Астральная проекция
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Астральная проекция (также известная как астральное путешествие , путешествие души , странствие души , духовное путешествие , духовное путешествие ) — термин, используемый в эзотерике для описания преднамеренного внетелесного опыта (ВТО). [1] это предполагает существование тонкого тела , известного как астральное тело или тело света , посредством которого сознание может функционировать отдельно от физического тела и путешествовать по астральному плану . [2]
Идея астрального путешествия древняя и встречается во многих культурах. Термин «астральная проекция» был придуман и популяризирован теософами XIX века . [3] Иногда это связано со снами и формами медитации. [4] Некоторые люди сообщали о ощущениях, похожих на описания астральной проекции, которые были вызваны различными галлюциногенными и гипнотическими средствами (включая самогипноз ). Нет никаких научных доказательств того, что существует сознание, чьи телесные функции отделены от нормальной нейронной активности , или что человек может сознательно покинуть тело и осуществлять наблюдения за физической вселенной. [5] а астральную проекцию охарактеризовали как лженауку . [6]
Счета
[ редактировать ]Древний Египет
[ редактировать ]Подобные концепции путешествия души встречаются и в других религиозных традициях. Например, древнеегипетские учения представляют душу ( ба ) как обладающую способностью парить вне физического тела посредством ка , или тонкого тела. [7]
Традиции коренных народов
[ редактировать ]Амазонка
[ редактировать ]Вайвай что яскомо обладает Считается , способностью совершать полет души, который может выполнять несколько функций, таких как исцеление, полет в небо, чтобы проконсультироваться с космологическими существами (луной или братом луны), чтобы получить имя для новорожденного. ребенок, летящий в пещеру гор пекари , чтобы попросить отца пекари об изобилии дичи, или летящий глубоко в реку, чтобы искать помощи у других существ. [8]
Инуиты
[ редактировать ]Говорят, что в некоторых группах инуитов люди с особыми способностями, известные как ангаккук , могут путешествовать в ( мифологические ) отдаленные места и рассказывать о своем опыте и важных вопросах своему сообществу. Эти способности будут недоступны людям с нормальными способностями. [9] Среди прочего, ангаккук, как говорили, обладал способностью остановить неудачу на охоте или исцелить больного человека. [10]
индуистский
[ редактировать ]такие как Линга Шарира, можно найти в древних индуистских писаниях, таких как Йогавашишта-Махарамаяна Валмики Подобные идеи , . [7] Среди современных индийцев, подтвердивших астральную проекцию, есть Парамаханса Йогананда , который стал свидетелем того, как Свами Пранабананда совершил чудо посредством возможной астральной проекции. [11]
Индийский духовный учитель Мехер Баба описал использование астральной проекции:
На продвигающихся стадиях, ведущих к началу пути, стремящийся духовно готовится к тому, чтобы ему было доверено свободное использование сил внутреннего мира астральных тел. Затем он может совершать астральные путешествия в своем астральном теле, оставляя физическое тело во сне или бодрствовании. Астральные путешествия, совершаемые бессознательно, гораздо менее важны, чем путешествия, предпринимаемые с полным сознанием и в результате сознательного воления. Это подразумевает сознательное использование астрального тела. Сознательное отделение астрального тела от внешнего проводника грубого тела имеет свою собственную ценность, позволяя душе почувствовать свое отличие от грубого тела и достигая более полного контроля над грубым телом. Можно по желанию надевать и снимать внешнее грубое тело, как если бы это был плащ, и использовать астральное тело для переживания внутреннего мира астрала и для совершения путешествий через него, если и когда это необходимо. ... Таким образом, способность совершать астральные путешествия предполагает значительное расширение возможностей своего опыта. Оно открывает возможности для содействия собственному духовному развитию, которое начинается с инволюция сознания. [12]
Астральная проекция – это одна из сиддх (« магических сил »), которую практикующие йогу считают достижимой посредством самодисциплинированной практики. В эпосе «Махабхарата» Дрона покидает свое физическое тело, чтобы посмотреть, жив ли его сын.
японский
[ редактировать ]В японской мифологии икирё души ( 生霊 , также читается как — проявление отдельно живого человека сёрё, сэйрей или икисудама) от его тела. [13] Традиционно, если кто-то затаил достаточную злобу на другого человека, считается, что часть или вся его душа может временно покинуть его тело и предстать перед объектом его ненависти, чтобы проклясть или иным образом причинить ему вред, подобно злу . глаз . Также считается, что души покидают живое тело, когда оно очень больно или находится в коме; но такие икирё не злы. [14]
даосский
[ редактировать ]Даосская алхимическая практика предполагает создание энергетического тела посредством дыхательных медитаций, втягивания энергии в «жемчужину», которая затем циркулирует. [15]
Сянцзы ... под барабанный бой под подушкой крепко уснул, храпящий и неподвижный. Однако его первобытный дух вошел прямо в банкетный зал и сказал: «Мои лорды, я снова здесь». Когда Туйчжи шел с чиновниками, чтобы посмотреть, на земле действительно спал даос и храпел, как гром. Однако внутри, в боковой комнате, находился еще один даос, который бил в рыбацкий барабан и пел даосские песни. Все чиновники сказали: «Хотя это два разных человека, их лица и одежда совершенно одинаковы. Очевидно, что он божественный бессмертный, который может разделить свое тело и появиться в нескольких местах одновременно...» В этот момент даос из боковой комнаты вышел, и спящий на земле даос проснулся. Эти двое слились в одно. [16]
Иудейский и христианский
[ редактировать ]Кэррингтон , Малдун , Петерсон и Уильямс говорят, что тонкое тело прикреплено к физическому телу посредством психической серебряной нити . [17] В этом отношении часто цитируется заключительная глава Книги Экклезиаста : «Прежде, чем ослабнет серебряная веревка, или прежде, чем разобьется золотая чаша, или разобьется кувшин у источника, или прежде, чем сломается колесо у водоема». [18] Раввин Носсон Шерман, однако, утверждает, что контекст указывает на то, что это всего лишь метафора, сравнивающая тело с машиной, где серебряный шнур относится к позвоночнику . [19]
Джеймс Хэнкинс утверждает, что Второе послание Павла к Коринфянам относится к астральным планам: [20] «Я знаю человека во Христе, который четырнадцать лет тому назад был восхищен до третьего неба . Было ли это в теле или вне тела, я не знаю — Бог знает». [21]
Западная эзотерика
[ редактировать ]Согласно классическому, средневековому, ренессансному герметизму , неоплатонизму , а затем теософам и розенкрейцерам , «астральное тело» — это промежуточное тело света, связывающее разумную душу с физическим телом, в то время как астральный план — это промежуточный мир света между Небесами и физическим телом. и Земля, состоящая из сфер планет и звезд. Считалось, что эти астральные сферы населены ангелами, демонами и духами. [22] [23]
В неоплатонизме Плотина , например, индивид есть микрокосм («малый мир») Вселенной (макрокосм или «большой мир»). «Разумная душа... сродни великой Душе Мира», в то время как «материальная вселенная, как и тело, создана как блеклый образ Умопостигаемого». [24] Каждый последующий план проявления является причинным по отношению к следующему, мировоззрение, известное как эманационизм ; «из Единого происходит Разум, из Разума — Душа, а из Души — в ее низшей фазе, или фазе Природы, — материальная вселенная». [25] Идея астрала занимала видное место в работах французского оккультиста девятнадцатого века Элифаса Леви , откуда она была принята и развита в дальнейшем теософией, а впоследствии использовалась другими эзотерическими движениями.
Тонкие тела и связанные с ними планы существования составляют существенную часть некоторых эзотерических систем, занимающихся астральными явлениями. Часто эти тела и планы их существования изображаются как серия концентрических кругов или вложенных сфер, причем каждое царство пересекает отдельное тело. [26]
Терминология
[ редактировать ]Выражение «астральная проекция» стало использоваться в двух разных смыслах. За Герметический Орден Золотой Зари [27] и некоторые теософы , [28] он сохранил смысл путешествия классических и средневековых философов в другие миры, рай, ад, астрологические сферы и другие ландшафты в теле света ; но за пределами этих кругов этот термин все чаще применялся к нефизическому путешествию по физическому миру. [29]
Хотя это использование по-прежнему широко распространено, термин «эфирное путешествие», используемый некоторыми более поздними теософами, предлагает полезное различие. Некоторые экспериментаторы говорят, что они посещают разное время и/или места: тогда эфирный используется для обозначения ощущения пребывания вне тела в физическом мире; тогда как астральный может означать некоторое изменение в восприятии времени. Роберт Монро описывает первый тип проекции как «Локал I» или «Здесь-Сейчас», включающий существующих людей и места: [30] Роберт Брюс называет его «Зоной реального времени» (RTZ) и описывает его как уровень нефизического измерения, наиболее близкий к физическому. [31] Это эфирное тело обычно, хотя и не всегда, невидимо, но часто воспринимается переживающим как соединенное с физическим телом во время разделения серебряным шнуром. Некоторые связывают сны падения с проекцией. [32]
По мнению Макса Генделя , эфирный двойник служит посредником между астральным и физическим мирами. В его системе эфир, также называемый праной , является жизненной силой, которая позволяет физическим формам изменяться. Из его описаний можно сделать вывод, что для него, когда человек рассматривает физическое во время внетелесного опыта, он технически вообще не находится в астральном мире. [33]
Другие эксперименты могут описать область, не имеющую аналогов ни в одной известной физической среде. Окружающая среда может быть населенной или незаселенной, искусственной, естественной или абстрактной, а опыт может быть блаженным, ужасающим или нейтральным. Распространенным теософским убеждением является то, что можно получить доступ к сборнику мистических знаний, называемому записями Акаши . Во многих случаях переживающий соотносит астральный мир с миром сновидений. Некоторые даже сообщают, что видели, как другие сновидцы разыгрывали сценарии снов, не осознавая своего более широкого окружения. [34]
Теоретики также могут разделить астральную среду на уровни или подпланы , но в различных традициях существует множество различных взглядов на общую структуру астральных планов: они могут включать небеса и ад, а также другие посмертные сферы, трансцендентные среды, или другие состояния, которые труднее охарактеризовать. [30] [32] [34]
Научный прием
[ редактировать ]Нет известных научных доказательств существования астральной проекции как объективного явления. [5] [6] [35] хотя есть случаи, когда пациенты испытывали опыт, наводящий на мысль об астральной проекции, в результате лечения стимуляцией мозга и галлюциногенных препаратов , таких как кетамин , фенциклидин и ДМТ . [35] Субъекты парапсихологических экспериментов пытались спроецировать свои астральные тела в отдаленные комнаты и увидеть, что происходит. Однако такие эксперименты не дали однозначных результатов. [36]
Психолог Донован Роклифф писал, что астральную проекцию можно объяснить бредом , галлюцинациями и яркими снами. [37] Артур В. Виггинс писал, что предполагаемые доказательства способности астрально путешествовать на большие расстояния и давать описания посещаемых мест носят преимущественно анекдотический характер и считают астральные путешествия иллюзией . Он обращается к нейроанатомии , предшествующим знаниям, человеческим убеждениям и воображению, чтобы дать прозаические объяснения тем, кто это пережил. [38] Роберт Тодд Кэрролл пишет, что основные доказательства, подтверждающие утверждения об астральных путешествиях, носят анекдотический характер и представлены «в виде свидетельств тех, кто утверждает, что испытал пребывание вне своего тела, хотя они, возможно, были не в своем уме». [39]
Известные практики
[ редактировать ]Эмануэль Сведенборг был одним из первых практиков, подробно написавших о внетелесном опыте в своем «Духовном дневнике» (1747–1765). В своей книге «Моя религия » Хелен Келлер рассказывает о своих взглядах на сведенборгианство и о том, как однажды она совершила астральное путешествие в Афины:
Я все это время был далеко и не выходил из комнаты... Мне было ясно, что это произошло потому, что я был духом, которого я так живо «видел» и чувствовал место за тысячу миль. Космос не имел значения для духа! [40]
В оккультных традициях практики варьируются от наведения транса до мысленного конструирования второго тела, названного (1875–1947) « телом света » Алистером Кроули , посредством визуализации и контролируемого дыхания с последующим переносом сознания во вторичное тело. тело посредством мысленного акта воли. [41] [42]
Существует множество публикаций 20-го века по астральной проекции, хотя продолжают цитироваться лишь немногие авторы. К ним относятся Эдгар Кейси (1877–1945), Херевард Кэррингтон (1880–1958), [43] Оливер Фокс (1885–1949), [44] Сильван Малдун (1903–1969), [45] и Роберт Монро (1915–1995). [46]
Отчеты Роберта Монро о путешествиях в другие миры (1971–1994) популяризировали термин «ВТО» и были переведены на большое количество языков. Хотя сами его книги придавали описаниям методов лишь второстепенное значение, Монро также основал институт, занимающийся исследованиями, исследованием и некоммерческим распространением слуховых технологий для помощи другим в достижении проекции и связанных с ней измененных состояний сознания . [46]
Карлос Кастанеда (1925–1998) обсуждает убеждения своего учителя Дона Хуана о «двойнике» и его способностях в своих книгах «Сказки о силе» (1974), «Второе кольцо силы» (1977) и «Искусство сновидения » (1993). [47] Флоринда Доннер , ученица Кастанеды, далее описывает методы использования двойника для доступа к физическому миру во время сновидения и доступа к миру сновидений в состоянии сна наяву в своей книге 1992 года « Бытие во сне» . [48]
Майкл Крайтон (1942–2008) дает длинные и подробные объяснения и опыт астральной проекции в своей научно-популярной книге « Путешествия » 1988 года . Роберт Брюс, [49] Уильям Бульман, [50] Мэрилин Хьюз, [51] и Альберт Тейлор [52] несколько раз обсуждали свои теории и открытия в синдицированном шоу Coast to Coast AM .
См. также
[ редактировать ]- Билокация – предполагаемая сверхъестественная способность находиться в двух местах одновременно.
- Йога снов – тибетская медитативная практика.
- Эканкар - Религиозное движение, основанное в 1965 году Полом Твитчеллом.
- Гипнагогия – состояние сознания, ведущее к сну.
- Осознанный сон - сон, в котором человек осознает, что спит.
- Светящийся ум - термин, используемый в буддийском учении.
- Мистицизм Меркабы - Школа раннего еврейского мистицизма
- Удаленный просмотр - псевдонаучная концепция
- Скраинг – практика поиска видений на отражающей поверхности.
- Имитированная реальность - концепция ложной версии реальности.
- Сонный паралич – расстройство сна.
- Видение Таттвы – тема, связанная с экстрасенсорным восприятием.
- Телепортация – Перенос между двумя точками.
- Поклонение небесным телам - Поклонение звездам и другим небесным телам как божествам.
- Йога-нидра – состояние сознания между бодрствованием и сном, вызванное управляемой медитацией.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Майерс 2014 , с. 52.
- ^ Парк 2008 , стр. 90–91; Ворона 2012 .
- ^ Ворона 2012 .
- ^ Зусне и Джонс 1989 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Царственный 2009 , с. 29: «Кроме неподтвержденных свидетельств очевидцев, нет никаких известных доказательств способности к астральным проекциям, существования других планов или Хроник Акаши».
- ^ Перейти обратно: а б Хайнс 2003 , стр. 103–106.
- ^ Перейти обратно: а б Мелтон 1996 г.
- ^ Фок 1963 , с. 16.
- ^ Хоппал 1975 , с. 228.
- ^ Kleivan & Sonne 1985 , стр. 7–8, 12, 23–24, 26–31; Меркур 1985 , стр. 4–6.
- ^ Wikisource: Автобиография йога/Глава 3
- ^ Мехер Баба 1967 , стр. 90, 91.
- ^ Кларк 2000 , с. 247.
- ^ Чопра 2005 , с. 144
- ^ Чиа 2007 , стр. 89 и далее.
- ^ Эрзенг 2007 , стр. 207–209.
- ^ Малдун и Кэррингтон 1929 ; Петерсон 2013 , главы 5, 17, 22.
- ^ Экклезиаст 12:6
- ^ Шерман 2011 , с. 1150.
- ^ Хэнкинс 2003 .
- ^ 2 Коринфянам 12:2
- ^ Доддс в Прокле 1963 , Приложение.
- ^ Пейгель 1967 , стр. 147–148.
- ^ Грегори 1991 , с. 12.
- ^ Грегори 1991 , стр. 15–16.
- ^ Безант 1897 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Цицерон и Цицерон 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Пауэлл 1927 , с. 7.
- ^ Судья 1893 , гл. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Монро 1977 , с. 60.
- ^ Брюс 1999 , стр. 25–27, 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б Брюс 1999 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Гендель 1911 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Монро 1985 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Парк 2008 , стр. 90–91.
- ^ Блэкмор 1991 .
- ^ Роуклифф 1987 , с. 123.
- ^ Винн, Виггинс и Харрис 2001 , стр. 95 и далее .
- ^ Кэрролл 2003 , с. 33 и след .
- ^ Келлер 1927 , с. 33 .
- ^ Грир 1967 .
- ^ Кроули 1988 , гл. XIII: «Тело Света, его сила и развитие».
- ^ Петтит 2013 , стр. 93.
- ^ ДеКорн 2011 , стр. 11.
- ^ Рикард и Мичелл 2007 , стр. 106, 123–4.
- ^ Перейти обратно: а б Биддл и Томпсон 2013 , с. 176.
- ^ Крамер и Ларкин 1993 , стр. 74–85.
- ^ Доннер 1992 .
- ^ «Роберт Брюс – Биография и интервью» . От побережья до побережья AM .
- ^ «Уильям Бульман – Биография и интервью» . От побережья до побережья AM .
- ^ «Мэрлинн Хьюз – Биография и интервью» . От побережья до побережья AM .
- ^ «Альберт Тейлор – Биография и интервью» . От побережья до побережья AM .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Безант, Энни Вуд (1897). Древняя мудрость: очерк теософского учения . Теософское издательское общество. ISBN 978-0524027127 .
- Биддл, Ян; Томпсон, Мари, ред. (2013). Звук, музыка, аффект: теоретизирование звукового опыта . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1441101761 .
- Блэкмор, Сьюзен (1991). «Околосмертный опыт: в теле или вне тела?» . Скептический исследователь . Том. 16. Комитет по скептическим расследованиям. стр. 34–45 . Проверено 17 июня 2008 г.
- Брюс, Роберт (1999). Астральная динамика: новый подход к внетелесным опытам . Издательство Хэмптон Роудс. ISBN 1-57174-143-7 .
- Кэрролл, Роберт Тодд (2003). Словарь скептика: собрание странных убеждений, забавных обманов и опасных заблуждений . Джон Уайли и сыновья. ISBN 0-471-27242-6 .
- Чиа, Мантак (2007) [1989]. Слияние пяти элементов . Книги судьбы. ISBN 978-1594771033 .
- Чопра, Р. (2005). Академический словарь мифологии . Индия: Isha Books. ISBN 978-8182052321 .
- Цицерон, Шик ; Цицерон, Табата (2003). Сущность Золотой Зари: Введение в высшую магию . Сент-Пол, Миннесота: Публикации Ллевеллина. ISBN 0-7387-0310-9 .
- Кларк, Питер Бернард (2000). Новые японские религии: в глобальной перспективе . Том. 1999 (аннотированная ред.). Рутледж. ISBN 978-0700711857 .
- Кроу, Джон Л. (2012). «Укрощение астрального тела: постоянная проблема Теософского общества в отношении эмоций и контроля» . Журнал Американской академии религии . 80 (3): 691–717. doi : 10.1093/jaarel/lfs042 .
- Кроули, Алистер (1988). Саймондс, Джон ; Грант, Кеннет (ред.). Магия . Лондон: Издательство Гильдии.
- ДеКорн, Джим (2011). Психоделический шаманизм, обновленное издание: выращивание, подготовка и шаманское использование психотропных растений . Североатлантические книги. ISBN 978-1556439995 .
- Доннер, Флоринда (1992). Бытие во сне: посвящение в мир магов . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-250192-9 .
- Эрзенг, Ян (2007). История Хань Сянцзы . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0295986906 .
- Фок, Нильс (1963). Вайвай: Религия и общество амазонского племени . Этнографическая серия «Письма Национального музея» [Этнографическая серия]. Том. VIII. Копенгаген: Национальный музей Дании.
- Грир, Джон (1967). «Астральная проекция». Новая энциклопедия оккультизма . Ллевеллин по всему миру. ISBN 978-1567183368 .
- Грегори, Джон (1991). Неоплатоники . Кайл Кэти. ISBN 978-1856260220 .
- Хэнкинс, Джеймс (2003). «Фичино, Авиценна и оккультные силы разумной души» . В Мерои, Фабрицио; Скапароне, Элизабетта (ред.). Магия в современной Европе: Между древней мудростью и натуральной философией . Материалы конференции (Национальный институт исследований эпохи Возрождения) 23. Флоренция: Лео С. Ольшки. стр. Я, 35–52.
- Гендель, Макс (1911). «Глава IV: Конституция человека: жизненное тело – тело желаний – разум» . Розенкрейцерские мистерии . Братство Розенкрейцеров. ISBN 0911274863 – через Rosicrucian.com.
- Хайнс, Теренс (2003). Лженаука и паранормальные явления . Книги Прометея. ISBN 1-57392-979-4 .
- Хоппал, Михай (1975). «Веры уральских народов и шаманизм». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы: Культура и традиции наших родственников (на венгерском языке языковых ). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 211–233. ISBN 978-963-13-0900-3 .
- Судья Уильям (1893). Океан теософии (2-е изд.). Теосопическое издательство.
- Келлер, Хелен (1927). Моя религия (1-е изд.). Город-сад: Doubleday, Page & Company.
- Клейван, Инге; Зонне, Б. (1985). Иконография религий: народы Арктики. Эскимосы, Гренландия и Канада . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-07160-5 .
- Крамер, К.; Ларкин, Дж. С. (1993). Сны о смерти: раскрытие тайн подсознания . Паулист Пресс. ISBN 978-0809133499 .
- Мехер Баба (1967). Дискурсы . Том. II. Сан-Франциско: переориентация суфизма. ISBN 1-880619-09-1 .
- Мелтон, Дж. Гордон (1996). «Путешествие вне тела». Энциклопедия оккультизма и парапсихологии: МЗ . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Томсон Гейл . ISBN 978-0810394872 .
- Меркур, Дэниел (1985). Стать наполовину скрытым: шаманизм и инициация среди инуитов . Стокгольмские исследования сравнительного религиоведения. Стокгольм: Альмквист и Викселл. ISBN 978-91-22-00752-4 .
- Монро, Роберт (1977) [1971]. Путешествие вне тела . Гармония/Родейл. ISBN 0-385-00861-9 .
- Монро, Роберт (1985). Дальние путешествия . Гармония/Родейл. ISBN 0385231822 .
- Малдун, Сильван ; Кэррингтон, Хереворд (1929). Проекция астрального тела . Райдер и компания. ISBN 0-7661-4604-9 .
- Майерс, Фредерик WH (2014). «Астральная проекция». Журнал исследований духовности и сознания . 37 (1).
- Пейгель, Уолтер (1967). Биологические идеи Уильяма Гарвея . Издательство Каргер. ISBN 978-3805509626 .
- Парк, Роберт Л. (2008). Суеверие: вера в эпоху наук . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1400828777 .
- Петерсон, Р. (2013). Внетелесные переживания: как их получить и чего ожидать . Хэмптон Роудс. ISBN 978-1571746993 .
- Петтит, Майкл (2013). Наука обмана: психология и коммерция в Америке . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226923741 .
- Пауэлл, Артур Э. (1927). Астральное тело и другие астральные явления . Лондон; Уитон, Иллинойс; Адьяр, Ченнаи: Теософское издательство.
- Прокл (1963). Элементы богословия: переработанный текст с переводом, введением и комментариями . Перевод Э. Р. Доддса (2-е изд.).
- Роклифф, Донован (1987). Оккультные и сверхъестественные явления . Дуврские публикации. ISBN 978-0486255514 .
- Регал, Брайан (2009). Лженаука: критическая энциклопедия . Гринвуд. ISBN 978-0313355073 .
- Рикард, Б.; Мичелл, Дж. (2007). Приблизительный путеводитель по необъяснимым явлениям . Грубые гиды. ISBN 978-1843537083 .
- Шерман, Носсон, изд. (2011). Английский Танах ArtScroll . Серия ArtScroll (Первое изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Публикации Месоры. ISBN 978-1422610657 .
- Винн, Чарльз М.; Виггинс, Артур В.; Харрис, Сидни (2001). Квантовые скачки совершаются в неправильном направлении: там, где заканчивается настоящая наука – и начинается псевдонаука . Джозеф Генри Пресс. ISBN 978-0309073097 .
- Зусне, Леонард; Джонс, Уоррен Х. (1989). Аномалистическая психология: исследование магического мышления . Психология Пресс. ISBN 978-0805805086 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нема (1995). Магия Маат: Руководство по самоинициации . Йорк-Бич, Мэн: Сэмюэл Вайзер . ISBN 0-87728-827-5 .