Фурьеизм
Фурьеризм ( / ˈ f ʊər i r ə ɪ z əm / ) [1] — это систематический набор экономических, политических и социальных убеждений, впервые поддержанный французским интеллектуалом Шарлем Фурье (1772–1837). Основываясь на вере в неизбежность общественных объединений людей, которые работали и жили вместе как часть человеческого будущего, убежденные сторонники Фурье называли его доктрину ассоциативизмом . Современники-политики и последующие ученые определили набор идей Фурье как форму утопического социализма - фраза, которая сохраняет легкий уничижительный подтекст. [ по мнению кого? ] .
Никогда не проверявшийся на практике ни в каком масштабе при жизни Фурье, фурьеризм пережил кратковременный бум в Соединенных Штатах Америки в середине 1840-х годов, во многом благодаря усилиям его американского популяризатора Альберта Брисбена (1809–1890) и Американского союза художников . Ассоциационисты , но в конечном итоге потерпели неудачу как социальная и экономическая модель. [ нужна ссылка ] Система была ненадолго возрождена в середине 1850-х годов Виктором Консидантом (1808–1893), французским учеником Фурье, который безуспешно пытался перезапустить эту модель в Техасе в 1850-х годах. [2]
Доктрина
[ редактировать ]Страстное влечение
[ редактировать ]В отличие от полностью светского коммунитаризма его современника Роберта Оуэна (1771–1858), мышление Шарля Фурье исходит из презумпции существования Бога и божественного социального порядка на Земле в соответствии с волей Бога. [3] Фурье считал себя фигурой всемирно-исторического значения, родственной Исааку Ньютону, поскольку он определил фундаментальную силу, движущую социальным развитием, которую он назвал «страстным влечением» ( attraction Passionelle ). [4]
Фурье считал, что структура мира — его экономическая, политическая и социальная система — не позволяет человечеству следовать своим Богом данным индивидуальным страстям, тем самым мешая ему достичь всеобщей гармонии. [5] Вместо того, чтобы стремиться формировать людей так, чтобы они соответствовали существующей форме экономической, политической и социальной жизни, как это было традиционной целью образования и того, что мы сегодня называем процессом социализации , Фурье полагал, что вместо этого форма экономической, политической и социальной жизни Социальная жизнь сама по себе должна быть изменена, чтобы соответствовать внутренним страстям человека, поскольку эти экономические и социальные структуры были созданы человеком, а не Богом. [5]
Благодаря сознательному пониманию этого процесса, который Фурье назвал «социальной наукой», можно было создать новые экономические и социальные образования, называемые «ассоциациями», структурированные так, чтобы позволить людям следовать своим увлечениям и таким образом продвигаться к всеобщей гармонии. [5]
Всегда готовый перечислять и систематизировать, Фурье заявил, что существует 12 основных страстей человечества, сгруппированных вокруг трех ветвей «дерева страстей»: «роскошные страсти» пяти чувств; «аффективные страсти» любви, дружбы и родительства; и часто игнорируемые «страсти распределения», такие как потребность в политических интригах, потребность в разнообразии и чистый энтузиазм духовных поисков. [6] Совокупность всех этих страстей Фурье назвал «единизмом», характеризуемым как всеобщее чувство доброжелательности и братства. [6] Фурье считал, что, несмотря на то, что эти страсти скованы и мутированы цивилизацией, свободное развитие этих страстей будет разрешено в мире светлого будущего. [6]
Этапы общества
[ редактировать ]Фурье считал себя первооткрывателем универсальных законов общественной эволюции, теоретизируя существование 32 различных периодов, начиная с Эдемизма и заканчивая дикостью, патриархатом и варварством. [7] Считалось, что каждая из этих стадий имеет отличительные материальные и идеологические особенности, при этом обращение предоставляло женщинам особый маркер одной стадии от другой. [8] Гораздо большую озабоченность Фурье и его учеников вызывала нынешняя 5-я форма общества, Современное общество, а также три возникающие формы, которые, как полагают, не за горами: 6 (Гарантия), 7 (Простая ассоциация) и 8 (Сложная ассоциация). ). [9]
«Современное общество», с точки зрения фурьеристов, было основано на капитале и труде, а также на покупке и продаже товаров через сеть бесполезных посредников. [10] С насмешкой Фурье назвал современное общество «цивилизацией», считая его причиной мошенничества, расточительства и человеческого несчастья. [11] «Изолированную семью» он считал неэффективной, систему заработной платы деморализующей и эксплуататорской, а организованную религию коррумпированной. [11] Была написана целая книга, подробно описывающая 36 типов банкротств и 76 видов «рогоносцев», которым подвергалось человечество в рамках своей системы так называемой Цивилизации, которую Фурье считал совершенно неприемлемой. [11]
Фурье считал, что, к счастью для человечества, цивилизация — это мимолетное экономическое образование, которое вскоре исчезнет. [11] По мнению Фурье, формирующаяся социально-экономическая структура «гарантизма» будет основана на фундаментальном принципе всеобщего страхования, который должен был гарантировать безопасность капитала и право труда на оплачиваемую занятость. [9] Мелкие торговцы и спекулятивные спекулянты будут исключены из экономики в этой новой системе организованного производства и распределения. [10]
Следующий этап фурьеристской схемы, «Простая ассоциация», должен был быть основан на кооперативном предприятии одинаковых объединений фермеров, ремесленников или промышленных рабочих как отдельных групп. [10] Фермеры объединялись бы с другими фермерами, ремесленники с другими ремесленниками, промышленные производители с другими промышленными производителями, производя и продавая свою продукцию коллективно. [10] Одновременно эти экономические организации впервые будут включать объединение семейного проживания и домашнего труда. [10] тем самым устраняя экономические растраты и социальную изоляцию индивидуальной жизни. Наемный труд будет ликвидирован, поскольку члены этих ассоциаций станут совладельцами, производящими совместно и одинаково делящими доходы от своей деятельности. [10]
В дальнейшем, полагали фурьеристы, возникнет «сложное объединение» или «гармонизм». В рамках Комплексной ассоциации все предприятия объединялись бы в большие ассоциации, которые разрушили бы все экономические линии. [12] Один энтузиаст фурьеризма описал систему сложных ассоциаций следующим образом:
Каждый интерес обеспечивается организацией, охватывающей все детали производства и распределения; и устанавливается система естественного и целостного воспитания, то есть предусмотрена полная система физического, умственного и эмоционального развития, тесно связанная с повседневными занятиями; что искусство и наука, лежащая в основе искусства, могут преподаваться вместе; что теория и практика могут идти рука об руку и что человек может распоряжаться всей своей личной силой и пользоваться условиями для ее выражения. [12]
Каждый человек в этих сложных ассоциациях будет иметь право принимать участие в работе дюжины или более различных рабочих групп в соответствии со своими интересами и удовольствием в течение любого года. [12] Тем самым будет устранено то, что марксисты называли отчуждением труда , а производство увеличится, поскольку «человек, выступающий на своей стороне, работает с большей силой, большим умением и лучшим результатом, чем тот, кто работает против своих склонностей», по словам одного фурьериста. . [12]
Экономика
[ редактировать ]Фурье считал, что экономический результат является продуктом трех факторов: труда, капитала и таланта. [13] Он утверждал, что каждый из этих факторов важен для производства и должен быть компенсирован как таковой для общего процветания организованной ассоциации. [13] Коммунальные объединения, основанные на идеях Фурье, обычно формировались как акционерные общества , и их члены-инвесторы получали вознаграждение отдельно на основе как суммы вложенного капитала, так и количества выполненного труда, при этом рабочее время определялось диапазоном значений, основанных как на величине вложенного капитала, так и на основе количества выполненного труда. необходимость и сложность работы, а также степень таланта и мастерства, с которыми она была выполнена.
Социальная жизнь
[ редактировать ]Рецептом Фурье было создание в сельской местности сообществ, называемых фалангами или ассоциациями. Внутри гигантских змеевидных зданий, называемых « фаланстрами », будут размещены 1620 человек различных профессий и социальных классов. [14] Жители должны были быть распределены по профессиональным «сериям» - основным подразделениям, например, между аграриями, промышленными производителями и ремесленниками, - которые в дальнейшем должны были быть разделены на более мелкие «группы» для совместного выполнения определенных аспектов работы. [15] Мобильность личности между различными группами и даже секциями должна была быть разрешена по личным желаниям. [15]
В основе идеала Фурье лежала идея коллективной жизни и рационального выполнения домашних обязанностей. Отдельные домохозяйства считались расточительными с точки зрения дублирования усилий и изоляции отдельных лиц, что мешало истинному сотрудничеству и социальной гармонии.
До 1967 года в неопубликованной рукописной форме оставались творческие предсказания Фурье о степени сексуальной распущенности, а также об институтах и моральных кодексах, которые возникнут, чтобы управлять любовью и межличностными отношениями в гармоничном мире Сложных Ассоциаций. [15]
Роль силы
[ редактировать ]Фурьерская система ассоциаций была основана на добровольном участии и расширении посредством примера. После своего основания ассоциации продемонстрировали бы свои практические достоинства и вдохновили бы на подражание, а первые образцовые сообщества будут воспроизводиться и распространяться от мест к регионам, к странам и на международном уровне. Никогда в своих работах Фурье не апеллирует к государственному законодательству или какой-либо принудительной силе, вместо этого полагая, что объединение является естественной и полностью добровольной структурой. [16] часть Божественного Социального Кодекса. [12]
Более того, достижение международного масштаба устранило бы войну. [12] Вместо этого будут сформированы промышленные армии, которые будут участвовать в гигантских мелиоративных проектах, орошающих пустыни, восстанавливающих растительность, осушающих болота и обрабатывающих землю. [12] За этим последует ликвидация болезней, поскольку такие бедствия, как холера , тиф и желтая лихорадка, исчезнут вместе с нездоровыми местами, откуда они возникли до восстановительных усилий общества. [12] По мнению Фурье, за счет посадки огромных лесных массивов пахотные земли будут защищены, а климат Земли будет медленно меняться. [17]
Фантастические теории
[ редактировать ]Теоретическая система Фурье, которую один ученый назвал «обширной и эксцентричной», [15] было лишь частью результата того, что другой назвал «самым буйным и необузданным воображением». [18] Фурье считал, что в новом мире люди будут жить 144 года, что появятся новые виды дружелюбных и пацифистских животных, таких как «анти-львы», и что со временем у людей разовьются длинные и полезные хвосты. [15] Фурье также исповедовал веру в способность человеческих душ мигрировать между физическим и «ароматическим» мирами. [15] Такое мышление было отброшено в течение последних 15 лет жизни Фурье, когда вместо этого он начал концентрироваться на проверке своих экономических и социальных идей. [19]
Ученики Фурье, в том числе Альберт Брисбен и Виктор Консидант, позже сократили его труды до понятной системы экономической и социальной организации, при этом движение фурьеристов пережило кратковременный бум в Соединенных Штатах в середине 1840-х годов, когда было создано около 30 фурьеристских ассоциаций. . [20]
Влияние на новые религиозные движения
[ редактировать ]отождествлялась с эзотерическими доктринами, такими как мартинизм , такими фурьеристами, как Джаст Мюирон. Фурьеристская доктрина притяжения, соответствий и аналогий с самого начала [21] Луи Рейбо, автор первого исследования социалистов, воспринимал фурьеризм и другие ранние социалистические школы в контексте мистицизма, магии, каббалы или оккультных наук. [22] После 1848 года фурьеризм оказал решающее влияние на новые религиозные движения, такие как спиритуализм и оккультизм . [23] До этого фурьеризм уже породил идеи американо-американских мыслителей-спиритуалистов, таких как Эндрю Джексон Дэвис . [24] Элифас Леви , которого считают основателем современного оккультизма, был приверженцем фурьеризма в 1840-х годах. [25] До начала 20 века во французских социалистически-спиритуалистических кругах было сильное присутствие фурьеристов.
См. также
[ редактировать ]- Список фурьеристских ассоциаций в США
- Альберт Брисбен
- «Фаланга/Предвестник» — американская фурьеристская газета 1840-х годов.
- Американский союз ассоциативистов
- Фаланга Саут-Бэй
- Кибуц
- МЫ Смайт
- Утопический социализм
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ «Фурьеризм» . CollinsDictionary.com . ХарперКоллинз . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ Бичер, Виктор Консидант .
- ^ Джулия Франклин (редактор), «Введение» в избранное из произведений Фурье. Лондон: Swan Sonnenschein & Co., 1901; стр. 17.
- ^ Франклин, «Введение» к избранным из произведений Фурье, стр. 17-18.
- ^ Jump up to: а б с Франклин, «Введение» к избранным из произведений Фурье, с. 18.
- ^ Jump up to: а б с Карл Дж. Гварнери, Утопическая альтернатива: фурьеризм в Америке девятнадцатого века. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1991; стр. 18.
- ^ Гварнери, Утопическая альтернатива, стр. 5-6 вечера.
- ^ Гварнери, Утопическая альтернатива, стр. 18.
- ^ Jump up to: а б Чарльз Сирс, Североамериканская фаланга: исторический и описательный очерк. Прескотт, Висконсин: Джон М. Прайс, издатель, 1886 г.; стр. 1-2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сирс, «Североамериканская фаланга», стр. 1.
- ^ Jump up to: а б с д Гварнери, «Утопическая альтернатива», стр. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сирс, «Североамериканская фаланга», стр. 2.
- ^ Jump up to: а б Франклин, «Введение» к избранным из произведений Фурье, с. 20.
- ^ Гварнери, Утопическая альтернатива, стр. 18-19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гварнери, «Утопическая альтернатива», стр. 19.
- ^ Франклин, «Введение» в избранное из произведений Фурье, стр. 21.
- ^ Сирс, Североамериканская фаланга, стр. 2-3.
- ↑ Александр Грей в Абердинском философском обществе, 15 марта 1923 г. Цитируется в «Хаос и смысл Фурье», Aberdeen Journal, 16 марта 1923 г., стр. 1.
- ^ Гварнери, Утопическая альтернатива, стр. 20.
- ^ Уильям Альфред Хиндс, Американские сообщества. Второе издание. Чикаго, Иллинойс: Чарльз Х. Керр и компания, 1908; стр. 250.
- ^ Штрубе, Социализм , стр. 122-127; Бичер, Шарль Фурье , стр. 160–167.
- ^ Штрубе, Социализм, стр. 105-115.
- ^ Штрубе, «Социалистическая религия»; см. Штрубе, Социализм и Монро, Лаборатории .
- ^ Альбанезе, Республика , стр. 171–176, 208–218.
- ^ Штрубе, Социализм, стр. 316-351.
Библиография
- На французском языке
- Полное собрание сочинений Шарля Фурье . В 12 томах. Париж: Антропос, 1966–1968.
- Отдельные работы на английском языке
- Иерархии рогоносцев и банкротств. Кембридж, Массачусетс: Wakefield Press, 2011.
- Страсти человеческой души и их влияние на общество и цивилизацию. Нью-Йорк: Огастес М. Келли, 1968.
- Теория четырех движений. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1996.
- Теория социальной организации. Нью-Йорк: CP Somerby, 1876.
- Коллекции
- Джонатан Бичер и Ричард Бьенвеню (ред.), Утопическое видение Шарля Фурье: избранные тексты о работе, любви и страстном влечении. Бостон, Массачусетс: Beacon Press, 1971.
- Джулия Франклин (редактор), Отрывки из произведений Фурье. Лондон: Swan Sonnenschein & Co., 1901.
- Марк Постер (редактор), Гармонический человек: Избранные сочинения Шарля Фурье. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей, 1971.
- Дизайн для утопии: избранные сочинения Шарля Фурье. Нью-Йорк: Schocken Books, 1971.
Дальнейшее чтение
- Кэтрин Л. Альбанезе, Республика разума и духа: культурная история американской метафизической религии . Нью-Хейвен/Лондон: Издательство Йельского университета, 2007.
- Джонатан Бичер, Шарль Фурье: Провидец и его мир . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1986.
- Джонатан Бичер, Виктор Консидант и взлет и падение французского романтического социализма . Беркли: Калифорнийский университет Press, 2001.
- Артур Бестор, Американские фаланги: исследование фурьеристского социализма в Соединенных Штатах. Кандидатская диссертация. Йельский университет, 1938 год.
- Уильям Холл Брок, Фаланга на холме: ответы на фурьеризм в кругу трансценденталистов. Кандидатская диссертация. Чикагский университет Лойолы, 1995 г.
- Стерлинг Ф. Делано, «Предвестник» и трансцендентализм Новой Англии: портрет ассоциативизма в Америке. Крэнбери, Нью-Джерси: Associated University Press, 1983.
- Карл Дж. Гварнери, Утопическая альтернатива: фурьеризм в Америке девятнадцатого века. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1991.
- Эндрю Ломан, «Несколько о системе сообщества»: фурьеризм в творчестве Натаниэля Хоторна. Нью-Йорк: Рутледж, 2005.
- Карен Бергстрем Макнайт, Семена утопии: зарождение фурьеризма в Америке. Магистерская диссертация. Университет Вермонта, 1982 год.
- Сесилия Корецки Майкл, Гораций Грили и фурьеризм в Соединенных Штатах. Магистерская диссертация. Университет Рочестера, 1949 год.
- Джон Уорн Монро, Лаборатории веры: месмеризм, спиритизм и оккультизм в современной Франции . Итака: Издательство Корнельского университета, 2008.
- Шарль Пелларен, Жизнь Шарля Фурье. Нью-Йорк: Уильям Х. Грэм, 1848 г.
- Джеймс Р. Скейлз, Фурьеизм и его влияние в Америке. Шони, ОК: Баптистский университет Оклахомы, 1951.
- Джулиан Штрубе, « Социалистическая религия и возникновение оккультизма: генеалогический подход к социализму и секуляризации во Франции XIX века ». В: Религия , 2016.
- Джулиан Штрубе, Социализм, католицизм и оккультизм во Франции XIX века. Берлин/Бостон: Де Грюйтер, 2016.