Изображение чернокожих людей в комиксах
Чернокожих людей изображали в комиксах с самого начала, и их изображения часто становятся предметом споров. [1] [2] В основных издательствах комиксов исторически сложилась тенденция преобладать среди белых и мужчин, что отражает недостаток репрезентации и неточное изображение чернокожих людей в комиксах. [3] Интеграция чернокожих персонажей в мейнстримные комиксы и комиксы о супергероях претерпела различные препятствия и проблемы. Критики отмечают, что чернокожие мужчины и женщины исторически часто изображались как стереотипы джунглей или гетто, а также как помощники , а не главные персонажи. [4] [5] [6] Время от времени создатели комиксов принижали стереотипы, отсутствие репрезентации и подчеркивали социальную несправедливость. [7] [8] В последние годы с интеграцией большего количества чернокожих в основные комнаты по написанию комиксов, а также с созданием комиксов на цифровых платформах изменилось представление и изображение чернокожих людей в комиксах и начало отражаться сложности чернокожих людей в диаспоре. . [2] [9]
Комиксы Карриера и Айвза о Дарктауне
[ редактировать ]
Начиная с 1870-х годов Карриер и Айвз выпустили серию литографий под названием Darktown Comics . [10] Известный коллекционер Гарри Питерс назвал литографии «зеркалами национального вкуса, флюгерами общественного мнения, отражателями американских взглядов». [10] Альберт Барагванат сказал, что эта работа «остается настоящим документальным свидетельством второй половины девятнадцатого века — богатым зрелищем, интерпретированным с учетом морали и предрассудков того времени». [11] : 13 По словам Барагваната, из примерно 500 «комиксов», выпущенных Карриером и Айвзом, «более половины из них были так называемыми комиксами о Дарктауне, юмор которых заключался в грубом бурлеске». [11] : 104 Некоторые части сериала все еще производились до начала 1900-х годов. [12] [13] [14]
Африканские персонажи
[ редактировать ]карикатуриста Ли Фалька В приключенческом комиксе «Мандрагора-волшебник» африканского персонажа второго плана Лотара был показан африканский персонаж второго плана Лотар из дебютного в 1934 году . Он был бывшим «принцем семи наций», федерацией племен джунглей, но упустил шанс стать королем и вместо этого последовал за Мандрагорой в его путешествиях по миру, борясь с преступностью. Первоначально он был неграмотным экзотом, одетым в шкуры животных, но теперь он предоставил мускулы, дополняющие мозг Мандрагоры в их приключениях. Лотар был модернизирован в 1965 году, чтобы носить костюмы и говорить на стандартном английском языке. [15]
«Все-негритянские комиксы» (июнь 1947 г.) представляли собой сборник стоимостью 15 центов, написанный и нарисованный исключительно афроамериканскими писателями и художниками. В фильме снимались персонажи, в том числе Человек-Лев, молодой африканский ученый, посланный Организацией Объединенных Наций для наблюдения за огромным месторождением урана на африканском Золотом Берегу , главным врагом которого был доктор Блут Сангро. [16] «Человек-лев» должен был пробудить у чернокожих людей гордость за свое африканское наследие. [17]
В 1963 году иллюстратор и музыкант Крис Асемандез Холл создал «Маленького Цзэна», молодого африканского короля. Маленький Цзэн считается первым чернокожим главным героем, а также первым африканским героем комиксов в книге «Культурные / политические движения Гарлема между 1960 и 1970 годами: от Малкольма Икса до черного прекрасного», организованной Клитусом Смитом. Однако этот персонаж просуществовал недолго, поскольку вскоре после этого Холл сосредоточился на своей музыкальной карьере. [ нужна ссылка ]
Серия Powerman , задуманная как образовательный инструмент, была опубликована в 1975 году издательством Bardon Press Features в Лондоне, Англия, для распространения в Нигерии . Сериал был написан Доном Авеналлом (он же Донн Авенелл) и Норманом Уоркером , а проиллюстрирован Дэйвом Гиббонсом и Брайаном Болландом . В 1988 году Acme Press впервые переиздала эту серию в Великобритании, чтобы извлечь выгоду из популярности художников, карьера которых с тех пор пошла в гору. Acme изменил имя Пауэрмена на Пауэрболт, чтобы избежать путаницы с персонажем Люком Кейджем , которого иногда называют Пауэрменом, изданным Marvel Comics . Пауэрман, который был сверхсильным и умел летать, появлялся в историях, написанных в простом стиле, напоминающем комиксы Фосетта « Золотого века Капитан Марвел ». Его единственной очевидной слабостью был укус змеи . [18]
В рамках более широкого проекта ЮНЕСКО «Всеобщая история Африки » (2012–2015 гг.) серия комиксов с открытым исходным кодом использовалась для поддержки создания сильных и позитивных образцов для подражания африканских женщин; она называлась Женщины в истории Африки» платформой электронного обучения « . Для создания комиксов, доступных на платформе, ЮНЕСКО привлекла иллюстраторов из Франции, Мадагаскара , Нигерии , Кении , Демократической Республики Конго и США. Целью этого проекта было привлечь внимание к иллюстрации и графике в Африке, и он стал трамплином для участвующих молодых художников:
- Ю. Сандерс (США) — иллюстратор комикса о Sojourner Truth
- Sleeping Pop (Мадагаскар) — иллюстратор комикса о Жизель Рабесахала
- Алаба Онаджин (Нигерия) — иллюстратор комиксов о Фунмилайо Рэнсоме-Кути и Тайту Бетул
- Эрик Мутога (Кения) — иллюстратор комикса о Вангари Маатаи
- Пэт Масиони (Конго) — иллюстратор комиксов о Нзинге Мбанди и женщинах-солдатах Дагомеи.
- Ян Дегрюэль (Франция) — иллюстратор комиксов о Йеннеге и одиночестве мулата
Полностью негритянские комиксы
[ редактировать ]
All-Negro Comics No. 1, изданный в Филадельфии в середине 1947 года, был первым известным журналом комиксов, написанным и нарисованным исключительно афроамериканскими писателями и художниками. Описывая главный полнометражный фильм «Эйс Гарлем», журнал Time написал: «Злодеями были пара одетых в зуты и болтливых негров-грабителей, чье присутствие в чьих-либо комиксах могло бы вызвать жалобы на расовые «искажения». Поскольку все это было в семье, издатель Оррин К. Эванс думал, что ни один негритянский читатель не будет возражать». [16] Однако главным героем «Эйса Гарлема» был очень способный полицейский афроамериканец. [17]
В выпуске также был сборник рассказов. В нем мы находим то, что некоторые историки комиксов считают первым черным «супергероем» Человеком-Львом , который появился почти на 20 лет раньше «Черной Пантеры» Marvel. Хотя Человек-Лев не носил костюмы, как большинство супергероев, и был скорее героем в духе таких героев того времени, как Тарзан или Призрак.
1956: Управление по кодексу комиксов пытается подвергнуть цензуре «Судный день».
[ редактировать ]В 1950-х годах изображение чернокожего мужчины, обладающего властью, и обсуждение расизма в комиксах были в центре битвы между журнала Entertainment Comics редактором Уильямом Гейнсом и Управлением по кодексу комиксов , которое было создано в 1954 году для самоконтроля. регулировать содержание американских комиксов на фоне опасений, что они оказывают развращающее влияние на молодежь. Гейнс часто боролся с CCA, пытаясь защитить свои журналы от цензуры. Конкретный пример, отмеченный историком комиксов Дигби Дилем, Гейнс угрожал судье Чарльзу Мерфи, администратору Кодекса комиксов, судебным иском, когда Мерфи приказал ЕС изменить научно-фантастический рассказ «Судный день» в Incredible Science Fiction № 33 (февраль 2018 г.). 1956). [19] Рассказ, написанный писателем Элом Фельдштейном и художником Джо Орландо , представлял собой перепечатку из предшествовавшего Кодексу Weird Fantasy № 18 (апрель 1953 г.), вставленного после того, как Управление по Кодексу отклонило первоначальный оригинальный рассказ «Око за око». , нарисованный Анджело Торресом [20] но сам по себе также «возражался» из-за того, что «центральный персонаж был черным ». [21]
В сюжете изображен человек-космонавт, представитель Галактической Республики, посещающий планету Кибриния, населенную роботами . Он обнаруживает, что роботы разделены на функционально идентичные оранжевую и синюю расы, одна из которых имеет меньше прав и привилегий, чем другая. Астронавт решает, что из-за фанатизма роботов Галактическая Республика не должна признавать планету. На последней панели он снимает шлем, оказываясь чернокожим. [19] Мерфи потребовал, без каких-либо полномочий в Кодексе, чтобы черный астронавт был удален. Как рассказал Диль в «Байках из склепа: Официальные архивы» :
Это действительно свело их с ума в кабинете царя Кодекса. «Судья Мерфи сошел с ума. Он действительно хотел нас поймать», — вспоминает [редактор ЕС] Фельдштейн. «Я пришел туда с этой историей, и Мерфи сказал: «Это не может быть черный человек». Но... но в этом вся суть истории! Фельдштейн пробормотал. Когда Мерфи продолжал настаивать на том, что чернокожий должен уйти, Фельдштейн поставил это на карту. «Послушай, — сказал он Мерфи, — ты нас обманываешь и делаешь невозможным вообще что-либо выпустить, потому что вы, ребята, просто хотите, чтобы мы вышли из бизнеса». [Фельдштейн] сообщил о результатах своей аудиенции у царя Гейнсу, который был в ярости, [и] немедленно взял трубку и позвонил Мерфи. «Это смешно!» - проревел он. «Я собираюсь созвать пресс-конференцию по этому поводу. У вас нет ни оснований, ни оснований делать это. Я подам на тебя в суд». Мерфи сделал, по его мнению, милостивую уступку. 'Все в порядке. Просто сними капельки пота». При этом Гейнс и Фельдштейн взорвались. «Черт возьми!» — кричали они в трубку в унисон. Мёрфи повесил трубку, но история сохранилась в первоначальном виде. [22]
Фельдштейн, давший интервью для книги «Сказки об ужасах: Компаньон ЕС» , повторил свои воспоминания о том, как Мерфи обратился с просьбой:
Поэтому он сказал, что это не может быть черный [человек]. Поэтому я сказал: «Ради бога, судья Мерфи, в этом вся суть этой чертовой истории!» Поэтому он сказал: «Нет, это не может быть черный». Билл [Гейнс] просто позвонил ему [позже] и поднял крышу, и, наконец, они сказали: «Ну, тебе нужно смыть пот». Я видела, как звезды блестели в поту на его черной коже. Билл сказал: «Пошел ты!» — и повесил трубку. [23]
Хотя история в конечном итоге была переиздана без цензуры, этот инцидент заставил Гейнса отказаться от комиксов и сосредоточиться на журнале Mad , который был единственным прибыльным изданием EC. [22]
Научно-популярные изображения
[ редактировать ]В конце 1940-х годов журнал «Родители» опубликовал два выпуска журнала «Негритянские герои» , в которых были перепечатаны рассказы о таких исторических личностях, как Джо Луис , Джордж Вашингтон Карвер , Пол Робсон и Чарльз Л. Томас . В 1950 году Fawcett Comics выпустил три выпуска « Негритянских романов» , которые отличались отказом от афроамериканских стереотипов и рассказывали истории, взаимозаменяемые с историями, рассказанными о белых персонажах. Фосетт также публиковал недолговечные книги с участием Джо Луи. [24] и Джеки Робинсон . [25]
«Мартин Лютер Кинг и история Монтгомери» — 16-страничный комикс о Мартине Лютере Кинге-младшем , Розе Паркс и бойкоте автобусов в Монтгомери, опубликованный в 1957 году Братством примирения (ДЛЯ США). [26] игнорировалась основной индустрией комиксов, Несмотря на то, что «История Монтгомери» она широко распространялась среди групп по защите гражданских прав, церквей и школ. Это помогло вдохновить ненасильственные протестные движения на юге Соединенных Штатов, а затем в Латинской Америке, Южной Африке, [27] Ближний Восток и другие регионы. на создание самой продаваемой и отмеченной наградами мартовской трилогии от Джорджии Спустя более 50 лет после первой публикации комикс вдохновил конгрессмена Джона Льюиса . [26]
В последнем выпуске Classics Illustrated , опубликованном в 1969 году, была опубликована книга «Американцы-негры: Ранние годы» с биографическими очерками Криспа Аттакса , чернокожих Войны за независимость и Гражданской войны солдат , Бенджамина Баннекера и Филлис Уитли , Джеймса Бекворта , солдат-буйволов , Фредерика . Дуглас , Букер Т. Вашингтон , Джордж Вашингтон Карвер , Гарриет Табман , Элайджа Маккой , Гаррет Морган , Грэнвилл Вудс , Мэтью Хенсон и доктор Дэниел Хейл Уильямс ; а также рассказы о подземной железной дороге и Законе о беглых рабах 1850 года . [28]
Fitzgerald Publishing Co. выпустила линейку Golden Legacy из 16 образовательных по истории чернокожих комиксов с 1966 по 1976 год. Во многом по образцу Classics Illustrated , Golden Legacy выпустила биографии таких известных личностей, как Гарриет Табман , Криспус Аттакс , Бенджамин Баннекер , Мэтью Хенсон , Александр Дюма , Фредерик Дуглас , Роберт Смоллс , Джозеф Синке , Тергуд Маршалл , Мартин Лютер Кинг-младший , Александр Пушкин , Льюис Ховард Латимер и Грэнвилл Вудс . «Золотое наследие» было детищем афроамериканского бухгалтера Бертрама Фицджеральда , который также написал семь томов. Многие другие участники серии «Золотое наследие» также были чернокожими, в том числе Джоан Бахус и Том Филингс . Среди других заметных участников были Дон Перлин и Тони Талларико . [29]
Первый сольный афроамериканский сериал
[ редактировать ]
В 1950 году газета Pittsburgh Courier опубликовала вестерн -комикс «Чилсом Кид» . Карла Пфойфера [30]
Лобо был вымышленным героем западных комиксов, который был первым афроамериканским персонажем, который возглавил свой собственный сериал. Он снялся в из двух выпусков Dell Comics малоизвестном сериале «Лобо» (декабрь 1965 и сентябрь 1966), созданном ди-джеем Арнесоном и Тони Талларико. [31]
В 1970 году Ларри Фуллера чёрный супергерой Эбон появился в одном из выпусков его собственного комикса, опубликованного комиксов подпольным издательством San Francisco Comic Book Company . [32] «Эбон» плохо подходил преимущественно белой взрослой аудитории андеграундных комиксов и не имел большого успеха. [33]
С 18 января 1970 года по 17 февраля 1974 года был опубликован комикс Friday Foster , созданный и написанный Джимом Лоуренсом и позже продолженный Хорхе Лонгароном . [34] В 1975 году «Фрайдей Фостер» был адаптирован в черной эксплуатации одноименный художественный фильм о в главной роли с Пэм Гриер .
Чернокожие персонажи DC и Marvel в главных ролях
[ редактировать ]В 1940-х годах единственный чернокожий персонаж, появившийся в Timely Comics (предшественнике Marvel), был буквально назван «Белый Уош» и выглядел как молодой белый мальчик с черным лицом, а не как настоящий афроамериканский персонаж. Персонаж снялся в Молодые союзники книге « Капитана Америки Таймли» о «детской банде», которая под руководством приятеля Баки Барнса и Человека приятеля -факела Торо сражается с нацистской угрозой. [35]
В то время как Marvel Comics предшественник 1950-х годов, компания Atlas Comics, опубликовала художественный фильм о вожде африканского племени «Ваку, принц банту» - первый известный основной полнометражный комикс с черной звездой, хотя и не афроамериканцем. Ваку был одним из четырех постоянных героев в каждом выпуске сборника « Сказки джунглей » (сентябрь 1954 г. - сентябрь 1955 г.).
Двумя ранними прозападными, нестереотипными афроамериканскими второстепенными персонажами в комиксах являются солдат Второй мировой войны Джеки Джонсон, который объединил отряд Easy Company , когда он был представлен в качестве главного героя рассказа «Глаза для слепого стрелка» в комиксах DC. « Наша армия в войне № 113» (декабрь 1961 г.), автор: Боб Канигер и художник Джо Куберт ; [36] комиксах Marvel Первый афроамериканский персонаж второго плана в , солдат Второй мировой войны Гейб Джонс из интегрированного отряда в сериале «Сержант. Фьюри и его воющие коммандос № 1 (май 1963 г.). Персонаж афроамериканского ученого Билла Фостера появлялся в «Мстителях» от № 32 (сентябрь 1966 г.) до № 35, а затем снова в № 41, № 54 и № 75. Новый Человек-паук представил афроамериканца. второстепенные персонажи Джо Робертсон , редактор крупной газеты, 1967 год; его сын Рэнди в 1968 году и Хоби Браун ( Бродяга ) в 1969 году.

Первым чернокожим супергероем в популярных американских комиксах из Marvel является Черная Пантера , африканец, впервые появившийся в «Фантастической четверке № 52» (июль 1966 года). Первоначально он был задуман Джеком Кирби как персонаж по имени «Угольный Тигр». [37] За этим последовал первый афроамериканский супергерой в популярных комиксах, Сокол , представленный в «Капитане Америка № 117» (сентябрь 1969 г.). Кирби Вслед за Черным Гонщиком , парализованным ветераном войны во Вьетнаме, который стал аватаром смерти для Новых Богов DC ( Новые Боги № 3, июль 1971), DC представил Джона Стюарта Хэла Джордана , архитектора, который становится новым резервным Зеленым Фонарем в Green Lantern No. .87 (январь 1972 г.). [38] Сопротивляясь предложению назвать персонажа Линкольном Вашингтоном (стереотипное рабское имя), художник Нил Адамс нанес удар по разнообразию в Вашингтоне. [38]
Не было ни одного чернокожего героя, играющего главную роль в его или ее собственном мейнстримовом комиксе, пока Люк Кейдж из Marvel не дебютировал в своем собственном названии « Люк Кейдж, Герой по найму » в июне 1972 года. После этого Черная Пантера взяла на себя название Jungle Action из выпуска No. .5, начиная с переиздания истории о Пантерах из «Мстителей № 62», за которой следует новая, получившая признание критиков серия, написанная Доном МакГрегором художников с иллюстрациями Рича Баклера , Гила Кейна и Билли Грэма в № 6–24. (сентябрь 1973 г. - ноябрь 1976 г.). Между тем, в апреле 1975 года персонаж Люка Кейджа второстепенный персонаж Билл Фостер стал Черным Голиафом , а в следующем месяце состоялся дебют первого крупного африканского женского персонажа Marvel, супергероя Шторма из Людей Икс в «Гигантских Людях Икс № 1». (май 1975 г.).

Первым чернокожим супергероем DC Comics, снявшимся в собственном сериале, была Черная Молния . Он дебютировал в своем одноименном сериале в апреле 1977 года. [38] Это был Джефферсон Пирс, олимпийский спортсмен, ставший учителем городской школы. [38] Созданный Тони Изабеллой и художником Тревором фон Иденом , он носил с собой пояс, генерирующий напряжение, и белую маску. В январе 1973 года за ним последовал дебют амазонки воина- Нубии (давно потерянной братской сестры-близнеца Чудо-женщины) в «Чудо-женщине № 204», что ознаменовало первое появление персонажа-супергероя чернокожей женщины в публикации DC Comics. В молодой команде супергероев округа Колумбия « Юные Титаны» второстепенный персонаж Мэл Дункан , который впервые появился в «Юных Титанах № 26» в 1970 году, стал супергероем-Хранителем в «Юных Титанах № 44» (ноябрь 1976 г.). К нему быстро присоединился Бамблби (появляющийся в «Юных титанах № 46» как Карен Бичер и в № 48, июнь 1977 года, в роли Бамблби). Три года спустя при формировании « Новых юных титанов» Виктор Стоун будет представлен в роли супергероя Киборга ( DC Comics Presents № 26, октябрь 1980 г.). Киборг , созданный писателем Марвом Вольфманом и художником Джорджем Пересом , позже получил собственный титул, а в последнее время стал членом Лиги справедливости .
Этнические стереотипы
[ редактировать ]Самым ранним чернокожим персонажем, появившимся в его собственном (американском) комиксе, был Pore Li'l' Mose (1900) Ричарда Ф. Аутко . [39] В афроамериканская дебютировала « Притворстве Бобби» Фрэнка Кинга горничная Рэйчел, которую он позже вновь представит в своем более известном комиксе « Бензиновая аллея» . Хотя Рэйчел была стереотипным персонажем -архетипом Мамочки , ее все же изображали умным и уверенным в себе персонажем с такой же богатой предысторией, как и у всех других (белых) персонажей. В свое время The Chicago Defender и New York Amsterdam News , ориентированные на афроамериканских читателей, хвалили ее как положительный образец для подражания для чернокожего населения. [40] В комиксе Кена Клинга « Джо и Асбест» (1924–1925) фигурировал черный приятель по имени Асбест. [41]
Первым чернокожим персонажем, включенным в синдицированный комикс, был Лотар, появившийся в «Мандрагоре-волшебнике» в 1930-х годах. Он был помощником Мандрагоры: цирковой силач, носивший костюм в стиле Тарзана , был нарисован в стиле самбо того времени (см. ниже), был беден и необразован. [15] [42] С момента появления Лотара к черным персонажам в комиксах относились по-разному, не все из них были положительными. Уильям Х. Фостер III, доцент кафедры английского языка в Общественном колледже долины Наугатак, сказал: «Они были комическими персонажами, невежественными туземцами, жестокими дикарями или каннибалами». [42]
Писателя-художника Уилла Эйснера иногда критиковали за изображение Эбони Уайта , молодого афроамериканского помощника персонажа Эйснера 1940-х и 1950-х годов «Дух» . Позже Эйснер признался, что сознательно стереотипировал персонажа, но сказал, что пытался сделать это с «ответственностью», и утверждал, что «в то время юмор в нашем обществе заключался в плохом английском языке и физических различиях в идентичности». [43] По мере развития сериала персонаж развивался за пределы стереотипа, и Эйснер также представил чернокожих персонажей (таких как откровенный детектив Грей), которые бросили вызов популярным стереотипам. В статье New York Herald Tribune 1966 года , написанной его бывшим офис-менеджером, ставшим журналистом, Мэрилин Мерсер написала: «Эбони никогда не вызывал критики со стороны негритянских групп (на самом деле, некоторые хвалили Эйснера за его использование), возможно, потому, что, хотя его речь образцом было раннее «Шоу менестрелей» , он сам происходил из другой литературной традиции: он представлял собой комбинацию Тома Сойера и Пенрода , с оттенком героя Горацио Алджера , и цвет в нем особо не присутствовал». [44]
Физические карикатуры
[ редактировать ]Ранняя графика различных видов часто изображала чернокожих персонажей стилизованно, подчеркивая определенные физические черты, чтобы сформировать узнаваемую расовую карикатуру на черные лица. Эти черты часто включали длинные растрепанные волосы, широкие носы, огромные губы красного оттенка, темную кожу и рваную одежду, напоминающую ту, которую носили афроамериканские рабы . Эти персонажи также были изображены говорящими по-английски с акцентом. В начале 20-го века в Соединенных Штатах такого рода изображения часто можно было увидеть в газетных комиксах и политических карикатурах , а также в более поздних журналах комиксов, а также присутствовали в ранних мультфильмах Disney и Looney Tunes .
В комиксах в этом стиле были разработаны безымянные чернокожие прохожие (см. справа) и даже некоторые известные герои и злодеи, в том числе Эбони Уайт (см. выше) и Пароход , камердинер Билли Бэтсона . В эротических комиксах чернокожие иногда изображаются гиперсексуальными и имеют сопутствующие физические особенности, такие как макрофаллический пенис у чернокожих мужчин. [45] Роберта Крамба Энджелфуд андерграундного комикса Персонаж МакСпейд , представленный в 1967 году, воплотил все эти качества. [46] Крамб хотел, чтобы персонаж критически относился к самому расистскому стереотипу, и предполагал, что молодые либеральные хиппи / интеллектуальная аудитория, читавшие его работы, не были расистами и что они поймут его намерения в отношении персонажа. [47] [48] Тем не менее, несмотря на обвинения в расизме и сексизме, [49] Крамб удалил персонажа после 1971 года.
Эпоха черной эксплуатации
[ редактировать ]В конце 1960-х и на протяжении 1970-х годов несколько афроамериканских героев были созданы в духе главных героев фильмов эпохи Blaxploitation и, казалось, были прямым ответом известному движению черных националистов . Эти преимущественно мужчины-герои часто были мастерами боевых искусств, выходцами из гетто и имели политические мотивы. Примеры таких персонажей Blaxploitation включают Люка Кейджа , Бронзового Тигра , Черную Молнию и женщину-детектива Мисти Найт . [50] Сокол играет главную роль в одной из печально известных сюжетных линий серии «Капитан Америка», в которой он изображен уличным хулиганом, прежде чем его «спасает» Капитан Америка. [35]
Вдохновленный эстетикой Blaxploitation, журнал Real Deal Magazine представлял собой независимое издание комиксов, опубликованное в 1990-х годах. , один из редких современных комиксов, созданных и опубликованных афроамериканцами, Real Deal изображает преступный мир Лос-Анджелеса с невозмутимым интуитивным юмором и грубым насилием (авторы назвали его «городским террором»). [ нужна ссылка ]
Черные женские персонажи
[ редактировать ]До 1957 года существовали законы о расовой сегрегации, которые не позволяли чернокожим авторам комиксов и иллюстраторам работать в обычных студиях комиксов. [51] Из-за отсутствия представительства чернокожие женщины почти не были представлены в комиксах, а когда они были, они изображались как типичные стереотипы, приписываемые чернокожим женщинам, таким как Иезавель, Мать и Сапфир, а также стереотипы джунглей или африканцев, которых нужно было спасти. [3] [52] [5] Несмотря на отсутствие возможности работать в белых издательствах, чернокожие создатели все же создавали комиксы для Black Newspapers, где могли изображать себя так, как считали нужным. [51] [53] Джеки Ормс была первой опубликованной афроамериканской женщиной-карикатуристом. В 1937 году она создала один из первых комиксов под руководством женщин под названием « Торчи Браун от Дикси до Гарлема» для газеты «Питтсбург Курьер» , газеты для чернокожих. Ормс изобразила чернокожих женщин в своих комиксах в честь себя и женщин вокруг нее. Ее персонажи в то время жили похожей жизнью чернокожих женщин. Ормс смогла расширить изображение своих чернокожих женских персонажей за пределы стереотипов, в которых их часто видели. Ее персонажи по-новому определили женственность и черноту и затронули спорные темы расизма, сексизма и классизма. [53] [54] [51]
В 1970-е годы чернокожие женщины начали играть более частую роль в популярных комиксах, когда они познакомились с комиксами о супергероях. [53] [9] в комиксах о супергероях присутствовало очень мало чернокожих женских персонажей До Движения за гражданские права . После этого начали появляться несколько известных чернокожих женских персонажей. Хотя чернокожих женщин познакомили с популярными комиксами как способом привлечь более разнообразную группу читателей, их часто по-прежнему изображали с использованием исторических стереотипов, но в обновленном виде. [3] [52] Два самых известных чернокожих женских персонажа в комиксах появились в бронзовом веке комиксов : « Шторм » в комиксах Marvel и « Нубия » в комиксах DC . Шторм (Ороро Манро) из Людей Икс представлен как африканская богиня; Профессор Ксавьер быстро обнаруживает, что она мутант , обладающий способностью управлять погодой. Позже выясняется, что ее родители были убиты, когда она была очень маленькой, и она выросла воровкой на улицах Каира . Шторм в конечном итоге сменит Циклопа на посту лидера команды Людей Икс. [55] Нубия представлена как давно потерянный брат-близнец Чудо-женщины и исторически является первой чернокожей женщиной-супергероем DC Comics. Это различие также иногда присуждается Юному Титану Шмелю , более традиционному борцу с преступностью в костюме из комиксов, который дебютировал в 1976 году, через четыре года после первого появления Нубии. [56]
Первым чернокожим женским персонажем, представленным крупным издательством, была Шторм. [3] Хотя ее приезд позволил людям, которые идентифицируют себя с ней, быть представлены в комиксах, ее персонаж по-прежнему подчинялся стереотипным архетипам, используемым для изображения чернокожих женщин. В ее первом появлении в комиксе «Люди Икс» ее тело было чрезмерно сексуализировано, и она выглядела примитивной по сравнению со своими коллегами из Людей Икс. Она была изображена в обтягивающей одежде, в которой основным акцентом ее внешности была грудь. Ее персонаж также считался более воинственным и мятежным, чем ее белые коллеги-женщины, поскольку Шторм не хотела, чтобы ее считали мутантом, а также не хотела присоединяться к Людям Икс. [9] Персонаж Нубии также изображался подобным образом, но при этом попадал в тень ее сестры Чудо-женщины. [3] Нубия и Чудо-женщины обладали одинаковыми способностями, но ни в одной из историй ей никогда не отводилось большой роли. В то время как такие хартии, как «Шторм» и «Нубия», были написаны и проиллюстрированы стереотипными архетипами чернокожих женщин. Такие персонажи, как Аманда Уоллер, отошли от этих стереотипов, что позволило более разнообразно представить чернокожих женщин в комиксах. Появившийся в комиксах DC в 1980-х годах, персонаж Уоллера преодолел барьеры представительства, получив высшее образование и заняв руководящую должность, став выборным должностным лицом. Она является создателем Отряда самоубийц , также называемого Оперативной группой X, где она возглавляет команду, чтобы помочь спасти не только свое сообщество, но и мир. [5]
В 1980-х годах новый Капитан Марвел, она же Моника Рамбо , обладала способностью превращаться в любую форму энергии в электромагнитном масштабе. Этот Капитан Марвел присоединится к Мстителям в их битве против Повелителей Зла . [57] В 1991 году Капитан Конфедерация стала одной из первых чернокожих женщин-супергероев, у которой был собственный сериал, опубликованный издательством Marvel's Epic Comics .
Есть те, кто критикует чернокожих супергероинь за одномерность и увековечивание нескольких стереотипов, в том числе стереотипа о мифической суперженщине и гиперэмоциональной, чрезмерно агрессивной чернокожей женщине. [58]
Хотя чернокожие женские персонажи продолжали завоевывать место в основных комиксах, этот переход был медленным. Однако с появлением цифровых платформ для публикации комиксов все больше людей смогли создавать комиксы, которые положительно представляют чернокожих женщин и демонстрируют их разнообразие. [9] Такие комиксы, как Bitch Planet и Marvel's Moon Girl и Devil Dinosaur, демонстрируют чернокожих женщин и девочек в ином свете и решают проблемы, связанные с их женщинами и девичеством. В комиксе Bitch Planet Пенни Ролль - персонаж, борющийся против Государства Отцовства, отвечающего за Планету. Ее персонаж - странная чернокожая женщина, чье тело не имеет сексуальной привлекательности, а ее физическое тело обычно выходит за рамки комикса. Борьба Пенни с авторитетными фигурами используется как символ борьбы женщин против патриархата. «Сучья планета» позволяет взглянуть на то, как разные чернокожие женщины ориентируются в этом мире. В «Лунной девочке» и «Дьявольском динозавре» Лунелла Лафайет — девятилетняя черная девочка, которая также является гением. В комиксе рассказывается о ее жизни маленькой девочки, которая может переключать мозги со своим приятелем-дьяволом-динозавром. Этот комикс открывает двери для читателей младшей возрастной группы, позволяя им найти образы, с которыми они себя идентифицируют. Подобные комиксы широко демонстрируют изменения в изображении чернокожих женских персонажей в комиксах. [2]
Майлстоун Медиа
[ редактировать ]Milestone Media — компания, основанная в 1993 году афроамериканскими художниками и писателями Дуэйном Макдаффи , Денисом Коуэном , Майклом Дэвисом и Дереком Т. Динглом . Целью компании было сделать многонациональных персонажей звездами своих ежемесячных изданий. Хотя комиксы Milestone были опубликованы через DC Comics , их действие не происходило во вселенной DC . Персонажи Milestone существовали в отдельной непрерывности , которая не подпадала под прямой редакционный контроль DC Comics (но DC по-прежнему сохраняла за собой право отказа в публикации).
Milestone имела несколько преимуществ в своей издательской деятельности: компания получала освещение в прессе от журналов и телевидения, не связанных с комиксами, ее книги распространялись и продавались DC Comics, в индустрии комиксов в предыдущие годы наблюдался значительный рост продаж, Milestone представила работу из нескольких известных и признанных критиками авторов, и у него был потенциал привлечь аудиторию, на которую не ориентировались другие издатели.
Milestone предоставила возможность многим новым талантам, которых обошли более крупные авторитетные компании, положив начало карьере многих профессионалов индустрии комиксов; среди них Джон Пол Леон , Кристофер Сотомайор , Кристофер Уильямс (он же КрисКросс) , Шон Мартинбро , Томми Ли Эдвардс, Джейсон Скотт Джонс (он же Дж.Скотт.Джей), Прентис Роллинз , Дж. Х. Уильямс III , Умберто Рамос , Джон Розум , Эрик Баттл , Джозеф Иллидж , Мадлен Блаустейн , Джамал Игл , Крис Батиста и Харви Ричардс .
21 век
[ редактировать ]- В 2000 году Кристофер Прист написал новую серию «Черной пантеры» . Одним из ярких моментов выступления Приста стала его сюжетная линия «Враг государства». [59] Пантера становится символом более крупного афроамериканского сообщества, борющегося с насилием со стороны сторонников превосходства белой расы. Прист даже пародирует старую традицию комиксов, заключающуюся в привлечении чернокожих персонажей в качестве экзотического актерского состава второго плана для белых супергероев, а в названии фигурируют Мстители. [35] Суть последнего [ когда? ] Серия «Черная пантера» посвящена африканской нации, которую возглавляет Т'Чалла .
- В 2006 году Ороро вышла замуж за африканского супергероя Черную Пантеру . Соавтор писатель Эрик Джером Дики объяснил, что это был шаг, явно ориентированный на женскую и афроамериканскую аудиторию. [60] Главный редактор Marvel Comics Джо Кесада очень поддержал этот брак, заявив, что это эквивалент брака « леди Дианы и принца Чарльза » в комиксах Marvel, и он ожидал, что оба персонажа станут сильнее. [61]
- Карикатурист из Канзаса Алонзо Вашингтон является создателем «Человека-омеги», самоизданного названия о социально сознательном афроамериканском супергерое комиксов, который концентрируется на позитивных, этических ценностях. Часть внимания включает борьбу со стрельбой в школах и насилием среди молодежи, от которого страдает Америка. Фокус был выполнен в виде бесплатного веб-комикса, опубликованного на официальном сайте Omega Man. [62] В качестве общественной услуги комиксы Вашингтона сопровождались коллекционными карточками, на каждой из которых было изображение пропавшего ребенка. [63] Вашингтон видел истории о пропавших чернокожих детях в местной прессе, но не видел их на национальном уровне. «Вместо того, чтобы просто жаловаться на это, я хотел что-то сделать, чтобы изменить это, а также поднять этот вопрос». - сказал Вашингтон. [64]
- Marvel Comics опубликовала в 2004 году сериал « Правда: красное, белое и черное» . В нем рассказывалась нерассказанная история Исайи Брэдли , второго Капитана Америки , афроамериканского солдата, который выдержал жестокие испытания, которые перекликались с реальными экспериментами по сифилису Таскиги , которые проводились, начиная с 1930-х годов, на группе американских мужчин, которые были черными и бедными. [38]
- В ноябре 2005 года Нельсон Мандела объявил, что комикс « Сын Восточной Капской провинции» представит иллюстрированную историю лет становления Манделы, начиная с его рождения. На первых панелях Мандела изображен спеленатым младенцем на руках своих родителей в их глинобитной хижине в деревне Мвезо, недалеко от Куну в Восточной Капской провинции. Планировалось, что книга будет состоять из 26 томов, написанных и иллюстрированных Ником Бьюкененом, и будет переведена на 10 других официальных языков Южной Африки. Также планировалось создать руководство для учителей. [65]
- В 2005 году Marvel Comics организовала громкий перезапуск игры, в которой главную роль сыграл их знаменитый черный герой, Черная Пантера. Сериал дебютировал в феврале – Месяце черной истории – и занял 27-е место в ежемесячном списке бестселлеров комиксов. [38]
- В 2006 году DC Comics представила новое поколение героев, принадлежащих к меньшинствам. В рамках более масштабной встряски вселенной DC, связанной с такими историями, как «52» , « Один год спустя » и «Обратный отсчет до финального кризиса » , DC представила афроамериканскую версию « Огненного шторма» . [38]
- В 2010 году создатель комиксов Николас Да Силва опубликовал Dread & Alive серию , в которой главным героем стал первый ямайский супергерой Дрю Макинтош. Сериал, опубликованный под его псевдонимом ZOOLOOK, дебютировал 6 февраля и включал в себя саундтрек в стиле регги в каждом выпуске.
- В 2012 году эритрейско-норвежский создатель комиксов опубликовал серию «Городская легенда» , в которой рассказывается о чернокожем супергерое, который борется с уличной преступностью. [66] Йоханнес создал этот сериал, потому что чувствовал, что чернокожим детям нужны супергерои, похожие на них, на которых можно равняться. [67]
См. также
[ редактировать ]- Африканские персонажи комиксов
- Список черных анимированных персонажей
- Список черных супергероев
- Конвенция Black Age of Comics Восточного побережья
- Этнические стереотипы в комиксах
- Мартин Лютер Кинг и история Монтгомери , 1957 год.
- Марш , трилогия Джона Льюиса (2013, 2015, 2016)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Представление черных в комиксах · Эффектная чернота · Коллекции изображений и выставки WUSTL Digital Gateway» .
- ^ Перейти обратно: а б с Коллинз, Алисса (9 января 2017 г.). «Когда все не сломалось: изображение чернокожих женщин в комиксах» . ААИХС . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Представление чернокожих женщин в комиксах имеет значение» . Журнал «Рефракт» . 18 апреля 2022 г. . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Браун, Джеффри (2001). Черные супергерои, комиксы Milestone и их поклонники . Джексон, MS: Университетское издательство Миссисипи. п. 5. ISBN 1578062829 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гипсон, Грейс (2019). «Сила черной супергероини: исследование идентичности чернокожих женщин в комиксах и фандомной культуре» (PDF) . Стипендия .
- ^ Маршалл, Латисия (2019). «Представление женщин и групп меньшинств в комиксах» . ScholarWorks Государственного университета Сан-Хосе . дои : 10.31979/etd.tqqb-445h .
- ^ «Знакомство с девушкой Супермена Лоис Лейн: Мне любопытно (черный)! · Эффектная чернота · Коллекции изображений и выставки WUSTL Digital Gateway» .
- ^ Чут, Хиллари (16 июня 2020 г.). «Супермен возвращается, чтобы разгромить клан» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Швейн, Некультурный (3 сентября 2020 г.). «Будущее комиксов черное и женское» . Середина . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ле Бо, Брайан (весна 2000 г.). «Афроамериканцы в Америке Карриера и Айвза: сериал о темном городе» . Журнал американских и сравнительных культур . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карриер и Айвз (1980). Карриер и Айвз . Альберт К. Барагванат. Нью-Йорк: Абвиль Пресс. ISBN 0-89659-092-5 . ОСЛК 6086252 .
- ^ «Литография «Пожарная команда Темного города: На всех парах» » . Национальный музей американской истории . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Бенти, Дайанн (15 октября 2019 г.). «Прибыльный расизм» . АХПКС . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ «Коллекция: гравюры Карриера и Айвса из Дарктауна | Архивы Йельского университета» . archives.yale.edu . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Афрос, значки и спандекс: краткая история афроамериканского супергероя» . Ресурсы по комиксам . Архивировано из оригинала 28 июля 2012 года . Проверено 25 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пресса: Эйс Гарлем спешит на помощь» . Время . 14 июля 1947 года. Архивировано из оригинала 24 апреля 2010 года . Проверено 1 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кристофер, Том (2002). «Оррин К. Эванс и история полностью негритянских комиксов» . ТомКристофер.com. Архивировано из оригинала 7 марта 2009 года . Проверено 1 июля 2011 г. Перепечатано из «Руководства покупателя комиксов» от 28 февраля 1997 г., стр. 32, 34, 37–38. Статья включает переизданную редакционную страницу «Всенегритянские комиксы: еще одно первое в негритянской истории» из All-Negro Comics #1.
- ^ «Указатель читального зала коллекции комиксов: от «Найджела» до «Night Out» » . Архивировано из оригинала 15 июня 2006 года.
- ^ Перейти обратно: а б Лундин, Ли (16 октября 2011 г.). «Тайна супергероев» . Орландо : SleuthSayers.org.
- ^ «НОД :: Выпуск :: Невероятная научная фантастика № 33» . Комикс.орг . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Томпсон, Дон и Мэгги , «Взломать код», Newfangles № 44, февраль 1971 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диль, Дигби. Сказки из склепа: Официальный архив (St. Martin's Press, Нью-Йорк, 1996 г.), стр. 95.
- ^ Фон Берневиц, Фред и Грант Гейссман. Tales of Terror: The EC Companion ( Gemstone Publishing and Fantagraphics Books , Тимониум, Мэриленд и Сиэтл , Вашингтон, 2000), с. 88
- ^ Джо Луис: Чемпион чемпионов , База данных Grand Comics. По состоянию на 29 февраля 2016 г.
- ^ Джеки Робинсон , База данных Grand Comics. По состоянию на 29 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Белло. Милость. «Комикс о социальной справедливости: Джон Льюис», Publishers Weekly (19 июля 2012 г.).
- ^ Айдын, Андрей (1 августа 2013 г.). «Комикс, изменивший мир: Мартин Лютер Кинг и жизненно важная роль истории Монтгомери в движении за гражданские права» . Креативное безделье (Атланта) . Архивировано из оригинала 6 сентября 2013 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ "Classics Illustrated # 169 [O] - Американцы-негры в первые годы", База данных Grand Comics. По состоянию на 4 декабря 2019 г.
- ^ Кристофер, Том. «Бертрам Фицджеральд и серия комиксов о черной истории «Золотое наследие»» (первоначально опубликовано в отредактированном виде в « Руководстве для покупателей комиксов» ), TomChristopher.com (2004).
- ^ Винтажные черные герои - Ребенок Чисхолм
- ^ Фишер, Стюарт (21 февраля 2018 г.). «Эти незабываемые супергерои Dell и Gold Key» . Альтер Эго . № 151. Издательство TwoMorrows .
- ^ Маккейб, Кейтлин. «Профили в черных карикатурах: Ларри Фуллер», веб-сайт Фонда правовой защиты комиксов (17 февраля 2016 г.).
- ^ Рифас, Леонард. «Расовые образы, расизм, индивидуализм и андеграундный комикс», ImageTexT (2004). По состоянию на 14 апреля 2009 г.
- ^ Хольц, Аллан (2012). Американские газетные комиксы: энциклопедический справочник . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 163. ИСБН 9780472117567 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пул, В. Скотт (27 апреля 2005 г.). «СОМОВЫЙ РЯД: Супермен на хлопковых полях: черно-белые комиксы, преимущественно белые» . Поп имеет значение . Архивировано из оригинала 27 марта 2008 года . Проверено 17 апреля 2008 г.
- ^ «НОД :: Выпуск :: Наша армия на войне №113» . Комиксы.орг . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Титул ТК» . Странные комиксы. 3 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Дефицит героев: комиксы в упадке | Торонто Стар» . Thestar.com . 18 марта 2007 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Мультопедия Дона Маркштейна: Pore Lil Mose» .
- ^ «Фрэнк О. Кинг» .
- ^ «Кен Клинг» .
- ^ Перейти обратно: а б Дотинга, Рэнди. «Раскраска комиксов» . Проводной . Архивировано из оригинала 14 ноября 2009 года . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Арнольд, Эндрю Д. «Никогда не поздно» . Время . Архивировано из оригинала 15 апреля 2008 года . Проверено 17 апреля 2008 г.
- ^ Мерсер, Мэрилин, «Единственный настоящий борец с преступностью среднего класса», Нью-Йорк (воскресное приложение, New York Herald Tribune ), 9 января 1966 года; перепечатано Alter Ego № 48 (см. раздел «Ссылки» ниже)
- ^ Падва, Гилад. «Мальчики мечты, мясники и оборотни: визуализация эротической личности в мужских комиксах». Сексуальность 8.5 (2005): 587–599.
- ^ Дауд, Дуглас Б.; Хигнит, Тодд (2006). Стриптиз, мультяшки и блюз: очерки комиксов и культуры . Нью-Йорк: Princeton Architectural Press, стр. 76–79. ISBN 978-1-56898-621-0 .
- ^ Крамб, Р .; Холм, ДК (2004). Р. Крамб: Беседы . Серия «Беседы с художниками-комиксами». Джексон: Univ. Press of Mississippi ., стр. vi–viii, xvi, 31–33, 120–121, 164, 166. ISBN 978-1-57806-637-7 .
- ^ Лопес, Пол (2009). Требование уважения: эволюция американского комикса . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Университета Темпл , стр. 80–82. ISBN 978-1-59213-443-4 .
- ^ Соренсен, Лита (2005). Брайан Талбот: Библиотека писателей-графиков. Нью-Йорк: Издательская группа Rosen, стр. 26–27. ISBN 978-1-4042-0282-5 .
- ^ «Черная сила или черная эксплуатация?: Об афро-парике Черной молнии и черных героях в комиксах» . Архивировано из оригинала 17 марта 2008 года . Проверено 17 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Блог: Ранние авторы черных комиксов, иллюстраторы и газетные карикатуристы» . Бесплатная библиотека Филадельфии . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маршалл, Латисия (2019). «Представление женщин и групп меньшинств в комиксах» . ScholarWorks Государственного университета Сан-Хосе . дои : 10.31979/etd.tqqb-445h .
- ^ Перейти обратно: а б с «История чернокожих женщин-супергероев сложнее, чем вы думаете» . Время . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ «Ее комиксы были всем, чем Джим Кроу Америка никогда не хотела, чтобы чернокожие женщины были» . Неряшливый Несси Шик . 18 марта 2022 г. Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Жуткие Люди Икс № 201
- ^ «Малоизвестный факт из истории чернокожих: Нубия, Черная чудо-женщина» . 9 июня 2017 г.
- ^ Мстители № 273–277.
- ^ Линн д Джонсон (1 декабря 2003 г.). «Черное мышление» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 23 апреля 2008 года.
- ^ Черная Пантера № 6–12.
- ^ «Свадебная конференция Черной Пантеры/Шторма» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2006 года . Проверено 1 декабря 2006 г.
- ^ Кесада, Джо. «Пятница Джо, 31, еженедельные вопросы и ответы с Джо Кесадой» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2006 года . Проверено 1 декабря 2006 г.
- ^ «Жирные кислоты Омега-7 | Пальмитолеиновая кислота | Sibu Beauty» . Омега7.com. Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Значение науки» . Архивировано из оригинала 3 июня 2010 года . Проверено 25 февраля 2017 г.
- ^ «CNN.com – Стенограммы» . Transcripts.cnn.com . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Мандела: герой комиксов» . Южная Африка.info. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Труитт, Брайан. « Городская легенда» борется с преступностью на захудалых улицах» . США СЕГОДНЯ . Проверено 18 февраля 2020 г.
- ^ Йоханнес, Йозеф (29 мая 2015 г.). «Нам нужен Малкольм Цегай Мадиба» . NRK (на норвежском букмоле) . Проверено 18 февраля 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Гейтуорд, Фрэнсис, изд. Чернее чернила: конструкции черной идентичности в комиксах и последовательном искусстве ( Rutgers University Press , 2015) ISBN 978-0813572338
- Стрёмберг, Фредрик . Черные образы в комиксах: визуальная история ( Fantagraphics Books , 2003) ISBN 978-1560975465
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Daathrekh.com
- The Milestone Rave - подробное описание 264 выпусков комиксов Milestone.
- Официальный сайт Дуэйна Макдаффи , совладельца Milestone Media.
- Milestone: Наконец-то я был там — статья, подробно описывающая роль Кристофера Приста в создании Dakotaverse и его участие в Milestone в целом.
- Ретроспектива Milestone в Музее черных супергероев
- Профили персонажей Milestone в Музее черных супергероев
- Комикс «Человек Омега» о борьбе с бандитизмом