б).
  145. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 96 (глава 29). ОСЛК   233090728 . (перепечатка издания 1955 года, Иерусалим)
  146. ^ Геродот (1975). Г. П. Гулд (ред.). Геродот: Персидские войны . Том. 1 (Книги I – II). Перевод А.Д. Годли. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; Уильям Хайнеманн Лтд. с. 269 ​​с. 213–215 (Книга I). ISBN  0-674-99130-3 . ( ISBN   0-434-99117-1 - британский)
  147. ^ «Вавилонские хроники» Дэвида Ноэля Фридмана , в «Библейском археологе» , Vol. 19, № 3 (сентябрь 1956 г.), стр. 49–60 ( JSTOR   3209218 ).
  148. ^ Геродот (1975). Г. П. Гулд (ред.). Геродот: Персидские войны . Том. 1 (Книги I – II). Перевод А.Д. Годли. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; Уильям Хайнеманн Лтд. с. 269 ​​с. 213–215 (Книга I). ISBN  0-674-99130-3 . ( ISBN   0-434-99117-1 - британский)
  149. ^ Вавилонский Талмуд ( Мегилла 11б)
  150. ^ Геродот (1921). Г. П. Гулд (ред.). Геродот: Персидские войны . Том. 2 (книги III–IV). Перевод А.Д. Годли. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; Уильям Хайнеманн Лтд. с. 87 с. 65–68 (Книга III). ISBN  0-674-99131-1 . ( ISBN   0 434 99118 X — британский).
  151. Эти годы, согласно Талмуду ( Мегилла 11б), приписываются Артаксерксу, который, как полагают, правил после Кира Великого.
  152. ^ Геродот (1921). Г. П. Гулд (ред.). Геродот: Персидские войны . Том. 2 (книги III–IV). Перевод А.Д. Годли. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; Уильям Хайнеманн Лтд. с. 87 с. 65–68 (Книга III). ISBN  0-674-99131-1 . ( ISBN   0 434 99118 X — британский)
  153. ^ Геродот (1971). Э. Х. Уормингтон (ред.). Геродот: Персидские войны . Том. 3 (Книги V – VII). Перевод А.Д. Годли. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; Уильям Хайнеманн Лтд. с. 305 (Книга VII). ISBN  0-674-99133-8 . ( ISBN   0-434-99119-8 - британский)
  154. ^ Rashi (Babylonian Talmud, Megillah 11b, s.v. באדין ‎), следуя мнению, приведенному в другом месте Вавилонского Талмуда ( Рош ха-Шана 3б), который, в свою очередь, следует за Седер Олам (глава 30), говорит, что Дарий, Кир и Артаксеркс были одним и тем же человеком.
  155. ^ Бен Халпета, Хосе (1971). Доктор медицинских наук Йерушалми (ред.). Седер Олам Раба (на иврите). Gil Publishers, связанная с Молодежной организацией харедим. п. 99 (глава 30). ОСЛК   233090728 . (перепечатка издания 1955 года, Иерусалим)
  156. В Септуагинте в Книге Эстер царь упоминается как «Артаксеркс» (древнегреческий: Ἀρταξέρξης); Иосиф Флавий , Древности 11.6.1–13.
  157. ^ Птолемея Канон
  158. ^ Птолемея Канон
  159. ^ Абраванель, Исаак (1860). Маиеней ха-Йешуа (Комментарий к книге Даниила) . Штеттин, Польша: Р. Гроссманн и Э. Шренцель. п. 46а . OCLC   50864691 . (Амстердам, 1647 г.)
  160. ^ Птолемея Канон
  161. ^ Птолемея Канон
  162. ^ Птолемея Канон
  163. ^ Птолемея Канон
  164. ^ Согласно Паркера и Дубберштейна «Вавилонской хронологии» , стр. 36 год, 6-й год правления Александра Македонского над Македонией, распавшегося в 331 г. до н.э., был 5-м годом правления Дария III. В том же году македонцы положили конец персидской гегемонии над Израилем.
  165. ^ Во-первых, Митчелл (1997). Еврейская история в конфликте: исследование основного расхождения между раввинистической и традиционной хронологией . Лэнхэм: Джейсон Аронсон. п. 5. ISBN  978-1-56821-970-7 . OCLC   845250409 .
  166. ^ Сравните Зальцера в журнале Berliner's Magazin, 4:141 и далее.
  167. Мабо леха-Седер Олам Рабба, Вильно, 1894 г.
  168. ^ Сан. 86а
  169. ^ ЖК
  170. ^ Шааре Цийон, с. 25
  171. ^ Введение в Abot , с. 14
  172. ^ Авода Зара 8b–9a
  173. ^ Во-первых, Митчелл (1997). Еврейская история в конфликте: исследование основного расхождения между раввинистической и традиционной хронологией . Джейсон Аронсон, Incorporated. ISBN  9781461629122 .
  174. ^ С текстом, Гамбург, 1757 г.
  175. С текстом, Шклов, 1801 г.
  176. ^ Двойной комментарий, Эц Йосеф и Анаф Йосеф, Вильно, 1845 г.
  177. С критическими и пояснительными примечаниями, Вильно, 1897 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 522573912d9597b8ed19e42528802745__1711318140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/45/522573912d9597b8ed19e42528802745.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Seder Olam Rabbah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)