Мангала
Мангала | |
---|---|
Бог планеты Марс [ 1 ] | |
Член Наваграхи | |
Мангала верхом на своем баране | |
Деванагари | удачливый |
Санскритская транслитерация | Мангала |
Принадлежность | Граха , Дэва , Вайшнавизм |
Обитель | Шейди |
Планета | Марс |
Мантра | Ом Мангала Девая Намах |
День | Вторник |
Цвет | Красный |
Устанавливать | Баран |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруга | Джвалини [ 2 ] [ 3 ] |
Мангала ( санскрит : मङ्गल, IAST : Mangala ) — олицетворение, а также название планеты Марс в индуистской литературе . [ 4 ] Также известный как Лохита ( букв. « красный » ), [ 5 ] он божество гнева, агрессии, а также войны. [ 4 ] Согласно вайшнавизму , он — сын Бхуми , богини земли, и Вишну , родившийся тогда, когда последний воскресил ее из глубин первобытных вод в своем Вараха- аватаре. [ 4 ] [ 6 ] Согласно шиваизму , однажды, когда Шива был погружен в медитацию на горе Кайлас, три капли пота со лба упали на Землю. Из этих капель родился прекрасный младенец с красноватым лицом и четырьмя руками. Шива передал ребенка на воспитание Матери-Земле. Воспитанного Бхуми , ребенка назвали Бхаумой. [ 7 ]
Номенклатура
[ редактировать ]Марс (Мангала) еще называют:
- Рактаварна (Рактаварна) – цвет которой подобен крови. [ 8 ]
- Бхаума (भौम) - сын Бхуми.
- Лохитанга (लोहिताङ्ग) — с красным телом (Лоха также означает «железо», поэтому может также означать «железное тело»).
- Куджа (कुज) — тот, кто рожден с Земли.
- Бха (भ) – сияющий. [ 9 ]
- Дхарапутра (धारापुत्र) — сын Дхары.
Иконография
[ редактировать ]Он окрашен в красный или цвет пламени, четырехрукий, несущий трезубец (санскрит: тришула ), булаву (санскрит: гада ), лотос (санскрит: Падма ) и копье (санскрит: шула). Его ездовое животное (санскрит: вахана ) — баран. Он председательствует во вторник . [ 10 ]
Легенда
[ редактировать ]Мангала появляется в повествовании о Вараха-аватаре Вишну. Когда царь асуров Хираньякша похищает . богиню земли Бхуми, Вишну принимает свой третий аватар и спускается на землю, чтобы спасти ее Заметив, что асура утащил ее глубоко в первобытные воды , он ловит богиню своими бивнями и успешно убивает асуру, возвращая ей законное место в космосе. Когда она поднимается, Вишну понимает, что Бхуми на самом деле является аспектом его супруги Лакшми . [ 11 ] и начинает с ней играть, и от этого союза рождается Мангала, что означает благоприятный. [ 12 ]
Литература
[ редактировать ]Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Слово Мангала древнее, впервые появляется в Ригведе (2-е тысячелетие до н. э.) и упоминается грамматистом Патанджали (~ 2-й век до н. э.), но не как астрологический термин, а скорее для обозначения «благоприятно-успешной» ( сиддха ) структуры в литературной литературе. искусство. Панини тоже упоминает об этом в стихе I.3.1 в аналогичном контексте. [ 13 ] В ведических текстах, утверждает Кристофер Минковский, нет упоминания о благоприятных ритуалах или благоприятном начале или времени проведения ритуала, а скорее «мангала» как благоприятные практики, вероятно, возникшие в индийских традициях в средневековую эпоху (после середины 1-го тысячелетия н.э.). ), впоследствии найденный в индуизме, буддизме и джайнизме. [ 14 ] Ритуальная школа индуизма Мимамса не включала никаких мангала (благоприятных) стихов, связанных с планом «Мангала», ни в один из своих текстов на протяжении I тысячелетия нашей эры. [ 14 ]
Маркандейя Пурана содержит астрологическую Мангала Кавача Стотрам , которая включает в себя молитву, которую следует читать Мангале с просьбой о защите. [ 15 ]
Астрология и поклонение
[ редактировать ]Джйотиша , традиция индуистской астрологии, включает Мангалу в концепцию Накшатры (см. также Список храмов Накшатры). ), Наваграха (см. также Список храмов Наваграхи ) и Саптариши . Он включен в список индуистских божеств , чьи посвященные храмы находятся в различных местах индуистского паломничества , к которым индуисты совершают свое паломничество, называемое ятра .
Планета
[ редактировать ]Мангала, как планета, появляется в различных индуистских астрономических текстах на санскрите , таких как -го века Арьябхаты 5 «Арьябхатия» 6-го века , « Ромака» Латадевы и «Панча Сиддхантика» Варахамихиры, «Кхандакхадьяка» и 7-го века Брахмагупты 8-го века « Шишьядхиврддида» Лаллы. [ 16 ] Эти тексты представляют Мангалу как одну из планет и оценивают характеристики соответствующего планетарного движения. [ 16 ] Другие тексты, такие как Сурья Сиддханта, датированные завершением где-то между V и X веками, представляют свои главы на различных планетах с мифологией божеств. [ 16 ]
Рукописи этих текстов существуют в несколько разных версиях, отражают движение Мангалы в небе, но различаются по своим данным, что позволяет предположить, что текст был открыт и переработан на протяжении их жизни. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Индуистские ученые 1-го тысячелетия нашей эры на основе своих астрономических исследований оценили время, необходимое для звездных вращений каждой планеты, включая Мангалу, с несколько разными результатами: [ 20 ]
Источник | Расчетное время одного сидерического оборота [ 20 ] |
Сурья Сиддханта | 686 дней, 23 часа, 56 минут, 23,5 секунды. |
Сиддханта Широмани | 686 дней, 23 часа, 57 минут, 1,5 секунды |
Птолемей | 686 дней, 23 часа, 31 минута, 56,1 секунды |
Расчеты 20 века | 686 дней, 23 часа, 30 минут, 41,4 секунды. |
Календарь и зодиак
[ редактировать ]Мангала является корнем слова «Мангалавара» или вторник в индуистском календаре. [ 4 ] Слово मंगल также означает «благоприятный», но планета मंगल считается вредной.
Точно так же названия вторника в других индоевропейских языках часто происходят от римского бога Марса . [ 21 ] (например, латинское слово Martis «вторник») или бог, которому приписывают аналогичные характеристики. Например, корень английского слова «вторник» — древнегерманский бог войны и победы Тив , также известный как Тир. [ 22 ]
Мангала является частью Наваграхи в индийской зодиакальной системе. Роль и значение Наваграхи развивались с течением времени под различными влияниями. Самый ранний труд по астрологии, записанный в Индии, — это « Веданга Джйотиша» , который начал составляться в 14 веке до нашей эры.

Обожествление планетных тел и их астрологическое значение произошли еще в ведический период и зафиксированы в Ведах . Классические планеты , включая Марс, упоминаются в Атхарваведе второго тысячелетия до нашей эры. Наваграхе способствовали дополнительные вклады из Западной Азии , включая зороастрийские и эллинистические влияния. » «Яванаджатака , или «Наука яванов » , была написана индо-греком по имени « Яванесвара » («Господин греков») во время правления западных кшатрапов царя Рудракармана I. «Яванаджатаку», написанную в 120 г. н. э., часто приписывают стандартизации индийской астрологии. Наваграха получила дальнейшее развитие и достигла кульминации в эпоху Шака с сакским , или скифским народом. Кроме того, вклад народа сака ляжет в основу индийского национального календаря , который также называется календарем сака.
См. также
[ редактировать ]- Джйотиша
- Наваграха
- Накшатра
- Список индуистских божеств
- Список индуистских храмов
- Список мест индуистского паломничества
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мангала, Мангала, Мангала, Мамгала: 45 определений» . 27 сентября 2008 г.
- ^ «МАТА ДЖВАЛИНИ — СУПРУГ ГОСПОДА МАНГАЛА — ePoojaStore.in» .
- ^ https://ombeejmantra.com/mangal-beej-mantra/ [ только URL ]
- ^ Jump up to: а б с д Брокерское дело, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 240. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Древняя индийская традиция и мифология: Нарада-Пурана . Мотилал Банарсидасс. 1982. с. 984.
- ^ Уильямс, Джордж М. (27 марта 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . ОУП США. п. 86. ИСБН 978-0-19-533261-2 .
- ^ Банерджи, Судешна. «Красная Бхума – Что индуистская мифология говорит о Марсе» . Телеграф .
- ^ Тернер, сэр Ральф Лилли (1962). «Ангарака 126» . Сравнительный словарь индоарийских языков. Лондон: Издательство Оксфордского университета . Цифровые словари Южной Азии, Чикагский университет. п. 7. Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 года . Проверено 21 февраля 2010 г.
ангарака 126 ангарака '(гипотетический) красный, как угли', мужской род 'уголь'. 2. мужской род «планета Марс». [ангара -- ]1. Пали ангарака — «красный, как уголь»; Санскрит анари 2. Пали ангарака — мужской род «Марс»; Санскритский анаро мужского рода вторник .
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 75 .
- ^ Мифология индусов , Чарльз Коулман, с. 132
- ^ Мишра, Муниндра; Мишра, Муниндра (4 августа 2015 г.). Господь Вишну и богиня Лакшми (на хинди). Осмора Инкорпорейтед. п. 108. ИСБН 978-2-7659-1672-7 .
- ^ Арумугам, Неса (27 сентября 2020 г.). Мифы и легенды Наваграхи: девять движущих сил судьбы в индийской астрологии . Издательство Партридж, Сингапур. п. 45. ИСБН 978-1-5437-6002-6 .
- ^ Уолтер Слайе (2008). Трактаты для познания Востока . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 22–24. ISBN 978-3-447-05645-8 .
- ^ Jump up to: а б Кристофер Минковски (2008). Уолтер Слайе (ред.). Трактаты для познания Востока . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 8–24. ISBN 978-3-447-05645-8 .
- ^ Адаваль, Шанкер. Энциклопедия ведической астрологии: Отношения: брак, любовь и секс . Публикации Сагара. п. 589.
- ^ Jump up to: а б с Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. VII – XI. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ^ Лайонел Д. Барнетт (1994). Древности Индии: отчет об истории и культуре Древнего Индостана . Азиатские образовательные услуги. стр. 190–192. ISBN 978-81-206-0530-5 .
- ^ Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. 100-1 ix–xi, XXIX. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ^ Дж. Флит (1911). «Арбхатия» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Издательство Кембриджского университета для Королевского азиатского общества: 794–799.
- ^ Jump up to: а б Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. 26–27. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ^ Ричард Л. Томпсон (2004). Ведическая космография и астрономия . Мотилал Банарсидасс. п. 88. ИСБН 978-81-208-1954-2 .
- ^ Линда Т. Элкинс-Тантон (2006). Марс . Издательство информационной базы. стр. в-ви. ISBN 978-1-4381-0726-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пингри, Дэвид (1973). «Месопотамское происхождение ранней индийской математической астрономии». Журнал истории астрономии . 4 (1). МУДРЕЦ: 1–12. Бибкод : 1973JHA.....4....1P . дои : 10.1177/002182867300400102 .
- Пингри, Дэвид (1981). Джьотихшастра: астральная и математическая литература Отто Харрасовиц. ISBN 978-3447021654 .
- Юкио Охаси (1999). Йоханнес Андерсен (ред.). Основные моменты астрономии, том 11B . Спрингер Наука. ISBN 978-0-7923-5556-4 .
- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Даллапиккола