Чешские авиалинии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2019 г. ) |
| |||||||
Основан | 6 октября 1923 г | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало деятельности | 29 октября 1923 г | ||||||
Хабы | Аэропорт Вацлава Гавела Прага | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | ОКПлюс | ||||||
Альянс | СкайТим | ||||||
Размер флота | 2 [ 1 ] | ||||||
Направления | 5 [ 2 ] | ||||||
Материнская компания |
| ||||||
Штаб-квартира | Воковице , Прага , Чехия | ||||||
Доход | 9,5 млрд чешских крон (2014 г.) [ 3 ] | ||||||
Операционная прибыль | 285 млн крон (2016) [ 3 ] | ||||||
Всего активов | 2,2 млрд чешских крон (2014 г.) [ 3 ] | ||||||
Общий капитал | Крон (0,3) млрд (2014 г.) [ 4 ] | ||||||
Сотрудники | 587 | ||||||
Веб-сайт | www |
Чешские авиалинии (аббревиатура: ČSA , чешский : , as ) — флагманский авиаперевозчик Чехии České Aerolinie . Ее головной офис расположен в Воковице районе , Праги 6-го района а ее хабом является пражский аэропорт имени Вацлава Гавела .
ČSA является пятой старейшей авиакомпанией в мире после голландской KLM (1919 г.), колумбийской Avianca (1919 г.), австралийской Qantas (1920 г.) и советско-российского Аэрофлота (1923 г.). Это была первая авиакомпания в мире, которая выполняла регулярные авиарейсы (между Прагой и Москвой ). [ 5 ] Авиакомпания реализует программу для часто летающих пассажиров под названием «OK Plus», в которой говорится о присвоении авиакомпании статуса Международной ассоциации воздушного транспорта , а также о сроке одобрения ; OK также занимал видное место в его предыдущей ливрее и является префиксом регистрации чешских самолетов. Является членом альянса SkyTeam .
Когда в 2018 году 97,74% акций Czech Airlines купила частная компания [ 6 ] Smartwings , ČSA стала частью Smartwings Group. Остальные 2,26% ČSA принадлежали страховой компании Česká Pojišťovna. [ 7 ] ČSA подала заявление о банкротстве в марте 2021 года и прошла масштабную реструктуризацию бизнеса, завершившуюся в июне 2022 года. [ 8 ] [ 9 ] По состоянию на 2022 год у ČSA была новая структура собственности: новой материнской компании Prague City Air sro принадлежало 70% компании, а Smartwings сохранила за собой оставшиеся 30%.
Czech Airlines прекратит полеты в октябре 2024 года, передав их Smartwings и перепрофилировав в холдинговую компанию для обеих авиакомпаний. [ 10 ]
История
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]ČSA была основана 6 октября 1923 года правительством Чехословакии как ČSA Чехословацкая государственная авиакомпания . [ 11 ] Двадцать три дня спустя состоялся его первый транспортный рейс между Прагой и Братиславой . в 1930 году она выполняла только внутренние рейсы. До своего первого международного рейса из Праги в Братиславу и далее в Загреб в Югославии После расчленения Чехословакии в 1939 году и разделения страны на три части авиакомпания была распущена.
После переворота в феврале 1948 года Коммунистическая партия Чехословакии приостановила работу некоторых маршрутов ČSA в Западной Европе и на Ближнем Востоке, а также постепенно заменила большую часть парка авиалайнерами советской постройки из-за эмбарго, введенного Западом на запасные части для самолетов западного производства. и другое оборудование. Ил -14 был модернизирован и построен по лицензии в Чехословакии как Авиа-14.
В 1950 году ČSA стала первой в мире жертвой массового угона самолета. Три чехословацких авиалайнера Douglas DC-3, перелетевшие на американскую авиабазу в Эрдинге , недалеко от Мюнхена, взбудоражили мир по обе стороны «прогоревшего» железного занавеса , и этот случай в одночасье усилил холодную войну между Востоком и Западом. Утром 24 марта три самолета приземлились недалеко от Мюнхена, а не в Праге; первый из Брно в 08:20, второй из Моравской Остравы в 08:40 и третий из Братиславы в 09:20. Две трети людей на борту были невольными участниками и позже вернулись в Чехословакию. Коммунистическое правительство Чехословакии заказало книгу, спектакль и фильм «Полет к свободе» (все они носили название «Похищение Эрдинга »), в которых похищенные репатрианты прославлялись как герои, не поддавшиеся обещаниям капиталистического богатства. Те, кто остался и просил политического убежища в Западной Германии, были объявлены преступниками, экстрадиции которых правительство Праги энергично требовало – но тщетно. Пилотом из Брно был Йозеф Клеснил. [ 12 ] бывший пилот Королевских ВВС 311-й эскадрильи , который летел из Брно в Эрдинг с направленным ему в голову пистолетом. [ 12 ]
В 1957 году ČSA стала третьей авиакомпанией, предоставляющей реактивные услуги, приняв в том же году и введя в эксплуатацию самый первый Ту-104А . ČSA была единственной авиакомпанией, кроме Аэрофлота, которая эксплуатировала Ту-104. Рейс Ту-104А, начавшийся в 1957 году между Прагой и Москвой, был первым рейсом, состоящим только из реактивных самолетов (другие авиакомпании использовали как реактивные, так и поршневые/турбовинтовые самолеты). [ 5 ] Первые трансатлантические рейсы авиакомпании начались 3 февраля 1962 года с рейса в Гавану. [ 13 ] на турбовинтовом самолете Bristol Britannia , арендованном у Cubana de Aviación . Трансатлантические рейсы ČSA выполнялись под общим кодом с рейсами Cubana в Прагу, а экипажи Cubana обеспечивали начальное обучение и помощь в эксплуатации Britannia.
1960-1990 годы
[ редактировать ]С конца 1960-х годов ČSA использовала ряд самолетов советской постройки и их модифицированные версии для своих обширных европейских и межконтинентальных рейсов, охватывающих в общей сложности около 50 международных и 15 внутренних направлений. В это время «Британия» была заменена дальнемагистральными турбовинтовыми Ил-18Д были открыты трансатлантические маршруты в Монреаль и Нью-Йорк , а помимо Гаваны . Помимо Ил-18Д, в парке ЧСА входили ближнемагистральный Ту-134 , среднемагистральный Ту-154 и дальнемагистральный Ил-62 . Как и несколько других авиакомпаний, Ил-62 был первым дальнемагистральным реактивным авиалайнером, введенным в эксплуатацию ЧСА (а также первым иностранным заказчиком, купившим Ил-62 у СССР). В период с 1969 по 1997 год ČSA эксплуатировала парк из 21 Ил-62, в том числе шести Ил-62М. Зарегистрированный в ČSA Ил-62 и три Ил-62М использовались в качестве официальных транспортных средств правительства Чехословакии и Чехии в период с 1974 по 1996 год. [ 14 ]
После поглощения «более тяжелой» части Slov-Air и принятия в свой флот турбовинтовых самолетов Let L-410A Turbolet в начале 1970-х годов авиалайнер-партнер ČSA Slov-Air стал первым в мире, капитан которого Ян Мичица погиб в авиакатастрофе. контроль со стороны угонщика во время угона самолета в Западную Германию. Самолет OK-ADN в настоящее время выставлен в авиационном музее под открытым небом в Мартине, Словакия . [ 15 ]
1990-е и 2000-е годы
[ редактировать ]После распада Чехословацкой Федерации авиакомпания в мае 1995 года приняла свое нынешнее название. К концу 1990-х годов большая часть советских самолетов была либо продана другим авиакомпаниям, либо снята с эксплуатации (некоторые из них сохранились), замененные западными моделями, такими как Boeing 737 , Airbus A310 и Airbus A320 . ČSA стала полноправным членом альянса SkyTeam 18 октября 2000 года. По состоянию на март 2007 года авиакомпания со штатом в 5440 человек принадлежала Министерству финансов Чехии (56,92%), Чешскому агентству консолидации (34,59%) и другим Чешские учреждения.
1 января 2010 года весь неофисный наземный персонал ČSA был переведен в дочернюю компанию ČSA Support, которая теперь называется Czech Airlines Handling SRO. В феврале 2010 года ČSA продала свои магазины беспошлинной торговли другой организации. [ 13 ]
Регулирующие органы ЕС по вопросам конкуренции начали расследование в отношении авиакомпании Czech Airlines 23 февраля 2011 года, заявив, что сомневаются в том, что убыточная компания сможет вернуться к жизнеспособности и соответствовать правилам государственной помощи Европейского Союза. [ 16 ]
В конце 2012 года ČSA Czech Airlines объявила о планах расширения и возобновлении летом 2013 года дальнемагистральных рейсов на самолетах Airbus A330 между Прагой и Сеулом. [ 17 ] С марта 2013 года выполнялись прямые рейсы из Праги в Пермь , Ниццу , Мюнхен, Цюрих , Сеул и Флоренцию . [ 18 ]
После продажи акций Korean Air 10 апреля 2013 года ČSA Czech Airlines принадлежала Czech Aeroholdings as (56%) и Korean Air Lines Co., Ltd. (44%). 14 мая 2013 года внеочередное общее собрание акционеров авиакомпании Czech Airlines избрало Чо Вон Тэ новым членом наблюдательного совета. Чо заменил Петра Матоусека, который подал в отставку со своего поста в наблюдательном совете. Это кадровое изменение вступило в силу 1 июня 2013 года в результате покупки акций Korean Air.
В апреле 2015 года Travel Service Group купила 34% авиакомпании, Korean Air . опцион на которую имела [ 19 ] [ 20 ] В 2016 году авиакомпания впервые за несколько лет вернулась к прибыли. [ 21 ]
6 октября 2017 года Korean Air объявила о продаже компании Travel Service своих 44 процентов акций Czech Airlines, которыми она владела в течение четырех лет. К тому времени Travel Service владела 78,9% акций ČSA. [ 22 ] Чешская государственная компания Prisko владела 20 процентами ČSA. [ 22 ] Позже Travel Service также приобрела долю Приско, увеличив свою долю до 97,74%. [ 23 ]
Последние разработки
[ редактировать ]В марте 2019 года Smartwings объявила, что авиапарк ČSA будет заменен, а Airbus A319 и ATR 72 будут выведены из эксплуатации. [ 24 ] В октябре 2019 года компания Czech Airlines объявила о заказе на четыре Airbus A220-300 и три A321XLR , которые были конвертированы из заказов на A320neo . Но в августе 2021 года Czech Airlines объявила об отмене заказов. [ нужна ссылка ]
После пандемии COVID-19 компания Czech Airlines объявила в апреле 2020 года об окончании своего уже приостановленного единственного дальнемагистрального маршрута в Сеул . [ 25 ] Таким образом, его единственный Airbus A330 должен был быть возвращен арендодателю Korean Air к октябрю 2020 года. [ 26 ] [ 27 ]
Во время пандемии COVID-19 ČSA обанкротилась , подав заявку на мораторий в августе 2020 года. [ 28 ] В феврале 2021 года компания по техническому обслуживанию распорядилась конфисковать два самолета ATR 72-500 компании Czech Airlines в Праге из-за невыплаченных долгов. Перед инцидентом, ближе к концу действия моратория, мажоритарный владелец Smartwings объявил, что Czech Airlines грозит неплатежеспособность , если она не получит государственную финансовую помощь . [ 29 ] но помощь вызвала споры. [ 30 ] В том же месяце авиакомпания уведомила чешскую службу занятости о том, что может уволить весь свой штат, составляющий около 430 человек. В марте 2021 года компания добавила, что не имеет средств для выполнения своих финансовых обязательств, и подала заявление о банкротстве. [ 31 ]
В марте 2021 года ČSA объявила о немедленном выводе из эксплуатации всех самолетов ATR 72-500 , что значительно сократило оставшийся парк. [ 32 ] По состоянию на конец августа 2021 года ČSA эксплуатировала всего один Airbus A320 самолет ; второй оказался неработоспособным. [ 33 ] Летом 2022 года компания Czech Airlines сократила свою сеть до трех регулярных маршрутов. [ 34 ]
В июне 2022 года ČSA вышла из реструктуризации бизнеса в рамках новой структуры собственности. Компания Prague City Air, основанная при помощи акционеров Smartwings Иржи Шимане и Романа Вика, была создана для владения 70% акций ČSA, тогда как нынешний мажоритарный акционер Smartwings сохранил за собой 30%. [ 9 ] По состоянию на конец 2022 года авиакомпания также планировала восстановить свой парк и маршрутную сеть с использованием Airbus A320 и недавно приобретенных Airbus A220 . самолетов [ нужна ссылка ] 20 февраля 2024 года компания Prague City Air sro приобрела 49,92% акций Smartwings у Rainbow Wisdom Investment Limited. Пресс-секретарь Smartwings Владимира Дуфкова сообщила, что чешские акционеры теперь владеют 100% акций Smartwings и CSA Czech Airlines. [ 35 ]
В мае 2024 года было объявлено, что Czech Airlines будет преобразована в холдинговую компанию , в которой Smartwings будет выполнять все полеты под обоими торговыми марками. [ 10 ] Планируется, что CSA прекратит свою деятельность 26 октября 2024 года, причем последний рейс прибудет из Парижа вечером. [ 36 ]
Корпоративные дела
[ редактировать ]Головной офис
[ редактировать ]В 2016 году головной офис Czech Airlines переехал на улицу Европейская в 6-м районе Праги, Воковице . район [ 37 ] чтобы снизить накладные расходы . [ 38 ] Головной офис Czech Airlines раньше располагался в здании APC. [ 39 ] на территории пражского аэропорта имени Вацлава Гавела в Рузине , 6-й район Праги. [ 40 ] 30 декабря 2009 года ČSA объявила, что продаст аэропорту свой головной офис за 607 миллионов чешских крон. [ 41 ] До подачи заявления о неплатежеспособности, в феврале 2021 года, компания Czech Airlines перенесла свою штаб-квартиру в здание Smartwings в аэропорту Праги.
Бывшие дочерние компании
[ редактировать ]- Компания Czech Airlines Handling обеспечивала наземное обслуживание или обслуживание пассажиров и самолетов для многих авиакомпаний, выполняющих рейсы из Праги. [ 42 ]
- Компания Czech Airlines Technics осуществляла техническое обслуживание самолетов и регулярное сертифицированное обслуживание для парка самолетов Czech Airlines и других авиакомпаний. [ 43 ]
- Чешский авиационный учебный центр проводил обучение будущих членов экипажей, а также переподготовку и повышение квалификации существующих экипажей государственного предприятия «Аэронавигационные службы Чешской Республики». Помимо «Чешских авиалиний», услугами учебного центра воспользовались и другие авиакомпании. Кроме того, были предложены курсы «Полет без страха» и «Проверка стюардесс/стюардов», а также приключенческий курс «Полет ради удовольствия». Эти специальные тренинги также были открыты для публики. [ 44 ]
- Holidays Czech Airlines , несуществующая дочерняя компания по чартерным перевозкам , в основном занималась полетами в такие места отдыха, как Греция, Турция и Испания. [ 45 ] Авиакомпания открылась 1 июня 2010 года и прекратила свою деятельность в июле 2014 года.
Финансовые результаты
[ редактировать ]С момента своего преобразования в акционерное общество в августе 1992 года ČSA ни разу не выплачивала дивиденды. Продажа миноритарной доли компании Air France потерпела фиаско, и французская авиакомпания вышла из сделки. Впоследствии Антонин Якубше и Мирослав Кула стабилизировали компанию и увеличили ее автопарк. [ 46 ] В сентябре 2003 года Мирослав Кула был уволен. Новый генеральный директор и бывший министр Ярослав Тврдик договорился с профсоюзами о повышении заработной платы на треть и объявил о «беспрецедентном» расширении автопарка. [ 47 ] [ 48 ]
В 2005 году финансовая ситуация резко ухудшилась. Хотя продажа двух самолетов ATR улучшила операционные результаты на 198 миллионов чешских крон, операционные убытки составили почти полмиллиарда чешских крон, и правительство Иржи Парубека заменило Ярослава Тврдика Радомиром Лашаком. Авиакомпания понесла дальнейшие операционные убытки, несмотря на доходы в размере 2,1 млрд крон от продажи почти всей недвижимости и 1,2 млрд крон от продажи самолетов. В 2005–2010 годах операционный убыток ČSA составил 3,4 миллиарда чешских крон; без долгосрочных доходов от продажи активов операционные убытки были бы вдвое больше. Валовая прибыль не покрыла даже расходы на персонал. [ 49 ]
В 2016 году авиакомпания обслужила 2,7 миллиона пассажиров и объявила о чистой прибыли в 241 миллион крон. [ 50 ]
млрд крон | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2005-14 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Продажи | 21.5 | 24.0 | 24.0 | 23.2 | 20.4 | 16.9 | 14.8 | 13.7 | 10.2 | 9.5 | 178.2 |
Себестоимость продаж | (18.3) | (18.6) | (18.7) | (18.7) | (18.1) | (14.3) | (12.8) | (12.1) | (10.0) | (8.8) | (150.4) |
Валовая прибыль | 3.2 | 5.4 | 5.4 | 4.5 | 2.2 | 2.6 | 2.1 | 1.5 | 0.2 | 0.7 | 27.8 |
Стоимость персонала | (4.1) | (4.5) | (4.8) | (4.8) | (4.9) | (3.9) | (3.3) | (1.5) | (1.3) | (1.2) | (34.3) |
Выбытие долгосрочных активов | 0.2 | 0.2 | 0.6 | 1.4 | 0.4 | 0.8 | 0.3 | (0.2) | 0.1 | 0.0 | 3.8 |
Резервы | 0.3 | (0.5) | (0,1) | 0.3 | (0.6) | 0.5 | 0.1 | 1.1 | 0.2 | (0.1) | 1.1 |
Прочее (амортизация и т. д.) | (0.0) | (0.8) | (0.7) | (0.6) | (0.7) | (0.3) | (0.4) | (0.1) | (0.1) | (0.0) | (3.7) |
Операционная прибыль | (0.5) | (0.2) | 0.5 | 0.7 | (3.5) | (0.3) | (1.1) | 0.8 | (1.0) | (0.6) | (5.4) |
Фирменный стиль
[ редактировать ]Логотип
[ редактировать ]Новый облик Czech Airlines был представлен в сентябре 2007 года. Новый логотип был создан Михалом Котизой, который работает в авиакомпании. [ 51 ]
-
Исторический логотип
-
2007 – настоящее время
Ливрея
[ редактировать ]-
Ливрея Чехословацких авиалиний до 1975 года с разветвленной линией в виде оперенного крыла на нижней части фюзеляжа и «обдуваемыми ветром» засечками.
-
1975–1993 Ливрея Чехословацких авиалиний: красная линия над окнами и выступ ОК (JET) на хвосте.
-
1993–2007 Ливрея Czech Airlines: большая аббревиатура, добавлена синяя линия, треугольники на хвосте.
-
С 2007 г. по настоящее время ливрея Czech Airlines с закругленным треугольником.
Бортовые услуги
[ редактировать ]Czech Airlines предлагает покупку услуг на борту на некоторых рейсах в дополнение к бесплатному обслуживанию. [ 52 ] [ 53 ]
Программа для часто летающих пассажиров
[ редактировать ]Программа для часто летающих пассажиров OK Plus дает пассажирам «Мили OK Plus» за полеты с Czech Airlines, авиакомпаниями-членами SkyTeam , другими авиакомпаниями-партнерами или партнерами, не являющимися авиакомпаниями. Членские карты OK Plus доступны следующих уровней: членство в OK Plus, OK Plus Silver, OK Plus Gold и OK Plus Platinum. Чем выше уровень карты, тем больше преимуществ получают пассажиры. CSA объявило, что прекратит работу OK Plus в октябре 2024 года без реализации схемы замены. [ 54 ]
Направления
[ редактировать ]Регулярные рейсы
[ редактировать ]По состоянию на февраль 2021 года компания Czech Airlines обслуживала четыре регулярных круглогодичных и сезонных направления, включая свою базу в пражском аэропорту имени Вацлава Гавела . [ 2 ] Эта цифра меньше, чем на 33 маршрутах летом 2019 года. [ 55 ] Рейсы выполняются в основном в Европу, причем Бейрут остается единственным оставшимся направлением на Ближнем Востоке. ČSA предлагает более 110 направлений и 45 стран из Праги, но не предлагает дальнемагистральных рейсов через своих код-шеринговых партнеров. [ 56 ]
По состоянию на 2024 год осталось только 2 маршрута, причем CDG и MAD остаются последними, где они эксплуатируют свои последние 2 самолета А320.
Чартерные рейсы
[ редактировать ]В июне 2007 года ČSA подписала договор с Exim Tours, крупнейшим чешским туристическим агентством, о продлении контракта еще на три года. В мае 2010 года ČSA отозвала свой последний Airbus A310, использовавшийся для этих услуг. [ 57 ]
Соглашения о совместном использовании кодов
[ редактировать ]Чешские авиалинии имеют код-шеринговые рейсы со следующими авиакомпаниями: [ 58 ]
- Аэрофлот
- Аэромексика
- Эйр Европа
- Эйр Франс
- airBaltic
- Азербайджанские авиалинии
- Белавиа
- Болгария Эйр [ 59 ]
- Китайские авиалинии
- Китайские Южные авиалинии
- Дельта Эйр Лайнс
- Этихад Эйрвэйз
- Финнэйр
- Хайнаньские авиалинии
- Иберия
- КЛМ
- Корейский Эйр
- Ближневосточные авиалинии
- Саудовская Аравия [ 60 ]
- ТАРОМ
- Смартвингс
- Уральские авиалинии
- Вьетнамские авиалинии
- Вуелинг
Флот
[ редактировать ]Текущий автопарк
[ редактировать ]По состоянию на июль 2024 г. [update]Чешские авиалинии эксплуатируют следующие самолеты: [ 61 ] [ 1 ]
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры [ 61 ] | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Б | И | Общий | ||||
Аэробус А320-200 | 2 | — | — | 180 | 180 | |
Общий | 2 | — |
Исторический флот
[ редактировать ]Чешские или Чехословацкие авиалинии в прошлом эксплуатировали следующие типы самолетов: [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Несчастные случаи со смертельным исходом
[ редактировать ]- 12 августа 1930 года ČSA Ford 5-AT-C Trimotor (регистрация OK-FOR) разбился недалеко от Йиглавы (Иглау) при попытке избежать грозы. Самолет врезался в землю в условиях плохой видимости после резкого разворота, чтобы избежать дымохода, и загорелся, в результате чего погибли 12 из 13 находившихся на борту людей. [ 65 ]
- 13 августа 1938 года самолет ČSA Savoia-Marchetti S.73 (регистрация OK-BAG) врезался в лесистую гору недалеко от Оберкирха на подходе к Страсбургу по пути из Праги через Париж, в результате чего погибли все 17 человек на борту, стюардесса выжила, но умерла день спустя. [ 66 ]
- 5 марта 1946 года самолет ČSA Junkers Ju 52 /3m (регистрация ОК-ЗДН) разбился недалеко от Праги после двух попыток приземления, в результате чего погибли 10 из 15 находившихся на борту самолетов. Самолет выполнял пассажирский рейс Париж-Страсбург-Прага. [ 67 ]
- 13 февраля 1947 года самолет ČSA Douglas C-47A (регистрационный OK-XDU) разбился вскоре после взлета из аэропорта Рузине во время тренировочного полета, в результате чего погибли все трое находившихся на борту; Обвинялось ненадлежащее техническое обслуживание, что привело к пятидневной забастовке экипажа. [ 68 ]
- 21 декабря 1948 года рейс 584 авиакомпании ČSA (самолет Douglas C-47A, регистрационный OK-WDN) в плохую погоду врезался в склон холма недалеко от Пилоса, Греция, в результате чего погибли все 24 человека, находившиеся на борту. В других сообщениях говорится, что самолет был сбит после того, как пилот зажег сигнальную ракету или врезался в холм, сбрасывая оружие для коммунистических повстанцев. Самолет выполнял пассажирский рейс из Чехословакии в Израиль с остановками в Риме и Афинах. [ 69 ]
- 27 февраля 1950 года самолет ČSA Douglas C-47A (регистрационный OK-WDY) врезался в гору Прадед по пути в Прагу из Остравы, в результате чего погибли шесть из 25 находившихся на борту самолетов. [ 70 ]
- 12 января 1954 года самолет ČSA Douglas C-47A (регистрационный OK-WDS) врезался в дымоход и линии электропередачи и разбился недалеко от Праги, почти не взлетев, в результате чего погибли все 13 находившихся на борту. [ 71 ]
- 18 января 1956 года самолет ČSA Douglas C-47A (регистрация OK-WDZ) врезался в гору Скапова после того, как самолет сбился с курса из-за сильного ветра, в результате чего погибли 22 из 26 находившихся на борту самолетов. [ 72 ]
- 24 ноября 1956 года самолет Ил-12 ЧСА Ильюшин (регистрационный OK-DBP) врезался в поле недалеко от Эгислау, Швейцария, в результате чего погибли все 23 человека, находившиеся на борту. [ 73 ]
- 2 января 1961 года самолет ČSA Avia 14 (регистрация OK-MCZ) разбился при наборе высоты из Праги во время тренировочного полета пилотов из-за того, что не смог набрать высоту при взлете, в результате чего погибли все 10 находившихся на борту. [ 74 ]
- 28 марта 1961 года рейс 511 ČSA (самолет Ил-18В) разбился в Грефенберге недалеко от Нюрнберга во время рейса Прага-Цюрих из-за разрушения конструкции, в результате чего погибли все 52 человека на борту.
- 12 июля 1961 года рейс 511 ČSA (самолет Ил-18В, регистрационный ОК-ПАФ) разбился возле аэропорта Анфа из-за возможной ошибки экипажа, в результате чего погибли все 72 человека, находившиеся на борту. [ 75 ]
- 10 октября 1962 года рейс 306 ČSA (Avia 14, регистрационный OK-MCT) разбился недалеко от Славкова на подходе к Брно, в результате чего погибли 13 из 42 находившихся на борту. [ 76 ]
- 5 сентября 1967 года самолет ČSA Flight 523 , самолет Ил-18Д (регистрация OK-WAI), разбился при наборе высоты из международного аэропорта Гандер во время пассажирского рейса Прага-Шеннон-Гандер-Гавана, в результате чего погибли 37 из 69 находившихся на борту самолетов; причина так и не была определена. [ 77 ]
- 11 октября 1968 года самолет ČSA Avia 14-32A (регистрационный OK-MCJ, имя Свит Готвальдов ) разбился возле Птице вскоре после взлета из Праги, в результате чего погибли 11 из 40 находившихся на борту. [ 78 ]
- 1 июня 1970 года самолет Ту-104А ЧСА Туполев (регистрационный ОК-НДД, название Пльзень ) разбился после двух попыток захода на посадку в международный аэропорт Триполи, в результате чего погибли все 13 человек на борту. [ 79 ] [ 80 ]
- 20 августа 1975 года рейс 540 авиакомпании ČSA , самолет Ил-62 (регистрация ОК-ДБФ, название Brno Trade Fair ) врезался в землю во время ночного захода на посадку в международный аэропорт Дамаска из-за недопонимания между пилотами и диспетчерской вышкой. Это привело к неправильной настройке высотомера, в результате чего погибли 126 из 128 находившихся на борту самолетов в результате самой страшной воздушной катастрофы в истории Сирии. [ 81 ] [ 82 ]
- 28 июля 1976 года авиакомпании ČSA, рейс 001 самолет Ил-18В (регистрационный ОК-НАБ, имя Кошице ), выполнявший регулярный внутренний пассажирский рейс из пражского аэропорта Рузине в аэропорт Братислава-Иванка, оба в Чехословакии, врезался в самолет. озеро Злате Пески (Золотые пески) при попытке высадиться в Братиславе. Все 6 членов экипажа и 70 из 73 пассажиров погибли. [ 83 ] [ 84 ]
- 11 февраля 1977 года самолет ČSA Avia 14T (регистрация OK-OCA) врезался в деревья и разбился возле аэропорта Иванка из-за ошибки экипажа, в результате чего четверо из пяти находившихся на борту погибли. [ 85 ] Это последняя авария со смертельным исходом в истории ČSA.
Несмертельные случаи
[ редактировать ]- 9 ноября 1946 года самолет ČSA Douglas C-47A (регистрационный OK-XDG) совершил вынужденную посадку возле Добровиза после того, как у него закончилось топливо в режиме ожидания из-за плохой погоды; все 18 находившихся на борту выжили, но самолет списали. [ 86 ]
- 24 декабря 1946 года самолет ČSA Douglas C-47A (регистрационный OK-WDD) был списан после вынужденной посадки под Парижем; все 15 находившихся на борту выжили. [ 87 ]
- 25 января 1947 года самолет ČSA Douglas C-47A (регистрация OK-WDB) был сбит разбившимся самолетом Douglas Dakota, когда он был припаркован в аэропорту Кройдона; Пострадавших нет, но самолет списали. См. аварию в Кройдоне, Дакоте, 1947 год . [ 88 ]
- 16 марта 1963 года самолет Ту-104А ЧСА Туполев (регистрационный ОК-LDB) загорелся и сгорел во время дозаправки в аэропорту Санта-Крус, Индия; Пострадавших нет, за исключением бортпроводника, который получил ранения после выпрыгивания из самолета. [ 89 ]
- 18 августа 1970 года самолет Ту-124 В авиакомпании ČSA Flight 744 (регистрационный ОК-ТЕБ, название Centrotex ) приземлился с поднятыми колесами в аэропорту Клотен после того, как экипаж был озабочен проблемами с герметизацией салона; все 20 находившихся на борту выжили, но самолет списали. [ 90 ]
- 29 августа 1973 года рейс 531 авиакомпании ČSA, самолет Ту-104А (регистрационный ОК-МДЕ) вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке в аэропорту Никосии ; все 70 находившихся на борту выжили, но самолет списали. [ 91 ]
- 2 января 1977 года самолет Ту-134А ЧСА Туполев (регистрация ОК-ЦФД) столкнулся на взлетно-посадочной полосе аэропорта Рузине с взлетавшим самолетом Ил-18 ЧСА Ильюшин (ОК-НАА); все 48 находившихся на борту Ту-134 уцелели, но его списали; Ил-18 (все шесть находившихся на борту уцелели) был существенно поврежден, но был отремонтирован и возвращен в строй, списан в 1981 году и сейчас находится в музее. [ 92 ] [ 93 ]
- 11 октября 1988 года самолет Ту-134А ЧСА Ту-134А (регистрационный ОК-AFB) жестко приземлился в аэропорту Рузине; Пострадавших нет, но самолет списали и переправили в Пиештяны, где он служил рестораном. [ 94 ]
- 9 июня 2012 г. самолет ATR 42-500 Чешских авиалиний (регистрация OK-KFM) был уничтожен в результате взрыва и пожара в ангаре в международном аэропорту Рузине. Второй ATR 42 (OK-JFK) также пострадал в результате пожара. Двое сотрудников компании Czech Airlines Technics работали со взрывоопасной жидкостью. Жидкость попала в тяжелую технику, которая затем взорвалась рядом с самолетом и вызвала пожар. [ 95 ]
Угоны
[ редактировать ]- 6 апреля 1948 года самолет ČSA Douglas DC-3 был угнан на авиабазу Нойбиберг в Германии 20 людьми, желавшими избежать коммунистического правления в Чехословакии. [ 96 ]
- 24 марта 1950 года одновременно были угнаны три самолета Douglas DC-3 из Чехословакии. Все три самолета приземлились на базе ВВС США в Эрдинге, Западная Германия . В целом 26 из 85 пассажиров предпочли остаться в Западной Германии, спасаясь от коммунистического правления в Чехословакии. [ 97 ]
- 23 марта 1952 года самолет ČSA Douglas C-47 был угнан четырьмя людьми, которые требовали, чтобы их доставили в Германию. Самолет благополучно приземлился во Франкфурте без потерь. [ 98 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б airfleets.net - Флот CSA | получено 19 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б csa.cz - Направления получены 1 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Годовой отчет 2014
- ^ Бухгалтерская отчетность Český Aeroholding за 2014 год, стр. 11, аудитор Deloitte Audit sro.
- ^ Перейти обратно: а б Земан 2003, с. 70
- ^ ДЖОНСТОН, РЭЙМОНД. «ТРЕВЕЛ СЕРВИС ПОКУПАЕТ ЧЕШСКИЕ АВИАЛИНИИ» . Пражское телевидение . Архивировано из оригинала 01 августа 2021 г. Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Туристическая служба станет мажоритарным владельцем чешских авиалиний» . 7 октября 2017 г.
- ^ «Состояние ČSA не поможет, кредиторы одобрили их реорганизацию. В комитете также заседали представители Korean Air» . Zdopravy.cz (на чешском языке). 09.06.2021 . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ČSA отпраздновала свое 99-летие. Когда ей исполнится 100, она также хотела бы летать на Airbus A220-300» . Airways.cz (на чешском языке) . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б ch-aviation.com - Чешская CSA станет холдинговой компанией, Smartwings будет управлять операциями 16 мая 2024 г.
- ^ Портал CSA/раздел истории на английском языке ; Портал CSA/раздел истории на чешском языке
- ^ Перейти обратно: а б «ЧЕХОСЛОВАКИЯ: Мятеж в воздушных полосах» . Время . 3 апреля 1950 года. Архивировано из оригинала 8 февраля 2010 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рейс Интернэшнл, 3 апреля 2007 г.
- ^ «В 1950-е годы они выиграли битву с вредителем, сейчас их ждет упадок. История ЧСА» . iDNES.cz (на чешском языке). 06.10.2014 . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ «Музей авиации: Музей авиации Славница (Дубница н. Вагом, Словакия)» . КН Авиация . 11 августа 2016 г. Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ «Исполнительный директор ЕС начинает расследование в отношении помощи в модернизации авиакомпании Czech Airlines» . Рейтер. 23 февраля 2011 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «CSA Czech Airlines возобновит дальнемагистральные рейсы?» . воласферный . 5 декабря 2012 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «CSA Czech Airlines возвращается на дальнемагистральные рейсы на самолете А330» . 5 декабря 2012 г.
- ^ «Korean Air привлекает нового ключевого партнера в CSA Czech Airlines – Travel Service» . КАПА . 6 декабря 2013 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Франькова, Рут (1 апреля 2015 г.). «Travel Service становится вторым по величине акционером Czech Airlines» . Радио Прага . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «CSA Czech Airlines: реструктуризация, партнерство и теперь рост самой маленькой авиакомпании SkyTeam» . КАПА . 2 ноября 2016 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б aero.de - «Korean Air покидает Czech Airlines» (немецкий), 6 октября 2017 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (9 октября 2017 г.). «Трэвел Сервис» приобретет почти все «Чешские авиалинии» . Полет Глобал . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ austrianaviation.net - «Smartwings открывает дочернюю компанию в Германии» (немецкий) 7 марта 2019 г.
- ^ austrianaviation.net - «Чешские авиалинии больше не будут летать в Сеул» (немецкий) 30 апреля 2020 г.
- ^ aerotelegraph.com - «CSA возвращает единственный дальнемагистральный самолет» (немецкий) 1 мая 2020 г.
- ^ «Из Праги исчез единственный междугородный аппарат ČSA, OK-YBA вернется с Мальты в Сеул к своим владельцам» . Zdopravy.cz (на чешском языке). 05.07.2020 . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Smartwings и ČSA запросили мораторий на долг» . Zdopravy.cz (на чешском языке). 26 августа 2020 г. Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ aerotelegraph.com (немецкий), 9 февраля 2021 г.
- ^ «Чешские авиалинии по своей инициативе ведут процедуру неплатежеспособности, хотят реорганизации» . 26 февраля 2021 г.
- ^ «Чешские авиалинии по своей инициативе ведут процедуру неплатежеспособности, хотят реорганизации» . Zdopravy.cz (на чешском языке). 26 февраля 2021 г. Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б ch-aviation.com - CSA Czech Airlines прекращает использование всех ATR 10 марта 2021 г.
- ^ «У ČSA в строю остался только один самолет, А319 простоял больше двух недель из-за неисправности» . Zdopravy.cz (на чешском языке). 27 августа 2021 г. Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ air-journal.fr (на французском языке), 19 мая 2022 г.
- ^ Попович, Ваня. «Smartwings становится полностью чешской компанией» . ч-авиация . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ «Вместо ОК, Smartwings будет выполнять только рейсы QS. Czech Airlines» . 12 мая 2024 г.
- ^ «Контакты» . Чешские авиалинии .
- ^ «Руководитель ČSA: Люди согласились платить за питание. Мы не готовим билеты на самолет за несколько сотен крон» . iDNES.cz (на чешском языке). 11 ноября 2016 г. Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ «Урегулирование земельных отношений между Чешскими авиалиниями и администрацией аэропорта Праги с целью увеличения стоимости обеих компаний перед их приватизацией» (Пресс-релиз). Чешские авиалинии. 22 августа 2008 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «Отпечаток» . Чешские авиалинии . Архивировано из оригинала 1 апреля 2010 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
Аэропорт Рузине, Прага 6 160 08, Чехия
- ^ Хейманс, Филип. « Чешские авиалинии продают штаб-квартиру пражскому аэропорту ». Пражская почта . 8 января 2010 г. Проверено 15 февраля 2010 г.
- ^ czechairlineshandling.com получено 7 марта 2019 г.
- ^ csatechnics.com получено 7 марта 2019 г.
- ^ «Чешский аэронавигационный институт: О нас» . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ ch-aviation.com - Holidays Czech Airlines получено 7 марта 2019 г.
- ^ Альфельди Шперкерова, Марсела; Штетка, Ян (22 октября 2009 г.). «Операция ОК: больной умирает» [Операция ОК: больной умирает]. экономист (на чешском языке) . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Годовой отчет Чешских авиалиний за 2003 календарный год, стр. 8-9, Ярослав Тврдик: «Это произойдет в 2004 году». к беспрецедентному увеличению транспортных мощностей компании» и стр. 57 (в ноябре 2003 года были заключены новые коллективные договоры с профсоюзами)
- ^ Марек Пражак, ЧША вступает в смелую игру , Mladá fronta DNES, 19 марта 2004 г., 2-я страница раздела Экономика (средняя заработная плата в ЧША должна увеличиться с 33 тысяч крон в 2003 году до 45 тысяч крон в 2006 году)
- ^ Перейти обратно: а б Годовые отчеты АО «Чешские авиалинии» за 1997-2014 календарные годы.
- ^ «Поддерживаемая Китаем фирма Travel Service поглотит компанию Czech Airlines» . Рейтер. 6 ноября 2017 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Как вам новый логотип CSA?» . Портал дизайна (на чешском языке). 28 марта 2015 года . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ «Гурман на борту» . Чешские авиалинии . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «Чешские авиалинии расширят возможности приобретения дополнительных услуг» (пресс-релиз). Чешские авиалинии. 12 декабря 2008 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ okplus.csa.cz получено 19 июня 2024 г.
- ^ «Чешские авиалинии этим летом откроют пять новых маршрутов» . Чешские авиалинии . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ «Куда мы летаем» . Чешские авиалинии . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Airbus A310 в парке CSA , airfleets.net
- ^ «Профиль CSA Czech Airlines» . КАПА . Центр авиации. Архивировано из оригинала 30 октября 2016 года . Проверено 30 октября 2016 г.
- ^ Лю, Джим (27 июня 2019 г.). «Bulgaria Air расширяет код-шеринговые рейсы CSA Czech с середины июня 2019 года» . Маршрут онлайн . Проверено 27 июня 2019 г.
- ^ «Saudia/CSA Czech Airlines начинает сотрудничество по код-шерингу с конца декабря 2018 года» . Маршрут онлайн. 1 января 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Авиационный флот» . Чешские авиалинии . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Фото: 90 лет в воздухе. Из истории Чешских авиалиний» . Aktuálně.cz (на чешском языке). 28 декабря 2013 года . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ «Коллекция CSA Czech Airlines | Всемирная туристическая библиотека — Коллекция» . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ «Парк самолетов ČSA» (на чешском языке). planes.cz 2016-11-12.
- ^ Описание происшествия для ОК-ФОР в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание аварии OK-BAG в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для ОК-ЗДН в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для OK-XDU в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для OK-WDN в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для OK-WDY в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для OK-WDS в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для OK-WDY в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для OK-DBP в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для OK-MCZ в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание аварии ОК-ПАФ в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для OK-MCT в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Описание происшествия для OK-WAI в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание аварии OK-MCJ в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ «1970: Никто из пилотов толком не знал аэропорт. Рейс ČSA закончился катастрофой в Здруе» . Technet.cz (на чешском языке). 10 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Описание происшествия для OK-NDD в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ « Мы приземлились», — сказал он и умер. Только двое пережили катастрофу ČSA 36 лет назад Источник» . Technet.cz (на чешском языке). 19 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Описание происшествия для OK-DBF в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ "Сериал: Самолет врезался в бассейн под Братиславой. Он чуть не врезался в диспетчерскую вышку Здруй" . Technet.cz (на чешском языке). 28 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 4 января 2014 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Описание происшествия для ОК-НАБ в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Описание происшествия для OK-OCA в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Описание происшествия для OK-XDG в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для OK-WDD в Сети авиационной безопасности . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Описание происшествия для OK-WDB в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Описание происшествия для ОК-ЛДБ в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для ОК-ТЕБ в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Описание происшествия для ОК-МДЕ в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для OK-CFD в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для ОК-НАА в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия на OK-AFB в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание происшествия для ОК-КФМ в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание угона в Aviation Safety Network . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Описание угона в Aviation Safety Network . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Описание взлома OK-WDY в Aviation Safety Network . Проверено 23 сентября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Земан, Либор (2003). Чешские авиалинии 1923/2003 — 80 лет дома в небе . Прага: Чешские авиалинии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Чешскими авиалиниями, на Викискладе?