Jump to content

Афробразильцы

(Перенаправлено с африканского бразильца )

Афробразильцы
Афробразильцы
Афробразильцы (без учета пардо ) в 2022 г.
Общая численность населения
Увеличивать 20 656 458 ( перепись 2022 г. ) [ 1 ]
Увеличивать 10,17% населения Бразилии
Регионы со значительной численностью населения
Вся страна; самый высокий процент обнаружен в северо-восточном и юго-восточном регионах.
Сан-Паулу (штат) Сан-Паулу 3,546,562 [ 1 ]
Баия Баия 3,164,691 [ 1 ]
Рио-де-Жанейро (штат) Рио-де-Жанейро 2,594,253 [ 1 ]
Минас-Жерайс Минас-Жерайс 2,432,877 [ 1 ]
Языки
португальский
Религия
Родственные этнические группы
Другие народы африканского происхождения в Латинской Америке

Афробразильцы ( португальский : afro-brasileiros ; произносится [ˈafɾo bɾazile(j)ɾus] ) — этнорасовая группа, состоящая из бразильцев с полным или преимущественно африканским происхождением к югу от Сахары. Большинство многорасовых бразильцев также имеют африканское происхождение в различной степени. Бразильцы, чьи африканские черты более очевидны, обычно воспринимаются другими как чернокожие и могут идентифицировать себя как таковые, в то время как бразильцы с менее заметными африканскими чертами могут не восприниматься как таковые. [ 2 ] [ 3 ] Однако бразильцы редко используют термин «афро-бразилец» как термин этнической идентичности. [ 2 ] и никогда в неформальной беседе.

Прето («черный») и пардо («коричневый/смешанный») входят в число пяти этнических категорий, используемых Бразильским институтом географии и статистики (IBGE), наряду с бранко («белый»), амарело («желтый», этнический восточный народ). азиат) и indígena (коренной). По данным переписи 2022 года, 20,7 миллиона бразильцев (10,2% населения) были идентифицированы как прето , а 92,1 миллиона (45,3% населения) были идентифицированы как пардо , что в совокупности составляет 55,5% населения Бразилии. [ 4 ] Термин прето обычно используется для обозначения людей с самым темным цветом кожи, поэтому в результате этого многие бразильцы африканского происхождения относят себя к категории пардо . [ 5 ] Бразильское движение чернокожих рассматривает прето и пардо как часть одной категории: негры (черные). В 2010 году эта точка зрения получила официальное признание, когда Конгресс Бразилии принял закон о создании Статута расового равенства. Однако это определение оспаривается [ 6 ] [ 7 ] поскольку часть пардо - это аккультурированные коренные жители или люди коренного и европейского, а не африканского происхождения, особенно в Северной Бразилии . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Опрос, проведенный в начале 2000-х годов, показал, что, если бы категория помилования была исключена из переписи населения, по крайней мере половина тех, кто идентифицировал себя как помилование, вместо этого предпочли бы идентифицировать себя как чернокожие. [ 3 ]

В период рабства между 16 и 19 веками Бразилия приняла примерно четыре-пять миллионов африканцев, которые составляли около 40% всех африканцев, привезенных в Америку . [ 11 ] Многие африканцы, спасшиеся от рабства, бежали в киломбо , общины, где они могли жить свободно и сопротивляться угнетению. В 1850 году Бразилия установила окончательный запрет на трансатлантическую работорговлю , а в 1888 году страна отменила рабство, став последней страной в Америке, сделавшей это. Культурный, социальный и экономический ландшафт Бразилии, в котором проживает самое большое население африканского происхождения за пределами Африки, глубоко сформировался под влиянием афро-бразильцев. Их вклад особенно заметен в спорте, кухне, литературе, музыке и танцах, где такие элементы, как самба , боссанова и капоэйра, отражают их наследие. В наше время афробразильцы по-прежнему сталкиваются с социально-экономическим неравенством и расовой дискриминацией и продолжают борьбу за расовое равенство и социальную справедливость.

Категории бразильской переписи населения

[ редактировать ]

В настоящее время Бразильский институт географии и статистики (IBGE) использует в переписи пять категорий расы или цвета: бранка (белый), парда (коричневый/смешанный), прета (черный), амарела (желтый, этнический восточноазиатский) и индигена ( местный). В переписи 1940 года респондентов спрашивали об их цвете кожи или расе, и если ответ не был «белый», «черный» или «желтый», интервьюеры отмечали поле «цвет или раса» косой чертой. Эти косые черты позже были объединены в категорию pardo , в которую вошли лица, идентифицировавшие себя как pardo , moreno , mulato , caboclo , коренные народы и т. д. В последующих переписях pardo было формализовано как отдельная категория, [ 12 ] а коренные народы получили отдельную категорию только в 1991 году. [ 13 ]

Пардо буквально переводится как коричневый , но может также относиться к расовой смеси. Активисты и ученые, связанные с бразильским движением чернокожих, утверждают, что включение этой категории в перепись искажает демографическую картину Бразилии. Они утверждают, что идеологические привилегии белизны в бразильском обществе приводят к тому, что многие бразильцы «отрицают свою черноту» и «облегчают» себя в переписи, выбирая категорию «пардо» . Многие участники движения чернокожих предпочитают термин «негр» , определяя его как сумму лиц, которые относят себя к коричневым ( pardo ) и черным ( preto в переписи населения ). Многие учёные и социологи в своих исследованиях также объединили коричневые и чёрные категории, используя такие термины, как «афро-десценденте» , «афро-бразильцы» или «негры» . [ 3 ]

, актриса Камила Питанга называет себя чернокожей, но только 27% бразильцев считают ее таковой, а 36% считают ее парда . По данным Datafolha опроса [ 14 ]
По данным опроса Datafolha, бывшего футболиста Ромарио считают пардо 51% бразильцев и чернокожего 31%. [ 14 ]

В 2010 году Конгресс Бразилии принял Estatuto da Igualdade Racial (Статут расового равенства). Закон принимает расовый термин «негр» для обозначения людей, которые идентифицируют себя как чернокожие и коричневые в соответствии с классификацией расы или цвета IBGE. Хотя данные свидетельствуют о том, что чернокожие и коричневые имеют схожие социально-экономические профили и показатели материального благосостояния по сравнению с белыми, некоторые исследователи отмечают, что проблематично объединить прето и пардо в коллективную категорию чернокожих, поскольку часть бразильцев, которые идентифицируют себя как Пардо имеют смешанное европейское и коренное происхождение, а не африканское. Опрос, проведенный в начале 2000-х годов с выборкой из 2364 человек из 102 муниципалитетов, показал, что, если бы «коричневую» категорию убрать и бразильцам пришлось бы выбирать между «черными» и «белыми», население оказалось бы на 68% белым и на 32%. черный. В этом двоичном формате 44% тех, кто идентифицирует себя как коричневый, выберут белую категорию. [ 3 ] Согласно опросу, проведенному в Рио-де-Жанейро , по данным самооценки в 2000 году, все население прето , имело африканское происхождение. , о которых они сообщили 86% пардо , и 38% белого населения, о которых они сообщили, сообщили, что у них были африканские предки. Примечательно, что 14% пардо из Рио-де-Жанейро заявили, что у них нет африканских предков. Этот процент может быть еще выше в Северной Бразилии , где был больший этнический вклад индейского населения. [ 15 ]

Слияние прето и пардо с неграми , как правило, подтверждается основными средствами массовой информации, официальными органами, такими как Институт прикладных экономических исследований (IPEA), министерствами, правительственными ведомствами и международными организациями. Однако не все люди, идентифицирующие себя как пардо , имеют африканское происхождение, особенно в Северной Бразилии, и идентифицируют себя с чернокожими. [ 16 ] Социолог Деметрио Маньоли считает, что отнесение всех прето и пардо к чернокожим является нападением на расовое представление бразильцев. [ 17 ] Социолог Саймон Шварцман отмечает, что «замена негром и прето подавление альтернативы помилования означало бы навязать Бразилии видение расовой проблемы как дихотомии, аналогичной той, что существует в Соединенных Штатах, что было бы неверно». [ 18 ] Члены движения чернокожих в Бразилии стремятся определить свою расовую идентичность в политических и социально-экономических терминах; Пардо группируются с чернокожими на основе общих реалий расовой дискриминации, а не просто из-за наличия «капли черной крови». Исследования Хасенбалга и Силвы (1983) показывают, что социологический расизм является основным фактором, объединяющим чернокожих и пардо. [ 19 ]

Два опроса IBGE, Национальное выборочное обследование домохозяйств 1976 года (PNAD) и Ежемесячное обследование занятости (PME) в июле 1998 года, были проанализированы с целью оценить, как бразильцы думают о себе с расовой точки зрения. Результаты этих опросов показывают, что в Бразилии используется большое количество расовых терминов. [ 20 ] [ 21 ] но большинство этих терминов используется небольшим количеством людей. Эдвард Теллес отмечает, что 95% населения использовали только шесть разных терминов ( бранко, морено, [ а ] пардо, морено-кларо, прето и негр ). Петруччелли показывает, что семь наиболее частых ответов (вышеуказанный плюс амарела ) суммируют 97% ответов, а 10 наиболее частых (предыдущий плюс мулата , клара и морена-эскура – ​​темноволосая брюнетка) составляют 99%. [ 21 ] Расовая классификация в Бразилии основана в первую очередь на цвете кожи и других физических характеристиках, таких как черты лица, текстура волос и т. д. [ 23 ] Это плохой научный показатель происхождения, поскольку за цвет кожи ответственны лишь несколько генов: человек, которого считают белым, может иметь большее африканское происхождение, чем человек, которого считают черным, и наоборот. [ 24 ] Но поскольку раса является социальной конструкцией, эти классификации касаются того, как люди воспринимаются и воспринимают себя в обществе. В Бразилии класс и экономический статус также влияют на восприятие людей.

В Бразилии двух братьев и сестер разного цвета кожи можно отнести к людям разных рас. Дети, рожденные от чернокожей матери и отца-европейца, будут классифицироваться как черные, если их черты лица больше похожи на африканские, и классифицироваться как белые, если их черты лица будут более европейскими. Бразильский акцент на внешности, а не на происхождении, очевиден из большого опроса, в котором менее 10% чернокожих бразильцев назвали Африку одним из мест своего происхождения, когда им разрешили дать несколько ответов. [ 23 ] В PME в июле 1998 года категории Afro-Brasileiro («афро-бразильцы») и Africano Brasileiro («африканские бразильцы») вообще не использовались; категорию Africano («Африканец») использовали 0,004% респондентов. [ 25 ] В PNAD 1976 года ни один из этих терминов не использовался ни разу. [ 20 ] [ 26 ]

Светлокожие мулаты (которые, очевидно, были потомками некоторых европейцев) легко интегрировались в белое население. За годы интеграции и расовой ассимиляции появилось белое население Бразилии, имеющее более историческое африканское происхождение, а также чернокожее население европейского происхождения. В Соединенных Штатах усилия по обеспечению превосходства белых привели к тому, что южные штаты приняли правило одной капли на рубеже 20-го века , так что люди любого известного африканского происхождения автоматически классифицировались как черные, независимо от цвета кожи. В 21 веке многие чернокожие американцы имеют в той или иной степени европейское происхождение, в то время как лишь немногие белые американцы имеют африканское происхождение. [ 27 ]

Первые испанцы и португальские исследователи Америки первоначально поработили индейское население . [ 28 ] [ 29 ] В случае с португальцами слабость политических систем групп индейцев тупи-гуарани, завоеванных ими на бразильском побережье, а также неопытность этих индейцев в систематическом крестьянском труде облегчили их эксплуатацию посредством непринудительных трудовых соглашений. [ 28 ] Однако несколько факторов помешали сохранить систему индейского рабства в Бразилии. Например, индейское население не было достаточно многочисленным и доступным, чтобы удовлетворить все потребности поселенцев в рабочей силе. Во многих случаях воздействие европейских болезней вызывало высокий уровень смертности среди индейского населения, до такой степени, что рабочей силы стало не хватать. [ 30 ] По оценкам историков, около 30 000 американских индейцев, находившихся под властью португальцев, умерли от эпидемии оспы в 1560-х годах. [ 31 ] Иберийские завоеватели не смогли привлечь в колонии достаточное количество поселенцев из своих стран и после 1570 г. стали все чаще привозить порабощенных людей, похищенных в Африке, в качестве основной рабочей силы. [ 30 ] [ 31 ]

Раб из Бразилии, фотография Аугусто Сталя ( ок. 1865 г. )

На протяжении почти трех столетий, с конца 1500-х по 1860-е годы, Бразилия неизменно была крупнейшим пунктом назначения африканских рабов в Америке. За этот период в Бразилию было импортировано около 4,9 миллиона порабощенных африканцев. [ 32 ] Бразильское рабство включало в себя широкий спектр трудовых ролей. Например, добыча золота в Бразилии начала расти примерно в 1690 году во внутренних регионах Бразилии, таких как современный регион Минас-Жерайс . [ 33 ] Рабы в Бразилии также работали на сахарных плантациях, например, в Капитанстве Пернамбуку . Другие продукты рабского труда в Бразилии в ту эпоху бразильской истории включали табак , текстиль и кашасу , которые часто были жизненно важными предметами, продаваемыми в обмен на рабов на африканском континенте.

Характер работы, которую выполняли рабы, имел прямое влияние на такие аспекты жизни рабов, как продолжительность жизни и формирование семьи. Пример из ранней инвентаризации африканских рабов (1569–1571 гг.) с плантации Сержипи-ду-Конде в Баии показывает, что у него было девятнадцать мужчин и одна женщина. Такое неравномерное гендерное соотношение в сочетании с высоким уровнем смертности связано с физическим давлением, которое работа в шахте или на сахарной плантации (например) может оказать на тело раба. В результате многие рабовладельческие экономики Нового Света, включая Бразилию, полагались на постоянный импорт новых рабов для замены умерших. [ 34 ]

Учитывая близость Бразилии к Африке, португальцам было легко продолжать переправлять африканцев в Бразилию, когда порабощенные люди сбегали или умирали. Не все африканцы и их потомки были порабощены, некоторые были свободны, а другие могли купить свою свободу, зарабатывая деньги за свои услуги. [ 35 ] Несмотря на изменения в демографии рабского населения, связанные с постоянным ввозом рабов на протяжении 1860-х годов, в Бразилии появилось креольское поколение среди африканского населения. К 1800 году в Бразилии было самое большое население африканских и креольских рабов среди всех колоний американского континента. [ 36 ]

Игрок на беримбау, картина Жана-Батиста Дебре , 1826 год.
Афробразильцы танцуют джонго , ок. 1822 г.
Высадка африканцев в Бразилии, с 1500 по 1855 год.
Период 1500–1700 1701–1760 1761–1829 1830–1855
Числа 510,000 958,000 1,720,000 618,000

В Африке около 40% чернокожих погибли на пути между районами захвата и африканским побережьем. Еще 15% погибли на кораблях, пересекавших Атлантический океан между Африкой и Бразилией. От побережья Атлантического океана путь мог занять от 33 до 43 дней. Из Мозамбика это могло занять целых 76 дней. Попав в Бразилию, от 10 до 12% рабов также погибли в тех местах, куда их везли для покупки будущим хозяевам. В результате только 45% африканцев, захваченных в Африке и ставших рабами в Бразилии, выжили. [ 37 ] Дарси Рибейро подсчитала, что в ходе этого процесса около 12 миллионов африканцев были схвачены для отправки в Бразилию, хотя большинство из них умерло, прежде чем стать рабами в стране. [ 38 ] Известно, что африканские рабы в Бразилии подвергались различным видам физического насилия. Удары плетью по спине были самой распространенной репрессивной мерой. Обычно наносили около 40 ударов плетью в день, что предотвращало нанесение увечий рабам. [ 39 ] Колониальные летописцы зафиксировали крайнее насилие и садизм белых женщин по отношению к рабыням, обычно из-за ревности или для предотвращения отношений между их мужьями и рабынями. [ 40 ]

Происхождение чернокожих

[ редактировать ]
Основные регионы работорговли Африки, 15–19 вв.

По оценкам проекта базы данных Трансатлантической работорговли , во время работорговли в Бразилии высадилось 4 821 126 африканцев. После тщательного анализа в Африке и Америке исследователи смогли проследить происхождение африканцев, завезенных в Бразилию. Около 70% рабов, высаженных в Бразилии, были выходцами из Центрально-Западной Африки. Сегодня в этот регион входят страны Ангола, Республика Конго и Демократическая Республика Конго. [ 41 ]

Происхождение африканцев, завезенных в Бразилию [ 41 ]
Регион происхождения Количество человек Процент Страны текущего региона
Западная Центральная Африка 3,377,870 70,1% Ангола , Республика Конго и Демократическая Республика Конго
Бухта Бенина 867,945 17,9% Восточная часть Нигерии , Камерун , Экваториальная Гвинея и Габон.
Юго-Восточная Африка и острова Индийского океана 276,441 5,7% Мозамбик и Мадагаскар
Сенегал 108,114 2,2% Сенегал и Гамбия
Бухта Биафра 114,651 2,4% Того , Бенин и западная Нигерия
Золотой Берег 61,624 1,3% Гана и западная часть Кот-д'Ивуара
Сьерра-Леоне 8,320 0,2% Сьерра-Леоне
Наветренное побережье 6,161 0,1% Либерия и Кот-д'Ивуар
Итоги 4,821,126

Африканцы, привезенные в Бразилию, принадлежали к двум основным группам: западноафриканцам и банту . Жители Западной Африки в основном принадлежат к народу йоруба , который стал известен как «наго». Это слово происходит от ànàgo — уничижительного термина, используемого в Дагомее для обозначения людей, говорящих на языке йоруба. Дагомея поработила и продала большое количество йоруба, в основном выходцев из Ойо . Рабы, происходящие от йоруба, тесно связаны с религиозной традицией кандомбле . [ 42 ] Остальные рабы принадлежали народу фон и другим соседним этническим группам. [ 43 ] Люди банту в основном были привезены из современной Анголы и Конго , большинство из них принадлежали к этническим группам баконго или амбунду . Рабов-банту также вывозили из прибрежного Мозамбика . Их массово отправили в Рио-де-Жанейро , Минас-Жерайс и северо-восточную Бразилию. [ 43 ]

Жилберто Фрейре отметил основные различия между этими группами. Некоторые суданские народы, такие как хауса , фула и другие, были исламскими и говорили по-арабски, и многие из них умели читать и писать на этом языке. Рабы-мусульмане были привезены из северного Мозамбика. Фрейр отметил, что многие порабощенные африканцы были лучше образованы, чем их хозяева, потому что многие рабы-мусульмане были грамотны на арабском языке, в то время как многие португальские бразильские хозяева не умели читать и писать по-португальски. [ 43 ] Этих рабов с большим арабским и берберским влиянием в основном отправляли в Баию. Эти рабы-мусульмане, известные в Бразилии как Мале , спровоцировали одно из величайших восстаний рабов в Америке, известное как Восстание Мале , когда в 1835 году они попытались взять под свой контроль Сальвадор , который на тот момент был крупнейшим городом американского континента. [ 40 ]

Несмотря на большой приток исламских рабов, большая часть рабов в Бразилию была привезена из регионов банту атлантического побережья Африки, где сегодня расположены Конго и Ангола, а также из Мозамбика. [ 43 ] В основном эти люди жили племенами, царствами или городами-государствами. Жители Конго развили сельское хозяйство, разводили домашний скот, одомашнивали животных, таких как коза, свинья, курица и собака, и создавали скульптуры из дерева. Некоторые группы [ который? ] из Анголы были кочевниками и не знали земледелия. [ 40 ]

Отмена рабства

[ редактировать ]
Франсиско Пауло де Алмейда (1826–1901), первый и единственный барон Гуарасиабы, титул пожалован принцессой Изабель . Черный, он обладал одним из величайших состояний имперского периода, владея примерно тысячей рабов. [ 44 ]

По словам Петрониу Домингеса, к 1887 году борьба рабов указала на реальную возможность широкомасштабного восстания. Например, 23 октября в Сан-Паулу произошли жестокие столкновения между полицией и бунтующими чернокожими, которые скандировали «Да здравствует свобода» и «Смерть рабовладельцам». [ 45 ] : 73  Президент провинции Родригес Алвес прокомментировал ситуацию следующим образом:

Массовое бегство рабов из нескольких фазенд в некоторых местах провинции угрожает общественному порядку, вызывая тревогу у собственников и производительных классов. [ 45 ] : 74 

Восстания вспыхнули в Иту , Кампинасе , Индаятубе , Ампаро , Пирасикабе и Капивари ; десять тысяч беглых рабов сгруппировались в Сантосе . Полеты происходили при дневном свете, среди беглецов было замечено оружие, которые, вместо того, чтобы прятаться от полиции, похоже, были готовы вступить в конфронтацию.

Именно в ответ на такую ​​ситуацию 13 мая 1888 года было отменено рабство как средство восстановления порядка и контроля над правящим классом. [ 45 ] : 76  в ситуации, когда рабовладельческий строй был почти полностью дезорганизован.

аболиционистская газета O Rebate Как написала десять лет спустя :

Если бы рабы массово не бежали с плантаций, восстав против своих хозяев... Если бы они, более 20 000 из них, не отправились в знаменитый киломбо Джабакуара (из Сантоса, который сам по себе является центром аболиционистской агитации), тогда, возможно, они и сегодня были бы рабами... Рабство закончилось, потому что рабы больше не хотели быть рабами, потому что рабы восстали против своих хозяев и против закона, который их поработил... Закон от 13 мая был не чем иным, как юридическим признанием – чтобы не дискредитировать государственную власть – акта, который уже был совершен посредством массового восстания рабов. [ 45 ] : 77 

Современная история

[ редактировать ]

Политическая элита в Бразилии активно продвигала европейскую иммиграцию, чтобы « отбелить » население, запретив иммиграцию из Африки и Азии в 1891 году. Чтобы стимулировать европейскую иммиграцию, федеральное правительство субсидировало поездки в Бразилию до 1927 года. Европейские и белые бразильские рабочие имели преимущество на фабриках перед бразильцами. африканского происхождения, которым часто приходилось работать в качестве домашней прислуги и на плантациях. Афробразильцы создали свои собственные социальные и культурные институты, чтобы поддерживать друг друга. В Сальвадоре они основали религиозные братства, такие как Росарио ас Портас ду Карму (1888–1938). Sociedade Protectora dos Desvalidos, созданная в 1832 году, была одним из первых обществ взаимопомощи афро-бразильцев. Существовали также религиозные группы, возглавляемые афро-бразильскими женщинами, такие как «Ирмандаде де Боа Морте» в Баии. Столкнувшись с исключением из белых социальных клубов, афробразильцы сформировали свои собственные организации, в том числе Лувас Претас в 1904 году и Общественный центр Пальмарес в 1927 году, который служил библиотекой и местом встреч.

Афробразильцы бросили вызов расовой изоляции посредством культурных и политических движений. Примечательно, что в 1928 году они протестовали против указа, запрещающего им вступать в гражданскую гвардию Сан-Паулу. Бразильский черный фронт (Frente Negra Brasileira), первая чернокожая политическая партия Бразилии, была основана в 1931 году для борьбы с расизмом, но была расформирована шесть лет спустя во время периода Нового государства Жетулио Варгаса (1937-1945), который ограничивал политическую деятельность. Хотя этот период был репрессивным, Закон Варгаса о натурализации труда 1931 года, отдававший предпочтение рабочим бразильского происхождения перед европейскими иммигрантами, получил для него некоторую поддержку афро-бразильцев. До 1940-х годов афро-бразильцы также создавали свои собственные газеты и танцевальные группы, а небольшая черная элита возглавляла интеллектуальную мысль в « Сан-Паулу . Черной прессе» [ 35 ]

Демография

[ редактировать ]
Эволюция населения Бразилии
по цвету кожи: 1872–1991 гг.
Рост населения
Белые люди в белом цвете
Пардос в черном
Черный в желтом
Азиатов очень мало [ 46 ]
Процент от общей численности населения
Белые люди в белом
Пардос в желтом
Черное в черном
Азиатов очень мало [ 46 ]
Африканские бразильцы 1872–2022 гг.
Год Население % из
Бразилия
1872 1,954,452 Устойчивый 19.68%
1890 2,097,426 Снижаться 14.63%
1940 6,035,869 Увеличивать 14.64%
1950 5,692,657 Снижаться 10.96%
1960 6,116,848 Снижаться 8.71%
1980 7,046,906 Снижаться 5.92%
1991 7,335,136 Снижаться 5.00%
2000 10,554,336 Увеличивать 6.21%
2010 14,517,961 Увеличивать 7.61%
2022 20,656,458 Увеличивать 10.17%
Источник: перепись населения Бразилии. [ 47 ]

До отмены смертной казни рост чернокожего населения происходил в основном за счет приобретения новых рабов из Африки. В Бразилии чернокожее население продемонстрировало отрицательный рост. Это было связано с низкой продолжительностью жизни рабов, которая составляла около семи лет. [ 39 ] Это также было связано с дисбалансом между количеством мужчин и женщин. Подавляющее большинство рабов составляли мужчины, чернокожие женщины составляли меньшинство. [ 40 ] У рабов редко была семья, а союзы между рабами были затруднены из-за непрерывной работы. Еще одним очень важным фактором было то, что чернокожих женщин удерживали белые мужчины и мужчины смешанной расы. Португальская колонизация, состоявшая в основном из мужчин и очень небольшого количества женщин, привела к возникновению социального контекста, в котором белые мужчины оспаривали коренных или африканских женщин. [ 39 ]

По мнению Дарси Рибейро, процесс смешения браков между белыми и черными в Бразилии, в отличие от идеализированной расовой демократии и мирной интеграции, был процессом сексуального доминирования, в котором белый человек навязывал неравные отношения, используя насилие из-за своего основного положения. в обществе. [ 39 ] В качестве официальной жены, наложницы или сексуальной рабыни чернокожая женщина несла ответственность за рост населения «парда». Цветное население выросло в основном за счет сексуальных сношений между черной рабыней и португальским хозяином, что, вместе с ассортативным спариванием, объясняет высокую степень европейского происхождения у чернокожего бразильского населения и высокую степень африканского происхождения у белого населения. население. [ 48 ]

Историк Маноло Флорентино опровергает идею о том, что значительная часть бразильского народа возникла в результате вынужденных отношений между богатым португальским колонизатором и американскими индейцами или африканскими рабами. По его словам, большинство португальских поселенцев в Бразилии были бедными авантюристами из Северной Португалии, иммигрировавшими в Бразилию в одиночку. Большинство из них были мужчинами (по восемь-девять мужчин на каждую женщину), и тогда было естественно, что они имели отношения с индейскими или чернокожими женщинами. По его мнению, смешение рас в Бразилии, а не просто сексуальное доминирование богатого португальского хозяина над бедными рабами, представляло собой смесь бедных португальских поселенцев с индейцами и чернокожими женщинами. [ 49 ]

Бразильское население с более явным черным лицом более широко представлено вдоль побережья из-за высокой концентрации рабов, работающих на плантациях сахарного тростника. Еще одним регионом с сильным присутствием африканцев были горнодобывающие районы в центре Бразилии. Фрейр писал, что штатами с самым сильным африканским присутствием являются Баия и Минас-Жерайс, но в Бразилии нет ни одного региона, куда бы не проникли чернокожие люди. Многие чернокожие бежали во внутренние районы Бразилии, включая северный регион, и встретились с индейцами и мамелуко . Многие из этих культурных чернокожих были приняты в эти общины и научили их португальскому языку и европейской культуре. В этих регионах чернокожие были «агентами по передаче европейской культуры» изолированным общинам Бразилии. Многие чернокожие смешались с индейцами и женщинами кабокло . [ 40 ]

Географическое распространение

[ редактировать ]

По региону и штату

[ редактировать ]
Процент чернокожих бразильцев на штат, 2009 г.

В Северо-восточном регионе самая высокая доля самоидентифицированных чернокожих бразильцев, составляющих 13,0% его населения. За ним следуют Юго-Восток с 10,6%, Центрально-Западный регион с 9,1%, Север с 8,8% и Юг с 5,0%. [ 50 ] В абсолютных цифрах на юго-востоке проживает самое большое самоидентифицированное чернокожее население - 9 003 372 человека, а на северо-востоке - 7 127 018 человек. Вместе на юго-восток и северо-восток приходится 78,08% чернокожих бразильцев. Север занимает третье место с 1 530 418 чернокожими бразильцами, за ним следуют Юг с 1 505 526 и Центрально-Западный регион с 1 490 124. [ 51 ]

% чернокожих бразильцев [ 51 ] Классифицировать Федеративные единицы Бразилии Афро-бразильянка
население
22,38% 1  Баия 3,164,691
16,16% 2  Рио-де-Жанейро 2,594,253
13,19% 3  Токантинс 199,394
12,85% 4  Сержипи 283,960
12,61% 5  Мараньян 854,424
12,25% 6  Пиауи 400,662
11,84% 7  Минас-Жерайс 2,432,877
11,81% 8  Амапа 86,662
11,21% 9  Святой Дух 429,680
10,71% 10  Федеральный округ 301,765
10,04% 11  Пернамбуку 909,557
9,86% 12  Мату-Гросу 360,698
9,77% 13  К 793,621
9,55% 14  Алагоас 298,709
9,19% 15  Гояс 648,560
9,17% 16  Риу-Гранди-ду-Норти 302,749
8,65% 17  Рондония 136,793
8,56% 18  Акко 71,086
7,99% 19  Сан-Паулу 3,546,562
7,96% 20  Параиба 316,572
7,73% 21  Рорайма 49,195
6,77% 22  Сеара 595,694
6,52% 23  Риу-Гранди-ду-Сул 709,837
6,50% 24  Мату-Гросу-ду-Сул 179,101
4,91% 25  Амазонка 193,667
4,24% 26  Парана 485,781
4,07% 27  Санта-Катарина 309,908

По муниципалитету

[ редактировать ]

По состоянию на 2022 год В городе Сан-Паулу проживает самое большое чернокожее население Бразилии, идентифицирующее себя как чернокожее: 1 160 073 человека идентифицируют себя как чернокожие . За ним следуют Рио-де-Жанейро с 968 428, Сальвадор с 825 509, Белу-Оризонти с 312 920, Бразилиа с 301 765, Ресифи с 182 546, Фейра-де-Сантана с 180 190, Форталеза с 171 018, Порту-Алегри с 168 196 и Сан-Луис . с 167 885.

Перепись 2022 года показала, что коричневое население составляло большинство в 3245 муниципалитетах (58,3% от общего числа), а самопровозглашенное черное население составляло большинство в девяти. Более половины муниципалитетов с коричневым большинством и все муниципалитеты с черным большинством находятся в северо-восточном регионе Бразилии. [ 50 ] Поскольку более 80% населения Сальвадора составляют выходцы из Африки, он считается самым черным городом в мире за пределами африканского континента. [ 52 ]

Киломбос

[ редактировать ]

Население киломболы в Бразилии составляет 1 327 802 человека, или 0,65% от общей численности населения. В Северо-Восточном регионе насчитывается 5386 населенных пунктов киломбола, что составляет 64% от общего числа. На Баию приходится 29,90% населения киломболы, за ней следует Мараньян с 20,26%. Вместе в этих двух штатах проживает 50,16% населения киломболы страны. [ 53 ]

Генетические исследования

[ редактировать ]
Генетическое происхождение афро-бразильского населения (округленные значения в процентах)
Линия Источник Негры
(Черный) [ 54 ]
Материнский
( мтДНК )
коренной африканец 85%
Европа 2.5%
Родной бразилец 12.5%
по отцовской линии
( Y-хромосома )
коренной африканец 48%
Европа 50%
Родной бразилец 1.6%

В ходе исследования была проанализирована митохондриальная ДНК (мтДНК), которая присутствует у всех людей и передается с незначительными мутациями по материнской линии. Другая — Y-хромосома , которая присутствует только у мужчин и передается по отцовской линии с незначительными мутациями. Оба могут показать, из какой части света произошел предок человека по материнской или отцовской линии, но можно иметь в виду, что они представляют собой лишь часть человеческого генома, а чтение предков по Y-хромосоме и мтДНК говорит только 1/23. история, поскольку у людей есть 23 пары хромосом в клеточной ДНК. [ 55 ]

Анализируя Y-хромосому, которая происходит от предков-мужчин по отцовской линии, был сделан вывод, что половина (50%) Y-хромосом бразильских «негров» происходят из Европы , 48% — из Африки и 1,6% — из коренных американцев . Анализируя их митохондриальную ДНК, происходящую от предков женского пола по материнской линии, 85% из них происходят из Африки, 12,5% происходят от коренных американцев и 2,5% происходят из Европы. [ 54 ] Высокий уровень европейского происхождения у африканских бразильцев по отцовской линии существует потому, что на протяжении большей части истории Бразилии мужчин европеоидной расы было больше, чем женщин европеоидной расы. Таким образом, межрасовые отношения между мужчинами европеоидной расы и женщинами Африки или коренных американцев были широко распространены. [ 56 ]

Портрет « A Redenção de Cam галисийского художника Модесто Брокоса » (1895 г.), показывающий, как бразильская семья с каждым поколением становится «белее».

более 75% европеоидов из Северной и Северо-Восточной Бразилии Согласно этому конкретному исследованию, будут иметь более 10% коренных африканских генов. Согласно этому исследованию, даже в юго-восточной и южной Бразилии , регионах, которые получили большие волны европейской иммиграции, начиная с 1820-х годов и сильно возросли в конце 19-го века , 49% населения европеоидной расы будет иметь более 10% коренных африканских генов. Таким образом, 86% бразильцев будут иметь как минимум 10% генов, пришедших из Африки. Однако исследователи были осторожны в своих выводах: «Очевидно, что эти оценки были сделаны путем экстраполяции экспериментальных результатов на относительно небольших выборках, и, следовательно, их доверительные пределы очень обширны». Аутосомное исследование 2011 года, также проведенное Сержио Пенья, но на этот раз с почти 1000 образцами со всей страны, показывает, что в большинстве регионов Бразилии большинство «белых» бразильцев имеют менее 10% африканцев по происхождению, а также показывает, что что «пардо» имеют преимущественно европейское происхождение, поэтому европейское происхождение является основным компонентом бразильского населения, несмотря на очень высокую степень африканского происхождения. и значительный вклад коренных американцев. [ 57 ] Другие аутосомные исследования показывают преобладание европейцев среди населения Бразилии.

В ходе исследования полиморфизма крови, проведенного в 1981 году, было обследовано 1000 человек из Порту-Алегри на юге Бразилии и 760 человек из Натала на северо-востоке Бразилии. Было обнаружено, что люди, идентифицированные как белые в Порту-Алегри, имели 8% африканского происхождения, в то время как жители Натала имели смесь 58% белых, 25% черных и 17% индейских предков. Исследование также показало, что люди, идентифицированные как белые или пардо в Натале, имеют доминирующее европейское происхождение, в то время как те, кого идентифицируют как белые в Порту-Алегри, имеют подавляющее большинство европейского происхождения. [ 58 ] Согласно генетическому исследованию аутосомной ДНК, проведенному в 2011 году, и «белые», и «пардо» из Форталезы имеют преобладающую степень европейского происхождения (>70%) с небольшим, но важным вкладом африканцев и коренных американцев. «Белые» и «пардо» из Белена и Ильеуса также оказались преимущественно европейцами по происхождению с незначительным вкладом коренных американцев и африканцев. [ 57 ]

Геномное происхождение людей в Порту-Алегри Серджио Пенья и др. 2011. [ 57 ]
цвет индеец Африканский Европейский
белый 9.3% 5.3% 85.5%
коричневый 11.4% 44.4% 44.2%
черный 11% 45.9% 43.1%
общий 9.6% 12.7% 77.7%
Геномное происхождение людей в Форталезе Серджио Пенья и др. 2011. [ 57 ]
цвет индеец Африканский Европейский
белый 10.9% 13.3% 75.8%
коричневый 12.8% 14.4% 72.8%
черный НС НС НС

Согласно другому исследованию, проведенному в школе на бедной периферии Рио-де-Жанейро, исследованию аутосомной ДНК (с 2009 года), среди «пардо» там оказалось в среднем более 80% европейцев, а «белые» оказались несут очень мало индейских и/или африканских примесей. В целом результаты теста показали, что европейское происхождение гораздо важнее, чем предполагали студенты. «Черные» (pretos) на периферии Рио-де-Жанейро, согласно этому исследованию, считали себя преимущественно африканцами до исследования, и тем не менее они оказались преимущественно европейцами (52%), доля африканцев составила 41%, а доля африканцев составила 41%. Коренные американцы 7%. [ 59 ] Согласно другому исследованию аутосомной ДНК, те, кто идентифицировал себя как белые в Рио-де-Жанейро, имели 86,4% (а самоидентифицированные пардо 68,1%) европейского происхождения в среднем (аутосомно). прето имеют в среднем 41,8% европейского происхождения. Выяснилось, что [ 10 ]

Аутосомное исследование 2011 года также пришло к выводу, что европейское происхождение является преобладающим происхождением в Бразилии, составляя почти 70% происхождения населения. Европейское происхождение варьировалось от 60,6% на Северо-Востоке до 77,7% на Юге. [ 57 ] Образцы аутосомного исследования 2011 года были получены от доноров крови. [ 60 ] работники общественного здравоохранения и студенты-медики. [ 61 ] [ 62 ] Таким образом, однородность Бразилии внутри регионов выше, чем между ними:

Область [ 57 ] Европейский Африканский коренной американец
Северная Бразилия 68,80% 10,50% 18,50%
Северо-восток Бразилии 60,10% 29,30% 8,90%
Юго-восточная Бразилия 74,20% 17,30% 7,30%
Южная Бразилия 79,50% 10,30% 9,40%

Аутосомно-генетическое исследование 2015 года, в ходе которого также были проанализированы данные 25 исследований 38 различных популяций Бразилии, пришло к выводу, что: европейское происхождение составляет 62% наследия населения, за ним следуют африканцы (21%) и коренные американцы (17%). . Вклад европейцев самый высокий в Южной Бразилии (77%), африканцев - на северо-востоке Бразилии (27%), а коренных американцев - в Северной Бразилии (32%). [ 63 ]

Область [ 63 ] Европейский Африканский коренной американец
Северный регион 51% 16% 32%
Северо-восточный регион 58% 27% 15%
Центрально-Западный регион 64% 24% 12%
Юго-восточный регион 67% 23% 10%
Южный регион 77% 12% 11%

Согласно другому исследованию 2008 года, проведенному Университетом Бразилиа, европейское происхождение доминирует во всей Бразилии во всех регионах, составляя 65,90% наследия населения, за которым следует африканский вклад (24,80%) и коренные американцы (9,3%). [ 64 ] Согласно исследованию аутосомной ДНК (2003 г.), посвященному составу населения Бразилии в целом, «европейский вклад [...] самый высокий на Юге (81–82%) и самый низкий на Севере (68% % до 71%). Африканский компонент самый низкий на юге (11%), а самые высокие значения наблюдаются на юго-востоке (18–20%). Экстремальные значения для индейской фракции обнаружены на юге и юго-востоке ( 7–8%) и Север (17–18%)». Исследователи были осторожны с результатами, поскольку их образцы были получены от участников теста на отцовство, что могло частично исказить результаты. [ 65 ] Несколько других более старых исследований показали, что европейское происхождение является основным компонентом во всех регионах Бразилии. Салзано (1997) сообщил о 51% европейском, 36% африканском и 13% индейском происхождении северо-восточного населения. Сантос и Геррейро (1995) обнаружили на севере 47% европейцев, 12% африканцев и 41% индейцев. В самом южном штате Риу-Гранди-ду-Сул Дорнеллес и др. (1999) подсчитали, что 82% европейцев, 7% африканцев и 11% индейцев. Кригер и др. (1965) изучили население северо-восточной Бразилии, проживающее в Сан-Паулу, и обнаружили, что у белых 18% генетический вклад африканцев и 12% индейцев, в то время как у чернокожих 28% генетический вклад европейцев и 5% индейцев. Эти оценки американских индейцев, как и другие, имеют ограничения. По сравнению с более ранними исследованиями, результаты исследования 2002 года показали более высокий уровень двунаправленной примеси между африканцами и неафриканцами. [ 66 ]

В 2007 году BBC Brasil запустила проект Raízes Afro-Brasileiras («Афро-бразильские корни»), в котором они проанализировали генетическое происхождение девяти известных бразильских чернокожих и «пардо». Три теста были основаны на анализе разных частей их ДНК: исследование отцовского происхождения, материнского происхождения и геномного происхождения, позволяющие оценить процент африканских, европейских и индейских генов в составе индивидуума. [ 24 ] Из девяти проанализированных человек трое имели больше европейского происхождения, чем африканца, в то время как остальные шесть человек имели больше африканского происхождения с разной степенью примеси европейцев и индейцев. Африканская примесь варьировалась от 19,5% у актрисы Ильди Сильвы. [ точка ] до 99,3% у певца Милтона Насименто . Европейская примесь варьировалась от 0,4% в Насименто до 70% в Силве. Примесь индейцев от 0,3% в Насименто до 25,4% в футболисте Обине.

Таис Араужо был первым чернокожим главным героем бразильской мыльной оперы.

Афробразильцы, как и другие неевропейские группы, значительно недостаточно представлены в бразильских СМИ. Они мало представлены в теленовеллах , которые являются наиболее просматриваемыми программами на бразильском телевидении. Бразильские мыльные оперы, как и во всей Латинской Америке, обвиняют в недостаточном представлении чернокожего, смешанного и индейского населения и чрезмерном представлении белого населения. [ 67 ] [ 68 ]

В Бразилии производят мыльные оперы с 1960-х годов, но только в 1996 году чернокожая актриса Таис Араужо стала главной героиней теленовеллы, сыграв роль знаменитой рабыни Чики да Силвы . В 2002 году Араужо стала главной героиней другой мыльной оперы, став единственной чернокожей актрисой, сыгравшей более заметную роль в телепроизводстве Бразилии. Чернокожие актеры в Бразилии обычно должны следовать стереотипам и обычно играют подчиненные и покорные роли, например, горничных, водителей, слуг, телохранителей и бедных фавеладо . Жоэл Сито Араужо написал книгу «A Negação do Brasil» ( «Отрицание Бразилии» ), в которой рассказывается о том, как бразильское телевидение скрывает чернокожее население. Араужо проанализировал бразильские мыльные оперы с 1964 по 1997 год и обнаружил, что только четыре чернокожие семьи относятся к среднему классу. Чернокожие женщины обычно появляются с сильным сексуальным подтекстом и чувственностью. Чернокожие мужчины обычно выглядят как негодяи или преступники.

Другой распространенный стереотип – о « старых мамочках ». В 1970 году в мыле «Кабана до Пай Томас» (по мотивам американского романа « Хижина дяди Тома ») белый актер Сержио Кардозу сыграл Томаса, который в книге был чернокожим. Актеру пришлось покрасить свое тело в черный цвет, чтобы выглядеть черным. Выбор белого актера на роль чернокожего персонажа вызвал крупные протесты в Бразилии. [ нужна ссылка ] В 1975 году была снята теленовелла «Габриэла» по книге Хорхе Амадо , который описал главную героиню Габриэлу как мулатку . Но на роль Габриэлы на телевидении Rede Globo выбрала Соню Брагу , женщину с оливковой кожей. Продюсер заявил, что «не нашел талантливой чернокожей актрисы» на роль Габриэлы. В 2001 году Rede Globo выпустила фильм «Порту-дос-Милагрес» , также основанный на книге Хорхе Амадо. В книге Амадо описал Баию, полную чернокожих. С другой стороны, в мыльной опере Rede Globo почти весь актерский состав был белым. Та же ситуация наблюдалась в теленовелле 2018 года «Второе солнце» , что привело к новым протестам, в основном в социальных сетях. Но TV Globo в очередной раз опроверг расизм, заявив: «Мы основываем выбор актеров на таланте, а не на расе». [ 69 ] В 2018 году опрос, проведенный UOL, показал, что чернокожие актеры составляют примерно 7,98% тех, кто работает в драматических отделах трех крупнейших телеканалов Бразилии. Данные учитывали мыльные оперы, которые либо транслировались, либо производились на Globo, Record и SBT. [ 70 ]

В мире моды афро-бразильцы также представлены слабо. В Бразилии явно преобладают модели с юга Бразилии, преимущественно европейского происхождения. Многие чернокожие модели жаловались на трудности с поиском работы в мире моды в Бразилии. [ 71 ] Это отражает кавказский стандарт красоты, востребованный средствами массовой информации. Чтобы изменить эту тенденцию, Черное движение Бразилии подал в суд на показ мод, на котором почти все модели были белыми. На показе мод во время Недели моды в Сан-Паулу в январе 2008 года из 344 моделей только восемь (2,3% от общего числа) были чернокожими. Государственный адвокат потребовал, чтобы показ мод заключал контракт с чернокожими моделями, и потребовал, чтобы во время Недели моды в Сан-Паулу 2009 года не менее 10% моделей были «чернокожими, выходцами из Африки или индийцами» под страхом штрафа в размере 250 000 реалов. [ 72 ]

Культура

[ редактировать ]

Карнавал в Бразилии – это традиционное сочетание римско-католического праздника с оживленными праздниками людей африканского происхождения. Он развивался в основном в городских прибрежных районах, особенно в бывших зонах плантаций вдоль побережья между Ресифи и Рио-де-Жанейро. Карнавал в Сальвадоре менее коммерциален и имеет более сильный африканский компонент. [ 73 ]

Чернокожие девушки во время церемонии Кандомбле.

Большинство чернокожих — христиане , в основном католики . [ 74 ] У афро-бразильских религий, таких как Кандомбле и Умбанда, много последователей. Хотя в этих религиях больше чернокожих исповедующих, белые также составляют значительную часть, особенно в Умбанде. [ 75 ] Эти религии в основном исповедуются в крупных городских центрах, таких как Сальвадор , Ресифи , Рио-де-Жанейро , Порту-Алегри , Бразилиа , Сан-Луис . Кандомбле ближе к первоначальным западноафриканским религиям, а Умбанда сочетает в себе католические и кардецистские верования спиритизма с африканскими верованиями. Кандомбле, Батуке , Ксанго и Тамбор-де-Мина были завезены в Бразилию порабощенными африканцами. [ 76 ]

Эти порабощенные африканцы призывали своих богов, называемых Ориксами , Водунами или Инкисами, песнопениями и танцами, которые они привезли из Африки. Эти религии в прошлом подвергались гонениям, в основном из-за католического влияния. Однако правительство Бразилии их легализовало. [ когда? ] В настоящее время последователи Умбанды оставляют подношения духам в общественных местах в виде еды, свечей и цветов. Террейро Кандомбле более скрыты от посторонних глаз, за ​​исключением таких известных фестивалей, как Фестиваль Иеманья и Воды Оксалы на северо-востоке. От Баии на север есть также различные практики, такие как Катимбо , Хурема , с тяжелыми, хотя и не обязательно аутентичными, местными элементами. [ нужна ссылка ]

С конца 20 века большое количество афро-бразильцев стали последователями протестантских конфессий, в основном неопентедесятнических церквей. Среди преобладающих этнических групп Бразилии чернокожие составляют наибольшую долю протестантов -пятидесятников , а белые составляют самую большую группу протестантов-непятидесятников. [ 74 ] Как уже упоминалось, некоторые чернокожие бразильцы являются мусульманами суннитской секты , предков которых звали Мале .

Влияние африканской кухни в Бразилии выражается в большом разнообразии блюд. В северо-восточном штате Баия изысканная кухня возникла, когда повара импровизировали с африканскими и традиционными португальскими блюдами, используя местные ингредиенты. Типичные блюда включают Ватапа и Мокека , оба с морепродуктами денде и пальмовым маслом ( португальский : Azeite de Dendê ). Это тяжелое масло, полученное из плодов африканской пальмы, является одним из основных ингредиентов баийской или афро-бразильской кухни, придавая блюдам аромат и ярко-оранжевый цвет. Эквивалентной замены не существует, но она доступна на рынках, специализирующихся на импорте из Бразилии или Африки. [ нужна ссылка ]

Акараже — блюдо, приготовленное из очищенного черноглазого гороха, сформованного в шарик и затем обжаренного во фритюре в денде ( пальмовом масле ). Встречается в нигерийской и бразильской кухне . Блюдо традиционно встречается в Баии, особенно в городе Сальвадор , часто в качестве уличной еды , а также встречается в большинстве районов Нигерии , Ганы и Бенина . [ нужна ссылка ]

Спорт и танцы

[ редактировать ]

Капоэйра — боевое искусство, первоначально разработанное порабощенными африканцами, приехавшими преимущественно из Анголы или Мозамбика в Бразилию, начиная с колониального периода . [ 77 ] Появился в Киломбо-дус-Палмарес , расположенном в капитанстве Пернамбуку . [ 78 ] Документы, легенды и литература Бразилии фиксируют эту практику, особенно в порту Сальвадора . Несмотря на выговор, африканцы продолжали практиковать это боевое искусство под предлогом того, что это всего лишь танец. До сих пор капоэйра смешивает танец и борьбу и является важной частью культуры Бразилии . Он отмечен ловкими, хитрыми движениями, которые часто выполняются на земле или полностью перевернутыми. [ 79 ] В некоторых версиях он также имеет сильный акробатический компонент. [ 79 ] и всегда играется под музыку. В последнее время этот вид спорта популяризировался благодаря капоэйре, представленной в различных компьютерных играх и фильмах, а музыка капоэйры стала использоваться в современной поп-музыке.

Музыка Бразилии представляет собой смесь португальской , индейской и африканской музыки , образующую большое разнообразие стилей. Бразилия хорошо известна ритмичной живостью своей музыки, как и танцевальной музыкой самбы . [ нужна ссылка ]

Известные люди

[ редактировать ]
Кожа
Пеле , которого часто называют величайшим футболистом всех времен.

Многие афро-бразильцы занимали видное место в бразильском обществе, особенно в искусстве, музыке и спорте. Многие важные деятели бразильской литературы имели африканское происхождение, например Мачадо де Ассис , широко известный как величайший писатель бразильской литературы. Некоторые из этих людей включают Жоау да Крус э Соуза , [ 80 ] поэт-символист Жуан ду Риу , летописец Мария Фирмина душ Рейс , аболиционист и писатель, Жозе ду Патросиньо , журналист и другие.

В популярной музыке таланты афро-бразильцев нашли благодатную почву для своего развития. Мастера самбы Пиксингвинья , [ 81 ] цилиндр , [ 82 ] Лупичинио Родригес , [ 83 ] Джеральдо Перейра , [ 84 ] Уилсон Морейра , [ 85 ] и из MPB , Милтона Насименто [ 86 ] Хорхе Бен Хор , [ 87 ] Жилберто Хиль , [ 88 ] : 37  создали бразильскую музыкальную идентичность.

Еще одна область, в которой афробразильцы преуспели, — это футбол: Пеле , [ 88 ] : 38  Гарринча , [ 89 ] правый нападающий Леонидас да Силва , [ 89 ] по прозвищу «Черный бриллиант» - это хорошо известные исторические имена бразильского футбола; Роналдиньо , [ 90 ] Ромарио , [ 90 ] : 585  Дида , Фернандиньо , Винисиус Жуниор и многие другие продолжают эту традицию.

В число важных спортсменов в других видах спорта входят НБА игроки Нене и Леандро Барбоза по прозвищу «Бразильское пятно» из-за его скорости. [ 91 ] Жоау Карлос де Оливейра [ 92 ] Жадель Грегорио , Нельсон Пруденсио , [ 90 ] : 545  Адемар да Силва . [ 93 ]

Особое значение среди видов спорта имеет капоэйра , творение чернокожих бразильцев; В число важных «местрес» (мастеров) входят Местре Амен Санто , Местре Бимба , [ 94 ] Местре Кобра Манса , Местре Жоао Гранди , Местре Жоао Пекену , Местре Мораеш , Местре Пастинья , [ 95 ] Мастер ведущей ноги .

С конца 1980-х годов политическое участие афро-бразильцев возросло. Некоторые важные политики включают бывшего мэра Сан-Паулу Селсу Питту , [ 88 ] : 37  бывший губернатор Риу-Гранди-ду-Сул Алсеу Колларес , [ 90 ] : 197  бывший губернатор Эспириту-Санту Альбуино Азередо . [ 90 ] : 84  Из 170 судей, работавших в Верховном федеральном суде с момента его создания в имперский период, только трое были чернокожими, причем Хоаким Барбоза был последним из них, работавшим с 2003 по 2014 год. [ 96 ]

Афробразильцы также преуспели как актеры, такие как Ласаро Рамос , [ 90 ] : 558  Рут де Соуза , [ 97 ] Лурдес де Оливейра , [ 98 ] Зозимо Бюльбюль , [ 99 ] Милтон Гонсалвес , [ 90 ] : 302  Муссум , Зезе Мотта , [ 90 ] и как танцоры, такие как Иса Соареш . [ 100 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сказано о ком-то, у кого черные волосы и слегка темная кожа; цвета спелой пшеницы. / В Бразилии - ироничное или эвфемистическое обозначение чернокожих и мулатов. [ 22 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и «Обзор переписи населения 2022 года» . Панорама переписи населения 2022 года (на бразильском португальском языке) . Проверено 7 августа 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Características Étnico-raciais da População: Classificações e identidades» (PDF) (на португальском языке). БИГС. 2010. с. 58. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2014 года. (Пер.) С 1945 года движение чернокожих в Бразилии привело к тому, что все больше людей стали использовать термин (и концепцию) афро-бразильцев. Но этот термин был придуман и остается связанным с Соединенными Штатами и их культурой, исходя из культурологической точки зрения.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Лавман, Мара; Мунис, Херонимо О.; Бейли, Стэнли Р. (2011). «Бразилия в черно-белом цвете? Расовые категории, перепись населения и исследование неравенства» (PDF) . Этнические и расовые исследования . 35 (8): 1466–1483. дои : 10.1080/01419870.2011.607503 . S2CID   32438550 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2014 года.
  4. ^ «Перепись 2022 года: впервые Бразилия объявляет себя скорее коричневой, чем белой; численность чернокожего и коренного населения также растет» . 22 декабря 2023 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2023 года . Проверено 22 декабря 2023 г.
  5. ^ «Бразилия – Миграция, урбанизация, население | Британника» . www.britanica.com . 11 августа 2024 г. Проверено 12 августа 2024 г.
  6. ^ «Коричневые люди: дилеммы бразильцев, которые составляют самую большую этническую и расовую группу по данным переписи населения 2022 года» (на бразильском португальском языке). BBC News Бразилия. 22 декабря 2023 г. . Проверено 1 июня 2024 г.
  7. ^ «ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ» . unilab.edu.br . Проверено 24 июня 2024 г.
  8. ^ СОУЗА, Этельвина (26 августа 2023 г.). «Дилеммы бразильцев смешанной расы, живущих в «расовом подвешенном состоянии» » . Portal Em Tempo (на бразильском португальском языке) . Проверено 16 января 2024 г.
  9. ^ «Эм дебаты» . Geledes.org.br. Архивировано из оригинала 17 октября 2010 года . Проверено 21 июля 2012 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Пенья, Сержио Данило (11 сентября 2009 г.). » « От расовой мысли к рациональной мысли (PDF) (на португальском языке). Laboratoriogene.com.br. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 года . Проверено 12 июля 2014 г.
  11. ^ «Интервью с Лаурентино Гомесом: погружение в истоки социальной изоляции» (на португальском языке). Лист Пернамбуку. Архивировано из оригинала 28 февраля 2019 года . Проверено 18 июня 2019 г.
  12. ^ БИГС. Демографическая перепись , с. XVIII.
  13. ^ «Поймите, что означало слово «коричневый» за последние 80 лет и как это затруднило расовую идентификацию в Бразилии» . G1 (на бразильском португальском языке). 9 января 2024 г. . Проверено 20 августа 2024 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Цвет знаменитостей раскрывает «расовые» критерии Бразилии» . Фолья де С.Пауло.
  15. ^ Эдвард Эрик Теллес (2004). «Расовая классификация» . Раса в другой Америке: значение цвета кожи в Бразилии . Издательство Принстонского университета. стр. 81–85 . ISBN  978-0-691-11866-6 .
  16. ^ «Национальная и международная панорама производства социальных показателей - этнически-расовое исследование IBGE» (PDF) . Бразильский институт географии и статистики. п. 189 . Проверено 14 января 2021 г.
  17. ^ МАГНОЛИ, Деметрио. Капля крови , Editora Contexto, 2008, с. 143.
  18. ^ Шварцман. «Вне фокуса: этническое разнообразие и идентичность в Бразилии» (PDF) . п. 16 . Проверено 21 июля 2012 г.
  19. ^ Сантос, Продажи Аугусто дос (июль 2006 г.). «Кто черный в Бразилии? Своевременный или ложный вопрос о бразильских расовых отношениях в эпоху позитивных действий?» . Латиноамериканские перспективы . 33 (4): 30–48. дои : 10.1177/0094582x06290122 . ISSN   0094-582X .
  20. ^ Перейти обратно: а б Кристина Грилло, « Бразилия хочет, чтобы ее называли темнокожими, и только 39% считают себя белыми », Folha de S. Paulo , 25 июня 1995 г. (PDF) По состоянию на 19 сентября 2010 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Хосе Луис Петруччелли. Именованный цвет , с. 18–19
  22. ^ «Морено» . Словарь Аурелио. Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года.
  23. ^ Перейти обратно: а б Парра, ФК; Амадо, Колорадо; Ламбертуччи-младший; Роча, Дж; Антунес, СМ; Пена, SD (январь 2003 г.). «Цвет и геномное происхождение бразильцев» . Учеб. Натл. акад. наук. США . 100 (1): 177–82. Бибкод : 2003PNAS..100..177P . дои : 10.1073/pnas.0126614100 . ПМК   140919 . ПМИД   12509516 . 2-й абзац: Цвет (на португальском языке cor) обозначает бразильский эквивалент английского термина «раса» (raca) и основан на комплексной фенотипической оценке, которая учитывает, помимо пигментации кожи, тип волос, форму носа и форму губ.
  24. ^ Перейти обратно: а б Сильвия Салек, «BBC углубляется в корни бразильцев» , BBC Brasil, 10 июля 2007 г., по состоянию на 13 июля 2009 г.
  25. ^ Хосе Луис Петруччелли. Именованный цвет. Приложение 1. с. 43 (недоступно онлайн)
  26. ^ Теллес, Эдвард Эрик (2004). Раса в другой Америке: значение цвета кожи в Бразилии . Издательство Принстонского университета. стр. 80–85. ISBN  978-0-691-11866-6 .
  27. ^ «Потоковый поток генов у афроамериканцев, но не у американских европеоидов» . Генетика и молекулярные исследования . Проверено 13 июля 2009 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Кляйн, Герберт С. Африканское рабство в Латинской Америке и Карибском бассейне. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1986, стр. 22.
  29. ^ Торнтон, Джон. Африка и африканцы в создании атлантического мира, 1400–1800 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998, стр. 130–131.
  30. ^ Перейти обратно: а б Торнтон (1998), Африка и африканцы , с. 134.
  31. ^ Перейти обратно: а б Кляйн (1986), Африканское рабство в Латинской Америке и Карибском бассейне, с. 41-42
  32. ^ «База данных Трансатлантической работорговли» . сайт www.slavevoyages.org . Проверено 11 февраля 2016 г.
  33. ^ Кляйн (1986), Африканское рабство в Латинской Америке и Карибском бассейне , с. 68.
  34. ^ Торнтон, Африка и африканцы , (1998), с. 164-167.
  35. ^ Перейти обратно: а б Митчелл-Валтур, Глэдис Л. (2017). Политика черноты: расовая идентичность и политическое поведение в современной Бразилии . Кембриджские исследования по экономике стратификации: экономика и социальная идентичность. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781316888742 . ISBN  978-1-107-18610-1 .
  36. ^ Кляйн (1986), Африканское рабство в Латинской Америке и Карибском бассейне , с. 81.
  37. ^ Лаурентино Гомес. 1808. Сан-Паулу, Editora Planeta, 2007. ISBN   978-85-7665-320-2 . Недоступно онлайн. [ нечеткий ]
  38. ^ Дарси Рибейро. Бразильский народ , Том 07, 1997. [ нечеткий ]
  39. ^ Перейти обратно: а б с д Рибейро, Дарси. O Povo Brasileiro , Companhia de Bolso, четвертое переиздание, 2008 г. [ нечеткий ]
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и Фрейре, Жилберто. Casa-Grande e Senzala , 51-е издание, 2006 г. ISBN   85-260-0869-2 . [ нечеткий ]
  41. ^ Перейти обратно: а б «Регионы происхождения африканцев, высадившихся в Бразилии» . 2015. Архивировано из оригинала 27 октября 2013 года . Проверено 4 июня 2015 .
  42. ^ Фаллола, Тойин (2016). йоруба Энциклопедия Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 100-1 95–96. ISBN  9780253021441 .
  43. ^ Перейти обратно: а б с д Джон Гейпель, «Африканское наследие Бразилии» , History Today , Vol. 47, выпуск 8, август 1997 г.
  44. ^ ЛОПЕС, Маркус (15 июля 2018 г.). «Забытая история первого черного барона Бразильской империи, повелителя тысячи рабов» . Би-би-си . Проверено 5 сентября 2018 г.
  45. ^ Перейти обратно: а б с д Домингес, Петронио (2003). Нерассказанная история: черные, расизм и отбеливание в Сан-Паулу после отмены смертной казни [ Нерассказанная история: черные, расизм и отбеливание в Сан-Паулу после отмены смертной казни ] (на португальском языке). Сенак. ISBN  978-85-7359-367-9 .
  46. ^ Перейти обратно: а б РЕЙС, Жоау Жозе «Черное присутствие: конфликты и встречи». В Бразилии: 500 лет поселений . Рио-де-Жанейро: БИГС, 2000. с. 94 цитируется «Страница 404 | IBGE :: Бразильский институт географии и статистики» . Архивировано из оригинала 29 марта 2009 года . Проверено 10 сентября 2009 . {{cite web}}: CS1 maint: bot: original URL status unknown (link) (retrieved 22 August 2008). Notice how the source groups Amerindians and "pardos", not "pardos" and Blacks.«Страница 404 | IBGE :: Бразильский институт географии и статистики» . Архивировано из оригинала 31 мая 2009 года . Проверено 10 сентября 2009 . {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  47. ^ «Таблица 9605: Постоянное население по цвету кожи или расе по данным демографической переписи» . sidra.ibge.gov.br . Проверено 11 января 2024 г.
  48. ^ «Африка в генах бразильского народа» . Журнал исследований . Архивировано из оригинала 10 января 2015 года . Проверено 21 июля 2012 г.
  49. ^ Каролина Глицерио и Сильвия Салек (28 мая 2007 г.). «Половина опрошенных чернокожих имеют европейское происхождение» . Би-би-си (Бразилия) . Проверено 21 июля 2012 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б «Перепись 2022 года: по самооценке коричневое население впервые составляет большинство в Бразилии | Информационное агентство» . Информационное агентство - IBGE . 22 декабря 2023 г. . Проверено 13 августа 2024 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б «Таблица 9605: Постоянное население по цвету кожи или расе по данным демографической переписи» . sidra.ibge.gov.br . Проверено 12 августа 2024 г.
  52. ^ «IBGE опубликует результаты переписи населения 2022 года по цвету кожи или расе в Сальвадоре | Информационное агентство» . Информационное агентство - ИБГС . 12 декабря 2023 г. . Проверено 21 августа 2024 г.
  53. ^ «В Бразилии 1,3 миллиона киломбол в 1696 муниципалитетах | Информационное агентство» . Информационное агентство - IBGE (на бразильском португальском языке). 27 июля 2023 г. . Проверено 21 августа 2024 г.
  54. ^ Перейти обратно: а б «Черная ДНК: чернокожие европейского происхождения» . Афробрас (на португальском языке). Архивировано 2005. 18 ноября 2007 года.
  55. ^ «Этносы» . Сайт DNAPrint Genomics Генеалогия . 2005. Архивировано из оригинала 12 июня 2009 года.
  56. ^ Руй, Хосе Карлос (март 2005 г.). «Является ли смешанные браки синонимом расовой демократии?» [Является ли расовое смешение синонимом расовой демократии?]. Академический космический журнал (на португальском языке) (46). Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 21 июля 2012 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пенья, Серджио Диджей; Ди Пьетро, ​​Джулиано; Фухшубер-Мораес, Матеус; Зять Юлия Паскуалини; Хатц, Мара Х.; Кеди, Фернанда де Соуза Гомеш; Кольрауш, Фабиана; Маньо, Луис Александр Виана; Черногория, Ракель Карвалью; Мораес, Маноэль Одорико; Мораес, Мария Элизабет Амарал де; Мораес, Милен Райоль де; Оджопи, Элида Б.; Перини, Джамиля А.; Раччиопи, Кларис; Рибейру-дус-Сантос, Андреа Кели Кампос; Риос-Сантос, Фабрисио; Романо-Сильва, Марко А.; Сортица, Виниций А.; Суарес-Курц, Гильерме (16 февраля 2011 г.). «Геномное происхождение людей из разных географических регионов Бразилии более однородно, чем ожидалось» . ПЛОС ОДИН . 6 (2): e17063. Бибкод : 2011PLoSO...617063P . дои : 10.1371/journal.pone.0017063 . ПМК   3040205 . ПМИД   21359226 .
  58. ^ Хелена, М.; Франко, LP; Веймер, Таня А.; Сальзано, FM (1981). «Полиморфизм крови и расовая примесь в двух популяциях Бразилии». Американский журнал физической антропологии . 58 (2): 127–132. дои : 10.1002/ajpa.1330580204 . ПМИД   7114199 .
  59. ^ « Согласно исследованию, у чернокожих и коричневых жителей Рио больше европейских генов, чем они думают» (на португальском языке). Meionews.com.br. 27 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 21 июля 2012 г.
  60. ^ «Профиль бразильского донора крови» . Amigodoador.com.br. Архивировано из оригинала 6 февраля 2010 года . Проверено 21 июля 2012 г.
  61. ^ Алвес-Сильва, Хулиана; да Силва Сантос, Магда; ГИМАРЬЕС, Педро Э.М.; ФЕРРЕЙРА, Алессандро CS; Бандельт, Ханс-Юрген; ПЕНА, Сержио DJ; Прадо, Ваня Феррейра (август 2000 г.). «Происхождение бразильских линий мтДНК» . Американский журнал генетики человека . 67 (2): 444–461. дои : 10.1086/303004 . ПМЦ   1287189 . ПМИД   10873790 .
  62. ^ «Наше европейское наследие —» (на португальском языке). Cienciahoje.uol.com.br. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 21 июля 2012 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б РОДРИГЕС ДЕ МОУРА, Рональд; КОЭЛЬО, Антонио Виктор Кампос; де Кейрос Бальбино, Вальдир; КРОВЕЛЛА, Серджио; Брандао, Лукас Андре Кавальканти (10 сентября 2015 г.). «Метаанализ бразильской генетической примеси и сравнение с другими странами Латинской Америки: бразильская генетическая примесь: метаанализ». Американский журнал биологии человека . 27 (5): 674–680. дои : 10.1002/ajhb.22714 . hdl : 11368/2837176 . ПМИД   25820814 . S2CID   25051722 .
  64. ^ Ниеде Мария де Оливейра Годиньо (2008). « Влияние миграции на генетический состав населения Латинской Америки» (PDF) (на португальском языке). Университет Бразилии, Институт биологических наук. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года.
  65. ^ Каллегари-Джеймс, Сидия М.; Граттапалья, Дариус; Сальзано, Фрэнсис М.; Саламон, Сабрина П.; Кроссетти, Шайан Г.; Феррейра, Марч Э.; Хатц, Мара Х. (ноябрь 2003 г.). «Историческая генетика: пространственно-временной анализ формирования бразильского населения». Американский журнал биологии человека . 15 (6): 824–834. дои : 10.1002/ajhb.10217 . ПМИД   14595874 . S2CID   34610130 .
  66. ^ Парра, ФК; Амадо, Колорадо; Ламбертуччи-младший; Роча, Дж; Антунес, СМ; Пена, С.Д. (2003). «Цвет и геномное происхождение бразильцев» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 100 (1): 177–82. Бибкод : 2003PNAS..100..177P . дои : 10.1073/pnas.0126614100 . ПМК   140919 . ПМИД   12509516 .
  67. ^ Эрнесто Киньонес (19 июня 2003 г.). «Латиноамериканцы тоже расисты. Просто включите телевизор: мыльные оперы на латинском телевидении — это белые лилии» . MSNBC . Архивировано из оригинала 26 апреля 2005 года.
  68. ^ Кинонес, Эрнесто (19 июня 2003 г.). «Y Tu Black Mama Tambien» . Newsweek . Архивировано из оригинала 27 октября 2008 года . Проверено 2 мая 2008 г.
  69. ^ Сито Араужо, Жоэл (2000). Отрицание Бразилии: чернокожие в бразильских мыльных операх [ Отрицание Бразилии: чернокожие в бразильских мыльных операх ] (на португальском языке). Издательство SENAC Сан-Паулу. п. 96. ИСБН  978-85-7359-138-5 .
  70. ^ «В Globo, Record и SBT в мыльных операх в среднем только 8% чернокожих актеров» . tvefamosos.uol.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 27 августа 2024 г.
  71. ^ «Гламур Недели моды SP не отражает многообразия Бразилии» . Estilo.uol.com.br. Архивировано из оригинала 22 февраля 2012 года . Проверено 21 июля 2012 г.
  72. ^ «Квота для чернокожих мобилизует СПФЖ» . .folha.uol.com.br. 17 июня 2009 года . Проверено 21 июля 2012 г.
  73. ^ «Бразилия – культура, разнообразие, музыка | Британника» . www.britanica.com . 26 августа 2024 г. Проверено 27 августа 2024 г.
  74. ^ Перейти обратно: а б (на португальском языке) Исследование «Панорама религий» . Fundação Getúlio Vargas , 2003.
  75. ^ «Постоянное население по цвету кожи, расе и религии» , перепись 2000 года, IBGE.
  76. ^ Пранди, Реджинальдо (декабрь 2000 г.). «Африканские боги в современной Бразилии: социологическое введение в современный Кандомбле» . Международная социология . 15 (4): 641–663. дои : 10.1177/0268580900015004005 . S2CID   141111634 .
  77. ^ «О капоэйре» . Princeton.edu . Проверено 10 января 2018 г.
  78. ^ «Государство возвышается в национальном празднике» (на португальском языке). Министерство культуры. Архивировано из оригинала 17 ноября 2018 года . Проверено 18 июня 2019 г.
  79. ^ Перейти обратно: а б «Капоэйра: танец войны» . Времена Мальты . 17 июля 2011 года . Проверено 15 мая 2022 г.
  80. ^ Фариас Алвес, Уелингтон (2015). Cruz e Sousa: Dante Negro do Brasil [ Cruz e Souza: Бразильский черный Данте ] (на португальском языке). Издательство «Паллас». ISBN  978-85-347-0580-6 .
  81. ^ Белло де Карвалью, Эрминио . «Сан-Пиксингуинья» (PDF) (на португальском языке). dc.itamaraty.gov.br. п. 52. Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2014 года.
  82. ^ Мария Анжела Паван и Франсиско дас Шагас Фернандес Сантьяго Жуниор. Музыка для пор: Картола и память о Самбе Негро, Верде и Розе . п. 11.
  83. ^ Жилберту Феррейра да Силва; Хосе Антониу душ Сантуш; Луис Карлос да Кунья Карнейро, ред. (2008). Black RS: картографии по производству знаний (на португальском языке). ЭДИПУКРС. п. 111. ИСБН  978-85-7430-742-8 .
  84. ^ Уголок слов. Фальса Байана — Джеральдо Перейра, синкопированная самба и босса-нова . Третий абзац.
  85. ^ Аугусто Сезар де Лима, «Школа дает самбу? Что говорят композиторы из района Освальдо Круса и Портела» , стр. 43.
  86. ^ «Красота породы» . Belezadaraca.webnode.com.br . Проверено 21 июля 2012 г.
  87. ^ Лусиана Ксавье де Оливейра. «Происхождение самба-рока: генеалогическое картирование жанра» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 года.
  88. ^ Перейти обратно: а б с де Оливейра, Эли (2009). Национальный день черного сознания и Адам и Ева (на португальском языке). Biblioteca24horas, Seven System Internacional Ltda. ISBN  978-85-7893-425-5 .
  89. ^ Перейти обратно: а б Марио Родригес (2003). Чернокожие ( в бразильском футболе на португальском языке) (4-е изд.). ООО «Мауад Эдитора». п. 16. ISBN  978-85-7478-096-2 .
  90. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лопес, Ней (2004). Бразильская энциклопедия африканской диаспоры . Черная печать. ISBN  978-85-87478-21-4 .
  91. Associated Press, «Барбоса убегает с наградой шестого человека» , ESPN, 23 апреля 2007 г.
  92. ^ Мариана Кнейпп. Десять лет назад Бразилия потеряла Жоау ду Пулу. Архивировано 6 июля 2011 года в Wayback Machine . В Плагмании .
  93. ^ «Эпизод Адхемар Феррейра да Силва (1927–2001)» [Эпизод Адхемар Феррейра да Силва (1927–2001)] (на португальском языке). Канал Futura – Подробности эпизода. Архивировано из оригинала 12 ноября 2009 года.
  94. ^ Лопес. Бразильская энциклопедия африканской диаспоры , стр. 120.
  95. ^ Лопес, Бразильская энциклопедия африканской диаспоры , стр. 516.
  96. ^ «В высших судах только 3,8% чернокожих или коричневых министров» . www.migalhas.com.br . Проверено 26 августа 2024 г.
  97. ^ « Рут де Соуза – наша самая большая звезда» (на португальском языке). Институт чернокожих женщин Геледес. 30 июля 2010 г. Проверено 2 ноября 2016 г.
  98. ^ Путеводитель New York Times по 1000 лучшим фильмам, когда-либо созданным . Макмиллан. 21 февраля 2004 г. ISBN.  9780312326111 – через Google Книги.
  99. ^ «Актер и режиссер Зозимо Бюльбюль умер в возрасте 75 лет» . Глобус . 24 января 2013 года. Архивировано из оригинала 24 января 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
  100. ^ Фернандес Браво, Николас (2016). «Соареш, Иса (1953–), афро-бразильский танцор, преподаватель танцев и активист». В Найте, Франклин В.; Гейтс, Генри Луи младший (ред.). Биографический словарь Карибского бассейна и афро-латиноамериканских стран . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/acref/9780199935796.001.0001 . ISBN  978-0-199-93580-2 . - через Oxford University Press онлайн-справочник (требуется подписка)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62d820682d90cb6a048860d7ab156800__1724763540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/00/62d820682d90cb6a048860d7ab156800.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Afro-Brazilians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)