Танская поэзия

Поэзия Тан ( традиционный китайский : 唐詩 ; упрощенный китайский : 唐诗 ; пиньинь : Tángshī ) относится к поэзии, написанной примерно во время или в характерном стиле китайской династии Тан (18 июня 618 г. – 4 июня 907 г.), включая 690–705 годы правления У Цзэтяня ) и/или следует определенному стилю, который часто считают Золотой век китайской поэзии . Полное собрание стихотворений Тан включает более 48 900 стихотворений, написанных более чем 2200 авторами. Во времена династии Тан поэзия продолжала оставаться важной частью общественной жизни на всех уровнях общества. Для сдачи экзаменов на государственную службу от ученых требовалось освоить поэзию, но теоретически это искусство было доступно каждому. [ 1 ] Это привело к созданию большого количества стихов и поэтов, частичная запись которых сохранилась до сих пор. Двумя самыми известными поэтами того периода были Ли Бай и Ду Фу . Избранное династии Цин из «Триста стихотворений Тан » сделало поэзию Тан знакомой образованным китайцам в наше время. [ 2 ]
Периодизация
[ редактировать ]
Схема периодизации, использованная в этой статье, подробно описана ученым династии Мин Гао Бином (1350–1423) в предисловии к его работе «Танши Пиньхуэй» , которая с его времени пользуется широким признанием. [ 3 ] Эта система, однозначно трактующая поэзию, написанную во время правления императора Сюаньцзуна ( период «Высокого Тан» ) как превосходящую по качеству то, что было до и после, является субъективной и оценочной и часто не отражает реалий истории литературы. [ 4 ]
Формы
[ редактировать ]Представительной формой поэзии, созданной во времена династии Тан, является ши . [ 5 ] Это контрастирует с поэзией, написанной во времена ранней династии Хань и более поздних династий Сун и Юань , которые характеризуются формами фу , ци и цюй соответственно. [ 5 ] Однако фу продолжали создаваться и во времена династии Тан, которая также стала свидетелем возникновения формы ци . [ 5 ]
В форме ши предпочтение отдавалось пятисложным линиям, которые были доминирующим размером со второго века нашей эры, но популярность семисложных строк начала расти с восьмого века. [ 6 ] Стихи обычно состояли из нескольких рифмующихся двустиший, без определенного ограничения на количество строк, но с определенным предпочтением к количеству строк, кратному четырем. [ 6 ]
Источники
[ редактировать ]Полная антология стихотворений Тан , составленная в начале восемнадцатого века, включает более 48 900 стихотворений, написанных более чем 2200 авторами. [ 7 ] «Цюань Танвэнь» (全唐文, «Полная танская проза»), несмотря на свое название, содержит более 1500 фу и является еще одним широко используемым источником поэзии Тан. [ 7 ] Несмотря на названия, эти источники не являются исчерпывающими, а рукописи, обнаруженные в Дуньхуане в двадцатом веке, включали множество ши и немного фу , а также варианты прочтения стихов, которые также были включены в более поздние антологии. [ 7 ] Существуют также сборники произведений отдельных поэтов, которые обычно можно датировать раньше, чем антологии Цин, хотя немногие из них - раньше одиннадцатого века. [ 8 ] Такие сборники сохранились только у сотни танских поэтов. [ 8 ]
Другим важным источником являются антологии поэзии, составленные во времена династии Тан, хотя полностью или частично сохранились только тринадцать таких антологий. [ 9 ]
Многие записи поэзии, а также других произведений были утеряны, когда танская столица Чанъань была повреждена войной в восьмом и девятом веках, так что, хотя сохранилось более 50 000 танских стихов (больше, чем в любой более ранний период в истории Китая), это, вероятно, все еще представляет собой лишь небольшую часть стихов, которые действительно были созданы в тот период. [ 8 ] В каталоге императорской библиотеки 721 года сообщается, что многие поэты седьмого века оставили после себя огромные тома стихов, из которых сохранилась лишь небольшая часть. [ 8 ] и есть заметные пробелы в поэтическом творчестве даже Ли Бо и Ду Фу , двух самых знаменитых танских поэтов. [ 8 ]
Дотанская поэтическая традиция
[ редактировать ]Поэтическая традиция, унаследованная танскими поэтами, была обширна и разнообразна. Ко времени династии Тан уже существовала непрерывная китайская поэзия, насчитывающая более тысячи лет. Такие произведения, как Чу Ци и Шицзин, оказали большое влияние на поэзию Тан, равно как и развитие ханьской поэзии и поэзии Цзяньань . Все это повлияло на поэзию Шести династий , что, в свою очередь, помогло вдохновить поэтов Тан. Что касается влияния на поэзию раннего Тан, Бертон Уотсон характеризует поэзию Суй и раннего Тан как «простое продолжение жанров и стилей Шести династий ». [ 10 ]
История
[ редактировать ]

Династия Тан была временем крупных социальных и, вероятно, языковых потрясений. Таким образом, жанр можно разделить на несколько крупных, более или менее хронологических подразделений, основанных на стадиях развития или стилистических группировках (иногда даже на основе личной дружбы между поэтами). Следует помнить, что поэтов можно отнести к ним несколько произвольно на основании их предполагаемых биографических дат (не всегда известных); более того, жизнь поэтов в начале или конце этого периода может совпадать с жизнью предыдущей династии Суй или последующим периодом Пяти династий и Десяти королевств . Хронологию поэзии Тан можно разделить на четыре части: Ранний Тан, Высокий Тан, Средний Тан и Поздний Тан.
Ранний Тан
[ редактировать ]В эпоху Раннего Тан (初唐) поэты начали закладывать основу того, что сейчас считается танским стилем поэзии, унаследовавшим богатую и глубокую литературную и поэтическую традицию или несколько традиций. Поэзия Раннего Тан подразделяется на раннюю, среднюю и позднюю фазы.
- Некоторые из первых поэтов, которые начали развивать то, что считается стилем поэзии династии Тан, находились под сильным влиянием придворного стиля южных династий (南朝宫), относящегося к южным династиям периода и Северной династий Южной ( 420–589 гг. н.э.), предшествовавшие недолговечной династии Суй (581–618 гг. н.э.). Стихи при дворе (или дворце) Южной династии имели тенденцию к витиеватому и цветистому стилю и особой лексике, частично переданной через преемственность некоторых правительственных лиц, которые также были поэтами, во время перехода от Суй к Тан . В эту группу входят император Ли Шимин , каллиграф Юй Синан , Чу Лян (禇亮), Ли Байяо , правительственный чиновник Шангуань И и его внучка, правительственный чиновник, а затем императорская супруга Шангуань Ваньэр . Действительно, было много других, поскольку эта культура уделяла большое внимание литературе и поэзии, по крайней мере, для лиц, занимающих официальные должности, и их социальных близких.
- Представителями средней фазы раннего Тан были так называемые «Четыре литературных друга»: поэты Ли Цзяо , Су Вэйдао , Цуй Жун и Ду Шэньян . Это представляет собой переходный этап.
- На позднем этапе поэтический стиль становится более типичным для поэзии Тан. Основное влияние оказал Ван Цзи (585–644) на четырех образцов раннего Тан : Ван Бо , Ян Цзюн , Лу Чжаолинь и Ло Биньван . Каждый из них предпочитал отказаться от литературных претензий в пользу аутентичности.
- Чэнь Цзяну (661–702) приписывают то, что он был великим поэтом, который, наконец, положил конец периоду начала Тан, отбросив богато украшенный придворный стиль в пользу резкой, аутентичной поэзии, которая включала политические и социальные комментарии ( с большим риском для себя), и тем самым проложил путь к грядущему величию.
Высокий Тан
[ редактировать ]В «Высоком Тане» (盛唐), иногда известном как «Цветущий Тан» или «Золотой Тан» , впервые появляются поэты, которые приходят на ум как поэты Тан, по крайней мере, в Соединенных Штатах и Европе. Поэзия Высокого Тан имела множество школ мысли:
- К началу этой эпохи, или периода стиля, относятся Чжан Цзюлин (678–740), Ван Хань и Ван Ван . Существовали также так называемые «Четыре джентльмена Учжуна» (吳中四士): Хэ Чжичжан (659–744), Бао Жун , Чжан Сюй (658–747, также известный как каллиграф) и Чжан Жосюй .
- В «Группу поэтов полей и садов» входят Мэн Хаожань (689 или 691–740), знаменитый поэт и художник Ван Вэй (701–761), Чу Гуанси (707–760), Чан Цзянь , Цзу Юн (Zu Yong), Пэй Ди , Циу Цянь (禦无码), Цю Вэй (秋伟) и другие.
- В «Группу поэтов-пограничников и пограничных крепостей» ( китайский : 邊塞詩派 ; пиньинь : biānsài shī pài ) входят Гао Ши (706–765), Цэнь Шэнь (715–770), Ван Чанлин (698–756), Ван Чжихуань ( 688–742), Цуй Хао (ок. 704–754) и Ли Ци (690–751).
- Ли Бай (701–762) и Ду Фу (712–770) были двумя самыми известными танскими поэтами. [ 8 ] Ли Бай и Ду Фу оба дожили до того, чтобы увидеть, как Империя Тан потрясена катастрофическими событиями восстания Ань Лушань (755–763). Это оказало огромное влияние на их творчество, хотя и не ознаменовало конец поэзии династии Тан, которая закончилась при Ли Юе в 978 году.
Средний Тан
[ редактировать ]Среди поэтов периода Среднего Тан (中唐) также есть многие из самых известных имен, и они написали несколько очень известных стихотворений. Это было время восстановления и восстановления, но также и высоких налогов, официальной коррупции и меньшего величия. Смелый захват Ли Бо старых форм и обращение их к новым, современным целям, а также развитие Ду Фу формального стиля поэзии, хотя с ним трудно сравниться и, возможно, невозможно превзойти, тем не менее, обеспечили прочную основу, на которой поэты Среднего Тан могли строить.
- На раннем этапе периода Среднего Тан поэзия юэфу Ду Фу была расширена такими поэтами, как Дай Шулунь (戴叔伦, 732–789), которые использовали эту возможность, чтобы наставлять правительственных чиновников относительно их обязанностей по отношению к страдающему простому народу.
- Другие, например, Лю Чанцин (李长清, 709–780) и Вэй Инву (伟英武, 737–792), сосредоточились на разработке поэмы в пейзажном стиле (山水诗).
- У стиля пограничной крепости были постоянные сторонники, представителями которых являются Ли И (Дети) и Лу Лунь (англ., 739–799).
- Традиционная связь между поэзией и наукой была продемонстрирована существованием группы из десяти поэтов (大利十士), которые имели тенденцию игнорировать беды людей, предпочитая петь и распевать свои стихи, восхваляющие мир, красивые пейзажи и похвальность уединения: Цянь Ци (千亿, 710–782), Лу Лунь также входит в эту группу, Цзи Чжунфу (吉中富), Хань И (汉翊), Сикун Шу (思公书, 720). –790), Мяо Фа — или Мяо Бо — (Мяо Фа/Мяо Фа), Цуй Тун (Цуй Донг), Гэн Хуэй (табу Гэн/табу Гэн), Ся Хоу Шэнь (Ся Хоу Шен) и поэт Ли Дуань (Ли Дуань, 743–782).
- Одним из величайших поэтов Тан был Бай Цзюйи (白juyi, 772–846), считавшийся лидером несколько сердитого, ожесточенного, говорящего правду к власти Нового движения Юэфу среди других поэтов, считавшихся частью этого движения. Это Юань Чжэнь (元稹, 779–831), Чжан Цзи (张记, 767–830) и Ван Цзянь (王洁).
- Некоторые танские поэты выделяются тем, что они слишком индивидуалистичны, чтобы их действительно можно было считать группой, но при этом разделяют общий интерес к экспериментальному исследованию отношений поэзии со словами и раздвигают их границы; в том числе: Хань Юй (韩愈, 768–824), Мэн Цзяо (孟郊, 751–814), Цзя Дао (賈島/贾岛, 779–843) и Лу Тонг (盧仝/卢仝, 795–835) .
- Двумя известными поэтами были Лю Юйси (Лю Юйси, 772–842) и Лю Цзунъюань (Лю Цзунъюань, 773–819).
- Другого известного поэта, недолговечного Ли Хэ (李贺, 790–816), называли «китайским Малларме ». [ 11 ]
Поздний Тан
[ редактировать ]В эпоху Позднего Тан (晚唐), подобно тому, как в конечном итоге более ранний дуэт Ли Бо и Ду Фу стал известен под общим названием Ли-Ду (李杜), так и на закате эпохи Позднего Тан появился дуэт Маленького Ли-Ду (小李杜), относящийся к Ду Му (803–852) и Ли Шанъинь (813–858). Считалось, что эти двойные пары олицетворяют два расходящихся поэтических потока, существовавших в каждый из этих двух периодов: расцвет Тан и поздний Тан:
- Поэзия позднего Тан типа Ду Му имела тенденцию к ясному, сильному стилю, часто оглядываясь на прошлое с грустью, возможно, отражая время. Династия Тан разваливалась, она еще существовала, но явно находилась в состоянии упадка.
- Поэзия типа Ли Шаньиня тяготела к чувственно абстрактному, насыщенному, намекающему и сложному. Другими поэтами этого стиля были Вэнь Тинюнь (温庭筠, 812–870) и Дуань Чэн Ши (段成式, около 803–863). Эти поэты вызывают все больший интерес в наше время.
- Были и другие поэты, принадлежавшие к одной из двух основных школ Позднего Тан. в одной школе были Ло Инь (羅隱/罗隐, 833–909), Не — или Чжэ, или Ше, или Е — Ичжун (聶夷中/聂夷中, 887–884), Ду Сюньхэ (杜荀鹤), Пи Рисю (皮日休, примерно 834/840—883), Лу Гуймэн (陸龜蒙/陆龟蒙?-881) и другие. В другой группе были Вэй Чжуан (韦庄, 836–910), Сиконг Ту (司空圖, 837–908), Чжэн Гу (鄭谷, 849–911), Хань Во (844–?) и другие. В последние закаты Тан обе школы были склонны к меланхолической тревоге; они различались в зависимости от того, были ли они склонны к метафоре и намекам или к более ясному и прямому выражению. [ нужен лучший источник ]
- Юй Сюаньцзи была известной поэтессой позднего Тан.
Продолжение в Южном Тане.
[ редактировать ]После официального падения династии Тан в 907 году некоторым членам ее правящего дома Ли удалось найти убежище на юге Китая, где их потомки основали в 937 году династию Южная Тан. Эта династия продолжила многие традиции бывшей великой династии Тан, включая поэзию, до ее официального падения в 975 году, когда ее правитель Ли Юй был взят в плен. Что важно для истории поэзии, Ли прожил еще три года в плену династии Сун и за это время написал некоторые из своих самых известных произведений. [ нужна ссылка ] Таким образом, включая это «послесвечение династии Тан», конечной датой эпохи поэзии Тан можно считать смерть Ли Юя в 978 году. [ 12 ]
После падения династии Тан
[ редактировать ]Пережив бурные десятилетия эпохи Пяти династий и Десяти королевств, поэзия Тан, возможно, оказала главное влияние на поэзию династии Сун , например, видя, как такие крупные поэты, как Су Ши, создавали новые произведения, основанные на соответствующих строках Ду Фу. [ 13 ] Этот соответствующий стиль известен со времен позднего Тан. Пи Рисю и Лу Гуймэн, иногда известные как Пи-Лу, были хорошо известны этим: один писал стихотворение в определенном стиле и рифмованной схеме, затем другой отвечал другим стихотворением, но соответствующим стилю и с той же схемой рифмы. рифмы. Это учитывает тонкости, которые можно уловить, только сопоставив стихи вместе.
В последующие эпохи популярность различных поэтов Тан то росла, то падала. При династии Цин была опубликована массовая компиляция собрания стихотворений Тан « Полное собрание стихотворений Тан» , а также менее научное (например, текстовые варианты не приводятся), но более популярное « Триста стихотворений Тан» . Кроме того, в эпоху династии Цин на экзаменах на имперскую государственную службу было восстановлено требование сочинять стихи в стиле Тан. [ 14 ] В Китае некоторые поэты, такие как Ли Бо и Ду Фу, никогда не впадали в безвестность; другие, такие как Ли Шанъинь, пережили современное возрождение.
Антологии
[ редактировать ]Было создано множество сборников поэзии Тан как во времена династии Тан, так и впоследствии. В первом веке периода Тан было создано несколько ранних сборников современной поэзии, некоторые из которых сохранились, а некоторые нет: эти ранние антологии отражают придворный контекст ранней поэзии Тан. [ 15 ] Более поздние антологии поэзии Тан, составленные во времена династии Цин, включают в себя как « Полное собрание стихотворений Тан» ученым Сунь Чжу составленные в частном порядке , составленное по заказу императора, так и «Триста стихотворений Тан», . Часть антологии Цуй Жуна , « Чжуин цзи», также известная как « Сборник драгоценных слав» , была найдена среди рукописей Дуньхуана . Она состоит примерно из одной пятой оригинала и содержит пятьдесят пять стихотворений тринадцати человек, впервые опубликованных в «Сборнике драгоценных слав». правление У Цзэтяня (655–683). В книге собраны стихи Цуй Жуна (653–706), Ли Цзяо (644–713), Чжан Юэ (677–731) и других. [ 16 ]
300 стихотворений Тан
[ редактировать ]Самым популярным сборником стихотворений Тан, возможно, являются так называемые « 300 стихотворений Тан», составленные ученым династии Цин Сунь Чжу . Он настолько популярен, что многие стихотворения из него были включены в учебники китайского языка начальных и средних школ Китая. Некоторые из стихотворений в нем обычно считаются обязательными к прочтению.
Он сказал, что обнаружил, что стихи в учебнике поэзии, который использовали студенты, « Стихи тысячи писателей » (Цянь-цзя-ши), не были тщательно отобраны, а представляли собой смесь стихов династии Тан и стихов династии Сун, написанных в разных стилях. . Он также считал, что некоторые поэтические произведения в этой книге написаны не очень хорошо с точки зрения языкового мастерства и рифмы.
Поэтому он выбрал только самые лучшие и популярные стихи династии Тан и сформировал новый сборник из примерно 310 стихотворений, включая стихи самых известных поэтов, таких как Ли Бай и Ду Фу.
Эти стихи посвящены различным темам, включая дружбу, политику, идиллическую жизнь, женскую жизнь и так далее.
Образцовый стих
[ редактировать ]《Каллиграфия ночи путешествия》
Ду Фу
Берег покрыт мелкой травой, дует ветерок, а лодка ночью одна с опасными плотами.
Звезды свисают над обширными равнинами, а луна вздымается над рекой.
Разве не известно, что пишут статьи? Чиновники должны уйти в отставку по старости и болезни.
Как выглядит Пяопьяо? Небо и земля подобны песчаным чайкам.
Мое отражение ночью
от Ду Фу
Немного разбросанной травы. Береговой бриз, дующий свет.
Головокружительная мачта. Одинокая лодка ночью.
Широко раскинувшиеся звезды нависают над необъятным пространством.
Лунные лучи отражают текущую расу Янцзы.
Как с помощью моего пера я могу достичь славы?
Устал, от офиса лучше воздержаться.
Дрейфуя по жизни — и кто я на самом деле?
Чайка, плывущая между Землей и Небом.
Перевод У.Дж.Б. Флетчера (1919)
Первые двадцать символов буквально переводятся как:
- «Мелкая трава, микроветер, берег / высокий гик [= часть такелажа] одна ночная лодка.
- звезды, свисающие вниз, уровень ширины поля / луна [-свет] всплеск большого потока реки».
Перевод на западные языки
[ редактировать ]Среди основных переводчиков поэзии Тан на английский язык — Герберт Джайлс , Л. Кранмер-Бинг, Арчи Барнс , Эми Лоуэлл , Артур Уэйли , Уиттер Биннер , А. С. Грэм , Сигэёси Обата, Бертон Уотсон , Гэри Снайдер , Дэвид Хинтон , Вай-лим Йип , Ред Пайн (Билл Портер) и Сянь Мао. Эзра Паунд использовал заметки, данные ему вдовой Эрнеста Феноллоса в 1913 году, для создания английских стихов косвенно через японцев, включая некоторые стихи Ли Бая, которые были опубликованы в его книге «Катай» . Некоторые популярные западные адаптации поэзии Тан включают такие песни, как » группы Pink Floyd « Set the Controls for the Heart of the Sun . [ 17 ]
Характеристики
[ редактировать ]Танская поэзия имеет определенные особенности. В контексте контекста тот факт, что стихи обычно предназначались для чтения на более или менее современном разговорном китайском языке (теперь известном как классический китайский ; или, иногда, как литературный китайский , в случаях после династии Хань ) и что стихи были написаны в китайских иероглифах, безусловно, важны. Важно также использование определенных типичных поэтических форм, различных общих тем, окружающей социальной и природной среды.
Связь с буддизмом, даосизмом и конфуцианством
[ редактировать ]Время династии Тан было периодом религиозного брожения, что нашло отражение в поэзии. Многие поэты были религиозно набожными. Кроме того, в то время религия имела тесную связь с поэзией.
Гендерные исследования
[ редактировать ]Был некоторый интерес к поэзии Тан в области гендерных исследований . Хотя большинство поэтов были мужчинами, было и несколько значительных женщин. Кроме того, многие мужчины писали с точки зрения женщины или с любовью других мужчин. Исторически и географически локализованная в Китае династии Тан, эта территория не ускользнула от внимания с точки зрения исторических гендерных ролей.
См. также
[ редактировать ]- VII век в поэзии
- VIII век в поэзии
- 9 век в поэзии
- Китайская поэзия
- Классическая китайская поэзия
- Ци (стихи)
- Полные стихи Тан
- Четыре литературных выдающихся деятеля раннего Тан
- Фу (поэзия)
- Ханьшань (поэт)
- Хуэджу
- Список поэтов китайского языка
- Список трехсот поэтов Танских стихотворений
- Ши (поэзия)
- Песенная поэзия
- Поэты династии Тан (список)
- Триста стихотворений Тан
- Ванчуаньцзи
- Юэфу
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Цзин-Шмидт, 256 лет, по состоянию на 20 июля 2008 г.
- ^ Робертс, Джон Энтони Джордж (1996). История Китая . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 129.
- ↑ Параграф 3 в книге Пола В. Кролла «Поэзия династии Тан», глава 14 в журнале Mair 2001.
- ↑ Параграф 4 в книге Пола В. Кролла «Поэзия династии Тан», глава 14 в журнале Mair 2001.
- ^ Jump up to: а б с Параграф 1 в книге Пола В. Кролла «Поэзия династии Тан», глава 14 в журнале Mair 2001.
- ^ Jump up to: а б Параграф 5 в книге Пола В. Кролла «Поэзия династии Тан», глава 14 в журнале Mair 2001.
- ^ Jump up to: а б с Параграф 15 в книге Пола В. Кролла «Поэзия династии Тан», глава 14 в журнале Mair 2001.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Параграф 16 в книге Пола В. Кролла «Поэзия династии Тан», глава 14 в журнале Mair 2001.
- ^ Параграф 17 в книге Пола В. Кролла «Поэзия династии Тан», глава 14 в Mair 2001.
- ^ Уотсон, 109
- ↑ Параграф 87 в книге Пола В. Кролла «Поэзия династии Тан», глава 14 в Mair 2001.
- ^ Wu, 190 and chapter on Li Yu 211–221
- ^ Мерк (2000) , разбросано .
- ^ Yu, 66
- ^ Yu, 55–57
- ^ Yu, 56
- ^ « Аллюзии на классическую китайскую поэзию в Pink Floyd » .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Хойт, Эд; Ванесса Лиде Уиткомб, Майкл Бенсон (2002). Полный путеводитель идиота по современному Китаю. Альфа Книги. ISBN 0-02-864386-0 .
- Цзин-Шмидт, Чжо (2005). Театрализованный дискурс: мандаринская китайская ба-конструкция. Издательство Джона Бенджамина. ISBN 90-272-1565-0 .
- Майр, Виктор Х. (редактор) (2001). Колумбийская история китайской литературы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10984-9 . ( Издание Amazon Kindle .)
- Мурк, Альфреда (2000). Поэзия и живопись в Китае Сун: тонкое искусство инакомыслия . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00782-6 .
- Уотсон, Бертон (1971). КИТАЙСКИЙ ЛИРИЗМ: Поэзия Ши со второго по двенадцатый век . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-03464-4
- Ву, Джон Ч. (1972). Четыре времени года танской поэзии. Ратленд, Вермонт: Чарльз Э.Таттл. ISBN 978-0-8048-0197-3
- Ю, Полина (2002). «Китайская поэзия и ее институты», в «Сянских лекциях по китайской поэзии», том 2 , Грейс С. Фонг, редактор. (Монреаль: Центр восточноазиатских исследований, Университет Макгилла).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грейвс, Роберт (1969). О ПОЭЗИИ: Сборник бесед и очерков . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей.
- Хинтон, Дэвид (2008). Классическая китайская поэзия: Антология . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 0-374-10536-7 / ISBN 978-0-374-10536-5 .
- Мао, Сиань (2013). Новый перевод 60 самых популярных классических китайских стихотворений . Электронная книга: Kindle Direct Publishing. ISBN 978-14685-5904-0 .
- Стивен Оуэн. Поэзия раннего Тан . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1977. ISBN 0-300-02103-8 . Переработанное издание, Quirin Press, 2012. ISBN 978-1-922169-02-0
- Стивен Оуэн. Великий век китайской поэзии: Высокий Тан . Нью-Хейвен, штат Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1981. ISBN 0-300-02367-7 . Переработанное издание, Quirin Press, 2013. ISBN 978-1-922169-06-8
- Стивен Оуэн. Поздний Тан: китайская поэзия середины девятого века (827–860) . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, Гарвардские монографии Восточной Азии, 2006. ISBN 0-674-02137-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Триста стихотворений Тан (онлайн: китайский + английский)