Jump to content

Фурьеизм

(Перенаправлено с Фурьериста )
Фурьеизм — это набор идей, впервые выдвинутых французским социалистом-утопистом Франсуа Мари Шарлем Фурье (1772–1837).

Фурьеризм ( / ˈ f ʊər i r ə ɪ z əm / ) [1] — это систематический набор экономических, политических и социальных убеждений, впервые поддержанный французским интеллектуалом Шарлем Фурье (1772–1837). Основываясь на вере в неизбежность общественных объединений людей, которые работали и жили вместе как часть человеческого будущего, убежденные сторонники Фурье называли его доктрину ассоциативизмом . Современники-политики и последующие ученые определили набор идей Фурье как форму утопического социализма - фраза, которая сохраняет легкий уничижительный подтекст. [ по мнению кого? ] .

Никогда не проверявшийся на практике ни в каком масштабе при жизни Фурье, фурьеризм пережил кратковременный бум в Соединенных Штатах Америки в середине 1840-х годов, во многом благодаря усилиям его американского популяризатора Альберта Брисбена (1809–1890) и Американского союза художников . Ассоциационисты , но в конечном итоге потерпели неудачу как социальная и экономическая модель. [ нужна ссылка ] Система была ненадолго возрождена в середине 1850-х годов Виктором Консидантом (1808–1893), французским учеником Фурье, который безуспешно пытался перезапустить эту модель в Техасе в 1850-х годах. [2]

Доктрина

[ редактировать ]

Страстное влечение

[ редактировать ]

В отличие от полностью светского коммунитаризма его современника Роберта Оуэна (1771–1858), мышление Шарля Фурье исходит из презумпции существования Бога и божественного социального порядка на Земле в соответствии с волей Бога. [3] Фурье считал себя фигурой всемирно-исторического значения, родственной Исааку Ньютону, поскольку он определил фундаментальную силу, движущую социальным развитием, которую он назвал «страстным влечением» ( attraction Passionelle ). [4]

Фурье считал, что структура мира — его экономическая, политическая и социальная система — не позволяет человечеству следовать своим Богом данным индивидуальным страстям, тем самым мешая ему достичь всеобщей гармонии. [5] Вместо того, чтобы стремиться формировать людей так, чтобы они соответствовали существующей форме экономической, политической и социальной жизни, как это было традиционной целью образования и того, что мы сегодня называем процессом социализации , Фурье полагал, что вместо этого форма экономической, политической и социальной жизни Социальная жизнь сама по себе должна быть изменена, чтобы соответствовать внутренним страстям человека, поскольку эти экономические и социальные структуры были созданы человеком, а не Богом. [5]

Благодаря сознательному пониманию этого процесса, который Фурье назвал «социальной наукой», можно было создать новые экономические и социальные образования, называемые «ассоциациями», структурированные так, чтобы позволить людям следовать своим увлечениям и таким образом продвигаться к всеобщей гармонии. [5]

Всегда готовый перечислять и систематизировать, Фурье заявил, что существует 12 основных страстей человечества, сгруппированных вокруг трех ветвей «дерева страстей»: «роскошные страсти» пяти чувств; «аффективные страсти» любви, дружбы и родительства; и часто игнорируемые «страсти распределения», такие как потребность в политических интригах, потребность в разнообразии и чистый энтузиазм духовных поисков. [6] Совокупность всех этих страстей Фурье назвал «единизмом», характеризуемым как всеобщее чувство доброжелательности и братства. [6] Фурье считал, что, несмотря на то, что эти страсти скованы и мутированы цивилизацией, свободное развитие этих страстей будет разрешено в мире светлого будущего. [6]

Этапы общества

[ редактировать ]

Фурье считал себя первооткрывателем универсальных законов общественной эволюции, теоретизируя существование 32 различных периодов, начиная с Эдемизма и заканчивая дикостью, патриархатом и варварством. [7] Считалось, что каждая из этих стадий имеет отличительные материальные и идеологические особенности, при этом обращение предоставляло женщинам особый маркер одной стадии от другой. [8] Гораздо большую озабоченность Фурье и его учеников вызывала нынешняя 5-я форма общества, Современное общество, а также три возникающие формы, которые, как полагают, не за горами: 6 (Гарантия), 7 (Простая ассоциация) и 8 (Сложная ассоциация). ). [9]

«Современное общество», с точки зрения фурьеристов, было основано на капитале и труде, а также на покупке и продаже товаров через сеть бесполезных посредников. [10] С насмешкой Фурье назвал современное общество «цивилизацией», считая его причиной мошенничества, расточительства и человеческого несчастья. [11] «Изолированную семью» он считал неэффективной, систему заработной платы деморализующей и эксплуататорской, а организованную религию коррумпированной. [11] Была написана целая книга, подробно описывающая 36 типов банкротств и 76 видов «рогоносцев», которым подвергалось человечество в рамках своей системы так называемой Цивилизации, которую Фурье считал совершенно неприемлемой. [11]

Фурье считал, что, к счастью для человечества, цивилизация — это мимолетное экономическое образование, которое вскоре исчезнет. [11] Возникающая социально-экономическая структура «гарантизма» будет основана на фундаментальном принципе всеобщего страхования, полагал Фурье, который должен был гарантировать безопасность капитала и право труда на оплачиваемую занятость. [9] Мелкие торговцы и спекулятивные спекулянты будут исключены из экономики в этой новой системе организованного производства и распределения. [10]

Следующий этап фурьеристской схемы, «Простая ассоциация», должен был быть основан на кооперативном предприятии одинаковых объединений фермеров, ремесленников или промышленных рабочих как отдельных групп. [10] Фермеры объединялись бы с другими фермерами, ремесленники с другими ремесленниками, промышленные производители с другими промышленными производителями, производя и продавая свою продукцию коллективно. [10] Одновременно эти экономические организации впервые будут включать объединение семейного проживания и домашнего труда. [10] тем самым устраняя экономические растраты и социальную изоляцию индивидуальной жизни. Наемный труд будет устранен, поскольку члены этих ассоциаций станут совладельцами, производящими совместно и одинаково делящими доходы от своей деятельности. [10]

В дальнейшем, полагали фурьеристы, возникнет «сложное объединение» или «гармонизм». В рамках Комплексной ассоциации все предприятия объединялись бы в большие ассоциации, которые разрушили бы все экономические линии. [12] Один энтузиаст фурьеризма описал систему сложных ассоциаций следующим образом:

Каждый интерес обеспечивается организацией, охватывающей все детали производства и распределения; и устанавливается система естественного и целостного воспитания, то есть предусмотрена полная система физического, умственного и эмоционального развития, тесно связанная с повседневными занятиями; что искусство и наука, лежащая в основе искусства, могут преподаваться вместе; что теория и практика могут идти рука об руку и что человек может распоряжаться всей своей личной силой и пользоваться условиями для ее выражения. [12]

Каждый человек в этих сложных ассоциациях будет иметь право принимать участие в работе дюжины или более различных рабочих групп в соответствии со своими интересами и удовольствием в течение любого года. [12] Тем самым будет устранено то, что марксисты называли отчуждением труда , а производство увеличится, поскольку «человек, выступающий на своей стороне, работает с большей силой, большим умением и лучшим результатом, чем тот, кто работает против своих склонностей», по словам одного фурьериста. . [12]

Экономика

[ редактировать ]

Фурье считал, что экономический результат является продуктом трех факторов: труда, капитала и таланта. [13] Он утверждал, что каждый из этих факторов важен для производства и должен быть компенсирован как таковой для общего процветания организованной ассоциации. [13] Коммунальные объединения, основанные на идеях Фурье, обычно формировались как акционерные общества , и их члены-инвесторы получали вознаграждение отдельно на основе как суммы вложенного капитала, так и количества выполненного труда, при этом рабочее время определялось диапазоном значений, основанных как на величине вложенного капитала, так и на основе количества выполненного труда. необходимость и сложность работы, а также степень таланта и мастерства, с которыми она была выполнена.

Социальная жизнь

[ редактировать ]
Повышенный вид фаланстера- фурьериста из произведений Виктора Консиданта.

Рецептом Фурье было создание в сельской местности сообществ, называемых фалангами или ассоциациями. Внутри гигантских змеевидных зданий, называемых « фаланстрами », будут размещены 1620 человек различных профессий и социальных классов. [14] Жители должны были быть распределены по профессиональным «сериям» - основным подразделениям, например, между аграриями, промышленными производителями и ремесленниками, - которые в дальнейшем должны были быть разделены на более мелкие «группы» для совместного выполнения определенных аспектов работы. [15] Мобильность личности между различными группами и даже секциями должна была быть разрешена по личным желаниям. [15]

Фундаментальным для идеала Фурье было представление о коллективной жизни и рациональном выполнении домашних обязанностей. Отдельные домохозяйства считались расточительными с точки зрения дублирования усилий и изоляции отдельных лиц, что мешало истинному сотрудничеству и социальной гармонии.

До 1967 года в неопубликованной рукописной форме оставались творческие предсказания Фурье о степени сексуальной распущенности, а также об институтах и ​​моральных кодексах, которые возникнут, чтобы управлять любовью и межличностными отношениями в гармоничном мире Сложных Ассоциаций. [15]

Роль силы

[ редактировать ]

Фурьерская система ассоциаций была основана на добровольном участии и расширении посредством примера. После своего основания ассоциации продемонстрировали бы свои практические достоинства и вдохновили бы на подражание, а первые образцовые сообщества будут воспроизводиться и распространяться от мест к регионам, к странам и на международном уровне. Никогда в своих работах Фурье не апеллирует к государственному законодательству или какой-либо принудительной силе, вместо этого полагая, что объединение является естественной и полностью добровольной структурой. [16] часть Божественного Социального Кодекса. [12]

Более того, достижение международного масштаба устранило бы войну. [12] Вместо этого будут сформированы промышленные армии, которые будут участвовать в гигантских мелиоративных проектах, орошающих пустыни, восстанавливающих растительность, осушающих болота и обрабатывающих землю. [12] За этим последует ликвидация болезней, поскольку такие бедствия, как холера , тиф и желтая лихорадка, исчезнут вместе с нездоровыми местами, откуда они возникли до восстановительных усилий общества. [12] По мнению Фурье, за счет посадки огромных лесных массивов пахотные земли будут защищены, а климат Земли будет медленно меняться. [17]

Фантастические теории

[ редактировать ]

Теоретическая система Фурье, которую один ученый назвал «обширной и эксцентричной», [15] было лишь частью результата того, что другой назвал «самым буйным и необузданным воображением». [18] Фурье считал, что в новом мире люди будут жить 144 года, что появятся новые виды дружелюбных и пацифистских животных, таких как «анти-львы», и что со временем у людей разовьются длинные и полезные хвосты. [15] Фурье также исповедовал веру в способность человеческих душ мигрировать между физическим и «ароматическим» мирами. [15] Такое мышление было отброшено в течение последних 15 лет жизни Фурье, когда вместо этого он начал концентрироваться на проверке своих экономических и социальных идей. [19]

Ученики Фурье, в том числе Альберт Брисбен и Виктор Консидант, позже сократили его труды до понятной системы экономической и социальной организации, при этом движение фурьеристов пережило краткий бум в Соединенных Штатах в середине 1840-х годов, когда было создано около 30 фурьеристских ассоциаций. . [20]

Влияние на новые религиозные движения

[ редактировать ]

отождествлялась с эзотерическими доктринами, такими как мартинизм , такими фурьеристами, как Джаст Мюирон. Фурьеристская доктрина притяжения, соответствий и аналогий с самого начала [21] Луи Рейбо, автор первого исследования социалистов, воспринимал фурьеризм и другие ранние социалистические школы в контексте мистицизма, магии, каббалы или оккультных наук. [22] После 1848 года фурьеризм оказал решающее влияние на новые религиозные движения, такие как спиритуализм и оккультизм . [23] До этого фурьеризм уже породил идеи американо-американских мыслителей-спиритуалистов, таких как Эндрю Джексон Дэвис . [24] Элифас Леви , считающийся основателем современного оккультизма, был приверженцем фурьеризма в 1840-х годах. [25] До начала 20 века во французских социалистически-спиритуалистических кругах было сильное присутствие фурьеристов.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ «Фурьеризм» . CollinsDictionary.com . ХарперКоллинз . Проверено 14 мая 2021 г.
  2. ^ Бичер, Виктор Консидант .
  3. ^ Джулия Франклин (редактор), «Введение» в избранное из произведений Фурье. Лондон: Swan Sonnenschein & Co., 1901; стр. 17.
  4. ^ Франклин, «Введение» к избранным из произведений Фурье, стр. 17-18.
  5. ^ Jump up to: а б с Франклин, «Введение» к избранным из произведений Фурье, с. 18.
  6. ^ Jump up to: а б с Карл Дж. Гварнери, Утопическая альтернатива: фурьеризм в Америке девятнадцатого века. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1991; стр. 18.
  7. ^ Гварнери, Утопическая альтернатива, стр. 5-6 вечера.
  8. ^ Гварнери, Утопическая альтернатива, стр. 18.
  9. ^ Jump up to: а б Чарльз Сирс, Североамериканская фаланга: исторический и описательный очерк. Прескотт, Висконсин: Джон М. Прайс, издатель, 1886 г.; стр. 1-2.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Сирс, «Североамериканская фаланга», стр. 1.
  11. ^ Jump up to: а б с д Гварнери, «Утопическая альтернатива», стр. 17.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сирс, «Североамериканская фаланга», стр. 2.
  13. ^ Jump up to: а б Франклин, «Введение» к избранным из произведений Фурье, с. 20.
  14. ^ Гварнери, Утопическая альтернатива, стр. 18-19.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Гварнери, «Утопическая альтернатива», стр. 19.
  16. ^ Франклин, «Введение» в избранное из произведений Фурье, стр. 21.
  17. ^ Сирс, Североамериканская фаланга, стр. 2-3.
  18. Александр Грей Абердинскому философскому обществу, 15 марта 1923 г. Цитируется в «Хаос и чувство Фурье», Aberdeen Journal, 16 марта 1923 г., стр. 1.
  19. ^ Гварнери, Утопическая альтернатива, стр. 20.
  20. ^ Уильям Альфред Хиндс, Американские сообщества. Второе издание. Чикаго, Иллинойс: Чарльз Х. Керр и компания, 1908; стр. 250.
  21. ^ Штрубе, Социализм , стр. 122-127; Бичер, Шарль Фурье , стр. 160–167.
  22. ^ Штрубе, Социализм, стр. 105-115.
  23. ^ Штрубе, «Социалистическая религия»; ср. Штрубе, Социализм и Монро, Лаборатории .
  24. ^ Альбанезе, Республика , стр. 171–176, 208–218.
  25. ^ Штрубе, Социализм, стр. 316-351.

Библиография

На французском языке
  • Полное собрание сочинений Шарля Фурье . В 12 томах. Париж: Антропос, 1966–1968.
Отдельные работы на английском языке
  • Иерархии рогоносцев и банкротств. Кембридж, Массачусетс: Wakefield Press, 2011.
  • Страсти человеческой души и их влияние на общество и цивилизацию. Нью-Йорк: Огастес М. Келли, 1968.
  • Теория четырех движений. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1996.
  • Теория социальной организации. Нью-Йорк: CP Somerby, 1876.
Коллекции
  • Джонатан Бичер и Ричард Бьенвеню (ред.), Утопическое видение Шарля Фурье: избранные тексты о работе, любви и страстном влечении. Бостон, Массачусетс: Beacon Press, 1971.
  • Джулия Франклин (редактор), Отрывки из произведений Фурье. Лондон: Swan Sonnenschein & Co., 1901.
  • Марк Постер (редактор), Гармонический человек: Избранные сочинения Шарля Фурье. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей, 1971.
  • Дизайн для утопии: избранные сочинения Шарля Фурье. Нью-Йорк: Schocken Books, 1971.

Дальнейшее чтение

  • Кэтрин Л. Альбанезе, Республика разума и духа: культурная история американской метафизической религии . Нью-Хейвен/Лондон: Издательство Йельского университета, 2007.
  • Джонатан Бичер, Шарль Фурье: Провидец и его мир . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1986.
  • Джонатан Бичер, Виктор Консидант и взлет и падение французского романтического социализма . Беркли: Калифорнийский университет Press, 2001.
  • Артур Бестор, Американские фаланги: исследование фурьеристского социализма в Соединенных Штатах. Кандидатская диссертация. Йельский университет, 1938 год.
  • Уильям Холл Брок, «Фаланга на холме: ответы на фурьеризм в кругу трансценденталистов». Кандидатская диссертация. Чикагский университет Лойолы, 1995 г.
  • Стерлинг Ф. Делано, «Предвестник» и трансцендентализм Новой Англии: портрет ассоциативизма в Америке. Крэнбери, Нью-Джерси: Associated University Press, 1983.
  • Карл Дж. Гварнери, Утопическая альтернатива: фурьеризм в Америке девятнадцатого века. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1991.
  • Эндрю Ломан, «Несколько о системе сообщества»: фурьеризм в творчестве Натаниэля Хоторна. Нью-Йорк: Рутледж, 2005.
  • Карен Бергстрем Макнайт, Семена утопии: зарождение фурьеризма в Америке. Магистерская диссертация. Университет Вермонта, 1982 год.
  • Сесилия Корецки Майкл, Гораций Грили и фурьеризм в Соединенных Штатах. Магистерская диссертация. Университет Рочестера, 1949 год.
  • Джон Уорн Монро, Лаборатории веры: месмеризм, спиритизм и оккультизм в современной Франции . Итака: Издательство Корнельского университета, 2008.
  • Шарль Пелларен, Жизнь Шарля Фурье. Нью-Йорк: Уильям Х. Грэм, 1848 г.
  • Джеймс Р. Скейлз, Фурьеизм и его влияние в Америке. Шони, ОК: Баптистский университет Оклахомы, 1951.
  • Джулиан Штрубе, « Социалистическая религия и возникновение оккультизма: генеалогический подход к социализму и секуляризации во Франции XIX века ». В: Религия , 2016.
  • Джулиан Штрубе, Социализм, католицизм и оккультизм во Франции XIX века. Берлин/Бостон: Де Грюйтер, 2016.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc6f81fe9e23506fe1e43f1c521ca58f__1721130240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/8f/bc6f81fe9e23506fe1e43f1c521ca58f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fourierism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)