Книга Эстер
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
Ветхий Завет (христианство) | |||||
|
|||||
Библейский портал | |||||
Книга Эстер ( иврит : מְגִלַּת אֶסְתֵּר , латинизированная : Мегилат Эстер ; греческий : Ἐσθήρ ; латынь : Liber Esther ), также известная на иврите как «Свиток» (« Мегилла »), представляет собой книгу в третьем разделе ( Кетувим) . , כְּתוּבִים «Писания») еврейской Библии . Это один из пяти свитков ( Мегилот ) еврейской Библии, который позже стал частью христианского Ветхого Завета . В книге рассказывается история еврейской женщины в Персии , рожденной как Хадасса, но известной как Эстер , которая становится царицей Персии и предотвращает геноцид своего народа.
Действие истории происходит во время правления царя Артаксеркса в Первой Персидской империи . Царица Астинь , жена царя Артаксеркса, изгнана со двора за неподчинение царскому приказу. Чтобы найти новую царицу, проводится конкурс красоты, и новой царицей выбирается Эстер, молодая еврейка, живущая в Персии. Двоюродный брат Эстер Мордехай , еврейский лидер, обнаруживает заговор с целью убийства всех евреев империи Амана , одного из советников царя. Мордехай призывает Эстер использовать свое положение царицы, чтобы вмешаться и спасти свой народ. Эстер раскрывает царю свою еврейскую идентичность и умоляет о пощаде для своего народа. Она разоблачает заговор Амана и убеждает царя пощадить евреев. Еврейский праздник Пурим установлен в честь победы евреев Первой Персидской империи над своими врагами , а Эстер становится героиней еврейского народа.
Книги Эстер и Песнь Песней — единственные книги в еврейской Библии, в которых Бог прямо не упоминается. [ 2 ] Традиционный иудаизм рассматривает отсутствие явного вмешательства Бога в историю как пример того, как Бог может действовать через, казалось бы, случайные события и действия отдельных людей.
Книга находится в центре еврейского праздника Пурим и читается вслух дважды по рукописному свитку , обычно в синагоге , во время праздника: один раз вечером и снова на следующее утро. Раздача благотворительной помощи нуждающимся и обмен продуктами питания также являются обычаями праздника, предусмотренными в книге. С 1890-х годов несколько ученых «согласились рассматривать [Книгу] Эстер как исторический миф или ритуал » и в целом пришли к выводу, что Пурим берет свое начало в вавилонском или персидском празднике (хотя какой из них является предметом обсуждения). [ 3 ] [ 4 ]
Обстановка и структура
[ редактировать ]Параметр
[ редактировать ]Книги Эстер происходит в персидской столице Сузах Действие библейской ( Сушан ) в третий год правления персидского царя Артаксеркса . Имя Артаксеркс соответствует имени Ксеркс. [ 5 ] (оба происходят от персидского Khshayārsha ), [ 6 ] а Артаксеркс в современных источниках обычно идентифицируется как Ксеркс I , [ 7 ] [ 8 ] правивший между 486 и 465 годами до н. э., [ 5 ] поскольку именно этому монарху, как полагают, события, описанные в Есфири, соответствуют наиболее близко. [ 6 ] [ 9 ]
Если предположить, что Ахашверош действительно является Ксерксом I, события, описанные в Эстер, начались примерно в 483–482 годах до нашей эры и завершились в марте 473 года до нашей эры.
Классические источники, такие как Иосиф Флавий , еврейский комментарий Эстер Рабба и христианский богослов Бар Гебреус , [ 10 ] а также греческий Септуагинты перевод Эстер вместо этого идентифицируют Артаксеркса либо как Артаксеркса I (правил с 465 по 424 г. до н. э.), либо как Артаксеркса II (правил с 404 по 358 г. до н. э.). [ 10 ]
Однако после своего воцарения Артаксеркс II уступил Египет фараону Амиртею , после чего он больше не был частью Персидской империи. В своей «Истории схоластики» Петр Коместор идентифицировал Артаксеркса (Есфирь 1:1) как Артаксеркса III (358–338 гг. до н.э.), который отвоевал Египет. [ 11 ]
Структура
[ редактировать ]Книга Есфири состоит из введения (или изложения ) в главах 1 и 2; основное действие (осложнение и разрешение) в главах с 3 по 9:19; и заключение в 9:20–10:3. [ 12 ]
Сюжет построен вокруг банкетов ( иврит : מִשְׁתֶּה , латинизированный : миште , множественное число מִשְׁתָּאוֹת миштахо или מִשְׁתִּים миштим ), слово, которое встречается двадцать раз в Эстер и только 24 раза в остальной части еврейской Библии. Это уместно, учитывая, что Эстер описывает происхождение еврейского праздника, праздника Пурим , но сам Пурим не является предметом, и ни один отдельный праздник в книге не отмечен Пуримом. Темой книги, скорее, является изменение судьбы в результате внезапного и неожиданного поворота событий: евреям, кажется, суждено быть уничтоженными, но вместо этого они спасаются. В литературной критике такая инверсия называется « перипетией », и хотя, с одной стороны, ее использование в Эсфири является просто литературным или эстетическим приемом, с другой – структурно по отношению к авторской теме, предполагая, что сила Божья действует за человеческими силами. события. [ 13 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Царь Артаксеркс, правитель Персидской империи , устраивает роскошный 180-дневный пир для своего двора и сановников со всех 127 провинций своей империи (Есфирь 1:1–4), а затем семидневный банкет для всех жителей Персидской империи. столица Шушан (1:5–9). На седьмой день последнего банкета Артаксеркс приказывает царице Астинь продемонстрировать гостям свою красоту, предстанав перед ними в своем венце (1:10–11). Она отказывается, что приводит в ярость Артаксеркса, который по совету своих советников отстраняет ее от ее положения, чтобы она была примером для других женщин, которые могли бы иметь смелость не подчиняться своим мужьям (1: 12–19). Далее следует указ, согласно которому «каждый человек должен господствовать в своем доме» (1:20–22).
Затем Артаксеркс принимает меры, чтобы выбрать новую царицу из числа красивых молодых женщин со всей империи (2:1–4). Среди этих женщин есть еврейская сирота по имени Есфирь , которую воспитывал ее двоюродный брат или дядя Мардохей (2:5–7). Она находит благосклонность в глазах короля и становится его новой царицей, но не раскрывает своего еврейского происхождения (2:8–20). Вскоре после этого Мордехай обнаруживает заговор двух придворных, Бигфана и Фареша , с целью убить Артаксеркса. Заговорщики задержаны и повешены, а служение Мардохея царю официально зафиксировано (2:21–23).
Артаксеркс назначает Амана своим наместником (3:1). Мардохей, сидящий у ворот дворца, впадает в немилость Амана, поскольку отказывается поклониться ему (3:2–5). Аман обнаруживает, что Мардохей отказывается поклониться, потому что он еврей, и в отместку замышляет убить не только Мардохея, но и всех евреев в империи (3:6). Он получает разрешение Артаксеркса осуществить этот план за уплату десяти тысяч талантов серебра и бросает жребий («пурим»), чтобы выбрать дату, в которую это произойдет – тринадцатое число месяца Адара (3:7–12). ). ) . По всему королевству издается королевский указ об уничтожении всех евреев в этот день (3:13–15
Когда Мардохей узнает об этом плане, он оплакивает и умоляет Есфирь заступиться перед царем (4:1–5). Но она боится явиться к царю без приглашения, а это преступление карается смертью (4:6–12). Вместо этого она приказывает Мардохею, чтобы все иудеи постились за нее три дня, и клянется тоже поститься (4:15–16). На третий день она идет к Артаксерксу, который протягивает ей свой скипетр, чтобы показать, что она не подлежит наказанию (5:1–2). Она приглашает его на пир в компании Амана (5:3–5). Во время пира она просит их прийти на следующий вечер на следующий пир (5:6–8). Тем временем Аман снова обижается на Мардохея и по предложению жены строит виселицу, чтобы его повесить (5:9–14).
Той ночью Артаксеркс не может заснуть и приказывает прочитать ему протоколы суда (6:1). Ему напоминают, что Мардохей ходатайствовал в предыдущем заговоре против его жизни, и он обнаруживает, что Мардохей так и не получил никакого признания (6:2–3). В этот момент Аман, кажется, просит у царя разрешения повесить Мардохея, но прежде чем он успевает обратиться с этой просьбой, Артаксеркс спрашивает Амана, что следует сделать для человека, которого царь желает почтить (6:4–6). Предполагая, что царь имеет в виду самого Амана, Аман предлагает одеть этого человека в царские одежды и корону и возить его на царском коне, пока глашатай кричит : «Посмотрите, как царь чтит человека, которого он хочет наградить. !" (6:7–9). К его удивлению и ужасу, царь поручает Аману сделать то же самое с Мардохеем (6:10–11).
Сразу после этого Артаксеркс и Аман присутствуют на втором пиру Эстер. Царь обещает удовлетворить ее любую просьбу, и она рассказывает, что она еврейка и что Аман планирует истребить ее народ, включая ее саму (7:1–6). Охваченный яростью, Артаксеркс выходит из комнаты; тем временем Аман остается и умоляет Есфирь сохранить ему жизнь, набрасываясь на нее в отчаянии (7:7). В этот самый момент возвращается царь и думает, что Аман изнасиловал царицу; это злит его еще больше, и он приказывает повесить Амана на той самой виселице, которую Аман приготовил для Мардохея (7:8–10).
Не имея возможности отменить формальный королевский указ, король вместо этого дополняет его, позволяя евреям присоединяться и уничтожать всех без исключения тех, кто пытается их убить (8:1–14). [ 14 ] [ 15 ] 13 Адара десять сыновей Амана и еще 500 мужчин убиты в Шушане (9:1–12). Услышав об этом, Есфирь просит повторить это на следующий день, после чего погибают еще 300 человек (9:13–15). В других персидских провинциях 75 000 человек были убиты евреями, которые старались не грабить (9:16–17). Мардохей и Есфирь рассылают письма по провинциям, объявляя ежегодное празднование искупления еврейского народа в праздник Пурим (жребий) (9:20–28). Артаксеркс остается очень могущественным и продолжает свое правление, а Мардохей занимает видное положение при его дворе (10:1–3).
Авторство и дата
[ редактировать ]Мегилат Эстер (Книга Эстер) стала последней из 24 книг еврейской Библии , канонизированной мудрецами Великого Собрания . Согласно Талмуду , это была редакция Великого Собрания оригинального текста Мардохея. [ 16 ] Обычно его датируют IV веком до нашей эры. [ 17 ] [ 18 ]
Греческая книга Эстер, включенная в Септуагинту , представляет собой пересказ событий еврейской книги Эстер, а не перевод, и записывает дополнительные традиции , которых нет в традиционной еврейской версии, в частности, отождествление Артаксеркса II с Артаксерксом II. и детали различных букв. Датируется примерно концом II – началом I века до нашей эры. [ 19 ] [ 20 ] Коптская . и эфиопская версии Эстер являются переводами греческой, а не еврейской Эстер
Латинская версия Эстер была создана Иеронимом для Вульгаты . Он переводит еврейскую Эстер, но интерполирует переводы греческой Эстер, где последняя предоставляет дополнительный материал. Однако до Вульгаты Vetus Latina («Старая латынь»), очевидно, была переведена с другой греческой версии, не включенной в Септуагинту. [ 21 ]
было создано несколько арамейских таргумим Эстер В средние века , из которых сохранились три — Таргум Ришон («Первый Таргум» или 1TgEsth) и Таргум Шени («Второй Таргум» или 2TgEsth). [ 22 ] [ 23 ] датированный ок. 500–1000 гг. н.э., [ 24 ] которые включают дополнительные легенды, относящиеся к Пуриму, [ 22 ] и Таргум Шелиши («Третий Таргум» или 3TgEsth), который, как утверждали Берлинер и Гошен-Готтштейн, был ур-Таргумом, из которого были расширены другие, но который другие считают лишь поздней редакцией того же самого. 3TgEsth является наиболее устойчивым к рукописям из трех и, безусловно, наиболее буквальным. [ 25 ] [ 23 ]
Историчность
[ редактировать ]Очевидные исторические трудности, внутренние несоответствия, ярко выраженная симметрия тем и событий, обилие цитируемых диалогов и грубое преувеличение в сообщении цифр (включая время, деньги и людей) — все указывает на то, что Эстер является художественным произведением. , его яркие персонажи (кроме Ксеркса) являются продуктом творческого воображения автора. [ 26 ] В рассказе нет отсылок к известным историческим событиям; общий консенсус, хотя этот консенсус был оспорен, [ 27 ] [ 28 ] утверждал, что повествование об Эстер было придумано для того, чтобы обосновать этиологию Пурима Ксерксу , а имя Ахашверош обычно понимается как относящееся к вымышленному I , который правил Империей Ахеменидов между 486 и 465 годами до нашей эры. [ 29 ]
В книге Эстер больше аккадских и арамейских заимствований, чем в любом другом библейском произведении, а имена главных героев, Мордехая и Эстер, например, были прочитаны как намеки на богов Мардука и Иштар , которые, символизируя соответственно Вавилонию и Ассирию, были двумя силами, которые привели к падению Суз , где разворачивается повествование об Эстер и где находился эламский бог Хумбан /Хумман (сравните Амана) [ 30 ] осуществлял божественную власть. Практики Пурима, такие как поедание « ушей Амана », буханок хлеба в форме ушей или кусочков печенья, аналогичны практикам ближневосточных ритуальных празднований космической победы Иштар. [ 31 ] Аналогичным образом, другие элементы пуримских обычаев, такие как шум трещоткой , маскарад и пьянство, были приведены для того, чтобы предположить, что такой вид языческого праздника, родственный обрядам, связанным с Иштар Ниневийской , который разделяет те же самые черты, лежал в основе развития этой истории. [ 32 ]
Библеист Майкл Куган далее утверждает, что книга содержит конкретные детали относительно определенных тем (например, персидского правления), которые являются исторически неточными. Например, Куган обсуждает неточность относительно возраста двоюродного брата Эстер (или, по мнению других, дяди) Мордехая . [ 33 ] [ 34 ] В Есфири 2:5–6 либо Мардохей, либо его прадед Киш упоминаются как изгнанные из Иерусалима в Вавилон царем Навуходоносором II в 597 г. до н.э.: «Мардохей, сын Иаира, сын Шимея, сын Киша, который был уведен в изгнание из Иерусалима Навуходоносором, царем Вавилонским, в числе взятых в плен с Иехонией, царем Иудейским». Если это относится к Мардохею, то ему пришлось бы прожить более столетия, чтобы стать свидетелем событий, описанных в Книге Эстер. [ 33 ] Однако этот стих можно прочитать как относящийся не к изгнанию Мардохея в Вавилон, а к изгнанию его прадеда Киша. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
В своей статье «Книга Эстер и древние повествования» библеистка Адель Берлин обсуждает причины беспокойства ученых по поводу историчности Эстер. Большая часть этих дебатов связана с важностью разделения истории и вымысла в библейских текстах, как утверждает Берлин, чтобы получить более точное понимание истории израильского народа. [ 38 ] Берлин цитирует ряд ученых, которые предполагают, что автор «Эстер» не хотел, чтобы книгу считали историческим произведением, а намеренно написал ее как историческую повесть. [ 39 ] Жанр новелл, под который подпадает Эстер, был распространен как в персидский, так и в эллинистический периоды , к которым ученые отнесли книгу Эстер (см., например, второканоническую Книгу Юдифи ). [ 33 ] [ 38 ]
Однако некоторые элементы книги Есфири исторически точны. [ 40 ] История, рассказанная в книге Эстер, происходит во время правления Ахашвероша, которого , среди прочих, называют персидским царем V века Ксерксом I (годы правления 486–465 гг. до н.э.). [ 8 ] Автор также демонстрирует точное знание персидских обычаев и дворцов. [ 36 ] Однако, по мнению Кугана, в тексте сохраняются значительные исторические неточности, что подтверждает мнение о том, что книгу Есфирь следует читать как историческую повесть, в которой рассказывается история, описывающая исторические события, но не обязательно являющаяся историческим фактом. [ 33 ]
Историческое чтение
[ редактировать ]Сторонники исторического прочтения Эстер чаще всего отождествляют Артаксеркса с Ксерксом I (правил в 486–465 гг. до н. э.), [ 8 ] хотя в прошлом часто предполагалось, что это был Артаксеркс II (правил 405–359 гг. До н. Э.). Еврейское слово Ахашверош ( ʔaḥašwērōš ), скорее всего, происходит от персидского Xšayarša , происхождения греческого Ксеркса . Греческий историк Геродот писал, что Ксеркс искал свой гарем после поражения в греко-персидских войнах . Он не упоминает отдельных членов гарема, за исключением властной супруги царицы по имени Аместрис , чей отец, Отанес , был одним из генералов Ксеркса. (Напротив, греческий историк Ктесий ссылается на похожего тестя/генерала по имени Онафа.) Аместриса часто отождествляли с Вашти , но эта идентификация проблематична, поскольку Аместрис оставался влиятельной фигурой даже во время правления ее сын Артаксеркса I , тогда как Астинь изображается уволенной в начале правления Ксеркса. [ 41 ] Были предприняты альтернативные попытки идентифицировать ее с Эстер. [ 42 ] хотя Эстер - сирота, ее отцом был еврей по имени Авихаил.
Что касается личности Мардохея, то схожие имена Мардука и Мардуку были обнаружены в качестве имен чиновников при персидском дворе в более чем тридцати текстах периода Ксеркса I и его отца Дария I и могут относиться к четырем лицам. один из которых мог бы стать образцом библейского Мардохея.
В «древнегреческой» версии Эстер в Септуагинте имя Ахашверош переводится как Артаксеркс . [ 43 ] греческое имя, происходящее от персидского Artaxšaθra . Иосиф Флавий также сообщает, что под этим именем он был известен грекам, и мидраша текст Эстер Рабба также дает такое определение. Бар Гебрей явно идентифицировал Артаксеркса как Артаксеркса II; однако имена не обязательно эквивалентны: на иврите есть форма имени Артаксеркс, отличная от Артаксеркса , а прямой греческий перевод Артаксеркса используется как Иосифом Флавием, так и Септуагинтой для появления этого имени за пределами Книги Эстер. Вместо этого еврейское имя Артаксеркс согласуется с надписью того времени, в которой отмечается, что Артаксеркса II также звали Аршу , что понимается как сокращение от Aḫšiyaršu , вавилонского перевода персидского Xšayarša еврейское ʔaḥašwērōš (Ксеркс), от которого происходит (Агасферош). . [ 44 ] Ктесий сообщил, что Артаксеркса II также называли Арсикасом , что понимается как аналогичное сокращение с персидским суффиксом -ке , который применяется к сокращенным именам. Дейнон сообщил, что Артаксеркса II также называли Веслами , что также считается производным от Xšayarša . [ 44 ]
Другая точка зрения пытается отождествить его вместо этого с Артаксерксом I (правил 465–424 гг. До н.э.), чья вавилонская наложница, Космартиден, была матерью его сына Дария II (правил 424–405 гг. до н.э.). Еврейская традиция гласит, что Эстер была матерью царя Дария, поэтому некоторые пытаются отождествить Ахашвероша с Артаксерксом I, а Эстер — с Космартиденом.
Основываясь на мнении, что Артаксеркс из Книги Товита идентичен тому, что содержится в Книге Эстер, некоторые также идентифицировали его как союзника Навуходоносора Киаксара (правил в 625–585 гг. До н. Э.). В некоторых рукописях Товита первый называется Ахиахар , что, как и греческое слово Киаксар , считается производным от персидского Huwaxšaθra . В зависимости от интерпретации Есфири 2:5–6, Мардохей или его прадед Киш был унесен из Иерусалима вместе с Иехонией Навуходоносором в 597 году до нашей эры. Мнение о том, что это был Мардохей, соответствовало бы отождествлению Артаксеркса с Киаксаром. Также предлагались отождествления с другими персидскими монархами.
Якоб Хошандер утверждал, что имя Амана и имя его отца Хамедаты упоминаются Страбоном как Оман и Анадатус, которым поклонялись вместе с Анахитой в городе Зела . Хошандер предполагает, что Аман, если связь верна, может быть священническим титулом, а не именем собственным. [ 44 ] Имена Страбона не упоминаются в персидских текстах как боги; однако Талмуд [ 45 ] и Иосиф Флавий [ 46 ] истолковывайте описание придворных, кланяющихся Аману в Есфирь 3:2, как поклонение. (Другие ученые предполагают, что «Оманус» относится к Воху Мана .) [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
В своей «Схоластической истории» Петр Кометор идентифицировал Артаксеркса (Есфирь 1:1) как Артаксеркса III, который отвоевал Египет. [ 11 ]
Интерпретация
[ редактировать ]В Книге Эстер Тетраграмматон не появляется, но некоторые утверждают, что он присутствует в скрытой форме в четырех сложных акростихах на иврите: начальные или последние буквы четырех последовательных слов, прямых или обратных, составляют ЯХВЕ. Эти буквы были выделены красным цветом как минимум в трех древних еврейских рукописях. [ 50 ] [ примечание 1 ]
Кристин Хейс противопоставляет Книгу Эстер апокалиптическим писаниям , в частности Книге Даниила : и Эстер, и Даниил изображают экзистенциальную угрозу еврейскому народу, но в то время как Даниил приказывает евреям преданно ждать, пока Бог разрешит кризис, в Есфири кризис разрешается исключительно посредством человеческих действий и национальной солидарности. Бог, по сути, не упоминается, Эстер изображается ассимилированной персидской культурой, а еврейская идентичность в книге является категорией скорее этнической , чем религиозной . [ 51 ]
Это контрастирует с традиционными еврейскими комментариями, такими как комментарий Виленского Гаона , в котором говорится: «Но в каждом стихе обсуждается великое чудо. Однако это чудо было в скрытой форме, происходящей посредством явно естественных процессов, в отличие от Исхода из Египет, который открыто открыл силу Божию». [ 52 ] Это соответствует подходу Талмуда , [ 53 ] в котором говорится, что «(Книга) Эстер упоминается в Торе в стихе: «И я обязательно спрячу (на иврите, хастер астир, связанное с Эстер») Мое Лицо от них в тот день». [ 54 ]
Андре Лакок также считает, что Книга Эстер имеет фундаментальную теологическую основу и что ее главное послание заключалось в исправлении ошибок предков. Эти ошибки включали в себя снисходительность к амаликитянам и разграбление имущества, в чем был виновен царь Саул . Еще одним посланием было то, что евреи диаспоры несут ответственность за благополучие принимающей их общины, которая придерживается непредсказуемых взглядов на евреев. Эти взгляды варьировались от жестокого антисемитизма до страстного филосемитизма , когда евреев произвольно продвигают на более высокие должности из-за того, что они «сексуальны». Лакок сравнивает это с управлением Иосифом Египтом в Книге Бытия , которое принесло пользу коренным египтянам и еврейским иммигрантам. [ 55 ]
Хотя браки между евреями и язычниками не допускаются в ортодоксальном иудаизме , даже в случае Пикуах нефеш , Эстер не считается грешницей, поскольку она оставалась пассивной и рисковала своей жизнью, чтобы спасти жизнь всего еврейского народа. [ 56 ]
Азиз Паджанд, персидский еврей, опубликовал в 1966 году «Пурим», в котором предлагалась иранофильская интерпретация Книги Эстер. Здесь Аман был амаликитянским врагом «чистокровных иранцев» и евреев. Таким образом, Пурим стал праздником, празднующим спасение всех иранцев от «хаманитян». Он также подчеркивает роль еврейско-персидского сотрудничества в реализации развязки Книги Эстер. Паджанд оправдал свою интерпретацию, чтобы развеять обвинения в том, что Книга Эстер была антииранской, и потому, что он считал иранцев «путешественниками на пути истины». Напротив, Аман нарушил зороастрийский идеал «Добрые мысли; Хорошие слова; и Добрые дела». [ 57 ] Лакок также отмечает, что «врагов евреев» никогда перед смертью произвольно не называли амаликитянами, в отличие от Амана и его сыновей, что дискредитирует любые мотивы еврейского ультранационализма. [ 55 ]
Альберт Барнс аналогичным образом утверждает, что персидский философский истеблишмент был озадачен указом Амана ( Есфирь 3:15 ): [ 58 ] и что они поддерживали усилия Эстер против «врагов евреев». Последние в основном встречались «среди идолопоклонников подвластных народов», о которых персы не заботились. [ 59 ] Однако те, кто находился в Сузах, состояли из фракции Амана, возглавляемой его десятью сыновьями, [ 60 ] и беглецы, которые считали, что имеют право убивать евреев после истечения срока их «привилегий», поэтому они были убиты на следующий день. [ 61 ] Мэтью Пул рассматривает последующее повешение сыновей Амана как жестокий еврейский и персидский обычай, который наказывает преступников за «злоупотребление» царем. [ 62 ]
Джон Гилл рассматривает обращение персидских союзников ( Есфирь 8:17 ) как пример « обращения под принуждением », но не сбрасывает со счетов альтернативные объяснения. Они включают в себя впечатление от «Божественного провидения», работающего в пользу евреев, и поиск благосклонности Есфири и Мардохея, которые получили огромную власть. [ 63 ] Но в конечном итоге персидские союзники и евреи вместе отпраздновали Пурим и научили своих детей читать Книгу Эстер ( Есфирь 9:27 ). [ 64 ]
Дополнения к Эстер
[ редактировать ]Дополнительные шесть глав появляются вкраплениями Эстер в Септуагинте , раннем греческом переводе Библии. Это было отмечено Иеронимом при составлении латинской Вульгаты . Кроме того, греческий текст содержит множество небольших изменений смысла основного текста. Иероним признал первые дополнения, отсутствующие в еврейском тексте , и поместил их в конец своего латинского перевода. Эта система размещения и нумерации используется в католических переводах Библии, основанных в основном на Вульгате, таких как Библия Дуэ-Реймса и Библия Нокса , с номерами глав до 16. [ 65 ] Напротив, редакция Вульгаты 1979 года, Nova Vulgata , включает дополнения к Эстер непосредственно в само повествование, как и большинство современных католических английских переводов, основанных на оригинале на иврите и греческом языке (например, Revised Standard Version Catholic Edition , New American Библия , новая исправленная стандартная версия, католическое издание ). Поэтому система нумерации дополнений различается в каждом переводе. Новая Вульгата объясняет дополнительные стихи, нумеруя их как продолжение стихов, следующих непосредственно за ними или предшествующих им (например, Есфирь 11:2–12 в старой Вульгате становится Есфирь 1:1a–1k в Новой Вульгате), в то время как NAB и его преемник, NABRE, назначает буквы алфавита в качестве заголовков глав для дополнений (например, Есфирь 11:2–12:6 в Вульгате становится Есфирь А:1–17). RSVCE и NRSVCE помещают дополнительный материал в повествование, но сохраняют нумерацию глав и стихов старой Вульгаты.
Содержание
[ редактировать ]Эти дополнения: [ 66 ]
- вступительный пролог, описывающий сон Мордехая, напечатанный перед первой главой в RSVCE.
- содержание указа против евреев, включенного в главу 3 RSVCE.
- продолжение диалога между Хатахом и Мардохеем, помещенное после 4:8 в RSVCE.
- молитвы о Божьем вмешательстве, произнесенные Мардохеем и Есфирью, оба в главе RSVCE
- расширение сцены, в которой Эстер предстает перед царем, с упоминанием о вмешательстве Бога, включенное в главу 5 RSVCE.
- копия указа в пользу евреев, добавленная в главу 8 в РСВЦЕ
- отрывок, в котором Мордехай интерпретирует свой сон (из пролога) с точки зрения последующих событий, добавлен в главу 10 в RSVCE.
- колофон, добавленный в конец главы 10, также упоминаемый как 11:1, который гласит:
В четвертый год правления Птолемея и Клеопатры Досифей, который говорил, что он был священником и левитом, и его сын Птолемей принесли в Египет предыдущее Письмо о Пуриме, которое, по их словам, было подлинным и было переведено сыном Лисимаха. Птолемея, одного из жителей Иерусалима.
— (НРСВ)
Неясно, к какому варианту греческой Эстер относится этот колофон и какие именно фигуры в нем упоминаются. [ 67 ]
К тому времени, когда была написана греческая версия Эстер, иностранной державой, видимой на горизонте как будущая угроза Иудее, было царство Македонии под властью Александра Великого , который разбил Персидскую империю примерно через 150 лет после времени истории Эстер. ; версия Септуагинты βουγαῖον заметно называет Амана «Бугаионом» ( древнегреческий : . ), возможно, в гомеровском смысле слова «хулиган» или «хвастун» [ 68 ] тогда как еврейский текст описывает его как агагитянина .
Каноничность
[ редактировать ]Каноничность этих греческих дополнений была предметом научных разногласий практически с момента их первого появления в Септуагинте . – Мартин Лютер , будучи, пожалуй, самым ярым критиком этого произведения в эпоху Реформации , считал, что даже оригинальная версия на иврите имеет очень сомнительную ценность. [ 69 ]
Совет Базеля-Феррары-Флоренции подтвердил свой статус канонического между 1431 и 1445 годами. [ 70 ]
, Тридентский собор итог Контрреформации , подтвердил всю книгу: [ 71 ] как текст на иврите, так и дополнения на греческом языке считаются каноническими. Книга Эстер дважды используется в часто используемых разделах католического лекционария . [ нужна ссылка ] В обоих случаях использованный текст взят не только из греческого дополнения. Чтения также включают молитву Мардохея , и . никогда не используется ничего из собственных слов Есфири [ нужны разъяснения ] Восточная Православная Церковь использует версию Эстер в Септуагинте, как и во всем Ветхом Завете.
Напротив, дополнения включаются в библейские апокрифы , обычно печатаемые в отдельном разделе (если вообще печатаются) в протестантских библиях . Дополнения, называемые «Остальная часть Книги Эстер», конкретно перечислены в Тридцати девяти статьях , Статья VI, Англиканской церкви как неканонические, хотя «читаются как пример жизни и воспитания манер». [ 72 ]
Современный пересказ
[ редактировать ]Год | Тип | Актеры или создатель | Описание |
---|---|---|---|
1511 | Рисование | Микеланджело | находится несколько картин, изображающих Эстер и ее историю, в том числе «Наказание Амана Микеланджело » В углу потолка Сикстинской капеллы . [ 73 ] |
1660 | Рисование | Рембрандт ван Рейн | В 1660 году на картине Рембрандта ван Рейна «Пир Эстер» изображено, как Эстер подошла к людям их уровня с просьбой отменить указ. |
1689 | Поэма | Лукреция Торнабуони | Итальянская эпохи Возрождения поэтесса Лукреция Торнабуони выбрала Эстер как одну из библейских фигур, о которой она написала стихи. [ 74 ] |
1689 | Спектакль | Жан Батист Расин | Жан Батист Расин написал Эстер « трагедию » по просьбе жены Людовика XIV , Франсуазы д'Обинье, маркизы де Ментенон . |
1718 | Спектакль | Торговля | Гендель написал ораторию «Эстер» по пьесе Расина. |
1881 | Поэма | Кристина Россетти | Восьмое стихотворение из 14 в серии сонетов Россетти Monna Innominata изображает Эстер смелой, красивой, мудрой и остроумной, «тонкой, как змея», и женщиной, которая «построила дом своего народа так, чтобы он стоял». |
1958 | Книга | Глэдис Малверн | В 1958 году вышла книга под названием « Се, ваша королева!» был написан Глэдис Малверн и проиллюстрирован ее сестрой Коринн Малверн . Он был выбран по выбору Молодёжной литературной гильдии. |
1960 | Спектакль | Сондерс Льюис | Пьеса под названием «Эстер» (1960), написанная валлийским драматургом Сондерсом Льюисом , представляет собой пересказ истории на валлийском языке . |
1960 | Фильм | Джоан Коллинз | Фильм 1960 года по мотивам истории «Эстер и царь в главной роли » с Джоан Коллинз . |
1978 | Минисериал | Главная Победа | 1978 года В мини-сериале под названием «Величайшие герои Библии» сыграла Виктория Принципал Эстер, Роберт Мандан в роли Ксеркса и Майкл Ансара в роли Амана. |
1979 | телефильм | Оливия Хасси | 1979 года Телевизионный фильм под названием «Тринадцатый день: История Эстер» , показанный на канале ABC-TV , с Оливией Хасси в роли Эстер, Тони Мусанте в роли царя Артаксеркса и Харрисом Юлином в роли Амана. |
1981 | Анимация | Суперкнига | 1981 года в 25-й серии аниме- сериала «Суперкнига». Эта история рассказывается |
1983 | Мюзикл | Дж. Эдвард Оливер , | 1983 года Мюзикл под названием «Лебедь Эстер» был написан Дж. Эдвардом Оливером и Ником Маннсом и выпущен как концептуальный альбом со Стефани Лоуренс и Денисом Куилли . Swan Esther выступала в рамках национального тура Young Vic , организованного Биллом Кенрайтом и некоторыми любительскими группами. |
1986 | Фильм | Амос Гитай | Израильский фильм режиссера Амоса Гитая под названием «Эстер» . |
1987 | Книга | Томи де Паола | Детская книга под названием «Царица Эстер», написанная и проиллюстрированная удостоенной наград американской писательницей Томи де Паолой и опубликованная издательством HarperCollins . |
1992 | Анимация | Хелен Слейтер | В 1992 году в 30-минутном полностью анимационном видео, двенадцатом в сериале Ханны-Барбера « Величайшее приключение » , под названием «Королева Эстер» , представлены голоса Хелен Слейтер в роли царицы Эстер, Дина Джонса в роли царя Артаксеркса, Вернера Клемперера в роли Амана и Рона. Рифкин в роли Мордехая. [ 75 ] [ 76 ] |
1999 | телефильм | Луиза Ломбард | Телевизионный фильм из « Собрания Библии» , который очень точно следует библейскому повествованию, «Эстер » с Луизой Ломбард в главной роли и Ф. Мюрреем Авраамом в роли Мардохея. [ 77 ] |
2000 | Анимация | VeggieTales | VeggieTales выпустили « Эстер... Девушка, которая стала королевой ». |
2005 | Книга | Джинджер Гарретт | Избранное: «Утраченные дневники царицы Эстер» Джинджер Гарретт. 2005, НавПресс. [ важность? ] |
2006 | Фильм | Тиффани Дюпон , | об В фильме Эстер и Артаксерксе « Одна ночь с царем» снимались Тиффани Дюпон и Люк Госс . Он был основан на романе «Хадасса: Одна ночь с королем и Томми Тенни » Марка Эндрю Олсена . |
?? | ?? | ?? | Эстер — одна из пяти героинь Ордена Звезды Востока . [ важность? ] |
2011 | Песня | Маккабиты | 8 марта 2011 года Maccabeats выпустили видеоклип «Purim Song». [ 78 ] |
2012 | Книга | Дж. Т. Уолдман | В 2012 году графическая адаптация Книги Эстер была проиллюстрирована Дж. Т. Уолдманом и появилась в первом томе книги «Графический канон» под редакцией Расса Кика и опубликованной издательством Seven Stories Press . |
2013 | Фильм | Просто Лилли | «Книга Эстер» — фильм 2013 года с Джен Лилли в роли царицы Эстер и Джоэлом Смоллбоуном в роли царя Ксеркса. [ 79 ] |
2015 | Книга | Анджела Хант | Хант, Анджела «Эстер: Королевская красавица» (роман «Опасная красота») (2015) |
2016 | Книга | Ребекка Каннер | Каннер, Ребекка, «Эстер» (2016) |
2011 | Книга | Джоан Вольф | Вольф, Джоан, «Неохотная королева: История любви Эстер» (2011) |
2011 | Книга | Розанна М. Уайт | Уайт, Розанна, М. «Жемчужина Персии» (2011) |
2020 | Книга | Джилл Эйлин Смит | Смит, Джилл, Эйлин. «Звезда Персии: История Эстер» (2020) |
2013 | Книга | Х. Б. Мур | Х.Б. Мур. «Царица Эстер» (2013) |
2014 | Фильм | Си Джей Крамер | «Мегилла Лестер», анимационная комедия, основанная на Книге Эстер, где мальчик по имени Дэниел Лестерович (он же «Лестер») теряет сознание и отправляется в прошлое, к истории Мегилы, и почти случайно меняет историю. спасение царицы Астини. (2014) [ 80 ] |
2020 | Книга | Элизабет Мак | Мак, Элизабет. «Королева Персии» (2020) |
2019 | Книга | Диана Тейлор | Тейлор, Диана, Уоллис. «Хадасса, царица Персии Эстер» (2019) |
2020 | Спектакль | Зрелищные и звуковые театры | Театры Sight & Sound поставили постановку «Царица Эстер» (2020). [ 81 ] [ 82 ] |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Это Приблизительно 1:20; 5:4, 13 и 7:7. Кроме того, в Эст 7:5 есть акростих, относящийся к титулу Бога из Исхода 3:14.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Россель, Сеймур (2007). Тора: Часть за частью . Лос-Анджелес: Torah Aura Productions. п. 212. ИСБН 978-1-891662-94-2 .
- ^ Блюменталь, Дэвид Р. «Там, где нет Бога: Книга Эстер и Песнь Песней» . Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ Мур, Кэри А. (1971). Эстер . Даблдэй. См. раздел «Нееврейское происхождение Пурима». Страницы 46-49. «Каноническому статусу Эстер, возможно, противостояли те евреи, которые видели в книге защиту еврейского праздника, который, как следует из самого названия (*пур [то есть жребий]», iii 7; см. также ix 26) , был нееврейским по происхождению. Конечно, современные ученые сочли объяснение названия Пурима в IX 26 натянутым и неубедительным. Более того, «светский» характер праздника предполагает языческое происхождение, то есть отсутствие молитв и жертвоприношений. уточняется, но в Талмуде, Мегила 7б, разрешено употребление алкоголя до излишеств… пурим — это еврейская форма вавилонского слова… Попытки отождествить Пурим с более ранним еврейским или греческим праздником не были ни обычными, ни убедительными, и никогда С 1890-х годов , когда Генрих Циммерн и Питер Йенсен приравняли Мордехая и Эстер к вавилонским богам Мардуку и Иштар , а Амана и Вашти к эламским богам Хумману и Машти, вавилонское происхождение Пурима стало популярным. Хотя такие ученые, как Йенсен, Зиммем, Хьюго Винклер, Бруно Мейснер и другие, выбрали в качестве прототипа Пурима разные вавилонские мифы или праздники, а именно: «Эпос о Гильгамеше» , «Вавилонская история сотворения мира», « Миф о Таммузе - Иштар» и «Праздник Загмук» , соответственно, все они согласились рассматривать Эстер как историзированный миф или ритуал. Однако в последнее время персидское происхождение Пурима получило поддержку среди ученых».
- ^ Мур, Кэри А. «Эстер, Книга», изд. Дэвид Ноэль Фридман, The Anchor Yale Bible Dictionary (Нью-Йорк: Doubleday, 1992), 637-638 «Конечно, языческое происхождение Пурима также помогло бы объяснить «светский» способ его празднования, т.е. и даже пьяное поведение (ср. выше Мег. 7б). Кроме того, языческое происхождение праздника также помогает объяснить отсутствие в истории различных религиозных элементов… Но даже в последнее время ученые снова обращаются к Палестине как к истоку фестиваля… Отсутствие историчности: [Р]аре — ученый 20-го века, который принимает эту историю за чистую монету».
- ^ Перейти обратно: а б Баумгартен, Альберт И.; Сперлинг, С. Дэвид; Сабар, Шалом (2007). Скольник, Фред; Беренбаум, Майкл (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 18 (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Справочник Макмиллана. п. 216.
- ^ Перейти обратно: а б Ларкин, Катрина Дж.А. (1996). Руфь и Эсфирь (Путеводители по Ветхому Завету) . Шеффилд, Великобритания: Sheffield Academic Press. п. 71.
- ^ Кроуфорд, Сидни Уайт (1998). "Эстер". В Ньюсоме, Кэрол А.; Ринг, Шэрон Х. (ред.). Женский библейский комментарий . Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс. п. 202.
- ^ Перейти обратно: а б с Миддлмас, Джилл (2010). Бекинг, Боб EJH; Граббе, Лестер (ред.). Между доказательствами и идеологией . Лейден: Брилл. п. 145. ИСБН 978-9004187375 .
- ^ Мур, Кэри А. (1971). Эстер (Якорная Библия) . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. п. хххв.
- ^ Перейти обратно: а б EAW Бадж, Хронография Бар-Гебреуса , Gorgias Press, переиздание 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Historia Scholastica/Esther – Wikisource» . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 г. Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Клайнс 1984 , с. 9.
- ^ Джобс 2011 , стр. 40–41.
- ^ «Эсфирь – Глава 8» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 г. Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ «Эстер: Библия | Архив еврейских женщин» . Архивировано из оригинала 26 июня 2023 г. Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ Вавилонский Талмуд: Трактаты Баба Батра 15а
- ^ NIV Study Bible, Введение в книги Библии, Эстер , Зондерван, 2002 г.
- ^ Берлин, Адель; Бреттлер, Марк Цви; Фишбейн, Майкл, ред. (2004). Еврейская учебная Библия . Издательство Оксфордского университета. п. 1625 . ISBN 978-0195297515 .
- ^ Фридман, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С.; Бек, Астрид Б. (2000). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 428. ИСБН 978-0802824004 . Архивировано из оригинала 23 июня 2023 г. Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Джордж Лайонс, Дополнения к Эстер , Центр прикладной теологии Уэсли, 2000 г.
- ^ Беллманн, Саймон; Портье-Янг, Анатея (21 августа 2019 г.). «Старая латинская книга Эстер: английский перевод» . Журнал изучения псевдоэпиграфов . 28 (4): 267–289. дои : 10.1177/0951820719860628 . S2CID 202163709 . Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Проф. Майкл Соколофф, Таргумы к книге Эстер , Учебный центр Парашата Хашавуа Университета Бар-Илан, Парашат Тезаве / Захор 5764, 6 марта 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б С. Кауфман, Тексты Кал Таргума, Текстовая база и варианты , Комплексный арамейский лексикон, Еврейский союзный колледж – Еврейский институт религии
- ^ Алан Дж. Хаузер, Дуэйн Фредерик Уотсон, История библейской интерпретации: древний период , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2003 г.
- ^ Гошен-Готтштейн, М.Х. (1975). «Третий Таргум» об Эстер и госпоже Неофити 1» . Библика . 56 (3): 301–329. ISSN 0006-0887 . JSTOR 42610736 . Архивировано из оригинала 16 марта 2021 г. Проверено 02 марта 2021 г.
- ^ Мейерс, Кэрол (2007). «16. Эстер» . В Бартоне, Джон; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. п. 325. ИСБН 9780199277186 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 г. Проверено 24 марта 2019 г.
- ↑ Дэвид Дж. А. Клайнс, Свиток Эстер: История истории, архивировано 11 ноября 2023 г. в Wayback Machine A&C Black , 1984 г. ISBN 978-0-905-77466-4, стр. 26, 50, 155 и далее.
- ↑ Цаурайи Кудакваше Мапфека, Эстер в диаспоре: к альтернативной системе интерпретации, Архивировано 11 ноября 2023 г. в Wayback Machine Brill , 2019. ISBN 978-9-004-40656-8, стр. 2, 15, 28 и далее.
- ^ Браунинг, WRF, изд. (2009), «Ачасфер» , Библейский словарь (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199543984.001.0001 , ISBN 978-0-19-954398-4 , заархивировано из оригинала 03 сентября 2020 г. , получено 17 апреля 2020 г. История
вымышленная и написана с целью объяснить происхождение праздника Пурим; в книге нет упоминаний об известных исторических событиях правления Ксеркса.
- ^ Пол Векслер , Лингвистика Шелкового пути, Исследования арабского языка и литературы, Harrassowitz Verlag 2021 ISBN 978-3-447-11573-5, том 10, стр. 694, отмечает альтернативное происхождение от эламского Humpan>Human , божественного имени, дублирующегося как антропоним .
- ^ Векслер стр.695: «Любое сходство между выпечкой в форме ушей Иштар и выпечкой в форме ушей Амана может быть случайным результатом более поздней практики, но возможен и общий знаменатель: первоначальная функция жертвоприношения считается причастием бога и поедания его. Поедание Амана символически представляет собой поедание убитого вражеского бога с целью поглотить его силу, как это выражено в культовых комментариях.
- ^ Векслер, 2021, стр. 694-695.
- ^ Перейти обратно: а б с д Куган, Майкл Дэвид, Краткое введение в Ветхий Завет: Еврейская Библия в ее контексте (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2009), 396.
- ^ Сидни Уайт Кроуфорд, «Эстер», в книге «Новые интерпретаторы изучают Библию, новую исправленную стандартную версию с апокрифами», изд. Уолтер Дж. Харрисон и Дональд Старший (Нэшвилл: Abingdon Press, 2003), 689–90.
- ↑ Новая версия короля Иакова, перевод Эстер 2:6. Архивировано 20 февраля 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Бромили, Джеффри В., изд. (1982). «Книга Эстер» . Международная стандартная библейская энциклопедия, том II . Вм. Паб Б. Эрдманс. Компания р. 159. ИСБН 9780802837820 .
- ^ Вирсбе, Уоррен В. (2004). Комментарий к библейской экспозиции: История Ветхого Завета . Дэвид С. Кук. п. 712. ИСБН 9780781435314 .
- ^ Перейти обратно: а б Адель Берлин , «Книга Эстер и древние повествования», Журнал библейской литературы 120, вып. 1 (весна 2001 г.): 3–14.
- ^ Берлин, 2001: 6.
- ^ Сарбанани, Мортеза Арабзаде (2023). «Возвращаясь к Книге Эстер: оценка исторического значения масоретской версии для истории Ахеменидов». Персика Антиква . 3 (4): 19–32. дои : 10.22034/pa.2022.344449.1009 .
- ^ Эстер 1:19
- ^ Хаббард, Роберт Л. (2007). «Ашти, Аместрис и Есфирь 1:9». Журнал науки Ветхого Завета . 119 (2): 259–271. дои : 10.1515/ZAW.2007.020 . S2CID 170144015 .
- ^ http://ccat.sas.upenn.edu/nets/edition/17-esther-nets.pdf Архивировано 27 марта 2014 г. в Wayback Machine. Примечание о двух греческих версиях книги Эстер.
- ^ Перейти обратно: а б с Джейкоб Хошандер, Книга Эстер в свете истории , Oxford University Press, 1923 г. [ нужна страница ]
- ^ «Синедрион 61б» . www.sefaria.org . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Иосиф: Иудейские древности, Книга XI» . penelope.uchicago.edu . Архивировано из оригинала 2 июля 2023 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Матасса, Лидия Д.; Сильверман, Джейсон М. (2011). Текст, теология и мастерок: новые исследования в библейском мире . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-60899-942-2 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Справочник востоковедения: Ближний и Средний Восток . Брилл. 1991. ISBN 978-90-04-09271-6 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 г. Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1914). Зороастрийское богословие: от древнейших времен до наших дней . sl Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 г.
- ^ Имя Иеговы в книге Есфири. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , приложение 60, Companion Bible .
- ^ Хейс, Кристина (2006). «Введение в Ветхий Завет (еврейская Библия): Лекция 24 – Альтернативные видения: Эстер, Руфь и Иона» . Открытые курсы Йельского университета . Йельский университет . Архивировано из оригинала 9 августа 2023 г. Проверено 5 января 2016 г.
- ↑ Комментарий Виленского Гаона к книге Есфири 1:1.
- ^ Чуллин 139б
- ^ Втор. 31:18
- ^ Перейти обратно: а б Лакок, Андре (1987). «АМАН В КНИГЕ ЭСФИР» . Университет штата Огайо . Архивировано из оригинала 16 июня 2024 года.
- ^ Иегуда Шурпин: Как могла Эстер выйти замуж за короля-нееврея? Архивировано 23 октября 2020 г. на Wayback Machine , Chabad.org .
- ^ Сильверстайн, Адам Дж. (2018). Сокрытие Эстер, раскрытие ее истории: восприятие библейской книги в исламских странах . Издательство Оксфордского университета. стр. 39–63. ISBN 978-0198797227 .
- ^ «Записки Эстер 3 Барнса» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 13 февраля 2024 года.
- ^ «Записки Эстер 9 Барнса» . TheTorah.com . 2024. Архивировано из оригинала 12 февраля 2024 года.
- ^ «Выставка Эстер 9 Гилл» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 12 февраля 2024 года.
- ^ «Эстер 9, Библейский комментарий Джеймисона-Фоссета-Брауна» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 12 февраля 2024 года.
- ^ «Эстер 9. Комментарий Мэтью Пула» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 11 июля 2021 года.
- ^ «Выставка Эстер 8 Гилл» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 1 марта 2024 года.
- ^ «Выставка Эстер 9 Гилл» . Biblehub.com . Архивировано из оригинала 23 апреля 2024 года.
- ^ Святая Библия - Перевод Нокса: Книга Эстер, глава 16. Архивировано 31 декабря 2022 г. в Wayback Machine , по состоянию на 31 декабря 2022 г.
- ↑ см . в онлайн-версии NRSV, заархивированной 29 апреля 2022 г. на Wayback Machine. Дополнительные сведения
- ^ Анджиолильо, Патрик (2019). «Лисимах » Энциклопедия Библии и ее восприятие . 17 : 273. doi : 10.1515/ebr.lysimachus .
- ^ «Бугаан - Библейская энциклопедия - Библейские ворота» . www.biblegateway.com . Архивировано из оригинала 16 марта 2021 г. Проверено 01 марта 2021 г.
- ^ Буш, Фредерик В. (1998). «Книга Эстер: Opus non gratum в христианском каноне» (PDF) . Бюллетень библейских исследований . 8 : 39–54. дои : 10.5325/bullbiblrese.8.1.0039 . JSTOR 26422154 . S2CID 64672092 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа 2008 г.
- ^ Отцы, Совет (31 января 2024 г.). «Собор отцов Базельского собора 1431-45 гг. н.э.» . Папские энциклики . Проверено 12 августа 2024 г.
- ^ Отцы, Совет (31 января 2024 г.). «Генеральный совет Трента: четвертая сессия» . Папские энциклики . Проверено 12 августа 2024 г.
- ↑ Англиканская церковь, Религиозные статьи. Архивировано 27 февраля 2019 г. в Wayback Machine , по состоянию на 31 декабря 2022 г.: они включены в раздел, озаглавленный: «И другие книги (как говорит Иероним), которые Церковь читает, являются примером жизни. и наставление нравов; однако оно не применяет их для установления какого-либо учения, а именно:...»
- ^ Наказание Амана
- ^ Робин, Ларсен и Левин. Энциклопедия женщин эпохи Возрождения: Италия, Франция и Англия . п. 368.
- ^ Книги Библии Христианский книжный магазин. «У меня есть песня - Шеннон Вексельберг» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 31 мая 2007 г.
- ^ «Интернет-антикварный магазин – крупнейший в Интернете торговый центр антиквариата и предметов коллекционирования, обслуживающий коллекционеров с 1995 года» . Архивировано из оригинала 21 октября 2007 г. Проверено 31 мая 2007 г.
- ^ Таня Б. (5 ноября 2000 г.). «Эстер» . IMDB . Архивировано из оригинала 10 апреля 2018 года . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ «Маккабиты – Пуримская песня» . Ютуб. Архивировано из оригинала 08.11.2021 . Проверено 9 августа 2011 г.
- ^ «Книга Эстер (2013)» . IMDB . 11 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2018 г. . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ Мегилас Лестер (2014) — IMDb , заархивировано из оригинала 2 марта 2023 г. , получено 2 марта 2023 г.
- ^ «Первая в истории прямая трансляция театрального представления Sight & Sound, которая выйдет в эфир на выходных в честь Дня труда - в прямом эфире!» . CBN.com — Христианская радиовещательная сеть . 2020-07-29. Архивировано из оригинала 13 октября 2022 г. Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ «Театры Sight & Sound | Библейские истории в прямом эфире на сцене» . www.sight-sound.com . Архивировано из оригинала 13 октября 2022 г. Проверено 13 октября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Клайнс, Дэвид Дж. А. (1984). Свиток Эстер . А&С Черный. ISBN 9780567157133 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 г. Проверено 30 августа 2017 г.
- Джобс, Карен Х. (2011). Эстер . Зондерван. ISBN 9780310872146 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 г. Проверено 30 августа 2017 г.
- Бил, Тимоти К ( Timothy Beal ). Книга сокрытия: пол, этническая принадлежность, уничтожение и Эстер . Нью-Йорк: Routledge, 1997. Постмодернистский теоретический аппарат, например, Жак Деррида , Эммануэль Левинас.
- Отрывок из библейского комментария JPS: Эстер Адель Берлин : либеральный еврейский взгляд.
- Гроссман, Джонатан, Эстер: внешнее повествование и скрытое чтение , Вайнона Лейк, Индиана: Eisenbrauns, 2011.
- Фокс, Майкл В. (2010). Характер и идеология в книге Есфири . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781608994953 .
- Ллевеллин-Джонс, Ллойд (2023). Древняя Персия и Книга Эстер . Издательство Блумсбери. ISBN 9781786736352 . Архивировано из оригинала 29 октября 2023 г. Проверено 29 октября 2023 г.
- Сассон, Джек М. «Эстер» в книге «Альтер и Кермод», стр. 335–341, литературный взгляд.
- Историчность Мегилат Эстер. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine : обзор стипендий Гила Стьюдента, поддерживающих историческое прочтение Эстер.
- Теспид: Ритуал, миф и драма на Древнем Ближнем Востоке Теодора Гастера . 1950.
- Уайт, Сидни Энн. «Эстер: женская модель для еврейской диаспоры» в Ньюсоме
- Эстер (Judaica Press). Архивировано 19 февраля 2006 г. в переводе Wayback Machine [с Раши ] на Chabad.org. комментарием
- Камминг, преподобный Дж. Элдер Д.Д. Книга Эстер: ее духовное учение Лондон: Общество религиозных трактатов, 1913 г.
- Фишер, Джеймс А. Песнь Песней, Руфь, Плач, Экклезиаст, Эстер . Библейский комментарий Колледжвилля. Колледжвилл, Миннесота: Liturgical Press, 1986.
- Хадсон, Дж. Фрэнсис Эстер: Для такого времени, как это . Из серии «Характер и харизма» . Кингсуэй, 2000.
- Калими, Исаак (2023). Книга Эстер между иудаизмом и христианством . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781009266123 . Архивировано из оригинала 29 октября 2023 г. Проверено 29 октября 2023 г.
- Левенсон, Джон Д. Эстер . Серия «Библиотека Ветхого Завета». Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс, 1997.
- МакКонвилл, Джон К. Л. Эзра, Неемия и Эстер . Серия «Ежедневное изучение Библии». Филадельфия: Вестминстер, 1985.
- Мур, Кэри А. Эстер . Якорная Библия, том. 7Б. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей, 1971.
- Пэтон, Льюис Б. Критический и экзегетический комментарий к книге Есфири . Международный критический комментарий. Эдинбург, Шотландия: T&T Clark, 1908.
- Хазони, Йорам . Бог и политика в Эстер . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2016.
- Шурпин, Иегуда, Как Эстер могла выйти замуж за короля-нееврея? Архивировано 23 октября 2020 г. на Wayback Machine , Chabad.org .
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Буш, Фредерик В. (1998). «Книга Эстер: Opus non gratum в христианском каноне» . Бюллетень библейских исследований . 8 : 39–54. дои : 10.5325/bullbiblrese.8.1.0039 . ISSN 1065-223X . JSTOR 26422154 . S2CID 64672092 .
- Фридрих Юстус Кнехт (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
- МакМахон, Артур Лоуренс (1909). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Элиэзер Меламед , Пурим и чтение Мегилы на Пениней Галаха . сайте
Текст и переводы
[ редактировать ]- Еврейские переводы
- Эстер (Judaica Press) Перевод Раши ] на Chabad.org [с комментарием
- Пуримское понимание Мегилат Эстер
- Мехон Мамре Полный текст, Кодекс Алеппо : текст Эстер на иврите
- Христианские переводы
- Введение в Книгу Эстер, заархивировано 6 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
- Библия: общедоступная аудиокнига Эсфирь на LibriVox
Физические реликвии
[ редактировать ]- Каталог иллюминированных свитков Эстер Дагмары Будзиох , Индекс еврейского искусства Бецалеля Наркисса, Центр еврейского искусства Еврейского университета в Иерусалиме .
- Свиток Книги Эстер , иллюстрированный, Италия, 1747 год.