Святой Грааль
Грааль | |
---|---|
Британии Материя элемента | |
Первое появление | Персиваль, Сказка о Граале |
Создано | Кристиан из Труа |
Жанр | Рыцарский романс |
Информация во вселенной | |
Тип | Религиозная реликвия |
Владельцы | Персиваль и его сестра , Семья Грааля ( Король-рыбак , Дева Грааля ), Иосиф Аримафейский , Рыцари Круглого стола ( Галахад , Борс ), Морган |
Функция | квеста Предмет |
Черты и способности | Исцеление, восстановление Пустоши , обеспечение питанием, дарование вознесения или вечной жизни. |
Принадлежность | Авалон , Замок Грааля |
Святой Грааль ( французский : Saint Graal , бретонский : Graal Santel , валлийский : Greal Sanctaidd , корнуоллский : Gral ) — это сокровище, которое служит важным мотивом в литературе о короле Артуре . Различные традиции описывают Святой Грааль как чашу, блюдо или камень, обладающий чудесной целительной силой, иногда обеспечивающий вечную молодость или пропитание в бесконечном изобилии, часто охраняемый Королем- Рыбаком и расположенный в скрытом замке Грааля. По аналогии, любой неуловимый объект или цель, имеющая большое значение, может восприниматься теми, кто его ищет, как «Святой Грааль». [ 1 ]
Таинственный «Грааль» (древнефранцузский: graal или greal ), чудесный, но не однозначно святой, впервые появляется в «Персевале», «Истории Грааля» , неоконченном рыцарском романе, написанном Кретьеном де Труа около 1190 года. История Кретьена вдохновила множество продолжений, переводчиков. и переводчики конца XII и начала XIII веков, в том числе Вольфрам фон Эшенбах , который изобразил Грааль как камень в «Парсифале» . Христианское, кельтское или, возможно, другое происхождение образа Грааля Артура неясно и обсуждается среди литературоведов и историков.
В 1190-х годах Робер де Борон в «Жозефе д'Аримафи» изобразил Грааль как с сосуд Иисуса Тайной вечери , который Иосиф Аримафейский использовал для сбора крови Христа при распятии . После этого Святой Грааль стал переплетаться с легендой о Святой Чаше , Чаше Тайной Вечери, идея продолжилась в таких произведениях, как цикл Ланселота-Грааля 15-го века , а затем и в «Смерти Артура» . [ 2 ] В этой форме это теперь популярная тема в современной культуре и стала предметом фольклорных исследований , псевдоисторических сочинений, художественных произведений и теорий заговора .
Этимология
[ редактировать ]Слово graal в том виде, в котором оно пишется в самом раннем употреблении, происходит от старофранцузского graal или greal , родственного староокситанскому grasal и древнекаталонскому gresal , что означает «чаша или чаша из земли, дерева или металла» (или других различных типов). сосудов на разных окситанских диалектах). [ 3 ] Наиболее общепринятая этимология происходит от латинского gradalis или gradale через более раннюю форму cratalis , производную от crater или cratus , которая, в свою очередь, была заимствована из древнегреческого krater ( κρᾱτήρ , большой сосуд для смешивания вина). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Альтернативные предложения включают производное от cratis , названия типа плетеной корзины, которая раньше обозначала блюдо. [ 8 ] или производное от латинского gradus, означающего « постепенно», «поэтапно», применяемого к блюду, подаваемому на стол на разных стадиях, или к сервировке во время еды». [ 9 ]
В 15 веке английский писатель Джон Хардинг изобрел причудливую новую этимологию древнефранцузского слова san-graal (или san-gréal ), означающего «Святой Грааль», анализируя его как sang réal , что означает «королевская кровь». [ 10 ] [ 11 ] Эта этимология использовалась некоторыми более поздними средневековыми британскими писателями, такими как Томас Мэлори , и стала заметной в теории заговора, развитой в книге «Святая Кровь и Святой Грааль» , в которой «sang real» относится к родословной Иисуса . [ 12 ]
Средневековая литература
[ редактировать ]Литературу, посвященную Граалю, можно разделить на две группы. Первый касается рыцарей короля Артура, посещающих замок Грааля или ищущих этот объект. Второй касается более ранней истории Грааля во времена Иосифа Аримафейского .
Девять работ из первой группы:
- «Персиваль, История Грааля» — рыцарская романтическая поэма Кретьена де Труа .
- Четыре продолжения незаконченной поэмы Кретьена, написанные авторами разного видения и таланта, призваны подвести итог истории.
- Дидо Мерлина Персиваль прозификацией продолжения Робера де Борона его любовных стихов Жозефа д'Аримати и , предположительно является .
- «Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха , который адаптировал, по крайней мере, святость Грааля Роберта в рамки истории Кретьена. По словам Вольфрама, Грааль хранился в замке Мунсальваеше ( mons saveis ), доверенном Титурелю, первому Королю Грааля. Некоторые, и в первую очередь монахи -бенедиктинцы , идентифицировали замок со своим настоящим святилищем Монсеррат в Каталонии .
- Валлийский романс «Передур, сын Эфрага» , свободный перевод стихотворения Кретьена и «Продолжений», с некоторым влиянием местной валлийской литературы.
- Перлесваус , названный «наименее каноническим» романом о Граале из-за его совершенно иного характера.
- Немецкая поэма Diu Crône ( «Корона» ), в которой Гавейн , а не Персиваль , достигает Грааля.
- В разделе «Проза Ланселота» обширного цикла «Ланселот-Грааль» представлен новый герой Грааля, Галахад . Queste del Saint Graal , последующая часть цикла, касается возможного достижения Галахадом Грааля.
Из второй группы выделяют:
- Робера де Борона «Иосиф Аримафейский» .
- Estoire del Saint Graal , первая часть цикла Ланселота-Грааля (но написанная после Ланселота и Queste ), основанная на рассказе Роберта, но значительно расширяющая его множеством новых деталей.
- Стихи Риго де Барбезье конца XII — начала XIII века. [ 13 ] Провансальский трубадор, где упоминаются Персеваль, копье и Грааль. [ 14 ]
Грааль считался чашей или блюдом, когда его впервые описал Кретьен де Труа. Там это процессионный поднос , поднос, используемый на пиру. [ 15 ] Элинанд из Фруамонта описал Грааль как «широкое и глубокое блюдце» ( scutella lata et aliquantulum profunda ); у других авторов были свои идеи. Робер де Борон изобразил его как сосуд Тайной вечери . Передур, сын Эфрага, не имел Грааля как такового, вместо этого он преподнес герою блюдо с окровавленной отрубленной головой его родственника. [ 16 ]
Кристиан из Труа
[ редактировать ]Грааль впервые упоминается в «Персевале, le Conte du Graal» ( «История Грааля ») Кретьена де Труа. [ 17 ] который утверждает, что работал на основе справочника, подаренного ему его покровителем, графом Филиппом Фландрским . [ 18 ] В этом неполном стихотворении, датированном где-то между 1180 и 1191 годами, объект еще не приобрел того значения святости, которое он имел бы в более поздних произведениях. Обедая в волшебной обители Короля-Рыбака , Персеваль становится свидетелем чудесной процессии, в которой юноши переносят великолепные предметы из одной комнаты в другую, проходя перед ним при каждом блюде. Сначала идет молодой человек с окровавленным копьем, затем двое мальчиков с канделябрами. Наконец, появляется красивая молодая девушка с искусно украшенным Граалем или «Граалем». [ 19 ]
Кретьен называет этот объект не «Граалем», а «Граалем» ( un graal ), показывая, что в самом раннем литературном контексте это слово использовалось как нарицательное существительное. Для Кретьена Граалем было широкое, несколько глубокое блюдо или чаша, интересная тем, что в ней находилась не щука, лосось или минога, как ожидали зрители от такого сосуда, а единственная облатка для причастия , которая давала пищу Искалеченный отец Фишера Кинга. Персиваль, которого предостерегали от слишком многого, все это время хранит молчание и на следующее утро просыпается один. Позже он узнает, что если бы он задал соответствующие вопросы об увиденном, то, к своей чести, исцелил бы своего искалеченного хозяина. История мистического поста Раненого Короля не уникальна; Говорят, что некоторые святые жили без еды, кроме причастия, например, святая Екатерина Генуэзская . Это может означать, что Кретьен намеревался сделать облатку Причастия важной частью ритуала, а Грааль — просто опорой. [ 20 ]
Роберт де Борон
[ редактировать ]Хотя рассказ Кретьена является самым ранним и наиболее влиятельным из всех текстов о Граале, именно в работах Роберта Грааль действительно стал «Святым Граалем» и принял форму, наиболее знакомую современным читателям в христианском контексте. [ 21 ] В своем стихотворном романсе « Жозеф д'Аримафи» , написанном между 1191 и 1202 годами, Роберт рассказывает историю о том, как Иосиф Аримафейский приобрел чашу Тайной вечери, чтобы собрать кровь Христа после его снятия с креста. Иосифа бросают в темницу, где его посещает Христос и объясняет тайны благословенной чаши. После освобождения Джозеф собирает своих родственников и других последователей и отправляется на запад. Он основывает династию хранителей Грааля, в которую в конечном итоге входит Персиваль.
Вольфрам фон Эшенбах
[ редактировать ]В «Парсифале » Вольфрам фон Эшенбах, ссылаясь на авторитет некоего (вероятно, вымышленного) Киота Провансальца , утверждал, что Грааль был Камнем, святилищем нейтральных ангелов, которые не приняли ни одной из сторон во время восстания Люцифера . Его называют Lapis exillis , что в алхимии является названием философского камня . [ 22 ]
Ланселот-Грааль
[ редактировать ]Авторы Цикла Ланселота-Грааля использовали Грааль как символ божественной благодати ; девственнику Галахаду, внебрачному сыну Ланселота и Элейн , величайшему рыцарю в мире и Носителю Грааля в замке Корбеник , суждено достичь Грааля, его духовная чистота делает его более великим воином, чем даже его прославленный отец. [ 23 ] Queste del Saint Graal ( «В поисках Святого Грааля ») рассказывает также о приключениях различных рыцарей Круглого стола в их одноименном квесте. Некоторые из них, в том числе Персиваль и Борс Младший , в конце концов присоединяются к Галахаду в качестве его товарищей ближе к успешному завершению поисков Грааля и становятся свидетелями его вознесения на Небеса .
Галахад и связанная с ним интерпретация Грааля были подхвачены в 15 веке Томасом Мэлори в «Смерти д'Артура» и остаются популярными и сегодня. [ 24 ] Хотя не ясно, что Святой Грааль больше никогда не увидят на Земле, Мэлори заявляет, что с тех пор не было ни одного рыцаря, способного получить его.
Научные гипотезы
[ редактировать ]Ученые уже давно размышляли о происхождении Святого Грааля до Кретьена, предполагая, что он может содержать элементы магических котлов из кельтской мифологии , а затем и валлийской мифологии , в сочетании с христианскими легендами, окружающими Евхаристию . [ 25 ] последний можно найти в восточно-христианских источниках, предположительно в Византийской Мессе , или даже в персидских источниках. [ 26 ] Мнение о том, что «происхождение» легенды о Граале следует рассматривать как происходящее из кельтской мифологии, отстаивали Роджер Шерман Лумис , Альфред Натт и Джесси Уэстон . Лумис проследил ряд параллелей между средневековой валлийской литературой и ирландскими материалами, а также романами о Граале, включая сходство между «Мабиногиона из Браном Благословенным » и королем-рыбаком Артура, а также между восстанавливающим жизнь котлом Брана и Граалем.
Противоположная точка зрения отвергла «кельтские» связи как ложные и интерпретировала легенду как по сути христианскую по происхождению. Йозеф Геринг определил источники изображений Грааля в настенных росписях XII века из церквей в Каталонских Пиренеях (ныне в основном перенесенных в Национальный музей искусства Каталонии ), на которых представлены уникальные знаковые изображения Девы Марии , держащей чашу, из которой исходят языки огонь, образы, появившиеся до первого литературного рассказа Кретьена де Труа. Геринг утверждает, что именно они послужили источником вдохновения для легенды о Граале. [ 27 ] [ 28 ]
Психологи Эмма Юнг и Мария-Луиза фон Франц использовали аналитическую психологию , чтобы интерпретировать Грааль как серию символов в своей книге «Легенда о Граале» . [ 29 ] Они непосредственно расширили интерпретации Карла Юнга , которые позже были использованы Джозефом Кэмпбеллом . [ 29 ] Философ Генри Корбин , член кружка «Эранос» , основанного Юнгом, также комментировал эзотерическое значение Грааля, связывая его с иранскими исламскими символами, которые он изучал. [ 30 ]
Ричард Барбер (2004) утверждал, что легенда о Граале связана с введением «большего количества церемоний и мистицизма» вокруг таинства Евхаристии в период высокого средневековья, предполагая, что первые истории о Граале могли быть связаны с «обновлением этого таинства». традиционное таинство». [ 31 ] Дэниел Скавоне (1999, 2003) утверждал, что «Грааль» первоначально относился к Образу Эдессы . [ 32 ] Гульвен Перон (2016) предположил, что Святой Грааль может отражать рог речного бога Ахелоя , как описано Овидием в «Метаморфозах» . [ 33 ]
Более поздние традиции
[ редактировать ]Реликвии
[ редактировать ]После романов о короле Артуре несколько артефактов стали считаться Святым Граалем в средневековом почитании реликвий . Говорят, что эти артефакты были сосудом, использовавшимся на Тайной вечере, но другие детали различаются. Несмотря на известность литературы о Граале, традиции о реликвии Тайной вечери оставались редкими в отличие от других предметов, связанных с последними днями Иисуса, таких как Истинный Крест и Святое Копье . [ 34 ]
Одна традиция предшествует романам о Граале: в VII веке паломник Аркульф сообщил, что чаша Тайной вечери была выставлена недалеко от Иерусалима. [ 34 ] [ 35 ] После работ Роберта де Борона о Граале, несколько других предметов стали называться настоящими сосудами Тайной вечери. Говорят, что в конце XII века один из них находился в Византии ; Альбрехта фон Шарфенберга Роман о Граале Der Jüngere Titurel явно связывал его с Артуровским Граалем, но утверждал, что это всего лишь копия. [ 8 ] Говорят, что этот предмет был украден во время Четвертого крестового похода и доставлен в Труа во Франции, но был утерян во время Французской революции . [ 36 ] [ 37 ]
Две реликвии, связанные с Граалем, сохранились и сегодня. Сакро Катино (Священная чаша, также известная как Генуэзская чаша) — это блюдо из зеленого стекла, хранящееся в Генуэзском соборе, которое, как говорят, использовалось на Тайной вечере. Его происхождение неизвестно, и существуют две разные версии того, как его привезли в Геную крестоносцы в 12 веке. С Тайной вечерей это ассоциировалось лишь позже, после романов о Граале; Первая известная ассоциация встречается в Генуэзской хронике Якоба де Ворагина конца 13 века, которая опирается на литературную традицию Грааля. Катино был передвинут и сломан во время завоевания Наполеона в начале 19 века, что показало, что это стекло, а не изумруд. [ 8 ] [ 38 ]
Святая Чаша Валенсии — это агатовое блюдо с оправой для использования в качестве чаши. Чаша может быть датирована греко-римскими временами, но ее датировка неясна, а ее происхождение неизвестно до 1399 года, когда она была подарена Мартину I Арагонскому . К 14 веку сложилась сложная традиция, согласно которой этим предметом была чаша Тайной вечери. Эта традиция отражает аспекты материала Грааля, но с некоторыми существенными отличиями, что предполагает совершенно отдельную традицию. Это не связано с Иосифом Аримафейским или кровью Иисуса; Говорят, что он был доставлен в Рим святым Петром , а затем передан святому Лаврентию . [ 39 ] [ 40 ] Ранние ссылки не называют этот объект «Граалем»; первые свидетельства, связывающие его с традицией Грааля, относятся к 15 веку. [ 41 ] Монархия продала чашу в 15 веке Валенсийскому собору , где она остается важной местной иконой. [ 42 ]
Несколько предметов были отождествлены со Святым Граалем в 17 веке. [ 36 ] В 20 веке с ним стал связан ряд новинок. К ним относятся Кубок Нантеоса , средневековая деревянная чаша, найденная недалеко от Райдифелина , Уэльс; стеклянное блюдо, найденное недалеко от Гластонбери , Англия; Антиохийская чаша предмет VI века , позолоченный серебряный , который стал частью легенды о Граале в 1930-х годах; [ 43 ] и Чаша Доньи Урраки , чаша, изготовленная между 200 г. до н. э. и 100 г. н. э., хранящаяся в Леонской базилике Святого Исидора . [ 44 ]
Места, связанные со Святым Граалем
[ редактировать ]В современную эпоху ряд мест стали ассоциироваться со Святым Граалем. Одним из самых известных является Гластонбери в Сомерсете , Англия. Гластонбери был связан с королем Артуром и местом его упокоения Авалоном к 12 веку. [ 45 ] В 13 веке возникла легенда, что основателем Гластонберийского аббатства был Иосиф Аримафейский . Ранние рассказы о Джозефе в Гластонбери сосредоточены на его роли евангелиста Британии, а не хранителя Святого Грааля, но с 15 века Грааль стал более заметной частью легенд, окружающих Гластонбери. [ 46 ] Интерес к Гластонбери возобновился в конце 19 века, вдохновленный возобновлением интереса к легендам о короле Артуре и современным духовным движениям, сосредоточенным на древних священных местах. [ 47 ] В конце 19 века Джон Гудчайлд спрятал стеклянную чашу недалеко от Гластонбери; группа его друзей, в том числе Уэлсли Тюдор Поул , вернули чашу в 1906 году и рекламировали ее как оригинальный Святой Грааль. [ 48 ] Гластонбери и его легенда о Святом Граале с тех пор стали центром внимания различных групп Нью-Эйдж и неоязычества . [ 49 ]
В начале 20 века писатели-эзотерики идентифицировали Монсегюр , оплот еретической секты катаров в 13 веке, как замок Грааля. Точно так же часовня Росслин 14-го века в Мидлотиане , Шотландия, стала частью легенды о Граале в середине 20-го века, когда в ряде книг о заговоре было указано, что она является тайным убежищем Грааля. [ 50 ]
Современные интерпретации
[ редактировать ]Псевдоистория и теории заговора
[ редактировать ]С 19 века Святой Грааль был связан с различными теориями заговора. В 1818 году австрийский писатель-псевдоисторик Йозеф фон Хаммер-Пургшталь связал Грааль с современными мифами, окружающими рыцарей-тамплиеров , которые представляли орден как тайное общество, посвященное мистическим знаниям и реликвиям. В работе Хаммера-Пургстолла Грааль — не физическая реликвия, а символ тайного знания, которое искали тамплиеры. Нет никаких исторических свидетельств, связывающих тамплиеров с поисками Грааля, но последующие авторы разработали теории тамплиеров. [ 51 ]
Начиная с начала 20 века писатели, особенно во Франции, еще больше связали тамплиеров и Грааль с катарами. В 1906 году французский писатель-эзотерик Жозефин Пеладан отождествил катарский замок Монсегюр с Мунсальваше или Монтсальват, замком Грааля в «Парсифале » Вольфрама . Это отождествление породило более широкую легенду, утверждающую, что катары владели Святым Граалем. [ 52 ] Согласно этим историям, катары охраняли Грааль в Монсегюре и тайно вывезли его, когда замок пал в 1244 году. [ 53 ]
Начиная с 1933 года немецкий писатель Отто Ран опубликовал серию книг, связывающих Грааль, тамплиеров и катаров с современной немецкой националистической мифологией. По мнению Рана, Грааль был символом чистой германской религии, подавленной христианством. Книги Рана вызвали интерес к Граалю в нацистских оккультных кругах и привели к неудавшейся поддержке шефом СС Генрихом Гиммлером поисков Грааля, а также к появлению многих последующих теорий заговора и художественных произведений о нацистах, ищущих Грааль. [ 54 ]
В конце 20 века писатели Майкл Бейджент , Ричард Ли и Генри Линкольн создали одну из самых широко известных теорий заговора о Святом Граале. Эта теория впервые появилась в BBC документальном сериале «Хроника» в 1970-х годах и была подробно описана в бестселлере 1982 года « Святая кровь, Святой Грааль» . [ 12 ] Эта теория сочетает в себе мифы о тамплиерах и катарах с различными другими легендами, а также известной мистификацией о тайном ордене под названием Приорат Сиона . Согласно этой теории, Святой Грааль — это не физический объект, а символ родословной Иисуса . Кровная связь основана на этимологическом прочтении san grial (святой Грааль) как sang real (королевская кровь), которое датируется 15 веком. [ 12 ] Развивается повествование о том, что Иисус не был божеством и имел детей от Марии Магдалины , которая увезла семью во Францию, где их потомки стали династией Меровингов . Предположительно, пока католическая церковь пыталась уничтожить династию, ее защищал Приорат Сиона и его соратники, включая тамплиеров, катаров и другие тайные общества. [ 55 ] Книга, ее аргументы и доказательства были широко отвергнуты учеными как псевдоисторические, но они оказали огромное влияние на книги о заговоре и альтернативной истории . Он также послужил источником вдохновения для художественной литературы, в первую очередь для романа Дэна Брауна 2003 года «Код да Винчи» и его экранизации 2006 года . [ 56 ]
Музыка и живопись
[ редактировать ]Сочетание тихого благоговения, хроматических гармоний и сексуализированных образов в Рихарда Вагнера последней музыкальной драме «Парсифаль» , премьера которой состоялась в 1882 году, развило эту тему, связывая Грааль, который теперь периодически производит кровь, непосредственно с женской плодовитостью. [ 57 ] Высокая серьезность темы была также воплощена в картине Данте Габриэля Россетти , на которой женщина, смоделированная Алексой Уилдинг, держит Грааль одной рукой, а другой делает благословляющий жест. [ 58 ]
Основная серия фресок, изображающая поиски Святого Грааля, была выполнена художником Эдвином Остином Эбби в первом десятилетии 20-го века для Бостонской публичной библиотеки . Другие художники, в том числе Джордж Фредерик Уоттс. [ 59 ] и Уильям Дайс также изображали предметы Грааля. [ 60 ]
Литература
[ редактировать ]История Грааля и поисков его становилась все более популярной в 19 веке и упоминалась в такой литературе, как Альфред, цикл о короле Артуре лорда Теннисона «Идиллии короля» . Сексуализированная интерпретация Грааля, теперь отождествляемого с женскими гениталиями, появилась в 1870 году в Харгрейва Дженнингса книге «Розенкрейцеры, их обряды и тайны» . [ 61 ]
- Т. С. Элиота Стихотворение «Бесплодная земля » (1922) во многом следует легенде о Святом Граале и Короле-рыбаке в сочетании с виньетками современного британского общества. В своем первом примечании к стихотворению Элиот приписывает название книге Джесси Уэстон о легенде о Граале « От ритуала к романтике» . Намек на ранение Короля-Рыбака и последующее бесплодие его земель. Стихотворение с таким же названием, хотя и непохожее в остальном, написанное Мэдисон Кавейн , было опубликовано в 1913 году в журнале Poetry . [ 62 ]
- В романе Джона Каупера Поуиса « Гластонберийский роман» (1932) «героиня — это Грааль». [ 63 ] и его основное внимание уделяется различным мифам и легендам, а также истории, связанной с Гластонбери. Также можно увидеть, как большинство главных героев отправляются на поиски Грааля. [ 64 ]
- Грааль занимает центральное место в Чарльза Уильямса романе «Война на небесах» (1930) и двух его сборниках стихов о Талиссине , «Талиессине через Логрес» и «Области летних звезд» (1938).
- «Серебряная Чаша» (1952) — неартурианский исторический роман о Граале Томаса Б. Костейна .
- Поиски Грааля появляются в Нельсона Демилля приключенческом романе «В поисках» (1975), действие которого происходит в 1970-е годы.
- Мэрион Циммер Брэдли В ревизионистском фэнтезийном романе «Туманы Авалона » (1983) Грааль представлен как символ воды, часть набора объектов, представляющих четыре классических элемента .
- Основной темой романа Розалинд Майлз « Дитя Святого Грааля » (2000) в ее серии «Гвиневера» является история поисков Грааля 14-летним Галахадом.
- Мотив Грааля широко используется в романе Умберто Эко 2000 года «Баудолино» , действие которого происходит в XII веке.
- Это тема Бернарда Корнуэлла серии историко-фантастических книг «В поисках Грааля» (2000–2012), действие которых происходит во время Столетней войны . В своей более ранней серии «Хроники полководца» , экранизации легенды о короле Артуре, Корнуэлл также переосмысливает поиски Грааля как поиск котла, который является одним из тринадцати сокровищ Британии из кельтской мифологии.
- Под влиянием публикации в 1982 году якобы научно-популярной книги «Святая кровь и Святой Грааль » Дэн Браун в книге «Код да Винчи» (2003) использует «Грааль» для обозначения Марии Магдалины как «вместилища» родословной Иисуса (играя о реальной этимологии пения ). В романе Брауна намекается, что этот Грааль долгое время был похоронен под часовней Росслин в Шотландии, но в последние десятилетия его хранители перенесли его в секретную камеру, встроенную в пол под перевернутой пирамидой у входа в Лувр .
- Майкла Муркока В фантастическом романе «Собака войны и боль мира » (1981) изображены сверхъестественные поиски Грааля, действие которых происходит в эпоху Тридцатилетней войны .
- Немецкий автор исторических и фантастических романов Райнер М. Шредер написал трилогию Die Bruderschaft vom Heiligen Gral ( «Братство Святого Грааля» ) о группе из четырех рыцарей-тамплиеров, которые спасают Грааль от падения Акры в 1291 году и проходят одиссею, чтобы принесите его в Храм в Париже в первых двух книгах, Der Fall von Akkon (2006) и Das Amulett der Wüstenkrieger (2006), защищая святую реликвию от попыток сатанинской секты под названием Iscarians украсть ее. В третьей книге, Das Labyrinth der schwarzen Abtei (2007), четыре героя должны воссоединиться, чтобы тайно вынести Святой Грааль из Храма в Париже после испытаний над тамплиерами в 1307 году, снова преследуемых искарианцами. Шредер косвенно обращается к теории катаров, позволяя четырем героям столкнуться с катарами – среди них старые друзья по бегству из Акры – на пути в Португалию, чтобы найти убежище у короля Португалии и отправиться дальше на запад.
- В 15-м романе «Досье Дрездена» из серии Джима Батчера , «Skin Game» (2014), Гарри Дрезден завербован Денарианом и давним врагом Никодимом в команду грабителей, пытающуюся вернуть Святой Грааль из хранилища Аида , повелителя подземного мира. . Свойства предмета не раскрываются, но сама реликвия появляется и оказывается в руках Никодима к концу событий романа.
- Святой Грааль занимает видное место в Джека Вэнса « трилогии Лайонесс» , где он является предметом более раннего поиска, за несколько поколений до рождения короля Артура. Однако, в отличие от канона Артура, Грааль Вэнса — это обычный объект, лишенный каких-либо магических или духовных качеств, и персонажи, обнаружившие его, получают мало пользы.
- Грааль: Поиски рассвета (1994) под редакцией Ричарда Гиллиама , Мартина Х. Гринберга и Эдварда Э. Крамера представляет собой сборник из 25 рассказов о Граале, написанных различными писателями-фантастами и фэнтези.
- » Роберта Брутона В «Империи в Апокалипсисе (2023) Святой Грааль появляется как вандальская чаша генерала Велизария, найденная вместе с другими сокровищами, украденными вандалами во время разграбления Рима.
Кино и другие средства массовой информации
[ редактировать ]В кино Святой Грааль дебютировал в немом фильме 1904 года «Парсифаль» , экранизации оперы Вагнера Эдвина С. Портера . Костейна, Среди более поздних кинематографических адаптаций - «Серебряная чаша» экранизированная в 1954 году Виктором Сэвиллом Брауна, , и «Код да Винчи» снятый в 2006 году Роном Ховардом .
- Немой драматический фильм «Свет во тьме» (1922) рассказывает об открытии Грааля в наше время.
- Робера Брессона Фэнтезийный фильм «Ланселот дю Лак» (1974) включает в себя более реалистичную версию поисков Грааля из романов о короле Артуре.
- «Монти Пайтон и Святой Грааль» (1975) — комедийный взгляд на квест «Артуровский Грааль», адаптированный в 2004 году как постановка « Спамалот» .
- Джон Бурман в своем фантастическом фильме «Экскалибур» (1981) попытался восстановить более традиционное героическое представление истории о короле Артуре, в которой Грааль раскрывается как мистическое средство оживления Артура и бесплодной земли, с которой связана его депрессивная болезнь.
- Стивена Спилберга В приключенческом фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989) Индиана Джонс и его отец участвуют в гонке за Граалем против нацистов.
- В паре эпизодов пятого сезона (сентябрь 1989 г.), озаглавленных «Легенда о Святой Розе», МакГайвер предпринимает поиски Грааля.
- Терри Гиллиама В комедийно-драматическом фильме «Король-рыбак» (1991) рассказывается о поисках Грааля в современном Нью-Йорке.
- В эпизоде первого сезона « Грааль » (1994) телесериала «Вавилон 5 » человек по имени Олдос Гаджич посещает Вавилон 5 в своих продолжающихся поисках Святого Грааля. Его квест — это прежде всего сюжетный ход, поскольку действие эпизода вращается не вокруг квеста, а вокруг его присутствия и влияния на жизнь жителя станции.
- В видеоигре Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned (1999) представлена альтернативная версия Грааля, переплетенная с мифологией тамплиеров . В истории раскрывается, что Святой Грааль - это кровь Иисуса Христа, содержащая его силу, доступная только тем, кто произошел от него, а сосуд Грааля определяется как само его тело, которое тамплиеры обнаружили в Святых Землях.
- В «Pretty Guardian Sailor Moon» Святой Грааль (Сехай в аниме или Чаша Радужной Луны) — это магический объект, с помощью которого Сейлор Мун трансформируется в свою Суперформу.
- Научно-фантастическая версия «Поиска Грааля» является центральной темой « Звездных врат SG-1 » (2006). 10-го сезона эпизода «Поиски»
- Песня « Holy Grail » группы Jay-Z при участии Джастина Тимберлейка вышла в 2013 году.
- В видеоигре Persona 5 (2016) Святой Грааль — это Сокровище последнего Дворца игры, олицетворяющее совокупное желание всего человечества, чтобы высшая сила взяла под контроль их жизни и создала мир, в котором нет чувства индивидуальности. .
- В телесериале «Падение рыцарей» (2017) поиски тамплиеров Святого Грааля являются основной темой первого сезона сериала. Грааль, который выглядит как простая глиняная чаша, является предметом желания различных фракций, включая Папу Римского, который думает, что обладание им позволит ему разжечь новый крестовый поход.
- Во франшизе Fate Святой Грааль служит призом Войны Святого Грааля, исполняя единственное желание победителя королевской битвы. Однако на протяжении всего сериала намекают, что этот Грааль не является настоящей чашей Христа, а на самом деле является предметом неопределенной природы, созданным магами несколько поколений назад.
- Во франшизе видеоигры Assassin's Creed упоминается Святой Грааль. В оригинальной игре один тамплиер называет главную реликвию игры Святым Граалем, хотя позже выяснилось, что это одно из многих Яблок Эдема. Святой Грааль снова упоминается в «Легендах тамплиеров» и по разным сведениям оказывается либо в Шотландии, либо в Испании. Святой Грааль снова появляется в Assassin's Creed: Altaïr's Chronicles под названием Чаша, однако на этот раз не как объект, а как женщина по имени Адха, что похоже на интерпретацию санг раэль, или королевской крови.
- В четвертой серии «Гранд-тура » трио отправляется в Нуси-Бораха , где случайно находит Святой Грааль во время поиска зарытого сокровища Ла Бюза . [ 65 ]
- В 17-м эпизоде « Академии маленьких ведьм » «Аманда О'Нил и Святой Грааль» Святой Грааль используется как сюжетный ход, в котором ведьмы Аманда О'Нил и Акко Кагари намереваются найти сам предмет в школе Эпплтон.
- В 12-м эпизоде 9-го сезона американского шоу «Офис » Джим Халперт отправляет Дуайта Шрута в погоню за диким гусем, чтобы найти Святой Грааль. После того, как Дуайт собрал все подсказки, чтобы найти его, но пришел с пустыми руками, камера показывает, как Гленн пьет из него в своем офисе. [ 66 ]
- В специальном рождественском эпизоде 2022 года британского сериала «Детекторы» «Особый» Лэнс находит чашку с посудой, только глаза, в поле, которое оказывается там, где произошла историческая битва и был потерян реликварий, содержащий Святой Грааль. Монтаж показывает, как одна и та же глиняная чаша перешла из рук Иисуса на Тайной вечере (подразумевается) и потерялась в поле.
- Ограниченный телесериал 2023 года «Миссис Дэвис» вращается вокруг поисков сестры Симоны по поиску и уничтожению Святого Грааля, одновременно как центральный сюжетный ход, а также как метакомментарий к поискам Святого Грааля, который, по мнению одного персонажа, может быть «самым злоупотребленным Макгаффином за всю историю». ". [ 67 ]
См. также
[ редактировать ]- Акшая Патра (индуистская мифология)
- Руки Христа
- Рог изобилия (греческая мифология)
- Чаша Джамшида (персидская мифология)
- Легенда о чаше фей
- Святая Чаша (христианская мифология)
- Список мифологических объектов
- Реликвии, связанные с Иисусом
- Сампо (финская мифология)
- Сальсабиль (Коран)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение Святого Грааля» . Мерриам-Вебстер . Проверено 18 декабря 2017 г.
- ^ Кэмпбелл 1990, с. 210.
- ^ Jump up to: а б Диц, Фридрих. Этимологический словарь романских языков , Уильямс и Норгейт, 1864, с. 236.
- ^ Нитце, Уильям А. О слове Грааль, Греал , Современная филология , Том. 13, № 11 (март 1916 г.), стр. 681–684.
- ^ Юнг, Эмма и фон Франц, Мария-Луиза. Легенда о Граале , Princeton University Press, 1998, стр. 116–117.
- ^ Скит, Уолтер Уильям. Иосиф Аримафийский , Паб. для Общества ранних английских текстов, Н. Трюбнер и компания, 1871 г., стр. xxxvi–xxxvii.
- ^ Мюллер, Эдвард. Этимологический словарь английского языка: A–K , chettler , 1865, с. 461.
- ^ Jump up to: а б с Барбер 2004, с. 93.
- ^ Ричард О'Горман, «Грааль» в Норрисе Дж. Лейси, Энциклопедия Артура , 1986
- ^ Барбер 2004, с. 215.
- ^ Вуд 2012, с. 55, 77.
- ^ Jump up to: а б с Вуд 2012, с. 77.
- ^ Барбер 2004, с. 418.
- ^ «Как Персиваль при его жизни, который стоял в изумлении и созерцал, так что он был совершенно не в состоянии спросить, для какой цели копье и Грааль». (« Attressi con Persavaus el temps que vivia, que s'esbait d'esgarder tant qu'anc non saup requirear de que servia la lansa ni-l grazaus. ») Сэйс, Олив. Образцовое сравнение Гомера с Петраркой , Д.С. Брюэр, 2008, с. 143.
- ^ Стейнс, Дэвид. (Пер.) Полное собрание романов Кретьена де Труа . Издательство Индианского университета, Блумингтон и Индианаполис, 1990, стр. 380.
- ^ Гость, леди Шарлотта. Мабиногион. Факсимильная репродукция полного издания 1877 года , Academy Press Limited Edition, 1978, Чикаго, Иллинойс, стр. 124.
- ^ Лумис 1991.
- ↑ По мнению французского учёного, книгой, подаренной Филиппом I, может быть «Метаморфозы» Овидия , в POZ #76. Архивировано 20 апреля 2013 г. в Wayback Machine (на французском языке).
- ^ Стейнс, Дэвид. (Пер.) Полное собрание романов Кретьена де Труа . Издательство Индианского университета, Блумингтон и Индианаполис, 1990, стр. 379.
- ^ Лумис 1991, с. 184.
- ^ Уэстон 1993, стр.161.
- ^ Фон Эшенбах, Вольфрам. Парсифаль . Хатто, переводчик AT. Penguin Books, 1980, стр. 239.
- ^ В поисках Святого Грааля , перевод Матарассо, премьер-министр, Penguin Books, 1969, стр. 60.
- ^ Мэлори, сэр Томас, Le Morte D'Arthur , Penguin Books, 1969, том II, страница 256.
- ^ Уэстон 1993, с. 74, 129.
- ^ Юнг, Эмма и фон Франц, Мария-Луиза. Легенда о Граале , Sigo Press, Бостон, 1980, стр. 14.
- ^ Геринг, Йозеф (2005). Богородица и Грааль: Истоки легенды . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10661-0 . [1]
- ↑ Райнор, Мика (20 октября 2005 г.). «Легенда о Святом Граале может быть связана с картинами» . www.news.utoronto.ca.
- ^ Jump up to: а б Барбер 2004, с. 248–252.
- ^ Кэри, Джон (2011). «Генри Корбин и тайна Грааля» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Барбер 2004.
- ^ Д. Скавоне: «Иосиф Аримафейский, Святой Грааль и Эдессская икона», Артуриана, том. 9, нет. 4, 3-31 (зима 1999 г.) ( статья и аннотация ); Скавоне, «Британский король Луций, Грааль и Иосиф Аримафейский: вопрос византийского происхождения», Публикации Средневековой ассоциации Среднего Запада 10 (2003): 101–42, том. 10, 101–142 (2003).
- ^ Перон, Гулвен. Влияние «Метаморфоз» Овидия на визит Персиваля в замок Короля-рыбака, Журнал Международного общества Артура, Vol. 4, Выпуск 1, 2016, с. 113-134.
- ^ Jump up to: а б Вуд 2012, с. 91.
- ^ Барбер 2004, с. 167.
- ^ Jump up to: а б Вуд 2012, с. 94.
- ^ Барбер 2004, с. 168.
- ^ Вуд 2012, с. 94–95.
- ^ Вуд 2012, с. 95–96.
- ^ Барбер 2004, с. 169–170.
- ^ Барбер 2004, с. 170.
- ^ Вуд 2012, с. 95.
- ^ Вуд 2012, с. 96–97.
- ^ Хеджеко, Гай (28 марта 2014 г.). «Испанские историки утверждают, что нашли Святой Грааль» . Ирландские Таймс . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ Вуд 2012, с. 51–52.
- ^ Вуд 2012, с. 53–55.
- ^ Вуд 2012, с. 55–60.
- ^ Вуд 2012, с. 57–58.
- ^ Вуд 2012, с. 58–60.
- ^ Вуд 2012, стр. 75–76, 88–89.
- ^ Вуд 2012, с. 70, 73–74.
- ^ Вуд 2012, с. 75–76.
- ^ Вуд 2012, с. 74–76.
- ^ Вуд 2012, с. 76–77.
- ^ Вуд 2012, с. 77–82.
- ^ Вуд 2012, с. 77, 81–82.
- ^ Донингтон, Роберт (1963). «Кольцо» Вагнера и его символы: музыка и миф . Фабер
- ^ «Россетти, Данте Габриэль, 1828–1882, Тейт» .
- ^ «Джордж Фредерик Уоттс, 1860-62, сэр Галахад, холст, масло, 191,8 х 107 см, Гарвардский художественный музей, Музей Фогга» .
- ^ Шихтман, Мартин Б.; Карли, Джеймс П. (ред.) «Культура и король: социальные последствия легенды о короле Артуре» , SUNY Press, Олбани, Нью-Йорк, 1994, стр. 264.
- ^ Написание церемоний Ордена Подвязки Дженнингс пишет на странице 323: - Все относится к королю Артуру и его рыцарям Круглого стола; поставлены вокруг в качестве стражей («в ложе») Сангриала, или Святого Грааля, «Таинственной жертвы», или «Евхаристии». Но насколько все это магическое и священное в глазах розенкрейцеров? вполне естественно спросит исследователь. Ответ на все это весьма обширен и удовлетворительен; но подробности следует оставить на усмотрение самого вопрошающего, потому что приличия не допускают объяснения. Достаточно сказать, что это один из самых любопытных и замечательных предметов, привлекших внимание антикваров. Эта археологическая загадка, «Круглый стол короля Артура», является прекрасным отображением всей темы происхождения «Подвязки»; он вытекает непосредственно из него, будучи тем же объектом, что и объект, заключенный в мифическую подвязку, «подвязку» или «подпругу».
- ^ «Январь 1913 года: Журнал «Поэзия»» . Poetryfoundation.org . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ «Предисловие» к «Роману Гластонбери» . Лондон: Макдональд, 1955, с. xiii.
- ^ Криссдоттир, Морин. Происхождение памяти: жизнь Джона Каупера Поуиса . Лондон: Overlook Press, 2007, стр. 252–3.
- ^ «Массивная охота», Гранд-тур :
- Хаммонд: «Там что-то есть!»
- Кларксон: «Что это?»
- Мэй: «Что это?»
- Хаммонд: «Я думаю, это Святой Грааль».
- Мэй: «Ой, член».
- Кларксон: «И с этим ужасным разочарованием пора заканчивать».
- ^ Посмотрите The Office Highlight: The Dunder Code — NBC.com , 25 января 2013 г. , получено 9 декабря 2021 г.
- ^ Алгоритм никогда не сможет создать драму об искусственном интеллекте «Миссис. Дэвис: TV Review , 18 апреля 2013 г. , получено 4 июля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барбер, Ричард (2004). Святой Грааль: воображение и вера . Издательство Гарвардского университета.
- Кэмпбелл, Джозеф (1990). Трансформации мифа во времени . Издательство Harper & Row, Нью-Йорк.
- Лумис, Роджер Шерман (1991). Грааль: от кельтского мифа к христианскому символу . Принстон. ISBN 0-691-02075-2
- Уэстон, Джесси Л. (1993; первоначально опубликовано в 1920 году). От ритуала к романтике . Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси.
- Вуд, Джульетта (2012). Святой Грааль: история и легенда . Издательство Уэльского университета. ISBN 9780708325247 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой Грааль в программе «В наше время » на BBC
- Святой Грааль проекта Камелот
- Святой Грааль в Католической энциклопедии
- Святой Грааль сегодня в соборе Валенсии. Архивировано 28 июля 2017 г. в Wayback Machine.
- (на французском языке) Старофранцузская рукопись XV века Estoire del Saint Graal BNF фр. 113 Национальная библиотека Франции, подборка иллюминированных фолиантов, современный французский перевод, комментарии.
- Полный текст исследований легенды о Святом Граале в Wikisource.