Валериан Великий
Валериан Великий | |
---|---|
![]() Валериан Великий, около 1624 г., Национальный музей, Варшава. | |
Рожденный | Массимилиано Маньи 11 октября 1587 г. |
Умер | 29 июля 1661 г. | (73 года)
Альма-матер | Карлов университет |
Родители) | Константино Маньи и Оттавия Маньи (урожденная Каркассола) |
Эра | Философия 17 века |
Область | |
Школа | августинианство |
Основные интересы | Метафизика , физика , натурфилософия. |
Валериан Великий или Валериано Магни (11 октября 1586 — 20 июля 1661) — итальянский капуцин , миссионер-проповедник в Центральной Европе , философ , полемист и писатель. Он был одним из пионеров эксперимента Торричелли и опубликовал один из первых отчетов о нем, Demonstratio ocularis (Варшава, 1647 г.). [1]
Биография
[ редактировать ]Валериано родился в Милане 11 октября 1586 года. [2] Его отец, Константино Магни, происходил из древнего и знатного итальянского рода. В двухлетнем возрасте Магни увезли родители из Италии в Прагу. [3] В юности Магни вступил в Орден капуцинов в Праге . Первые годы он проработал лектором . [4] и вскоре приобрел большую репутацию проповедника . В 1624 году он был назначен францисканским провинциалом Богемии , а два года спустя он был назначен префектом и апостольским викарием церковной миссии в Польше , Богемии, Венгрии и Германии . [5] Он сотрудничал с различными папскими дипломатами, в частности с апостольским нунцием Пьером Луиджи Карафой в Кельне , Джованни Баттистой Марией Паллоттой , Чириако Роччи и Малатестой Бальони в Эрцгерцогстве Австрийском ; Онорато Висконти, Марио Филонарди и Джованни де Торрес в Речи Посполитой . Его деятельность документирована большой коллекцией писем, сохранившейся в различных европейских архивах.
Магни пользовался большим уважением императоров Священной Римской империи Фердинанда II и Фердинанда III , а также короля Владислава IV Васы , который нанимал его в нескольких дипломатических миссиях. [5] В июле 1647 года он провел вакуумный эксперимент (так называемый эксперимент Торричелли ) перед уважаемой публикой в Королевском замке в Варшаве . [1] Публикация эксперимента вызвала большие споры в 1640-х годах. [6] Обращение кальвинистского богослова Варфоломея Нигрина , который был назначен конфиденциальным секретарем Владислава IV, безусловно, было результатом его влияния и укрепило католическую партию в Польше . [7] Владислав IV просил для Магни кардинальскую шляпу, но сопротивление иезуитов помешало ему возвыситься до кардинала. [8]
Магни был очень близок с архиепископом Праги Эрнстом Адальбертом фон Гаррахом . Ландграф Эрнст Гессенский , обращенный в вену 6 января 1652 года и знавший отца Валериано, вызвал капуцинов в Сен-Гоар на Рейне и присутствовал на религиозном диспуте между Валериано и Питером Хаберкорном Гиссенским, проходившем в Бург Рейнфельс. в 1651 году. [5] У Магни была давняя вражда с иезуитами , к которым он питал сильную неприязнь. Именно по его совету папа Урбан VIII упразднил орден иезуитов в 1631 году. [8] После появления в 1659 году его брошюры Contra imposturas Jesuitarum его вызвали предстать перед папским двором. [5] Поскольку он не подчинился вызову, он был арестован в Вене по требованию нунция , но вмешательство Фердинанда III обеспечило его освобождение. [8]
Затем он переехал в Зальцбург , где и оставался до конца своей жизни. [1] Он умер 29 июля 1661 года в возрасте 73 лет. [2]
Избранные работы
[ редактировать ]Магни приобрел большую известность в семнадцатом веке своими полемическими сочинениями против протестантов и философскими сочинениями против аристотелизма . Магни был ярым антиаристотелевцем и поклонником Галилея и Декарта . [1] О нем одобрительно упоминается в пятнадцатом из Паскаля » «Провинциальных писем , а одно из его апологетических писем можно найти в сборнике под названием « Tuba magna , tom». II. [8] Катберт Брайтонский считает Магни «величайшим и самым энергичным из схоластических мыслителей-капуцинов, сформировавшихся в традиции Бонавентура ». [9] Его наиболее важные произведения:

- Решение о правилах веры католиков и некатоликов 1628, 1641 гг.
- На свете умов , 1642.
- Богословский орган , 1643 год.
- Метод убеждения и отзыва еретиков , 1643 год.
- Echo Absurditatum Ulrici de Neufeld Blesa , 1646.
- Демонстрация глаза, места без нахождения, тела, последовательно перемещающегося в вакууме, света, не присущего ни одному телу (на латыни). Болонья: наследник Витторио Беначчи. 1648. Demonstratio ocularis была первой печатной записью эксперимента Торричелли.
- Принципы и идеалы философии , 1652.
- Протоколы дебатов, состоявшихся в Рейнфелсе в Сент-Гоаре , 1652 год.
- Послание о вопросе, является ли Примат Рим. Папский ... , 1653.
- Мемуары печально известного человека, замаскированного под титулом Иокоса Северуса Медиуса , 1654 год.
- Потрясение устоев католической церкви, брошенное Гермом. Конринги... , 1654.
- Конрингианское сотрясение мозга Святейшего во Христе Папы-католика ответил... , 1654 год.
- Послание... на ответ Х. Конрингия , 1654 г.
- Послание к Валериану Великому брату-капуцину… , 1654 г.
- Философский труд , 1660 г.
- Апология против мошенничества иезуитов , 1661 год.
- Христианская и католическая защита от Общества Иисуса , 1661 год.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Роуз 1974 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Каталано 2020 .
- ^ Роуз 1974 , с. 15.
- ^ Миллер 2003 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д Герберманн 1913 .
- ^ Васоли 1980 , стр. 90–92.
- ^ Шолдер, Клаус (1990). Рождение современного критического богословия: истоки и проблемы библейской критики в семнадцатом веке . СКМ Пресс. п. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чалмерс 1815 , с. 113.
- ^ См. Катберт Брайтонский, Капуцины (Лондон, 1928), стр. 407.
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Валерианус Магнус ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Аргелати, Филиппо (1745). Библиотека миланских писателей . Том. 2. Милан. стр. 833–8.
- Чалмерс, Александр (1815). «Магни, Валериан» . Общий биографический словарь . Том. 21. Лондон: Дж. Николс. п. 113.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Роуз, Пол Лоуренс (1974). «Магни, Валериано» . В CC Gilespie (ред.). Словарь научной биографии . Том. 9. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . стр. 15–17 . Проверено 6 сентября 2023 г.
- Васоли, Чезаре (1980). «Заметки о философских идеях Валериано Маньи». Италия, Венеция и Польша между средневековьем и новым веком . Флоренция: Лео С. Ольшки : 79–112. ISBN 8822229681 .
- Миллер, Л. (2003). «Магни, Валериано» . Новая католическая энциклопедия . Том. 9 (2-е изд.). Детройт: Томсон-Гейл . п. 43 . Проверено 6 сентября 2023 г.
- Ди Наполи, Альфредо (2015). Валериано Маньи из Милана и церковная реформа в Богемии через переписку Конгрегации пропаганды Фиде (1626–1651) . Издания францисканской библиотеки. ISBN 9788879622370 .
- Каталано, Алессандро (2020). «ВАЛЕРИАНО из Милана» . Биографический словарь итальянцев , том 98: Валериани-Верра (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Франц Генрих Ройш (1884), « Магнус, Валериан », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 20, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 92–94.
- Хайнц Хаусхофер (1987), «Валериан Магни» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 15, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 659–661 ; ( полный текст онлайн )