Видеоигры в Финляндии
Видеоигры в Финляндии состоят из 260 действующих студий разработчиков видеоигр . [1] около дюжины профессиональных игроков [2] и бесчисленное количество энтузиастов-любителей.
Индустрия видеоигр [ править ]
К наиболее успешным компаниям относятся Supercell , Rovio , Remedy Entertainment , Sulake , RedLynx , Frozenbyte и Housemarque . Наиболее важные игры, разработанные в Финляндии, включают Max Payne , Rally Trophy , Stardust , Angry Birds , Control , Clash of Clans и Brawl Stars .
Старейшие из существующих студий были созданы в 1995 году. Среди студий большое количество стартапов. Промышленность сосредоточена в столичном регионе Хельсинки. В 2011–2014 годах Финское агентство по финансированию технологий и инноваций (Tekes) инвестировало 30 миллионов евро в финскую игровую индустрию, в основном через проекты НИОКР. В 2014 году оборот отрасли составил ок. 1,8 миллиарда евро. В 2016 году финская игровая индустрия установила рекордный оборот в 2,5 миллиарда евро. [3] и снизился до 2,1 млрд евро в 2018 году. [4] В финской игровой индустрии в настоящее время работают около 2500 специалистов отрасли. Сейчас существует более 20 учебных заведений, обеспечивающих игровое образование на всех уровнях образования. [1]
Доход основной индустрии видеоигр (разработка и игровые услуги) в 2014 году составил 2,400 миллионов евро. Это соответствует 25% доходов сектора ИКТ и 20% добавленной стоимости сектора культуры. [5]
Профессиональные игроки зарабатывают на жизнь турнирными призами и спонсорством. Однако у большинства из них есть другие источники дохода. [2]
Многие организации заботятся о благополучии и законных правах разработчиков игр. К ним относятся такие организации, как Neogames, [6] Разработчики игр Финляндии [7] и «Мы в Играх Финляндия». [8] [9]
Потребление видеоигр [ править ]
Финская ассоциация игр и мультимедиа опубликовала статистику самых продаваемых игр (физически продаваемых игр, не считая цифровых покупок). В десятку лучших в 2014 году вошли: [10]
- НХЛ 15 (Электронное искусство)
- ФИФА 15 (Электронное искусство)
- Майнкрафт (Sony CEE/Microsoft)
- Call of Duty: Advanced Warfare (Activision-Blizzard)
- Фар Край 4 (Ubisoft)
- Watch Dogs (Ubisoft)
- SingStar Suomibileet (Sony CEE)
- Grand Theft Auto V (Rockstar Games)
- Видеоигра Lego Movie (Warner)
- Судьба (Activision-Blizzard)
История [ править ]

История индустрии видеоигр в Финляндии шахматная игра для Telmac . началась в 1979 году, когда была опубликована [11]
: Герои 1979–1989 и любители
В начале 1980-х годов разработка компьютерных игр в Финляндии была чистым хобби. Commodore был самым популярным домашним компьютером. Исходные коды, обычно на BASIC , распространялись на страницах журналов о домашних компьютерах, таких как MikroBitti . MikroBitti выплатила премию в размере 500–1000 FIM за «Программу месяца». [12] Nintendo продавала консоли, но финские разработчики не интересовались консолями, отчасти потому, что лицензионные сборы были слишком высоки для любителей. [13]
Первая видеоигра, созданная в Финляндии, шахматная игра для Telmac, была опубликована в 1979 году. [11] Более масштабное издание игр началось в 1984 году, когда AmerSoft (подразделение программного обеспечения конгломерата Amer ) опубликовало четыре игры для устройств Commodore: Mehulinja, Myyräjahti, Herkkusuu и Raharuhtimas. Пользовательский интерфейс игр был на финском языке, и планов продавать их на международном уровне не было. Помимо AmerSoft, игры продавали TrioSoft и Teknopiste. Помимо Commodore, игры выпускались для компьютеров ZX Spectrum , Spectravideo и MSX . [13]
Особенно известны были два девелопера первых лет: Ставрос Фасулас и Юкка Тапанимяки . [13] [14]
и первые игровые студии Demoscene 1990–1999 :
В 1990-е годы статус Commodore переняли более сложные платформы — Amiga и PC. Для разработки игры им нужна была команда, а не герой-одиночка. [15]
Demoscene объединяет разработчиков [ править ]
Emerging Demoscene объединила разработчиков. Важным событием стала Ассамблея , организуемая с 1992 года. Ассамблея — крупнейшее в мире собрание демо-программистов. [16] Ассамблея . представляла собой собрание любителей, которые устраивали короткие демонстрации, чтобы продемонстрировать свои навыки программирования Пираты стали важным фактором развития демосцены: люди, желавшие получать игры бесплатно, научились взламывать защиту от копирования. Различные группы взломщиков соревновались в этом и, чтобы добиться известности, добавляли к взломанным играм свою собственную версию. Разработка интро и пираты постепенно начали идти своим путем, а визуальное качество интро стало предметом конкуренции. По словам Юсси Лаакконена, координатора Ассамблеи , важным фактором зарождения демосцены стали родители, которые покупали своим детям домашние компьютеры, а не игровые консоли, поскольку с помощью компьютера можно программировать собственные заставки и другие демо. [17]
Первые игровые студии [ править ]
Первые финские предприятия по производству видеоигр, Terramarque и Bloodhouse, начали свою деятельность в 1993 году. В 1995 году они объединились и образовали Housemarque . И Terramarque, и Bloodhouse были разработчиками видеоигр для Amiga , но новая компания Housemarque ориентировалась на развивающийся рынок компьютерных игр. [18]
Самули Сювяхуоко основал компанию Remedy Entertainment в гараже своих родителей вместе с людьми, которых он знал по демосцене. Их первая раллийная игра имела успех, они переехали в настоящий офис и начали разрабатывать шутер от третьего лица, который позже получил название Max Payne . [19]
Гоночная игра с видом сверху для DOS 1996 года Fatal Fumes была первым проектом небольшой финской группы, состоящей из четырёх человек. В своих последующих проектах команда получила название Mediamond. [20]
Игра похожая на Worms , для MS-DOS , Liero, была впервые выпущена финским программистом Йоосой Риккиненом в 1998 году. В отличие от старых с боковой прокруткой, игр Worms она работает в режиме реального времени .
Первые шаги игр для мобильных телефонов [ править ]
Вариант аркадной игры Snake был предустановлен на мобильные телефоны Nokia. Графика состояла из черных квадратов и имела 4 направления. Он был запрограммирован в 1997 году Танели Арманто, инженером-конструктором Nokia, и представлен на Nokia 6110 . [21] В телефоны Nokia входило еще несколько игр, но единственной успешной была Snake.
: Макс Пейн студии мобильных игр 2000–2004 . и
Первые студии мобильных игр [ править ]
Когда Nokia представила примитивную мобильную сеть под названием WAP, некоторые игры были разработаны для этой среды. Предполагалось, что технология WAP обеспечит доступ к Интернету на мобильных устройствах, но удобство ее использования было плохим, а передача данных была дорогой. Интернет-энтузиазм принес инвесторам деньги разработчикам мобильных игр. Среди первых были Springtoys , Spring от Housemarqye и Riot-E . Международные корпоративные гиганты вложили 20 миллионов евро в венчурный капитал в Riot-E. Через несколько лет Riot-E обанкротилась. Мобильные игры стали выглядеть более привлекательно, когда стали более распространены телефоны с цветными дисплеями и поддержкой Java. Для распространения игр по-прежнему требовались контракты с отдельными операторами связи, имеющими собственные магазины приложений. Поскольку не было каких-то серьезных стандартов на оборудование, каждую игру приходилось модифицировать для нескольких разных типов телефонов. [22]
Макс Пейн покоряет мир [ править ]
Max Payne был наконец выпущен в 2001 году и стал самой продаваемой финской игрой того времени. За первые 10 лет франшиза Max Payne была продана тиражом более 7,5 миллионов копий. [23]
Хаббо [ править ]
В августе 2000 года была открыта первая версия Habbo — социальной сети и онлайн-сообщества, ориентированного на подростков. Сервис позволяет пользователям создавать собственных персонажей Habbo и оформлять гостиничные номера, знакомиться с новыми друзьями, общаться с другими игроками, организовывать вечеринки, ухаживать за виртуальными домашними животными, создавать и играть в игры, а также выполнять квесты. [24] Создатели отеля Habbo Сампо Карьялайнен и Аапо Кюрёля ранее сделали приложение-аватар для сайта группы mobile и игру в снежки для маркетинговых целей телеоператора. Первая версия концепции отеля называлась Hotelli Kultakala («Отель Золотая рыбка»). Международные версии, теперь под названием Habbo Hotel, стартовали из Великобритании. Самый крупный новый виртуальный мир имел версии на 11 языках и пользователей из более чем ста стран. Играть в Habbo можно было бесплатно, но доход приносился за счет микроплатежей . У пользователей были собственные гостиничные номера, которые они могли обставить предметами, которые можно было заказать и оплатить с помощью SMS-сообщений. Позже SMS-оплата была заменена цифровыми токенами. [25]
2005–2007: Цифровое . распространение
Цифровое распространение стало революцией в разработке игр. Valve запустила Steam в 2003 году. Платформа Steam считается крупнейшей платформой цифрового распространения игр для ПК , и, по оценкам Screen Digest, в октябре 2013 года она занимала 75% рыночного пространства. [26]
В традиционной модели разработчик игры является субподрядчиком, а распространение обходится дорого из-за затрат на маркетинг, материалы и доставку. Разработчик получает около 10%. В цифровой доставке на распространение уходит только 30% дохода. Это позволяет разработчикам инди-игр вывести свой продукт на рынок. [27]
2008–2011: Apple вступает во владение; Birds хит — Angry
В 2008 году доход индустрии видеоигр в Финляндии составил 87 миллионов евро, и в ней работало более тысячи человек. [5]
Apple запустила AppStore в 2008 году. Это был поворотный момент в успехе мобильных игр.Nokia попыталась создать собственный рынок, но пользовательский интерфейс их телефонов на Symbian уступал iPhone от Apple. Для N-Gage было выпущено менее 50 игр, и каждая из них стоила 5-10 евро, тогда как в AppStore можно было купить игры менее чем за евро. [28]
Компания Rovio Entertainment, начавшая в 2003 году как Relude, решила сконцентрироваться только на играх для iPhone. Их большим успехом стала Angry Birds . По состоянию на июль 2015 года игры серии были скачаны более трех миллиардов раз. [29] что сделало ее самой скачиваемой серией бесплатных игр всех времен . Это было самое успешное приложение для iOS. [30]
Remedy запустила Alan Wake , преемника Max Payne , в 2010 году. [31] У них был контракт с Microsoft, и игра была выпущена исключительно для Xbox 360 . [32]
: Эра бесплатных и инди- 2012– игр .
Цифровая дистрибуция стимулировала небольшие стартапы с 2011 года. В течение 2001–2014 годов было открыто 179 новых игровых студий, а в индустрию видеоигр в Финляндии было инвестировано 1,26 миллиарда евро иностранных денег. После успеха Angry Birds бесплатные игры стали самыми популярными моделями. В них доход поступает от микроплатежей . Supercell запустила три очень популярные бесплатные игры: Hay Day и Clash of Clans в 2012 году и Boom Beach в 2014 году. [33]
Выручка Supercell в 2013 году составила 672 миллиона евро. Большая часть ее акций была продана японским SoftBank и GungHo в 2013 году. Когда SoftBank увеличил свою долю в компании, оценка Supercell выросла до 5,5 миллиардов долларов США. Это делает Supercell, вероятно, самой ценной студией мобильных игр в мире. [34]
Доход основной индустрии видеоигр (разработка и игровые услуги) в 2014 году составил 2400 миллионов евро. Это соответствует 25% доходов сектора ИКТ и 20% добавленной стоимости сектора культуры. [5]
Разработка видеоигр [ править ]
Разработчики игр из Финляндии [ править ]
- Багбир Развлечения
- Колоссальный Орден (компания)
- Игры Мечта
- Фрозенбайт
- Голограмма Monster Oy
- Доммарк
- Джесси Макконен Games (Ex-Winterveil Studios Oy в 2014–2020 гг. Бывший издатель.)
- Калла Геймворкс
- Kukouri Mobile Entertainment Oy (ориентирована на мобильные устройства. Бывший издатель.) ( FI wiki )
- Один трюк Развлечения
- Айсфлейк Студии
- RedLynx ( Games . Ex-"Wah-Software" (1997-2002), "Red Lynx Laboratories Ltd." (2000-2004). Бывший издатель.)
- Средство Развлечения
- Игры Сопротивления
- Игры Снежные Гончие
- Ядерные маньяки
- Предохранитель
- Team Tyrant Oy (бывший издатель)
- Вейтикка Студии
Разные игры [ править ]
Онлайн-игры [ править ]
- Mainframe Industries (штаб-квартира в Хельсинки. Другие студии в Рейкьявике и Париже . Установка бывших ветеранов CCP Games, Remedy Entertainment и Next Games.)
- Ваки игры
Мобильные игры [ править ]
- Армада Интерактив
- Корнфокс и братья
- Критическая Форс Ою
- Игры на все случаи жизни
- Fingersoft
- Игры будущего
- Гран Крю
- Huuuge Games (бывшая Gamelion Studios с 2002 по 2014 год. Офис в Хельсинки). [а]
- Копла Игры
- Игры Кокой
- Лайтнир
- Мойдо Игры
- Моторные развлечения
- Следующие игры Oy
- Nitro Games Plc (бывший основной разработчик игр. Также соавтор)
- ИгратьRaven Oy
- Серьезно цифровые развлечения
- Маленькие гигантские игры
- Сноуфолл Ой
- Supercell (компания видеоигр)
- Тикбитс Ой
- Трайбефлейм Ой
- Двое мужчин и собака
- Игры-ловушки
Услуги совместной разработки [ править ]
- Aniway Oy (мобильные, онлайн, базовые, VR/AR-игры, рекламные игры, Интернет)
- Кууасема (в основном мобильные игры)
производству видеоигр в Несуществующие компании по Финляндии
- Fragment Production (основана в 2012 г., несуществующая в 2016 г.)
- Futuremark (основана в 1997 г., прекратила свое существование в 2018 г.)
- Ninai Games, Inc. (Ex-Detonium Interactive, Ltd в 1998–1999 гг. Основана в 1998 г. Неактивна после 2005 г. Веб-сайт закрыт после 2009 г. Разработчик и бывший издатель.) [35] ( ПТ неделя )
- NonStop Games (штаб-квартира в Сингапуре. Основана в 2011 г., несуществующая в 2016 г.)
- Secret Exit Ltd (основана в 2006 г. Неактивна после 2019 г. Экс-Skinflake Games и tAAt в 2000-х гг.)
- Universomo (основан в 2002 г., прекратил существование в 2010 г.)
видеоигр Финляндии Издатели
- 3rd Eye Studios (издатель и разработчик VR-игр.)
- 10tons Entertainment (издатель и разработчик игр .)
- AcroGames (издатель и разработчик)
- Act Normal Games (издатель и разработчик)
- Почти человеческие игры (издатель и разработчик)
- Amistech Games (издатель и разработчик Sims.)
- Bugbyte Ltd. (издатель и разработчик)
- Ctrl Alt Ninja Ltd. (издатель и разработчик. Бывшие участники «Почти человеческих игр»).
- Ebonscale Games (издатель и разработчик)
- Огромный Лось (Валтава Хирви на фин. Издатель и разработчик)
- FRACTiLE Games (издатель и разработчик)
- HypeHype Inc. (бывшая Frogmind Games с 2012 по 2021 год. Издатель и разработчик. В основном мобильные игры.)
- Instant Kingdom (издатель и разработчик)
- Lapioware (издатель и разработчик)
- Loiste Interactive (издатель и разработчик) [36]
- Mediamond (издатель и разработчик)
- Moonmana LLC (издатель и разработчик. Также соавтор)
- Mountain Sheep Games (издатель и разработчик)
- Oversteer Studios Oy (издатель и разработчик)
- Platonic Partnership Oy (издатель и разработчик)
- Random Potion Oy (издатель и разработчик)
- Redhill Games (Издатель и разработчик онлайн-игр.)
- Дорога на Восток (Издатель и разработчик)
- Rovio Entertainment (издатель и разработчик. В основном мобильные игры).
- Skydome Entertainment Oy (издатель и разработчик)
- Strangelet Games (издатель и разработчик)
- SUBSYSTEM GAMES INC (издатель и разработчик)
- System Erasure (издатель и разработчик)
- Valkeala Software (издатель и разработчик)
игр из Несуществующие Финляндии издатели
- Action Squad Studios (издатель и разработчик. Основана в 2015 г. Официально закрыта в 2023 г. Неофициально продолжается работа над 1 названием.)
- Amo Oy (дистрибьютор видеоигр с 1999 по 2013 год.) [б] ( ПТ неделя )
- Elävät Kirjat Oy (основана в 1993 г., прекратила существование в 2004 г.)
- Errorfree (ранее «Error Free Productions» (1995–2004). Издатель и разработчик. Основана в 1995 году. Неактивна после 2007 года. Веб-сайт закрыт в 2011 году.) [37]
- Fathammer (издатель и разработчик. Основан в 2000 году. Закрыт после 2006 года?)
- Mr.Goodliving (издатель и разработчик. Основан в 1999 г., прекратил существование в 2011 г.)
- MythPeople (Основана в 2003 году? Неактивна после 2013 года.)
- PLAN 1 Oy (Дистрибьютор игр и мультимедийного программного обеспечения. Основана в 1990 году. Неактивна после 2012 года. Веб-сайт закрыт в конце 2013 года.) [38]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Игровая индустрия Финляндии 2014» (PDF) . Неоигры . 2015 . Проверено 25 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Эта игра не затягивает» (по-фински). Айнолехти . Проверено 25 декабря 2016 г.
- ^ «Хельсинки Таймс» . Хельсинки Таймс .
- ^ «Финляндия: оборот индустрии видеоигр 2008-2018 гг.» . Статистика .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Информация об отрасли» . Неоигры (на финском языке). 2015 . Проверено 25 декабря 2016 г.
- ^ "Дом" . Неоигры . Проверено 18 сентября 2022 г.
- ^ "Peliala.fi » Лучшие практики игровой индустрии!" . peliala.fi . Проверено 18 сентября 2022 г.
- ^ «Мы в Играх Финляндии» . Мы в Играх Финляндии . Проверено 18 сентября 2022 г.
- ^ «Мы в играх в Финляндии» . Твиттер . Проверено 18 сентября 2022 г.
- ^ «Ох, вот самые продаваемые игры года» . Финансовые новости (на финском языке) . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Первая финская компьютерная игра» . V2 (на финском языке). 2014 . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Саарикоски, Петри (2004). Магия машины. Увлечение микрокомпьютерами в Финляндии с 1970-х до середины 1990-х годов [ Приманка машины. Микрокомпьютер. Хобби в Финляндии с 1970-х до середины 1990-х годов. ] (на финском языке). Университет Ювяскюля. стр. 263. ISBN 951-39-1948-Х .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Куорикоски, Юхо (2004). The Blue and White Game Book - Хроники игровой индустрии ] Финляндии 1984–2014 гг. (на финском языке). Фобос. п.п. 12–13. ISBN 978-952-67937-1-9 .
- ^ «О, те времена: когда приходилось самому нажимать на игры — Юкка Тапанимяки и Минидиум» . Купол (на финском языке). 2010 . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Куорикоски стр. 36.
- ^ «Девочки тоже копают демо» из , Стив Кеттманн журнала Wired . (3 августа 2001 г.)
- ^ Куорикоски, стр. 37.
- ^ «Обзор компании Housemarque» . Мобиигры. 30 декабря 2005 г. Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Куорикоски стр. 41.
- ^ «Страница MobyGames для Fatal Fumes » . МобиИгры . Атари С.А. Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Танели Арманто: Создатель змей получает особое признание» . Дедизайнер . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Куорикоски стр.64, 72-73
- ^ Орланд, Кайл (14 сентября 2011 г.). « Grand Theft Auto IV Продано — 22 миллиона, франшизы — более 114 миллионов» . Гамасутра . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ «Что такое Хаббо?» . Хаббо . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Куорикоски стр. 74-75.
- ^ Эдвардс, Клифф (4 ноября 2013 г.). «Valve объединяет консольных партнеров, бросая вызов Microsoft и Sony» . Блумберг . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ «Почему разработчики инди-игр процветают без крупных издателей» . Машаемый . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Куорикоски стр. 136-137.
- ^ « Angry Birds 2» выходит спустя 6 лет и 3 миллиарда загрузок после первой игры» . Форбс . 16 июля 2015 года . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ «Angry Birds доминирует в рейтингах App Store дольше, чем любое другое платное приложение» . КЗ . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ «Алан Уэйк, внутри обзоров» . Метакритик . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Куорикоски стр. 138.
- ^ «Rovio больше не может идти в ногу с конкурентами» . Helsingin Sanomat (на финском языке). 2014 . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ «С 5,5 миллиардами долларов Supercell, вероятно, является самой дорогой студией мобильных игр» . Гамасутра . 2015 . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ «Официальный сайт Ninai Games» . www.ninai.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2009 года . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ CitadelCore (14 сентября 2011 г.). «Stalburg Wiki для сюжетных игр Loiste Interactive» . Стальбург Вики . Лицензия Creative Commons . Архивировано из оригинала 19 марта 2023 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Официальный сайт Errorfree» . www.errorfree.eu.org . 2 июля 2007. Архивировано из оригинала 17 марта 2011 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ «Официальный сайт PLAN 1 Oy» . www.plan1.fi (на финском языке). Архивировано из оригинала 1 сентября 2013 года . Проверено 1 июня 2024 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Куорикоски, Юхо (2015). Финские видеоигры: история и каталог . МакФарланд. ISBN 978-0786499625 .
Внешние ссылки [ править ]
- О странице «Индустрия» Neogames, головной организации финской игровой индустрии (последний отчет можно скачать здесь, а на этой странице можно найти табличный список игровых компаний с четкими категориями типов игр. Существует более 200 финских игровых компаний.)
- Оглавление отчетов финской игровой индустрии с веб-сайта Play Finland. Имеет меньший выбор профилей студии. Но веб-сайт ассоциации Neogames гораздо более подробен.