Jump to content

Дуглас А-1 Скайрейдер

(Перенаправлено с AD-6 )
А-1 (AD) Скайрейдер
Роль Штурмовик
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Дуглас Эйркрафт Компани
Первый полет 18 марта 1945 г.
Введение 1946
Ушедший на пенсию 1973 (использование в США)
1985 ( ВВС Габона ) [ 1 ]
Основные пользователи ВМС США
Корпус морской пехоты США
ВВС США
Королевский флот
ВВС Южного Вьетнама
Французские ВВС
Произведено 1945–1957
Количество построенных 3,180
Развитый в Дуглас A2D Скайшарк

Douglas A-1 Skyraider (ранее обозначавшийся AD до объединения обозначений ВМС и ВВС в 1962 году ) — американский одноместный штурмовик, находившийся на вооружении с 1946 по начало 1980-х годов, участвовавший во время Корейской войны и войны во Вьетнаме . У Skyraider была необычайно долгая карьера: он оставался на передовой даже в эпоху реактивных самолетов (когда большинство штурмовиков или истребителей с поршневыми двигателями были заменены реактивными самолетами ); таким образом, некоторые стали называть его « анахронизмом ». [ 2 ] [ 3 ] Самолет получил прозвище «Спад» в честь французского истребителя времен Первой мировой войны . [ 4 ]

Он эксплуатировался ВМС США (USN), Корпусом морской пехоты США (USMC) и ВВС США (USAF), а также служил в Королевском флоте Великобритании , ВВС Франции , Республике Вьетнам. ВВС (РВНАФ) и другие. Он оставался на вооружении США до начала 1970-х годов.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Поршневой и пропеллерный Skyraider был разработан во время Второй мировой войны для удовлетворения требований ВМС США к палубному одноместному дальнему высокопроизводительному пикирующему / торпедоносцу-бомбардировщику , который последовал за более ранними самолетами, такими как Douglas SBD Dauntless , Curtiss SB2C Helldiver и Grumman TBF Avenger . [ 5 ] Прототипы , разработанные Эдом Хайнеманном из Douglas Aircraft Company , были заказаны 6 июля 1944 года как XBT2D-1 . XBT2D-1 совершил свой первый полет 18 марта 1945 года, а в апреле 1945 года ВМС США начали оценку самолета в Военно-морском авиационном испытательном центре (NATC). [ 6 ] В декабре 1946 года, после изменения обозначения на АД-1 , в эскадрилью флота был произведен первый серийный самолет — ВА-19А. [ 7 ]

AD-1 был построен на заводе Дугласа в Эль-Сегундо в Южной Калифорнии. В своих мемуарах «Одинокое небо » летчик-испытатель Билл Бриджман описал рутинную, но иногда опасную работу по сертификации AD-1, только что сошедшего с конвейера, из расчета два самолета в день для поставки ВМС США в 1949 и 1950 годах. [ 8 ]

Прототип Douglas XBT2D-1 Skyraider

Конструкция моноплана с низкорасположенным крылом началась с Wright R-3350 Duplex-Cyclone, радиального двигателя который позже несколько раз модернизировался. Самолет имел характерные большие прямые крылья с семью точками подвески каждое. «Скайрейдер» обладал превосходной маневренностью на малой скорости и нес большое количество боеприпасов на значительном боевом радиусе. Для своего размера ему пришлось долго находиться в воздухе по сравнению с гораздо более тяжелыми дозвуковыми или сверхзвуковыми самолетами. Самолет был оптимизирован для наземных атак и был защищен от наземного огня в ключевых местах, в отличие от более быстрых истребителей, приспособленных для перевозки бомб, таких как Vought F4U Corsair или North American P-51 Mustang , которые были сняты с вооружения американских войск до 1960-х годов.

Вскоре после того, как Хайнеманн приступил к проектированию XBT2D-1, было опубликовано исследование, показавшее, что на каждые 100 фунтов (45 кг) снижения веса разбег уменьшался на 8 футов (2,4 м), а боевой радиус увеличивался на 22 мили (35 кг). км), а скорость набора высоты увеличилась на 18 футов/мин (0,091 м/с). Хайнеманн немедленно поручил своим инженерам-конструкторам начать программу по снижению веса конструкции XBT2D-1, какой бы маленькой она ни была. Упрощение топливной системы привело к снижению веса на 270 фунтов (120 кг); 200 фунтов (91 кг) за счет исключения внутреннего бомбового отсека и подвешивания внешних запасов к крыльям или фюзеляжу; 70 фунтов (32 кг) при использовании фюзеляжного тормоза пикирования; и 100 фунтов (45 кг) при использовании более старой конструкции хвостового колеса. В конце концов Хайнеманн и его инженеры-конструкторы добились снижения веса более чем на 1800 фунтов (820 кг) по сравнению с исходной конструкцией XBT2D-1. [ 9 ]

Серия Navy AD изначально была окрашена в глянцевый морской синий цвет ANA 623, но в 1950-х годах, после Корейской войны, цветовая схема была изменена на светло-серый и белый цвета чайки (FED Std 595 27875). Первоначально используя серо-белую схему ВМФ, к 1967 году ВВС США начали окрашивать свои Skyraiders в замаскированный рисунок, используя два оттенка зеленого и один коричневый.

A-1E Skyraider в RVNAF цветах во время авиашоу

Используемый ВМС США над Кореей и Вьетнамом, А-1 был основным самолетом непосредственной авиационной поддержки ВВС США и ВВС США во время войны во Вьетнаме. А-1 славился своей способностью выдерживать попадания и продолжать полет благодаря броневой обшивке вокруг кабины для защиты пилота. В середине 1960-х годов его заменил Grumman A-6 Intrumer в качестве основного среднего штурмовика ВМФ в суперавианосцев авиакрыльях ; однако «Скайрейдеры» продолжали действовать с меньших авианосцев класса «Эссекс» .

Skyraider прошел семь модификаций, начиная с AD-1 , затем AD-2 и AD-3 с различными незначительными улучшениями, затем AD-4 с более мощным двигателем R-3350-26WA . AD -5 был значительно расширен, что позволило двум экипажам сидеть рядом (это был не первый многоместный вариант: AD-1Q был двухместным, а AD-3N - трехместным); он также выпускался в четырехместной ночной штурмовой версии АД-5Н . АД -6 представлял собой улучшенный АД-4Б с улучшенным оборудованием для бомбометания на малых высотах, а окончательная серийная версия АД-7 была модернизирована до двигателя Р-3350-26ВБ .

Для службы во Вьетнаме самолеты Skyraiders ВВС США были оснащены системой эвакуации Stanley Yankee. [ 10 ] который действовал аналогично катапультному креслу, но с двумя ракетами, извлекавшими пилота из кабины.

Помимо службы в Корее и Вьетнаме в качестве штурмовика, Skyraider был модифицирован для использования в качестве палубного самолета дальнего обнаружения, заменив Grumman TBM-3W Avenger . Он выполнял эту функцию в ВМС США и Королевском флоте , будучи заменен в этих службах Grumman E-1 Tracer и Fairey Gannet соответственно. [ 11 ]

Производство Skyraider закончилось в 1957 году, всего было построено 3180 экземпляров. В 1962 году существующие Skyraiders были переименованы в A-1D через A-1J и позже использовались как ВВС США , так и ВМС во Вьетнамской войне.

Операционная история

[ редактировать ]

Корейская война

[ редактировать ]
AD-4 Skyraider взлетает с авианосца USS Princeton во время Корейской войны.

Skyraider был произведен слишком поздно для использования во Второй мировой войне, но стал основой авианосцев ВМС США и ударных самолетов Корпуса морской пехоты США во время Корейской войны (1950–1953 гг.), При этом первые ЗРК вступили в бой из Вэлли. Кузница с ВА-55 3 июля 1950 г. [ 12 ] Его боевая нагрузка и 10-часовое время полета намного превосходили имеющиеся в то время самолеты. [ 11 ] 2 мая 1951 года «Скайрейдеры» совершили единственную воздушную торпедную за всю войну атаку, поразив плотину Хвачхон , которая тогда контролировалась Северной Кореей. [ 13 ]

16 июня 1953 года USMC AD-4 из VMC-1, пилотируемый майором Джорджем Х. Линнемайером и старшим военным Верноном С. Крамером, сбил биплан Поликарпов По-2 советской постройки , что стало единственной задокументированной воздушной победой Skyraider в войне. [ 14 ] Самолеты АД-3Н и -4Н с бомбами и осветительными ракетами совершали ночные штурмовые вылеты, а АД-3Н и -4Н выполняли задачи по подавлению радиолокационных станций с авианосцев и наземных баз. [ 11 ]

Во время Корейской войны на AD Skyraiders летали только ВМС США и Корпус морской пехоты США, и они обычно были окрашены в темно-синий цвет. Вражеские войска прозвали его «Голубым самолетом». [ 15 ] «Скайрейдеры» Корпуса морской пехоты понесли большие потери при использовании в миссиях непосредственной поддержки на низком уровне. Чтобы позволить операциям на малых высотах продолжаться без неприемлемых потерь, был установлен пакет дополнительной брони, состоящий из внешних алюминиевых броневых листов толщиной 0,25–0,5 дюйма (6,4–12,7 мм), установленных на нижней и боковых сторонах фюзеляжа самолета. Броневой комплект весил в общей сложности 618 фунтов (280 кг) и мало влиял на характеристики и управляемость. [ 16 ] Всего в Корейской войне было потеряно 128 самолетов ВМФ и морской пехоты ПВО Skyraider: 101 в боевых действиях и 27 по оперативным причинам. Большинство эксплуатационных потерь было связано с огромной мощностью ПВО: ПВО, от которых «отмахнулись» во время операций по восстановлению авианосца, были склонны к фатальному крену с крутящим моментом в море или на палубу авианосца, если пилот по ошибке дал ПВО. слишком большой газ. Крутящий момент двигателя был настолько велик, что заставлял самолет вращаться вокруг винта и врезаться в море или в авианосец.

Инцидент с Cathay Pacific VR-HEU

[ редактировать ]

26 июля 1954 года два Douglas Skyraider с авианосцев USS Philippine Sea и Hornet сбили два китайских ВВС НОАК истребителя «Лавочкин» у побережья острова Хайнань во время поиска выживших после сбития авиалайнера Cathay Pacific Douglas DC-4 Skymaster. трехдневного ранее. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

Вьетнамская война

[ редактировать ]
А-1Н ВА-115 в 1965 году.

Когда началось участие Америки во Вьетнамской войне , A-1 Skyraider по-прежнему оставался средним штурмовиком во многих авианосных авиакрыльях его планировалось заменить на A-6A Intrumer , хотя в рамках общего перехода на реактивные самолеты . Скайрейдеры из «Созвездия» и «Тикондероги» участвовали в первых ударах ВМС США по Северному Вьетнаму 5 августа 1964 года в рамках операции «Пирс Эрроу» в ответ на инцидент в Тонкинском заливе , нанося удары по складам топлива в Винь , при этом один «Скайрейдер» из Тикондероги был поврежден анти- самолет обстрелял , а второй из Constellation сбил, в результате чего погиб его пилот, лейтенант Ричард Сатер. [ 20 ] [ 21 ]

Перестрелки

[ редактировать ]
A-1H "Paper Tiger II" с шуточной бомбой, сделанной из туалета, октябрь 1965 года.

Во время войны «Скайрейдеры» ВМС США сбили из своей пушки два Народных ВВС Вьетнама (ВВС Вьетнама) реактивных истребителя МиГ-17 . Первый, 20 июня 1965 года, был совершен лейтенантом Клинтоном Б. Джонсоном и младшим лейтенантом Чарльзом В. Хартманом III из VA-25 . [ 22 ] было первое огнестрельное убийство во Вьетнамской войне. Другой был совершен 9 октября 1966 года младшим лейтенантом Уильямом Т. Паттоном из VA-176 . [ 14 ]

Тактические операторы

[ редактировать ]

После освобождения от службы в ВМС США Skyraiders были введены в состав ВВС Республики Вьетнам (RVNAF). Скайрейдеры также использовались ВВС США , в частности подразделениями специальных операций Тактического авиационного командования , для поисково-спасательного прикрытия с воздуха. Они также использовались ВВС США для выполнения одной из самых известных ролей Skyraider — сопровождения вертолета «Сэнди» при спасательных операциях. [ 23 ] [ 24 ] 10 марта 1966 года майор ВВС США Бернард Ф. Фишер совершил полет на самолете A-1E и был награжден Почетной медалью за спасение майора «Джампа» Майерса в А-Шау лагере спецназа . [ 25 ] ВВС США Полковник Уильям А. Джонс III пилотировал самолет A-1H 1 сентября 1968 года, за что был награжден Почетной медалью. В ходе этой миссии, несмотря на повреждение своего самолета и серьезные ожоги, он вернулся на свою базу и сообщил о местонахождении сбитого американского летчика. [ 25 ]

был сбит первый A-1E Skyraider 5 августа 1964 года в ходе операции «Пирс Эрроу» . Пилот, лейтенант (младший) Ричард Сатер, был первым пилотом ВМФ, погибшим на войне. был сбит второй A-1E Skyraider, а пилот погиб В ночь на 29 августа 1964 года возле авиабазы ​​Бьенхоа ; им пилотировал капитан Ричард Д. Госс из 1-й эскадрильи воздушных коммандос 34-й тактической группы. Третий А-1 был сбит 31 марта 1965 года, пилотируемый лейтенантом Джеральдом У. МакКинли с авианосца « Хэнкок» во время бомбардировки Северного Вьетнама. Он был объявлен пропавшим без вести, предположительно мертвым.

Во время своего первого вылета пилот ВМФ лейтенант (младший) Дитер Денглер 1 февраля 1966 года получил повреждение своего A-1H над Вьетнамом и совершил аварийную посадку в Лаосе . [ 26 ]
Полковник Оскар Маутерер катапультировался из своего А-1 после сильного вражеского огня, прикрывая поврежденный дружественный самолет 15 февраля 1966 года. Сообщения по радио подтвердили, что у Маутерера был хороший парашют, но он был захвачен вражескими войсками. Маутерер по-прежнему находится в статусе военнопленного/МВД.

A-1H 52-139738 из 1-го SOS был последним Skyraider ВВС США, потерянным 28 сентября 1972 года.

Следующий А-1 был сбит 29 апреля 1966 года, а пилот капитан Грант Н. Табор погиб 19 апреля 1967 года; оба были из 602-й эскадрильи воздушных коммандос . Самолет Skyraider из эскадрильи ВМФ VA-25 , выполнявший паромный рейс с авиабазы ​​ВМС Куби-Пойнт (Филиппины) на военный корабль США Коралловое море , был сбит двумя китайскими МиГ-17 14 февраля 1968 года: лейтенант (младший) Джозеф П. Данн, ВМС США тоже летал. недалеко от китайского острова Хайнань и был перехвачен. A-1H Skyraider 134499 (Canasta 404) лейтенанта Данна был последним A-1 ВМС, потерянным в войне. Было замечено, что он пережил катапультирование и развернул свой плот, но так и не был найден. Первоначально он числился пропавшим без вести, теперь он числится погибшим и посмертно повышен в звании до командира. В октябре 1965 года, чтобы подчеркнуть сброс шестимиллионного фунта боеприпасов, командир Кларенс Дж. Стоддард из VA-25 на самолете A-1H сбросил специальный одноразовый предмет в дополнение к другим своим боеприпасам - туалет. [ 27 ] Во время войны во Вьетнаме ВМС США потеряли 65 «Скайрейдеров», из них 48 в боях. [ 28 ]

ВВС США впервые применили военно-морской самолет A-1 Skyraider во Вьетнаме. По мере развития войны во Вьетнаме самолеты ВВС США A-1 окрашивались в камуфляж , а самолеты USN A-1 Skyraider имели серо-белый цвет, в отличие от войны в Корее, когда A-1 были окрашены в темно-синий цвет. После ноября 1972 года все А-1, находящиеся на вооружении США в Юго-Восточной Азии, были переданы RVNAF. Skyraider во Вьетнаме стал пионером концепции прочного, живучего самолета с длительным временем ожидания и большой боекомплектом. ВВС США потеряли 191 Skyraider в Юго-Восточной Азии, 150 из них в боях. Из 256 потерянных А-1 пять были сбиты ракетами класса «земля-воздух» (ЗРК), а три — в бою воздух-воздух; остальные были сбиты зенитной артиллерией . [ 29 ]

ВВС Республики Вьетнам

[ редактировать ]

A-1 Skyraider был рабочей лошадкой непосредственной воздушной поддержки RVNAF на протяжении большей части войны во Вьетнаме. ВМС США начали передавать некоторые из своих Skyraiders RVNAF в сентябре 1960 года, заменив более старые Grumman F8F Bearcats RVNAF . К 1962 году на вооружении RVNAF было 22 самолета. [ 30 ] а к 1968 году был получен еще 131 самолет. Первоначально авиаторы и экипажи ВМС отвечали за обучение своих южновьетнамских коллег работе на самолете, но со временем ответственность постепенно перешла к ВВС США.

A-1H Skyraider 516-й истребительной эскадрильи VNAF загружается напалмом на авиабазе Дананг, 1967 год.

Первые стажеры были выбраны из числа пилотов RVNAF Bearcat, налет которых составил от 800 до 1200 часов. Они прошли обучение в NAS Corpus Christi , штат Техас, а затем были отправлены в NAS Lemoore , штат Калифорния, для дальнейшего обучения. Пилоты и экипажи ВМС во Вьетнаме проверили передаваемые в RVNAF «Скайрейдеры» и провели курсы для наземных экипажей RVNAF. [ 31 ]

За время войны RVNAF приобрела в общей сложности более 350 Skyraiders и к концу 1965 года имела шесть эскадрилий A-1. Около трети из них составляли A-1E/G. Они были сокращены в период вьетнамизации с 1968 по 1972 год, поскольку США начали поставлять южновьетнамцам более современные самолеты непосредственной авиационной поддержки, такие как A-37 Dragonfly и Northrop F-5 , а в начале 1968 года только три из его эскадрилий летали на А-1. [ 32 ]

Когда США прекратили свое прямое участие в войне, они передали оставшиеся свои «Скайрейдеры» Южному Вьетнаму, и к 1973 году все оставшиеся «Скайрейдеры» на вооружении США были переданы RVNAF. [ 33 ] В отличие от своих американских коллег, боевой стаж которых обычно ограничивался 12 месяцами, отдельные пилоты южновьетнамских Skyraider налетали на А-1 многие тысячи боевых часов, а многие старшие пилоты RVNAF обладали чрезвычайной квалификацией в управлении самолетами. [ 34 ] Последними Skyraiders, переданными ВНАФ, были 23 A-1H/J и 21 A-1E/G в конце 1972 года. В 1974 году 61 самолет был поставлен на хранение. Год спустя одиннадцать бежали в Таиланд (5 A-1E, 1 A-1G, 5 A-1H) и более 40 были захвачены Северным Вьетнамом. [ 35 ]

A-1H 134600 эксплуатировался ВНАФ с 1965 по 1975 год. В 1997 году он был приобретен Центром военной истории армии США, а затем был отреставрирован и выставлен в Национальном музее ВВС США в 2022 году (окрашен как 52– 139738). [ 36 ]

Великобритания

[ редактировать ]
Четыре Douglas Skyraider AEW.1 Королевского флота из 849-й военно-морской авиационной эскадрильи , базирующейся на авиабазе Королевских военно-морских сил Калдроуз , в полете, 1950-е годы.

В 1951 году Королевский флот приобрел 50 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения AD-4W в рамках Программы военной помощи . Все Skyraider AEW.1 эксплуатировались 849-й морской авиационной эскадрильей , которая обеспечивала отряды из четырех самолетов для британских авианосцев. Полеты HMS Eagle (R05) и HMS Albion (R07) принимали участие в Суэцком кризисе 1956 года. [ 37 ] [ 38 ] 778-я военно-морская авиационная эскадрилья отвечала за подготовку экипажей Skyraider в RNAS Culdrose до июля 1952 года. [ 39 ]

В 1960 году Fairey Gannet AEW .3 заменил Skyraiders, использовав радар AN/APS-20 самолета Douglas. Последние британские Skyraiders были отправлены на пенсию в 1962 году. [ 39 ] В конце 1960-х годов радары AN/APS-20 самолетов Skyraiders были установлены на Avro Shackleton AEW.2 Королевских ВВС, которые окончательно были сняты с вооружения в 1991 году.

Четырнадцать бывших британских самолетов AEW.1 Skyraider были проданы Швеции для использования компанией Svensk Flygtjänst AB в период с 1962 по 1976 год. Все военное оборудование было снято, и самолеты использовались в качестве буксиров-мишеней для поддержки шведских вооруженных сил . [ 39 ]

Французские ВВС закупили 20 бывших USN AD-4, а также 88 бывших USN AD-4N и пять бывших USN AD-4NA, причем бывшие трехместные самолеты были модифицированы в одноместные с удалением радиолокационного оборудования и два поста оператора в хвостовой части фюзеляжа. AD-4N/NA первоначально были приобретены в 1956 году для замены устаревших республиканских P-47 Thunderbolts в Алжире. [ 40 ]

Впервые Skyraiders были заказаны в 1956 году, а первый был передан ВВС Франции 6 февраля 1958 года после капитального ремонта и оснащения некоторым французским оборудованием компанией Sud-Aviation. Самолеты использовались до конца Алжирской войны . Самолеты использовались 20e Escadre de Chasse (EC 1/20 "Aures Nementcha", EC 2/20 "Ouarsenis" и EC 3/20 "Oranie") и EC 21 для непосредственной авиационной поддержки, вооруженные ракетами и бомбами. и напалм .

У «Скайрейдеров» была лишь короткая карьера в Алжире, но, тем не менее, они оказались наиболее успешными из всех специальных самолетов для борьбы с повстанцами, развернутых французами. Skyraider оставался на ограниченной службе во Франции до 1970-х годов. [ 40 ] Они принимали активное участие в гражданской войне в Чаде, сначала в составе Воздушной армии , а затем в составе номинально независимых ВВС Чада , укомплектованных французскими наемниками. Самолет также эксплуатировался под французским флагом в Джибути и на острове Мадагаскар. Когда Франция наконец отказалась от «Скайрейдеров», она передала выживших союзным государствам, включая Габон, Чад , Камбоджу и Центральноафриканскую Республику. [ 41 ] (несколько самолетов из Габона и Чада были восстановлены французскими энтузиастами боевых птиц и внесены в реестр актов гражданского состояния Франции).

Французы часто использовали кормовую станцию ​​для перевозки обслуживающего персонала, запасных частей и припасов на передовые базы. В Чаде даже использовали кормовую станцию ​​для «бомбардира» и его «специальных запасов» – пустых пивных бутылок – поскольку они считались несмертельным оружием и, таким образом, не нарушали установленных правительством правил ведения боевых действий во время операций против ливийских вооруженных сил. поддерживал повстанцев в конце 1960-х - начале 1970-х годов. [ нужна ссылка ]

Варианты

[ редактировать ]
XBT2D-1 в 1945 году.
VC-35 AD-1Q в конце 1940-х годов.
ВК-33 АД-3Q, АД-4Н и АД-5Н в 1955 году.
Самолет AD-4W AEW приземляется на авианосец USS Leyte
ВМА-331 АД-5 в полете
Самолет РЭБ EA-1F (AD-5Q), BuNo 135010, CVW-9 , 1966 г.
VAW-11 AD-5W на борту авианосца USS Kearsarge , 1958 год.
АД-6 из состава ВА-42
XBT2D-1
Прототип одноместного пикирующего бомбардировщика-торпедоносца для ВМС США.
XBT2D-1N
Трехместные прототипы ночных штурмовиков; построено всего три самолета
XBT2D-1P
Прототип фоторазведки; построен только один
XBT2D-1Q
Двухместный прототип электронного противодействия; только один самолет
БТ2Д-2 (ХАД-2)
Модернизированный штурмовик; только один прототип
АД-1
Первая серийная модель; 242 построено
AD-1Q
Двухместный вариант радиоэлектронного противодействия АД-1; 35 построено
АД-1У
АД-1 с радиолокационным противодействием и буксирным целевым оборудованием, без вооружения и без водонагнетательного оборудования
ХАД-1W
Трехместный прототип самолета дальнего радиолокационного обнаружения. Прототип АД-3В; только один самолет.
АД-2
Усовершенствованная модель с двигателем Wright R-3350-26W мощностью 2700 л.с. (2000 кВт); 156 построено
АД-2Д
Неофициальное обозначение АД-2, используемых в качестве самолетов с дистанционным управлением для сбора и сбора радиоактивных материалов в воздухе после ядерных испытаний.
АД-2Q
Двухместный вариант радиоэлектронного противодействия АД-2; 21 построено
АД-2КУ
АД-2 с радиолокационным противодействием и средствами буксировки цели, без вооружения и водонагнетания; только один самолет
ХАД-2
Аналогичен XBT2D-1, за исключением двигателя, увеличен запас топлива.
АД-3
Предлагаемая турбовинтовая версия, первоначальное обозначение A2D Skyshark.
АД-3
Усиленный фюзеляж, улучшенное шасси, новая конструкция фонаря; 125 построено
АД-3С
Модель противолодочной борьбы; было построено всего два прототипа
АД-3Н
Трехместный ночной штурмовой вариант; 15 построено
АД-3Q
Версия с электроникой противодействия, оборудование противодействия перенесено для лучшего комфорта экипажа; 23 построено
АД-3КУ
Самолеты-буксировщики мишеней, но большинство из них было поставлено как AD-3Q.
АД-3В
Версия дальнего обнаружения с воздуха; 31 построено
ХАД-3Е
АД-3В модифицированный для противолодочной обороны с винтом Aeroproducts
АД-4
Усиленное шасси, улучшенный радар, компас G-2, противоперегрузочные костюмы, четыре 20-мм (0,79 дюйма) пушки и 14 ракетных установок Aero; 372 построено
АД-4Б
Специализированная версия, предназначенная для перевозки ядерного оружия, также вооруженная четырьмя 20-мм (0,79 дюйма) пушками; 165 построено плюс 28 переоборудовано
АД-4Л
Оборудован для зимних операций в Корее; 63 конверсии
АД-4Н (А-1Д)
Трехместный ночной штурмовой вариант; 307 построено
АД-4НА
Обозначение 100 АД-4Н без ночного штурмовика, но с четырьмя 20-мм пушками для службы в Корее в качестве штурмовиков.
АД-4НЛ
Зимний вариант АД-4Н; 36 конверсий
AD-4Q
Двухместный вариант радиоэлектронного противодействия АД-4; 39 построено
АД-4В
Трехместная версия дальнего радиолокационного обнаружения; 168 построено. Всего 50 AD-4W были переданы Королевскому флоту как Skyraider AEW Mk 1 .
АД-5 (А-1Е)
Сиденья пилота и второго пилота бок о бок, без тормозов пикирования; 212 построено
АД-5Н (А-1Г)
Четырехместный ночной штурмовой вариант с радиолокационным противодействием; 239 построено
АД-5Q (EA-1F)
Четырехместная версия с электроникой противодействия; 54 конверсии
АД-5С
Один прототип для испытаний детектора магнитных аномалий (МАД). противолодочного оборудования
АД-5У
АД-5, модифицированный для буксировки целей, в 1962 году стал УА-1Е. Эту же модель, переоборудованную в транспортную, иногда называли АД-5Р.
АД-5В (ЭА-1Е)
Трехместный бортовой вариант дальнего радиолокационного обнаружения с AN/APS-20 установленной РЛС ; построено 218
УА-1Э
Утилита версия AD-5
АД-6 (А-1Н)
Одноместный штурмовик с тремя тормозами пикирования, центральной станцией, рассчитанной на 3500 фунтов (1600 кг) боеприпасов, диаметром 30 дюймов (760 мм), комбинацией бомбовых эжекторов 14 дюймов (360 мм) и 30 дюймов (760 мм) и низким /наводчик высотной бомбы; 713 построено
АД-7 (А-1J)
Последняя серийная модель с двигателем R-3350-26WB с конструктивными улучшениями для увеличения усталостного ресурса крыла; 72 построено

Операторы

[ редактировать ]

Выживший самолет

[ редактировать ]

Технические характеристики (AD-6/A-1H Skyraider)

[ редактировать ]
Чертеж Douglas XBT2D-1 Dauntless II в трех видах
3-view line drawing of the Douglas XBT2D-1 Dauntless II

Данные самолетов McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. [ 42 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 38 футов 10 дюймов (11,84 м)
  • Размах крыльев: 50 футов 0,25 дюйма (15,2464 м)
  • Высота: 15 футов 8,25 дюйма (4,7816 м)
  • Площадь крыла: 400,33 кв. футов (37,192 м ). 2 )
  • Профиль профиля : корень: NACA 2417; совет: NACA 4413 [ 43 ]
  • Пустой вес: 11 968 фунтов (5 429 кг)
  • Полная масса: 18 106 фунтов (8 213 кг)
  • Запас топлива: внутренние баки на 380 галлонов США (320 имп галлонов; 1400 л).
  • Силовая установка: 1 Wright R-3350-26WA Duplex-Cyclone с воздушным охлаждением, мощностью 2700 л.с. (2000 кВт). 18-цилиндровый радиально-поршневой двигатель
  • Воздушные винты: 4-лопастной Aeroproducts. винт постоянной скорости

Производительность

  • Максимальная скорость: 322 миль в час (518 км/ч, 280 узлов) на высоте 18 000 футов (5 500 м)
  • Крейсерская скорость: 198 миль в час (319 км/ч, 172 узла)
  • Диапазон: 1316 миль (2118 км, 1144 морских миль)
  • Практический потолок: 28 500 футов (8 700 м)
  • Скорость набора высоты: 2850 футов/мин (14,5 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 46,6 фунтов/кв. футов (228 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,149 л.с./фунт (0,245 кВт/кг)

Вооружение

  • Орудия: 4 20-мм пушки AN/M3 с боезапасом 200 снарядов на ствол.
  • Узлы подвески: 15 внешних точек подвески грузоподъемностью 10 500 фунтов (4762,71 кг) согласно руководству NAVWEPS 01-40-ALF-1, с приспособлениями для перевозки комбинаций:
    • Прочее: бомбы, торпеды, минные раздатчики, неуправляемые ракеты и артиллерийские установки. [ 27 ]

A-1 Skyraider получил различные прозвища, в том числе: «Spad» и «Super Spad» (от обозначения AD самолета, его относительной долговечности в эксплуатации и намека на самолет « Spad » времен Первой мировой войны), «Able Dog». (фонетический AD), «Разрушитель», «Бродяга» (радиопозывной 1-го воздушного коммандос/1-й эскадрильи специальных операций ВВС США ), «Светлячок» (позывной 602-й ACS/SOS ), «Зорро» (позывной 22-го SOS ), «Большая пушка», «Старый верный», «Старый разный», «Толстяк» (версия AD-5/A-1E, размещение рядом), «Гуппи (версия AD-5W), «Q-Bird» или «Queer Bird» (версии AD-1Q/AD-5Q), «Летающий самосвал» (A-1E), «Сэнди» ( 602-й ACS/SOS) позывной . для сопровождения боевых поисково-спасательных вертолетов) и «Безумный водяной буйвол» (прозвище южновьетнамцев). [ 44 ] [ не удалось пройти проверку ]

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Торнбург, Крис. «ВВС мира - Исторические списки: Габон (GAB)». Архивировано 4 июля 2011 года на сайте Wayback Machine WorldAirForces.Com , 3 декабря 2006 года. Дата обращения: 24 марта 2011 года.
  2. ^ Сучу, Питер (30 марта 2021 г.). « Летающий анахронизм»: Дуглас А-1 Скайрейдер был воином войны во Вьетнаме» . Национальный интерес .
  3. ^ «Реестр Douglas A-1 Skyraider — сайт ресурсной группы Warbirds» . www.warbirdregistry.org .
  4. ^ Берджесс и Рауса 2009, с. 7.
  5. ^ Паркер, Дана Т. Строительство Победы: производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны, с. 33, Сайпресс, Калифорния, 2013 г. ISBN   978-0989790604 .
  6. ^ Суонборо и Бауэрс 1976, с. 176.
  7. ^ Суонборо и Бауэрс 1976, с. 177.
  8. ^ Бриджман и Хазард 1955, стр. 38–40.
  9. ^ «Головные боли конструктора реактивных самолетов». Популярная механика , январь 1953 г., стр. 81–85, 248.
  10. ^ «Место выброса: Система извлечения Стэнли Янки» . www.ejectionsite.com . Архивировано из оригинала 10 января 2002 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, скорая помощь «Способная собака». История авиации , сентябрь 2008 г.
  12. ^ Мерский 1983, с. 144.
  13. ^ Фальтум 1996, стр. 125–126.
  14. ^ Перейти обратно: а б Гроссник и Армстронг, 1997 г.
  15. ^ Джордан, Кори К. «Дуглас AD-4 Skyraider». Архивировано 3 сентября 2011 г. в Wayback Machine. Ледяной ад... Воздушная война над Кореей, 1950–1953 , 2001 г. Дата обращения: 14 июля 2011 г.
  16. ^ Де Вайн, Карл Р. «Алюминиевая броня защищает AD». Архивировано 26 января 2017 г. в Wayback Machine . Новости морской авиации , май 1953 г., с. 33.
  17. ^ «Со всех сторон: Хайнаньский инцидент» . Полет . Том. 66, нет. 2375. 30 июля 1954. с. 130.
  18. ^ «Предупреждение США о новых атаках красной авиации» . Авиационная неделя . Том. 61, нет. 5. 2 августа 1954 г. с. 15.
  19. ^ «Воздушное столкновение у Хайнаня». Архивировано 19 декабря 2008 года в Wayback Machine South China Morning Post , 27 июля 1954 года.
  20. ^ Дорр Эйр Энтузиаст 1988, стр. 3.
  21. ^ Дорр и Бишоп 1996, стр. 34–35.
  22. ^ Джонсон, Клинтон. «Скайрейдер против МиГ-17». Архивировано 28 ноября 2007 г. в Wayback Machine Untold Stories. Проверено: 14 июля 2011 г.
  23. ^ «Дуглас A-1H и A-1J». Архивировано 6 марта 2008 года в Wayback Machine , Национальный музей ВВС США. Дата обращения: 30 декабря 2007 г.
  24. ^ «Спасение во Вьетнаме». Архивировано 6 марта 2008 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Дата обращения: 30 декабря 2007 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б «Цитаты о Почетной медали: получатели Почетной медали войны во Вьетнаме (AL)». Архивировано 27 мая 2009 г. в Wayback Machine Центре военной истории армии США , 16 июля 2007 г. Дата обращения: 23 декабря 2007 г.
  26. ^ Денглер 1979
  27. ^ Перейти обратно: а б Джонсон, капитан Клинт. «Туалетная бомба ВА-25». Архивировано 22 февраля 2007 г. на Wayback Machine USS Midway. Проверено: 24 марта 2011 г.
  28. ^ Список потерь самолетов во время войны во Вьетнаме.
  29. ^ Хобсон 2001, стр. 268–269.
  30. ^ Чиннери 1997, с. 95.
  31. ^ Денехан 1997, стр. 10–11.
  32. ^ Денехан, 2007 г.
  33. ^ "Скайрейдер". Архивировано 15 мая 2008 г. в Wayback Machine NASM . Проверено: 7 октября 2009 г.
  34. ^ Чиннери 1997, с. 96.
  35. ^ Уэйн Мутза: Skyraider А-1 во Вьетнаме. Последняя война Спэда : Военная история Шиффера, Атглен, Пенсильвания (США), 2016 г. (ISBN 9780764317910), стр. 143-144.
  36. ^ «А-1Н Скайрейдер 134600» . airvisuals.ca . 22 июля 2023 г.
  37. ^ Балланс 2016, стр.228-229.
  38. ^ «Фотографии жителей зоны канала: Суэцкий кризис с корабля HMS Albion - операция «Мушкетер», 1956» . CanalZoners.co.uk . 1995. Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 года . Проверено 28 декабря 2020 г. Подпись к фотографии: Авиация Королевского военно-морского флота Douglas AD-4W Skyraider AEW1 из звена C 849-й эскадрильи взлетает с палубы HMS Albion во время Суэцкого кризиса 1956 года.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Баугер. Джо. «Служба AD Skyraider в составе авиации флота». Архивировано 24 ноября 2010 г. в Wayback Machine Douglas AD/A-1 Skyraider , 18 октября 2001 г. Дата обращения: 7 октября 2009 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1979, с. 403.
  41. ^ Франсильон 1979, стр. 403–404.
  42. ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 368–391. ISBN  0870214284 .
  43. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  44. ^ «The Sandy Spad». Архивировано 7 сентября 2015 года в Wayback Machine , Роберт С. ДеГроат. История появилась в февральском номере журнала EAA Warbirds за 1996 год. Проверено: 25 марта 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андраде, Джон М. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Публикации округов Мидленд, 1979. ISBN   0-904597-22-9 .
  • Балланс Тео с Ли Ховардом и Рэем Стертивантом. Эскадрильи и части авиации флота . Стейплфилд, Англия: Air-Britain , 2016. ISBN   978-0-85130-4892 .
  • Берджесс, Ричард Р. и Розарио М. Рауса. Подразделения ВМС США A-1 Skyraider времен войны во Вьетнаме (боевой самолет Osprey № 77). Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2009. ISBN   978-1-84603-410-7 .
  • Бриджмен, Уильям и Жаклин Хазард. Одинокое небо . Нью-Йорк: Генри Холт и компания, 1955. ISBN   978-0-8107-9011-7 .
  • Чиннери, Филип Д. Воздушный коммандос: Внутри командования специальных операций ВВС . Лондон: Книги Святого Мартина в мягкой обложке, 1997. ISBN   978-0-312-95881-7 .
  • Денехан, Уильям, майор ВВС США. От сверчков до стрекоз: подготовка и оснащение ВВС Республики Вьетнам в 1955-1972 гг . База ВВС Максвелл, Алабама: Воздушный командно-штабной колледж, Авиационный университет, 1997.
  • Денглер, Дитер. Побег из Лаоса . Нью-Йорк: Presidio Press, 1979. ISBN   0-89141-076-7 .
  • Дорр, Роберт Ф. «Юго-Восточно-Азиатский «Спад»… Война Скайрейдеров». Air Enthusiast , тридцать шесть лет, май – август 1988 г. Бромли, Великобритания: FineScroll. стр. 1–11, 73–77. ISSN   0143-5450 .
  • Дорр, Роберт Ф. и Крис Бишоп. Обзор воздушной войны во Вьетнаме . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1996. ISBN   1-874023-78-6 .
  • Друри, Ричард С. Моя тайная война . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishing Inc., 1979. ISBN   978-0-8168-6841-4 .
  • Фальтум, Эндрю. Авианосцы «Эссекс» . Балтимор, Мэриленд: Американская издательская компания по морскому и авиационному оборудованию, 1996. ISBN   1-877853-26-7 .
  • Франсильон, Рене Дж. МакДоннелл Дуглас Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN   0-370-00050-1 .
  • Гроссник, Рой А. и Уильям Дж. Армстронг. Военно-морская авиация США, 1910–1995 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской исторический центр, 1997. ISBN   0-16-049124-X .
  • Хобсон, Крис. Потери авиации Вьетнама, USAF/USN/USMC, Потери самолетов в Юго-Восточной Азии, 1961-1973 гг . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2001. ISBN   1-85780-115-6 .
  • Johnson ER Американский штурмовик с 1926 года . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc., Издательства. 2008. ISBN   978-0-7864-7162-1 .
  • Маккарти, Дональд Дж. Младший. Убийцы МиГов: хронология воздушных побед США во Вьетнаме 1965–1973 гг. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2009. ISBN   978-1-58007-136-9 .
  • Мерски, Питер Б. Авиация морской пехоты США: с 1912 года по настоящее время . Аннаполис, Мэриленд: Американская издательская компания по морскому и авиационному оборудованию, 1983. ISBN   0-933852-39-8 .
  • Моро, Эрик (январь 1977 г.). "Le "Skyraider" dans l'Armée de l'Air" [Скайрейдер во французских ВВС]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (86): 18–27. ISSN   0757-4169 .
  • «Скайрейдер». Новости моделей самолетов , сентябрь 2008 г., том 136, номер 9; Обложка и стр. 38.
  • Смит, Питер К., Дуглас А.Д. Skyraider – Серия Crowood Aviation . Мальборо, Великобритания: Crowood Press, 1999, ISBN   1-86126-249-3 .
  • Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм, второе издание 1976 г. ISBN   0-370-10054-9 .
  • Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Ассоциация музеев ВВС, 1975.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 580dab5b87eb4c17f50d33cac7eb9e36__1723225500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/36/580dab5b87eb4c17f50d33cac7eb9e36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Douglas A-1 Skyraider - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)