Спевсипп
Спевсипп | |
---|---|
![]() Спевсипп, гравюра 17 века. | |
Рожденный | в. 408 г. до н. э. Афины |
Умер | 339/8 г. до н. э. Афины |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | Платонизм |
Основные интересы | Эпистемология , Метафизика , Этика |
Известные идеи | Развил философию Платона, но отверг теорию форм. |
Спевсипп ( / s p juː ˈ s ɪ p ə s / ; [ 1 ] Греческий : Спевсипп ; в. 408 – 339/8 гг. до н. э. [ 2 ] ) — древнегреческий философ . Спевсипп был Платона племянником и его сестры Потоне . После смерти Платона, ок. В 348 г. до н.э. Спевсипп унаследовал Академию в возрасте около 60 лет и оставался ее главой в течение следующих восьми лет. Однако после инсульта он передал кресло Ксенократу . Хотя Спевсипп был преемником Платона в Академии, он часто отклонялся от учения Платона. Платона Он отверг теорию форм , и хотя Платон отождествлял Добро с высшим принципом , Спевсипп утверждал, что Добро было просто вторичным. Он также утверждал, что невозможно иметь удовлетворительное знание о какой-либо вещи, не зная всех отличий, которыми она отделена от всего остального.
Стандартным изданием сохранившихся фрагментов и свидетельств является книга Леонардо Тарана «Спевсипп Афинский: критическое исследование со сборником связанных текстов и комментариев» (1982).
Жизнь
[ редактировать ]Спевсипп был уроженцем Афин , сыном Эвримедонта и Потоны , сестры Платона . [ 3 ] он принадлежал к дему Миррина . [ 4 ] В псевдониме « Тринадцатое письмо Платона» утверждается, что Спевсипп женился на своей племяннице (внучке своей матери). [ 5 ] Мы ничего не знаем о его жизни до того времени, когда он сопровождал своего дядю Платона в его третьем путешествии в Сиракузы (Италия), где он проявил значительные способности и благоразумие, особенно в своих дружеских отношениях с Дионом . [ 6 ] Его моральную ценность признает даже Тимон , хотя бы только для того, чтобы он мог еще более беспощадно высмеивать свой интеллект. [ 7 ]
Сообщения о его внезапных приступах гнева, его жадности и распутстве, вероятно, взяты из очень нечистого источника: Афинея. [ 8 ] и Диоген Лаэртий [ 9 ] могут привести в качестве авторитета для них едва ли что-либо большее, чем злоупотребления в каких-то ложных [ 10 ] письма Дионисия Младшего , изгнанного Дионом, при содействии Спевсиппа. Будучи избранным Платоном своим преемником на посту руководителя ( стипендиата ) Академии . , он находился во главе школы всего восемь лет (348/7–339/8 до н. э.) Умер он, по-видимому, от затяжной паралитической болезни. [ 11 ] предположительно инсульт . На посту главы школы его сменил Ксенократ .
Философия
[ редактировать ]Диоген Лаэртий дает нам список некоторых названий многих диалогов и комментариев Спевсиппа, который мало помогает в определении их содержания, а фрагменты, предоставленные другими авторами, дают нам лишь немного больше.
Эпистемология
[ редактировать ]Спевсипп был заинтересован в объединении вещей, сходных по своей философской трактовке. [ 12 ] а также в выведении и обосновании идей родов и видов : ибо его интересовало, что общего между различными науками и как они могут быть связаны. [ 13 ] Таким образом, он способствовал тройственному разделению философии на диалектику , этику и физику , для которого Платон заложил основу, не упуская при этом из виду взаимную связь этих трех разделов философии. Спевсипп утверждал, что никто не может прийти к полному определению, если не знает всех различий, которыми вещь, подлежащая определению, отделяется от остальных. [ 14 ]
Подобно Платону, Спевсипп различал то, что является предметом мысли , и то, что является предметом чувственного восприятия , между познанием разума и чувственным восприятием. Однако он пытался показать, как восприятие может быть воспринято и преобразовано в знание путем допущения восприятия, которое, благодаря причастности к разумной истине, возвысится до ранга знания. Под этим он, по-видимому, понимал непосредственный (прежде всего эстетический) способ представления; поскольку он апеллировал в поддержку этого взгляда к тому соображении, что художественное мастерство имеет свою основу не в чувственной деятельности, а в безошибочной способности различать свои предметы, т. е. в разумном восприятии их. [ 15 ]
Метафизика
[ редактировать ]Платона Спевсипп отверг теорию форм ; тогда как Платон проводил различие между идеальными числами (т.е. платоническими формами чисел) и математическими числами, Спевсипп отвергал идеальные числа и, следовательно, идеи . [ 16 ] Он старался более четко определить идею субстанции, выделяя ее виды, различие между которыми, по его мнению, должно было произойти из различия принципов ( archai ), на которых они основаны. Так он различал субстанции числа , размера и души , тогда как Платон относил их как отдельные сущности к идеальным числам. [ 17 ]
Спевсипп создал еще больше видов субстанции, начиная с Единого и принимая принципы для каждого вида субстанции: одно для чисел, другое для пространственных величин, а затем третье для души; и, продолжая таким образом, он умножает виды субстанции. [ 18 ]
Тем не менее, Спевсипп также должен был признать нечто общее в этих различных видах субстанций, поскольку, во-первых, он исходил из абсолютного Единого и рассматривал его как формальный принцип , который был у них общим, [ 19 ] и, во-вторых, он, по-видимому, предполагал, что множество и многообразие были общим первичным элементом в их составе. Но какое-то ясное представление мы можем получить только о трудностях, которые привели его к этому и подобным отклонениям от платонистской доктрины, а не о том, каким образом он думал, что избежал этих трудностей, различая различные виды принципов . Критика Аристотеля , направленная, очевидно, против Спевсиппа, показывает, насколько мало он был удовлетворен модификацией первоначального платонистского учения.
С этим отклонением от учения Платона связано другое, имеющее более широкий диапазон. В качестве окончательного принципа Спевсипп, вместе с Платоном, не признавал Добро , но вместе с другими (которые, несомненно, также были платонистами), возвращаясь к более старым теологам , утверждал, что принципы вселенной должны быть установлены как причины хорошие и совершенные, но не были самими добрыми и совершенными, которые скорее следует рассматривать как результат порожденного существования или развития, так же как семена растений и животных сами по себе не являются полностью сформировавшимися растениями или животными. [ 20 ]
Спевсипп [предполагает], что высшая красота и доброта не присутствуют в начале, потому что начала как у растений, так и у животных суть причины, а красота и полнота заключаются в следствиях их. [ 21 ]
Высший принцип он обозначил, как и Платон, как Абсолютное Единое, но его нельзя было рассматривать как существующую сущность, поскольку все сущности могут быть только результатом развития. [ 22 ] Однако, когда он вместе с пифагорейцами считал Единое в ряду благ , [ 23 ] он, вероятно, задумал его только в противопоставлении Множеству и хотел указать, что из Единого , а не из Множества . добро и совершенное должно быть получено [ 24 ] Тем не менее Спевсипп, кажется, приписывал первобытному Единству жизненную деятельность, как неразрывно принадлежащую ему. [ 25 ] вероятно, для того, чтобы объяснить, как оно могло в процессе саморазвития вырасти в добро, дух и т. д.; ибо дух он также отличал от единого, как и от добра; и добро от удовольствия и боли. [ 26 ] Менее достойна внимания попытка Спевсиппа найти более подходящее выражение материальному принципу , неопределенной двойственности Платона; [ 27 ] и его пифагорейский способ рассмотрения учения о числах, который мы можем видеть в отрывках из его трактата о пифагорейских числах.
Этика
[ редактировать ]
Список произведений Спевсиппа Диогена Лаэртского включает в себя названия о справедливости, дружбе, удовольствиях и богатстве. Климент Александрийский (фр. 77 Таран) сообщает, что Спевсипп считал счастье «состоянием, полным в тех вещах, которые соответствуют природе, состоянием, желаемым всеми людьми, в то время как Добро стремится к свободе от беспокойства; и добродетели будут приносить счастье». Это свидетельство предполагает, что этика Спевсиппа могла быть важной основой этических идей стоиков ( соответствие воли природе) и эпикурейцев (сравните «свободу от беспокойства», аоклезию , с понятием атараксии ).
Современные ученые обнаружили полемику между Спевсиппом и Евдоксом Книдским по поводу добра. Евдокс также признает, что Добро будет тем, к чему стремятся все люди, но определяет это как удовольствие, в отличие от исключительного внимания Спевсиппа к моральным благам. Тексты Аристотеля и Авла Геллия предполагают, что Спевсипп настаивал на том, что удовольствие не является благом, а что Добро находится «между противоположностями удовольствия и боли». Возможно, спор между Спевсиппом и Евдоксом повлиял на «Филеба» Платона (особенно 53c–55a). [ 28 ]
Спевсипп, по-видимому, также развил идеи Платона о справедливости и гражданине , а также фундаментальные принципы законодательства.
Список работ
[ редактировать ]Диоген Лаэртий приводит подборку своих произведений, добавляя, что все его сочинения представляют собой 43 475 строк рукописи. [ 29 ]
|
|
См. также
[ редактировать ]- Неписаные доктрины Платона для дебатов в Ранней Академии по поводу эзотеризма Платона.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Имя «Спевсипп» произносится /spu-Sip'-əs/. В Джеймсе Ноулзе, «Произношении и толковом словаре английского языка» , 1835, с. 771 .
- ^ Доранди 1999 , с. 48.
- ^ Лаэрций 1925 , § 1; Суда, Спевсипп
- ^ Диоген Лаэртский, Жизнеописания философов, 4.1.
- ^ Дебра Нэйлс (2002), Люди Платона: просопография Платона и других сократиков , стр. 272. Хакетт
- ^ Плутарх, Дион , ок. 22. 17
- ^ Плутарх, Дион , с. 17
- ^ Афиней, VII. 279, хII. 546
- ^ Лаэрций 1925 , § 1-2; комп. Суда, Спевсипп ; Тертуллиан, апологет в. 46.
- ^ Леонардо Таран (1981), Спевсипп Афинский: критическое исследование с собранием связанных текстов и комментариев , страница 6. BRILL
- ^ Лаэрций 1925 , § 3–4.
- ^ Лаэрций 1925 , § 5.
- ^ Диодор, ап. Лаэрций 1925 , § 2
- ^ Фемистий, у Аристотеля, Analytica Posteriora
- ^ Секст Эмпирик, нар. Математика. viii. 145 и след.
- ^ Аристотель, Метафизика , vii. 2, и. 6, 13. 8-9
- ^ Аристотеля Метафизика , vi. 2, 11, хii. 10, на душе , т.е. 2; Ямвлих, ап. Стобей, Эклога. я.
- ^ Аристотель, Метафизика , vii. 2
- ^ Аристотель, Метафизика , vi. 2, 14. 3, xiii. 9
- ^ Аристотель, Метафизика , xiv. 4, 5, xiii. 7, хII. 10 Никомахова этика , т.е. 4; Цицерон, «О природе богов» , т. 13; Стобеус, Экл. я.; Теофраст, Метафизика , 9
- ^ Аристотель, Метафизика , xii. 7
- ^ Аристотель, Метафизика , xii. 7, ix. 8, 14. 5
- ^ Аристотеля Никомахова этика , i. 4
- ^ комп. Аристотель, «Метафизика» , 14. 4, хII. 10
- ^ Цицерон, О природе богов , i. 13
- ^ Стобеус, Экл. Физ. я. 1; комп. Аристотель, «Метафизика» , 14. 4, Никомахова этика , vii. 14
- ^ Аристотель, Метафизика , xiv. 4, 5, сост. 2, 1, xiii. 9
- ^ Рассел Дэнси, «Спевсипп», Стэнфордская энциклопедия философии , 2003 г.
- ^ Диоген Лаэртий, Жизнеописания выдающихся философов , iv. 4, 5.
Ссылки
[ редактировать ]- Доранди, Тициано (1999). «Глава 2: Хронология». В Альгре, Кеймпе; и др. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 48. ИСБН 9780521250283 .
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:4. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
Атрибуция:
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Издания
[ редактировать ]- Пол Ланг, De Speusippus Academici scripis. Акцеденские фрагменты , дисс. Бонн, 1911 г. (представитель Франкфурт-1964 г., Хильдесхайм 1965 г.)
- Элиас Бикерманн и Йоханнес Сикутрис, письмо Спевсиппа королю Филиппу: текст, перевод, исследования , отчеты о переговорах Саксонской академии наук в Лейпциге: Филолого-исторический класс 80:3 (1928)
- Маргарита Иснарди Паренте, Спевсиппо: Фрагменты. Издание, перевод и комментарии , Неаполь: Итальянский институт философских исследований, 1980.
- Леонардо Таран, Спевсипп Афинский: критическое исследование со сборником связанных текстов и комментариев , Лейден: Брилл, 1982.
- Энтони Фрэнсис Натоли, Письмо Спевсиппа Филиппу II: введение, испытание, перевод и комментарий ( Historia Einzeschriften 176), Штутгарт: Франц Штайнер, 2004 г.
Исследования
[ редактировать ]- Джон Диллон: Наследники Платона. Исследование Старой Академии (347–274 гг. до н.э.) . Кларендон Пресс, Оксфорд, 2003 г., ISBN 0-19-927946-2
- Ганс Кремер: Спейзипп . В: Очерк истории философии , Философия древности , Том 3: Старшая Академия - Аристотель - Перипат , изд. Хельмут Флашар . 2-е издание. Швабе, Базель 2004 г., ISBN 3-7965-1998-9 , С. 13–31.
- Дебра Нэйлс: Люди Платона. Просопография Платона и других сократиков , Индианаполис, 2002 г., ISBN 0-87220-564-9 , стр. 271f. (и генеалогическое древо стр. 244)
- Равайссон, Феликс (1838). Трактаты Спевсиппи о первоначалах вещей, вроде тех, что были от Аристотеля (на латыни). Братья Фирмена Дидо испражнялись.
- Фабиан Вильгельми: Письмо Исократа Филиппа и Спевсиппа королю Филиппу II с просьбой о королевском покровительстве , Дюссельдорф, 2010 г., ISBN 3-640-89613-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дэнси, Рассел. «Спевсипп» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Джексон, Генри (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.).