Jump to content

Мангала

(Перенаправлено из Мангалы )

Мангала
Бог планеты Марс [ 1 ]
Член Наваграхи
Мангала верхом на своем баране
Деванагари удачливый
Санскритская транслитерация Мангала
Принадлежность Граха , Дэва , Вайшнавизм
Обитель Шейди
Планета Марс
Мантра Ом Мангала Девая Намах
День Вторник
Цвет Красный
Устанавливать Баран
Генеалогия
Родители
Супруга Джвалини [ 2 ] [ 3 ]

Мангала ( санскрит : मङ्गल, IAST : Mangala ) — олицетворение, а также название планеты Марс в индуистской литературе . [ 4 ] Также известный как Лохита ( букв. « красный » ), [ 5 ] он божество гнева, агрессии, а также войны. [ 4 ] Согласно вайшнавизму , он — сын Бхуми , богини земли, и Вишну , родившийся тогда, когда последний воскресил ее из глубин первобытных вод в своем Вараха- аватаре. [ 4 ] [ 6 ] Согласно шиваизму , однажды, когда Шива был погружен в медитацию на горе Кайлас, три капли пота со лба упали на Землю. Из этих капель родился прекрасный младенец с красноватым лицом и четырьмя руками. Шива передал ребенка на воспитание Матери-Земле. Воспитанного Бхуми , ребенка назвали Бхаумой. [ 7 ]

Номенклатура

[ редактировать ]

Марс (Мангала) еще называют:

  • Рактаварна (Рактаварна) – цвет которой подобен крови. [ 8 ]
  • Бхаума (भौम) - сын Бхуми.
  • Лохитанга (लोहिताङ्ग) — с красным телом (Лоха также означает «железо», поэтому может также означать «железное тело»).
  • Куджа (कुज) — тот, кто рожден с Земли.
  • Бха (भ) – сияющий. [ 9 ]
  • Дхарапутра (धारापुत्र) — сын Дхары.

Иконография

[ редактировать ]

Он окрашен в красный или цвет пламени, четырехрукий, несущий трезубец (санскрит: тришула ), булаву (санскрит: гада ), лотос (санскрит: Падма ) и копье (санскрит: шула). Его ездовое животное (санскрит: вахана ) — баран. Он председательствует во вторник . [ 10 ]

Мангала появляется в повествовании о Вараха-аватаре Вишну. Когда царь асуров Хираньякша похищает . богиню земли Бхуми, Вишну принимает свой третий аватар и спускается на землю, чтобы спасти ее Заметив, что асура утащил ее глубоко в первобытные воды , он ловит богиню своими бивнями и успешно убивает асуру, возвращая ей законное место в космосе. Когда она поднимается, Вишну понимает, что Бхуми на самом деле является аспектом его супруги Лакшми . [ 11 ] и начинает с ней играть, и от этого союза рождается Мангала, что означает благоприятный. [ 12 ]

Литература

[ редактировать ]

Слово Мангала древнее, впервые появляется в Ригведе (2-е тысячелетие до н. э.) и упоминается грамматистом Патанджали (~ 2-й век до н. э.), но не как астрологический термин, а скорее для обозначения «благоприятно-успешной» ( сиддха ) структуры в литературной литературе. искусство. Панини тоже упоминает об этом в стихе I.3.1 в аналогичном контексте. [ 13 ] В ведических текстах, утверждает Кристофер Минковский, нет упоминания о благоприятных ритуалах или благоприятном начале или времени проведения ритуала, а скорее «мангала» как благоприятные практики, вероятно, возникшие в индийских традициях в средневековую эпоху (после середины 1-го тысячелетия н.э.). ), впоследствии найденный в индуизме, буддизме и джайнизме. [ 14 ] Ритуальная школа индуизма Мимамса не включала никаких мангала (благоприятных) стихов, связанных с планом «Мангала», ни в один из своих текстов на протяжении I тысячелетия нашей эры. [ 14 ]

Маркандейя Пурана содержит астрологическую Мангала Кавача Стотрам , которая включает в себя молитву, которую следует читать Мангале с просьбой о защите. [ 15 ]

Астрология и поклонение

[ редактировать ]

Джйотиша , традиция индуистской астрологии, включает Мангалу в концепцию Накшатры (см. также Список храмов Накшатры). ), Наваграха (см. также Список храмов Наваграхи ) и Саптариши . Он включен в список индуистских божеств , чьи посвященные храмы находятся в различных местах индуистского паломничества , к которым индуисты совершают свое паломничество, называемое ятра .

Мангала, как планета, появляется в различных индуистских астрономических текстах на санскрите , таких как -го века Арьябхаты 5 «Арьябхатия» 6-го века , « Ромака» Латадевы и «Панча Сиддхантика» Варахамихиры, «Кхандакхадьяка» и 7-го века Брахмагупты 8-го века « Шишьядхиврддида» Лаллы. [ 16 ] Эти тексты представляют Мангалу как одну из планет и оценивают характеристики соответствующего планетарного движения. [ 16 ] Другие тексты, такие как Сурья Сиддханта, датированные завершением где-то между V и X веками, представляют свои главы на различных планетах с мифологией божеств. [ 16 ]

Рукописи этих текстов существуют в несколько разных версиях, отражают движение Мангалы в небе, но различаются по своим данным, что позволяет предположить, что текст был открыт и переработан на протяжении их жизни. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

Индуистские ученые 1-го тысячелетия нашей эры на основе своих астрономических исследований оценили время, необходимое для звездных вращений каждой планеты, включая Мангалу, с несколько разными результатами: [ 20 ]

Санскрит и другие тексты: За сколько дней Мангала (Марс) завершит свою орбиту?
Источник Расчетное время одного сидерического оборота [ 20 ]
Сурья Сиддханта 686 дней, 23 часа, 56 минут, 23,5 секунды.
Сиддханта Широмани 686 дней, 23 часа, 57 минут, 1,5 секунды
Птолемей 686 дней, 23 часа, 31 минута, 56,1 секунды
Расчеты 20 века 686 дней, 23 часа, 30 минут, 41,4 секунды.

Календарь и зодиак

[ редактировать ]

Мангала является корнем слова «Мангалавара» или вторник в индуистском календаре. [ 4 ] Слово मंगल также означает «благоприятный», но планета मंगल считается вредной.

Точно так же названия вторника в других индоевропейских языках часто происходят от римского бога Марса . [ 21 ] (например, латинское слово Martis «вторник») или бог, которому приписывают аналогичные характеристики. Например, корень английского слова «вторник» — древнегерманский бог войны и победы Тив , также известный как Тир. [ 22 ]

Мангала является частью Наваграхи в индийской зодиакальной системе. Роль и значение Наваграхи развивались с течением времени под различными влияниями. Самый ранний труд по астрологии, записанный в Индии, — это « Веданга Джйотиша» , который начал составляться в 14 веке до нашей эры.

Планета Марс

Обожествление планетных тел и их астрологическое значение произошли еще в ведический период и зафиксированы в Ведах . Классические планеты , включая Марс, упоминаются в Атхарваведе второго тысячелетия до нашей эры. Наваграхе способствовали дополнительные вклады из Западной Азии , включая зороастрийские и эллинистические влияния. » «Яванаджатака , или «Наука яванов » , была написана индо-греком по имени « Яванесвара » («Господин греков») во время правления западных кшатрапов царя Рудракармана I. «Яванаджатаку», написанную в 120 г. н. э., часто приписывают стандартизации индийской астрологии. Наваграха получила дальнейшее развитие и достигла кульминации в эпоху Шака с сакским , или скифским народом. Кроме того, вклад народа сака ляжет в основу индийского национального календаря , который также называется календарем сака.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Мангала, Мангала, Мангала, Мамгала: 45 определений» . 27 сентября 2008 г.
  2. ^ «МАТА ДЖВАЛИНИ — СУПРУГ ГОСПОДА МАНГАЛА — ePoojaStore.in» .
  3. ^ https://ombeejmantra.com/mangal-beej-mantra/ [ только URL ]
  4. ^ Jump up to: а б с д Брокерское дело, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 240. ИСБН  978-0-14-341421-6 .
  5. ^ Древняя индийская традиция и мифология: Нарада-Пурана . Мотилал Банарсидасс. 1982. с. 984.
  6. ^ Уильямс, Джордж М. (27 марта 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . ОУП США. п. 86. ИСБН  978-0-19-533261-2 .
  7. ^ Банерджи, Судешна. «Красная Бхума – Что индуистская мифология говорит о Марсе» . Телеграф .
  8. ^ Тернер, сэр Ральф Лилли (1962). «Ангарака 126» . Сравнительный словарь индоарийских языков. Лондон: Издательство Оксфордского университета . Цифровые словари Южной Азии, Чикагский университет. п. 7. Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 года . Проверено 21 февраля 2010 г. ангарака 126 ангарака '(гипотетический) красный, как угли', мужской род 'уголь'. 2. мужской род «планета Марс». [ангара -- ]1. Пали ангарака — «красный, как уголь»; Санскрит анари 2. Пали ангарака — мужской род «Марс»; Санскритский анаро мужского рода вторник .
  9. ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 75 .
  10. ^ Мифология индусов , Чарльз Коулман, с. 132
  11. ^ Мишра, Муниндра; Мишра, Муниндра (4 августа 2015 г.). Господь Вишну и богиня Лакшми (на хинди). Осмора Инкорпорейтед. п. 108. ИСБН  978-2-7659-1672-7 .
  12. ^ Арумугам, Неса (27 сентября 2020 г.). Мифы и легенды Наваграхи: девять движущих сил судьбы в индийской астрологии . Издательство Партридж, Сингапур. п. 45. ИСБН  978-1-5437-6002-6 .
  13. ^ Уолтер Слайе (2008). Трактаты для познания Востока . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 22–24. ISBN  978-3-447-05645-8 .
  14. ^ Jump up to: а б Кристофер Минковски (2008). Уолтер Слайе (ред.). Трактаты для познания Востока . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 8–24. ISBN  978-3-447-05645-8 .
  15. ^ Адаваль, Шанкер. Энциклопедия ведической астрологии: Отношения: брак, любовь и секс . Публикации Сагара. п. 589.
  16. ^ Jump up to: а б с Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. VII – XI. ISBN  978-81-208-0612-2 .
  17. ^ Лайонел Д. Барнетт (1994). Древности Индии: отчет об истории и культуре Древнего Индостана . Азиатские образовательные услуги. стр. 190–192. ISBN  978-81-206-0530-5 .
  18. ^ Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. 100-1 ix–xi, XXIX. ISBN  978-81-208-0612-2 .
  19. ^ Дж. Флит (1911). «Арбхатия» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Издательство Кембриджского университета для Королевского азиатского общества: 794–799.
  20. ^ Jump up to: а б Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. 26–27. ISBN  978-81-208-0612-2 .
  21. ^ Ричард Л. Томпсон (2004). Ведическая космография и астрономия . Мотилал Банарсидасс. п. 88. ИСБН  978-81-208-1954-2 .
  22. ^ Линда Т. Элкинс-Тантон (2006). Марс . Издательство информационной базы. стр. в-ви. ISBN  978-1-4381-0726-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1cc8ec2098458bec1e4ca5a901331a88__1724070540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/88/1cc8ec2098458bec1e4ca5a901331a88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mangala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)