СМ-62 Снарк
СМ-62 Снарк | |
---|---|
Тип | «земля-земля» Крылатая ракета класса |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1959–61 |
Используется | ВВС США |
История производства | |
Производитель | Нортроп Корпорейшн |
Произведено | 1958–61 |
Технические характеристики | |
Масса | 48 150 фунтов (21 840 кг) без ускорителей; 60 000 фунтов (27 000 кг) с ускорителями |
Длина | 67 футов 2 дюйма (20,47 м) |
Размах крыльев | 42 фута 3 дюйма (12,88 м) |
Боеголовка | боеголовка W39 Термоядерная (взрывная мощность: 3,8 мегатонны ) |
Двигатель | 1 Pratt & Whitney J57 реактивный двигатель ; и 2 Aerojet. твердотопливных ракетных ускорителя Турбореактивный двигатель J57: тяга 10 500 фунтов силы (47 000 Н); Ракеты-носители: тяга 130 000 фунтов силы (580 000 Н). |
Оперативный диапазон | 5500 морских миль (10200 км; 6300 миль) |
Потолок полета | 50 250 футов (15 320 м) |
Максимальная скорость | 565 узлов (1046 км/ч; 650 миль в час) |
Руководство система | астроинерциальное наведение с расчетной КЭП 8000 футов (2400 м). |
Запуск платформа | мобильная пусковая установка |
Northrop , SM-62 Snark — ранняя модель межконтинентальной крылатой базирования ракеты наземного которая может нести W39 термоядерную боеголовку . «Снарк» использовался США ВВС Стратегическим авиационным командованием с 1958 по 1961 год. Он представлял собой важный шаг в разработке вооружений во время холодной войны. [ 1 ] Снарк был назван Джеком Нортропом и получил свое название от писателя Льюиса Кэрролла персонажа «Снарк» . [ 2 ] [ 3 ] : 1 «Снарк» была единственной крылатой ракетой класса «земля-земля » такой большой дальности, когда-либо использовавшейся ВВС США. После развертывания межконтинентальных баллистических ракет «Снарк» устарел и был снят с развертывания в 1961 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Проект «Мастиф» по созданию ракеты для доставки атомной бомбы начался сразу после того, как было обнаружено существование атомной бомбы. Из-за длительных проблем с безопасностью Манхэттенского проекта новый проект «Мастиф» армейских ВВС потерпел многолетнее фиаско. [ 4 ] : 85 Несмотря на провал проекта «Мастиф», армейские ВВС приступили к реализации группы программ по созданию ракет-носителей атомной бомбы.
В течение знаменательного первого десятилетия разработки американских стратегических ракет внимание ВВС было сосредоточено на разработке ракет класса «воздух-воздух». [ 5 ] : 3 Обозначения отдельных программ со временем менялись, поэтому они наиболее известны по номерам MX. [ 4 ] : 76 После окончания Второй мировой войны Комитет по управляемым ракетам решил, что разработку управляемых ракет следует вывести из существующих специальных программ и сосредоточиться на фундаментальных исследованиях. [ 4 ] : 57 Компания Northrop была выбрана для изучения двух концепций: дозвукового MX-775A Snark и сверхзвукового MX775B Boojum . [ 4 ] : 76 Сокращение оборонного бюджета в ходе так называемого «Черного Рождества» 1946 года резко сократило количество армейских ракетных программ. [ 4 ] : 77 Лишь немногие из этих программ, которые сохранились, напоминали более поздние ракеты, которые они в конечном итоге произвели. [ 4 ] : 79 В марте 1947 года единственной программой Northrop был сверхзвуковой MX-775B Boojum с дальностью полета 5000 миль, а не дозвуковой MX-775A Snark. [ 4 ] : 79 К марту 1948 года предпочтение отдавалось ракете MX-775A Snark, в то время как важность сверхзвуковой MX-775B Boojum снизилась до спекулятивной перспективы. [ 4 ] : 117 Дальнейшее интенсивное бюджетное давление в 1949 году привело к тому, что программа ВВС США по ракетам класса «земля-земля» сократилась до двух программ, одной из которых был MX-775A Snark. К июлю 1950 года программа «Снарк» свелась к разработке подсистемы наведения и созданию испытательной машины наведения. [ 4 ] : 150 [ 6 ] Испытательной ракетой наведения была Northrop N-25. Разработка тяжелой звездной навигационной системы, предназначенной для Н-25 «Снарк», была очень сложной и потребовала многих сотен часов полета на борту самолета. [ 7 ] С апреля 1951 по март 1952 года на авиабазе Холломан в Нью-Мексико совершился двадцать один полет Н-25. [ 8 ] : 85
Новые требования к межконтинентальной дальности потребовали новой, более крупной ракеты. Получившийся Northrop N-69 изначально был оснащен двигателем J71, а в более поздних вариантах - J57. [ 8 ] : 86 Из 25 ракет Н-25 было обнаружено 10, а из 39 Н-69 - только 11. [ 7 ] : 194 Поскольку в Холломане не было свободного места для испытаний межконтинентальной ракеты дальнего действия, испытания были перенесены на Атлантический ракетный полигон на мысе Канаверал, Флорида. [ 8 ] : 86 Испытательные Снарки были возвращены на взлетно-посадочную полосу Объединенного полигона дальнего действия , который до сих пор известен как «Скид-Стрип». [ 9 ] К сожалению, объекты на мысе Канаверал все еще строились, в то время как аэродинамические проблемы с предполагаемым пикированием «Снарка» на цель сохранялись. [ 7 ] : 194
«Снарк», который первоначально планировалось ввести в эксплуатацию в 1953 году, подвергся длительной программе испытаний, которая включала значительные изменения в конструкцию. [ 8 ] : 89 Разработка Н-69 затянулась со многими неудачами, из-за которых шутники стали шутить над «водами, кишащими Снарком» у мыса Канаверал. [ 8 ] : 92 Поскольку предполагаемая дата ввода в эксплуатацию «Снарка» постоянно отодвигалась в будущее, Стратегическое авиационное командование (SAC) стало более скептически относиться к этой ракете. Критика «Снарка» выросла от сомнений со стороны SAC в 1951 году до серьезных возражений в 1954 году. [ 8 ] : 93 В исследовании высокого уровня, проведенном Комитетом «Чайник» в начале 1954 года, зарождающийся проект межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» описывался как столкнувшийся с техническими и административными проблемами, но при этом указывалось, что баллистическая ракета предлагает лучшее средство доставки термоядерного оружия на межконтинентальную дальность. [ 5 ] : 37 Также в начале 1954 года Комитет по оценке стратегических ракет пришел к выводу, что «Снарк» был «слишком сложным» и не вступит в строй до тех пор, пока «существенно позже», чем запланировано. [ 7 ] : 195
Неспособность «Снарка» достичь необходимой точности для оригинального ядерного оружия W-8 (поражающего цель в пределах 1500 футов) была в некоторой степени компенсирована заменой на гораздо более мощную термоядерную бомбу W-39-Y1 Mod 1 (поражающую цель в пределах 8000 футов). целевых футов). [ 8 ] : 93 [ 10 ] : 195 Обширные летные испытания, усилия по снижению веса, улучшенная 24-часовая система звездной навигации и добавление пилонных топливных баков под крыльями для восстановления дальности в конечном итоге привели к созданию N-69E Snark, который стал прототипом межконтинентальной ракеты SM-62. ИКМ) [ 8 ] : 95
К концу 1957 года N-69E «Снаркс» совершил два полета вниз к острову Вознесения, показав, что «Снарк» достиг расчетной вероятной круговой ошибки (CEP) в 17 морских миль (31 км; 20 миль). [ 11 ] : 41 К 1958 году система небесной навигации, используемая «Снарком», позволила провести его наиболее точное испытание: судя по всему, он упал на расстояние 4 морских миль (7,4 км) от цели. [ 12 ] Однако даже с уменьшенным CEP конструкция была заведомо ненадежной: в большинстве испытаний произошел механический отказ за тысячи миль до достижения цели. Другие факторы, такие как снижение рабочей высоты со 150 000 до 55 000 футов (с 46 000 до 17 000 м), а также неспособность «Снарка» обнаруживать меры противодействия и выполнять маневры уклонения, также сделали его сомнительным средством стратегического сдерживания. [ 3 ] : 2 Всего с декабря 1950 по декабрь 1960 года было проведено 97 испытаний Н-25, Н69 и СМ-62 «Снаркс». [ 11 ] : 42 Затем SAC изменил требования, требуя запуска 20% Снарков в течение 15 минут с момента уведомления, 40% в течение 75 минут и всего в течение четырех часов. Это сложное требование, учитывая базовую конструкцию и требования к ракете. [ 7 ] : 198
В конце 1957 года 556-я стратегическая ракетная эскадрилья SAC запустила свой первый N-69E, чтобы начать программу испытаний на пригодность и пригодность Snark. [ 11 ] : 42 В декабре 1957 года 556-я стратегическая ракетная эскадрилья была активирована и начала подготовку к запуску действующих ракет SM-62 «Снарк». В январе 1958 года САК начал принимать поставки ракет «Снарк» на базу ВВС Патрик для обучения, а в 1959 году 702-е стратегическое ракетное крыло было сформировано . Запуски «Снарка» в опытно-конструкторских целях продолжались до 1958 года, но учебная деятельность 556-го полка была сокращена. Подготовка ракетчиков «Снарка» на мысе продолжалась до декабря 1959 года. [ 11 ] : 43
С декабря 1950 по декабрь 1960 года было совершено 118 испытательных полетов Н-25, Н-69 и СМ-62. [ 7 ] : 201–203
Техническое описание
[ редактировать ]Реактивная ракета «Снарк » длиной 20,5 метров имела максимальную скорость около 650 миль в час (1050 км/ч) и максимальную дальность полета около 5500 морских миль (10200 км). Его сложная система небесной навигации дала заявленную CEP около 8000 футов (2400 м).
«Снарк» представлял собой воздушно-реактивную ракету, предназначенную для запуска с платформы, установленной на грузовике, с помощью двух твердотопливных ракетных двигателей. «Снарк» приводился в движение внутренним турбореактивным двигателем Оставшуюся часть полета . Это был двигатель Pratt and Whitney J57 , который был первым реактивным двигателем с тягой 10 000 фунтов силы (44 000 Н) или более. Поскольку у «Снарка» не было горизонтального оперения, использовались элевоны в качестве основных поверхностей управления полетом , и в горизонтальном полете он летел с необычно высоким углом носа. На заключительном этапе полета его ядерная боеголовка должна была отделиться от фюзеляжа и затем следовать по баллистической траектории к цели. Из-за внезапного смещения центра тяжести, вызванного отделением, фюзеляж должен был выполнить резкий маневр по тангажу, чтобы избежать столкновения с боеголовкой. В результате разрушение конструкции ракет добавило беспорядок, что сбило с толку радары противника.
Операционная история
[ редактировать ]был сформирован Отряд инструкторов ВВС. В мае 1957 года на базе ВВС Амарилло , Техас, как первый личный состав ВВС, поддерживающий межконтинентальную ракетную систему. Никто из членов отряда не имел предварительной подготовки или опыта обслуживания ракет. Они прошли обучение на заводе Northrop в Калифорнии, а затем вернулись в Амарилло, чтобы основать школу подготовки обслуживающего персонала Snark. [ нужна ссылка ]
1 января 1959 года 702-е стратегическое ракетное крыло было задействовано в Преск-Айле, штат Мэн. 27 мая 1959 года авиабаза Преск-Айл в штате Мэн, единственная ракетная база «Снарк», получила свою первую ракету. Прошло десять месяцев, прежде чем 702-й дивизион поднял свой первый «Снарк» в боевую готовность 18 марта 1960 года. Первый значительно превосходящий «Атлас D» уже поднялся в боевую готовность 31 октября 1957 года. [ 13 ] : 5 Учения 1960 года показали, что только 20 процентов ракет на Преск-Айле соответствовали стандартам эффективности SAC. [ 7 ] : 197 Надежность со временем улучшилась: в феврале 1961 года надежность достигла 95%. [ 7 ] : 197
702-е крыло не было объявлено полностью боеспособным до февраля 1961 года. Всего на первой и единственной базе крылатых ракет дальнего действия ВВС США было переброшено в общей сложности 30 «Снарков». [ 14 ] Срок службы SM-62 был недолгим по сравнению с реальностью, которая преследовала программу с тех пор, как комитет «Чайник» ее догнал. В марте 1961 года президент Джон Ф. Кеннеди объявил «Снарк» «устаревшим и имеющим незначительную военную ценность», а 25 июня 1961 года 702-е крыло было выведено из строя. [ 15 ]
Многие в армии США были удивлены, что «Снарк» из-за его сомнительной системы наведения когда-либо был в рабочем состоянии. Самый точный из семи полетов на полную дальность, выполненных в июне 1958 года и мае 1959 года, упал на 4,2 морских мили влево от цели и на 0,3 морских мили ниже цели. В ходе летных испытаний многие были потеряны. Ракета, запущенная с мыса Канаверал в 1956 году и должна была долететь до Пуэрто-Рико и обратно, отклонилась настолько далеко от курса, что в последний раз ее видели на радаре у побережья Венесуэлы. Своенравные обломки ракеты «Снарк» были найдены на северо-востоке Бразилии в 1983 году. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Многие из тех, кто был связан с программой, в шутку отметили, что «Карибское море полно «вод, кишащих Снарками». [ 19 ] «Снарк» страдал от недостатков в ракетных технологиях, проектировании и разработке, из-за чего его ввод в эксплуатацию задерживался до тех пор, пока его не обогнала разработка межконтинентальной баллистической ракеты. МБР была способна доставить то же термоядерное оружие на то же расстояние гораздо быстрее и без возможности перехвата. [ 8 ] : 103
Выжившие ракеты
[ редактировать ]Пять ракет «Снарк» сохранились в музейных коллекциях. Они расположены следующим образом:
- Музей космонавтики и ракет ВВС на мысе Канаверал. Станция космических сил на мысе Канаверал, Флорида . [ 20 ]
- Национальный музей ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [ 21 ]
- Музей стратегического авиационного командования и аэрокосмической авиации в Эшленде, штат Небраска, недалеко от Омахи. [ 22 ]
- Аэрокосмический музей Хилл на базе ВВС Хилл в Огдене, штат Юта . [ 23 ]
- Национальный музей ядерной науки и истории возле базы ВВС Киртланд в Альбукерке, Нью-Мексико . [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Нортроп SM-62 Снарк . Национальный музей ВВС США . 29 мая 2015 г.
- ^ Кэрролл и Гарднер 1982, с. 97.
- ^ Jump up to: а б ''От Снарка до Миротворца. Офис историка, Стратегическое авиационное командование, база ВВС Оффатт, Небраска (1990).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Розенберг, Макс (1988). ВВС США и Национальная программа управляемых ракет 1944-1950 гг . Офис связи исторического отдела ВВС США, ВВС США, Вашингтон, округ Колумбия
- ^ Jump up to: а б Лонквест, Джон К., Винклер, Дэвид Ф. (1996). «Защищать и сдерживать: наследие ракетной программы США времен холодной войны». Лаборатории строительных инженерных исследований армии США, Шампейн, Иллинойс.
- ^ Рид, Ирвинг, Рассвет компьютерного века, https://calteches.library.caltech.edu/4159/1/Computer.pdf , Engineering and Science, журнал Caltech Magazine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уэррелл, Кеннет (1988). «Пример неудачи», журнал Американского авиационного исторического общества, осень 1988 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уэррелл, Кеннет (1985). «Эволюция крылатой ракеты». Издательство Air University Press, база ВВС Максвелл, Алабама.
- ^ Снарк приземляется на полозья с небольшими повреждениями, https://archive.aviationweek.com/issue/19580421#!&pid=138 , Неделя авиации, включая космические технологии, МакГроу-Хилл, Нью-Йорк.
- ^ Хансен, Чак (1988). Ядерное оружие США – Тайная история . Аэрофакс, Арлингтон, Техас. ISBN 0-517-56740-7
- ^ Jump up to: а б с д Клири, Марк К. (1990) «6555-я ракета и космические запуски до 1970 года». 45-е историческое бюро космического крыла, авиабаза Патрик, Флорида).
- ^ Андерсон, Фред (2016). Нортроп: История авиации . Wipf и Stock Publishers. п. 132. ИСБН 978-1-5326-0356-3 .
- ^ «Операции боевой готовности и стратегическое авиационное командование, 1957–1991». Офис историка Стратегического авиационного командования, база ВВС Оффатт, Небраска (1991).
- ^ Гибсон 1996, с. 151.
- ^ «Информационный бюллетень ВВС США: Развитие 45-го восточного района». Архивировано 6 февраля 2012 г. в Wayback Machine ВВС США. Проверено: 12 апреля 2012 г.
- ^ «Снарк игнорирует приказы ВВС». Pittsburgh Post-Gazette , 8 декабря 1956 г. Дата обращения: 6 января 2013 г.
- ^ «Найдена давно потерянная ракета». The Leader-Post , 15 января 1983 г. Дата обращения: 6 января 2013 г.
- ↑ «День, когда они потеряли Снарк» Журнал Air Force , декабрь 2004 г. Дата обращения: 17 августа 2018 г.
- ^ Zaloga 1993, p. 193.
- ^ «Снарк» . Музей космонавтики и ракет ВВС . Музей космонавтики и ракетной техники ВВС . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Нортроп СМ-62 Снарк» . Национальный музей ВВС США . 29 мая 2015 года . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Ракеты и ракеты» . Стратегический авиационный командный и аэрокосмический музей . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Нортроп XSM-62А Снарк» . База ВВС Хилл . 16 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2017 г. Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Парк Наследия» . Национальный музей ядерной науки и истории . Проверено 4 октября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Операции боевой готовности и стратегическое авиационное командование, 1957–1991». Офис историка, Стратегическое авиационное командование, база ВВС Оффатт, Небраска (1991 г.)
- Кэрролл, Льюис и Мартин Гарднер. Льюис Кэрролл «Охота на Снарка: Снарк с аннотациями» . Лондон: Уильям Кауфманн, 1982. ISBN 978-0-913232-36-1 .
- Клири, Марк К. «6555-я ракета и космические запуски до 1970 года». 45-е историческое бюро космического крыла, авиабаза Патрик, Флорида. 1990 год
- Гибсон, Джеймс Н. Ядерное оружие Соединенных Штатов: иллюстрированная история . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing Ltd., 1996. ISBN 0-7643-0063-6 .
- Хансен, Чак. Ядерное оружие США – Тайная история . Арлингтон, Техас: Аэрофакс, 1988. ISBN 0-517-56740-7 .
- «От Снарка до Миротворца». Офис историка, Стратегическое авиационное командование, база ВВС Оффатт, Небраска (1990).
- Лонквест, Джон К., и Винклер, Дэвид Ф. «Защитить и сдерживать: наследие ракетной программы Соединенных Штатов времен холодной войны». Шампейн, Иллинойс: Исследовательские лаборатории строительной инженерии армии США / Издательская служба Министерства обороны, Рок-Айленд, Иллинойс, 1996.
- Розенберг, Макс. «ВВС США и Национальная программа управляемых ракет 1944-1950 гг.» . Офис связи исторического отдела ВВС США, ВВС США, Вашингтон, округ Колумбия, 1988 г.
- Веррел, Кеннет, «Пример неудачи». Журнал Американского авиационного исторического общества, осень 1988 г.
- Веррел, Кеннет, «Эволюция крылатой ракеты». Издательство Air University Press, база ВВС Максвелл, Алабама. 1985 год
- Залога, Стивен Дж. «Глава 5». Цель – Америка: Советский Союз и гонка стратегических вооружений, 1945–1964 гг . Нью-Йорк: Presidio Press, 1993. ISBN 0-89141-400-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «День, когда они потеряли Снарк», автор Дж. П. Андерсон, статья журнала Air Force Magazine о Снарке, который прошел испытания и, по слухам, был найден в Бразилии.
- Снарк приземляется на полозья с небольшими повреждениями
- На заре компьютерной эпохи
- Отличная статья о Снарке на FAS.org
- «Наши первые управляемые ракеты», «Популярная механика», июль 1954 г., подробная статья о Снарке и школе ВВС США по подготовке кадров для него.