Нормандия посадки
Нормандия посадки | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть операции «Повелитель» и западный фронт Второй мировой войны | |||||||||
![]() Такси в ад в ад - и обратно - в челюсти смерти , культовое изображение людей 16 -го пехотного полка , 1 -я пехотная дивизия США, выходящее на берег из их посадного суда на пляже Омахи утром 6 июня 1944 года. | |||||||||
| |||||||||
Belligerents | |||||||||
Allies: |
![]() | ||||||||
Commanders and leaders | |||||||||
Units involved | |||||||||
Strength | |||||||||
156,000 soldiers[a] 195,700 naval personnel[10] |
50,350+[11] 170 coastal artillery guns[b] | ||||||||
Casualties and losses | |||||||||
10,000+ casualties; 4,414 confirmed dead[c] 185 M4 Sherman tanks[14] | 4,000–9,000 killed, wounded, missing, or captured[15] |
Посадка в Нормандии стала посадкой и связанными с воздушными операциями 6 июня 1944 года в вторжении союзников в Нормандию в операцию «Повелитель» во время Второй мировой войны . Кодовая операция Neptune и часто называемая D-Day , это самое большое вторжение в историю в истории. Операция начала освобождение Франции и остальной части Западной Европы и заложила основы победы союзников на Западном фронте .
Планирование операции началось в 1943 году. За месяцы, предшествовавшие вторжению, союзники провели значительный военный обман , под кодовым названием «Операция» , чтобы ввести в заблуждение немцев в отношении даты и местоположения основных приземления союзников. Погода в день, выбранную для дня D, не была идеальной, и операция должна была быть отложена на 24 часа; Дальнейшая отсрочка означала бы задержку не менее двух недель, поскольку планировщики были требования к фазе Луны, прилива и время суток, что означало, что только несколько дней в месяц считались подходящими. Адольф Гитлер поместил маршала полевого маршала Эрвина Роммеля в командировке немецких войск и развивая укрепления вдоль атлантической стены в ожидании вторжения. Президент США Франклин Д. Рузвельт поместил генерального майора Дуайта Д. Эйзенхауэра в командировке союзных сил.
The invasion began shortly after midnight on the morning of 6 June with extensive aerial and naval bombardment as well as an airborne assault—the landing of 24,000 American, British, and Canadian airborne troops. The early morning aerial assault was soon followed by Allied amphibious landings on the coast of France c. 06:30. The target 50-mile (80 km) stretch of the Normandy coast was divided into five sectors: Utah, Omaha, Gold, Juno, and Sword. Strong winds blew the landing craft east of their intended positions, particularly at Utah and Omaha.
The men landed under heavy fire from gun emplacements overlooking the beaches, and the shore was mined and covered with obstacles such as wooden stakes, metal tripods, and barbed wire, making the work of the beach-clearing teams difficult and dangerous. The highest number of casualties was at Omaha, with its high cliffs. At Gold, Juno, and Sword, several fortified towns were cleared in house-to-house fighting, and two major gun emplacements at Gold were disabled using specialised tanks.
The Allies were able to establish beachheads at each of the five landing sites on the first day, but Carentan, Saint-Lô, and Bayeux remained in German hands. Caen, a major objective, was not captured until 21 July. Only two of the beaches (Juno and Gold) were linked on the first day, and all five beachheads were not connected until 12 June. German casualties on D-Day have been estimated at 4,000 to 9,000 men. Allied casualties were at least 10,000, with 4,414 confirmed dead.
Background
After the German Army invaded the Soviet Union in June 1941, the Soviet leader Joseph Stalin began pressing his new allies for the creation of a second front in western Europe.[16] In late May 1942, the Soviet Union and the United States made a joint announcement that a "... full understanding was reached with regard to the urgent tasks of creating a second front in Europe in 1942."[17] However, British Prime Minister Winston Churchill persuaded US President Franklin D. Roosevelt to postpone the promised invasion as, even with US help, the Allies did not have adequate forces for such an activity.[18]
Instead of an immediate return to France, the western Allies staged offensives in the Mediterranean Theatre of Operations, where British troops were already stationed. By mid-1943, the campaign in North Africa had been won. The Allies then launched the invasion of Sicily in July 1943 and subsequently invaded the Italian mainland in September the same year. By then, Soviet forces were on the offensive and had won a major victory at the Battle of Stalingrad. The decision to undertake a cross-channel invasion within the next year was taken at the Trident Conference in Washington in May 1943.[19] Initial planning was constrained by the number of available landing craft, most of which were already committed in the Mediterranean and Pacific.[20] At the Tehran Conference in November 1943, Roosevelt and Churchill promised Stalin that they would open the long-delayed second front in May 1944.[21]

The Allies considered four sites for the landings: Brittany, the Cotentin Peninsula, Normandy, and the Pas-de-Calais. As Brittany and Cotentin are peninsulas, it would have been possible for the Germans to cut off the Allied advance at a relatively narrow isthmus, so these sites were rejected.[22] With the Pas-de-Calais being the closest point in continental Europe to Britain, the Germans considered it to be the most likely initial landing zone, so it was the most heavily fortified region.[23] But it offered few opportunities for expansion, as the area is bounded by numerous rivers and canals,[24] whereas, landings on a broad front in Normandy would permit simultaneous threats against the port of Cherbourg, coastal ports further west in Brittany, and an overland attack towards Paris and eventually into Germany. Normandy was hence chosen as the landing site.[25] The most serious drawback of the Normandy coast—the lack of port facilities—would be overcome through the development of artificial Mulberry harbours.[26] A series of modified tanks, nicknamed Hobart's Funnies, dealt with specific requirements expected for the Normandy Campaign such as mine clearing, demolishing bunkers, and mobile bridging.[27]
The Allies planned to launch the invasion on 1 May 1944.[24] The initial draft of the plan was accepted at the Quebec Conference in August 1943. General Dwight D. Eisenhower was appointed commander of the Supreme Headquarters Allied Expeditionary Force.[28] General Bernard Montgomery was named commander of the 21st Army Group, which comprised all land forces involved in the invasion.[29] On 31 December 1943, Eisenhower and Montgomery first saw the plan, which proposed amphibious landings by three divisions with two more divisions in support. The two generals insisted that the scale of the initial invasion be expanded to five divisions, with airborne descents by three additional divisions, to allow operations on a wider front and to hasten the capture of Cherbourg.[30] The need to acquire or produce extra landing craft for the expanded operation meant that the invasion had to be delayed to June.[30] Eventually, thirty-nine Allied divisions would be committed to the Battle of Normandy: twenty-two American, twelve British, three Canadian, one Polish, and one French, totalling over a million troops.[31]
Operations
Operation Overlord was the name assigned to the establishment of a large-scale lodgement on the continent. The first phase, the amphibious invasion and establishment of a secure foothold, was codenamed Operation Neptune.[26] To gain the air superiority needed to ensure a successful invasion, the Allies undertook a bombing campaign (codenamed Operation Pointblank) that targeted German aircraft production, fuel supplies, and airfields.[26] Elaborate deceptions, codenamed Operation Bodyguard, were undertaken in the months leading up to the invasion to prevent the Germans from learning the timing and location of the invasion.[32]
The landings were to be preceded by airborne operations near Caen on the eastern flank to secure the Orne River bridges and north of Carentan on the western flank. The Americans, assigned to land at Utah Beach and Omaha Beach, were to attempt to capture Carentan and Saint-Lô the first day, then cut off the Cotentin Peninsula and eventually capture the port facilities at Cherbourg. The British at Sword and Gold Beaches and the Canadians at Juno Beach would protect the US flank and attempt to establish airfields near Caen on the first day.[33][34] (A sixth beach, code-named "Band", was considered to the east of the Orne).[35] A secure lodgement would be established with all invading forces linked together, with an attempt to hold all territory north of the Avranches-Falaise line within the first three weeks.[33][34] Montgomery envisaged a ninety-day battle, lasting until all Allied forces reached the River Seine.[36]
Deception plans

Under the overall umbrella of Operation Bodyguard, the Allies conducted several subsidiary operations designed to mislead the Germans as to the date and location of the Allied landings.[37] Operation Fortitude included Fortitude North, a misinformation campaign using fake radio traffic to lead the Germans into expecting an attack on Norway,[38] and Fortitude South, a major deception involving the creation of a fictitious First United States Army Group under Lieutenant General George S. Patton, supposedly located in Kent and Sussex. Fortitude South was intended to deceive the Germans into believing that the main attack would take place at Calais.[32][39] Genuine radio messages from 21st Army Group were first routed to Kent via landline and then broadcast, to give the Germans the impression that most of the Allied troops were stationed there.[40] Patton was stationed in England until 6 July, thus continuing to deceive the Germans into believing a second attack would take place at Calais.[41]
Many of the German radar stations on the French coast were destroyed in preparation for the landings.[42] In addition, on the night before the invasion, a small group of Special Air Service operators deployed dummy paratroopers over Le Havre and Isigny. These dummies led the Germans to believe that an additional airborne landing had occurred. On that same night, in Operation Taxable, No. 617 Squadron RAF dropped strips of "window", metal foil that caused a radar return which was mistakenly interpreted by German radar operators as a naval convoy near Le Havre. The illusion was bolstered by a group of small vessels towing barrage balloons. A similar deception was undertaken near Boulogne-sur-Mer in the Pas de Calais area by No. 218 Squadron RAF in Operation Glimmer.[43][2]
Weather
The invasion planners determined a set of conditions involving the phase of the moon, the tides, and the time of day that would be satisfactory on only a few days in each month. A full moon was desirable, as it would provide illumination for aircraft pilots and have the highest tides. The Allies wanted to schedule the landings for shortly before dawn, midway between low and high tide, with the tide coming in. This would improve the visibility of obstacles on the beach while minimising the amount of time the men would be exposed in the open.[44] Eisenhower had tentatively selected 5 June as the date for the assault. However, on 4 June, conditions were unsuitable for a landing: high winds and heavy seas made it impossible to launch landing craft, and low clouds would prevent aircraft from finding their targets.[45] The weather forecast that reported the storms was sent from a weather station on the western coast of Ireland.[46]

Group Captain James Stagg of the Royal Air Force (RAF) met Eisenhower on the evening of 4 June. He and his meteorological team predicted that the weather would improve enough for the invasion to proceed on 6 June.[47] The next available dates with the required tidal conditions (but without the desirable full moon) would be two weeks later, from 18 to 20 June. Postponement of the invasion would have required recalling men and ships already in position to cross the English Channel and would have increased the chance that the invasion plans would be detected.[48] After much discussion with the other senior commanders, Eisenhower decided that the invasion should go ahead on 6 June.[49] A major storm battered the Normandy coast from 19 to 22 June, which would have made the beach landings impossible.[45]
Allied control of the Atlantic meant German meteorologists had less information than the Allies on incoming weather patterns.[42] As the Luftwaffe meteorological centre in Paris was predicting two weeks of stormy weather, many Wehrmacht commanders left their posts to attend war games in Rennes, and men in many units were given leave.[50] Field Marshal Erwin Rommel returned to Germany for his wife's birthday and to petition Hitler for additional Panzer divisions.[51]
German order of battle
Germany had at its disposal fifty divisions in France and the Low Countries, with another eighteen stationed in Denmark and Norway. Fifteen divisions were in the process of formation in Germany.[52] Combat losses throughout the war, particularly on the Eastern Front, meant that the Germans no longer had a pool of able young men from which to draw. German soldiers were now on average six years older than their Allied counterparts. Many in the Normandy area were Ostlegionen (eastern legions)—conscripts and volunteers from Russia, Mongolia, and other areas of the Soviet Union. They were provided mainly with unreliable captured equipment and lacked motorised transport.[53][54] Many German units were under strength.[55]
In early 1944, the German Western Front (OB West) was significantly weakened by personnel and materiel transfers to the Eastern Front. During the Soviet Dnieper–Carpathian offensive (24 December 1943 – 17 April 1944), the German High Command was forced to transfer the entire II SS Panzer Corps from France, consisting of the 9th and 10th SS Panzer Divisions, as well as the 349th Infantry Division, 507th Heavy Panzer Battalion and the 311th and 322nd StuG Assault Gun Brigades. All told, the German forces stationed in France were deprived of 45,827 troops and 363 tanks, assault guns, and self-propelled anti-tank guns.[56]
The 1st SS Panzer Division "Leibstandarte SS Adolf Hitler", 9th, 11th, 19th and 116th Panzer divisions, alongside the 2nd SS Panzer Division "Das Reich", had only arrived in France in March–May 1944 for extensive refit after being badly damaged during the Dnieper-Carpathian operation. Seven of the eleven panzer or panzergrenadier divisions stationed in France were not fully operational or only partially mobile in early June 1944.[57]
German Supreme commander: Adolf Hitler
- Oberbefehlshaber West (Supreme Commander West; OB West): Field Marshal Gerd von Rundstedt
- (Panzer Group West: General Leo Geyr von Schweppenburg)
- Army Group B: Field Marshal Erwin Rommel
- 7th Army: Generaloberst Friedrich Dollmann
- LXXXIV Corps under General der Artillerie Erich Marcks
- 7th Army: Generaloberst Friedrich Dollmann
Cotentin Peninsula
Allied forces attacking Utah Beach faced the following German units stationed on the Cotentin Peninsula:
709th Static Infantry Division
- under Generalleutnant Karl-Wilhelm von Schlieben numbered 12,320 men, many of them Ostlegionen (non-German conscripts recruited from Soviet prisoners of war).[58]
- 729th Grenadier Regiment[59]
- 739th Grenadier Regiment[59]
- 919th Grenadier Regiment[59]
Grandcamps Sector
Americans assaulting Omaha Beach faced the following troops:
352nd Infantry Division
- under Generalleutnant Dietrich Kraiss, a full-strength unit of around 12,000 brought in by Rommel on 15 March and reinforced by two additional regiments.[60]
- 914th Grenadier Regiment[61]
- 915th Grenadier Regiment (as reserves)[61]
- 916th Grenadier Regiment[61]
- 726th Infantry Regiment (from 716th Infantry Division)[61]
- 352nd Artillery Regiment[61]
Allied forces at Gold and Juno faced the following elements of the 352nd Infantry Division:
Forces around Caen
Allied forces attacking Gold, Juno, and Sword Beaches faced the following German units:
716th Static Infantry Division
- under Generalleutnant Wilhelm Richter. At 7,000 troops, the division was significantly understrength.[63]
- 736th Infantry Regiment[64]
- 1716th Artillery Regiment[64]
21st Panzer Division, (south of Caen)
- under Generalmajor Edgar Feuchtinger included 146 tanks and 50 assault guns, plus supporting infantry and artillery.[65]
- 100th Panzer Regiment[62] (at Falaise under Hermann von Oppeln-Bronikowski; renamed 22nd Panzer Regiment in May 1944 to avoid confusion with 100th Panzer Battalion) [66]
- 125th Panzergrenadier Regiment[62](under Hans von Luck from April 1944)[67]
- 192nd Panzergrenadier Regiment[62]
- 155th Panzer Artillery Regiment[62]
Atlantic Wall


Alarmed by the raids on St Nazaire and Dieppe in 1942, Hitler had ordered the construction of fortifications all along the Atlantic coast, from Spain to Norway, to protect against an expected Allied invasion. He envisioned 15,000 emplacements manned by 300,000 troops, but shortages, particularly of concrete and manpower, meant that most of the strongpoints were never built.[68] As it was expected to be the site of the invasion, the Pas de Calais was heavily defended.[68] In the Normandy area, the best fortifications were concentrated at the port facilities at Cherbourg and Saint-Malo.[30] Rommel was assigned to oversee the construction of further fortifications along the expected invasion front, which stretched from the Netherlands to Cherbourg,[68][69] and was given command of the newly re-formed Army Group B, which included the 7th Army, the 15th Army, and the forces guarding the Netherlands. Reserves for this group included the 2nd, 21st, and 116th Panzer divisions.[70][71]
Rommel believed that the Normandy coast could be a possible landing point for the invasion, so he ordered the construction of extensive defensive works along that shore. In addition to concrete gun emplacements at strategic points along the coast, he ordered wooden stakes, metal tripods, mines, and large anti-tank obstacles to be placed on the beaches to delay the approach of landing craft and impede the movement of tanks.[72] Expecting the Allies to land at high tide so that the infantry would spend less time exposed on the beach, he ordered many of these obstacles to be placed at the high water mark.[44] Tangles of barbed wire, booby traps, and the removal of ground cover made the approach hazardous for infantry.[72] On Rommel's order, the number of mines along the coast was tripled.[30] The Allied air offensive over Germany had crippled the Luftwaffe and established air supremacy over western Europe, so Rommel knew he could not expect effective air support.[73] The Luftwaffe could muster only 815 aircraft[74] over Normandy in comparison to the Allies' 9,543.[75] Rommel arranged for booby-trapped stakes known as Rommelspargel (Rommel's asparagus) to be installed in meadows and fields to deter airborne landings.[30]
German armaments minister Albert Speer notes in his 1969 autobiography that the German high command, concerned about the susceptibility of the airports and port facilities along the North Sea coast, held a conference on 6–8 June 1944 to discuss reinforcing defences in that area.[76] Speer wrote:
In Germany itself we scarcely had any troop units at our disposal. If the airports at Hamburg and Bremen could be taken by parachute units and the ports of these cities seized by small forces, invasion armies debarking from ships would, I feared, meet no resistance and would be occupying Berlin and all of Germany within a few days.[77]
Armoured reserves
Rommel believed that Germany's best chance was to stop the invasion at the shore. He requested that the mobile reserves, especially tanks, be stationed as close to the coast as possible. Rundstedt, Geyr, and other senior commanders objected. They believed that the invasion could not be stopped on the beaches. Geyr argued for a conventional doctrine: keeping the Panzer formations concentrated in a central position around Paris and Rouen and deploying them only when the main Allied beachhead had been identified. He also noted that in the Italian Campaign, the armoured units stationed near the coast had been damaged by naval bombardment. Rommel's opinion was that because of Allied air supremacy, the large-scale movement of tanks would not be possible once the invasion was under way. Hitler made the final decision, which was to leave three Panzer divisions under Geyr's command and give Rommel operational control of three more as reserves. Hitler took personal control of four divisions as strategic reserves, not to be used without his direct orders.[78][79][80]
Allied order of battle

Commander, SHAEF: General Dwight D. Eisenhower
Commander, 21st Army Group: General Bernard Montgomery[81]
US zones
Commander, First Army: Lieutenant General Omar Bradley[81]
The First Army contingent totalled approximately 73,000 men, including 15,600 from the airborne divisions.[15]
- Utah Beach
VII Corps, commanded by Major General J. Lawton Collins[82]
4th Infantry Division: Major General Raymond O. Barton[82]
82nd Airborne Division: Major General Matthew Ridgway[82]
90th Infantry Division: Brigadier General Jay W. MacKelvie[82]
101st Airborne Division: Major General Maxwell D. Taylor[82]
- Omaha Beach
V Corps, commanded by Major General Leonard T. Gerow, making up 34,250 men[83]
1st Infantry Division: Major General Clarence R. Huebner[84]
29th Infantry Division: Major General Charles H. Gerhardt[84]
British and Canadian zones

Commander, Second Army: Lieutenant General Sir Miles Dempsey[81]
Overall, the Second Army contingent consisted of 83,115 men, 61,715 of them British.[15] The British and Commonwealth air and naval support units included a large number of personnel from Allied nations, including several RAF squadrons manned almost exclusively by overseas air crew. For example, the Australian contribution to the operation included a regular Royal Australian Air Force (RAAF) squadron, nine Article XV squadrons, and hundreds of personnel posted to RAF units and RN warships.[85] The RAF supplied two-thirds of the aircraft involved in the invasion.[86]
- Gold Beach
XXX Corps (UK), commanded by Lieutenant General Gerard Bucknall[87]
50th (Northumbrian) Infantry Division: Major General Douglas Graham[87]
- reinforced with
- Juno Beach
British I Corps, commanded by Lieutenant General John Crocker[88]
3rd Canadian Division: Major General Rod Keller[88]
- Sword Beach
British I Corps, commanded by Lieutenant General John Crocker[89]
3rd Infantry Division: Major General Tom Rennie[89]
6th Airborne Division (UK): Major General Richard Gale[89]
79th Armoured Division: Major General Percy Hobart[90] provided specialised armoured vehicles which supported the landings on all beaches in Second Army's sector.
Coordination with the French Resistance

Through the London-based État-major des Forces Françaises de l'Intérieur (French Forces of the Interior), the British Special Operations Executive orchestrated a campaign of sabotage to be implemented by the French Resistance. The Allies developed four plans for the Resistance to execute on D-Day and the following days:
- Plan Vert was a 15-day operation to sabotage the rail system.
- Plan Bleu dealt with destroying electrical facilities.
- Plan Tortue was a delaying operation aimed at the enemy forces that would potentially reinforce Axis forces at Normandy.
- Plan Violet dealt with cutting underground telephone and teleprinter cables.[91]
The resistance was alerted to carry out these tasks by messages personnels transmitted by the BBC's French service from London. Several hundred of these messages, which might be snippets of poetry, quotations from literature, or random sentences, were regularly transmitted, masking the few that were actually significant. In the weeks preceding the landings, lists of messages and their meanings were distributed to resistance groups.[92] An increase in radio activity on 5 June was correctly interpreted by German intelligence to mean that an invasion was imminent or underway. However, because of the barrage of previous false warnings and misinformation, most units ignored the warning.[93][94]
A 1965 report from the Counter-insurgency Information Analysis Center details the results of the French Resistance's sabotage efforts: "In the southeast, 52 locomotives were destroyed on 6 June and the railway line cut in more than 500 places. Normandy was isolated as of 7 June."[95]
Naval activity


Naval operations for the invasion were described by historian Correlli Barnett as a "never surpassed masterpiece of planning".[96] In overall command was British Admiral Sir Bertram Ramsay, who had served as Flag officer at Dover during the Dunkirk evacuation four years earlier. He had also been responsible for the naval planning of the invasion of North Africa in 1942, and one of the two fleets carrying troops for the invasion of Sicily the following year.[97]
The invasion fleet, which was drawn from eight different navies, comprised 6,939 vessels: 1,213 warships, 4,126 landing craft of various types, 736 ancillary craft, and 864 merchant vessels.[15] The majority of the fleet was supplied by the UK, which provided 892 warships and 3,261 landing craft.[86] In total there were 195,700 naval personnel involved; of these 112,824 were from the Royal Navy with another 25,000 from the Merchant Navy; 52,889 were American; and 4,998 sailors from other allied countries.[15][10] The invasion fleet was split into the Western Naval Task Force (under Admiral Alan G. Kirk) supporting the US sectors and the Eastern Naval Task Force (under Admiral Sir Philip Vian) in the British and Canadian sectors.[98][97] Available to the fleet were five battleships, 20 cruisers, 65 destroyers, and two monitors.[99] German ships in the area on D-Day included three torpedo boats, 29 fast attack craft, 36 R boats, and 35 auxiliary minesweepers and patrol boats.[100] The Germans also had several U-boats available, and all the approaches had been heavily mined.[44]
Naval losses
At 05:10, German torpedo boats reached the Eastern Task Force and launched fifteen torpedoes, sinking the Norwegian destroyer HNoMS Svenner off Sword Beach but missing the British battleships HMS Warspite and Ramillies. After attacking, the German vessels turned away and fled east into a smoke screen that had been laid by the RAF to shield the fleet from the long-range battery at Le Havre.[101] Allied losses to mines included the American destroyer USS Corry off Utah and submarine chaser USS PC-1261, a 173-foot patrol craft.[102]
Bombardment

Bombing of Normandy began around midnight with more than 2,200 British, Canadian, and US bombers attacking targets along the coast and further inland.[44] The coastal bombing attack was largely ineffective at Omaha, because low cloud cover made the assigned targets difficult to see. Concerned about inflicting casualties on their own troops, many bombers delayed their attacks too long and failed to hit the beach defences.[103] У немцев было 570 самолетов, размещенных в Нормандии и низких странах в день Д, и еще 964 в Германии. [ 44 ]
Вскоре после полуночи начали очищать каналы для флота вторжения и закончились сразу после рассвета, не встретившись с врагом. [ 104 ] Западная целевая группа включала лисинмируки Арканзас , Невада и Техас , плюс восемь крейсеров, двадцать восемь эсминцев и один монитор. [ 105 ] Восточная целевая группа включала в себя линейные корабль Рамиллис и Warspite и монитор Робертс , двенадцать крейсеров и тридцать семь эсминцев. [ 1 ] Военно-морская бомбардировка районов за пляжем началась в 05:45, в то время как было еще темное, а канониры переходили на заранее назначенные цели на пляже, как только это было достаточно легким, чтобы увидеть, в 05:50. [ 106 ] Поскольку войска должны были приземлиться в Юте и Омахе, начиная с 06:30 (на час раньше, чем британские пляжи), эти районы получили всего около 40 минут военно -морского бомбардировки, прежде чем штурмовые войска начали приземлиться на берегу. [ 107 ]
Воздушные операции
Успех амфибийных посадков зависел от создания безопасной добычи, из которой можно расширить пляжный голов, чтобы позволить создать хорошо подъезду, способную вырваться. Амфибийные силы были особенно уязвимы для сильных вражеских контратаков до того, как мог быть достигнут достаточные силы в пляжную голов. Чтобы замедлить или устранить способность врага организовывать и запускать контратаки в течение этого критического периода, воздушные операции использовались для захвата ключевых целей, таких как мосты, дорожные переходы и особенности местности, особенно на восточных и западных флангах зон приземления. В воздухе приземляется на некоторое расстояние позади пляжей также было предназначено для облегчения похищения амфибийных сил от пляжей, а в некоторых случаях для нейтрализации немецких прибрежных защитных батарей и быстрее расширить площадь пляжноголовка. [ 108 ] [ 109 ]
82 -й и 101 -й воздушные подразделения были назначены для целей к западу от пляжа Юта, где они надеялись захватить и контролировать несколько узких проходов через местность, которая была намеренно затоплена немцами. Отчеты из Allied Intelligence в середине мая после прибытия немецкой 91-й пехотной дивизии означали, что предполагаемые зоны капли должны были перенесены на восток и на юг. [ 110 ] Британская 6 -я воздушно -десантное подразделение на восточном фланге было назначено для захвата мостов над каналом Кана и Ривер Орн , уничтожили пять мостов над погружениями в 6 милях (9,7 км) на восток и уничтожили батарею оружия Мервилля с видом на меч Пляж. [ 111 ] Свободные французские десантники из британской бригады SAS были назначены для целей в Бриттани с 5 июня по август в операциях Дингсон , Сэмвест и Куни . [ 112 ] [ 113 ]
Корреспондент BBC War Роберт Барр описал сцену как десантники, готовые к борьбе с самолетом:
Их лица были затемнены какао; Ножи ножи были привязаны к их лодыжкам; Томми пистолет привязал к талии; Бандольеры и ручные гранаты, катушки из веревки, ручки для выбора, пики, резиновые лодки висели вокруг них, и несколько личных странных стран, таких как парень, который взял газету, чтобы читать в самолете ... было легко знакомое прикосновение к так, как они готовились, как будто они делали это часто раньше. Что ж, да, они поднялись и поднялись на борт, часто такими же - двадцать, тридцать, сорок раз, некоторые из них, но это никогда не было так. Это был первый боевой прыжок для каждого из них. [ 114 ]
Соединенные Штаты

Посадочные посадки США начались с прибытия Pathfinders в 00:15. Навигация была сложной из -за берега густого облака, и в результате только одна из пяти зон падения десантника была точно обозначена радиолокационными сигналами и лампами Aldis . [ 115 ] Дорожки 82-й и 101-й воздушной дивизии, насчитывающих более 13 000 человек, были доставлены Douglas C-47 Skytrains команды IX Travier Command . [ 116 ] Чтобы избежать полета над флотом вторжения, самолеты прибыли с запада через полуостров Котентин и вышли через пляж Юта. [ 117 ] [ 115 ]
Переромы с 101 -го воздуха были сброшены, начиная с 01:30, в соответствии с которыми было поручено контролировать дамбы за пляжем Юта и уничтожение дорожных и железнодорожных мостов над рекой Дув . [ 118 ] C-47 не могли летать в плотном образовании из-за толстого облачного покрова, и многие десантники были сброшены далеко от их предполагаемых зон посадки. Многие самолеты оказались настолько низкими, что они были под огнем от огня и пулемета. Некоторые десантники были убиты при ударе, когда их парашюты не успели открыться, а другие утонули в затопленных полях. [ 119 ] Собрание в боевые подразделения было затруднено из -за нехватки радиоприемников и местности Бокаге , с его изгороди , каменными стенами и болотами. [ 120 ] [ 121 ] Некоторые подразделения не достигли своих целей до полудня, к тому времени, когда некоторые из проходов уже были очищены от 4 -й пехотной дивизии, перемещающимися с пляжа. [ 122 ]
Войска 82 -го воздуха начали прибывать около 02:30, с основной целью захвата двух мостов над рекой Мердерет и уничтожения двух мостов над Дуве. [ 118 ] На восточной стороне реки 75 процентов десантников приземлились в зоне выброса или вблизи их, и в течение двух часов они захватили важные перекрестки в Сейнте-Мер-Эглазе (первый город, освобожденный во время вторжения) [ 123 ] и начал работать, чтобы защитить западный фланг. [ 124 ] Из -за неспособности PathFinders точно отметить свою зону выброса, два полка упали на западной стороне Мердерет, были чрезвычайно разбросаны, и только четыре процента посадили в целевой области. [ 124 ] Многие приземлились в соседних болотах, с большой потерей жизни. [ 125 ] Песерские пассажиры консолидировались в небольшие группы, обычно сочетание мужчин разных рангов из разных единиц, и пытались сосредоточиться на близлежащих целях. [ 126 ] Они захватили, но не смогли удержать мост реки Мердерет в Ла Фьере, и борьба за перекресток продолжалась в течение нескольких дней. [ 127 ]
Подкрепление прибыло Glider около 04:00 ( Mission Chicago и Mission Detroit ) и 21:00 ( миссия Keokuk и Mission Elmira ), принося дополнительные войска и тяжелое оборудование. Как и десантники, многие приземлились далеко от своих капли зон. [ 128 ] Даже те, которые приземлились на цели, испытывали трудности, с тяжелым грузом, такими как джипы, сдвигающиеся во время посадки, врезались в деревянный фюзеляж, а в некоторых случаях на борту сокрушительный персонал. [ 129 ]
Через 24 часа только 2500 мужчин из 101 -го и 2000 из 82 -го воздуха находились под контролем их подразделений, примерно треть сил упала. Этот широкий рассеивание приводило к запуску немцев и фрагментировала их ответ. [ 130 ] 7 -я армия получила уведомление о падениях парашюта в 01:20, но Рундстедт изначально не верил, что в начале началось серьезное вторжение. Разрушение радиолокационных станций вдоль побережья Нормандии за неделю до вторжения означало, что немцы не обнаружили приближающегося флота до 02:00. [ 131 ]
Британский и канадец

Первым союзным действием D-Day был захват мостов Кана и реки Орн через штурм планера в 00:16 (с тех пор, как переименовано в мост Пегаса и мост Хорса ). Оба моста были быстро захвачены, с легкими жертвами Оксфордширского и Бакингемширского легкого пехотного полка. Затем они были подкреплены членами 5 -й парашютной бригады и 7 -м (легкой пехотой) парашютным батальоном . [ 132 ] [ 133 ] Пять мостов над погружениями были разрушены с минимальной трудностью 3 -й парашютной бригадой . [ 134 ] [ 135 ] Между тем, PathFinders, которым поручено настройка радарных маяков и огней для дальнейших десантников (планируется начать прибыть в 00:50, чтобы очистить зону посадки к северу от Ранвилла ), были взорваны и должны были создать навигационные средства слишком далеко на восток. Многие десантники, также взорванные слишком далеко на восток, приземлились далеко от своих предполагаемых зон капель; Некоторым потребовалось часы или даже дни, чтобы воссоединиться со своими подразделениями. [ 136 ] [ 137 ] Генерал-майор Ричард Гейл прибыл на третью волну планеров в 03:30 вместе с оборудованием, таким как противотанковые орудия и джипы, и больше войск, чтобы помочь защитить район от контратаков, которые первоначально были организованы только войсками в ближайшие окрестности посадков. [ 138 ] В 02:00 командующий немецкой 716-й пехотной дивизией приказал терпетировщика перенести свою 21-ю танковую дивизию в позицию в контратаку. Однако, поскольку подразделение было частью бронетанкового заповедника, Feuchtinger был вынужден искать разрешение на OKW, прежде чем он смог совершить свое формирование. [ 139 ] Feuchtinger не получал приказов почти до 09:00, но тем временем по своей собственной инициативе он собрал боевую группу (включая танки), чтобы сражаться с британскими войсками к востоку от Орна. [ 140 ]
Только 160 человек из 600 членов 9 -го батальона, которым поручено устранить вражескую батарею в Мервилле, прибыли в точку встречи. Подполковник Теренс Отвей , отвечающий за операцию, решил продолжить независимо, так как место для размещения должно было быть уничтожено к 6:00, чтобы предотвратить его стрельбу по флоту вторжения, а войска, прибывающие на пляж Меча. В битве при батареи пистолета Мервилла союзные силы отключили оружие пластиковыми взрывчаткой по цене 75 жертв. Было обнаружено, что на уровне размещения 75 мм, а не ожидаемой 150 мм тяжелой прибрежной артиллерии. Оставшаяся сила Отвэя вышла с помощью нескольких членов 1 -го канадского парашютного батальона . [ 141 ]
С этим действием был достигнут последний из целей D-Day британской 6-й воздушной дивизии. [ 142 ] Они были подкреплены в 12:00 коммандос 1 -й бригады специального обслуживания , который приземлился на пляже Меча, и 6 -й авиационной бригадой , которая прибыла в планеры в 21:00 в операции «Маллард» . [ 143 ]
Пляжные посадки

Бак
Некоторые из посадочных судов были изменены, чтобы обеспечить тщательный вспомогательный огонь, а самоходные амфибийные дуплексные резервуары (DD Tanks), специально предназначенные для высадки в Нормандии, должны были приземлиться незадолго до пехоты, чтобы обеспечить огонь. Тем не менее, немногие прибыли до пехоты, и в Омахе многие затонули, прежде чем добраться до берега. [ 144 ] [ 145 ] Другие специализированные танки приземлились на ранних волнах, чтобы очистить защиту пляжа.
Юта пляж

Пляж Юта находился в этом районе, защищенном двумя батальонами 919 -го Гренадерского полка. [ 146 ] Члены 8 -го пехотного полка 4 -й пехотной дивизии были первыми, кто приземлился, прибыв в 06:30. Их посадочное судно было выдвинуто на юг сильными течениями, и они оказались около 2000 ярдов (1,8 км) из своей предполагаемой зоны посадки. Этот сайт оказался лучше, так как поблизости была только одна сильная точка, а не два, а бомбардировщики бомбардировщика IX бомбили защиту ниже, чем их предписанная высота, нанесу значительный ущерб. Кроме того, сильные течения промыли на берег многие подводные препятствия. Помощник командира 4-й пехотной дивизии, бригадный генерал Теодор Рузвельт-младший , первый старший офицер на берегу, принял решение «начать войну прямо здесь» и приказал перенаправить дальнейшие посадки. [ 147 ] [ 148 ]
Первоначальные штурмовые батальоны быстро сопровождались 28 DD -танками и несколькими волнами инженеров и команд по сносу, чтобы удалить пляжные препятствия и очистить район непосредственно за пляжем препятствий и шахт. Зазоры были взорваны в морской стене, чтобы обеспечить более быстрый доступ для войск и танков. Боевые команды начали выходить на пляж около 09:00, когда некоторые пехоты пробирались по затопленным полям, а не путешествовали по одной дороге. Они переиграли в течение дня с элементами 919 -го Гренадерского полка, которые были вооружены противотанковыми оружием и винтовками. Основная сильная точка в этом районе и еще 1300 ярдов (1,2 км) на юг были отключены к полудню. [ 149 ] 4-й пехотный дивизион не достигла всех своих целей D-дня в Юта-Бич, отчасти потому, что они прибыли слишком далеко на юг, но они высадили 21 000 военнослужащих за 197 человек. [ 150 ] [ 151 ]
Точка вы, hoc

Пуант -дю -Хок , известный мысец, расположенный между Ютой и Омахой, был назначен двести мужчинам 2 -го батальона рейнджеров под командованием подполковника Джеймса Руддера . Их задача состояла в том, чтобы масштабировать 30 м (98 футов) скал с захватывающими крючками, веревками и лестницами, чтобы уничтожить батарею прибрежного оружия, расположенную наверху. Утесы были защищены немецкой 352 -й пехотной дивизией и французскими сотрудниками, стреляющими сверху. [ 152 ] Союзные эсминцы USS Satterlee и HMS Talybont оказывали пожарную поддержку. После масштабирования скал, рейнджеры обнаружили, что оружие уже было отозвано. Они обнаружили оружие, не охраняемое, но готовое к использованию, в саду около 550 метров (600 ярдов) к югу от точки и отключили их взрывчатыми веществами. [ 152 ]
Рейнджерс отказался от многочисленных контратаков из немецкого 914-го гренадерского полка . Мужчины были изолированы, а некоторые были захвачены. На рассвете 7 июня у Руддера было только 90 мужчин, способных сражаться. Облегчение не прибыло до 8 июня, когда прибыли члены 743 -го танкового батальона и других. [ 153 ] [ 154 ] К тому времени люди Руддера закончились боеприпасами и использовали захваченное немецкое оружие. В результате было убито несколько человек, потому что немецкое оружие издало отличительный шум, а мужчины были ошибочно приняты за врага. [ 155 ] К концу битвы пострадатели рейнджеров были погибшими и ранеными, в то время как жертвы немецких жертв были убиты 50 и 40 захвачены. Было казнено неизвестное количество французских сотрудников. [ 156 ] [ 157 ]
Омаха пляж

Омаха, наиболее защищенный пляж, был назначен в 1 -й пехотный дивизион и 29 -й пехотной дивизии . [ 158 ] Они столкнулись с 352 -м пехотным подразделением, а не с ожидаемым одиночным полком. [ 159 ] Сильные течения вынудили многих посадков к востоку от их предполагаемого положения или заставили их задержать. [ 160 ] Из -за страха попасть в посадку, американские бомбардировщики отложили выпуск своих грузов, и в результате большинство пляжных препятствий в Омахе оставались неизменными, когда мужчины вышли на берег. [ 161 ] Многие из посадочных судов пробежали на мель на песчаных отметках, и мужчины должны были пройти 50–100 метров в воде до шеи, находясь под огнем, чтобы добраться до пляжа. [ 145 ] Несмотря на грубые моря, DD -танки двух компаний 741 -го танкового батальона были сброшены на 5000 ярдов (4600 м) с берега; Однако 27 из 32 затопленных и затонувших, с потерей 33 экипажа. [ 162 ] Некоторые танки, отключенные на пляже, продолжали обеспечивать прикрытие, пока их боеприпасы не закончились, или они не были затоплены восходящим приливом. [ 4 ]
Пострадавшие были около 2000, так как мужчины подвергались стрельбе из скал выше. [ 163 ] Проблемы с очисткой пляжа препятствий привели к тому, что пляжный мастер нанес остаток на дальнейшие посадки транспортных средств в 08:30. В это время прибыла группа эсминцев, чтобы обеспечить пожарную поддержку, чтобы посадки могли возобновить. [ 164 ] Выход с пляжа был возможен только через пять сильно защищенных оврагов, и к концу утром почти 600 человек достигли выше. [ 165 ] К полудню, когда артиллерийский огонь нанес свой повод, и немецки начали заканчиваться боеприпасы, американцы смогли очистить некоторые полосы на пляжах. Они также начали очищать овраги вражеской защиты, чтобы транспортные средства могли уйти с пляжа. [ 165 ] Успокаченный плацмед был расширен в течение следующих дней, а цели D-Day для Омахи были достигнуты к 9 июня. [ 166 ]
Золотой пляж

Первые посадки на Золотом пляже были установлены на 07:25 из -за различий в потоке между там и пляжами США. [ 167 ] Сильные ветры затрудняли условия для посадочного корабля, а амфибийные DD -резервуары были выпущены недалеко от берега или непосредственно на пляже, а не дальше, как планировалось. [ 168 ] Три из четырех орудий в большом размещении в батареи Longues-Sur-Mer были отключены прямыми хитами от крейсеров HMS Ajax и Argonaut в 06:20. Четвертый пистолет возобновил срока действия во второй половине дня, и его гарнизон сдался 7 июня. [ 169 ] Воздушные атаки не смогли попасть в Le Hamel Strongpoint, которая заставила его обрескаться на восток, чтобы обеспечить огонь Enfilade вдоль пляжа и имела толстую бетонную стену на стороне моря. [ 170 ] Его 75 -мм пистолет продолжал наносить ущерб до 16:00, когда бронированный автомобиль Королевской инженеры (AVRE) резервуар выпустил большой заряд сноса в задний вход. [ 171 ] [ 172 ] Второе казиэмированное размещение в La Rivière, содержащее 88 -мм пистолет, было нейтрализовано танком в 07:30. [ 173 ]
Тем временем пехота начала очищать сильно укрепленные дома вдоль берега и продвигалась по целям дальше вглубь страны. [ 174 ] Коммандос № 47 (Королевский морской пехотинец) двинулся к маленькому порту в Порт-Эн-Бессине и захватил его на следующий день в битве при Порт-Эн-Бессине . [ 175 ] Сержант компании, майор Стэнли Холлис, получил единственный крест Виктории , присужденный на D-Day за свои действия, включая нападение на две коробки для таблеток в High Point Mont Fleury. [ 176 ] На западном фланге 1 -й батальон, Королевский Хэмпширский полк захватил Арманки (будущий участок Mulberry «B»), а на восточном фланге был связан контакт с канадскими войсками в Юноне. [ 177 ] Bayeux не был захвачен в первый день из -за жесткой сопротивления от 352 -го пехотного подразделения. [ 174 ] Союзные жертвы на Золотом пляже оцениваются в 1000. [ 15 ]
Юнона Бич

Посадка на пляже Юнона была отложена из -за неспокойных морей, и мужчины прибыли перед своей поддержкой доспехи, понесли много жертв, когда высадились. Большая часть оффшорной бомбардировки пропустила немецкую оборону. [ 178 ] Было создано несколько выходов с пляжа, но не без труда. На Майк -Бич на западном фланге большой кратер был заполнен с использованием заброшенного танка Avre и нескольких рулонов фасцины , которые затем были покрыты временным мостом. [ D ] [ 179 ] Пляж и близлежащие улицы были забиты движением большую часть дня, что затрудняет движение вглубь страны. [ 180 ]
Основные немецкие точки сильного уровня с 75-мм оружием, пулеметные гнезда, бетонные укрепления, колючая проволока и шахты были расположены в Cloudulles-Sur-Mer , St Aubin-Sur-Mer и Bernières-Sur-Mer . [ 181 ] Города должны были быть очищены в боевых действиях. [ 182 ] Солдаты по дороге в Бени-Сур-Мер , 3 мили (5 км) вглубь страны, обнаружили, что дорога была хорошо покрыта пулеметами, которые должны были быть обозначены до того, как аванс мог продолжаться. [ 183 ] Элементы 9 -й канадской пехотной бригады продвинулись в пределах видимости аэродрома CARPIQUET в конце дня, но к этому времени их вспомогательная броня была низкой на боеприпасах, поэтому канадцы копались на ночь. Аэродром не был захвачен до месяца спустя, так как район стал местом ожесточенных боев. [ 184 ] К наступлению ночи, смежные юномы и золотые плацмеды покрывали область в 12 миль (19 км) в ширину и 7 миль (10 км) глубиной. [ 185 ] Потери в Юноне были 961 мужчины. [ 186 ]
Меч пляж

На Sword Beach 21 из 25 DD -танков первой волны успешно стал на берег, чтобы обеспечить прикрытие пехоты, которая начала высасываться в 07:30. [ 187 ] Пляж был тяжело добыт и усыплен препятствиями, что затрудняло работу команд по очистке пляжа трудными и опасными. [ 188 ] В ветреных условиях прилив приходил быстрее, чем ожидалось, поэтому маневрировать доспехи было трудным. Пляж быстро перегрузился. [ 189 ] Бригадный Саймон Фрейзер, 15 -й лорд Ловат и его 1 -я бригада специального обслуживания, прибыли во вторую волну, вышли на берег частного Билла Миллина , личной пайперы Ловата. [ 190 ] Члены № 4 Commando прошли через Ouistreham , чтобы атаковать с задней части немецкой батареи оружия на берегу. Бетонная наблюдение и контрольная башня при этом размещении должна была быть обошена и не была запечатлена до нескольких дней спустя. [ 191 ] Французские войска под командованием Филиппа Киффера (первые французские солдаты, прибывшие в Нормандию) атаковали и очистили сильно укрепленную сильную точку в казино в Риве Белле, с помощью одного из танков DD. [ 191 ]
Сильная точка «Морриса» возле Коллевилля-Сурн была захвачена примерно через час боевых действий. [ 189 ] Близлежащая «Hillman» Strongpoint , штаб -квартира 736 -го пехотного полка, представляла собой большую сложную оборонительную работу, которая прошла через утреннюю бомбардировку, по сути, неповрежденной. Это не было захвачено до 20:15. [ 192 ] 2 -й батальон Кингс Шропшир Легкая пехота начала продвигаться к кану пешком, проходя через несколько километров от города, но пришлось уйти из -за отсутствия поддержки брони. [ 193 ] В 16:00 21-й танковой дивизион установил контратаку между мечом и Юноной и почти преуспела в достижении канала. Он встретил жесткое сопротивление со стороны британского 3 -го дивизиона и вскоре был отозван, чтобы помочь в области между Каеном и Байе. [ 194 ] [ 195 ] Оценки жертв союзников на Sword Beach достигают 1000. [ 15 ]
Последствия

Приземления в Нормандии были самым большим вторжением в историю морских борцов, с участием почти 5000 посадных и штурмовых судов, 289 эскорт и 277 шахт. [ 196 ] Почти 160 000 войск пересекли английский канал в день D, [ 9 ] с 875 000 человек высадились к концу июня. [ 197 ] Союзные жертвы в первый день были не менее 10 000, причем 4414 подтверждено мертвые [ 13 ] и у немцев было 4000–9000 жертв (убитые, раненые, пропавшие в курсе или захваченные). [ 15 ] Немцы никогда не достигли заявленной цели Гитлера «бросить союзников обратно в море» в день D или в любое время после этого. [ 198 ]
Планы вторжения союзников потребовали быстрого наращивания войск и создания надежного плацдарма, что было достигнуто с меньшим количеством жертв, чем ожидалось. [ 199 ] План также призвал к захвату Carentan, Saint-Lô, Caen и Bayeux в первый день, со всеми пляжами (кроме Юты) связаны с линией фронта с 10 до 16 километров (от 6 до 10 миль) от пляжи; Ни одна из этих последних целей не была достигнута. [ 34 ] В штате Юта 4 -й дивизион добился значительного прогресса вглубь страны, совершив встречу с воздушными войсками, а британские и канадцы были от четырех до семи миль вглубь (от шести до одиннадцати километров). [ 199 ] Пять пляжников не были подключены до 12 июня, и к тому времени союзники имели переднюю часть длиной около 97 километров (60 миль) и глубиной 24 километра (15 миль). [ 200 ] Каен, главная цель, все еще находился в немецких руках в конце дня и не будет полностью захвачен до 21 июля. [ 201 ] Немцы приказали французским гражданским лицам, кроме тех, которые считались важными для военных усилий, чтобы оставить потенциальные боевые зоны в Нормандии. [ 202 ] Потери гражданского населения в день D и D+1 оцениваются в 3000. [ 203 ]
Союзная победа в Нормандии проистекает из нескольких факторов. Немецкие приготовления вдоль атлантической стены были только частично закончены; Незадолго до того, как D-Day Rommel сообщил, что строительство было завершено всего на 18 процентов в некоторых областях, поскольку ресурсы были отвлечены в других местах. [ 204 ] Объяснения, предпринятые в операции, были успешными, в результате чего немцы были обязаны защищать огромный участок береговой линии. [ 205 ] Роммель, что в Берлине [ 51 ] И прогнозируемая штормовая погода означала, что некоторые другие немецкие командиры и войска не присутствовали в Нормандии. [ 50 ] Союзники достигли и поддерживали воздушное превосходство, что означало, что немцы не смогли сделать наблюдения за препаратами, проведенными в Британии, и не смогли вмешиваться через атаки бомбардировщика. [ 206 ] Инфраструктура для транспорта во Франции была серьезно нарушена союзными бомбардировщиками и французским сопротивлением, что затрудняет немцам подкрепление и расходные материалы. [ 207 ] Часть открывающей бомбардировки была нецелевой или недостаточно сконцентрированной, чтобы оказать какое-либо влияние, [ 161 ] Но специализированные доспехи работали хорошо, за исключением Омахи (где большая часть ее была потеряна в море), предоставляя тесную артиллерийскую поддержку войск, когда они высадились на пляжи. [ 208 ] Недопределенность и чрезмерно сложная структура команд со стороны Германского высшего командования также были факторами в союзном успехе. [ 209 ]
Военные мемориалы и туризм
На пляже Омаха все еще видны части Малберри -Харбор, и остаются некоторые пляжные препятствия. Мемориал Национальной гвардии США сидит в месте бывшей немецкой сильной точки. Pointe du Hoc мало что изменится с 1944 года, а местность покрыта кратерами бомбы, и большинство бетонных бункеров все еще на месте. Американское кладбище и мемориал в Нормандии находится рядом, в Colleville-Sur-Mer . [ 210 ] Музей о приземлениях штата Юта расположен в Сент-Мари-Ду-Монте , и есть один посвящен деятельности американских летчиков в Сейнте-Мере-Эглазе. Два немецких военных кладбища расположены поблизости. [ 211 ]
Мост Пегаса , цель британского 6 -го воздуха, был местом некоторых из самых ранних действий посадки Нормандии. Мост был заменен в 1994 году одним похожим по внешним видам, а оригинал размещен на территории соседнего музейного комплекса. [ 212 ] Секции Mulberry Harbour B по-прежнему сидят в море в Арранчанах, а хорошо сохранившаяся батарея Longues-Sur-Mer находится рядом. [ 213 ] Пляжный центр Юнона , открытый в 2003 году, финансировался канадскими федеральными и провинциальными правительствами, Францией и канадскими ветеранами. [ 214 ] Британский мемориал Нормандии над Золотым пляжем был разработан архитектором Лиамом О'Коннором и открыт в 2021 году. [ 215 ]
-
Канадское военное кладбище Бени -Мер
-
, Немецкое военное кладбище La Cambe недалеко от Байе
-
Кладбище военного военного содружества Байе
-
Американское кладбище и мемориал в Нормандии с видом на пляж Омаха
Смотрите также
- Комиссия по военным могилам Содружества
- D-Day Daily Telegraph Crossword Security Alarm
- Упражнение Tiger , репетиция посадков, которая привела к многим смертельным случаям
- Марта Геллхорн , единственная женщина, приземленная в Нормандии в день D
Примечания
- ^ Официальная британская история дает предполагаемую цифру из 156,115 мужчин, приземленных в день D. Это состояло из 57 500 американцев и 75 215 британских и канадцев из моря и 15 500 американцев и 7 900 британцев из воздуха. [ 9 ]
- ^ Включает оружие от 100 мм до 210 мм, а также 320 мм ракетные установки. [ 12 ]
- ^ Первоначальная оценка по жертвам составила 10 000, из которых 2500 были убиты. Исследования, проведенные Национальным мемориалом D-Day, подтвердили 4414 смертей, из которых 2499 были американскими и 1 915 были из других стран. [ 13 ]
- ^ Танк оставался на месте до 1972 года, когда он был удален и восстановлен членами королевских инженеров .
Ссылки
Цитаты
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Beevor 2009 , p. 82
- ^ Jump up to: а беременный Beevor 2009 , p. 76
- ^ Beevor 2009 , с. 492.
- ^ Jump up to: а беременный Beevor 2009 , p. 99
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 25.
- ^ Гарнер 2019 .
- ^ Jump up to: а беременный Meadows 2016 .
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 342.
- ^ Jump up to: а беременный Ellis, Allen & Warhurst 2004 , с. 521–533.
- ^ Jump up to: а беременный Morison 1962 , p. 67
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 60, 63, 118–120.
- ^ Zaloga & Johnson 2005 , p. 29
- ^ Jump up to: а беременный Уитмарш 2009 , с. 87
- ^ Napier 2015 , p.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Портсмутские музейные службы .
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 8–9.
- ^ Folliard 1942 .
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 10.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 10–11.
- ^ Wilmot 1997 , с. 177–178, диаграмма с. 180.
- ^ Черчилль 1951 , с. 404
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 13–14.
- ^ Beevor 2009 , с. 33–34.
- ^ Jump up to: а беременный Wilmot 1997 , p. 170.
- ^ Ambrose 1994 , с. 73–74.
- ^ Jump up to: а беременный в Ford & Zaloga 2009 , p. 14.
- ^ Уилмот 1997 , с. 182.
- ^ Гилберт 1989 , с. 491.
- ^ Whitmarsh 2009 , с. 12–13.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Уитмарш 2009 , с. 13
- ^ Вайнберг 1995 , с. 684.
- ^ Jump up to: а беременный Beevor 2009 , p. 3
- ^ Jump up to: а беременный Черчилль 1951 , с. 592–593.
- ^ Jump up to: а беременный в Beevor 2009 , карта, внутренняя передняя крышка.
- ^ Caddick-Adams 2019 , с. 136
- ^ Вайнберг 1995 , с. 698.
- ^ Вайнберг 1995 , с. 680.
- ^ Браун 2007 , с. 465.
- ^ Zuehlke 2004 , с. 71–72.
- ^ Уитмарш 2009 , с. 27
- ^ Beevor 2009 , с. 282
- ^ Jump up to: а беременный Уитмарш 2009 , с. 34
- ^ Bickers 1994 , с. 19–21.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Уитмарш 2009 , с. 31
- ^ Jump up to: а беременный Уитмарш 2009 , с. 33.
- ^ Трауб 2024 .
- ^ Beevor 2009 , с. 21
- ^ Уилмот 1997 , с. 224
- ^ Wilmot 1997 , с. 224–226.
- ^ Jump up to: а беременный Ford & Zaloga 2009 , p. 131.
- ^ Jump up to: а беременный Beevor 2009 , с. 42–43.
- ^ Уилмот 1997 , с. 144
- ^ Франсуа 2013 , с. 118
- ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , с. 16–19.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 37.
- ^ Лидтке 2015 , с. 227–228, 235.
- ^ Лидтке 2015 , с. 224–225.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 118.
- ^ Jump up to: а беременный в Ford & Zaloga 2009 , p. 122.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 60, 63.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Ford & Zaloga 2009 , p. 63.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Ford & Zaloga 2009 , p. 275.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 60.
- ^ Jump up to: а беременный Ford & Zaloga 2009 , p. 206.
- ^ Уитмарш 2009 , с. 73.
- ^ Маргарита 2019 , стр. 414-418.
- ^ Маргарита 2019 , с. 321.
- ^ Jump up to: а беременный в Ford & Zaloga 2009 , p. 30.
- ^ Beevor 2009 , с. 33.
- ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , с. 12
- ^ Уитмарш 2009 , с. 12
- ^ Jump up to: а беременный Ford & Zaloga 2009 , pp. 54–56.
- ^ Мюррей 1983 , с. 263.
- ^ Мюррей 1983 , с. 280.
- ^ Hoton 1999 , p. 283.
- ^ Speer 1971 , с. 483–484.
- ^ Speer 1971 , p. 482.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 31.
- ^ Уитмарш 2009 , с. 15
- ^ Уилмот 1997 , с. 192.
- ^ Jump up to: а беременный в Whitmarsh 2009 , Map, p. 12
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Ford & Zaloga 2009 , p. 125.
- ^ Уитмарш 2009 , с. 53
- ^ Jump up to: а беременный Ford & Zaloga 2009 , p. 66.
- ^ Стэнли 2004 .
- ^ Jump up to: а беременный Голландия 2014 .
- ^ Jump up to: а беременный Ford & Zaloga 2009 , p. 271.
- ^ Jump up to: а беременный Ford & Zaloga 2009 , p. 270.
- ^ Jump up to: а беременный в Ford & Zaloga 2009 , p. 200.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 201.
- ^ Douthit 1988 , p. 23
- ^ Escott 2010 , с. 138.
- ^ Beevor 2009 , с. 43
- ^ Уилмот 1997 , с. 229
- ^ Специальные оперативные исследования 1965 , с. 51–52.
- ^ 2006 , с. 133.
- ^ Jump up to: а беременный Goldstein, Dillon & Wenger 1994 , p. 6
- ^ Черчилль 1951 , с. 594.
- ^ Уитмарш 2009 , с. 30
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 205.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 233.
- ^ Weigley 1981 , с. 136–137.
- ^ Уилмот 1997 , с. 255
- ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , с. 82
- ^ Beevor 2009 , с. 81, 117.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 69.
- ^ Whitmarsh 2009 , с. 51–52, 69.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 114.
- ^ Уилмот 1997 , с. 175.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 125, 128–129.
- ^ Уилмот 1997 , с. 234.
- ^ Cut 1952 , p. 159
- ^ Короткий , с. 65-78.
- ^ Барр 1944 .
- ^ Jump up to: а беременный Ford & Zaloga 2009 , p. 133.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 134.
- ^ Beevor 2009 , с. 27
- ^ Jump up to: а беременный Wilmot 1997 , p. 243.
- ^ Beevor 2009 , с. 61–64.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 166–167.
- ^ Beevor 2009 , с. 116
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 139.
- ^ Beevor 2009 , с. 67
- ^ Jump up to: а беременный Wilmot 1997 , p. 244
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 145.
- ^ Beevor 2009 , с. 69
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 149–150.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 151.
- ^ Beevor 2009 , с. 71
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 167.
- ^ Уилмот 1997 , с. 246–247.
- ^ Beevor 2009 , с. 52–53.
- ^ Уилмот 1997 , с. 238–239.
- ^ Уилмот 1997 , с. 240.
- ^ Beevor 2009 , с. 57
- ^ Уилмот 1997 , с. 239
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 222.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 228, 230.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 230.
- ^ Уилмот 1997 , с. 282
- ^ Beevor 2009 , с. 56–58.
- ^ Уилмот 1997 , с. 242
- ^ Ford & Zaloga 2009 , Map, pp. 216–217.
- ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , с. 84
- ^ Jump up to: а беременный Ford & Zaloga 2009 , p. 73.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 130.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 131, 160–161.
- ^ Whitmarsh 2009 , с. 50–51.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 158–159, 164.
- ^ Уитмарш 2009 , с. 51
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 165.
- ^ Jump up to: а беременный Beevor 2009 , p. 102
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 95–104.
- ^ Уилмот 1997 , с. 263.
- ^ Beevor 2009 , с. 155
- ^ Zaloga 2009 , p. 50.
- ^ Beevor 2009 , с. 106
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 64–65, 334.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 45.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 76–77.
- ^ Jump up to: а беременный Beevor 2009 , p. 91
- ^ Beevor 2009 , с. 90
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 333–334.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 90–91.
- ^ Jump up to: а беременный Ford & Zaloga 2009 , pp. 56, 83.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 337.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 276–277.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 281–282.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 299.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 286.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 298–299.
- ^ Уилмот 1997 , с. 272
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 292.
- ^ Jump up to: а беременный Уитмарш 2009 , с. 70
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 289–290.
- ^ Beevor 2009 , с. 129
- ^ Уилмот 1997 , с. 272–273.
- ^ Уилмот 1997 , с. 274–275.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 312–313.
- ^ Уилмот 1997 , с. 275
- ^ Ford & Zaloga 2009 , Map, pp. 314–315.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 317.
- ^ Beevor 2009 , с. 133–135.
- ^ Beevor 2009 , с. 135.
- ^ Уилмот 1997 , с. 276
- ^ Beevor 2009 , с. 131.
- ^ Уилмот 1997 , с. 277
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 239–240.
- ^ Jump up to: а беременный Beevor 2009 , p. 143.
- ^ Beevor 2009 , с. 138.
- ^ Jump up to: а беременный Ford & Zaloga 2009 , pp. 244–245.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 248–249.
- ^ Beevor 2009 , с. 143, 148.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 326–327.
- ^ Уилмот 1997 , с. 283.
- ^ Beevor 2009 , с. 74
- ^ Уитмарш 2009 , с. 104
- ^ Императорский военный музей .
- ^ Jump up to: а беременный Голландия 2014 , с. 275
- ^ Рог 2010 , с. 13
- ^ Уилмот 1997 , с. 360.
- ^ Flint 2009 , p. 102
- ^ Flint 2009 , p. 336.
- ^ Уилмот 1997 , с. 290.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 343.
- ^ Уилмот 1997 , с. 289
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 36.
- ^ Уилмот 1997 , с. 291.
- ^ Уилмот 1997 , с. 292
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 346.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 346–348.
- ^ Мемориальный Пегас .
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 352.
- ^ Zuehlke 2004 , с. 349–350.
- ^ О'Коннор 2021 .
Библиография
- Амброуз, Стивен (1994) [1993]. День D 6 июня 1944 года: Климатическая битва во Второй мировой войне . Нью -Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-67334-5 .
- Beevor, Antony (2009). D-Day: Битва за Нормандию . Нью-Йорк; Торонто: Викинг. ISBN 978-0-670-02119-2 .
- Бикерс, Ричард Тауншенд (1994). Воздушная война Нормандия . Лондон: Лео Купер. ISBN 978-0-85052-412-3 .
- Браун, Энтони Кейв (2007) [1975]. Телохранитель лжи: необычайная правдивая история, стоящая за днем D. Гилфорд, CT: Globe Pequot. ISBN 978-1-59921-383-5 .
- Caddick-Adams, Peter (2019). Песок и сталь: новая история дня . Лондон: Хатчинсон. ISBN 978-1-84794-8-281 .
- Черчилль, Уинстон (1951) [1948]. Закрытие кольца . Вторая мировая война. Тол. В. Бостон: Хоутон Миффлин. OCLC 396150 .
- Корта, Генри (1952). Красные береты [ красные береты ] (по -французски). Париж: Ассоциация бывших парашютистов SAS. OCLC 8226637 .
- Corta, Henry (1997). Кто осмеливается победить [ кто осмеливается, побеждает ] (по -французски). Винсеннес, Франция: Историческая армейская служба. ISBN 978-2-86323-103-6 .
- «День D и битва при Нормандии: ваши вопросы ответили» . ddaymuseum.co.uk . Портсмутские музейные службы. Архивировано с оригинала 29 июня 2013 года . Получено 18 апреля 2014 года .
- Дутит, Говард Л. III (1988). Использование и эффективность саботажа в качестве средства нетрадиционной войны - историческая перспектива от Первой мировой войны до Вьетнама (PDF) (тезис MSC). База ВВС-Паттерсон, Огайо: Технологический институт ВВС. Архивировано (PDF) из оригинала 8 января 2020 года . Получено 8 января 2020 года .
- Эллис, LF ; Аллен, Грг; Warhurst, AE (2004) [1962]. Батлер, JRM (ред.). Победа на Западе, том I: Битва при Нормандии . История Второй мировой войны военной серии Великобритании. Лондон: военно -морская и военная пресса. ISBN 978-1-84574-058-0 .
- Эскотт, Берил Э. (2010). Героини SOE: тайные женщины Британии во Франции . Страуд, Глостершир: История пресса. ISBN 978-0-7524-5661-4 .
- Флинт, Эдвард Р. (2009). Развитие британских гражданских дел и их занятость в британском секторе союзных военных операций во время битвы при Нормандии с июня по август 1944 года (кандидатская диссертация). Крэнфилд, Бедфорд: Университет Крэнфилда; Школа обороны и безопасности Крэнфилда, Департамент прикладной науки, безопасности и устойчивости, безопасности и устойчивости. HDL : 1826/4017 . OCLC 757064836 .
- Фоллиард, Эдвард Т. (12 июня 1942 года). «Визит Молотова в Белый дом, залог послевоенной атмосферы». The Washington Post .
- Форд и; Залога, Стивен Дж. (2009). Повелитель: D-Day Landings Оксфорд; Нью -Йорк: Osprey. ISBN 978-1-84603-424-4 .
- Франсуа, Доминик (13 октября 2013 г.). Нормандия: от дня D до прорыва: 6 июня-31 июля 1944 года . Миннеаполис: Voyageur Press. ISBN 978-0-7603-4558-0 .
- Гарнер, Том (4 июня 2019 г.). «Забытые греки D-Day» . История войны . Получено 15 февраля 2021 года .
- Гилберт, Мартин (1989). Вторая мировая война: полная история . Нью -Йорк: Х. Холт. ISBN 978-0-8050-1788-5 .
- Гольдштейн, Дональд М.; Диллон, Кэтрин В.; Венгер, Дж. Майкл (1994). D-Day: история и фотографии . Маклин, Вирджиния: Брасси. ISBN 978-0-02-881057-7 .
- Голландия, Джеймс (5 июня 2014 г.). «D-Day: взрывается мифы о приземлениях Нормандии» . Edition.cnn.com . CNN.
- Hooton, Edward (1999) [1997]. Орел в огне: падение люфтваффе . Лондон: оружие и броня. ISBN 978-1-86019-995-0 .
- Хорн, Бернд (2010). Men of Steel: канадские десантники в Нормандии, 1944 . Торонто: Дандурн Пресс. ISBN 978-1-55488-708-8 .
- Лидтке, Грегори (2 января 2015 г.). «Потерянный в грязи: (почти) забытый крах немецкой армии в западной Украине, март и апрель 1944 года». Журнал славянских военных исследований . 28 (1): 215–238. doi : 10.1080/13518046.2015.998134 . ISSN 1351-8046 . S2CID 144324751 .
- Маргарит, Питер (2019). Обратный отсчет до дня D: немецкая перспектива: Германское высшее командование во Франции, 1944 . Филадельфия; Оксфорд, Великобритания: Касемат. ISBN 978-1-61200-769-4 .
- Meadows, Ian (2016). «Южноафриканцы в день D» . Южноафриканский легион . Получено 9 апреля 2023 года .
- Морисон, Сэмюэль Элиот (1962). История военно -морских операций Соединенных Штатов во Второй мировой войне . Тол. 11. Вторжение во Францию и Германию, 1944–1945. Бостон: Маленький, Браун. OCLC 757924260 .
- Мюррей, Уильямсон (1983). Стратегия поражения: Люфтваффе, 1933–45 . Вашингтон: Брасси. ISBN 978-1-57488-125-7 .
- Нейпир, Стивен (2015). Бронированная кампания в Нормандии июнь -август 1944 года . Страуд: История пресса. ISBN 978-0-7509-6473-9 .
- О'Коннор, Мэри (6 июня 2021 года). «Британский Мемориал Нормандии обнародовал во Франции в честь ветеранов» . Би -би -си . Получено 6 июня 2021 года .
- «Мост Пегаса: мост самый длинный день» . Memorial-Pegasus.org . Комитет по празднованию Mémorial Pegasus D. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Получено 6 сентября 2019 года .
- Изучение мер безопасности задней области . Вашингтон: Исследовательское управление специальных операций, Центр анализа информации о повстанцах, Армия Соединенных Штатов. 1965.
- Speer, Albert (1971) [1969]. Внутри третьего рейха . Нью -Йорк: Эйвон. ISBN 978-0-380-00071-5 .
- Персонал (5 июня 2014 г.). «День D: по словам журналистов BBC» . BBC.com . BBC News . Получено 10 июня 2014 года .
- Персонал. «Ответ Германии на день D» . Императорский военный музей . Лондон Получено 4 июня 2024 года .
- Стэнли, Питер (6 июня 2004 г.). «Австралийцы и день» . Юбилейные переговоры . Австралийский военный мемориал. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Получено 8 января 2020 года .
- Трауб, Алекс (2 января 2024 г.). «Морин Флавин Суини умирает в 100; ее отчет о погоде отложено в день D» . Нью -Йорк Таймс . Получено 4 января 2024 года .
- Вейгли, Рассел Ф. (1981). Лейтенанты Эйзенхауэра: кампания Франции и Германии 1944–1945 . Тол. I. Блумингтон, Индиана: издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-13333-5 .
- Вайнберг, Герхард (1995) [1993]. Мир в оружии: глобальная история Второй мировой войны . Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-55879-2 .
- Уитмарш, Эндрю (2009). D-Day на фотографиях . Страуд: История пресса. ISBN 978-0-7524-5095-7 .
- Уилмот, Честер (1997) [1952]. Борьба за Европу . Уэйр, Хартфордшир: Вордсвортские издания. ISBN 978-1-85326-677-5 .
- Юнг, Кристофер Д. (2006). Gators of Neptune: военно -морское амфибийное планирование для вторжения в Нормандию . АННАПОЛИС: Пресс -военно -морской институт. ISBN 978-1-59114-997-2 .
- Залога, Стивен Дж ; Джонсон, Хью (2005). D-Day Укрепления в Нормандии . Крепость 34. Оксфорд; Нью -Йорк: Osprey. ISBN 978-1-4728-0382-5 .
- Залога, Стивен Дж. (2009). Рейнджерс ведет путь: Pointe-Du-Hoc, D-Day 1944 . Оксфорд: Osprey. ISBN 978-1-84603-394-0 .
- Zuehlke, Mark (2004). Юнона Бич: Канадская победа в день: 6 июня 1944 года . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. ISBN 978-1-55365-050-8 .
Дальнейшее чтение
- Badsey, Stephen (1990). Нормандия 1944: Сюзные посадки и прорыв . Серия кампании Osprey. Тол. 1. Ботли, Оксфорд: Оспа. ISBN 978-0-85045-921-0 .
- Бакли, Джон (2006). Кампания Нормандии: 1944: шестьдесят лет . Лондон; Нью -Йорк: Routledge. ISBN 978-1-134-20303-1 .
- Кольер, Ричард (1992). D-Day: 6 июня 1944 года: посадка Нормандии . Лондон: Касселл. ISBN 978-1-841-88031-0 .
- Д'Эсте, Карло (1983). Решение в Нормандии: неписаная история Монтгомери и союзной кампании . Лондон: Сыновья Уильяма Коллинза. ISBN 978-0-00-217056-7 .
- Дольски, Майкл; Эдвардс, Сэм; Бакли, Джон, ред. (2014). D-Day в истории и памяти: посадка в Нормандии в международном воспоминании и праздновании . Дентон: Университет Северного Техаса Пресс. ISBN 978-1-57441-548-3 .
- Field, Jacob (2014). D-Day в цифрах: факты, стоящие за операцией «Повелитель» . Лондон: книги Майкла О'Мара. ISBN 978-1-782-43205-0 .
- Гастингс, Макс (1984). Повелитель: D-Day и битва за Нормандию . Лондон: Джозеф. ISBN 0-671-46029-3 .
- Holderfield, Randal J.; Вархола, Майкл Дж. (2001). Вторжение в Нормандию, 6 июня 1944 года . Мейсон -Сити, Айова: Савас. ISBN 978-1-882810-45-1 .
- Голландия, Джеймс (2019). Нормандия '44: D-Day и Epic 77-дневная битва за Францию . Нью -Йорк: Grove Atlantic. ISBN 978-0-8021-4709-7 Полем , (в Великобритании Нормандия '44 D-Day и «Битва за Францию» Bantam Press ISBN 9781787631274 )
- Ховарт, Дэвид (1959). Dawn of Day: эти люди были там, 6 июня 1944 года . Лондон: Коллинз.
- Киган, Джон (1994). Шесть армий в Нормандии: от дня D до освобождения Парижа . Нью -Йорк: Пингвин. ISBN 978-0-14-023542-5 .
- Милтон, Джайлс (2018). D-Day: история солдат . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-1473649019 .
- Neillands, Robin (2002). Битва при Нормандии, 1944 . Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-35837-3 .
- Райан, Корнелиус (1959). Самый длинный день . Нью -Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-20814-1 .
- Стейси, CP (1946). Битва Канады в Нормандии: доля канадской армии в операциях, 6 июня - 1 сентября 1944 года . Оттава: король принтер. OCLC 39263107 .
- Стейси, CP (1960). Том III. Кампания победы, операции на северо-западной Европе 1944–1945 гг. (PDF) . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Оттава: Департамент национальной обороны. Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2020 года . Получено 23 июня 2014 года .
- ТУТ, Уоррен; Костелло, Джон; Хьюз, Терри (1975). D-Day . Лондон: Pan Books. ISBN 978-0-330-24418-3 .
- Уитлок, Флинт (2004). Сначала борьба: невыразимая история о большом красном в день . Боулдер: Westview Press. ISBN 978-0-8133-4218-4 .
- Zetterling, Niklas (2000). Нормандия 1944: Германская военная организация, боевая власть и организационная эффективность . Виннипег: JJ Fedorowicz Publishing . ISBN 978-0-921991-56-4 .
Внешние ссылки


- Расширенное интервью Дуайта Эйзенхауэра в его воспоминаниях (YouTube, 1:22:15)
- Адмирал сэр Бертрам Рамсей (30 октября 1947 г.). «Фаза нападения на посадки Нормандии» (PDF) . Дополнение к лондонской газете . С. 5109–5124.
- Главный маршал авиации сэр Траффорд Ли-Маллори (2 января 1947 года). «Воздушные операции союзных экспедиционных военно -воздушных сил в северо -западе Европы с 15 ноября 1943 года по 30 сентября 1944 года» (PDF) . Дополнение к лондонской газете . С. 37–92.
- «Награды, врученные королем Георгом VI» (PDF) . Дополнение к лондонской газете . 31 августа 1944 года. С. 4043–4054.
- Вторжение в Нормандию в Центр военной истории армии США
- План операций Нептуна
- Военно-морские детали для Overlord на Naval-history.net
- Союзные ветераны помнят день D
- Военно -морская история и командование наследием
- Полный день вещания: D-Day (6 июня 1944 г.) от CBS Radio News , доступный в интернет-архиве
- D-Day To D Plus 3 (33M19S) на YouTube : Министерство обороны США, министерство армейских кадров из национального архива США
- Документы о Второй мировой войне: D-Day, вторжение в Нормандию в президентской библиотеке Дуайта Д. Эйзенхауэра, музее и детстве.
- Генерал-лейтенант Омар Брэдли 6 июня 1944 года.
- Короткометражный фильм Большой картина: D-Day Convoy в Нормандию доступен для бесплатного просмотра и загрузки в интернет-архиве .
- Dropzone Нормандия (1944) - Правительство США по правительственным фильмам о Парадропе во время посадки Нормандии
- Операция Нептун
- 1944 во Франции
- Амфибийные операции с участием Канады
- Амфибийные операции с участием Великобритании
- Амфибийные операции с участием Соединенных Штатов
- Амфибийные операции Второй мировой войны
- Битва за Кана
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Польши
- Сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Сражения Второй мировой войны с участием Франции
- Сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Сражения Второй мировой войны с участием Соединенных Штатов
- Конфликты в 1944 году
- Вторжения Соединенными Штатами
- Июнь 1944 г. События
- Посадочные операции
- Военная история Канады во время Второй мировой войны
- Военно -морские сражения и операции Европейского театра Второй мировой войны
- Военно -морские сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Военно -морские сражения Второй мировой войны с участием Польши
- Военно -морские сражения Второй мировой войны с участием Великобритании
- Операция Повелителя