Европейские структурные и инвестиционные фонды
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2013 г. ) |
Эта статья является частью серии, посвященной |
![]() |
---|
![]() |
Европейские структурные и инвестиционные фонды (ESI Funds, ESIF) представляют собой финансовые инструменты, регулируемые общим сводом правил, созданные для реализации региональной политики Европейского Союза , а также столпов структурной политики Единой сельскохозяйственной политики и Общей политики в области рыболовства. . Они направлены на сокращение региональных различий в доходах, богатстве и возможностях. Большую часть поддержки получают беднейшие регионы Европы, но все европейские регионы имеют право на финансирование в рамках различных фондов и программ этой политики. Нынешние рамки установлены сроком на семь лет, с 2021 по 2027 год.
Обзор
[ редактировать ]В настоящее время существует пять ESIF:
- в рамках Политики сплочения :
- Европейский фонд регионального развития (ERDF)
- Фонд сплочения (CF)
- Европейский социальный фонд плюс (ESF+)
- в рамках Единой сельскохозяйственной политики (CAP):
- Европейский сельскохозяйственный фонд развития сельских районов (EAFRD)
- в соответствии с Общей политикой рыболовства (CFP):
- Европейский фонд морского рыболовства и аквакультуры (EMFAF)
ESIF составляют основную часть финансирования ЕС, большую часть общих расходов ЕС (почти половина всех ассигнований ESIF реализуется как расходы в « реальной экономике » посредством покупок третьих сторон ), [ 1 ] и являются одними из крупнейших статей бюджета Евросоюза . Помимо них, существуют и другие фонды ЕС, которые могут внести свой вклад в региональное развитие, в частности Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий (EAGF), Фонд Connecting Europe , Программа InvestEU , Horizon Europe или Erasmus+ .
должны Европейский парламент и Совет Европейского Союза определить задачи, приоритетные цели и организацию структурных фондов (рамок региональной политики) посредством обычной законодательной процедуры и консультаций с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом. регионов (что приводит к публикации Положений).
Ключевым показателем разделения регионов по единым целям является уровень валового национального продукта на душу населения (ВНП на душу населения). Это подвергается критике, основанной на том, что ВВП пк не способен отражать реальную социально-экономическую реальность регионов. Некоторые группы (например, Beyond GDP) и организации предлагают создать набор альтернативных показателей, которые могли бы заменить ВВП и его производные. [ 2 ]
Управление средствами
[ редактировать ]Расходование ESIF основано на системе совместной ответственности между Европейской комиссией и властями государств-членов:
- Комиссия обсуждает и утверждает NSRF и OP, предложенные государствами-членами, и использует их в качестве основы для распределения ресурсов.
- Государства-члены и их регионы управляют программами. Это включает в себя реализацию ОП путем выбора отдельных проектов, их контроля и оценки.
- Комиссия участвует в общем мониторинге программы, выплачивает утвержденные расходы и проверяет национальные системы контроля.
До 1989 года решения о финансировании принимала Европейская комиссия. За этим последовал период, когда государства-члены ЕС пытались максимизировать контроль при незначительной систематической оценке проектов и сосредоточении внимания на небольшом количестве крупных проектов. С 1994 года начинают внедряться более систематические, скоординированные и комплексные методы распределения ресурсов. Например, большая часть средств в рамках Интегрированной региональной оперативной программы (IROP) на 2004–2006 годы и ее преемника (ROP) на 2007–2013 годы распределяется посредством механизмов отбора проектов, в основном основанных на потребностях. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Регионы с низким ВВП получают больше средств. Однако внутри этих регионов больше средств поступает в относительно богатые местные районы. [ 6 ] с лучшими учреждениями. [ 7 ] Утверждалось, что отчасти это можно объяснить частой необходимостью совместного финансирования проектов и необходимым потенциалом для подготовки заявок.
Фонды ЕСИ
[ редактировать ]Европейский фонд регионального развития (ERDF)
[ редактировать ]ЕФРР поддерживает программы , направленные на региональное развитие, экономические изменения, повышение конкурентоспособности и территориальное сотрудничество на всей территории ЕС. Приоритеты финансирования включают модернизацию экономических структур, создание устойчивых рабочих мест и экономического роста, исследования и инновации, защиту окружающей среды и предотвращение рисков. Инвестиции в инфраструктуру также сохраняют важную роль, особенно в наименее развитых регионах.
Европейский социальный фонд плюс (ESF+)
[ редактировать ]ESF + фокусируется на четырех ключевых областях: повышение адаптивности работников и предприятий, расширение доступа к занятости и участию на рынке труда, усиление социальной интеграции путем борьбы с дискриминацией и облегчения доступа к рынку труда для обездоленных людей, а также содействие партнерству в целях реформ в области занятости и инклюзивности.
Фонд сплочения
[ редактировать ]Фонд сплочения способствует вмешательству в области окружающей среды и трансъевропейских транспортных сетей . Он применяется к государствам-членам с валовым национальным доходом (ВНД) менее 90% от среднего показателя по ЕС. Таким образом, он охватывает 13 новых стран-членов, а также Грецию и Португалию.
Европейский сельскохозяйственный фонд развития сельских районов (EAFRD)
[ редактировать ]Европейский фонд морского рыболовства и аквакультуры (EMFAF)
[ редактировать ]Цели на 2007–2013 годы
[ редактировать ]В разделах ниже представлена информация о целях, определенных на программный период, который продлится с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2013 г. Общий бюджет на этот период составляет 347 млрд евро: 201 млрд евро для Европейского фонда регионального развития, 76 млрд евро для Европейского фонда регионального развития. Социальный фонд и 70 миллиардов евро для Фонда сплочения. Постановка целей определяет основной фокус мероприятий (приемлемые мероприятия и затраты) и общее распределение средств из бюджета ЕС.
Цель конвергенции (ранее Цель 1)
[ редактировать ]Эта цель охватывает регионы, чей ВВП на душу населения ниже 75% от среднего показателя по ЕС, и направлена на ускорение их экономического развития. Его финансируют ЕФРР , ЕСФ и Фонд сплочения. Приоритетами в рамках этой цели являются человеческий и физический капитал, инновации, общество знаний, окружающая среда и административная эффективность. Бюджет, выделенный на эту цель, составляет 283,3 млрд евро в текущих ценах.
Цель региональной конкурентоспособности и занятости (ранее Цель 2)
[ редактировать ]Эта цель охватывает все регионы территории ЕС, за исключением тех, которые уже охвачены целью Конвергенции. Он направлен на повышение конкурентоспособности, занятости и привлекательности этих регионов. Инновации, содействие предпринимательству и защита окружающей среды являются основными темами этой цели. Финансирование – 55 миллиардов евро в текущих ценах – поступает от ЕФРР и ЕСФ .
Цель Европейского территориального сотрудничества (ранее Цель 3)
[ редактировать ]Европейское территориальное сотрудничество является целью Союза. Европейского Политики сплочения [ 8 ] на период 2007–2013 годов, служа своей конечной цели — укреплению экономической и социальной сплоченности Союза. Регионам и городам разных государств-членов предлагается работать вместе, учиться друг у друга и разрабатывать совместные проекты и сети. Вместе с целью конвергенции и целью региональной конкурентоспособности и занятости он направлен на содействие сокращению региональных различий на территории Союза.
8,7 млрд евро, выделенные на цели Европейского территориального сотрудничества, составляют 2,5% от общего бюджета Политики сплочения в 2007–2013 годах и финансируются Европейским фондом регионального развития (ERDF). Он поддерживает программы трансграничного, транснационального и межрегионального сотрудничества, помогая государствам-членам участвовать в программах сотрудничества на внешних границах Европейского Союза (ЕС), поддерживаемых другими инструментами (Инструмент для подготовки к вступлению и Инструмент европейской политики соседства).
История
[ редактировать ]Цель Европейского территориального сотрудничества заменила предыдущую Инициативу сообщества ИНТЕРРЕГ (в период 2000–2006 гг.), и поэтому многие программы европейского территориального сотрудничества носят название ИНТЕРРЕГ.
«Цели» были введены в Едином европейском акте в качестве критерия, позволяющего сделать расходы Структурных фондов более эффективными, поскольку региональная политика начала рационализироваться с точки зрения экономической и социальной сплоченности. Единый европейский акт, вступивший в силу в 1987 году, институционализировал цель завершения внутреннего рынка с полным открытием границ к 31 декабря 1992 года. объединение.
Затем были созданы «цели», чтобы дисциплинировать сбор средств с точки зрения экономической и социальной сплоченности на территории Союза. В первой многолетней финансовой программе, 1988–1999 гг., было семь целей, которые постепенно сокращались.
Несмотря на то, что цель Европейского территориального сотрудничества является наименьшей из трех целей Политики сплочения (с точки зрения бюджета), она приобрела решающее значение для решения ключевых проблем Европейского Союза, особенно после некоторых новых определений Лиссабонского договора (вступившего в силу). 1 декабря 2009 г.), а также за вклад в достижение целей «Европа 2020» — стратегии роста ЕС.
Институциональная и правовая база
[ редактировать ]В своем названии «Экономическое, социальное и территориальное сплочение» Договор о функционировании Европейского Союза [ 9 ] устанавливает, что «Союз должен развивать и осуществлять свои действия, ведущие к укреплению его экономической, социальной и территориальной сплоченности». Введя концепцию территориальной сплоченности, Лиссабонский договор признал сильный территориальный аспект политики сплоченности. Такой территориальный подход требует уникальной и современной системы управления, объединяющей различные уровни управления (европейский, национальный, региональный и местный).
Таким образом, государства-члены проводят свою экономическую политику и координируют ее для содействия «экономической, социальной и территориальной сплоченности». Европейское территориальное сотрудничество является компонентом экономической политики Союза.
Текущая основа региональной политики, поддерживаемая структурными фондами, рассчитана на семилетний период, с 2007 по 2013 год. На этот период особенно важны следующие положения (и изменения, внесенные в них в деталях посредством последующих положений). при определении организации европейского территориального сотрудничества:
- Регламент (ЕС) № 1080/2006 Европейского парламента и Совета от 5 июля 2006 г. о Европейском фонде регионального развития и отменяющий Регламент (ЕС) № 1783/1999.
- Регламент Совета (ЕС) № 1083/2006 от 11 июля 2006 г., устанавливающий общие положения о Европейском фонде регионального развития, Европейском социальном фонде и Фонде сплочения и отменяющий Регламент (ЕС) № 1260/1999.
- Регламент Комиссии (ЕС) № 1828/2006 от 8 декабря 2006 г., устанавливающий правила реализации Регламента Совета (ЕС) № 1083/2006, устанавливающий общие положения о Европейском фонде регионального развития, Европейском социальном фонде и Фонде сплочения. и Регламента (ЕС) № 1080/2006 Европейского парламента и Совета о Европейском фонде регионального развития.
Цель Европейского территориального сотрудничества финансируется Европейским фондом регионального развития, тогда как остальные две цели Политики сплочения, установленные на период 2007–2013 годов, также финансируются Европейским социальным фондом (Цель региональной конкурентоспособности и занятости). в случае с Целью конвергенции, а также Фондом сплочения.
Организация
[ редактировать ]Как и остальные две цели, цель европейского территориального сотрудничества реализуется посредством многолетних программ, согласованных с целями и приоритетами Союза, выраженными в многолетней финансовой программе.
Каждая программа имеет управляющий орган и Объединенный технический секретариат, штаб-квартира которого находится на территории, которую она обслуживает. Они несут ответственность за правильную реализацию программы как с финансовой, так и с оперативной точки зрения.
В рамках Европейского территориального сотрудничества существует три типа программ:
- Приграничное сотрудничество (53 программы): Эти программы помогают превратить регионы, расположенные по обе стороны внутренних или внешних границ Европейского Союза, в сильные экономические и социальные полюса. Основными целями этих программ являются решение общих проблем и смягчение негативных последствий административных, правовых и физических барьеров на границах. Процесс сотрудничества подчеркивается посредством совместного управления программами и проектами, которые стимулируют взаимное доверие и понимание.
В частности, поощряются трансграничные действия в области предпринимательства, улучшения совместного управления природными ресурсами, поддержки связей между городскими и сельскими районами, улучшения доступа к транспортным и коммуникационным сетям, развития совместного использования инфраструктуры, административного сотрудничества и наращивания потенциала. занятость, взаимодействие с обществом, культура и социальные вопросы.
- Транснациональное сотрудничество (13 программ): Транснациональные программы способствуют сотрудничеству между большими европейскими регионами, включая те, которые окружают морские бассейны (например, регион Балтийского моря, Северное море, Средиземноморье и Атлантический океан) или горные хребты (например, Альпийское пространство), и способствуют скоординированному стратегическому сотрудничеству. ответы на совместные проблемы, такие как борьба с наводнениями, транспортные и коммуникационные коридоры, международные деловые и исследовательские связи, городское развитие и другие. Особое внимание уделяется отдаленным и островным регионам (например, Индийскому океану, Карибскому региону или Северной периферии).
- Программа межрегионального сотрудничества (INTERREG IVC) и три сетевых программы (URBACT II, INTERACT II и ESPON) охватывают все 27 государств-членов Союза (а в некоторых случаях также программы трансграничного сотрудничества в рамках Инструмента подготовки к вступлению). и Инструмент европейской политики соседства, а также трансграничное сотрудничество с третьими странами, такими как Норвегия и Швейцария).
Вместе и в своих конкретных областях эти программы обеспечивают основу для обмена опытом между региональными и местными органами в разных странах. Инструмент подготовки к вступлению и Инструмент европейской политики соседства – это два финансовых инструмента, предназначенных для поддержки территориального сотрудничества между приграничными регионами европейских государств-членов и их соседями в странах-кандидатах и в других странах-партнерах Союза. Первый в настоящее время финансирует 10 программ, а второй – 13 программ.
Стратегический подход на 2007-2013 годы
[ редактировать ]В этом разделе объясняется взаимодействие между различными политическими уровнями – европейским, национальным и региональным – при определении приоритетов Структурных фондов и руководящих принципов реализации региональных проектов. В целом, всеобъемлющие приоритеты Структурных фондов устанавливаются на уровне ЕС, а затем трансформируются в национальные приоритеты государствами-членами и регионами.
На уровне ЕС основные приоритеты установлены в Стратегических руководящих принципах Сообщества (CSG). Они устанавливают основу для всех действий, которые могут быть предприняты с использованием этих средств. В рамках этой структуры каждое государство-член разрабатывает свою собственную Национальную стратегическую базовую структуру (NSRF). NSRF устанавливает приоритеты для соответствующего государства-члена, принимая во внимание конкретную национальную политику. Наконец, оперативные программы для каждого региона в государстве-члене составляются в соответствии с соответствующим НСРФ и отражают потребности отдельных регионов.
- Уровень ЕС: Стратегические руководящие принципы сообщества,
- Национальный уровень: Национальная стратегическая основа для каждого государства-члена,
- Региональный уровень: Оперативная программа для каждого региона.
Стратегические рекомендации сообщества
[ редактировать ]Стратегические руководящие принципы Сообщества (CSG) содержат принципы и приоритеты политики сплочения ЕС и предлагают способы, которыми европейские регионы могут в полной мере воспользоваться финансированием, которое было предоставлено для национальных и региональных программ помощи на период 2007–2013 годов. Есть три приоритета:
- Повышение привлекательности государств-членов, регионов и городов за счет улучшения доступности, обеспечения надлежащего качества и уровня услуг, а также сохранения их экологического потенциала;
- Поощрение инноваций, предпринимательства и роста экономики знаний путем поддержки исследовательского и инновационного потенциала, включая новые информационные и коммуникационные технологии;
- Создание большего количества и качественных рабочих мест за счет привлечения большего числа людей к занятию предпринимательской деятельности, улучшения адаптируемости работников и предприятий и увеличения инвестиций в человеческий капитал.
Национальная стратегическая справочная система
[ редактировать ]Национальная стратегическая базовая структура (NSRF) устанавливает основные приоритеты расходования структурного финансирования ЕС, которое государство-член получает в период с 2007 по 2013 год. Каждое государство-член имеет свой собственный NSRF. [ 10 ] Принятие NSRF является новым требованием положений о структурных фондах на 2007–2013 годы. Каждый NSRF функционирует как стратегия высокого уровня для операционных программ в соответствующем государстве-члене. В документе представлен обзор экономических сильных и слабых сторон регионов государства-члена, а также подход к будущим расходам структурных фондов в государстве-члене.
Операционные программы
[ редактировать ]Операционная программа (ОП) устанавливает приоритеты региона для предоставления средств. Хотя существует возможность региональной гибкости, приоритеты региона должны соответствовать NSRF государства-члена. Для каждого региона ЕС существует оперативная программа. Эти ОП, как и NSRF, должны быть одобрены Европейской комиссией перед их внедрением. [ 11 ]
Новая архитектура на 2014–2020 годы
[ редактировать ]
Европейская комиссия приняла проект законодательного пакета, который определит политику сплочения на 2014–2020 годы. Новые предложения призваны усилить стратегическое измерение политики и гарантировать, что инвестиции ЕС будут направлены на долгосрочные цели Европы по экономическому росту и созданию рабочих мест («Европа 2020»).
Посредством договоров о партнерстве, согласованных с комиссией, государства-члены обязуются сосредоточиться на меньшем количестве инвестиционных приоритетов в соответствии с этими целями. Пакет также гармонизирует правила, касающиеся различных фондов, в том числе развития сельских районов, морского и рыбного хозяйства, чтобы повысить согласованность действий ЕС. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Бюджет Европейского Союза
- Комитет регионов
- Совет Европейского Союза
- Экономический и социальный комитет
- Европейская законодательная процедура
- Европейский инвестиционный банк
- Евросоюз
- Региональная политика Европейского Союза
- ЕФРР
- ЕСФ
- Европейская группа территориального сотрудничества
- Европейский парламент
- ИНТЕРРЕГ
- Лиссабонский договор
- Единый Европейский Акт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Европейская комиссия, Новые рекомендации по более эффективному использованию денег ЕС: Комиссия помогает государствам-членам в вопросах государственных закупок , IP/15/5913, опубликовано 29 октября 2015 г., по состоянию на 16 сентября 2023 г.
- ^ Beyond-GDP.eu
- ^ Тейлор, С., Бахтлер, Дж. и Руни, М.С. (2000), Реализация программ нового поколения: разработка, оценка и отбор проектов. Тематический документ IQ Net, Центр исследований европейской политики, Глазго: Университет Стратклайда.
- ^ Ферри М., Гросс Ф., Бахтлер Дж. и Макмастер И. (2007), Превращение стратегий в проекты: реализация программ структурных фондов на 2007–2013 годы, Тематический документ IQ-Net № 20 (2) . Магдебург: Центр европейских политических исследований.
- ^ Востнер, Питер (13 января 2008 г.). «Микроэффективность политики сплочения ЕС». ССНН 1083477 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Дюбуа, Ганс Ф.В.; Фатторе, Джованни (2011). «Распределение государственных средств посредством оценки проекта». Региональные и федеральные исследования . 21 (3): 355–374. дои : 10.1080/13597566.2011.578827 . S2CID 154659642 .
- ^ Чаррон, Николас (2016). «Объяснение распределения региональных структурных фондов: условный эффект управления и самоуправления». Политика Европейского Союза . 17 (4): 638–659. дои : 10.1177/1465116516658135 . S2CID 156071628 .
- ^ Также называется региональной политикой. После Единого европейского закона, с усилением функции сплочения, региональная политика также называется политикой сплочения. Различные термины относятся к одной и той же Политике.
- ^ После Лиссабонского договора Договор об учреждении Европейского сообщества был переименован в Договор о функционировании Европейского Союза. Настоящий Договор и Договор о Европейском Союзе устанавливают правовые основы институтов Союза и их отношений с государствами-членами.
- ^ Национальная стратегическая основа на 2007–2013 гг.
- ^ Мишель Чини (редактор), Политика Европейского Союза , Oxford University Press, 2003, стр.298 ( ISBN 9780199248360
- ^ «Будущая политика сплочения – Региональная политика ЕС – Законодательные предложения 2014-2020» . ec.europa.eu . Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года.
- Общий
- EUR-Lex.eur.eu: Консолидированные версии Договора о Европейском Союзе и Договора о функционировании Европейского Союза (по состоянию на 9 мая 2012 г.).
- Interact-eu.net: Сплоченность: 2007–2013 Основы политики (по состоянию на 10 мая 2012 г.).
- Interact-eu.net: Политика сплочения: нормативно-правовая база на 2007–2013 гг. (Проверено 10 мая 2012 г.).
- Генеральный директорат региональной политики (Европейская комиссия), Три цели (по состоянию на 9 мая 2012 г.).
- Генеральный директорат региональной политики (Европейская комиссия), Европейское территориальное сотрудничество (по состоянию на 9 мая 2012 г.).
- Генеральный директорат региональной политики (Европейская комиссия), Программы приграничного сотрудничества (по состоянию на 9 мая 2012 г.).
- Генеральный директорат региональной политики (Европейская комиссия), межрегиональное сотрудничество (по состоянию на 9 мая 2012 г.).
- Генеральный директорат региональной политики (Европейская комиссия), Положения о структурных фондах на 2007–2013 годы (по состоянию на 9 мая 2012 г.).
- Единый рынок - Сообщение Европейской комиссии (по состоянию на 22 августа 2012 г.)
- http://europa.eu/legislation_summaries/institutional_affairs/treaties/treaties_singleact_en.htm (проверено 22 августа 2012 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Портал открытых данных для европейских структурных инвестиционных фондов
- Европейская комиссия
- Стратегические руководящие принципы сообщества на 2007–2013 гг.
- Операционные программы для всех европейских регионов
- Результаты европейского территориального сотрудничества (от INTERACT)
- Европейское территориальное сотрудничество: наведение мостов между людьми (Генеральный директорат региональной политики Европейской комиссии)
- База данных с возможностью поиска программ, проектов, партнеров и статистики Европейского территориального сотрудничества (KEEP)
- Генеральный директорат региональной политики (Европейская комиссия)
- ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ
- [1]