Jump to content

Высадка в Нормандии

Координаты : 49 ° 20' с.ш. 0 ° 36' з.д.  /  49,34 ° с.ш. 0,60 ° з.д.  / 49,34; -0,60
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Страница полузащищена
(Перенаправлено от 6 июня 1944 г. )

Высадка в Нормандии
Часть операции «Оверлорд» и Западный фронт Второй мировой войны.

«Такси в ад – и обратно – в пасть смерти» , культовое изображение бойцов 16-го пехотного полка , 1-й пехотной дивизии США выходящих на берег со своего десантного корабля на пляже Омаха утром 6 июня 1944 года.
Date6 June 1944; 80 years ago (6 June 1944)
Location49°20′N 0°36′W / 49.34°N 0.60°W / 49.34; -0.60
Result Allied victory[8]
Territorial
changes
Five Allied beachheads established in Normandy
Belligerents
Allies:
 Germany
Commanders and leaders
Units involved
Strength
156,000 soldiers[a]
195,700 naval personnel[10]
50,350+[11]
170 coastal artillery guns[b]
Casualties and losses
10,000+ casualties; 4,414 confirmed dead[c]
185 M4 Sherman tanks[14]
4,000–9,000 killed, wounded, missing, or captured[15]

Высадка в Нормандии десантная операция и связанные с ней воздушно-десантные операции 6 июня 1944 года во время союзников вторжения в Нормандию в рамках операции «Оверлорд» во время Второй мировой войны . под кодовым названием Операция «Нептун» и часто называемая « День Д» — это крупнейшее морское вторжение в истории. Операция положила начало освобождению Франции и остальной части Западной Европы и заложила основы победы союзников на Западном фронте .

Планирование операции началось в 1943 году. За несколько месяцев до вторжения союзники провели масштабную военную операцию под кодовым названием «Операция Телохранитель» , чтобы ввести немцев в заблуждение относительно даты и места основной высадки союзников. Погода в день, выбранный для «Дня Д», была не идеальной, и операцию пришлось отложить на 24 часа; Дальнейшая отсрочка означала бы задержку как минимум на две недели, поскольку у планировщиков были требования к фазе луны, приливам и времени суток, а это означало, что подходящими считались только несколько дней в месяц. Адольф Гитлер поручил фельдмаршалу Эрвину Роммелю командовать немецкими войсками и строить укрепления вдоль Атлантического вала в ожидании вторжения. Президент США Франклин Д. Рузвельт назначил генерал-майора Дуайта Д. Эйзенхауэра командующим силами союзников.

The invasion began shortly after midnight on the morning of 6 June with extensive aerial and naval bombardment as well as an airborne assault—the landing of 24,000 American, British, and Canadian airborne troops. The early morning aerial assault was soon followed by Allied amphibious landings on the coast of France c. 06:30. The target 50-mile (80 km) stretch of the Normandy coast was divided into five sectors: Utah, Omaha, Gold, Juno, and Sword. Strong winds blew the landing craft east of their intended positions, particularly at Utah and Omaha.

The men landed under heavy fire from gun emplacements overlooking the beaches, and the shore was mined and covered with obstacles such as wooden stakes, metal tripods, and barbed wire, making the work of the beach-clearing teams difficult and dangerous. Casualties were heaviest at Omaha, with its high cliffs. At Gold, Juno, and Sword, several fortified towns were cleared in house-to-house fighting, and two major gun emplacements at Gold were disabled using specialised tanks.

The Allies were able to establish beachheads at each of the five landing sites on the first day, but Carentan, Saint-Lô, and Bayeux remained in German hands. Caen, a major objective, was not captured until 21 July. Only two of the beaches (Juno and Gold) were linked on the first day, and all five beachheads were not connected until 12 June. German casualties on D-Day have been estimated at 4,000 to 9,000 men. Allied casualties were at least 10,000, with 4,414 confirmed dead.

Background

After the German Army invaded the Soviet Union in June 1941, the Soviet leader Joseph Stalin began pressing his new allies for the creation of a second front in western Europe.[16] In late May 1942, the Soviet Union and the United States made a joint announcement that a "... full understanding was reached with regard to the urgent tasks of creating a second front in Europe in 1942."[17] However, British Prime Minister Winston Churchill persuaded US President Franklin D. Roosevelt to postpone the promised invasion as, even with US help, the Allies did not have adequate forces for such an activity.[18]

Instead of an immediate return to France, the western Allies staged offensives in the Mediterranean Theatre of Operations, where British troops were already stationed. By mid-1943, the campaign in North Africa had been won. The Allies then launched the invasion of Sicily in July 1943 and subsequently invaded the Italian mainland in September the same year. By then, Soviet forces were on the offensive and had won a major victory at the Battle of Stalingrad. The decision to undertake a cross-channel invasion within the next year was taken at the Trident Conference in Washington in May 1943.[19] Initial planning was constrained by the number of available landing craft, most of which were already committed in the Mediterranean and Pacific.[20] At the Tehran Conference in November 1943, Roosevelt and Churchill promised Stalin that they would open the long-delayed second front in May 1944.[21]

Meeting of the Supreme Headquarters Allied Expeditionary Force (SHAEF), 1 February 1944. Front row: Air Chief Marshal Sir Arthur Tedder; General Dwight D. Eisenhower; General Sir Bernard Montgomery. Back row: Lieutenant General Omar Bradley; Admiral Sir Bertram Ramsay; Air Chief Marshal Sir Trafford Leigh-Mallory; Lieutenant General Walter Bedell Smith.

The Allies considered four sites for the landings: Brittany, the Cotentin Peninsula, Normandy, and the Pas-de-Calais. As Brittany and Cotentin are peninsulas, it would have been possible for the Germans to cut off the Allied advance at a relatively narrow isthmus, so these sites were rejected.[22] With the Pas-de-Calais being the closest point in continental Europe to Britain, the Germans considered it to be the most likely initial landing zone, so it was the most heavily fortified region.[23] But it offered few opportunities for expansion, as the area is bounded by numerous rivers and canals,[24] whereas, landings on a broad front in Normandy would permit simultaneous threats against the port of Cherbourg, coastal ports further west in Brittany, and an overland attack towards Paris and eventually into Germany. Normandy was hence chosen as the landing site.[25] The most serious drawback of the Normandy coast—the lack of port facilities—would be overcome through the development of artificial Mulberry harbours.[26] A series of modified tanks, nicknamed Hobart's Funnies, dealt with specific requirements expected for the Normandy Campaign such as mine clearing, demolishing bunkers, and mobile bridging.[27]

The Allies planned to launch the invasion on 1 May 1944.[24] The initial draft of the plan was accepted at the Quebec Conference in August 1943. General Dwight D. Eisenhower was appointed commander of the Supreme Headquarters Allied Expeditionary Force.[28] General Bernard Montgomery was named commander of the 21st Army Group, which comprised all land forces involved in the invasion.[29] On 31 December 1943, Eisenhower and Montgomery first saw the plan, which proposed amphibious landings by three divisions with two more divisions in support. The two generals insisted that the scale of the initial invasion be expanded to five divisions, with airborne descents by three additional divisions, to allow operations on a wider front and to hasten the capture of Cherbourg.[30] The need to acquire or produce extra landing craft for the expanded operation meant that the invasion had to be delayed to June.[30] Eventually, thirty-nine Allied divisions would be committed to the Battle of Normandy: twenty-two American, twelve British, three Canadian, one Polish, and one French, totalling over a million troops.[31]

Operations

Operation Overlord was the name assigned to the establishment of a large-scale lodgement on the continent. The first phase, the amphibious invasion and establishment of a secure foothold, was codenamed Operation Neptune.[26] To gain the air superiority needed to ensure a successful invasion, the Allies undertook a bombing campaign (codenamed Operation Pointblank) that targeted German aircraft production, fuel supplies, and airfields.[26] Elaborate deceptions, codenamed Operation Bodyguard, were undertaken in the months leading up to the invasion to prevent the Germans from learning the timing and location of the invasion.[32]

The landings were to be preceded by airborne operations near Caen on the eastern flank to secure the Orne River bridges and north of Carentan on the western flank. The Americans, assigned to land at Utah Beach and Omaha Beach, were to attempt to capture Carentan and Saint-Lô the first day, then cut off the Cotentin Peninsula and eventually capture the port facilities at Cherbourg. The British at Sword and Gold Beaches and the Canadians at Juno Beach would protect the US flank and attempt to establish airfields near Caen on the first day.[33][34] (A sixth beach, code-named "Band", was considered to the east of the Orne).[35] A secure lodgement would be established with all invading forces linked together, with an attempt to hold all territory north of the Avranches-Falaise line within the first three weeks.[33][34] Montgomery envisaged a ninety-day battle, lasting until all Allied forces reached the River Seine.[36]

Deception plans

Shoulder patches were designed for units of the fictitious First United States Army Group under George Patton.

Under the overall umbrella of Operation Bodyguard, the Allies conducted several subsidiary operations designed to mislead the Germans as to the date and location of the Allied landings.[37] Operation Fortitude included Fortitude North, a misinformation campaign using fake radio traffic to lead the Germans into expecting an attack on Norway,[38] and Fortitude South, a major deception involving the creation of a fictitious First United States Army Group under Lieutenant General George S. Patton, supposedly located in Kent and Sussex. Fortitude South was intended to deceive the Germans into believing that the main attack would take place at Calais.[32][39] Genuine radio messages from 21st Army Group were first routed to Kent via landline and then broadcast, to give the Germans the impression that most of the Allied troops were stationed there.[40] Patton was stationed in England until 6 July, thus continuing to deceive the Germans into believing a second attack would take place at Calais.[41]

Many of the German radar stations on the French coast were destroyed in preparation for the landings.[42] In addition, on the night before the invasion, a small group of Special Air Service operators deployed dummy paratroopers over Le Havre and Isigny. These dummies led the Germans to believe that an additional airborne landing had occurred. On that same night, in Operation Taxable, No. 617 Squadron RAF dropped strips of "window", metal foil that caused a radar return which was mistakenly interpreted by German radar operators as a naval convoy near Le Havre. The illusion was bolstered by a group of small vessels towing barrage balloons. A similar deception was undertaken near Boulogne-sur-Mer in the Pas de Calais area by No. 218 Squadron RAF in Operation Glimmer.[43][2]

Weather

The invasion planners determined a set of conditions involving the phase of the moon, the tides, and the time of day that would be satisfactory on only a few days in each month. A full moon was desirable, as it would provide illumination for aircraft pilots and have the highest tides. The Allies wanted to schedule the landings for shortly before dawn, midway between low and high tide, with the tide coming in. This would improve the visibility of obstacles on the beach while minimising the amount of time the men would be exposed in the open.[44] Eisenhower had tentatively selected 5 June as the date for the assault. However, on 4 June, conditions were unsuitable for a landing: high winds and heavy seas made it impossible to launch landing craft, and low clouds would prevent aircraft from finding their targets.[45] The weather forecast that reported the storms was sent from a weather station on the western coast of Ireland.[46]

Surface weather analysis map showing weather fronts on 5 June

Group Captain James Stagg of the Royal Air Force (RAF) met Eisenhower on the evening of 4 June. He and his meteorological team predicted that the weather would improve enough for the invasion to proceed on 6 June.[47] The next available dates with the required tidal conditions (but without the desirable full moon) would be two weeks later, from 18 to 20 June. Postponement of the invasion would have required recalling men and ships already in position to cross the English Channel and would have increased the chance that the invasion plans would be detected.[48] After much discussion with the other senior commanders, Eisenhower decided that the invasion should go ahead on 6 June.[49] A major storm battered the Normandy coast from 19 to 22 June, which would have made the beach landings impossible.[45]

Allied control of the Atlantic meant German meteorologists had less information than the Allies on incoming weather patterns.[42] As the Luftwaffe meteorological centre in Paris was predicting two weeks of stormy weather, many Wehrmacht commanders left their posts to attend war games in Rennes, and men in many units were given leave.[50] Field Marshal Erwin Rommel returned to Germany for his wife's birthday and to petition Hitler for additional Panzer divisions.[51]

German order of battle

Germany had at its disposal fifty divisions in France and the Low Countries, with another eighteen stationed in Denmark and Norway. Fifteen divisions were in the process of formation in Germany.[52] Combat losses throughout the war, particularly on the Eastern Front, meant that the Germans no longer had a pool of able young men from which to draw. German soldiers were now on average six years older than their Allied counterparts. Many in the Normandy area were Ostlegionen (eastern legions)—conscripts and volunteers from Russia, Mongolia, and other areas of the Soviet Union. They were provided mainly with unreliable captured equipment and lacked motorised transport.[53][54] Many German units were under strength.[55]

In early 1944, the German Western Front (OB West) was significantly weakened by personnel and materiel transfers to the Eastern Front. During the Soviet Dnieper–Carpathian offensive (24 December 1943 – 17 April 1944), the German High Command was forced to transfer the entire II SS Panzer Corps from France, consisting of the 9th and 10th SS Panzer Divisions, as well as the 349th Infantry Division, 507th Heavy Panzer Battalion and the 311th and 322nd StuG Assault Gun Brigades. All told, the German forces stationed in France were deprived of 45,827 troops and 363 tanks, assault guns, and self-propelled anti-tank guns.[56]

The 1st SS Panzer Division "Leibstandarte SS Adolf Hitler", 9th, 11th, 19th and 116th Panzer divisions, alongside the 2nd SS Panzer Division "Das Reich", had only arrived in France in March–May 1944 for extensive refit after being badly damaged during the Dnieper-Carpathian operation. Seven of the eleven panzer or panzergrenadier divisions stationed in France were not fully operational or only partially mobile in early June 1944.[57]

German Supreme commander: Adolf Hitler

Cotentin Peninsula

Allied forces attacking Utah Beach faced the following German units stationed on the Cotentin Peninsula:

Grandcamps Sector

Americans assaulting Omaha Beach faced the following troops:

  • 352nd Infantry Division
    • under Generalleutnant Dietrich Kraiss, a full-strength unit of around 12,000 brought in by Rommel on 15 March and reinforced by two additional regiments.[60]
    • 914th Grenadier Regiment[61]
    • 915th Grenadier Regiment (as reserves)[61]
    • 916th Grenadier Regiment[61]
    • 726th Infantry Regiment (from 716th Infantry Division)[61]
    • 352nd Artillery Regiment[61]

Allied forces at Gold and Juno faced the following elements of the 352nd Infantry Division:

    • 914th Grenadier Regiment[62]
    • 915th Grenadier Regiment[62]
    • 916th Grenadier Regiment[62]
    • 352nd Artillery Regiment[62]

Forces around Caen

Allied forces attacking Gold, Juno, and Sword Beaches faced the following German units:

Atlantic Wall

Map of the Atlantic Wall, shown in yellow
  Axis and occupied countries
  Allies and occupied countries
  Neutral countries
Czech hedgehogs deployed on the Atlantic Wall near Calais

Alarmed by the raids on St Nazaire and Dieppe in 1942, Hitler had ordered the construction of fortifications all along the Atlantic coast, from Spain to Norway, to protect against an expected Allied invasion. He envisioned 15,000 emplacements manned by 300,000 troops, but shortages, particularly of concrete and manpower, meant that most of the strongpoints were never built.[68] As it was expected to be the site of the invasion, the Pas de Calais was heavily defended.[68] In the Normandy area, the best fortifications were concentrated at the port facilities at Cherbourg and Saint-Malo.[30] Rommel was assigned to oversee the construction of further fortifications along the expected invasion front, which stretched from the Netherlands to Cherbourg,[68][69] and was given command of the newly re-formed Army Group B, which included the 7th Army, the 15th Army, and the forces guarding the Netherlands. Reserves for this group included the 2nd, 21st, and 116th Panzer divisions.[70][71]

Rommel believed that the Normandy coast could be a possible landing point for the invasion, so he ordered the construction of extensive defensive works along that shore. In addition to concrete gun emplacements at strategic points along the coast, he ordered wooden stakes, metal tripods, mines, and large anti-tank obstacles to be placed on the beaches to delay the approach of landing craft and impede the movement of tanks.[72] Expecting the Allies to land at high tide so that the infantry would spend less time exposed on the beach, he ordered many of these obstacles to be placed at the high water mark.[44] Tangles of barbed wire, booby traps, and the removal of ground cover made the approach hazardous for infantry.[72] On Rommel's order, the number of mines along the coast was tripled.[30] The Allied air offensive over Germany had crippled the Luftwaffe and established air supremacy over western Europe, so Rommel knew he could not expect effective air support.[73] The Luftwaffe could muster only 815 aircraft[74] over Normandy in comparison to the Allies' 9,543.[75] Rommel arranged for booby-trapped stakes known as Rommelspargel (Rommel's asparagus) to be installed in meadows and fields to deter airborne landings.[30]

German armaments minister Albert Speer notes in his 1969 autobiography that the German high command, concerned about the susceptibility of the airports and port facilities along the North Sea coast, held a conference on 6–8 June 1944 to discuss reinforcing defences in that area.[76] Speer wrote:

In Germany itself we scarcely had any troop units at our disposal. If the airports at Hamburg and Bremen could be taken by parachute units and the ports of these cities seized by small forces, invasion armies debarking from ships would, I feared, meet no resistance and would be occupying Berlin and all of Germany within a few days.[77]

Armoured reserves

Rommel believed that Germany's best chance was to stop the invasion at the shore. He requested that the mobile reserves, especially tanks, be stationed as close to the coast as possible. Rundstedt, Geyr, and other senior commanders objected. They believed that the invasion could not be stopped on the beaches. Geyr argued for a conventional doctrine: keeping the Panzer formations concentrated in a central position around Paris and Rouen and deploying them only when the main Allied beachhead had been identified. He also noted that in the Italian Campaign, the armoured units stationed near the coast had been damaged by naval bombardment. Rommel's opinion was that because of Allied air supremacy, the large-scale movement of tanks would not be possible once the invasion was under way. Hitler made the final decision, which was to leave three Panzer divisions under Geyr's command and give Rommel operational control of three more as reserves. Hitler took personal control of four divisions as strategic reserves, not to be used without his direct orders.[78][79][80]

Allied order of battle

D-day assault routes into Normandy

Commander, SHAEF: General Dwight D. Eisenhower
Commander, 21st Army Group: General Bernard Montgomery[81]

US zones

Commander, First Army: Lieutenant General Omar Bradley[81]

The First Army contingent totalled approximately 73,000 men, including 15,600 from the airborne divisions.[15]

Utah Beach
Omaha Beach

British and Canadian zones

Royal Marine Commandos attached to 3rd Infantry Division move inland from Sword Beach, 6 June 1944. An armoured bridgelayer tank is in the background

Commander, Second Army: Lieutenant General Sir Miles Dempsey[81]

Overall, the Second Army contingent consisted of 83,115 men, 61,715 of them British.[15] The British and Commonwealth air and naval support units included a large number of personnel from Allied nations, including several RAF squadrons manned almost exclusively by overseas air crew. For example, the Australian contribution to the operation included a regular Royal Australian Air Force (RAAF) squadron, nine Article XV squadrons, and hundreds of personnel posted to RAF units and RN warships.[85] The RAF supplied two-thirds of the aircraft involved in the invasion.[86]

Gold Beach
Juno Beach
Sword Beach

79th Armoured Division: Major General Percy Hobart[90] provided specialised armoured vehicles which supported the landings on all beaches in Second Army's sector.

Coordination with the French Resistance

Members of the French Resistance and the US 82nd Airborne division during the Battle of Normandy in 1944.

Through the London-based État-major des Forces Françaises de l'Intérieur (French Forces of the Interior), the British Special Operations Executive orchestrated a campaign of sabotage to be implemented by the French Resistance. The Allies developed four plans for the Resistance to execute on D-Day and the following days:

  • Plan Vert was a 15-day operation to sabotage the rail system.
  • Plan Bleu dealt with destroying electrical facilities.
  • Plan Tortue was a delaying operation aimed at the enemy forces that would potentially reinforce Axis forces at Normandy.
  • Plan Violet dealt with cutting underground telephone and teleprinter cables.[91]

The resistance was alerted to carry out these tasks by messages personnels transmitted by the BBC's French service from London. Several hundred of these messages, which might be snippets of poetry, quotations from literature, or random sentences, were regularly transmitted, masking the few that were actually significant. In the weeks preceding the landings, lists of messages and their meanings were distributed to resistance groups.[92] An increase in radio activity on 5 June was correctly interpreted by German intelligence to mean that an invasion was imminent or underway. However, because of the barrage of previous false warnings and misinformation, most units ignored the warning.[93][94]

A 1965 report from the Counter-insurgency Information Analysis Center details the results of the French Resistance's sabotage efforts: "In the southeast, 52 locomotives were destroyed on 6 June and the railway line cut in more than 500 places. Normandy was isolated as of 7 June."[95]

D-Day planning map, used at Southwick House near Portsmouth
Large landing craft convoy crosses the English Channel on 6 June 1944

Naval operations for the invasion were described by historian Correlli Barnett as a "never surpassed masterpiece of planning".[96] In overall command was British Admiral Sir Bertram Ramsay, who had served as Flag officer at Dover during the Dunkirk evacuation four years earlier. He had also been responsible for the naval planning of the invasion of North Africa in 1942, and one of the two fleets carrying troops for the invasion of Sicily the following year.[97]

The invasion fleet, which was drawn from eight different navies, comprised 6,939 vessels: 1,213 warships, 4,126 landing craft of various types, 736 ancillary craft, and 864 merchant vessels.[15] The majority of the fleet was supplied by the UK, which provided 892 warships and 3,261 landing craft.[86] In total there were 195,700 naval personnel involved; of these 112,824 were from the Royal Navy with another 25,000 from the Merchant Navy; 52,889 were American; and 4,998 sailors from other allied countries.[15][10] The invasion fleet was split into the Western Naval Task Force (under Admiral Alan G. Kirk) supporting the US sectors and the Eastern Naval Task Force (under Admiral Sir Philip Vian) in the British and Canadian sectors.[98][97] Available to the fleet were five battleships, 20 cruisers, 65 destroyers, and two monitors.[99] German ships in the area on D-Day included three torpedo boats, 29 fast attack craft, 36 R boats, and 35 auxiliary minesweepers and patrol boats.[100] The Germans also had several U-boats available, and all the approaches had been heavily mined.[44]

At 05:10, German torpedo boats reached the Eastern Task Force and launched fifteen torpedoes, sinking the Norwegian destroyer HNoMS Svenner off Sword Beach but missing the British battleships HMS Warspite and Ramillies. After attacking, the German vessels turned away and fled east into a smoke screen that had been laid by the RAF to shield the fleet from the long-range battery at Le Havre.[101] Allied losses to mines included the American destroyer USS Corry off Utah and submarine chaser USS PC-1261, a 173-foot patrol craft.[102]

Bombardment

Карта района вторжения с указанием расчищенных от мин каналов, местонахождения судов, участвовавших в бомбардировке, и целей на берегу.

Bombing of Normandy began around midnight with more than 2,200 British, Canadian, and US bombers attacking targets along the coast and further inland.[44] Береговая бомбардировка Омахи оказалась практически неэффективной, поскольку из-за низкой облачности назначенные цели было трудно увидеть. Обеспокоенные возможностью нанесения потерь своим войскам, многие бомбардировщики слишком долго откладывали атаки и не смогли поразить береговую оборону. [ 103 ] В день «Д» немцы располагали 570 самолетами в Нормандии и Нидерландах, а еще 964 — в Германии. [ 44 ]

Тральщики начали расчищать каналы для флота вторжения вскоре после полуночи и закончили сразу после рассвета, не встретив врага. [ 104 ] Западная оперативная группа включала линкоры «Арканзас» , «Невада» и «Техас» , а также восемь крейсеров, двадцать восемь эсминцев и один монитор. [ 105 ] В состав Восточной оперативной группы входили линкоры «Рамиллис» и «Уорспайт» , а также монитор «Робертс» , двенадцать крейсеров и тридцать семь эсминцев. [ 1 ] Морская бомбардировка районов за пляжем началась в 05:45, когда было еще темно, а артиллеристы переключились на заранее назначенные цели на пляже, как только стало достаточно светло, в 05:50. [ 106 ] Поскольку войска должны были высадиться в Юте и Омахе начиная с 06:30 (на час раньше, чем на британских пляжах), эти районы подверглись бомбардировке с моря всего около 40 минут, прежде чем десантные войска начали высаживаться на берег. [ 107 ]

Воздушно-десантные операции

Успех высадки десанта зависел от создания безопасного плацдарма, с которого можно было расширить плацдарм и создать хорошо снабженные силы, способные к прорыву. Десантные силы были особенно уязвимы для сильных контратак противника до того, как удалось добиться прибытия достаточных сил на плацдарм. Для замедления или устранения возможности противника по организации и проведению контратак в этот критический период использовались действия воздушно-десантной авиации по захвату таких ключевых объектов, как мосты, переезды дорог и объекты местности, особенно на восточном и западном флангах районов высадки. Высадка воздушного десанта на некотором расстоянии за пляжами была также предназначена для облегчения выхода десантных сил с пляжей, а в ряде случаев для нейтрализации немецких батарей береговой обороны и более быстрого расширения площади плацдарма. [ 108 ] [ 109 ]

82-я и 101-я воздушно-десантные дивизии США были назначены на цели к западу от Юта-Бич, где они надеялись захватить и контролировать несколько узких дорог на местности, которые были намеренно затоплены немцами. Сообщения разведки союзников в середине мая о прибытии немецкой 91-й пехотной дивизии означали, что предполагаемые зоны высадки пришлось сместить на восток и юг. [ 110 ] Британской 6-й воздушно-десантной дивизии на восточном фланге было поручено захватить в целости мосты через Канский канал и реку Орн , разрушить пять мостов через Дивс в 6 милях (9,7 км) к востоку и уничтожить артиллерийскую батарею Мервилля с видом на Сорд. Пляж. [ 111 ] Свободные французские десантники из британской бригады САС были направлены на выполнение задач в Бретани с 5 июня по август в рамках операций «Дингсон» , «Самвест» и «Куни» . [ 112 ] [ 113 ]

Военный корреспондент BBC Роберт Барр описал сцену, когда десантники готовились к посадке в свой самолет:

Их лица были потемнены от какао; к лодыжкам были привязаны ножи в ножнах; автоматы, привязанные к поясу; патронташи и ручные гранаты, мотки веревки, рукоятки отмычек, лопаты, резиновые лодки, висевшие вокруг них, а также несколько личных вещей, таких как парень, который взял газету для чтения в самолет ... В этом было легкое знакомое прикосновение. так, как они готовились, как будто они делали это часто раньше. Ну да, они часто собирались и поднимались на борт именно так — двадцать, тридцать, сорок раз, но раньше такого не было. Для каждого из них это был первый боевой прыжок. [ 114 ]

Соединенные Штаты

Планеры доставили подкрепление на полуостров Котантен, буксируемое Douglas C-47 Skytrains, вечером 6 июня 1944 года.

Высадка десанта США началась с прибытием следопытов в 00:15. Навигация была затруднена из-за густой облачности, и в результате только одна из пяти зон высадки десантников была точно отмечена радиолокационными сигналами и лампами Алдиса . [ 115 ] Десантников 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий численностью более 13 тысяч человек доставили самолеты Douglas C-47 Skytrains IX авианосного командования . [ 116 ] Чтобы не пролететь над флотом вторжения, самолеты прибыли с запада над полуостровом Котантен и покинули территорию над пляжем Юта. [ 117 ] [ 115 ]

Парашютисты из 101-й воздушно-десантной дивизии были высажены примерно в 01:30, им было поручено контролировать дамбы за Юта-Бич и разрушить автомобильные и железнодорожные мосты через реку Дув . [ 118 ] С-47 не могли летать плотным строем из-за густой облачности, и многие десантники были выброшены далеко от намеченных зон приземления. Многие самолеты пролетели так низко, что попали под обстрел как зенитного , так и пулеметного огня. Некоторые десантники погибли при ударе, когда их парашюты не успели раскрыться, а другие утонули в затопленных полях. [ 119 ] Сбор в боевые отряды затруднялся из-за нехватки радиостанций и болотистой местности с живыми изгородями , каменными стенами и болотами. [ 120 ] [ 121 ] Некоторые подразделения не прибыли к своим целям до полудня, когда несколько дамб уже были очищены членами 4-й пехотной дивизии, двигавшимися с пляжа. [ 122 ]

Войска 82-й воздушно-десантной дивизии начали прибывать около 02:30 с основной целью захватить два моста через реку Мердере и разрушить два моста через Дув. [ 118 ] На восточном берегу реки 75 процентов десантников высадились в зоне высадки или рядом с ней и в течение двух часов захватили важный перекресток в Сент-Мер-Эглиз (первый город, освобожденный во время вторжения). [ 123 ] и начал работу по защите западного фланга. [ 124 ] Из-за того, что следопыты не смогли точно обозначить зону высадки, два полка, высаженные на западном берегу Мердерета, были крайне разбросаны, и только четыре процента приземлились в намеченном районе. [ 124 ] Многие из них приземлились в близлежащих болотах, что привело к большим человеческим жертвам. [ 125 ] Десантники объединялись в небольшие группы, обычно состоящие из людей разного ранга из разных подразделений, и пытались сконцентрироваться на близлежащих целях. [ 126 ] Они захватили, но не смогли удержать мост через реку Мердере в Ла-Фьере, и бои за переправу продолжались несколько дней. [ 127 ]

Подкрепления прибыли на планерах около 04:00 ( Миссия Чикаго и Миссия Детройт ) и 21:00 ( Миссия Кеокук и Миссия Эльмира ), доставив дополнительные войска и тяжелую технику. Как и десантники, многие из них приземлились далеко от зон высадки. [ 128 ] Даже те, кто приземлился в цель, столкнулись с трудностями: тяжелые грузы, такие как джипы , смещались во время приземления, пробивая деревянный фюзеляж и в некоторых случаях раздавливая персонал на борту. [ 129 ]

Через 24 часа под контролем своих дивизий находились только 2500 человек из 101-й и 2000 человек из 82-й воздушно-десантной, примерно треть сил выпала. Такое широкое рассредоточение привело немцев в замешательство и фрагментировало их ответ. [ 130 ] 7-я армия получила уведомление о сбросе парашюта в 01:20, но Рундштедт изначально не верил, что происходит крупное вторжение. Уничтожение радиолокационных станций вдоль побережья Нормандии за неделю до вторжения означало, что немцы не обнаружили приближающийся флот до 02:00. [ 131 ]

Британский и канадский

Разрушенный планер Waco CG-4 осматривают немецкие войска.

Первым действием союзников в день «Д» стал захват мостов через канал Кан и Орн с помощью штурма планеров в 00:16 (с тех пор переименован в мост Пегас и мост Хорса ). Оба моста были быстро захвачены неповрежденными, при этом Оксфордширский и Бакингемширский легкие пехотные полки понесли легкие потери. Затем они были усилены членами 5-й парашютной бригады и 7-го (легкого пехотного) парашютного батальона . [ 132 ] [ 133 ] Пять мостов через Дайвс были разрушены с минимальным трудом силами 3-й парашютной бригады . [ 134 ] [ 135 ] Тем временем следопыты, которым было поручено установить радиолокационные маяки и огни для дальнейших десантников (которые должны были прибыть в 00:50, чтобы очистить зону приземления к северу от Ранвилля ), были сбиты с курса, и им пришлось установить навигационные средства слишком далеко на восток. Многие десантники, которых также отнесло слишком далеко на восток, приземлились далеко от намеченных зон высадки; некоторым потребовались часы или даже дни, чтобы воссоединиться со своими подразделениями. [ 136 ] [ 137 ] Генерал-майор Ричард Гейл прибыл с третьей волной планеров в 03:30 вместе с оборудованием, таким как противотанковые орудия и джипы, а также дополнительными войсками, чтобы помочь защитить район от контратак, которые первоначально были организованы только войсками, находящимися в непосредственной близости. окрестности посадок. [ 138 ] В 02:00 командир немецкой 716-й пехотной дивизии приказал Фейхтингеру перебросить свою 21-ю танковую дивизию на позиции для контратаки. Однако, поскольку дивизия входила в состав танкового резерва, Фейхтингеру пришлось получить разрешение ОКВ, прежде чем он смог приступить к формированию. [ 139 ] Фейхтингер получил приказ только почти в 09:00, но тем временем по собственной инициативе собрал боевую группу (включая танки) для борьбы с британскими войсками к востоку от Орна. [ 140 ]

К месту встречи прибыли только 160 человек из 600 бойцов 9-го батальона, которому было поручено ликвидировать вражескую батарею у Мервилля. Подполковник Теренс Отуэй , руководивший операцией, решил продолжить операцию, несмотря на это, поскольку огневая точка должна была быть уничтожена к 06:00, чтобы предотвратить обстрел флота вторжения и войск, прибывающих на Пляж Мечей. В битве при Мервиллской артиллерийской батарее войска союзников вывели из строя орудия с помощью пластиковой взрывчатки, в результате чего погибло 75 человек. Было обнаружено, что на огневой точке находились 75-мм орудия, а не ожидаемая 150-мм тяжелая береговая артиллерия. Оставшиеся силы Отуэя отошли с помощью нескольких членов 1-го канадского парашютного батальона . [ 141 ]

Этим действием была достигнута последняя из целей дня «Д» британской 6-й воздушно-десантной дивизии. [ 142 ] В 12:00 они были усилены коммандос 1-й бригады специального назначения , высадившейся на Пляже Мечей, и 6-й воздушно-десантной бригады , прибывшей на планёрах в 21:00 в рамках операции «Кряква» . [ 143 ]

Высадки на пляж

Карта пляжей и авансы первого дня

Танки

Некоторые десантные корабли были модифицированы для обеспечения непосредственной поддержки огня, а самоходные плавающие танки Duplex-Drive (танки DD), специально разработанные для высадки в Нормандии, должны были приземлиться незадолго до пехоты, чтобы обеспечить прикрытие огнем. Однако немногие прибыли раньше пехоты, а в Омахе многие затонули, не дойдя до берега. [ 144 ] [ 145 ] Другие специальные танки приземлились в первых волнах, чтобы очистить береговую оборону.

Юта Бич

Американские штурмовые отряды со своим снаряжением движутся на пляж Юта. На заднем плане виден десантный корабль.

Юта-Бич находился в районе, защищаемом двумя батальонами 919-го гренадерского полка. [ 146 ] Первыми на берег высадились военнослужащие 8-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии, прибывшие в 06:30. Их десантные корабли были отброшены на юг сильным течением, и они оказались примерно в 2000 ярдах (1,8 км) от намеченной зоны приземления. Это место оказалось лучше, так как поблизости был только один опорный пункт, а не два, а бомбардировщики IX бомбардировочного командования бомбили оборону с высоты ниже предписанной, причинив значительный ущерб. Кроме того, сильное течение вынесло на берег многие подводные препятствия. Помощник командира 4-й пехотной дивизии бригадный генерал Теодор Рузвельт-младший , первый старший офицер на берегу, принял решение «начать войну прямо отсюда» и приказал изменить маршрут дальнейших высадок. [ 147 ] [ 148 ]

За первоначальными штурмовыми батальонами быстро последовали 28 танков ДД и несколько волн инженерных и подрывных групп, чтобы устранить препятствия на пляже и очистить территорию непосредственно за пляжем от препятствий и мин. В волноломе были пробиты бреши, чтобы обеспечить более быстрый доступ войскам и танкам. Боевые группы начали покидать пляж около 09:00, при этом часть пехоты пробиралась через затопленные поля, а не двигалась по единственной дороге. В течение дня они вели перестрелки с частями 919-го гренадерского полка, имевшими на вооружении противотанковые пушки и винтовки. К полудню был выведен из строя главный опорный пункт в этом районе и еще 1300 ярдов (1,2 км) к югу. [ 149 ] 4-я пехотная дивизия не достигла всех своих целей в день «Д» в Юта-Бич, отчасти потому, что они зашли слишком далеко на юг, но они высадили 21 000 солдат ценой всего 197 потерь. [ 150 ] [ 151 ]

Пуэнт-дю-Хок

Американские рейнджеры взбираются на стену в Пуэнт-дю-Хок

Пуэнт-дю-Хок , видный мыс, расположенный между Ютой и Омахой, был закреплен за двумястами солдат 2-го батальона рейнджеров под командованием подполковника Джеймса Раддера . Их задачей было взобраться на скалы высотой 30 м (98 футов) с помощью крюков, веревок и лестниц, чтобы уничтожить береговую артиллерийскую батарею, расположенную на вершине. Скалы защищала 352-я немецкая пехотная дивизия и французские коллаборационисты, стрелявшие сверху. [ 152 ] Огневую поддержку оказывали эсминцы союзников USS Satterlee и HMS Talybont . Взобравшись на скалы, рейнджеры обнаружили, что орудия уже отведены. Они обнаружили неохраняемое, но готовое к использованию оружие в саду примерно в 550 метрах (600 ярдов) к югу от точки и вывели его из строя с помощью взрывчатки. [ 152 ]

«Рейнджеры» отразили многочисленные контратаки немецкого 914-го гренадерского полка . Мужчины были изолированы, а некоторые взяты в плен. К рассвету 7 июня у Раддера было всего 90 боеспособных человек. Помощь прибыла только 8 июня, когда прибыли члены 743-го танкового батальона и другие. [ 153 ] [ 154 ] К тому времени у людей Раддера закончились боеприпасы, и они использовали трофейное немецкое оружие. В результате несколько человек погибли, поскольку немецкое оружие издавало характерный шум, и мужчин приняли за противника. [ 155 ] К концу боя потери рейнджеров составили 135 человек убитыми и ранеными, немецкие потери составили 50 человек убитыми и 40 пленными. Неизвестное количество французских коллаборационистов было казнено. [ 156 ] [ 157 ]

Омаха-Бич

Американские десантники на десантном корабле LCVP приближаются к пляжу Омаха , 6 июня 1944 года.

Омаха, наиболее хорошо защищенный пляж, был закреплен за 1-й пехотной дивизией и 29-й пехотной дивизией . [ 158 ] Им противостояла 352-я пехотная дивизия, а не ожидаемый отдельный полк. [ 159 ] Сильные течения заставили многие десантные суда отойти к востоку от их предполагаемой позиции или заставили их задержаться. [ 160 ] Опасаясь удара по десантному кораблю, американские бомбардировщики задержали выпуск своих грузов, и в результате большая часть пляжных препятствий в Омахе осталась неповрежденной, когда люди сошли на берег. [ 161 ] Многие десантные суда сели на мель на песчаных отмелях, и мужчинам пришлось идти вброд 50–100 метров по шею под обстрелом, чтобы добраться до пляжа. [ 145 ] Несмотря на сильное волнение на море, танки DD двух рот 741-го танкового батальона были сброшены на расстоянии 5000 ярдов (4600 м) от берега; однако 27 из 32 затонули и затонули, при этом погибло 33 члена экипажа. [ 162 ] Некоторые танки, выведенные из строя на берегу, продолжали прикрывать огонь до тех пор, пока у них не кончились боеприпасы или их не затопил прилив. [ 4 ]

Потери составили около 2000 человек, поскольку мужчины подверглись обстрелу со скал наверху. [ 163 ] Проблемы с очисткой пляжа от препятствий привели к тому, что в 08:30 начальник пляжа прекратил дальнейшую посадку транспортных средств. Примерно в это же время прибыла группа эсминцев, чтобы оказать огневую поддержку и возобновить высадку. [ 164 ] Выход с пляжа был возможен только через пять хорошо защищенных оврагов, и к позднему утру едва ли 600 человек достигли возвышенности. [ 165 ] К полудню, когда артиллерийский огонь начал сказываться и у немцев начали заканчиваться боеприпасы, американцам удалось расчистить несколько дорожек на пляжах. Они также начали расчищать овраги от вражеской обороны, чтобы машины могли покинуть пляж. [ 165 ] В последующие дни хрупкий плацдарм был расширен, и к 9 июня цели Дня Д в Омахе были достигнуты. [ 166 ]

Золотой пляж

Британские войска высадились на берег в секторе Джиг-Грин, Голд-Бич.

Первая высадка на Голд-Бич была назначена на 07:25 из-за разницы в приливе на этом пляже и на пляжах США. [ 167 ] Сильный ветер затруднил работу десантных кораблей, и танки-амфибии DD были выпущены близко к берегу или прямо на пляж, а не дальше, как планировалось. [ 168 ] Три из четырех орудий большой огневой позиции батареи Лонг-сюр-Мер были выведены из строя прямыми попаданиями крейсеров HMS Ajax и Argonaut в 06:20. Четвертое орудие возобновило прерывистую стрельбу во второй половине дня, и 7 июня его гарнизон сдался. [ 169 ] Атакам с воздуха не удалось поразить опорный пункт Ле-Амель, амбразура которого была обращена на восток, чтобы обеспечить анфиладный огонь вдоль пляжа, и имела толстую бетонную стену со стороны моря. [ 170 ] Его 75-мм орудие продолжало наносить урон до 16:00, когда танк Armored Vehicle Royal Engineers (AVRE) выпустил большой подрывной заряд в его задний вход. [ 171 ] [ 172 ] Вторая казематная огневая точка в Ла-Ривьере с 88-мм пушкой была нейтрализована танком в 07:30. [ 173 ]

Тем временем пехота начала зачищать сильно укрепленные дома вдоль берега и продвигаться к целям дальше вглубь страны. [ 174 ] Коммандос № 47 (Королевская морская пехота) двинулся к небольшому порту в Порт-ан-Бессене и захватил его на следующий день в битве при Порт-ан-Бессене . [ 175 ] Ротный сержант-майор Стэнли Холлис получил единственный Крест Виктории , награжденный в день «Д» за свои действия, включая нападение на два дота на высоте Мон-Флери. [ 176 ] На западном фланге 1-й батальон Королевского Хэмпширского полка захватил Арроманш (будущий участок Малберри «Б»), и на восточном фланге был установлен контакт с канадскими войсками в Юноне. [ 177 ] Байе не был взят в первый день из-за упорного сопротивления 352-й пехотной дивизии. [ 174 ] Потери союзников на Золотом пляже оцениваются в 1000 человек. [ 15 ]

Джуно Бич

Королевский канадский военно-морской пляжный коммандос «W» приземляется в секторе Майк-Бич на пляже Джуно , 6 июня 1944 года.

Высадка на пляже Джуно была отложена из-за неспокойного моря, и люди прибыли впереди своей поддерживающей бронетехники, понеся при высадке множество потерь. Большая часть морских бомбардировок не попала в немецкую оборону. [ 178 ] Несколько выходов с пляжа были созданы, но не без труда. В районе Майк-Бич на западном фланге с помощью брошенного танка AVRE и нескольких рулонов фашины был засыпан большой кратер , который затем был закрыт временным мостом. [ д ] [ 179 ] Большую часть дня пляж и близлежащие улицы были забиты машинами, что затрудняло перемещение вглубь страны. [ 180 ]

Крупные немецкие опорные пункты с 75-мм орудиями, пулеметными гнездами, бетонными укреплениями, колючей проволокой и минами располагались в Курсель-сюр-Мер , Сен-Обен-сюр-Мер и Берньер-сюр-Мер . [ 181 ] Города приходилось очищать в боях по домам. [ 182 ] Солдаты, направлявшиеся в Бени-сюр-Мер , в 3 милях (5 км) вглубь страны, обнаружили, что дорога хорошо прикрыта пулеметными огневыми точками, которые нужно было обойти с фланга, прежде чем можно было продолжить наступление. [ 183 ] Ближе к вечеру подразделения 9-й канадской пехотной бригады приблизились к аэродрому Карпике , но к этому времени у их поддерживающей бронетехники закончились боеприпасы, поэтому канадцы окопались на ночь. Аэродром был захвачен только через месяц, когда этот район стал ареной ожесточенных боев. [ 184 ] К наступлению темноты смежные плацдармы «Юнона» и «Голд» занимали территорию шириной 12 миль (19 км) и глубиной 7 миль (10 км). [ 185 ] Потери на «Юноне» составили 961 человек. [ 186 ]

Меч-Бич

Британские войска укрываются после высадки на пляже Сворд .

На Пляже Мечей 21 из 25 танков DD первой волны успешно высадились на берег и обеспечили прикрытие пехоте, которая начала высадку в 07:30. [ 187 ] Пляж был сильно заминирован и усеян препятствиями, что делало работу бригад по расчистке пляжа трудной и опасной. [ 188 ] В ветреную погоду прилив наступил быстрее, чем ожидалось, поэтому маневрирование бронетехники было затруднено. Пляж быстро стал переполнен. [ 189 ] Бригадный генерал Саймон Фрейзер, 15-й лорд Ловат и его 1-я бригада специального назначения прибыли во второй волне, которую высадил на берег рядовой Билл Миллин , личный волынщик Ловата. [ 190 ] Члены коммандос № 4 двинулись через Уистреам, чтобы атаковать с тыла немецкую артиллерийскую батарею на берегу. Бетонную наблюдательно-диспетчерскую вышку на этой огневой позиции пришлось обойти, и она была захвачена лишь несколько дней спустя. [ 191 ] Французские войска под командованием командующего Филиппа Киффера (первые французские солдаты, прибывшие в Нормандию) атаковали и очистили сильно укрепленный опорный пункт в казино в Рива Белла с помощью одного из танков DD. [ 191 ]

Опорный пункт «Моррис» возле Кольвиль-сюр-Орн был захвачен примерно через час боя. [ 189 ] Близлежащий опорный пункт «Хиллман» , штаб 736-го пехотного полка, представлял собой большое сложное оборонительное сооружение, которое выдержало утреннюю бомбардировку практически неповрежденным. Его удалось захватить только в 20:15. [ 192 ] 2-й батальон Королевской легкой пехоты Шропшира начал продвигаться к Кану пешком, приблизившись к городу на несколько километров, но был вынужден отступить из-за отсутствия поддержки бронетехники. [ 193 ] В 16:00 21-я танковая дивизия предприняла контратаку между «Свордом» и «Юноной» и почти сумела выйти к Ла-Маншу. Он встретил жесткое сопротивление со стороны 3-й британской дивизии и вскоре был отозван для оказания помощи в районе между Каном и Байе. [ 194 ] [ 195 ] По оценкам, потери союзников на пляже Сорд-Бич достигают 1000 человек. [ 15 ]

Последствия

Карта ситуации на 24:00 6 июня 1944 г.

Высадка в Нормандии была крупнейшим морским вторжением в истории, в ней участвовало около 5000 десантных и десантных кораблей, 289 кораблей сопровождения и 277 тральщиков. [ 196 ] Почти 160 000 солдат пересекли Ла-Манш в день «Д». [ 9 ] к концу июня высадится 875 000 человек. [ 197 ] Потери союзников в первый день составили не менее 10 000 человек, из них подтверждено 4 414 погибших. [ 13 ] потери немцев составили 4 000–9 000 человек (убитыми, ранеными, пропавшими без вести или взятыми в плен). [ 15 ] Немцы так и не достигли заявленной Гитлером цели «сбросить союзников обратно в море» ни в день «Д», ни в любое время после него. [ 198 ]

Планы вторжения союзников требовали быстрого наращивания войск и создания безопасного плацдарма, что было достигнуто с меньшими потерями, чем ожидалось. [ 199 ] План также предусматривал захват Карантана, Сен-Ло, Кана и Байе в первый день, при этом все пляжи (кроме Юты) были связаны с линией фронта на расстоянии от 10 до 16 километров (от 6 до 10 миль) от пляжи; ни одна из этих последних целей не была достигнута. [ 34 ] В Юте 4-я дивизия значительно продвинулась вглубь суши, встретившись с воздушно-десантными войсками, а британцы и канадцы находились на расстоянии от четырех до семи миль вглубь суши (от шести до одиннадцати километров). [ 199 ] Пять плацдармов не были соединены до 12 июня, когда союзники удерживали фронт длиной около 97 километров (60 миль) и глубиной 24 километра (15 миль). [ 200 ] Кан, главная цель, все еще находился в руках немцев в конце дня «Д» и не был полностью захвачен до 21 июля. [ 201 ] Немцы приказали французским гражданам, кроме тех, кто считался необходимым для военных действий, покинуть потенциальные зоны боевых действий в Нормандии. [ 202 ] Потери среди гражданского населения в день «Д» и «Д+1» оцениваются в 3000 человек. [ 203 ]

Победа союзников в Нормандии стала результатом нескольких факторов. Немецкие приготовления вдоль Атлантического вала были завершены лишь частично; незадолго до дня «Д» Роммель сообщил, что в некоторых районах строительство завершено лишь на 18 процентов, поскольку ресурсы были перенаправлены в другие места. [ 204 ] Обманы, предпринятые в ходе операции «Стойкость», оказались успешными, в результате чего немцам пришлось защищать огромный участок береговой линии. [ 205 ] Роммель был в Берлине. [ 51 ] а прогнозируемая штормовая погода означала, что некоторые другие немецкие командиры и войска не присутствовали в Нормандии. [ 50 ] Союзники достигли и сохранили господство в воздухе, а это означало, что немцы не могли наблюдать за приготовлениями, идущими в Великобритании, и не могли вмешиваться с помощью атак бомбардировщиков. [ 206 ] Транспортная инфраструктура во Франции была серьезно разрушена бомбардировщиками союзников и французским Сопротивлением, что затруднило немцам подвоз подкреплений и припасов. [ 207 ] Некоторые из первых бомбардировок были не по цели или недостаточно сконцентрированы, чтобы оказать какое-либо воздействие. [ 161 ] но специализированная броня работала хорошо, за исключением Омахи (где большая часть ее была потеряна в море), обеспечивая непосредственную артиллерийскую поддержку войск, когда они высаживались на пляжи. [ 208 ] Нерешительность и слишком сложная структура командования со стороны немецкого высшего командования также были факторами успеха союзников. [ 209 ]

Военные мемориалы и туризм

На пляже Омаха все еще видны части гавани Малберри, а также сохранились некоторые пляжные препятствия. Мемориал Национальной гвардии США расположен на месте бывшего опорного пункта Германии. Пуэнт-дю-Хок мало изменился с 1944 года: местность покрыта воронками от бомб, а большая часть бетонных бункеров все еще на месте. Американское кладбище и мемориал в Нормандии находится неподалеку, в Кольвиль-сюр-Мер . [ 210 ] Музей высадки в Юте расположен в Сент-Мари-дю-Мон , а в Сент-Мер-Эглиз есть музей, посвященный деятельности американских летчиков. Рядом расположены два немецких военных кладбища. [ 211 ]

Мост Пегас , цель британского 6-го воздушно-десантного полка, был местом одной из первых операций высадки в Нормандии. В 1994 году мост заменили на аналогичный по внешнему виду, а оригинал находится на территории близлежащего музейного комплекса. [ 212 ] Участки Малберри-Харбор   B до сих пор находятся в море в Арроманше, а неподалеку находится хорошо сохранившаяся батарея Лонг-сюр-Мер. [ 213 ] , Пляжный центр Джуно открытый в 2003 году, финансировался канадским федеральным и провинциальным правительством, Францией и канадскими ветеранами. [ 214 ] Мемориал Британской Нормандии над Голд-Бич был спроектирован архитектором Лиамом О'Коннором и открыт в 2021 году. [ 215 ]

См. также

Примечания

  1. Официальная британская история дает приблизительную цифру в 156 115 человек, высадившихся в день «Д». В их число вошли 57 500 американцев и 75 215 британцев и канадцев с моря и 15 500 американцев и 7900 британцев с воздуха. [ 9 ]
  2. ^ Включает орудия калибром от 100 до 210 мм, а также 320-мм ракетные установки. [ 12 ]
  3. Первоначальная оценка потерь союзников составляла 10 000 человек, из которых 2500 были убиты. Исследования, проводимые Национальным мемориалом Дня Д, подтвердили 4414 смертей, из которых 2499 были американцами и 1915 - выходцами из других стран. [ 13 ]
  4. Танк оставался на месте до 1972 года, когда его сняли и восстановили члены Королевских инженеров .

Ссылки

Цитаты

  1. ^ Jump up to: а б с д Бивор 2009 , с. 82.
  2. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 76.
  3. ^ Бивор 2009 , с. 492.
  4. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 99.
  5. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 25.
  6. ^ Гарнер 2019 .
  7. ^ Jump up to: а б Медоуз 2016 .
  8. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 342.
  9. ^ Jump up to: а б Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 521–533.
  10. ^ Jump up to: а б Морисон 1962 , с. 67.
  11. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 60, 63, 118–120.
  12. ^ Залога и Джонсон 2005 , с. 29.
  13. ^ Jump up to: а б Уитмарш 2009 , с. 87.
  14. ^ Напье 2015 , стр. 72.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Услуги Портсмутского музея .
  16. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 8–9.
  17. ^ Фоллиард 1942 .
  18. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 10.
  19. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 10–11.
  20. ^ Wilmot 1997 , стр. 177–178, стр. диаграммы. 180.
  21. ^ Черчилль 1951 , с. 404.
  22. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 13–14.
  23. ^ Бивор 2009 , стр. 33–34.
  24. ^ Jump up to: а б Уилмот 1997 , с. 170.
  25. ^ Амвросий 1994 , стр. 73–74.
  26. ^ Jump up to: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 14.
  27. ^ Уилмот 1997 , с. 182.
  28. ^ Гилберт 1989 , с. 491.
  29. ^ Уитмарш 2009 , стр. 12–13.
  30. ^ Jump up to: а б с д и Уитмарш 2009 , с. 13.
  31. ^ Вайнберг 1995 , с. 684.
  32. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 3.
  33. ^ Jump up to: а б Черчилль 1951 , стр. 592–593.
  34. ^ Jump up to: а б с Beevor 2009 , Карта, внутренняя сторона обложки.
  35. ^ Кэддик-Адамс 2019 , с. 136.
  36. ^ Вайнберг 1995 , с. 698.
  37. ^ Вайнберг 1995 , с. 680.
  38. ^ Браун 2007 , с. 465.
  39. ^ Зюльке 2004 , стр. 71–72.
  40. ^ Уитмарш 2009 , с. 27.
  41. ^ Бивор 2009 , с. 282.
  42. ^ Jump up to: а б Уитмарш 2009 , с. 34.
  43. ^ Бикерс 1994 , стр. 19–21.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Уитмарш 2009 , с. 31.
  45. ^ Jump up to: а б Уитмарш 2009 , с. 33.
  46. ^ Трауб 2024 .
  47. ^ Бивор 2009 , с. 21.
  48. ^ Уилмот 1997 , с. 224.
  49. ^ Уилмот 1997 , стр. 224–226.
  50. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 131.
  51. ^ Jump up to: а б Бивор, 2009 г. , стр. 42–43.
  52. ^ Уилмот 1997 , с. 144.
  53. ^ Франсуа 2013 , с. 118.
  54. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 16–19.
  55. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 37.
  56. ^ Лидтке 2015 , стр. 227–228, 235.
  57. ^ Лидтке 2015 , стр. 224–225.
  58. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 118.
  59. ^ Jump up to: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 122.
  60. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 60, 63.
  61. ^ Jump up to: а б с д и Ford & Zaloga 2009 , p. 63.
  62. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ford & Zaloga 2009 , p. 275.
  63. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 60.
  64. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 206.
  65. ^ Уитмарш 2009 , с. 73.
  66. ^ Маргарет 2019 , стр. 414–418.
  67. ^ Маргарет 2019 , с. 321
  68. ^ Jump up to: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 30.
  69. ^ Бивор 2009 , с. 33.
  70. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 12.
  71. ^ Уитмарш 2009 , с. 12.
  72. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , pp. 54–56.
  73. ^ Мюррей 1983 , с. 263.
  74. ^ Мюррей 1983 , с. 280.
  75. ^ Хутон 1999 , с. 283.
  76. ^ Шпеер 1971 , стр. 483–484.
  77. ^ Шпеер 1971 , с. 482.
  78. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 31.
  79. ^ Уитмарш 2009 , с. 15.
  80. ^ Уилмот 1997 , с. 192.
  81. ^ Jump up to: а б с Уитмарш 2009 г. , Карта, с. 12.
  82. ^ Jump up to: а б с д и Ford & Zaloga 2009 , p. 125.
  83. ^ Уитмарш 2009 , с. 53.
  84. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 66.
  85. ^ Стэнли 2004 .
  86. ^ Jump up to: а б Голландия 2014 .
  87. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 271.
  88. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 270.
  89. ^ Jump up to: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 200.
  90. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 201.
  91. ^ Дутит 1988 , с. 23.
  92. ^ Эскотт 2010 , с. 138.
  93. ^ Бивор 2009 , с. 43.
  94. ^ Уилмот 1997 , с. 229.
  95. ^ Управление исследований специальных операций, 1965 , стр. 51–52.
  96. ^ Юнг 2006 , с. 133.
  97. ^ Jump up to: а б Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , с. 6.
  98. ^ Черчилль 1951 , с. 594.
  99. ^ Уитмарш 2009 , с. 30.
  100. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 205.
  101. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 233.
  102. ^ Вейгли 1981 , стр. 136–137.
  103. ^ Уилмот 1997 , с. 255.
  104. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 82.
  105. ^ Бивор 2009 , стр. 81, 117.
  106. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 69.
  107. ^ Уитмарш 2009 , стр. 51–52, 69.
  108. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 114.
  109. ^ Уилмот 1997 , с. 175.
  110. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 125, 128–129.
  111. ^ Уилмот 1997 , с. 234.
  112. ^ Корта 1952 , с. 159.
  113. ^ Короткометражка 1997 , стр. 65–78.
  114. ^ Барр 1944 .
  115. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 133.
  116. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 134.
  117. ^ Бивор 2009 , с. 27.
  118. ^ Jump up to: а б Уилмот 1997 , с. 243.
  119. ^ Бивор 2009 , стр. 61–64.
  120. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 166–167.
  121. ^ Бивор 2009 , с. 116.
  122. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 139.
  123. ^ Бивор 2009 , с. 67.
  124. ^ Jump up to: а б Уилмот 1997 , с. 244.
  125. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 145.
  126. ^ Бивор 2009 , с. 69.
  127. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 149–150.
  128. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 151.
  129. ^ Бивор 2009 , с. 71.
  130. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 167.
  131. ^ Уилмот 1997 , с. 246–247.
  132. ^ Бивор 2009 , стр. 52–53.
  133. ^ Уилмот 1997 , стр. 238–239.
  134. ^ Уилмот 1997 , с. 240.
  135. ^ Бивор 2009 , с. 57.
  136. ^ Уилмот 1997 , с. 239.
  137. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 222.
  138. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 228, 230.
  139. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 230.
  140. ^ Уилмот 1997 , с. 282.
  141. ^ Бивор 2009 , стр. 56–58.
  142. ^ Уилмот 1997 , с. 242.
  143. ^ Ford & Zaloga 2009 , Map, pp. 216–217.
  144. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 84.
  145. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 73.
  146. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 130.
  147. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 131, 160–161.
  148. ^ Уитмарш 2009 , стр. 50–51.
  149. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 158–159, 164.
  150. ^ Уитмарш 2009 , с. 51.
  151. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 165.
  152. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 102.
  153. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 95–104.
  154. ^ Уилмот 1997 , с. 263.
  155. ^ Бивор 2009 , с. 155.
  156. ^ Zaloga 2009 , p. 50.
  157. ^ Бивор 2009 , с. 106.
  158. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 64–65, 334.
  159. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 45.
  160. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 76–77.
  161. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 91.
  162. ^ Бивор 2009 , с. 90.
  163. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 333–334.
  164. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 90–91.
  165. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , pp. 56, 83.
  166. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 337.
  167. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 276–277.
  168. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 281–282.
  169. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 299.
  170. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 286.
  171. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 298–299.
  172. ^ Уилмот 1997 , с. 272.
  173. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 292.
  174. ^ Jump up to: а б Уитмарш 2009 , с. 70.
  175. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 289–290.
  176. ^ Бивор 2009 , с. 129.
  177. ^ Уилмот 1997 , стр. 272–273.
  178. ^ Уилмот 1997 , стр. 274–275.
  179. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 312–313.
  180. ^ Уилмот 1997 , с. 275.
  181. ^ Ford & Zaloga 2009 , Map, pp. 314–315.
  182. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 317.
  183. ^ Бивор 2009 , стр. 133–135.
  184. ^ Бивор 2009 , с. 135.
  185. ^ Уилмот 1997 , с. 276.
  186. ^ Бивор 2009 , с. 131.
  187. ^ Уилмот 1997 , с. 277.
  188. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 239–240.
  189. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 143.
  190. ^ Бивор 2009 , с. 138.
  191. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , pp. 244–245.
  192. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 248–249.
  193. ^ Бивор 2009 , стр. 143, 148.
  194. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 326–327.
  195. ^ Уилмот 1997 , с. 283.
  196. ^ Бивор 2009 , с. 74.
  197. ^ Уитмарш 2009 , с. 104.
  198. ^ Имперский военный музей .
  199. ^ Jump up to: а б Голландия 2014 , с. 275.
  200. ^ Хорн 2010 , с. 13.
  201. ^ Уилмот 1997 , с. 360.
  202. ^ Флинт 2009 , с. 102.
  203. ^ Флинт 2009 , с. 336.
  204. ^ Уилмот 1997 , с. 290.
  205. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 343.
  206. ^ Уилмот 1997 , с. 289.
  207. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 36.
  208. ^ Уилмот 1997 , с. 291.
  209. ^ Уилмот 1997 , с. 292.
  210. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 346.
  211. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 346–348.
  212. ^ Мемориал Пегаса .
  213. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 352.
  214. ^ Зюльке 2004 , стр. 349–350.
  215. ^ О'Коннор 2021 .

Библиография

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b7e49ae7d28ca14234189cdb732d1b3__1723062840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/b3/4b7e49ae7d28ca14234189cdb732d1b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Normandy landings - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)