Городские и сельские предприятия
китайский портал |
Городские и деревенские предприятия ( TVEs , упрощенный китайский : 乡镇企业 ; традиционный китайский 鄉鎮 企業 ; пиньинь : Xiāngzhèn qǐyè ) — это рыночно-ориентированные государственные предприятия, находящиеся в ведении местных органов власти и базирующиеся в поселках и деревнях Китая : .
История
[ редактировать ]До реформы и открытости
[ редактировать ]Хотя, как сообщается, китайский лидер Дэн Сяопин заявил, что TVE «появляются (появляются) из ниоткуда» в 1987 году, промышленное развитие в сельских районах Китая можно проследить еще в 1950-х годах. [ 1 ] В этот период сельские предприятия, часто носившие названия «коммунальные и бригадные предприятия» и незначительные по размерам, служили дополнением к тем государственным предприятиям (ГП), которые в основном ориентировались на отрасли тяжелой промышленности и были созданы народными коммунами. и мосты для поддержки сельскохозяйственного производства и производства сельской социальной продукции для местных и внутренних нужд. [ 2 ] Политические потрясения конца 1950-х и начала 1960-х годов, как и « Большой скачок» , в свое время остановили развитие сельских предприятий, а некоторые из них были приостановлены. Тем не менее, благодаря поощрению китайского правительства к производству сельских социальных товаров, энтузиазм сельских предприятий снова возрос в 1965 году. Согласно официальным данным, число сельских предприятий составляло около 122 000 в 1965 году и быстро увеличилось до 447 000 в 1970 году. [ 3 ] Однако в этот период сельские предприятия были ограничены определенными промышленными и сельскохозяйственными отраслями, включая производство железа, стали, цемента, химических удобрений, гидроэлектроэнергии и сельскохозяйственных инструментов. [ 4 ]
После 1978 года
[ редактировать ]С 1978 по 1988 год городские предприятия переживали быстрый рост благодаря преференциальному режиму в рамках политики «реформ и открытости». [ 5 ]
Большинство ТиПО возникло в период реформ 1980-х годов (Huang, 2008). В 1978 году, в начале периода реформ, их было всего 1,5 миллиона, и после того, как Государственный совет Китайской Народной Республики впервые официально использовал термин «поселковые и деревенские предприятия» в марте 1984 года. [ 6 ] К 1985 году количество ТиПО превысило 12 миллионов. Реформы 1978 года изменили ТиПО, которое стало самой динамичной частью китайской экономики, поскольку в 1980-х и начале 1990-х годов оно значительно расширилось.
Однако с 1989 по 1991 год эти предприятия столкнулись с проблемами из-за слияния государственного управления с деятельностью предприятий, что ознаменовало период перехода и реструктуризации. [ 7 ]
После южного турне Дэн Сяопина с 1992 по 1996 год предприятия поселка вступили в фазу ускоренного развития и после перехода и реструктуризации приобрели новый имидж. [ 8 ] Занятость в сфере ТиПО выросла с 28 миллионов в 1978 году до пика в 135 миллионов в 1996 году. [ 9 ] Аналогичным образом, производство ТВЭ увеличилось до 1,8 триллионов юаней в 1992 году с 49 миллиардов юаней в 1978 году. [ 10 ] Более половины производства TVE в 1980-х годах приходилось на восточно-прибрежные и центральные провинции, такие как провинции Гуандун , Фуцзянь , Чжэцзян , Цзянсу , Шаньдун и Хунань. [ 11 ] В Цзянсу и Шаньдуне на предприятиях ТВП занято около 30 процентов сельской рабочей силы. [ 12 ] Однако следует отметить, что многие предприятия ТиПО специализируются на производстве трудоемкой продукции без более высоких технологических требований. [ 2 ]
В рамках стратегии, которая стала известна под лозунгом «ношение красной шляпы», некоторые частные предприниматели получили разрешение от поселков и деревень зарегистрировать свои частные предприятия как ТВП, чтобы избежать ограничений на количество сотрудников, которые может иметь малый частный бизнес. . [ 13 ] : 97–98
Поскольку после середины 1990-х годов частная собственность стала менее политически противоречивой, пропорциональная доля ТВП в национальной экономике снизилась. [ 13 ] : 99 Многие из них были либо приватизированы, либо преобразованы в акционерные компании. [ 13 ] : 99
Примечательные характеристики
[ редактировать ]Местоположение и право собственности
[ редактировать ]Многие из этих фирм находились в «коллективной собственности» в том смысле, что теоретическая собственность принадлежала коллективам либо в результате прежнего спонсорства, либо потому, что поселковые и сельские администрации взяли на себя инициативу в создании новых ТиПО после распада сельскохозяйственных коллективов. Конечные «права собственности» оставались за коллективом, тогда как «права использования» были делегированы менеджерам коллективных TVE. Сложность этой схемы привела к тому, что коллективные (поселковые и деревенские) права собственности на ТВЭ были названы «нечеткими». Отсутствие настоящей системы прав собственности рухнуло за короткий промежуток времени, поскольку поселки и деревни экспроприировали права пользования, используя свои права собственности.
TVE относится к местонахождению предприятий, а не к структуре собственности. То есть, TVE никогда не относилось только к компаниям, принадлежащим поселкам и селам; скорее, TVE относится к компаниям, расположенным в поселках и деревнях. В подтверждение этого Хуанг (2008) цитирует документ Министерства сельского хозяйства Китая от 1984 года: К TVE относятся предприятия, спонсируемые поселками и деревнями, союзные предприятия [частные акционерные компании], образованные крестьянами, другие союзные предприятия и отдельные предприятия». TVE отличались уникальной структурой собственности и корпоративного управления. [ 14 ]
ТиПО были очень гибкими с точки зрения организационной структуры и структуры собственности. В то время как некоторые из них находились в ведении местных органов власти, другие носили более независимый характер. Вонг показал, что на протяжении 1980-х годов большинство предположительно коллективных предприятий ТиПО на практике действовали как частные предприятия. [ 15 ] В этом смысле использование термина «коллектив» маскировало приватизацию сельских предприятий в то время, когда для некоторых она была идеологически подрывной.
ТиПО развивалось быстрее всего в тех регионах, где централизованное планирование дало плохие результаты либо из-за нехватки, либо из-за бесполезных излишков. [ 16 ] : 88
Создание ТиПО по регионам в 1998 г. | |||
---|---|---|---|
Количество ТВЭ
(в 1000) |
Количество человек
занятые (млн) |
Общий доход от бизнеса
(млрд юаней) | |
Восток | 7580 | 60.37 | 2539.99 |
Центральный | 7302 | 42.29 | 987.00 |
Запад | 5075 | 22.71 | 291.34 |
Вся страна | 20039 | 125.37 | 3828.4 |
Источник: Статистический ежегодник Китая, 1999 год.
Сопоставимые преимущества
[ редактировать ]Гибридный статус ТиПО, не являющегося ни государственным, ни частным, обеспечил значительные преимущества в реформирующейся экономике Китая. [ 13 ] : 80 Поскольку они не принадлежали государству, ТиПО не ограничивалось политикой государственного планирования или контролем над ценами. [ 13 ] : 80 А поскольку они не были частными, они не вызывали политических споров. [ 13 ] : 80
ТиПО также предоставили местным органам власти возможности получения доходов после того, как в эпоху реформ были введены финансовые контракты - система, в которой каждый уровень правительства переводил определенную сумму налога вверх на более высокий уровень правительства и сохранял излишек. [ 13 ] : 80 Однако прибыль TVE можно было бы полностью оставить на местном уровне. [ 13 ] : 80
ТиПО несут единоличную ответственность за прибыли и убытки, получают все факторы производства (капитал, сырье, технологии, персонал и т. д.) с рынка, используют независимые каналы распределения и поставок и работают под гибким управлением с небольшим вмешательством государства и т. д. [ 2 ]
Социально-экономический фон
[ редактировать ]ТиПО процветали с 1978 по 1989 год и были в значительной степени демонтированы в период с 1989 по 1996 год. Ученые назвали ряд причин их успеха. [ 17 ] Политическая институциональная среда благоприятствовала этим «государственным» предприятиям в первые годы реформ, поскольку частный бизнес сталкивался с серьезными ограничениями и дискриминацией с точки зрения ресурсов и регулирования. Кроме того, финансовая децентрализация начала 1980-х годов предоставила местным органам власти больше полномочий по принятию решений и связала бюджетные доходы с карьерным потенциалом местных чиновников, создав для них сильные стимулы для продвижения этих предприятий. [ 18 ] ТиПО вышли на рынок, чтобы воспользоваться пробелами, оставленными на рынке государственными предприятиями, для производства цветных эластичных лент, держателей удостоверений личности и т. д. ТиПО воспользовались преимуществом первопроходца, поскольку на ранних этапах не было конкуренции со стороны частных предприятий. фирм из-за ограничений на рынках. [ 19 ] Сдержанный спрос в Китае на ряд продуктов предоставил широкие возможности получения прибыли для предприятий, работающих на этом раннем этапе. Более того, ТиПО помогли крупные кредиты государственной банковской системы.
В секторе ТиПО произошли драматические изменения в 1995-1996 годах (Хуанг, 2008). Официальная враждебность по отношению к китайскому предпринимательству в период правления Цзян Цзэминя привела к тому, что многие из них ушли из бизнеса, при этом, по некоторым оценкам, около 30 процентов из них обанкротились. [ 20 ] Кроме того, наметилась массовая тенденция к приватизации. [ 21 ] После середины 1990-х годов предприятия ТиПО были вынуждены провести существенную реструктуризацию. Из-за усиления рыночной интеграции и конкуренции, официальной дискриминации в отношении ТиПО и официального предпочтения предприятиям, принадлежащим иностранцам, ТиПО потеряли свои конкурентные позиции. [ 22 ]
Кроме того, конец направленного либерализма в Китае побудил местных чиновников экспроприировать TVE. Поскольку конкуренция усилилась, а получить кредит стало труднее, сектор ТиПО, находившийся в коллективной собственности, вырос по сравнению с частными. Сегодня сельская промышленность больше привязана к местному правительству и сообществу и приняла новые формы и роли (Huang, 2008). Одним из наиболее поразительных событий стал рост «промышленных кластеров» мелких фирм, конкурирующих друг с другом и сотрудничающих, образуя относительно полную производственную цепочку. [ 23 ] Промышленные кластеры также возникли в таких странах, как Бразилия и Италия.
Экологическая проблема
[ редактировать ]Ущерб
[ редактировать ]По данным Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ) и Программы развития ООН ( ПРООН ), TVE в Китае ответственны за более чем 10 миллиардов метрических тонн промышленных сточных вод, что составляет более половины от общего объема. [ 24 ] По данным Всемирного банка (1997), он также является источником 60% загрязнения воздуха и воды в Китае, ставя под угрозу здоровье человека и создавая серьезную угрозу агроэкосистемам. [ 25 ] Хуже того, эти промышленные сточные воды сбрасываются непосредственно в водные ресурсы без какой-либо очистки и контроля. Загрязненная вода нанесла ущерб окружающей среде, в результате чего к 2001 году было загрязнено от 10 до 20 миллионов гектаров земель. [ 24 ] Кроме того, отчеты показали, что кустарные шахты , которые в основном представляют собой TVE, ежегодно выбрасывают сотни тонн ртути . Между тем, поскольку многие TVE были построены вблизи густонаселенных районов, это загрязнение также угрожало здоровью населения поблизости. В целом анализ показал, что люди, живущие вблизи ТПО, имеют более высокий уровень заболеваний и более короткую продолжительность жизни; нерегулируемая деятельность заставила китайские сельские районы платить огромную цену за ущерб окружающей среде. [ 24 ]
Элементы управления
[ редактировать ]В ответ на климатический кризис, вызванный TVE, правительство в 1979 году приняло постановление, согласно которому «Перенос продуктов и производств, содержащих токсичные и опасные вещества, в сельские районы запрещен, если он не сопровождается передачей эффективного оборудования для борьбы с загрязнением». [ 2 ] Результат оказался неудовлетворительным: многие вредные виды деятельности все еще существовали и игнорировали регулирование. Более того, ТВЭ основывались на старых и загрязненных типах оборудования, отличавшихся от городских пространств, поэтому контролировать загрязнение было сложно из-за их расположения и большого количества. [ 2 ] В ходе восьмой пятилетки китайское правительство усилило политику по борьбе с ухудшающимся климатическим кризисом. Хотя изменения в большей степени касались городских городов, это повлияло на загрязнение ТВЭ, особенно сточных вод. [ 2 ]
Отношения к реформам и современному Китаю
[ редактировать ]Ключевые политические и экономические реформы способствовали развитию ТиПО. Переход от коллективного общинного производства к контрактному производству в домашних хозяйствах в сочетании с возрождением сельских и городских рынков оказал существенное влияние на рост ТиПО. [ 26 ]
Фискальная децентрализация в 1984 году позволила местным органам власти сохранить прибыль от ТиПО, стимулируя чиновников способствовать экономическому росту, поскольку их продвижение по службе было связано с получением доходов. [ 27 ] Такая гибкость позволила предприятиям ТиПО приспособиться к рыночным условиям, несмотря на контроль государства над собственностью предприятий и регулированием цен.
В 1994 году введение системы распределения налогов восстановило центральный финансовый контроль. Однако это также ограничило средства местных органов власти, что вызвало обеспокоенность по поводу местных расходов. [ 28 ] Миграция из сельской местности в города увеличила спрос на жилье и инфраструктуру, что привело к росту цен на недвижимость. [ 29 ]
Местные органы власти прибегли к взиманию платы за передачу земли для финансирования городской инфраструктуры. Аналогичным образом, такие застройщики, как Evergrande, полагаются на предварительные продажи и первоначальные взносы, что еще больше обостряет жилищный кризис. Этот сдвиг прав собственности из сельских районов в городские свидетельствует о более широкой урбанизации и экономических преобразованиях, происходящих в Китае.
См. также
[ редактировать ]- Провинция (Китай) (для обсуждения поселков и деревень).
- Производственная группа (Китай)
- Сельское предприятие
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Б. Ли (1993). « «Ретроспектива и перспективы ТиПО за пятнадцать лет реформ и открытости» ». Мир менеджмента (5): 156–65.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нг, Сай-люн (2000). «Городские и деревенские предприятия и сельская среда в Китае» . Обзор Китая : 529–551. ISSN 1680-2012 . JSTOR 23453382 .
- ^ Национальное бюро по охране окружающей среды (1995). «Загрязнение окружающей среды сельской промышленностью и меры контроля в Китае (Zhongguo xiangzhen gongye wuran jiqi fangzhi duice)». Пекин: Zhongguo Huanjing Kexue .
- ^ Сайч, Тони. (2001). Управление и политика Китая. Нью-Йорк: Пэлгрейв.
- ^ Хан, Вэй; Вэй, Иган; Цай, Цзяньмин; Ю, Юньцзян; Чен, Фуронг (01 февраля 2021 г.). «Сельский несельскохозяйственный сектор и исследование доходов сельских жителей в Китае. Эмпирическое исследование поселковых и сельских предприятий после реформы собственности (2000-2013 гг.)» . Журнал сельских исследований . 82 : 161–175. Бибкод : 2021JRurS..82..161H . doi : 10.1016/j.jrurstud.2021.01.001 . ISSN 0743-0167 .
- ^ Хуан, Яшэн. (2008). Капитализм с китайской спецификой. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета
- ^ Хан, Вэй; Вэй, Иган; Цай, Цзяньмин; Ю, Юньцзян; Чен, Фуронг (01 февраля 2021 г.). «Сельский несельскохозяйственный сектор и исследование доходов сельских жителей в Китае. Эмпирическое исследование поселковых и сельских предприятий после реформы собственности (2000-2013 гг.)» . Журнал сельских исследований . 82 : 161–175. Бибкод : 2021JRurS..82..161H . doi : 10.1016/j.jrurstud.2021.01.001 . ISSN 0743-0167 .
- ^ Хан, Вэй; Вэй, Иган; Цай, Цзяньмин; Ю, Юньцзян; Чен, Фуронг (01 февраля 2021 г.). «Сельский несельскохозяйственный сектор и исследование доходов сельских жителей в Китае. Эмпирическое исследование поселковых и сельских предприятий после реформы собственности (2000-2013 гг.)» . Журнал сельских исследований . 82 : 161–175. Бибкод : 2021JRurS..82..161H . doi : 10.1016/j.jrurstud.2021.01.001 . ISSN 0743-0167 .
- ^ Нотон, Барри. (2007). Китайская экономика: переходы и рост. Кембридж: MIT Press.
- ^ Фогель, Эзра Ф. (2011). Дэн Сяопин и трансформация Китая . Кембридж: Belknap Press издательства Гарвардского университета.
- ^ Линь, Цзифу Линь, Цай, Фан и Ли, Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа. Гонконг: Издательство Китайского университета
- ^ Сайч, Тони. (2001). Управление и политика Китая. Нью-Йорк: Пэлгрейв.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Анг, Юэнь Юэнь (2016). Как Китай выбрался из ловушки бедности . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-1-5017-0020-0 . JSTOR 10.7591/j.ctt1zgwm1j .
- ^ Нотон, Барри. (2007). Китайская экономика: переходы и рост. Кембридж: MIT Press.
- ^ Вонг, CPW (1988). Интерпретация промышленного роста в сельской местности в период после Мао. Современный Китай 14(1).
- ^ Джин, Кэйю (2023). Новый учебник Китая: за пределами социализма и капитализма . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-1-9848-7828-1 .
- ^ Кунг и Лин. (2007). Упадок городских и деревенских предприятий в переходный период в Китае. Мировое развитие 35(4).
- ^ Эй, Джин . (1992). Фискальная реформа и экономические основы местного государственного корпоративизма. Мировая политика 45.
- ^ Барри Нотон, Китайская экономика, переходный период и рост (MIT Press, 2007)
- ^ Сайч, Тони. (2001). Управление и политика Китая. Нью-Йорк: Пэлгрейв.
- ^ Парк, А. и Шен, Мингао. (2003). Кредитование совместной ответственности и взлет и падение городских и сельских предприятий Китая. Журнал экономики развития 71 (2).
- ^ Нотон, Барри. (2007). Китайская экономика: переходы и рост. Кембридж: MIT Press.
- ^ Нотон, Барри. (2007). Китайская экономика: переходы и рост. Кембридж: MIT Press.
- ^ Перейти обратно: а б с Ван, Сяорун; У, Сыин; Сун, Цинкунь; Це, Лап-А; Ю, Игнатий Т.С.; Вонг, Цзе-Вай; Гриффитс, Сиан (31 января 2011 г.). «Проблемы охраны труда и техники безопасности в Китае — в центре внимания поселково-сельские предприятия» . Архивы окружающей среды и гигиены труда . 66 (1): 3–11. Бибкод : 2011ArEOH..66....3W . дои : 10.1080/19338244.2010.486424 . ISSN 1933-8244 . ПМИД 21337180 . S2CID 33000804 .
- ^ Тилт, Брайан (июнь 2006 г.). «Восприятие риска промышленного загрязнения в Китае: сравнение профессиональных групп» . Человеческая организация . 65 (2): 115–127. doi : 10.17730/humo.65.2.69dufcr1hatnpu5v . ISSN 0018-7259 .
- ^ Морган, Стивен Л. (1994), Датт, Ашок К.; Коста, Фрэнк Дж.; Аггарвал, Суриндер; Ноубл, Аллен Г. (ред.), «Влияние роста городских предприятий на сельско-городскую трансформацию в Китае, 1978–1990» , Азиатский город: процессы развития, характеристики и планирование , Библиотека GeoJournal, том. 30, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 213–236, doi : 10.1007/978-94-011-1002-0_14 , ISBN 978-94-011-1002-0 , получено 3 июня 2024 г.
- ^ Трейсман, Дэниел (июль 2006 г.). «Бюджетная децентрализация, управление и экономические показатели: пересмотр» . Экономика и политика . 18 (2): 219–235. дои : 10.1111/j.1468-0343.2006.00169.x . ISSN 0954-1985 .
- ^ Чжоу, Фейчжоу; Тан, Минчжи (2017), Чжоу, Фейчжоу; Тан, Минчжи (ред.), «Система распределения налогов» , Отношения между центральным правительством и местными органами власти современного Китая , Сингапур: Springer, стр. 37–55, doi : 10.1007/978-981-10-4388-8_3 , ISBN 978-981-10-4388-8 , получено 3 июня 2024 г.
- ^ Гаррига, Карлос; Хедлунд, Аарон; Тан, Ян; Ван, Пин (01 апреля 2023 г.). «Сельско-городская миграция, структурные преобразования и рынки жилья в Китае» . Американский экономический журнал: Макроэкономика . 15 (2): 413–440. дои : 10.1257/mac.20160142 . hdl : 10356/171895 . ISSN 1945-7707 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Опубликована первая книга о сельских предприятиях - Синьхуанет. 6 декабря 2005 г.
- Государственные предприятия в сравнении с поселковыми и сельскими предприятиями в Китае
- Фу, Сяолань; Баласубраманьям, В.Н. (2003). «Городские и деревенские предприятия в Китае» . Журнал исследований развития . 39 (4): 27–46. дои : 10.1080/713869424 . S2CID 153504591 .