Jump to content

Апач

Страница полузащита
(Перенаправлено из Карлана )

Апач
Общая численность населения
194 715 (самоидентифицирован) [ 1 ]
Регионы со значительным населением
Юго -запад США ( Аризона , Нью -Мексико , Колорадо , Техас , Оклахома ) и Северная Мексика ( Сонора , Коахула , Чихуахуа и Тамаулипа ) [ 2 ]
Канада : 825 жителей Канады определили, что Apache Ancestry в канадской переписи 2016 года . [ 3 ]
Языки
Apache, Jicarilla, Plains Apache, Lipan Apache, Mescalero-Chiricahua, Western Apache,[4] Английский и испанский
Religion
Native American Church, Christianity, Indigenous religion
Related ethnic groups
Navajo and other Athabascan language-speaking tribes

Apache южных атабаскинских ( / ə ˈ P æ I / ə- Patch -ee ) представляют собой несколько языков - развлекательные народы на юго -западе , южные равнины и северную Мексику . Они лингвистически связаны с навахо . Они мигрировали из Атабасканских родины на севере на юго -запад с 1000 до 1500 г. н.э. [ 5 ]

Apache включали Chiricahua , Lipan , Mescalero , Western ( Mimbreño , Salinero , Plains и Apache , Aravavaipaipa , Pineño Coyotero и Полосы Tonto ). Сегодня племена и оговорки Apache находятся в штате Аризона , Нью -Мексико , Техас и Оклахома Apache поселились в Соре, Чихуахуа, Коахуиле и районах Тамаулипаса , в то время как в Мексике [ 6 ] Каждое племя политически автономно.

Historically, the Apache homelands have consisted of high mountains, sheltered and watered valleys, deep canyons, deserts, and the southern Great Plains, including areas in what is now Eastern Arizona, Northern Mexico (Sonora and Chihuahua) and New Mexico, West Texas, and Southern Colorado. These areas are collectively known as Apacheria.

The Apache tribes fought the invading Spanish and Mexican peoples for centuries. The first Apache raids on Sonora appear to have taken place during the late 17th century. In 19th-century confrontations during the American Indian Wars, the U.S. Army found the Apache to be fierce warriors and skillful strategists.

Contemporary tribes

Southern Athabascan-speaking tribes, c. 18th century:
Present-day primary locations of Apache and Navajo tribes (scale and colors in map above)

Federally recognized Apache tribes are:

  1. Apache Tribe of Oklahoma[7]
  2. Fort Sill Apache Tribe of Oklahoma,[7] Oklahoma
  3. Fort McDowell Yavapai Nation, Arizona[8]
  4. Jicarilla Apache Nation,[9] New Mexico
  5. Mescalero Apache Tribe of the Mescalero Reservation,[9] New Mexico
  6. San Carlos Apache Tribe of the San Carlos Reservation,[10] Arizona
  7. Tonto Apache Tribe of Arizona[10]
  8. White Mountain Apache Tribe of the Fort Apache Reservation, Arizona[10]
  9. Yavapai-Apache Nation of the Camp Verde Indian Reservation, Arizona[10]

The Jicarilla are headquartered in Dulce, New Mexico,[9] while the Mescalero are headquartered in Mescalero, New Mexico. The Western Apache, located in Arizona, is divided into several reservations, which crosscut cultural divisions. The Western Apache reservations include the Fort Apache Indian Reservation, San Carlos Apache Indian Reservation, Camp Verde Indian Reservation, and Tonto-Apache Reservation.

The Chiricahua were divided into two groups after they were released from being prisoners of war. The majority moved to the Mescalero Reservation and formed, with the larger Mescalero political group, the Mescalero Apache Tribe of the Mescalero Reservation, along with the Lipan Apache.[11] The other Chiricahua are enrolled in the Fort Sill Apache Tribe of Oklahoma, headquartered in Apache, Oklahoma.[7]

The Plains Apache are located in Oklahoma, headquartered around Anadarko, and are federally recognized as the Apache Tribe of Oklahoma.[7]

The nine Apache tribes formed a nonprofit organization, the Apache Alliance. Tribal leaders convene at the Apache Alliance Summits, meetings hosted by a different Apache tribe each time.[12] The member tribes are the Apache Tribe of Oklahoma, Fort McDowell Yavapai Nation, Fort Sill Apache Tribe, Jicarilla Apache Tribe, Mescalero Apache Tribe, San Carlos Apache Tribe, Tonto Apache Tribe, White Mountain Apache Tribe, Yavapai-Apache Nation,[12] In 2021, "Lipan Apaches were present" at the summit.[13]

Name

Apaches first encountered European and African people, when they met conquistadors from the Spanish Empire, and thus the term Apache has its roots in the Spanish language. The Spanish first used the term Apachu de Nabajo (Navajo) in the 1620s, referring to people in the Chama region east of the San Juan River. By the 1640s, they applied the term to Southern Athabaskan peoples from the Chama on the east to the San Juan on the west. The ultimate origin is uncertain and lost to Spanish history.[citation needed]

The first known written record in Spanish is by Juan de Oñate in 1598. The most widely accepted origin theory suggests Apache was borrowed and transliterated from the Zuni word ʔa·paču meaning "Navajos" (the plural of paču "Navajo").[note 1][14] J. P. Harrington reports that čišše·kʷe can also be used to refer to the Apache in general.

Another theory suggests the term comes from Yavapai ʔpačə meaning "enemy".[15] The Zuni and Yavapai sources are less certain because Oñate used the term before he had encountered any Zuni or Yavapai.[14] A less likely origin may be from Spanish mapache, meaning "raccoon".[14]

Modern Apache people use the Spanish term to refer to themselves and tribal functions, and so does the US government. However, Apache language speakers also refer to themselves and their people in the Apache term Indé meaning "person" or "people". A related Southern Athabascan–speaking tribe, the Navajo, refer to themselves as the Diné.[16]

The fame of the tribes' tenacity and fighting skills, probably bolstered by dime novels, was widely known among Europeans. In early 20th century Parisian society, the word Apache was adopted into French, essentially meaning an outlaw.[17]

The term Apachean includes the related Navajo people.

Difficulties in naming

Kathy Kitcheyan, chairwoman of the San Carlos Apache

Many of the historical names of Apache groups that were recorded by non-Apache are difficult to match to modern-day tribes or their subgroups. Over the centuries, many Spanish, French and English-speaking authors did not differentiate between Apache and other semi-nomadic non-Apache peoples who might pass through the same area. Most commonly, Europeans learned to identify the tribes by translating their exonym, what another group whom the Europeans encountered first called the Apache peoples. Europeans often did not learn what the peoples called themselves, their autonyms.

Essa-queta, Plains Apache chief

While anthropologists agree on some traditional major subgrouping of Apaches, they have often used different criteria to name finer divisions, and these do not always match modern Apache groupings. Some scholars do not consider groups residing in what is now Mexico to be Apache. In addition, an Apache individual has different ways of identification with a group, such as a band or clan, as well as the larger tribe or language grouping, which can add to the difficulties in an outsider comprehending the distinctions.

In 1900, the US government classified the members of the Apache tribe in the United States as Pinal Coyotero, Jicarilla, Mescalero, San Carlos, Tonto, and White Mountain Apache. The different groups were located in Arizona, New Mexico, and Oklahoma.

In the 1930s, the anthropologist Greenville Goodwin classified the Western Apache into five groups (based on his informants' views of dialect and cultural differences): White Mountain, Cibecue, San Carlos, North Tonto, and South Tonto. Since then, other anthropologists (e.g. Albert Schroeder) consider Goodwin's classification inconsistent with pre-reservation cultural divisions. Willem de Reuse finds linguistic evidence supporting only three major groupings: White Mountain, San Carlos, and Dilzhe'e (Tonto). He believes San Carlos is the most divergent dialect, and that Dilzhe'e is a remnant, intermediate member of a dialect continuum that previously spanned from the Western Apache language to the Navajo.

John Upton Terrell classifies the Apache into western and eastern groups. In the western group, he includes Toboso, Cholome,[20] Jocome, Sibolo or Cibola, Pelone, Manso, and Kiva or Kofa. He includes Chicame (the earlier term for Hispanized Chicano or New Mexicans of Spanish/Hispanic and Apache descent) among them as having definite Apache connections or names which the Spanish associated with the Apache.

In a detailed study of New Mexico Catholic Church records, David M. Brugge identifies 15 tribal names that the Spanish used to refer to the Apache. These were drawn from records of about 1,000 baptisms from 1704 to 1862.[21]

Tribes and bands

The list below is based on Foster and McCollough (2001), Opler (1983b, 1983c, 2001), and de Reuse (1983).

The term Apache refers to six major Apache-speaking groups: Chiricahua, Jicarilla, Lipan, Mescalero, Plains, and Western Apache. Historically, the term has also been applied to the Comanches, Mojaves, Hualapais, and Yavapais, none of whom speak Apache languages.

Chiricahua – Mimbreño – Ndendahe

  • Chiricahua historically lived in Southeastern Arizona and Northern Sonora and Chihuahua. Chíshí (also Tchishi) is a Navajo word meaning "Chiricahua, southern Apaches in general".[22]
    • Ch'úúkʾanén, true Chiricahua (Tsokanende, also Č'ók'ánéń, Č'ó·k'anén, Chokonni, Cho-kon-nen, Cho Kŭnĕ́, Chokonen) is the Eastern Chiricahua band identified by Morris Opler. The name is an autonym from the Chiricahua language.
    • Gileño (also Apaches de Gila, Apaches de Xila, Apaches de la Sierra de Gila, Xileños, Gilenas, Gilans, Gilanians, Gila Apache, Gilleños) referred to several different Apache and non-Apache groups at different times. Gila refers to either the Gila River or the Gila Mountains. Some of the Gila Apaches were probably later known as the Mogollon Apaches, a Central Apache sub-band, while others probably coalesced into the Chiricahua proper. But, since the term was used indiscriminately for all Apachean groups west of the Rio Grande (i.e. in southeast Arizona and western New Mexico), the reference in historical documents is often unclear. After 1722, Spanish documents start to distinguish between these different groups, in which case Apaches de Gila refers to the Western Apache living along the Gila River (synonymous with Coyotero). American writers first used the term to refer to the Mimbres (another Central Apache subdivision).
  • Mimbreño are the Tchihende, not a Chiricahua band but a central Apache division sharing the same language with the Chiricahua and the Mescalero divisions, the name being referred to a central Apache division improperly considered as a section of Opler's "Eastern Chiricahua band", and to Albert Schroeder's Mimbres, or Warm Springs and Copper Mines "Chiricahua" bands[23] in southwestern New Mexico.
    • Copper Mines Mimbreño (also Coppermine) were located on upper reaches of Gila River, New Mexico, having their center in the Pinos Altos area. (See also Gileño and Mimbreño.)
    • Warm Springs Mimbreño (also Warmspring) were located on upper reaches of Gila River, New Mexico, having their center in the Ojo Caliente area. (See also Gileño and Mimbreño.)
  • Ndendahe were a division comprising the Bedonkohe (Mogollon) group and the Nedhni (Carrizaleño and Janero) group, incorrectly called, sometimes, Southern Chirichua.
    • Mogollon was considered by Schroeder to be a separate pre-reservation Chiricahua band, while Opler considered the Mogollon to be part of his Eastern Chiricahua band in New Mexico. This is not be confused with the precontact Mogollon culture.
    • Nedhni were the most southern group of the Central Apache, having their center in the Carrizal (Carrizaleño) and Janos (Janero) areas, in the Mexican state of Chihuahua.

Jicarilla

Young Jicarilla Apache boy, New Mexico, 2009

The Jicarilla primarily live in Northern New Mexico and Southern Colorado. The term jicarilla comes from the Spanish word for "little gourd."

  • Carlana[25] (also Sierra Blanca) is Raton Mesa in Southeastern Colorado. In 1726, they joined the Cuartelejo and Paloma, and by the 1730s, they lived with the Jicarilla. The Llanero band of the Jicarilla or the Dáchizh-ó-zhn Jicarilla (defined by James Mooney) might be descendants of the Carlana, Cuartelejo, and Paloma. Parts of the group were called Lipiyanes or Llaneros. In 1812, the term Carlana was used to mean Jicarilla. The Flechas de Palo might have been a part of or absorbed by the Carlana (or Cuartelejo).

Lipan

Lipan (Ypandes) primarily live in New Mexico today on the Mescalero Apache Reservation.[26] Other Lipan Apache descendants merged with the Tonkawa tribe in Oklahoma.[26] Historically, they moved from what is now the Southwest into the Southern Plains before 1650.[26] In 1719, French explorer Jean Baptiste Bénard de La Harpe encountered the Lipan Apache near what is now Latimer County, Oklahoma.[26]

They were mentioned in 1718 records as being near the newly established town of San Antonio, Texas.[14] They expanded into Texas and south the Gulf of Mexico and Rio Grande. In the mid-18th century, some Lipan settled in and near Spanish missions in Texas.[27] Clashes with Comanche forced them into southern Texas and northern Mexico.[27]

Briefly in the late 1830s, the Lipan allied with the Republic of Texas; however, after Texas gained statehood in 1846, the Americans waged a brutal campaign against the Lipan, destroying Lipan villages and trying to force them from Texas. Most were forced onto the Mescalero Reservation and some went to Oklahoma.[26][27]

  • Pelones ("Bald Ones") lived far from San Antonio and far to the northeast of the Ypandes near the Red River of the South of North-Central Texas, although able to field 800 warriors, more than the Ypandes and Natagés together, they were described as less warlike because they had fewer horses than the Plains Lipan, their population were estimated between 1,600 and 2,400 persons, were the Forest Lipan division (Chishį́į́hį́į́, Tcici, Tcicihi – "People of the Forest", after 1760 the name Pelones was never used by the Spanish for any Texas Apache group, the Pelones had fled for the Comanche south and southwest, but never mixed up with the Plains Lipan division – retaining their distinct identity, so that Morris Opler was told by his Lipan informants in 1935 that their tribal name was "People of the Forest")[citation needed]

Mescalero

Mescaleros primarily live in Eastern New Mexico.

  • Faraones (also Fahanos,[28] Apaches Faraone, Paraonez, Pharaones, Taraones, or Taracones) is derived from Spanish Faraón meaning "Pharaoh." Before 1700, the name was vague. Between 1720 and 1726, it referred to Apache between the Rio Grande, the Pecos River, the area around Santa Fe, and the Conchos River. After 1726, Faraones only referred to the groups of the north and central parts of this region. The Faraones like were part of the modern-day Mescalero or merged with them. After 1814, the term Faraones disappeared and was replaced by Mescalero.
  • Sierra Blanca Mescaleros were a northern Mescalero group from the Sierra Blanca Mountains, who roamed in what is now eastern New Mexico and western Texas.
  • Sacramento Mescaleros were a northern Mescalero group from the Sacramento and Organ Mountains, who roamed in what is now eastern New Mexico and western Texas.
  • Guadalupe Mescaleros. were a northern Mescalero group from the Guadalupe Mountains, who roamed in what is now eastern New Mexico and western Texas.
  • Limpia Mescaleros were a southern Mescalero group from the Limpia Mountains (later named as Davis Mountains) and roamed in what is now eastern New Mexico and western Texas.
  • Natagés (also Natagees, Apaches del Natafé, Natagêes, Yabipais Natagé, Natageses, Natajes) is a term used from 1726 to 1820 to refer to the Faraón, Sierra Blanca, and Siete Ríos Apaches of southeastern New Mexico. In 1745, the Natagé are reported to have consisted of the Mescalero (around El Paso and the Organ Mountains) and the Salinero (around Rio Salado), but these were probably the same group, were oft called by the Spanish and Apaches themselves true Apaches, had had a considerable influence on the decision making of some bands of the Western Lipan in the 18th century. After 1749, the term became synonymous with Mescalero, which eventually replaced it.

Ethnobotany

A full list of documented plant uses by the Mescalero tribe can be found at http://naeb.brit.org/uses/tribes/11/ (which also includes the Chiricahua; 198 documented plant uses) and http://naeb.brit.org/uses/tribes/12/ (83 documented uses).

Plains Apache

Plains Apache (Kiowa-Apache, Naisha, Naʼishandine) are headquartered in Southwest Oklahoma. Historically, they followed the Kiowa. Other names for them include Ná'įįsha, Ná'ęsha, Na'isha, Na'ishandine, Na-i-shan-dina, Na-ishi, Na-e-ca, Ną'ishą́, Nadeicha, Nardichia, Nadíisha-déna, Na'dí'į́shą́ʼ, Nądí'įįshąą, and Naisha.

  • Querechos referred to by Coronado in 1541, possibly Plains Apaches, at times maybe Navajo. Other early Spanish might have also called them Vaquereo or Llanero.

Western Apache

A Western Apache woman from the San Carlos group

Western Apache include Northern Tonto, Southern Tonto, Cibecue, White Mountain, and San Carlos groups. While these subgroups spoke the same language and had kinship ties, Western Apaches considered themselves as separate from each other, according to Goodwin. Other writers have used this term to refer to all non-Navajo Apachean peoples living west of the Rio Grande (thus failing to distinguish the Chiricahua from the other Apacheans). Goodwin's formulation: "all those Apache peoples who have lived within the present boundaries of the state of Arizona during historic times with the exception of the Chiricahua, Warm Springs, and allied Apache, and a small band of Apaches known as the Apache Mansos, who lived in the vicinity of Tucson."[29]

  • Cibecue is a Western Apache group, according to Goodwin, from north of the Salt River between the Tonto and White Mountain Apache, consisting of Ceder Creek, Carrizo, and Cibecue (proper) bands.
  • San Carlos. A Western Apache group that ranged closest to Tucson according to Goodwin. This group consisted of the Apache Peaks, Arivaipa, Pinal, San Carlos (proper) bands.
    • Arivaipa (also Aravaipa) is a band of the San Carlos Apache. Schroeder believes the Arivaipa were a separate people in pre-reservation times. Arivaipa is a Hispanized word from the O'odham language. The Arivaipa are known as Tsézhiné ("Black Rock") in the Western Apache language.
    • Pinal (also Pinaleño). One of the bands of the San Carlos group of Western Apache, described by Goodwin. Also used along with Coyotero to refer more generally to one of two major Western Apache divisions. Some Pinaleño were referred to as the Gila Apache.
  • Tonto. Goodwin divided into Northern Tonto and Southern Tonto groups, living in the north and west areas of the Western Apache groups according to Goodwin. This is north of Phoenix, north of the Verde River. Schroeder has suggested that the Tonto are originally Yavapais who assimilated Western Apache culture. Tonto is one of the major dialects of the Western Apache language. Tonto Apache speakers are traditionally bilingual in Western Apache and Yavapai. Goodwin's Northern Tonto consisted of Bald Mountain, Fossil Creek, Mormon Lake, and Oak Creek bands; Southern Tonto consisted of the Mazatzal band and unidentified "semi-bands".
  • White Mountain are the easternmost group of the Western Apache, according to Goodwin, who included the Eastern White Mountain and Western White Mountain Apache.
    • Coyotero refers to a southern pre-reservation White Mountain group of the Western Apache, but has also been used more widely to refer to the Apache in general, Western Apache, or an Apache band in the high plains of Southern Colorado to Kansas.

Ethnobotany

Other terms

  • Llanero is a Spanish-language borrowing meaning "plains dweller". The name referred to several different groups who hunted buffalo on the Great Plains. (See also Carlanas.)
  • Lipiyánes (also Lipiyán, Lipillanes). A coalition of splinter groups of Nadahéndé (Natagés), Guhlkahéndé, and Lipan of the 18th century under the leadership of Picax-Ande-Ins-Tinsle ("Strong Arm"), who fought the Comanche on the Plains. This term is not to be confused with Lipan.

History

Entry into the Southwest

Apache rawhide playing cards c. 1875–1885, collection of NMAI.

The Apache and Navajo speak related languages of the Athabaskan language family.[30] Other Athabaskan-speaking people in North America continue to reside in Alaska, western Canada, and the Northwest Pacific Coast.[30] Anthropological evidence suggests that the Apache and Navajo peoples lived in these same northern locales before migrating to the Southwest sometime between AD 1200 and 1500.[30]

The Apaches' nomadic way of life complicates accurate dating, primarily because they constructed less substantial dwellings than other Southwestern groups.[31] Since the early 21st century, substantial progress has been made in dating and distinguishing their dwellings and other forms of material culture.[32] They left behind a more austere set of tools and material goods than other Southwestern cultures.[citation needed]

The Athabaskan-speaking group probably moved into areas that were concurrently occupied or recently abandoned by other cultures. Other Athabaskan speakers, perhaps including the Southern Athabaskan, adapted many of their neighbors' technology and practices into their own cultures. Thus sites where early Southern Athabaskans may have lived are difficult to locate and even more difficult to firmly identify as culturally Southern Athabaskan. Recent advances have been made in the regard in the far southern portion of the American Southwest.[citation needed]

There are several hypotheses about Apache migrations. One[who?] posits that they moved into the Southwest from the Great Plains. In the mid-16th century, these mobile groups lived in tents, hunted bison and other game, and used dogs to pull travois loaded with their possessions. Substantial numbers of the people and a wide range were recorded by the Spanish in the 16th century.[citation needed]

In April 1541, while traveling on the plains east of the Pueblo region, Francisco Coronado referred to the people as "dog nomads." He wrote:

After seventeen days of travel, I came upon a 'rancheria' of the Indians who follow these cattle (bison). These natives are called Querechos. They do not cultivate the land, but eat raw meat and drink the blood of the cattle they kill. They dress in the skins of the cattle, with which all the people in this land clothe themselves, and they have very well-constructed tents, made with tanned and greased cowhides, in which they live and which they take along as they follow the cattle. They have dogs which they load to carry their tents, poles, and belongings.[33]

The Coronado Expedition, 1540–1542

The Spanish described Plains dogs as very white, with black spots, and "not much larger than water spaniels."[34] Plains dogs were slightly smaller than those used for hauling loads by modern Inuit and northern First Nations people in Canada. Recent experiments show these dogs may have pulled loads up to 50 pounds (20 kg) on long trips, at rates as high as two or three miles per hour (3 to 5 km/h).[34] The Plains migration theory associates the Apache peoples with the Dismal River culture, an archaeological culture known primarily from ceramics and house remains, dated 1675–1725, which has been excavated in Nebraska, eastern Colorado, and western Kansas.[citation needed]

Although the first documentary sources mention the Apache, and historians have suggested some passages indicate a 16th-century entry from the north, archaeological data indicate they were present on the plains long before this first reported contact.[citation needed]

A competing theory[who?] posits their migration south, through the Rocky Mountains, ultimately reaching the American Southwest by the 14th century or perhaps earlier. An archaeological material culture assemblage identified in this mountainous zone as ancestral Apache has been referred to as the "Cerro Rojo complex".[35] This theory does not preclude arrival via a plains route as well, perhaps concurrently, but to date the earliest evidence has been found in the mountainous Southwest.[citation needed] The Plains Apache have a significant Southern Plains cultural influence.

When the Spanish arrived in the area, trade between the long-established Pueblo peoples and the Southern Athabaskan was well established. They reported the Pueblo exchanged maize and woven cotton goods for bison meat, and hides and materials for stone tools. Coronado observed the Plains people wintering near the Pueblo in established camps. Later Spanish sovereignty over the area disrupted trade between the Pueblo and the diverging Apache and Navajo groups. The Apache quickly acquired horses, improving their mobility for quick raids on settlements. In addition, the Pueblo were forced to work Spanish mission lands and care for mission flocks; they had fewer surplus goods to trade with their neighbors.[36]

In 1540, Coronado reported that the modern Western Apache area was uninhabited, although some scholars have argued that he simply did not see the American Indians. Other Spanish explorers first mention "Querechos" living west of the Rio Grande in the 1580s. To some historians, this implies the Apaches moved into their current Southwestern homelands in the late 16th and early 17th centuries. Other historians note that Coronado reported that Pueblo women and children had often been evacuated by the time his party attacked their dwellings, and that he saw some dwellings had been recently abandoned as he moved up the Rio Grande. This might indicate the semi-nomadic Southern Athabaskan had advance warning about his hostile approach and evaded encounter with the Spanish. Archaeologists are finding ample evidence of an early proto-Apache presence in the Southwestern mountain zone in the 15th century and perhaps earlier. The Apache presence on both the Plains and in the mountainous Southwest indicate that the people took multiple early migration routes.[citation needed]

Conflict with Mexico and the United States

In general, the recently arrived Spanish colonists, who settled in villages, and Apache bands developed a pattern of interaction over a few centuries. Both raided and traded with each other. Records of the period seem to indicate that relationships depended on the specific villages and bands: a band might be friends with one village and raid another. When war occurred, the Spanish would send troops; after a battle both sides would "sign a treaty" and go home.

Geronimo

The traditional and sometimes treacherous relationships continued after the independence of Mexico in 1821. By 1835 Mexico had placed a bounty on Apache scalps (see scalping), but certain villages still traded with some bands. When Juan José Compà, the leader of the Copper Mines Mimbreño Apaches, was killed for bounty money in 1837, Mangas Coloradas (Red Sleeves) or Dasoda-hae (He just sits there) became the principal chief and war leader; also in 1837 Soldado Fiero (a.k.a. Fuerte), leader of the Warm Springs Mimbreño Apaches, was killed by Mexican soldiers near Janos, and his son Cuchillo Negro (Black Knife) became the principal chief and war leader. They (being now Mangas Coloradas the first chief and Cuchillo Negro the second chief of the whole Tchihende or Mimbreño people) conducted a series of retaliatory raids against the Mexicans. By 1856, authorities in horse-rich Durango would claim that Indian raids (mostly Comanche and Apache) in their state had taken nearly 6,000 lives, abducted 748 people, and forced the abandonment of 358 settlements over the previous 20 years.[37]

When the United States went to war against Mexico in 1846, many Apache bands promised U.S. soldiers safe passage through their lands. When the U.S. claimed former territories of Mexico in 1846, Mangas Coloradas signed a peace treaty with the nation, respecting them as conquerors of the Mexicans' land. An uneasy peace with U.S. citizens held until the 1850s. An influx of gold miners into the Santa Rita Mountains led to conflict with the Apache. This period is sometimes called the Apache Wars.

The United States' concept of a reservation had not been used by the Spanish, Mexicans or other Apache neighbors before. Reservations were often badly managed, and bands that had no kinship relationships were forced to live together. No fences existed to keep people in or out. It was common for a band to be allowed to leave for a short period of time. Other times a band would leave without permission, to raid, return to their homeland to forage, or to simply get away. The U.S. military usually had forts nearby to keep the bands on the reservations by finding and returning those who left. The reservation policies of the U.S. caused conflict and war with the various Apache bands who left the reservations for almost another quarter century.

War between the Apaches and Euro-Americans has led to a stereotypical focus on certain aspects of Apache cultures. These have often been distorted through misunderstanding of their cultures, as noted by anthropologist Keith Basso:

Of the hundreds of peoples that lived and flourished in native North America, few have been so consistently misrepresented as the Apacheans of Arizona and New Mexico. Glorified by novelists, sensationalized by historians, and distorted beyond credulity by commercial film makers, the popular image of 'the Apache'—a brutish, terrifying semi-human bent upon wanton death and destruction—is almost entirely a product of irresponsible caricature and exaggeration. Indeed, there can be little doubt that the Apache has been transformed from a native American into an American legend, the fanciful and fallacious creation of a non-Indian citizenry whose inability to recognize the massive treachery of ethnic and cultural stereotypes has been matched only by its willingness to sustain and inflate them.[38]

Forced removal

In 1875, United States military forced the removal of an estimated 1,500 Yavapai and Dilzhe'e Apache (better known as Tonto Apache) from the Rio Verde Indian Reserve and its several thousand acres of treaty lands promised to them by the United States government. At the orders of Indian Commissioner L. E. Dudley, U.S. Army troops made the people, young and old, walk through winter-flooded rivers, mountain passes and narrow canyon trails to get to the Indian Agency at San Carlos, 180 miles (290 km) away. The trek killed several hundred people. The people were interned there for 25 years while white settlers took over their land. Only a few hundred ever returned to their lands. At the San Carlos reservation, the Buffalo soldiers of the 9th Cavalry Regiment—replacing the 8th Cavalry who were being stationed to Texas—guarded the Apaches from 1875 to 1881.[39]

Beginning in 1879, an Apache uprising against the reservation system led to Victorio's War between Chief Victorio's band of Apaches and the 9th Cavalry.

Defeat

Most United States' histories of this era report that the final defeat of an Apache band took place when 5,000 US troops forced Geronimo's group of 30 to 50 men, women and children to surrender on September 4, 1886, at Skeleton Canyon, Arizona.[40] The Army sent this band and the Chiricahua scouts who had tracked them to military confinement in Florida at Fort Pickens and, subsequently, Ft. Sill, Oklahoma.

Многие книги были написаны об историях охоты и ловушки в конце 19 -го века. Многие из этих историй включают рейды Apache и провал соглашений с американцами и мексиканцами. В послевоенную эпоху правительство США организовало для детей Apache, чтобы быть взяты из своих семей для усыновления белыми американцами в программах ассимиляции. [ 41 ]

Культура до задержания

Социальная организация

Apache Bride

Все народы Apache жили в расширенных семейных подразделениях (или семейных кластерах ); Они обычно жили близко друг к другу, с каждой ядерной семьей в отдельных жилищах. Расширенная семья, как правило, состояла из мужа и жены, их незамужних детей, их женатых дочерей, их женатых дочерей и детей их женатых дочерей. Таким образом, расширенная семья связана через линию женщин, которые живут вместе (то есть, матрилокальная резиденция), в которую мужчины могут вступить в брак (оставив позади семью своих родителей).

Когда дочь вышла замуж, поблизости было построено новое жилище для нее и ее мужа. Среди навахо права на жительство в конечном итоге получены от главной матери. Хотя Западный Апач обычно практиковал матрилокальную резиденцию, иногда старший сын предпочитал привести свою жену, чтобы жить с родителями после свадьбы. Все племена практиковали сорерации и левирата браки .

Апаче индийская девушка, несущая оллу (водяную корзину) на голове, c. 1900

Мужчины Apache практиковали различную степень «избегания» близких родственников его жены, практика часто наиболее строго наблюдается расстоянием между свекровью и зятем. Степень избегания отличалась от Apache Group. Самая сложная система была среди чирикахуа, где мужчины должны были использовать косвенную вежливую речь, и им не разрешалось находиться в пределах визуального взгляда на родственников жены, которых он должен был избежать. Его женщина -родственники Чирикахуа через брак также избегали его.

Несколько расширенных семей работали вместе как «местная группа», которая проводила определенные церемонии, а также экономическая и военная деятельность. Политический контроль присутствовал в основном на местном уровне группы. Местные группы возглавлялись вождем, влиятельным человеком с впечатляющей репутацией. Эта должность не была наследственной и часто была заполнена членами разных расширенных семей. Влияние вождя было таким же сильным, как он был оценен, чтобы быть - ни один член группы не был обязан следовать за начальником. Критерии Western Apache для хорошего вождя включали: трудолюбие, щедрость, беспристрастность, терпение, добросовестность и красноречие на языке.

Многие народы Apache присоединились к нескольким местным группам в « группы ». Бандинг был самым сильным среди чирикахуа и западного апаче и слабым среди Липана и Мескалеро. Навахо не организовался в группы, возможно, из -за требований экономики овец . Тем не менее, у Навахо была «наряд», группа родственников, которая была больше, чем расширенная семья, но меньшая, чем местное групповое сообщество или группа.

На более высоком уровне западные полосы Apache организовали то, что Гренвилл Гудвин назвал «группами». Он сообщил о пять групп для Западного Апача: Северный Тонто, Южный Тонто, Сибеку, Сан -Карлос и Белая гора. Джикарилла сгруппировала свои группы в « фрагменты », возможно, под влиянием северо -восточного Пуэбло . Западный Апач и Навахо также имели систему матрилинейных « кланов », которые далее организовались в фратрии (возможно, под влиянием западного Пуэбло).

Понятие племени в культурах Apache очень слабо развито; По сути, это было лишь признание, «которое обязательно задолжало гостеприимство с той же речи, одеждой и обычаями». [ 42 ] Шесть племен Apache имели политическую независимость друг от друга [ 43 ] и даже боролся друг против друга. Например, Липан когда -то боролся с Мескалеро.

Системы родства

Племена Apache имеют две совершенно разные системы родственных терминов : тип Chiricahua и тип Jicarilla . [ 44 ] Система тирикахуа используется Chiricahua, Mescalero и Western Apache. Система родной родства Western Apache немного отличается от двух других, но разделяет сходство с системой Navajo.

Тип Jicarilla, похожий на Дакоты - системы родства Ирокеа , используется Jicarilla, навахо, Липаном и Plains Apache. Система навахо более расходятся среди четырех, имеет сходство с системой тирикахуа. Системы Apache Lipan и Plains очень похожи.

Чирикахуа
Скрыть живопись, изображающую церемонию полового созревания Apache Girl, Найш (Chiricahua Apache), c. 1900, исторический центр штата Оклахома

На языке чирикахуа есть четыре слова для бабушки: -Chú [ Примечание 2 ] «Бабушка по материнской линии», -touyé «дедушка по материнской линии», « бабушка по отцовской линии», « Дедушка по отцовской линии». Кроме того, братья и сестры бабушки идентифицируются одним и тем же словом; Таким образом, бабушка по материнской линии, сестры бабушки по материнской линии и братья бабушки по материнской линии называются -чо . Кроме того, термины внуков являются взаимными, то есть использует тот же термин для обозначения их внука. Например, бабушка по материнской линии человека называется -чо , и эта бабушка также называет эту внучку -чо (то есть -ку может означать ребенка либо вашей собственной дочери, либо дочь вашего брата.)

Кузены из чирикахуа не отличаются от братьев и сестер через родственные термины. Таким образом, одно и то же слово относится либо к брату или сестру или двоюродному брату (нет отдельных терминов для параллельно-кузины и поперечного кузена ). Термины зависят от пола спикера (в отличие от английских терминов брата и сестры ): -К- «однополый брат или однополый двоюродный брат», «--ląh » «противоположный полос брат или двоюродный брат противоположного пола». Это означает, что если кто -то мужчина, то его называют братом , а сестра называется - -л . Если кто -то является женщиной, то называется человеком - -ląh , а его сестра называется . Чирикахуа в отношениях - -ląh наблюдали великую сдержанность и уважение к этому родственнику; Двоюродные братья (но не братья и сестры) в отношениях - -ląh могут практиковать полное избегание .

Два разных слова используются для каждого родителя в соответствии с полом: -mááʼ «Мать», -taa «Отец». есть два слова для ребенка родителей в соответствии с сексом: -иахэ «дочь», Точно так же «Сын».

Братья и сестры родителей классифицируются вместе независимо от секса: -Гойе «тетя для матери или дядя (брат матери или сестра)», «Дидес » тетя или дядя (брат или сестра отца) ». Эти два термина взаимны, как и термины бабушки/внука. Таким образом, -Гуйе также относится к сыну или дочери на противоположной сексе (то есть человек назовет свою тетя по материнской линии -Гуйе , и что тетя будет называть их -хуи в ответ).

Джикарилла

В отличие от системы Chiricahua, у Jicarilla есть только два срока для бабушки и дедушки в соответствии с сексом: -чо «бабушка», -tsóyé «дедушка». У них нет отдельных условий для материнской или отцовской бабушки и дедушки. Термины также используются для братьев и сестер бабушки и бабушки в соответствии с сексом. Таким образом, -Chóó относится к бабушке или великой дюйме (материнской или отцовской); -Тойе относится к дедушке или дедушке. Эти термины не являются взаимными. Есть одно слово для внука (независимо от секса): -tsóyí̱̱̱ .

Есть два термина для каждого родителя. Эти термины также относятся к однополым сестрам этого родителя: - «Мать или тетя матери (сестра матери)», « Отец или дядя по отцовской линии (брат отца)». Кроме того, есть два термина для родного брата родителей, в зависимости от пола: -дана «дядя по материнской линии (брат матери)», -бейже »отцовской тети (сестра отца).

Два термина используются для однополых и противоположных братьев и сестер. Эти термины также используются для параллельных кузенов : -Kʼisé «однополый брат или однополый параллельный двоюродный брат (т.е. ребенок однополого отца или ребенок сестры матери)», «-ла » с сестрой напротив секса или противоположной параллели двоюродный брат (т.е. ребенок против брата отца напротив пола или ребенок сестры матери) ». Эти два термина также могут быть использованы для кросс-кузенов . Есть также три термина сестра, основанные на возрасте, относительно спикера: -ndádé «старшая сестра», - -нана «старший брат», -сдадха «младший брат (то есть младшая сестра или брат)». Кроме того, существуют отдельные слова для кросс-кузенов: -ZEEDń «Кросс-кузин (либо однополые или противоположные полы оратора)», -iłnaaʼaash «мужской кросс-кузин» (используется только говорящими мужчинами).

Ребенок родителя классифицируется со своим однополым братом или сестроем-сестрой или сестроем-демо-сестрой: -заче , «дочерью однополой брата, сестра, дочь однополого двоюродного брата», -ghe , сын, однополый сын, сын однополых, однополые. Сын двоюродного брата ". Существуют разные слова для ребенка-сестра противоположного пола: -дана «дочь сестра на противоположной полости», . «Сын сестры» на противоположной сексе »

Жилье

Кадр Apache Wickiup

Апач жил в трех типах домов. Типи были распространены на равнинах. Википы были обычным явлением в высокогорье; Это были 8 футов (2,4 м), обрамленные из дерева, удерживаемые вместе с волокнами Юкки и покрыты кистью. Если член семьи умер, Викип будет сожжен. Апач пустыни Северной Мексики жил в Хогане , земляне для сохранения прохладного.

Ниже приведено описание Chiricahua Wickiups, записанного антропологом Моррисом Опелером:

Дом, в котором живет семья, производится женщинами и обычно является круговой купольной кистью, с полом на уровне земли. Он высотой семь футов в центре и примерно восемь футов в диаметре. Чтобы построить его, длинные свежие столбы дуба или ивы везжают в землю или помещаются в отверстия, сделанные с копающей палкой. Эти полюсы, которые образуют структуру, расположены с интервалами в однофутом и связаны наверху с пряди юкка. Над ними соломенные пакеты с большой голубой травой или медвежьей травой связаны, в стиле гальки, с струнами Юкки. Дымовая дыра открывается над центральным камином. Шкура, подвешенная у входа, зафиксирована на поперечном луче, чтобы ее можно было взять вперед или назад. Дверной проем может столкнуться в любом направлении. Для гидроизоляции кусочки шкуры бросают над внешним выводом, и в дождливую погоду, если огонь не нужен, даже дымовая дыра покрыта. В теплой, сухой погоде большая часть внешней кровли урезана. Требуется приблизительно три дня, чтобы установить крепкое жилище такого типа. Эти дома «теплые и удобные, хотя есть большой снег». Интерьер выстлана щеткой и травяными кроватями, на которые распределяются одежды ...

Человек из чирикахуа в Викиупе с семьей

Женщина не только делает мебель дома, но и отвечает за строительство, техническое обслуживание и ремонт самого жилища, а также за расположение всего в нем. Она обеспечивает траву и кровати и заменяет их, когда они становятся слишком старыми и сухими ... однако, ранее «у них не было постоянных домов, поэтому они не беспокоились о уборке». Куполообразное жилище или Wickiup, обычный домашний тип для всех групп Chiricahua, уже описан ... сказал центральный информатор по чирикахуа.

Как вигва, так и овальный дом использовались, когда я был мальчиком. Овальная хижина была покрыта шкурой и была лучшим домом. Более устойчиво имел такой вид. Тип типа был только из кисти. У него было место для пожара в центре. Это было просто объединено. Оба типа были обычными еще до моего времени ...

Форма дома, которая отходит от более распространенного купольного сорта, зарегистрирована и для южного чирикахуа:

... когда мы успокоились, мы использовали Wickiup; Когда мы многое переезжали, мы использовали этот другой вид ... [ 45 ]

Недавние исследования задокументировали археологические останки Chiricahua Apache Wickiups, найденных на протоисторике и на исторических местах, таких как Canon de Los Embudos, где CS Fly сфотографировал геронимо, его народ и жилища во время переговоров о капитуляции в 1886 году, демонстрируя их ненавязчивую и импровизированную природу. " [ 46 ]

Еда

Различные контейнеры Apache: корзины, миски и банки. Женщины Apache разворачивали YUCCA , листья ивы или кору можжевельника в корзины, которые могут удерживать тяжелые нагрузки. [ 47 ]

Люди Apache получили пищу от охоты, собирали дикие растения, выращивали внутренние растения, торговля или совершали набег на соседние группы для скота и сельскохозяйственных проектов. [ 48 ]

Особые виды продуктов, съеденных группой в зависимости от их соответствующей среды.

Охота

Охота была совершена в первую очередь мужчинами, хотя иногда были исключения в зависимости от животного и культуры (например, женщины Липана могли помочь в охоте на кроликов, а мальчики из чирикахуа также были разрешены охотиться за кроликами).

Апач кувшин

У охоты часто были сложные препараты, такие как пост и религиозные ритуалы, выполняемые медициной мужчины до и после охоты. В культуре Липана, поскольку олени были защищены горными духами, в ритуалах горного духа была воспринята большая забота, чтобы обеспечить плавную охоту. Убоя следует религиозным руководящим принципам (многие из которых записаны в религиозных историях), предписывающая резку, молитвы и утилизацию костей. Охотники за южными атабасканами часто распределяли успешно убитую игру. Например, среди Mescalero, который, как ожидается, охотники поделится до половины своего убийства с помощью охотника и нуждающихся людей в лагере. Чувства людей об этой практике говорили о социальных обязательствах и спонтанной щедрости.

Наиболее распространенным охотничьим оружием до введения европейского оружия было лук и стрела . Были использованы различные методы охоты. Некоторые участвовали в масках для головы животных в качестве маскировки. При свистках иногда использовались, чтобы привлечь животных ближе. Другим методом был метод ретрансляции, в котором охотники, расположенные в различных точках, будут преследовать добычу по очереди, чтобы утомлить животное. Аналогичный метод включал в себя погоню за добычей по крутому обрыву.

Употребление определенных животных было табу. Хотя в разных культурах были разные табу, общие примеры включали медведей, пекари, индеек, рыбу, змеи, насекомые, совы и койоты. Пример табу различий: Черный медведь был частью диеты Липана (хотя и реже, как буйвол, оленя или антилопа), но джикарилла никогда не ела медведя, потому что оно считалось злым животным. Некоторые табу были региональным явлением, таким как рыба, которая была табу по всему юго -западу (например, в некоторых культурах Пуэбло, таких как Хопи и Зуни ) и считается напоминанием змеи (злого животного) в внешнем виде. [ 49 ] [ 50 ]

Западный Апач охотился на оленей и пронгорнов в основном в идеальной поздней осенью. После того, как мясо было курировано в резкое ноябрь, они мигрировали с фермерских участков в горах вдоль берегов ручья в зимние лагеря в соль , черная , река Гила и даже долины реки Колорадо.

Чирикахуа в основном охотился на оленей, за которым следуют пронгорн. Малая игра включала кроликов в котттон , опоссумы , белки, избыточные лошади, избыточные мулы, вапити (лось), дикий крупный рогатый скот и деревянные крысы .

Мескалеро в основном охотился на оленя. Другая игра включает в себя Bighorn Oher , Buffalo (для тех, кто живет ближе к равнинам), кроликов для стоттонга, лося, лошадей, мулов, опоссумов, пронгорнов, диких рулевых и деревянных крыс. Бобры, норки, мускараты и ласки охотились за их шкуры, но не ели.

Джикарилла в основном охотилась на Bighorn Oher, Buffalo, Deer, Elk и Pronghorn. Другая игра включала в себя бобров, биверов, вождем зайцев, бурундуков, голубей, сурок, грушных, пекари, дикобранов, собак -прерий, перепелов, кроликов, скунсов, снежных птиц, белок, индюков и деревянных крыс. Бурро и лошадей ели только в чрезвычайных ситуациях. Норки, ласки, дикие кошки и волки не ели, а охотились за частями тела.

Липан ел в основном Буффало с трехнедельной охотой во время осени и меньшими охотами до весны. Вторым наиболее используемым животным было оленей. Свежая кровь оленей была пьяна для здоровья. Другие животные включали бобров, бигхорнов, черных медведей, бурро, уток, лося, рыбы, лошадей, горных львов, траурных голубей, мулов, прерий, пронгорнов, перепелов, кроликов, белок, индюков, черепах и древесных крыс. Скунки были съедены только в чрезвычайных ситуациях.

Плейнс Апач Охотники охотились в основном в Буффало и оленях. Другая игра включала барсуки, медведей, бобров, птицы (включая гусей), опоссумы, выдр, кроликов и черепах.

Одежда

Под влиянием индейцев равнинов западные апачи носили одежду, сшитую из шкур животных, украшенные семенами для одежды. Эти бисерные дизайны исторически напоминали конструкцию великого бассейна Paiute и характеризуются линейным паттерном. Апач из бисера была граничала с узкими полосами стеклянных бусин в диагональных полосах чередующихся цветов. [ 51 ] Они делали рубашки из оскабрики, пончо, юбки и мокасины и украсили их разноцветным изделий из бисера.

Недооцененные растения и другие источники пищи

Apache Girl с корзиной, 1902

Собрание растений и других пищи было сделано в основном женщинами. Мужская работа обычно заключалась в том, чтобы охотиться на животных, таких как оленя, буйвол и небольшая игра. Тем не менее, мужчины помогли в определенных мероприятиях по сбору, таким как тяжелые короны агавы . Многочисленные растения использовались в качестве пищи и медицины и в религиозных церемониях. Другие растения использовались только для их религиозной или лекарственной ценности.

В мае западный апач выпекал и высушенные короны агавы врезались в мякоть и образовались в прямоугольные пирожные. В конце июня и в начале июля Сагуаро , Колючая Груша и Чолла были собраны . В июле и августе мескейтовые бобы, испанские штыковые фрукты и дубовые желуды Эмори были собраны . В конце сентября собрание было остановлено, когда внимание было перемещено к сбору культивируемых культур. Поздней осенью ягоды можжевельника и Pinyon орехи были собраны .

Наиболее важной растительной пищей для Чирикахуа было растение века (также известное как Мескальная или Агава). Короны ( туберовская базовая часть) выпекали в больших подземных духах и высушили на солнце. Стрели также были съедены. используемые Chiricahua, или ( аллигатора можжевельника угол семена растения , . Другие алжирта ягоды , включают : ) ягоды , агариты , Гамбел дубовые желуди, кора гамбеля дуба (используется для чая), травяные семена (различных разновидностей), зелень (различных разновидностей), с яблоком фрукты ягненка , листья , папоротники (используемые для чая), живой дуб желубки, саранча цветы, капсулы саранчи, ядра кукурузы (используемые для Тисвина ) и Мескитские бобы.

Также съели мультикульнику , узколистные цветы Yucca, узколистые стебли юкки, плоды тактонов сосков , ягоды можжевельника с одним семени , лук, семена свиноводства , орехи пиньенов , фрукты питахая, . фрукты с колючей груш , фрукты Saguaro, семена пары , клубника, сумак ( Rhus trilobata ) ягоды, [ 52 ] Семена подсолнечника , с тульей кодряки , побеги в туле, семена свинья , единорога растений грецкие орехи, с западной желтой сосной в качестве подсластителя), кедро используемая ( западно семена внутренняя , -желтые кора Jamesii ), листья дерева и бутоны Юкки (неизвестные виды). Другие предметы включают в себя: мед из наземных ульев и ульев, найденных в растениях агавы, Сотола и узколиста Юкки.

Обильная агава (MESCAL) также была важна для Мескалеро, [ Примечание 3 ] который собрал короны поздней весной после того, как появились красноватые цветочные стеблы. Меньшие короны Sotol также были важны. Короны обоих растений были выпечены и высушены. Другие растения включают в себя: желуди, ягоды агариты, стебли амоле (жареные и очищенные), внутренняя кора Аспена (используется в качестве подсластителя), стебли медвежьи травы (жареные и очищенные), ящик -старший кора (используется в качестве подсластителя), банановые фрукты Юкка. , Banana Yucca Flowers, Box Older Sap (используемый в качестве подсластителя), кактусовые фрукты (различных сортов), подводные изделия из хвостов , хокхири, смородины, семена травы с капельницей (используемые для лепешки ), бузина , крытна ( рибель лептант и р . , виноград, хакберри , фрукты Хоторна и хмель (используется в качестве приправы).

Они также использовали всадку (в качестве приправы), ягоды можжевельника, листья ягненка, листья саранчи, саранча, стручки, мескьютские стручки, мята (в качестве приправы), шелковина, Пеннирояль (в качестве приправы), семена свиньи (для лепешки), Pennyroyal (в качестве приправы), семена свиньи (для лепешки), Pennyroyal (в качестве приправы), семена свиньи (для лепешки). Сосновая внутренняя кора (в качестве подсластителя), кедровые орехи пиньенов, плоды колючей груши (освоились и жареные), листья преследования , малину, шалфей (в качестве приправы), винтовые штуки, салотные клубни, листья овчарки , клубника, семена подсолнечника, семена кубика (Для плоского хлеба), стручки визита , грецкие орехи, западно -белые кедровые орехи, западные желтые кедровые орехи, белые вечерние фрукты приматрозы, дикий сельдерей (как приправа), дикий лук (в качестве приправы), стручки дикого гороха, дикий картофель и древесина Окорочный листья.

Джикарилла использовала желуди, чокехерри, ягоды можжевельника, фасоль, орехи пиньенов, фрукты колючей груши, фрукты юкки и многие другие виды фруктов, желудей, зеленых, орехов и трав семян.

Липан сильно использовал агаву (MESCAL) и SOTOL. Другие растения включают в себя агариту, ежевику, рововые хвосты, дьявольский когтя, бузина, саранча, саранча, месбейт, туфл, дуб, пальто , пекан, пинкин, колючи Клубника, сумак, подсолнухи, техасские хурмы , грецкие орехи, западная желтая сосна, дикая вишня, дикий виноград, дикий лук, дикие сливы, дикий картофель, дикие розы , цветы Юкки и фрукты Юкки. Другие собранные продукты включают соль, полученную из пещер и меда.

Apache Plains собрала чокехерри, ежевики, виноград, прерий, репу, дикий лук и дикие сливы, а также многие другие фрукты, овощи и клубня.

Этноботаника

Список из 198 этноботании, используемого для чирикахуа, можно найти по адресу http://naeb.brit.org/uses/tribes/11/ , которая также включает в себя Mescalero.

Список из 54 Etnobotany, используемых для без категории Apache, также можно найти здесь. http://naeb.brit.org/uses/tribes/10/ .

Выращивание урожая

Навахо практиковал наибольшее выращивание сельскохозяйственных культур, западную апаче, джикариллу и липан меньше. Одна группа по чирикахуа (из Опелера) и Мескалеро практиковали очень мало культивирования. Две другие группы Chiricahua и Plains Apache не выращивали зерновых культур.

Торговля, рейды и война

Внутренние обмены между исследователями Apache и European Descessed и поселенцами включали торговлю. Апач обнаружил, что они могут использовать европейские и американские товары.

Апачи отличали рейдование от войны. Рейдинг был проведен в небольших вечеринках с определенной экономической целью. Война велась в больших вечеринках (часто членах клана), обычно для достижения возмездия. Рейдинг был традиционным для Apache, но мексиканские поселенцы возражали против того, чтобы их запасы были украдены. По мере роста напряженности между Apache и поселенцами мексиканское правительство приняло законы, предлагающие денежные вознаграждения за скальпы Apache. [ 53 ]

Религия

Апач религиозные истории связаны с двумя героями культуры (одно из солнца/огня: «Убийца-убийца/убийца монстров», а также один из воды/луна/гром: «Детская вода/родилась за воду») которые уничтожают несколько существ, вредных человечеству. [ 54 ]

Другая история о скрытой игре с мячом, где добрые и злые животные решают, должен ли мир быть навсегда темным. Койот , обманщик , является важным существом, которое часто имеет неуместное поведение (например, жениться на своей дочери и т. Д.), В котором он отменяет социальную конвенцию. Навахо, Западный Апач, Джикарилла и Липан имеют историю появления или творения, в то время как этого не хватает в Чирикахуа и Мескалеро. [ 54 ]

Большинство южных богов Атабаска - олицефицированные природные силы, которые проходят через вселенную. Они могут использоваться для человеческих целей с помощью ритуальных церемоний. Ниже приведена формулировка антрополога Кейта Бассо Western Apache из концепции Diyí :

Термин «Diyí» относится к одному или ко всему набору абстрактных и невидимых сил, которые, как говорят, происходят из определенных классов животных, растений, минералов, метеорологических явлений и мифологических фигур во вселенной Западной Апаче. Любая из различных способностей может быть приобретена человеком и, если их правильно обрабатывать, используется для различных целей. [ 55 ]

Медицинские мужчины изучают церемонии, которые также могут быть приобретены путем прямого откровения для человека. Различные культуры Apache имели разные взгляды на церемониальную практику. Большинство церемоний Chiricahua и Mescalero были изучены благодаря передаче личных религиозных видений, в то время как Jicarilla и Western Apache использовали стандартизированные ритуалы в качестве более центральной церемониальной практики. Важные стандартизированные церемонии включают церемонию полового созревания (Dance Sunrise) молодых женщин, песнопения навахо, церемонии Jicarilla "Long Life" и церемонии Apache Apache "Sacred-Bundle.

Определенные животные - писания, змеи, медведи и койоты - считаются духовно злыми и подверженными болезням для людей.

Многие церемонии Apache используют маскированные представления о религиозных духах. Песчаная планка является важной церемонией в традициях Навахо, Западного Апача и Джикариллы, в которых целители создают временное, священное искусство из цветных песков. Антропологи считают, что использование масок и песчаника являются примерами культурной диффузии из соседних культур Пуэбло. [ 56 ]

Апачи участвуют во многих религиозных танцах, включая танцы дождя, танцы для урожая и урожая, а также духовный танец. Эти танцы были в основном для влияния на погоду и обогащение их пищевых ресурсов.

История населения

Хосе де Уррутиа оценил население Apache в 1700 году до 60 000 человек (или 12 000 воинов). Индийские дела в 1837 году оценили популяцию Apache в 1837 году в 20 280 человек, эта оценка позже была повторена официальными сообщениями об индийских делах 1841 и 1844 гг. Население 90 000) до 300. Многие оценки не включали весь тело племени и направлены только на некоторые полосы или в часть области, которую они воспроизводили. В 1875 году уже было оговорки 9 248 апачей (Индийские дела 1875), это число не включает тех, кто все еще не был в оговорках. Перепись 1890 года вернула не менее 7 218 (в том числе 4041 в Аризоне), а перепись 1910 года вернула не менее 6119. [ 57 ]

В течение 20 -го и 21 -го веков население Apache восстановилась, достигнув 148 936 в США в соответствии с переписью 2020 года. [ 58 ]

Языки

Пять языков Apache-это апачевые языки , которые, в свою очередь, принадлежат к атабаскинской ветви семейства Eyak-Athabaskan . [ 4 ] Все языки Apache находятся под угрозой исчезновения . Липан сообщается о вымерших .

Южный атабасканский ветвь был определен Гарри Хойером, в соответствии с его слиянием слияния стержни , согласных протоатабасканских серий всего , *k̯ и *c в *c (в дополнение к широко распространенному слиянию и *ʷ č č č * прежде найден во многих северных атабасканских языках).

Поэтому-
Атабаскан
Навахо Западный
Апач
Чирикахуа Мескалеро Джикарилла Сороконожка Равнины
Апач
*k̯uʔs "Обработка тканевого объекта" -TeSooz -TeSooz -Сууз -shazuzuzuziked -Moos -Moos -Moos
*Этот· "камень" Це Це Це Це Це Ци Це

Hoijer (1938) разделил подсемейство Apache на восточную ветвь, состоящую из Jicarilla, Lipan и Plains Apache и западной ветви, состоящей из наваджо, западного апаче (Сан-Карлос), Чирикахуа и Мескалеро, основанного на слиянии прото-апачя *T и *K до K в восточной ветви. Таким образом, как можно увидеть в примере ниже, когда западные языки имеют существительные или стебли глагола, которые начинаются с t , связанные формы на восточных языках начнутся с k :

Западный Восточный
Навахо Западный
Апач
Чирикахуа Мескалеро Джикарилла Сороконожка Равнины
Апач
"вода" долговечный шаг ты ты писать писать ушел
"огонь" Kǫ ' Kǫ ' так же из чего Кольцо kǫǫ Kǫ '

Позже он пересмотрел свое предложение в 1971 году, когда обнаружил, что Apache не участвовал в слиянии *k̯/ *C, чтобы рассматривать Apache Plains как языковой эквидиаспорт из других языков, которые теперь называются юго -западными апачеями. Таким образом, некоторые стебли, которые изначально начались с *k̯ в прото-атабаскане, начинаются с CH в Apache, в то время как другие языки начинаются с TS .

Поэтому-
Атабаскан
Навахо Чирикахуа Мескалеро Джикарилла Равнины
Апач
* k̯aʔx̣ʷ "большой" -Tsaa -Tsaa -Tsaa -Tsaa -E

Моррис Оплер (1975) отметил культурное сходство Джикариллы и Липана с языковыми носителями восточного апача и отличиями от ораторов Западного Апача, поддерживая первоначальную классификацию Ходжиера. Другие лингвисты, в частности Майкл Краусс (1973), отметили, что классификация, основанная только на первоначальных согласных существительных и глагольных стеблей, является произвольной, и когда другие звуковые соответствия считаются тем, что отношения между языками кажутся более сложными.

Языки Apache - тональные . Что касается тональной разработки, все языки Apache с низким уровнем маркировки , что означает, что связано с «сутяным» слогом, в протоязычке, разработанном низким тоном, в то время как все другие Rimes развивали высокий тон. Другие северные атабасканские языки с высоким уровнем маркировки : их тональное развитие наоборот. В приведенном ниже примере, если навахо с низким маркой и чирикахуа имеют низкий тон, то на северных атабасканских языках маркиров с высоким уровнем низкий тон.

Низкомечатый Отмечен
Поэтому-
Атабаскан
Навахо Чирикахуа Рабов Киллотин
*taʔ "отец" -что -Taa -táʼ -Ты
*TU · "вода" долговечный ты тюрьма тюрьма

Примечательный исторический апач

Современные люди Apache перечислены под их конкретными племенами, см. Категорию: Apache People . Исторический Apache также перечислены под их группами:

Смотрите также

Пояснительные заметки

  1. ^ Другие слова Zuni, идентифицирующие конкретные группы Apache, являются wilacʔu · kʷe "Белая гора Апач" и Чишэ "kʷe " San Carlos Apache ".
  2. ^ Все термины родства на языках апаче по своей природе одержимы , что означает, что им должен предшествовать притяжательный префикс . Это означает предыдущий дефис.
  3. ^ Имя Мескалеро , на самом деле, происходит от слова MESCAL , ссылка на их использование этого растения в качестве пищи.

Цитаты

  1. ^ «Обзор американского сообщества» . Получено 5 мая 2023 года .
  2. ^ [1] Lenga n'dee/n'nee/ndé
  3. ^ «Профиль населения аборигенов, перепись 2016 года» . Статистика Канады. 21 июня 2018 года . Получено 31 декабря 2021 года .
  4. ^ Jump up to: а беременный "Apache" . Этнолог . SIL International . Получено 25 ноября 2015 года .
  5. ^ "Apache" . Музей Северной Аризоны . Получено 29 октября 2023 года .
  6. ^ "Он история и культивирование и культивировал тщательно занавески .
  7. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «ПРИНЦИОННЫЕ Правительства по району: Южные равнины». Архивировано 28 марта 2012 года, на Wayback Machine Национальный конгресс американских индейцев. Получено 7 марта 2012 года.
  8. ^ «Форт Макдауэлл Явапай Нация» . Меж племенный совет Аризоны . Получено 10 января 2024 года .
  9. ^ Jump up to: а беременный в «ПРИНЦИОННЫЕ Правительства по району: юго -запад». Архивировано 28 марта 2012 года, на Wayback Machine Национальный конгресс американских индейцев. Получено 7 марта 2012 года.
  10. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «ПРИНЦИОННЫЕ Правительства по площади: Западный». Архивировал на 2012-02-28 Национальном конгрессе американских индейцев. Получено 7 марта 2012 года.
  11. ^ "Апач, Липан." Этнолог. Получено 7 марта 2012 года.
  12. ^ Jump up to: а беременный Брюс, Барбара (19 ноября 2021 г.). «13 -й ежегодный альянс Apache состоялся в Сан -Карлосе» . Белая гора независимо . Получено 10 января 2024 года .
  13. ^ Брюс, Барбара (19 ноября 2021 г.). «13 -й ежегодный альянс Apache состоялся в Сан -Карлосе» . Белая гора независимо . Получено 25 июня 2024 года . Согласно сообщению [Терри] Рамблера на его странице в Facebook, «представители племени Apache White Mountain, нации форта McDowell Yavapai, племя Fort Sill Apache, племени Mescalero Apache и апачей Липана».
  14. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Стэнли Ньюман. (1958). Зуни словарь . Блумингтон: издательство Университета Индианы; Стэнли Ньюман. (1965). Zuni Grammar . Альбукерке: Университет Нью -Мексико Пресс. (Newman, pp. 32, 63, 65; de reuse, p. 385)
  15. ^ «Школы округа Джонсон» . Архивировано из оригинала 2012-09-04.
  16. ^ «Торговый пост Хаббелла: часто задаваемые вопросы» . Служба национальных парков . Министерство внутренних дел США . Получено 10 ноября 2018 года .
  17. ^ "Apache" . Онлайн этимологический словарь .
  18. ^ Барнс, Томас С.; Нейлор, Томас Х.; Полцер, Чарльз В. Северный Новый Испания: Руководство по исследованию . Университет Аризоны . Получено 10 мая 2024 года .
  19. ^ «Amistad NRA: исследование племенной принадлежности американских индейцев (этап 1) (глава 2)» . npshistory.com . Получено 12 августа 2024 года .
  20. ^ Альтернативные написания включают в себя: Chilome, Chocolome, Curor, Holest, [ 18 ] Чаломе, Золом. [ 19 ]
  21. ^ Бругге, Дэвид М. (1968). Навахо в католической церкви записи Нью -Мексико 1694–1875 . Window Rock, Аризона: исследовательский раздел, племя навахо.
  22. ^ Подобные слова возникают в Jicarilla Chíshín и Lipan Chishį́į́hį́į́ "Forest Lipan".
  23. ^ Opler перечисляет три группы Chiricahua, в то время как Schroeder перечисляет пять
  24. ^ Барнс, Томас С.; Нейлор, Томас Х.; Полцер, Чарльз В. Северный Новый Испания: Руководство по исследованию . Университет Аризоны . Получено 10 мая 2024 года .
  25. ^ Альтернативные написания включают в себя: Карлане, Карбам [ 24 ]
  26. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Май, Джон Д. "Апач, Липан" . Энциклопедия истории и культуры Оклахомы . Историческое общество Оклахомы . Получено 8 мая 2024 года .
  27. ^ Jump up to: а беременный в Карлайл, Джеффри Д. "Апаче индейцы" . Техас за пределами истории . Техасская государственная историческая ассоциация . Получено 8 мая 2024 года .
  28. ^ «Амистад NRA: исследование племенной принадлежности американских индейцев (этап 1) (глава 3)» . npshistory.com . Получено 11 августа 2024 года .
  29. ^ Гудвин, с. 55
  30. ^ Jump up to: а беременный в Робертс, Сьюзен А.; Робертс, Кэлвин А. (1998). История Нью -Мексико . Альбукерке: Университет Нью -Мексико Пресс. С. 48–49. ISBN  0-8263-1792-8 .
  31. ^ Корделл, с. 148
  32. ^ Seymour 2004, 2009 A, 2009 B, 2010
  33. ^ Хаммонд и Рей
  34. ^ Jump up to: а беременный Хендерсон
  35. ^ Seymour 2004, 2009b, 2010
  36. ^ Корделл, с. 151
  37. ^ Задержка, Брайан, война тысячи пустыни . Нью -Хейвен: Yale U Press, 2008, с. 298
  38. ^ Низкий, с. 462
  39. ^ Шуберт, Фрэнк Н. (1997). Черная доблесть: солдаты Буффало и Медаль Чести, 1870–1898 . Scholarly Resources Inc. с. 41, 42 . ISBN  9780842025867 .
  40. ^ Миль, с. 526
  41. ^ « Стефани Вудворд», коренные американцы разоблачают эру усыновления и ремонтируют свою опустошение » , Indian Country Media Network, извлеченная 3 марта 2013 года.
  42. ^ Opler 1983a, p. 369
  43. ^ Бас 1983
  44. ^ Opler 1936b
  45. ^ Opler, 1941, с. 22–23, 385–386
  46. ^ Seymour 2009a, 2010b
  47. ^ Кэролин Кейси. Apache , Marshall Cavendish, 2006, p. 18
  48. ^ Информация об апаше наступает в Бассо (1983: 467–470), Foster & McCollough (2001: 928–929), Opler (1936b: 205–210; 1941: 316–336, 354–375; 1983b: 412–413 ; 1983c: 431–432;
  49. ^ Бругге, с
  50. ^ Земли
  51. ^ "Западная рубашка из бисера." История : изделия » . ювелирные
  52. ^ Moerman, Daniel E. (2010). Фудовые растения коренных американцев: этноботанический словарь . Пресса Тревогита. п. 215. ISBN  9781604691894 .
  53. ^ «Мы останемся: геронимо, американский опыт » . Пбс. Архивировано из оригинала 9 декабря 2009 года . Получено 10 ноября 2009 г.
  54. ^ Jump up to: а беременный Opler 1983a, pp. 368–369
  55. ^ Бассо, 1969, с. 30
  56. ^ Opler 1983a, pp. 372–373
  57. ^ Кшивицки, Людвик (1934). Примитивное общество и его жизненно важное статистика . Публикации Польского социологического института. Лондон: Макмиллан. п. 524-526.
  58. ^ «Распределение племен американских индейцев: Apache людей в США» .
  59. ^ Бонд, Je; Opell, BD (2002). «Филогения и таксономия родов юго-западных североамериканских пауков Euctenizinae и их родственников (Araneae: Mygalomorphae: Cyrtaucheniidae)» . Зоологический журнал Линневого общества . 136 (3): 487–534. doi : 10.1046/j.1096-3642.2002.00035.x .

Общая библиография

  • Бассо, Кит Х. (1969). «Western Apache Колдовство», Антропологические документы Университета Аризоны (№ 15). Тусон: Университет Аризоны Пресс,
  • Бругге, Дэвид М. (1968). Навахо в католической церкви записи Нью -Мексико 1694–1875 . Window Rock, Аризона: исследовательский раздел, племя навахо.
  • Бругге, Дэвид М. (1983). «Предыстория и история навахо до 1850 года», в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: юго -запад (том 10, с. 489–501). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Корделл, Линда С. Древние Пуэбло . St. Remy Press и Smithsonian Institution, 1994. ISBN   0-89599-038-5 .
  • Etulain, Richard W. New Mexican Lives: биографическая история , Центр американского запада Университета Нью -Мексико, Университет Нью -Мексико Пресс, 2002. ISBN   0-8263-2433-9
  • Фостер, Моррис W; & McCollough, Martha. (2001). «Plains Apache», в RJ Demallie (ред.), Справочник по североамериканским индейцам: равнины (том 13, с. 926–939). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Gatewood, Charles B. (под редакцией Луи Крафта). Лейтенант Чарльз Гейтвуд и его мемуары Apache Wars. Университет Небраски Пресс, 2005. ISBN   978-0-8032-2772-9 .
  • Гудвин, Гринвилл (1969) [1941]. Социальная организация Западного Апача . Тусон, Аризона: Университет Аризоны Пресс. LCCN   76-75453 .
  • Ганнерсон, Джеймс Х. (1979). «Южная атапасканская археология», в А. Ортис (ред.), Справочник по североамериканским индейцам: Юго -Запад (том 9, с. 162–169). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Хейли, Джеймс Л. Апачес: портрет истории и культуры . Университет Оклахома Пресс, 1997. ISBN   0-8061-2978-6 .
  • Хаммонд, Джордж П. и Рей, Агапито (ред.). (1940). Повествования об экспедиции Коронадо 1540–1542. Альбукерке: Университет Нью -Мексико Пресс.
  • Хендерсон, Ричард. (1994). «Репликация собаки« Травуа »путешествует на северных равнинах», Plains Anthropologogity , 39 , 145–59.
  • Ходж, FW (ред.). (1907). Справочник американских индейцев . Вашингтон.
  • Хойер, Гарри. (1938). «Южные атапаскинские языки», Американский антрополог , 40 (1), 75–87.
  • Хойер, Гарри. (1971). «Позиция апачеровских языков в атапасканском запасе», в KH Basso & Me Opler (ред.), История и этнологии культуры Апачея (стр. 3–6). Антропологические документы Университета Аризоны (№ 21). Тусон: Университет Аризоны Пресс.
  • Hold, Martin E. (1983). 49 ( 2 , 186–1 )
  • Краусс, Майкл Э. (1973). «Na-Dene», в Ta Sebeok (ed.), Лингвистика в Северной Америке (стр. 903–978). Тенденции тока в лингвистике (том 10). Гаага: Мутон. (Перепечатано 1976).
  • Ландар, Герберт Дж. (1960). «Потеря атапасканских слов для рыбы на юго -западе», Международный журнал американской лингвистики , 26 (1), 75–77.
  • Майлз, генерал Нельсон Эпплтон. (1897). Личные воспоминания и наблюдения генерала Нельсона А. Майлза, охватывающего краткий обзор гражданской войны, или, от Новой Англии до Золотых Ворот, и историю его индийских кампаний, с комментариями о разведке, развитии и прогрессе нашего великого западного империя . Чикаго: компания Werner.
  • Opler, Morris E. (1936a). «Краткое изложение культуры Jicarilla Apache», Американский антрополог , 38 (2), 202–223.
  • Opler, Morris E. (1936b). «Системы родства южных атапасканских племен», американский антрополог , 38 (4), 620–633.
  • Opler, Morris E. (1941). Apache Life-Way: экономические, социальные и религиозные институты индейцев хирикахуа . Чикаго: Университет Чикагской Прессы.
  • Opler, Morris E. (1975). «Проблемы в истории культуры Апачея, с особой ссылкой на Апач Липана», Антропологический квартал , 48 (3), 182–192.
  • Opler, Morris E. (1983a). «Образец апачевой культуры и ее происхождение», в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: Юго -Запад (том 10, с. 368–392). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Opler, Morris E. (1983b). "Chiricahua Apache", в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: юго -запад (том 10, с. 401–418). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Opler, Morris E. (1983c). «Mescalero Apache», в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: юго -запад (том 10, с. 419–439). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Opler, Morris E. (2001). «Липан Апач», в RJ Demallie (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: равнины (том 13, с. 941–952). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Плог, Стивен . (1997). Древние народы американского юго -запада. Лондон: Темза и Лондон, Ltd. ISBN   0-500-27939-X .
  • Повторное использование, Willem J., De. (1983). «Образец апачевой культуры и ее происхождение: синонимия», в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: юго -запад (том 10, с. 385–392). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Schroeder, Albert H. (1963). "Navajo and Apache relationships west of the Rio Grande", Шредер, Альберт Х. (1963). , 70Полем
  • Schroeder, Albert H. (1974a). «Изучение индейцев Apache: части 1–3», в этнологии американских индейцев: индейцы юго -запада . Нью -Йорк: Гарленда.
  • Schroeder, Albert H. (1974b). «Изучение индейцев Apache: части 4–5», Этнология американских индейцев: индейцы юго -запада . Нью -Йорк: Гарленда.
  • Schroeder, Albert H. (1974c). «Jicarilla Apache», Этнология американских индейцев: индейцы юго -запада . Нью -Йорк: Гарленда.
  • Seymour, Deni J. (2004) «Ranchería в Большой Апачерии: свидетельство межкультурного взаимодействия на участке Серро Рохо», Plains Anthropologotogogital 49 (190): 153–1
  • Seymour, Deni J. (2009a) «Apache девятнадцатого века Wickiups: Исторически документированные модели для археологических подписей жилищных людей», Antiquity 83 (319): 157–164.
  • Seymour, Deni J. (2009b) «Оценка счетов очевидцев на народах вдоль тропы Коронадо от международной границы до Cibola», Нью -Мексико Исторический обзор 84 (3): 399–435.
  • Seymour, Deni J. (2010a) «Контекстуальные несоответствия, статистические выбросы и аномалии: нацеливание на незаметные профессиональные события», Американская древность 75 (1): 158–176.
  • Seymour, Deni J. (2010b) «Циклы обновления, транспортные активы: аспекты родовного жилья», Антрополог Plains (весна или летний выпуск)
  • Sweete, Edwin R. (1998). Коллеры: Эдуктор апачей Ciricaua Университет Оклахома Пресс. ISBN   0-8061-3063-6
  • Террелл, Джон Аптон. (1972). Apache Chronicle . World Publishing. ISBN   0-529-04520-6 .
  • Tiller, Veronica E. (1983). «Jicarilla Apache», в A. Ortiz (ed.), Справочник по североамериканским индейцам: юго -запад (том 10, с. 440–461). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Уизерспун, Гэри . (1983). «Социальная организация Навахо», в А. Ортис (ред.), Справочник по североамериканским индейцам: Юго -Запад (том 10, с. 524–535). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
  • Вустер, Дональд Э. (1992). Апачи: Орлы Юго -Запада , издательство Оклахома. ISBN   0-8061-1495-9 .

Дальнейшее чтение

  • Конрад, Пол (2021). Апаче диаспора: четыре столетия смещения и выживания . Университет Пенсильвании Пресс. ISBN  978-0-8122-9954-0 .
  • Парк, JF (1961). Апачи в мексиканско-американских отношениях, 1848–1861 гг.: Сноска до договора Гадсдена . Аризона и Запад, 3 (2), 129–146.

Племенные сайты

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7e0d909cc9ac8da0e8ce8d144acd5ad__1725452580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/ad/a7e0d909cc9ac8da0e8ce8d144acd5ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apache - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)