Stepan Makarov
Stepan Osipovich Makarov | |
---|---|
Рожденный | 8 января 1849 г. [ OS 27 декабря 1848 г.] Nikolaev , Kherson , Russian Empire Governorate |
Умер | 13 апреля [ OS 31 марта] 1904 г. (55 лет) недалеко от Порт-Артура , Китай. |
Верность | Российская Империя |
Услуга/ | Императорский Российский Флот |
Лет службы | 1863–1904 |
Классифицировать | вице-адмирал |
Команды удержаны | Тихоокеанский флот России |
Битвы/войны | Русско-турецкая война (1877–1878 гг.) Русско-японская война † |
Награды | Орден Святого Георгия |
Степан Осипович Макаров ( русский : Степан Осипович Макаров , украинский : Степан Осипович Макаров ; 8 января 1849 [ OS 27 декабря 1848] — 13 апреля [ OS 31 марта] 1904) — российский вице-адмирал , командующий Императорским флотом , Российский океан. , академик РАН , автор ряда книг. Он был пионером теории непотопляемости (концепция противодействия затоплению для стабилизации поврежденного корабля) и разработчиком кириллицы на основе семафорного алфавита . Сторонник использования ледоколов , он руководил строительством первого в истории полярного ледокола . Макаров также спроектировал несколько кораблей.
Макаров участвовал в русско-турецкой войне (1877–1878) в качестве капитана и приказал провести первую в истории успешную атаку с использованием самоходной торпеды. Он снова служил во время русско-японской войны в качестве вице-адмирала и был назначен на оборону Порт-Артура , где его приветствовали как компетентного и агрессивного командира. 13 апреля 1904 года Макаров повел свою флотилию на помощь эсминцу, попавшему в засаду японцев. Макаров погиб в последующем бою, когда его флагманский корабль «Петропавловск» подорвался на морской мине, и корабельный магазин взорвался. Японские водолазы нашли тело Макарова после войны и похоронили его в море, а в знак доброй воли японские офицеры провели похороны Макарова в Порт-Артуре. В 1946 году, после советского вторжения на Южный Сахалин , деревня Сиритору на этом острове была насильственно выселена из японских жителей и переименована в Макаров в его честь.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Степан Макаров родился в Николаеве (ныне Николаев , Украина ) в семье флотского прапорщика (прапорщик по Адмиралтейству, вспомогательный офицер). Его семья переехала в Николаевск-на-Амуре на тихоокеанском побережье России в 1858 году, и Макаров посещал там школу. В 1863 году поступил на службу в Императорский Российский флот , где служил юнкером на клипере Тихоокеанского флота . В 1866 принял участие в плавании корвета «Аскольд из Владивостока в Кронштадт через мыс Доброй Надежды . С 1867 по 1876 год Макаров служил на Балтийском флоте флагманом под командованием адмирала Андрея Попова . В 1876 году переведён на Черноморский флот .
корабля В 1870 году Макаров изобрел конструкцию мата для заделки дыр в корпусе . Изобретение было представлено на Всемирной выставке в Вене 1873 года , на которой присутствовал Макаров.
Русско-турецкая война
[ редактировать ]Макаров был награжден высокой наградой за службу в качестве капитана российского тендерного миноносца «Великий князь Константин» во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов . Он одним из первых принял идею использования флотилий миноносцев и имел боевой опыт командира миноносцев. 14 января 1878 года он выпустил торпеды с лодки (которая сама была запущена с тендера), потопив Османского флота корабль « Интибах» в Батуми в ходе первой в мире успешной атаки с использованием самоходной торпеды Уайтхеда . [ 1 ]
С 1879 по 1880 год Макаров входил в состав морского контингента во время завоевания Россией Средней Азии . 1 января 1881 года ему было присвоено звание капитана 1-го ранга.
Военно-морской новатор
[ редактировать ]В течение следующих двух десятилетий Макаров специализировался на военно-морских исследованиях, опубликовав более пятидесяти статей по океанографии и военно-морской тактике. [ 2 ] Будучи капитаном корвета «Витязь» , Макаров руководил кругосветной океанографической экспедицией с 1886 по 1889 год. Макаров был произведен в контр-адмиралы в 1890 году и стал самым молодым человеком в истории российского военно-морского флота, занявшим такую должность. [ 2 ] С 1890 по 1894 год Макаров занимал должность главного инспектора военно-морского устава, за это время он изобрел «фуражку Макарова» — бронебойный снаряд, конструкцию которого вскоре скопировали все военно-морские силы. С 1894 по 1895 год Макаров был командиром Средиземноморской эскадры. [ 2 ] С 1895 по 1896 год Макаров руководил военно-морской подготовкой. Он стал вице-адмиралом в 1896 году и начал концентрироваться на проектировании новых военных кораблей, особенно ледоколов , необходимых для установления северного морского пути между Европой и Восточной Азией. [ 2 ] Макаров возглавил экспедицию по обследованию устьев Оби и рек Енисея в 1897 году. В рамках своих исследований методов ледокольного движения Макаров в 1898 году посетил Великие озера Северной Америки, чтобы изучить методы, используемые железнодорожными паромами зимой. [ 3 ] Он предложил первый в мире полярный ледокол «Ермак» , руководил его строительством и командовал им в первом плавании в 1899 году. В 1899 году Макаров также был назначен командующим и в январе 1900 года военным губернатором Кронштадта. [ 4 ] В 1901 году Макаров командовал Ермаком в арктической экспедиции по обследованию побережий Новой Земли и Земли Франца-Иосифа .
Ледоколы озера Байкал
[ редактировать ]Макаров также спроектировал два ледокольных парохода для соединения Транссибирской магистрали через озеро Байкал : железнодорожный паром «СС Байкал», построенный в 1897 году, и пассажирский и грузовой пароход « Ангара » , построенный примерно в 1900 году. [ 5 ] [ 6 ] основан на его исследовании подобных судов на Великих озерах Северной Америки.
Армстронг Уитворт в Ньюкасл-апон-Тайн , Англия, построил корабли в виде комплектов и отправил их в Листвянку на озере Байкал для повторной сборки. Их котлы, двигатели и некоторые другие узлы были построены в Санкт-Петербурге . [ 6 ] Байкал имел 15 котлов, четыре воронки, имел длину 64 метра (210 футов) и мог перевозить на средней палубе 24 железнодорожных вагона и один локомотив. [ 5 ] [ 6 ] Ангара поменьше, с двумя воронками. [ 5 ] [ 6 ]
Байкал был сожжен и разрушен во время Гражданской войны в России . [ 5 ] [ 6 ] «Ангара» сохранилась, была отреставрирована и постоянно пришвартована в Иркутске, где служит офисом и музеем. [ 5 ]
Русско-японская война
[ редактировать ]После Императорского флота Японии внезапного нападения на Порт-Артур 9 февраля 1904 года адмирал Макаров был направлен командовать Императорского флота России дислоцированным там 24 февраля боевым флотом линкор «Петропавловск» , сделав своим флагманом . Его руководство сильно отличалось от любого другого российского военно-морского офицера во время этой войны, предлагая разнообразие, агрессивность и способность «внушать доверие своим подчиненным» . [ 7 ]
Приняв командование в начале 1904 года, Макаров значительно усилил активность русских эскадр , а также общую оборону Порт-Артура. [ 8 ] До этого российский флот вообще ничего не делал [ 9 ] но существовать, как существующий флот . [ 10 ] Под руководством Макарова «русские эскадры почти каждый день выходили в море, постоянно находясь в движении и следя за тем, чтобы они никогда не были застигнуты врасплох за пределами защиты береговых батарей Порт-Артура». [ 11 ]
В отличие от своих предшественников, Макаров стремился к сотрудничеству с японцами. [ 12 ] и держал свои суда в боевом порядке на рейде Порт-Артура. [ 13 ] Когда в марте японские крейсеры обстреляли Порт-Артур со стороны Желтого моря , его крейсеры открыли ответный огонь с такой интенсивностью, что японские корабли были вынуждены отойти. [ 8 ] В том же месяце японский флот попытался перекрыть вход в порт, затопив несколько старых пароходов в качестве блокпостов в канале гавани. Русские крейсеры, назначенные для защиты входа, преследовали сопровождавшие японские военные корабли и быстро обратили их в бегство. [ 14 ]
13 апреля 1904 года возвращавшийся из патруля русский эсминец «Страсный» попытался снова войти в устье Порт-Артура, но был перехвачен японскими эсминцами. [ 15 ] Между противостоящими эсминцами начался бой, и, когда его заметил Макаров, он немедленно послал крейсер «Баян» на помощь «Страсному» , а сам повел три линкора, четыре крейсера и группу эсминцев в Желтое море для поиска боя с окружающими боевыми кораблями противника под предводительством японского адмирала Того Хэйхачиро . [ 16 ] Выбегая из гавани, Макаров не смог проверить наличие мин, но приказал перед своим возвращением прочесать территорию на наличие мин. [ 17 ]
Японские военные корабли отошли, преследуя Макарова. Когда Макаров догнал японский флот, густой туман, окутавший море, поднялся, обнажив японскую ловушку: адмирал Того ждал его со своим крупным кораблем и пятью дополнительными линкорами, а также шестью дополнительными первоклассными крейсерами, замыкающими арьергард. Макаров быстро развернул свои силы и бежал обратно в безопасную гавань Порт-Артура. [ 18 ] Когда «Петропавловск» приблизился к входу в гавань, он взорвал японскую мину , которую его люди не смогли обезвредить, как он приказал. [ 19 ] Вскоре последовали вторичные взрывы, и «Петропавловск» затонул, унеся с собой адмирала Макарова. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Останки адмирала и пяти его офицеров были извлечены из затонувшего Петропавловска японскими спасательными командами, а в 1913 году в качестве жеста доброй воли офицеры и команда японского крейсера «Акицусима» председательствовали на похоронах адмирала в военное кладбище Порт-Артура. [ 23 ]
Памятники
[ редактировать ]Памятники Макарову есть в его родном Николаеве (Украина), а также во Владивостоке и Кронштадте (Россия). Ряду кораблей присвоено имя «Адмирал Макаров» . остров в группе Циволк архипелага Норденшельд Его именем назван Национальный университет кораблестроения в Николаеве и Государственная морская академия в Санкт-Петербурге . Его именем названы .
Именем Макарова названы три ледокола. Первым был паровой ледокол, построенный в 1941 году под названием «В. Молотов» , который в 1956 году был переименован в «Адмирал Макаров» . Второй «Адмирал Макаров» был построен в 1975 году и остается в строю по состоянию на 2015 год. [update]. Третий, «Степан Макаров» , — ледокольное резервное судно, строительство которого было завершено в 2016 году.
именем Макарова носили две улицы В центральном украинском городе Днепр . 22 февраля 2023 года городской совет Днепра переименовал эти улицы. [ 24 ]
Макаров, Манитоба , Канада, назван в честь адмирала Макарова. В пяти милях к западу от Саскачевана находится поселение Того , названное в честь японского адмирала Того Хэйхачиро .
Примечания
[ редактировать ]- ^ "В январе следующего года [1878 г.] Макаров приобрел автомобильные торпеды Уайтхеда, а 14 числа того же месяца он уничтожил турецкий транспортный катер ИНТИБАХ двумя из этих торпед, выпущенных на расстояние 230 футов (70 м) торпедными пусками. CHESME и SINOPE — первое успешное оперативное применение этого оружия». -p8. Норман Полмар и Джурриен Нут (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718-1990 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 9780870215704 .
- ^ Jump up to: а б с д Каунер, Исторический словарь Русско-японской войны , с. 217.
- ^ Порт-Гурон (Мичиган) Daily Times , 14 апреля 1904 г., с. 1
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36041. Лондон. 17 января 1900 г. с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и «Иркутск: Ледокол «Ангара» » . Туристическая компания по озеру Байкал . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бабанин, Федор (2003). «Окружная железная дорога» . озера Байкал Домашняя страница Федор Бабанин Скачать бесплатно Mp3 Получено 15 сентября.
- ^ Грант, с. 131
- ^ Jump up to: а б Грант, с. 93
- ^ Грант, с. 121
- ^ Махан, с. 456
- ^ Грант, с. 120
- ^ Грант, с. 126
- ^ Грант, с. 115
- ^ Грант, с. 116
- ^ Грант, с. 125
- ^ Грант с. 126
- ^ Уорнер стр. 255.
- ^ Уорнер, стр.257
- ^ Уоттс, с. 20
- ^ Грант, с. 127, 128
- ^ Спектор, с. 2
- ^ «Война длилась 18 месяцев, самая крупная известная битва» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 30 августа 1905 года . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ Тарас , с. 27.
- ^ Стас Руденко (22 февраля 2023 г.). «Маршал Малиновский остался: в Днепре переименованы 26 улиц» . Информатор (на украинском языке) . Проверено 22 февраля 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Грант, капитан Р. (1907). Перед Порт-Артуром на эсминце: Личный дневник японского военно-морского офицера . Лондон: Джон Мюррей .
- Махан, капитан Альфред Тайер (июнь 1906 г.). «Размышления исторические и другие, навеянные битвой на Японском море (Цусима)». Слушания . XXXVI (2). Военно-морской институт США .
- Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Пугало. ISBN 0-8108-4927-5 .
- Спектор, Рональд (2001). На войне, на море: моряки и военно-морская война в двадцатом веке . Нью-Йорк: Викинг Пресс . ISBN 978-0-670-86085-2 . ОСЛК 123102596 .
- Taras, Alexander (2000). Корабли Российского императорского флота 1892–1917 гг [ Ships of the Imperial Russian Navy 1892–1917 ]. Library of Military History (in Russian). Minsk: Kharvest. ISBN 978-985-433-888-0 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-912-1 .
- МПХК Каталог коллекционных серебряных монет 2012-13 с. 37., с. 81 http://asia-business.ru/netcat_files/Image/COINS/Catalog%202012-2013%20MPHK.pdf
- Уорнер, Денис (1974). Прилив на рассвете: История русско-японской войны: 1904-1905 гг . Нью-Йорк: Чартер Хаус .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Адмирал Макаров (на русском языке)
- Биография на Peoples.ru (на русском языке)
- 1849 рождений
- 1904 смерти
- Адмиралы Императорского флота России
- Полярники
- Исследователи из Российской Империи
- Изобретатели из Российской Империи
- Российские военнослужащие, погибшие в русско-японской войне
- Украинские полярники
- Украинские исследователи
- Украинские изобретатели
- Морские инженеры Российской Империи.
- Military personnel from Mykolaiv
- Кавалеры Ордена Святого Станислава (рус.)
- Капитаны, затонувшие вместе с кораблем
- Военные писатели Российской империи.
- Писатели из Николаева
- Российские учёные