Уэйн С. Бут
Часть серии о |
Риторика |
---|
Уэйн Клейсон Бут (22 февраля 1921, Американ-Форк, Юта — 10 октября 2005, Чикаго, Иллинойс ) — американский литературный критик и ритор . Он был Джорджа М. Пулмана английского языка и литературы имени почетным профессором в колледже Чикагского университета . Его работы во многом следовали за Чикагской школой литературной критики .
Жизнь
[ редактировать ]Бут родился в штате Юта в семье Святых последних дней , Уэйна Чипмана Бута и Лилиан Клейсон Бут. Старший Бут умер в 1927 году, когда юному Уэйну было шесть лет. [1] Бут окончил среднюю школу Американ Форк в 1938 году. [2] Он получил образование в Университете Бригама Янга и Чикагском университете. Он преподавал английский язык в Хаверфорд-колледже и Эрлхэм-колледже, прежде чем вернуться в Чикагский университет . Он сохранял свое членство в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней на протяжении всей своей жизни, но придерживался позиции, согласно которой многие религии одинаково приемлемы и достаточны. [3] Он был членом Американского философского общества и Американской академии искусств и наук . [4] [5]
Риторика художественной литературы
[ редактировать ]В самой известной книге Бута « Риторика художественной литературы » он утверждал, что любое повествование является формой риторики .
Книгу можно рассматривать как его критику тех, кого он считал основными критиками. Бут утверждает, что примерно начиная с Генри Джеймса критики начали подчеркивать разницу между «показом» и «рассказом» в художественной литературе и придавали все больше и больше догматического значения «показу».
Бут утверждал, что, несмотря на реалистичные эффекты , достигнутые современными авторами, попытка различать повествования таким образом является упрощенной и глубоко ошибочной, поскольку авторы неизменно и показывают, и рассказывают. Бут заметил, что они, похоже, выбирают между техниками, основанными на решениях о том, как передать свои различные «обязательства» по различным «линиям интересов», то есть риторическими средствами убеждения аудитории.
Критику Бута можно рассматривать отдельно от традиционной биографической критики (до сих пор практикуемой, особенно среди популярных критиков), новой критики , которая утверждала, что можно говорить только о том, что говорит текст, и современной критики , которая выступает за «искоренение» авторского подхода. присутствие. Бут утверждал, что невозможно говорить о тексте, не говоря об авторе, поскольку существование текста предполагает существование автора.
Бут утверждал, что не только не имеет значения, вторгается ли автор — в отличие от рассказчика — непосредственно в произведение, поскольку читатели всегда сделают вывод о существовании автора за любым текстом, с которым они сталкиваются, но также и то, что читатели всегда делают выводы о убеждения и суждения (а также выводы о навыках и «успехе») предполагаемого автора текста по различным направлениям интереса текста:
Каким бы безличным он ни пытался быть, его читатели неизбежно составят образ официального писца, пишущего в такой манере, и, конечно, этот официальный писец никогда не будет нейтральным по отношению ко всем ценностям. Наша реакция на его различные обязательства, тайные или явные, поможет определить нашу реакцию на эту работу. [6]
Этот подразумеваемый автор (широко используемый термин, который Бут ввёл в этой книге; которого он также называл «вторым я» автора). [7] ) — это тот, кто «выбирает, сознательно или бессознательно, то, что мы читаем; мы предполагаем его как идеальную, литературную, созданную версию реального человека; он — сумма его собственных выборов». [8]
В книге «Риторика художественной литературы» Бут ввел термин « ненадежный рассказчик ».
Бут также посвятил несколько глав, включающих многочисленные ссылки и цитаты из широко признанных художественных произведений, описывая различные эффекты, которых подразумеваемые авторы достигают в различных сферах интересов, которые он идентифицирует, и ловушки, в которые они попадают, в зависимости от того, являются ли подразумеваемые авторы автор дает комментарий, а также от того, насколько рассказчик истории надежен или ненадежен, личностн или безличен.
Бут подробно описал три «типа литературного интереса», которые «доступны для технических манипуляций в художественной литературе»:
(1) Интеллектуальный или когнитивный: у нас есть или может быть сильный интеллектуальный интерес к «фактам», истинной интерпретации, истинным причинам, истинному происхождению, истинным мотивам или истине о самой жизни. (2) Качественный: у нас есть или может возникнуть сильное желание увидеть завершенным какой-либо образец или форму или испытать дальнейшее развитие качеств любого рода. Мы могли бы назвать этот вид «эстетическим», если бы это не означало, что литературная форма, использующая этот интерес, обязательно имеет большую художественную ценность, чем форма, основанная на других интересах. (3) Практичность: у нас есть или может быть сильное стремление к успеху или неудаче тех, кого мы любим или ненавидим, восхищаемся или ненавидим; или нас можно заставить надеяться или бояться изменения качества характера. Мы могли бы назвать этот вид «человечным», если бы это не означало, что 1 и 2 каким-то образом меньше человеческого. [9]
В издании «Риторики художественной литературы» 1983 года , которое включало пространное приложение к оригинальному изданию 1961 года, Бут обрисовал различные личности, принятые как авторами, так и читателями: Автор из плоти и крови, Подразумеваемый автор, Рассказчик этой истории, Карьерный автор и «Общественный миф»; и «Воссоздатель многих историй из плоти и крови», «Предполагаемый читатель», «Доверчивый слушатель», «Профессиональный читатель» и публичный миф о «читающей публике». [10]
Другие работы
[ редактировать ]Более поздняя работа — «Современная догма и риторика согласия» , в которой Бут определяет риторику как искусство поиска обоснованных убеждений. [11] Бут обращается к вопросу о том, какие обстоятельства должны заставить человека изменить свое мнение, обсуждая, что происходит в ситуациях, когда спорят две диаметрально противоположные системы убеждений. Его центральным примером является инцидент в Чикагском университете, когда некоторые студенты и администраторы были вовлечены в ожесточенные дебаты, которые в конечном итоге переросли в то, что каждая сторона просто перепечатывала аргументы другой стороны без комментариев, полагая, что противоположная сторона настолько очевидно абсурдна, что заявить свои предложения значило их опровергнуть.
Еще одна примечательная книга — «Риторика иронии» 1974 года , в которой Бут исследует давнюю традицию иронии и ее использование в литературе. Вероятно, это его вторая по популярности работа после «Риторики художественной литературы» .
В книге «Компания, которую мы держим: Этика художественной литературы» (1988) Бут возвращается к теме риторических эффектов в художественной литературе и «приводит доводы в пользу перемещения этики в центр нашего взаимодействия с литературой» . ). Это широко цитируемый вклад в область литературы и этики или этической критики, основанный на его аргументах в «Критическом понимании» (1979).
Премия аспиранта Уэйна К. Бута Чикагского университета за выдающиеся достижения в области преподавания на бакалавриате была учреждена в 1991 году в честь Бута. Премия вручается ежегодно.
Кроме того, в честь Бута назван Дом Бута в здании колледжа Чикагского университета.
Работает
[ редактировать ]- Риторика художественной литературы (The University of Chicago Press, 1961, 1983) ISBN 9780226065588
- Скучно изнутри: брошюра «Искусство эссе первокурсника» (около 1963 г.)
- Знания, которые стоит иметь (The University of Chicago Press, 1967), редактор, ISBN 9780226065762
- Теперь не пытайтесь рассуждать со мной: эссе и ирония для доверчивого века (The University of Chicago Press, 1970) ISBN 9780226065809
- Автобиография Релвы Бут Росс (1971)
- Семейная история Бута (1971)
- Риторика иронии (The University of Chicago Press, 1974) ISBN 9780226065533
- Современная догма и риторика согласия (The University of Chicago Press, 1974) Лекции Уорда-Филлипса по английскому языку и литературе, ISBN 9780226065724
- Критическое понимание: полномочия и пределы плюрализма (The University of Chicago Press, 1979) ISBN 9780226065557
- Риторика Харпера и Роу: писать как думать, думать как писать (1987) с Маршаллом В. Грегори
- Читатель Harper & Row: гуманитарное образование через чтение и письмо (1988) с Маршаллом В.Грегори
- Призвание учителя: риторические случаи, 1967–1988 (The University of Chicago Press, 1988) ISBN 9780226065823
- Искусство делиберализации: справочник для настоящих профессионалов (1990)
- Компания, которую мы держим: этика художественной литературы (Калифорнийский университет Press, 1988, ISBN 978-0-520-06203-0 )
- Искусство старения: писатели о жизни и старении (редактор) (The University of Chicago Press, 1992, 1996) ISBN 9780226065496
- Ремесло исследования (The University of Chicago Press, 1995, 2003, 2008) с Грегори Г. Коломбом и Джозефом М. Уильямсом. ISBN 9780226065663
- Литература как исследование (1996) с Луизой Мишель Розенблатт
- Из любви к этому: любительство и его соперники (The University of Chicago Press, 1999) ISBN 9780226065861
- Риторика риторики: В поисках эффективной коммуникации (2004) Манифест Блэквелла
- Мои многочисленные «я»: поиск правдоподобной гармонии (издательство Университета штата Юта, 2006) ISBN 9780874215359
- The Essential Wayne Booth (The University of Chicago Press, 2006) под редакцией Уолтера Йоста, ISBN 9780226065922
- Знание, которое стоит делать (The University of Virginia Press, 2010) под редакцией Уолтера Йоста
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Индексы архивов штата Юта», база данных и изображения, Архивы штата Юта ( https://archives.utah.gov/research/indexes : по состоянию на 23 июня 2020 г.), Министерство здравоохранения. Свидетельства о смерти Управления ЗАГСа и статистики, серия 81448
- ↑ Стенограмма средней школы Американ Форк, Архив штата Юта
- ^ Бут, Уэйн К. (март 1998 г.), «Исповедь стареющего, лицемерного бывшего миссионера» (PDF) , Sunstone: стр. 25–36.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ «Уэйн Клейсон Бут» . Американская академия искусств и наук . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Риторика художественной литературы , с. 71.
- ^ Термин «второе я» был популяризирован Кэтлин Тиллотсон (1959), см. Том Киндт, Ханс-Харальд Мюллер, Подразумеваемый автор: концепция и противоречия (2006), стр. 50.
- ^ Риторика художественной литературы , стр. 74-75.
- ^ Риторика художественной литературы , с. 125.
- ^ Риторика художественной литературы , стр. 428-431.
- ^ Бут, Уэйн К. Современные догмы и риторика согласия . п. 119.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1921 рождений
- смертей в 2005 г.
- Американские литературные критики
- Теоретики риторики
- Теоретики иронии
- Выпускники Университета Бригама Янга
- Выпускники Чикагского университета
- факультет Чикагского университета
- Преподаватели Эрлхэм-колледжа
- Бывшие Святые последних дней
- Люди из Американ-Форк, штат Юта
- Члены Американского философского общества
- Президенты Ассоциации современного языка