Jump to content

Эндорская ведьма

(Перенаправлено из «Ведьмы Эндора» )
Аэндорская волшебница, деталь картины «Тень Самуила, вызванная Саулом» (Дмитрий Никифорович Мартынов, 1857)

( Эндорская Ведьма ивр . בַּעֲלַת־אֹוב בְּעֵין דּוֹר baʿălaṯ-ʾōḇ bəʿĒyn Dōr , «хозяйка ʾōḇ в Эндоре ») — женщина с которым, согласно еврейской Библии посоветовался с ним, , Саул чтобы вызвать дух пророка Самуила . Саул хотел получить совет, как победить филистимлян в битве, после того как предыдущие попытки проконсультироваться с Богом через священный жребий и другими способами не увенчались успехом. Однако то, что вызвано, будь то настоящий призрак Самуила или дух, выдающий себя за него, несет пророчество о гибели Саула и его армии, которые терпят поражение. Это событие происходит в Первой книге Царств ; [ 1 ] он также упоминается во второканонической Книге Сираха . [ 2 ]

Этимология

[ редактировать ]

Женщину из этой истории зовут на библейском иврите אֵשֶׁת בַּעֲלַת־אֹוב בְּעֵין דֹּור ( ʾēšeṯ baʿălaṯ-ʾōḇ bəʿĒyn Дор ), «женщина, обладательница ōḇ в Эндоре (Эйн Дор, название местности, означающее круглый колодец или источник). Слово אֹ֖וב 'ōḇ было предложено Гарри А. Хоффнером для обозначения ритуальной ямы. для вызова мертвых из преисподней, на основе параллелей в других ближневосточных и средиземноморских культурах. Это слово имеет родственные слова в других региональных языках (ср. шумерский ab. , аккадский âbu , хеттский a-a-bi , угаритский ib ) и медиум или ведьма Эндорского ритуала имеют параллели в вавилонских и хеттских магических текстах, а также в «Одиссее» . [ 3 ] [ 4 ]

Другие предложения по определению включают дух-фамильяр, талисман , [ 5 ] или бурдюк , применительно к чревовещанию . [ 6 ]

В греческой Септуагинте она называется ἐγγαστρίμυθος ἐν Αενδωρ ( engastrimythos в Аэндоре ), в то время как в латинской Вульгате есть питонема в Аэндоре , оба термина относятся к тогдашним языческим оракулам .

Медиум говорит, что она видит « элохима, поднимающегося» (она использует слово «элохим» во множественном числе, но в ответе Саула видение становится единственным) из земли, используя слово, которое обычно переводится как «бог(и)» для обозначения духа мертвые. Этому также соответствует использование родственного аккадского слова ilu «бог». [ 7 ]

Библейское повествование

[ редактировать ]
Эндорская ведьма Адама Эльшаймера .

Когда пророк Самуил умирает, его хоронят в Раме (1 Царств 25:1; 28:3). Саул, царь Израиля , ищет совета у Бога, чтобы выбрать курс действий против собранных сил филистимской армии . Он не получает ответа ни от снов, ни от пророков, ни от Урима и Туммима . Предварительно изгнав всех некромантов и магов из Израиля, Саул анонимно ищет ведьму, и ему говорят, что одна из них живет в деревне Эндор . Саул маскируется и пересекает вражеские позиции, чтобы навестить ее, прося ее воспитать Самуила. Женщина сначала отказывается из-за указа Саула против колдовства, но Саул уверяет ее, что она не будет наказана. [ 1 ]

Женщина вызывает дух, и когда он появляется, она понимает, кто такой Саул, и кричит: «Зачем ты меня обманул? Ты Саул!» Саул уверяет ее, что ей не причинят никакого вреда, и спрашивает, что она видит. Она говорит, что видит восход «элохимов» (множественное число слов «боги») (глагол во множественном числе). Затем Саул спрашивает, как выглядит «он» (единственное число), и она описывает старика, завернутого в одежду. Саул склоняется перед духом, но сам, по-видимому, не может его увидеть. [ 8 ]

Дух жалуется на беспокойство, ругает Саула за непослушание Богу и предсказывает падение Саула. Живой Самуил уже сказал, что Саул лишит своего царства, но этот дух добавляет, что армия Израиля будет разбита, а Саул и его сыновья завтра будут «со мной». Саул падает в ужасе; женщина утешает его и готовит ему еду из откормленного теленка, чтобы восстановить его силы. [ 1 ]

На следующий день израильская армия терпит поражение, как и было предсказано: Саул ранен филистимлянами и совершает самоубийство, упав на свой меч. [ 9 ] Позже молодой амаликитянин, надеющийся произвести впечатление на Давида, ложно заявит, что нанес смертельный удар, и Давид казнит его. [ 10 ] В 1 Паралипоменон говорится, что смерть Саула была отчасти наказанием за то, что он обратился за советом к медиуму, а не к Богу. [ 11 ]

Интерпретации

[ редактировать ]
Саул консультируется с Аэндорской ведьмой, фронтиспис к «Saducismus Triumphatus» книге Джозефа Глэнвилла .

В Септуагинте (2 век до н. э.) женщина описывается как чревовещательница , [ 12 ] возможно, это отражает последовательное мнение александрийских переводчиков о том, что демонов не существует. [ 13 ] С другой стороны, еврейская Книга Сираха , составленная в тот же период, представляет факт, что Самуил пророчествовал Саулу после его смерти. [ 2 ] Иосиф Флавий , писавший в I веке нашей эры, также, похоже, находил эту историю вполне достоверной. [ 14 ]

Ялкутский Шимони (11 век) идентифицирует анонимную ведьму как мать Абнера . [ 15 ] На основании заявления ведьмы о том, что она что-то видела, а также того, что Саул услышал бестелесный голос, ялкут предполагает, что некроманты способны видеть души умерших, но не могут слышать их речь, в то время как человек, ради которого был вызван умерший, слышит голос, но ничего не видит. [ 5 ]

По словам Антуана Огюстена Кальме , писавшего в 18 веке: [ 16 ]

Евреи наших дней верят, что после того, как тело человека будет предано земле, дух его идет и приходит, и уходит из того места, где ему суждено посетить его тело и узнать, что происходит вокруг него; что оно скитается в течение целого года после смерти тела, и что именно в этот год задержки Аэндорская Пифия вызвала душу Самуила, после чего вызов не имел бы никакой власти над его духом.

христианство

[ редактировать ]
Картина Уильяма Блейка , изображающая Саула, тень Самуила и Аэндорскую ведьму.

и Отцы церкви некоторые современные христианские писатели обсуждали богословские вопросы, поднятые в этом тексте, который, на первый взгляд, подтверждает, что люди могут (хотя и запрещено) вызывать духов умерших с помощью магии.

Король Джеймс в своем философском трактате «Демонология» (1597) отверг теорию о том, что ведьма совершала акт чревовещания, но также отрицал, что она действительно вызвала дух Самуила. Он писал, что Дьяволу разрешено время от времени принимать образ святых, цитируя 2 Коринфянам 11:14, где говорится, что «сатана может превратиться в Ангела света». [ 17 ] Джеймс описывает Аэндорскую ведьму как «Пифию Саула», сравнивая ее с древнегреческим оракулом Пифией . Он утверждает реальность колдовства, утверждая, что если бы такие вещи были невозможны, они не были бы запрещены в Священном Писании: [ 17 ]

Несомненно, что Закон Божий не говорит ничего напрасно, не налагает проклятий и не предписывает наказания теням, осуждая на зло то, что по сути и не является тем, как мы это называем.

Другие средневековые толкования Библии также предполагали, что ведьма вызвала не призрак Самуила, а демон, принявший его форму, или иллюзию, созданную ведьмой. [ 18 ] Мартин Лютер , считавший, что мертвые находились без сознания, читал, что это был «призрак дьявола», тогда как Жан Кальвин читал, что «это был не настоящий Самуил, а призрак». [ 19 ]

Антуан Огюстен Кальме кратко упоминает Эндорскую ведьму в своем «Трактате о явлениях духов» (1759 г.) среди других библейских доказательств «реальности магии». Он признает, что эта интерпретация является спорной, и говорит, что он не сделает никаких выводов из этого отрывка, «кроме того, что эта женщина слыла ведьмой, [и] что Саул почитал ее таковой». [ 16 ]

Поскольку в этом отрывке говорится, что ведьма громко вскрикнула от страха, когда увидела дух Самуила, некоторые толкователи отвергают предположение о том, что ведьма была ответственна за вызов духа Самуила, утверждая вместо этого, что это было делом Бога. [ 20 ] [ 21 ] Джойс Болдуин (1989) пишет, что

этот инцидент ничего не говорит нам о правдивости заявлений медиумов о консультировании умерших, поскольку признаки [поведения женщины] заключаются в том, что это было для нее событие экстраординарное, и пугающее, потому что она не была под контролем. [ 22 ]

Гренвилл Кент резюмирует две основные исторические интерпретации: первая, что Самуил действительно явился либо в теле, либо в воскресшей форме; во-вторых, Самуил выдал себя за демона, чтобы уничтожить Саула. Он утверждает, что последняя точка зрения соответствует тексту. [ 23 ]

Спиритуализм

[ редактировать ]
Эндорская ведьма Николая Ге , 1857 год.

Спиритуалисты восприняли эту историю как свидетельство медиумизма духов в древние времена. Эта история цитировалась в дебатах между апологетами спиритуалистов и христианскими критиками. «Женщина из Эндора была средним человеком, респектабельным, честным, законопослушным и гораздо более похожим на Христа, чем христианские критики спиритуализма», — утверждала одна чикагская спиритуалистическая газета в 1875 году. [ 24 ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]
Саул разговаривает с духом Самуила у Аэндорской ведьмы. Автор Габриэль Эхингер, 1675 год, Städelsches Kunstinstitut .

Историю консультации Саула с Аэндорской ведьмой часто положили на музыку, и во многих произведениях раскрывается характер ведьмы. [ 25 ] Одним из ранних примеров является «В ночь вины» , оратория, написанная Робертом Рэмси в 1630-х годах, которая легла в основу более известного одноименного произведения Генри Перселла в 1691 году. [ 26 ]

Ведьма также появляется в Морс Саулис и Ионафай» « романах Шарпантье (около 1682 г.), «Саул» Георга Фридриха Генделя (1738 г.), «Кониге в Израиле» Фердинанда Риса (1837 г.) и «Король Давида» ( Онеггера 1921 г.). Известные оперы с участием этого персонажа включают «Давид и Ионафа» Шарпантье (1688) и «Саул и Давид» Карла Нильсена (1902). В 1965 году танцевальная труппа Марты Грэм представила премьеру Аэндорская ведьма» одноактного балета « на музыку Уильяма Шумана ; Впоследствии он был переработан в короткую пьесу американским композитором Мундогом (Луи Хардин) для его одноименного альбома 1969 года . [ 27 ]

Поэтические произведения, пересказывающие эту историю, включают « Саула » лорда Байрона , опубликованного в его сборнике «Еврейские мелодии» 1815 года ; [ 28 ] и «В Эндоре» Шаула Черниховского (1893), главное произведение современной еврейской поэзии , в котором Саул изображается как симпатичная фигура. [ 29 ] Редьярд Киплинг через год после гибели своего сына в битве при Лоосе написал стихотворение под названием « Эн-Дор », используя этот рассказ для критики современных медиумов. [ 30 ]

В театре Аэндорская ведьма фигурирует в пьесе Лоуренса Хаусмана 1944 года «Самуэль-Создатель королей» и играет центральную роль в пьесе Говарда Немерова 1961 года «Эндор» . [ 28 ] В кинематографе этого персонажа изобразил израильский актер Дов Райзер в телефильме 1976 года «История Давида» и бельгийская актриса Лайн Рене в сериале 2016 года « Цари и пророки» .

Персонаж Эндоры, матери героини Саманты телешоу « Заколдованные » , может быть назван в честь Эндорской ведьмы. [ 31 ]

Эндорская ведьма — это имя, которое иногда дают кораблям, как реальным, так и вымышленным, например, в научно-фантастическом сериале « Пространство» . [ 32 ]

В музыке Эндорская Ведьма упоминается в последнем куплете песни Греты Ван Флит «Lover, Leaver» . [ нужна ссылка ]

Эндорская ведьма также является сюжетной точкой в ​​«Тайнах бессмертного Николаса Фламеля» Майкла Скотта . [ нужна ссылка ]

  1. ^ Jump up to: а б с 1 Царств 28:3–25
  2. ^ Jump up to: а б Сираха 46:19–20
  3. ^ Хоффнер, Гарри А. (1967). «Предшественники еврейского слова «Ôḇ» во втором тысячелетии». Журнал библейской литературы . 86 (4). Атланта, Джорджия: Общество библейской литературы : 385–401. дои : 10.2307/3262793 . JSTOR   3262793 .
  4. ^ Кинг, Филип Дж.; Стагер, Лоуренс Э. (2001). Жизнь в библейском Израиле . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 380 . ISBN  9780664221485 .
  5. ^ Jump up to: а б Хирш, Эмиль Г. (1911). «Эндор, ведьма» . Еврейская энциклопедия .
  6. ^ Ауне, DE (1959). "Середина" . В Бромили, Джеффри В. (ред.). Международная стандартная библейская энциклопедия . Уильям Б. Эрдманс. п. 307. ...оба (РСВ 'средний'). Согласно одной точке зрения, это то же слово, которое означает «мех, сделанный из мехов» («мешки для вина», Иов 32:19). Тогда этот термин будет относиться к технике чревовещания или, точнее, «разговору в животе».
  7. ^ Уолтон, Джон Х. (ноябрь 2006 г.). Древняя ближневосточная мысль и Ветхий Завет: введение в концептуальный мир еврейской Библии . Ада, Мичиган: Baker Academic . п. 325. ИСБН  9781585582914 – через Google Книги.
  8. ^ Аун 1959 , с. 307
  9. ^ 1 Царств 31: 1–4.
  10. ^ 2 Царств 1: 6–10.
  11. ^ 1 Паралипоменон 10: 13–14.
  12. ^ Клаук, Ханс-Йозеф; Макнил, Брайан (2003). Магия и язычество в раннем христианстве: мир Деяний апостолов . п. 66. Классическим примером является визит царя Саула к Аэндорской ведьме: в Септуагинте один раз говорится, что провидица занимается прорицанием , и трижды, что она занимается чревовещанием (1 Царств 28:6–9).
  13. ^ Андреасен, Милиан Лауриц (2001). Исайя, евангельский пророк: Проповедник праведности . п. 345. Септуагинта переводит: Они возжигают благовония на кирпичах бесам, которых нет .
  14. ^ Еврейские древности 6.14.
  15. ^ Ялк, Сэм. 140, от Пирке Р. Эл.
  16. ^ Jump up to: а б Кальме, Огюстен (2016). Трактат о явлениях духов и вампирах или призраках: Венгрии, Моравии и др. Полные тома I и II. Независимая издательская платформа CreateSpace. стр. 47, 237. ISBN.  978-1-5331-4568-0 .
  17. ^ Jump up to: а б Король Джеймс (2016). Бретт Р. Уоррен (ред.). Аннотированная демонология . Критическое издание на современном английском языке . Независимая издательская платформа CreateSpace. стр. 9–10. ISBN  978-1-5329-6891-4 .
  18. ^ «Некромантия» . Католическая энциклопедия . Проверено 5 сентября 2012 г.
  19. ^ Бакли, Дж. М. (2003). Исцеление верой, христианская наука и родственные явления . п. 221. Аэндорская ведьма. Рассказ об «Андорской ведьме» - единственный случай в Библии, где описывается процесс и... Лютер считал, что это был «призрак Дьявола»; Кальвин утверждал, что «это был не настоящий Самуил, а призрак».
  20. ^ Беукен, Виллем (1978). «1 Царств 28: Пророк как «молот ведьм» ». Журнал для изучения Ветхого Завета . 3 (6): 8–9. дои : 10.1177/030908927800300602 . S2CID   170802393 .
  21. ^ Кейл, Карл Фридрих; Делич, Франц (1956). Библейский комментарий к книгам Самуила . Эрдманс. п. 262.
  22. ^ Болдуин, Джойс (1989). 1 и 2 Царств: введение и комментарий . п. 159.
  23. ^ Кент, Гренвилл (01 октября 2014 г.). « Позовите Самуила»: Кто явился ведьме в Эн-Доре? (1 Царств 28:3-25)» . Богословские статьи и журнальные статьи .
  24. ^ «Религия призраков». Спиритуалист за работой . Том. 1, нет. 19. Чикаго. 24 апреля 1875 г. с. 1.
  25. ^ Ленеман, Хелен (2017). «Среда Эндора, услышанная посредством музыки» . В Арчи CC Ли, Арчи; Бреннер-Идан, Аталия (ред.). Самуил, Цари и Паралипоменон . Том. 1. Академик Блумсбери. п. 149. ИСБН  978-0-567-67115-8 .
  26. ^ Смоллман, Бэзил (апрель 1965 г.). «Возвращение к Эндору: английские библейские диалоги семнадцатого века». Музыка и письма . 46 (2): 137–145. дои : 10.1093/ml/XLVI.2.137 . JSTOR   732625 .
  27. ^ Лонг, Шивон; Сойер, Джон (2015). Библия в музыке . Роуман и Литтлфилд. п. 270. ИСБН  978-0-8108-8451-9 .
  28. ^ Jump up to: а б Кинсли, Уильям (1992). «Аэндорская ведьма» . Джеффри, Дэвид Лайл (ред.). Словарь библейской традиции в английской литературе . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 840–841. ISBN  978-0-8028-3634-2 .
  29. ^ Офер, Рэйчел (2021). «Злая ведьма или хороший психотерапевт? Средство Эндора в современной еврейской литературе». Ивритские исследования . 62 : 184–185. дои : 10.1353/hbr.2021.0018 . JSTOR   27087000 . S2CID   244914687 .
  30. ^ Холт, Тони; Холт, Валмаи (1998). Мой мальчик Джек: В поисках единственного сына Киплинга . Лео Купер. п. 234. Как бы они ни были в отчаянии, нет никаких свидетельств того, что Редьярд и Кэрри когда-либо задумывались о попытке связаться с Джоном таким способом, и презрение Редьярда к тем, кто это сделал, было выражено в стихотворении Эн-дор, написанном в следующем году.
  31. ^ «Эндора — происхождение, значение, популярность и родственные имена» . мама.com .
  32. ^ Купер, Джеймс С.А. (2016). Пепел Вавилона . Орбита. п. ?. «Коннахт» был одной из частей, как и все разношерстные корабли под ее командованием: «Паншин», «Солано», «Ведьма Эндора», «Серрио Мал» и еще дюжина.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef4f452d4d0a83b20b22806b188c8a06__1724166840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/06/ef4f452d4d0a83b20b22806b188c8a06.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Witch of Endor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)