Jump to content

Сожжение книг нацистами

(Перенаправлено с нацистского сожжения книг )
Сожжение книг в Берлине, 10 мая 1933 года.
Примеры книг, сожженных нацистами, выставлены в Яд Вашем

Нацистские сожжения книг — кампания, проводимая Немецким студенческим союзом ( нем . Deutsche Studentenschaft , DSt ) с целью церемониального сожжения книг в нацистской Германии и Австрии в 1930-х годах. Книги, предназначенные для сожжения, рассматривались как подрывные или представляющие идеологию, противостоящую нацизму . В их число входили книги, написанные авторами- евреями , полуевреями , коммунистами , социалистами , анархистами , либералами , пацифистами и сексологами . [1] Первыми сожженными книгами были книги Карла Маркса и Карла Каутского . [2] но в него вошли очень многие авторы, в том числе Альберт Эйнштейн , Хелен Келлер , писатели на французском и английском языках, а также, по сути, любая книга, несовместимая с нацистской идеологией. В ходе кампании культурного геноцида сжигались книги также массово нацистами на оккупированных территориях , например, в Польше . [3]

Кампания

[ редактировать ]

Объявление

[ редактировать ]

8 апреля 1933 года Главное управление печати и пропаганды Немецкого студенческого союза (DSt) провозгласило общенациональную «Акцию против негерманского духа», кульминацией которой должна была стать литературная чистка или «чистка» («Säuberung»). ) огнем. По словам историка Карла Дитриха Брахера :

[T] Исключение «левой», демократической и еврейской литературы имело приоритет над всем остальным. Черные списки... варьировались от Бебеля , Бернштейна , Пройсса и Ратенау через Эйнштейна , Фрейда , Брехта , Брода , Дёблина , Кайзера , братьев Манн , Цвейга , Пливье , Оссицкого , Ремарка , Шницлера и Тухольского до Барлаха , Бергенгрюен , Брох , Гофмансталь , Кестнер , Казак , Кестен , Краус , Ласкер-Шулер , Унру , Верфель , Цукмайер и Гессен . Каталог был достаточно древним и включал литературу от Гейне и Маркса до Кафки . [4]

Геббельс выступает на политическом митинге против Лозаннской конференции (1932 г.)

Местные отделения должны были снабжать прессу пресс-релизами и заказными статьями, спонсировать выступления известных нацистов на публичных собраниях и вести переговоры о времени радиопередач. DSt связалась с чиновником Министерства пропаганды и попросила поддержать их кампанию, в том числе сделать так, чтобы министр пропаганды Йозеф Геббельс стал основным докладчиком на мероприятии в Берлине. Поскольку Геббельс учился у нескольких профессоров-евреев и в прошлом хвалил их, несмотря на свой явный антисемитизм , он боялся, что выступление на сожжении книги приведет к тому, что его прошлые высказывания будут раскопаны его врагами. В результате он официально не принял приглашение выступить – несмотря на то, что он был указан в предварительной рекламе – до последнего момента. [5]

В тот же день Студенческий союз опубликовал « Двенадцать тезисов », название, выбранное так, чтобы оно напоминало о двух событиях в немецкой истории: Мартином Лютером сожжении папской буллы, когда он опубликовал свои девяносто пять тезисов в 1520 году, и сожжение нескольких предметов, в том числе 11 книг, на Вартбургском фестивале 1817 года , посвященном 300-летию со дня сожжения быка Лютером. Однако это было ошибочное сравнение, поскольку «сожжения книг» во время тех исторических событий не были актами цензуры или разрушения чужой собственности, а были чисто символическими протестами, уничтожавшими в общей сложности только один отдельный документ каждого названия. из 12 отдельных документов, без каких-либо попыток скрыть их содержание, тогда как Студенческий союз сжег десятки тысяч томов — все, что им удалось найти в списке, состоящем примерно из 4000 наименований. [6]

«Двенадцать тезисов» призывали к «чистому» национальному языку и культуре. Плакаты пропагандировали тезисы, критиковавшие «еврейский интеллектуализм», утверждавшие необходимость «очистки» немецкого языка и литературы и требующие, чтобы университеты стали центрами немецкого национализма . Студенты описали эту акцию как «ответ на всемирную еврейскую клеветническую кампанию против Германии и подтверждение традиционных немецких ценностей».

Горения начинаются

[ редактировать ]
Немецкий студент и нацистский член СС грабят библиотеку доктора Магнуса Хиршфельда , директора Института сексуальных исследований в Берлине.
Сгоревшие останки мишени для сжигания книг, Le Marquis de Sade et Son Temps ( Маркиз де Сад и его времена ). Часть коллекции Жана-Николауса Треттера.

6 мая 1933 года берлинское отделение Немецкого студенческого союза совершило организованное нападение на Магнуса Хиршфельда . Institut für Sexualwissenschaft (Институт сексуальных исследований) [7]

Библиотека института включала многие тысячи томов по сексуальности и другим вопросам, касающимся его работы. В институте также располагалась значительная коллекция предметов, фотографий и документов, включая исследования, биографии и записи пациентов. Оценки общего размера различаются. [8] [9] [10] [11] Украденные материалы были свидетелями того, как представители международной прессы погрузились в грузовик, а 10 мая их вывезли на площадь Бебельплац у Государственной оперы и сожгли вместе с томами из других мест. [12] [13] [14]

Всего было сожжено более 25 000 томов «ненемецких» книг, что положило начало эпохе бескомпромиссной государственной цензуры. Во многих других университетских городах студенты-националисты устраивали факельные шествия против «негерманского» духа. Сценарий ритуалов этого вечера предусматривал обращение к участникам и зрителям высокопоставленных нацистских чиновников, профессоров, ректоров и студенческих лидеров. В местах встреч студенты бросали разграбленные и запрещенные книги в костры, устраивая большую радостную церемонию, включавшую живую музыку, пение, «огненные клятвы» и заклинания. В Берлине около 40 000 человек услышали речь Йозефа Геббельса: «Нет упадку и моральному разложению!» Геббельс поддержал толпу. «Да порядочности и нравственности в семье и государстве! Я предаю огню сочинения Генриха Манна , Эрнста Глезера , [15] Эрих Кестнер ».

Эпоха крайнего еврейского интеллектуализма подошла к концу. Прорыв немецкой революции снова расчистил путь на немецком пути... Будущий немецкий человек будет не просто человеком книг, но человеком с характером. Именно для этого мы хотим вас обучить. Будучи молодым человеком, уже иметь смелость противостоять безжалостному взгляду, преодолеть страх смерти и вновь обрести уважение к смерти – вот задача этого молодого поколения. И поэтому вы хорошо поступите в этот полуночный час, предав огню злой дух прошлого. Это сильный, великий и символический поступок – поступок, который должен задокументировать следующее, чтобы мир узнал: Здесь интеллектуальный фундамент Ноябрьской республики опускается на землю, но из этих обломков триумфально поднимется феникс нового духа. .

- Йозеф Геббельс, Речь перед студентами в Берлине. [16]

В своей речи, которая транслировалась по радио, Геббельс назвал авторов, чьи книги сжигались, «интеллектуальной грязью» и «еврейскими асфальтовыми литераторами ». [5]

Опернплац , Берлин, сожжение книг
Книги, встроенные в пол в музее «История Берлина»
Мемориал сожжению книг в 1933 году; на площади Ремерберг перед Франкфурта мэрией , Гессен , Германия
Пустая библиотека на Бебельплац (бывшая Опернплац) в Берлине, спроектированная Михой Ульманом.
«Lese-Zeichen» («Книжные знаки») в память о сожжении книг 10 мая 1933 года на рынке Боннер.

Не все сожжения книг произошли 10 мая, как планировал Немецкий студенческий союз. Некоторые из них были отложены на несколько дней из-за дождя. Другие, в зависимости от предпочтений местного отделения, состоялись 21 июня, в день летнего солнцестояния , традиционную дату празднования. Тем не менее, в тридцати четырех университетских городах по всей Германии «Акция против негерманского духа» имела успех, получив широкое освещение в газетах. А в некоторых местах, особенно в Берлине, радиопередачи доносили речи, песни и церемониальные заклинания «вживую» до бесчисленного числа немецких слушателей.

Все эти виды литературы, по описанию нацистов, должны были быть запрещены:

Многие немецкие студенты приняли участие в нацистской кампании по сожжению книг. Они были известны как Deutsche Studentenschaft , и когда в их собственных библиотеках закончились книги, они обратились в независимые книжные магазины. Библиотекам было предложено заполнить свои полки материалами, соответствующими гитлеровским стандартам, и уничтожить все, что не соответствует. [17]

Культурный геноцид на оккупированных территориях

[ редактировать ]

Среди преступлений нацистов против польского народа была кампания культурного геноцида , включавшая сожжение миллионов книг, что привело к уничтожению примерно 80% всех школьных библиотек и трех четвертей всех научных библиотек в стране. [3] Нацисты также конфисковали множество книг у еврейских общин Восточной Европы. Они действительно намеревались сохранить и выставить несколько редких и древних книг по иудаизму в музее после того, как « Окончательное решение» будет успешно завершено. [18]

Преследуемые авторы

[ редактировать ]

Среди других немецкоязычных авторов, чьи книги сожгли студенческие лидеры, были:

Вики Баум , Вальтер Беньямин , Эрнст Блох , Франц Боас , Альберт Эйнштейн , Фридрих Энгельс , Этта Федерн , Лион Фейхтвангер , Марилуиза Фляйсер , Леонард Франк , Зигмунд Фрейд , Иван Голль , Ярослав Гашек , Вернер Гегеманн , Герман Гессе , Оден фон Хорват , Генрих Эдуард Якоб , Франц Кафка , Георг Кайзер , Альфред Керр , Эгон Киш , Зигфрид Кракауэр , Теодор Лессинг , Александр Лернет-Холения , Карл Либкнехт , Георг Лукач , Роза Люксембург , Клаус Манн , Томас Манн , Людвиг Маркузе , Карл Маркс , Роберт Музил , Карл фон Осецкий , [15] Эрвин Пискатор , Альфред Полгар , Гертруда фон Путткамер , Эрих Мария Ремарк , [15] Людвиг Ренн , Йоахим Рингельнац , Йозеф Рот , Нелли Сакс , Феликс Зальтен , [19] Анна Зегерс , Авраам Наум Стенцль , Карл Штернхайм , Берта фон Зуттнер , Эрнст Толлер , Франк Ведекинд , Франц Верфель , Грета Вайскопф и Арнольд Цвейг .

Были сожжены не только немецкоязычные авторы, но и французские авторы, такие как Анри Барбюс , Андре Жид , Виктор Гюго и Ромен Роллан ; американские писатели, такие как Джон Дос Пассос , Теодор Драйзер , Ф. Скотт Фицджеральд , Эрнест Хемингуэй , Хелен Келлер , Джек Лондон , Аптон Синклер и Маргарет Сэнгер ; [20] а также британские писатели Джозеф Конрад , Рэдклиф Холл , Олдос Хаксли , Д.Х. Лоуренс , Генри де Вер Стакпул , Герберт Уэллс , ирландские писатели Джеймс Джойс и Оскар Уайльд ; и российские авторы, включая Исаака Бабеля , Федора Достоевского , Илью Эренбурга , Максима Горького , Владимира Ленина , Владимира Маяковского , Владимира Набокова , Льва Толстого и Льва Троцкого .

Сожжение книг представляет собой кульминацию преследования тех авторов, чьи устные или письменные мнения противоречили нацистской идеологии. Многим художникам, писателям и ученым запретили работать и публиковаться. Их произведения больше нельзя было найти в библиотеках или в учебных программах школ и университетов. Некоторые из них были изгнаны (например, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Магнус Хиршфельд , Вальтер Меринг и Арнольд Цвейг); другие были лишены гражданства (например, Эрнст Толлер и Курт Тухольский) или вынуждены были добровольно покинуть общество (например, Эрих Кестнер). Для других писателей нацистские преследования закончились смертью. Некоторые из них умерли в концентрационных лагерях, из-за последствий условий заключения, или были казнены (как Карл фон Осецкий , Эрих Мюзам , Гертруда Кольмар , Якоб ван Ходдис , Пауль Корнфельд , Арно Надель , Георг Германн, Теодор Вольф , Адам Кукхофф , Фридрих Рек-Маллечевен и Рудольф Гильфердинг ). Сосланные авторы отчаялись и покончили жизнь самоубийством, например: Вальтер Хазенклевер , Эрнст Вайс , Карл Эйнштейн , Вальтер Беньямин , Эрнст Толлер и Стефан Цвейг .

Там, где сжигают книги, в конечном итоге сжигают и людей.

- Генрих Гейне (1823) [а] [21]
(Книги Гейне были среди сожженных.)

Хелен Келлер опубликовала «Открытое письмо немецким студентам», в котором написала: «Вы можете сжечь мои книги и книги лучших умов Европы, но идеи, содержащиеся в этих книгах, прошли через миллионы каналов и будут продолжаться. " [22]

Немецкая библиотека свободы

[ редактировать ]

10 мая 1934 года, через год после массовых сожжений книг, была открыта Немецкая библиотека свободы, основанная Альфредом Канторовичем, для сбора копий уничтоженных книг. [23] Из-за смены политической власти, а также явного контроля и цензуры со стороны нацистской партии в 1933 году произошел «массовый исход немецких писателей, художников и интеллектуалов». [24] Они отправились в изгнание в Америку, Англию и Францию. 10 мая 1934 года писатели, находившиеся в изгнании во Франции, собрались вместе и основали Библиотеку сожженных книг, где были собраны все произведения, которые были запрещены, сожжены, подвергнуты цензуре и уничтожены. [23]

Альфред Канторович, автор статьи 1944 года «Библиотека сожженных книг», был одним из ключевых лидеров, сыгравших важную роль в создании этой библиотеки. В своей статье он из первых рук рассказывает, как возникла библиотека и как она в конце концов была разрушена. Библиотека не только хранила запрещенные нацистами книги, но и более важной миссией была быть «центром интеллектуальной антинацистской деятельности». [23] Кроме того, там располагались обширные архивы «по истории нацизма и антинацистской борьбы во всех ее формах». [23] После капитуляции Франции нацисты практически контролировали Францию, поэтому французское правительство закрыло библиотеку, а всех, кто был связан с ней, заключили в тюрьму или отправили в концентрационные лагеря. Когда нацисты оккупировали Париж, библиотека и архивы были сданы, и это стало концом существования библиотеки. [ нужна ссылка ]

По словам Канторовича, «истинное значение библиотеки не ограничивалось ее материальным существованием. Открывая его, мы хотели сделать этот день позора днем ​​славы литературы и свободы мысли, которую ни один тиран не мог убить огнем. И более того, этим символическим действием мы хотели пробудить Европу к опасностям, которые угрожали как ее духовному, так и материальному существованию». [23]

Американская библиотека запрещенных нацистами книг

[ редактировать ]

Похожая библиотека, созданная по образцу парижской, была открыта в Бруклинском еврейском центре в Бруклине, штат Нью-Йорк, 15 ноября 1934 года. На ней выступили преподобный доктор Исраэль Х. Левинталь , раввин Еврейского центра, и представители библиотеки. председатель раввин Луи Хаммер. инаугурационный ужин, посвященный Альберту Эйнштейну и Хайнцу Липману . 22 декабря 1934 года состоялся [25]

Цель библиотеки заключалась в том, чтобы «собрать как можно больше книг, которые могут быть получены авторами, чьи книги были сожжены нацистским правительством на знаменитом костре 10 мая 1933 года». Иврит и идиш». Среди авторов, чьи книги были доступны при открытии библиотеки, были Альберт Эйнштейн, Максим Горький , Хелен Келлер , Зигмунд Фрейд , Томас Манн и многие другие. [25] В отличие от парижской библиотеки, американская библиотека не имела коллекции книг, касающихся нацистской идеологии, событий или отдельных лиц в нацистской Германии. [26]

Библиотека была решительным сторонником сионизма , движения за еврейскую родину. Для руководителей библиотеки сожжение книг нацистами представляло собой «доказательство безотлагательности» сионистских дел. [26] Раввин Стивен Уайз , выступавший на инаугурационном ужине, возглавил акцию протеста в Мэдисон-Сквер-Гарден в день сожжения книги и был защитником сионистского движения. Томас Манн, книги которого были частью коллекции библиотеки, сказал, что «то, что произошло в Германии, все больше и больше убеждало меня в ценности сионизма для евреев». [26]

Американская библиотека запрещенных нацистами книг оставалась на месте до закрытия Бруклинского еврейского центра в 1970-х годах. Затем его коллекция была передана в дар Еврейской теологической семинарии Америки в Нью-Йорке. [26]

Репортажи городских и сельских новостей в США

[ редактировать ]

Проанализировав восемь различных газетных выдержек из базы данных «Развернутая история» Мемориального музея Холокоста США, [27] коллекции тысяч новостных вырезок о событиях, связанных с Холокостом, стали очевидны определенные тенденции. [28]

Репортажи Соединенных Штатов о сожжениях книг достигли пика после сожжения Берлина 10 мая 1933 года, но они различались по освещению и подходу. Публикации из городских районов, такие как Miami Herald , Honolulu Star-Bulletin и Philadelphia Inquirer , склонялись к более критической позиции в отношении сожжений книг и нацистского режима. В статье Уолта Липпмана в газете Miami Herald нацистский режим был назван «насильственным по своему характеру» и утверждалось, что уничтожение интеллектуальной собственности было зловещим признаком подготовки нацистов к войне. В «Бюллетене Гонолулу» отмечалось, что попытка Гитлера искоренить все ненемецкое будет бесплодной, поскольку аналогичные попытки потерпели неудачу в других «королевствах». Газета Philadelphia Inquirer , что необычно, выступала за широкомасштабный протест против нацистского режима и его сожжения книг. С другой стороны, тенденции, появившиеся в репортажах о сельских и пригородных районах, оказались менее критичными по отношению к Третьему рейху. Вместо этого они были более осторожны и возмущены сожжением американских авторов. Это было видно в Wilmington Morning News , The Ogden Utah Examiner и Evening Herald Courier из Бристоля, Теннесси . Газета Теннесси очень прямо описала это событие, назвав Геббельса «министром просвещения». Аналогичным образом газета Delaware Morning News назвала поведение немцев «ребяческим».

Союзная цензура во время денацификации

[ редактировать ]

В 1946 году оккупационные власти союзников составили список из более чем 30 000 наименований, начиная от школьных учебников и заканчивая стихами и включая произведения таких авторов, как фон Клаузевиц . [ нужна ссылка ] Миллионы экземпляров этих книг были конфискованы и уничтожены. [ нужна ссылка ] Представитель Военного управления признал, что приказ в принципе ничем не отличался от нацистских сожжений книг. [29] Однако «большинство наблюдателей осудили этот приказ как невыполнимую глупость». [29]

Произведения искусства находились под той же цензурой, что и другие средства массовой информации;

все коллекции произведений искусства, связанные или посвященные увековечению немецкого милитаризма или нацизма, будут навсегда закрыты и взяты под стражу.

Директивы были истолкованы очень широко, что привело к уничтожению тысяч картин, а еще тысячи были отправлены на депозиты в США. Эти конфискованные картины все еще находятся под стражей в США, по состоянию на 2007 год. , включают, например, картину, «изображающую пару женщин средних лет, разговаривающих на залитой солнцем улице маленького городка». [30]

[ редактировать ]
  • В фильме 1989 года «Индиана Джонс и последний крестовый поход» есть сцена, действие которой происходит на фоне сжигания книг, события, которое является частью большого нацистского митинга в Берлине, на котором присутствует Адольф Гитлер. Действие вымышленной сцены происходит в 1938 году в Институте арийской культуры.
  • «Борьба с огнем ненависти: Америка и сожжение книг нацистами» — это передвижная выставка, организованная Мемориальным музеем Холокоста США . [31] В 2014 году выставка прошла в Вест-Фарго, Северная Дакота; Даллас, Техас; и Миссула, Монтана. [32]

См. также

[ редактировать ]

Информационные примечания

  1. ^ Когда вы сжигаете книги, вы также сжигаете людей.

Цитаты

  1. ^ «Сожжение книги» . Развернутая история: реакция США на Холокост . Мемориальный музей Холокоста США.
  2. ^ Стретц, Ханс-Вольфганг (1968). Студент «Акции против негерманского духа» весной 1933 года. В кн.: Ежеквартальные буклеты по современной истории, 16 (на немецком языке). стр. 347–353.
  3. ^ Jump up to: а б Хенч, Джон Б. (2010) Книги как оружие , с. 31. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN   978-0-8014-4891-1
  4. ^ Брахер, Карл Дитрих (1970). Немецкая диктатура . Перевод Жана Стейнберга. Нью-Йорк: Книги Пингвина . п. 325. ИСБН  0-14-013724-6 .
  5. ^ Jump up to: а б Реут, Ральф Георг (1993). Геббельс . Книга урожая. Перевод Уинстона, Кришны. Харкорт Брейс. стр. 182–183. ISBN  9780156001397 . Проверено 28 июля 2021 г.
  6. ^ «Когда горят книги: выставка специальных коллекций Университета Аризоны» . ualibr-exhibits.s3-website-us-west-2.amazonaws.com . Проверено 01 октября 2021 г.
  7. ^ Кэй, Хью (16 ноября 2021 г.). «Невероятная история первой известной транс-женщины, перенесшей операцию по подтверждению пола» . Отношение . Проверено 31 января 2022 г.
  8. ^ «Институт сексологии» . Квалиа Фолк. 8 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 18 января 2015 г. Проверено 18 января 2015 г.
  9. ^ Джон Лауритсен; Дэвид Торстад (1974), Раннее движение за права гомосексуалистов (1864–1935) , Нью-Йорк: Times Change Press, стр. 40–41, ISBN  0-87810-027-Х . Пересмотренное издание опубликовано в 1995 г. ISBN   0-87810-041-5 .
  10. ^ Эванс, Ричард Дж. (2004). Пришествие Третьего Рейха (1-е американское изд.). Нью-Йорк: Пингвин Пресс. ISBN  1-59420-004-1 . OCLC   53186626 .
  11. ^ «День Дорхена – Провидентия» . drvitelli.typepad.com . 5 декабря 2010 года . Проверено 3 февраля 2016 г.
  12. ^ «6 мая 1933 года: Разграбление Института сексологии» . Фонд Дня памяти жертв Холокоста . Проверено 24 июня 2023 г.
  13. ^ «Сожжение книги» . Мемориальный музей Холокоста в США . Проверено 24 июня 2023 г.
  14. ^ «Сожжение книги» . ПБС . Проверено 24 июня 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Фрей, Норберт (1993) Национал-социалистическое правление в Германии: государство фюрера 1933–1945 . Перевод Саймона Б. Стейна. Оксфорд, издательство Блэквелл. п. 62 ISBN   0-631-18507-0
  16. ^ Дикерман, Майкл; Бартроп, PR (2017). Холокост: энциклопедия и собрание документов [4 тома] . АВС-КЛИО. п. 458. ИСБН  9781440840845 .
  17. ^ Битвы, М (2003). «Знание в огне». Американский учёный . 3 (35).
  18. ^ Лайонс, Мартин. Книги: Живая история. Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2011. глава 5, стр. 200–201.
  19. Шульц, Кэтрин (17 января 2022 г.) «Бэмби» еще мрачнее, чем вы думали» Житель Нью-Йорка
  20. ^ Сотрудники (зима 2002/2003 г.) «Уравнение Сэнгера-Гитлера» Нью-Йоркский университет : Проект документов Маргарет Сэнгер, Информационный бюллетень № 32
  21. ^ Гейне, Генрих (1823). «Трагедии с лирическим интермеццо» . Берлин: Немецкий Wikisource . п. 148 . Проверено 25 декабря 2022 г.
  22. ^ Баэз 2011, с. 211
  23. ^ Jump up to: а б с д и Канторович, А. (1944). Библиотека сожженных книг. Новая Республика , 110 (20), 686–688.
  24. ^ Ноубл, Л. (2019). «Горящие книги» . Библиотека Кембриджского университета . Проверено 3 ноября 2019 г.
  25. ^ Jump up to: а б «Запрещенные нацистами книги – Статьи | Бруклинский еврейский центр – Связь с нашим прошлым – Сохранение нашего будущего» . www.brooklynjewishcenter.org . Проверено 20 ноября 2020 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д фон Мервельдт, Никола (зима 2007 г.). «Книги не могут быть убиты огнем: Немецкая библиотека свободы и Американская библиотека запрещенных нацистами книг как агенты культурной памяти». Библиотечные тенденции . 55 (3): 523–535. дои : 10.1353/lib.2007.0026 . hdl : 2142/3723 . S2CID   39301623 – через EBSCO.
  27. ^ В развернувшейся истории: Газеты США и Холокост. Музей Холокоста США, дата обращения 15 февраля 2024 г.
  28. ^ Эдель, Одри (25 марта 2024 г.). «Городские и сельские новости США, освещающие сожжения книг нацистами» (PDF) . Очерки источников по истории Германии .
  29. ^ Jump up to: а б «Читай без зла» . Время . 27 мая 1946 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2009 г.
  30. ^ Гольдштейн, Кора. «Чистки, исключения и ограничения: политика в области искусства в Германии 1933–1949» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 года.
  31. ^ « Борьба с огнем ненависти: Америка и сожжение книг нацистами » . Мемориальный музей Холокоста США .
  32. ^ «Текущее расписание: Борьба с пламенем ненависти » . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 13 августа 2014 г.

[1]

Библиография

[ редактировать ]
  1. ^ Стретц, Ханс-Вольфганг (1968). «Студенческая «акция против антинемецкого духа» весной 1933 года». Ежеквартальные журналы по современной истории . 16 :347-353.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 476b5fd68f79bf82c425b56fa409f684__1719914100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/84/476b5fd68f79bf82c425b56fa409f684.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nazi book burnings - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)