Челленджер Экспедиция
Экспедиция Челленджера 1872–1876 годов представляла собой научную программу, сделавшую множество открытий, положивших начало океанографии . Экспедиция была названа в честь военного корабля, предпринявшего путешествие, HMS Challenger .
Экспедиция, инициированная Уильямом Бенджамином Карпентером , находилась под научным руководством сэра Чарльза Уивилла Томсона из Эдинбургского университета и школы замка Мерчистон , которому помогали пять других ученых, включая сэра Джона Мюррея , секретаря-художника и фотографа. [1] получило Лондонское королевское общество в пользование «Челленджер» от Королевского флота и в 1872 году модифицировал корабль для научных задач, оборудовав его отдельными лабораториями по естествознанию и химии . Экспедиция под руководством капитана Джорджа Нэрса отплыла из Портсмута, Англия , 21 декабря 1872 года. [2] Среди других военно-морских офицеров был командир Джон Маклер . [3] [1]
Под научным руководством самого Томсона корабль преодолел около 68 890 морских миль (79 280 миль; 127 580 километров), исследуя и исследуя. [4] Результатом стал Отчет о научных результатах исследовательского рейса HMS Challenger в 1873–1876 годах , в котором, среди многих других открытий, было каталогизировано более 4000 ранее неизвестных видов. Джон Мюррей, курировавший публикацию, назвал доклад «величайшим достижением в познании нашей планеты со времен знаменитых открытий пятнадцатого и шестнадцатого веков». Отчет доступен в Интернете под названием « Отчет о путешествии HMS Challenger» . «Челленджер» подошел близко к Антарктиде , но не в пределах видимости от нее. [5] [1] Однако это была первая научная экспедиция, сфотографировавшая айсберги. [1]
Препараты
[ редактировать ]Чтобы позволить ему исследовать глубины, 15 из 17 орудий « Челленджера » были сняты, а его лонжероны уменьшены, чтобы освободить больше места. лаборатории, дополнительные кабины и специальная дноуглубительная платформа. Были установлены [6] Челленджер Во время экспедиции использовал в основном парусную силу; паровая машина использовалась только для перетаскивания земснаряда, стоянки при промерах, входа в порты и выхода из них. [6] Он был загружен банками для образцов, наполненными спиртом для консервации образцов, микроскопами и химическими приборами, тралами и земснарядами, термометрами, барометрами, бутылями для отбора проб воды, зондами , устройствами для сбора осадка с морского дна и большими отрезками веревок, с помощью которых подвесить оборудование в океанские глубины. [7]
Из-за новизны экспедиции часть оборудования была изобретена или специально модифицирована по этому случаю. он провез 181 милю (291 км) итальянской пеньковой Для зондирования веревки . [8]
Экспедиция
[ редактировать ]В своем знаковом путешествии вокруг земного шара [2] Было проведено 492 глубоководных зондирования, 133 дноуглубительных работ, 151 траление в открытой воде и 263 серийных наблюдения за температурой воды. [9] [1] Было обнаружено около 4700 новых видов морских обитателей.
Научную работу вели Уивилл Томсон , Джон Мюррей , Джон Янг Бьюкенен , Генри Ноттидж Мозли и Рудольф фон Виллемоэс-Зум . Фрэнк Эверс Бед был назначен прозектором . Официальным художником экспедиции был Джон Джеймс Уайлд . [3] Помимо Нэрса и Маклера, в состав военно-морского экипажа входили Пелхэм Олдрич , Джордж Грэнвилл Кэмпбелл и Эндрю Фрэнсис Бальфур (один из сыновей шотландского ботаника Джона Хаттона Бальфура ). [3] Также среди офицеров был Томас Генри Тизард , проводивший важные гидрографические наблюдения в предыдущих плаваниях. Хотя он не входил в число гражданских научных сотрудников, Тизард позже помог написать официальный отчет об экспедиции, а также стал членом Королевского общества .
Первоначальный состав корабля включал 21 офицера и около 216 членов экипажа. [6] К концу путешествия их число сократилось до 144 из-за смертей, дезертирства, оставления персонала на берегу из-за болезни и запланированных отъездов. [6]
Челленджер достиг Гонконга в декабре 1874 года, после чего Нэрс и Олдрич покинули корабль, чтобы принять участие в Британской арктической экспедиции . Новым капитаном стал Фрэнк Турл Томсон. [3] Заместителем командира и самым старшим офицером, присутствовавшим на протяжении всей экспедиции, был командир Джон Маклир . Виллемоэс-Сум умер и был похоронен в море во время путешествия на Таити . Лорды Кэмпбелл и Бальфур покинули корабль в Вальпараисо, Чили, после повышения в должности. [3]
Первый этап экспедиции провёл корабль из Портсмута (декабрь 1872 г.) на юг в Лиссабон (январь 1873 г.), а затем в Гибралтар . Следующими остановками были Мадейра и Канарские острова (обе в феврале 1873 г.). Период с февраля по июль 1873 года был потрачен на пересечение Атлантического океана на запад от Канарских островов до Виргинских островов , затем на север, к Североатлантическому архипелагу и императорской колонии -крепости Бермудские острова (база базы Северной Америки и Вест-Индской станции), на восток на Азорские острова , обратно на Мадейру, а затем на юг к островам Зеленого Мыса . В этот период в апреле и мае 1873 года был сделан объезд: плавание от Бермудских островов на север до Галифакса и обратно, дважды пересечение Гольфстрима , а обратный путь проходил дальше на восток. [10]
Покинув острова Зеленого Мыса в августе 1873 года, экспедиция сначала направилась на юго-восток, а затем направилась на запад, чтобы достичь скал Святого Павла . Отсюда маршрут шел на юг через экватор к Фернанду-ди-Норонья в сентябре 1873 года, а затем в том же месяце к Баии (ныне называемой Сальвадором) в Бразилии. Период с сентября по октябрь 1873 года был потрачен на пересечение Атлантики от Баии до мыса Доброй Надежды , заходя в Тристан-да-Кунья . по пути [10]
С декабря 1873 по февраль 1874 года он плыл примерно по юго-восточному пути от мыса Доброй Надежды до параллели 60 градусов южной широты . В этот период были посещены острова Принца Эдуарда , острова Крозе , острова Кергелен и остров Херд . Февраль 1874 года был потрачен на путешествие на юг, а затем на восток в районе Полярного круга , где были замечены айсберги, паковые льды и киты. Затем в марте 1874 года маршрут повел корабль на северо-восток от ледяных регионов, а позже в том же месяце экспедиция достигла Мельбурна в Австралии. Путешествие на восток вдоль побережья от Мельбурна до Сиднея состоялось в апреле 1874 года, минуя мыс Вильсона и мыс Хоу . [10]
Когда в июне 1874 года путешествие возобновилось, маршрут пролегал на восток от Сиднея до Веллингтона в Новой Зеландии, за которым следовала большая петля на север, в Тихий океан, с заходом в Тонгу и Фиджи , а затем обратно на запад к мысу Йорк в Австралии к концу августа. Корабль прибыл в Новую Зеландию в конце июня и ушел в начале июля. Прежде чем достичь Веллингтона (на Северном острове Новой Зеландии), были сделаны короткие остановки в Порт-Харди (на острове д'Юрвиль ), а пролив Королевы Шарлотты и Челленджер прошли через пролив Кука, чтобы достичь Веллингтона.
Маршрут из Веллингтона в Тонгу пролегал вдоль восточного побережья Северного острова Новой Зеландии, а затем на север и восток в открытую часть Тихого океана, проходя мимо островов Кермадек по пути к Тонгатабу , главному острову архипелага Тонга (тогда известного как Дружественный остров). острова). Воды вокруг Фиджийских островов, расположенных недалеко к северо-западу от Тонги, были обследованы в конце июля и начале августа 1874 года. Затем корабль взял курс на запад и достиг острова Рейн , расположенного на внешней окраине Большого Барьерного рифа . в конце августа и оттуда прибывает в Кейп-Йорк, на оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк . [10]
В течение следующих трёх месяцев, с сентября по ноябрь 1874 года, экспедиция посетила несколько островов и групп островов во время плавания от мыса Йорка до Китая и Гонконга (тогда британской колонии ). Первая часть маршрута проходила на север и запад над Арафурским морем , с Новой Гвинеей на северо-востоке и материковой частью Австралии на юго-западе. Первыми посещенными островами были острова Ару , за которыми последовали близлежащие острова Кай . Затем корабль пересек море Банда , коснувшись островов Банда , достиг Амбоины ( остров Амбон ) в октябре 1874 года, а затем продолжил путь к острову Тернате . В то время все эти острова входили в состав Нидерландской Ост-Индии , а с 1949 года входят в состав Индонезии .
От Тернате маршрут шел на северо-запад в сторону Филиппин, проходя к востоку от Целебеса ( Сулавеси ) в море Целебеса . Экспедиция зашла в Самбоанган ( Замбоанга ) на Минданао, а затем в Илоило на острове Панай, прежде чем отправиться во внутреннюю часть архипелага по пути к заливу и гавани Манилы на острове Лусон. Переход на северо-запад из Манилы в Гонконг состоялся в ноябре 1874 года. [10]
После нескольких недель в Гонконге экспедиция отправилась в начале января 1875 года, чтобы проследовать по своему маршруту на юго-восток в сторону Новой Гвинеи. Первой остановкой на этом пути стала Манила. Оттуда они продолжили свой путь в Самбоанган, но выбрали другой маршрут через внутренние районы Филиппин, на этот раз коснувшись острова Зебу . В начале февраля 1875 года из Самбоангана корабль отклонился от внутреннего маршрута, на этот раз пройдя к югу от Минданао.
Затем «Челленджер» направился на восток в открытое море, а затем повернул на юго-восток и вышел на берег в заливе Гумбольдта (ныне залив Йос-Сударсо ) на северном побережье Новой Гвинеи. К марту 1875 года экспедиция достигла островов Адмиралтейства к северо-востоку от Новой Гвинеи. Заключительным этапом плавания по эту сторону Тихого океана было долгое путешествие через открытый океан на север, проходя преимущественно к западу от Каролинских и Марианских островов , и достигнув порта Иокогама , Япония, в апреле 1875 года. [10]
Челленджер покинул Японию в середине июня 1875 года, направившись на восток через Тихий океан к точке к северу от Сандвичевых островов (Гавайи), а затем повернув на юг, выйдя на берег в конце июля в Гонолулу на гавайском острове Оаху . Пару недель спустя, в середине августа, корабль отправился на юго-восток, став на якорь в заливе Хило у острова Гавайи , а затем продолжил движение на юг и достиг Таити в середине сентября .
Экспедиция покинула Таити в начале октября, двинулась на запад и юг от островов Тубуаи , затем направилась на юго-восток, а затем повернулась на восток к побережью Южной Америки. Маршрут коснулся островов Хуана Фернандеса в середине ноября 1875 года, а «Челленджер» достиг порта Вальпараисо несколько дней спустя в Чили. Следующий этап путешествия начался в следующем месяце: по маршруту судно шло на юго-запад обратно в Тихий океан, мимо островов Хуана Фернандеса, а затем повернуло на юго-восток и обратно в сторону Южной Америки, достигнув порта Отуэй в Залив Пенас 31 декабря 1875 года. [10]
Большую часть января 1876 года он провел в плавании вокруг южной оконечности Южной Америки, обследуя и касаясь многих заливов и островов Патагонского архипелага, Магелланова пролива и Огненной Земли . Места, которые здесь можно посетить, включают бухту Хейл, Грей-Харбор, Порт-Грэпплер, залив Том, все в окрестностях острова Веллингтон ; Пуэрта-Буэно, недалеко от острова Ганновер ; Залив Истмус, недалеко от архипелага Королевы Аделаиды ; и Порт Чуррука, недалеко от острова Санта-Инес .
Последними остановками перед выходом в Атлантику были Порт-Файн , Сэнди-Пойнт и остров Элизабет. «Челленджер» достиг Фолклендских островов в конце января, зашел в Порт-Стэнли , а затем продолжил путь на север, достигнув Монтевидео в Уругвае в середине февраля 1876 года. Корабль покинул Монтевидео в конце февраля, направляясь сначала на восток, а затем на север, прибыв на острове Вознесения в конце марта 1876 года.
Период с начала до середины апреля был потрачен на плавание от острова Вознесения до островов Зеленого Мыса. Отсюда маршрут, пройденный в конце апреля и начале мая 1876 года, представлял собой петлю на запад на север, в середину Атлантики, в конечном итоге повернув на восток в сторону Европы и коснувшись суши в Виго к концу мая в Испании. На заключительном этапе путешествия корабль и его команда направились на северо-восток от Виго, обогнув Бискайский залив и выйдя на берег в Англии. [10] Челленджер вернулся в Спитхед , графство Хэмпшир , 24 мая 1876 года, проведя в море 713 дней из 1250 дней. [2]
Научные цели
[ редактировать ]Королевское общество заявило, что научными целями путешествия были: [11] [1]
- Исследовать физические условия морских глубин в больших океанских бассейнах — вплоть до окрестностей Великого Южного ледяного барьера — в отношении глубины, температуры, циркуляции, удельного веса и проникновения света.
- Определить химический состав морской воды на различных глубинах от поверхности до дна, органические вещества в растворе и частицы во взвеси.
- Выяснить физико-химический характер глубоководных отложений и источники этих отложений.
- Изучить распространение органической жизни на разных глубинах и на глубоком морском дне.
Одной из целей физических измерений для HMS Challenger была возможность проверить гипотезу, выдвинутую Карпентером о связи между картографированием температуры и глобальной циркуляцией океана, чтобы дать некоторые ответы о явлениях, связанных с основным перемешиванием океана. Это исследование является продолжением предварительных исследовательских миссий HMS Lightning (1823 г.) и HMS Porcupine (1844 г.) . [1] Эти результаты важны для Карпентера, поскольку его объяснение отличалось от объяснения другого известного океанографа того времени, американца Мэтью Фонтейна Мори . [12] Все эти результаты физических измерений были синтезированы Джоном Джеймсом Уайлдом (т.е. секретарем-художником экспедиции) в его докторской диссертации в Цюрихском университете. [13]
Вторым важным вопросом, касающимся сбора различных физических данных о дне океана, была прокладка подводных телеграфных кабелей. Многие трансокеанские кабели прокладывались в 1860-х и 1870-х годах, и их эффективная прокладка и эксплуатация имели большое стратегическое и коммерческое значение. [1]
На каждой из 360 станций экипаж измерял глубину дна и температуру на разных глубинах, наблюдал за погодой и состоянием поверхности океана, а также собирал образцы морского дна, воды и биоты. Экипаж « Челленджера » для проведения наблюдений использовал методы, разработанные в предыдущих небольших экспедициях. Чтобы измерить глубину, они опускали веревку с прикрепленным к ней грузом до тех пор, пока она не достигала морского дна. Линия была отмечена с интервалами в 25 саженей (150 футов; 46 м) флажками, обозначающими глубину. Из-за этого измерения глубины с «Челленджера» были в лучшем случае точными до ближайшей границы в 25 саженей (150 футов; 46 м). К грузилу часто прикрепляли небольшой контейнер, который позволял собирать образцы донных отложений. [1]
Для сбора биологических образцов команда использовала различные драги и тралы . Земснаряды представляли собой металлические сети, прикрепленные к деревянной доске и волочимые по морскому дну. Насадки швабр, прикрепленные к деревянной доске, проносились по морскому дну и высвобождали со дна океана организмы, которые попадали в сети. Тралы представляли собой большие металлические сети, буксируемые за кораблем для сбора организмов на разных глубинах воды. [14] После извлечения земснаряда или трала команда «Челленджера» сортировала, промывала и хранила образцы для исследования по возвращении. Образцы часто консервировали либо в рассоле, либо в спирте. [ нужна ссылка ]
Основным термометром, использовавшимся на протяжении всей экспедиции Челленджера, был термометр Миллера-Каселлы , который содержал два маркера внутри изогнутой ртутной трубки для регистрации максимальной и минимальной температуры, через которую проходил прибор. [12] Несколько таких термометров будут опускаться на разную глубину для записи. Однако в этой конструкции предполагалось, что вода ближе к поверхности океана всегда теплее, чем внизу. Во время путешествия Челленджера » экипаж « испытал реверсивный термометр , который мог измерять температуру на заданных глубинах. Впоследствии этот тип термометра широко использовался до второй половины 20 века. [11] После возвращения «Челленджера» К. У. Томсон попросил Питера Тейта решить сложный и важный вопрос: оценить погрешность измерения температуры глубоких вод, вызванную высоким давлением, которому подвергались термометры. Тейт решил этот вопрос и продолжил свою работу более фундаментальным исследованием сжимаемости жидкостей, которое привело к его знаменитому уравнению Тейта . [15] Уильям Диттмар из Университета Глазго установил состав морской воды. Мюррей и Альфонс Франсуа Ренар нанесли на карту океанические отложения.
Томсон, как и многие приверженцы тогда еще недавней теории эволюции , считал, что глубокое море будет домом для « живых ископаемых », давно вымерших на мелководье, — примеров « недостающих звеньев ». Они считали, что условия постоянной низкой температуры, темноты и отсутствия течений, волн или сейсмических явлений обеспечивают такую стабильную среду, что эволюция замедлится или полностью остановится. Луи Агассис считал, что в недрах «следует ожидать найти представителей более ранних геологических периодов». Томас Хаксли заявил, что он ожидал увидеть « зоологические древности, которые в спокойных и мало изменившихся глубинах океана избежали причин разрушения, действующие на мелководье и представляющие преобладающую популяцию прошлой эпохи». Однако ничего подобного не произошло; хотя несколько организмов, ранее считавшихся вымершими, были обнаружены и внесены в каталог среди множества новых открытий, урожай был типичным для того, что можно было найти при исследовании любой эквивалентной протяженности новой территории. Кроме того, в процессе сохранения образцов в алкоголь , Томсон и химик Джон Янг Бьюкенен поняли, что он непреднамеренно опроверг предыдущее сообщение Хаксли о Bathybius haeckelii , бесклеточной протоплазме, покрывающей морское дно, которая, как предполагалось, была связующим звеном между неживой материей и живыми клетками. Конечным эффектом стало поражение сторонников эволюции. [4]
Челленджер Глубина
[ редактировать ]23 марта 1875 года на станции отбора проб № 225, расположенной в юго-западной части Тихого океана между Гуамом и Палау, команда зафиксировала зондирование на глубине 4475 саженей (26 850 футов; 8 184 м). [1] что было подтверждено дополнительным зондированием. [16] Как показали более поздние экспедиции с использованием современного оборудования, этот район представляет собой южную оконечность Марианской впадины и является одним из самых глубоких известных мест на дне океана.
Современные зонды глубиной до 6 012 саженей (36 070 футов; 10 994 м) с тех пор были обнаружены недалеко от места первоначального зондирования « Челленджера » . [17] Челленджером Открытие этой глубины стало ключевым открытием экспедиции в расширении океанографических знаний о глубине и протяженности океана; впадина, « Бездна Челленджера» , теперь носит имя судна и его преемника, HMS Challenger II , который в 1951 году определил глубину поблизости в 5944 сажени. [18] Томас Гаскелл , главный научный сотрудник HMS Challenger II, заметил, что более поздние измерения
девятнадцатого века находился не более чем в 50 милях от того места, где «Челленджер» нашел свою самую глубокую глубину [...] и можно считать уместным, что корабль с именем «Челленджер» должен поставить печать на работе этой великой новаторской экспедиции океанография. [19]
Экспедиция также подтвердила существование Срединно-Атлантического хребта, простирающегося от южного полушария до северного. [1]
Наследие
[ редактировать ]Результаты экспедиции Челленджера продолжали публиковаться до 1895 года, через 19 лет после завершения ее путешествия, созданным для этой цели офисом Челленджера в Эдинбурге. Отчет состоял из 50 томов и имел объем более 29 500 страниц. [4] Образцы, доставленные «Челленджером», были переданы для изучения ведущим мировым экспертам, что значительно увеличило расходы и время, необходимые для завершения отчета. [20] Отчет и образцы были выставлены в Британском музее естественной истории с января по июль 2023 года. [21] Некоторые экземпляры, многие из которых были обнаружены первыми в своем роде, до сих пор исследуются учеными. [22]
Над категоризацией материала, привезенного из экспедиции, работало большое количество учёных, в том числе палеонтолог Габриэль Уортон Ли . Джордж Альберт Буленджер , герпетолог из Музея естественной истории, назвал вид ящерицы Saproscincus Challengeri в честь Челленджера . [23]
До экспедиции Челленджера океанография носила в основном умозрительный характер. [4] Будучи первым настоящим океанографическим круизом, экспедиция «Челленджер» заложила основу для целой академической и исследовательской дисциплины. [6] « Челленджер » применялся к таким разнообразным явлениям, как Общество морских наук «Челленджер» , океанографическое и морское геологическое исследовательское судно «Гломар Челленджер» и космический челнок «Челленджер » . [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Эйткен, Фредерик; Фульк, Жан-Нума (2019). От глубокого моря до лаборатории. 1: первые исследования морских глубин на корабле HMS Challenger (1872–1876) . Лондон, Великобритания: Исте-Вили. ISBN 9781786303745 .
- ^ Jump up to: а б с Райс, Алабама (1999). «Экспедиция Челленджера» . Понимание океанов: морская наука после HMS Challenger . Рутледж. стр. 27–48. ISBN 9781857287059 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Путешествие HMS Challenger 1873–1876. Повествование Том I. Первая часть. Глава I» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 октября 2013 года. На страницах 19 и 20 перечислены гражданский персонал, морские офицеры и экипаж, а также изменения, произошедшие во время путешествия.
- ^ Jump up to: а б с д Эйсели, Лорен (1946). «Великие глубины» . Огромное путешествие (изд. 1959 г.). США: Винтажные книги. п. 38-41 . ISBN 0394701577 .
- ^ Скотт, Кейт (1993). Австралийская географическая книга Антарктиды . Терри Хиллз, Новый Южный Уэльс: Australian Geographic. п. 115. ИСБН 978-1862760103 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бишоп, Тина. «Тогда и сейчас: экспедиция HMS Challenger и экспедиция «Горы в море»» . Oceanexplorer.noaa.gov . НОАА . Архивировано из оригинала 25 апреля 2015 года . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ «Научное оборудование на корабле HMS Challenger» . Проект HMS Challenger . 2 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 31 января 2018 г. Проверено 31 января 2018 г.
- ^ «Бермудские острова и экспедиция «Челленджер» . Берньюс . 29 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2020 г. . Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ Питер К. Вейл (1970). Океанография: введение в морскую среду . п. 49.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Приведенный здесь отчет о маршруте экспедиции основан на 40 официальных морских картах, составленных экспедицией и доступных по адресу: «Экспедиция Челленджера (1872–1876)» . Музей естественной истории Канзасского университета . Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года . Проверено 2 февраля 2012 г. Сюда также входит карта маршрута экспедиции.
- ^ Jump up to: а б «HMS Challenger: Наука» . Березовый аквариум. Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 3 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Эйткен, Фредерик; Фульк, Жан-Нума (2019). От глубокого моря до лаборатории. 2: Открытие физических измерений HMS Challenger, касающихся циркуляции океана . Лондон, Великобритания: ISTE-WILY. ISBN 9781786303752 .
- ^ Уайлд, Джон Джеймс (1877). Таласса: Очерк глубины, температуры и течений океана . Лондон, Великобритания: Маркус Уорд и компания.
- ^ «HMS Challenger – Наука: дноуглубительные работы и траление» . Аквариум . Калифорнийский университет, Сан-Диего. Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ Эйткен, Фредерик; Фульк, Жан-Нума (2019). От глубокого моря до лаборатории. 3. От работы Тейта о сжимаемости морской воды к уравнениям состояния жидкостей . Лондон, Великобритания: ISTE-WILY. ISBN 9781786303769 .
- ^ «Отчет о научных результатах плавания HMS Challenger в 1872–76 годах (стр. 877)» . 19th Centuryscience.org. Архивировано из оригинала 17 апреля 2012 года . Проверено 26 марта 2012 г.
- ^ Амос, Джонатан (7 декабря 2011 г.). «Самая глубокая глубина океанов вновь измерена» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 мая 2012 года . Проверено 7 декабря 2011 г.
- ^ «Справочник названий подводных объектов IHO-IOC GEBCO» . ГЕБКО. Август 2011. Архивировано из оригинала 14 марта 2012 года . Проверено 20 марта 2012 г.
- ^ Гаскелл, Томас (1960). Под глубокими океанами: открытия двадцатого века . Лондон: Эйр и Споттисвуд. стр. 24–25.
- ^ Адлер, Энтони (2019). Лаборатория Нептуна: фантазия, страх и наука на море . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 35. ISBN 9780674972018 .
- ^ «Исследование наших океанов: экспедиция «Челленджер» и ее наследие | Музей естественной истории» . www.nhm.ac.uk. Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ «HMS Challenger: выводы» . Музей естественной истории, Лондон . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Проверено 3 декабря 2013 г.
- ^ Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). «Челленджер». Словарь эпонимов рептилий . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 51. ИСБН 9781421401355 .
- ^ «Претендент (STA-099, OV-99): Предыстория» . Космический центр Джона Ф. Кеннеди . Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 года . Проверено 21 декабря 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Общий
- « HMS Challenger Экспедиция » . Музей естественной истории. Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года.
- « Экспедиция Челленджера (1872–1876)» . Музей естественной истории Канзасского университета. Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года.
- «Письма Джозефа Маткина с HMS Challenger » . Березовый аквариум Института океанографии Скриппса. Архивировано из оригинала 23 июля 2008 года.
- «Карта маршрута HMS Challenger » . Березовый аквариум Института океанографии Скриппса. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года.
- « Свиток медалей претендента (1895 г.)» . Библиотека науки XIX века. Архивировано из оригинала 13 марта 2009 года.
Первичные отчеты, отчеты и письма
- «Отчет о научных результатах исследовательского рейса HMS Challenger в 1873–1876 годах» . Библиотека науки XIX века . Архивировано из оригинала 7 июля 2005 года.
- Филип Ф. Ребок, изд. (1992). В море с учеными: письма Джозефа Маткина претендентам . Издательство Гавайского университета. ISBN 082481424X .
- Роберт Винн Джонс и Генри Боуман Брэди (1884). Challenger Foraminifera (переиздание 1994 г.). Музей издательства и естественной истории Оксфордского университета. ISBN 0198540965 .
- Лорд Джордж Грэнвилл Кэмпбелл (1876 г.). Журнал-письма из «Челленджера» . Макмиллан.
- Уильям Джеймс Джозеф Спрай (1877). Круиз корабля Ее Величества «Челленджер» . Harper & Brothers – через archive.org.
- Генри Ноттидж Мозли (1879). Заметки натуралиста о «Челленджере» . Макмиллан.
- «Архивная запись журналов Эндрю Ф. Бальфура, в том числе трех из HMS Challenger рейса » . Архивы AIM25. Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года.
Вторичная литература
- Джонс, Эрика. Экспедиция Челленджера: исследование глубин океана (Лондон: Королевские музеи Гринвича, 2022) онлайн-обзор книги
- Энтони Адлер (2019). Лаборатория Нептуна: фантазия, страх и наука на море . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674972018 .
- Хелен М. Розвадовски (2005). Постижение океана . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674027566 .
- Р. М. Корфилд (2003). Тихий пейзаж: научное путешествие HMS Challenger . Джозеф Генри Пресс. ISBN 0309089042 .
- Эйлин В. Брантон (1994). Экспедиция «Челленджер», 1872–1876 гг.: Наглядный указатель . Музей естественной истории. ISBN 0565011391 .
- Эрик Линклейтер (1974). Путешествие «Челленджера » . Кардинал. ISBN 0351172238 .
- Джон Б. Тейт (1972). «Столетие экспедиции Челленджер, 1872–1876» . Шотландский географический журнал . 88 (3): 221. дои : 10.1080/00369227208736231 .
- Джордж Уотсон Коул (1901). Бермуды и экспедиция Челленджера (переиздание 2010 г.). Издательство Кессинджер. ISBN 116639994X .
- Дэвид М. Лоуренс (2002). Переворот из бездны: картирование дна океана и революция в науках о Земле . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813530284 .
Коллекции и архивы
- HMS Challenger « Коллекция » . Музей естественной истории . Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года.
- «Фораминиферы в Брейди HMS Challenger коллекции » . Проект Foraminifera.eu .
- « HMS Challenger Документы , 1872–1876» . Библиотека Эдинбургского университета (Центр архивов). Архивировано из оригинала 14 января 2012 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Челленджера, экспедицией на Викискладе?